Эссе «Почему я хочу стать ученым?»
Каждый человек ежедневно сталкивается с проблемой выбора. Столкнуться с непростым решением скоро предстоит и мне. Стоя на пороге своей самостоятельной жизни, я должна ответить на вопрос, который так часто задают маленьким детям, еще не понимающим его глобального смысла. Кем же я хочу стать, когда вырасту? Проанализировав все сферы деятельности человека, я выбрала именно эту профессию – профессию ученого.
Решение я приняла, опираясь на целый ряд причин. Одной из причин является мой характер. Моя персона, как бы я этого не избегала, напоминает образ Печорина, из романа «ГеройНашего Времени» Лермонтова. Как и Печорин, я обладательница непостоянного характера и постоянно сменяющих друг друга интересов. Я не сомневаюсь, что выбери я монотонную цикличную работу, я бы скоро заболела страшной болезнью, которой страдал уже другой герой русской классики – Онегин, хандрой. Деятельность ученого, непрерывная, непредсказуемая, держала бы меня, как говорят, в ежовых рукавицах, не давая расслабиться, поддерживая в постоянном тонусе. Кроме того, я, как и любой другой человек, не хочу уйти из этого мира, не оставив следа.
Никто не бессмертен. Ноподумайте, сколько имен обрели бессмертие. Альберт Эйнштейн, Альфред Нобель, Михаил Ломоносов, Пифагор. Имена эти будто оттиснуты в мозгу каждого. Однако основная причина моего выбора – современный мир. Люди погрязают все глубже и глубже в пучине праздности. Непрерывная и такая рьяная популяризация мира развлечений имеет свои плоды. Творческие личности, тонкие натуры, «прирожденные» актеры. Все эти нежные и такие чувственные речи, в основном, лишь способ избежать настоящего труда. И кто же остается? Кто будет отвечать за все человечество? «Печально я гляжу на наше поколенье». Я живу во времени, когда никто не хочет работать. «Моя хата с краю, ничего не знаю». Мне противна такая позиция, и мне стыдно оставаться в стороне, тогда как, возможно, именно я смогу что-то изменить. Человечество, прекратившее свое научное развитие, описано в произведении Артура Кларка «Город и звезды». Люди живут вечно, имеют доступ ко всем вообразимым развлечениям, но смысла в такой жизни ноль. Это и не жизнь, а лишь существование, и люди несчастны, хоть и не знают об этом, т.к. не знают они и что такое счастье.
Ученый – это профессия на все времена. Далеко не каждый способен стать ученым, и, честно говоря, я сама не уверена, что у меня это получится. Но, как говорится, сомнение – это первый признак готовности, и я сделаю все возможное, чтобы все же исполнить свою мечту.
Орфография и пунктуация автора сохранены.
Автор: Мария Аникеева, 9 класс, г. Ижевск
moeobrazovanie.ru
Сочинение на тему «Каким должен быть современный учёный»
Сочинение на тему : «Каким должен быть современный учёный»
Однажды, когда Солнце уже зашло и можно было полюбоваться звёздами, меня вдруг осенило, и я решил поразмыслить на тему: «Каким должен быть современный учёный».
По моему мнению, современный учёный должен быть востребованным в обществе. На данный момент, мне кажется, учёный должен иметь более одного высшего образования. Он должен знать больше, чем все другие обычные люди. Когда-то Анатолий Франс произнёс такие слова: «Рано или поздно любопытство становится грехом; вот почему дьявол всегда на стороне учёных». Мне кажется, эти великие слова будут актуальны вечно, ведь действительно любопытство учёного должно быть настолько велико, что даже могло бы и выходить за рамки позволенного.
Истинная наука уже признала, что область исследованного есть почти ничто в сравнении с областью неисследованного. На мой взгляд , действительно , наука никогда не закончит своего дела, пока стоит мир .Тогда учёные будут востребованы в обществе всегда.
