Методы и формы организации урока в школе по ФГОС

Содержание

Урок считается одной из основных форм организации учебного процесса в средней школе. За этот короткий отрезок времени длиной в 45 минут осуществляется усвоение нового учебного материала, воспитание детей, их развитие.

От чего зависит выбор форм и методов урока?

Существует множество разных форм уроков, в частности они отличаются уровнем креативности. Отметим, что формы организации урока и используемые методы в первую очередь зависят от цели урока.

Учителю нужно понимать, какого именно результата он хочет добиться от занятия. Если для него важно донести определенный материал, сделать обзор литературы определенного периода, то закономерно будет использован объяснительно-иллюстративный метод. Если же учитель хочет привлечь детей к научной деятельности, самостоятельному поиску информации, то необходимо воспользоваться исследовательским методом.

Выбор формы организации урока в школе также зависит от типа урока. Например, в условиях урока контроля учебных достижений придется отдать предпочтение различным письменным работам, тестам. При этом очень сложно использовать какую-нибудь необычную форму проведения урока.

Выбор методов и форм проведения уроков также имеет субъективную составляющую. Он во многом зависит от личности учителя, его педагогического мастерства, профессиональных качеств, его отношения к работе. Кто-то вкладывает в учебный процесс всю свою душу и находится в постоянном поиске оптимальной формы организации урока, а кто-то проводит уроки по одной и той же схеме из года в год, совершенно не реагируя на новшества современной педагогики.

Урок по ФГОС

Особенность уроков, основанных на требованиях ФГОС, заключается в системно-деятельном подходе к усвоению знаний. Если во время традиционного урока результаты обучения представляются в виде знаний, то при современном уроке должны быть реальные действия, направленные на усвоение знаний. Следует отметить, что формы организации урока по ФГОС предполагают активное использование информационных технологий.

При таком раскладе учитель не предоставляет знания в готовом виде, он всего лишь служит проводником детей в страну знаний. Учащиеся сами при помощи учителя осознают тему, формулируют цели и задачи учебного процесса. Также во время урока по ФГОС важна саморефлексия и самоконтроль. Учащие имеют возможность сами оценить как успешность достижения собою успехов в образовании, так и результаты своих товарищей. Благодаря этому система образования становится более прозрачной. Кроме того, ученики имеют возможность научиться объективно оценивать свои результаты.

Организационные формы уроков в начальной школе

Особенность начальной школы заключается в том, что дети только начинают свой путь к освоению знаний, поэтому очень важно помочь им в этом и выработать стойкую мотивацию для дальнейшего успешного обучения.

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.

Также возможна работа в парах сменного состава. Такие формы организации урока позволяют взглянуть на ту или иную ситуацию с разных сторон. В таком случае определенная проблема может предстать в новом ракурсе. Кроме того, малышам в начальной школе необходимо приучаться к индивидуальной работе, ведь именно она поможет им в дальнейшем успешно решать образовательные задачи.

В начальной школе невозможно обойтись без ролевых элементов. Особенность детей этого возраста заключается в их любознательности, активности, неумении сидеть на месте. Все эти качества нужно учитывать и использовать для привлечения ребенка к освоению знаний.

Организация уроков математики

Многие дети на всю жизнь запоминают уроки математики как нечто очень скучное и унылое. Чтобы у них не осталось такого впечатления, стоит попробовать использовать нетрадиционные формы организации урока математики. Они помогут разнообразить процесс обучения, сделать его более увлекательным. Однако не следует слишком увлекаться необычными формами уроков, ведь опыт показывает, что во время нестандартных уроков удается усвоить гораздо меньше информации.

Математические турниры

Проведение математического турнира требует серьезной подготовки со стороны и учеников, и учителя. Наставнику обязательно нужно в деталях продумать все задания, которые будут выполнять его ученики. Турнир может проводиться по-разному. К примеру, учеников можно поделить на 2 группы, и каждая из них получит определенное количество примеров. Во время их решения ученики могут консультироваться друг с другом. Затем следует вызвать к доске по одному человеку с каждой команды, дать им задание обменяться примерами и решить их на доске. Выигрывает та команда, которая сможет решить большее количество примеров и задач, изначально полученных командой соперника.

Преимущества данной формы организации современного урока заключаются в использовании игровой формы. Если бы эти же примеры ученики получили в виде самостоятельной работы, то они вряд ли готовы были бы решить их, а потом еще и выслушать ответы своих одноклассников. На использование этого метода уходит всего лишь 15-20 минут.

Деловые игры

Такая форма организации учебного процесса может быть использована в рамках изучения любого предмета, но лучше всего она подходит для уроков по математике и экономике. При этом игрокам предоставляется возможность смоделировать ситуацию, при которой необходимо определиться с правильной стратегией поведения, выбрать оптимальное решение.

В рамках математических деловых игр учащиеся имеют возможность примерить на себя роль человека той или иной специальности, понять, какое значение для его работы имеет математика. При этом ученик может не только овладеть теоретическим материалом, но и попробовать применить его на практике. Кроме того, такие игры важны в качестве профориентации.

Необязательно форма организации урока русского языка должна быть классической. При изучении лингвистики очень важно экспериментировать. Это позволит повысить уровень мотивацию учащихся, заставить их проявлять больший интерес к предмету. Кроме того, в рамках нестандартных уроков по русскому языку гораздо легче работать над развитием коммуникационных навыков учеников. Многие дети стесняются отвечать у доски, зато с места во время выполнения различных игровых заданий они готовы проявлять активность.

