Формы организации самообразования
Поиск ЛекцийРассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования педагогов УДО, отметив их преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а так же возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
• эпизодичность прохождения курсов;
• недостаточность курсов по разным направленностям дополнительного образования;
• время проведения — в учебный период, что влечет проблемы с выполнением образовательной программы;
• качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов дополнительного образования и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение педагогического образования; получение высшего образования либо второго высшего или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
• возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
• система «ученый-педагог», при которой обучение ведут ученые-специалисты.
Недостатки:
• нехватка у педагогов свободного времени;
• занятость педагогов-совместителей по основному месту работы;
• дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
• возможность пройти их в удобное для педагогов время;
• возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
• дистанционные курсы проводятся на платной основе;
• документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации;
• не все педагоги владеют в достаточной степени ИКТ и интернет-технологиями.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
• научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
• посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
• участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
• посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;
• теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
5. Сетевые педагогические сообщества —новая форма организации самообразования педагогов.
Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
• использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
• самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
• освоение информационных концепций, знаний и навыков;
• наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
• обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
• методическая помощь является персональной и адресной;
• попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:
• Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
• Педсовет.оrg (pedsovet.org) целями своей работы указывает:
• Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.
• Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru)
основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.
• Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности
называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
• Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность педагогам внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).
4. Диагностика и планирование процесса самообразования
Несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация и методическая служба УДО. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Организация наставничества, работа с молодыми специалистами, обсуждение актуальных тем, привлечение педагогов к участию в тематических педсоветах, методических семинарах, проведение консультаций для педагогов, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение библиотечного и медиатечного фонда — это лишь неполный перечень форм работы методического аппарата центра детского творчества.
Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.
4.1. Практикум » Выявление способности педагога к развитию»
Самообразование педагога начинается с создания определенного настроя на самостоятельную работу, анализа затруднений, постановки проблемы, изучения психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирования и прогнозирования результатов.
На этом этапе может помочь анкета «Выявление способности педагога к развитию» — для оценки уровня готовности педагога к саморазвитию (приложение 1).
Педагогам предлагается заполнить, обработать анкету, обсудить полученные данные и сделать соответствующие выводы.
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru
Формы и источники самообразования — Обмен педагогическим опытом — Каталог статей
Самообразование
(формы и источники)
Чтобы развить в себе чувство уверенности необходимо заставлять себя делать то, чего опасаешься, и вспоминать свой прошлый положительный опыт в этом.
Д.Карнеги
1.Сущность педагогического самообразования.
Учитель должен систематически повышать свой уровень знаний, расширять кругозор, т. е постоянно заниматься самообразованием. Педагогическое самообразование – это логически стройная, четко спланированная система, цель которой реализация достижений пед. науки в школьной практике.
Самообразовательная деятельность предполагает определенную обязательность. Поэтому она никак не может быть работой только по желанию, ибо учитель берет на себя обязательство работать так, чтобы не отставать от современных требований. Вместе с тем главным условием пед. самообразования является самоконтроль, а не контроль со стороны.
Основной показатель эффективности самообразования – качество учебно – воспитательного процесса и уровень знаний учащихся. Если учитель хочет добиться успехов в труде, то свое самообразование он должен превратить в творческий и необходимый труд, без которого просто немыслима педагогическая деятельность.
Самообразование способствует становлению личности, но определяет его сама личность. Согласно поставленным целям, учитель организует процесс самообразования, обуславливает его содержательную сторону. Содержание должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям.
Для того чтобы заняться самообразованием учителю необходимы соответствующие побудительные мотивы, а также внешние и внутренние стимулы. К внешним стимулам можно отнести поощрения со стороны администрации школы, стремление занять определенное место в школе, коллективе, в среде учителей.
А к внутренним – духовные потребности учителя, в частности потребность в знаниях, желание работать над собой, активность учителя, его убеждения.
Приступая к педагогическому самообразованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности. Если самооценканеадекватна, то личность развивает в себе не те свойства и качества, которые ей нужны. К примеру, педагог с завышенной самооценкой не испытывает потребности в самообразовании, он слишком высокого мнения о себе. И наоборот, педагог с заниженной самооценкой не верит в свои силы. Это становится психологическим барьером и тоже тормозит самообразовательную деятельность.
Самообразовательная деятельность – постоянный и длительный процесс. В каждом конкретном случае учитель должен оставить цель, определить содержание и практическую направленность самообразования.
Опыт показывает, что разработки, учебно – тематические планы и программы, не решают проблемы повышения квалификации педагога. Учителя повышают свою квалификацию, прежде всего с помощью научной литературы, связанной непосредственно с предметом, тем самым, придавая деятельности новую направленность, открывая перед собой дорогу для творческого решения учебных проблем, позволяя вырабатывать свои методы, приемы и способы построения урока.
Особое место в самообразовательной деятельности учителя занимает самоанализ. Сильным становится тот педагог, который умеет проанализировать свой труд, говорил В.А. Сухомлинский. Познание педагогом самого себя осуществляется в процессе самоанализа, самонаблюдения и профессиональной самооценки.
2. Формы и источники педагогического самообразования.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова раскрываются понятия «форма» и «источники». «Форма» определяется как вид, тип устройства, структура, внешнее выражение чего–нибудь, обусловленные определенным содержанием». «Источник» же – это то, что дает начало чему–нибудь, откуда исходит что–нибудь.
В процессе педагогического самообразования «форма» и «источник» содержат в себе в определенной степени идентичное содержание, а именно: «Что я могу?» и «Чего я не могу?»
и, соответственно: «Что я должен сделать, чтобы работать хорошо?» и «Чему я должен научиться, у кого и из каких источников?»
Наиболее популярной формой педагогического самообразования является работа с книгой. У В.Ф. Бокова есть оригинальные стихи, посвященные книге:
Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота – набить бы живот,
Где калорийная, вкусная пища
Пищу духовную не признает.
Книга – советчик,
Книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
К этим словам трудно что – либо прибавить. «Чтение есть тот акт, —
говорил Д.И.Писарев, — посредством которого отдельная личность, чувствуя свое
бессилие перед осаждающими ее вопросами, обращается к коллективному уму
человечества, к лучшим представителям этого ума, чтобы от них добыть себе ответ
на эти вопросы, неразрешимые для индивидуальных сил». Систематическое изучение
педагогической литературы, регулярное чтение журналов по учебным дисциплинам,
помогают поднять свой профессиональный уровень. Никакой вуз, никакие институты
повышения квалификации, никакие методисты, директора, завучи не смогут научить
учителей всему и дать советы на все случаи жизни. Учитель должен сам работать
над собой. Сам должен пополнять свои знания.
