Рассказ «Язык — важнейшее средство человеческого общения»

Величайшая ценность человечества – язык. Членораздельным языком, как высшим даром, отличается человек от животного.

История вопроса
И в каменном веке люди нуждались в общении. Мужчинам требовалось поговорить о правилах охоты, женщинам — поделиться секретами, где можно осуществить сбор провизии. Все выполняли какие-то дела, но озвучить членораздельно, кому и что нужно, не умели.

Но люди пытались вступать в диалог. Они делали друг для друга какие-то заметки в виде набора узелков, ракушек, позже рисовали картинки (это был период пиктографии). Постепенно человечество «дошло» и до осмысленной речи.

Что такое язык?
Язык – это уникальное средство общения. Без языка невозможно учиться, овладевать профессиями, обмениваться мыслями. Огромна роль языка в развитии культуры, науки, в воспитании.

Язык – это сложная и совершенная система знаков, в точности приспособленная для передачи человеческих мыслей и чувств.

Возникновение языка – одно из самых таинственных событий, связанных с появлением на земле человека. Язык, в отличие от иных составляющих человеческой культуры, нельзя причислить к изобретениям человека. Но с помощью языка люди придумали множество знаковых систем.

Для чего нужен язык?
Язык нужен для того, чтобы люди могли понять друг друга.

Язык появился потому, что в нём возникла необходимость: на работе и в быту нужно было общаться, оперативно принимать решения, давать ответы на вопросы. Язык – самая совершенная коммуникативная система.

Посредством языка духовное сокровище одного поколения передается другому.

Язык – это орудие мышления. Мышление индивида опирается на языковые средства.

Язык – мощный инструмент на пути совершенствования и прогресса.

Язык — важнейшее средство человеческого общения.

Ещё раз о главном
Зачастую мы не думаем о важном, например, о роли языка в нашей жизни, о том, как хорошо, что есть речь. Мы не испытываем счастья оттого, что есть буквы, слоги, предложения. А ведь язык – это великое благо.

Человек так устроен, что у него есть настоятельная потребность делиться своими знаниями, думами, чувствами с другими людьми.

Менялись эпохи, законы, представления о жизни – но общение было всегда. Важный инструмент, без которого неосуществимо это общение, неосуществимо мышление – это знак, то есть возможность наделять некий внешний сигнал, предмет или изображение определённым смыслом. Это по силам сделать только человеку. И человек постоянно работает над созданием новых и улучшением старых знаковых систем, чтобы с их помощью удовлетворить свои потребности в передаче и получении информации.

Язык – мощный союзник и помощник человека в овладении миром.

detskiychas.ru

Как мы сделали проект «Рассказ о слове». Русский язык, 3 класс :: Это интересно!

Катя не пошла простым путем сделать как предлагали — просто оформить разбор на листе А4. А сама вызвалась сделать лэпбук. Мои занятия с ней не прошли даром:)
Лэпбук я ей немножко помогла — чертила и отмеряла кармашки, даже задумалась, чтобы сделать ей шаблоны — надоело каждый раз заново вымерять, пусть комбинирует из готовых:) И еще распечатала тексты про пословицы и загадки, потому что проект мы делали за один вечер (дотянули!) и Катя уже к этому времени очень устала, чтобы выписывать их вручную.
А вот с наполнением лэпбука она сама разобралась. Правда, с выбором слова пришлось помучиться — это только кажется, что можно взять любое. Не тут-то было: то к нему антоним не подберешь, то синонимов мало — скучно, то поговорок нет или они такие странные, что нормальные люди их не знают))) Еле нашли такое, чтобы все пункты плана проекта в нем отразить можно было. Это оказалось слово «день». А что у Кати с ним вышло, я дальше покажу подробнее.

Лэпбук для проекта по русскому языку «Рассказ о слове»

Вот так вот лэпбук для проекта «Рассказ о слове» выглядит внутри. Правда, уже серьезно? Никаких картинок и фоток, как в прежних лэпбуках.