Нестандартные формы организации урока способствуют демократизации образования, повышению роли субъект-субъектной составляющей в общении между учителем и детьми. Однако для успешного проведения такого урока обязательно нужно хорошо поработать, продумать все до мелочей. Для этого важно, чтобы учитель выделялся среди своих коллег высоким уровнем педагогического мастерства.

Формы проведения уроков русского языка

Над освоением основных правил русского языка, грамотностью речи можно работать, используя разные методы и формы организации урока. Это могут быть уроки, структурированные в виде деловой игры, различные пресс-конференции, консультации, телевизионные уроки, уроки-семинары, конкурсы, экскурсии.

Бинарные уроки

Кроме того, можно выбрать бинарный урок, в рамках которого возможно усвоение знаний по различным предметам. Лучше всего готовить урок на основе смежных дисциплин. Это могут быть русский и украинский, русский и английский языки, русский язык и литература. Хотя возможны и другие варианты. Особенно это касается уроков развития связной речи. Во время их проведения можно одновременно развивать не только коммуникационные способности учеников, но и их эстетический вкус, знания из сферы музыкального искусства, художественной культуры, литературы, биологии, географии.

Особенности использования методов и форм обучения

В статье перечислена лишь часть форм проведения уроков и методов, которые используются в рамках учебного процесса. На самом деле их гораздо больше. Кроме того, каждый учитель – это в первую очередь творческая личность. Он может не только грамотно пользоваться существующими методами обучения, но и комбинировать их, придумывать новые.

Педагогу можно испытывать различные приемы в поисках именно той формы обучения, которая способствует достижению идеальных результатов. При этом важно не останавливаться в творческих поисках, знать всю информацию о современных тенденциях в педагогической сфере. Необходимо понимать, что все методы (кроме тех, что запрещены законом) хороши, лишь бы дети вынесли со школы хорошие знания и навыки самостоятельной работы.

С помощью полученных знаний они могут с легкостью поступить в высшие учебные заведения. Только не нужно переусердствовать, ведь зачастую педагоги в поисках креативных форм организации уроков забывают о том, что в школе важны не только развлечения, но и качественные знания детей. Учителя должны качественно подходить к выбору метода и формы урока для каждого класса в отдельности.

fb.ru

«Новые формы организации образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»

Выступление учителя МКОУ «ООШ № 2»
Корниясевой Татьяны Михайловны

«Новые формы организации образовательного процесса

в рамках реализации ФГОС»

2012-2013 учебный год

На уроках русского языка используем парную, групповую формы организации учебного процесса. Сначала работа над развивающими упражнениями строилась традиционно (работа ученика направлялась и корректировалась учителем), но затем стала использовать коллективную форму деятельности учащихся, роль которой усложнялась.

:

Найди в каждой группе слов лишнее.

1)   желток, железо, желтый;

2)   носильщик, нос, носатый;

3)   часовщик, часть, час;

4)   печурка, печать, печь;

.

Борис Пастернак говорил: «О детство! Ковш душевной глубины». Я уверена: чем наполнится этот ковш, таким и вырастет этот человек. Поэтому на своих уроках  стараюсь создать ситуацию успеха, отмечаю каждое достижение ребёнка в сравнении с самим собой, с его вчерашним днём. Простор развитию индивидуальных способностей ребёнка необходим сейчас, и я стараюсь поддерживать и укреплять ранние ростки способностей.

На уроках русского языка использует парную, групповую формы организации учебного процесса. Сначала работа над развивающими упражнениями строилась традиционно (работа ученика направлялась и корректировалась учителем), но затем стала использовать коллективную форму деятельности учащихся, роль которой усложнялась.

:

Найди в каждой группе слов лишнее.

1)   желток, железо, желтый;

2)   носильщик, нос, носатый;

3)   часовщик, часть, час;

4)   печурка, печать, печь;

Каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное. А при фронтальной работе не все учащиеся участвуют в обсуждении. Да и учитель не смог бы выслушать мнение всех детей. Учитель – центральное лицо в обсуждении.

Экспериментальная работа показала, что сотрудничая друг с другом дети осваивают задания гораздо эффективнее, чем сотрудничая со взрослым. Благодаря групповой работе все учащиеся в течение одного урока могут прокомментировать выполненное ими задание, быстрее освоить алгоритм.

Кроме того, ребята, выполняя свою часть работы, чувствуют ответственность не только за себя, но и за своего соседа. Учащиеся поддерживают парную работу, им интереснее работать сообща друг с другом.

Благодаря коллективной работе ученики умеют:

–     формулировать свою точку зрения;

–     выяснять точки зрения своих партнеров;

–     обнаруживать разницу точек зрения;

–     пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.

Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:

–     обсуждаются разные варианты решений;

–     отвергаются ошибочные варианты;

–     ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении.

Внимательны к тому, что и как отвечают их соученики. После того, как они действительно начинают понимать, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности и что любого ученика могут спросить по заданию другой группы, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где это необходимо, тактично На первых порах овладения приемами коллективной работы учащиеся не очень оказывать помощь.