Педагогическим самообразованием должны заниматься все педагоги. Функции контроля может взять на себя администрация школы. Но здесь возникает вопрос: «Не бюрократическая ли эта забава – составление плана по самообразованию и контроль за его реализацией? Не унижает ли это достоинство педагога?» Конечно, тот учитель, который любит детей, творчески подходит к своей педагогической деятельности, всегда найдет время читать необходимую литературу и будет крайне озабочен своим духовным ростом. Разумеется, таким педагогам не нужны планы по самообразованию, не нужен постоянный контроль. Но есть учителя, которым необходим и план и контроль, хотя бы на первом этапе. В этом случае директор и завуч должны не столько контролировать, сколько помогать организовывать самообразование.
На педагогических советах мы обмениваемся полученной информацией, выступая с докладами по самообразованию.
Эдисон говорил: «Талант – один
процент гения, а девяносто девять процентов потения».
Процесс педагогического самообразования складывается из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
На первом этапе работы учитель должен уметь планировать, регламентировать и нормировать своё время на всю самообразовательную деятельность. Необходимо поставить цель: чему учиться в этом месяце и составить перспективный план на каждый месяц в отдельности. Важной особенностью этого этапа является умение предвидеть собственные затруднения.
На втором этапе следует строить работу таким образом: распределить объём работы по месяцам и указать сроки выполнения намеченного.
На третьем этапе можно сделать
выводы, кратко сформулировать и записать то, чему научился, какой результат дала
работа.
Другая форма педагогического
самообразования – внутришкольные проблемные семинары. Они способствуют
творческой беседе, развитию педагогического кругозора, содействует воспитанию
трудолюбия, культуры речи и умению свободно выступать на различных собраниях.
Следующая форма педагогического
самообразования – внутришкольные научно-практические семинары. Ими руководят
опытные, творчески работающие учителя. Уточняется тема семинара и
распределяются доклады. Необходимое условие – практическая направленность
докладов, выход непосредственно на урок, на учащихся. Каждому участнику заранее
должны быть известны цель и задачи данного семинара; он обязан знать, какие
доклады будут, по каким темам будут проводиться открытые уроки.
Научно-практическая исследовательская работа – также является формой педагогического самообразования. Эта форма работа подходит только тем педагогам, которые имеют большой багаж знаний и опыт школьной работы.
Наряду с формами педагогического самообразования существует ряд других источников. Одним из них «открытый урок», который по своей сути должен нести обучающий характер.
«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская «основа профессии и технологии нашего труда: чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» — вот так образно говорил об уроке В.А.Сухомлинский.
Открытый урок – это аукцион знаний педагогов. Уроки поиска истины, праздник знаний, ума и таланта. На каждый открытый урок нужно найти «изюминку», какое-то интересное обстоятельство, интригующую деталь, неожиданные ассоциации.
Подготовка к открытым урокам активизирует самообразовательную работу учителя. Учитель старается готовиться к уроку, преисполнен ответственности, стремиться показать себя подготовленным как в методическом плане, так и по предмету.
Учитель, который занимается
самообразованием, как правило, дает много знаний, его уроки насыщены интересным
материалом.
Серьезного внимания требует такая форма педагогической работы, как наставничество. Считаю, что оно должно стать нормой жизни каждого педагогического коллектива. Именно настоящие наставники принимают новаторские решения, ведут смелый педагогический поиск. Наставничество – это и острая постановка квалификации кадров и их инициативность. Наставником может стать лишь передовой учитель, опытный, творческий, хорошо знающий свое дело и имеющий авторитет в коллективе школы.
Они могут направить педагогическую деятельность молодых, нацелить их
внимание на главное в учебно- воспитательном процессе, консультировать по
важным проблемам предмета, методики его преподнесения.
Чрезвычайно важную роль в самообразовательной деятельности играют традиции школы. Массовость мероприятий, их целенаправленность и перспективность ценны тем, что способствуют развитию не только учащихся, но и учителей.
В.А.Сухомлинский в
проблеме самообразования выделил очень важный феномен – взаимоотношение. Он
считал, что самообразование – это не механическое пополнение знаний, не
замкнутость и оторванность от людей, а живые человеческие взаимоотношения. И
далее: «… интеллектуальная жизнь школы немыслима без тех тонких отношений, в
которых человек открывается перед человеком как большое духовное богатство.
Суть их должна состоять в обмене знаниями, умениями». К таким массовым
мероприятиям, которые помогают становлению учителя как мастера своего дела,
относятся «предметные недели», «тематические вечера» и т.п. Общим для них
является то, что они, как правило, сближают педагогов, которые работают
коллективно, сообща, делятся своим опытом, каждый старается вносить в это дело
свою индивидуальность.
Формы педагогического самообразования различны, но имеют идентичное целевое содержание и они самый надежный и реальный путь повышения профессионального мастерства учителя.
Доклад составила Кострова В.Н.
ggaliba.ucoz.ru
Статья на тему «Формы самообразования»
ФОРМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
Люлина Ольга Викторовна, преподаватель
ГБПОУ ВО «НМТ»
«Тот, кто мало знает, малому может и учить…»
(Н. А. Коменский)
Внедрение инклюзивного (или включенного) образования предъявляет немалые требования к компетенциям преподавателя.
С большими трудностями и ответственностью сталкивается педагог, работая с «особыми» детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время зарубежные исследователи много говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями. Постепенная профессиональная трансформация, в которую вовлекаются учителя, связана с освоением новых профессиональных навыков, с изменением своих установок в отношении учеников, отличающихся от своих сверстников.
Добрее, отзывчивее и милосерднее становятся здоровые дети, проходящие через инклюзивное образование. У них появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для нашего общества с его крайне низким уровнем толерантности.
Некоторые студенты нашего техникума, обучающиеся вместе с глухими детьми, выучили жестовый язык, чтобы иметь возможность общения с лишенными слуха одногруппниками и являются связующим звеном между всеми подростками. Это позволяет избежать изоляции от коллектива детям с ОВЗ, помогает строить доброжелательные отношения в группе. Наконец, инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.
Ключевую же роль в реализации инклюзивного образования играют учителя.
