Историко-архитектурный комплекс Теремок. Талашкино-Флёново, фото, адрес, телефон. Музеи Смоленска

В 20 км к югу от Смоленска расположено Талашкино, одно из самых популярных туристических мест Смоленщины. Застывшая в бронзе фигура М.К. Тенишевой встречает вас недалеко от входа в парк Флёново.

История Талашкина восходит к началу XVII века, когда оно было пожаловано королем Сигизмундом III польскому шляхтичу Гейдалу Талашке, а затем даровано русским царем дворянину Шупинскому, потомку этого же шляхетского рода. Во второй половине XIX века Е.К. Шупинская, в замужестве Святополк-Четвертинская продала имение М.К. Тенишевой, своей близкой подруге.

Специально для устройства сельско-хозяйственной школы для крестьянских детей, княгиня приобрела также хутор Флёново. Целью меценатки было возрождение крестьянских художественных ремесел. Школу можно посетить и по сей день: красивое здание в классическом стиле превратили в музей, где любой желающий может окунуться в мир начала XX века, посидеть за старинными партами и почитать старинные учебники.

Так образовалось имение, благодаря подвижнической деятельности его владельцев, князей Тенишевых, ставшее выдающимся культурным центром России. Здесь располагался единственный в то время Музей русского прикладного искусства. Выставки коллекций, собранных Тенишевой проводились в России и за границей. В том числе, она имела успех на знаменитой Парижской выставке.

В Талашкине бывали и работали живописцы М.Врубель, С. Малютин, Н.Рерих, К. Коровин, А.Бенуа, И.Репин, скульптор П.Трубецкой, композиторы В.В. Андреев и И.Стравинский и другие. Работы многих из этих мастеров можно увидеть в Талашкино и сегодня:

 «Теремок» — двухэтажный деревянный домик, украшенный узорчатой резьбой по мотивам русских былин и сказов. Благодаря своему необычно красивому, сказочному виду получил свое название. Теремок был построен в 1901 году по проекту С. В. Малютина. Сейчас внутри здания находится музей, в котором можно увидеть изделия дореволюционные фотографии, изделия талашкинских мастерских, акварели Врубеля, эскизы Рериха, старинные расписные балалайки.

 «Церковь во имя Святого Духа». Церковь построена по совместному проекту С. В. Малютина, М. К. Тенишевой и И. Барщевского. Автор внутренних росписей и необычной мозаики «Спас Нерукотворный» над входом в церковь— Н. К. Рерих. Из-за нестандартных неканонических образов церковь Святого Духа не была освящена и в ней не проводились службы. На данный момент идут работы над восстановлением внутреннего убранства церкви по сохранившимся во Флёново эскизам.

Само имение Тенишевых, к сожалению, не сохранилось. А память о былых временах нам остались прекрасные тополиные аллеи, пруд, яблоневые сады коллекция предметов русского декоративного искусства и уникальные архитектурные сооружения, которые и по сей день вызывают восторг посетителей хутора Флёново.

Время работы музея: с 10.00 до 17.30.

Выходной день — понедельник.

Санитарный день — последний четверг месяца.

Адрес: Смоленская обл., Смоленский р-н, пос. Флёново, ул. Музейная, 5

www.visitsmolensk.ru

Усадьба Фленово-Талашкино — Теремок — Ресурсный центр Музыка

Усадьба Фленово-Талашкино — один из памятников культуры Смоленщины — на рубеже XIX — XX веков славилась не только свой образцовой сельскохозяйственной школой. Своей главной задачей хозяйка княгиня М.К.Тенишева считала возрождение традиционной народной художественной культуры. Поэтому одновременно с открытием школы были открыты и художественные мастерские, где преподаватели обучали воспитанников различным художественным ремеслам.

«Теремок»

Художественные мастерские в Фленово возглавлял художник Сергей Малютин, о таланте которого достаточно сказать то, что это

человек, который придумал Матрешку!

Поражает его фантастическая, воздушная, узорная, резьба по дереву. Он учил этому ремеслу особенно талантливых детей, и сам вырезал массу прекраснейших вещей — столы, диваны, кресла, стулья, скамьи, сани, сундуки, ларцы, игрушки,

Резное панно «Корабль Садко» работы С.В.Малютина для интерьера Талашкинского театра.

Изба «Теремок», построена по проекту С.В.Малютина в 1901—1902. Сказочный «Теремок» можно долго разглядывать и бесконечно восхищаться.

На главном фасаде располагается самое богато украшенное разноцветнейшее окошко. Стиль – русский модерн.

В «Теремке» есть вещи, созданные С.В.Малютиным – резное кабинетное кресло , резной столик с агатом, шкапик-бюро, эскиз вывески магазина «Родник» и др.

