ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч — Т И Ч — Т’

Поиск Лекций

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ча — та ать— ач оч — оть ту — чу — тю
ча — тя ять— яч ич — ить уч — уть
та — ча — тя чо — то оть — оч еч — еть
ты — чи — ти чо — те ить — ич уть — уч
ач — ать то — чо — те чи — ты еть — еч
яч — ять те — че — те чи — ти че — те

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ч и т.

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галча-та, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чуба-тый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штуч-ка, веточка, ниточка, форточка.

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ч и т.

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, сте-речь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Ча — тя

чашка — тяжкий качать — катят внучата — утята чайка — лентяйка ворчат — вертят крольчата — котята чавкать — тявкать мычат — мостят круча — крутят

Чо—те, чё — те

бачок — потёк чёлка — тёлка бочонок — утёнок прочёл — котёл зайчонок — котёнок чёрный — тёмный чёткий — тётка чёсаный — тёсаный ночёвка — путёвка бечёвка — потёмки мочёный — метёный печёный — плетёный

Чу — тю, чи — ти

чук — тюк чижик — тише мычит — летит каучук — утюг плечи — плети точить — катить чулан — тюльпан зайчик — зонтик овчина — паутина

Че — те

зачем — затем чернеть — терпеть качели — хотели чернота — теснота леченье — плетень черенок — теремок черно — темно черноголовый — темноголовый вечер — ветер черноволосый — темноволосый

Ач— ать

калач — желать трубач — срубать кумач — поймать врач — брать вскачь — искать поплачь — послать

Оч (очь) — оть, уч — уть, яч (ячь) — ять

толочь — полоть тянуч — тянуть мяч — мять луч — муть могуч — погнуть впрячь — пять

Ич (ичь) — ить, еч (ечь) — еть

дичь — водить печка — Петька беречь — белеть меч — иметь речь — смотреть натечь — надеть печь — петь речка — редька напечь — запеть лечь — клеть

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Мячик бьют, а он не плачет и только скачет. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек — четыре штучки.

Загадки

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)

По дороге, по пути весело качу. А с конца меня прочти — нож я наточу.

(Колесо — оселок.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

залетела бабочка.

Во дворе чужая .

Катят с кирпичами.

На почте есть

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадки

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.

Каждый мальчик в свой чуланчик.

(Перчатка.)

Из железа тучка, А у тучки — ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку.

(Лейка.)

Барсучиха-бабушка

Испекла оладушков,

Угостила двух внучат —

Двух драчливых барсучат.

А внучата не наелись,

С рёвом блюдцами стучат.

Ну-ка, сколько барсучат

Ждут добавки и молчат?

(Т. Белозёров.)

Много в классе школьников —

Ленинских внучат.

В школе октябрятские

Песенки звучат.

Где пятиконечные

Звёздочки горят?

На груди у школьников,

У нас, у октябрят.

Этих ясных звёздочек

Больше с каждым днём.

Хорошо мы учимся,

Смелыми растём.

(3. Александрова.)

Упражнение. Выучить наизусть стихотворения.

Наша Таня

Наша Таня громко плачет, —

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч!

(А. Барто.)

Кто чего хочет

Хочет твой бумажный змей

Взвиться в небо к тучам.

Хочет жёлудь стать скорей

Деревом могучим.

Хочет поле, хочет сад

Солнечной погоды.

Мирно, дружно жить хотят

На земле народы.

(С. Погореловский.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Яичко

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.

Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.

Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.

Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить. (По Н. Сладкову.)

Паучок

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой — сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попадёт муха в паутину большая — наемся».

Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой — всю паутину разорвала и улетела.

Дёргается паутина — паучок думает: «Большая муха попалась».

Смотрит паучок — ни мухи, ни паутинки. (Н. Дилакторская.)


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Дифференциация звуков «Ч» и «ТЬ» в стихах

1
Мальчуган вздыхает тяжко:
Со стола упала чашка…

2
Свисают руки, словно плети…
Давай, дружок, расправим плечи!

3
Учим Тузика не чавкать
И на деточек не тявкать!

4
У коровы — Тёлочка,
Рыженькая чёлочка!

5
Нашему лентяю
Заварить лень чаю!