В настоящее время, очевидно, что степень успеха инклюзивного образования зависит от «универсальности» учителя. Несмотря на то, что с детьми с ОВЗ мы работаем давно, введение в обычные группы глухих и слабослышащих детей сделало вопросы эффективной подготовки учителей к работе с инклюзивными группами детей еще более актуальными. Немаловажную роль играет самообразование, которое:
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков.
Выделим основные формы профессионально-личностного саморазвития преподавателя, анализируя плюсы и минус каждой из них.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
При МГППУ (Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет) создан Институт проблем инклюзивного образования.
Цель деятельности института – научно-методическое обеспечение инклюзивного образования, поддержка образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход, подготовка и переподготовка специалистов в области инклюзивного образования.
В институте организуются различные вебинары по актуальным вопросам для руководителей, преподавательского состава профессиональных и общеобразовательных организаций, работников дошкольных учреждений, представителей органов управления образования субъектов Российской Федерации, родителей детей с ОВЗ.
Достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки: эпизодичность прохождения курсов;
время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы образовательной организации;
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.
Получение второго высшего образования дает большие возможности для расширения поля деятельности педагога, работающего с инклюзивными студентами.
Так Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) объявляет набор в магистратуру «Психология и педагогика инклюзивного образования» по направлению подготовки — Психолого-педагогическое образование»
Востребованными в данном случае являются такие специальности как специалист по социальной реабилитации детей с ОВЗ, логопед дефектолог, психолог и т.п.
Достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер; система «ученый-учитель», при которой обучение ведут ученые-специалисты.
Недостатки: нехватка у педагогов свободного времени; дороговизна и длительность обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Совершенствовать свои знания, умения и навыки, общие и профессиональные компетенции дистанционно становится все удобнее: повышение квалификации по избранному направлению, качественное обучение методике профессиональной деятельности по развитию ученических групп с ОВЗ организуется на основе разработанных экспертами учебно-методических комплексов и современных информационных ресурсов.
Педагогу просто необходимо участвовать в конкурсах, конференциях и семинарах. Хотя бы с той точки зрения, что любое участие где-либо предполагает подготовку, поиск материалов и т.п. А значит, способствует профессиональному росту педагога.
Достоинства такой формы самообразования: возможность пройти их в удобное для педагога время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам, экономия материальных средств
Недостатки: дистанционные курсы проводятся на платной основе; документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, иногда не имеют юридической силы.
4. Индивидуальная работа по самообразованию
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Беседы с родителями детей с ОВЗ, использование их опыта, выявление индивидуальных особенностей студента.
Достоинства этой формы самообразования: возможность выстроить собственный план в соответствии с потребностями и интересами; можно заниматься саморазвитием в удобное время.
Недостатки: необходимы очень высокий уровень самоорганизации и наличие стимулов; возможное отсутствие свободного времени; нехватка источников информации.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования педагогов. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Именно им принадлежит огромная роль в настоящее время т.к. это — одна из возможностей глобального общения, преодолевающая время и расстояния. Это и обмен знаниями, который далеко выходит за рамки одного образовательного учреждения и позволяет оценить свой уровень, сравнить свои методики с другими, приобрести опыт и постоянно пополнять собственный банк знаний и педагогических умений.
Каждый участник сетевых профессиональных сообществ может выбрать собственную траекторию профессионального роста.
Достоинства этой формы самообразования: обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; методическая помощь является персональной и адресной; попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
Недостатки: сообщество является открытым, поэтому невозможно проверить квалификацию и компетентность консультанта или автора статьи; информация иногда может оказаться недостоверной.
6. Налаживание профессионального общения (проведение совместных конференций, тренингов и исследований).
Достаточно эффективной является форма малых педсоветов, где можно обсуждать проблемы с каждым особым ребенком, там можно выяснить, у кого из преподавателей получается с ним работать, у кого нет, поделиться подходами и педагогическими находками. Сложность этой формы в том, что преподаватели сейчас чрезвычайно загружены. Тем не менее, при возникновении проблем с каким-то подростком общий поиск подхода к нему является эффективным.
Проведение совместных открытых уроков, мастер-классов, бинарных уроков, классных часов в инклюзивных группах помогает развить профессиональное мастерство, выявить достоинства и недостатки в организации работы с детьми с ограниченными возможностями.
С целью профилактики профессионального выгорания преподавателей проводятся соответствующие семинары и тренинги. В этом учебном году своевременно оказывается помощь психологом, который изучает обстановку в нашем техникуме, в отдельно взятых группах и проводит поддерживающие беседы с преподавателями индивидуально и в малых группах. Эта форма работы оказалась очень эффективной и востребованной.
Достоинства такой формы самообразования: за короткий срок можно узнать много нового, ознакомиться с разнообразием идей; устанавливаются новые профессиональные контакты, вырабатываются модели педагогического подхода к детям с ОВЗ.
Недостатки: эпизодичность проведения данных мероприятий; доклады участников носят, в основном, теоретический, а не прикладной характер.
Реальный спектр возможностей, существующих в рамках непрерывного самообразования личности, не ограничивается перечисленными выше действиями. Они лишь примерно иллюстрируют возможные направления деятельности преподавателей. Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, определяет свою траекторию самосовершенствования.
И в заключение приведем слова В. Ключевского: ««Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь…»
Литература
Инновационная деятельность учителя как фактор его саморазвития // Материалы научно-практической конференции. – Чита: Изд-во ЧГПИ, 1995.
Электронный педагогический словарь, http://dictionary.fio.ru/
Николенко Л.В. “Самообразование учителя” http://www.edunet.uz/
infourok.ru
Тема самообразования «Совершенствование форм организации учебной деятельности»
МБОУ «СОШ №1 с. Чечен – Аул
Грозненского муниципального района».
2017-2018 учебный год.
Фамилия, имя, отчество – Косумова Займан Зайнадиевна
Год рождения – 1971
Образование – высшее, ЧГУ
Квалификация – высшая
Специальность – преподаватель русского языка и литературы
Должность – учитель русского языка и литературы
Место работы – МБОУ «СОШ №1 с. Чечен – Аул Грозненского муниципального района»
Стаж работы – 27 лет
В 2012-2013 учебном году принимала участие в районном конкурсе «Воспитать человека». Победила в номинации «Архитектор детской души».
В 2013-2014 учебном году участвовала в республиканском конкурсе на лучшую постановку воспитательной работы.
В 2014-2015 учебном году участвовала в конкурсе «Учитель года ЧР-2015», в конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных учреждений ЧР.
Тема самообразования:
Совершенствование форм
организации учебной деятельности.
Цели:
Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности и интересы обучающихся;
Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителя.
