Видеоурок о духовых народных инструментах: свирели, кугиклах

Содержание

21 Нояб 2015

 

 

          Духовые народные инструменты можно разделить на 3 группы:

1. Свистящие 

2.Язычковые 

3. Амбушюрные 

Свистящие духовые инструменты являются самыми древними представителями этой группы. Звук в них образуется благодаря тому, что струя воздуха, которую в них вдувают, рассекается на 2 части. Может быть, кому из вас приходилось, вдувая воздух в бутылку, заставить ее звучать? Звук в данном случае получается благодаря тому, что часть воздушной струи направляется в бутылку, а часть – мимо нее, и благодаря этому она начинает звучать. На примере свистульки, о которой мы будем говорить чуть позже, мы можем увидеть ,что часть воздуха при вдувании попадает внутрь  свистульки, а часть выходит мимо. На этом принципе основано звучание всех духовых свистящих инструментов. Разница лишь в том, что играя на некоторых из них, исполнителю самому приходится  направлять таким образом воздушную струю, а в некоторых  вставлен для этого специальный свисток, благодаря которому эта струя делится.

Одним из самых древних инструментов этой группы являются кугиклы, которые можно назвать  русской разновидностью флейты  Пана.

 

В России разновидность флейты Пана бытует в основном в южных областях (Брянской, Курской, Белгородской) и в разных селениях имеет свои названия — «кувички», «кувиклы», «дудки», «цевки», но наиболее устойчивое ее название — «кугиклы». Называются кугиклы так потому, что что делали их из стеблей камыша, которые называются куги. Заготовку тростниковых трубок производят поздней осенью, когда стебли камыша полностью созреют. В местах соединения трубочек, так называемых «суставах», острым ножом делали  надрезы вокруг трубки. Слегка надломив,  их отделяли одну от другой. Получались трубочки, наглухо закрытые с одного конца и открытые — с другого. Затем внутренние стенки трубок очищали от наслоений либо гусиным пером (народная традиция изготовления), либо круглой палочкой. Иногда  для изготовления кугикл использовались и другие растения, которые имели трубчатые стебли. Обычно  кугиклы  состояли из

3 -5 трубок одинакового диаметра, но разной длины ( обычно от 10 до 16 см.). Верхние концы трубок были открыты, нижние – закрыты. Стволы, в отличии от флейты Пана,  не скрепляли между собой. Открытые концы трубок подносили ко рту, дули на края срезов, извлекая таким образом звуки. Вы знаете, что удлинив трубку, мы получим более низкий звук, а укорачивая трубку, мы будем получать более высокие звуки , но таким образом кугиклы обычно не настраивали, потому что ошибочно укоротив больше чем нужно трубку, она оказывалась непригодной. Вместо укорачивания трубки в нее на дно клали камешек или заливали воск, т. е. в случае ошибки   можно было ее исправить. Иногда нижние концы затыкали пробками, которые можно было передвигать вверх и вниз, изменяя объем воздуха в трубке и таким образом настраивая их.

Мужчины на кугиклах, обычно, не играли, это чисто женский инструмент. Играли на них, обычно, ансамблем из 3-4 исполнителей.

Очень часто кугиклы выступают в качестве аккомпанирующего инструмента.

Следующим представителем этой группы, с которым мы познакомимся, будут свистульки.

Характерной особенностью которых является то, что многие из них изготовляются не из дерева, как большинство русских народных инструментов, а из глины. Во многих странах мира есть инструмент, который называется акарина, что в переводе с итальянского означает гусенок. Первоначально она действительно напоминала гусенка, но впоследствии эти инструменты стали делать в форме различных животных.

На Руси такие инструменты называли просто свистульками. В разных областях они имели разную форму, но чаще всего их делали в виде

петушков с 2-3-4 отверстиями. В раскраске  свистулек  была своя символика.

Надо сказать, что некоторые мастера, изготавливая свистульки, заботились лишь об их внешнем виде, и тогда, играя на этой свистульке, можно было лишь создать определенный фон.

А некоторые мастера, наоборот, не слишком заботились о внешнем виде свистулек, а тщательно работали над их строем.

Многие свистульки имеют только два игровых отверстия, а извлекают из инструмента 4 различных звука.

Если зажать оба отверстия – будет звучать самый низкий звук, зажав  левое отверстие, отпустив правое – будет звучать следующий звук звукоряда. Поменяв пальцы, т.е. зажав правое и отпустив левое – можно извлечь третий звук звукоряда, а отпустив оба отверстия мы получим четвертый звук.

Следующим, пожалуй, самым распространенным инструментом является свирель.

У этого инструмента есть разные названия: дудка, дуда, сопель, сиповка,  пищаль,  пыжатка ит.д. Строение же у всех этих инструментов одно и то же: полая трубка с проделанными отверстиями, с одной стороны которой вставлен свисток. Если зажать все отверстия и подуть в свирель, то будет звучать самый низкий звук. Отпуская по очереди все отверстия, мы будем  укорачивать звучащий столб воздуха и с каждым разом звуки будут все выше и выше.

Изготавливают  свирель из различных материалов (можно ее сделать из дуба, груши, акации, бамбука) . При этом по звучанию они будут немного отличаться.

Материал, из которого делают свирель, не так сильно влияет на ее звучание, как, например, материал из которого сделаны струнные инструменты. В народе ее делали иногда из ветки какого-нибудь дерева. Помните слова известной народной песни « Во поле береза стояла»: Срежу я с березы три пруточка,  сделаю из них я три гудочка. Это поется об изготовлении свирели. Весной, во время сокодвижения, брали ветку, стягивали с нее кору, получая таким образом трубочку  и делали из нее свирель (в песне ее называют «гудочком». Свирель можно сделать и из какой-нибудь металлической трубки (например, из лыжной палки), просверлив в нужных местах отверстия, и вставив с одной стороны свистящее устройство.

Следующая группа духовых народных музыкальных инструментов – это язычковые духовые инструменты.

Само название групп музыкальных инструментов подсказывает нам способ звукоизвлечения на них. Если у свистящих звук извлекается при помощи свистка, вставленного в трубку, то в язычковых звучит язычок, который колеблется при вдувании в инструмент воздуха.

