Зоя Федорова — биография, личная жизнь, причина смерти, фото, фильмы и последние новости
Зоя Федорова: биография
Биография великой советской актрисы Зои Федоровой похожа на кинодраму. В ней было все: успех и слава, большая любовь и романтические отношения с иностранцем, счастье материнства, арест, пытки в тюрьме и смерть от руки хладнокровного убийцы.
Зоя Федорова родилась в дореволюционной России, в Санкт-Петербурге, в 1909 году, 21 декабря. Ее отец Алексей Федоров был рабочим на заводе. Мать Екатерина Федорова занималась воспитанием трех дочерей и сына. Семья проживала в большой квартире и не знала нужды.
После событий 1917 года в жизни Федоровых происходят большие изменения. Отец Зои всей душой принимает революцию и активно в ней участвует, делает стремительную карьеру в партии большевиков. В 1918-м семья оказалась в Москве. В столице отца назначают начальником паспортной службы в Кремле.
С раннего детства Зоя посещала драмкружок и мечтала стать актрисой. Отцу увлечение дочери не нравилось. После школы в возрасте 17 лет Зоя пошла работать в Госстрах. Служба не приносила ни малейшего удовлетворения, артистическая натура девушки бунтовала и находила отраду в танцах, которые она посещала после работы.
Обвинение в шпионаже
На вечеринке Зоя знакомится с военным с Кириллом Прове. Между молодыми людьми вспыхивают нежные чувства. Осенью 1927 года возлюбленного внезапно арестовывают как английского шпиона. Следом за ним под стражу попадает и Федорова. Ее подозревают в пособничестве иностранному шпиону.
Зоя Федорова в молодостиВ ноябре этого же года дело закрыли за недостаточностью доказательств, подтверждающих обвинение. Ситуация довольно нетипичная для тех времен. То ли провидение вступилось за Зою, то ли у ОГПУ были на нее какие-то планы. Как бы там ни было, творческая биография Зои Федоровой могла и не состояться.
Начало карьеры
Несмотря на протесты отца, в 1930 году девушка поступает в училище при Театре Революции. Во время учебы она получает эпизодическую роль в ленте «Встречный». На премьеру картины пришли родственники, но Федорова на экране не появилась. Эпизод с ней был вырезан при монтаже. На съемках Зоя знакомится с оператором Владимиром Раппортом, за которого выйдет замуж.
Зоя Федорова в фильме «Свадьба в Малиновке» | Кино-ТеатрПервым ее дебютом на экране станет роль в музыкальном фильме «Гармонь», вышедшем в 1933 году. После выхода ленты талантливая актриса получает множество предложений от режиссеров. Одна за другой выходят картины с ее участием. Громадный успех и всесоюзную известность ей приносит фильм «Подруги», вышедший в 1936 году. Актриса востребована, знаменита, жизнь прекрасна, но наступает тяжелый период, связанный с арестом отца.
Кремлевский работник, лично знавший Ленина, стал жертвой клеветы. Причиной ареста могли стать и его вольные высказывания в адрес руководства страны. Его задержание и лишение свободы на 10 лет были как гром среди ясного неба. Чтобы помочь отцу, Зоя записалась на прием к Лаврентию Берии. Питавший слабость к красивым актрисам, он приглашает ее в особняк. Отец был освобожден летом 1941 года, а Зоя получила право в любой момент обращаться к Берии за помощью.
После ареста отца за Зоей закрепляется статус дочери «врага народа». Что удивительно, на судьбе актрисы это не отражается, Федорову продолжают снимать. За десять лет ее карьеры снято 22 фильма с ее участием. В большинстве из них она снималась в главной роли. За фильмы «Музыкальная история» (1940) и «Фронтовые подруги» (1941) актриса получила высшую в то время награду – Сталинскую премию.
Арест
Зоя Федорова – одна из самых популярных актрис советского кинематографа. Ею восхищаются, ее любят, фильмы с ее участием пользуются успехом. Но к концу 46-го над ее головой сгущаются тучи, в декабре актрису арестовывают. Ее обвиняют в ведении враждебной агитации, создании антисоветской группы, злобных выпадах против советского правительства и даже в готовности к исполнению террористических актов против руководства.
Зоя Федорова в молодостиАктриса обращается за помощью к Берии, но ей не удается избежать чудовищных обвинений и тяжелого приговора. Зою Федорову приговаривают к 25 годам усиленного лагерного режима. Все ее имущество конфискуют, а семью отправляют в ссылку. Маленькая дочка оказывается у родственников в Казахстане, в селе Полудино.
В 1955 году Зою Федорову реабилитируют, а спустя время снимают обвинения полностью. Она воссоединяется со своей 9-летней дочерью, возвращается в кинематограф и много снимается. Роли в кино ей достаются небольшие, но характерные и запоминающиеся.
Личная жизнь
Первым ее мужем был репортер Владимир Раппопорт, в конце 30-х годов их брак дал трещину. Второго мужа – летчика Ивана Клещева — забирает война. В это же время погибает еще один Иван – ее брат.
Джексон ТейтТретья любовь актрисы к американскому военному принесла счастье материнства и другие события, изменившие ее жизнь. Осенью 1942 года на выставке американского кино в Москве актриса знакомится с корреспондентом «Юнайтед пресс» Генри Шапиро, среди друзей которого оказался и Джексон Тэйт. Он был заместителем главы морской секции американской военной миссии. Тэйт приглашает актрису в ресторан. Так началась красивая история любви советской актрисы и американского военного.
Слухи о ней ходили разные. По утверждению некоторых источников, актрису, которая была агентом КГБ, в общество американских дипломатов ввели специально. Как бы там ни было, Зоя влюбилась, забеременела и родила дочь, о которой красавец-капитан узнал спустя много лет. По окончании войны бывшие союзники стали врагами, поэтому связь Федоровой и Тэйтом не могла иметь счастливое завершение.
Зоя Федорова с дочкой, зятем и внуком | WdayВ июле 1945-го Зою неожиданно отправляют на гастроли в Крым, а Тэйта в течение сорока восьми часов выдворяют за пределы СССР. После возвращения в Москву своего любимого Зоя не застала. Он пишет письма и отправляет запросы, но безрезультатно. Когда уже не было никакой надежды, на его имя пришло анонимное письмо, в котором сообщалось, что Федорова замужем за неким композитором, и у них двое детей.
Доля правды в этом сообщении была. В 1946 у актрисы родилась дочь. В это же время выходит указ о наказании матерей-одиночек. Чтобы защитить Зою от очередных неприятностей, знакомый ей с 40-х годов композитор Александр Рязанов предложил расписаться. С Джексоном Тэйтом она встретилась в 1976 году, когда ей разрешили выезд за границу.
Зоя ФедороваДочь Виктория унаследовала талант матери и стала актрисой. В молодости, когда она жила в Москве, ее друзьями и партнерами по съемкам были Олег Янковский, Валентин Смирнитский и Борис Хмельницкий. Потом она уехала в Америку, где тоже снималась. На 66 году ушла из жизни из-за неизлечимой болезни.
Смерть
В 1981 году, 11 декабря актрису обнаружили в квартире мертвой. Причина смерти – выстрел в голову. Кто застрелил Зою Федорову, неизвестно, тайна гибели осталась нераскрытой.