6
На брусок на тёсаный
Брошу шарф начёсанный!

7
Я в комнаты метёные
Нёс яблоки мочёные!

8
Объясняет Геку Чук
Как использовать Утюг!

9
Саид садится на чурбан,
Саид снимает свой тюрбан.

10
Пора признаться честно:
В каморке нашей тесно!

11
У трубача давным-давно
От веток в комнате темно…
Темно, конечно, но трубач
Не хочет ветки отрубать!

12
— Что тебя, братишка, мучит?
— Да меня в машине мутит!

13
Мама будет тесто мять —
Дети будут в мяч играть!
Мама тортик будет печь —
Дети песни будут петь!

14
Стали звать Каштанку тётка…
Трюки тётка знала чётко!

15
Чтоб полить укроп и редьку,
За водой иду на речку!

16
Вот так вечер, ну и вечер!
Целый вечер свищет ветер!
У девчонок и мальчишек
Нет пальтишек… ветер, тише!

17
Тёме хочется иметь
Богатырский щит и меч!

18
Тетерев с тетёрочкой

Тёрли сыр на тёрочке!

19
Читатели, читайте!
Мечтатели, мечтайте!
Учителя, учите!
А молчуны — молчите!

20
Горка — круче, круче, круче…
Тёмочка педали крутит…
Круче горки не встречалось!
В чистом поле легче мчалось!

21
Симпатичный я бычок?
Почешите мне бочок!

22
Помоги мне, паучок,
Доплести воротничок!
Да за тяжесть не сочти —
Это пустячок почти!

23
У чистюли-тёти
Чистота в почёте!

24
Телеграмму на почте прочтите!
Не прочтёте — меня огорчите!

25
Вы, начальник, не скучайте
Без чернил и без печати!

26
Плыл тюленчик по теченью
Выразить своё почтенье
Тёлочке, телёночку,
Уточке, утёночку!

27
Вытирайте, птенчики,
Клюв о полотенчики!

28
Почистите ботиночки
Для Тёмочки и Тимочки!

29
Как старательны чижи!
Чертят, чертят чертежи!

30
Ночной порой в чулане
Темно, как в чемодане!

Свечою посветите,
Светильнички включите!

31
Дети, тише, не кричите!
Телефончики, молчите!
Не чирикать! Не чихать!
Будет Петечка читать!

32
На речке утку и утяток
Учитель повстречал когда-то
Кричала уточка:
— Учитель!
Моих утят читать учите!

33
Сидят на полочке енотики —
Блестят игрушечные носики!
Спуститесь с полочки, енотики,
Потрогать дайте ваши носики!

34
Жучка Мурку тяпнула,
Мурка Жучку цапнула!

35
Дочка, некогда, прости!
Сказочку сама прочти!

36
Сказочку простую
Братику прочту я…

37
Сима через ситечки
Чай лила для Витечки!

38
Симочка для Сенечки
Села чистить семечки!

39
Дочурка нашей птичницы —
Отличница опять!
Мечтает дочка птичницы
Учительницей стать!
А доченьке молочницы
Чего только не хочется! —
Циркачкой стать и лётчицей,
Врачом и переводчицей!

40
Документ. На нём — печать:

«Здесь — не хныкать! Не пищать!»

41
Зубы волк пошёл точить,
Чтоб добычу утащить!

42
Перед тем, как печь топить,
Надо нам чаёк допить!

43
Я не могу никак постичь:
Куда в лесу пропала дичь?

44
Я нарисую ветки, почки…
Рисунок вам пришлю по почте!

45
Бабушка, надень очки!
Внучке сказочки прочти!

46
Есть у птички-тётеньки
Птенчик желторотенький!

deti.sbornik-mudrosti.ru

Ч – ТЬ № 1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – ТЬ — МегаЛекции

 

Ча – тя ач – ать тя – ча – тя

Тя – ча яч – ять ча – тя – ча

Чо – тё ать – ач чо – тё – чо

Тё – чо ять – яч тё – чо – тё

Чи – ти оч – оть чи – ти – чи

Ти – чи ич – ить ти – чи – ти

Чу – тю уть – уч чу – тю – чу

Тю – чу еть – ечь тю – чу – тю

 

 

Челюсть, чинить, чистить, чистюля, чистотел, читатель, чуть-чуть, чуять, печать, молчать, качать, получать, лечить, учить, мочить, точить, мечеть, утечка, птичка, плотвичка, птенчик, учение, чтение, стечение.