Задачи:
Развивать и укреплять интерес к предмету;
Использовать новые педагогические технологии;
Дать учащимся качественное образование;
Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
Подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии, привить навыки самостоятельной работы;
Совершенствовать формы организации учебной деятельности;
Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий;
Повышать качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
Выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей;
Совершенствовать виды и формы диагностики и контроля;
Разрабатывать учебные, научно – методические и дидактические материалы, сосредоточить основные усилия на создание научной базы у обучающихся выпускных классов для успешного продолжения образования.
Перечень вопросов по самообразованию:
Наличие инноваций в работе (овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов).
Работа над созданием в коллективе обучающихся творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
Распространение педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне(на муниципальном уровне показ открытых уроков для учителей школы и района, на региональном уровне – создание персонального сайта, который регулярно обновлять).
Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
Изучение педагогического опыта других преподавателей.
Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса во всех классах.
Умение оказать практическую помощь коллегам и обучающимся в овладении инновациями.
В каждом классе, где преподаю русский язык и литературу, ставить перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.
№ п/п |
План мероприятий | Примерный срок реализации | ||||
Изучение нормативных документов | ||||||
1. 2. | Изучение учебно-методической литературы в сети Интернет, в профессиональных газетах и журналах. Анализ современных образовательных технологий с позиции реализации в них основных идей нового образовательного Стандарта. | 2015 — 2016 | ||||
Повышение квалификации | ||||||
1. | Изучение учебно-методической литературы в Интернете, в профессиональных газетах и журналах | 2015– 2016
| ||||
2. | Прохождение курсов повышения квалификации (ЧИПКРО) | 2015 | ||||
3. | Аттестация на высшую квалификационную категорию | 2016 | ||||
4. | Изучение применения инновационных образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района, региона, страны в области обучения и воспитания. | 2015-2018 | ||||
Использование современных образовательных технологий | ||||||
1. | Использование возможностей Интернета на уроке. | постоянно | ||||
2. | Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий. | постоянно | ||||
3. | Приобретение электронных пособий, накопление материала на собственном сайте. | Систематически. | ||||
4. | Составление собственных методических разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе. | Систематически.
| ||||
6. | Проведение практических работ по теме «Технология подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку». | 2015-2018 | ||||
7. | Проведение срезов знаний с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий: 1) система обучения русскому языку; 2) анализ литературных произведений на основании опорных конспектов; 3) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку и литературе с использованием тестов; 4) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков; 5) создание проектов по предмету; 6) дифференцированное обучение; 7) развивающее обучение; 8) освоение новых образовательных технологий; 9) продолжение и совершенствование работы по применению технологии РКМ на уроках литературы. | 2015-2018
| ||||
8. | Внедрение полученных результатов в педагогическую практику. | 2015-2018 | ||||
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | ||||||
1. | Выступление перед коллегами на заседаниях МО, на педсоветах: 1) «Технология подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку»; 2)«Применение электронных носителей информации на уроках русского языка и литературы»; 3 «Интернет и его возможности»; | 2015-2018 | ||||
2. | Проведение творческого отчета на заседании МО учителей русского языка и литературы (в конце учебного года). | 2015-2016 2016-2017 2017-2018 | ||||
3. | Публикация методических разработок, статей. | 2015-2018 | ||||
4. | Использование персональной страницы на сайте школы для размещения материала из опыта работы. Рекомендовать учителям русского языка и литературы материалы персональной страницы школьного сайта. | 2015-2018 | ||||
Работа с учащимися на уроках и во внеурочное время | ||||||
1. | Совершенствовать систему подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. | 2015-2018 | ||||
2. | Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования | 2015-2018 | ||||
3. | Создать условия для участия детей в дистанционных олимпиадах по русскому языку и литературе. | 2015-2018 | ||||
4. | Добиться активного и результативного участия учащихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном уровне. | 2015-2018 | ||||
5. | Вовлекать больше учащихся в исследовательскую деятельность для участия на районных научно-практических конференциях. | 2015-2018
|
Предполагаемый результат:
— Разработка и реализация рабочих программ по предметам.
-Проведенные открытые уроки перед учителями школы.
— Доклады и выступления.
— Разработка дидактических материалов.
— Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.
-Повышение качества преподаваемых предметов.
-Участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и муниципального МО учителей русского языка и литературы.
-Умение оказать практическую помощь коллегам.
-Формирование у учащихся внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия.
-Формулирование собственного мнения, осуществление поиска необходимой информации.
— Качественная подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ.
Форма отчета по проделанной работе:
Выступление на заседаниях МО и педсоветах, участие в конкурсах, олимпиадах.
Итоги ЕГЭ по русскому языку.
Разрабатывая свою тему самообразования «Совершенствование форм организации учебной деятельности», накапливаю материал, оформляю портфолио по данной теме.
Реализация поставленных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.
В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Стараюсь в своей работе слабых обучающихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых обучающихся. Пытаюсь заинтересовать детей в своем предмете, использую дополнительный материал, провожу уроки КВН, лекции, практикумы, использую приемы составления кластеров, алгоритмов. Дети с удовольствием работают на таких уроках.
Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.
На своих уроках стараюсь добиваться высокого уровня познавательной деятельности. Мои ребята принимают активное участие в неделях русского языка и литературы, в олимпиадах и конкурсах, пишут стихи, повышают свой кругозор, самостоятельно занимаясь самообразованием по моему предмету. Одарённые дети занимаются дополнительно, причем, чаще по собственной инициативе: пишут доклады, сообщения, сочинения на конкурс, стихи, готовят к урокам новые материалы, используя внепрограммные источники. Таким детям на уроках даю задания повышенной трудности. Слабые ребята выполняют задания в соответствии с их способностями. Для развития познавательного интереса большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая, умело сочетаясь с учебной работой, ведет к общей цели. Такая работа создает условия для формирования творческих умений, необходимых знаний. Провожу игры, викторины, тесты и различные познавательные мероприятия для всестороннего развития личности.
Готовлю учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля знаний учащихся: тестирование (что является ступенькой подготовки к ЕГЭ), контрольные и самостоятельные работы, зачеты, вводные и итоговые контрольные задания.
Результаты доводятся до учащихся, анализируются с целью устранения ошибок. На уроках создаю спокойную обстановку доверия, уважения, открытости, справедливого отношения к каждому.