Тематическая папка по русскому языку, 3 класс

А вот так будет, если все, что внутри, открыть.
Тематическая папка по русскому языку, 3 класс

Дальше по-порядку:
Вот тут у Кати записаны однокоренные слова к слову «день»
Детали лэпбука «Рассказ о слове». Однокоренные слова

Здесь вот лексическое значение. Вернее значения, так как слово многозначное: день может быть как сутки, может быть как светлое время суток и может быть временем после утра, но перед вечером.
И фразеологизмы со словом «день». Их достаточно много, Катя повыписывала самые ходовые.
Детали лэпбука «Рассказ о слове».Фразеологизмы и лексическое значение

Вот здесь антоним. Нашли всего один «день-ночь». Зато Катя нарисовала к ним картинку.
Детали лэпбука «Рассказ о слове». Антонимы

С синонимами слову «день» повезло больше — их в лэпбуке три: сутки, обед (в смысле обеденное время (говорят: я приду после обеда) и просто названия дней недели.
Детали лэпбука «Рассказ о слове». Сиинонимы

В кармашке лэпбука вложены слова, которые можно сочетать со словом «день» — их так много, что при желании можно было бы найти хоть сто штук.
Еще Катя сделала фонетический разбор слова «день» по буквам.
И определила, что за часть речи наше слово:)
Для полноты картины надо бы еще грамматический разбор слова сделать, да они еще не умеют — как раз следующая тема будет об этом.
Детали лэпбука «Рассказ о слове». Часть речи

С правой стороны лэпбука вся «литературная» часть.
Пословицы про слово «день» не редкость: мы нашли в интернете целый список.
А вот с загадками сложнее. Всего две нормальных. Отгадайте: «Что было вчера и будет завтра?» и «С зарей родился, чем больше рос, тем меньше становился».
А в качестве предложения с этим словом подобрали детский стишок про день рождения.
Детали лэпбука «Рассказ о слове». Пословицы, загадки, предложения со словом

И под конец оставили оформление обложки. Хорошо, что у нас дома есть цветной скотч — им быстренько можно все украсить:)
Проект по русскому языку «Рассказ о слове»

 Вот уставшая, но довольная ученица со своим проектом 🙂

Проект по русскому языку «Рассказ о слове»

А вот здесь можно посмотреть другие Катины проекты для младшей школы Математический детектив, Проект «Страны мира»: Лэпбук про Австралию, Проект «Города России»: Краснодар, Самодельная книжка для доклада про бабочку, Исследовательский проект «Есть ли интеллект у хомяка?», Проект «Красная книга. Возьмем под защиту», Урок геологии, Созвездие Ориона, Презентация «Геокешинг», Проект «Мой домашний питомец», Коллаж «Моя семья в годы войны», Космическая коробочка, Исследовательский проект «Изучение дождевого червя в домашних условиях», Можно ли есть снег — опыты по мотивам урока, «Профессия — художник», Презентация «Как зимуют птицы», Презентация о зоопарке «Солнечный остров», Проект «Моя семья», Проект «Математика вокруг нас», Коллекция горных пород.

www.tavika.ru

Подготовка к сочинению о слове (урок развития речи в 5-м классе)

Разделы: Русский язык


Цели:

  • подготовиться к домашнему сочинению о слове:
  • определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал; отработать элементы композиции разных типов сочинений; составить словарь опорных слов;
  • воспитать чутье к слову и умение отбирать необходимые слова; развить устную речь учащихся.

Оборудование:

    Русский язык: Сборник заданий. 5 класс: Пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой “Русский язык. Теория. 5-9 классы” / В. В. Бабайцева, А. В. Глазков, М. В. Дубровина и др. – М.: Дрофа, 1997. – 320 с. Раздаточный материал. Инструментарий к уроку

текст
тема текста
основная мысль
заголовок
ключевые слова
средства связи
описание
повествование
рассуждение

Оформление: эпиграф к уроку “За каждым словом стоит целый мир” (Генрих Бёлль (1917-1985), нем. писатель).

План урока: Вступительное слово учителя. Определение целей урока. Практическая работа. Слово о В.И. Дале (краткое сообщение учащихся). Итог урока. Обобщение. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя
Тема сегодняшнего урока вам известна. Дома вы должны были подобрать эпиграф, используя сборник заданий по русскому языку или любой другой источник.
Откройте тетради, запишите число, тему урока и эпиграф, который вы выбрали (он записывается в правом углу, без кавычек, с указанием автора, но без скобок).
Прочитайте эпиграфы, которые подобрали вы. (Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. М. В. Ломоносов; Так же, как из году в год меняют леса свои листья — старые падают, — так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие. Гораций; Слова – смысл жизни. Ю. Карасева; На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку. С. Маршак.)