 

Катится тачка. Теленок мычит. Учитель читает. Горячий утюг. Тяжелая пачка. Тесный чулан. Пять чеков. Плетеная бечевка. Темная ночь. Точить меч. Теплый калач. Получать сдачу. Полоть чечевицу. Погнуть ключ. Пять учебников. Тесная полочка. Теплый чайник. Пить чай. Топить печь.

 

 

Ч – ТЬ №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – ТЬ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, СТИХАХ

Тема чистит ботинки. Петя сидит на печи. У тюльпана четыре тычинки. Птичка вылетела из клеточки. В темной комнате светится ночник. В чайнике почти не осталось воды. Тема починил тете чугунный котел. Надо послать Галочку на почту. Дети с увлечением кидали мяч. дети хотели качаться на качелях. По небу ползет черная туча. Девочка потеряла зонтик. Тема в темноте наткнулся на печку. Мяч закатился в чулан. Собака Чапа тявкала на зайчат и утят. Солдат чистил котел из-под ячневой каши. У тети есть котята, утята, телята, зайчата. Вечером, в темноте, Танечка и Олечка сбились с пути и налетели на плетень. Надо истопить печь и напечь гостям печенья. Пейте, дети , теплое молоко и ешьте печенье. Пойдите в чулан и возьмите чуточку мучки и чая. Учитель велел ученикам приготовить к понедельнику сочинение на свободную тему.

 

В этот час Чести золото не купит.

На всех часах Честный чести не

Тихий час, уступит.

Тихий час. Честь нужна ему как

Стрелки ходят свет.

На носках Рад продать ее

В этот час, бесчестный,

Тихий час. Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет.

Ты зачем примчалась, птичка?

К родничку, где льет водичка?



— Прилетела я попить,

Малых птенчиков умыть!

Ш №1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В ПРЯМЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ

 

ША – ШО – ШУ ШИ – ШЕ – ША

ШО – ШУ – ША ШЕ – ШУ – ША

ШУ – ША – ШО ШИ – ШУ – ШЕ

ШЕ – ШУ – ШО ШУ – ШИ – ША

 

Повторять слова с ударными слогами:

Шаль, шахта, шаг, шар, шайба, шавка, ушанка, мышата, большая, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шёл, шёпот, шорох, шёлк, петушок, порошок, пушок, мешок, большой, гребешок, ушёл, нашёл, пришёл.

Шить, шило, ширма, шире, пиши, камыши, кувшин, ерши, малыши, ошибка, машина, шили, решили.

Шутка, Шура, шутит, шум, шуба, мишутка, тушу, пишу, дышу, прошу, ношу, шея, шейка, шей, решение, мишень, ошейник.

 

Повторять слова с безударными слогами:

Шалун, шакал, шалить, ваша, наша, Даша, Миша, Наташа, Алеша, крыша.

Шутник, шуруп, чешуя, мишура.

Шиповник, широкий, шипеть, мыши, уши, ландыши, ладоши, камыши, горошина, хороший, тишина, младший.

 

 

Ш №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В ЧИСТОГОВОРКАХ

Ша – ша – ша – шапка Ша – ша – ша – мама моет малыша

Шо – шо – шо – шов Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Шу – шу – шу – шуба Шо – шо – шо — говорю я хорошо.

Ши – ши – ши – шина Ши – ши – ши – как сапожки хороши.

Ше – ше – ше – шея

 

 

Ши – ши – ши, ши – ши – ши Шо – шо – шо, шо – шо — шо

Что-то шепчут камыши. – Я пишу уж хорошо.

Ше – ше – ше, ше – ше – ше Шу – шу – шу, шу – шу — шу

Это утка в камыше. – Все, что хочешь, напишу.

Ша – ша – ша, ша – ша – ша Ши – ши – ши, ши – ши — ши

Выходи из камыша! «Ешьте кашу» — напиши

Ше – ше – ше, ше – ше – ше Шу – шу – шу, шу – шу — шу

Нет уж утки в камыше. — Это я уж напишу.

