Сочинение на тему: МУЗЫКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ

МУЗЫКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Что такое музыка? Что такое она для каждо­го из нас? Какую роль она играет в нашей жизни, в судьбе, в становлении нашего характера, внут­реннего мира?

В мир музыки, мир волшебных звуков мы по­падаем с самых первых дней своей жизни. Пер­вая колыбельная, которую поет нам мама, пер­вая музыкальная игрушка, заботливо подвешен­ная над кроваткой и играющая приятную мело­дию. Музыка сопровождает нас каждый день — и вот уже мы на утреннике в детском саду или на большом семейном празднике весело поем свою любимую песенку, на радость родителям и вос­питателям. А позже, нарядившись в красивое платье и подражая какой-нибудь Ассоль, пред­ставляем себя известной юной певицей на экра­не телевизора.

Детство заканчивается, наивные мечты про­ходят. Но не исчезает из нашей жизни и нашего сердца музыка. Она продолжает сопровождать нас повсюду, наполняя радостью, даря заряд бод­рости и веселья, или, наоборот, погружая в мир романтических грез. Приятная музыка всегда вызывает только положительные эмоции, а зна­чит, она делает жизнь прекраснее. Даже груст­ная мелодия несет в себе определенную таин­ственную силу, помогая раскрыться нашей душе, нашим потаенным мыслям, желаниям, пережи­ваниям, которые, обратившись в мелодию, лег­ко покидают глубины сердца, оставляя лишь лег­кость и приятные воспоминания.

Великий Моцарт был совершенно прав, утвер­ждая, что настоящая музыка «даже в самых драматических положениях» всегда пленяет слух, всегда остается музыкой. Но она призвана не только развлекать людей, она оказывает на них сильнейшее воздействие, стремится сделать их лучше. Искусство, в том числе и музыкальное, не было бы настолько великим, признанным всем миром, всем человечеством, не способно было бы пережить века, если бы оно было направлено только на услаждение слуха, не ставя перед со­бой цели выражать душевное состояние людей.

Музыка вдохновляет нас на поступки, помо­гает осознать происходящее с нами, познать са­мих себя, музыка возвышает нас и делает более совершенными. Она помогает нам в нашей уче­бе, работе, в повседневных делах. «Мне всегда лучше работается после того, как я послушаю музыку», — признавался В. Гете. А разве каж­дый из нас не ощущал особого прилива сил, ког­да, придя домой после тяжелого дня, включал любимую мелодию?! И не важно, что человек при этом делает: просто отдыхает от привычных уто­мительных дел, занимается чем-то важным, де­лает уборку в доме или общается с приятелем. Музыка делает любое занятие приятнее, интерес­нее, содержательнее.

Когда мы чувствуем какое-то сильное волне­ние — будь то радость или грусть, тревога или ощущение счастья, — мы невольно начинаем на­певать какую-то мелодию или песню. Почему? Да потому, что музыка, как ничто другое, отражает любое наше состояние. «Чувство, ирония, страсть, даже однообразие, когда оно характер­но, все доступно музыке», — писал А. Гретри. Музыка напоминает нам о том, что составляет в данный момент основу наших чувств, переживаний, мечтаний, стремлений, она внушает нам лучшие, возвышенные мысли, веру во что-то хо­рошее, чистое, светлое. Она внушает человеку глубокие мысли.

Конечно, в наше время существуют музыкаль­ные произведения, направленные только на раз­влечение, произведения, которые не содержат никакой особой идеи или смысла, которые не не­сут в себе гармонии и красоты. Но все-таки та­ких произведений не много. Не только классичес­кая, но и современная музыка, современные эст­радные песни содержат определенные чувства и переживания автора, в которых каждый из нас обязательно найдет что-то близкое ему — то, что происходит с ним сейчас, происходило когда-то в прошлом или на что он надеется в будущем. Ведь в музыке отражается не только наша ра­дость, но иногда и печаль, и страдания. «Я изли­ваю свое горе в музыке, — писал О. Бальзак. — Бетховен и Моцарт часто были поверенными моих сердечных тайн».

Музыкальные произведения создаются людь­ми, но идея для их создания берется автором из окружающего мира, из самой природы, из обыч­ных, привычных нам повседневных вещей, собы­тий, явлений, чувств. «Вы спросите меня, отку­да я беру свои идеи? — писал Л. Бетховен. — Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на про­гулках, в тишине ночи, ранним утром, возбуж­денный настроениями, которые у поэта выража­ются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не станут передо мною в виде нот». О том же говорил и Н. А. Римский-Корсаков: «…я прислушивался к голосам народ­ного творчества и природы и брал напетое и под­сказанное ими в основу своего творчества…» А М. П. Мусоргский заявлял: «…какую ли речь не услышу, кто бы ни говорил (главное что бы ни говорил), уж у меня в мозгах работается музы­кальное изложение такой речи».

В самом деле, простые слова не всегда могут в точности передать наше душевное состояние. В нашей жизни нередко бывают минуты, когда мы чувствуем, что не все можно выразить словами, когда хотелось бы высказаться каким-то особен­ным способом, такая гармония, красота, овладе­вает душой, что-то высокое и совершенное. Не­много ближе к такому состоянию поэзия. Хотя она в каком-то смысле — тоже музыка. Ей тоже присущи стройность, сила эмоций, ритм, отража­ющий биение самого сердца. Но только настоя­щая музыка проникает еще глубже в наш внут­ренний мир, и отражаясь в нем, заставляет петь наши сердца. Только она может передать трепет одного сердца другому, осветить неясные душев­ные порывы, наполнить смыслом и красотой наше существование. Тончайшие звуки окружа­ющего мира, мира природы, едва уловимые от­тенки человеческой души, сама жизнь с ее мно­гообразием, сложностью, неразгаданностью и неповторимостью — вот то, что содержит в себе музыка. И вряд ли найдется хоть один человек, способный остаться равнодушным к таким ис­кренним и сильным, настоящим и неприкрытым чувствам. Даже в душе самого черствого из лю­дей музыка способна пробудить доброту, сопере­живание, вызвать отклик, заставить мыслить и чувствовать, плакать и радоваться, грустить и смеяться — жить настоящей жизнью. А значит, музыка может возрождать, возвеличивать чело­века, приближать его к нравственному совершен­ству.

Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни. Трудно представить себе жизнь без музыки. Такая жизнь была бы пуста, бедна, без­радостна, неинтересна, бессмысленна.

Закончить свои рассуждения мне хотелось бы прекрасными словами великого музыканта, ком­позитора Д. Д. Шостаковича: «Любите и изучай­те великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершен­нее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Сочинение на тему: МУЗЫКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ

1.6 (31.43%) 7 votes
На этой странице искали :
  • сочинение на тему музыка в моей жизни
  • музыка в нашей жизни
  • музыка в нашей жизни сочинение
  • музыка в моей жизни сочинение
  • сочинение на тему музыка в нашей жизни

Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Конспект по музыку на тему : Музыка вокруг нас

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Шахтинский педагогический колледж»

Конспект пробного занятия

проведенного в коллективе «Фантазёры»

образовательного учреждения школа №21

студенткой группы 4 «Д»

специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности»

Суховой Анастасии Михайловны

12 октября 2015 года.

Учитель: Хоменко Е.В ___________

Руководитель практики: преподаватель Снежкова Т. В.__________

Оценка___________

Тема занятия: «Музыка вокруг нас»

Цель: — формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Задачи:

  1. Композитор

  2. Исполнитель

  3. Слушатель

  4. Музыка

  • Развивать внимание, слуховую память; способствовать расширению кругозора, развивать детский голос.

  • Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей..

Тип занятия: беседа

Планируемые занятия:

Метапредметные:

  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  3. продолжить формирование представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

4. умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

Личностные:

  1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  3. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других л

Методы обучения:

6. словесные

7. наглядные

8. практические

Оборудование: ТСО, проектор, компьютер.