II. Определение целей урока
Исходя из темы, эпиграфов, которые вы подобрали, определите цели урока, которые вытекают из темы нашего урока. О чем необходимо вспомнить, чтобы дома вы смогли написать хорошее сочинение о слове? (Определить тему сочинения, очертить круг ключевых слов, придумать заголовок, определиться, в каком типе речи писать сочинение, вспомнить основные средства, которые связывают предложения в определенный текст и т. д.)

III. Практическая работа

1. Задание № 595.

— Посмотрите на запись. Можно ли считать ее текстом? Что необходимо сделать, чтобы данная запись стала текстом? (Записать, разделив на слова и поставив необходимые знаки препинания.)
Один из учащихся записывает этот текст на доске.
Слово выражает мысль человека, нет на свете оружия сильнее слова. Говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места, словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории.

К. Станиславский.

— Теперь это действительно текст. Вспомните определение текста.
— Предложения в тексте объединены общей темой. Какова тема этого текста? (Что могут слова?)
— Как бы вы озаглавили данный текст? (Что могут слова, Сила слова и т. д.)
— В соответствии с основной темой и заглавием назовите ключевые слова текста.
— Какие средства связи используются в данном тексте? (Повторы, вводное слово)
— По строению и значению тексты неодинаковы. Вспомните основные типы текста. (Повествование, описание, рассуждение).
— Какому типу текста принадлежит данный текст? Докажите.

2. Каким типом текста вы можете воспользоваться при написании сочинения? (Всеми).
Описание – “описать” слово, как оно звучит, из каких букв состоит, доброе или злое, нежное или грубое. Как можно озаглавить такой текст? (Добрые слова, Злые слова и т.д.)
Повествование – рассказ о словах вообще, зачем они нужны, для чего служат, что могут обозначать? Как можно озаглавить такой текст? (Слово о словах, Путешествие в страну Слов и т. д.)
Рассуждение – что такое слово? Как можно озаглавить? (Что такое слово, Рассуждение о слове).

3. Работа над текстами.

— Определите тему и тип текста и озаглавьте его. Найдите в тексте ключевые слова.

1 ряд — задание №594 (чтение стихотворения Н. Рыленкова)
2 ряд — стихотворение Н. Веселовской “Добрые слова”, напечатанное без названия (на листочках)
3 ряд — текст-загадка (на листочках). О каком слове идет речь? По каким признакам вы определили слово? Какие ключевые слова можете назвать?

Это слово ласковое и нежное.
Мы его произносим самым первым, потому что других еще не знаем.
Мы его шепчем, когда признаемся в чем-то сокровенном.
Мы его кричим, когда чего-то пугаемся.
Мы его любим, потому что любим ее, единственную и неповторимую, самую красивую и необходимую.

— Перед вами будущие тексты. Почему будущие, потому что в том варианте, в котором они существуют, их нельзя назвать текстами. Что для этого необходимо сделать? (Восстановить последовательность предложений в тексте).
— Определите основную тему текста и озаглавьте его.

Текст 1 (1 вариант).

Из слов можно составить предложение, в котором нужно заставить их работать, подчиняясь друг другу и общей мысли коллектива.
Слово – маленькая рыбка, которая плещется в реке – Речи. Без слов не было бы Речи, не было бы даже звуков.
Слово – творение, которое нужно охранять. Часто от самого говорящего – от человека, которому кажется, что он – властелин слова. Но чтобы стать властелином, надо получить это право, научиться управлять словом. Ох, как это трудно!
С появлением нового слова появляется новое понятие. Слово – это загадка, которую невозможно разгадать, понять, разобраться до конца. К этим загадкам нужно относиться бережно, правильно их писать, произносить. Тогда только ты сумеешь подружиться со словом.

Текст 2 (2 вариант).