Ши – ши – ши, ши – ши – ши Шо – шо – шо, шо – шо — шо

Что – то шепчут камыши? — Вижу, пишешь хорошо.

 

Ш №3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ, ЧИСТОГОВОРКАХ, ФРАЗАХ

Ша – ша – ша – наша Маша хороша.

Шо – шо – шо – говорим мы хорошо.

Шу – шу – шу – помогите малышу.

Ши – ши – ши – на поляне малыши.

 

Штамп, штаб, штопка, штопор, шторы, штука, штурвал, штык.

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкура

Шланг, шлак, шла, шлем, шли, шлюпка, шляпа.

Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпатель, шпилька, шпион.

 

Наша школа. Швейная машина. Шумные шалуны. Шелковая шаль. Душистый шампунь. Дашина шапка. Шелуха шиповника. Шутник Мишутка. шумят камыши. Шпиль башни. Машина школа. Хоккейная шайба. Полный штиль. Длинный шланг. Тушеный шпинат. Платяной шкаф. Шпулька ниток. Липкая мышь. Мягкая подушка. Зеленая лягушка. Пышная плюшка. Хоккейная клюшка. Маленькая мошка. Душистые ландыши. Наша бабушка. Душная комната. Теплая шуба. Шипы шиповника. Наташины галоши. Гладкий шов. Штык винтовки. Мамины шпильки. Большой шмель. Шины для машины. Глубокая шахта. Катушка шелка. Пшенная каша. Шелковая штопка. Пушистая шляпа.

Вот каша. Даша ест кашу. У Шуры новая шуба. У Паши шуба и шапка. Малыш шагает в школу. У реки камыш. Камыш шумит. Наташа пишет. На дороге шумит машина. Наш котенок – шалун. Хороши ландыши.

 

Ш №4 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Ш В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ

АШ – ОШ – УШ ЫШ – УШ – ОШ

ЯШ – ЁШ – ЮШ ЕШ – ИШ – ЮШ

АШ – ЯШ – ЮШ ИШ – ЫШ – АШ

ЁШ – ЯШ – УШ ЫШ – ИШ – ЕШ

 

 

Наш, ваш, пашня, башня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, чашка.

Крошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, горошек, картошка, окрошка, кошка.

Душ, ушки, пушка, мушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка.

Крышка, малышка, пышка, вышка, мартышка, покрышка, малыш, камыш.

Гуляш, бляшка, Яша, Алёша, рыбешка, лепешка, матрешка, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь.

Орешки, пешки, вешки, ешь, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ворчишь.

 

 

Ш №5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ , ЧИСТОГОВОРКАХ И

ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Башлык, башмак, кашне, каштан.

Ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, тушканчик, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко

Полюшко, брюшко, мякиш, финиш, кормишь, валишь, делишь, пилишь, даришь.

 

Аш – аш – аш – дайте карандаш. Ашка – ашка – летит букашка.

Ош – ош – ош – у меня нож. Ошка – ошка – на окошке кошка.

Уш – уш – уш – теплый душ. Ушка – ушка – лягушка – квакушка.

Иш – иш – иш – у меня малыш. Ишка – ишка – маленькая мышка.

 

Кошка ловит мышку. Алеша, надень рубашку. Ребята играют в кошки-мышки. У кошки ушки на макушке. Наташа чистит картошку. Малыш, надень калоши. На столе чашка, в ней ложка. Воробышек клюет зернышки. Маша пошла в школу. Мама шьет на швейной машине. У бабушки шелковая шаль. Даша вымыла голову шампунем. Лушина шапка упала под вешалку. Наташа и Миша нашли ландыши. В Машиной шкатулке много шпулек и катушек. Маша пришила Паше вешалку на шинель. Луша надела шубу, шапку, шарф, валенки и пошла гулять с Наташей. Алеша нашел много волнушек и шампиньонов. Луша шила голышу штанишки и шапку. Большой шмель летал над душистой липой.

 

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Конспект логопедического занятия с презентацией на тему: «Дифференциация звуков [Ч-Т’]»

Дифференциация звуков [ч] – [ть] в слогах, словах и предложениях.

Учитель – логопед Сидорова Надежда Николаевна

Цель: отрабатывать четкое произношение и учить детей дифференцировать звуки [ч] – [ть].