Зоя Федорова в последние годы | KinodirВерсий существовало несколько. По одной из них, она была убита агентом КГБ, так как собиралась уехать на пмж в Америку, куда ранее переехала ее дочь. По другой — она отдала жизнь за бриллианты, так как входила в «бриллиантовую мафию», костяком которой были дети и жены деятелей Кремля, среди них была и Галина Брежнева.
Фильмография
- «Москва слезам не верит»
- «Живите в радости»
- «Врача вызывали?»
- «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»
- «По собственному желанию»
- «Кортик»
- «За рекой – граница»
- «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
- «Иностранка»
- «Хотите — верьте, хотите — нет…»
- «Дайте жалобную книгу»
- «Сказка о потерянном времени»
- «Алые паруса»
- «Свадьба»
- «Шахтеры»
- «Большие крылья»
- «Женитьба»
- «Летчики»
- «Подруги»
Фото
24smi.org
Зоя Фёдорова — биография и семья
Снималась в фильмах «Подруги» (1935), «Музыкальная история» (1940, Государственная премия СССР, 1941), «Фронтовые подруги» (1942, Государственная премия СССР), «Свадьба» (1944), «Пропало лето» (1962), «Свадьба в Малиновке» (1967), «Москва слезам не верит» (1979) и др. В декабре 1946 года была репрессирована (приговорена к 25 годам лишения свободы за шпионаж) и находилась в ссылке до февраля 1955 года. Была убита у себя дома при невыясненных обстоятельствах.
Биография
Зоя Фёдорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге, в семье рабочего и домохозяйки. В 1918 году семья переехала в Москву, где отцу Зои предложили работу начальника паспортной службы Кремля. Ещё в школьные годы занималась в драмкружке и мечтала стать актрисой, однако по настоянию родителей после окончания школы пошла работать счетчицей в Госстрахе.
В 1928 году Зоя Фёдорова поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский, а после его закрытия продолжила учёбу в училище при московском Театре Революции, которое и закончила в 1934 году. В этом же году она вышла замуж за кинооператора В. А. Раппопорта, брак с которым продлился до 1939 года. До этого, в студенческие годы, её мужем был Л. С. Вейцлер (1906—1965), позже известный театральный актёр, до конца жизни работавший в Театре Драмы и Комедии на Таганке.
Будучи студенткой, Фёдорова снялась в фильме «Встречный» (1932), однако её роль не вошла в окончательную версию картины. Поэтому официальным дебютом актрисы в кино считается фильм «Гармонь» (1934).
Всесоюзная популярность к Зое Фёдоровой пришла в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в фильме «Подруги». Даже арест отца в 1938 году по сфабрикованному обвинению не смог повредить блестящей карьере актрисы: она продолжала играть главные роли в фильмах.
В 1945 году Фёдорова познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом, от которого в январе 1946 года родила дочь Викторию (Тейт к тому времени уже покинул СССР). Пытаясь скрыть факт рождения ребенка от иностранца, актриса спешно вышла замуж за композитора Александра Рязанова, с оркестром которого выступала в начале 1940-х годов.
Однако 27 декабря 1946 года Зоя Фёдорова была арестована и, после предварительного заключения на Лубянке и Лефортовской тюрьме, приговорена за «шпионаж» к 25 годам лагерей усиленного режима (с заменой на заключение во Владимирской тюрьме), конфискации имущества и ссылке для всей семьи. По-видимому Зоя Фёдорова была арестована за отказ стать одной из наложниц Л. П. Берия. Сестра Зои Фёдоровой Александра была приговорена к пожизненной ссылке с детьми; сестра Мария — к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с отбыванием срока на кирпичном заводе в Воркуте (умерла до окончания срока в 1952 году). С 1947 года её дочь Виктория Фёдорова жила в ссылке в селе Полудино на севере Казахстана вместе c тётей Александрой и её детьми Ниной и Юрой.
На свободу Зоя Фёдорова вышла только в 1955 году, после начала массовой реабилитации осужденных по политическим статьям. 23 февраля 1955 года Зоя Фёдорова воссоединилась с дочерью Викторией и вскоре вернулась в кино.
В 1960-е и 1970-е годы она продолжала много сниматься, преимущественно в небольших характерных ролях.
В 1976 году актрисе разрешили побывать в США, где она снова встретилась с Джексоном Тейтом. После смерти Тейта в 1978 году ещё дважды приезжала в США к дочери (эмигрировавшей в 1975 году), а затем начала собирать документы для выезда туда на постоянное место жительства.
Убийство
11 декабря 1981 после 14.00 Зоя Фёдорова была убита выстрелом в затылок в своей трёхкомнатной квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту. Убийство до сих пор не раскрыто.
Среди его возможных мотивов называют предполагаемую причастность актрисы к секретным операциям КГБ (ходили слухи о причастности КГБ к убийству) и её связь с так называемой «бриллиантовой мафией», состоявшей в основном из родственников высокопоставленных советских чиновников и занимавшейся скупкой и перепродажей драгоценностей и антиквариата.
Среди наиболее вероятных подозреваемых в убийстве был некто Анатолий Бец, одесский налётчик, который находился в розыске за ограбление вдовы писателя Алексея Толстого. Но Бец был убит в Грузии сотрудниками ГАИ, причём намеренно, и следствие забуксовало.
Похоронена Зоя Алексеевна на Ваганьковском кладбище.