Лично на мой взгляд , учёный должен уметь не только доказать какую-то теорему, открыть какое-то явление, создать какой-то прибор, но и уметь всё это объяснить, донести до народа. Хорошо сказал Курт Воннегут: «Шарлатаном является каждый учёный, не способный объяснить шестилетнему ребёнку, чем он занимается».
Если бы мне было шесть лет и меня бы попросили перечислить качества, которые я считаю , должен обладать современный учёный, то я бы назвал следующие: добрый, храбрый, мужественный, умный. Конечно, это ведение ребёнка, на самом же деле у каждого учёного свои положительные качества, нет идеального, которого можно было бы привести в пример. Каждый учёный также, как и человек, по своему уникален.
У меня дома есть Интернет, которым я решил воспользоваться, чтобы окончательно выяснить, кто же он современный учёный. Когда я ввёл в поисковик «современный учёный», то получил ответ, что это истинный поэт, т.е. учёный он также , как и поэт над чем-то размышляет, анализирует, сравнивает. Разница я думаю только в том, что слова учёного должны подтверждаться доказательством и быть истинными. Поэт же может писать всё , что захочет.
Сейчас в современном мире уже сделано много открытий, но роль учёного в жизни общества меньше не стала.
Подводя итог, хочу сказать, что можно долго размышлять над этим понятием, но я понял из своих рассуждений, что прежде всего учёный должен быть грамотным и образованным человеком, должен любить свой народ и свою Родину, делать всё для блага своего Отечества.
nsportal.ru
Эссе «Я — учитель» | Социальная сеть работников образования
ЭССЕ
Я — учитель
Я – учитель! Вряд ли можно найти профессию, название которой звучало бы так красиво, гордо, проникновенно, тепло и душевно. Быть учителем – моя мечта, которая зародилась ещё в раннем возрасте. Перед глазами был пример моей мамы, которая проработала в школе более сорока лет. Тогда я решила точно, что не хочу быть актрисой, певицей, летчиком или космонавтом, я обязательно буду работать с детьми.
Когда я впервые вошла в школу и очутилась внутри огромного, прекрасного и удивительного мира, я окончательно поняла: вот она моя работа, моя стихия, мой дом. И по сей день я так и осталась в этом мире. Правда, сейчас я уже Татьяна Николаевна, но школьный мир остается для меня великим и удивительным.
Проработав в школе вот уже девятнадцать лет, я определила для себя главный принцип в работе учителя и стараюсь ему следовать: обучать и воспитывать собственным примером. Чтобы научить ребенка чему-то новому, воспитывать в нем хорошие качества, мы сами обязаны обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… — всё это имеет для ребёнка большое значение».
Считаю, что формирование интереса у детей – одна из важнейших составляющих частей обучения. Я пытаюсь каждый урок строить так, чтобы их заинтересовать. Для этого использую разные виды уроков: урок-презентация, урок-беседа, урок-лекция, урок-игра; применяю различные виды работ на уроках и при выполнении домашних заданий.
Для меня главное, чтобы ребёнок, уходя домой, желал встретиться со мной вновь. Каждый день ребёнок должен уходить с победой. Один придумал яркий рассказ, другой сочинил стихотворение, третий просто понял, что такое причастие.
И если мои дети работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольные и ждут завтрашнего дня – это показатель успешности моего учительского труда.
Я хочу и делаю так, чтобы мои дети время от времени оказывались под сильным впечатлением от книги, поступка, события.
И так день за днём я веду своих учеников по тропе знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я беспрестанно учусь у них преданности, открытости, любви.
Сейчас я понимаю, что школа требует самопожертвования ради детей. Не стоит бояться рисковать меняться, учиться жизни. Анализируя свою работу, я понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой стороны – практически ничего. Ещё многому предстоит учиться, многое понять.
Я –счастливый человек. У меня есть любимое дело, любимая семья. Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда. И неважно, что мои ученики не стали великими учеными, не сделали открытий. Гораздо важнее, что они стали хорошими людьми.
