Урок по теме «Семья и семейные отношения 5 класс»

Тема урока

СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Дата урока

20.10. 2014

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока

Дать представление о семье как частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека, способствовать формированию навыка составления своей родословной

Образовательные ресурсы

1. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. Ростов н/Д: Феникс, 2010.

2. Презентация «Семья».- Режим доступа:http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/25/semya._5_klass._fgos.ppt

3. Видеофрагмент « Что такое семья.- Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=SKUjIp5jWgI семья

План урока

1. Зачем люди создают семьи

2. Если семья не выполняет своих обязанностей

3. Какие бывают семьи

Личностно- значимая проблема

История семьи – страница истории Отечества

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Семья, поколения; родители, дети; права, обязанности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Эта

пы урока

Вре-мя

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятель

ность учащихся

Формы организа-

ции со-

взаимо-действия на уроке

Универсальные учебные действия

(УУД)

Формы контро

ля

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Мо

тива

ция к учеб

ной деяте

льнос

ти

2

Эмоциональ-ная, психоло-гическая и мотивоцион-ная подготов

ка учащихся к освоению изучаемого материала

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются са-мостоятель

но их формули

ровать

Фрон-тальная работа

Личностные: понимают необходимость учения

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительно

го обсуждения

2.Ак

туализа

ция зна

ний

7

Обсуждение эпиграфа к уроку. Презентация к уроку (слайд №1)

Беседа с учащимися.

Отвечают на вопросы
рассуждают,

Высказыва

ют собственное мнение

Фрон-тальная работа

Коммуникатив

ные: высказывают собственное мнение: слушают друг друга, дополняют ответы одноклассников.

Устные ответы

3.Изу

чение ново

го материала

19

Знакомство с притчей «Две семьи»

Презентация к уроку «Семья» (слайд №2), (слайд №3)

1.Зачем люди создают семьи.

Работа с учебником, с. 26-27.

Презентация к уроку «Семья» (слайд №6)

Презентация к уроку «Семья» (слайд №7)

Презентация к уроку «Семья» (слайд №8)

Работа с учебником, с. 26-27

Презентация к уроку «Семья» (слайд №9),

(слайд №10),

(слайд №11),

2. Если семья не выполняет своих обязанностей

3. Какие бывают семьи

Презентация к уроку «Семья» (слайд №12)

Знакомит с притчей

— В чем смысл этой притчи?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

— Что такое семья?

— Чем все семьи похожи?

— Что отличает одну семью от другой?

— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы.

Почему большинство людей создают семью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку? Какую семью можно считать счастливой?

— Рассмотрите иллюстрации на с. 26-27 учебника.

— Что их объединяет?

—-Какие из событий напоминают о твоей семье?

Ключевым словом нашего урока является слово семья. Большинство людей имеют семью, поэтому важно понимать, зачем ее создают, по каким законам она развивается, какой бывает. Давайте попробуем дать определение СЕМЬЕ

—Расскажите, как появилась ваша семья?

Учитель обобщает ответы учащихся.

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

-Что является основой такой семьи?

Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

—Какие функции выполняет семья?

—Проанализируйте каждую функцию. Приведите примеры.

Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.

— Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения государства.

— Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.

— Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.

— Что значит находиться под защитой государства, с точки зрения данного кодекса.

— Как вы понимаете фразу: «Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?

Давайте составим портрет благополучной и неблагополучной семьи. Вы можете использовать слова из списка-подсказки, в котором перечислены черты этих двух семей. Отберите качества, которыми, с вашей точки зрения, должна обладать та или иная семья.

Список-подсказка: злобность, дружелюбие, лень, заботливость, внимательность, любовь, зависть, ворчливость, строгость, неуступчивость, верность.

Чтобы никто не мог нарушить ваши права, вы должны их хорошо знать.

— Работая с текстом учебника на с. 28 и дополнительным материалом, назовите свои права и дайте их характеристику.

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

— Работая с материалом учебника на с. 29, заполните таблицу.

