Карточки для домашнего задания “Дифференциация звуков Р

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л – 1

Ра, ло, ор, лы, ала, кро, тры, апр, хру, рак, пила, лупа, рот, кора, мала.
2. «Запомни, повтори»




Ра-лаал-арры-лы
Ло-роур-улор-ол
Лы-рыял-ярлу-ру

3. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:




рад – ладрамка – лавкаигра – иглаПров – плов
рак – лакМила – Киравраг – флагтрон – слон
лама – рамакраса – глазафлот – ротплошка – крошка

4. «Закончи слово слогом ЛА или РА»
пи … /ла/ си … но … И…
иг … го … шко … би …


1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л – 2

лодка, краб, дрова, Слава, бокал, ковёр, арка, трава, молоко, пила
2. «Запомни, повтори»



Ра-ла-рапло-пло-проро-ло-ро
Ру-ру-лукра-кла-клала-ра-ла

3. Проговаривать, различая звуки Р и Л:





рубка – голубкавыручать – получатьигры – иглы
лучей – ручейстолы – топорыуплыть – укрыть
прорубь – голубьсерый – белый поляк – моряк
Поля – Боряслякоть – крякатьпряжка – фляжка


4. Считать до 7 /10/ и обратно «1 7» – глубокая нора


1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л – 3

холодильник, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, ласты, лавры, грелка.
2. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:





Серёжа – лёжамотылёк – пузырёк Полина – перина
полёт – берётколючий – горючийфутболист – турист
верёвка – пелёнка брюква – клюква лейка – рейка
солёный – варёныйМарина – малинаперец – палец

2. «Запомни, повтори»



футболист – рис – соритьтурист – кипарис – солист
перина – Марина – калиналюк – трюк – клюв

3. «Я …, ты …, она …, мы …, вы …, они …»
– фотографировать голубей


1. Проговаривать слова. Показать буквы: что вначале, что потом /Р – Л/.

Р – Л – 4





ларьпряллаврылюстрапрялка
литргрелапрельслесарьтарелка
рольрояльбралрельсыкресло
рульорёллагерьгрелказритель

* Объяснить подчёркнутые слова.

2. Закончить предложение словом из упр-я № 1

– Дети поехали отдыхать в … /лагерь/.
– Боре и Оле очень понравилось в ….
– Папа повесил новую ….
– Бабушка налила горячую воду в ….
– Дедушка сел в своё любимое ….


3. «16 /10/» – тарелка


1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что потом /Р – Л/.

Р – Л – 5





рослыйзеркалоборолиськоролеварассол
горлобралипрыгалирулетларёк
кроликнырялисмотреликаравеллакрыло
рыхлыйигралималяррулонстрела

* Составить предложение со словом «рыхлый».


2. «17 /10/» – вертолёт; просторный балкон

3. «Я …, ты …, он …, она …, мы …, вы …, они …»

рассказать историю про кролика

4. Закончить строку словом со звуком Л или Р:





Дедушку зовут Лука,Друг позвал меня на пир,
У него болит  … /рука/. Ел я торт и чай я  … /пил/
Рисовал художник ламу Зреет на кустах малина,
И картину вставил в … / раму/.Соберёт её … /Марина/. 


1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что потом /Р – Л/.

Р – Л – 6






Ларисакаруселькалендарьверблюдадмирал
балеринаакварельжурналдирижабль 
напролётглухарьбурливыйювелир 
рыболовлеопардВалерийкларнет 
мармеладлекарствопревратилирегулировщик 

2. Используя пары слов, составить предложения о детях. Дать имена детей со звуками Р – Л.




зеркало – смотрелатарелка – приготовила
вертолёт – игралмармелад – попросил
стрела – пролетела зрители – кресло

3. «1 7 /10/» – жонглёр; адмирал

4. Проговаривать

Брат надел халат. Мара и Мила пололи огород. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Стебель рос и вырос в колос.




1. «Запомни, повтори».

Р – Л-7

Балерина – акварель – лекарство
Ювелир – просил – бурливый
Кларнет – календарь – превратили
Закрыли – Валерий – жонглёр

2. Счёт от 1 до 7 и обратно – «кларнет», «жонглёр»,
«трудолюбивый жонглёр»

3. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

полировать рояль

4. Выучить.

Лара на гитаре,
Клара на кларнете
Играли дуэтом
Кириллу и Пете.


1. Счёт от 1 до8 (10) и обратно: «долгожданная каравелла»,
«прожорливый крокодил».
2. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»
фотографировать каравеллу

3. Послушать и повторить слова. Составить предложения о девочке

Ларисе, включив в него названное слово.
Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, расставляла, размешивала.

4. Выучить.

Юра у Юли забрал юлу
И сел с юлой играть в углу.
Не захотела для Юры
Юла петь без Юли.


1. Проговорить словосочетания в быстром темпе 3-4 раза.

Р-Л

Дополнить каждое сочетание до полного предложения и проговорить его. Уточнить значения незнакомых слов.
Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния.

Выиграла в лотерею у Лары мармелад
Разбила зеркало неповоротливый жонглёр
Крикливый билетёр отрывной календарь

2. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

– расправлять складки на покрывале

3. Чётко проговаривать скороговорки сначала в медленном темпе, затем в быстром.

Король – орёл, орёл – король. Проворонила ворона воронёнка.
Клара у Вали играла на рояле. На гармони громко заиграл Ерёмка.
Орёл на горе, перо на орлё. Прорубь прорубили – рыбки наловили.


1. Проговаривать скороговорки.

Л-Р

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
К полудню Лара с Полей полполя пропололи.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.
Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.

2. Выучить.

Королева кавалеру
Каравеллу подарила.
Королева с кавалером
В каравелле удалилась.


1. Проговаривать и пересказывать.

Р-Л

Друзья

Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон такой большой и умеет бегать.
А кроме того, у слона бал хобот, а у комарика – хоботок.
Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там.

Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе было хорошо. /Ткаченко Т.А./

2. «Слон и комарик» – назвать правильно предметы:

ушко (у комарика) – ухо – ушище (у слона) … – лапа – …
… – глаз – … … – голова – …


1. Проговаривать. Назвать слова сначала со звуком Л, а затем со звуком Р. Пересказывать.

Добрый Леопард

На дороге к цирку стоял кролик и громко плакал. Проходил мимо старый Леопард и спросил: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?». Маленький Кролик, рыдая, ответил: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пускает».
Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь! Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом».
Гордый Леопард и дрожащий от страха Кролик приблизились к цирку. Строгая Ворона пропустила Леопарда, а Кролику с батонами загородила дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» – прокаркала Ворона. Леопард принял грозный вид и возразил Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу проголодаться?». И, указывая на Кролика, прорычал: «А это мой гам-бур-гер!». /Ткаченко Т. А./

2. Подобрать слова из текста:

Кролик (какой?) – …, …, … .
Леопард (какой?) – …, …
Ворона (какая?) – …, … .

3. Образовывать слова:

короткий хвост – короткохвостый (заяц)
длинные ноги – … (аист) длинный хвост – … (леопард)
острые зубы – … (леопард) острый нос – … (лиса)
красная грудь – … (снегирь) длинные уши – … (кролик)

logoped18.ru

Логопедические упражнения и игры Дифференциация звуков Л, Р Дифференциация звуков Ль, Рь

Логопедические упражнения и игры

Дифференциация звуков Л, Р Дифференциация звуков Ль, Рь

    1. Какая буква следующая?
  1. Какие две буквы следующие?
  1. Продолжи ряд.

  1. Прочитай слоги с буквой Л и буквой Р. Соедини слоги с одной и той же гласной буквой. Прочитай слоги парами.

РА                 ЛЫ

РО                 ЛУ

РЫ                 ЛА

РУ                  ЮЛ

РИ                  ЛЕ

РЕ                  ЛЯ

РЯ                  ЕЛ

ЕР                  ЛИ

ЮР                ЛО

5. Найди дома с одинаковыми окнами.

  1. Составь из букв слово, и ты сможешь ответить на вопрос.

6.1. Что сломано у птицы?

6.2. Что болит у мальчика?

6.3. Кто потерял эту корону?

  1. Из каких букв состоят слова? Ненужные буквы зачеркни.
  1. Составь слово из слогов.

(Кролики, ролики, короли, роли, кивал, ликовал, ковал, вал, крокодил.) 

(Балерина, пелерина, Ирина, Лена, пена.)

(Крыло, крыса, сало, лоси, сито, лото, Лора, караси, кара.)

 

  1. Найди пары.

9.1. Найди двух девочек с именем Лариса.

 

9.2. Найди два музыкальных инструмента с одинаковыми названиями.

 

 

10. Найди в таблице слоги, которые есть в данном слове; остальные зачеркни.

11. Игра «Спрятанные слова».

Найди среди этих букв спрятанные слова лавры, руль, литр. Подчеркни их.

 

МСЛАВРЫШУРЫБРУЛЬЩОХКЛИТРЯЮ

 

  1. Игра «Лесенка».

Придумай слова, начинающиеся на буквы Л и Р. Первые слова должны состоять из трех букв, вторые – из четырех, третьи – пяти букв.

Л_ _                         Р_ _

Л_ _ _                      Р_ _ _

Л_ _ _ _                   Р_ _ _ _

 

  1. Выбери для каждого слова пропущенную букву и впиши ее в пустую клеточку.

 

(Рыба, дырка, ворона).

14.Составь из данного слова другие слова.

Горловина – (варианты слов: горло, вина, гора, вино, вол, нога, ноги, горы, гора, ворон, ворона, нор, рог, рога, Лора, ров, вор, наговор, говор, волна, налог, голова).

Календари – (варианты слов: Лена, Лида, Ира, Кира, еда, река, реки, дали, лик, дарил, дар, лира, кидал, рана, рак, раки, икра).

Проволока – (варианты слов: ров, плов, пора, рак, лак, кора, корова, пол, олово, вор, кол, пар, парк» вол, поволока, полк, полка, клоп, порка, порол, кров, волк, око, оедп, Лора, пора).

 

  1. Найдя в таблице слова, которые есть в данном предложения.

Лора режет лимон.

 

Интересно почитать: Автоматизация и дифференциация звуков

Логопедические игры на автоматизацию звуков

Логопедические игры для детей на звук Л

Дифференциация звуков [л], [л,] – [р], [р,] в словах

Дифференциация звуков Л, Р Дифференциация звуков Ль, Рь

Дифференциация звуков [л], [л,] – [р], [р,] в предложениях и рифмовках

    

mallishok.ru

Дифференциация звуков Р – Л; Рь

Занятие 1.

1. Игра “Собери урожай”.

2. Замени в слове звук [р] на [л]. Произнести получившуюся пару слов, выделяя голосом звуки [р,л] . Уточнить значение подчеркнутых слов.

Рама –  лама 

Рожки – ложки

Рожь – ложь

Рак – лак

Розы – лозы

Рука – Лука

Рак – 

Рожь – 

Ров –

Рука –

Роза –

Рад –

Рампа –

Жар – жал

Пир – пил

Стар – стал

Брошка – блошка

Тёрка – тёлка  

Игра – игла

Рот- 

Рожки- 

Рань –

Рама – 

 

3. Проговари пары слов. Следить за произношением звуков [р, л]. Уточнить значение подчёркнутых слов.

Лучи – ручьи

Руки – лунки

Лоза –  роза

Рамка – лавка

Плуг – пруд

Брошка – блошка

Рубить — рубил

Рвать — рвал

Резать — резал

Ровнять — ровнял

Морозить — морозил

Плут –

Тёлка –

Булки –

Глаза – 

Плот –

Плыть –

Котелок –

Жалкий –

Колко –

Платок –

Колобок –

Колонна –

Мётлы – 

Мелко –

Болт –

Клоп –

Жил –

Пал – 

Пил –

Вал –

Дар –

 

Чёлка – тёрка

Гроза – глаза

Полка – корка

Мелкий –   мерка

Рыбка – улыбка

Крошка – плошка

Игла –

Плошка –

Юла –

Вела –

Хлам –

Село –

Палаты –

Пола –

Иглы –

Ветла –

Плов –

Мела –

Булка –

Жалко –

Свалка –

Плач –

Клад –

Голод –

Плуты – 

Мала – 

Сел –

Мул –

Веял –

Жал –

Мил – 

Удал –

Стал – 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Игра с мячом “Измени слова”, Следить за произношением звуков [р,л,].

Мама  произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.

5. Игра с мячом “Измени слова”,. Следить за произношением звуков [р,л,]. Мама  произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.

Рубил – разрубил

Ровнял– разровнял

Рвал – разорвал

Резал – разрезал

Порол – распорол

Крыл – раскрыл

Дробил – раздробил

Крошил– раскрошил

Крепил – раскрепил

Кроил – раскроил

6. Повтори слова со звуками Л – Р в одном слове.

зеркало            горлышко                      рыболов                   Лара

крокодил          крыло                           экскалатор              рассол

журнал             генерал                         правило                  прогулка

проволока        карнавал                       мармелад               прыгалки

рвал                 лучезарный                   радиола                  развилка

разгладить       разбалтывать                раздел                     расплавить

раздевалка       разложить                     рослый                    росла

рулон                русалка                         русло                      рыбалка

рыхлый             коромысло                    раскрыл                   раскинул

берлога            сорвал                           удрал                      пропал

проглотить       скорлупа                        вырвал                    круглый

аэроплан          Клара                            кларнет                   расцвёл

7. Повтори словосочетания.

проворная галка                    глубокая нора                         умелые руки

горный орёл                          яблочный пирог                      глубокий пруд

рыжая белка                         румяный колобок                    полное ведро

еловые дрова                       глубокий ров                           коровье молоко

ароматное мыло                   бархатный халат                     доброе дело

холодный ветер                    голубая коробка                       белый пароход

круглая юрта                         фарфоровая кукла                  глубокий овраг

круглый стол                         красное яблоко                       тёплый свитер

сладкий арбуз                       смелый воробей                      разбитая лампа

парусная лодка                     весёлая прогулка                    пёстрый дятел

рыбные палочки                    сладкий мармелад                 фруктовый салат

красивая салфетка               румяные яблоки                       красный флаг

голодная рысь                      шерстяные колготки                 жёлтая груша

сладкий коржик                    красный колпак                        розовое одеяло

золотой перстень                  весёлый рассказ                      золотая рыбка

острая пила                          мраморный стол                      спелый фрукт

полосатый шарф                  ручной щегол                           яркая лампочка

просторный класс                 чёрный клубок                         крутой склон

полосатая зебра                   сладкая детвора                      тёплый шарф

тёплые руковицы                 закрытая бутылка                     полная корзина

рассыпчатый плов               яркий луч                                 белая простыня

толстая тетрадь                  русый локон                              белые ромашки

тяжёлый ковёр                    шёлковый веер                          младшая сестра

8. Повтори предложения.

Три слова. 

Алла ела рыбу. Лайка поранила лапу. Корова даёт молоко. Юла – подарок Владу. Подул холодный ветер. Лара слушала радио. Рома читал журнал. Мокрое полотенце высохло. Лара сорвала ромашку. Вера громко смеялась. Рома шёл на урок.

Четыре слова. 

Рыбак поймал крупную рыбу. Корова дала ведро молока. Ветер качал ветки кедров. Брат купил много фруктов. Веер упал из рук. Ира ела вкусный пирог. Рыбки плавают в пруду. Егор играет на трубе. У барсука глубокая нора. Клава шла собирать бруснику. Алла сломала оранжевый карандаш. Луша раскрашивала картинки фломастерами. На дороге рыхлый снег. Страус выбежал на дорогу. Роза вдыхала аромат роз. Ворона нашла кусок сыра. Луша быстро прочитала рассказ. Брат завтракал в столовой. У орла зоркие услуги. У ворот скакала сорока. На ромашке сидела пчела. Юра хлопал в ладоши. Машина выехала из ворот. Гусь шипел на Иру. У пруда росла крапива. В полдень стало жарко. В метро есть экскалатор. Роза шила шёлковое платье. У пруда сидел рыбак. Малыш и Карлсон – друзья. Доярка поила молоком тёлочку. Лопух рос у дороги.

Пять слов. 

Лара уронила веер на пол. Рыбак удил рыбу в пруду. Молодой ворон ходил по дороге. Морж плавал в холодной воде. Лара  видела в зоопарке крокодила. Лола на тёрке тёрла морковь. Дятел сел на ветку яблони. Доярка надоила полные вёдра молока. Трамвай ехал по городу. Соловей пел на ветке вербе. Мышка грызла корку в норке. Трое матросов плывут в лодке. Проворная крыса утащила кусок сыра. Рая положила в сумку помидоры. Захар вёл корову на базар. Пёстрый дятел долбил ствол кедра.

9. Проговори словосочетания. Следить за произношением звуков [р, л]. 

Спелый персик. Кислый крыжовник. Белый кролик. Шустрая белка. Старое кресло. Горный орёл. Мелкий брод. Полосатый матрас. Белый мрамор. Лавровый лист. Гладкая дорога. Глубокий ров. Летняя гроза. Сливочное мороженое. Хлебные крошки. Бронзовая люстра. У Милы жар.

10. Проговори предложения. Следить за произношением звуков [р, л]. 

Рая поступила в первый класс. Лариса стирала платки. Юра на полу играл юлой. Володя руками ловил раков. Рома строил планер, кругом были стружки. Лара тёрла на тёрке морковку. Павел кормил кроликов. Валера накрывал на стол. У повара в кастрюле лавровый лист.

11. Подари картинки буквам Р и Л. Букве Р подари картинки со звуком Р, а букве Л картинки со звуком Л.       

12. Найди букву Р – подчеркни её. Найди букву Л – обведи её.

В ходе работы с мнемотаблицами закрепляем навыки различения и четкого произношения звуков л, ль в слогах, словах, фразах. Учим составлять самостоятельно предложения по картинкам. Записываем графически предложения, используя предлоги. Из фразы выделяем звуки л и ль, можно обозначить на схеме звук л-синим цветом, а звук ль- зеленым. Развиваем фонематический слух, внимание, память и мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р-Л Чайные ЛОЖКИ 
И коровьи РОЖКИ.

В банке ЛАК, 
А в речке — РАК.

РЬ-ЛЬ Девочка МАРИНА 
И спелая МАЛИНА.

В ящике УГОЛЬ, 
А в озере — УГОРЬ.

Р-Й Детская МАЙКА 
И почтовая МАРКА.

Железная КОЙКА 
И хлебная КОРКА.

 
 

 

ЛЬ-Й Маленький КОЛЬКА 
И железная КОЙКА.

В бутылке ЙОД,
На речке — ЛЁД.

Крупная ГАЛЬКА 
И железная ГАЙКА.

logoped-fedinaen.ru

Материал по дифференциации звуков Р-Л

Материал по дифференциации звуков Р-Л

Капустина К.В.
учитель-логопед, МБДОУ д\с 163

   Уважаемые коллеги хочу поделиться с вами материалом по дифференциации звуков, материал удобен для оформления картотеки.

Звук Р -Л

Занятие № 1

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Игра «Наоборот»

ра – ла       шла – шра      ашр – ашл

ро –         шло –        ошр –

ру –         шлу –        ушр –

ры –         шлы –        ышр –

4. Слова:

лак – рак          бурки – булки

лов – ров          рожки – ложки

юла – Юра          Прошка – плошка

Лука – рука         порка – полка

укол – укор         роза – лоза

5. Чистоговорки:

Лара у Вали играет на рояле.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.

Звук Р -Л

Занятие № 2

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Игра «Запомни и повтори»

кла-кла-кра         акр-акр-акл

кла-кра-кра         акр-акл-акл

кла-кра-кла         акр-акл-акр

4. Слова:

рыболов           зеркало

раскладушка         журнал

спортзал          мармелад

полотёр           крыло

5. Счёт 1 – 10 со словами: зеркало, журнал.

6. Правильно произнеси и отгадай:

Пришли мужики без топоров, срубили

избу без углов.                    (муравей-ник).

Махнула птица крылом, закрыла мир

одним крылом.                          (ту-ча).

Маленький шарик под лавкой шарит.      (мышь).

Звук Р -Л

Занятие № 3

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Чистоговорки:

ол-ор-ол – мы мыли пол;  ар-ал-ар – в бане пар;

ор-ол-ор – у Ромы топор; ал-ар-ал – тёмный под-вал;

ло-ло-ро – у меня перо;  ла-ра-ла – острая пила;

ро-ро-ло – днём светло;  ра-ла-ра – на дереве ко-ра.

4. Слова:

крокодил         рассол

берлога         проволока

горло          километр

рулон          планёрка

5. Проговаривание предложений:

Иголка, иголка, ты остра и колка.

По бревну, по брёвнышку проползла букашка,

пролетела бабочка, пропорхала пташка.

Спит медведь в своей берлоге,

Спит спокойно, без тревоги.

Звук Р -Л

Занятие № 4

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Словосочетания:

сломанное перо, парусная лодка, спелый арбуз,

круглый стол, моторная лодка, смелый командир, горный орёл, красное яблоко, сломанный карандаш,

разбитая тарелка, проворная белка, жёлтый ковёр.

4. Спряжение выражения в прошедшем времени:

    сломать карандаш       

    выучить правила

5. Выучить (выделение из скороговорок слов со звуками Р, Л)

Как по речке по студёной

Плыл кораблик золочёный,

В ярких праздничных цветах

На весёлых парусах.

Звук Р -Л

Занятие № 5

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Словосочетания:

умелые руки       острая иголка

глубокая нора      рассыпчатый плов

сладкий пирог      яркая лампа

тёплые перчатки     спелый помидор

4. Счёт 1 – 10 со словами:

сладкий пирог, яркая лампа.

5. Скороговорки:

Флот плывёт к родной земле –

флаг на каждом корабле.

Филин серый, филин старый,

а глаза горят, как фары.

  

Звук Р -Л

Занятие № 6

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Проговаривание предложений, загадок:

Журавли курлыкают: курлы – курлы – курлы,

А коты мурлыкают: мурлы – мурлы – мурлы.

  Красное коромысло над рекой повисло (радуга).

  Ныряла, ныряла и хвост потеряла (иголка).

4. Выучить: «Одуванчик»

Одуванчик золотой      Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,    Постарел и стал седой.

Не боялся никого,      А как только поседел,

Даже ветра самого.      С ветром вместе уле-тел.

Звук Р -Л

Занятие № 7

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Слоговые ряды:

лар-      лор-     рал-      рол-

4. Словосочетания и предложения:

разбитая тарелка       горькое лекарство

приятная прогулка      большая радость

сильный удар         жаркое лето

чёрный портфель       дальняя дорога

Суп надо солить, на пол не надо сорить.

Суп надо сварить, дерево надо свалить.

5 Выучить: скороговорку:

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса.

А Борис Ларису

Угостил ирисом.

Желаем успехов!

www.logoped.ru

ЛОГОПЕД ДОМА – Дифференциация звуков Р


 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р – Л:

1. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ:

 

РА-ЛА

ЛА-РА

ЛА-РА-ЛА

РА-ЛА-РА

РО-ЛО          

ЛО-РО

ЛО-РО-ЛО    

РО-ЛО-РО

РУ-ЛУ

ЛУ-РУ

ЛУ-РУ-ЛУ                

РУ-ЛУ-РУ

РЫ-ЛЫ

ЛЫ-РЫ

ЛЫ-РЫ-ЛЫ          

РЫ-ЛЫ-РЫ

 

2.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

 

РАД-ЛАД                                      

РАК – ЛАК 

РАМКА – ЛАВКА                          

ЮРА-ЮЛА 

РОТ – ФЛОТ                                

КИРА – МИЛА 

ИГРА – ИГЛА                              

ВРАГ – ФЛАГ 

КРОТ – ПЛОТ

РУБКА – ГОЛУБКА                    

РУКА-ЛУКА 

ПРОРУБЬ – ГОЛУБЬ                  

РЫБКА – УЛЫБКА 

КОМАРЫ – МАЛЫ                      

БУРЫЙ-АЛЫЙ 

ИГРЫ – ИГЛЫ 

ДОБРЫЙ-ТЕПЛЫЙ 

УКРЫТЬ – УПЛЫТЬ

МОРЯ – ПОЛЯ 

ГОРЯТ – БОЛЯТ 

БОРЯ – ПОЛЯ 

ВАРЯ – ВАЛЯ 

ТРЯПКА – ЛЯМКА 

РЕВА-ЛЕВА 

ЛАРЕК – КУЛЕК 

БЕРЕТ – ПОЛЕТ 

ВЕРЕВКА – ПЕЛЕНКА

РЕВ – КЛЕВ

ГОРЮЧИЙ – КОЛЮЧИЙ 

ТРЮК – ЛЮК 

КРЮК – КЛЮВ 

БРЮКВА – КЛЮКВА 

МАРИНА – МАЛИНА 

ПЕРИНА – ПОЛИНА 

ДАРИТЬ – УДАЛИТЬ 

ГОРИТ – БОЛИТ 

РЕЙКА-ЛЕЙКА 

МОРЕ – ПОЛЕ

 

3. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА С ОБРАТНЫМИ СЛОГАМИ:

 

ДАР-ДАЛ

ПАРТА – ПАЛКА

КАРТОН-БАЛКОН

КОМАР – ПОЙМАЛ

 

УКОР – УКОЛ

УПОРНЫЙ – ПОЛНЫЙ

БУРКА – БУЛКА

БИРКА – ВИЛКА

 

МИР – МИЛ

ПИР – ПИЛ

МЕРКА – БЕЛКА

УДАР-УДАЛЬ

 

УГОЛ – УГОЛЬ

ГИРЬКА – КИЛЬКА

БУРЬЯН – ТЮЛЬПАН

 

4. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

 

ЛАРЬ АПРЕЛЬ РЫХЛЫЙ ЛАРЕК ГЛУХАРЬ

ЛИТР ЛАВРЫ БРАЛИ КРЫЛО КАЛЕНДАРЬ

РОЛЬ ЛАГЕРЬ НЫРЯЛИ ВЕРТОЛЕТ БУРЛИВЫЙ

БРАЛ ГРЕЛКА ИГРАЛИ РЫБОЛОВ ГОВОРЛИВЫЙ

ПРЯЛ ПРЯЛКА ПРЫГАЛИ МАРМЕЛАД ВЕРБЛЮД

ГРЕЛ ТАРЕЛКА МАЛЯР АКВАРЕЛЬ КРИКЛИВЫЙ

РОЯЛЬ ГОРЛО РУЛЕТ УРОНИЛИ ПРОПЕЛЛЕР

ОРЕЛ КРОЛИК РУЛОН ЛЕОПАРД ПРЕВРАТИЛИ

 

5. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

 

БРАТ НАДЕЛ ХАЛАТ.

МАРА И МИЛА ПОЛОЛИ ОГОРОД.

МЫЛО МОЕТ БЕЛО.

ПО ПОЛЯМ БЕГУТ РУЧЬИ.

ПРИЛЕТЕЛИ ГОЛУБИ.

РЫБОЛОВ ЛОВИТ РЫБУ.

ЛАРА У ВАЛИ ИГРАЕТ НА РОЯЛЕ.

РЫБА ПЛЫВЕТ ПО РЕКЕ.

ДЕРЕВНЯ НА БЕРЕГУ РЕКИ.

ВЕРТОЛЕТ ЛЕТИТ НАД РЕКОЙ.

 

6. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 

 

ВОЛОДЯ ЛОВИЛ РЫБУ.

МИЛА ГОВОРИЛА ПО ТЕЛЕФОНУ.

РОМА ПОДАРИЛ БРАТУ АЛЬБОМ.

У АЛЛЫ КАНИКУЛЫ.

СЛАВА ХОДИЛ В ТЕАТР.

РЕБЯТА ВЕСЕЛО ПРОВЕЛИ ПРАЗДНИК.

КЛАВА НЕСЛА ВЕДРО ВОДЫ.

БЕЛКА СОБИРАЕТ ОРЕХИ.

НА СТОЛЕ ФРУКТЫ.

СОБАКА ГРОМКО ЛАЕТ.

 

МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ. 

ЗА ВСЯКОЕ ДЕЛО БЕРИСЬ СМЕЛО. 

ЧТО С ВОЗУ УПАЛО, ТО ПРОПАЛО. 

СРАЖАЙСЯ СМЕЛО ЗА РОДНОЕ ДЕЛО.

УМЕЛОГО, СМЕЛОГО СТРАХ НЕ ВОЗЬМЕТ И ВРАГ НЕ ПОБЬЕТ. 

СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ. 

 

ИГРА: «НАЙДИ ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО…»

 

• КОРОВА, ЛОШАДЬ, КОЗА, ОВЦА, ОСЕЛ, КРОЛИК, КОШКА, СОБАКА…(ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ).

• ВОЛК, ЛИСА, БЕЛКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ, ТИГР, ЛЕВ, ОБЕЗЬЯНА, ЖИРАФ … (ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ).

• КУРИЦА, ПЕТУХ, ИНДЮК, УТКА, ГУСЬ… (ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ).

• ВОРОНА, СОРОКА, ВОРОБЕЙ, ГОЛУБЬ, ЧАЙКА, ОРЕЛ, ЦАПЛЯ, СТРАУС, ПОПУГАЙ… (ДИКИЕ ПТИЦЫ).

• КАРТОФЕЛЬ, КАПУСТА, ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, РЕДИСКА, СВЕКЛА, МОРКОВЬ… (ОВОЩИ).

• ЯБЛОКО, ГРУША, ВИНОГРАД, ЛИМОН, АПЕЛЬСИН, МАНДАРИН… (ФРУКТЫ)

• ВИШНЯ, МАЛИНА, КЛУБНИКА, СМОРОДИНА, БРУСНИКА, ЧЕРНИКА… (ЯГОДЫ)

• БЕРЕЗА, ИВА, ТОПОЛЬ, ЕЛЬ, СОСНА, ДУБ… (ДЕРЕВЬЯ)

Логопедические пособия на заказ

ЛОГОПЕД ДОМА

Интернет – ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи

logopeddoma.ru

Картотека речевого материала для дифференциации звуков Р – Л.

1

Проговаривать пары слов. Следить за произношением звуков [р, л]. Уточнить значение подчёркнутых слов.

Лучи – ручьи

Руки – лунки

Лоза – роза

Рамка – лавка

Плуг пруд

Брошка – блошка

Чёлка – тёрка

Гроза – глаза

Полка – корка

Мелкий – мерка

Рыбка – улыбка

Крошка – плошка

2

Заменить в слове звук [р] на [л]. Произнести получившуюся пару слов, выделяя голосом звуки [р,л] . Уточнить значение подчеркнутых слов.

Рама – лама

Рожки – ложки

Рожь – ложь

Рак – лак

Розы – лозы

Рука – Лука

Жар – жал

Пир – пил

Стар – стал

Брошка – блошка

Тёрка – тёлка

Игра – игла

3

Проговаривать слова. Звуки [р, л] произносить утрированно. Уточнить значение подчёркнутых слов.

Ермолай Клара Лариса крокодил крыло коралл мармелад нравилась орлы рыболов формула Валера порвала берлога журнал спортзал стрелка тарелка прялка прыгалка рояль рулет календаль верблюд глухарь лекарство леопард люстра кролик карусель

4

Изменять слова, перекидывая мяч друг другу. Следить за произношением звуков [р,л,]. Мама произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.

рубить — рубил

рвать — рвал

резать — резал

ровнять — ровнял

морозить — морозил

порвать — порвал

красить — красил

прыгать — прыгал

варить — варил

дырявить — дырявил

3

Проговаривать слова. Звуки [р, л] произносить утрированно. Уточнить значение подчёркнутых слов.

Ермолай Клара Лариса крокодил крыло коралл мармелад нравилась орлы рыболов формула Валера порвала берлога журнал спортзал стрелка тарелка прялка прыгалка рояль рулет календаль верблюд глухарь лекарство леопард люстра кролик карусель зритель

4

Изменять слова, перекидывая мяч друг другу. Следить за произношением звуков [р,л,]. Мама произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.

рубить — рубил

рвать — рвал

резать — резал

ровнять — ровнял

морозить — морозил

порвать — порвал

красить — красил

прыгать — прыгал

варить — варил

дырявить — дырявил

5

Изменять слова, перекидывая мяч друг другу. Следить за произношением звуков [р,л,]. Мама произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.

Била – разбила

Мыла – размыла

Шила – расшила

Вила – развила

Качала – раскачала

Катала – раскатала

Путала – распутала

Пугала – распугала

Копала – раскопала

Мазала – размазала

6

Изменять слова, перекидывая мяч друг другу. Следить за произношением звуков [р,л,]. Мама произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.

Рубил – разрубил

Ровнял– разровнял

Рвал – разорвал

Резал – разрезал

Порол – распорол

Крыл – раскрыл

Дробил – раздробил

Крошил– раскрошил

Крепил – раскрепил

Кроил – раскроил

7

Изменить слова по образцу, добавляя приставку при-. Следить за произношением звуков [р, л].

Кормил – прикормил

Курил –

Давил –

Копал –

Крутил –

Тормозил –

Крыл –

Солил –

Колол –

Морозил –

Колотил –

Грел –

Писал –

Сыпал –

8

Проговаривать словосочетания. Следить за произношением звуков [р, л]. Оба слова в словосочетании должны прозвучать красиво.

Спелый персик. Кислый крыжовник. Белый кролик. Шустрая белка. Старое кресло. Горный орёл. Мелкий брод. Полосатый матрас. Белый мрамор. Лавровый лист. Гладкая дорога. Глубокий ров. Летняя гроза. Сливочное мороженое. Хлебные крошки. Бронзовая люстра. У Милы жар.

9

Проговаривать словосочетания. Следить за произношением звуков [р, л]. Оба слова в словосочетании должны прозвучать красиво.

Первый класс. Махровое полотенце. Концертный зал. Красивые глаза. Розовое мыло. Спелый виноград. Озеро Байкал. Жаркий полдень. Прозрачное стекло. Голубая рубашка. Городская площадь. Белый георгин. Весёлый праздник. Крутой склон. Пологая крыша. Рома упал.

10

Проговаривать словосочетания. Следить за произношением звуков [р, л]. Оба слова в словосочетании должны прозвучать красиво.

Ловить форель. Горелые сухари. Оранжевый апельсин. Варёный картофель. Ласковый ребёнок. Больное горло. Стеклянный графин. Полевая крыса. Старательный ученик. Лимонный мармелад. Дорогой журнал. Полосатый матрас. Вырвал лист из тетради. Рисовала корабль.

11

Проговаривать предложения. Следить за произношением звуков [р, л]. Все слова в предложении должны прозвучать красиво.

Рома строил планер, кругом были стружки. Плетистые розы опутали перила крыльца. Журавль взмахнул крыльями и полетел. Лёва поливал огурцы тёплой водой. Варенька на прогулку надела чёрные валенки. Валерка уронил тарелку. Билетёр продал билет, а контролёр его проверил.Лариса стала королевой карнавала.

12

Проговаривать предложения. Следить за произношением звуков [р, л]. Все слова в предложении должны прозвучать красиво.

Мила – краса, голубые глаза.

Дедушку зовут Лука, у него болит рука.

В руках игла – это не игра!

Среди белых голубей один серый воробей.

У нашей Луши в руках две груши.

Лесорубы на столы положили топоры.

13

Проговаривать предложения. Следить за произношением звуков [р, л]. Все слова в предложении должны прозвучать красиво.

Рая поступила в первый класс. Лариса стирала платки. Юра на полу играл юлой. Володя руками ловил раков. Рома строил планер, кругом были стружки. Лара тёрла на тёрке морковку. Павел кормил кроликов. Валера накрывал на стол. У повара в кастрюле лавровый лист.

14

Проговаривать предложения. Следить за произношением звуков [р, л]. Уточнить значение подчёркнутых слов.

Кирилл принёс кроликам морковку. На клумбе расцвели тюльпаны и нарциссы. Лариса вертелась перед зеркалом. В апреле не орешнике распустились серёжки. С бархана на бархан перебирался караван верблюдов. Врач прописал Карине горькое лекарство.

15

Проговаривать предложения. Следить за произношением звуков [р, л]. Все слова в предложении должны прозвучать красиво.

На небе ярко сверкнула молния. Валера выиграл в лотерею автомобиль. У Лары в тарелке клубничный мармелад. Варвара на прогулку надела тёплые бурки. Ворона села на верхушку ели. Артём отломил у булки горбушку. Слава кормил голубей крошками. В кормушке у мартышки сладкий персик.

16

Сформулировать предложения правильно. Следить за произношением звуков [р, л].

Ира играла на юле с ковром. У рогов кривая корова. В морковку покрошили салат. Валера вымыл мыло руками. Лошадь ехала верхом на Ларисе. Марина забинтовала здоровую руку. Рома пилил топором дрова. Клава разглаживала брюки на складках. Михаил расставлял скатерть на тарелки.

17

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л].

Что за дерево – краса,

Ниже пояса коса?

Да волшебный стройный стан,

Да белёный сарафан,

Да серёжки, словно слёзки,

У красавицы берёзки.

18

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л].

Говорит слонихе слон:

С детства я люблю бульон.

Сто кастрюлек съел бы сразу,

Но не пробовал ни разу.

19

Выучить наизусть стихотворения. Следить за произношением звуков [р, л].

Прыг на горку, с горки – скок!

Покатился колобок!

Хочет знать скорее, кто его хитрее!

Наловил Валерий полведра форели.

Угостил форелью Дарью и Лукерью.

20

Подготовить текст к пересказу. Следить за произношением звуков [р, л].

Кто вперёд.

Мама налила Кларе молоко и дала булку: «Пей, молоко, Клара». А Клара отлила молока Мурке, отломила ей булки и говорит: «А ну-ка, Мурка, кто вперёд!».

21

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л].

Что ты, ветер, натворил?

Что ты в небе смастерил?

Из курчавых облаков

Сделал рыб, коров, слонов.

Ветер, видно, не услышал,

Ветер из терпенья вышел,

Рассердился, набежал,

Облака перемешал.

Где картины? Где река?

В небе просто облака!

22

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л]. Уточнить значение подчёркнутых слов.

Здесь, в лесу, царит прохлада,

Здесь кричать, шуметь не надо.

По лесной тенистой стёжке

Мы до просеки дойдём,

На полянках вдоль дорожки

Земляники наберём

И под пенье разных птичек

Россыпи найдем лисичек.

23

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л].

На лужайке сидел рыболов,

Терпеливо копал червяков,

Увидал рыболова скворец

И сказал: «Настоящий отец!

Ищет корм даже лучше, чем я,

Сразу видно – большая семья!»

24

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л].

В тихой речке.

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала:

– Здравствуй!

– Здравствуй!

– Как дела?

– На рыбалке я была.

Я удила рыбака ,

Дядю Петю — чудака.

– Где же твой рыбак? Попался?

– Нет, ушёл хитрец! Сорвался.

25

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л]. Уточнить значение подчёркнутых слов.

А на пляже, а на пляже

Есть катамараны даже,

Мотоциклы, катера.

Веселится детвора!

Приходите, не ленитесь,

Покатайтесь, окунитесь,

Поваляйтесь на песке

И поплавайте в реке!

26

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л]. Уточнить значение подчёркнутых слов.

Хурма.

Золотой волшебный плод

Так и просится к нам в рот.

Спрятал косточки внутри.

Их четыре, посмотри.

Если же не спелый плод,

Как верёвкой свяжет рот.

27

Подготовить текст к пересказу. Следить за произношением звуков [р, л].

Проступок.

Кирилл порвал на прогулке рубашку. Испугался Кирилл, что мама будет его ругать. Пришёл он домой и бросил рубашку в корзину с грязным бельём. Мама обнаружила рубашку и сказала: «ты меня огорчил, Кирилл, не тем, что рубашку порвал, а тем, что хотел скрыть свой проступок».

28

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л].

Рыбак и червяк.

– Ты давно, рыбак, рыбачишь на Днепре?

– Я пришёл сюда на ранней на заре.

– Где же рыба? – я спросил у рыбака.

– Не ловил – учил я плавать червяка.

29

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л].

Вся деревня, весь народ

Мчится к Тане в огород.

Бежит через дорожку

Смотреть не на картошку,

Не на брюкву крепкую,

Не на свёклу с репкою,

А на маковы цветы

Небывалой красоты!

На цветы прекрасные!

Алые да красные!

30

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л].

Алые розы в саду расцвели,

Розы прекрасные цвета зари.

Только цветы эти лучше не тронь!

Острым шипом вмиг поранишь ладонь.

31

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л].

По прозрачной паутинке

Паучок спускается.

На прозрачной паутинке

Медленно качается.

«Лифт не нужен пауку, –

Мне сказала галка, –

У него, у паучка,

В животе спускалка».

32

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л].

Я семь недель ловил форель,

Не смог её поймать я.

Я весь промок и весь продрог.

И всё порвал я платье.

33

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков[р,л].

У нашего луня, у милого друга

Сорок кадушек солёных лягушек.

Сорок амбаров сухих тараканов.

Пятьдесят поросят только ножки висят.

34

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков[р,л].

Скачут резвые лошадки

Друг за другом, по порядку,

Бьют копытом – раз, два, три.

Что за прелесть, посмотри!

У лошадок чудо – гривы

Развеваются игриво,

Шелковистые хвосты

Небывалой красоты,

Золотистые копытца…

Кони эти словно птицы.

Над землёй они летят,

Прокатить детей хотят.

35

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков[р,л].

С воза яблоко упало

И, как водится, пропало.

Потому что не попало

Ни в повидло, ни в компот.

Хорошо, что не попало,

Превосходно, что пропало,

Расчудесно, что упало –

Видишь, яблоня растёт.

36

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков[р,л].

Три бельчонка маму – белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама – белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих.

Сколько каждому из них?

36

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л].

Рыбка.

Рыбка, словно мотылёк

Над водой взлетела.

Глазик – чёрный уголек

И как льдинка тело.

Плавнички дрожат, трепещут,

Спинка выгнулась дугой,

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Я собрался на рыбалку,

Только вот рыбёшку жалко.

38

Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л].

Орёл на лягушку обижен и зол:

Лягушкой хотел пообедать орёл,

Лягушка взяла от орла удрала,

Лягушка обед отняла у орла.

39

Подготовить текст к пересказу. Следить за произношением звуков [р, л].

Муравей и голубка.