Задачи:

  • развивать фонематическое восприятие и фонематическую зоркость; слуховое и зрительное внимание и память;

  • развивать артикуляционную моторику;

  • учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;
    тренировать в звуко-буквенном анализе слов;

  • закреплять навыки пространственной ориентировки;

  • развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики; 

  • учить работать в команде, выслушивать ответы друзей, давать полные ответы;

  • развивать связную речь.

Ход занятия

I. Оргмомент

Повернитесь все друг – другу

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите

Скажем весело «Ура!».

Начинать занятие пора!

1. Гимнастика для глаз. (слайд 2)

Л. – Проследите глазками за Черепашкой. Куда же она нас приведет? А приведет она нас в гости к язычку! Поприветствуем язычка.

Д. — Здравствуй, язычок!

Л. – И, конечно, наш любимый друг хочет с нами поиграть!!!

2. Артикуляционная гимнастика (слайд 3)

1. «Улыбка»

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

2. «Хоботок»

Хоботок слонёнок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слонёнку покажи.

3. «Лопатка»

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать на стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

4. «Чашечка»

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

5. «Вкусный мед»

Знает этот весь народ:

Любит мишка вкусный мёд.

Язычком губу оближет

И подсядет к мёду ближе.

6. «Качели»

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

7. «Часики»

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котёнок улыбается,

Он, как и ты, старается.

3. Отгадывание загадок.

Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг (телефон)
Что всегда идет, а с места не сойдет (часы)
Чудо-ящик – в нем окно, а в окошечке кино (телевизор)

II. Сообщение темы

Л. — Какие звуки слышатся в начале слов-отгадок? Сегодня мы будем изучать звуки ч и ть, слушать их, сравнивать.

III. Изучение нового материала

1. Сравнительная характеристика звуков. (слайд 5, 6)

Л. – Произнесите звук [Т’]. Какое положение принимает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит). Дайте характеристику звуку [Т’].

Л. — Правильно, согласный, глухой, мягкий.
Л. – Произнесите звук [Ч]. Какое положение принимает язычок? (Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Дайте характеристику звуку [Ч].

Л. — Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.

2. Игра «Назови звуки» (слайд 7)

Л. – Сейчас на экране будут появляться стрелочка. Если стрелочка будет указывать наверх, то мы называем звук… , если вниз звук… . Почему? А разобраться где какой звук нам поможет Чиполлино.

3. Игра «Поймай звук»

Л. — Послушайте звуки. Если услышите звук Ч — привстанете. Если услышите звук Т’ – присядете.

а). изолированные звуки: ть, ть, ч,ть,ч,ч,ть,ч,ть,ть,ч.
б). в слогах: ча, тя ,чи ,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.
в). в словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.

IV. Физкульминутка

Буратино потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

V. Закрепление темы.

1. Упражнение «Слоговые цепочки». (слайд 8)

Л. – Поможем разобраться Чебурашке и Тигрёнку разделить слоги. Слог, в котором будет звук Ч мы отдадим Чебурашке, а слог, в котором будет звук Т’ – тигрёнку.

2. Игра «Четвёртый лишний». (слайд 9)

Л. – Посмотрите на экран. И помогите мне убрать лишнюю картинку. Объясните почему.

Телефон, чемодан, чайник, чеснок.

Буратино, котенок, утенок, чебурашка.

3. Упражнение «В уголке Буквоеда». (слайд 10)

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова. Работать вы будете по командам (Дети садятся за столы, стоящие полукругами друг напротив друга. Между командами – мольберт). На мольберте (с двух сторон для каждой команды свое слово) – буквы.

Л. — По моей инструкции вы находите нужную букву, записываете ее в подготовленную схему слева направо. Затем читаем получившееся у вас слово (грач, тигр).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Прочитайте, какие слова у вас получились. Сначала читает первая команда («грач»). А теперь вторая команда («тигр»).

Сделаем анализ ваших слов. Какие цветные карандаши вам нужны?

Сколько в слове гласных звуков? Назовите. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назовите. Сколько мягких? Назовите.

4. Упражнение «Угадай звук». (слайд 11)

Детям раздаются листы с картинками и фишками, на которых написаны буквы занятия.

