«Формирование культуры здоровья дошкольника

1.Пережив инновационный бум и реформы конца 20 века , которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования в новом веке вступила в новую стадию его модернизации. Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами , как Закон РФ «Об образовании», « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами президента России « О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», « Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по- прежнему оставляет желать лучшего.Основанием тому служит высокая заболеваемость детей. Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество простудных заболеваний обретает характер стихийного бедствия.

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста. А поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены только к медицинским или только педагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении.

Основанием модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении считаются:

  • 1. необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
  • 2. необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

Первое утверждение базируется на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том , что как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Он верит в его нерушимость. Она есть у родителей, общества. Но у каждого малыша есть огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольника предусматривает:

— знание правил личной гигиены и ухода за своим телом;

— знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

— знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

— знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Ребенка не учат умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры. Хорошее знание себя, развитое умение ясно и правильно выразить характер ощущаемых болевых симптомов, жалоб, сопровождающих ухудшение самочувствия, существенно облегчает задачу врача в правильной постановке диагноза.

Хорошее самочувствие человека во многом зависит также от осознания им своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить их успешность. В этой связи дети должны уметь отслеживать « свой путь» в плане физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности. Это позволяет им создать образ себя будущего. Полюбив этот образ, дети стремятся к его реализации, а достигнув желаемого, ставят перед собой новые цели. Навыки самооценки физического здоровья являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте.Это необходимо ему для того , чтобы выстраивать здоровую линию поведения во взаимодействии с социальным окружением.

Комплексный подход в оздоровлении детей осуществляют многие дошкольные учреждения.

Но получается , что всего понемножку , а в целом, как говорил

Ю. Ф. Змановский, «мертвому припарки».Проводя с детьми лечебно-оздоровительную работу , детьми попросту манипулируют. Для чего с ними проводят те или иные мероприятия, дети толком сказать не могут.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

2.Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Культура здоровья – это целостная система личностных качеств

( включая ее мировоззрение, духовность, ценности, знания, умения и способности) , ориентирующие личность на здоровый образ жизни и обеспечивающие ее высокий уровень здоровья.

Сущность культуры здоровья :

Культура здоровья включает в себя культуру духовную, медико-гигиеническую, физическую, которые тесно взаимосвязаны между собой. Зависимость здоровья физического от здоровья духовного предполагалось и в древних учениях, последними достижениями доказаны многие механизмы этой зависимости.

При этом развитие культуры здоровья рассматривается как неотъемлемая часть развития личности. Целями развития культуры здоровья являются:

-осознание ценности здоровья

— формирование мотиваций на повышение уровня здоровья

— овладение необходимыми двигательными навыками и умениями , современными способами оздоровления

— формирование стиля жизни, обеспечивающее саморазвитие здоровья.

Функции культуры здоровья:

  • воспитывающая
  • развивающая
  • образовательная
  • диагностическая
  • коррекционная
  • регулятивная
  • деятельностная
  • преобразующая
  • творческая.
  • нормативная

Исчезновение или затухание одной из функций ведет к ухудшению здоровья человека духовно-нравственной деградации, невротизации.

  • 3. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Вначале это отношение проявляется в форме страха, который проявляется у ребенка в связи с неприятными манипуляциями, которые проделывают с ним взрослые.Всем известно, что маленькие дети весьма настороженно и даже негативно относятся к людям в белых халатах. По мере накопления опыта болезней и связанного с ним опыта получения лечебных процедур чувство страха сменяется чувством тревожного ожидания, а у старших дошкольников оно сменяется любопытством. И конечно же отношение ребенка к тому, что связано с его болезнью, сугубо индивидуально и во многом зависит от отношения к этому явлению его родителей. Они беспокоятся- беспокоится ребенок и наоборот.

Эксперименты убедительно доказали, что отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поскольку это понятие сложное и многоаспектное, то в младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии овладеть им. Дети в этом возрасте понимают ,что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью не могут. Вследствии этого никакого отношения к нему у маленького ребенка практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают ,как болели, и у большинства отчетливо проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Что значит чувствовать себя здоровым, и быть здоровым они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть .На вопрос,что нужно делать чтобы не болеть , большинство детей отвечает: не простужаться, не есть мороженное, не мочить ноги и т. п. Из этого следует , что дети в этом возрасте начинают осознавать угрозы своему здоровью со стороны внешней среды.

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию личного опыта отношение к здоровью существенно меняется. Дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий ( нельзя есть фрукты грязными) , так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие здоровье с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья .В этом возрасте дети начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья ( там кричали, ругались, и у меня заболела голова).Но в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.

При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физической культурой отношение детей к своему здоровью как величайшей ценности в жизни становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу- становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

4. Условия развития у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и формирования культуры здоровья:

1.Гигиенически организованная социальная среда обитания. ( Она должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Но требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений)

2. Наличие специальной программы развития у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и формирования культуры здоровья.

(средства методы, приемы, формы работы направленные на приобретение детьми знаний ,умений , привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к другим людям.)Например: человек привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя не комфортно если этой возможности нет. Так же и с людьми привыкшими к утреннему бегу.

Должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле слова должна быть мода на здоровье среди родителей , детей и сотрудников.