В своей работе мне приходится общаться с родителями. В беседах не делаю упор на отрицательные качества учеников, а в деликатной форме прошу обратить внимание на конкретные недостатки, приобщаю родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении русского языка и литературы. Все мнения родителей относительно успеваемости и прогресса детей я принимаю к сведению, но с педагогической точки зрения вырабатываю свою тактику отношений.
Являюсь руководителем МО учителей русского языка и литературы. Между мной и коллегами доверительно-деловые отношения, всегда присутствуют взаимопонимание и взаимопомощь. В коллективе осуществляется постоянно обмен опытом, мы разрабатываем с коллегами новые технологии, совершенствуем свое мастерство.
Профессиональное мастерство.
Я повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации, на районных семинарах, МО, посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предметам в соответствии со стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу.
Источники самообразования
Курсы повышения квалификации
Семинары и конференции
Мастер-классы
Видео, аудио информация на различных носителях
Мероприятия по обмену опытом
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
Интернет
multiurok.ru
Самообразование
Образование – не будет преувеличением сказать, что в этом слове люди разных эпох и времён видели не только знания, которые получает человек в школах, институтах, университетах и других учебных заведениях, но находили в нём радость, душевную отраду и даже смысл жизни.
Естественно, получение образования необходимо, ведь для этого и созданы образовательные учреждения и предусмотрены образовательные программы. Но можем ли мы ответить на вопрос о том, хватает ли нам той базы, которая содержится в среднем и даже высшем образовании, утвердительно?
Конечно, для многих людей этого может быть вполне достаточно – если им хватает диплома, какой-то работы (причём совсем необязательно работы по специальности), маломальского дохода, среднестатистической должности; если они довольствуются стандартной рабочей неделей, соцпакетом и кажущейся стабильностью. Однако есть и другая категория людей – это люди, стремящиеся к постоянному личностному и профессиональному развитию, самосовершенствованию и улучшению качества жизни, неустанному продвижению по карьере, повышению уровня доходов, достижению фантастических целей; люди, «прокачивающие» себя и свою жизнь, не знающие границ и пределов, отвергающие ограничения, рамки и стереотипы.
И может ли таким людям дать то, что им нужно, привычная образовательная система? Ответ очевиден – конечно же, нет. По этой причине они выбирают для себя более сложный, но более интересный путь в жизни – самообразование.
Самообразование – тенденция современности и будущего. Но даже сегодня найти достойный материал, в котором бы полноценно раскрывались все тонкости и «подводные камни» этого процесса, стоит немалых трудов, по причине чего гораздо чаще люди тратят сотни часов и миллиарды импульсов нейронов на то чтобы выработать хоть какую-то систему самостоятельного получения знаний, которая была бы эффективной и давала ощутимый результат. Это и навело нас на идею о создании тренинга по самообразованию. В результате у нас получился отличный материал, включающий в себя базовые аспекты самостоятельного образования, которым вы можете воспользоваться прямо сейчас.
Данный курс раскроет вам, в первую очередь, что вообще такое самообразование, каковы его основы, какими особенностями оно характеризуется и что в себя включает. Каждый урок самообразования раскрывает отдельную тему, благодаря чему вы сможете чётко уяснить для себя, какие существуют методы и средства самообразования, каковы его цели и задачи. Вы узнаете, как разрабатывается индивидуальный план самообразования, какие навыки для этого могут пригодиться, как достигается повышение личной эффективности, развитие творческих, личностных и профессиональных качеств. Также мы поговорим о том, какие существуют пути самообразования. А учитывая то, что самообучение и самообразование личности вообще всегда требуют и привлечения к деятельности сторонних материалов, мы рассмотрим и некоторые материалы по самообразованию, которые окажут вам существенную поддержку в работе.
Можем вас уверить, что после прохождения данного тренинга личностное, профессиональное, творческое и интеллектуальное самосовершенствование посредством своих собственных усилий вам будет гарантировано. Способствует этому также и то, что в тренинге даётся огромное количество практических упражнений, методов, советов и рекомендаций. Сам же тренинг будет полезен любому человеку, для которого важен личностный рост, от ученика или студента до менеджера, педагога и бизнесмена.
Оглавление:
Что такое самообразование?
Одним из признаков по-настоящему мыслящего и развивающегося человека, стремящегося к познанию себя, окружающего мира и его явлений, является тяга к получению новых знаний, навыков, опыта, расширению своих границ и кругозора. И если привести в пример традиционное образование, где есть преподаватель, и сравнить его с самостоятельным образованием, где такового нет, то второе будет значительно эффективнее, чем первое. Но здесь сам собой встаёт вопрос «А почему именно так?».
Дело в том, что знания, добытые человеком самостоятельно, навыки, которыми он овладел сам, опыт, который получил посредством своих действий, успехов и ошибок – всё это бесценно и интегрируется в его личность – становится частью его натуры. Абсолютно всё, чего человек смог добиться сам, намного лучше запечатлевается в его памяти, а также трансформирует его личность и переносит теоретические знания в практическую плоскость.
Самообразование – это такая форма индивидуальной деятельности человека, которая мотивирована его собственными профессиональными и личностными интересами и потребностями и направлена на приобретение необходимого багажа знаний, навыков и умений и их усовершенствование, а также на развитие и усовершенствование им качеств своей личности. Самообразование является неотъемлемой частью жизни и деятельности развивающегося человека.
Основной особенностью самообразования является отсутствие образовательного учреждения и обучающего человека, абсолютная свобода действий самообучающегося при выборе предмета изучения, источников и методов.
Даже если вы отправляетесь на курсы повышения квалификации или записываетесь на какой-то тренинг, это ещё (или уже) не самообразование, ведь обучаясь самостоятельно, вы исключительно сами выбираете ту область, которой хотите овладеть, а после так же самостоятельно создаёте план обучения и следуете ему так, как вам заблагорассудится.
Основной и главной мотивирующей силой в процессе самообразования является не какой-то внешний фактор, причина или воздействие, а только внутренняя потребность человека – именно благодаря этому самообразование является таким эффективным.
Уникальность полученных при помощи такого способа знаний состоит, в первую очередь, в том, что человек полностью пропускает их через себя и делает частью своей жизни. Предметом же здесь может выступать всё, что угодно, например, психология человека, иностранные языки, улучшение памяти, скорочтение, ораторское искусство, логическое мышление и многое другое, вплоть до составления сканвордов и игре на скрипке.
С точки зрения психологии результативность самообразования объяснить очень и очень просто: то, что человек получает самостоятельно, не важно, знания это, деньги, слава, успех или материальные объекты, он ценит намного больше, нежели то, что было получено им без каких бы то ни было усилий. По этой же причине полученные самостоятельно знания и умения хочется как можно скорее реализовать и применить, и тренинг наш, собственно говоря, на это и рассчитан.