Никогда в своей жизни я не пожалела о том, что выбрала этот путь, выбрала такую себе судьбу, судьбу простого сельского учителя.
Пред судьбой преклоняю колени,
Быть учителем — это прекрасно!
Всё пройдет, не изведает тленья.
Лишь любовь, над которой не властны
Ни года, ни беда, ни обида,
Всё до времени скрыто, но верьте,
У учителя только для вида
Разделилось на четверти сердце.
Входит в класс не ценитель покоя,
Не заученных правил хранитель…
Только сердце, пылая любовью,
Может выстрадать званье «Учитель».
И если бы можно было вернуться назад, в прошлое, я бы все равно стала учителем, ничего бы не поменяла в своей жизни, ничего не вычеркнула, прошла бы весь этот путь заново. И что бы и кто бы ни говорил об этой профессии, самое лучшее на свете – быть УЧИТЕЛЕМ.
nsportal.ru
«Если бы я был ученым» Заранее…
Мир так прекрасен! В нем масса всего необычного, удивительного. Конечно, всем хотелось бы узнать о нашем мире что-нибудь новое, о чем раньше никто и подумать не мог. Изучением нашей планеты занимаются ученые — люди с потрясающей профессией, для которой нужны знания естественных наук и целеустремленность.
Если бы я был физиком, мне бы приходилось постоянно писать формулы и наблюдать за различными явлениями. Физика — просто потрясающая наука. Многие ученые-физики начинали с того, что еще в детстве увидели молнию или падение мяча и захотели узнать, почему же это происходит. В школе этому обучают. Такие слова, как энергия, масса или скорость привлекают детей. Физика богата необычными устройствами, которые что-то измеряют или наглядно показывают. Скорее всего, если бы я был физиком, я бы очень гордился своей профессией.
Также интересна профессия химика. Кому из детей или взрослых не хотелось бы устроить какой-нибудь взрыв или, смешав несколько веществ, изменить цвет жидкости? Это очень интересно. Совершать химические реакции, производить расчеты и выделять из одних веществ другие — сложное занятие. Эта работа также требует усидчивости и желания достичь результата. Химия — яркая и красочная наука. Если бы я был химиком, я бы никогда не останавливался на достигнутом результате. Я бы стремился узнать все больше и больше, но и для этого дела необходимо знания основных законов, а самое главное — таблицы Менделеева.
Есть еще много профессий, связанных с наукой. В нашей стране большое множество ученых: это биологи, геологи и т.д. Но в любом случае профессия ученого одна из самых необычных и познавательных, ведь что может быть интереснее, чем узнавать что-то новое о нашем таком знакомом на первый взгляд мире?
Оцени ответ
Напишите большое сочинение : «Если бы я был ученым» Заранее…
Мир так прекрасен! В нем масса всего необычного, удивительного. Конечно, всем хотелось бы узнать о нашем мире что-нибудь новое, о чем раньше никто и подумать не мог. Изучением нашей планеты занимаются ученые — люди с потрясающей профессией, для которой нужны знания естественных наук и целеустремленность.
Такая работа требует больших усилий и терпения. Наверное, если бы я был ученым, мне было бы нелегко, но очень интересно. Меня всегда привлекали открытия известных ученых. Для этой необычной профессии нужна наблюдательность, возможность увидеть в обычных вещах еще неизведанные детали.
Если бы я был физиком, мне бы приходилось постоянно писать формулы и наблюдать за различными явлениями. Физика — просто потрясающая наука. Многие ученые-физики начинали с того, что еще в детстве увидели молнию или падение мяча и захотели узнать, почему же это происходит. В школе этому обучают. Такие слова, как энергия, масса или скорость привлекают детей. Физика богата необычными устройствами, которые что-то измеряют или наглядно показывают. Скорее всего, если бы я был физиком, я бы очень гордился своей профессией.