Просуммировав эффекты коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, получим весьма убедительный перечень:

–     возрастает и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания;

–     на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

–     уменьшаются дисциплинарные трудности;

–     ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

–     возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

–     меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;

–     дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

–     сплоченность класса резко возрастает;

–     растет самокритичность; ребенок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

–     они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

–     дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

–     учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, уделять больше внимания «слабым»;

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие

цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Борис Пастернак говорил: «О детство! Ковш душевной глубины». Я уверена: чем наполнится этот ковш, таким и вырастет этот человек. Поэтому на своих уроках  стараюсь создать ситуацию успеха, отмечаю каждое достижение ребёнка в сравнении с самим собой, с его вчерашним днём. Простор развитию индивидуальных способностей ребёнка необходим сейчас, и я стараюсь поддерживать и укреплять ранние ростки способностей отношений

.

  В настоящее время стараюсь выступать  больше в роли инструктора, наставника, занимаю позицию куратора, управленца. Ученик  становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Усиливаю  мотивацию к познанию, показываю обучающимся, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а –необходимая подготовка к жизни.   Работаю   над проблемой    не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.  

    В  рамках реализации ФГОС    самостоятельную работу обучающихся  на уроках организую не только на этапе повторения и закрепления, но уже при изучении нового материала.

Считаю, что главным  средством достижения результата образования является использование продуктивных заданий  в учебной деятельности.  

Уходит   в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организую  индивидуальные и групповые формы работы. Групповая форма работы имеет множество плюсов: за урок ребёнок может побывать  в роли руководителя или консультанта группы.            Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.  

            Использую в    образовательном процессе современные  образовательные технологии.   («ИКТ»

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными cловамидети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык — ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

infourok.ru

Формы организации образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт

Формы организации образовательного процесса бывают разные. Но их объединяет то, что все они направлены на обеспечение всестороннего развития учащихся. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, начнем статью с определения образовательного процесса.

Понятие

Перед тем как перейти к формам организации образовательного процесса, нужно выяснить, что подразумевается под этим понятием.

Итак, образовательным процессом называют всестороннее и многофакторное воздействие на человека, которое позволяет социализироваться и развиваться личности.

Что касается форм организации образовательного процесса, то это способ донести до человека ту или иную информацию посредством разной организации ее подачи.

Как можно получить образование

Не только в России, но и в мире существует несколько способов получения знаний.

Первым и самым распространенным способом будет получение образования в образовательном учреждении. Учащиеся проходят курс или всю программу, после чего сдают экзамены. Можно учиться как на дневном отделении, так и на вечернем.

Довольно популярен экстернат. Человек учится на дому, к нему приходят педагоги или он сам изучает программу. Далее учащийся сдает экзамен в ближайшем образовательном учреждении соответствующего уровня.

Сейчас эра компьютерных технологий, а потому все больше предпочтение молодежь отдает дистанционному обучению или образованию на расстоянии. Учатся люди с помощью компьютерных программ и также сдают экзамены.

Для работающих людей подходит больше всего заочная форма. Учащийся может обращаться к преподавателям учреждения за консультациями и разъяснениями. Он должен сдавать контрольные работы, экзамены и зачеты в оговоренный срок.

Какие бывают формы

Форм организации образовательного процесса немало, что позволяет преподавателям добиваться хорошего качества знаний. Выбираются они в зависимости от того, какую цель преследует преподаватель, сколько человек необходимо обучить, места, где проходит обучение, и прочее.

Основные формы организации следующие:

  1. Урок, который длится от 35 до 45 минут. Как правило, это школьный урок.
  2. Семинар. К этой форме прибегают, когда нужно занять практикой всю группу учащихся.
  3. Лекция. Длится от полутора до двух часов, может быть с перерывом, а может быть без. Чаще всего лекция встречается в высших учебных заведениях.
  4. Лабораторный практикум. Занятие, на котором учащиеся на практике применяют оборудование, технику, ставят опыты или проводят исследования.
  5. Индивидуальная или групповая консультация с преподавателем. Они проводятся по тем вопросам, которые бы хотел углубленно объяснить преподаватель или когда учащиеся сами просят об этом. Такая форма доступна как на школьном уроке, так и на лекции.
  6. Экскурсия. Она может проводиться на природе, в каком-то общественном месте или на предприятии. Цель такого занятия — расширить знания учащихся.

Свойства образовательного процесса

Образовательный процесс не только помогает получать знания, но и возлагает на себя воспитательные свойства.

Кроме всего прочего, к свойствам относится:

  1. Взаимодействие между учеником и педагогом.
  2. Гармоничное и всестороннее развитие личности учащегося.
  3. Соответствие технической и содержательной стороны процесса.
  4. Взаимосвязь цели образования и результата процесса.
  5. Обучение, развитие и воспитание учащегося.

Если образовательный процесс выстроен правильно, то результатом его будет нравственное, интеллектуальное и социальное развитие обучающихся.

Что такое форма

Когда речь заходит о форме занятий, сразу понятно, имеется в виду организация учебной деятельности, построение учебных занятий. Поэтому формы организации образовательного процесса в школе или университете постоянно меняются. Это обусловлено тем, что учреждения развиваются, изменяются задачи образования или вовсе та или иная форма просто перестает быть актуальной для учащихся.

Можно привести пример из истории, когда дети обучались на дому. Это привело к тому, что только малая часть населения страны была грамотной. Обществу нужны были образованные люди, а потому изменилась система получения знаний.

Классно-урочная система

С появлением классно-урочной образовательной системы проблема решилась полностью. Название у системы такое, потому что занятия проводятся в классе, с определенным количеством учеников одной возрастной группы. Вторая часть названия говорит о том, что занятия проходят в форме уроков, которые имеют фиксированное время, и между ними устраиваются промежутки отдыха.