Фильмография
- 1932 — Встречный — жена Чуточкина (роль выпала при монтаже)
- 1934 — Гармонь — Марусенька
- 1935 — Лётчики
- 1935 — Подруги
- 1936 — Женитьба — Дуняша
- 1937 — Шахтёры
- 1937 — Большие крылья
- 1937 — На границе — Варвара Корнеевна Власова, дочь Степаниды
- 1937—1939 — Великий гражданин — Надя Колесникова
- 1938 — Огненные годы
- 1938 — Человек с ружьём — Катя Шадрина
- 1939 — Ночь в сентябре
- 1939 — Станица Дальняя — Дарья Михайловна Горкунова
- 1940 — Музыкальная история — диспетчер автопарка Клава Белкина
- 1940 — Шестьдесят дней
- 1940 — На путях
- 1941 — Патриотка
- 1941 — Фронтовые подруги — Наташа
- 1944 — Иван Никулин — русский матрос
- 1944 — Свадьба — невеста Даша
- 1956 — Своими руками
- 1956 — Медовый месяц — повариха, Лизавета Фёдоровна
- 1956 — Девочка и крокодил — Надежда Федотовна
- 1957 — Поэт
- 1957 — Ленинградская симфония
- 1957 — Девушка без адреса — Комаринская
- 1957 — Ночной патруль — Марфа Потаповна, жена Нежука
- 1957 — Борец и клоун — одесситка
- 1958 — Дело «Пёстрых» — мать Игоря Пересветова
- 1958 — Жених с того света — главврач
- 1958 — Дружок — тетя Наташа
- 1959 — В нашем городе
- 1959 — Я Вам пишу
- 1961 — Сердце не прощает — Домна Егоровна
- 1961 — Взрослые дети — Королёва
- 1961 — Алые паруса — гувернантка
- 1962 — Шестнадцатая весна
- 1963 — Слепая птица — женщина с кошёлкой
- 1963 — Пропало лето — тетя Даша
- 1963 — Мамочка и два трутня — мамочка
- 1963 — Это случилось в милиции — секретарь Екатерина Ивановна
- 1963 — Знакомый адрес
- 1964 — Хотите — верьте, хотите — нет… — бабушка Миши Сазонова
- 1964 — Сказка о потерянном времени — гардеробщица
- 1964 — Ракеты не должны взлететь — фрау Кестлер
- 1965 — Иностранка — Евдокия Михайловна, двоюродная сестра профессора
- 1965 — Спящий лев
- 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — соседка, тетя Зоя
- 1965 — Стряпуха
- 1965 — Зелёный огонёк заведующая Салоном новобрачных
- 1965 — Скверный анекдот — мать Пселдонимова
- 1965 — Дайте жалобную книгу — дворник Екатерина Ивановна
- 1965 — От семи до двенадцати
- 1966 — Формула радуги — тётя Шура
- 1967 — Свадьба в Малиновке — Горпина Дормидонтовна
- 1968 — Улыбнись соседу
- 1970 — Меж высоких хлебов — продавщица Мотря
- 1970 — Внимание, черепаха! — учительница пения
- 1971 — Шельменко-денщик — Фенна Степановна
- 1971 — Русское поле — Матрёна Дивеевна
- 1971 — За рекой — граница
- 1971 — Тени исчезают в полдень — Мария Дмитриевна
- 1971 — Алло, Варшава! — администратор гостиницы
- 1972 — Вот моя деревня
- 1973 — По собственному желанию
- 1973 — Кортик — бабушка Миши
- 1973 — Капля в море
- 1973 — Шапка-невидимка — озвучание
- 1974 — Врача вызывали? — Мария Иосифовна
- 1974 — Гнев — дама
- 1974 — Происшествие
- 1975 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — Мария Фёдоровна
- 1978 — Живите в радости
- 1979 — Москва слезам не верит — тётя Паша (вахтерша)
- 1980 — Утренний обход — Егорова
Награды и премии
- Сталинская премия второй степени (1941) — за исполнение роли Клавы в фильме «Музыкальная история» (1940)
- Сталинская премия второй степени (1942) — за исполнение роли Наташи в фильме «Фронтовые подруги» (1941)
- Заслуженная артистка РСФСР (1965)
- Орден Трудового Красного Знамени (1939) — за исполнение роли Варвары Корнеевны Власовой в фильме «На границе» (1938)
Киновоплощения
- В 2010 году «по мотивам» биографии З.Федоровой режиссер В.Павлов снял телесериал «Зоя» (в главной роли Ирина Пегова).
- Образ Зои Фёдоровой использован в телесериале «Охотники за бриллиантами» (2011), где в роли Зои Федоровской снялась актриса Тамара Сёмина.
people-archive.ru
Зоя Фёдорова Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фёдорова.Зо́я Алексе́евна Фёдорова (8 [21] декабря 1907 года[2] (по другим данным — в 1909 либо 1911 году[3]), Санкт-Петербург, Российская империя — 11 декабря 1981, Москва, РСФСР, СССР) — советская киноактриса, Заслуженная артистка РСФСР (1965), лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1942). Мать актрисы Виктории Фёдоровой.
Снималась в фильмах «Подруги» (1935), «Музыкальная история» (1940, Государственная премия СССР, 1941), «Фронтовые подруги» (1942, Государственная премия СССР), «Свадьба» (1944), «Пропало лето» (1962), «Свадьба в Малиновке» (1967), «Москва слезам не верит» (1979) и др. В декабре 1946 года была репрессирована (приговорена к 25 годам лишения свободы за шпионаж) и находилась во Владимирской тюрьме до февраля 1955 года. В конце 1981 года была убита у себя дома при невыясненных обстоятельствах.
Биография
Ранние годы
Зоя Фёдорова родилась 21 декабря 1907 года[2] в Петербурге, в семье рабочего и домохозяйки.
В 1918 году семья переехала в Москву, где отцу Зои предложили работу начальника паспортной службы Кремля. Ещё в школьные годы занималась в драмкружке и мечтала стать актрисой, однако по настоянию родителей после окончания школы пошла работать счётчицей в Госстрахе.
В 1928 году Зоя Фёдорова поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский, а после его закрытия продолжила учёбу в училище при московском Театре Революции, которое и закончила в 1934 году. В студенческие годы её мужем был Л. С. Вейцлер (1906—1965), позже известный театральный актёр, до конца жизни работавший в Театре Драмы и Комедии на Таганке. В 1934 году она вышла замуж за кинооператора В. А. Раппопорта, брак с которым продлился до 1939 года. После расставания с Раппопортом встречалась с лётчиком Иваном Клещёвым, который погиб в 1942 году [4].
Карьера в кино
Будучи студенткой, Фёдорова снялась в фильме «Встречный» (1932), однако её роль не вошла в окончательную версию картины. Поэтому официальным дебютом актрисы в кино считается фильм «Гармонь» (1934).
Зоя Фёдорова в перерыве концерта с бойцами Красной Армии, 1943 год
Всесоюзная популярность к Зое Фёдоровой пришла в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в фильме «Подруги». Даже арест отца в 1938 году по сфабрикованному обвинению не смог повредить блестящей карьере актрисы: она продолжала играть главные роли в фильмах.
Опала и арест
В 1945 году Фёдорова познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом, от которого 13 января 1946 года родила дочь Викторию (Тейт к тому времени уже покинул СССР). Пытаясь скрыть факт рождения ребёнка от иностранца, актриса спешно вышла замуж за композитора Александра Рязанова, с оркестром которого выступала в начале 1940-х годов.
Джексон Тейт и Зоя Фёдорова
Однако 27 декабря 1946 года Зоя Фёдорова была арестована и, после предварительного заключения на Лубянке и Лефортовской тюрьме, приговорена за «шпионаж» к 25 годам лагерей усиленного режима (с заменой на заключение во Владимирской тюрьме), конфискации имущества и ссылке для всей семьи. Сестра Зои Фёдоровой Александра была приговорена к пожизненной ссылке с детьми; сестра Мария — к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с отбыванием срока на кирпичном заводе в Воркуте (умерла до окончания срока в 1952 году). С 1947 года её дочь Виктория Фёдорова жила в ссылке в селе Полудино на севере Казахстана вместе c тётей Александрой и её детьми Ниной и Юрой.
Освобождение
После смерти Сталина Зоя Фёдорова, как и многие другие осуждённые по политическим статьям, вышла на свободу (1955). 23 февраля 1955 года воссоединилась с дочерью Викторией и вскоре вернулась в кино. В 1960-е и 1970-е годы она продолжала много сниматься, преимущественно в небольших характерных ролях.
В 1976 году актрисе разрешили побывать в США, где она снова встретилась с Джексоном Тейтом. После смерти Тейта в 1978 году ещё дважды приезжала в США к дочери (эмигрировавшей в 1975 году), а затем начала собирать документы для выезда туда на постоянное место жительства.
Гибель
11 декабря 1981 года после 14:00 Зоя Фёдорова была убита выстрелом в затылок из немецкого пистолета Sauer в своей трёхкомнатной квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту. Убийство до сих пор не раскрыто; следствием прорабатывалась связь Фёдоровой с так называемой «бриллиантовой мафией», по другой версии к убийству причастен КГБ[5]. По мотивам убийства Юлиан Семёнов написал роман «Тайна Кутузовского проспекта».