Литература: http://tat-anat.ucoz.ru/load/muzykalnoe_iskusstvo/razrabotka_vneurochnogo_zanjatija_quot_muzykalnaja_strana_quot/9-1-0-176

http://festival.1september.ru/articles/575661/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2013/04/10/konspekt-vneklassnogo-zanyatiya-kruzhok-khora-muzykalnyy-zoopark

План занятия:

  • приветствие

  • опрос

  • слушание песни «всюду музыка живёт»

  • беседа о музыке

  • слушание и анализ пьесы «Весело. Грустно»

  • Пластическое интонирование

  • Итог занятия

Ход занятия.

Педагог: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть! Напоминаю меня зовут Анастасия Михайловна , и я буду проводить у вас музыкальное занятие.

  • Любите ли вы музыку?

  • Детские песни?

  • Злую колдунью?

  • Смотреть мультфильмы?

  • Любите танцевать?

  • Весёлая музыка, вам нравиться?

  • А грустная?

Спасибо, ребята.

Я надеюсь, вы все любите музыку и знаете много песен, и наверняка, не представляете себе веселья без веселых песен. На наших занятиях мы будем знакомиться с творчеством детских композитором, слушать музыку, размышлять о ней, петь песни, узнавать много нового и интересного о таком искусстве, как музыка.

Ребята, а что такое музыка? Как вы думаете, зачем нужна музыка? Где вы встречались с ней?

Дети: ответы детей

Педагог: Люди издавна прислушывались к звукам природы и слышали в них музыку. А слышали ли вы когда – нибудь музыку дождя, ветра, музыку птичьих голосов. Музыка живёт повсюду, проявляясь в разных звуках.

Сейчас мы прослушаем песню «Всюду музыка живёт» а в конце занятия мы разучим эту песню. Автор текста – Суслов В. Композитор – Дубравин Я. Слушайте внимательно, затем мы ответим на вопрос: Где и в чем живёт музыка?

Слушание песни «Всюду музыка живёт»

Дети: ответы детей

Музыка – один из древнейших видов искусства. С первых минут жизни человека она входит в его дом колыбельной песней матери, звучит на улице, в кино, в театре.

С утра до позднего вечера мы слушаем музыку: делаем под музыку зарядку, поем на уроках музыки. Сегодняшний день мы тоже посвящаем музыке – царице всех искусств. А вы знаете, почему музыку назвали музыкой?

Слово «музыка» пришло к нам из Древней Греции, жители которой считали, что на греческой горе Олимп живут боги, среди них покровители искусств- Апполон и его 9 спутниц – муз. В греческом языке слово «музыка» звучало немного иначе – «мусике», что означало «искусство муз.» До сих пор существует легенда о том, что людям, которые что-то создают, сочиняют, придумывают, помогают эти добрые феи-музы.

С музыкой человечество знакомо с давних времен. Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться. Музыка обладает огромной силой. На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке. Музыка не стареет, она будет жить столько сколько будет существовать человек. У каждого своя любимая музыка, которая заставляет плакать и радоваться, позволяет задуматься о чем-либо. Ребята, а у вас есть любимая музыка?

Дети: ответы детей

Педагог: А как вы думаете, что такое музыка, а как вы думаете, из чего она складывается? Что бы музыка получилась, кто нужен прежде всего? (Наверное тот, кто пишет музыку)

Дети: Композитор

Педагог: Так кто же такой композитор?

Дети: ответы детей

Педагог: Значит, для того что бы получилась музыка нужен тот, кто ее сочинил. И это- композитор. А вы знаете каких нибудь композиторов? Можете их назвать?

Дети: ответы детей

Педагог: Хорошо, молодцы, а эти композиторы вам знакомы? (П.И.Чайковский, В.А.Моцарт, И.С.Бах, Л.Бетховен)

Для многих композиторов, Чайковского, Моцарта, Бетховена, написание музыки было смыслом жизни. Они пытались выразить через нее состояние своей души. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки.

Но теперь подумайте: если даже самый замечательный композитор написал самое замечательное произведение, но произведение это лежит у него в портфеле, получилась ли музыка как живое искусство?

Дети: нет

Педагог: А почему нет? Композитор написал музыку, но можем ли мы ее услышать, если она лежит в портфеле?

Дети: нет

Педагог: Конечно, нет, а кто нужен, что бы музыку услышали, что с ней необходимо сделать?

Дети: ответы детей

Педагог: теперь музыку необходимо исполнять, а кто исполняет музыку?

Дети: ответы детей

Педагог: пианисты, певцы, скрипачи – всё это исполнители. Но исполнители, все различны и индивидуальны, и каждый исполняет музыку по своему, то есть интерпретирует. Интерпретация – это творческое раскрытие образа, темы или музыкального произведения, основанное на собственном ощущении исполнителя. Это означает, что одно и то же произведение можно исполнить по –разному. Теперь музыка не только написана, но и исполнена, теперь можно сказать, что она получилась?

Дети: ответы детей

Педагог: А почему же теперь не получилось музыки, ведь есть и композитор и исполнитель. Представьте себе такую картину, я написана музыку, кто-то ее исполнил, но никого из вас нет в классе, и никто ее не услышал кроме композитора и исполнителя. Разве это музыка? Может кого-то еще не хватает? Для кого сочиняется музыка только для исполнителя и композитора? Нет, конечно, а для тех кто ее слушает. А как мы называем людей, которые слушают музыку?

Дети: ответы детей

Педагог: значит, мы теперь твердо знаем, что бы музыка получилась, нужны: композитор-исполнитель-слушатель.

Неизвестно, станет ли кто-то из вас композитором или исполнителем, но слушателем вы обязательно будете. Что бы стать композитором и исполнителем нужно учиться, но что бы стать слушателем тоже надо учиться. И я думаю, мы с вами станем настоящими слушателями. Теперь, разобравшись во всем, мы можем послушать пьесу Л.Бетховена – известный композитор, который жил и творил в Австрии.

П е д а г о г. У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую-нибудь провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение становится грустным, печальным.

Музыка обладает волшебным свойством — она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания — нежность, волнение, грусть и радость.

Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело — грустно». Эту пьесу написал замечательный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен.

Прислушайтесь, настроение музыки будет меняться. 

Слушание пьес «Весело-грустно».

Какое настроение в начале пьес? Как оно изменилось? Чем завершается она?)

Дети:

Сначала музыка звучала: весело, беззаботно, шутливо, а потом она загрустила, зазвучала печальною Но вот грусть прошла, и снова хочется улыбаться.

Я уверена, что вы полюбите произведения Людвига ван Бетховена и будете их часто слушать

А теперь мы разучим песню «Всюду музыка живёт».

Итог:

Итак, ребята, какая была тема сегодняшнего занятия?

Что нового вы узнали?

Какие песни мы слушали?

Каких композиторов узнали?

На этом я хочу завершить наше занятие ловами русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

infourok.ru

Сочинение — Музыка вокруг нас

Тема первого полугодия «Музыка вокруг нас » 16 ч

Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и

марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений

детей. Музыкальные инструменты.

· знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте,

· обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,

· формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

· эстетическое развитие.

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в

выражении чувств человека и окружающего его мира.

Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных

образов. Музыкальные инструменты.

· знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте,

· обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,

· формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

· эстетическое развитие.

№№Дата

Тема урока

Используемый муз. материал.

Работа с понятиями

Оборудование,

Ссылки на ресурс

1

Как услышать музыку

Набор звуков – аплодисменты, балалайка, пение птиц, шум…

Мелодия. Звук музыкальный.

Магнитофон, ноутбук, аккордеон, ф-но

C:\Уроки музыки\1 класс\1 урок Как услышать музыку\Звуки

2

И муза вечная со мной

Муза – покровительница искусств.

П.Чайковский. Па-де-де из балета

«Щелкунчик».

Булат Окуджава Музыкант

Муза, музыка, композитор, исполнитель, слушатель, оркестр, дирижер

Магнитофон, ноутбук, аккордеон, ф-но

C:\Уроки музыки\1 класс\2 урок И муза вечная со мной.

3

Хоровод муз

Русск. хоровод. Березка.

П.Чайковский. Па-де-де из балета

«Щелкунчик».

Пение — Во поле береза стояла

Хор, хоровод

аккомпанемент.

Магнитофон, ноутбук, аккордеон, ф-но

C:\Уроки музыки\1 класс\3 урок Хоровод муз

4

Повсюду музыка слышна

Веснянка, Наигрыш «Ах ты, береза»

Муза, музыка, композитор, исполнитель, слушатель

Магнитофон, ноутбук, аккордеон, ф-но

C:\Уроки музыки\1 класс\4 урок Повсюду музыка слышна

5

Душа музыки мелодия

П.Чайковский. «Детский альбом».

Марш деревянных солдатиков.

Сладкая греза. Полька. Вальс

Пение – Г.Струве «Веселая песенка»

Композитор, исполнитель, слушатель.

Мелодия, аккомпанемент.

Песня, марш, танец.

Магнитофон, ноутбук, аккордеон, ф-но

C:\Уроки музыки\1 класс\5 урок Душа музыки мелодия

6

Музыка осени.

«Дождя не боимся», «Дождик»,

П.Чайковский «Октябрь»

Настроение.

Интонации.

Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,

C:\Уроки музыки\1 класс\6 урок Музыка осени

7

Сочини музыку

«Дождя не боимся»

Композитор. Интонации.

Звуки короткие и длинные, ритмич. рисунок.

Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,

C:\Уроки музыки\1 класс\7 урок Сочини музыку

8

Азбука, азбука каждому нужна

Азбука,

«Школьный корабль» Струве

Славянская азбука.

Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,

C:\Уроки музыки\1 класс\8 урок Азбука, азбука каждому нужна

9

Музыкальная азбука.

«До-ре-ми-фа-соль» А.Островского

«Школьный корабль» Струве

Ноты, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ, клавиатура.

Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,

C:\Уроки музыки\1 класс\9 урок Музыкальная азбука

10

Музыкальные инструменты: свирель, гусли, жалейка, пастуший рожок, дудочка.

Жарко пахать РН наигрыш, жалейка . Голосок мой певучий (жалейка)Наигрыши в исполнении на гуслях

Жалейка. Гусли. Дудочка. Свирель. Пастуший рожок. Наигрыш

Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,

C:\Уроки музыки\1 класс\10 урок Музыкальные инструменты

11

Народный сказ о певце-гусляре Садко.

Былинные наигрыши.

Н.Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки».

Н.Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы.

Гусли, плясовая, колыбельная, сказ.

Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,

C:\Уроки музыки\1 класс\11 урок Садко

12

Музыкальные инструменты: пастуший рожок, варган, гусли, арфа.

Наигрыши. Л.-К.Дакен. Кукушка. В. Кикта. Фрески Софии Киевской. И.-С.Бах. Шутка из оркестровой сюиты №2 К. Глюк. Танец из оперы «Орфей и Эвридика».

Пастуший рожок. флейта. арфа, гусли.

Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,

C:\Уроки музыки\1 класс\12 урок Музыкальные инструменты

13

Звучащие картины

И.-С.Бах. Шутка из оркестровой сюиты №2 К. Глюк. Былинные наигрыши

Пастуший рожок. флейта. арфа, гусли.

Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,

C:\Уроки музыки\1 класс\13 урок Звучащие картины

14

Разыграй песню.

А. Коваленков, Л. Книппер.

Почему медведь зимой спит.

.

Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,

C:\Уроки музыки\1 класс\14 урок Разыграй песню

15

Народные праздники и традиции:

Рождество.

Международный рождественский гимн. Тихая ночь.

Бортнянский Пришло Рождество

Рождество Христово Колядка

Рождество, гимн, колядка.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека,

C:\Уроки музыки\1 класс\15 урок Пришло Рождество — начинается торжество

16

Добрый праздник среди зимы

Дед Мороз, Новогодняя хороводная,

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека,C:\Уроки музыки\1 класс\16 урок Добрый праздник среди зимы

№ дата

Тема урока

Используемый муз. материал

Работа с понятиямиОборудование
17

Образ Родины в музыке. Край, в котором ты живёшь. Слова, краски, звуки изображают картины родной природы.

Росия — Родина моя, Россия, Песня о Родине, Родине.

Звуки, слова, краски.

Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,

C:\Уроки музыки\1 класс\17 урок Музыка и ты

18

Поэт, художник, композитор

Свиридов Романс из драмы «Метель», пастораль

Доброе утро.

Поэт, художник, композитор, звуки, слова, краски.

Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,

C:\Уроки музыки\1 класс\18 урок Поэт, художник, композитор

19

Музыка утра.

Кабалевский Кантата Песня утра Весны и Мира Доброе утро Э.Григ — УТРО из первой сюиты ‘Per Gjunt

Фортепиано, оркестр, романс

Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,

C:\Уроки музыки\1 класс\19 урок Музыка утра

20

Музыка вечера

Колыбельная медведицы, Колыбельная,

А Гаврилин «Перезвоны»

А капелла Колыбельная.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, ноутбукC:\Уроки музыки\1 класс\20 урок Музыка вечера
21

Музыкальные портреты

Баба Яга, (Ариэль, Чайковский)

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, ноутбук

C:\Уроки музыки\1 класс\21 урок Музыкальные портреты

22

Разыграй сказку

У каждого свой музыкальный инструмент

Фортепиано, скрипка,

виолончель, волынка.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, ноутбук

C:\Уроки музыки\1 класс\22 урок Разыграй сказку

23

Музы не молчали

Бородин симфония 3 Богатырская Allegro

Окуджава Песня о маленьком трубаче

Солдатушки, бравы ребятушки

Учил Суворов А. Новиков, М. Левашов

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, ноутбук

C:\Уроки музыки\1 класс\23 урок Музы не молчали

24

Музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано

БАХ И ГУНО -AVE MARIA

Бах « Страсти по Матвею» ария «сжалься»

Детские: «Праздник бабушек и мам»

Берлин А. Карганова Е.

Скрипка, фортепиано

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, ноутбук

C:\Уроки музыки\1 класс\24 урок Музыкальные инструменты

25

Мамин праздник.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ,

КОЛЫБЕЛЬНАЯ МЕДВЕДИЦЫ из мультфильма Умка

Колыбельная

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, ноутбук

C:\Уроки музыки\1 класс\25 урок Мамин праздник

26

Музыкальные инструменты: Лютня, тамбурин, клавесин, гармонь.

РАМО — Тамбурин (клавесин), У каждого свой музыкальный инструмент, Что Стоишь, Качаясь, Тонкая Рябина.

Лютня, тамбурин, клавесин, гармонь.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, ноутбукC:\Уроки музыки\1 класс\26 урок Музыкальные инструменты

27

Музыка в цирке

Савичева «Артистка цирка», Мойкина Е. В цирке «Веселый пони», «Тюлень, мечтающий об океане», «Милый клоун», «Уставший верблюд», «Иллюзионмст» ДУНАЕВСКИЙ – Галоп, Клоуны, Песенка о цирке, Пони, Розовый слон.

Электронная музыка. Марш.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, ноутбукC:\Уроки музыки\1 класс\28 урок Музыка в цирке

28

Путешествие в мир музыкального театра: сказочные сюжеты в опере и балете.

ГЛЮК -ТАНЕЦ ИЗ ОПРЕЫ ‘ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА’

Римский -Корсаков Садко Хороводная песня Садко Заиграйте мои гусельки

Чайковский Марш из Балета Щелкунчик Щедрин Конек горбунок Иван на Дне

Опера, балет.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, ноутбук

C:\Уроки музыки\1 класс\29 урок Дом который звучит

29

Ничего на свете лучше нету

Г.Гладков. Бременские музыканты.

Соло. Дуэт. Ансамбль.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, ноутбук

C:\Уроки музыки\1 класс\31 урок Ничего на свете лучше нету

C:\Уроки музыки\2 класс\17 урок Урок Игротека

30

Обобщение музыкальных впечатлений детей первого года обучения.

Раздел 1. «Россия – Родина моя » 4 ч

Содержание:

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской

музыки. Песня. Мелодия и аккомпанемент. Мелодия.

Задачи:

· знакомство детей с особенностями русской музыкальной культуры,

· обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,

· формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

· эстетическое развитие

· воспитание патриотизма.

№№

дата

Тема урока

Используемый муз. материал.

Работа с понятиями

Оборудование

1

Музыкальные образы родного края. Мелодия – душа музыки. М.Мусоргский. Рассвет на Москве- реке. А. Александров. Государственный гимн России. Н. Соловьёва, Г.Струве. Моя Россия.

Родина, мелодия, композитор.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет М. Мусоргского.
2

Композитор – исполнитель – слушатель.

М.Глинка. Патриотическая песня.

К. Ибряев, Ю. Чичков. Здравствуй, Родина моя!

Композитор, исполнитель, слушатель, песня.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет М. Глинки.
3

Песни о моей Родине (мелодия, аккомпанемент; запев, припев).

Н. Соловьёва, Г.Струве. Моя Россия. К. Ибряев, Ю. Чичков. Здравствуй, Родина моя!

Мелодия, аккомпанемент; запев, припев.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека.
4

Музыкальная азбука.

Ноты. Скрипичный ключ. Нотный стан. Клавиатура.

Р. Роджерс. «Звуки музыки» (фрагмент).

Ноты. Скрипичный ключ. Нотный стан. Клавиатура.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека.

Раздел 2. «День, полный событий » 5 ч

Содержание:

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы С. Прокофьева

и П. Чайковского. Музыкальный инструмент: фортепиано.

Задачи:

· Знакомство детей с творчеством русских композиторов П. Чайковского и С. Прокофьева.

· обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,

· формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

· эстетическое развитие

5

Музыкальные инструменты: фортепиано. Звучащие картины. Детские пьесы для фортепиано: танцевальность.

П.Чайковский. «Детский альбом». Камаринская. Вальс. Полька.

С.Прокофьев. «Детская музыка». Вальс. Тарантелла.

Ю. Яковлев, Е. Крылатов.Колыбельная медведицы.

Фортепиано, форте, пиано, рояль, пианино, пианист, танцевальность.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет П. Чайковского, С. Прокофьева.
6

Детские пьесы для фортепиано: Песенность и маршевость.

С.Прокофьев. «Детская музыка». Марш. Шествие кузнечиков. Ходит месяц над лугами.

П.Чайковский. «Детский альбом». Марш деревянных солдатиков. Похороны куклы.

И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка.

Песенность, маршевость.

Поступь, интонация шага, ритмический рисунок.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет П. Чайковского, С. Прокофьева.
7

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

С.Прокофьев. «Детская музыка». Утро. Вечер. Прогулка.

М.Мусоргский. Из сюиты «Картинки с выставки». Прогулка.

К. Ушинский, А. Тома. Вечерняя песня.

Интонации, регистр, регистр высокий, средний, низкий.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека Портрет С. Прокофьева, М. Мусоргского.
8

Сказочные образы в музыке. Язык музыки: мелодия, ритм, темп, динамика, регистры.

П.Чайковский. «Детский альбом». Нянина сказка. Баба Яга.

С.Прокофьев. «Детская музыка». Сказочка.

Латышская народная песня. Ай-я, жу-жу.

Мелодия, ритм, темп, динамика, регистры.

Мелодия, аккомпанемент, вступление.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека Портрет П. Чайковского, С. Прокофьева.
9

Колыбельные.

П.Чайковский. «Детский альбом». Мама.

Латышская народная песня. Ай-я, жу-жу. И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка. Ю. Яковлев,

Е. Крылатов.Колыбельная медведицы.

Интонация колыбельной. Фраза. Вступление. Сопровождение. Темп. Пиано. Выразительность.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека Портрет П. Чайковского

Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм » 7 ч

Содержание:

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной

церкви: Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Задачи:

· знакомство детей с духовными традициями России,

· формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

· эстетическое развитие,

· воспитание бережного отношения к духовному наследию Родины.

10

Колокольные звоны России.

М.Мусоргский. Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». Праздничный трезвон. Красный лаврский трезвон.

Голоса-тембры колоколов. Благо. Благовест.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет М. Мусоргского.
11

Святые земли Русской: образ Александра Невского в музыке. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Песнь об Александре Невском.

Песнь, хор, народные песнопения, молитва.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет С. Прокофьева.
12

Святые земли Русской: образ Александра Невского в музыке. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Вставайте, люди русские.

Песнь, хор, народные песнопения, молитва.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет С. Прокофьева.
13

Святые земли Русской: образ Сергия Радонежского в музыке в музыке.

Напев Оптиной пустыни. О, Преславного чудесе.

Народные песнопения.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека
14

Музыка в храме.

П. Чайковский. «Детский альбом». Утренняя молитва. В церкви.

Песнь, хор, народные песнопения, молитваАккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет П. Чайковского.

15

Музыкальный инструмент – орган. Ария, хорал.

И.-С. Бах. Хорал. Ария.

Орган. Ария, хорал.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет И. С. Баха.

16

Праздники Православной церкви: Рождество Христово. Рождественские народные песнопения.

Народные песнопения.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 4 ч

Содержание:

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в

русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники

русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодии на

тексты народных песенок, закличек, потешек.

Масленица. Масленичные песенки.

Встреча весны. Песенки-заклички, игры, хороводы.

Задачи:

· знакомить детей с особенностями русского фольклора,

· формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

· эстетическое развитие,

· воспитание бережного отношения к истории Родины.

17

Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр народных инструментов. Русская нар. песня. Калинка.

Вариации на тему р.н.п. Светит месяц.

Гусли. Рожок. Гармонь. Балалайка. Ложки. Оркестр русских народных инструментов. Пляска. Наигрыш. Ритмическая партитура. Вариации.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека
18

Жанры русских народных песен. Музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш. Играем в композитора.

П.Чайковский. «Детский альбом». Камаринская.

Русские народные песни, пляски, хороводы.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека
19

Праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песни, танцы на народном празднике.

Русская народная песня-игра. Бояре, а мы к вам пришли.

Песня-игра. Песня-диалог.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека
20

Праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Игры на народном празднике.

Русские народные песни, пляски, хороводы.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека

Раздел 5. «В музыкальном театре» 6 ч

Содержание:

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

Симфонический оркестр. Роль дирижёра. Режиссёра, художника в создании

музыкального спектакля. Темы – характеристики действующих лиц. Детский

музыкальный театр.

Задачи:

· расширять представления учащихся о балете и опере,

· формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

· эстетическое развитие,

· воспитание бережного отношения к культурному наследию Родины.

21

Характерные черты музыкального спектакля.

В. Луговой, Г. Гладков.

Песня-спор.

Музыкальный диалог.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека
22

Детский музыкальный театр.

М. Коваль. Детская опера «Волк и семеро козлят».

Театр, опера, хор, певец, солист. Песенность, тема.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека
23

Балет. Песенность, танцевальность, маршевость в балете.

П.Чайковский. Марш из бал. «Щелкунчик». С.Прокофьев. Вальс. Полночь. Из б. «Золушка».

Балет. Балерина. Танцор. Танцевальность.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет П. Чайковского, С. Прокофьева.
24

Опера. Увертюра к опере.

М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра.

Опера. Театр оперы и балета. Большой театр. Симфонический оркестр. Дирижер. Режиссёр. Художник.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет М. Глинки.
25

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость в опере.

М.Глинка. Марш Черномора. Первая песня Баяна. Сцена из первого действия. Из оп. «Руслан и Людмила»

С.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

П.Чайковский. Марш из бал. «»Щелкунчик».

Песенность, танцевальность, маршевость.

Первое действие, развитие, финал, солист, хор, контраст, сцена из оперы.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева.
26

Сказочные сюжеты в операх и балетах.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека

Раздел 6. «В концертном зале» 3ч

Содержание:

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп

инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Задачи:

· знакомство детей с жанром симфонии,

· формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

· эстетическое развитие,

· воспитание внимательного слушателя.

27

Музыкальные образы симфонической сказки, темы-характеристики героев, тембры – голоса инструментов симфонического оркестра.

С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Действующие лица – музыкальные инструменты. Тема. Сюжет, инструменты симфонического оркестра: струнные, духовые, ударные.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет С. Прокофьева.
28

Жанры: симфония, симфоническая сказка, фортепианная сюита.

В.-А. Моцарт. Увертюра к оп. «Свадьба Фигаро».

В.-А. Моцарт. Симфония № 40. 1 ч

Симфония, симфоническая сказка, фортепианная сюита.

Рондо. Симфоническая партитура, контраст.

Увертюра.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет В. Моцарта.
29

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

М.Мусоргский. «Картинки с выставки». Богатырские ворота. Прогулка. Балет нев. пт.

Избушка на курьих ножках (Б.Я.) Лиможский рынок.

Динамика, тембр, фортепиано. Музыкальное впечатление.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет М. Мусоргского.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5ч

Содержание:

Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык.

Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные

конкурсы.

Задачи:

· знакомство учащихся со средствами музыкальной выразительности,

· формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

· эстетическое развитие,

· воспитание внимательного слушателя.

30

Композитор – исполнитель – слушатель. И.С. Бах.

И.-С. Бах. Токката. Менуэт из орк. сюиты №1. Ария из оркестровой сюиты №3. Из «Нотн. тетр. А.М.Бах». Менуэт. Ария.

Выразительность, характер музыки. Менуэт, клавесин, волынка.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет И. С. Баха.

31

Выразительность и изобразительность в вокальной и инструментальной музыке разных композиторов. Г.Свиридов, М.Глинка, П.Чайковский.

Г.Свиридов. Тройка. Весна и осень. Из муз. Иллюстр. «Метель». М.Глинка. Жаворонок. Попутная песня. П.Чайковский. «Детский альбом». Песня жаворонка.

Движение, темп, выразительность, изобразительность.

Характер движения.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портреты Г.Свиридов, М.Глинка, П.Чайковский.

32

«Цветик-семицветик ». Интонация как главное свойство музыки. Лад как одно из средств выразительности (мажор и минор).

В.-А.Моцарт, Б.Флисс. Колыбельная.

Интонация, аккомпанемент, ритм, темп, мелодия, динамика. Тембр, лад.

Лад, мажор, минор, выразительность, сопоставление.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет М. Моцарта.
33

Конкурс исполнителей им. П. Чайковского. Инструментальный концерт. Музыкальная речь и музыкальный язык.

Чайковский. Концерт для ф-но с оркестром.

Консерватория, концертный зал, конкурс.Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет П. Чайковского.
34

Обобщение музыкальных впечатлений детей второго года обучения.

ronl.org

Музыка вокруг нас

  1. GlobalLabГлобальная школьная лаборатория Присоединиться С чего начать?
    • Идеи
    • Проекты
    • Курсы
    • Сообщество
      • Участники
      • Группы
    • Новости
      • Новости
      • Блог тьютора
      • Беседа с профессионалом
      • Scholāris GlobalLabis
    • Участнику
      • О ГлобалЛаб
      • Справочник
      • Календарь
      • Конкурсы и события
      • Бонусная программа
      • Педагогу
      • Родителю
    • Магазин
      • Магазин
      • Купить подписку
      • Активировать по номеру
    • Вход на сайт
      • Мой профиль
      • Мои награды
      • Моё портфолио
      • Мои черновики
      • Мои проекты
      • Мои группы
      • Редактировать профиль
      • Мои сообщения
      • Выход
    • ru
    • Информация
    • Исследование
    • Результаты 274
    • Обсуждение 28
    • Дневник исследователя 4
    • Участники 262
    • Заполнить анкету
    • Экспортировать результаты в CSV
    • Участники:

globallab.org

Урок музыки на тему «Музыка вокруг нас»

Урок музыки в 3 классе .

Тема: «Музыка вокруг нас»

Цели: Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся как часть духовно нравственного развития человека.

Задачи:

Обучающие:
-знакомство с понятием жанра оперы, ее характерных особенностей;

-знакомство с историей возникновения жанра, ее структуры и основных форм;

-знакомство с оперными голосами, ведущими мировыми оперными театрами.

Развивающие:

-развитие  способности размышлять о музыке и произведениях композиторов разных эпох;

-развитие способности воспринимать и анализировать музыку средствами музыкальной выразительности;

-развитие способности к личному отношению к прослушанным произведениям;

-развитие художественного и эстетического вкуса.

Воспитательные: 

-пробудить у учащихся интерес к жанру оперы;

-пробудить желание слушать музыку и размышлять о ней.

Тип урока — урок-беседа

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоролик с выступлением А.Нетребко, музыкальный центр

Приглашенные: студентка пятого курса Ростовской консерватории.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение Е. Королёвой “Все на свете дети знают”.

Все на свете дети знают
Звуки разные бывают. 
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот.

Гул машины во дворе, 
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка,

Это звуки шумовые
Только есть ещё другие,
Ни шуршания, ни стука
Музыкальные есть звуки.

У: О каких звуках вы услышали стихотворение?

Д: Шумовые и музыкальные.

У: Шумовые звуки мы можем слышать в природе, в окружающем мире. Назовите дети такие звуки. ( Можно использовать наглядность)

Д: Шум ветра, ручейка, пение птиц, крик петуха, стрекочет кузнечик, капель.

У: А где в жизни вы встречаетесь с музыкой?

Д: В концертном зале, театре, по радио, телевидении, в записях на магнитофоне.

У: Музыка имеет огромное значение в жизни человека. Она может влиять на человеческие чувства и настроение, передавать своё настроение.

— В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда слышим песни, танцы, марши- три кита- три основных характера в музыке.

У. Когда люди поют?

Песня – это самый популярный жанр вокально-инструментальной музыки. Песни делятся на две категории: народные и композиторские песни.

2. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

А что такое опера?

Опера – жанр вокально-драматического искусства. Содержание ее воплощается посредством музыкальной драматургии, преимущественно вокалом. Опера зародилась на территории Флоренции еще в конце шестнадцатого столетия. В те далекие времена на территории Италии господствовало масштабное увлечение академиями, то есть полностью свободными (от церковных и городских властей) сообществами, в которые были объединены ученых, философы, музыканты, поэты, просвещенные и знатные любители. Основное задачей таких сообществ было развитие и поощрение искусств и наук.

Ученик (дополнительное сообщение, подготовленное самостоятельно).

Композиторы этого сообщества были сильно увлечены реконструкцией драмы и музыки Древней Греции и абсолютно не думали о том, что в настоящее время принято называть оперой.

С течением времени сложились различные формы оперной музыки. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 – начале 20 вв. В России же опера появилась только в 19 веке и началась с приезда итальянской труппы во времена Анны Иоанновны. Первое представление: 29 января 1736 года, опера — «Сила любви и ненависти».

А где можно исполнять оперу?  Ребята, кто из вас был на театральном представлении?

  Где оно проходило?

 Значит, вы видели спектакли, в которых актёры выходили на сцену к зрителям и играли свои роли. Как вы думаете, что такое театр? 

А театр, в переводе с греческого это место для зрелищ. Театры бывают разными. Кукольный театр – где главные герои куклы, которыми управляют люди,

ТЮЗ – театр Юного зрителя, переименованный в Государственный молодёжный театр,

Драматический театр.

Но есть особый театр – музыкальный. В этом театре герои спектакля поют, танцуют и исполняют свои роли под музыку и называется он театр оперы и балета.

Спектакль, где все герои поют под сопровождение симфонического оркестра, называется оперой.

какой из трёх китов нас привел в оперу? (песня.)

Как можно назвать пение одного артиста?  ( соло).

Известные оперные певцы мира — это основа всего классического вокального искусства. Успешное исполнение арий зависит от уровня мастерства, которое формируется годами. Как правило, известные оперные певцы начинали заниматься музыкой в детские годы, проходили обучение в школе музыкальной, а затем в консерватории. Особо одаренные отправлялись на стажировку в «Ла Скала» – Миланский театр, который был основан в 1778 году и с тех пор является великолепной школой для начинающих исполнителей.
Оперное искусство с каждым днем становится все более популярным, интерес к нему растет во всем мире. Свой вклад в мировую культуру известные оперные певцы вносят, выступая на самых престижных сценах при переполненных залах. Публика старается не пропустить ни одного спектакля, в котором участвуют известные оперные певцы и певицы. А после представления благодарные зрители преподносят исполнителям букеты цветов, тем самым выражая свое восхищение. Популярность артиста открывает ему двери в самые престижные театры мира, такие как Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Венский оперный театр или Большой театр в Москве. Контракты при этом заключаются обычно на несколько сезонов сразу. Спектакли с участием признанных исполнителей нередко расписаны на год вперед, зрители могут ознакомиться с репертуаром заранее, в январе приобрести билет на представление, которое запланировано, к примеру, на август и, таким образом, встретиться с полюбившимся певцом или певицей. Известные оперные певцы — это, прежде всего, солисты, несущие высокое искусство в массы. Виртуозное исполнение арий является их «визитной карточкой», публика ходит на Пласидо Доминго, Марию Биешу или Дмитрия Хворостовского. Бывают случаи, когда высокое искусство сводит вместе талантливых исполнителей из категории «знаменитые оперные певцы». Так было, когда образовалось великолепное трио – Паваротти Лучано, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Самые непревзойденные, знаменитые оперные певцы, три тенора, стали выступать вместе, чем произвели настоящий фурор в мире музыки. Публика с восторгом и благодарностью приняла совместное творчество мэтров.

В этом году отмечается 100 -летие со дня рождения советского и российского композитора, пианиста, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, Георгия Васильевича Свиридова.

Дми́трий Алекса́ндрович Хворосто́вский один из лучших исполнителей произведений Г. В. Свиридова.

В опере отражается веяние времени. Певицы на сцене более раскрепощены. Посмотрите ролик. А́нна Ю́рьевна Нетре́бко  — российская оперная певица (сопрано). Народная артистка России, Герой Труда Кубани.

Сегодня мы послушаем произведения в исполнении студентки пятого курса Ростовской консерватории, Шаповаловой Анастасии.

Г.В. Свиридов «Осень»

Дж. Верди «Болеро Елены»

Тино Кароль «Ноченька»

«Moon River»

Для того, чтобы звучал голос необходимо правильно дышать.

(Разучивание дыхательных упражнений).

Итог урока.

infourok.ru

Музыка вокруг нас». 1-й класс

Разделы: Музыка


Тема: “ Музыка вокруг нас”.

Цель урока: закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала, вокально-хоровых навыков по теме первого полугодия.

Задачи:

Образовательная:

  • Закрепление знаний о простых музыкальных формах – марш, танец, песня. Учить
  • понимать музыку, рассуждать о ней.

Развивающая:

  • Развивать музыкальный слух, ритмический, вокально-хоровые навыки и умения.

Воспитательная:

  • Воспитывать музыкальную культуру у учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней.

Музыкальный материал:

1. П.И. Чайковский “ Па-де-де” из балета “Щелкунчик” – слушание.

2. “Улыбка”, муз. В. Шаинского, сл.М. Пляцковского. – исполнение песни.

3. “Научи нас веселиться”, песня – игра.

4. “Сиртаки”, М. Теодоракис, греческий танец – слушание.

5. П. И. Чайковский “Детский альбом”, “Марш деревянных солдатиков” — слушание.

6. “Как под яблонькой”, импровизация на тему русской народной песни, (гусли), слушание.

7. Мелодия из оперы “Орфей и Эвридика”, К. Глюк, (флейта), слушание.

8. “Водят ноты хоровод…” муз. В.Герчика, сл. Н. Френкеля.

ТСО: Магнитофон, аудиозаписи, СD-диски.

Музыкальные инструменты: фортепиано.

Ход урока

Организационная часть урока.

1. Музыкальное приветствие: “Добрый день”.

Учитель аккомпанирует хоровому исполнению традиционного начала урока.

Добрый день (пропевает учитель по трезвучию до мажора — вверх)

Добрый день (пропевают ученики по трезвучию до мажора — вниз)

Говорим мы (пропевают ученики по трезвучию вверх)

Каждый день (пропевают ученики по трезвучию вниз)

Этими словами (пропевают ученики по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вверх)

Здороваемся с вами (пропевают ученики с 5-й ступени – вниз).

2. Учитель сообщает, что урок пройдёт в форме концерта по теме “Музыка вокруг нас”.

У: На протяжении первой и второй четверти мы учились слушать и слышать музыку, которая окружает нас каждый день, звуки, которые нас окружают. Сейчас я прочитаю для вас стихотворение, а вы ребята вспомните какие звуки, мы слышим вокруг себя.

3. Учитель читает стихотворение Е. Королёвой “Все на свете дети знают”.

Все на свете дети знают
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот.

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка,

Это звуки шумовые
Только есть ещё другие,
Ни шуршания, ни стука
Музыкальные есть звуки.

4. Учитель предлагает кратко ответить на вопросы:

У: О каких звуках вы услышали стихотворение?

Д: Шумовые и музыкальные.

У: Шумовые звуки мы можем слышать в природе, в окружающем мире. Назовите дети такие звуки. ( Можно использовать наглядность)

Д: Шум ветра, ручейка, пение птиц, крик петуха, стрекочет кузнечик, капель.

У: А где в жизни вы встречаетесь с музыкой?

Д: В концертном зале, театре, по радио, телевидении, в записях на магнитофоне.

У: Музыка имеет огромное значение в жизни человека. Она может влиять на человеческие чувства и настроение, передавать своё настроение.

Основная часть урока.

1. Учитель предлагает послушать детям фрагмент из известного им произведения.

У: Послушайте музыкальный фрагмент из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского, “Па- де- де” и скажите, какие чувства передала вам эта музыка? Какое впечатление произвела она на вас?

Д: Музыка спокойная, душевная, взволнованная, ласковая, красивая.

У: Скажите дети, а есть ли у музыки своя душа?

Д: Да, это мелодия,

У: Музыка словно живое существо: в ней бьётся сердце, стучит свой пульс.

В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда слышим песни, танцы, марши.

2. Учитель наигрывает мелодию песни, просит тех, кто узнает – начать петь.

Звучит песня В. Шаинского “Улыбка”.

Перед исполнением песни напомнить как должны себя вести дети во время пения сидя.

У:

“Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь.
Ноги в пол упри сильней, спинку выпрями скорей.
Руки, плечи всё свободно, петь приятно и удобно”.

Этапы вокально-хоровой работы: концертное хоровое исполнение песни под фонограмму.

У: Какое настроение передала вам эта песня?

Д: Весёлое, радостное и задорное.

3. Учитель предлагает послушать фрагмент греческого танца “Сиртаки”.

У: Ребята, а сейчас послушайте ещё один музыкальный фрагмент и вспомните, как называется это произведение. Слушая, подумайте, что можно делать под эту музыку.

Д: Это произведение называется “Сиртаки”. И под эту музыку хочется танцевать, (учащиеся могут вспомнить, что слышали эту музыку в мультфильме “Ну погоди!”).

У: А какие танцы вы ещё знаете?

Д: Полька, камаринская, вальс.

4. Детям предлагается исполнить в качестве разминки, выученную ими ранее песню-танец

“Научи нас веселиться”.

Если птицы распевают тут и там,
Если бабочки расселись по кустам,
Научи нас веселиться, покажи нам как резвиться,
А мы будем делать так же, как и ты:

(После 1,2 и 4-й строк – по два хлопка в ладоши).

Если выучил урок ты на зубок,
Да к тому ж ещё товарищу помог,
Научи нас веселиться, покажи нам как резвиться,
А мы будем делать так же, как и ты.

(После 1, 2 и 4-й строк — по два щелчка пальцами).

Если дома ничего ты не учил,
Если двойку на уроке получил,
Научи нас плакать, плакать, научи нас ахать, ахать,
А мы будем делать так же, как и ты.

(После 1, 2, и 4-й сток дети берутся руками за щёки и, покачивая головой, произносят: “Ай! Ай!”).

Если больно ты ушибся о косяк,
Если шишка на макушке, как кулак,
Научи ты нас не плакать, научи нас, как не ахать,
А мы будем делать так же, как и ты.

(После 1, 2 и 4-й строк – два раза топнуть ногой).

Если маме всю посуду перемыл,
И ни чашки, ни тарелки не разбил,
Научи нас веселиться, веселится и гордиться,
Мы будем делать так же, как и ты.

(После 1,2 и 4-й строк – два хлопка обеими руками по коленям).

Если в космос ты направился во сне,
Если бегал ты вприпрыжку по Луне,
Покажи, как ты резвился, как резвился, веселился,
А мы будем делать так же, как и ты.

(После 1,2 и 4-й строк – по два удара в ладоши. По окончании пения – повторение подряд щелчков).

В качестве помощи выбирается один ученик, который показывает последовательность движений, аккомпанемент исполняется учителем на фортепиано. При исполнении учитель следит, чтобы движения детей были ритмичными, выполнялись одновременно всеми детьми.

5. У: Следующий музыкальный фрагмент вы уже слушали на предыдущих уроках. Прослушав, назовите имя композитора, который сочинил его и название пьесы. (Используется портрет композитора).

Звучит “Марш деревянных солдатиков”, П. И. Чайковского.

6. Вопрос-загадка.

Учитель предлагает отгадать учащимся стихотворные загадки, в которых нужно вставить последнее пропущенное слово.

Говорят, характер резкий,
Говорят, он хулиган.
Нет, не верьте: он ритмичный,
Он трудяга….. (Барабан).

Играет и тихо, и громко,
Играет и быстро, и плавно.
Приглушённо может и звонко
Звучать наше…..(Фортепиано).

7. Прослушав музыкальное произведение, дети называют музыкальный инструмент, с которым они знакомились ранее на уроках. Звучит русская народная песня “Как под яблонькой”. (Гусли).

У: А с каким сказочным героем, который играл на гуслях, мы с вами уже знакомы? (Можно использовать наглядность из учебника-тетради “Музыка 1 класс” Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, если дети затрудняются вспомнить этого героя).

Д: Это герой из былины – Садко.

8. Учитель предлагает открыть учебник – тетрадь на странице 30, и, слушая фрагмент из музыкального произведения, определить, на какой из четырёх звучащих картин изображён инструмент, который сейчас звучит, (Картина — №2).

Звучит мелодия из оперы “Орфей и Эвридика”. (Флейта).

9. С целью закрепления звукоряда исполняется песня “Водят ноты хоровод..”, муз. В.Герчика, сл. Н Френкель.

Учитель наигрывает фрагмент мелодии песни, дети по звучанию вспоминают и называют песню.

Концертное хоровое исполнение песни.

Обобщение и итог урока.

1. Совместные выводы учителя и учащихся:

— На уроке мы говорили о звуках, которые нас окружают каждый день — музыкальные и шумовые.

— Шумовые звуки окружают нас каждый день в природе, а музыку мы можем услышать по радио, телевидению, в концертном зале, театре, кино, в записях на магнитофоне.

— В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда слышим песни, танцы, марши. (Дети их перечисляют).

— Чтоб услышать музыку нужны музыкальные инструменты (перечисляем)

— И для того чтобы записать музыку нужно знать музыкальную азбуку (звукоряд).

— Музыка живёт рядом с человеком, она помогает и в радости и в грусти. Она влияет на человеческие чувства и настроение. Без музыки существовать человек не может.

2. Анализ работы учащихся, попевка.

У: До свидания.

Д: Повторяют музыкальную фразу: “До свидания”.

Литература:

  1. Музыка: Учеб.-тетрадь для учащихся 1кл. нач.шк./Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2001. -80с.:ил.

3.03.2006

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Разработка урока по теме»Музыка вокруг нас»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Конспект открытого урока по музыке в 1 классе по теме:

Музыка вокруг нас”.

Учитель музыки

Хиясова Н.З.

Цель: Познакомить учащихся со спецификой урока музыки; научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы, правилам дыхания и пения.

Задачи:

Обучающие: пробуждать у детей желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока.

Развивающие: способствовать расширению кругозора; развивать детский голос, стремления петь в коллективе.

Воспитывающие: прививать музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке и музыкальным занятиям.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса, портреты композиторов: П.И.Чайковского, В.Я.Шаинского, музыкальные инструменты, таблицы, карточки с творческими заданиями, нотки-медальки.

Ход урока

Дети под музыку входят в кабинет музыки.

Учитель: Здравствуйте ребята! 

Дети: Здравствуйте!

Учитель: Я – Муза, покровительница искусств. Муза вдохновляет художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь, надежду. У каждой феи есть имя. Я.. (Ф.И.О.): учитель музыки и на уроках, мы с вами как по «лесенке» будем подниматься к мастерству и успеху. Я пришла к вам в гости из чудесной музыкальной страны. Музыка всегда “возникает” из тишины. Давайте послушаем тишину перед тем, как зазвучит музыка.

Какие звуки вы услышали? (ответы детей)

Учитель: Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий ропот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые. Только есть еще другие: Не шуршания, не стука – Музыкальные есть звуки. Е.Королева.

Учитель: Наш мир полон звуков, которые издают все предметы: шум листвы, дождя; столы, стулья при передвижении; ваши голоса на перемене…

Учитель: Как можно назвать все эти звуки? Дети: Шумовые.

Учитель: Какие еще могут быть звуки? Дети: Музыкальные.

Звучит фрагмент “Па-де-де” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского.

Учитель: Ребята, вам понравилась музыка? Какими словами можно ее охарактеризовать? Кто сочиняет для нас музыку?

Дети: Композитор.

Учитель: Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Показ портрета)

Учитель: Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей?

Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.

– Кто руководит оркестром? (дирижер)

– Что же будет с музыкой, если её никто не услышит?

Чтобы музыка была, её надо сочинить, затем исполнить, а затем услышать. То есть музыка существует для людей, а не только для тех, кто её пишет и исполняет.

– Что же необходимо, чтобы музыка существовала?

По мере ответов детей на доске появляются таблички с необходимыми компонентами существования музыки (композитор, исполнитель, слушатель).

Учитель: Ребята, я живу в музыкальной стране, в прекрасном Дворце. Сейчас закройте глаза, я поведу вас в чудесный мир музыки.