Знакомятся с притчей, рассуждают,

отвечают на вопросы.

Рассказывают о своей семье, привычках, традициях, совместных занятия

Предлагают свои определения. Записывают определение в тетрадь.

Делятся историей возникновения своих семей.

Анализиру

ют,

схему, высказывают свое мнение, приводят примеры.

Записывают схему.

.

Обсуждают, дают ответ.

Подбирают из учебника необходимый материал, высказывают свою точку зрения.

Находят в тексте материал,

обсуждают вопросы, приходят к единому выводу

Предлагают свои ответы, заполняют таблицу.

Фрон-тальная работа

Фрон-тальная работа

Фрон-тальная работа

Фрон-тальная работа

Фрон-тальная работа

Фрон-тальная работа

Личностные: оценивают жизненные ситуации; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; адекватно понимают причины успешности /неуспешности учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; определяют последовательность промежуточных целей; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки, обобщают полученную информацию.

Коммуникатив

ные: проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; ставят вопросы, формулируют свои затруднения

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

1

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4.Пер

вич

ное осмысле

ние и закрепле

ние изученного

7

Просмотр видеофраг

мента

-Что значит счастливая семья?

Выполняют задание

Работа в парах

Познавательные: осуществляют отбор необходимой информации

Регулятивные: используют материал учебника и рабочей тетради.

Проверка выполнения заданий

5.Ито

ги урока

Рефлексия

7

Обобщение полученных на уроке сведений

-Сколько поколений живет в вашей семье?

— Кто является членом семьи?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональ

ное состояние на уроке

Фрон-тальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее зада

ние

2

П.3;вопросы,

задания

Конкретизирует домашнее задание

— Подберите поговорки и пословицы о семье.

— Составьте свое родословное древо.

Записывают домашнее задание

Индиви

дуальная работа

infourok.ru

Конспект урока по обществознанию 5 класс «Семья и семейные отношения»

Семья и семейные отношения.

Семенкова Евгения Александровна., МОУ «Осташёвская СОШ» с.Осташёво

Урок составлен в рамках Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 5-9 классы. Авторы – Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Москва, «Просвещение», 2016г.

Цели: 

  1. дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;

  2. объяснить, зачем люди создают семьи;

  3.  охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье;

  4. раскрыть значение понятий семья, счастливая семья.

Задачи  урока:  

 Предметные: давать характеристику семейных отношений

 Метапредметные: — сформировать  навыки сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение;

 Личностные : способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.  

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход урока

1. Организационный момент:  Добрый день, ребята! Я рада видеть вас здесь.

2 . Этап актуализации знаний

Знакомлю учащихся с притчей о семье и организует беседу по вопросам.

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: «Любовь», «Терпение» и «Прощение». «И это все?» — удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

— О чем эта притча? В чем ее смысл?

— Что такое семья?

— Чем все семьи похожи?

— Что отличает одну семью от другой?

3. Этап целеполагания

— Как вы думаете, какое отношение имеют эти вопросы к нашему уроку? Что мы сегодня будет изучать? (ответы детей)

Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях.

Тема урока «Семья и семейные отношения»

— Какую цель мы перед собой ставим? Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске

Цель: узнать что такое семья, семейные отношения.

4. Работа по теме уроков

— Рассмотрите иллюстрации на с. 26-27 учебника.

— Что их объединяет? (Ответы учеников.)

Ключевым словом нашего урока является слово семья. Большинство людей имеют семью, поэтому важно понимать, зачем ее создают, по каким законам она развивается, какой бывает. Обсудим это на нашем уроке.

4. 1. Зачем люди создают семьи

Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье».

— Как вы понимаете это высказывание?

— Согласны ли вы с ним?

(Ответы учеников.)

Семья – важнейшая часть жизни любого человека.
Давайте попробуем дать определение слову «семья». Начало я вам подскажу:

«Семья – это группа людей, связанная отношениями…» Какими отношениями связана семья? Как понять, что перед нами именно семья, а не какая-нибудь иная социальная группа? Какой признак семье является самым важным?
Как показывает практика, учащиеся не сразу приходят к правильному ответу, предлагая самые различные варианты. Среди них могут быть такие:
Любовь.
Это признак семьи, но не самый главный. Влюбленные не обязательно образовывают семью.
Общее хозяйство.
Это признак семьи, но не самый главный. Студенты в общежитие живут и питаются вместе, но семьей не являются.
Совместный отдых.
Это признак семьи, но не самый главный. Друзья часто гуляют и отдыхают вместе, но семейными отношениями это назвать нельзя.
Воспитание детей.
Это признак семьи, но не самый главный. Воспитательницы в детских учреждениях тоже заботятся о детях, но родителями от этого не становятся.
Если учащиеся в своих рассуждениях так и не называют правильного ответа, можно задать им следующий наводящий вопрос: «Кем является ребенок по отношению к своим родителям, брат по отношению к сестре, муж по отношению к жене? Каким общим словом можно назвать их всех?»
После этой подсказки учащиеся уже быстро называют правильный ответ: «
Родственники! В основе семьи лежат отношения родства».
Запись в тетради:

Семья – это группа людей, связанная отношениями родства. (по браку, по крови)

— Ребята, а как образуется семья?

— когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является любовь, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

Бывают и другие семьи. Когда семью объединяют родственники, например одинокие сестры, бабушка и внуки, тети и их племянники. Основой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о малых и стариках.

— в чем главное предназначение семьи?

+ семья – обязательная часть любого общества, любого государства. Главное ее предназначение состоит в том, чтобы не иссякал род человеческий, появлялись все новые поколения, развивалось общество.

Физминутка

Моя семья.

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре                      (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?         (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять             (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать                  (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра               (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка           (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я —             (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья.                     (хлопаем в ладоши)

— Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.

Семья

  • Рождение детей

  • Воспитание нового поколения

  • Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь

  • Физическая, экономическая, психологическая защита

  • Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)

— Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.

(Проводится дискуссия.)

— Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.

(В ходе проверки выполнения задания на доске составляется схема.)

Запись в тетради: Государственная поддержка семьи:

  • Строит детские сады

  • Материально обеспечивает школы

  • Заботится о благополучии семей

  • Выплачивает материнский капитал

  • Осуществляет помощь многодетным семьям

  • Помогает семьям приобрести жилье


А теперь, ребята, посмотрите на записанный список и ответьте искренне: достаточные ли меры принимает государство для того, чтобы российские семьи не испытывали материальных проблем с воспитанием своих детей?
Учащиеся высказывают свои субъективные мнения.

А сейчас вы сыграете роль юристов-консультантов, которые объясняют членам молодой семьи их права. Чтобы провести полноценную консультацию, нам надо самим хорошо знать российское законодательство.

— Откройте с. 28 учебника, прочитайте фрагмент Семейного кодекса Российской Федерации и поясните молодой семье, что значит находиться под защитой государства, с точки зрения данного кодекса.

(Ученики выполняют задание.)

— Как вы понимаете фразу: «Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?

(Ответы учеников.)

4. 2. Если семья не выполняет своих обязанностей

К сожалению, бывает и так, что семья не выполняет своих обязанностей.

Откройте учебники на стр.28. Прочитайте пункт «Если семья не выполняет своих обязанностей» и ответьте на вопросы.

  1. Приведите примеры семей, которые не выполняют своих обязанностей.

  2. Что нарушает такая семья?

+Конституцию – основной закон государства.

— Показ Конституции.

3. Какие права вы имеете как несовершеннолетний ребенок?

  • право ребенка жить и воспитываться в семье

  • Право знать своих родителей, право на их заботу о себе

  • Право на совместное с ними проживание

  • Право общаться с обоими родителями, другими родственниками

  • Право на имущество

4.Какое наказание ждет родителей, которые не выполняют свои обязанности?

+ их суд может лишить родительских прав.

— Молодцы, вы справились с этим заданием.