Л. — Сейчас я буду произносить слова с этими звуками. Как только вы услышите один из этих звуков, вы должны закрыть картинку нужной фишкой.

Печенье, чашка, картина, тигрёнок, котёл, кирпичи, качан, бутерброд, пастила, мочалка, чайник, шахтёр.

Пальчиковая гимнастика (слайд 12)

Пчелки на елке

Одна рука на столе, опираясь на локоть,

пальцы растопырены (Ёлка).

На другой руке пальцы сомкнуты в кольцо

(«улей»). «Улей» прижимаем к «ёлке».

На елочке растут длинные иголки.

Заглядываем в улей.

Вот и улей. Где же пчелки?

Постучим мы в этот дом.

Стучим кулаками друг о друга.

Кто живет в нем?

Вот раздвинулись иголки…

Разводим руки.

Где вы? Вылетайте, пчелки!

Начинают вылетать:

Шевелим пальцами поочередно, имитируя полет

пчелок.

Раз, два, три, четыре, пять!

5. Упражнение «Буква потерялась» (слайд 13, 14)

Детям раздаются листы, на которых написаны слова с пропущенными буквами.

Л. – Вставьте пропущенные буквы.

Грачи, зонтик, утенок, врачи, тишина, котенок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятерка.

6. Упражнение «Повтори, не ошибаясь» (слайд 15)

Л. – На экране написаны слова, прочитайте их.

Мяч, печь, чёлка, честно, зачем, четко, печка, речка.

Л. – Замените в каждом слове звук [ч] на звук [ть] и прочитайте получившиеся слова.

Мять, петь, телка, тесно, затем, тетка, Петька, редька.

7. Упражнение «Договори словечко» (слайд 16)

Ач-ач-ач, купим Танечке …(калач)
Оч-оч-оч, рады мы друзьям… (помочь)
Уч-уч-уч, ветер, ветер ты… (могуч)
Ты гоняешь стаи… (туч)
Ич-ич-ич, а кирпич кладем… (кирпич)
Ать-ать-ать, будем весело… (плясать)
Оть-оть-оть, орех нам надо… (расколоть)
Уть-уть-уть, в дудочку я буду… (дуть)
Ить-ить-ить, кошка хочет…(пить)

8. Чистоговорки (слайд 17)

Л. – Прочитай на экране чистоговорки и запиши по памяти.

У четырех черепах по четыре черепашонка.
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик
Чебурашка, Чебурашка, нос, как черная букашка.
Пять котят есть хотят.

9. Пересказ текста с опорой на картинки (слайд 18)

Логопед читает текст, указывая на картинки. Затем дети по цепочке пересказывают текс с опорой на картинки и записывают текст по памяти.

VI. Итог занятия.

Л. — Ребята, чем мы сегодня занимались? Правильно, мы различали звуки Ч и ТЬ. Какая игра вам больше всего понравилась? Вы сегодня все прекрасно справились со всеми заданиями, активно участвовали в занятии. Спасибо вам всем. Молодцы!

infourok.ru

Дифференциация звуков [ч]-[т]


Дифференциация звуков [ч]-[т].

Приступать к дифференциации можно только после того, как звук будет поставлен и автоматизирован.

Произносить (читать) слоги.
ча—та ча—тя
чо—то чо—тё
чи—ты чи—ти
уч—уть уть—уч
еч—еть еть—еч
ач—ать яч—ять
ать—ач ять—яч
оч—оть оть—оч
ич—ить ить—ич
та—ча—тя ты—чи—ти
то—чо—тё те—че—те
ту—чу—тю

Произносить (читать) слова.

Ча-тя, тя-ча: чашка—тяжкий, чайка—лентяйка, чавкать—тявкать, качать—катят, ворчат—вертят, мычат—мостят, внучата—утята, крольчата—котята, круча—крутят.

Чо—тё, чё—тё: бачок—потёк, чёлка—тёлка, бочонок—утёнок, прочёл—котёл, зайчонок—котёнок, чёрный—тёмный, чёткий—тётка, чёсаный—тёсаный, ночёвка—путёвка, бечёвка—потёмки, мочёный—метёный, печёный—плетёный.

