Хохломская роспись своими руками — ikirov.ru
Яркая, сочная, интересная хохломская роспись сразу привлекает к себе внимание.
Мастерам росписи приходится долго учиться, чтобы уловить особенности этих легких штрихов, изящных травинок и потрясающих воображение птиц. Тем не менее, научиться хохломской росписи можно. Необходимо отточить владение основными элементами, а остальное придет с опытом.
Немного о хохломе
Как известно, хохлома — это декоративная роспись по дереву. Данный художественный народный промысел зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области. В XX же веке промысел «переместился» в село Семино и город Семенов, где по сей день хохломской росписью занимаются в фабричных масштабах.
Отличительная черта хохломы — растительный орнамент, выполненный черной и красной краской на золотом фоне. Естественно, это не настоящее золото. Подоный эффект достигается, когда на посуду наносят оловянный порошок, а потом обжигают в печи.
Хохломская роспись может осуществляться двумя способами. Первый — это «верховая» роспись, когда сначала закрашивают фон, а сверху наносят рисунок. Второй — роспись «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется черной краской.
Хохломская роспись выполняется тонкой кистью и только вручную. Поэтому двух абсолютно одинаковых орнаментов быть не может. Расписывают самые разные вещи: посуда, ложки, подносы и даже некоторые элементы мебели.
Основные элементы хохломской росписи
Есть несколько «фирменных» элементов, присутствие которых обязательно в хохломском узоре. Из этих элементов и складываются более сложные фигуры.
-«Осочки» (рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз)
-«Травинки» (мазки с небольшим плавным утолщением)
-«Капельки» (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия)
-«Усики» (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль)
-«Завитки» (то же, что и «усики», но с легким нажимом-утолщением в середине элемента)
-«Кустик» (комбинация симметрично расположенных «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»)
-«Ягодки» (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины, клубники или крыжовника; рисуются печаткой-тычком или кистью, а после подсыхания «разживляются» желтым цветом.
Обучение
Простыми словами невозможно объяснить, как же создаются эти элементы узора и как они складываются в готовый узор. Поэтому предлагаем посмотреть несколько видео с мастер-классами по рисованию некоторых элементов хохломского узора. Смотрите, учитесь, пробуйте. И помните, что без практики никакое мастерство не возможно.
www.ikirov.ru
Упражнения для изучения хохломской росписи
Л.В.Орлова, «Хохломская роспись»
Здесь даны основные приемы хохломской росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор, до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.
Для начала работы надо иметь:
1) краски гуашевые желтого, красного, зеленого и черного цветов;
2) кисти беличьи №2 и №3;
3) банку с водой;
4) мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;
5) листок белой плотной бумаги или белую мелкую тарелку без узоров, которая будет служить палитрой.
Упражнение 1. Узор «травка»
Учимся рисовать простейшие элементы травяного орамента. Выполняйте упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка».
В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.
В упражнение включены главные элементы «травки»:
«Осочки»- самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.
«Травинки»- Это мазки с небольшим плавным утолщением.
«Капельки»- рисуют приемом прикладывания кисти к бумаге.
«Усики»- рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки»- выполняются с легким нажимом в середине элемента.
«Кустик»- это наиболее сложный элемент «травки». Он состоит из симметрично расположенных более простых элементов- осочек, травинок, капелек, усиков и завитков.
Упражнение 2. «Подарок для мишутки»
Во всех заданиях на импровизацию сначала рассматривают роспись, выполненную мастером, затем самостоятельно расписывают рисунок изделия.
Рассмотрите чашку с травяным узором, выполненную мастером. Праздничный и торжественный колорит росписи придается сочетанием золотого, красного и
черного цветов. Самостоятельно придумайте и украсьте ложку элементами травного орнамента, используя два цвета- черный и красный.
Упражнение 3. Травный орнамент
Цель упражнения- постепенно, методом от простого к сложному, научиться рисовать сложный травный орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов.
Сначала упражняйтесь в наведении ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля»- «завиток», имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и черных «кустиков».
Упражнение 4. Роспись чашки
Рассматривая солонку с травным узором, обращайте внимание на ритмичное чередование элементов орнамента. Плавное течение ведущей линии- «криуля» подчеркивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.
Украсьте чашку травным орнаментом, самостоятельно наводя ведущий стебель и используя ранее изученные элементы травного орнамента.
Упражнение 4. Роспись чашки
В хохломском узоре «листочки», кроме красного и черного цветов используются также зеленый и желтый.
Упражнение 6. Роспись салфетницы
Рассматривая работу мастера, обращайте внимание на расположение ветки с осенними листочками. Свободное расположение листочков, травки подчеркивает форму изделия, придает легкость и пышность узору.
Упражнение 7. Узор «ягодки»
Учитесь рисовать узоры кистью и печаткой- тычком. Тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачиваетсяв тугую трубочку.
Ягоды брусничка, смородинка и рябинка рисуются печаткой- тычком.
Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.
Упражнение 8. «Уточка- солонка»
Распишите изделие кистью и печаткой- тычком, используя «разживку» и другие приемы росписи.
Упражнение 9. Орнамент с «ягодками» и «листочками»
Упражняйтесь в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу.
Упражнение 10. Вазочка для цветов
Рассматривая вазочку, расписанную мастуром, обратите внимание на соответствие узора и формы предмета. Ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.
Самостоятельно придумайте и распишите вазочку, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета.
Упражнение 11. «Золотые травы России»
Это итоговое упражнение начального уровня. В этом упражнении используйте все ранее изученное. Самостоятельно украсьте красные и желтые лепестки и цветки раснообразными хохломскими узорами. Затем эти заготовки можно вырезать и сделать из них аппликацию в виде красочного хохломского букета. Букет будет более красивым и пышным, если дети дополнят его легкими веточками травки.
При желании сделать большой букет, можно вырезать аналогичные заготовки из цветной, желтой или красной, бумаги и затем украсьте их по своему вкусу.
Коллективная работа. «Хохломской букет»
В качестве итогового задания можно создать коллективную работу при участии нескольких человек. Для этого каждый участник заготавливает несколько лепестков из цветной бумаги желтого или красного цвета и расписывает их. Затем на большом листе ватмана выклеивается красочный хохломской букет, в котором найдется место для работы каждого участника. Букет можно украсить усиками и кустиками. Такая коллективная работа будет служить хорошим украшением.
Из таких заготовок можно выклеить не только букет, но и гирлянду, оргамент, орнаментальную рамку и т.д.
paintmaster.ru
Тема: «Хохломская роспись. Зарисовка элементов композиции»
Открытое занятие 01.2012
ТЕМА: «Хохломская роспись. Зарисовка элементов композиции»
ЦЕЛЬ:1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.
2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Задание:
украшение различных форм росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи.
Материалы :
формы для раскрашивания, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти,баночка для воды, салфетка, простой карандаш.
Зрительный ряд: изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции, альбомы,
таблицы с элементами росписи, плакат «Хохломская роспись», презентация «Хохломская роспись».
Содержание :
Организационный момент. Проверка готовности к занятию. 3-5 мин.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией хохломской росписи, презентации. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Беседа:
Из истории возникновения и развития Хохломской росписи
Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Хохломская роспись — это вид художественной обработка дерева. Возникло это искусство в конце XVII века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оригинальная техника «золотой окраски» изделия выделяет Хохлому из других промыслов. Технология «золочения» дерева сохраняется и в наши дни.
Рассматривание образцов изделий (выставка работ).
Презентация:
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
3. Следующий этап — лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».
Два приема письма:
верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.
Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской.
Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.
Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.
Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.
цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый
основной элемент узора: «травка»
элементы: листья, цветы, ягоды,
Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри — завитки.
Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.
Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.
«Кудрина» — это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
Листочек — это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
Из таких элементов можно составить узор.
Последовательность выполнения элементов хохломской росписи (на примере «тарелочка»).
Практическая работа: работа над композициями.
Викторина.
— Где и когда возникла Хохломская роспись?
— Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?
— Основной элемент Хохломской росписи?
— Элементы Хохломской росписи?
— Цветовая палитра Хохломской росписи?
— Композиционное построение рисунка?
— Орнамент, декор, украшение?
7. Выставка работ. Подведение итогов.
Список литературы:
В.Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.
В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.
С.К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.
Е.Субочева. Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.
Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. Издательство «Малыш», Москва 1987 г.
Золотая Хохлома.
(Литературный ряд)
Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(П. Синявский)
— Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
— Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
— Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
«Мир волшебной хохломы»
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея —
В мир волшебной Хохломы.
(Б. Дубровский)
gigabaza.ru
Хохлома. Хохломская роспись для детей.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.
Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят — втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком — золотистой. Расписывают посуду «под хохлому» масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Красный, черный, золотой и зеленый — цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.
Роспись бывает «верховая» — на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» — сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота 🙂
Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там — берите в руки кисть и краски и вперёд!
Травка — узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.
Травный орнамент.
Узор листочки — стебельки и листики.
Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.
Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.
В росписи «под фон» чаще используется элемент «кудрИна». Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
7gy.ru
Тема 5.5. Хохломская роспись деревянной посуды.
Задание: Роспись шаблона по мотивам Хохломы
Материал: Гуашь. Размер А-4 бумаги желтого цвета.
Цели:
1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие
2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при составлении орнамента в круге.
3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении тарелки, передавая
характерные черты и своеобразие росписи в цвете.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Рассмотрите изделие Хохломы в подлинниках и в альбомах;
2. Определите принцип построения орнамента в круге: с повтором раппорта или в свободном ритме;
3. Определите приём письма;
4. Вырежьте контур круга из жёлтой, красной или черной бумаги Æ15-20 см;
5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом;
6. Чёрной или красной краской выполните основные элементы орнамента;
7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполните прорисовку;
8. Украсьте края контура;
9. Проанализируйте работу.
Основные элементы хохломской росписи:
узоры: травки, ягодки, сказочные цветы, рыбы и птицы, называемых “травкой” и “кудрина”.
Элементы росписи:
осочки
завиток
капельки
Кустики
Практическая работа № 25
Тема 5.6. Городецкие деревянные изделия.
Задание: Роспись шаблона по мотивам городецкой росписи.
Материал: гуашь. Формат А- 4, плоский контур предмета
Цели:
1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие
2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при нанесении ее на плоский контур.
3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении, передавая характерные черты и своеобразие росписи.
Методические рекомендации по практической работе:
1. 1.Рассмотрите Городецкие изделие в подлинниках или на фотографиях;
2. Определите принцип построения орнамента на предметах: оформление края ободка, узкого места;
3. Определите приём письма для наиболее широкого места предмета;
4. Вырежьте контур предмета (разделочной доски, панно, Коня-каталки или др. на выбор ) из простой бумаги складывание пополам. Разверните и переведите его на лист основной бумаги
5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом;
6. Краской выполните основные элементы орнамента;
7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполните прорисовку;
8. Украсьте края контура орнаментом тонкой кистью.
9. Проанализируйте работу.
Знаменитый народный промысел Нижегородского края — городецкая роспись по дереву — получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке узоле близ Городца. Большинство жителей этих мест с давних времен слыли искусными ремесленниками. Край, богатый лесными угодьями, давал дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и ложек до колыбелей и прялок, украшенных легкой и прозрачной росписью. Многие хозяйки по окончании работы вешали расписное донце прялки на стену вместо картины. Городецкую роспись трудно спутать с какой-нибудь другой. Для нее характерны пышные гирлянды, букеты цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки, а также сюжетные рисунки: прогулки кавалеров с дамами, лихие всадники, гарцующие на конях, процесс чаепития в богатых интерьерах, пряхи за работой, охотники в лесу и другие бытовые сценки. Раньше городецкую роспись делали яичными красками с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов, которые наносили на предмет большими цветовыми пятнами, без предваритель ного контура. В наши дни мастера используют масляную краску, цветовая гамма стала шире, но технология росписи, образы и мотивы остались такими же, как и много лет тому назад. Современные художники расписывают декоративные панно, ларцы, шкатулки, шкафчики, полочки и разделочные доски для кухни, игрушки и детскую мебель.
Практическая работа № 26
studfiles.net
Конспект занятия по ИЗО на тему: «Хохломская роспись. Элементы композиции»
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ. ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ.
План-конспект урока.
ЦЕЛЬ:1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.
2. Формировать умение делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Задание:
украшение различных форм росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи.
Материалы: формы для раскрашивания, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, баночка для воды, салфетка, простой карандаш.
Зрительный ряд: изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции, альбомы, таблицы с элементами росписи, плакат «Хохломская роспись».
Содержание:
Организационный момент. Проверка готовности к занятию. 3-5 мин.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией хохломской росписи. Объяснение последовательности росписи 10-15 мин.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Из истории возникновения и развития Хохломской росписи.
В Нижегородском Заволжье зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию.
Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Хохломская роспись — это вид художественной обработка дерева. Возникло это искусство в конце XVII века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оригинальная техника «золотой окраски» изделия выделяет Хохлому из других промыслов. Технология «золочения» дерева сохраняется и в наши дни.
Рассматривание образцов изделий (выставка работ).
Техника Хохломской росписи:
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
3. Следующий этап — лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».
Два приема письма:
верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.
Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской.
Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.
Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.
Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.
цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый
основной элемент узора: «травка»
Элементы хохломской росписи:
листья, цветы, ягоды,
Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри — завитки.
Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.
Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.
«Кудрина» — это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
Листочек — это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
Из таких элементов можно составить узор.
Последовательность выполнения элементов хохломской росписи (на примере «тарелочка»):
-нарисовать «криуль» — линию, вдоль которой располагаются элементы росписи;
-расположить на этой линии элементы росписи – листья, цветы и ягоды;
-раскрасить элементы, сделать «разживку»;
-нарисовать травку;
-расставить «тычки».
Практическая работа: работа над композициями.
5. Викторина «Золотая хохлома»:
— Где и когда возникла Хохломская роспись?
— Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?
— Основной элемент Хохломской росписи?
— Элементы Хохломской росписи?
— Цветовая палитра Хохломской росписи?
— Композиционное построение рисунка?
— Орнамент, декор, украшение?
6. Выставка работ. Подведение итогов.
Заключение.
При работе над данным проектом:
Список литературы:
В.Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.
В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.
С.К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.
Е.Субочева. Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.
Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома.Издательство «Малыш», Москва 1987 г.
Приложение.
Литературный ряд:
Золотая Хохлома.
Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(П. Синявский)
— Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
— Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
— Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
«Мир волшебной хохломы»
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея —
В мир волшебной Хохломы.
infourok.ru
Тема занятия: Хохломская роспись.
Тема занятия: Хохломская роспись. Хохломская уточка
Цель занятия: Изучение приемов кистевого письма хохломских мастеров. Развитие и умений кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Хохломы.
Задачи занятия:
• Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.
• Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.
• Подбирать цвет
Наглядные пособия и инструменты для руководителя кружка:
• ноутбук
• предметы хохломской росписи
• таблицы элементов росписи
Материалы и инструменты для кружковцев: утка изготовленная из папье- маше, кисти, палитра, гуашь, баночка для воды
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия
3. Актуализация новых знаний, погружение в занятие
-беседа- лекция : « Хохлома-центр народного художественного промысла». (рассказ сопровождается показом презентации)
4. Техника исполнения элементов Хохломы
— показ руководителем приемов хохломского письма
-цветовая гамма хохломской росписи
5. Творческая работа детей
— роспись изделия
6. Проверка руководителем выполненных работ.
-самооценка качества выполнения росписи изделия.
7.Подведение итогов занятия
— рефлексия
8. Уборка рабочего места
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
— Здравствуйте ребята! Сегодня придя на работу на столе, я обнаружила деревянную ложку.
— Посмотрите, какая красивая деревянная ложка, а какая она красочная и яркая. Что же это за роспись? Давайте отправимся вместе в путешествие в страну, где расписывают вот такие ложки.
Держа ложку в руке и показывая на ней узор, руководитель читает стихотворение про хохлому.
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
-Ребята, тема нашего занятия «Хохломская роспись».
Сегодня вы узнаете об особенностях хохломской росписи, о том, какую роль и место она занимает в декоративном искусстве, об истории ее зарождения, я познакомлю вас с элементами хохломской росписи, научу их выполнять на данном изделии.
3.Актуализация новых знаний. (Погружение в урок)
Посмотрите на нашу ложку и скажите: нравится ли она вам?
Почему она вам понравилась?
-Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать?
Тогда внимательно послушайте мой рассказ. (Рассказ сопровождается презентацией)
Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за его труды. Любил свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.
Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнав о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали. Нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер. Но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты.
Значит , кисть художника была необычной – она была из солнечных лучей.
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
3. Техника исполнения хохломской росписи
-Давайте рассмотрим изделия хохломской росписи, и увидим как, же изготовляли эти изделия. (Показ сопровождается стихотворением)
Сколько здесь прекрасных чаш
— это Вам подарок наш!
Семеновская хохлома
Вся золотиста, краснолика!
А вот поднос.
В нем алых ягод россыпь,
Отголоска лета
В зелени травы,
Шелковые всплески
Золотой листвы.
Вот ладья: цветущий хвост –корма.
Нос –петушиная головка
Плывет по лесу хохлома.
Расписанная очень ловко
Наши ложки хохломские-
Самый лучший сувенир.
С позолотой – не простые
Прогремели на весь мир.
Все листочки как листочки.
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют ХОХЛОМОЙ!
Процесс изготовления хохломской посуды
— Ребята, как вы думаете, как изготовляли эти изделия?
Деревянные предметы, выточенные на токарном станке, или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывалась тончайшим слоем глины. Потом сушат в течении нескольких часов. Затем многократно покрывается олифой, красится серебрянкой (алюминиевый порошок), по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи. После чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому хохлому называют «золотой».
— Рассмотрев изделия хохломских художников, скажите
-Какие основные цвета используются в росписи?
-Какой орнамент присутствует в росписи?
Хохломская роспись радует нас яркими красками и золотистым сверканием. Краски, использованные в изделиях, символизируют следующее: красный-тепло, огонь, красоту, любовь; золотой- свет, солнце; зеленый – цвет жизни, природы. А на черном фоне хорошо смотрятся все цвета.
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой» «яблочком», «ягодкой», «листком». «кудриной»
В хохломе есть два письма: Верховое письмо- это когда узор наносится черной, красной, зеленой и желтой красками на серебристый фон изделия сверху. А фоновое письмо – сначала рисуют концом кисти контуры волнообразного стебля и всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя нарисованный узор незакрашенным.
Хохломская роспись выполняется от руки без предварительного рисунка, с маху. При этом кисть у самого основания обхватывается тремя пальцами, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к украшаемой поверхности и концом с легким нажимом рисуют тонкую волнистую линию стебелька, ведя ее к себе, и слегка поворачивая кисть в сторону изгибов. От стебелька в обе стороны рисуют завитки: начинают с тонкой линии, затем плавно усиливают нажим на кисть, не забывая вращать ее, и заканчивают тонкой линией. Из отдельных завитков и мазочков разной формы складывается сложный мотив- «кустик», повторяя который можно получить ленту орнамента для украшения края изделия и узкой его грани или заполнить им пустоты, образовавшиеся вдоль стебля в сложной цветочной росписи. (Показ руководителем выполнения элементов хохломской росписи )
В основе травки лежит плавно изгибающий стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки; они по всей длине густо усеяны большими и малыми завитками, напоминающие узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму; одни листочки группируются вокруг небольших стебельков, другие густо покрывают стебель, перемежаясь с тонкими короткими штрихами; движение всех стебельков и листьев подчинено плавному движению стебля.
Тренировочное упражнение
-Ребята на столе у вас лежит полоска бумаги (черная, красная), выберите понравившийся цвет и вместе со мной нарисуем, «осочки», «травинки»- это мазки с небольшим плавным утолщением, «капельки»- прикладываем кисть к изделию, «усики» — изображаем непрерывной линией одинаковой толщины линию, закрученную в спираль, «завитки» — выполняем как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента.
4. Творческая работа детей. (Роспись изделия)
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется
По-пробуй, сумей-ка.
— Ребята на прошлом занятии мы с вами сделали из папье-маше красивую уточку, а сегодня мы с вами распишем ее хохломским узором, чтобы она была сказочно красивой.
Для этого мы представим себя в роли хохломских мастеров.
— Но прежде чем приступить к работе, я хочу вам напомнить поговорку: «Каков мастер, таково и дело», «Поспешишь, людей насмешишь».
Руководитель проводит инструктаж при работе с гуашью и кистью.
• Краски не пробуем на вкус, и не разбрызгиваем
• Кисточкой не размахиваем, работаем внимательно и аккуратно
• Не мешай соседу
• Краски смешивай на палитре
• После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем водой
Самостоятельное выполнение детьми росписи утки. (музыкальный ряд)
-руководитель проводит индивидуальную работу, помогает детям.
• Физминутка
Мы находимся в настоящей мастерской художника, и каждый из вас художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Вытяните руки, встряхните их, затем легким движением кисти рук поверните влево и вправо, вверх и вниз, а теперь разомните ладони и пальцы рук.
6.Проверка руководителем выполненных работ. (Выставка работ)
Вот наши сказочные уточки готовы. Посмотрите, какие они получились красочные, красивые. ( Каждая работа кружковцев рассматривается, учитывается тонкость, аккуратность работы, указываются недостатки в работе)
Я предлагаю пополнить нашу выставку нашими выполненными работами.
7. Подведение итогов .Рефлексия.
— Ребята, скажите, что вам запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии?
— Какая информация помогла вам испытать чувство гордости за свой народ?
— Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
Давайте оценим свою работу и настроение на занятии с помощью цвета. Так как в хохломской росписи присутствуют красный и черный цвет, то мы используем эти два цвета.
На столе у вас лежат два цвета красный –занятие понравилось, черный- не понравилось. Выберите цвет и прикрепите его на доску.
Наше занятие подошло к концу, благодарю вас за хорошую работу.
Литература:
1. Ю.А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М., Изобразительное искусство, 1970
2. Н.П.Костерин Учебное рисование. М., Просвещение, 1980
3. Иллюстрации росписи к презентации взяты из интернета: Яндекс. Картинки. Хохломская роспись
4. Стихотворения о хохломе. П. Синявский. Хохлома.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
infourok.ru