Зоя Федорова — биография, личная жизнь, причина смерти, фото, фильмы и последние новости

Содержание

Зоя Федорова: биография

Биография великой советской актрисы Зои Федоровой похожа на кинодраму. В ней было все: успех и слава, большая любовь и романтические отношения с иностранцем, счастье материнства, арест, пытки в тюрьме и смерть от руки хладнокровного убийцы.

Зоя Федорова родилась в дореволюционной России, в Санкт-Петербурге, в 1909 году, 21 декабря. Ее отец Алексей Федоров был рабочим на заводе. Мать Екатерина Федорова занималась воспитанием трех дочерей и сына. Семья проживала в большой квартире и не знала нужды.

Зоя Федорова в молодости
Зоя Федорова в молодости

После событий 1917 года в жизни Федоровых происходят большие изменения. Отец Зои всей душой принимает революцию и активно в ней участвует, делает стремительную карьеру в партии большевиков. В 1918-м семья оказалась в Москве. В столице отца назначают начальником паспортной службы в Кремле.

С раннего детства Зоя посещала драмкружок и мечтала стать актрисой. Отцу увлечение дочери не нравилось. После школы в возрасте 17 лет Зоя пошла работать в Госстрах. Служба не приносила ни малейшего удовлетворения, артистическая натура девушки бунтовала и находила отраду в танцах, которые она посещала после работы.

Обвинение в шпионаже

На вечеринке Зоя знакомится с военным с Кириллом Прове. Между молодыми людьми вспыхивают нежные чувства. Осенью 1927 года возлюбленного внезапно арестовывают как английского шпиона. Следом за ним под стражу попадает и Федорова. Ее подозревают в пособничестве иностранному шпиону.

Зоя Федорова в молодостиЗоя Федорова в молодости

В ноябре этого же года дело закрыли за недостаточностью доказательств, подтверждающих обвинение. Ситуация довольно нетипичная для тех времен. То ли провидение вступилось за Зою, то ли у ОГПУ были на нее какие-то планы. Как бы там ни было, творческая биография Зои Федоровой могла и не состояться.

Начало карьеры

Несмотря на протесты отца, в 1930 году девушка поступает в училище при Театре Революции. Во время учебы она получает эпизодическую роль в ленте «Встречный». На премьеру картины пришли родственники, но Федорова на экране не появилась. Эпизод с ней был вырезан при монтаже. На съемках Зоя знакомится с оператором Владимиром Раппортом, за которого выйдет замуж.

Зоя Федорова в фильме "Свадьба в Малиновке"Зоя Федорова в фильме «Свадьба в Малиновке» | Кино-Театр

Первым ее дебютом на экране станет роль в музыкальном фильме «Гармонь», вышедшем в 1933 году. После выхода ленты талантливая актриса получает множество предложений от режиссеров. Одна за другой выходят картины с ее участием. Громадный успех и всесоюзную известность ей приносит фильм «Подруги», вышедший в 1936 году. Актриса востребована, знаменита, жизнь прекрасна, но наступает тяжелый период, связанный с арестом отца.

Зоя Федорова в фильме “Подруги”Зоя Федорова в фильме “Подруги” | Кино-Театр

Кремлевский работник, лично знавший Ленина, стал жертвой клеветы. Причиной ареста могли стать и его вольные высказывания в адрес руководства страны. Его задержание и лишение свободы на 10 лет были как гром среди ясного неба. Чтобы помочь отцу, Зоя записалась на прием к Лаврентию Берии. Питавший слабость к красивым актрисам, он приглашает ее в особняк. Отец был освобожден летом 1941 года, а Зоя получила право в любой момент обращаться к Берии за помощью.

Зоя Федорова в молодостиЗоя Федорова в молодости

После ареста отца за Зоей закрепляется статус дочери «врага народа». Что удивительно, на судьбе актрисы это не отражается, Федорову продолжают снимать. За десять лет ее карьеры снято 22 фильма с ее участием. В большинстве из них она снималась в главной роли. За фильмы «Музыкальная история» (1940) и «Фронтовые подруги» (1941) актриса получила высшую в то время награду – Сталинскую премию.

Арест

Зоя Федорова – одна из самых популярных актрис советского кинематографа. Ею восхищаются, ее любят, фильмы с ее участием пользуются успехом. Но к концу 46-го над ее головой сгущаются тучи, в декабре актрису арестовывают. Ее обвиняют в ведении враждебной агитации, создании антисоветской группы, злобных выпадах против советского правительства и даже в готовности к исполнению террористических актов против руководства.

Зоя Федорова в молодостиЗоя Федорова в молодости

Актриса обращается за помощью к Берии, но ей не удается избежать чудовищных обвинений и тяжелого приговора. Зою Федорову приговаривают к 25 годам усиленного лагерного режима. Все ее имущество конфискуют, а семью отправляют в ссылку. Маленькая дочка оказывается у родственников в Казахстане, в селе Полудино.

В 1955 году Зою Федорову реабилитируют, а спустя время снимают обвинения полностью. Она воссоединяется со своей 9-летней дочерью, возвращается в кинематограф и много снимается. Роли в кино ей достаются небольшие, но характерные и запоминающиеся.

Личная жизнь

Первым ее мужем был репортер Владимир Раппопорт, в конце 30-х годов их брак дал трещину. Второго мужа – летчика Ивана Клещева — забирает война. В это же время погибает еще один Иван – ее брат.

Джексон ТейтДжексон Тейт

Третья любовь актрисы к американскому военному принесла счастье материнства и другие события, изменившие ее жизнь.  Осенью 1942 года на выставке американского кино в Москве актриса знакомится с корреспондентом «Юнайтед пресс» Генри Шапиро, среди друзей которого оказался и Джексон Тэйт. Он был заместителем главы морской секции американской военной миссии. Тэйт приглашает актрису в ресторан. Так началась красивая история любви советской актрисы и американского военного.

Слухи о ней ходили разные. По утверждению некоторых источников, актрису, которая была агентом КГБ, в общество американских дипломатов ввели специально. Как бы там ни было, Зоя влюбилась, забеременела и родила дочь, о которой красавец-капитан узнал спустя много лет. По окончании войны бывшие союзники стали врагами, поэтому связь Федоровой и Тэйтом не могла иметь счастливое завершение.

Зоя Федорова с дочкойЗоя Федорова с дочкой, зятем и внуком | Wday

В июле 1945-го Зою неожиданно отправляют на гастроли в Крым, а Тэйта в течение сорока восьми часов выдворяют за пределы СССР. После возвращения в Москву своего любимого Зоя не застала. Он пишет письма и отправляет запросы, но безрезультатно. Когда уже не было никакой надежды, на его имя пришло анонимное письмо, в котором сообщалось, что Федорова замужем за неким композитором, и у них двое детей.

Зоя Федорова с дочерьюЗоя Федорова с дочерью | Colors.life

Доля правды в этом сообщении была. В 1946 у актрисы родилась дочь. В это же время выходит указ о наказании матерей-одиночек. Чтобы защитить Зою от очередных неприятностей, знакомый ей с 40-х годов композитор Александр Рязанов предложил расписаться. С Джексоном Тэйтом она встретилась в 1976 году, когда ей разрешили выезд за границу.

Зоя ФедороваЗоя Федорова

Дочь Виктория унаследовала талант матери и стала актрисой. В молодости, когда она жила в Москве, ее друзьями и партнерами по съемкам были Олег Янковский, Валентин Смирнитский и Борис Хмельницкий. Потом она уехала в Америку, где тоже снималась. На 66 году ушла из жизни из-за неизлечимой болезни.

Смерть

В 1981 году, 11 декабря актрису обнаружили в квартире мертвой. Причина смерти – выстрел в голову. Кто застрелил Зою Федорову, неизвестно, тайна гибели осталась нераскрытой.

Зоя ФедороваЗоя Федорова в последние годы | Kinodir

Версий существовало несколько. По одной из них, она была убита агентом КГБ, так как собиралась уехать на пмж в Америку, куда ранее переехала ее дочь. По другой — она отдала жизнь за бриллианты, так как входила в «бриллиантовую мафию», костяком которой были дети и жены деятелей Кремля, среди них была и Галина Брежнева.

Фильмография

  • «Москва слезам не верит»
  • «Живите в радости»
  • «Врача вызывали?»
  • «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»
  • «По собственному желанию»
  • «Кортик»
  • «За рекой – граница»
  • «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
  • «Иностранка»
  • «Хотите — верьте, хотите — нет…»
  • «Дайте жалобную книгу»
  • «Сказка о потерянном времени»
  • «Алые паруса»
  • «Свадьба»
  • «Шахтеры»
  • «Большие крылья»
  • «Женитьба»
  • «Летчики»
  • «Подруги»

Фото

24smi.org

Зоя Фёдорова — биография и семья

Снималась в фильмах «Подруги» (1935), «Музыкальная история» (1940, Государственная премия СССР, 1941), «Фронтовые подруги» (1942, Государственная премия СССР), «Свадьба» (1944), «Пропало лето» (1962), «Свадьба в Малиновке» (1967), «Москва слезам не верит» (1979) и др. В декабре 1946 года была репрессирована (приговорена к 25 годам лишения свободы за шпионаж) и находилась в ссылке до февраля 1955 года. Была убита у себя дома при невыясненных обстоятельствах.

Биография

Зоя Фёдорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге, в семье рабочего и домохозяйки. В 1918 году семья переехала в Москву, где отцу Зои предложили работу начальника паспортной службы Кремля. Ещё в школьные годы занималась в драмкружке и мечтала стать актрисой, однако по настоянию родителей после окончания школы пошла работать счетчицей в Госстрахе.

В 1928 году Зоя Фёдорова поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский, а после его закрытия продолжила учёбу в училище при московском Театре Революции, которое и закончила в 1934 году. В этом же году она вышла замуж за кинооператора В. А. Раппопорта, брак с которым продлился до 1939 года. До этого, в студенческие годы, её мужем был Л. С. Вейцлер (1906—1965), позже известный театральный актёр, до конца жизни работавший в Театре Драмы и Комедии на Таганке.

Будучи студенткой, Фёдорова снялась в фильме «Встречный» (1932), однако её роль не вошла в окончательную версию картины. Поэтому официальным дебютом актрисы в кино считается фильм «Гармонь» (1934).

Всесоюзная популярность к Зое Фёдоровой пришла в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в фильме «Подруги». Даже арест отца в 1938 году по сфабрикованному обвинению не смог повредить блестящей карьере актрисы: она продолжала играть главные роли в фильмах.

В 1945 году Фёдорова познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом, от которого в январе 1946 года родила дочь Викторию (Тейт к тому времени уже покинул СССР). Пытаясь скрыть факт рождения ребенка от иностранца, актриса спешно вышла замуж за композитора Александра Рязанова, с оркестром которого выступала в начале 1940-х годов.

Однако 27 декабря 1946 года Зоя Фёдорова была арестована и, после предварительного заключения на Лубянке и Лефортовской тюрьме, приговорена за «шпионаж» к 25 годам лагерей усиленного режима (с заменой на заключение во Владимирской тюрьме), конфискации имущества и ссылке для всей семьи. По-видимому Зоя Фёдорова была арестована за отказ стать одной из наложниц Л. П. Берия. Сестра Зои Фёдоровой Александра была приговорена к пожизненной ссылке с детьми; сестра Мария — к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с отбыванием срока на кирпичном заводе в Воркуте (умерла до окончания срока в 1952 году). С 1947 года её дочь Виктория Фёдорова жила в ссылке в селе Полудино на севере Казахстана вместе c тётей Александрой и её детьми Ниной и Юрой.

На свободу Зоя Фёдорова вышла только в 1955 году, после начала массовой реабилитации осужденных по политическим статьям. 23 февраля 1955 года Зоя Фёдорова воссоединилась с дочерью Викторией и вскоре вернулась в кино.

В 1960-е и 1970-е годы она продолжала много сниматься, преимущественно в небольших характерных ролях.

В 1976 году актрисе разрешили побывать в США, где она снова встретилась с Джексоном Тейтом. После смерти Тейта в 1978 году ещё дважды приезжала в США к дочери (эмигрировавшей в 1975 году), а затем начала собирать документы для выезда туда на постоянное место жительства.

Убийство

11 декабря 1981 после 14.00 Зоя Фёдорова была убита выстрелом в затылок в своей трёхкомнатной квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту. Убийство до сих пор не раскрыто.

Среди его возможных мотивов называют предполагаемую причастность актрисы к секретным операциям КГБ (ходили слухи о причастности КГБ к убийству) и её связь с так называемой «бриллиантовой мафией», состоявшей в основном из родственников высокопоставленных советских чиновников и занимавшейся скупкой и перепродажей драгоценностей и антиквариата.

Среди наиболее вероятных подозреваемых в убийстве был некто Анатолий Бец, одесский налётчик, который находился в розыске за ограбление вдовы писателя Алексея Толстого. Но Бец был убит в Грузии сотрудниками ГАИ, причём намеренно, и следствие забуксовало.

Похоронена Зоя Алексеевна на Ваганьковском кладбище.

Фильмография

  1. 1932 — Встречный — жена Чуточкина (роль выпала при монтаже)
  2. 1934 — Гармонь — Марусенька
  3. 1935 — Лётчики
  4. 1935 — Подруги
  5. 1936 — Женитьба — Дуняша
  6. 1937 — Шахтёры
  7. 1937 — Большие крылья
  8. 1937 — На границе — Варвара Корнеевна Власова, дочь Степаниды
  9. 1937—1939 — Великий гражданин — Надя Колесникова
  10. 1938 — Огненные годы
  11. 1938 — Человек с ружьём — Катя Шадрина
  12. 1939 — Ночь в сентябре
  13. 1939 — Станица Дальняя — Дарья Михайловна Горкунова
  14. 1940 — Музыкальная история — диспетчер автопарка Клава Белкина
  15. 1940 — Шестьдесят дней
  16. 1940 — На путях
  17. 1941 — Патриотка
  18. 1941 — Фронтовые подруги — Наташа
  19. 1944 — Иван Никулин — русский матрос
  20. 1944 — Свадьба — невеста Даша
  21. 1956 — Своими руками
  22. 1956 — Медовый месяц — повариха, Лизавета Фёдоровна
  23. 1956 — Девочка и крокодил — Надежда Федотовна
  24. 1957 — Поэт
  25. 1957 — Ленинградская симфония
  26. 1957 — Девушка без адреса — Комаринская
  27. 1957 — Ночной патруль — Марфа Потаповна, жена Нежука
  28. 1957 — Борец и клоун — одесситка
  29. 1958 — Дело «Пёстрых» — мать Игоря Пересветова
  30. 1958 — Жених с того света — главврач
  31. 1958 — Дружок — тетя Наташа
  32. 1959 — В нашем городе
  33. 1959 — Я Вам пишу
  34. 1961 — Сердце не прощает — Домна Егоровна
  35. 1961 — Взрослые дети — Королёва
  36. 1961 — Алые паруса — гувернантка
  37. 1962 — Шестнадцатая весна
  38. 1963 — Слепая птица — женщина с кошёлкой
  39. 1963 — Пропало лето — тетя Даша
  40. 1963 — Мамочка и два трутня — мамочка
  41. 1963 — Это случилось в милиции — секретарь Екатерина Ивановна
  42. 1963 — Знакомый адрес
  43. 1964 — Хотите — верьте, хотите — нет… — бабушка Миши Сазонова
  44. 1964 — Сказка о потерянном времени — гардеробщица
  45. 1964 — Ракеты не должны взлететь — фрау Кестлер
  46. 1965 — Иностранка — Евдокия Михайловна, двоюродная сестра профессора
  47. 1965 — Спящий лев
  48. 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — соседка, тетя Зоя
  49. 1965 — Стряпуха
  50. 1965 — Зелёный огонёк заведующая Салоном новобрачных
  51. 1965 — Скверный анекдот — мать Пселдонимова
  52. 1965 — Дайте жалобную книгу — дворник Екатерина Ивановна
  53. 1965 — От семи до двенадцати
  54. 1966 — Формула радуги — тётя Шура
  55. 1967 — Свадьба в Малиновке — Горпина Дормидонтовна
  56. 1968 — Улыбнись соседу
  57. 1970 — Меж высоких хлебов — продавщица Мотря
  58. 1970 — Внимание, черепаха! — учительница пения
  59. 1971 — Шельменко-денщик — Фенна Степановна
  60. 1971 — Русское поле — Матрёна Дивеевна
  61. 1971 — За рекой — граница
  62. 1971 — Тени исчезают в полдень — Мария Дмитриевна
  63. 1971 — Алло, Варшава! — администратор гостиницы
  64. 1972 — Вот моя деревня
  65. 1973 — По собственному желанию
  66. 1973 — Кортик — бабушка Миши
  67. 1973 — Капля в море
  68. 1973 — Шапка-невидимка — озвучание
  69. 1974 — Врача вызывали? — Мария Иосифовна
  70. 1974 — Гнев — дама
  71. 1974 — Происшествие
  72. 1975 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — Мария Фёдоровна
  73. 1978 — Живите в радости
  74. 1979 — Москва слезам не верит — тётя Паша (вахтерша)
  75. 1980 — Утренний обход — Егорова

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1941) — за исполнение роли Клавы в фильме «Музыкальная история» (1940)
  • Сталинская премия второй степени (1942) — за исполнение роли Наташи в фильме «Фронтовые подруги» (1941)
  • Заслуженная артистка РСФСР (1965)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1939) — за исполнение роли Варвары Корнеевны Власовой в фильме «На границе» (1938)

Киновоплощения

  • В 2010 году «по мотивам» биографии З.Федоровой режиссер В.Павлов снял телесериал «Зоя» (в главной роли Ирина Пегова).
  • Образ Зои Фёдоровой использован в телесериале «Охотники за бриллиантами» (2011), где в роли Зои Федоровской снялась актриса Тамара Сёмина.

people-archive.ru

Зоя Фёдорова Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фёдорова.

Зо́я Алексе́евна Фёдорова (8 [21] декабря 1907 года[2] (по другим данным — в 1909 либо 1911 году[3]), Санкт-Петербург, Российская империя — 11 декабря 1981, Москва, РСФСР, СССР) — советская киноактриса, Заслуженная артистка РСФСР (1965), лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1942). Мать актрисы Виктории Фёдоровой.

Снималась в фильмах «Подруги» (1935), «Музыкальная история» (1940, Государственная премия СССР, 1941), «Фронтовые подруги» (1942, Государственная премия СССР), «Свадьба» (1944), «Пропало лето» (1962), «Свадьба в Малиновке» (1967), «Москва слезам не верит» (1979) и др. В декабре 1946 года была репрессирована (приговорена к 25 годам лишения свободы за шпионаж) и находилась во Владимирской тюрьме до февраля 1955 года. В конце 1981 года была убита у себя дома при невыясненных обстоятельствах.

Биография

Ранние годы

Зоя Фёдорова родилась 21 декабря 1907 года[2] в Петербурге, в семье рабочего и домохозяйки.

В 1918 году семья переехала в Москву, где отцу Зои предложили работу начальника паспортной службы Кремля. Ещё в школьные годы занималась в драмкружке и мечтала стать актрисой, однако по настоянию родителей после окончания школы пошла работать счётчицей в Госстрахе.

В 1928 году Зоя Фёдорова поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский, а после его закрытия продолжила учёбу в училище при московском Театре Революции, которое и закончила в 1934 году. В студенческие годы её мужем был Л. С. Вейцлер (1906—1965), позже известный театральный актёр, до конца жизни работавший в Театре Драмы и Комедии на Таганке. В 1934 году она вышла замуж за кинооператора В. А. Раппопорта, брак с которым продлился до 1939 года. После расставания с Раппопортом встречалась с лётчиком Иваном Клещёвым, который погиб в 1942 году

[4].

Карьера в кино

Будучи студенткой, Фёдорова снялась в фильме «Встречный» (1932), однако её роль не вошла в окончательную версию картины. Поэтому официальным дебютом актрисы в кино считается фильм «Гармонь» (1934).

Зоя Фёдорова в перерыве концерта с бойцами Красной Армии, 1943 год

Всесоюзная популярность к Зое Фёдоровой пришла в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в фильме «Подруги». Даже арест отца в 1938 году по сфабрикованному обвинению не смог повредить блестящей карьере актрисы: она продолжала играть главные роли в фильмах.

Опала и арест

В 1945 году Фёдорова познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом, от которого 13 января 1946 года родила дочь Викторию (Тейт к тому времени уже покинул СССР). Пытаясь скрыть факт рождения ребёнка от иностранца, актриса спешно вышла замуж за композитора Александра Рязанова, с оркестром которого выступала в начале 1940-х годов.

Джексон Тейт и Зоя Фёдорова

Однако 27 декабря 1946 года Зоя Фёдорова была арестована и, после предварительного заключения на Лубянке и Лефортовской тюрьме, приговорена за «шпионаж» к 25 годам лагерей усиленного режима (с заменой на заключение во Владимирской тюрьме), конфискации имущества и ссылке для всей семьи. Сестра Зои Фёдоровой Александра была приговорена к пожизненной ссылке с детьми; сестра Мария — к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с отбыванием срока на кирпичном заводе в Воркуте (умерла до окончания срока в 1952 году). С 1947 года её дочь Виктория Фёдорова жила в ссылке в селе Полудино на севере Казахстана вместе c тётей Александрой и её детьми Ниной и Юрой.

Освобождение

После смерти Сталина Зоя Фёдорова, как и многие другие осуждённые по политическим статьям, вышла на свободу (1955). 23 февраля 1955 года воссоединилась с дочерью Викторией и вскоре вернулась в кино. В 1960-е и 1970-е годы она продолжала много сниматься, преимущественно в небольших характерных ролях.

В 1976 году актрисе разрешили побывать в США, где она снова встретилась с Джексоном Тейтом. После смерти Тейта в 1978 году ещё дважды приезжала в США к дочери (эмигрировавшей в 1975 году), а затем начала собирать документы для выезда туда на постоянное место жительства.

Гибель

11 декабря 1981 года после 14:00 Зоя Фёдорова была убита выстрелом в затылок из немецкого пистолета Sauer в своей трёхкомнатной квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту. Убийство до сих пор не раскрыто; следствием прорабатывалась связь Фёдоровой с так называемой «бриллиантовой мафией», по другой версии к убийству причастен КГБ[5]. По мотивам убийства Юлиан Семёнов написал роман «Тайна Кутузовского проспекта».

Похоронена Зоя Алексеевна на Ваганьковском кладбище[6].

Фильмография

  • 1932 — Встречный — жена Чуточкина (роль выпала при монтаже)
  • 1934 — Гармонь — Марусенька
  • 1935 — Лётчики — медсестра
  • 1935 — Подруги — Зоя
  • 1936 — Женитьба — Дуняша
  • 1937 — Шахтёры — Галка, шахтёрка
  • 1937 — Большие крылья (запрещен)
  • 1937 — На границе — Варвара Корнеевна Власова, дочь Степаниды
  • 1937—1939 — Великий гражданин — Надя Колесникова
  • 1938 — Огненные годы
  • 1938 — Человек с ружьём — Катя Шадрина
  • 1939 — Ночь в сентябре
  • 1939 — Станица Дальняя — Дарья Михайловна Горкунова
  • 1940 — Музыкальная история — Клава Белкина, диспетчер автопарка
  • 1940 — Шестьдесят дней
  • 1940 — На путях
  • 1941 — Патриотка
  • 1941 — Фронтовые подруги — Наташа
  • 1944 — Иван Никулин — русский матрос — Маруся Крюкова
  • 1944 — Свадьба — невеста Даша
  • 1956 — Своими руками
  • 1956 — Медовый месяц — Лизавета Фёдоровна, повариха
  • 1956 — Девочка и крокодил — Надежда Федотовна
  • 1957 — Поэт — мать поэта Тарасова
  • 1957 — Ленинградская симфония
  • 1957 — Девушка без адреса — Комаринская
  • 1957 — Ночной патруль — Марфа Потаповна, жена Нежука
  • 1957 — Борец и клоун — одесситка
  • 1958 — Дело «Пёстрых» — мать Игоря Пересветова
  • 1958 — Жених с того света — главврач
  • 1958 — Дружок — тётя Наташа
  • 1959 — В нашем городе
  • 1959 — Я Вам пишу
  • 1961 — Сердце не прощает — Домна Егоровна
  • 1961 — Взрослые дети — Королёва
  • 1961 — Алые паруса — гувернантка
  • 1962 — Шестнадцатая весна
  • 1963 — Слепая птица — женщина с кошёлкой
  • 1963 — Пропало лето — тётя Даша
  • 1963 — Мамочка и два трутня — мамочка
  • 1963 — Это случилось в милиции —
    Екатерина Ивановна, секретарь
  • 1963 — Знакомый адрес
  • 1964 — Хотите — верьте, хотите — нет… — бабушка Миши Сазонова
  • 1964 — Сказка о потерянном времени — гардеробщица
  • 1964 — Ракеты не должны взлететь — фрау Кестлер
  • 1965 — Иностранка — Евдокия Михайловна, двоюродная сестра профессора
  • 1965 — Спящий лев — Маня, жена Телегина
  • 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — тётя Зоя, соседка Лиды
  • 1965 — Стряпуха — глава жуликов на рынке
  • 1965 — Пущик едет в Прагу — тётка Фёкла
  • 1965 — Зелёный огонёк — заведующая салоном новобрачных
  • 1965 — Скверный анекдот — мать Пселдонимова
  • 1965 — Дайте жалобную книгу — Екатерина Ивановна, дворник
  • 1965 — От семи до двенадцати — бабушка Алика
  • 1966 — Формула радуги — тётя Шура
  • 1967 — Свадьба в Малиновке —
    Горпина Дормидонтовна
  • 1968 — Улыбнись соседу
  • 1970 — Меж высоких хлебов — Мотря, продавщица
  • 1970 — Внимание, черепаха! — учительница пения
  • 1971 — Шельменко-денщик — Фенна Степановна
  • 1971 — Русское поле — Матрёна Дивеевна
  • 1971 — За рекой — граница
  • 1971 — Алло, Варшава! — администратор гостиницы
  • 1972 — Вот моя деревня — тётя Глаша, уборщица в школе
  • 1973 — По собственному желанию — тётя Надя, вахтёр
  • 1973 — Кортик — бабушка Миши
  • 1973 — Капля в море — Анна Григорьевна, директор школы
  • 1974 — Врача вызывали? — Мария Иосифовна
  • 1974 — Гнев — дама
  • 1974 — Происшествие
  • 1975 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — Мария Фёдоровна
  • 1978 — Живите в радости — бабка Анисья, жена Афони
  • 1979 — Москва слезам не верит — тётя Паша, вахтёрша
  • 1980 — Утренний обход —
    Егорова

Озвучивание мультфильмов

Награды и премии

Киновоплощения

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Фёдорова, Зоя Алексеевна — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фёдорова.

Зо́я Алексе́евна Фёдорова (8 [21] декабря 1907 года[1], Санкт-Петербург, Российская империя — 11 декабря 1981, Москва, СССР) — советская киноактриса, Заслуженная артистка РСФСР (1965), лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1942). Мать актрисы Виктории Фёдоровой.

Снималась в фильмах «Подруги» (1935), «Музыкальная история» (1940, Государственная премия СССР, 1941), «Фронтовые подруги» (1942, Государственная премия СССР), «Свадьба» (1944), «Пропало лето» (1962), «Свадьба в Малиновке» (1967), «Москва слезам не верит» (1979) и др. В декабре 1946 года была репрессирована (приговорена к 25 годам лишения свободы за шпионаж) и находилась во Владимирской тюрьме до февраля 1955 года. В конце 1981 года была убита у себя дома при невыясненных обстоятельствах.

Биография

Зоя Фёдорова родилась 21 декабря 1907 года[1] в Петербурге, в семье рабочего и домохозяйки.

В 1918 году семья переехала в Москву, где отцу Зои предложили работу начальника паспортной службы Кремля. Ещё в школьные годы занималась в драмкружке и мечтала стать актрисой, однако по настоянию родителей после окончания школы пошла работать счётчицей в Госстрахе.

В 1928 году Зоя Фёдорова поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский, а после его закрытия продолжила учёбу в училище при московском Театре Революции, которое и закончила в 1934 году. В студенческие годы её мужем был Л. С. Вейцлер (1906—1965), позже известный театральный актёр, до конца жизни работавший в Театре Драмы и Комедии на Таганке. В 1934 году она вышла замуж за кинооператора В. А. Раппопорта, брак с которым продлился до 1939 года. После расставания с Раппопортом встречалась с лётчиком Иваном Клещёвым, который погиб в 1942 году[2].

Будучи студенткой, Фёдорова снялась в фильме «Встречный» (1932), однако её роль не вошла в окончательную версию картины. Поэтому официальным дебютом актрисы в кино считается фильм «Гармонь» (1934).

Всесоюзная популярность к Зое Фёдоровой пришла в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в фильме «Подруги». Даже арест отца в 1938 году по сфабрикованному обвинению не смог повредить блестящей карьере актрисы: она продолжала играть главные роли в фильмах.

В 1945 году Фёдорова познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом, от которого 13 января 1946 года родила дочь Викторию (Тейт к тому времени уже покинул СССР). Пытаясь скрыть факт рождения ребёнка от иностранца, актриса спешно вышла замуж за композитора Александра Рязанова, с оркестром которого выступала в начале 1940-х годов.

Однако 27 декабря 1946 года Зоя Фёдорова была арестована и, после предварительного заключения на Лубянке и Лефортовской тюрьме, приговорена за «шпионаж» к 25 годам лагерей усиленного режима (с заменой на заключение во Владимирской тюрьме), конфискации имущества и ссылке для всей семьи. Сестра Зои Фёдоровой Александра была приговорена к пожизненной ссылке с детьми; сестра Мария — к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с отбыванием срока на кирпичном заводе в Воркуте (умерла до окончания срока в 1952 году). С 1947 года её дочь Виктория Фёдорова жила в ссылке в селе Полудино на севере Казахстана вместе c тётей Александрой и её детьми Ниной и Юрой.

На свободу Зоя Фёдорова вышла только в 1955 году, после начала массовой реабилитации осуждённых по политическим статьям. 23 февраля 1955 года Зоя Фёдорова воссоединилась с дочерью Викторией и вскоре вернулась в кино.

В 1960-е и 1970-е годы она продолжала много сниматься, преимущественно в небольших характерных ролях.

В 1976 году актрисе разрешили побывать в США, где она снова встретилась с Джексоном Тейтом. После смерти Тейта в 1978 году ещё дважды приезжала в США к дочери (эмигрировавшей в 1975 году), а затем начала собирать документы для выезда туда на постоянное место жительства.

Убийство

11 декабря 1981 года после 14:00 Зоя Фёдорова была убита выстрелом в затылок из немецкого пистолета Sauer в своей трёхкомнатной квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту. Убийство до сих пор не раскрыто[3].

Похоронена Зоя Алексеевна на Ваганьковском кладбище[4].

Фильмография

  • 1932 — Встречный — жена Чуточкина (роль выпала при монтаже)
  • 1934 — Гармонь — Марусенька
  • 1935 — Лётчики — медсестра
  • 1935 — Подруги — Зоя
  • 1936 — Женитьба — Дуняша
  • 1937 — Шахтёры
  • 1937 — Большие крылья
  • 1937 — На границе — Варвара Корнеевна Власова, дочь Степаниды
  • 1937—1939 — Великий гражданин — Надя Колесникова
  • 1938 — Огненные годы
  • 1938 — Человек с ружьём — Катя Шадрина
  • 1939 — Ночь в сентябре
  • 1939 — Станица Дальняя — Дарья Михайловна Горкунова
  • 1940 — Музыкальная история — Клава Белкина, диспетчер автопарка
  • 1940 — Шестьдесят дней
  • 1940 — На путях
  • 1941 — Патриотка
  • 1941 — Фронтовые подруги — Наташа
  • 1944 — Иван Никулин — русский матрос — Маруся Крюкова
  • 1944 — Свадьба — невеста Даша
  • 1956 — Своими руками
  • 1956 — Медовый месяц — Лизавета Фёдоровна, повариха
  • 1956 — Девочка и крокодил — Надежда Федотовна
  • 1957 — Поэт — мать поэта Тарасова
  • 1957 — Ленинградская симфония
  • 1957 — Девушка без адреса — Комаринская
  • 1957 — Ночной патруль — Марфа Потаповна, жена Нежука
  • 1957 — Борец и клоун — одесситка
  • 1958 — Дело «Пёстрых» — мать Игоря Пересветова
  • 1958 — Жених с того света — главврач
  • 1958 — Дружок — тётя Наташа
  • 1959 — В нашем городе
  • 1959 — Я Вам пишу
  • 1961 — Сердце не прощает — Домна Егоровна
  • 1961 — Взрослые дети — Королёва
  • 1961 — Алые паруса — гувернантка
  • 1962 — Шестнадцатая весна
  • 1963 — Слепая птица — женщина с кошёлкой
  • 1963 — Пропало лето — тётя Даша
  • 1963 — Мамочка и два трутня — мамочка
  • 1963 — Это случилось в милиции — Екатерина Ивановна, секретарь
  • 1963 — Знакомый адрес
  • 1964 — Хотите — верьте, хотите — нет… — бабушка Миши Сазонова
  • 1964 — Сказка о потерянном времени — гардеробщица
  • 1964 — Ракеты не должны взлететь — фрау Кестлер
  • 1965 — Иностранка — Евдокия Михайловна, двоюродная сестра профессора
  • 1965 — Спящий лев
  • 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — тётя Зоя, соседка Лиды
  • 1965 — Стряпуха — глава жуликов на рынке
  • 1965 — Пущик едет в Прагу — тётка Фёкла
  • 1965 — Зелёный огонёк — заведующая салоном новобрачных
  • 1965 — Скверный анекдот — мать Пселдонимова
  • 1965 — Дайте жалобную книгу — Екатерина Ивановна, дворник
  • 1965 — От семи до двенадцати — бабушка Алика
  • 1966 — Формула радуги — тётя Шура
  • 1967 — Свадьба в Малиновке — Горпина Дормидонтовна
  • 1968 — Улыбнись соседу
  • 1970 — Меж высоких хлебов — Мотря, продавщица
  • 1970 — Внимание, черепаха! — учительница пения
  • 1971 — Шельменко-денщик — Фенна Степановна
  • 1971 — Русское поле — Матрёна Дивеевна
  • 1971 — За рекой — граница
  • 1971 — Алло, Варшава! — администратор гостиницы
  • 1972 — Вот моя деревня — тётя Глаша, уборщица в школе
  • 1973 — По собственному желанию — тётя Надя, вахтёр
  • 1973 — Кортик — бабушка Миши
  • 1973 — Капля в море — Анна Григорьевна, директор школы
  • 1974 — Врача вызывали? — Мария Иосифовна
  • 1974 — Гнев — дама
  • 1974 — Происшествие
  • 1975 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — Мария Фёдоровна
  • 1978 — Живите в радости — бабка Анисья, жена Афони
  • 1979 — Москва слезам не верит — тётя Паша, вахтёрша
  • 1980 — Утренний обход — Егорова

Озвучивание мультфильмов

Награды и премии

Киновоплощения

Напишите отзыв о статье «Фёдорова, Зоя Алексеевна»

Примечания

  1. 1 2 Лев Парфёнов. [books.google.ru/books?hl=ru&id=P2BAAQAAIAAJ&dq=Фёдорова,+Зоя+Алексеевна+родилась&focus=searchwithinvolume&q=1907+года+в+Санкт-Петербурге Кино России: актерская энциклопедия]. — М.: Материк, 2002. — Т. 1. — С. 143. — 150 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9697-0366-7.
  2. [to-name.ru/biography/zoja-fedorova.htm Зоя Алексеевна Федорова биография]
  3. [22-91.ru/statya/aktrisa-fedorova-zoja-alekseevna-zagadochnoe-ubijjstvo/14.09.2011 «Преступление без наказания». Актриса Зоя Федорова]. 22-91.ru. Проверено 14 октября 2015.
  4. [gde-pohoronit.ru/vagankovskoe-kladbishhe Ваганьковское кладбище]

Ссылки

  • [alexeypivovarov.ru/vystrel-v-kinozvezdu/ «Выстрел в кинозвезду»] Фильм Алексея Пивоварова (НТВ) из серии «Дело тёмное»
  • [www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=author&i=281 Биографическая справка о Зое Федоровой, составленная по воспоминаниям её дочери Виктории на сайте Музея Сахаровского центра]
  • Юлиан Семёнов. [shevkunenko.ru/raznoe/semenov/kutuzovsskiy/content.htm Тайна Кутузовского проспекта]
  • Зоя Федорова. Биография в изложении Ф. Раззакова [eternaltown.com.ua/content/view/7485/2/ «Биографии, мемуары, истории»]
  • Юрий Нагибин. [shevkunenko.ru/raznoe/nagibin/afanasich/content.htm Афанасьич] версия причины гибели Зои Федоровой

Отрывок, характеризующий Фёдорова, Зоя Алексеевна

– Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в моей дружбе?.. – сказал Наполеон, с недоумением пожимая плечами. – Нет, он нашел лучшим окружить себя моими врагами, и кем же? – продолжал он. – Он призвал к себе Штейнов, Армфельдов, Винцингероде, Бенигсенов, Штейн – прогнанный из своего отечества изменник, Армфельд – развратник и интриган, Винцингероде – беглый подданный Франции, Бенигсен несколько более военный, чем другие, но все таки неспособный, который ничего не умел сделать в 1807 году и который бы должен возбуждать в императоре Александре ужасные воспоминания… Положим, ежели бы они были способны, можно бы их употреблять, – продолжал Наполеон, едва успевая словом поспевать за беспрестанно возникающими соображениями, показывающими ему его правоту или силу (что в его понятии было одно и то же), – но и того нет: они не годятся ни для войны, ни для мира. Барклай, говорят, дельнее их всех; но я этого не скажу, судя по его первым движениям. А они что делают? Что делают все эти придворные! Пфуль предлагает, Армфельд спорит, Бенигсен рассматривает, а Барклай, призванный действовать, не знает, на что решиться, и время проходит. Один Багратион – военный человек. Он глуп, но у него есть опытность, глазомер и решительность… И что за роль играет ваш молодой государь в этой безобразной толпе. Они его компрометируют и на него сваливают ответственность всего совершающегося. Un souverain ne doit etre a l’armee que quand il est general, [Государь должен находиться при армии только тогда, когда он полководец,] – сказал он, очевидно, посылая эти слова прямо как вызов в лицо государя. Наполеон знал, как желал император Александр быть полководцем.
– Уже неделя, как началась кампания, и вы не сумели защитить Вильну. Вы разрезаны надвое и прогнаны из польских провинций. Ваша армия ропщет…
– Напротив, ваше величество, – сказал Балашев, едва успевавший запоминать то, что говорилось ему, и с трудом следивший за этим фейерверком слов, – войска горят желанием…
– Я все знаю, – перебил его Наполеон, – я все знаю, и знаю число ваших батальонов так же верно, как и моих. У вас нет двухсот тысяч войска, а у меня втрое столько. Даю вам честное слово, – сказал Наполеон, забывая, что это его честное слово никак не могло иметь значения, – даю вам ma parole d’honneur que j’ai cinq cent trente mille hommes de ce cote de la Vistule. [честное слово, что у меня пятьсот тридцать тысяч человек по сю сторону Вислы.] Турки вам не помощь: они никуда не годятся и доказали это, замирившись с вами. Шведы – их предопределение быть управляемыми сумасшедшими королями. Их король был безумный; они переменили его и взяли другого – Бернадота, который тотчас сошел с ума, потому что сумасшедший только, будучи шведом, может заключать союзы с Россией. – Наполеон злобно усмехнулся и опять поднес к носу табакерку.
На каждую из фраз Наполеона Балашев хотел и имел что возразить; беспрестанно он делал движение человека, желавшего сказать что то, но Наполеон перебивал его. Например, о безумии шведов Балашев хотел сказать, что Швеция есть остров, когда Россия за нее; но Наполеон сердито вскрикнул, чтобы заглушить его голос. Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить, только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость. Балашеву становилось тяжело: он, как посол, боялся уронить достоинство свое и чувствовал необходимость возражать; но, как человек, он сжимался нравственно перед забытьем беспричинного гнева, в котором, очевидно, находился Наполеон. Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их. Балашев стоял, опустив глаза, глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона, и старался избегать его взгляда.
– Да что мне эти ваши союзники? – говорил Наполеон. – У меня союзники – это поляки: их восемьдесят тысяч, они дерутся, как львы. И их будет двести тысяч.
И, вероятно, еще более возмутившись тем, что, сказав это, он сказал очевидную неправду и что Балашев в той же покорной своей судьбе позе молча стоял перед ним, он круто повернулся назад, подошел к самому лицу Балашева и, делая энергические и быстрые жесты своими белыми руками, закричал почти:
– Знайте, что ежели вы поколеблете Пруссию против меня, знайте, что я сотру ее с карты Европы, – сказал он с бледным, искаженным злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой. – Да, я заброшу вас за Двину, за Днепр и восстановлю против вас ту преграду, которую Европа была преступна и слепа, что позволила разрушить. Да, вот что с вами будет, вот что вы выиграли, удалившись от меня, – сказал он и молча прошел несколько раз по комнате, вздрагивая своими толстыми плечами. Он положил в жилетный карман табакерку, опять вынул ее, несколько раз приставлял ее к носу и остановился против Балашева. Он помолчал, поглядел насмешливо прямо в глаза Балашеву и сказал тихим голосом: – Et cependant quel beau regne aurait pu avoir votre maitre! [A между тем какое прекрасное царствование мог бы иметь ваш государь!]
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною».
В конце речи Балашева Наполеон вынул опять табакерку, понюхал из нее и, как сигнал, стукнул два раза ногой по полу. Дверь отворилась; почтительно изгибающийся камергер подал императору шляпу и перчатки, другой подал носовои платок. Наполеон, ne глядя на них, обратился к Балашеву.
– Уверьте от моего имени императора Александра, – сказал оц, взяв шляпу, – что я ему предан по прежнему: я анаю его совершенно и весьма высоко ценю высокие его качества. Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre a l’Empereur. [Не удерживаю вас более, генерал, вы получите мое письмо к государю.] – И Наполеон пошел быстро к двери. Из приемной все бросилось вперед и вниз по лестнице.

После всего того, что сказал ему Наполеон, после этих взрывов гнева и после последних сухо сказанных слов:
«Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre», Балашев был уверен, что Наполеон уже не только не пожелает его видеть, но постарается не видать его – оскорбленного посла и, главное, свидетеля его непристойной горячности. Но, к удивлению своему, Балашев через Дюрока получил в этот день приглашение к столу императора.
На обеде были Бессьер, Коленкур и Бертье. Наполеон встретил Балашева с веселым и ласковым видом. Не только не было в нем выражения застенчивости или упрека себе за утреннюю вспышку, но он, напротив, старался ободрить Балашева. Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это.
Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками.
За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.
– Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [святая?] Сколько церквей в Moscou? – спрашивал он.
И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.
После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву.
Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой.
– Это та же комната, как мне говорили, в которой жил император Александр. Странно, не правда ли, генерал? – сказал он, очевидно, не сомневаясь в том, что это обращение не могло не быть приятно его собеседнику, так как оно доказывало превосходство его, Наполеона, над Александром.
Балашев ничего не мог отвечать на это и молча наклонил голову.
– Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем.
– И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России!
Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина.

wiki-org.ru

Зоя Фёдорова Вики

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фёдорова.

Зо́я Алексе́евна Фёдорова (8 [21] декабря 1907 года[2] (по другим данным — в 1909 либо 1911 году[3]), Санкт-Петербург, Российская империя — 11 декабря 1981, Москва, РСФСР, СССР) — советская киноактриса, Заслуженная артистка РСФСР (1965), лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1942). Мать актрисы Виктории Фёдоровой.