На сегодня именно урок считается главной формой учебного процесса. На уроке преподаватель может последовательно рассказывать материал, при этом учащиеся могут работать как самостоятельно, так и под контролем учителя. Преподаватель может применять различные методы обучения, что улучшает качество усвоения материала, например, лабораторный практикум во время урока позволяет соединить сразу два метода обучения: самостоятельное и под наблюдением педагога.

Урок также позволяет решать воспитательные задачи. Структура урока зависит от того, какую цель преследует педагог. Он может решить проверить знания, а может дать новый материал к самостоятельному изучению.

Требования к уроку

Образовательный процесс основан на проведении уроков. По этой причине к этой форме обучения предъявляются повышенные требования. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Урок является единицей или звеном систематической работы преподавателя. На уроке не только учат чему-то, но и решают воспитательные вопросы и помогают развиваться личности. Комплексные задачи решаются только в том случае, если урок правильно распланирован и продуман.
  2. Каждое занятие должно иметь четкую цель. Например, практическое занятие должно закреплять материал на практике. Формулировать задачи и цели урока нужно кратко, но при этом емко.
  3. Урок считается хорошим, когда он правильно выстроен. Учебный материал нужно подавать последовательно, практическая деятельность не должна идти вразрез с теоретическим материалом.
  4. Качество урока зависит не только от преподавателя, но и от учеников. Чем больше они готовы воспринимать материал, тем успешнее будет результат.

Лекционно-семинарская система

Эта образовательная система появилась вместе с первыми университетами. Основой такой системы являются практические занятия, семинары, лабораторные занятия и лекции. Сюда же можно отнести прохождение практики и различные консультации.

Чтобы система была успешной, обучающимся нужно иметь базовые знания по дисциплинам и уметь работать самостоятельно. Так как такая образовательная система не имеет альтернативы в высших учебных заведениях, бытует мнение, что формы процесса образования в этих учреждениях не развиваются. Это далеко не так, просто именно этот вид обучения приносит максимальные плоды.

Виды лекций

Если урок — это основная форма обучения в школе, то лекция — основная форма обучения в вузе. Лекции бывают нескольких видов, каждая из которых несет определенный набор задач:

  1. Вводная. Это занятие, которое знакомит студента с дисциплиной и позволяет сориентироваться в предстоящей работе. Лектор объясняет, какое место предмет занимает в будущей профессии и что он собой представляет. Также дается краткий обзор всего курса, называются имена ученых, которые внесли вклад в область. Лекция позволяет объяснить методические особенности обучения, когда сдаются экзамены и какую литературу стоит почитать.
  2. Информационная. На этом занятии преподаватель излагает информацию, которая обязательна к изучению. Это стандартная лекция, во время которой излагается новый материал.
  3. Обзорная. Учащиеся получают общие знания об основах предмета, методах изучения и сфере применения дисциплины. При этом никто не углубляется в подробные пояснения.
  4. Проблемная. Занятие основано на том, чтобы подать материал через какую-то проблему. В процессе лекции между преподавателем и студентами возникает диалог, который помогает усвоить материал.
  5. Визуализация. Занятие, на котором образовательный процесс заключается в просмотре фильмов или прослушивании аудиозаписей. Лектор только комментирует увиденное.
  6. Бинарная. Лекция проводится двумя преподавателями. Это могут быть как представители одного вуза, так и нескольких.
  7. Лекция с ошибками. Она позволяет стимулировать внимание студентов. Благодаря такой форме обучения студенты сосредотачивают свое внимание на предмете лекции и лучше усваивают материал. Можно даже назвать это занятие своеобразным повторением пройденного материала.
  8. Конференция. Это научно-практическое занятие, во время которого учащиеся выступают с докладами. Благодаря такому подходу тема занятия будет полностью освещена, а информация благополучно усвоена студентами. В конце занятия преподаватель подытоживает все сказанное и дополняет, если требуется, информацию.
  9. Консультация. Есть несколько вариантов развития такого занятия. Лекция может проходить в формате вопросов и ответов, а может в усложненном варианте. Тогда лектор излагает материал, студенты тут же задают вопросы, происходит дискуссия.

Недостатки традиционной системы

Как вы уже поняли, для достижения нужного результата применяются разные формы и методы организации образовательного процесса. Но несмотря на то что дисциплинарная или классно-урочная система в нашей стране применяется уже несколько сотен лет, на сегодня многие люди недовольны ей. И действительно, недостатков немало. О них расскажем подробнее.

Главным недостатком сейчас называют несоответствие образовательной базы специалиста и требований к работе по профессии. Так происходит потому, что в учебном заведении даются абстрактные знания по предмету. На производстве оказывается, что нужно совершенно другое. Вспомните поговорку о том, что как только вы устроитесь на работу, должны забыть все, чему учились в университете. Мешает правильному направлению знаний и образовательный процесс, который построен таким образом, чтобы разделить знания по дисциплинам.

Получается, чтобы студенты могли успешно применять полученные знания на работе, нужно реорганизовать систему образования. Если изменить формы и технологии организации образовательного процесса, то получится именно то, что нужно.

Например, стоит дать студентам больше времени на самостоятельное изучение материала. Подойдет и изменение форм подготовки на те, что подразумевают сотрудничество студентов между собой. Если преподаватели начнут вести со студентами диалог, то это очень поможет в усвоении материала и повысит интерес к предмету.