Я подошел и спросил: “Уважаемое слово, кто вас обидел?”
Мне так жаль стало бедные слова, что я решил никогда не обижать их, но пока это мне не всегда удается.
Однажды я попал в страну без Орфографии. Смотрю: идет слово, грустное и обиженное, все неправильно исправленное и перечеркнутое.
Я пригляделся и с трудом разобрал корявые буквы: ОВЕАЦЫЯ.
А оно в ответ: “Разве ты не знаешь, в какой город попал? Это ведь страшный для слов Безорфографинск. Здесь не любят и обижают слова, ведь это город двоечников”. – “Но почему вы не переедете в другой город, где вас не будут обижать?” — удивился я. А слово грустно ответило: “Мне ничего не поможет, потому что я – словарное слово, меня везде найдут и изуродуют. Вот идет слово АВИАЦИЯ, посмотри, что с ним сделали!”

IV. Слово о В. И. Дале.

К словам нужно относиться бережно. Многие посвятили изучению слова всю свою жизнь и оставили после себя книги: учебники, словари и многое другое.
Имя одному из таких людей – Владимир Иванович Даль, собиратель слов, автор словаря “Живого великорусского языка”.
Об этом человеке много написано. Одна из таких книг – “Собирал человек слова…” Михаила Александровича Булатова и Владимира Ильича Порудоминского (Краткое сообщение о В. И. Дале).

V. Итог урока. Обобщение. Итак, урок завершен. Чтобы написать хорошее сочинение о слове, вы должны еще раз вспомнить, о чем шла речь на сегодняшнем уроке. Вернитесь к тем целям, которые вы поставили в начале урока. Достигли ли вы их.

VI. Домашнее задание. Написать сочинение о слове, выбрав эпиграф и название.

29.11.2004

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Проверь себя, с. 85 | Развивайка

1. Расскажите, что вы узнали о глаголе. Для чего в нашей речи мы используем глаголы?

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?, называются глаголами. Глаголы изменяются по числам. Частица не с глаголами пишется раздельно.

2. Прочитайте слова. Объясните, по каким признакам можно узнать среди этих слов глаголы.

Сон, спать, бежать, дорога, петь, песня.

Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопрос что делать?
Спать, бежать, петь.

3. В какие группы можно объединить данные глаголы? Объясните свой ответ.

Стои́т, лечат, дарил, бежит, писал, играют, читали, строили, пишут.

Данные глаголы можно объединить в группы по числам:

единственное число: стоит, дарил, бежит, писал.
множественное число: лечат, играют, читали, строили, пишут.

4. Прочитайте. Составьте с каждым глаголом предложение. Запишите предложения и подчеркните в них сказуемые.

Мальчик надел пальто.
Мама одевала дочь на прогулку.

5. Найдите в словаре антонимы к данным глаголам. Запишите пары слов.

Мириться — ссориться, встречать — провожать.

6. Подберите к каждому глаголу однокоренное слово — имя существительное.

Работ/ать — работ/а, обед/ать — обед/.

 

7. Прочитайте предложения. В каком из них глагол употреблён в переносном значении?

Сияют звёзды. Глаза сияют.

В переносном значении глагол употреблён в предложении

Глаза сияют.

 

8. Прочитайте пословицу. Запишите её по памяти.

Умей взять, умей и отдать.

ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК

ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Проверь себя, с. 85

4.5 (89.23%) от 78 голосующих

razviwaika.ru

Сочинение на тему «слово»Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение на тему «слово» 3.60/5 (72.00%) 10 votes

Сочинение на тему «слово»
Слово… Без него мы не можем представить свою жизнь. При помощи слова мы проявляем свои чувства, желания, эмоции. Оно сопровождает нас повсюду. Может помочь найти друзей или единомышленников, объединить, а может и наоборот, неосторожно брошенное слово способно рассорить надолго, порой и навсегда. Поэтому слово требует осторожного и бережного к себе обращения, умения пользоваться им правильно. С далеких времен люди понимают все значение и силу слова в человеческой жизни.
Что такое слово? Слово — это часть нашей речи. Слова ставятся в предложения, в тексты, с помощью которого, люди говорят, и получают знания о мире. Слова могут описать любые происшествия и события, и все, что находится вокруг нас. Они помогают организовать последовательную и четкую речь. Слово играет огромную роль в жизни человека. Мы составляем фразы из соответствующих слов, чтобы передать свои мысли как можно более четко и глубоко. Мы не должны забывать о силе слов. Оно может вдохновить человека на великие дела или погрузить в отчаяние и депрессию.