Рядом с домиком выставлены ворота – с такими же богатыми резными узорами . В подобном стиле было оформлено всё Фленово – все постройки, мостики, столбики оград, ворота.

Вместе с детьми в мастерских работали известные художники того времени: Репин, Врубель, Коровин, Малютин — Талашкино собрало многих талантливых, неравнодушных людей — Левитан, Нестеров, Головин, Серов, Трубецкой, Дягилев, Шаляпин, Бенуа и другие.
«Художественное лицо» Фленово создали Малютин, Рерих, Врубель, Стравинский…

Всю свою деятельность Тенишева направляла на «возрождение русского духа, русской культуры». Она писала: «Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве… мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении, призвать к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым».

Так, в 1899 в Талашкино приезжает Врубель. Мария Клавдиевна делится с ним идеей создания Оркестра расписных балалаек и показать их на Парижской выставке. Княгиня обожала балалайки. И Врубель создает потрясающие росписи на балалайках: «Морская царевна», «Добрыня», «Змей Горыныч». Париж стонет от восторга. А в Смоленске имеет успех талашкинский народный Балалаечный оркестр.

Можно только представить, сколько крестьян обучилось игре на балалайке и вспомнило музыку своих предков!

Музыка наполняла все вокруг. Тенишева устраивала у себя в Талашкино музыкальные вечера, любила петь и пела прекрасно, дружила с певцами и музыкантами. Композитор Игорь Стравинский написал здесь музыку к балету «Весна Священная», а Н.Рерих создал к балету эскизы к своим знаменитым «половецким задникам» и эскизы костюмов к этому балету, взорвавшему Париж.

Усадьба Фленово-Талашкино — это не только школа и Теремок, это еще и Церковь Святого Духа — сооружение потрясающей красоты, больше фантазийное, чем православное.

Подготовила: Венская И.С.

Читайте также:

rcmuzyka.com

Теремок во Флёново — АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Всего в 15 км от Смоленска в сторону Рославля в деревне Флёново находится историко-архитектурный комплекс «Теремок». Здесь когда-то находилась усадьба, которой владела художница и меценатка Мария Тенишева.

Свое название этот комплекс получил в честь сохранившейся здесь избы, украшенной причудливыми узорами и однозначно напоминающей какой-то сказочный теремок:

Прекрасные резные ставни и наличники, и почему сегодня такое никем не делается:

Теремок украшают множество красивых деталей:

Рядом стоят такие же резные ворота, которые вполне функционируют:

Рядом есть одно интересное здание, которое внешним видом напоминает какой-нибудь ДК в небольшом городе, но только построено оно из дерева. Для меня это очень необычно:

Деревянный главный усадебный дом прекрасен:

Очень жаль, что любоваться им можно только в качестве макета, а сам он не сохранился:

Но самое интересное во Флёново возвышается над всем комплексом:

На холме стоит очень необычный Храм Святого Духа:


Фото: sobory.ru

Здесь я в очередной раз пожалел, что в моем арсенале не хватает объектива с широким углом:

По фотографии трудно оценить его размеры:

Образ на храме выполнен при помощи мозаики:

Так же выложена поверхность входной арки:

Работа проделана громадная, хотя за 100 лет многие фрагменты отвалились:

Крест на вершине храма:

Интересный «рисунок» окна:

Первоначально церковь строилась как усыпальница князя Тенишева, но после революции могилу разграбили, а здание приспособили под хранение овощей. Сейчас же в память о хозяине усадьбы рядом стоит крест:

Внутрь храма попасть было нельзя, а в теремок мы не пошли намерено, поэтому погуляв немного по территории, на которой больше нет ничего интересного, мы отправились дальше, ведь целью нашей загородной поездки было отнюдь не это место.

[Добавляйте меня в друзья в ЖЖ] или на Enjourney.

Дружим со мной в социалочках: Instagram, Facebook, Вконтакте, Twitter.

arch-heritage.livejournal.com

Фленово-Талашкино и княгиня Тенишева — Как прекрасен этот мир!

Из рассказа «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

…Интересно, что мы, собираясь в Смоленск, планировали обязательно съездить в «Фленово-Талашкино». Зачем? – А это туристический маршрут, все туда едут, всех туристов туда везут. А что там? – Какой-то расписной Теремок. Вот это был полный объём информации, которым мы владели. Оказалось, что без представления о том, кто и кем была княгиня Тенишева нельзя начинать знакомство с Фленово-Талашкиным.

Николай Рерих – прежде всего для Фленово, художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой.
Сергей Малютин – прежде всего автор резного «Теремка». Также он архитектор церкви Святого Духа.
…Композитор Игорь Стравинский написал здесь музыку к балету «Весна Священная», а Рерих создал к балету эскизы к своим знаменитым «половецким задникам» и костюмов к этому балету, взорвавшему Париж.
…После залпа Авроры в России стали твориться немыслимые вещи. Фленово разграбили, а из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, выкинули князя Тенишева. Сама Тенишева эмигрирует в Париж, вернее в маленький городок под столицей, становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью.

По аллее с высокими тополями идем в усадьбу

Мария Клавдиевна Тенишева (1858-1928, 70 лет). Незаконнорожденная дочь некоей дворянки Пятковской, бесприданница, но красавица и умница. Счастье нашла во втором браке. Супруг – князь Вячеслав Николаевич Тенишев, крупнейший российский (авто)промышленник, а также музыкант, этнограф, археолог-любитель. Считалось, что брак неравный, но на самом деле это не так – он ей дал княжеский титул, любовь, и финансовую поддержку всех её проектов, она – подарила ему жизнь, причудливо раскрашенную её богатыми фантазиями.
Село Талашкино (18км от Смоленска) Тенишева купила у подруги детства княгини Святополк-Четвертинской в 1893г. Фленово (4км от Талашкино) – село по соседству приобрела позже, через год. (Сейчас музейный комплекс «Теремок» расположен в Фленово, а Талашкино, где когда-то тоже были уникальные постройки и сама господская усадьба – разорено подчистую).
Фленово – это чистой воды зеркало Абрамцево. В смысле самой художественной идеи.
Там: Мамонтов – и его Абрамцево. Здесь: Тенишева – и её Фленово.

План территории Фленово

У княгини Тенишевой было всё – красота, таланты, деньги. Она могла спустить их на массу приятных вещей – одежду, украшения, дома, развлечения, поездки. Но она нашла им более достойное применение – открывала начальные школы «для народа», ремесленные училища, бесплатные молодёжные студии живописи, устраивала художественные выставки, давала деньги на выпуск журнала «Мир искусства» и археологические раскопки, создала уникальный музей русских старинных вещей, помогала художникам и музыкантам. Подобный альтруизм и сейчас звучит странно, поэтому её больно жалили досужие злые языки – говорили, что «она завидовала лаврам Третьякова и Мамонтова и просто скопировала Абрамцево», а её «попытки и начинания в России объяснялись исключительно фантазёрством, честолюбием, капризами избалованной женщины» (это слова самой княгини про себя!).

Кто она была – художник-эмальер, оперная певица, историк, археолог, учёный, архитектор, педагог, писатель, меценат? Как ни странно это звучит – княгиня была трудяга, талант, энергия, харизматичность, сила.

Она жила в Талашкино, а во Фленове сначала открыла Школу ремёсел для деревенских детей (с 9 лет) и Художественные мастерские. Чему там учили детей? — общие предметы; занятия земледелием, огородничеством, садоводством и пчеловодством; изучение таких ремёсел, как: столярное, резьба и роспись по дереву, чеканка по металлу, керамика, окраска тканей и вышивание. В итоге, дети выпускались в жизнь подготовленными, а одарённые шли дальше. Кроме того – детей в Фленове обожали – для них сооружались летом – купальни на пруду, зимой — ледяные горки, а также наряжалась новогодняя ёлка с лакомствами, и даже с тетрадями-карандашами.
А сколько сюда приезжало замечательных людей – художников, музыкантов! — Репин, Врубель, Левитан, Коровин, Нестеров, Головин, Серов, Трубецкой, Дягилев, Шаляпин, Бенуа и другие, которых княгиня старалась окружить исключительной заботой. Я хотела бы немного рассказать о Малютине, Рерихе, Врубеле и Стравинском. Потому что они и создали «художественное лицо» Флёново.

Сейчас территория музейного комплекса не сказать, чтобы большая и сильно ухоженная. Туристам показывают четыре «объекта» — Главную усадьбу с колоннами, бывшее здание Школы, Домик – «Теремок», церковь Святого Духа.

Главный дом

Сергей Малютин – прежде всего автор резного «Теремка» (1902). Это резное чудо вы видите почти сразу, как заходите за ворота. Опять же, как и сама Тенишева это человек – кладезь талантов – он и художник, и архитектор, и сценограф, в общем, на все руки мастер. Его конёк – это резьба по дереву, причем какая резьба – фантастически воздушная, узорная, смысловая. Его творение сказочный «Теремок» можно разглядывать долго и со смаком.

На главном фасаде располагается самое богато украшенное разноцветнейшее окошко. Стиль – русский модерн. В центре – любимый малютинский символ- Жар-птица с хохолком. Над Птицей – Солнце, по бокам – Коньки, и всё в обрамлении сказочных узоров – вьющихся цветов, волн, и прочих завитушек.

А какие чешуйчатые зелёные Змеи-Горынычи поддерживают бревенчатый сруб – загляденье.