Требования к организации образовательного процесса

Согласно программе ФГОС НОО и СОО, образовательный процесс должен отвечать заявленным требованиям. В чем же они заключаются?

  1. Наличие практических и теоретических занятий, а также лабораторных работ у учащихся. При этом целью таких занятий является ориентация учащихся на знания и усвоение информации. Практические занятия должны проводиться в виде практикумов или семинаров.
  2. Дети должны уметь самостоятельно работать с материалом и изучать его. Учащихся нужно готовить к тому, что со временем они начнут заниматься самообразованием. Объяснять им, как это важно.
  3. Проведение консультаций как групповых, так и индивидуальных. Они помогут ребенку разобраться с предметом и правильно выстроить отношения с учителем. Ученик будет знать, что он может обратиться за помощью, и ее окажут.
  4. Готовить детей к экзаменам. После прохождения всего курса придется сдавать экзамены. И дети должны так усвоить материал, чтобы не было сомнений в том, что экзамен будет сдан. Итогом такой проверки станет решение, в котором будет прописано, освоен предмет или нет.

Стили и виды обучения

Чтобы знания были усвоены, нужно уделять внимание не только формам организации образовательного процесса в начальной школе по ФГОС или средней школе, но и стилям и видам обучения. Выделим некоторые из них:

  1. Развивающее. Задача такого обучения заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно искать истину, осваивать знания, а также проявлять независимость. Учащиеся осуществляют деятельность в зоне ближайшего развития. Последняя позволяет проявить черты характера, стороны психики и прочее. Учитель не просто передает информацию, он организует поисковый процесс, который активирует воображение, заставляет работать память и мышление. Этот вид подразумевает открытость учителя к обсуждению различных точек зрения учеников.
  2. Иллюстративно-объяснительное обучение. В этом случае преподаватель должен не просто передать знания, но и закрепить их практикой. То есть учитель должен не сухо излагать материал, а подкреплять его различными иллюстрациями и наглядными материалами.
  3. Проблемное. Подобный стиль позволяет овладеть знанием через решение проблемы. То есть учащиеся должны найти ответ на поставленный вопрос. Например: “Как решить это неравенство?”, и ученик ищет пути решения. Даже при нехватке данных обучающиеся должны сами искать, откуда их почерпнуть. Это стимулирует мозговую активность и позволяет ребенку научиться нестандартно мыслить. Проблемным заданием может быть только сложный вопрос, чтобы ответить на который, нужно узнать что-то новое. Организация этого вида обучения трудна, ведь нужно потратить много времени на поиск решения. Зато благодаря такому способу, сразу видно, кто из учеников способен самостоятельно работать, а кто нет.
  4. Программированное. Обучение с помощью компьютера или иной техники. Преподаватель не только экономит время на теоретической части, но и дает возможность каждому ученику изучать информацию в нужном ему темпе.
  5. Модульное. Ученики и учитель работают с информацией, разбитой на модули. Тут важна больше самостоятельная работа учащегося. Сюда же можно отнести учебную экскурсию по теме или практический урок.

Заключение

Как вы уже поняли, образовательная система в нашей стране несовершенна, но это не значит, что она никуда не годится. С каждым годом вводят инновационные формы организации образовательного процесса, которые помогают улучшать качество образования. Появилось большое количество приспособлений для обучения, ими обладают даже сельские школы.

Преподаватели повышают квалификацию, Федеральный государственный образовательный стандарт редактируется. Все это ведет к тому, что качество обучения повышается.

В том же ФГОС четко прописаны все требования для каждого образовательного учреждения. Такой подход позволяет дать максимально разностороннее образование и развить детей как личностей. Если раньше детям не разрешалось иметь собственного мнения и высказывать против того, что им рассказывали учителя, то сейчас точка зрения каждого ребенка ценна, и ее внимательно слушают.

Вообще, качество образования зависит не только от педагогического состава и законов. В большей степени на него влияет заинтересованность учеников и их стремление получать знания. Если дети любознательные, то при любой форме образовательного процесса они извлекут все самое нужное для себя.

Школа всегда считалась вторым домом, зачастую ребенок проводит там больше времени, чем с родителями. Естественно, что личность ребенка формируется благодаря той информации, которую он получает от преподавателей. Если в школе работают увлеченные люди, то и дети там учатся умные и счастливые.

fb.ru

«Новые формы организации образовательного процесса в рамках реализации ФГОС» – 5 Сентября 2014 – Блог

                                                             

«Новые формы организации образовательного

                                       процесса в рамках реализации ФГОС»

                                                        Ковалёва Н.Э.

                                          МКОУ «ООШ№2» г. Лиски

 

Последнее время стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых идей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации, гуманизации, интеграции. Но ни одну из этих концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую в сложной системе школьного образования.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.  Важная задача школы – предоставление всем ученикам одинаковых стартовых возможностей, создание условий для самореализации личности, развитие индивидуальных способностей ребенка, выявление способных и одаренных детей, укрепление физического и психического здоровья учащихся.      

 Качество образования учащихся есть результат воспитательно-образовательного процесса, который планируется в соответствии с теми целями воспитания и обучения, которые ставит перед собой школьный кола.       

От качества поставленной цели, зависит успех всего образовательного процесса. Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.