(Открыть доску с Домом-дворцом).

Учитель (музыкальная фея) поёт:

Этот теплый светлый дом,
С детства каждому знаком,
Все хотят сюда прийти,
Чтобы знания найти.
Здесь все рады вам всегда,
Ведь тут чудная страна…

Учитель: Чтобы с вами поближе познакомиться, я хочу вам предложить игру «Вопрос-ответ» – я буду задавать вопрос, а все будут отвечать да или нет. Но секрет этой игры в том, что вопросы музыкальные:

– Как тебя зовут? – Любите ли вы музыку? – Детские песни? – Вы любите танцевать? – Весёлая музыка, вам нравиться? – А грустная?

Учитель: Спасибо. А для меня музыка стала частью моей жизни. Предлагаю вам открыть окна этого Дворца, выполнив интересные задания, которые я для вас приготовила и вы узнаете мой секрет.

Задание № 1. Откроется 2 окно, если вы отгадаете загадки о музыкальных инструментах? Кто знает – поднимайте руку. (После ответов детей учитель показывает музыкальные инструменты)

1) В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. (Гармонь) 
2) От гармони он родился, С пианино подружился. Он и на баян похож. Как его ты назовешь? (Аккордеон) 
3) У этого инструмента Есть струны и педаль, Несомненно, это звонкий, Черный глянцевый … (Рояль) 
4) Опускаем молоточки На железные листочки, И летит веселый звон! Что звучит? (Металлофон)
5) Дед Егор еще не старый, Внуку сделал он подарок, И теперь у нас Ванютка Целый день дудит на … (Дудке)

Задание № 2. Отгадайте, что звучит? И я открою 4 букву.

Послушайте, как звучат эти инструменты. (Ложки, бубен, барабан, металлофон, пианино). Закройте глаза. Я буду играть на разных инструментах, а вы – угадывать, какой инструмент звучит.

Задание № 3. Следующее задание называется – «Кто, на чём играет?»

Внимание! Будьте готовы продолжить предложение: На гармошке играет – гармонист. На баяне – баянист. На гитаре – гитарист. А на балалайке? (балалаечник) А на скрипке? (скрипач) Хорошо! И с этим заданием справились. Открываем 6 букву.

Задание № 4. Приготовьтесь детвора, ждёт вас новая игра: «Шумит, поёт, играет», ваша задача: определить что шумит, что поёт, а что играет.

Например: Лес? – Что делает? – Шумит (потопайте ногами) Оркестр? – Что делает? – Играет (похлопайте руками) Хор? – Поёт (пойте звук «А»)

Слова для игры: гроза, певица, поезд, город, хоровод, соловей, рояль, холодильник, саксофон, самовар, ветер, вокальный ансамбль. Открываем 5 букву.

Задание № 5.

– А сейчас я предлагаю вам сыграть в интересную игру, для этого достаньте карточки, и послушайте правила игры.

Найдите картинки с музыкальными звуками. (На картинках изображены шумовые и музыкальные звуки). Открываем 3 букву.

Задание № 6.

Последнее задание называется – “Отгадай по голосу”. Ученик с закрытыми глазами должен узнать по голосу, кто из детей его зовёт.

В конце игр открываются все окна дворца, а там слово – МУЗЫКА.

Учитель: Ну, что ж, ребята вы справились со всеми моими заданиями и открыли все окна в этом дворце. Так называется чудесная страна, где я живу. И где будут проходить наши уроки. На уроках мы научимся правильному дыханию, которое поможет нам петь красиво и протяжно, узнаем, как бережно относиться к своему голосу, как сделать так чтобы он звучал чисто, будем танцевать, играть на музыкальных инструментах, раскрывать тайны “В мире Музыки”.

Учитель: На уроках музыки мы будем выполнять много различных заданий, а верным помощником в нашем путешествии в мир музыки будет наш учебник. Рассмотрите обложку. Что интересного вы заметили?

Дети: (Ответы детей.)

Учитель: Ребята, что бы научиться управлять своим голосом, нужно знать привила пения.

Правило №1. Перед тем как начать исполнять свои любимые песни нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. обязательно нужно распеться, разогреть голос.

Дыхательная гимнастика

– Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

Артикуляционная гимнастика

– “Футбол”: с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.

– “Вальс”: с закрытым ртом, делать круговые движения языком.

– “Туча” и “Солнышко”: вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке.

– “Лошадка”: “Цокать”, при этом губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера.

Учитель: После такой разминки мы готовы к пению.

(Учитель поёт определённые музыкальные фразы, и просит повторить их детей).

Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.

Правило № 2. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.

Чтобы вы легче смогли усвоить эти правила, я исполню вам песенку, которую вы может, и знаете. А вы слушайте, и выполняйте все, о чём поётся в песенке.

Песня «Петь приятно и удобно» слова В. Степанова, музыка В. Кистеня.

Если хочешь сидя петь. 
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей. 
Ноги в пол упри сильней.
Раз! Вдох! И запел, 
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно. 
Петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь – 
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.

Учитель: Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.

Правило № 3. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.

Учитель: Ребята, вы стали школьниками, и я предлагаю спеть песню о школе.

Песня: “Учат в школе”, музыка В.Шаинского

Учитель: Хорошая песенка?

А хотите узнать, как появляются хорошие песни. Тогда я вам открою 3 секрета.

Секрет №1. Хорошую музыку может сочинить только добрый и весёлый человек, а у скучного человека, ничего не получится.

Секрет №2. Весёлую песню надо сразу же подарить всем знакомым и друзьям.

Секрет №3. Хорошую песню нужно записать, чтобы не забывать.

Учитель: С помощью, каких знаков записывают музыку?

Для записи слов мы используем БУКВЫ, а для записи музыки используют НОТЫ. Какие вы знаете, ноты? Назовите их. Сколько их всего? Да, семь очень таинственное и важное число. Сколько дней в неделе? Сколько цветов радуги? Сколько чудес на свете? Сколько у Белоснежки гномов? Есть сказка «Волк и сколько: козлят?» Так сколько нот?

А теперь давайте с вами эти нотки пропоем. Поможет нам в этом следующая песенка.

Песня “До, ре, ми, фа, соль” Ан. Александров

(Педагог исполняет 1 куплет, а детей активизирует петь припев, то есть гамму)

После разучивания песни педагог берёт с фортепиано нотки медальки.

Учитель: А вот и нотки! Послушайте, о чём они просят?

Расставьте, пожалуйста, нас по местам,
Особый порядок, создайте вы, нам.
Чтоб мы как по лесенке, вверх поднимались,
А после по тем же ступенькам спускались!

(Дети под музыку бегают, c последним её аккордом выстраиваются в восходящем порядке звукоряда).

Учитель: Есть много замечательных детских песен, которые написал Владимир Шаинский (показ портрета). Сегодня с вами разучим одну из этих песен, вам она очень понравиться.

Песня “Вместе весело шагать” В. Шаинский (после разучивания, исполнить песню, импровизируя музыкально-пластические движения).

Учитель: Наша встреча подошла к концу! Вы мне очень понравились, а кому понравился наш урок, я прошу украсить мой дворец цветами, которые вы найдёте в конвертах. И я ещё долго буду помнить о таких чудесных детях (дети украшают дворец).

Учитель: Ребята, у меня есть сестры, добрые феи. Нас девять муз, каждая из которых имеет влияние на определённую область творчества. На следующих уроках я вас с ними познакомлю.

(В конце урока дети встают в круг).

Учитель: Что узнали нового на уроке? Чтобы музыка существовала, кто нужен? Для чего обязательно нужно распеваться? Как нужно сидеть и стоять во время пения? Какая самая лучшая награда для музыкантов?

Дети: Аплодисменты.

Учитель: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.

Дети под музыку выходят из кабинета музыки.

infourok.ru

Советы рукодельницам