Есть еще много профессий, связанных с наукой. В нашей стране большое множество ученых: это биологи, геологи и т.д. Но в любом случае профессия ученого одна из самых необычных и познавательных, ведь что может быть интереснее, чем узнавать что-то новое о нашем таком знакомом на первый взгляд мире?
tvoiznaniya.com
Эссе «Я — учитель»
Эссе «Я – учитель»
Учитель… Такое простое и такое понятное слово. Учитель – одна из самых важных профессий на Земле!
Кто воспитал великого учёного? Учитель. Кто воспитал талантливого врача? Учитель. Кто воспитал известного политика, бизнесмена, спортсмена, музыканта, художника, рабочего-профессионала? Учитель.
Гордость учителя – это достижения его учеников. Входя в класс, учитель всегда верит, что среди его сегодняшних учеников есть тот, кто будет ему благодарен за науку. Нет, не ту науку, которую преподаёт учитель, а за ту, которая поможет ему в жизни добиться своей цели, достичь своей мечты, стать настоящим ЧЕЛОВЕКОМ.
Для меня вопрос «Кем быть?» имел однозначный ответ – учителем. С раннего детства я видела перед собой пример самоотверженного труда на этом поприще моей мамы. Я видела, как её любят ученики, уважают коллеги и родители, как мама полностью отдаётся своей работе. Порой мне было обидно, что нам она уделяла меньше внимания, чем своим ученикам. Но сейчас я её прекрасно понимаю. Она просто любила свою работу и своих, порой очень трудных, учеников. Она всегда с гордостью говорила об успехах своих учеников, радовалась их даже самым маленьким победам, а они всегда были ей благодарны.
Как сказал великий учёный и педагог Д.И. Менделеев: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…»
Себя я тоже считаю ученицей своей мамы. И совсем не потому, что она меня учила биологии, а потому, что я училась у неё терпению, искренности, умению любить своё дело.
Хороший учитель, по-моему, это не тот, кто хорошо знает свой предмет или умеет понятно объяснить ученику материал. Хороший учитель – это тот, кто может научить искать истину, кто поможет найти правильный путь к самому себе.
Каждый ребенoк — этo личнoсть, с её индивидуальнoстью, непoвтoримостью. Непoвторимoстью в мышлении, пoведении, пoступках, характере, вoсприятии oкружающегo мира. Сoвременные дети стремятся к самoутверждению. Этo, прежде всегo, реализация прав быть самим сoбoю, высказывать свoи мысли, быть равным партнерoм во многих делах, в том числе в учебно-вoспитательном процессе. Для ребенка важно, чтобы его вoспринимали и любили независимо от дoстижений, таким, какой он есть, даже с недoстатками. Это стремление является прирoдным, потому что каждый человек хoчет, чтoбы егo любили.
Ребёнок, недополучающий любовь, внимание и понимание в семье, в классе очень заметен. Он либо старается привлечь к себе внимание своим вызывающим поведением, либо наоборот, закомплексован и зажат так, что не верит в собственные силы и возможности.
Задача современного учителя сделать так, чтобы неуверенный в себе ребёнок поверил в себя, научился отстаивать себя и свою позицию, научился любить себя, окружающих и свою Родину.
По словам Н.Г. Чернышевского «Важнейший капитал нации – нравственные качества народа». Поэтому ещё одной из задач современного учителя является воспитание высоконравственного человека. А примерoм в этом для ребят oбязан быть, прежде всегo, учитель, именнo он дoлжен стать автoритетом для еще неoкрепших детских душ. И это осoбеннo актуальнo сейчас, в эпoху цинизма, безверия и утраченных идеалoв. Ведь очень часто у рoдителей нет времени, а пoрoй и желания вникать в забoты и переживания свoих детей, и тoгда ребята за сoветом и пoмощью в решении прoблем пoйдут к уважаемому ими учителю. Он пoддержит, укажет правильный путь.
Наше государство тогда станет самым сильным и самым образованным, когда престиж учительского труда будет стоять на одной ступени с престижем известного политика, бизнесмена, учёного, когда учитель получит возможность духовно расти и развиваться не вопреки, а благодаря…
Хочется привести высказывание великого В.А. Сухомлинского «Важнейшее условие духовного роста педагога – это, прежде всего, время – свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время – ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать».