Современная обеспеченность образовательной среды нашего образовательного учреждения дает возможность повышать не только предметные компетенции учащихся, а также надпредметные компетентности.

 Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности , отвечающих требованиям информационного общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Современный урок  в начальной школе многогранен, он решает многие задачи и неразрывно связан  с информационными технологиями. Основные требования к современному уроку:

– наглядность

– общение и сотрудничество

– формирование понятийного мышления

– самостоятельность в разрешении проблем

– умение учиться

– уметь решать задачи в нестандартных ситуациях

 Урок при деятельностном подходе к обучению строится по определенной структуре:

 

1. мотивация  деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.

Положительный настрой на работу создают подобранные учителем, а потом и детьми  пословицы и поговорки.

С интересом дети анализируют цитаты и афоризмы. На протяжении урока можно обращаться и к девизу, прочитывая или произнося его хором. Положительный результат, зафиксированный ребенком в сознании, создаёт положительную эмоциональную  направленность на его включение в урок.

 

2. Актуализация знаний

  • обращение к жизненному опыту ребёнка
  • интеллектуальные разминки
  • опора на имеющиеся знания

 

3. Постановка учебных задач (целей)

Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их.  Умение ставить цель – показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию, один из  волевых компонентов мотивационной сферы.

 

4. Открытие нового знания

  • создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение;
  • наблюдение, сравнение, анализ
  • построение  изучения  материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих  учащихся;
  • побуждение учащихся к самостоятельному формулированию выводов
  • составление алгоритмов

5. Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи

6. Самостоятельная работа

  • осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха

7. Самопроверка по эталону

8. Рефлексия

  • создание ситуации успеха
  • анализ своей деятельности на уроке
  • постановка целей на последующие уроки (установка на получение или закрепление знаний, умений и навыков).

Кроме этого, на каждом  уроке создаётся атмосфера  эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения (эмоциональный компонент мотивации учения).Главная его характеристика – переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Поэтому на уроке поддерживаются отношения сотрудничества  «учитель-ученик», «ученик – ученик» (в процессе парной и групповой работы).  При такой организации учебного процесса у учащихся формируются навыки 21 века:

– приобретение интеграции знаний

– сотрудничество

– коммуникация

– работа с информацией

– решение проблем

– самооорганизация, самореализация

– личностный смысл учения (начальные формы рефлексии)

– ценности

 Очень большую роль в формировании учебной мотивации играет применение ИКТ – технологий. Использование компьютерных технологий предоставляют неограниченные возможности для индивидуализации учебной деятельности. Использование при изучении поставленных исследовательских задач (построение схем, алгоритмов) помогает при организации самостоятельной работы в учебной деятельности. Здесь они выполняют задания, проходят тестирование по различным предметам и темам. Интерактивность позволяет мгновенно видеть результаты своей работы, корректировать допущенные  ошибки, что также положительно влияет на мотивацию учащихся. Работая в пространстве, ребята создают собственные проекты, выкладывая затем их на форумах.  Для формирования учебной мотивации важна внеурочная деятельность, которая позволяет создать ситуацию успешности для каждого ребёнка.

В рамках внеурочной  деятельности в этом году были созданы групповые проекты, в которых принимали участие все ученики класса: «Азбука полезных продуктов», «Дорожные знаки», «Русские народные загадки», «Новогодние открытки», «Лекарственные растения нашего края» ,а также исследовательские проекты учащихся второго класса «Влияние разных температур на организм человека», «Почему мы моем руки?». Проектная деятельность считается самым интересным и сложным видом деятельности. Её сложность в том, что данный вид работы охватывает очень большой круг вопросов. А интересен тем, что и учитель и ученик являются наблюдателями, экспертами, экспериментаторами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой  найти что-либо загадочное, раскрыть и попробовать объяснить тайны окружающего мира.

Проектные работы учащихся первых и вторых классов сопровождаются  демонстрационными материалами, дикторским комментарием проведения исследований самих учащихся на практических этапах проверки гипотез, отчего сам процесс просмотра становится еще более зрелищным и познавательным.

Повышает учебную мотивацию работа в математическом тренажёре. Это интерактивная среда обучения математике для младших школьников, позволяющая каждому ребёнку двигаться по собственной образовательной траектории, определяемой его математической подготовкой и результатами выполнения заданий. В тренажёре созданы условия для повышения мотивации: система поощрений (баллы,  сообщения от учителя).  Учащиеся с удовольствием занимаются, видя результаты своей работы – продвижение математического уровня.

 Грамотная организация учебной деятельности и использование информационных технологий необходимы, так как позволяют обеспечивать качественное образование учащихся с учетом их психолого-педагогических особенностей,  настроить детей на применение надпредметных компетентностей. Кроме этого помогает  создать интересный, результативный, творческий, богатый  наглядными и слуховыми пособиями урок, который активизирует работу учащихся и снижает физическую и эмоциональную утомляемость, что способствует сохранению здоровья детей, повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, развивает их познавательные способности и активность.