Похоронена Зоя Алексеевна на Ваганьковском кладбище[6].
Фильмография
1932 — Встречный — жена Чуточкина (роль выпала при монтаже)- 1934 — Гармонь — Марусенька
- 1935 — Лётчики — медсестра
- 1935 — Подруги — Зоя
- 1936 — Женитьба — Дуняша
- 1937 — Шахтёры — Галка, шахтёрка
- 1937 — Большие крылья (запрещен)
- 1937 — На границе — Варвара Корнеевна Власова, дочь Степаниды
- 1937—1939 — Великий гражданин — Надя Колесникова
- 1938 — Огненные годы
- 1938 — Человек с ружьём — Катя Шадрина
- 1939 — Ночь в сентябре
- 1939 — Станица Дальняя — Дарья Михайловна Горкунова
- 1940 — Музыкальная история — Клава Белкина, диспетчер автопарка
- 1940 — Шестьдесят дней
- 1940 — На путях
- 1941 — Патриотка
- 1941 — Фронтовые подруги — Наташа
- 1944 — Иван Никулин — русский матрос — Маруся Крюкова
- 1944 — Свадьба — невеста Даша
- 1956 — Своими руками
- 1956 — Медовый месяц — Лизавета Фёдоровна, повариха
- 1956 — Девочка и крокодил — Надежда Федотовна
- 1957 — Поэт — мать поэта Тарасова
- 1957 — Ленинградская симфония
- 1957 — Девушка без адреса — Комаринская
- 1957 — Ночной патруль — Марфа Потаповна, жена Нежука
- 1957 — Борец и клоун — одесситка
- 1958 — Дело «Пёстрых» — мать Игоря Пересветова
- 1958 — Жених с того света — главврач
- 1958 — Дружок — тётя Наташа
- 1959 — В нашем городе
- 1959 — Я Вам пишу
- 1961 — Сердце не прощает — Домна Егоровна
- 1961 — Взрослые дети — Королёва
- 1961 — Алые паруса — гувернантка
- 1962 — Шестнадцатая весна
- 1963 — Слепая птица — женщина с кошёлкой
- 1963 — Пропало лето — тётя Даша
- 1963 — Мамочка и два трутня — мамочка
- 1963 — Это случилось в милиции —
- 1963 — Знакомый адрес
- 1964 — Хотите — верьте, хотите — нет… — бабушка Миши Сазонова
- 1964 — Сказка о потерянном времени — гардеробщица
- 1964 — Ракеты не должны взлететь — фрау Кестлер
- 1965 — Иностранка — Евдокия Михайловна, двоюродная сестра профессора
- 1965 — Спящий лев — Маня, жена Телегина
- 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — тётя Зоя, соседка Лиды
- 1965 — Стряпуха — глава жуликов на рынке
- 1965 — Пущик едет в Прагу — тётка Фёкла
- 1965 — Зелёный огонёк — заведующая салоном новобрачных
- 1965 — Скверный анекдот — мать Пселдонимова
- 1965 — Дайте жалобную книгу — Екатерина Ивановна, дворник
- 1965 — От семи до двенадцати — бабушка Алика
- 1966 — Формула радуги — тётя Шура
- 1967 — Свадьба в Малиновке — Горпина Дормидонтовна
- 1968 — Улыбнись соседу
- 1970 — Меж высоких хлебов — Мотря, продавщица
- 1970 — Внимание, черепаха! — учительница пения
- 1971 — Шельменко-денщик — Фенна Степановна
- 1971 — Русское поле — Матрёна Дивеевна
- 1971 — За рекой — граница
- 1971 — Алло, Варшава! — администратор гостиницы
- 1972 — Вот моя деревня — тётя Глаша, уборщица в школе
- 1973 — По собственному желанию — тётя Надя, вахтёр
- 1973 — Кортик — бабушка Миши
- 1973 — Капля в море — Анна Григорьевна, директор школы
- 1974 — Врача вызывали? — Мария Иосифовна
- 1974 — Гнев — дама
- 1974 — Происшествие
- 1975 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — Мария Фёдоровна
- 1978 — Живите в радости — бабка Анисья, жена Афони
- 1979 — Москва слезам не верит — тётя Паша, вахтёрша
- 1980 — Утренний обход —
Озвучивание мультфильмов
Награды и премии
Киновоплощения
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Фёдорова, Зоя Алексеевна — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фёдорова.Зо́я Алексе́евна Фёдорова (8 [21] декабря 1907 года[1], Санкт-Петербург, Российская империя — 11 декабря 1981, Москва, СССР) — советская киноактриса, Заслуженная артистка РСФСР (1965), лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1942). Мать актрисы Виктории Фёдоровой.
Снималась в фильмах «Подруги» (1935), «Музыкальная история» (1940, Государственная премия СССР, 1941), «Фронтовые подруги» (1942, Государственная премия СССР), «Свадьба» (1944), «Пропало лето» (1962), «Свадьба в Малиновке» (1967), «Москва слезам не верит» (1979) и др. В декабре 1946 года была репрессирована (приговорена к 25 годам лишения свободы за шпионаж) и находилась во Владимирской тюрьме до февраля 1955 года. В конце 1981 года была убита у себя дома при невыясненных обстоятельствах.
Биография
Зоя Фёдорова родилась 21 декабря 1907 года[1] в Петербурге, в семье рабочего и домохозяйки.
В 1918 году семья переехала в Москву, где отцу Зои предложили работу начальника паспортной службы Кремля. Ещё в школьные годы занималась в драмкружке и мечтала стать актрисой, однако по настоянию родителей после окончания школы пошла работать счётчицей в Госстрахе.
В 1928 году Зоя Фёдорова поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский, а после его закрытия продолжила учёбу в училище при московском Театре Революции, которое и закончила в 1934 году. В студенческие годы её мужем был Л. С. Вейцлер (1906—1965), позже известный театральный актёр, до конца жизни работавший в Театре Драмы и Комедии на Таганке. В 1934 году она вышла замуж за кинооператора В. А. Раппопорта, брак с которым продлился до 1939 года. После расставания с Раппопортом встречалась с лётчиком Иваном Клещёвым, который погиб в 1942 году[2].
Будучи студенткой, Фёдорова снялась в фильме «Встречный» (1932), однако её роль не вошла в окончательную версию картины. Поэтому официальным дебютом актрисы в кино считается фильм «Гармонь» (1934).
Всесоюзная популярность к Зое Фёдоровой пришла в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в фильме «Подруги». Даже арест отца в 1938 году по сфабрикованному обвинению не смог повредить блестящей карьере актрисы: она продолжала играть главные роли в фильмах.
В 1945 году Фёдорова познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом, от которого 13 января 1946 года родила дочь Викторию (Тейт к тому времени уже покинул СССР). Пытаясь скрыть факт рождения ребёнка от иностранца, актриса спешно вышла замуж за композитора Александра Рязанова, с оркестром которого выступала в начале 1940-х годов.
Однако 27 декабря 1946 года Зоя Фёдорова была арестована и, после предварительного заключения на Лубянке и Лефортовской тюрьме, приговорена за «шпионаж» к 25 годам лагерей усиленного режима (с заменой на заключение во Владимирской тюрьме), конфискации имущества и ссылке для всей семьи. Сестра Зои Фёдоровой Александра была приговорена к пожизненной ссылке с детьми; сестра Мария — к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с отбыванием срока на кирпичном заводе в Воркуте (умерла до окончания срока в 1952 году). С 1947 года её дочь Виктория Фёдорова жила в ссылке в селе Полудино на севере Казахстана вместе c тётей Александрой и её детьми Ниной и Юрой.
На свободу Зоя Фёдорова вышла только в 1955 году, после начала массовой реабилитации осуждённых по политическим статьям. 23 февраля 1955 года Зоя Фёдорова воссоединилась с дочерью Викторией и вскоре вернулась в кино.
В 1960-е и 1970-е годы она продолжала много сниматься, преимущественно в небольших характерных ролях.
В 1976 году актрисе разрешили побывать в США, где она снова встретилась с Джексоном Тейтом. После смерти Тейта в 1978 году ещё дважды приезжала в США к дочери (эмигрировавшей в 1975 году), а затем начала собирать документы для выезда туда на постоянное место жительства.
Убийство
11 декабря 1981 года после 14:00 Зоя Фёдорова была убита выстрелом в затылок из немецкого пистолета Sauer в своей трёхкомнатной квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту. Убийство до сих пор не раскрыто[3].
Похоронена Зоя Алексеевна на Ваганьковском кладбище[4].
Фильмография
- 1932 — Встречный — жена Чуточкина (роль выпала при монтаже)
- 1934 — Гармонь — Марусенька
- 1935 — Лётчики — медсестра
- 1935 — Подруги — Зоя
- 1936 — Женитьба — Дуняша
- 1937 — Шахтёры
- 1937 — Большие крылья
- 1937 — На границе — Варвара Корнеевна Власова, дочь Степаниды
- 1937—1939 — Великий гражданин — Надя Колесникова
- 1938 — Огненные годы
- 1938 — Человек с ружьём — Катя Шадрина
- 1939 — Ночь в сентябре
- 1939 — Станица Дальняя — Дарья Михайловна Горкунова
- 1940 — Музыкальная история — Клава Белкина, диспетчер автопарка
- 1940 — Шестьдесят дней
- 1940 — На путях
- 1941 — Патриотка
- 1941 — Фронтовые подруги — Наташа
- 1944 — Иван Никулин — русский матрос — Маруся Крюкова
- 1944 — Свадьба — невеста Даша
- 1956 — Своими руками
- 1956 — Медовый месяц — Лизавета Фёдоровна, повариха
- 1956 — Девочка и крокодил — Надежда Федотовна
- 1957 — Поэт — мать поэта Тарасова
- 1957 — Ленинградская симфония
- 1957 — Девушка без адреса — Комаринская
- 1957 — Ночной патруль — Марфа Потаповна, жена Нежука
- 1957 — Борец и клоун — одесситка
- 1958 — Дело «Пёстрых» — мать Игоря Пересветова
- 1958 — Жених с того света — главврач
- 1958 — Дружок — тётя Наташа
- 1959 — В нашем городе
- 1959 — Я Вам пишу
- 1961 — Сердце не прощает — Домна Егоровна
- 1961 — Взрослые дети — Королёва
- 1961 — Алые паруса — гувернантка
- 1962 — Шестнадцатая весна
- 1963 — Слепая птица — женщина с кошёлкой
- 1963 — Пропало лето — тётя Даша
- 1963 — Мамочка и два трутня — мамочка
- 1963 — Это случилось в милиции — Екатерина Ивановна, секретарь
- 1963 — Знакомый адрес
- 1964 — Хотите — верьте, хотите — нет… — бабушка Миши Сазонова
- 1964 — Сказка о потерянном времени — гардеробщица
- 1964 — Ракеты не должны взлететь — фрау Кестлер
- 1965 — Иностранка — Евдокия Михайловна, двоюродная сестра профессора
- 1965 — Спящий лев
- 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — тётя Зоя, соседка Лиды
- 1965 — Стряпуха — глава жуликов на рынке
- 1965 — Пущик едет в Прагу — тётка Фёкла
- 1965 — Зелёный огонёк — заведующая салоном новобрачных
- 1965 — Скверный анекдот — мать Пселдонимова
- 1965 — Дайте жалобную книгу — Екатерина Ивановна, дворник
- 1965 — От семи до двенадцати — бабушка Алика
- 1966 — Формула радуги — тётя Шура
- 1967 — Свадьба в Малиновке — Горпина Дормидонтовна
- 1968 — Улыбнись соседу
- 1970 — Меж высоких хлебов — Мотря, продавщица
- 1970 — Внимание, черепаха! — учительница пения
- 1971 — Шельменко-денщик — Фенна Степановна
- 1971 — Русское поле — Матрёна Дивеевна
- 1971 — За рекой — граница
- 1971 — Алло, Варшава! — администратор гостиницы
- 1972 — Вот моя деревня — тётя Глаша, уборщица в школе
- 1973 — По собственному желанию — тётя Надя, вахтёр
- 1973 — Кортик — бабушка Миши
- 1973 — Капля в море — Анна Григорьевна, директор школы
- 1974 — Врача вызывали? — Мария Иосифовна
- 1974 — Гнев — дама
- 1974 — Происшествие
- 1975 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — Мария Фёдоровна
- 1978 — Живите в радости — бабка Анисья, жена Афони
- 1979 — Москва слезам не верит — тётя Паша, вахтёрша
- 1980 — Утренний обход — Егорова
Озвучивание мультфильмов
Награды и премии
Киновоплощения
Напишите отзыв о статье «Фёдорова, Зоя Алексеевна»
Примечания
- ↑ 1 2 Лев Парфёнов. [books.google.ru/books?hl=ru&id=P2BAAQAAIAAJ&dq=Фёдорова,+Зоя+Алексеевна+родилась&focus=searchwithinvolume&q=1907+года+в+Санкт-Петербурге Кино России: актерская энциклопедия]. — М.: Материк, 2002. — Т. 1. — С. 143. — 150 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9697-0366-7.
- ↑ [to-name.ru/biography/zoja-fedorova.htm Зоя Алексеевна Федорова биография]
- ↑ [22-91.ru/statya/aktrisa-fedorova-zoja-alekseevna-zagadochnoe-ubijjstvo/14.09.2011 «Преступление без наказания». Актриса Зоя Федорова]. 22-91.ru. Проверено 14 октября 2015.
- ↑ [gde-pohoronit.ru/vagankovskoe-kladbishhe Ваганьковское кладбище]
Ссылки
- [alexeypivovarov.ru/vystrel-v-kinozvezdu/ «Выстрел в кинозвезду»] Фильм Алексея Пивоварова (НТВ) из серии «Дело тёмное»
- [www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=author&i=281 Биографическая справка о Зое Федоровой, составленная по воспоминаниям её дочери Виктории на сайте Музея Сахаровского центра]
- Юлиан Семёнов. [shevkunenko.ru/raznoe/semenov/kutuzovsskiy/content.htm Тайна Кутузовского проспекта]
- Зоя Федорова. Биография в изложении Ф. Раззакова [eternaltown.com.ua/content/view/7485/2/ «Биографии, мемуары, истории»]
- Юрий Нагибин. [shevkunenko.ru/raznoe/nagibin/afanasich/content.htm Афанасьич] версия причины гибели Зои Федоровой
Отрывок, характеризующий Фёдорова, Зоя Алексеевна
– Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в моей дружбе?.. – сказал Наполеон, с недоумением пожимая плечами. – Нет, он нашел лучшим окружить себя моими врагами, и кем же? – продолжал он. – Он призвал к себе Штейнов, Армфельдов, Винцингероде, Бенигсенов, Штейн – прогнанный из своего отечества изменник, Армфельд – развратник и интриган, Винцингероде – беглый подданный Франции, Бенигсен несколько более военный, чем другие, но все таки неспособный, который ничего не умел сделать в 1807 году и который бы должен возбуждать в императоре Александре ужасные воспоминания… Положим, ежели бы они были способны, можно бы их употреблять, – продолжал Наполеон, едва успевая словом поспевать за беспрестанно возникающими соображениями, показывающими ему его правоту или силу (что в его понятии было одно и то же), – но и того нет: они не годятся ни для войны, ни для мира. Барклай, говорят, дельнее их всех; но я этого не скажу, судя по его первым движениям. А они что делают? Что делают все эти придворные! Пфуль предлагает, Армфельд спорит, Бенигсен рассматривает, а Барклай, призванный действовать, не знает, на что решиться, и время проходит. Один Багратион – военный человек. Он глуп, но у него есть опытность, глазомер и решительность… И что за роль играет ваш молодой государь в этой безобразной толпе. Они его компрометируют и на него сваливают ответственность всего совершающегося. Un souverain ne doit etre a l’armee que quand il est general, [Государь должен находиться при армии только тогда, когда он полководец,] – сказал он, очевидно, посылая эти слова прямо как вызов в лицо государя. Наполеон знал, как желал император Александр быть полководцем.– Уже неделя, как началась кампания, и вы не сумели защитить Вильну. Вы разрезаны надвое и прогнаны из польских провинций. Ваша армия ропщет…
– Напротив, ваше величество, – сказал Балашев, едва успевавший запоминать то, что говорилось ему, и с трудом следивший за этим фейерверком слов, – войска горят желанием…
– Я все знаю, – перебил его Наполеон, – я все знаю, и знаю число ваших батальонов так же верно, как и моих. У вас нет двухсот тысяч войска, а у меня втрое столько. Даю вам честное слово, – сказал Наполеон, забывая, что это его честное слово никак не могло иметь значения, – даю вам ma parole d’honneur que j’ai cinq cent trente mille hommes de ce cote de la Vistule. [честное слово, что у меня пятьсот тридцать тысяч человек по сю сторону Вислы.] Турки вам не помощь: они никуда не годятся и доказали это, замирившись с вами. Шведы – их предопределение быть управляемыми сумасшедшими королями. Их король был безумный; они переменили его и взяли другого – Бернадота, который тотчас сошел с ума, потому что сумасшедший только, будучи шведом, может заключать союзы с Россией. – Наполеон злобно усмехнулся и опять поднес к носу табакерку.
На каждую из фраз Наполеона Балашев хотел и имел что возразить; беспрестанно он делал движение человека, желавшего сказать что то, но Наполеон перебивал его. Например, о безумии шведов Балашев хотел сказать, что Швеция есть остров, когда Россия за нее; но Наполеон сердито вскрикнул, чтобы заглушить его голос. Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить, только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость. Балашеву становилось тяжело: он, как посол, боялся уронить достоинство свое и чувствовал необходимость возражать; но, как человек, он сжимался нравственно перед забытьем беспричинного гнева, в котором, очевидно, находился Наполеон. Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их. Балашев стоял, опустив глаза, глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона, и старался избегать его взгляда.
– Да что мне эти ваши союзники? – говорил Наполеон. – У меня союзники – это поляки: их восемьдесят тысяч, они дерутся, как львы. И их будет двести тысяч.
И, вероятно, еще более возмутившись тем, что, сказав это, он сказал очевидную неправду и что Балашев в той же покорной своей судьбе позе молча стоял перед ним, он круто повернулся назад, подошел к самому лицу Балашева и, делая энергические и быстрые жесты своими белыми руками, закричал почти:
– Знайте, что ежели вы поколеблете Пруссию против меня, знайте, что я сотру ее с карты Европы, – сказал он с бледным, искаженным злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой. – Да, я заброшу вас за Двину, за Днепр и восстановлю против вас ту преграду, которую Европа была преступна и слепа, что позволила разрушить. Да, вот что с вами будет, вот что вы выиграли, удалившись от меня, – сказал он и молча прошел несколько раз по комнате, вздрагивая своими толстыми плечами. Он положил в жилетный карман табакерку, опять вынул ее, несколько раз приставлял ее к носу и остановился против Балашева. Он помолчал, поглядел насмешливо прямо в глаза Балашеву и сказал тихим голосом: – Et cependant quel beau regne aurait pu avoir votre maitre! [A между тем какое прекрасное царствование мог бы иметь ваш государь!]
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною».
В конце речи Балашева Наполеон вынул опять табакерку, понюхал из нее и, как сигнал, стукнул два раза ногой по полу. Дверь отворилась; почтительно изгибающийся камергер подал императору шляпу и перчатки, другой подал носовои платок. Наполеон, ne глядя на них, обратился к Балашеву.
– Уверьте от моего имени императора Александра, – сказал оц, взяв шляпу, – что я ему предан по прежнему: я анаю его совершенно и весьма высоко ценю высокие его качества. Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre a l’Empereur. [Не удерживаю вас более, генерал, вы получите мое письмо к государю.] – И Наполеон пошел быстро к двери. Из приемной все бросилось вперед и вниз по лестнице.
После всего того, что сказал ему Наполеон, после этих взрывов гнева и после последних сухо сказанных слов:
«Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre», Балашев был уверен, что Наполеон уже не только не пожелает его видеть, но постарается не видать его – оскорбленного посла и, главное, свидетеля его непристойной горячности. Но, к удивлению своему, Балашев через Дюрока получил в этот день приглашение к столу императора.
На обеде были Бессьер, Коленкур и Бертье. Наполеон встретил Балашева с веселым и ласковым видом. Не только не было в нем выражения застенчивости или упрека себе за утреннюю вспышку, но он, напротив, старался ободрить Балашева. Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это.
Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками.
За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.
– Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [святая?] Сколько церквей в Moscou? – спрашивал он.
И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.
После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву.
Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой.
– Это та же комната, как мне говорили, в которой жил император Александр. Странно, не правда ли, генерал? – сказал он, очевидно, не сомневаясь в том, что это обращение не могло не быть приятно его собеседнику, так как оно доказывало превосходство его, Наполеона, над Александром.
Балашев ничего не мог отвечать на это и молча наклонил голову.
– Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем.
– И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России!
Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина.
wiki-org.ru
Зоя Фёдорова Вики
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фёдорова.Зо́я Алексе́евна Фёдорова (8 [21] декабря 1907 года[2] (по другим данным — в 1909 либо 1911 году[3]), Санкт-Петербург, Российская империя — 11 декабря 1981, Москва, РСФСР, СССР) — советская киноактриса, Заслуженная артистка РСФСР (1965), лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1942). Мать актрисы Виктории Фёдоровой.
Снималась в фильмах «Подруги» (1935), «Музыкальная история» (1940, Государственная премия СССР, 1941), «Фронтовые подруги» (1942, Государственная премия СССР), «Свадьба» (1944), «Пропало лето» (1962), «Свадьба в Малиновке» (1967), «Москва слезам не верит» (1979) и др. В декабре 1946 года была репрессирована (приговорена к 25 годам лишения свободы за шпионаж) и находилась во Владимирской тюрьме до февраля 1955 года. В конце 1981 года была убита у себя дома при невыясненных обстоятельствах.
Биография[ | код]
Ранние годы[ | код]
Зоя Фёдорова родилась 21 декабря 1907 года[2] в Петербурге, в семье рабочего и домохозяйки.
В 1918 году семья переехала в Москву, где отцу Зои предложили работу начальника паспортной службы Кремля. Ещё в школьные годы занималась в драмкружке и мечтала стать актрисой, однако по настоянию родителей после окончания школы пошла работать счётчицей в Госстрахе.
В 1928 году Зоя Фёдорова поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский, а после его закрытия продолжила учёбу в училище при московском Театре Революции, которое и закончила в 1934 году. В студенческие годы её мужем был Л. С. Вейцлер (1906—1965), позже известный театральный актёр, до конца жизни работавший в Театре Драмы и Комедии на Таганке. В 1934 году она вышла замуж за кинооператора В. А. Раппопорта, брак с которым продлился до 1939 года. После расставания с Раппопортом встречалась с лётчиком Иваном Клещёвым, который погиб в 1942 году[4].
Карьера в кино[ | код]
Будучи студенткой, Фёдорова снялась в фильме «Встречный» (1932), однако её роль не вошла в окончательную версию картины. Поэтому официальным дебютом актрисы в кино считается фильм «Гармонь» (1934).
Зоя Фёдорова в перерыве концерта с бойцами Красной Армии, 1943 год
Всесоюзная популярность к Зое Фёдоровой пришла в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в фильме «Подруги». Даже арест отца в 1938 году по сфабрикованному обвинению не смог повредить блестящей карьере актрисы: она продолжала играть главные роли в фильмах.
Опала и арест[ | код]
В 1945 году Фёдорова познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом, от которого 13 января 1946 года родила дочь Викторию (Тейт к тому времени уже покинул СССР). Пытаясь скрыть факт рождения ребёнка от иностранца, актриса спешно вышла замуж за композитора Александра Рязанова, с оркестром которого выступала в начале 1940-х годов.
Джексон Тейт и Зоя Фёдорова
Однако 27 декабря 1946 года Зоя Фёдорова была арестована и, после предварительного заключения на Лубянке и Лефортовской тюрьме, приговорена за «шпионаж» к 25 годам лагерей усиленного режима (с заменой на заключение во Владимирской тюрьме), конфискации имущества и ссылке для всей семьи. Сестра Зои Фёдоровой Александра была приговорена к пожизненной ссылке с детьми; сестра Мария — к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с отбыванием срока на кирпичном заводе в Воркуте (умерла до окончания срока в 1952 году). С 1947 года её дочь Виктория Фёдорова жила в ссылке в селе Полудино на севере Казахстана вместе c тётей Александрой и её детьми Ниной и Юрой.
Освобождение[ | код]
После смерти Сталина Зоя Фёдорова, как и многие другие осуждённые по политическим статьям, вышла на свободу (1955). 23 февраля 1955 года воссоединилась с дочерью Викторией и вскоре вернулась в кино. В 1960-е и 1970-е годы она продолжала много сниматься, преимущественно в небольших характерных ролях.
В 1976 году актрисе разрешили побывать в США, где она снова встретилась с Джексоном Тейтом. После смерти Тейта в 1978 году ещё дважды приезжала в США к дочери (эмигрировавшей в 1975 году), а затем начала собирать документы для выезда туда на постоянное место жительства.
Гибель[ | код]
11 декабря 1981 года после 14:00 Зоя Фёдорова была убита выстрелом в затылок из немецкого пистолета Sauer в своей трёхкомнатной квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту. Убийство до сих пор не раскрыто; следствием прорабатывалась связь Фёдоровой с так называемой «бриллиантовой мафией», по другой версии к убийству причастен КГБ[5]. По мотивам убийства Юлиан Семёнов написал роман «Тайна Кутузовского проспекта».
Похоронена Зоя Алексеевна на Ваганьковском кладбище[6].
Фильмография[ | код]
- 1932 — Встречный — жена Чуточкина (роль выпала при монтаже)
- 1934 — Гармонь — Марусенька
- 1935 — Лётчики — медсестра
- 1935 — Подруги — Зоя
- 1936 — Женитьба — Дуняша
- 1937 — Шахтёры — Галка, шахтёрка
- 1937 — Большие крылья (запрещен)
- 1937 — На границе — Варвара Корнеевна Власова, дочь Степаниды
- 1937—1939 — Великий гражданин — Надя Колесникова
- 1938 — Огненные годы
- 1938 — Человек с ружьём — Катя Шадрина
- 1939 — Ночь в сентябре
- 1939 — Станица Дальняя — Дарья Михайловна Горкунова
- 1940 — Музыкальная история — Клава Белкина, диспетчер автопарка
- 1940 — Шестьдесят дней
- 1940 — На путях
- 1941 — Патриотка
- 1941 — Фронтовые подруги — Наташа
- 1944 — Иван Никулин — русский матрос — Маруся Крюкова
- 1944 — Свадьба — невеста Даша
- 1956 — Своими руками
- 1956 — Медовый месяц — Лизавета Фёдоровна, повариха
- 1956 — Девочка и крокодил — Надежда Федотовна
- 1957 — Поэт — мать поэта Тарасова
- 1957 — Ленинградская симфония
- 1957 — Девушка без адреса — Комаринская
- 1957 — Ночной патруль — Марфа Потаповна, жена Нежука
- 1957 — Борец и клоун — одесситка
- 1958 — Дело «Пёстрых» — мать Игоря Пересветова
- 1958 — Жених с того света — главврач
- 1958 — Дружок — тётя Наташа
- 1959 — В нашем городе
- 1959 — Я Вам пишу
- 1961 — Сердце не прощает — Домна Егоровна
- 1961 — Взрослые дети — Королёва
- 1961 — Алые паруса — гувернантка
- 1962 — Шестнадцатая весна
- 1963 — Слепая птица — женщина с кошёлкой
- 1963 — Пропало лето — тётя Даша
- 1963 — Мамочка и два трутня — мамочка
- 1963 — Это случилось в милиции — Екатерина Ивановна, секретарь
- 1963 — Знакомый адрес
- 1964 — Хотите — верьте, хотите — нет… — бабушка Миши Сазонова
- 1964 — Сказка о потерянном времени — гардеробщица
- 1964 — Ракеты не должны взлететь — фрау Кестлер
- 1965 — Иностранка — Евдокия Михайловна, двоюродная сестра профессора
- 1965 — Спящий лев — Маня, жена Телегина
- 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — тётя Зоя, соседка Лиды
- 1965 — Стряпуха — глава жуликов на рынке
- 1965 — Пущик едет в Прагу — тётка Фёкла
- 1965 — Зелёный огонёк — заведующая салоном новобрачных
- 1965 — Скверный анекдот — мать Пселдонимова
- 1965 — Дайте жалобную книгу — Екатерина Ивановна, дворник
- 1965 — От семи до двенадцати — бабушка Алика
- 1966 — Формула радуги — тётя Шура
- 1967 — Свадьба в Малиновке — Горпина Дормидонтовна
- 1968 — Улыбнись соседу
- 1970 — Меж высоких хлебов — Мотря, продавщица
- 1970 — Внимание, черепаха! — учительница пения
- 1971 — Шельменко-денщик — Фенна Степановна
- 1971 — Русское поле — Матрёна Дивеевна
- 1971 — За рекой — граница
- 1971 — Алло, Варшава! — администратор гостиницы
- 1972 — Вот моя деревня — тётя Глаша, уборщица в школе
- 1973 — По собственному желанию — тётя Надя, вахтёр
- 1973 — Кортик — бабушка Миши
- 1973 — Капля в море — Анна Григорьевна, директор школы
- 1974 — Врача вызывали? — Мария Иосифовна
- 1974 — Гнев — дама
- 1974 — Происшествие
- 1975 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — Мария Фёдоровна
- 1978 — Живите в радости — бабка Анисья, жена Афони
- 1979 — Москва слезам не верит — тётя Паша, вахтёрша
- 1980 — Утренний обход — Егорова
Озвучивание мультфильмов[ | код]
Награды и премии[ | код]
Киновоплощения[ | код]
Примечания[ | код]
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru
Зоя Фёдорова | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Зоя Фёдорова в фильме «Станица Дальняя» (1939) | ||||||
Имя при рождении | Зоя Алексеевна Фёдорова | |||||
Дата рождения | 8 (21) декабря 1907 | |||||
Место рождения | Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя | |||||
Дата смерти | 11 декабря 1981(1981-12-11)[1](73 года) | |||||
Место смерти | Москва, РСФСР, СССР | |||||
Гражданство |
| |||||
Профессия | актриса | |||||
Карьера | 1934—1981 | |||||
Награды |
ru-wiki.ru
Зоя Федорова — биография, причина смерти актрисы, фото, фильмы
Зоя Федорова — биография
Зоя Федорова — потрясающей красоты женщина, обаятельная актриса кино советского периода, лауреат сталинских премий, исполнила множество главных ролей и запомнилась зрителям по музыкальной ленте «Свадьба в Малиновке», комедии «Взрослые дети». Ее жизнь была наполнена трудностями и испытаниями, падениями и взлетами и трагически оборвалась от руки так и не найденного хладнокровного убийцы. Тайны жизни и смерти Зои Федоровой продолжают волновать многих, но скорее всего так и останутся неразгаданными.
Фото: Зоя ФедороваБиография популярной и любимой зрителями актрисы Зои Федоровой может стать сюжетом драматического фильма. В ней было все — слава, успех, большая любовь, тюремный срок, всесильные покровители, роскошные бриллианты и загадочная трагическая смерть.
Детство и юность
Родилась Зоя Федорова в 1907 году, 21 декабря, тогда еще в Санкт-Петербурге и была четвертым, младшим ребенком в большой, обеспеченной семье. Отец работал на металлургическом заводе, а мать занималась домом и растила сына и трех дочерей. Семья имела большую квартиру и ни в чем не нуждалась. Отец Зои принял активное участие в революционных событиях, происходивших в 1917 году. Он сделал успешную, стремительную карьеру в большевистской партии, получив в 1918 году назначение на должность начальника кремлевской паспортной службы, из-за чего семья перебралась из революционного Питера в столичную Москву.
Фото: Зоя Федорова в юностиС детства Зоя мечтала о сцене, еще учась в школе, она посещала драмкружок. Но отец не одобрял ее театральных увлечений и считал, что профессия должна быть более основательной. По совету отца, после школы Зоя устроилась счетчицей в Госстрах. Семнадцатилетней девчонке такая работа была совершенно не интересна, она любила музыку и танцы.
На одной из вечеринок у девушки завязались романтические отношения с сотрудником штаба охраны Реввоенсовета Кириллом Прове, которого вскоре внезапно арестовали и, как иностранному шпиону, вынесли приговор о высшей мере. Зою тоже взяли под стражу и подозревали в пособничестве врагу. Через пару месяцев дело было неожиданно закрыто из-за недостатка доказательств, что совершенно не соответствовало ситуации того времени. Было ли это работой на перспективу ОГПУ или судьба помогла Зое, но ее отпустили и в 1930 году она все-таки поступила в театральное училище.
Творческий взлет
Во время учебы Зоя снялась в маленькой роли в фильме «Встречный», но эпизод, в котором она участвовала, был вырезан при монтаже. На этих съемках Федорова познакомилась со своим будущим мужем, оператором Владимиром Раппопортом.
Экранным дебютом Зои стал музыкальный фильм «Гармонь», который был снят в 1933 году. Молодую, талантливую актрису заметили и стали приглашать на съемки. Одна за другой появлялись картины с ее участием. Необыкновенный успех и всеобщую известность принесла Федоровой картина «Подруги», вышедшая в 1936 году.
Зоя стала знаменитой, востребованной, но прекрасная жизнь омрачилась арестом отца, ставшего жертвой доноса. Вероятной причиной задержания кремлевского сотрудника, лично знакомого с Лениным, были его смелые высказывания в адрес руководителей государства. Приговор был крайне суров: 10-летнее лишение свободы.
Решив спасти отца, Зоя обратилась к Лаврентию Берии, известному любителю красивых актрис. Что случилось во время их встречи, никому не известно, но отца Зои освободили летом 1941 года, а сама она могла в любой момент обратиться за помощью к Берии.
Несмотря на клеймо дочери «врага народа», Зою Федорову продолжают активно снимать. В большинстве из 22 фильмов, которых были сняты с ее участием в течение десяти лет, Зоя сыграла главные роли. За комедию «Музыкальная история» и военную драму «Фронтовые подруги» ей присуждены высшие по тем временам награды – Сталинские премии.
Падение
Однажды Зою пригласили на улицу Качалова, в известный особняк Берии. По одной из версий, Берия встретил актрису в пижаме. Возмущенная женщина позволила себе отвергнуть ухаживания всемогущего наркома, обозвав его «старой обезьяной». Оскорбившись, Берия приказал ей убираться, но затем догнал и неожиданно вручил букет из роз, сказав, что это цветы на ее могилу. По второй версии актриса ответила на ухаживания наркома.
Как бы то ни было, но в конце 1946 года Зою арестовали. Ей предъявили обвинения во враждебной агитации, организации антисоветской группы, нападках на советское руководство и готовность к проведению террористических актов против правительства. Актриса обратилась за помощью к Берии, но это не спасло ее от чудовищно тяжелого приговора — 25 лет усиленного лагерного режима. Имущество Федоровой было конфисковано, семья отправлена в ссылку, а маленькая дочь Зои оказалась в Казахстане, у родственников.
Зою Федорову реабилитировали в 1955 году, тогда она забрала 9-летнюю дочь и вернулась в кинематограф. В основном она играла небольшие, но характерные и запоминающиеся роли, одна из самых ярких ее последних работ — вахтерша в оскароносной ленте «Москва слезам не верит». Даже в зрелом возрасте Зоя Федорова отличалась обаятельной красотой, оптимизмом и потрясающим чувством юмора.
biographe.ru