— Какие два главных документа защищают семью?

+Семейный кодекс РФ и Конституция РФ.

4.3 . Какие бывают семьи

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

— Работая с материалом учебника на с. 29, заполните таблицу.

Виды семей

Вид семьи

Характеристика

Двухпоколенная

В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети

Трехпоколенная

В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки

Четырехпоколенная

В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки

Неполная семья

По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей

(Проверка выполнения задания.)

5. Закрепление изученного материала

Давайте подведем итог изученного материала: Зачем же люди создают семьи? И что семья дает человеку? (ответы)

Сейчас, я вам буду зачитывать предложения, если вы согласны с этим утверждением – то хлопаем в ладоши. Если не согласны – сидим молча

  1. Главная функция семьи рождение и воспитание детей.

  2. Государство никак не заботится о семье.

  3. Материнский капитал может быть использован на оплату образования ребенка.

  4. Четырехпоколенной называется семья, в которой живут двое родителей и двое детей.

  5. Ребенок имеет право общаться с обоими родителями.

  6. Ребенок не имеет права жить и воспитываться в семье.

6. Домашнее задание § 3 учить, вопросы. Рисунок «Мои семейные традиции»

7. Этап рефлексии учебной деятельности

— Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.

  • На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).

  • Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).

  • Урок мне показался… (коротким / длинным).

  • За урок я (не устал(а) /устал(а)).

  • Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).

  • Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).

infourok.ru

§4. Семейное хозяйство — Ответы учебник Боголюбова 5 класс

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Что такое домашний труд?




2. Какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?



3. Для чего нужно семейное хозяйство?



4. Кого считают рачительным хозяином?



5. Каковы источники экономии в домашнем хозяйстве?



6. Что должен знать и уметь рачительный хозяин?


В КЛАССЕ И ДОМА

1. В каких пословицах и поговорках народ выразил свое отношение к труду, трудолюбию, хозяину дома? Какие пословицы учат разумно вести домашнее зозяйство?



2. У дяди Федора есть дом в деревне Простоквашино и квартира в городе. В чем разница между этими жилищами? В чем преимущества и недостатки проживания в каждом из домов? Сравни домашнее хозяйство городского и сельского жителя.




3. Сформулируй свои правила ведения домашнего хозяйства.



4*. Подготовь рассказ о роли техники в быту.

Бытовая техника играет немаловажную роль в жизни каждого современного человека. С первых дней рождения человек прямо или косвенно контактирует с бытовой техникой, пользуется продуктом бытовой техники. Сколько часов вы можете обойтись без бытовой техники? Сколько раз в день мы подходим к холодильнику, включаем микроволновку, утюг, тостер, стиральную машину? Современный городской житель избалован бытовой техникой и беспомощен без нее. Нам трудно представить вечер без телевизора, компьютера, без разговоров по мобильному телефону, мы привычно бросаем белье в стиральную машинку и забываем о нем, пока белье не выстирается в машинке. Мы выбираем технику по цене, энергопотреблению, мощности, цвету корпуса, по дизайну, по принадлежности техники к той или иной торговой марке. Зачастую мы отдаем предпочтение одной-двум маркам бытовой техники, которые служат нам много лет, зарекомендовали себя лучшим образом, удобны в эксплуатации и ремонте или просто из-за своего консерватизма. Каждый год на рынке бытовой технике появляются новые имена, разрабатываются новые модели, меняется дизайн старых марок, появляются абсолютно новая бытовая техника, в корне отличающаяся по своим функциям, параметрам, возможностям. Мы стремимся улучшить свой быт посредством приобретения все новых и новых агрегатов. А тут еще и новое веяние нашего времени. Дарить малую бытовую технику уже стало традицией. Мы дарим родным и друзьям фены, утюги, тостеры, фритюрницы и фондющницы, электрочайники и электрокофеварки, миксеры и блендеры, соковыжималки и кухонные комбайны, електрогрелки и електрозажигалки, и еще много-много различных бытовых мелочей, созданных для того, чтобы облегчать наш труд, улучшать наш быт, баловать нас и экономить наше время на более важные и приятные дела.



5. Костя пригласил на свой день рождения восемь одноклассников. Помоги ему составить меню и рассчитать стоимость праздничного обеда.



6. В предложенном перечне выдели предметы первой необходимости и предметы роскоши: телевизор, джинсы, настенные часы, холодильник, видеомагнитофон, книги, посудомоечная машина, хрустальная люстра, комнатные цветы. Обоснуй свой выбор.



7. Какие из перечисленных обязанностей ты выполняешь: мытье посды, чистка картошки, мелкий ремонт бытовой техники, мытье окон, стирка белья, сервировка стола, чистка обуви, покупка мебели, выпечка пирогов, уход за домашними животными, глажка белья?



8. Оцени себя как рачительного хозяина. Как ты относишься к своим вещам, книгам, окружающим предметам? Чему тебе еще необходимо научиться, чтобы стать хорошим хозяином?



9*. Выполни проект «Экономия семейных ресурсов»: определи, на чем можно сэкономить?1) На досуге.
2) На покупке брендовых вещей.
3) На дорогостоящих продуктах.
4) На коммунальных услугах (выключать свет, выходя из комнаты; экономить воду).

poobschestvu.ru

Параграф 3. Семья и семейные отношения

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

Презентация к уроку Семья и семейные отношения 5 класс

Семья и семейные отношения.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует.

Говорит мужу: — Пойди посмотри, как у них так все гладко получается.

Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет. В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу,

та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу: — Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила. — Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.

Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему: — Ну что ты так долго? Посмотрел? — Да! — Ну и как там у них? — У них все виноваты, а у нас все правы.

В чем смысл этой притчи?

Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

Что такое семья?

Чем все семьи похожи?

Что отличает одну семью от другой?

Тема нашего урока:

«Семья и семейные отношения»

Предположите, о чем пойдет речь на уроке?

Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

План:

  • Зачем люди создают семьи.
  • Если семья не выполняет своих обязанностей.
  • Какие бывают семьи.

Мудрые говорят:

«Любая дорога начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится человеком только в семье»

Как вы понимаете это высказывание?

Согласны ли в с ним?

Зачем человеку семья?

Семья строится на взаимной любви.

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет — так и горя нет.

Согласье в семье — достаток в дому, раздоры в семье — пропадать всему.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Добрая семья прибавит разума-ума.

В своей семье не велик расчет.

Вся семья вместе — так и душа па месте.

В родной семье и каша гуще.

За общим семейным столом еда вкуснее.

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак

Основа такой семьи:  взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей

В других семьях происходит объединение на родственной основе (бабушка и внуки, тетя и племянники и т. д.)

Основа такой семьи : желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках

Семья

Рождение детей

Воспитание нового поколения

Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь

Физическая, экономическая, психологическая защита

Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)

Государство

Строит детские сады

Материально обеспечивает школы

Заботится о благополучии семей

Выплачивает материнский капитал

Осуществляет помощь многодетным семьям

Помогает семьям приобрести жилье

Как вы понимаете фразу : «Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?

Портрет благополучной и неблагополучно семьи.

Слова – подсказки:

Злобность,

Дружелюбие,

Лень,

Заботливость,

Внимательность,

Любовь,

Зависть,

Ворчливость,

Строгость,

Неуступчивость,

Верность.

Конституция РФ

Статья 38.

  • Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  • Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
  • Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителей.

Статья 43.

  • Каждый имеет право на образование.
  • Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  • Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  • Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  • Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Закон признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет.

Ребенок имеет право:

  • На общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами
  • на защиту от злоупотреблений родителей ( может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, с 14 лет – в суд)
  • на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов
  • На выступление в ходе судебного разбирательства ( с 10 лет учет мнения ребенка обязателен)
  • на участие в решении вопроса о своей фамилии ( с 10 лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка)
  • с 6 лет совершать самостоятельно мелкие сделки ( например, что-то покупать в магазине, принимать подарки)
  • с 14 лет на большую свободу действий ( появляется личное имущество, которым он может свободно распоряжаться)

Виды семей

Двухпоколенная — в семье живут только родители (мать, отец) и их дети.

Трехпоколенная — в семье живут три поколения ( дети, родители, родители родителей – бабушки и дедушки.

Четырехпоколенная — дети, родители, бабушки и дедушки и прабабушки и прадедушки.

Неполная семья – по каким – то причинам в семье отсутствует один из родителей.

— Почему человек без семьи считался обиженный Богом и судьбой?

— Кто являлся главой семьи?

— Почему ругань, зависть, своекорыстие были лично невыгодны для всех членов семьи?

— Кто такая  большуха ?

— Справедливо ли такое название?

— Сравните сегодняшний уклад семьи с тем, который описал В. Белов.

— Как распределяются обязанности в современной семье?

Физминутка

Игра «Угадаем — не угадаем?»

Загадка 1.  Русская пословица гласит: «Жить для себя — тлеть, для семьи — … (пропущен глагол), а для народа — светить». Назовите пропущенный глагол.

Загадка 2.  О какой русской игрушке говорит эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

Загадка 3.  Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?

Загадка 4.  Как называется семья львов?

Загадка 5.  Самые «семейные» грибы — это…

  • На уроке я работал (а)… ( активно / пассивно ).
  • Своей работой на уроке я… ( доволен (довольна) / недоволен (недовольна) ).
  • Урок мне показался… ( коротким / длинным ).
  • За урок я ( не устал(а) /устал(а) ).
  • Мое настроение… ( стало лучше / стало хуже ).
  • Материал урока мне был… ( полезен / бесполезен

Дом, как известно всем давно –

Это не стены, не окна,

Это не стулья со столом

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Еле живым.

Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

videouroki.net

Урок обществознания 5 класс «Семья и семейные отношения»

Разгадайте кроссворд

1

2

3

4

5

  • Кем приходится жена сына его родителям?
  • Кем тебе приходится отец твоего отца?

Разгадайте кроссворд

Т

1

А

Н

К

С

Е

В

Е

2

3

4

5

  • Кем приходится жена сына его родителям?
  • Кем тебе приходится отец твоего отца?

Разгадайте кроссворд

Т

1

А

Н

К

С

Е

В

Е

Е

Д

Д

2

3

4

5

  • Кем приходится жена сына его родителям?
  • Кем тебе приходится отец твоего отца?
  • Кем ты приходишься своей тётке?

Разгадайте кроссворд

К

Е

1

Н

Т

А

В

Е

С

Д

Е

Д

2

Л

П

Н

И

М

К

Я

Е

Н

3

4

5

3. Кем ты приходишься своей тётке?

  • Кем для матери жены приходится мать мужа?
  • Кем приходится муж дочери её родителям?

Разгадайте кроссворд

К

Е

1

Н

Т

А

В

Е

С

Д

Е

Д

2

Л

П

Н

И

М

К

Я

Е

Н

3

А

Я

В

С

Т

Ь

4

5

3. Кем ты приходишься своей тётке?

  • Кем для матери жены приходится мать мужа?
  • Кем приходится муж дочери её родителям?

Разгадайте кроссворд

К

Е

1

Н

Т

А

В

Е

С

Д

Е

Д

2

Л

П

Н

И

М

К

Я

Е

Н

3

А

Я

В

С

Т

Ь

4

З

Т

Ь

Я

5

3. Кем ты приходишься своей тётке?

  • Кем для матери жены приходится мать мужа?
  • Кем приходится муж дочери её родителям?

СЕМЬЯ

и

семейные отношения

План:

  • Зачем люди создают семью.
  • Если семья не выполняет своих обязанностей.
  • Какие бывают семьи.

Почему большинство людей создают семью?

Что семья даёт человеку?

Нужна ли семья ребёнку?

Что человек даёт семье?

СЕМЬЯ – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, интересов, взаимной помощью и ответственностью.