3.Овладение системой понятий о своем организме, здоровье , здоровом образе жизни. ( знания по ПДД, ОБЖ, ЗОЖ.)

  • Эти знания частично могут даваться на каждом занятии не зависимо от его вида.
  • Дети должны сами сформулировать соответствующие выводы.

«»…и сказала кроха –буду делать хорошо и не буду плохо».

  • Должны осваивать практику самомониторинга здоровья.
  • Содержание занятий должно в полной мере соответствовать практике физкультурно –оздоровительной работы, проводимой в ДОУ.
  • 4. Реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей.

Сущность его заключается в создании взрослым бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.(тестирование, диагностирование осознанное ребенком, создание ситуации успеха- все в игровой форме).

Вывод: Таким образом, формирование культуры здоровья дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целеноправленным развитием его личности в специально созданной гигиенически организованной социальной среде.

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

infourok.ru

Консультация для воспитателей:»Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей:

 «Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста».

Сегодня мы поговорим о  том, как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью. Пожалуй, никто не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личностные качества во многом определяются взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей младшего возраста к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения.

До трехлетнего возраста ребенок не может самостоятельно замечать и объективно оценивать особенности своего организма. Однако уже в этом возрасте малыш испытывает определенные психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех систем своего организма. На этой степени своего развития ребенок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт, в его психике возникает переплетение образно – словесных ассоциаций (ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое), например слово «больно» связано с чем – то очень плохим, неприятным, а слово «здоровый» — с чем – то хорошим, радостным.

Поэтому именно в этот возрастной период взрослые должны препятствовать формированию нежелательных для развития психики ребенка образно – словесных ассоциаций. Такие нежелательные связи могут установиться между ощущениями нездоровья, процессами, имеющими отношение к здоровью (осмотр врача, инъекции, прививки и т.д), с одной стороны, и словами, которые сопровождают эти ощущения. Например, каждый из вас видел детей, которые от одного слова «врач», «укол», «таблетка» впадают в панику, испытывают страх, который можно сравнить со страхом перед большой опасностью. Сформировавшийся рефлекс служит основой дальнейшего отрицательного отношения к процедуре, к лечению, а в дальнейшем и к своему здоровью.

Большую роль играют оценки взрослого. Ребенок, воспринимая их, дальше использует как критерии определения своего собственного мнения, своих собственных действий, связанных со здоровьем. Например, очень часто заботливая мама активно перекармливая ребенка, приговаривает: «Ешь побольше, здоровым будешь». В этом случае у ребенка формируется неправильное отношение к здоровью, т.к. психологи установили, что наименьшей популярностью пользуются дети склонные к полноте, «толстяки». Да и сами взрослые относятся к ним так же, очень часто совершая грубые психологические ошибки, когда общаясь с детьми говорят: «Ой, какой ты неуклюжий!», или «Ой, какой ты лопоухенький», такими высказываниями они проявляют негативное отношение к его внешности. Это отрицательно влияет на формирование целостного образа «Я» у ребенка, где немаловажное значение имеет физическая сторона, физическое «Я».

Причиной формирования определенного отношения к здоровью у ребенка являются сами взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Человек, который сам не выглядит здоровым, или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать правильное отношение к здоровью ребенка. Например, если мама или воспитатель полностью сконцентрированы на своем недуге, то это повышает тревожность детей.

О формах общения взрослых и детей в формировании правильного отношения к своему здоровью надо рассказать более подробно, т.к. способы «прямого» воздействия часто не дают эффекта. Одним из способов опосредованного воздействия является использование любимых игрушек. Взрослые должны помнить, что ребенок не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу, указания. Когда же во взаимодействии ребенка со взрослым участвует его любимая игрушка (кукла, мишка, зайка и т.д), то она и становится главным действующим лицом. Следуя правилам игры, ребенок должен помогать игрушке осуществлять все нужные действия: например,   вовремя вставать утром, делать зарядку, умываться, чистить зубы, правильно принимать пищу, одеваться на прогулку вовремя ложиться спать и т.д. Это все должно найти свое отражение в дидактических играх. Подобный прием можно использовать для подготовки  ребенка к определенным неприятным процедурам (уколам, прививкам, лечению зубов и т.д).

Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек.

Привычка – это поведение, образ действий, ставшие для кого-либо в жизни обычными, постоянными. А привычка формируется на основе навыка (навык – это усвоенный способ действий, доведенный до автоматизма). Например, если ребенок научился кататься на коньках, ездить на велосипеде хорошо, плавать, то он будет делать это с удовольствием, и никогда не разучится этому навыку.

Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. Привычки и навыки всегда должны шагать рядом – это основные критерии правильного воспитания. С.Я.Рубинштейн в книге «О воспитании привычек у детей» приводит некоторые возрастные нормы. Например, ребенок в 3 – 4 года должен не только сам раздеться, но и сложить или повесить свои вещи аккуратно, это должно быть сделано автоматически, привычно. И если ребенок не научился этого делать, значит он отстает от своих сверстников. Привычка формируется тогда, когда возникает новый вид деятельности, появляются новые вещи, новые обязанности. Поэтому воспитатели с особым вниманием должны относится к тем действиям, которые встречаются в жизни ребенка. Так, как мы учим детей одеваться, раздеваться – мы обязательно должны проследить за тем, чтобы формировалась привычка класть вещи на место; обучая мыть мылом руки и чистить зубы – обращаем внимание на то, чтобы формировалась привычка мыть руки перед едой и после посещения туалета, умываться и чистить зубы утром и перед сном, полоскать полость рта после еды.

Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами, сколько делами. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребенку. Для закрепления любой привычки большое значение имеет похвала взрослого. Но хвалить следует только на первых порах, когда идет формирование привычки. Взрослые знают, как сложно сформировать привычку выполнять утреннюю зарядку у детей. Следует помнить, что для достижения положительного результата необходимо, чтобы ребенок хорошо выспался, чтобы в комнате не было холодно, чтобы упражнения не были трудными.

Нужно подчеркнуть, что для формирования положительных привычек особенно большое значение имеет не только похвала взрослого, но и первые положительные результаты. Неправильное подкрепление ведет к формированию у ребенка вредных привычек (грызть ногти, есть руками, лениться мыть руки, курить и т.д). А искоренить возникшие вредные привычки намного сложнее, чем их привить.

Хочу дать несколько рекомендаций молодым педагогам:

— внимательно относитесь к формированию образно – словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся их здоровья;

— формируйте у ребенка положительное отношение к физическому Я;

— помните, что ваши физические недостатки, ваше отношение к здоровью влияют на отношение к здоровью ребенка;

— способы «прямого» воздействия на ребенка не дают эффекта, используйте опосредованное воздействие, проводите дидактические игры. «Учи показом, а не рассказом»;

— воспитание положительных привычек способствует формированию у детей навыков безопасного поведения;

— помните, что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем поощрение;

— наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувство долга, ответственность, человечность.

Подготовила: инструктор по физкультуре

МБДОУ №92  г. Оренбурга

Зацаринина Н.М

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей:»Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста» »

Консультация для воспитателей:

«Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста».

Сегодня мы поговорим о том, как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью. Пожалуй, никто не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личностные качества во многом определяются взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей младшего возраста к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения.

До трехлетнего возраста ребенок не может самостоятельно замечать и объективно оценивать особенности своего организма. Однако уже в этом возрасте малыш испытывает определенные психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех систем своего организма. На этой степени своего развития ребенок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт, в его психике возникает переплетение образно – словесных ассоциаций (ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое), например слово «больно» связано с чем – то очень плохим, неприятным, а слово «здоровый» — с чем – то хорошим, радостным.

Поэтому именно в этот возрастной период взрослые должны препятствовать формированию нежелательных для развития психики ребенка образно – словесных ассоциаций. Такие нежелательные связи могут установиться между ощущениями нездоровья, процессами, имеющими отношение к здоровью (осмотр врача, инъекции, прививки и т.д), с одной стороны, и словами, которые сопровождают эти ощущения. Например, каждый из вас видел детей, которые от одного слова «врач», «укол», «таблетка» впадают в панику, испытывают страх, который можно сравнить со страхом перед большой опасностью. Сформировавшийся рефлекс служит основой дальнейшего отрицательного отношения к процедуре, к лечению, а в дальнейшем и к своему здоровью.

Большую роль играют оценки взрослого. Ребенок, воспринимая их, дальше использует как критерии определения своего собственного мнения, своих собственных действий, связанных со здоровьем. Например, очень часто заботливая мама активно перекармливая ребенка, приговаривает: «Ешь побольше, здоровым будешь». В этом случае у ребенка формируется неправильное отношение к здоровью, т.к. психологи установили, что наименьшей популярностью пользуются дети склонные к полноте, «толстяки». Да и сами взрослые относятся к ним так же, очень часто совершая грубые психологические ошибки, когда общаясь с детьми говорят: «Ой, какой ты неуклюжий!», или «Ой, какой ты лопоухенький», такими высказываниями они проявляют негативное отношение к его внешности. Это отрицательно влияет на формирование целостного образа «Я» у ребенка, где немаловажное значение имеет физическая сторона, физическое «Я».

Причиной формирования определенного отношения к здоровью у ребенка являются сами взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Человек, который сам не выглядит здоровым, или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать правильное отношение к здоровью ребенка. Например, если мама или воспитатель полностью сконцентрированы на своем недуге, то это повышает тревожность детей.

О формах общения взрослых и детей в формировании правильного отношения к своему здоровью надо рассказать более подробно, т.к. способы «прямого» воздействия часто не дают эффекта. Одним из способов опосредованного воздействия является использование любимых игрушек. Взрослые должны помнить, что ребенок не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу, указания. Когда же во взаимодействии ребенка со взрослым участвует его любимая игрушка (кукла, мишка, зайка и т.д), то она и становится главным действующим лицом. Следуя правилам игры, ребенок должен помогать игрушке осуществлять все нужные действия: например, вовремя вставать утром, делать зарядку, умываться, чистить зубы, правильно принимать пищу, одеваться на прогулку вовремя ложиться спать и т.д. Это все должно найти свое отражение в дидактических играх. Подобный прием можно использовать для подготовки ребенка к определенным неприятным процедурам (уколам, прививкам, лечению зубов и т.д).

Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек.