Под навесом крыши – Месяцы. Можно обойти Теремок сзади – там посмотреть на другое окошко. Здесь уже «плывёт» Лебедь, над ним Солнце, Звёзды, Месяц, и узоры-узоры-узоры.

Рядом с домиком выставлены Двери – с такими же богатыми резными узорами, скорее всего от ворот.

Можете себе представить, что в подобном стиле было оформлено всё Фленово – все постройки, мостики, столбики оград, ворота. А это же дерево – материал недолговечный, поэтому всю эту фантазийно-художественную красоту можно увидеть только на дореволюционных фотографиях в самом «Теремке» (на 1–ом этаже).

Вид на Теремок сзади

Малютин возглавлял Художественные мастерские, учил особенно талантливых детей, и вырезал массу прекраснейших вещей — столы, диваны, кресла, стулья, скамьи, сани, сундуки, ларцы, игрушки и пр. (в «Теремке» есть созданные им вещи – резное панно «Садко», резные кабинетное кресло, столик с агатом, шкапик-бюро, эскиз вывески магазина талашкинских ремёсленных изделий «Родник» и др.). Малютин – тот человек, который придумал Матрёшку! Также он архитектор церкви Святого Духа (1903-1908), которую расписывал уже Рерих. Церковь находится справа от Теремка, нужно подняться по тропинке на горку и там замереть от неожиданной красоты…

Церковь – потрясающая. Она располагается на макушке заросшего лесом холма.

Не мы одни, не ожидали увидеть подобное – около церкви Святого Духа замерли ещё несколько туристов. Когда отходишь от ступора, то все начинают бешено носиться вокруг, убегать в лесок, ложиться, садиться, стоять на голове – всё для того, чтобы как можно лучше её сфотографировать. Церковь – очень необычайная. Прежде всего, своей формой – она больше фантазийная, чем православная. Кирпич цвета охры; крыши – пёстрая терракота; тонкая беззащитная шейка с тяжёлой на вид тёмной маковкой и тонким золотым крестом; сердцевидные линии кокошников, нависающих друг над другом тремя ярусами и Мозаика на фасаде главного входа. Она называется «Спас Нерукотворный». Цвет мозаик до сих пор очень насыщенный – лазурный, густо малиновый, чистая охра. Лик Христа с отрешённым и в то же время внимательным взглядом – потрясающий.

Николай Рерих – прежде всего для Фленово, художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой. Он приехал в Смоленск по приглашению княгини. Город, а особенно Смоленская Стена, его сильно впечатлили: «Холмы смоленские, белые березы, золотые кувшинки, белые лотосы, подобные чашам жизни Индии, напоминали нам о вечном пастухе Леле и красавице Купаве, или, как бы сказал индус, о Кришне и Гопи». Рерих написал здесь несколько картин («Сторожевая башня», «Общий вид стен кремлевских», «Смоленская башня» и др.). В Художественных мастерских он занимается керамикой (в «Теремке» есть его работы – ваза и картины). А через несколько лет вновь приезжает во Фленово, чтобы расписать церковь. Успевает выполнить фрески алтаря, расписать одну из арок и выложить мозаику над главным входом (началась Первая Мировая). Росписи были на тканевой основе! – и по этой причине не сохранились. А главное – Рерих над алтарем изобразил не Русскую Богородицу, а Матерь Мира, то есть отошёл от православных канонов и поэтому самой церкви строго отказали в освящении. Освятили лишь её цокольный этаж (усыпальницу).

Когда мы, любуясь, обходили церковь кругом, то вдруг, не веря своим глазами, я увидела выбитые фрагменты потрясающего геометрического оконного переплёта. «Может случайность?», — пыталась я убедить себя. Потом увидели следующее, почти выбитое стекло, ещё одно, ещё одно… Я понимаю, что раньше здесь был склад зерна и картошки, но сейчас, сегодня?? Разбитые окна в архитектурной ценности …

Княгиня обожала балалайки. Это и сейчас звучит диссонансом. Надо сказать, что всю свою деятельность Тенишева направляла на «возрождение русского духа, русской культуры». И это тоже почему-то сейчас звучит диссонансом.
Она писала: «Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве… мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении, призвать к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым».
Так, в 1899 сюда приезжает Врубель. Она делится с ним идеей создания Оркестра расписных балалаек и показать их на Парижской выставке. И Врубель создаёт потрясающие росписи на балалайках: «Морская царевна», «Добрыня», «Змей Горыныч». Париж стонет от восторга. А в Смоленске имеет успех талашкинский народный Балалаечный оркестр. Представляете, сколько крестьян заново обучилось и вспомнило музыку своих предков? (Врубелевские эскизы и балалайка «Рыбка» есть в «Теремке»).