Муравей пришел к ручью пить. Волна набежала и чуть его не потопила. Голубка несла ветку. Она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть и хотел поймать голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

40

Подготовить текст к пересказу. Следить за произношением звуков [р, л]. Потренироваться рассказывать текст по ролям: ребёнок – автор, мама – разные звуки.

Я сказал: «Пшшш!», – и у мамы сбежало на плите молоко. Тогда я сказал: «Дзынь!», – и со стола упала тарелка. « Трам – пам – пам!», – сказал я, и заиграла музыка. Совсем развеселившись, я хотел было сказать: «Бум!» – или что – нибудь в этом роде, но прибежал папа и сказал: «Тссс!», – и мне пришлось замолчать.

Литература.

  1. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996.

  2. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб, 2009.

  3. Крупенчук О.И. стихи для развития речи. – СПб, 2007.

  4. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль, 2002.

  5. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.,2008.

infourok.ru

Речецветик: Дифференциация Р – Л (речевые задания для детей) Часть 1

Звуки Р-Л, Рь-Ль дети смешивают наиболее часто, причем не только на слух, но и в произношении (барелина вместо “балерина”, рюстра вместо “люстра”)
Дифференциация звуков Р – Л  и Рь – Ль – это заключительный этап в формировании правильного произношения. Обычно работа ведется сразу над двумя группами звуков: Р-Л, Рь-Ль, учитывая, что
степень сформированности фонематического слуха и артикуляционной моторики у
детей к тому времени достаточная. Однако в определенных случаях приходится
сначала уделить внимание звукам Р-Л, и только после этого переходить к Рь-Ль.

Как и при автоматизации звука, умение различать звуки закрепляем поэтапно:
1. В слогах (прямые, обратные, интервокальная позиция, стечение согласных)
2. В словах
3. В предложениях
4. В стихотворных текстах (чистоговорки, рифмовки, скороговорки, загадки и т.д.)
5. В связной речи
Наращивать сложность заданий необходимо постепенно, двигаться от простого к сложному маленькими шагами и не бояться сделать шаг назад, если у ребёнка что-то не получается. Только так можно добиться прочного навыка правильной речи и создать основу для грамотного письма.

                                                         
                                                  СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

РА-ЛА           ЛА-РА              РА-ЛА-РА                 ЛА-РА-ЛА
РО-ЛО           ЛО-РО             РО-ЛО-РО                ЛО-РО-ЛО
РУ-ЛУ            ЛУ-РУ             РУ-ЛУ-РУ                 ЛУ-РУ-ЛУ
РЫ-ЛЫ          ЛЫ-РЫ            РЫ-ЛЫ-РЫ               ЛЫ-РЫ-ЛЫ

АРА-АЛА                АР-АР-АЛ          ПРА-ПЛА-ПЛА           АВР-АВЛ-АВ
ОЛО-ОРО              ОЛ-ОР-ОЛ         БРО-БЛО-БЛО          ОГР-ОГЛ-ОГР
УРУ-УЛУ                УЛ-УЛ-УР           ФРУ-ФЛУ-ФЛУ         УДР-УДЛ-УДЛ
ЫЛЫ – ЫРЫ          ИР-ИЛ-ИР         КРЫ-КЛЫ-КЛЫ         ИМР-ИМЛ-ИМЛ
ЭРЭ-ЭЛЭ               ЭЛ-ЭР-ЭР          ТРЭ-ТЛЭ-ТЛЭ           ЭЗР-ЭЗЛ-ЭЗР

                                            Добавь слог РА или ЛА:

но…                де…                Тама…       ко…                Ми…               шко
го…                иг…                Ю…            Ве…                фа…                мет…
кук…              жа…                пи…           па…                ды…               ю…

                                             Добавь слог РО или ЛО:


сы…               ма…               ут…              вес…             пе…                се…               

одея…            быст…           яд…              весе…             пек…              ско…
теп…             храб…            стек…           до…                пуга…            вед…

                                             Добавь слог РЫ или ЛЫ:

кома…           бока…            топо…          вокза…          помидо…       уко…

го…                во…                пова…          мото…           соко…            ова…

мухомо…       пена…            команди…   кост…            фантазе…      факе…
самосва…      вет…              забо…

рак – лак                    рад – Влад
рама – лама               рамка
– лавка 
краса – глаза             игра
– игла 
врач – флаг                грач – плач

Рыболов, крокодил, полотёр, зеркало, мармелад, журнал,
крыло, рулон, берлога, спортзал, эскалатор, гладиатор,
горло, рассол, планер,  раскладушка, Зеленоград,
Волгоград, люстра, лагерь, лекарство, проволока,
прогулка, Валера, Лариса, Клара, Карл.

Повтори предложения чётко и скажи их по-другому.
Например: Кедры растут в тайге. – В тайге растут кедры.

Вертолёт приземляется на аэродроме.
Кондрат начертил квадрат в тетради.
Дрова лежат в сарае.

Лариса увидела крокодила в зоопарке.
Юра вышел из метро.
Дрозд слетел с ветки вербы.

Игра «Исправь Незнайкины ошибки»
Аквариум плавает в золотой рыбке.

Дети фотографируют фотографа.
Космический корабль управляет космонавтом.
Блинчики пекут повара на сковороде.
Пыль вымела Валеру из-под ковра.
Воротничок вяжет Ларису.
Пчёлы разводят пчеловодов.
Рыба ловит рыболова.
Перекрёсток стоит на милиционере.

«Исправь предложения»

Валя, играть, рояль, на, красиво.

Лето, ребята, лагерь, ехать, в.

Вертолёт, на, Юра, летать.

Прорубь, голуби, сели, возле.

Пирог, сладкий, печь, Лариса.

Журавль, болото, прилететь, на, красивый.

Валера, разгадывать, кроссворд, трудный.

Лекарство, горькое, давать, Борис, мама.

Измени слова по образцу:

У Валерки раскладушка – Это Валеркина раскладушка.

У Валерки кларнет –

У Валерки люстра –

У Валерки словарь –

У Валерки корабль –

У Валерки пропеллер –

У Ларисы балерина – Это Ларисина балерина.

У Ларисы ожерелье –

У Ларисы зеркало –

У Ларисы клавиатура –

У Ларисы крокодил –

У Ларисы фломастер –

rechetsvetik.blogspot.com

Советы рукодельницам