Привычка – это поведение, образ действий, ставшие для кого-либо в жизни обычными, постоянными. А привычка формируется на основе навыка (навык – это усвоенный способ действий, доведенный до автоматизма). Например, если ребенок научился кататься на коньках, ездить на велосипеде хорошо, плавать, то он будет делать это с удовольствием, и никогда не разучится этому навыку.

Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. Привычки и навыки всегда должны шагать рядом – это основные критерии правильного воспитания. С.Я.Рубинштейн в книге «О воспитании привычек у детей» приводит некоторые возрастные нормы. Например, ребенок в 3 – 4 года должен не только сам раздеться, но и сложить или повесить свои вещи аккуратно, это должно быть сделано автоматически, привычно. И если ребенок не научился этого делать, значит он отстает от своих сверстников. Привычка формируется тогда, когда возникает новый вид деятельности, появляются новые вещи, новые обязанности. Поэтому воспитатели с особым вниманием должны относится к тем действиям, которые встречаются в жизни ребенка. Так, как мы учим детей одеваться, раздеваться – мы обязательно должны проследить за тем, чтобы формировалась привычка класть вещи на место; обучая мыть мылом руки и чистить зубы – обращаем внимание на то, чтобы формировалась привычка мыть руки перед едой и после посещения туалета, умываться и чистить зубы утром и перед сном, полоскать полость рта после еды.

Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами, сколько делами. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребенку. Для закрепления любой привычки большое значение имеет похвала взрослого. Но хвалить следует только на первых порах, когда идет формирование привычки. Взрослые знают, как сложно сформировать привычку выполнять утреннюю зарядку у детей. Следует помнить, что для достижения положительного результата необходимо, чтобы ребенок хорошо выспался, чтобы в комнате не было холодно, чтобы упражнения не были трудными.

Нужно подчеркнуть, что для формирования положительных привычек особенно большое значение имеет не только похвала взрослого, но и первые положительные результаты. Неправильное подкрепление ведет к формированию у ребенка вредных привычек (грызть ногти, есть руками, лениться мыть руки, курить и т.д). А искоренить возникшие вредные привычки намного сложнее, чем их привить.

Хочу дать несколько рекомендаций молодым педагогам:

— внимательно относитесь к формированию образно – словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся их здоровья;

— формируйте у ребенка положительное отношение к физическому Я;

— помните, что ваши физические недостатки, ваше отношение к здоровью влияют на отношение к здоровью ребенка;

— способы «прямого» воздействия на ребенка не дают эффекта, используйте опосредованное воздействие, проводите дидактические игры. «Учи показом, а не рассказом»;

— воспитание положительных привычек способствует формированию у детей навыков безопасного поведения;

— помните, что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем поощрение;

— наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувство долга, ответственность, человечность.

Подготовила: инструктор по физкультуре

МБДОУ №92 г. Оренбурга

Зацаринина Н.М

2

kopilkaurokov.ru

Культура здоровья детей – базовый компонент оздоровительной работы

Культура здоровья детей – базовый компонент

оздоровительной работы

 Хахлева Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ ДС № 10 “Светлячок” г. Старый Оскол

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования.

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

Основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

Выделяется несколько компонентов здоровья: 1Социальное здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Рекламное сообщение

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

•Занятия физкультурой, прогулки;

• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.

• Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение

различных рекомендаций, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулиста)

Цель физического воспитания в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей, обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, трудового) развития детей и воспитания у них потребности систематически заниматься физическими упражнениями.

В процессе физического воспитания детей дошкольного возрасте осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания.

1. Развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических способностей; укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия людей.

2. Формирование жизненно важных двигательных умений, навыков (в том числе непосредственно прикладных и спортивных), специальных знаний, привитие организаторских способностей.

3. Воспитание моральных волевых и эстетических качеств личности в духе принципов морального кодекса; содействие развитию интеллекта.

Эти задачи могут конкретизироваться в зависимости от контингента занимающихся: их возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и

Оздоровительные задачи:

  • укрепить здоровье;
  • обеспечить всестороннее и гармоническое развитие физических качеств дошкольников;
  • закаливать организм, используя естественные факторы природы, различные традиционные и современные методики закаливания;
  • способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей.

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста не менее важно решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании.

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнения основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метание, прыжки), спортивные упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.).

Без развития физических качеств ребёнок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, совершенствовать различные виды деятельности, включающие движения.

В процессе физического воспитания не менее важно решать

Воспитательные задачи:

  •  воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями;
  •  способствовать развитию воли, целеустремлённости;
  •  формировать позитивные качества характера, способствовать эмоциональному развитию детей;
  •  воспитывать эстетические потребности личности ребёнка;
  • у детей необходимо, воспитывать любовь к спорту, развивать интерес к спортивным результатам, достижениям спортсменов.

Успешное решение поставленных задач возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как:

  •  полноценное питание детей;
  •  закаливающие процедуры;
  •  развитие движений;
  •  гигиена режима.

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:

  •  создание условий для физического развития и снижение заболеваемости детей;
  •  повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей ДОУ;
  •  комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач;
  •  воспитание здорового ребёнка совместными усилиями ДОУ и семьи.

Для полноценного физического развития детей и реализации потребности в движении в ДОУ должны быть созданы определённые условия. Так, в группах выделено достаточно места для активного движения, физкультурных пособий, спортивных комплексов. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет упражняться во всех видах основных движений в помещении.

На участке ДОУ оборудована физкультурная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр и т.д.

Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребёнка способствует гибкий режим дня.

Особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

Закаливание воздухом:

  •  оздоровительные прогулки, ежедневно;
  •  кратковременные воздушные ванны перед сном;
  •  сон с доступом свежего воздуха;

— хождение босиком.

Закаливание водой:

  •  умывание и другие гигиенические процедуры;
  •  полоскание горла, рта после каждого приема пищи;
  •  влажное обтирание;
  •  хождение босиком с последующим обливанием ног;

Закаливание солнцем:

  •  световоздушные ванны;
  • солнечные ванны;
  • отдых в тени.

Как нельзя лучше задачи физического воспитания можно реализовать, используя систему физкультурных занятий сюжетно-игрового характера. Суть её состоит в триединстве воздействия на организм и личность ребёнка движения, игры и сюжета. Каждый из этих компонентов несёт в себе огромные возможности. Движения включают общеразвивающие упражнения, основные движения, элементы психогимнастики, коррекционной гимнастики, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, самомассаж и др. Игровая форма проведения НОД по физической культуре является одной из интересных форм детской деятельности.

В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решать все перечисленные задачи. Таким образом, можно заключить, что при систематическом проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, дети, выпускающиеся из детского сада в школу, имеют хорошую физическую подготовленность, улучшения в состоянии здоровья, а это надёжная основа для дальнейшего обучения. Также, воспитание детей в ДОУ в режиме здорового образа жизни, закладывает полезные навыки и умения у ребёнка на будущее.

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника

Дыхательная и звуковая гимнастика – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Массаж – это совокупность приемов механического дозированного воздействия на тело человека с помощью различных приёмов.

Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслабление мышц.

Ароматерапия – это запах оздоровляющий среди разнообразия растительного мира уже в древности человек обратил внимание на растения с приятным или острым ароматом, липкие на ощупь и широко использовал их для лечения недугов.

Фитотерапия – это лечение растениями. Лучше начинать прием фитопрепарата с 2–3 растениями, через 5–7 дней добавить еще 1 и т.д. Следить за реакцией организма.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают.

Список литературы

1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М. Издательство НЦ ЭНАС. 2006. – 144 с.

2. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005 – 96 с.

3. Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплентю здоровья для дошкольников – Ростов н/Д: Феникс, 2005.-256 с. (Сердце отдаю детям).

4. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.

mirdoshkolyat.ru

Педагогический проект «Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста»

Творческое название проекта Творческий проект «Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста»
Тип проекта  Групповой, практико-ориентированный
Возраст детей Старший дошкольный возраст
Исполнители Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители
Продолжительность Долгосрочный (1 год) с 2014 по 2015уч.г.
Раздел программы  Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова:  образовательная область «Физическое развитие»                               
Тематическое поле  Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта. Получение детьми знаний о ЗОЖ.
Актуальность Аристотель сказал: «Здоровье человека определяет воспитание…», а это значит, что во многом от педагогов зависит здоровье и развитие населения России.
В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается.  Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных. Обострение проблем, связанных с сохранением здоровья, настоятельно требует создания системы обучения правилам здорового образа жизни. Сегодня человек не может считаться образованным, не освоив культуру здоровья, которая предполагает активное использование знаний, освещающих правила здорового образа жизни, средства сохранения и укрепления здоровья. Огромные нереализованные возможности в укреплении здоровья таит в себе дошкольный возраст. Именно в нем закладывается ядро личности. Это важнейшее время для формирования здорового образа жизни. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своём здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безопасному образу жизни. Значимость применения данной работы определяется решением задач оздоровления дошкольников, воспитания культуры безопасного и здорового образа жизни – создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка. 
Проблема Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем.
Основные проблемы:
  1. Профилактика роста простудных заболеваний.
  2. Повысить уровень умений и знаний в области воспитания привычки ЗОЖ.
  3.  Потребность в формировании здорового образа жизни, обеспечения охраны и укрепление здоровья детей ДОУ педагогами и родителями.
  4. Несовершенство системы работы по валеологическому образованию детей.
  5. Существующие формы работы привести в соответствии с ФГОС
Цель Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, развитие представлений детей о своем теле, воспитание бережного и осознанного отношения к своему организму.
Задачи
  1. Помочь ребенку осознать, что главная ценность в жизни – здоровье, за которое он должен сам отвечать и которое сам должен поддерживать.
  2. Разработать систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
  3. Способствовать развитию у детей определенного круга знаний и представлений о своем теле, развивать элементарные базовые знания по валеологии.
  4. Сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
  5. Воспитывать здоровьесберегающую компетентность – готовность решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
  6. Сплотить детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Этапы реализации проекта 1 этап – выявление проблемы, мониторинг состояния здоровья детей, диагностика физического развития, валеологических представлений, умений и навыков дошкольников, анкетирование родителей.
2 этап – формирующий строится но основе: оздоровительных и профилактических мероприятий; образовательных и физкультурных мероприятий; режимных моментов; организация досугов, развлечений, праздников; соблюдение личной гигиены и культуры еды.
3 этап – заключительный, проведение итогового мероприятия
 Прогнозирующий результат Низкий уровень  заболеваемости детей в группе; становление и проявление здоровьесберегающей компетенции; укрепление психического здоровья; формирование образа выпускника – социально значимой здоровой личности; повышение уровня адаптации к окружающему миру; Освоение взрослыми и детьми понятия » здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья. Углубление взаимосвязи родителей, детей и педагогического коллектива ДОУ. Овладение родителями и детьми качественными знаниями по формированию у них сознательной установки на здоровый образ жизни, способности жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Презентация проекта
  1. Музыкально-спортивное развлечение «Мы дружные, веселые, мы все одна — семья!» (с участием родителей), «Большие гонки»
  2. Выставка творческих работ «Мы спортивная семья», «На зарядку становись!»
  3. Стенгазета «Будь здоров» (закаливание в семье)
  4. Фотогазета из семейных архивов «Наша здоровая и спортивная семья»
  5. Фотоотчёт по проекту

kssovushka.ru

Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей

1.1 Понятие «культуры здоровья» в психолого-педагогической литературе

1.2 Педагогические условия формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей

2.1 Диагностика уровня сформированности культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей

2.2 Реализация условий формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей

Заключение

Приложения


Введение

Культура здоровья личности является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущности сил, способностей; она предстает в процессе воспитания как преемственное освоение различных сфер жизнедеятельности, что возможно лишь при развитии ее социальной активности. При этом формируется не только потребность в тех или иных видах активности, но и умение их реализовать, что является одним из основных направлений становления культуры современной конкурентоспособной личности.

Индивидуализация общественной и экономической жизни России, глубокие противоречия, наслоившиеся в идеологии, культуре, образовании, предъявляют качественно новые требования к воспитанию детей.

Негуманистическая ориентация общества, экономический кризис, отсутствие в течение десятилетия альтернативы коммунистическому воспитанию, отсутствие продуманной экологической политики, нравственный дискомфорт и череда стрессов привели подрастающее поколение, как отмечают исследователи, к уходу в виртуальный мир — в мир алкоголизма, наркомании, асоциальности во всех ее проявлениях. О здоровье подрастающего поколения, в абсолютном его понимании, говорить не приходится. Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления. Согласно исследованиям (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.) ведущими среди причин, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья детей, являются: неправильный образ жизни, выражающийся в гиподинамии, чрезмерной учебной нагрузке, неправильном питании, а также отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у учащихся, педагогов и родителей, отсутствие системности в процессе формировании культуры здоровья.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

В процессе исследования проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста нами было выявлено противоречие между потребностью современного общества в личности, способной к осознанию ценности своего здоровья, обладающей здоровыми жизненными навыками и стихийным, бессистемным их формированием в процессе сотрудничества педагогов и родителей в условиях ДОУ.

Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей.

Объект исследования: процесс формирования культуры здоровья дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: процесс формирования культуры здоровья дошкольников будет осуществляться более успешно, если реализованы следующие педагогические условия:

использование активных методов обучения;

включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;

широкое применение методов эмоционального воздействия.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие «культуры здоровья» в психолого-педагогической литературе.

2. Определить особенности формирования культуры здоровья у дошкольников.

3. Выявить педагогические условия формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей.

Методологической и теоретической основой исследования являются общетеоретические положения отечественной психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), философские, психологические и педагогические теории отношений (А.Г. Здравомыслов, В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, И.Ф. Харламов, Л.В. Занков), теоретические концепции ценностей (Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, О.Г. Дробницкий, Я.М. Архангельский).

Выдвинутые цели и задачи обусловили выбор методов исследования: теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент), математические методы обработки результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ДОУ «Росинка» города Ноябрьска.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап — постановочный (апрель — май) — выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап — собственно-исследовательский (ноябрь — декабрь) — разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап — интерпретационно-оформительский (январь — февраль) — проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что формирование культуры здоровья дошкольников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально обоснованы педагогические условия формирования культуры здоровья у дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей.

Теоретическая значимость: систематизированы и расширены имеющиеся теоретические представления о формировании культуры здоровья дошкольников; выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие формированию культуры здоровья в процессе сотрудничества педагогов и родителей, разработан комплекс мероприятий, направленных на формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей, включающих целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе дошкольного образования.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 54 наименования, приложения (7). Работа включает таблицы (9). Общий объем работы 58 страниц компьютерного текста.

Здоровье — это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. При таком подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего состояния [1, с.45].

Здоровье — это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

И.И. Брехман определяет здоровье, как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации [5, с.100].

В.П. Петленко предлагает понятие здоровья как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды [12, с.178].

Здоровье — это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Дошкольное детство — период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма.

mirznanii.com

Формирование культуры здоровья у дошкольников

 

В настоящее время наш коллектив идет по пути осознанного применения здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе, где решаются задачи по созданию условий для эмоционального благополучия детей, их психологической защищенности и развитие у них творческих, познавательных способностей.

Сегодня дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное развитие ребёнка. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, современна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Поэтому перед дошкольным учреждением стоит задача правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребёнка.

На методическом объединении педагогов района в марте 2013 года, которое проходило на базе нашего МДОУ, обсуждалась тема «Интегрированного подхода к поддержанию здоровья детей». Педагоги нашего детского сада поделились опытом работы к приобщению детей к ценностям здорового образа жизни.

В мультимедийной презентации «По дорожке здоровья» был представлен развивающий потенциал взаимодействия привычки к здоровому образу жизни, направленный на развитие двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, любовь к чистоте и опрятности у детей младшего дошкольного возраста. Совместно с детьми, подготовительной к школе группе, специалисты по музыкальному воспитанию и физической культуре подготовили сказку-оперу «Колобок», где были поставлены цели: создание эмоционального благополучия и развитие музыкально-творческих способностей дошкольников, которые являются составными элементами здоровья. Уверена, что большое значение для ребенка имеет психическое здоровье.

Я, как воспитатель, с детьми старшей группы предложила комплекс психогимнастики «В волшебном лесу», в который включила не только игры и упражнения на устранение замкнутости, снятия усталости, обогащение двигательного опыта, но и такие нетрадиционные методы, как водная медитация и релаксация. С точки зрения психологии все это направлено на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка.

Психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Только благодаря тесному сотрудничеству детского сада и семьи, возможно, создать систему мер по сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Большая работа мною проведена с родителями воспитанников — Мастер-классы: «Дыхательная гимнастика как профилактика заболеваний у дошкольников», «Психогимнастика — средство сохранения психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста».

 

 

Родители детей подготовили выпуски стенгазет «Наша семья за здоровый образ жизни», выставку рисунков на тему «Папа, мама, я – спортивная семья».

 

 

Мною проведены консультации для родителей «Приобщение детей к здоровому образу жизни», «Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка». Подготовила и провела совместные с родителями и детьми досуги и развлечения, направленные на сближение детско-родительских отношений.

  

 

Родители, которые стремятся вести здоровый образ жизни и совместно с педагогами детского сада участвуют в формировании у детей физического и психического здоровья, как говорится, выиграют вдвойне. Пословицы гласят: «Что посеешь, то и пожнешь», «Каждый кузнец своего здоровья».

dohcolonoc.ru

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подробности

Курилова Светлана Васильевна, магистрант 2 курса МПГУ, воспитатель ГБОУ Школа № 1293 СП 2 г. Москва, Россия, [email protected]

 

Аннотация: автор статьи делает попытку изучить вопросы формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста, дается характеристика понятий: культура здорового образа жизни, культура здоровья определены их сходства и различия. Описаны актуальные формы, методы и приемы, в том числе и физические упражнения формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, здоровый образ жизни, культура здоровья, культура здорового образа жизни, физические упражнения, подвижные игры, проблемное обучение.

 

Сегодня в дошкольном образовании особую роль играет формирование культуры здоровья детей. Современная дошкольная образовательная организация располагает всеми возможностями для организации процесса формирования у дошкольников культуры здоровья, навыков здорового образа жизни.

Культурологический аспект проблемы здоровья не нов. О важности формирования культуры здоровья и ее содержании писали Э.Н. Вайнер, В.Я. Данилевский, И.И. Мечников, и др. [4, с. 55].

Анализ методической литературы позволил нам определить основные понятия изучаемого вопроса. Дефиниция «здоровый образ жизни» однозначно не определена. В научных трудах  ученых можно встретить различные определения.

В трудах П.А. Виноградова, Б.С. Ерасова, О.А. Мильштейна, В.А. Пономарчук, В.И. Столярова здоровый образ жизни понимается как глобальная социальная проблема, структурная часть жизни общества в целом. Г.П. Аксенов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Р. Дитлс, И.О. Матынюк, Л.С. Кобелянская здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации[6, с. 45].

Общепринятого определения понятия культура здоровья не выработано.  Л. Волошина отмечает, что культура здоровья – это не только информированность в области здоровьесбережения, которая достигается  в процессе обучения, но и практическое применение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье других людей [2, с. 117].

В. В. Кожанов определяет культуру здоровья как интегративное личностное качество, которое формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к собственному здоровью, к организации здорового образа жизни [7, с. 12]. Автор подчеркивает, что содержание культуры здоровья состоит из трех компонентов: интеллектуальный – знания как организовать здоровый образ жизни, сберечь и поддержать здоровье; эмоционально-ценностный — позитивное отношение к своему здоровью; действенно-практический – применение знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.

 Согласно В. А. Деркунской «культура здоровья» детей дошкольного возраста – это сочетание ценностного отношения ребенка к здоровью, его сбережению и поддержанию на собственном уровне, других людей и общества в целом; индивидуально и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности, которые направлены на приобретение физического, психического и социального благополучия. Результатом культуры здоровья ребенка будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, осуществление элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в чрезвычайных для здоровья ситуациях — с одной стороны и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания — с другой [9, с. 15]

В результате анализа работ В.А. Деркунской, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, С.А. Козловой, И.М. Новиковой и др. мы пришли к выводу, что уже в дошкольном возрасте у ребенка возникает стойкий интерес к собственному здоровью, отношение к собственному организму (жизни, здоровью) как ценности.

Процесс развития культуры здоровья дошкольников, связан с развитием привычки к чистоте, соблюдению правил гигиены, с активным образом жизни, воздействии окружающей среды на здоровье человека. Развитие культуры здоровья у дошкольников происходит в организованной образовательной деятельности, в том числе и физической культурой, режимных моментов, в игре, на прогулках, в трудовой деятельности.