Снималась в фильмах «Подруги» (1935), «Музыкальная история» (1940, Государственная премия СССР, 1941), «Фронтовые подруги» (1942, Государственная премия СССР), «Свадьба» (1944), «Пропало лето» (1962), «Свадьба в Малиновке» (1967), «Москва слезам не верит» (1979) и др. В декабре 1946 года была репрессирована (приговорена к 25 годам лишения свободы за шпионаж) и находилась во Владимирской тюрьме до февраля 1955 года. В конце 1981 года была убита у себя дома при невыясненных обстоятельствах.

Биография[ | код]

Ранние годы[ | код]

Зоя Фёдорова родилась 21 декабря 1907 года[2] в Петербурге, в семье рабочего и домохозяйки.

В 1918 году семья переехала в Москву, где отцу Зои предложили работу начальника паспортной службы Кремля. Ещё в школьные годы занималась в драмкружке и мечтала стать актрисой, однако по настоянию родителей после окончания школы пошла работать счётчицей в Госстрахе.

В 1928 году Зоя Фёдорова поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский, а после его закрытия продолжила учёбу в училище при московском Театре Революции, которое и закончила в 1934 году. В студенческие годы её мужем был Л. С. Вейцлер (1906—1965), позже известный театральный актёр, до конца жизни работавший в Театре Драмы и Комедии на Таганке. В 1934 году она вышла замуж за кинооператора В. А. Раппопорта, брак с которым продлился до 1939 года. После расставания с Раппопортом встречалась с лётчиком Иваном Клещёвым, который погиб в 1942 году[4].

Карьера в кино[ | код]

Будучи студенткой, Фёдорова снялась в фильме «Встречный» (1932), однако её роль не вошла в окончательную версию картины. Поэтому официальным дебютом актрисы в кино считается фильм «Гармонь» (1934).

Зоя Фёдорова в перерыве концерта с бойцами Красной Армии, 1943 год

Всесоюзная популярность к Зое Фёдоровой пришла в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в фильме «Подруги». Даже арест отца в 1938 году по сфабрикованному обвинению не смог повредить блестящей карьере актрисы: она продолжала играть главные роли в фильмах.

Опала и арест[ | код]

В 1945 году Фёдорова познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом, от которого 13 января 1946 года родила дочь Викторию (Тейт к тому времени уже покинул СССР). Пытаясь скрыть факт рождения ребёнка от иностранца, актриса спешно вышла замуж за композитора Александра Рязанова, с оркестром которого выступала в начале 1940-х годов.

Джексон Тейт и Зоя Фёдорова

Однако 27 декабря 1946 года Зоя Фёдорова была арестована и, после предварительного заключения на Лубянке и Лефортовской тюрьме, приговорена за «шпионаж» к 25 годам лагерей усиленного режима (с заменой на заключение во Владимирской тюрьме), конфискации имущества и ссылке для всей семьи. Сестра Зои Фёдоровой Александра была приговорена к пожизненной ссылке с детьми; сестра Мария — к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с отбыванием срока на кирпичном заводе в Воркуте (умерла до окончания срока в 1952 году). С 1947 года её дочь Виктория Фёдорова жила в ссылке в селе Полудино на севере Казахстана вместе c тётей Александрой и её детьми Ниной и Юрой.

Освобождение[ | код]

После смерти Сталина Зоя Фёдорова, как и многие другие осуждённые по политическим статьям, вышла на свободу (1955). 23 февраля 1955 года воссоединилась с дочерью Викторией и вскоре вернулась в кино. В 1960-е и 1970-е годы она продолжала много сниматься, преимущественно в небольших характерных ролях.

В 1976 году актрисе разрешили побывать в США, где она снова встретилась с Джексоном Тейтом. После смерти Тейта в 1978 году ещё дважды приезжала в США к дочери (эмигрировавшей в 1975 году), а затем начала собирать документы для выезда туда на постоянное место жительства.

Гибель[ | код]

11 декабря 1981 года после 14:00 Зоя Фёдорова была убита выстрелом в затылок из немецкого пистолета Sauer в своей трёхкомнатной квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту. Убийство до сих пор не раскрыто; следствием прорабатывалась связь Фёдоровой с так называемой «бриллиантовой мафией», по другой версии к убийству причастен КГБ[5]. По мотивам убийства Юлиан Семёнов написал роман «Тайна Кутузовского проспекта».

Похоронена Зоя Алексеевна на Ваганьковском кладбище[6].

Фильмография[ | код]

  • 1932 — Встречный — жена Чуточкина (роль выпала при монтаже)
  • 1934 — Гармонь — Марусенька
  • 1935 — Лётчики — медсестра
  • 1935 — Подруги — Зоя
  • 1936 — Женитьба — Дуняша
  • 1937 — Шахтёры — Галка, шахтёрка
  • 1937 — Большие крылья (запрещен)
  • 1937 — На границе — Варвара Корнеевна Власова, дочь Степаниды
  • 1937—1939 — Великий гражданин — Надя Колесникова
  • 1938 — Огненные годы
  • 1938 — Человек с ружьём — Катя Шадрина
  • 1939 — Ночь в сентябре
  • 1939 — Станица Дальняя — Дарья Михайловна Горкунова
  • 1940 — Музыкальная история — Клава Белкина, диспетчер автопарка
  • 1940 — Шестьдесят дней
  • 1940 — На путях
  • 1941 — Патриотка
  • 1941 — Фронтовые подруги — Наташа
  • 1944 — Иван Никулин — русский матрос — Маруся Крюкова
  • 1944 — Свадьба — невеста Даша
  • 1956 — Своими руками
  • 1956 — Медовый месяц — Лизавета Фёдоровна, повариха
  • 1956 — Девочка и крокодил — Надежда Федотовна
  • 1957 — Поэт — мать поэта Тарасова
  • 1957 — Ленинградская симфония
  • 1957 — Девушка без адреса — Комаринская
  • 1957 — Ночной патруль — Марфа Потаповна, жена Нежука
  • 1957 — Борец и клоун — одесситка
  • 1958 — Дело «Пёстрых» — мать Игоря Пересветова
  • 1958 — Жених с того света — главврач
  • 1958 — Дружок — тётя Наташа
  • 1959 — В нашем городе
  • 1959 — Я Вам пишу
  • 1961 — Сердце не прощает — Домна Егоровна
  • 1961 — Взрослые дети — Королёва
  • 1961 — Алые паруса — гувернантка
  • 1962 — Шестнадцатая весна
  • 1963 — Слепая птица — женщина с кошёлкой
  • 1963 — Пропало лето — тётя Даша
  • 1963 — Мамочка и два трутня — мамочка
  • 1963 — Это случилось в милиции — Екатерина Ивановна, секретарь
  • 1963 — Знакомый адрес
  • 1964 — Хотите — верьте, хотите — нет… — бабушка Миши Сазонова
  • 1964 — Сказка о потерянном времени — гардеробщица
  • 1964 — Ракеты не должны взлететь — фрау Кестлер
  • 1965 — Иностранка — Евдокия Михайловна, двоюродная сестра профессора
  • 1965 — Спящий лев — Маня, жена Телегина
  • 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — тётя Зоя, соседка Лиды
  • 1965 — Стряпуха — глава жуликов на рынке
  • 1965 — Пущик едет в Прагу — тётка Фёкла
  • 1965 — Зелёный огонёк — заведующая салоном новобрачных
  • 1965 — Скверный анекдот — мать Пселдонимова
  • 1965 — Дайте жалобную книгу — Екатерина Ивановна, дворник
  • 1965 — От семи до двенадцати — бабушка Алика
  • 1966 — Формула радуги — тётя Шура
  • 1967 — Свадьба в Малиновке — Горпина Дормидонтовна
  • 1968 — Улыбнись соседу
  • 1970 — Меж высоких хлебов — Мотря, продавщица
  • 1970 — Внимание, черепаха! — учительница пения
  • 1971 — Шельменко-денщик — Фенна Степановна
  • 1971 — Русское поле — Матрёна Дивеевна
  • 1971 — За рекой — граница
  • 1971 — Алло, Варшава! — администратор гостиницы
  • 1972 — Вот моя деревня — тётя Глаша, уборщица в школе
  • 1973 — По собственному желанию — тётя Надя, вахтёр
  • 1973 — Кортик — бабушка Миши
  • 1973 — Капля в море — Анна Григорьевна, директор школы
  • 1974 — Врача вызывали? — Мария Иосифовна
  • 1974 — Гнев — дама
  • 1974 — Происшествие
  • 1975 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — Мария Фёдоровна
  • 1978 — Живите в радости — бабка Анисья, жена Афони
  • 1979 — Москва слезам не верит — тётя Паша, вахтёрша
  • 1980 — Утренний обход — Егорова