 

 

 

kovalevanatalia.ucoz.ru

Формы организации учебных занятий в начальных классах.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
(УРОК И ЕГО ТИПЫ)

Типы уроков

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых
знаний или УУД

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, универсальных

учебных действий (УУД)

Воспроизведение своими словами правил, понятий,

алгоритмов, выполнение

действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

Применение

усваиваемых знаний

или способов учебных

действий в условиях

решения учебных

задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов

и правил при решении учебных задач

Урок применения предметных
ЗУНов и УУД

Применение предметных ЗУНов и УУД в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной

сложности отдельными

учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий

Систематизация предметных ЗУНов

или УУД

(решение практических задач)

Умение сформулировать

обобщенный вывод, уровень

сформированности УУД, обеспечивающих умение учиться (работа в парах, использование источников

информации и др. )

Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД

Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка

предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, сформированности УУД

Проверка

предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, сформированности УУД

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Учебная экскурсия; учебный поход

Непосредственное (в отличие от опосредованного) изучение явлений окружаю­щего мира

Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов

Урок решения практических задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

Использование средств математики в целях изучения окружающего мира

Лабораторный практикум с использованием простейшего оборудования

Проведение опытов и экспериментов с целью проверки выдвинутой гипотезы

Умение использовать лабораторное оборудование; самостоятельное открытие свойств веществ, закономерностей явлений

и т. д.

Урок в библиотеке, компьютерном классе, музее, школьном кабинете (химии, физики, биологии, истории, литературы, лингафонном)

Использование средств новых технологий при решении учебных задач

Ярко выраженное желание научиться пользоваться дополнительными источниками информации или сформированное умение пользоваться дополнительными информационными источниками

Заседание клуба

Формирование умения учебного сотрудничества (умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат)

Уровень самостоятельности отдельных школьников и классного коллектива при проведении учебного занятия или его фрагмента

Урок любого типа с целевым назначением — усвоение школьниками способов самоконтроля и самооценки

Обучение способам контроля и самооценки деятельности

Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

infourok.ru

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке

Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют фронтальная, индивидуальная и групповая. Этим формам также присущи все компоненты процесса обучения. Они отличаются друг от друга количеством ю учащихся и способами организации работти.

фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит во работу со всем классом в едином темпе. В процессе рассказа, объяснения, показа и под он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, в ворюваты атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащиесянів.

Чаще всего ее используют на этапе первичного усвоения нового материала. При проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения, который сопровождается творческими заданиями различной с сложности, эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности всех ученикив.

Существенным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она по своей природе ориентирована на средних учащихся. На абстрактного среднего ученика рассчитаны объем и уровень сложности материала, т темп работы. Ученики с низкими учебными возможностями в таких условиях не способны получить знания: они требуют большего внимания от учителя, и больше времени на выполнение заданий. Если же снизить темп, то ц е негативно скажется на сильных учащихся последних удовлетворяет не увеличение количества задач, а их творческий характер, усложнение содержания. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся на уроке наряду с этой формой используются другие формы организации учебной роботоботи.

. Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной формы организации работы ученик выполняет упражнение, раз. Связываниеє

задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д.. Индивидуальным задачей может быть работа с учебником, справочником, словарем, картой и под. Широко практикуется индивидуальная работа в о ограмованому ученийні.

Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повтор создание и обобщение пройденного материала. Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий в классі.

Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности т.

Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, е ого оценка касаются и интересуют только ученика и учителя. Этот недостаток компенсирует групповая форма деятельности учащиесяв.

Групповая форма учебной деятельности возникла как альтернативная существующим традиционным формам обучения. В ее основу положены идеи. Ж-Ж. Руссо,. ЙГПесталоищи,. Дж. Дьюи о свободном развитии и воспитании ребенка. ЙГ. ГПесталоищи считал, что умелое сочетание индивидуальной и групповую учебной деятельности повышает активность, самодеятельность учащихся, создает условия для взаимного обучения, что способствует успешному овладению с. Нанн, умениями и навыкамнавичками.

В начале XX века групповое обучение как специфическая форма его организации появилось в области. Дальтон-плана (США). В 20-30 годы оно использовалось в советской школе под названием”бригадно-ла пахотный метод”Слово”бригадный”подчеркивало коллективность в работе, а”лабораторный”- совместимость в выполнении учебных задаь у виконанні навчальних завдань.

Согласно учебных программ, утвержденных. Наркоматом в 1930 году, в. СССР происходила ликвидация классов, их замена звеньями и бригадами, а материал различных учебных предметов группировался вокруг ко. Комплекс-проектов. В результате знания о природе (физика, химия, биология) и знания об обществе (обществоведение, история, география, литература и под) учащиеся должны были усваивать в процессе выполнение комплексных тем и проектов (напр”борьба за промфинплан”,”борьба за коллективизацию села”и т.п.). Применение новых форм обучения быстро привело к существенных недостатков: отсутствие в. УЧН ей достаточного объема систематизированных знаний, снижение роли учителя, неэкономно затраты времени. Эти недостатки определялись в постановлении. ЦК. ВКП (б)”Об учебных программах и режиме в начальной и средней шко ли”(1931), где бригадно-лабораторный метод и метод проектов был осужденетод і метод проектів було засуджено.

протяжении многих лет никакие формы обучения, альтернативные урока, не использовались и не разрабатывались. А рациональные зерна, которые включали в себя групповые формы, были забыты

В. Западной. Европе и. США групповые формы учебной деятельности учащихся активно развивались и совершенствовались. Значительный вклад в развитие теории групповой учебной деятельности сделать французские педагоги. К. К. Гарсиа,. С. Френе,. Р. Галь,. РКузине, польские -. ВОконь,. Р. Петриковский,. ЧКуписевич. Групповые формы получили распространение в практике американской школы, где их используют при преподавании различных пред метив. Исследования, проведенные. Национальным тренинговым центром (США, штат. Мэриленд) в 80-х гг XX в, показывают, что благодаря групповом обучению резко увеличивается процент усвоения материала, поскольку е дбуваеться влияние не только на сознание учащихся, но и на его чувства, волю (действия, практикуї, практику).