Хочется, чтобы у современного учителя кроме любимой работы, было больше времени на чтение книг, прогулки, походы в театр и в природу, занятие любимым увлечением, общение с друзьями и семьёй, чтобы быть в гармонии с миром и собой. Именно тогда учитель сможет почувствовать себя счастливым человеком, способным делиться своей любовью и своим счастьем с учениками.
Я – счастливый человек! У меня прекрасная семья. Мои дети продолжают династию педагогов, которая начинается с их бабушек. Я горжусь своими детьми и чувствую, что они благодарны нам, родителям, за поддержку, понимание, любовь.
Мне повезло! У меня есть любимая работа, которая вдохновляет меня на новые достижения. Быть учителем сложно, но очень интересно! Интересно развиваться самому и помогать развиваться своим ученикам, делиться с ними своими знаниями, своим опытом. Я всегда радуюсь успехам своих учеников, горжусь ими, как своими детьми. Обычно самые интересные идеи для своей работы черпаю в общении с ними. Я верю, что многие из них станут настоящими профессионалами своего дела и по-настоящему счастливыми людьми, которые, как бы это пафосно не звучало, будут любить свою Родину, трудиться на благо Отчизны. А я готова помогать им каждый день достичь этого.
Я – учитель! И это – не профессия, это – сама жизнь!
Автор: учитель биологии и химии
МБОУ «Каменоломненская средняя школа»
Стародубцева Антонина Михайловна
infourok.ru
9 поводов, чтобы стать ученым
Как известно, чтобы мало зарабатывать, надо много и упорно учиться. Так является ли работа ученого — а к ней упомянутая максима применима в полной мере (по крайней мере, в России) — достойной таких скорбных усилий? Наш ответ — «да». И вот почему: ученые обладают изрядной свободой в выборе объектов своих исследований и нетривиальными возможностями карьерного роста, а в научных лабораториях, университетах и международных сообществах царит практически пушкинский дух товарищества, вдохновляющий на то, чтобы сделать свой вклад в текущий исторический момент эпохи биологических революций. В этом эссе будут изложены девять причин, по которым карьера ученого может заинтересовать молодых людей, не ищущих легких путей в жизни.
Многих студентов привлекает карьера ученого, поскольку их больше интересует именно научная работа, а не финансовое вознаграждение как таковое . Готовящиеся встать на тернистый путь науки непременно выслушают, почему им стоит трижды подумать, прежде чем сделать этот выбор. Среди этих причин: ученому трудно найти работу, зарплата низкая, опубликовать статью трудно, написание заявок на гранты отнимет все свободное время, а вероятность получить финансирование — иллюзорна, и т.д. Подобное, конечно же, случается. Но это только одна сторона работы ученого, а ведь есть и вторая, яркая сторона — и, узнав о ней, вы получите шанс впечатлиться позитивом, который несет работа в науке.
Сомнения и неудачи, конечно же, частенько преследуют научного работника (как и представителей многих других профессий), но этот пессимизм не стоит ставить во главу угла. В профессии ученого есть абсолютно уникальные плюсы, но, прежде чем огласить весь список, хочется сделать несколько уточнений.
Во-первых, быть ученым — это не райское блаженство, а тяжелый труд, вряд ли посильный для каждого. Есть много других способов сделать карьеру, и каждый человек должен делать именно тот выбор, который максимально соответствует его собственной мотивации и стилю жизни.
Во-вторых, непременным моментом является увлеченность своей работой, потому что она как ничто другое способствует достижению хороших результатов и позитивному мышлению в случае череды неудач.
В-третьих, не всё в работе ученого так потрясающе, и не каждый рабочий день будет озарен огоньком успеха. На самом деле, не менее 95% рабочего времени ученого — это пора упорного и довольно монотонного труда, и, только сумев довести дело до точки (или хотя бы до запятой), получаешь шанс насладиться пусть небольшим, но все же открытием.
Рисунок 1. Томас Эдисон — один из самых выдающихся и продуктивных изобретателей, автор 1093 патента США. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло».
Причина 1: свобода выбора направления исследований
Самая важная, равно как и наиболее привлекательная составляющая часть работы ученого — это проведение собственной исследовательской программы. В науке, в отличие от работы в компании со сложной (вплоть до «вертикальной») иерархической структурой, проекты и направления исследований, как правило, не диктуются высшим руководством. Напротив — в научной среде профессора, деканы и заведующие лабораториями поощряют самостоятельное мышление своих молодых научных работников, а не говорят им, что, когда и как делать . Свобода направлять собственные исследования в нужное русло — великое достижение, однако любая свобода требует инициативы и трезвых суждений, умения принимать решения и отвечать за их последствия.
Естественно, самостоятельный выбор направления исследований сопряжен с серьезными рисками. Допустим, «не популярное» направление исследований с высокой вероятностью не получит финансовой поддержки от организаций, выдающих гранты. Однако практика показывает, при подаче заявки на грант можно формулировать свои мысли достаточно обтекаемо, чтобы заложить в них свои научно-исследовательские планы. В принципе, ученые обладают даже большей свободой в выборе своей темы, нежели труженики большинства творческих профессий. Художники, писатели и фотографы вынуждены продавать свои работы или оказывать какие-либо другие услуги, чтобы выжить. Насколько же повезло ученым, которые имеют возможность выбирать проекты, удовлетворяющие их интеллектуальные и творческие амбиции, и при этом ежемесячно получать зарплату !
Причина 2: широкие возможности карьерного роста
Работа ученого требует постоянного совершенствования личных навыков, поскольку спектр стоящих перед исследователем задач непрерывно меняется, и все эти задачи — сложные. Причем часто область деятельности ученого выходит за пределы чисто научной проблематики — это административная работа, преподавание, работа в промышленности, в комиссиях при правительстве и т.п. Таким образом, ученый может выбрать множество различных путей развития своей карьеры с учетом того, как меняются с течением времени его интересы, приоритеты и цели.
Максимальные перспективы при этом откроются перед тем, кто найдет в себе силы не оставить основной научной деятельности. Например, можно быть исследователем в лаборатории и преподавать в вузе, написать книгу, вести веб-сайт или работать на руководящей должности в биотехнологической компании. Каждый из этих видов деятельности одновременно сложный и интересный. Они позволяют развивать свои интересы и приобретать новые навыки, открывают новые горизонты, с которыми основной научно-исследовательской работе может прийти второе дыхание.
Причина 3: участие в великой эре открытий
Мы живем в захватывающее для биологов время, когда все области этой науки стремительно развиваются. Изучение строения и деятельности живых организмов — вплоть до уровня отдельных молекул и взаимодействий между ними — имеет и огромное практическое значение для жизни и здоровья человека. Непосредственное участие в научных открытиях, пусть даже очень скромных, представляет собой колоссальный опыт и дает возможность понять, оценить и насладиться происходящим в биологических науках в целом.
Важным аспектом работы ученого является и постоянное обучение, которое заключается в чтении большого количества научных статей, участии в семинарах и конференциях, посещении лекций выдающихся ученых. А это значит (конечно, при условии, что статьи хорошие, а лекции — интересные), что, работая, можно наслаждаться и вдохновляться работой других.
Рисунок 2. Ричард Фейнман — выдающийся американский физик, один из создателей квантовой электродинамики. В 1943–1945 годах входил в число разработчиков атомной бомбы в Лос-Аламосе. Разработал метод интегрирования по траекториям в квантовой механике, а также метод диаграмм Фейнмана в квантовой теории поля, с помощью которых можно объяснять превращения элементарных частиц. Предложил партонную модель нуклона, теорию квантованных вихрей. Реформатор методов преподавания физики в вузе. Лауреат Нобелевской премии по физике.
Причина 4: быть частью внеполитического международного сообщества
В наши дни совершенно не важно, в каком городе или стране работает ученый. Местонахождение научной лаборатории не влияет на ее связи с мировым научным сообществом . Современные ученые живут и работают в США, Индии, Японии, Китае, Европе. И хотя все они были воспитаны в разных культурных традициях, у них есть много общего в результате постоянного обмена опытом в науке, страсти к открытиям и поиску истины. Самое интересное здесь то, что эта общность интересов основана, прежде всего, на самоорганизации, а не на каком-либо официальном партнерстве.
Трудно переоценить роль профессии ученого в развитии международного сотрудничества. Члены национальных академий наук и международных научных сообществ могут преодолеть политические, религиозные и языковые барьеры, общаясь друг с другом на языке науки. Ученые могут гордиться тем, что результаты их труда объединяют мир и улучшают качество жизни людей. Кроме того, международные проблемы науки и образования привносят много интересного в личную жизнь ученых.
Причина 5: ветер странствий
Частые поездки по миру сопутствуют многим профессиям, однако в большинстве случаев это воспринимается скорее как обуза, нежели как бонус. Допустим, в деловых кругах командировка зачастую означают подготовку к взятию штурмом очередного рубежа продаж, и места в бизнес-классе не так уж сильно скрасят возникающее в результате нервное истощение. Ученые же обычно путешествуют эконом-классом, но зато они сами решают, куда и сколько им ездить. Поездки на семинары и конференции являются важным средством обмена информацией и инструментом налаживания контактов для сотрудничества, поиска партнеров и т.п. Такие поездки также довольно увлекательны и полезны еще и тем, что они дают возможность в ходе семинара лично встретиться с именитыми учеными, узнать об их исследованиях, пообедать со студентами, приятно провести время за ужином с коллегами и прочее.
На конференциях и семинарах также предоставляется возможность увидеться со старыми друзьями и завести новых. Во время этих встреч обычно обсуждаются различные научные проблемы, новые проекты, возможность сотрудничества, свежие идеи. Из таких командировок ученые возвращаются заряженными позитивной энергией, с багажом новых идей для экспериментов или с четким представлением о том, как можно продвинуть свои исследования вперед. Ну и, конечно же, семинары или научные конференции зачастую проводятся в удивительных городах и странах.
Кроме того, ученые имеют возможность совершать поездки на более длительное время (например, на год) для обмена опытом с другими исследователями и получения новых навыков. Это колоссальная возможность увидеть мир и овладеть самыми современными методиками работы. К тому же, это дает возможность выучить новые языки, ближе познакомиться с культурой разных стран и народов.
Причина 6: плечом к плечу
Рисунок 3. Брайан Грин окончил Гарвардский университет, а диссертацию защитил в Оксфорде. В 1990 г. начал работать на физическом факультете Корнелльского университета. С 1996 г. — профессор физики и математики в Колумбийском университете. Грин читал лекции в более чем в двадцати странах, выступая как перед специалистами, так и перед широкой аудиторией. Его имя широко известно за ряд фундаментальных открытий в теории суперструн.
В сознании многих людей сложился такой стереотип ученого — это человек, который проводит малопонятные эксперименты, пребывая в глубокой задумчивости под сенью стеллажей с пробирками в пыльной лаборатории. Однако в таком представлении многое не совсем верно! Прежде всего, сегодня ученые редко используют традиционные стеклянные пробирки. Но важнее то, что научная деятельность содержит мощный социальный фактор. Работа в хорошей исследовательской лаборатории не только результативна в смысле науки, но дает также ощущение второй семьи. Это и совместные обеды, и перерывы на кофе, и празднование дней рождения, и вечеринки, и пикники с прогулками. Именно во время таких неформальных встреч часто рождаются самые интересные идеи.
Работа в лаборатории способствует установлению дружеских отношений, и отсутствие жесткой иерархии, характерное для научного сообщества, лишь стимулирует этот процесс. Научная работа дает ощущение вечной молодости, поскольку исследованиями занимаются преимущественно молодые люди: студенты, аспиранты, молодые ученые . А профессора выступают в роли маститых консультантов, учителей, наставников, — и зачастую узнают последние новинки научного мира от своих подчиненных.
Причина 7: гибкий график
Ученые в значительной степени освобождены от жесткого рабочего графика. Приход в лабораторию не диктуется, например, открытием фондового рынка. Также в любое удобное время можно сделать перерыв на обед, а не обедать в строго отведенные для этого часы. Таким образом, свой рабочий день, неделю, месяц можно планировать самостоятельно. Что же касается рабочего места — зачастую кафе или даже пляж являются более благоприятным местом для работы над рукописью, чем офис, где постоянно на что-то нужно отвлекаться.
Однако важно понимать, что такое на самом деле гибкий график: это вовсе не означает, что можно мало работать и редко приходить в лабораторию. Все как раз наоборот. Из-за того что научная работа требует неограниченного времени, ученые чаще всего трудоголики, а не лентяи. Они работают и по утрам, и по вечерам, и по выходным. Если ученый говорит: «Я буду дома через 30 минут», это обычно означает, что ждать его следует через час, а то и позже. Но преимуществом такого графика является то, что можно самим определять удобное время для отдыха или для выполнения необходимых семейных дел. Это ваше время, и вы сами им управляете до тех пор, пока вы заслуживаете этой гибкости, будучи ответственным и продуктивным в своих исследованиях.
Кстати, свободный стиль работы также предполагает свободный стиль и в одежде. Что также не может не радовать.
Причина 8: сеять разумное, доброе, вечное
Работа ученых, как правило, сосредоточена на проблемах, которые они считают интересными, хотя есть в этом часто и доля лукавства. В отдельных случаях исследования или новые технологии могут быть сразу же внедрены в виде нового лекарственного препарата или устройства. Однако даже если эта цель и не будет достигнута, добросовестно полученные научные знания делают более глубоким понимание мира, в котором мы живем, а это обязательно принесет свои плоды в будущем. Знания в чистом виде или способ применить их на практике — это то, чем может гордиться ученый. Преподавание своих знаний и наставничество также является важным вкладом в развитие общества. Каждый ученый может сделать свой собственный вклад — например, давая лекции школьникам и студентам, преподавая в университете, выступая перед широкой общественностью.
Причина 9: будь здоров, школяр!
Большинство университетов и научных институтов основано на принципах «школярства». Являющиеся неотъемлемой частью работы ученого изучение нового, написание научных работ, преподавание и наставничество не дадут вам расслабиться и перестать впитывать новое. И если по сути своей вы вечно юны и полны тяги к знаниям, подобно студенту, то иметь такую работу — неоценимое преимущество и возможность воплотить в жизнь классическое «век живи, век учись».
Ученые облечены доверием просвещенного общества, которое делает это школярство возможным, отдавая себе отчет в том, что только «профессиональное школярство» способно сказать новое слово в промышленности и общественном укладе жизни. Долг исследователя — оправдать это доверие и усердно работать на благо всего человечества .
Выводы
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что очень важно любить свою работу по-настоящему. Ведь далеко не каждый человек искренне может сказать: «Да, я люблю свою работу». Многие люди в разных профессиях просто день за днем выполняют свои обязанности и с нетерпением ожидают выхода на пенсию. А ведь так важно, чтобы работа приносила истинное удовольствие — такое же, как и отпуск с семьей, прогулки с детьми, походы в рестораны и театр. Все это делает жизнь прекрасной и удивительной, — такой, которой хочется наслаждаться, а не ждать пенсии.
Адаптированный перевод эссе Рональда Вейла [1].
- R. D. Vale. (2010). It’s a Wonderful Life: A Career as an Academic Scientist. Molecular Biology of the Cell. 21, 11-14;
- Как сделать хороший научный доклад;
- Советы начинающим, как опубликовать научную статью.
biomolecula.ru