Озвучивание мультфильмов[ | код]

Награды и премии[ | код]

Киновоплощения[ | код]

Примечания[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Зоя Фёдорова Википедия

Зоя Фёдорова

Зоя Фёдорова в фильме
«Станица Дальняя» (1939)
Имя при рождении Зоя Алексеевна Фёдорова
Дата рождения 8 (21) декабря 1907
Место рождения Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя
Дата смерти 11 декабря 1981(1981-12-11)[1](73 года)
Место смерти Москва, РСФСР, СССР
Гражданство
  •  Российская империя
  •  СССР
Профессия актриса
Карьера 1934—1981
Награды

ru-wiki.ru

Зоя Федорова — биография, причина смерти актрисы, фото, фильмы

Зоя Федорова — биография


Зоя Федорова — потрясающей красоты женщина, обаятельная актриса кино советского периода, лауреат сталинских премий, исполнила множество главных ролей и запомнилась зрителям по музыкальной ленте «Свадьба в Малиновке», комедии «Взрослые дети». Ее жизнь была наполнена трудностями и испытаниями, падениями и взлетами и трагически оборвалась от руки так и не найденного хладнокровного убийцы. Тайны жизни и смерти Зои Федоровой продолжают волновать многих, но скорее всего так и останутся неразгаданными.

Фото: Зоя Федорова

Биография популярной и любимой зрителями актрисы Зои Федоровой может стать сюжетом драматического фильма. В ней было все — слава, успех, большая любовь, тюремный срок, всесильные покровители, роскошные бриллианты и загадочная трагическая смерть.

Детство и юность

Родилась Зоя Федорова в 1907 году, 21 декабря, тогда еще в Санкт-Петербурге и была четвертым, младшим ребенком в большой, обеспеченной семье. Отец работал на металлургическом заводе, а мать занималась домом и растила сына и трех дочерей. Семья имела большую квартиру и ни в чем не нуждалась. Отец Зои принял активное участие в революционных событиях, происходивших в 1917 году. Он сделал успешную, стремительную карьеру в большевистской партии, получив в 1918 году назначение на должность начальника кремлевской паспортной службы, из-за чего семья перебралась из революционного Питера в столичную Москву.

Фото: Зоя Федорова в юности

С детства Зоя мечтала о сцене, еще учась в школе, она посещала драмкружок. Но отец не одобрял ее театральных увлечений и считал, что профессия должна быть более основательной. По совету отца, после школы Зоя устроилась счетчицей в Госстрах. Семнадцатилетней девчонке такая работа была совершенно не интересна, она любила музыку и танцы.

На одной из вечеринок у девушки завязались романтические отношения с сотрудником штаба охраны Реввоенсовета Кириллом Прове, которого вскоре внезапно арестовали и, как иностранному шпиону, вынесли приговор о высшей мере. Зою тоже взяли под стражу и подозревали в пособничестве врагу. Через пару месяцев дело было неожиданно закрыто из-за недостатка доказательств, что совершенно не соответствовало ситуации того времени. Было ли это работой на перспективу ОГПУ или судьба помогла Зое, но ее отпустили и в 1930 году она все-таки поступила в театральное училище.

Творческий взлет

Во время учебы Зоя снялась в маленькой роли в фильме «Встречный», но эпизод, в котором она участвовала, был вырезан при монтаже. На этих съемках Федорова познакомилась со своим будущим мужем, оператором Владимиром Раппопортом.

Экранным дебютом Зои стал музыкальный фильм «Гармонь», который был снят в 1933 году. Молодую, талантливую актрису заметили и стали приглашать на съемки. Одна за другой появлялись картины с ее участием. Необыкновенный успех и всеобщую известность принесла Федоровой картина «Подруги», вышедшая в 1936 году.

Зоя стала знаменитой, востребованной, но прекрасная жизнь омрачилась арестом отца, ставшего жертвой доноса. Вероятной причиной задержания кремлевского сотрудника, лично знакомого с Лениным, были его смелые высказывания в адрес руководителей государства. Приговор был крайне суров: 10-летнее лишение свободы.

Решив спасти отца, Зоя обратилась к Лаврентию Берии, известному любителю красивых актрис. Что случилось во время их встречи, никому не известно, но отца Зои освободили летом 1941 года, а сама она могла в любой момент обратиться за помощью к Берии.

Несмотря на клеймо дочери «врага народа», Зою Федорову продолжают активно снимать. В большинстве из 22 фильмов, которых были сняты с ее участием в течение десяти лет, Зоя сыграла главные роли. За комедию «Музыкальная история» и военную драму «Фронтовые подруги» ей присуждены высшие по тем временам награды – Сталинские премии.

Падение

Однажды Зою пригласили на улицу Качалова, в известный особняк Берии. По одной из версий, Берия встретил актрису в пижаме. Возмущенная женщина позволила себе отвергнуть ухаживания всемогущего наркома, обозвав его «старой обезьяной». Оскорбившись, Берия приказал ей убираться, но затем догнал и неожиданно вручил букет из роз, сказав, что это цветы на ее могилу. По второй версии актриса ответила на ухаживания наркома.

Как бы то ни было, но в конце 1946 года Зою арестовали. Ей предъявили обвинения во враждебной агитации, организации антисоветской группы, нападках на советское руководство и готовность к проведению террористических актов против правительства. Актриса обратилась за помощью к Берии, но это не спасло ее от чудовищно тяжелого приговора — 25 лет усиленного лагерного режима. Имущество Федоровой было конфисковано, семья отправлена в ссылку, а маленькая дочь Зои оказалась в Казахстане, у родственников.

Зою Федорову реабилитировали в 1955 году, тогда она забрала 9-летнюю дочь и вернулась в кинематограф. В основном она играла небольшие, но характерные и запоминающиеся роли, одна из самых ярких ее последних работ — вахтерша в оскароносной ленте «Москва слезам не верит». Даже в зрелом возрасте Зоя Федорова отличалась обаятельной красотой, оптимизмом и потрясающим чувством юмора.

biographe.ru

Советы рукодельницам