Самым распространенным инструментом этой группы является жалейка. Название инструмента происходит от того, что издает она довольно жалостливый звук (правда немного резкий, если на нем играть в помещении).

Состоит она из трубки  с проделанными в ней отверстиями, на одном конце которой насажен коровий рог, а в другой вставлен мундштук, на котором имеется язычок, колеблющийся  при вдувании в инструмент воздуха. Из за этого коровьего рога этот инструмент иногда называют ошибочно рожком.

Чем длиннее был язычок, тем выше звучала жалейка, и наоборот, чем короче язычок, тем выше звук жалейки. Раньше язычок привязывали к мундштуку и настраивать жалейку было очень неудобно. Более 30 лет работал в оркестре хора Пятницкого известный исполнитель  и мастер духовых народных инструментов Н.З. Кудряшов, который придумал крепить язычок при помощи колечка, сделанного из полихлорвиниловой изоляционной  трубки, которой пользуются электрики. Благодаря этому процесс настройки жалейки значительно упростился. Сдвигая это колечко вперед и назад, можно изменять длину звучащего язычка, таким образом настраивая жалейку

Играют не только на одной жалейке, существуют и ансамбли жалеечников, в которых играют на жалейках разной длины, имеющих разный строй. Так же как партии хора они называются: жалейка- сопрано, жалейка-альт, жалейка-тенор и жалейка- бас.

И последний инструмент этой группы ( язычковых духовых инструментов), с которым мы с вами познакомимся – это волынка.

Считается, что название инструмента произошло от названия места его появления – Волыни, входившей в состав Киевской Руси.

На древних картах можно посмотреть, где она находилась.

У многих народов мира есть инструмент похожей конструкции.

В Белоруссии его называют дудой, английское его название можно перевести на русский язык как игровой мешок, в Голландии его называют ( в переводе на русский язык) гудящим мешком, На Украине, Молдавии и в Польше его называют козой и т. д.

Почему же у него такие странные названия?

Дело в том, что изготавливали его раньше, обычно, из козьей или телячьей шкуры, сшивая из нее мешок, в которую вставляли, чаще всего, жалейки. В одно отверстие, от передних ног в шкуре, вставляли трубку, через которую накачивали в шкуру воздух. В этой  трубке стоял обратный клапан, который не давал выходить воздуху из этого мешка, В отверстие от другой ноги вставляли жалейку, а в шейное отверстие  вшивали еще одну или две жалейки, которые звучали, всегда издавая один и тот же звук. Эти тянущиеся звуки называют бурдонами, они звучат непрерывно, создавая гармонический фон мелодии . Держат волынку, чаще, под мышкой, периодически накачивая в мешок воздух. При нажатии на мешок, из него через жалейки  выходил воздух,  заставляя их звучать.

Особенно популярным этот инструмент является в Шотландии,   и считается национальной реликвией.

В Шотландии этот инструмент входит даже в состав военных оркестров.

Надо сказать, что  сейчас при изготовлении волынок чаще всего надувной мешок делают не из козьей шкуры, а из кислородной медицинской подушки, в которую и вшивают  жалейки, а затем обтягивают эту подушку козьей шкурой. Так проще и надежней сделать волынку.

Ну и последняя группа музыкальных духовых инструментов, с которой нам нужно познакомиться – это амбушюрные музыкальные инструменты. Самым известным инструментом этой группы является  рожок. Название инструмента  происходит от французского слова bouche – рот, так как звук на них образуется от колебания самих губ, сложенных определенным образом. На конце инструмента, в который вдувают воздух есть специальная чашечка для губ, которая называется мундштуком, поэтому эту группу инструментов иногда называют мундштучными.

Изготовлялись рожки 2 способами.

Первый способ заключался в том, что из двух заготовок выдалбливались и вырезались две половинки рожка в продольном разрезе, а затем склеивались вместе и крепко обертывались берестой.

При втором способе изготовления, рожок вытачивался на токарном станке из цельной заготовки, внутри которой прожигалось отверстие.

Мундштук иногда составлял одно целое с рожком, а иногда вставлялся в него. Первый профессиональный ансамбль рожечников создал в конце 19 века Николай Васильевич Кондратьев, который назывался хором владимирских рожечников. Этот хор рожечников с большим успехом выступал не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ансамбль состоял из 12 рожечников, которые делились на три группы: высокие, средние и низкие, Поэтому размер рожков был разный (примерно от 40 до 80 см).Позже подобные ансамбли возникли и в других городах.

В наше время существует не мало коллективов рожечников, которые бережно хранят и развивают  народные  традиции.

 

 

 

55muzrepetitor.ru

Какие духовые инструменты входят в народный оркестр

Народный оркестр объединяет в своем составе ударные инструменты (бубен, колокольчики, трещотки, бубенцы, литавры, ложки), балалайки, баяны, домры, гусли и духовые инструменты (гобой, флейта, волынка, свирель, жалейка, рожок). Группа духовых инструментов, входящая в оркестр, очень многочисленна, состав ее меняется в зависимости от исполняемого музыкального произведения или зависит от этнической группы или народа, к которым принадлежит оркестр.
Рожок изготавливают из клена, березы или можжевельника. Звучит рожок сильно, но мягко. Ансамблевые рожки имеют шесть отверстий. Верхнее — расположено на оборотной стороне инструмента. Рожки часто вводятся в состав крупных оркестров русских народных инструментов.
Жалейка – это небольшая трубка из ивы или бузины, с одной стороны воткнут пищик с одинарным язычком, на другую — надет раструб из бересты или из коровьего рога. Имеется 3-7 отверстий. Есть и парные жалейки. На парных жалейках исполняют одноголосные и двухголосные наигрыши.

Жалейку в основном использовали в качестве музыкального инструмента пастухи. На ней играют как дуэтом, так и соло, а иногда исполняют в составе оркестра народные песни, танцы, наигрыши.


Флейта – деревянный духовой музыкальный инструмент. К группе деревянных инструментов флейта относится, поскольку изначально эти инструменты делали из дерева. У флейты звуки образуются рассеканием потока воздуха об грань.

Флейта может петь весело и беззаботно, нежно и сильно, мягко и серебристо. Флейта может подражать человеческому голосу: порой ее сравнивают с колоратурным сопрано. И название инструмента происходит от слова flatus (лат.), обозначающего дуновение.


Свирель — разновидность флейты с двумя не скрепленными друг с другом стволами из клена, черемухи или ивы. В стволах вырезано или выжжено по три отверстия: два с одной стороны, одно — с другой.

Свирель может «петь» в два голоса. Звучание у нее нежное, негромкое.

На свирели играют в основном соло, исполняют народные песни.


Гобой — духовой деревянный музыкальный инструмент регистра «сопрано», представляющий собой коническую трубку с клапанами и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает несколько гнусавым, но певучим (а в верхнем регистре — резким) тембром.

Гобой используется как сольный инструмент в составе оркестра.


Волынка — духовой язычковый музыкальный инструмент.

Волынка — это воздушный резервуар, который делается из телячьей или козьей шкуры, снабженный трубкой для наполнения «мешка» воздухом, с прикрепленными 1-3 язычковыми трубками, с помощью которых получается полифоническое звучание.

Духовые инструменты без сомнения можно назвать душой любого оркестра. Потому что они способны передать звучанием те чувства и эмоции человеческой души, которые композитор попытался вложить в написанное им музыкальное произведение.

www.kakprosto.ru

Народные духовые музыкальные инструменты ? как нарисовать древнее известный инструмент флейта ? Искусство

Самыми первыми духовыми инструментами были полые кости различных животных. Например, самый древний музыкальный инструмент, известный ученым – неандертальская дудочка – изготовлена из кости пещерного медведя. В своем развитии духовые инструменты принимали разные формы, но у различных народов в этом процессе наблюдались общие закономерности.

Научившись извлекать звук из трубки (сначала костяной, потом деревянной), человек захотел этот звук разнообразить. Он обратил внимание, что дудочки разной длины издают звуки разной высоты. Самым простым (и потому самым древним) решением было связать вместе несколько разных трубок и перемещать эту конструкцию вдоль рта.

Так родился инструмент, более всего известный под греческим названием сиринкс, или флейта Пана (по греческому мифу, ее создал бог Пан). Но не стоит думать, что такая флейта была только у греков – у других народов она существовала под иными наименованиями: екудучай в Литве, най в Молдавии, кугиклы в России.

Отдаленным потомком этой флейты является такой сложный и величественный инструмент, как орган.

Чтобы извлекать звуки разной высоты, не обязательно брать несколько трубок, можно изменять длину одной, проделав на ней отверстия и перекрывая их пальцами в определенных сочетаниях. Так родился инструмент, который у русских получил название свирель, у башкир – курай, у белорусов – дудка, у украинцев – сопилка, у грузин – саламури, у молдаван – флуэр.

Все эти инструменты держат поперек лица, это называется «продольной флейтой», но существовала и другая конструкция: отверстие, в которое вдувают воздух, находится в той же плоскости, что и отверстия для пальцев. Такая флейта – поперечная – получила развитие в академической музыке, современная флейта восходит именно к ней. А «потомок» свирели – блок-флейта – в состав симфонического оркестр не входит, хотя и используется в академической музыке.

Инструменты, о которых шла речь выше, принадлежат к числу свистящих, но бывает и более сложная конструкция: инструмент снабжается раструбом, в который вставляется язычок – тонкая пластинка (первоначально – из бересты), колебание которой делает звук более громким и изменяет его тембр.

Такая конструкция характерна для русской жалейки, китайского шэна. Существовали подобные инструменты и в Западной Европе, к ним восходят современные классические гобой и кларнет.

Еще один вариант конструкции духового инструмента – дополнительная деталь, соприкасающаяся с губами музыканта, мундштук. Это характерно для рожка.

Рожок обычно ассоциируется с работой пастуха. Действительно, пастухи пользовались рожками, ведь звук у этого инструмента довольно сильный, его слышно на большом расстоянии. Этому способствует коническая форма.

Это лишь малая часть того разнообразия, которое представляют собой духовые инструменты разных народов.

www.kakprosto.ru

Русский народный духовой музыкальный инструмент Жалейка

Русский народный духовой музыкальный инструмент Жалейка

Русский народный духовой музыкальный инструмент Жалейка

Жалейка

Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий.

Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой.
Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то.

Резкий, плачущий звук жалейки  возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента.

Обычный материал для изготовления жалейки – тростник и древесина (ива, бузина).
Однако, в сегодняшнее время, трубка жалейки все чаще изготавливается из пластика или металла, что, конечно, упрощает процедуру производства, но и способствует заметному, болезненному выкорчевыванию нашего культурного Древнего Прошлого.

Характерное звучание жалейке придает специальный пищик (язычок).
Роль раструба-резонатора выполняет или натуральный воловий (коровий) рог, или деревянная (берестяная) воронка.
Благодаря таким насадкам, жалейка в некоторых областях современной России ошибочно называется рожком.

Размеры жалейки (обычно, около пятнадцати сантиметров) напрямую влияют на высоту ее строя.

Специальный мундштучок, в котором находится пищик, вставляется в трубку, что позволяет его очень легко, при необходимости, заменять на новый.

На поверхности трубки, для расширения звукового диапазона, проделано несколько отверстий.
Эти отверстия располагаются по такому же принципу и в точно таком же порядке, как на свирели.

Похожие статьи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

putisvaroga.ru

Традиционные славянские музыкальные инструменты. Интересные факты. Добавила Валентина Мусагитова — VilingStore.net


Традиционные славянские музыкальные инструменты

Домра


Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси.
В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на которых играют с помощью медиатора.
Считается, что домра является прообразом или потомком первой Русской балалайки.
В принципе, никаких различий между домрой и балалайкой не существует.
Отличия можно обнаружить только во внешнем виде того или иного музыкального инструмента.
В первую очередь, любому зрителю сразу бросается в глаза разная форма корпуса у домры и балалайки (треугольная и овальная).
Музыкант, играющий на домре, носит название домрачея.
Трехструнная домра встречается в нескольких видах: пикколо (самая маленькая), малая, альтовая и басовая.
Корпус домры и ее гриф сделаны из древесины.
Гриф, как и у всех струнных инструментах, состоит из двух частей: головки и шейки.
Иногда, правда, гриф выполняется цельным, в виде одной детали.
Колки-валики домры, служащие для настройки инструмента, следует прокручивать вручную.
Корпус домры предпочтительно изготавливается из клена или палисандра.
Понятно, что для изготовления грифа, берутся твердые породы дерева.
Колки в современное время изготавливаются из металла, а в прежние время их тоже изготавливали из твердых пород дерева.
Струны изготавливаются из стальной проволоки, имеющей различную толщину.
Все детали домры следует подгонять с высокой тщательностью и ответственностью, поскольку от этого зависит качество и чистота звучания домры.

Гудок

Гудок (другое название – Смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам.
По всей Руси, в прежние времена, гудок использовался музыкантами вместе с другими музыкальными инструментами (бубен, гусли, жалейка).
Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для придания ему овальной или грушевидной формы.
Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой.
На грифе устанавливаются и закрепляются три струны.
На плоской деке гудка проделано резонаторное отверстие.
Длина этого музыкального инструмента не превышает одного метра.
Его предельные размеры – 30-80 сантиметров.
Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает лук.
Музыкант при игре на гудке касается смычком сразу всех струн.
Однако, для извлечения основной мелодии используется только одна (первая) струна.
Остальные две струны называются бурдонными и звучат они в одной тональности, не изменяя своего звучания.
Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных щипковых музыкальных инструментов.
Играя на гудке, музыкант старается удерживать свой музыкальный инструмент на колене, придавая ему вертикальное положение.
Сегодня никто не может достоверно утверждать о точном времени возникновения гудка: история его происхождения скрыта от нас в бездонных глубинах прошлого.

Свистулька

Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент.
Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька или птички.
Широкое распространение получила свистулька, изготовленная из обожженной глины.
Поверхность такой свистульки покрывается богатой художественной росписью, выполненной цветными органическими красителями.
Установить точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку глиняные предметы не подлежат длительномуиспользованию и хранению. Наверняка, первая свистулька давно превратилась в простой комочек глины.
Тем не менее, в обозримом прошлом, мы легко можем встретить остатки свистульки.
Устройство этого музыкального инструмента-игрушки до гениального просто:
в небольшой глиняной камере, путем ее продувания, создаются завихрения и колебания воздуха, издающие свистящие и тонкие звуки.
Наибольшее распространение получила свистулька-птичка, у которой отверстие для воздуха проделано в хвостике, а туловище представляет из себя своеобразный резонатор.
В прежние времена, наши Предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богами Стрибогом и Перуном.
В настоящее время, свистулька из магического инструмента превратилась в оригинальный музыкальный инструмент или в обыкновенную детскую игрушку.

Варган

Варган – древнейший музыкальный инструмент, широко распространенный на территории Древней Руси и современной России.
За многие тысячелетия своей истории, варган существенно не изменил ни своего звучания, ни своей формы.
Варган – язычковый самозвучащий музыкальный инструмент.
Игра на нем способствует гармонизации всех функций организма, прочищению сознания и укреплению жизненных сил.
Время возникновения варгана укрыто за глубокими завесами минувших тысячелетий.
Тем не менее, некоторые энтузиасты-исследователи прошлого предполагают, что прямым предшественником, родоначальником варгана является обыкновенный охотничий или военный лук.
Человеку достаточно было закрепить один конец лука в земле, а другой конец упереть в свое небо или зубы, как смертельное оружие сразу же преображалось, превращаясь в музыкальный инструмент самобытного вида и звучания.
С течением времени, появился пластинчатый, деревянный или костяной, варган, который много позже начали изготавливать из металла. В таком виде варган существует и поныне.
Игра на варгане осуществляется следующим образом:
· металлическая рамочка-дуга прикладывается к губам;
· через нее музыкант проталкивает и втягивает воздух;
· одновременно с этим, музыкант пальцем приводит в движение небольшую стальную полосочку-язычок.
В ХХ веке варган был запрещен, как «вредный пережиток прошлого», однако, людская память сохранила и донесла до нас сведения об этом экзотическом и ярком музыкальном инструменте.
Сегодня звуки варгана радуют своих приверженцев таинственными и загадочными звуками музыкального инструмента наших далеких Предков.

Бубен

Бубен известен на Руси с незапамятных времен.
Установить его точный возраст сегодня не представляется возможным.
Из себя бубен представляет круглую деревянную основу-обечайку, с одной стороны у которой натягивается прочная кожаная мембрана, являющаяся основным источником звука.
По желанию музыканта, к обечайке могут подвешиваться бубенчики или колокольчики.
Боковые стенки обечайки могут быть прорезаны, и там устанавливаются звенящие и бряцающие пластинки из металла.
Существуют разновидности бубна, созданные специально для жрецов, волхвов и шаманов.
Глухие, низкие звуки, издаваемые этим бубном, извлекаются при помощи специальной длинной колотушки-палочки, которая ранее называлась вощага (разновидность кнута с заплетенным круглым концом).
В прежние времена бубном на Руси были названы любые музыкальные ударные инструменты, которые, много позже, начали получать новые, свои собственные названия: литавры; ксилофон; барабан и так далее.
Не меньшей известностью в древности пользовались так называемые ратные бубны: тулумбас; набат.
Их размеры были настолько велики, что для их перевозки требовалось не менее четырех коней.
Ратные (военные) бубны использовались в Русском Войске (в пехоте и в коннице).
Гром ратных бубнов, вместе с пронзительными звуками труб и дудок, был настолько страшен, что войска противника обращались в бегство, так и не приступив к сражению.
Звуки современных бубнов извлекаются пальцами руки или ладонью. Сам бубен при этом слегка встряхивается и постукивается.

Жалейка

Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий.
Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой.
Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то.
Резкий, плачущий звук жалейки возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента.
Обычный материал для изготовления жалейки – тростник и древесина (ива, бузина).
Однако, в сегодняшнее время, трубка жалейки все чаще изготавливается из пластика или металла, что, конечно, упрощает процедуру производства, но и способствует заметному, болезненному выкорчевыванию нашего культурного Древнего Прошлого.
Характерное звучание жалейке придает специальный пищик (язычок).
Роль раструба-резонатора выполняет или натуральный воловий (коровий) рог, или деревянная (берестяная) воронка.
Благодаря таким насадкам, жалейка в некоторых областях современной России ошибочно называется рожком.
Размеры жалейки (обычно, около пятнадцати сантиметров) напрямую влияют на высоту ее строя.
Специальный мундштучок, в котором находится пищик, вставляется в трубку, что позволяет его очень легко, при необходимости, заменять на новый.
На поверхности трубки, для расширения звукового диапазона, проделано несколько отверстий.
Эти отверстия располагаются по такому же принципу и в точно таком же порядке, как на свирели.

Ударный музыкальный инструмент Дрова

Старинный, экзотический Русский народный ударный музыкальный инструмент Дрова возник в глубокой, седой древности.
Он сделан из древесины которая является характерным материалом для изготовления множества других музыкальных инструментов.
Люди давно знают, что древесина издает звучание при физическом контакте с ней.
Для этого достаточно сконструировать музыкальный инструмент, издающий звучание по принципу обыкновенного ксилофона.
Именно по этому пути решили пойти наши древние и мудрые выдумщики-Предки.
Они изобрели прообраз современного концертного ксилофона, только при этом он был намного более интересным и любопытным.
Ксилофон-дрова, в своем изначальном исполнении, был обыкновенной вязанкой дров, однако, музыкальные способности этого инструмента превышали уровень, достигнутый его современным собратом.
Особенно замечательного звучания добивается коллектив музыкантов, играющий одновременно на нескольких подобных инструментах.
Зрители приходят в неописуемый восторг и погружаются в гром неистовых аплодисментов, при виде такой музыкальной экзотики.
Ксилофон-дрова настраивается по такому же принципу, как и его современный собрат: для понижения или повышения тональности звучания, требуется увеличить или уменьшить объем (длину, толщину) клавиши этого музыкального инструмента.

Свирель

Свирель принадлежит к древнейшим деревянным духовым музыкальным инструментам славянских народов.
Различные источники дают свирели самые разные названия: сопель; цевница.
Очень много общего у свирели с устройством продольной флейты.
Свирель часто можно увидеть в различных документальных и художественных фильмах, где она выступает в роли музыкального инструмента, на котором играют пастухи и влюбленные юноши.
Именно музыкальным инструментом любви, свирель принято считать на Руси.
На свирели играет вечно юный Бог Лель – сын Первобогини, Великой Богини Любви и Верховной Богини Роженицы Лады.
По весне, Лель сам мастерит себе свирель из камышинок или из березовых прутиков.
После этого, Юный Бог Любви играет на ней, завлекая в свои объятия молодых девиц и услаждая их слух мелодичными напевами.
Самый древний, дошедший до наших дней, образец свирели был обнаружен на территории современной Смоленщины.
Обычная, классическая форма дудочки придается свирели в музыкальных мастерских, где сегодня ее изготавливают из металла или из дерева.
Правда, наибольшей популярностью пользуется все-таки свирель, изготовленная из дерева.
Классическая свирель имеет на своей поверхности шесть игровых отверстий.
Кроме обыкновенной свирели, существует еще так называемая двойная свирель, позволяющая музыканту значительно расширить свои музыкальные возможности и свой репертуар.

Игра на Свирели:

Кугиклы

Кугиклы – древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент.
Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся к семейству многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли пустотелые стебли камыша или куги.
Именно так прежде назывался камыш.
Для того, чтобы изготовить кугиклы, можно взять и некоторые другие виды растений: бузина, ветви которой обладают мягкой сердцевиной; зонтичные виды трав, стебли которых имеют полую сердцевину; бамбуковидные растения.
Сегодня кугиклы изготавливаются из различных полимерных и металлических трубок.
Кугиклы изготавливаются из трех-пяти трубок одинакового диаметра, но разной длины (примерно, 100-160 мм).
Нижние концы-стволы трубок закрыты, а верхние приспособлены для игры.
Стволы можно переставлять с одного места на другое (в зависимости от необходимости), поскольку у них отсутствует фиксированное соединение.
Верхние концы трубочек-стволов лежат в одной плоскости и выстроены в одну горизонтальную линию, что добавляет удобства при игре.
Стволы можно настраивать: вставляя в них подвижные пробки; наполняя стволы воском или мешочками с песком; просверливая новые отверстия в их стенках; укорачивая или удлиняя трубки.
Обычно кугиклы используются для игры только женщинами, которые в процессе игры весело пляшут, притопывают и поют.

Бубенцы

Бубенцы принадлежат к старинным Русским народным язычковым музыкальным инструментам.
Все видели и прекрасно знают, что такое и как выглядят бубенцы-бубенчики, повязанные на шеях лошадей , летящей по снегу тройки.
Разве можно это с чем-либо спутать?!
Однако, далеко не все люди знают, что это никакие не бубенцы, а самые обыкновенные колокольчики.
Все дело в том, что колокольчик – это открытая снизу, перевернутая металлическая чашечка, внутри которой расположен особый ударник-язычок, который, ударяясь в стенки чашечки, издает столь знакомые всем, звенящие звуки.
Извлечь звук из колокольчика можно только в подвешенном, вертикальном положении.
Тогда, как бубенцы издают свой звук при встряхивании.
Бубенчик – металлический полый шар, в середине которого свободно перекатывается несколько или один металлический шарик.
На шею коня бубенцы подвешиваются для красоты, а другим домашним животным (коровам, козам, баранам) их прикрепляют для того, чтобы животные не потерялись.
Со временем, бубенцы постепенно превращались в инструменты, которые можно было использовать для извлечения мелодичных, музыкальных звуков.
Сегодня бубенцы нашиваются на специальный ремешок по несколько штук (около десятка) и используются в таком виде в музыкальных коллективах.
Часто, бубенцы можно заметить, подвешенными к бубну, ложкам или специальной деревянной рукоятке.

Немного видео с этим инструментом:

Славянская Трещотка

Трещотка, безусловно, принадлежит к одним из самых древних Русских народных ударных музыкальных инструментов.
Классическая трещотка представляет собой набор деревянных прямоугольных пластинок, одним концом нанизанных на прочный шнурок.
При встряхивании трещотки издаются резкие трескучие звуки.
Этот простой, забавный, но весьма эффективный музыкальный инструмент, легко может сделать любой человек с умелыми руками.
Для того, чтобы изготовить трещотку, понадобиться запастись двадцатью гладкими, ровными, одинаковыми пластинками равного размера (около 6х20 сантиметров). Вырезают эти музыкальные пластинки из крепкой и сухой древесины (предпочтительней, дуба).
Между каждой очередной пластиной вставляется деревянная прокладка, имеющая толщину около пяти миллиметров, позволяющие добиться более громкого и звонкого звучания.
По одному краю пластинок, на одинаковом расстоянии друг от друга, сверлится по по два одинаковых отверстия (около 6-7 мм).
Через эти отверстия протягивается прочный шнур.
Концы шнура, оставшиеся свободными, следует завязать в узел.
У вас должно получиться свободное и крепкое кольцо, позволяющее добиться более удобной и простой игре на трещотке.
Музыкант, играющий на трещотке, внешне похож на человека, играющего на гармошке: пластины трещотки раскрываются веерообразно, чтобы потом, громко треща, вернуться в первоначальное положение.
Часто, для того, чтобы привлечь к себе повышенное внимание, к трещотке прикрепляются разноцветные украшения (ленты, цветы, колокольчики, бубенцы).

Ложки как русский музыкальный инструмент

Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент.
Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмического музыкального звука.
Очевидно, что ложкам, как музыкальному инструменту, столько же лет, как и самому этому распространенному столовому прибору.
Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле.
Однако, ложки стали популярными не только благодаря своей распространенности и доступности.
Ложки – один из самых колоритных и самых узнаваемых музыкальных инструментов, пришедших к нам из Древней Руси.
Сегодня расписные деревянные Русские ложки получили такую широкую популярность и известность, что их тысячами покупают и вывозят к себе домой довольные иностранцы.
Конечно, эти ложки уже никогда не станут звучать в умелых руках музыкантов-ложечников.
Теперь они покупаются в качестве сувениров, которыми забиты все базары и магазины.
Старинные деревянные ложки изготавливались вручную, без использования современных высокоточных станков и оборудования, поэтому они получались более толстостенными, были намного прочнее и обладали более низким и качественным звучанием.
Многие музыканты-ложечники подвешивают к своим ложкам всевозможные бубенчики и колокольчики, чем, без сомнения, разнообразят и усиливают их звучание.
Игра на ложках узнаваема по ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, что, безусловно, добавляет ложкам всенародной любви и популярности.

Немного видео:

Рожок

Рожок принадлежит к Русским народным духовым музыкальным инструментам.
Обычно, рожок делается из древесины клена, можжевельника или березы.
Часто рожок берет свое название от той местности, где он был произведен и приобрел самую высокую популярность.
Рожок широко используется в арсенале пастухов, воинов и сторожей.
Звук рожка всегда приковывал внимание и слух человека и служил своеобразным сигналом для своих родичей о нападении какого-нибудь лиха.
Кроме подачи сигналов, рожок мог служить для для воспроизведения песенных и танцевальных мелодии.
Репертуар рожечников представлен достаточно широко.
Не отличается сложностью и устройство рожка: коническая прямая деревянная трубка, с пятью игровыми отверстиями сверху и с одним отверстием – снизу.
На противоположных сторонах рожка находятся раструб и мундштук, приспособленный для извлечения звука.
Раструб изготавливался из рога домашнего животного или из древесины (например, бересты).
Звук рожка достаточно резкий и звучный, одновременно обладает скрытой силой и мягкостью.
Звуковой диапазон достигает десятка нот, из которых рождаются миллионы различных мелодий и композиций.

Славянские гусли

Свое название гусли получили, благодаря своим струнам, которые как-бы гудели при переборе струн.
А ведь в стародавние времена именно гудением назывался любой музыкальный звук струнного инструмента.
В отличии от духовых или ударных музыкальных инструментов, любой струнный щипковый инструмент назывался не иначе, как гусли.
На древнерусских гуслях обычно играли, придав им горизонтальное положение.
Количество струн в гуслях не было фиксированной величиной, то есть их можно было устанавливать в любом требуемом количестве.
Металлические струны придают гуслям особое, характерное звучание.
Именно поэтому гусли и получили свой узнаваемый эпитет «звончатые».
Опытные талантливые гусляры всегда перебирали гусельные струны своими собственными пальцами и никогда не пользовались медиаторами или плектрами.
В прежнее время гусли звончатые можно было услышать на любом подворье: будь то хозяйство простого земледельца или богатые княжеские терема.
Ведун-гусляр являлся хранителем Русских древних традиций, и именно, благодаря им, мы сегодня получили возможность заглянуть в бесконечную глубину нашего Великого Прошлого.
Многообразие форм и звучаний, которыми отличались те или иные гусли, породило в каждой отдельной местности свое собственное название этого музыкального инструмента.

Источник:
http://putisvaroga.ru/putisvaroga/tradicionnye-slavyanskie-muzykalnye-instrumenty

vilingstore.net

Традиционные славянские музыкальные инструменты | Славянский Ведический Портал

Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси. В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на которых играют с помощью медиатора. Считается, что домра является прообразом или потомком первой Русской балалайки. В принципе, никаких различий между домрой и балалайкой не существует. Отличия можно обнаружить только во внешнем виде того […]

Гудок (другое название – Смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам. По всей Руси, в прежние времена, гудок использовался музыкантами вместе с другими музыкальными инструментами (бубен, гусли, жалейка). Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для придания ему овальной или грушевидной формы. Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой. На […]

Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент. Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька или птички. Широкое распространение получила свистулька, изготовленная из обожженной глины. Поверхность такой свистульки покрывается богатой художественной росписью, выполненной цветными органическими красителями. Установить точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку глиняные предметы […]

Варган – древнейший музыкальный инструмент, широко распространенный на территории Древней Руси и современной России. За многие тысячелетия своей истории, варган существенно не изменил ни своего звучания, ни своей формы. Варган – язычковый самозвучащий музыкальный инструмент. Игра на нем способствует гармонизации всех функций организма, прочищению сознания и укреплению жизненных сил. Время возникновения варгана укрыто за глубокими […]

Бубен известен на Руси с незапамятных времен. Установить его точный возраст сегодня не представляется возможным. Из себя бубен представляет круглую деревянную основу-обечайку, с одной стороны у которой натягивается прочная кожаная мембрана, являющаяся основным источником звука. По желанию музыканта, к обечайке могут подвешиваться бубенчики или колокольчики. Боковые стенки обечайки могут быть прорезаны, и там устанавливаются звенящие […]

Жалейка Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий. Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой. Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то. Резкий, плачущий звук жалейки  возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента. Обычный материал для изготовления жалейки – тростник […]

Старинный, экзотический Русский народный ударный музыкальный инструмент Дрова возник в глубокой, седой древности. Он сделан из древесины которая является характерным материалом для изготовления множества других музыкальных инструментов. Люди давно знают, что древесина издает звучание при физическом контакте с ней. Для этого достаточно сконструировать музыкальный инструмент, издающий звучание по принципу обыкновенного ксилофона. Именно по этому пути […]

Свирель принадлежит к древнейшим деревянным духовым музыкальным инструментам славянских народов. Различные источники дают свирели самые разные названия: сопель; цевница. Очень много общего у свирели с устройством продольной флейты. Свирель часто можно увидеть в различных документальных и художественных фильмах, где она выступает в роли музыкального инструмента, на котором играют пастухи и влюбленные юноши. Именно музыкальным инструментом […]

Кугиклы – древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся к семейству многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли пустотелые стебли камыша или куги. Именно так прежде назывался камыш. Для того, чтобы изготовить кугиклы, можно взять и некоторые другие виды растений: бузина, ветви которой обладают мягкой сердцевиной; зонтичные виды трав, стебли которых имеют […]

Немного о Бубенцах Бубенцы принадлежат к старинным Русским народным язычковым музыкальным инструментам. Все видели и прекрасно знают, что такое и как выглядят бубенцы-бубенчики, повязанные на шеях лошадей , летящей по снегу тройки. Разве можно это с чем-либо спутать?! Однако, далеко не все люди знают, что это никакие не бубенцы, а самые обыкновенные колокольчики. Все дело […]

СлавянскаяТрещотка Трещотка, безусловно, принадлежит к одним из самых древних Русских народных ударных музыкальных инструментов. Классическая трещотка представляет собой набор деревянных прямоугольных пластинок, одним концом нанизанных на прочный шнурок. При встряхивании трещотки издаются резкие трескучие звуки. Этот простой, забавный, но весьма эффективный музыкальный инструмент, легко может сделать любой человек с умелыми руками. Для того, чтобы изготовить […]

Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент. Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмического музыкального звука. Очевидно, что ложкам, как музыкальному инструменту, столько же лет, как и самому этому распространенному столовому прибору. Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются […]

Рожок принадлежит к Русским народным духовым музыкальным инструментам. Обычно,  рожок делается из древесины клена, можжевельника или березы. Часто рожок берет свое название от той местности, где он был произведен и приобрел самую высокую популярность. Рожок широко используется в арсенале пастухов, воинов и сторожей. Звук рожка всегда приковывал внимание и слух человека и служил своеобразным сигналом для  своих […]

  Свое название гусли получили, благодаря своим струнам, которые как-бы гудели при переборе струн. А ведь в стародавние времена именно гудением назывался любой музыкальный звук струнного  инструмента. В отличии от духовых или ударных музыкальных инструментов,  любой струнный щипковый инструмент назывался не иначе, как гусли. На древнерусских гуслях обычно играли, придав им горизонтальное положение. Количество струн в гуслях  не […]

putisvaroga.ru

Русские народные инструменты. Классификация инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения. — культура — Статьи и рефераты

Русские народные инструменты.
Классификация инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения.


Согласно современным данным, в инструментоведении музыкальный инструментарий классифицируется по определяющему признаку — источнику звука и подразделяется по способу его извлечения. В основу этой систематизации положена классификация К.А.Верткова, базирующаяся на разработках немецких ученых Э.Хорнбостеля и К.Закса. В соответствии с источником звука, русские народные инструменты делятся на:


духовые (аэрофоны),
струнные (хордофоны),
мембранные (мембранофоны),
самозвучащие (идиофоны).

Рассмотрим каждую из групп подробнее.


Русские народные инструменты: духовые.

Источником звука здесь является поток воздуха. По способу звукоизвлечения группа подразделяется на свистковые, язычковые и мундштучные.

К свистковым русским народным инструментам (звук в них возникает в результате рассечения вдуваемой исполнителем воздушной струи об острый край трубки или специальный вырез в ней) относятся различные продольные дудочки.

Одноствольная дудка — продольная трубка, обычно с шестью игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд.

Двуствольная дудка (ее также называют двойчаткой, двойницей или свирелью — на каждой трубке обычно по три отверстия, дающие звукоряды, находящиеся в квартовом соотношении; в совокупности они соответствуют диапазону одиночной дудки.

Кугиклы, или кувиклы, кувички — многоствольные дудки — это несколько дудочек, обычно от двух до пяти игровых отверстий, с диатоническим звукорядом и небольшим диапазоном в пределах квинты .

Окарины — пустотелые керамические фигурки, обычно в виде птицы или животного, с двумя-тремя игровыми отверстиями, в некоторых инструментах — до десяти, с диатоническим звукорядом в объеме ноны.


Язычковые духовые инструменты.

Язычковые духовые (звук возникает в результате колебания язычка — металлической пластинки) могут быть двух типов. На одном из них используются так называемые бьющие язычки. Изготавливаемые из тростника, бересты, иногда расплющенного основания гусиного пера и т.п., они находятся у проемов, прорезей, прикрывая их. Во время подачи воздуха язычок ударяет по краям этих прорезей. Другая же группа язычковых — с проскакивающими, обычно металлическими язычками. Язычки здесь чуть меньше проемов металлических рамок, к которым точно пригнаны. Один конец у них прочно прикреплен к рамке, другой свободно колеблется в проеме. Если язычки первого типа (бьющие) могут издавать несколько звуков в зависимости от силы и способа вдувания (прерывая воздушную струю, они образуют колебания воздушного столба в трубке, в которой находятся), то язычки второго типа (проскакивающие) издают один звук, соответствующий частоте колебаний самой металлической пластинки. Проскакивающие язычки являются основой гармоник — от простейших конструкций гармоней до современных концертных баянов и аккордеонов. К бьющим язычкам относится жалейка — дудочка с небольшим количеством игровых отверстий (от трех до семи), с пищиком и раструбом, обычно из коровьего рога ; она имеет диатонический звукоряд и диапазон в пределах октавы. На парной жалейке — двух скрепленных жалейках — мелодия, в пределах того же звукоряда и диапазона, исполняется на трубке, которая имеет большее число игровых отверстий. На второй же трубке звучит бурдон или подголосок.

Волынка — представляет собой мешок, который надувается исполнителем через особую трубку и двух-трех игровых трубок. Мешок служит воздушным резервуаром. Одна из трубок мелодическая, с голосовыми отверстиями, аналогична жалейке, остальные — неизменно звучащие, бурдонные.


Мундштучные духовые инструменты.

К мундштучным (амбушюрным) духовым русским народным инструментам (звук здесь вызывается вибрацией напряженных губ исполнителя, прикладываемых к узкому концу трубки или к мундштуку) относится пастуший рожок — деревянная трубка с мундштуком, раструбом и небольшим количеством игровых отверстий (чаще всего 5-6), дающих диатонический звукоряд. Рожки часто используются в ансамблях и могут иметь различные размеры и тесситуру .

Среди мундштучных также — пастушья труба и рог; в отличие от деревянных рожков они не имеют игровых отверстий. На пастушьей трубе извлекается натуральный звукоряд, а на роге (изготавливавшемся из металла, обычно меди) — лишь два звука : основной и октавой выше.


Русские народные инструменты: Струнные.

Источник звука у них — натянутая струна. Русские струнные инструменты подразделяются на щипковые и смычковые.


Русские струнные инструменты: щипковые.

К щипковым (звук извлекается защипыванием струны) относятся инструменты грифные, или танбуровидныедомра и балалайка и безгрифные (псалтиртевидные) — различные виды гуслей. На первых высота звука изменяется, в основном, укорочением струн на грифе пальцами левой руки при их защипывании или тремолировании по ним правой, а на вторых — в результате перебора струн и быстрого проведения по ним пальцами рук или специальной пластинкой — медиатором (плектром).


Русские струнные инструменты: смычковые.

К смычковым русским народным инструментам относятся гудок и скрипка. Гудок (был распространен в России до конца ХIХ века) имел овальный или грушевидный корпус, чаще всего с тремя струнами, две нижних настраивались в октаву, а третья — квинтой выше. Играли на гудке коротким лукообразным смычком. Исполнитель держал инструмент в вертикальном положении, упирая его в колено или зажимая коленями при игре сидя; гудок мог находиться также в согнутой руке при игре стоя.

В наши дни в качестве русского народного инструмента в ряде областей, преимущественно в Смоленской, Брянской, Курской бытует скрипка. Исполнительство на ней имеет характерные особенности: незначительная роль vibrato, обилие жестких кварто-секундовых созвучий, бурдонный, непрерывно звучащий фон органного пункта к изложению мелодической линии и т.п.


Русские народные инструменты: мембранные.

Здесь источник звука — упругая мембрана, колеблющаяся в результате удара по ней. Среди русских мембранных наиболее известен бубен — в виде деревянного обруча, одна сторона которого обтянута кожаной мембраной. В отверстия стенок обруча обычно вставляются маленькие металлические тарелочки, дополняющие звучание бубна звенящими призвуками. По мембране исполнитель ударяет, делает тремоло, встряхивает бубен и т.п. В прошлые века пользовались популярностью накры — небольшие глиняные литавры, по кожаной мембране которых ударяли двумя палочками. С глубокой древности был известен на Руси также барабан, имевший цилиндрическую или бочкообразную форму, с обеих сторон деревянных обечаек натягивались кожаные мембраны, по которым ударяли колотушкой.


Русские народные инструменты: самозвучащие.

Обычно это также ударные инструменты, но источник звука в них — сам материал, из которого они изготовлены. В русской этнической среде наибольшей популярностью пользовались ложки — в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики. Играют на ложках разнообразными способами — ударяя ложкой в правой руке по двум или трем зажатым в левой, по ложке, находящейся в голенище сапога, резким встряхиванием зажатых в обеих руках ложек и т.п.

Большой популярностью пользуются также трещотки — чаще всего, в виде деревянных дощечек, нанизанных на шнур или ремешок и отделенных друг от друга узкими деревянными планками. При встряхивании дощечки, ударяясь одна о другую, издают сухой, трескучий звук.

В качестве исконно национального русского музыкального инструмента широко известны колокола. На протяжении многих веков формировались на Руси самые различные виды колокольных звонов, характерных большой мелодической и ритмической самобытностью — праздничные, набатные, встречные, встречные, проводные, похоронные и т.п.

В прошлых веках как русский инструмент употреблялся также варган, в виде металлической подковки, в центре которой находился язычок — тонкая металлическая пластинка с крючком на конце. При игре варган зажимают зубами, защипывая крючок пальцами. Вибрируя, язычок издает бурдонирующий основной тон, а путем изменения объема полости рта, исполнитель выделяет определенный обертон — обычно диапазоном в кварту или квинту. В настоящее время как русский инструмент не употребляется, однако весьма распространены разновидности данного инструмента у многих иных народов России (башкирский кубыз, якутский хомус и др.).

Для академического инструментария важно, что все мембранные и самозвучащие (за исключением варгана) составляют группу ударных инструментов оркестра, в частности русского народного. Способ звукоизвлечения на них — удар — практически оказывается существеннее, чем источник звука. Поэтому в музыке нотной традиции представляется гораздо более важным классифицировать ударные инструменты не на мембранные и самозвучащие, а на инструменты с определенной высотой звука (литавры, колокола, колокольчики, вибрафон и др.) и с неопределенной высотой звука (бубен, большой и малый барабан, треугольник, тарелки, ложки, трещотки и проч.).

Существуют и другие критерии систематизации музыкального инструментария. Но чтобы понять причины, по которым одни русские народные инструменты были академизированы и вошли в состав оркестра народных инструментов, а другие остались только в практике слуховой традиции — фольклоре, важно выявить интонационную сущность русского инструментария, систематизировав его на этой основе.

www.aveclassics.net

Советы рукодельницам