Знаменитая пословица говорит: «слово не воробей, вылетит — не поймаешь «. То есть, нужно сто раз подумать и все взвесить, прежде чем сказать что-то важное. Например, дать нереалистичные обещания. Бездумно брошенное слово не вернуть обратно. От этого страдает не только собеседник, но вы сами. Раскаяние и с сожаление будет мучить душу и постоянно напоминать о вас человеку, которого вы обидели или обманули.
Чтобы передать смысл слова другим, не нужно быть великолепным оратором. Достаточно, чтобы у вас было открытое сердце, человечность и желание чувствовать реальные проблемы своего спутника Мудрое слово может предотвратить много страданий и неправильных, поспешных решений. Если человек вам дорог, то не стоит говорить ему плохие или лживые слова, потому что он не только вас слышит, но и чувствует сердцем. Только искренность, честность, открытость, чувства и мысли даются людям для понимания и родства.

Близкие по духу люди способны понимть друг друга с полуслова или даже взгляда. Они настолько переплетены, что они могут общаться мысленно наиболее важными для них словами. Нет необходимости напрягаться и придумывать высокие слова, чтобы выразить свое восхищение и поклонение. Человек прекрасно выражает душу простыми словами, исходящими из любящего сердца. И он ответит просто и искренне. Давайте не упустим возможность использовать силу слова для того, чтобы пробудить в себе лучшие качества человеческой души — сострадание, щедрость, прощение и любовь !



Похожие сочинения

online-urok.ru

Что такое речь? Рассказ детям

«А как речь-то говорит, Словно реченька журчит…»

Любой человек представляет собой своеобразный мир – со своими чувствами, знаниями и представлениями. И для него жизненно необходимо уметь передать эти знания и чувства другим людям – тем, кто живёт, учится, работает рядом ним, а также будущим поколениям.

Вся история цивилизации – это история общения людей и человеческих сообществ. Человеку важно удовлетворить свою вечную потребность в передаче и получении информации. Как это сделать?

Природа способствовала этому процессу. Мы люди, горды тем, что наша речь членораздельна, в отличие от животных, которым не дано соединять звуки по своему желанию, произносить слова и предложения.

Что такое речь?
С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он произносит короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт – его речь развивается. В школьном курсе есть специальные занятия по развитию речи.

Дадим понятие речи.

Речь – умение, способность человека говорить.

Речь – это определённая технология создания, выражения мысли посредством языка.

Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.

Если спросить психолога, что такое речь, то он скажет, что речь, прежде всего — это одна из высших психических функций человека, во всем охвате ее взаимосвязей с важными психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью.

Язык и речь
Речь напрямую связана с языком. Язык являет собой оригинальную по сложности и совершенству систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме.

Язык и речь – понятия близкородственные, но это не одно и то же. Язык должен использоваться в целях общения — только тогда возникает речь. Язык становится недееспособным после того, как люди перестают на нем общаться.

Речь – это язык в действии, то есть язык, используемый для выражения определённых идей, эмоций, чувств.

Основная единица речи – это слово.

Берегите речь
Жизнь показывает, насколько велика приверженность маленьких детей ко всевозможным перевёртышам, потешкам, небылицам, небывальщинам. Всем известна детская манера коверкать речь, подражать взрослым, передразнивать животных, болтать на секретных языках, баловаться с речью. Но детям можно, их взрослению сопутствует повышенный интерес к звуковой стороне речи.

Но шалости с речью в более позднем возрасте зачастую неуместны. Берегите речь! Стремитесь к тому, чтобы не использовать в речи мусорные слова. Есть такая хорошая дисциплина – «риторика». Она учит нас речевому поведению, учит общаться. Риторика – наша помощница в правильном выборе словесных средств, в решении коммуникативных задач.

detskiychas.ru

Урок русского языка по теме «Размышляем о словах. Что в слове главное?»

Русский язык

2 класс («Гармония») Тема: Размышляем о словах. Что в слове главное?

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Технология: личностно-ориентированная.

Цель: показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова).

Задачи:

  • развивать орфографическую зоркость, умение употреблять слова в правильном значении, монологическую речь учащихся;

  • воспитывать умение внимательно относиться к лексическому значению слова, работать в парах, коллективе.

Оборудование: мультимедиа установка, толковый словарь русского языка С. Ожегова.

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: к уроку готов наш класс,

Мы начнем урок сейчас!

— Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость от общения.

— Сегодня на уроке вы будете исследователями, а кто такой исследователь? (Исследователи — лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний)

.- А девиз нашего урока вы можете прочитать на доске. Ой, ребята, он рассыпался, давайте соберём предложение и узнаем девиз нашего урока.

Ужасно интересно все то, что неизвестно!

— К чему призывает девиз? (открывать новые знания)

-Что пригодится нам для открытия новых знаний? (внимательность, активность, умение слушать)

б) — Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.

— Мы закончили изучение темы «Хочу сказать больше».
Теперь мы знаем, какой бывает речь: Составление кластера

Дети дополняют, сопровождая свой ответ показом схемы, вывешенной на доске.


У. Как мы используем в речи слова, предложения? Для чего создаем текст?
Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.


 Если в речи нужно назвать что-то, мы используем _____________.
 Если хотим выразить мысль, нам нужно построить _____________.
 Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаем _______________.

2. Введение в тему. Актуализация знаний.

— Как вы думаете, что важнее в речи, предложение, слово или текст?

Дети обсуждают варианты ответов.

— На перемене я услышала спор. Хочу попросить вас разобраться и помочь нашим спорщикам понять, кто из них главнее для человека.

(Выходят дети, на голове у них шапочки со словами: текст, предложение, слово)

Текст: “Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль”.

Предложение: “Но ты состоишь из предложений –значит, я главнее”

Учитель: “А слово не стало спорить. Оно решило, что каждый школьник сумеет постоять за него.

– Так кто же главнее для человека? (Главное для человека слово, т. к. без слов не будет ни текста, ни предложений. Для человека нужны и слова, и предложения, и текст, чтобы выражать свои мысли.)

Слово: “Выяснять кто же из нас главнее и нужнее человеку – только время тратить. Есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять

Постановка темы и целей урока

— Что предлагает сделать слово? (поразмышлять)

У. И мы спорить не будем, тем более, что есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Как понимаете слово – «поразмышляем»?
Д. Размышлять – значит думать, мыслить.

Откройте учебники на с.4 и прочитайте о чём будем размышлять

Тема нашего урока — исследования «Что в слове главное ?»

Какую цель исследования поставим? (понять, что в слове главное)
Карточку вывешивает ученик-слово.

— Перед началом исследования предлагаю вам поиграть в игру «Пойми меня»

— Я даю толкование слова, а вам надо по его значению отгадать слово и записать в тетради.

Запишите с красной строки

  • Этот овощ называют томат. (помидор)

  • Огородное растение с продолговатым зелёным плодом. (огурец)

  • Тёмно-голубой цветок, растущий на лугах и полях. (василёк)

(На доске записаны слова с окошками). К доске пойдёт Ваня вставит пропущенные буквы, поставит ударение и подчеркнёт орфограммы.

— Проверьте слова и подчеркните соединения букв, которые получились красиво, а которые не получились, напишите с новой строки ещё раз. (минутка чистописания)

Возьмите сигналы и покажите, как вы справились с этим заданием.

— Начинаем исследование.

Прочитайте задание в учебнике с.4 №275.

В четверг Мряка нашла 6 пусиков.

У. Поняли что–нибудь? Почему?
Д. Непонятные слова.

— А что говорит Антон?
У. Прочитайте задание к упр.
— Попробуем сделать это предложение понятным.

— Что для этого надо сделать? (заменить слова)

— Что может обозначать слово Мряка?

— Почему имя девочки?

— Что она могла найти?

— Какое предложение получилось?

— Запишем это предложение в тетради.

«В четверг Маша нашла шесть грибов».
Запись с объяснением «опасных мест», один ученик у доски.

У. Почему предложение стало понятным?
Д. Слова понятны, ясно, что они обозначают.

ВЫВОД ИССЛЕДОВАНИЯ: Чтобы понять предложение, надо знать значение слов.
— Сравним наш вывод с выводом учебника стр.5.

Физминутка:

— Отдохнём. Встаньте, поиграем.
Я буду называть слово, если оно имеет значение, вы приседаете, если смысла нет, стоите на месте.

Коф, рот, доска, мялка, махать, чёрный, болка, плим, рисунок, внимательные.

— Молодцы. Умеете отличать слова.
— А как вы их узнавали?