МУДРЫЕ ЛЮДИ ГОВОРЯТ:

«Любая дорога начинается с первых шагов,

здание с фундамента, а человек становится

человеком только в семье».

  • Как вы понимаете это высказывание?
  • Согласны ли вы с ним?

Игра «Перевоплощение»

ЗАЧЕМ НУЖНА СЕМЬЯ?

1

3

2

от имени детей

от имени

бабушек и дедушек

от имени родителей

Семья объединяет людей, которые являются друг другу кровными родственниками

Они живут в одном доме и ведут общее хозяйство.

Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, которое объединяет её членов.

ЛЮБОВЬ

СЕМЬЯ

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак

В других семьях происходит объединение на родственной основе (бабушка и внуки, тётя и племянники и т.д.)

Основа семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей.

Основа такой семьи: желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках

Задание: представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами.

СЕМЬЯ

СЕМЬЯ — обязательная часть любого общества, любого государства.

Какое предназначение имеет семья, с точки зрения государства?

ИГРА «ЦЕПОЧКА» назовите виды помощи, которые государство оказывает семьям.

ГОСУДАРСТВО

Строит детские сады

Материально обеспечивает школы

Заботится о благополучии семей

Выплачивает материнский капитал

Помощь многодетным семьям

Помогает семьям приобрести жильё

Царь Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.)

Законы этого царя требовали обязательного заключения брачного договора, который записывался на глиняной табличке.

Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Синквейн

1. Семья.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Короткое предложение по теме.

5. Существительное.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 3, стр. 26 – 28

составить генеалогическое древо

(по шаблону)

multiurok.ru

Урок обществознания в 5 классе «Виды семей»

Урок обществознания в 5 классе № 8. Виды семей.

Цели: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые понятия семья, поколение, научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные УУД: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Повторение основных понятий.

— Что такое семья?

— Какая основная функция семьи? Зачем люди создают семьи?

Работа по теме урока.

Слово учителя. Беседа.

Семьи образуются по-разному. Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.

(Проверка выполнения задания.)

Итак, любое государство в первую очередь заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Даже в глубокой древности осознавали важность этого.

В нашей стране существует система законов, которые стоят на страже семьи.

А сейчас вы сыграете роль юристов-консультантов, которые объясняют членам молодой семьи их права. Чтобы провести полноценную консультацию, нам надо самим хорошо знать российское законодательство.

Работа с учебником.

Откройте с. 28 учебника, прочитайте фрагмент Семейного кодекса Российской Федерации и поясните молодой семье, что значит находиться под защитой государства, с точки зрения данного кодекса.

(Ученики выполняют задание.)

Как вы понимаете фразу: «Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?

(Ответы учеников.)

Если семья не выполняет своих обязанностей

Но не все семьи выполняют свои обязанности. Давайте составим портрет благополучной и неблагополучной семьи. Вы можете использовать слова из списка-подсказки, в котором перечислены черты этих двух семей. Отберите качества, которыми, с вашей точки зрения, должна обладать та или иная семья.

Список-подсказка: злобность, дружелюбие, лень, заботливость, внимательность, любовь, зависть, ворчливость, строгость, неуступчивость, верность.

(Проверка выполнения задания.)

В неблагополучных семьях злоупотребляют спиртными напитками, а способы воспитания детей жестокие, грубые, унижающие человеческое достоинство. В таких случаях мы говорим, что семья не выполняет своих обязанностей ни перед своими родными и близкими, ни перед государством. А значит, нарушает Основной закон нашей страны — Конституцию РФ.

Работа со статьями Конституции РФ.

Познакомьтесь с выдержками из Конституции Российской Федерации о защите семьи.

Статья 38

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 43

Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Чтобы никто не мог нарушить ваши права, вы должны их хорошо знать.

Работая с текстом учебника на с. 28 и дополнительным материалом, назовите свои права и дайте их характеристику.

(Проверка выполнения задания.)

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

Какие бывают семьи

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

— Работая с материалом учебника на с. 29, заполните таблицу.

Виды семей

Двухпо

коленная

В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети

Трехпо

коленная

В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки

Четырех

поколен

ная

В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки

Неполная

семья

По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей

(Проверка выполнения задания.)

В старину трехпоколенные семьи были весьма распространены, особенно в сельской местности.

Обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 31 учебника.

Внимательно прочитайте описание сельской семьи северных губерний России.

(Ученики выполняют задание.)

Почему человек без семьи считался обиженный Богом и судьбой?

Чем скреплялась многопоколенная семья?

Кто являлся главой семьи?

Какие качества цементировали эту семью?

Почему ругань, зависть, своекорыстие были лично невыгодны для всех членов семьи?

Сравните сегодняшний уклад семьи с тем, который описал В. Белов.

Как вы думаете, за какой семейный труд отвечал хозяин — мужчина, глава дома и крестьянской семьи?

А что входило в обязанности хозяйки?

Как распределяются обязанности в современной семье?

(Ответы учеников.)

Мы с вами узнали о неполной семье.

Означает ли это, по вашему мнению, что такая семья хуже полной?

При ответе опирайтесь на репродукцию картины, представленную на с. 30 учебника, и вопросы к ней.

(Ответы учеников.)

Закрепление изученного материала.

Выскажите свое мнение о следующих выражениях.

Жену люби, как душу, а тряси, как грушу. (Русская пословица)

Злой собирает палки, глупый набирает жен. (Казахская пословица)

Семьей называют группу людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы. (Этьен Рей)

Семья всегда будет основой общества. (Оноре де Бальзак)

(Проверка выполнения задания.)

Все мы мечтаем создать счастливую семью. Предлагаю вам выполнить проект под названием «Дом счастья».

В этом доме, естественно, будет проживать счастливая семья. Разделитесь на небольшие группы, обсудите проблему и предложите тот «строительный материал», из которого будет состоять ваш дом.

(Выполнение задания. Группы могут предложить следующие «кирпичики».)

Зарисовывается на доске и в тетрадях.

Традиции. Любая семья должна придерживаться традиций, которые передаются из поколения в поколение. Например, традиции праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т. д.

Взаимопомощь. В семье должно быть взаимное уважение взрослых и детей. Начинается оно с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.

Дружба. Она воодушевляет и окрыляет, дает каждому члену семьи почувствовать себя счастливым.

Трудолюбие. Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. Благодаря трудолюбию семья живет долго и счастливо.

Здоровье. Это одна из важнейших жизненных ценностей. «Все в твоих руках», — утверждал один мудрец. Человек выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье всем членам семьи.

Красота. Человек всегда стремился к прекрасному и эстетичному.

Чистота. Это залог здоровья и необходимое условие комфорта. Чтобы в доме было тепло и уютно, нужен элементарный порядок.

Понимание. Для человека важны хорошие отношения с каждым членом семьи. Стремление к пониманию друг друга — основа любой семьи: «Счастье — это когда тебя понимают».

Уважение. Уважение к другому человеку, к его переживаниям — ведущее требование взаимоотношений между людьми, в том числе между членами семьи.

Любовь. Любить — значит понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, жить дружно и счастливо. «Тайна сия велика есть», — говорили древние о любви.

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши.

Наша крыша называется «хорошее настроение».

Вот мы и построили дом, где живет счастливая семья.

Согласитесь, не всегда легко выстроить такой дом.

Послушайте внимательно притчу.

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.

Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, в селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди.

Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ и ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

И все?

Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И, подумав, добавил:

И МИРА тоже.

О чем эта притча?

Чему она вас научила?

Как бы вы ее назвали?

Подведение итогов уроков. Рефлексия.

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.

• На уроке я работал(а)… (активно / пассивно).

Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).

Урок мне показался… (коротким / длинным).

За урок я (не устал(а) / устал(а)).

Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).

Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).

Домашнее задание.

Прочитать § 3, с. 26—32 учебника.

infourok.ru

Советы рукодельницам