Художники считали за честь писать портрет княгини.
Репин «Портрет М.К.Тенишевой» (Русский музей, С-Петербург)

Врубель, портрет М.К. Тенишевой в образе «Валькирии»

Коровин «Портрет М.К.Тенишевой»

Почему я к Малютину /«Теремок», Рериху /Церковь Святого Духа, Врубелю /знаменитые расписные балалайки добавила Стравинского, так явно не обозначенного в художественно-архитектурном наполнении Фленово? Это музыкальная нота к портрету усадьбы. Музыка наполняла всё вокруг. Тенишева устраивала у себя в Талашкино музыкальные вечера, любила петь, дружила с певцами и музыкантами. Композитор Игорь Стравинский написал здесь музыку к балету «Весна Священная», а Рерих создал к балету эскизы к своим знаменитым «половецким задникам» и костюмов к этому балету, взорвавшему Париж. (На расписной балке в «Теремке» по просьбе княгини Стравинский записал лад из балета).

Если обойти домик «Теремок» справа – то там располагаются Главная (Господская) усадьба и бывшая Школа. Школа закрыта для туристов, а в усадьбе находятся касса и две выставки. Посмотреть на них можно, но не обязательно – очень скромная экспозиция. А ведь княгиня Тенишева собрала уникальнейшее собрание предметов русской старины (подарила Смоленску) и акварелей русских художников (передала в Русский музей). Редчайшие, ценнейшие, редкостнейшие образцы русского народного искусства экспонировались в смоленском музее «Русская старина», открытом на деньги княгини. Она не просто подарила предметы, она подарила музей Смоленску (1911 год)! Который сограждане бросили в 1941 году. Под музейные ценности был выделен товарный вагон, который забили изделиями из драгметаллов, картинами, скульптурами, старинным оружием, а «ненужное старьё» оставили. И немцы получили уникальную бесценную коллекцию Тенишевой даром.

Это Главная (Господская) усадьба

Сейчас здесь музей

Впереди Школа, где княгиня и художники учили деревенских детей

За год до Красной Революции княгиня защитила диссертацию в Московском археологическом институте на редкую тему эмали и инкрустациях (в «Теремке» над дверью есть её уникальный эмалевый портал «Святой Георгий», а также искусно вышитая по её эскизу икона «Архангел Михаил» и другие её работы). Кто бы мог представить, что это умение так пригодиться и поможет ей в дальнейшей жизни. Ведь после 1917 Тенишева эмигрирует в Париж, вернее в маленький городок под столицей. Денег нет, зато есть её любимый набор: трудолюбие, энергия, талант. Мадам Русская Княгиня и здесь находит применение своему дару творить — становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью. В 1928 году княгини не стало. Больное сердце.
Как странно, что после залпа Авроры в России стали твориться немыслимые вещи. Фленово разграбили, а из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, выкинули князя Тенишева. Говорят, что какие-то крестьяне всё-таки тайно его перезахоронили, в березовой роще. Где точно? Только березы и знают. А около церкви стоит символический крест в память о хозяине этих земель, благодетеле и муже княгини Тенишевой.

И ещё один интересный момент. В «Теремке» на первом этаже много фотографий бывшей усадьбы, бывшей хозяйки. И чтобы не думать, что «мир русской старины» — страстная любовь, цель и дело всей жизни княгини Тенишевой – это что-то из области архаики, можно (и нужно прочитать) тексты древних славянских заговоров, которые я думаю, именно для этой цели есть в экспозиции. Какой же это невероятно сильный язык, красивые и прекрасные слова. На сегодняшний момент мы потеряли не только древние старинные вещи, несущие себе отпечаток нашей славянской (дохристианской!) мудрости и культуры. А мы даже родные русские Слова забыли. Потеряли…

Рассказ «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

Посты по Смоленску:
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»

Посты по тэгу «Музеи/Усадьбы»:
За кулисами МХТа!
Огончарование Полотняного завода (Калужская область)
Мелихово – Аромат Чехова
Константиново – Есенинский Шираз. Рыбное
Поленово. Ока. Бёхово 
Дом-музей В.Серова в Домотканово

pamsik.livejournal.com

Талашкино-Фленово

Приехав в Смоленск отмечать Новый год, мы в первую очередь отправились в село Талашкино-Фленово – бывшее имение Марии Клавдиевны Тенишевой.
Навигатор честно привёл нас в центр села, но делать там оказалось нечего. От старинного имения уцелели лишь остатки парка. Усадебный дом сожгли нацисты, а после войны на его фундаменте построили сельский дом культуры.

Макет усадебного дома в Талашкино

Талашкино. История усадьбы
Сельскохозяйственная школа для крестьянских детей М.К.Тенишевой
Теремок
Теремок. Коллекция музея
Церковь Святого Духа

Талашкино. История усадьбы

Во времена польского владычества король Сигизмунд III пожаловал село некоему шляхтичу Гейдалу Талашке. Его наследники служили уже русскому престолу и вначале XVIII столетия потомок Талашки Шупинский получил Талашкино за верную службу. В конце XIX века владелицей имения становится княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская, в девичестве Шупинская. Мария Клавдиевна Тенишева была подругой княгини Святополк-Четвертинской и гостила у неё в Талашкино.