Только в 60-е годы в связи с изучением проблемы познавательной активности и самостоятельности учащихся в советской дидактике снова появился интерес к групповой формы обучения (МОДагашов,. БПЕсипов,. ИМЧередо овредов).

Переориентация процесса обучения на личность ученика значительно активизировала исследования групповых форм учебной деятельности школьников. Весомый вклад в разработку общих принципов группового обучения сделали пр раке. ВКДьяченка. ВВКотова. ХЙЛиЙметса,. ЮШальованого,. ИСФ. Нор,. ОЯ. Савченко,. ОГЯрошенко и друошенко та інших.

. Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного класса. Выделяют следующие формы группового взаимодействия:

1. Парная форма учебной работы – два ученика выполняют некоторую часть работа вместе. Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.

Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, убеждения онуваты и вести дискуссиию.

2Кооперативно-групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью. По такой организацией обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи, которыми он спря ямовуе деятельность группы. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Главные итоги такого обсуждения становятся над банном всего класса и записываются всеми присутствующими на занятияхтті.

3. Дифференцированное-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству

4Ланкова форма предусматривает организацию учебной деятельности в постоянных малых ученических группах, управляемых лидерами. Ученики работают над единственной задачей

5. Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.

Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными

Количество учеников в группе зависит от общего количества их в классе, характера и объема знаний, выработанных, наличия необходимых материалов, времени, отведенного на выполнение работы. Оптимальной счи ажають группу из 3-5 человек, так как в случае меньшего количества учеников трудно всесторонне рассмотреть проблему, а в случае большей – сложно определить, какую работу проделал каждый ученикь.

Объединение в группы может осуществлять учитель (в основном на добровольных началах, по результатам жеребьевки) или сами ученики по своему выбору

Группы могут быть гомогенными (однородными), т.е. объединенными по определенным признакам, например, по уровню учебных возможностей, или гетерогенными (разнородными). В разнородных группах, когда в одну группу входят сильные, средние и слабые ученики, лучше стимулируется творческое мышление, осуществляется интенсивный обмен идеями. Для этого предоставляется достаточно ча асу для выражения различных взглядов, подробного обсуждения проблемы, для рассмотрения вопроса из разных. Бокийів.

Учитель руководит работой каждого ученика косвенно, через задачи, которые он предлагает группе, и которые регулируют деятельность учащихся

Отношения между учителем и учениками приобретают характер сотрудничества, потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае, если у учащихся возникают вопросы и они сами обращаются за д помощью к учителю.

Решение конкретных учебных задач осуществляется благодаря совместным усилиям членов группы. При этом учебная деятельность не изолирует учеников друг от друга, не ограничивает их общение, взаимопомощь и сотрудничество, а наоборот, создает возможности для объединения усилий действовать согласованно и слаженно, совместно отвечать за результаты выполнения учебного задания время задачи в группе выполняют ся таким образом, что позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группыпи.

Контакты и обмен мнениями в группе существенно активизируют деятельность всех учеников – членов группы, стимулируют развитие мышления, способствуют развитию и совершенствованию их речи, пополнению знаний, расширению инд дивидуального опыт.

В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и т.д.. Важную роль она видграе в реализации воспитательно й функции обучения. В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культур а ведение диалоггу.

Возможности выбора формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока демонстрирует таблица:

Формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока

Таблица 7

Этап урока

Форма групповой деятельности

повторительно-учебная работа

Парная, звеньевая

Восприятие, осмысление и запоминание нового материала

Дифференцированное-групповая

Закрепление, обобщение и систематизация

звеньевой, парная, дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая

Применение знаний

Парная, звеньевая, кооперативно-групповая

Успех работы в группах зависит от умения учителя комплектовать группы, организовывать работу в них, распределять свое внимание так, чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность педагога в й их успеха, в нормальных и плодотворных межличностных взаимоотношений.

uchebnikirus.com

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.

В данной статье описаны формы внеурочной деятельности по направлениям и видам. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на воспитательные результаты.

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов, что и  определяет  специфику внеурочной деятельности,  в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО –  создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности  отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД  (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе  позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет  основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно – нравственное
  3. Общеинтел-лектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно – ценностное общение
  • Досугово – развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

 Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий,  Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

 Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

 Духовно-нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
  • Тематические классные часы.
  • Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

Социальное:

  • Проведение субботников.
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных растений и уход за ними.
  • Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.

Формы внеурочной деятельности по видам:

  1. Словесно-логические.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом),  вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

  1. Образно-художественные формы
  • Концерты
  • Спектакли
  • Праздники
  • КТД

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

  1. Трудовые формы внеурочной деятельности
  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

  1. Игровые (досуговые) формы работы
  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

  1. Психологические формы
  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы  внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования  строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности




Первый уровень. 1 класс

Школьник знает и понимает общественную жизнь

 

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы

Школьник ценит общественную жизнь

 

Получение школьником опыта переживания  и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс

Школьник самостоятельно действует в  общественной  жизни

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней  результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином  воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор»  М.: Просвещение, 2014г.

pedsovet.org

Советы рукодельницам