— А сейчас я предлагаю ещё раз вернуться к правилу, с. 5.
— Прочитайте последнее предложение.
Хочу обратить ваше внимание на слово «часто».
— Как вы думаете, почему именно это слово использовали авторы? (Не всегда).
— Да, бывают исключения из правил. Понаблюдаем за словами.

Наше исследование продолжается. — Посмотрите в учебнике задание №276.

Прочитать предложения.

Первой ко мне (на) день рождения пришла роза.

(У) дверей лежит шарик и громко лает.

– Почему они вызывают смех?

— Почему произошла путаница?
— Какая ошибка допущена?
— Почему нельзя допускать при письме таких ошибок? (смысл слова меняется)


Вывод исследования: — От чего зависит написание слова? Написание слова зависит часто от его значения.(написание значение)

— Запишите предложения, по вариантам, чтобы они перестали быть смешными. (2 у доски)

Работа со словарём.

— Где можно узнать точное значение слова?
— Словарей толковых много. Есть большие (С. Ожегова), маленькие (у нас в
учебнике).

У. Прочитайте слова. (замок — замок)

Подумайте, можете ли вы доказать, что в паре записаны разные слова? Догадайтесь каким условным значком это доказать. (ударением)

— Что происходит со словами в русском языке, если неправильно поставить ударение?
Какой вывод исследования сделаем: от чего еще зависит значение, смысл слова? (Значение слова зависит от ударения. (Значение ударение)

Понаблюдаем за словами.

Откройте ТПО на с.3 упр.277. Прочитайте слова в парах.

Что можете сказать об этих словах?

Что надо сделать, чтобы эти слова стали разными? (поставить ударение)

Поставьте ударение.


У. Вам понятно значение всех слов?

– Значения каких слов не понятны? (Работа с толковым словарем учебника, с толковым словарем В.И. Даля)

У.В ходе исследования мы с вами еще раз убедились в том, что главное в слове – это его значение. Иногда от значения зависит произношение слова.

— Подведём итог нашего исследования.

Ну, исследователи какую ещё тайну вы открыли? Что в слове главное?

На экране: тайна нашего языка…

— На следующем уроке мы продолжим работу над словом и узнаем, что
ещё может зависеть от значения слова.

Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

— решить орфографические задачи,

— подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов

Рефлексия.

У вас на столах лежат листы «Мои успехи на уроке» оцените свою работу. Поставьте галочку в том окошке, где вы считаете высказывание верным.

Приложение к уроку

РЕЧЬ

УЖАСНО

ИНТЕРЕСНО

ВСЁ ТО,

ЧТО

НЕИЗВЕСТНО!

ТЕКСТ

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.

Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.

Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.

Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.

Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.

Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.

«Узелки на память»

  1. Главное в слове его _________________________________.

  2. Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.

  3. Значение слова зависит от____________________________.

  4. Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.

* Составь предложение с этим словом.

«Узелки на память»

  1. Главное в слове его _________________________________.

  2. Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.

  3. Значение слова зависит от____________________________.

  4. Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.

* Составь предложение с этим словом.

«Узелки на память»

  1. Главное в слове его _________________________________.

  2. Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.

  3. Значение слова зависит от____________________________.

  4. Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.

* Составь предложение с этим словом.

«Узелки на память»

  1. Главное в слове его _________________________________.

  2. Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.

  3. Значение слова зависит от____________________________.

  4. Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.

* Составь предложение с этим словом.

Мои успехи на уроке

Мне понравилось работать на уроке.

Мне было трудно

У меня остались пробелы в знаниях

Мои успехи на уроке

Мне понравилось работать на уроке.

Мне было трудно

У меня остались пробелы в знаниях

РЕЧЬ

УСТНАЯ

ПИСЬМЕННАЯ

ЗВУКИ

БУКВЫ

ТЕКСТ

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ЦЕЛЬ. ПОНЯТЬ, ЧТО В СЛОВЕ ГЛАВНОЕ.

Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

— решить орфографические задачи,

— подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов

Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

— решить орфографические задачи,

— подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов

Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

— решить орфографические задачи,

— подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов

Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

— решить орфографические задачи,

— подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов

Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

— решить орфографические задачи,

— подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов

Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

— решить орфографические задачи,

— подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов

Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

— решить орфографические задачи,

— подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь

словарём. Составить предложение с одним из слов

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам