Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС? и его направления

Содержание

Современная образовательная система все больше выдвигает на первый план необходимость воспитания нового типа личности. Этому аспекту посвящены многие программы профильных, научных организаций. Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС предполагает педагогическую поддержку становления высоконравственного, ответственного молодого гражданина, наделенного инициативой, компетентного.

Духовно-нравственные ценности, которые общество старается привить своей смене, условно делятся на три группы:

  • семейные, пропагандируют заботливые, бережные связи, любовь и верность по отношению к своим близким, опеку младших, уважение к старшим;
  • культурные, основанные на фольклоре, национальных традициях, проповедующие красоту, гармонию;
  • патриотические, развивающие у детей любовь к Родине, желание ей служить, уважительное отношение к закону и правопорядку.

Духовно-нравственное воспитание, его современные проблемы

Социально-нравственное воспитание закладывает базовые характеристики личности, которые позже дают о себе знать, проявляясь в поведении и деятельности. Развитые нравственные качества реализуются через уважительное отношение к ценностям общества, стремление быть полезным. Нравственный человек придерживается определенных рамок и целей.

Сегодня молодое поколение окружено множеством как позитивных, так и негативных влияний. Сильное воздействие оказывают средства массовой коммуникации, различные явления среди окружения. На еще неокрепший интеллект, молодые чувства, несформированную сферу нравственности производят впечатление такие базовые «ценности» современности как стремление к наживе, желание бесконечно потреблять и развлекаться. Следование им разрушает страну и неокрепшие души.

Родители слишком заняты, всецело полагаются на школу, школа же устранилась от воспитания, занимается только преподаванием. Учебное заведение должно не только учить, но и воспитывать человека. Основой развития должны стать литература, отечественная история. Бывает, что учителя негуманитарных предметов, химии или физики, становятся для воспитанников нравственными идеалами. Преподаватель, который ведет себя в соответствии с тем кодексом, который декларирует, становится старшим другом и образцом для взрослеющих детей.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

В России утверждена не так давно Стратегия развития воспитания, которая рассчитана до 2025 года. Стандарт ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные правила и нормы.

?

Главной целью озвученной концепции является определить принципы, пути развития и воспитания высоконравственной личности. Согласно ей, деятельность ДОУ и школы должна иметь своей целью формирование патриота, сознательного гражданина.

Концепция подробно детализирует:

  1. Основные задачи воспитательного процесса.
  2. Векторы педагогической деятельности.
  3. Систему построения воспитательной деятельности.
  4. Формы и методы, применимые в процессе работы над духовно-нравственным развитием.

Документ указывает на необходимость целого комплекса мер, которые нужно осуществлять на уроках и во внеурочное время, вовлекая детей в разнообразную внешкольную деятельность. Эта работа не рассчитана исключительно только на школу, педагогам необходимо быть тесно связанными с родителями, общественными сообществами.

Базовые национальные ценности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС

Ранний возраст – тот важный период, когда ребенок познает мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности.

?

Одну из важных ролей в становлении детских нравственных ориентиров играет изучение родного языка. ФГОС берет во внимание принцип этнокультурного развития, образовательная программа реализуется на родном языке.

Именно в фольклоре сохраняются особенные национальные черты. Сказки, пословицы и поговорки очень тонко подмечают различные житейские ситуации, подчеркивают положительные и негативные стороны человеческого характера. Здесь есть полный набор рекомендаций, где ярко проявляется народное представление о воспитанном человеке, что способствует правильному духовно-нравственному развитию.

Народные праздники, которые проводятся в ДОУ, — это яркая форма отдыха для воспитателей, родителей и детей, объединяющая их совместными действиями, переживаниями.

По мнению многих авторитетных священнослужителей, «ценности», вокруг которых правительство пытается объединить народ, превращаются в абстрактные понятия, если оторваны от христианской этики. Разговоры о добре, совести, нравственном долге – это неплохо. Но говорить о конструкции духовно-нравственных установок как результате культурного развития России, не упоминая христианство, нельзя. Оно стало главным образующим фактором того, что сейчас называют российской культурой.

По ФГОС, основными задачами воспитания у детей дошкольного возраста высокой духовности и нравственности называются:

  • формирование доброго отношения к людям и природе;
  • пробуждение чувства сопричастности к народному наследию;
  • осознание своих национальных особенностей, внушение чувства уважения к своей нации, представителям других народностей;
  • формирование доброжелательных коллективных связей, сочувствия, дружелюбия, сопереживания к товарищам;
  • внушение уважения к труду;
  • создание основ патриотизма, гражданственности.

Тематический семинар:

Духовно-нравственное воспитание школьников

Как в условиях традиционного подхода, так и в рамках современных ФГОС, перед учителем всегда ставилась задача реализовать не только образовательную, развивающую цели, но и достичь воспитательного эффекта. Концепция выдвигает тот же принцип. Большим потенциалом в деле духовно-нравственного развития обладают уроки гуманитарной и эстетической направленности.

Воспитательные задачи могут быть реализованы в пределах любых учебных дисциплин, когда в ходе занятий применяются такие формы работы:

  • за образец принимаются лучшие произведения художественной культуры;
  • ребята знакомятся с героическими страницами истории государства;
  • просмотр художественных, документальных кинолент обязательно обсуждается;
  • проводятся сюжетно-ролевые, деловые игры;
  • преподаватель организует общение в дискуссионной форме, привлекает к решению практических задач, создавая проблемные ситуации.

При организации внеурочной деятельности учителям можно планировать такие мероприятия:

  • общественные коллективные праздники:
  • семейные творческие встречи;
  • интерактивные квесты, ток-шоу;
  • интеллектуальные викторины, диспуты;
  • работу кружков, секций, клубов по интересам.

Преемственные взаимосвязи семьи и школы

Одной из характерных особенностей духовно-нравственного воспитания нужно считать принцип преемственности, сотрудничества между учебным учреждением и семьей. Развитие ребенка берет начало в семье, школа не подменяет собой этот процесс, а усиливает его.

Учителям необходимо изучать семейный воспитательный потенциал, при необходимости, содействовать гражданскому воспитанию не только детей, но и их родителей. Для этого привлекаются нестандартные формы родительских собраний, используются творческие домашние задания, родителей приобщают к школьным мероприятиям, вовлекают в органы управления.

При условиях, когда воспитательный семейный потенциал ограничен, недостаточная работа школы может привести к тому, что ребенок окажется под влиянием неформальных молодежных групп, на его нравственный облик в большой степени будет давить далекое от совершенства информационное пространство, что грозит потерей идентичности, моральной несостоятельностью личности.

Основная задача – воспитание гражданина

Будущее страны создается сегодня. От того, как поставлено воспитание детей и молодежи, зависит перспектива завтрашнего общества. Воспитание нравственности, высокой культуры у современных молодых людей – первостепенная задача.

?

Каждый возрастной период имеет свои характерные особенности, что необходимо учитывать, осуществляя духовно-нравственное воспитание. Взрослым нужно считаться с индивидуальными свойствами личности, развивать их.

Преподавателям нельзя забывать о том, что основными выразителями ценностей и традиций являются этнические, религиозные общества. Поэтому при осуществлении духовно-нравственных воспитательных задач развитие юного гражданина осуществляется через интеграцию личности в те социальные группы, которые составляют российское общество, а также через приобщение к традициям, которые имеют большое влияние в стране и мире.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – одно из ключевых условий модернизации. Инновационная экономика в обход человека невозможна. Характер развития общества находится в прямой зависимости от гражданской позиции, мотивационной сферы, приоритетов, нравственных убеждений, пропагандируемых духовных ценностей. Потребность творить, любовь к Отечеству – важнейшее качество гражданина страны для успешного ее развития.

Тематический интернет-семинар:

Скачать презентацию по теме:

vospitanie.guru

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях введения ФГОС НОО.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

в условиях введения ФГОС НОО

«Знания без души, что меч над нашей головой в руках безумца»

Д.И.Менделеев

В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной. Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Термин «духовное» в отличие от «нравственное» относительно новый для нашей школы. Поэтому необходимо понять, что именно внесено нового в определение и суть нравственного воспитания и развития.

Духовность – это свойство сознания для формирования системы отношений внутри социума и с окружающей человека средой для обеспечения основной цели его существования – жизни.

Составной и основополагающей частью духовности является нравственность – определенное состояние развития внутреннего мира человека, его ума, характера, сознания, совести, души, характеризующее уровень его человечности – отношение к другим людям, к природе, к миру.

В требованиях Стандарта обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве 

урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Нормативно-правовой и документальной основой программы являются следующие документы:

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Конвенция ООН о правах ребенка.

  3. Конституция Российской Федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52).

  4. Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей».

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

  7. Устав ГБОУ СОШ № 5 ОЦ «Лидер» г.о. Кинель Самарской области

Структура программы:

  1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.  

  2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 

  3. Основные направления и содержание духовно- нравственного развития. 

  4. Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

  5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

  6. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

  7. Перечень рекомендуемых воспитательных форм и мероприятий. 

  8. Диагностика обучающихся начальной школы.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является  воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены в области личностной, социальной, семейной культуры.

Определены 5 основных направлений, каждое из которых, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

  5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Деятельность, общение и отношения в школе строятся на следующих принципах:

  • Принцип ориентации на идеал.

  • Принцип толерантности.

  • Принцип сочетания фронтального и индивидуального подхода в воспитании.

  • Принцип ведущей роли воспитательного воздействия.

  • Принцип значимости семейного воспитания.

  • Принцип положительного влияния и поддержки ребенка.

  • Принцип постоянства педагогических требований.

Прогнозируемый результат выражается в портрете выпускника начальной школы:

• умеющий учиться;

• владеющий опытом мотивированного участия;

• обладающий основами коммуникативной культурой;

• любознательный;

• способный к организации собственной деятельности;

• любящий свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

• доброжелательный;

• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Эффективность воспитания зависит от многих факторов.

— окружающая микросреда и ее одухотворенность:

— условия жизни ребенка;

— огромный информационный поток, не всегда позитивный;

— поведение части окружающих людей, противоречащие нормам морали.

— выбор системы ценностей, на основе которых будет строиться процесс воспитания младших школьников.

На уроках русского языка и литературы закладывается бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений.  На уроках  пишем  сочинения – рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство.

      Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.  Одной из форм — является 

экскурсия.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьёй. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение, для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.

      Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу родительские лектории, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.

Специфической особенностью процесса духовно-нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.

2. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.

3. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:

Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.

«Воспитание школьников», № 2 -2012.

4. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.

5. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.

infourok.ru

Духовно-нравственное воспитание в свете требований ФГОС НОО

Духовно-нравственное воспитание в свете требований ФГОС НОО

     Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием  в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

                                                                                              В. Сухомлинский                                                                                

    Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.  Все мы родом из детства.  А детство и школа – во многом тождественные понятия.  И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
    Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
     Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного воспитания, где записано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
    Духовно-нравственное  воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
     Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
     В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на её качество, ничего не изменили в её сущности, остались «мёртвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?
     Чтобы увидеть ребёнка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для её выполнения.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

1. Организация образовательного процесса.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.
Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.
    Духовно-нравственные ценности личности закладываются в семье. Именно в семье складываются представления  о добре и зле, честности и справедливости, ответственности и порядочности, дружбе и долге, духовных ценностях и нравственных поступках. Но наиболее системно и последовательно духовно-нравственное воспитание происходит в школе. Поэтому именно здесь сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Духовно – нравственное развитие и воспитание осуществляется в деятельности:
урочной
внеурочной
внешкольной.
   Литературное чтение – один из важнейших предметов в системе образования. На уроках по этому предмету формируются навыки чтения, читательской грамотности, происходит освоение учениками нравственных и эстетических ценностей, формирование духовного мира младшего школьника. Уроки литературного чтения помогают школьникам сориентироваться в современном мире, учат отличать добро от зла, будят лучшие качества личности: милосердие, сострадание, стремление к добру. Работа с художественными произведениями воспитывает такие стороны нравственности, как сохранение личного достоинства, чести, долга, совести.
  Примером становления нравственности героя может служить рассказ Н.Носова «Огурцы». Автор пытается донести до своего читателя, как важно иметь своё мнение, «не поддаваться настроению толпы». Герой рассказа, переборов свои внутренние страхи, поступает по правилам доброты и нравственности.   Нельзя не увидеть, как жадность, зависть, злоба губят старуху и её дочь в сказке «Морозко», а торжествуют же доброта и кротость второй героини этой сказки.
А.Куприн написал серию рассказов о животных. Один из них – рассказ «Слон». Автор произведения напоминает читателю, что люди утратили связь с природой, перестали верить в её целительные силы. Проблема, которую поднимает писатель, очень проста: необходимо сделать всё от тебя зависящее, чтобы родные люди чувствовали в тебе надёжного человека.
    Задача уроков литературного чтения состоит в том, чтобы всё,  о чём говорится на занятиях, проходило через душу и сердце ученика, чтобы эти уроки стали уроками духовно-нравственного созревания. Приобщая школьников к духовным поискам человека в произведениях русских писателей, мы воспитываем людей, способных сопереживать, сострадать, прощать чужие ошибки, любить и верить в великую и могучую страну – Россию.
  Уроки ОРКСЭ также способствуют  духовному развитию и нравственному совершенствованию подрастающего поколения. Задачей курса является формирование у учащихся рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни и в соответствии с этим к жизни других людей. На занятиях курса учитель имеет возможность поговорить с четвероклассниками о «золотом правиле нравственности», это правило есть во всех культурах. В Евангелии формулировка такая: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Это правило прочно вошло в общественное сознание, стало основным правилом этики. Это первооснова духовно-практической жизни людей. «Золотое правило нравственности» учит:
   Чего себе не желаешь, не делай того другим.
   Сам не делай того, что осуждаешь в других.
   Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.
Важно донести до учеников мысль, что человек, который учитывает интересы окружающих, никогда не будет одинок: у него появится репутация надёжного и порядочного человека, с которым приятно иметь дело, а это, в свою очередь, поможет ему в учёбе, карьере, личной жизни; наконец, человек сможет себе сказать слова: «Моя совесть спокойна». Хочется верить, что это правило станет жизненным ориентиром наших детей.
     Духовно – нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках, имеет продолжение и воплощение во внеурочной деятельности. Например, курс внеурочной деятельности «Уроки для души» также способствует созданию условий для духовно-нравственного развития личности ребёнка, самовоспитания и развития его творческих способностей. Он ориентирует ребёнка на освоение моральных норм в процессе активного творческого познания, как окружающего мира, так и своего внутреннего, духовного мира.
  Традиционными стали праздники: Ярмарка, Масленица, Новый год. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа. Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей.
  Патриотическое воспитание является частью духовного – нравственного воспитания. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Много мероприятий проводится ко Дню Победы: встречи с ветеранами войны и тыла, конкурсы рисунков, поделок, акция «Бессмертный полк».
В классе  воспитание толерантного поведения — один из самых важных моментов. Главной задачей является воспитание в детях способности быть открытым, относиться друг к другу с пониманием.  Учу их решать конфликты, споры мирным путем, находя компромиссы. Объясняю, что у каждого человека свой характер, интересы, вкусы, привычки. Мы все разные, но мы должны жить в мире и согласии, в атмосфере взаимопонимания и дружелюбия, терпимости и деликатности. Работу по воспитанию толерантности  внедряю  в урочную и внеурочную деятельность. Например, это классные часы на темы «Мы дружбой сильны», «В семье единой», «Дружба начинается с улыбки», «Учимся общаться», «Твори добро», «Какой я?» и др.
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

( Выступление подготовила  Л.И.Малугина – январь 2016)

nsportal.ru

Выступление «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках выполнения ФГОС» (из опыта работы)

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках выполнения ФГОС

(из опыта работы)

В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Перед школой, семьёй ФГОС второго поколения ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

В рамках новых стандартов усилилась воспитательная составляющая образования. В моей работе это всегда носило приоритетный характер. За многие годы сложилась система воспитательной работы, в которой значительное место занимало духовно-нравственное направление. Но если ранее, определяла критерии результативности воспитательной работы исходя из собственной системы ценностей, своего видения нравственного идеала, то теперь эта работа направлена на достижение модели выпускника начального общего образования средней школы, которая отвечает требованиям ФГОС. Выпускник начальной школы обладает такими качествами, как:

  • Любознательный, активно познающий мир;

  • Владеет основами умения учиться;

  • Знает свою родословную, любит свой дом и малую родину;

  • Доброжелательный, коммуникативный, толерантный;

  • Осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни;

  • Готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой, товарищами.

Развитие ребенка, в том числе его системы нравственных ценностей, происходит только в деятельности. Необходимо было найти такое коллективно-творческое дело, которое бы было социально значимым для каждого ребенка, интересным и адекватным их возможностям. В классе надо было создать такой уклад школьной жизни, в котором они активно действуют, проживают ситуации, заставляющие их думать, сопереживать, сотворчествовать, сорадоваться.

Перед о мной стояла проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, занятости родителей экономическим выживанием, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, толерантных и активных детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ученика, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей в целом – это одна из главных педагогических задач моей деятельности. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящие в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.

Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в начальной школе, именно здесь закладывается фундамент будущей личности. Ребенок в школе развивается в процессе разнообразной учебно-воспитательной деятельности: на уроках, в игре, в труде, в процессе взаимоотношений с окружающими».
Так, например, в первом классе знакомлю детей с пословицами, поговорками, объясняю нравственный смысл пословиц и поговорок. Дети, путем подбора интересных примеров, усваивают правила русского языка, расширяют свой словарный запас.
Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, — это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь.
Приступая к изучению рассказа «Наше Отечество» К.Д. Ушинского в 1 классе, первым делом знакомлю детей с понятиями слов Россия, Родина, Отечество, мать, матушка. Затем приступаю к их смысловым значениям: почему мы Россию называем Отечеством? Потому что в ней испокон веков жили наши деды и отцы. Почему мы зовем Россию Родиной? Потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, все в ней для нас родное. Почему Россию называем матерью, матушкой? Потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своим водами, научила своему языку и, как мать, она защищает нас от врагов. И пока мы с Родиной, мы счастливы. А если останемся без нее, то жизнь даже самая изобильная, станет призрачной и обесцененной.
Знакомя детей с народным языком, ввожу их в мир народной мысли, народной жизни, народного духа. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен знакомлю  детей  с народным творчеством, воспитывая тем самым частичку духовности и нравственности. Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира.

Уже несколько лет я работаю по программе духовно-нравственного воспитания «Радуга». Цель программы — создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоение общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

— воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

-формировать этические и моральные нормы и правила поведения,

-формировать самодисциплину;

— воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;

— ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о формах семейного уклада.

Работу с детьми построила по 6 направлениям:

-«Мой мир знаний»;

-«Мой образ жизни»;

— «Мое здоровье»;

— «Мой досуг»;

— «Гражданин»;

— «Моя семья – моя радость»

Работа по данным направлениям реализуется через организацию классных часов, конкурсов, игр, КВНов, проектов, внеклассных мероприятий. Через совместную деятельность родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, перестают относиться к школе , как посторонние наблюдатели.

Содержание деятельности в рамках программы планируем вместе с детьми и с родителями. На классном сборе планирования определяем темы ключевых дел. К ним относятся: «День Знаний», «День пожилого человека», «День Матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Победы». Они становятся основой классного плана воспитательной работы. Темы эти актуальны для детей, и имеют высокий воспитательный эффект. Здесь нам большую помощь оказывают родители. Работа с родителями сложна, она требует знания психологии взрослых. Но кто другой, как не мы, учителя, должны помочь выработать позитивное отношение к своим детям, особенно тем, кто не силён в учёбе, привлечь родителей, продемонстрировать им прекрасные качества их детей?

При планировании коллективных дел учимся ставить цели и задачи, планировать свои действия во времени, выявлять необходимые ресурсы, определять ответственных и распределять роли.

Чтобы классный час не стал формально проведённым мероприятием, а затронул душу ребёнка, часто использую рассказы на этические темы, например цикл рассказов Л. Н. Толстого. Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы. Так же использую психологические тренинги. Например, такой как  «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны.  
Очень важно воспитывать в детях доброту, уверенность в себе, щедрость и открытость души, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит детей к взрослой жизни, ее нормам и требованиям.

Воспитать духовно гармоничную личность можно совместными усилиями педагогов школы и семьи, когда дети могут брать пример с людей ( их поступков), которые детей постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для ребёнка. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться детям нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.В ходе проведения классного часа «Моя родословная» у ребят возник вопрос: «Кто наши прабабушки и прадедушки?» Мы решили исследовать эту проблему. Результатом этих исследований стало проведение праздника «Наши лучшие друзья», посвященного Дню пожилого человека. Ребята подготовили рефераты и презентации о своих бабушках и дедушках и рассказали о них присутствующим. На родительском собрании родители предложили провести подобное мероприятие всем вместе. Подготовку к нему начали с оформления мини-проектов. Мини-проекты «Секрет моего имени», «Семейный герб», «Происхождение моей фамилии», «Моя родословная», «Традиции моей семьи» вошли в долгосрочный проект «Моя семья – моё богатство». Так, участвуя в мини-проекте «Традиции моей семьи» детям было предложено выполнить небольшое проектное задание (индивидуально):

1. Составить рассказ об одной из традиций своей семьи.

2. Представить материал в классе в виде презентации, фоторепортажа, выставки.

3. Ответить на вопросы: Какие из традиций вы хотели бы сохранить в своей семье, когда станете взрослыми? Какую традицию хотели бы создать?

Завершая работу над проектом «Моя семья – моё богатство», дети узнали много нового о своих близких, стали задумываться о том, как мы живем, как общаемся. Стали понимать – чтобы в семье было спокойствие и взаимопонимание нужно любить и уважать друг друга, прощать любые обиды, находить общие дела и увлечения. Итогом нашей совместной работы было проведение праздника «Семейная гостиная «Счастливая семья»». Проведение праздников «День матери», «День пожилого человека», «8 Марта», «День защитника Отечества» стали доброй традицией в нашем классе. Мероприятия стали традиционными, но формы проведения каждый год разные. На празднование «Дня Матери» дети приготовили программу «Час сердечного общения с мамой». Что для ребёнка может быть важнее, чем внимание матери, её ласковый взгляд и просто присутствие рядом? Дети удивляли гостей совершенно неподдельным желанием показать все свои таланты, способности и умения. Ребята были замечательными рассказчиками притчи и умелыми художниками. Всё своё творчество они дарили своим мамам, которые были приятно удивлены необычным талантам своих детей. А с каким восхищением и гордостью представляли ребята «сюрприз», который они готовили в школе для своих мам! Это были письма – откровения, в которых дети задавали мамам вопросы, какие боялись сказать вслух, здесь были и просьбы о том, чтобы мамы уделяли детям больше внимания, а были такие, в которых дети просили не разводиться своих родителей, говоря, как они их любят. А сколько восторга было в глазах у мам на следующий год, когда дети подарили им цветущие гиацинты, выращенные в классе своими руками втайне от взрослых! Следующий праздник был проведен в форме устного журнала «Говорящая газета «Мы поздравляем наших мам!»».Это был цветочный гороскоп, где дети по дате рождения мамы определяли их цветок, рассказывали о своих мамах и дарили им эти цветы с праздничными пожеланиями.

Но семья это не только мама и ребёнок. Как правило, именно отец прививает навыки, требующие напряжения, волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в детях чувство долга, выводит интересы ребёнка за порог собственного дома. Детям совершенно необходим зримый пример мужского поведения. Мужская требовательность тем и хороша, что в ней меньше педантизма, скучной назидательности.

К сожалению, последнее время утрачивается роль отца как главы семейства. Одни уходят из семьи, другие ссылаются на занятость в работе. В результате чего папы остаются в стороне от воспитания своих детей. Теряется, конечно, в глазах детей и авторитет отца, он становится для детей только источником дохода.

И для того, чтобы поднять авторитет отца в глазах ребёнка, укрепить отношения между семьёй и школой, сплотить детей и родителей в канун Дня защитника Отечества провели праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!»

Дети приготовили папам стихи, загадки, а папы рассказали детям о своей работе, о том, как служили в армии. Один папа рассказал ребятам, как проходил службу в Афганистане. Дети слушали, затаив дыхание, и не верили своим глазам: «Неужели это мой папа?» А спортивное состязание закончилось совместным чаепитием и проигравших в этот день не было.

Сколько тепла, заботы, отцовской любви было получено в этот день! С гордостью дети бежали домой и  кричали маме: «А наш папа самый лучший!» И папы убедились в правильности высказывания: «Гораздо легче стать отцом, чем остаться им».

Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей- это своеобразное искусство, которое требует терпения, а так же большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

В своей работе, по духовно-нравственному воспитанию, я знакомлю детей с народными сказками, былинами, проведение сезонных музыкально-игровых праздников: «Осенний праздник», «Праздник книги», «Масленица», и многие другие. Знакомство с элементами видов искусства (например с «Хохломой» и «Гжель»), знакомство с национальными костюмами, украшениями и традициями народа позволяет показать неразрывную связь поколений с духовными традициями народа. Или например, сравнивая современные дома, в которых они живут, с домами наших прабабушек дети учатся сравнивать, находить общее и различие. Дети получают новые знания об архитектуре, украшении домов, о назначении (жилье, развлечение, обряды – церкви, и т.д.). Знакомятся с пословицей: «Хорошая работа два века живёт», человек умирает, а дело его живет и переходит от внуков к правнукам.

Вместе с ребятами знакомимся с устным народным творчеством и большую часть времени мы уделяем игре: дидактической, сюжетно-ролевой, подвижной, народно-хороводной. При подготовке к народным праздникам, например Масленице, мы с ребятами изучили множество народных игр, в которых отображается образ жизни людей, труд, уклад, представление о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребёнка обретать гармонию с окружающим миром. У ребят формируется устойчивый интерес к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Народные игры в комплексе с воспитательными средствами способствуют формированию развитой, активной личности.

Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство гордости и любви к Родине. «Узнай улицу», «Знаешь ли ты» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Кому памятник?», «Загадки о городе», «Птицы нашего города» помогают в развитии любви к родной земле, чувство принадлежности к родному городу. Проведение экскурсий по городу увеличивает познавательную активность детей.

Работа над инсценированием сказки– коллективная творческая игра, где у каждого есть своя роль, задача, и от того, как он её выполнит, зависит успех общего дела. Участвуя в разучивании текста, дети знакомятся с духовными и нравственными ценностями, учатся быть самим собой и «другим», проживая множество жизней. Но главное здесь – атмосфера. Она добрая, светлая, радостная, загораются глаза, рождается интерес, доверие, желание делать всё красиво. Добрая атмосфера во время работы над сказкой формирует у наших детей способности к сопереживанию и сорадости, создает условия для самореализации и самоутверждения.

В 3 и 4 классах учились осваивать проектную деятельность. Готовили проекты на уроках и во время занятий по внеурочной деятельности. Это:

  • социальные проекты: «Добрые дела», «Помоги птицам», «День Матери», «Мы за здоровый образ жизни», «Мой прадедушка – моя гордость», «Семейные традиции».

  • исследовательские проекты: « Олимпиада 2014: зимние виды спорта», «История моего города», «Цветы для мамы».

3 проекта участвовали в проведении школьного тура фестиваля творческих проектов «Шаг в будущее». Проект «Мой прадедушка – моя гордость» стал дипломантом городского тура в номинации «Социальный проект».

В конце 1 четверти мои второклассники начали осваивать проектную деятельность. Проект «Любимое блюдо моей семьи» получился очень интересным и вкусным , т. к. после защиты проектов устроили чаепитие.

В результате реализации проектов мы получили самый главный результат – доверие родителей и ребёнка друг к другу, доверие родителей и педагога друг к другу, выработка общих позиций по отношению к ребёнку и задачам коллектива, преодоление отстранённости семей от школьных дел. Чувствуя внимание классного руководителя, администрации, их доброжелательность, значение, которое мы придаём вопросам воспитания, родители постепенно и сами начинают уделять детям больше внимания,  чаще заходить в школу, охотно беседовать об учёбе и поведении своего ребёнка.

Вот уже несколько лет мы тесно сотрудничаем с городской фильмотекой. Методист ГМЦ Мусофранова Людмила Павловна желанный гость в нашем классе. Её всегда с нетерпением ждут ребята, потому что знают, что каждый ее приход –это что-то новое, интересное, занимательное. Такие мероприятия проходят очень оживленно: то отгадывают загадки, то узнают неизвестных животных, то помогают Незнайке правильно выполнять знаки дорожной азбуки, то создают машину будущего. Темы мероприятий самые разные: «Мамины помощники», «В гостях у матушки Природы», «Моя малая Родина», «Повторяем дорожные знаки», «Праздник со слезами на глазах» и другие.

Благодарности родителей, грамоты, отзывы детей говорят об актуальности данного вида деятельности, так как способствуют:

  • формированию позитивного отношения каждого ребенка к самому себе, к окружающим, природе;

  • формированию ценности нравственного, психического и физического здоровья детей, мотивированному включению ученика в познавательную деятельность;

  • созданию условий для самореализации в различных видах значимой деятельности;

  • получению опыта самостоятельного общественного действия;

  • принятию ориентира на личные достижения детьми и родителями;

  • созданию условий для самореализации в различных видах значимой деятельности.

Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств». Хочется верить, что именно школа и педагог посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств» и наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

infourok.ru

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС

Текст этой презентации

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС
Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования

Слайд 2

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Определяет: *Систему базовых национальных ценностей *Современный национальный воспитательный идеал. *Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

Слайд 3

Современный национальный воспитательный идеал личностигражданина России
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России

Слайд 4

Базовые национальные ценности
*патриотизм *гражданственность *социальная солидарность *человечество *наука *семья *труд и творчество *традиционные российские религии *искусство и литература *природа

Слайд 5

Уклад школьной жизни
*Урочная деятельность *Внеурочная деятельность *Внешкольная деятельность

Слайд 6

Стандарт второго поколения
*любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; *осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества; *креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни; *владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность; *готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность; *осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством; *уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; *осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; *подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, её нравственные основы).

Слайд 7

Первый уровень результатов
*Приобретение знаний о национальных ценностях и приоритетах. *Первичное осознание себя в социуме(семья, школа, государство). *Формирование в себе модели идеала. *Разграничение положительной и отрицательной модели поведения. *Опыт взаимодействия с учителем и одноклассниками на основе полученных навыков общения.

Слайд 8

Второй уровень результатов
*Применение полученных знаний в общении с учителем и одноклассниками. *Общение на уровне образовательного учреждения и семьи. *Практическое подтверждение или отрицание полученных знаний. *Навык оценивания знаний в практике общения. *Опыт личного переживания полученной информации. *Опыт самостоятельного действия. *Опыт сосуществования с адекватным, соответствующим себе социумом.

Слайд 9

Третий уровень результатов
*Закрепление опыта самостоятельного действия. *Формирование общественного и индивидуального самосознания. *Осознание понятия «свободы». *Опыт взаимодействия с социальной средой за пределами образовательного учреждения и семьи. *Расширение зоны самостоятельного общения. *Опыт осознания базовых национальных ценностей как собственных. *Развитие нравственного самосознания.

Слайд 10


Нравственное воспитание — это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных норм поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности. Нравственные нормы – это правила, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. (учебник «Педагогика»)

Слайд 11

Скажи мне – я забуду.Покажи мне – я запомню.Дай сделать – я пойму.
Кун-цзы (Конфуций)

Слайд 12

ФГОС
Учитель – помощник. Он создает условия для самостоятельного формирования ребенком нравственного поведения.
Деятельностный подход

Слайд 13

Как помочь детям самим захотеть стать нравственным существом?
Ребенок должен на себе прочувствовать, что быть нравственным существом – это хорошо, что нравственное поведение приносит определенные «бонусы», что окружающие люди подобны ему.

Слайд 14

Лучшее условие для формирования нравственного поведения – следование примеру взрослых (учителей и родителей прежде всего)

Слайд 15

Слайд 16

Автор: Иванникова М.В., учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 12 ТЗР Волгограда

topslide.ru

Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС

Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

В нашей школе огромное внимание уделяется воспитательной работе. Для нас принципиально важно, что школа помимо знаний должна ставить целью воспитание гражданина, патриота.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Внеурочная деятельность школьников – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований Федерального образовательного стандарта общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

На примере нашей школы можно проследить, как менялась год от года материально-техническая база образования, как внедрялись новые технологии.

Мы имеем доступ к Интернету, в 1-2 классах оборудованы кабинеты для проведения занятий с использованием ЭОР, создаётся библиотека электронных учебных пособий по различным предметам, школа заключила договор о создании электронной системы «Дневник. ru».

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно — деятельностные игры. Они не только оживляют занятия, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности школы. Программы, реализующиеся во внеурочной деятельности, имеют следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. (в объёме 10 часов в неделю в каждом классе).

  1. Спортивно-оздоровительное направление

Программа курса «Здоровейка» (1-2 классы) направлена на формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обеспечивает физическое саморазвитие.

Программа курса «Подвижные игры» (1-2 классы) способствует сформированности у младших школьников мотивации сохранения и приумножения здоровья через подвижные игры.

Программа курса «Игралочка» (1-2 классы) создаёт условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе духовно-нравственных ценностей, культурных традиций и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа курса «Фитнес» (1 классы) направлена на укрепление здоровья школьников посредством физических качеств и повышения функциональных возможностей организма.

Программа курса «Будьте здоровы» (1 классы) направлена на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.

Программа курса «Плавание» (2 классы) способствует укреплению здоровья, а также решает воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми.

  1. Социальное направление

Программа курса «Все цвета, кроме чёрного» (1-2 классы) направлена на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации.

  1. Общеинтеллектуальное направление

Программа курса «Умники и умницы» (1 — 2 классы) направлена на формирование навыков творческого мышления, развитие умения решать нестандартные задачи, делать поисковые и научные исследования.

Программа курса «В играх и задачах» (2 классы) направлена на развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, развитие различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

Программа курса «Играй и смекай » (1 классы) направлена на развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы.

  1. Духовно-нравственное направление

Программа курса «Этика: азбука добра» (1 – 2 классы) направлена на формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Программа курса «По стране Этикета» (1 классы) призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.

Программа курса «Введение в народоведение» (2 классы) ставит перед собой цель создания условий для культурного самоопределения младшего школьника в культуре своего народа, своей большой и малой Родины.

  1. Общекультурное направление

Программа курса «Весёлые нотки» (1 классы) направлена на развитие творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Программа курса «Мастерская искусств» (2 классы) направлена на развитие мелкой моторики рук, воспитание культуры игрового общения, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения и формирования внутреннего плана действий.

Выстроенная таким образом работа, позволяет ребёнку раскрыть личностные качества, окунуться в мир творчества, проявить свои индивидуальные особенности, увлечения, интересы, а педагогам реализовать на практике требования ФГОС.

4


kopilkaurokov.ru

Духовно–нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Наши традиционные источники нравственности. Это Россия, наш народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Определяются базовые национальные ценности:

– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня. 

О роли библиотеки в духовно-нравственном воспитании можно говорить много. Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно. С первого класса знакомлю детей с правилами этикета.Составляем памятки о правилах поведения по каждой теме.

«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». (Дж. Свифт)

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, учатся слушать и понимать своих товарищей, могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

На уроках использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительную деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал.

Сегодня в нашей начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными в моём классе можно считать спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, патриотическое, экологическое.

В своей работе я использую игровые технологии, коммуникативные и исследовательские.

Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:

– беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;

– динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ жизни.

– деловые игры, игры – соревнования, праздники здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.

Необходимость введения курса связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут занятия, тем более действенными окажутся они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

Сухомлинский говорил, что Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребенок. И задача нас, педагогов, донести до них эту истину.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Советы рукодельницам