Самообразование на практике
Как мы понимаем, если вы уже читаете вводный урок к тренингу по самообразованию, значит, у вас есть необходимость в получении знаний путём самостоятельных исследований. Соответственно, и вопрос «С чего начинать?» у вас наверняка имеется.
По большому счёту, практические рекомендации на тему самостоятельного обучения – это в полном смысле – рекомендации, т.к. программа занятий, их форма, последовательность и т.д. – это ваше личное дело. Однако перед началом вы, непременно, должны поставить перед собой цель – для чего вы всем этим занимаетесь? В противном случае ваши усилия могут оказаться тщетными.
Целью самообразования может быть:
- Обеспечение непрерывности и системности своей деятельности по овладению новыми знаниями и навыками
- Максимальный учёт своих индивидуальных особенностей и познавательных потребностей в процессе обучения
- Решение поставленных задач в удобное время, без ущерба остальной деятельности
В практике повседневной жизни идея профессионального и личностного роста вне самообразования просто не может быть осуществима. По мнению социологов, вместе с развитием личности деятельность перерастает в самодеятельность, развитие становится саморазвитием, а образование – самообразованием. И самообразование в этом контексте следует трактовать как собственную активность человека, направленную на раскрытие и обогащение своих потребностей личностного, профессионального, творческого и духовного характера, а также на максимальное и всестороннее раскрытие своего потенциала.
Основными характеристиками самообразования являются самостоятельность, непрерывность, дисциплинированность, целеустремлённость, нацеленность на результат. К тому же, самообразование является процессом, который длится не какой-то конкретный период времени, а всю жизнь человека, если он проявляет живой интерес ко всему, что есть вне его, и что происходит внутри него. Иначе личностный рост и развитие становятся намного сложнее или прекращаются вовсе.
Если вы овладеете навыками самостоятельно обучения и будете применять их систематически и регулярно, чтобы закрепить, вы сможете стать не только более образованным, эрудированным и информированным человеком, но и более сильной личностью вообще, благодаря чему сможете дать фору и интеллектуалам, и людям, имеющим по два, а то и по три высших образования. Но главное – вы будете в состоянии самореализоваться, достигнуть своих целей и претворить в жизнь самые смелые планы и замыслы.
Не будет лишним подметить также и то, что любое ваше действие, направленное на получение новых знаний, освоение новых навыков, получение интересующей информации уже является самообразованием. Заметьте: услышав разговор на интересную тему между незнакомыми людьми, вы приходите домой и ищете то, что вас заинтересовало, в Интернете; не справляясь с какими-то функциями на работе, вы обращаетесь к Уставу или описанию должностных обязанностей и т.д. Но такое самообразование является «местечковым», несистематизированным и малоэффективным. Если же вы глубоко заинтересованы в том, как сделать его качественным и продуктивным, у вас есть отличная возможность сделать это уже сегодня. И не сомневайтесь – вы можете это сделать, ведь здесь, как и везде в жизни, всё в ваших руках.
Как этому научиться?
Нет никакого сомнения в том, что кто-то обладает тягой к знаниям уже с малых лет – рассматривает энциклопедии и атласы, разгадывает кроссворды, много читает и смотрит познавательные передачи. Таким людям систематизировать процесс самообразования несколько легче, чем тем, у кого «хромает» самодисциплина, кому приходится совершать над собой усилие, чтобы взяться за книгу или конспект, в ком преобладает тяга к приятному времяпрепровождению, а не к работе над собой и движению по пути развития. Но это ещё не значит, что первые лучше вторых, а вторым путь к успеху «заказан», ведь человек способен на огромные достижения, особенно, если он сильно чего-то хочет. Вы вполне в состоянии овладеть секретами самообразования, независимо от того, каковы черты вашего характера, насколько сильна ваша воля и т.п., причём без чьей-либо активной помощи и поддержки – сами и своими усилиями, на что, к слову заметить, и рассчитан данный тренинг.
В процессе овладения материалом вы столкнётесь с двумя составляющими – теоретической и практической.
Теоретическая составляющая будет представлена базой знаний, которые требуют осмысления и усвоения на уровне ума.
Практическая составляющая будет представлена упражнениями, методиками, техниками и рекомендациями, которые требуют применения на уровне практики – в обычной каждодневной жизни.
Исходя из этого, мы хотим оградить вас от совершения той ошибки, которую нередко делают люди, изучая какие-либо ценные материалы. Эта ошибка заключается в том, что абсолютно вся информация остаётся лишь информацией и не находит себе применения, хотя должна быть использована по назначению. Отчасти это вина составителей и авторов, т.к. они преподносят знания так, что их сложно перевести в практическую плоскость, а отчасти тех, кто эти знания впитывает, т.к. они либо не понимают как, либо просто не желают приступать к действиям.
С ориентировкой на это и создан наш тренинг «Самообразование». Его целью является не беспрерывный поток теоретической информации или сложных для понимания и применения приёмов, а понятное объяснение того, как выстраивать процесс самостоятельного образования, и доходчиво изложенные методики для применения. Ко всему прочему, всё это подаётся именно таким образом, чтобы читатель не потерял мотивацию, а, напротив, сохранял желание изучать материал и скорее использовать его.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Уроки по самообразованию
Проведя собственное исследование в рамках данной темы, определив наиболее и наименее важные её составляющие, а также произведя адаптацию изученного и найденного под применение на практике, мы разработали комплекс уроков по самообразованию.
Каждый из уроков посвящён отдельной теме, касающейся самообразования. В них разобраны основные составляющие этого процесса, которые вам будет нужно изучить, и, естественно, как уже было не раз нами сказано, приведено множество практических элементов – именно на них сделан главный уклон.
Урок 1. Учебная мотивация
Для того чтобы обучение было эффективным, да и вообще имело место в жизни человека, он всегда должен иметь желание обучаться, т.е. быть мотивированным. Несмотря на то, что самообразование уже подразумевает наличие мотивации, это ещё не является гарантом того, что она всегда будет. В дополнение к этому, раз уж мы говорим именно о САМОобразовании, то и о мотивации нужно говорить, как о САМОмотивации, а это означает, что нужно уметь мотивировать себя самостоятельно.