По мнению Л. А. Венгера для развития культуры здоровья необходимы специальные физические упражнения, которые укрепляют здоровье дошкольников. С этой целью каждый день с детьми дошкольного возраста организуют утреннюю зарядку, организованную образовательную деятельность по физкультуре. Их цель — научить детей правильному выполнению движений, разным упражнениям, которые направлены на развитие координации тела и побуждение к  самостоятельной двигательной активности. Гимнастика и организованная образовательная деятельность по физкультуре в спортивном зале организуются под музыку, что «благотворно влияет на эмоции дошкольника, содействуют хорошему настроению детей, развивает культуру здоровья» [1, с. 134].    

Актуальны для формирования культуры здоровья подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между организованной образовательной деятельности. Подвижные игры обязательно входят и в музыкальные занятия. Изучение движений, побуждение к двигательной активности дошкольников организуется на прогулках, которые имеют определенное содержание. Например, педагог для прогулки планирует подвижные игры, эстафету, соревнования и т.д. Применяются некоторые методические приемы: рассказы и беседы педагога; заучивание стихов; моделирование разных ситуаций; игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки [5, с. 123].

Развитие культуры здоровья у дошкольников происходит путем применения различных форм, методов и приемов работы. В организованной образовательной деятельности у детей формируются  представления о здоровье человека, о строении человеческого тела, о функционировании основных органов и систем человеческого организма, о взаимосвязи между окружающей социальной и природной средой и состоянием здоровья человека[9, с. 77]. Автоматизации полученных представлений содействую наблюдения, беседы, игры, экскурсии, проблемные ситуации, опыты и др.

На экскурсиях детям рассказывают о влиянии следующих экологических факторов: грязь, пыль, выхлопные газы от машин на состояние окружающей природной среды, с последствиями такого загрязнения, что содействует развитию представлений о влиянии автомобилей на состояние природы и жизнь человека.

По мнению Л. Г. Касьяновой еще одним способом развития у дошкольников культуры здоровья является применение игровых методов. Игры наполняются содержанием о культуре здоровья и применяются для усвоения и автоматизации  информации, формирования навыков. Например, дети играют мячом (по типу «Полезно — вредно») с произнесением названий продуктов питания, предметов и объектов окружающей среды, или на прогулке «появляются» животные, птицы и сказочные персонажи, знакомящие детей с разными социальными и экологическими факторами, которые наносят вред здоровью и мешают здоровому образу жизни человека [3, с. 66].

Для непосредственного изучения дошкольниками объектов и явлений на прогулке проводятся кратковременные и долгие наблюдения и опыты. Наблюдение может показать детям влияние на природу социальных и экологических факторов, способствуют осознанию влияния окружающей социальной и природной среды на культуру здоровья. Опыты содействию формированию у детей познавательного интереса. В опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к выводу, умозаключению, уточняют свои представления[2, с. 119]. Для развития познавательной активности и формирования культуры здоровья у старших дошкольников используются методы проблемного обучения: проблемные ситуации, постановка ситуационных задач, метод выбора, проблемные вопросы, максимально затрагивающие интересы ребенка в становлении собственного здоровья с последующим выбором альтернативных решений, необходимых для здорового образа жизни [6, с. 67].

Особое место в формировании культуры здоровья  занимает работа с родителями. Семья совместно с дошкольной образовательной организацией является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни [4, с. 63].

Таким образом, культура здоровья жизни детей дошкольного возраста — это результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат воспитания в семье и в дошкольной образовательной организации. Свое начало культура здоровья  ребенка берет в семье. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольная образовательная организация как универсальная среда, помогает ребенку обрести элементарную культуру здоровья, определяя тем самым здоровый путь его развития.

  

Список литературы:

  1. Венгер Л.А., Мухина В. С.  Психология: Учебник для вузов. — М.: Академия, 2007. — 446 с.
  2. . Волошина Л.  Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 3. — С. 117-122
  3.  Волошина Л. Современная методология обучения играм с элементами спорта // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 11. — С. . 17-20.
  4.  Змановский Ю.Ф., Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2008. — 164 с.
  5. Касьянова Л.Г., Литвинюк В.К. Формирование культуры здоровья дошкольников//Вестник Шадринского государственного педагогического университета. —  Выпуск 15. —  Шадринск, 2010. – С.    123 – 127
  6. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2010. — 202 с.
  7. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. №2. С. 12—14
  8. Морозов Д. П., Фомин Е. А. Исследование аспектов здорового образа жизни лицеистов// Молодежь в меняющемся мире: актуальные проблемы и перспективы изучения. Материалы II всероссийской научно-практической конференции молодых ученых 24.03.2011 г. / Под ред. Е.А.  Дементьевой, А.Д. Лашевской, Е.А. Полторак, В.С.  Харченко. Сост. В.С. Харченко. В 2-х частях. Ч.2. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та. –2011. – С. 40 – 45.
  9. Родничок здоровья: технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы дошкольного образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие / под науч. ред. В.А. Деркунской. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. — 195 с.

journal.preemstvennost.ru

Советы рукодельницам