В 1893 году муж Марии Клавдиевны, крупный промышленник и выдающийся учёный князь Вячеслав Николаевич Тенишев приобрёл имение для своей супруги.
Мария Клавдиевна была разносторонне одарённой женщиной. Отец её неизвестен. По слухам она была внебрачной дочерью самого императора Александра II.

Портрет княгини Тенишевой работы Константина Коровина. 1899 год

Княгиня Тенишева увлекалась музыкой, живописью, эмальерным делом, коллекционировала и изучала древнерусское искусство, старалась сохранять и развивать народные промыслы. Имение Талашкино стало одним из центров формирования “неорусского стиля”.

В центре Смоленска на улице, с недавних пор носящей имя Тенишевой, уцелело старинное здание музея “Русская старина”, где хранились коллекции, собранные Марией Клавдиевной. Увы, после 1917 года многое разошлось по разным музеям, что-то вообще пропало, а здание занимает отдел природы Смоленского музея.

Сохранилось лишь майоликовое панно над входом, напоминающее о собрании княгини Тенишевой.

В 1894 году Мария Клавдиевна приобрела хутор Флёново в полутора верстах от Талашкино. Там расположилась одна из главных затей княгини Тенишевой – сельскохозяйственная школа для крестьянских детей. Именно во Фленово находятся музей в здании школы, замечательный “теремок” в неорусском стиле и церковь Святого Духа.

Фленово. Сельскохозяйственная школа для крестьянских детей М.К.Тенишевой

Школа занимает скромное одноэтажное здание с мезонином, когда то это был усадебный дом Краснополянских, владевших хутором до того, как в 1894 году его купила Мария Клавдиевна.

Обучение в школе было бесплатным, детям неимущих родителей предоставлялся пансион, одежда и обувь. По воспоминаниям княгини Тенишевой мальчики охотно шли учиться, а девочки стеснялись. Девочек привлекали возможностью сшить себе сарафан или другую одежду, но, получив готовое платье, девочки часто исчезали.

Одежда и обувь, которую выдавали ученикам школы во Флёново

Дети изучали общеобразовательные предметы: русский язык, арифметику, географию, закон Божий, физику и химию.

Кроме того каждый ученик обязательно изучал одно из ремёсел: девочки обучались рукоделию,

а мальчики по выбору занимались столярно-плотничьим

шорным, кузнечным или гончарным делом.


Ученики начинали с простейших работ, а в третьем специальном классе уже ремонтировали классную мебель, делали веялки и ульи, оконные рамы и сундуки.
В кузнице ребята учились ковать подковы, обивали железом ящики и бочки, ремонтировали металлический сельскохозяйственный инвентарь.
В шорной мастерской ученики чинили сбрую, делали хомуты и уздечки.

Девочки учились шить бельё, занимались кружевоплетением и вышивкой.
С такой подготовкой будущие крестьяне могли ремонтировать и изготавливать вещи, необходимые в хозяйстве.
Сельскохозяйственное обучение велось по специальным программам: садоводству, земледелию, огородничеству, пчеловодству с обязательной летней практикой.

Обучение в тенишевской школе готовило детей к будущему ведению собственного хозяйства, поступлению в Сельскохозяйственную академию и работе управляющими в имениях.

Оркестр балалаечников М.К.Тенишевой

На хуторе Флёново Мария Клавдиевна организовала оркестр балалаечников. Руководил оркестром выпускник Петербургской консерватории Лидин – лучший музыкант из знаменитого оркестра Василия Васильевича Андреева. Сам Андреев побывал в Талашкино накануне выступления тенишевского оркестра на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Концертные костюмы оркестра балалаечников

Для концерта на всемирной выставке княгиня Тенишева придумала изготовить расписные балалайки. Врубель, Коровин, Малютин, Сомов и сама Мария Клавдиевна украсили инструменты для оркестра. Ей предлагали за них огромные деньги, но Тенишева не продала ни одной балалайки.

С.В.Малютин. Балалайка “Змей Горыныч”М.А.Врубель. Балалайка “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”

Мария Клавдиевна Тенишева организовала в Талашкино любительский театр. Его оформлением занимался С.В.Малютин, приехавший в Талашкино по рекомендации М.А.Врубеля. По эскизу Малютина был создан занавес “Баян, играющий на гуслях”.

Под занавесом работы Малютина виден макет здания театра и инструменты тенишевского оркестра балалаечников.

Резное панно “Садко”, украшавшее театр, также вырезали по эскизу Малютина.

Мария Клавдиевна принимала самое деятельное участие в постановке спектаклей как режиссёр, гримёр и костюмер.

Я.Ф.Ционглинский. Портрет М.К.Тенишевой 1896 год
Теремок

Главным украшением Флёново служит “теремок”, построенный Сергеем Васильевичем Малютиным в 1901 году. Это яркий образец “неорусского стиля”. Малютин построил “теремок” на склоне холма. Он состоит из нескольких срубов на кирпичном подклете. Асимметричная композиция, разнообразие объёмов, различные по формам и размерам окна, резные расписные украшения создают праздничный сказочный облик “теремка”. Его необходимо рассматривать со всех сторон, каждый его фасад, каждая деталь единственны и неповторимы.

“Теремок”. Западный фасад“Теремок”. Вид с юго-востока.“Теремок”. Лоджия“Теремок”. НаличникРезной кронштейн сруба 2-го этажаРезной кронштейн карниза

Вокруг “Теремка” была ограда с четырьмя резными воротами, двое из них восстановлены.

Сказочная необычность “Теремка” поражала многих гостей Талашкино, в том числе Игоря Стравинского, работавшего здесь над балетом “Весна Священная”, Николая Рериха, расписавшего церковь Святого Духа и Сергея Константиновича Маковского – поэта, литературного критика и организатора художественных выставок.

Теремок. Коллекция музея

“Теремок” построили в качестве гостевого дома и библиотеки. Сейчас его используют как музей. Среди экспонатов есть уникальная фотография Марии Клавдиевны Тенишевой в юности.

Пражское переиздание её диссертации, защищённой в 1916 году.

Керамические ковшики в “русском стиле”, созданные самой хозяйкой Талашкино.

Второй этаж полностью сохранил планировку и отделку. Он состоит из нескольких срубов, как бы перетекающих один в другой. Помещения окружают изразцовую печь.

Комнаты наполнены образцами народного искусства из коллекции Марии Клавдиевны Тенишевой

а также мебелью, посудой и утварью, выполненными С.В.Малютиным, А.П.Зиновьевым и самой М.К.Тенишевой.

Буфет работы А.П.ЗиновьеваКресло. Эскиз М.К.Тенишевой, вышивка Е.Самусевой.Блюда. С.В.Малютин. Талашкинские мастерские.Портал “Георгий Победоносец” работы М.К.Тенишевой. Дерево,эмаль.Резной деревянный столик со столешницей из агата. С.В.Малютин.

На втором этаже “Теремка” представлены эскизы церкви Святого Духа, выполненные М.А.Врубелем

Владимиром Васильевичем Сусловым – архитектором, реставратором и знатоком русских древностей.

и С.В.Малютиным

Последний лёг в основу проекта, по которому Малютин, Барщевский и княгиня Тенишева построили церковь в неорусском стиле, сохранившуюся до наших дней. Церковь строили с 1902 по 1905 год.

Церковь Святого Духа
Церковь Святого Духа. Вид с запада.Церковь Святого Духа. Вид с северо-востока.

В 1903 году в церкви похоронили Вячеслава Николаевича Тенишева. Спустя 15 лет “освобождённый народ” надругается над прахом учёного. Тело покойного вытащат из гроба, “усадят” в кресло и сунут газету в мёртвые руки. Затем зароют на сельском погосте. Ныне могила В.Н.Тенишева утеряна.
Николай Константинович Рерих расписал церковь в 1908- 1914 годах.

Н.К.Рерих. Роспись церкви Святого Духа. Фото 1914 года. Источник: http://stroganov.livejournal.com/

Один из эскизов Рериха мы увидели в “Теремке”.

В самой церкви росписи не практически не сохранились. В советское время здесь был склад зерна.

Зато уцелела потрясающая по силе и выразительности мозаика над западным входом в храм. Её создал знаменитый петербургский мозаичист Фролов по эскизу Н.К.Рериха. На мозаике изображён Спас Нерукотворный образ.

Мария Клавдиевна Тенишева, Сергей Васильевич Малютин и многие из замечательных деятелей искусства, бывавшие в Талашкино, после 1917 года вынуждены были покинуть Россию.
В 1946 году Игорь Эммануилович Грабарь добился создания во Флёново историко-художественного заповедника.
В 2008 году на 150-летнюю годовщину со дня рождения Марии Клавдиевны Тенишевой ей установили памятник. Княгиня Тенишева как будто остановилась на минутку между сельскохозяйственной школой и “Теремком”.

Автор статуи заслуженный художник России Людмила Ельчанинова.

Ещё о Смоленске: Новый год в Смоленске – I, Новый год в Смоленске-II
Смоленск на тарелочке
Сити-отель в Смоленске
Достопримечательности Лопатинского сада.

kraeved1147.ru

Смоленская область, Фленово — Историко-архитектурный комплекс «Теремок»: tht55

Сегодня хочу показать небольшой обзор из поездки в Смоленск, где на второй день и прямо с утра в хорошую погоду была посещена деревня Фленово, где расположен историко-архитектурный комплекс «Теремок».

Фленово находится в 13 километрах от Смоленска и сюда мне кто-то рекомендовал поехать из подписчиков. Раз предложили, то решили. что можно и поехать. В деревне находится теремок и церковь, их я и покажу вам.

1. Теремок — деревянный дом, украшенный резьбой по мотивам сказок и былин. Дому уже более 100 лет и ранее тут находилась библиотека, вышивальная мастерская и затем музей. Так получилось, что когда мы приехала музей уже не работал.

2. Домик действительно красивый, много элементов, сложная и красивая крыша. Сам вход на территорию комплекса бесплатный. Очень жаль, что внутри не побывал.

3. На территории есть вот такой камень с надписью. Читается на фото хорошо

4. Мария Тенишева, точнее памятник ей — это женщина которая выкупила хутор в 1894 году и открыла тут школу.

5. Еще тут на территории стоит макет усадебного дома в Талашкино, но в реальности уже такой усадьбы не существует.

6. Тут находится касса в музей и скорее всего это и была сама школа в деревне. Касса уже не работала

7. Еще тут стоит очень необычная на мой взгляд церковь во имя Святого Духа. Внутренняя роспись почти не сохранилась. Авторы проекта Малютин, Тенишева, Барщевский.

8. Над входом красивая мозаика «Спас Нерукотворный», автора Рериха

9. В церковь зайти возможности нет

10. Рядом с церковью есть какой-то крест

11. Макушка церкви

12. Спуская с горы у теремка сделал крупно фотографию одного из сказочных элементов декора дома.

13. Ну а тут вообще ставни и прочие элементы очень красиво и круто сделаны.

Стоит ли ради эти двух построек сюда ехать? Я честно не знаю и ничего рекомендовать не буду.

Так и закончился первый день отдыха в Смоленске. Естественно он закончился вкусным ужином. А через пару дней я начну выкладывать обзоры второго дня в городе.

Ранее из поездки:
Смоленск. День 1 — Продолжение
Смоленск — День первый. Начало
Мини-отель на Большой Краснофлотской в Смоленске

tht55.livejournal.com

Смоленская область, Фленово — Историко-архитектурный комплекс «Теремок»

Сегодня хочу показать небольшой обзор из поездки в Смоленск, где на второй день и прямо с утра в хорошую погоду была посещена деревня Фленово, где расположен историко-архитектурный комплекс «Теремок».
Фленово находится в 13 километрах от Смоленска и сюда мне кто-то рекомендовал поехать из подписчиков. Раз предложили, то решили. что можно и поехать. В деревне находится теремок и церковь, их я и покажу вам.

1. Теремок — деревянный дом, украшенный резьбой по мотивам сказок и былин. Дому уже более 100 лет и ранее тут находилась библиотека, вышивальная мастерская и затем музей. Так получилось, что когда мы приехала музей уже не работал.

2. Домик действительно красивый, много элементов, сложная и красивая крыша. Сам вход на территорию комплекса бесплатный. Очень жаль, что внутри не побывал.

3. На территории есть вот такой камень с надписью. Читается на фото хорошо

4. Мария Тенишева, точнее памятник ей — это женщина которая выкупила хутор в 1894 году и открыла тут школу.

5. Еще тут на территории стоит макет усадебного дома в Талашкино, но в реальности уже такой усадьбы не существует.

6. Тут находится касса в музей и скорее всего это и была сама школа в деревне. Касса уже не работала

7. Еще тут стоит очень необычная на мой взгляд церковь во имя Святого Духа. Внутренняя роспись почти не сохранилась. Авторы проекта Малютин, Тенишева, Барщевский.

8. Над входом красивая мозаика «Спас Нерукотворный», автора Рериха

9. В церковь зайти возможности нет

10. Рядом с церковью есть какой-то крест

11. Макушка церкви

12. Спуская с горы у теремка сделал крупно фотографию одного из сказочных элементов декора дома.

13. Ну а тут вообще ставни и прочие элементы очень красиво и круто сделаны.

Стоит ли ради эти двух построек сюда ехать? Я честно не знаю и ничего рекомендовать не буду.

Так и закончился первый день отдыха в Смоленске. Естественно он закончился вкусным ужином. А через пару дней я начну выкладывать обзоры второго дня в городе.

Ранее из поездки:
Смоленск. День 1 — Продолжение
Смоленск — День первый. Начало
Мини-отель на Большой Краснофлотской в Смоленске

ru-travel.livejournal.com

Советы рукодельницам