В первом уроке будет затронут, в первую очередь, самоанализ как диагностика человеком своих истинных стремлений, желаний и поступков – это нужно для того чтобы понять, как «заряжать» себя на действия. Вы узнаете о том, как связаны между собой самоанализ и учебная мотивация, как проводить самоанализ и ставить цели при самообучении, познакомитесь с несколькими эффективными методиками на тему мотивации себя и других.
Урок 2. Поиск информации и выбор источников
Практически все виды деятельности подразумевают под собой поиск информации. Если же говорить о самообразовании, то этот вопрос является одним из основных. То, насколько грамотно вы научитесь подбирать источники данных для своей работы, оказывает прямое воздействие на её качество и результат. Но важно знать и то, как именно ищется информация, ведь простое кликание по ссылкам и серьёзный поиск того, что нужно узнать – это совершенно разные вещи.
Во втором уроке вы познакомитесь с понятием информационного поиска, узнаете о том, какие существуют источники информации и как научиться выбирать из них самые достоверные. Будет затронута тема позитивизма – учения о методах и процедурах научной деятельности и рассмотрены принципы отбора информации. Отдельный материал урока посвящён правилам поиска данных в Интернете и некоторым способам работы с информацией (конспектам, ментальным картам, блок-схемам и другим).
Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенции
Точно так же, как самообразование невозможно без мотивации, невозможно оно и без умения грамотно его планировать. Чёткий план позволяет не только поставить цель, но и наметить шаги по её достижению, сделав этот процесс размеренным, удобным и очень эффективным. Однако и планирование – дело не из простых и требует изучения.
Третий урок посвящён планированию в обучении: мы расскажем о том, почему это важно и как создаётся план обучения (какие имеет этапы и в чём заключается задача каждого из них). Кроме того, мы представим план обучения, который вы сможете взять себе на вооружение, и поговорим на тему того, допускается ли отклонение от плана и в каких случаях. Последняя часть урока посвящена теме гибкости в обучении и тем компетенциям, которыми нужно обладать человеку, занимающемуся самообразованием.
Урок 4. Самоорганизация
Вопрос самоорганизации не менее важен, чем все остальные, а зачастую даже более них – от умения человека организовывать самого себя зависит то, будет ли его обучение успешным, сможет ли он успевать делать то, что запланировал, не будет ли его обучение в ущерб другим делам, а другие дела – в ущерб обучению. Во многом самоорганизация зависит и от самодисциплины.
В четвёртом уроке вы найдёте ответы на все вопросы, касающиеся самоорганизации и самодисциплины: вы узнаете о том, какие привычки являются полезными для самообразования, а какие – нет, как избавиться от непродуктивных привычек и как привить продуктивные, как можно научиться дисциплинировать себя и что для этого нужно. Особое внимание будет уделено стилям самоорганизации, некоторым основам тайм-менеджмента и развитию усидчивости. Поговорим мы и о зоне комфорта, и об открытости новому.
Урок 5. Приёмы и методы эффективного самостоятельного обучения
Без знания того, каким образом можно обучаться самостоятельно, любые другие знания на эту тему останутся лишь «багажом». Но если вы будете понимать, что именно вы можете использовать для того чтобы обучаться самостоятельно, эффективность и значимость всего изученного ранее многократно возрастёт, а в комплексе – создаст эффект синергии, благодаря чему ваше самообразование станет для вас лучшим университетом.
Пятый – заключительный урок можно назвать, пожалуй, самым главным, т.к. он раскрывает саму технику самообразования. В уроке будут рассмотрены три основных метода самостоятельного обучения – конспектирование, мнемотехники и майндмэппинг (составление ментальных карт) со всеми их особенностями и тонкостями. В качестве дополнения мы представим отличные примеры и упражнения.
Авторы курса: Евгений Буянов, Сергей Крутько, Кирилл Ногалес.
Как проходить занятия?
Те знания, которые доступны вам из нашего тренинга, максимально адаптированы под практическое применение, и могут быть использованы любым человеком. Но мы всегда делаем акцент на том, что в любом тренинге, как и в любом деле, основополагающим является переход от получения информации и размышлений о ней к практике. Да вы и сами прекрасно понимаете, что можно перечитать тысячу учебников, статей и умных книг, можно пройти десятки тренингов, но так и остаться на том же месте, если всё вновь узнанное и почерпнутое не будет использовано на деле – в жизни.
Так как проходить тренинг?
Освоение каждого из уроков может быть распределено вами на несколько периодов. Вы можете, например, создать для себя такой график: изучаете один урок в течение трёх дней: 1 день – чтение материала, 2 день – осмысление прочитанного, 3 день – практика того, что узнали. Затем один день отдыха и затем изучение нового урока. Получается, что вы сможете изучить два урока за неделю и весь курс примерно за три недели, т.к. дни отдыха и занятий будут смещаться вперёд.
Всегда держите в памяти, что уроки нужно не просто штудировать, а внимательно изучать, чтобы понять смысл написанного. А те упражнения и методики, которые станут вам доступны, важно делать частью своей каждодневной жизни, чтобы они закрепились. Единичный успех – это ещё не показатель. Показателем является систематический успех.
С течением времени ваша жизнь уже будет невозможна без самообразования – тяга к познанию чего-либо нового будет постоянно трансформироваться в действия, а учитывая то, что вы уже будете научены опытом, изучать любой заинтересовавший вас предмет будет просто и увлекательно.
Дополнительные материалы
Несмотря на все наши усилия найти в Интернете хоть какой-то интересный полноценный материал на тему самообразования, чего-либо чётко структурированного и способного в полной мере раскрыть интересующую нас тему, мы, к сожалению, не нашли. Однако несколько достойных внимания материалов всё же попалось в наши цепкие руки.
Обычно в конце каждого тренинга мы предлагаем дополнительный материал, в котором рассказываем о каких-то книгах, экспериментах, явлениях или теориях, но в этом тренинге мы решили немного отойти от традиционной для нас схемы. Поэтому и предлагаем вам несколько дополнительных материалов уже здесь – в конце вводного урока:
- Интересное видео от Джеффа Кауфмана – выдающегося менеджера и специалиста в области самообразования. Видео очень подходит нашей тематике – называется оно «Как выучить что угодно за 20 часов», а посмотреть его можно здесь.
- Аудиокнига «Искусство управлять своим временем» от крупнейшего специалиста в области финансов Бодо Шефера – послушать можно по этой ссылке.
- Книга «Развитие силы воли» от автора маршмеллоу-теста Уолтера Мишела.
- Книга «Майндсайт» от доктора медицинских наук Дэниела Сигела.
- Книга «Как читать книги» от специалиста в области логического мышления Сергея Иннокентьевича Поварнина.
- Книга «Будь лучшей версией себя» от знаменитого бизнес-стратега Дэна Вальдшмидта.
Мы, конечно же, не могли не указать и несколько статей, которые уже имеются на страницах 4brain:
Все эти материалы станут отличным подспорьем в вашей практике самообразования.
И вместо заключения: на тему образования и самообразования в жизни человека на протяжении истории высказывались многие выдающиеся личности и знаменитости. Возможно, ознакомившись с ними, вы ещё раз убедитесь, что пошли верной дорогой, а сами приведённые ниже цитаты подзадорят вас и добавят мотивации.
Цитаты великих людей на тему образования и самообразования
«Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое»
Джон Локк
«Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим»
Сократ
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Дени Дидро
«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования»
Николай Рубакин
«Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало»
Мишель Монтень
«Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда»
Эзоп
«Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам»
Эрнст Тельман
«Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать»
Анатолий Луначарский
«Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходу из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого»
Дмитрий Писарев
«Учёба в школах и университетах – это не образование, а только способ получить образование»
Ральф Уолдо Эмерсон
Желаем вам успеха в освоении навыка!
4brain.ru
Современные методы самообразования
Человеческая жизнь – это постоянное накопление знаний. Вовсе необязательно обучаться при этом в специализированных государственных образовательных учреждениях: ведь сегодня существуют многочисленные методы самообразования.
Самообразование – это заполнение пробелов в знаниях или освоение нового материала собственными силами.
Оно необходимо для поддержания в «тонусе» нашей базы знаний: чтобы мы могли свободно вникать в подробности любых новшеств и модернизаций, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Очень часто самообразование намного эффективней, нежели программа обучения в ВУЗах или иных образовательных учреждениях.
А все потому, что выбирая определенные методы самообразования, мы подбираем то, что больше подходит нам не только по процессу усвоения, но и по содержанию обучающей программы.
Выделим наиболее распространенные методы самообразования:
Это могут быть как лекции (книги) по различным специализированным курсам, так и научные (учебные, общеобразовательные) источники.
Для тех, кто предпочитает слушать, а не читать учебный материал, предусмотрены удобные аудиокниги;
тренинги. Представляют собой активную, уникальную форму обучения, проводятся под руководством опытных специалистов;
семинары. Являются теоретической формой обучения с некоторыми элементами практики. Также проводятся специалистами. Разновидностью семинаров считаются вебинары, проводящиеся посредством Интернета в режиме онлайн;
курсы. Такой вид самообразования может предусматривать, как живое общение с преподавателями (специалистами), так и видео- или аудиокурсы;
коучинг – разновидность нестандартного (гибкого) тренинга, при котором подходящие решение (обучение) подбирается совместно с обучающимся, а также вид наставничества непосредственно в процессе профессиональной (трудовой) деятельности.
Современные методы самообразования помогают нам восполнить любые недостающие знания, повысить свою профессиональную квалификацию, добиться больших высот на деловом поприще.
Соответственно, меняется в лучшую сторону самовосприятие человека и его позиционирование в обществе. Обучаться никогда не поздно, а самообразование делает этот процесс более доступным, быстрым и эффективным.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
berichnow.ru
Доклад «Самообразование и саморазвитие педагога. Формы и методы. Аттестация»
Самообразование и саморазвитие педагога.
Формы и методы. Аттестация.
Самообразование — основа роста педагога как специалиста.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Как сказал немецкий педагог А. Дистервега, «Педагог лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [2, c.74]. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива.
Сама жизнь обозначила проблему непрерывного педагогического самообразования как наиболее актуальную.
На современном этапе реформ в образовании, реализации новых государственных стандартов педагог не может обойтись без знания современных технологий, которые помогают ему в повышении профессиональных компетенций, овладении новыми нормами профессиональной деятельности, усовершенствования образовательной среды. В этой связи хочется подчеркнуть значение слов В.В.Путина: «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать». Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, который достигается, в первую очередь, через самообразование педагогов.
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе через профессию.
Личностный рост – это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей, индивидуальности работника. Чтобы не отстать от времени педагог должен постоянно совершенствоваться.
Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности.
В целом – это динамичный и непрерывный процесс самостоятельного проектирования деятельности педагога. Процесс самообразования будет проходить более эффективно при условиях:
— когда реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
— когда педагог владеет способами самоанализа педагогического опыта;
— когда педагог обладает способностью к рефлексии;
— когда педагог проявляет свою готовность к педагогическому творчеству;
— когда педагог осуществляет взаимосвязь личностного и профессионального развития.
Соединение личностных знаний и умений с профессиональными навыками – есть способ определения компетентности педагога, возможность и желание прогнозирования собственного творчества и карьерного роста. К тому же без этих критериев педагог не может эффективно выстраивать процесс обучения и воспитания применительно к воспитаннику.
Формы самообразования условно можно разделить на две группы: индивидуальную и групповую. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог. Групповая форма осуществляется в виде работы методических объединений, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и других, обеспечивающих обратную связь между результатами индивидуального самообразования педагога и повышением профессионализма всего педагогического коллектива.
К современным формам самообразования можно с уверенностью отнести дистанционное обучение, получение консультативной помощи от специалистов различных учебных центров дополнительного образования, участников педагогических форумов, образовательных порталов.
В результате самообразования повышается качество преподавания, эффективность обучения воспитанников, разработка и проведение открытых мероприятий, создание педагогических разработок, обобщение педагогического опыта.
Способность к самообразованию определяется психологическими особенностями и интеллектуальными способностями педагога, и не в меньшей степени, желанием проявить себя, получить положительную оценку в глазах коллег. Каждому творческому педагогу необходимо признание его профессиональной деятельности, достигнутых результатов работы. Для этого и существует аттестация педагогических кадров с целью установления их соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям.
Изменения, происходящие в жизни нашего общества, выражаются в демократизации различных сфер, повышении активности и личной ответственности каждого члена общества. На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, стимулирующим творческий поиск и профессионально-личностное развитие специалистов, является аттестация.
Аттестация педагогических кадров с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, принадлежит к тем наиболее эффективным инструментам, которые способствуют расширению круга творчески работающих педагогов, разработке и реализации ими новых педагогических технологий, росту их профессиональных компетенций.
В повышении компетенций педагога, освоении им новых современных технологий, совершенствовании своего профессионального мастерства в этом и есть основная роль прохождения педагогической аттестации.
И в заключении хочу сказать, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.
infourok.ru