Чу—тю, чи—ти: чук—тюк, каучук—утюг, чулан—тюльпан, чижик—тише, плечи—плети, зайчик—зонтик, мычит—летит, точить—катить, овчина—паутина.

Че—те: зачем—затем, качели—хотели, леченье—плетень, черно—темно, вечер—ветер, чернеть—терпеть, чернота—теснота, черенок—теремок, черноголовый—темноголовый, черноволосый—темноволосый.

Ач—ать: калач—желать, трубач—срубать, кумач—поймать, врач—брать, вскачь—искать, поплачь—послать.

Оч—оть, уч—уть, яч—ять: толочь—полоть, тянуч—тянуть, мяч—мять, луч—муть, могуч—погнуть, впрячь—пять.

Ич—ить, еч—еть: дичь—водить, меч—иметь, печь—петь, лечь—клеть, печка—Петька, речь—смотреть, речка—редька, беречь—белеть, натечь—надеть, напечь—запеть.

Произносить (читать) слова со звуками [ч] и [т]: внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубатый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка;
учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Мячик бьют, а он не плачет и только скачет. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек — четыре штучки.

Загадки.

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн)

По дороге, по пути весело качу.
А с конца меня прочти — нож я наточу.(Колесо — оселок)

Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.
Каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатка)

Из железа тучка,
А у тучки — ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка)

Произносить (читать) тексты.

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков,
Угостила двух внучат —
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С рёвом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
(Г. Белозёров)

Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.

А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо-чудо-чудо-чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
(К. Чуковский)

Выучить наизусть стихотворения.

Наша Таня.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!
(А. Барто)

Кто чего хочет?
Хочет твой бумажный змей
Взвиться в небо к тучам.
Хочет жёлудь стать скорей
Деревом могучим.
Хочет поле, хочет сад
Солнечной погоды.
Мирно, дружно жить хотят
На земле народы.
(С.Погореловский)

Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Яичко.

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.
Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.
Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.
Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.

(По Н. Сладкову)

Паучок.

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой — сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попадёт муха в паутину большая — наемся».
Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой — всю паутину разорвала и улетела.
Дёргается паутина — паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок — ни мухи, ни паутинки.

(И. Дилакторская)

ex.kabobo.ru

Дифференциация звуков [ч’]-[т’] — Логопедия

Тема: «Дифференциация звуков [ч]-[т’]»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— отработать четкое произношение и различение звуков [ч] — [т’] в слогах, словах и фразах;

— работать над звуко-слоговым анализом и синтезом слов.

Коррекционно-развивающие:

— развивать фонематическое восприятие;

— развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

— развивать мелкую моторику рук;

— развивать мышление, внимание, память, зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

— вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий;

— воспитывать самостоятельность;

— воспитывать культуру коммуникации;

— формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, навыки сотрудничества.

Планируемые результаты

Коммуникативные УД:

— развивать умение слушать и понимать других;

— использовать речь для регуляции своего действия и предоставления результатов работы.

Личностные УД:

— формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

— создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

Познавательные и регулятивные УД:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

— определять значимость речи в общении и обосновывать свои суждения;

— использовать приобретенные знания при выполнении учебного задания;

— выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал, тетради, ручки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Повернитесь все друг – другу

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите

Скажем весело «Ура!».

Начинать занятие пора!

  1. Основная часть

1. Введение в тему урока

— Ребята, сегодня к нам в гости пришел Чебурашка. Давайте дружно произнесем «Чебурашка».

— Какой первый звук в этом слове? (Звук [ч’].)

— Посмотрите, Чебурашка что-то с собой принес. Что это? (Это письмо, телеграмма.)

— Дружно произнесем «телеграмма».

— Какой первый звук в этом слове? (Звук [т’].)

— Прочтем телеграмму.

«Дорогие Чебурашка и ребята, пишут вам жители города Звукограда. У нас случилась беда, два звука-проказника перепутали свои дома и не хотят признаваться в этом. Помогите нам разобраться, кто где живет.»

— Ну что ребята, поможем?

— А как вы думаете, какие это звуки-проказники? (Звуки [ч’]-[т’].)

— Молодцы! Верно.

2. Сравнительная характеристика звуков

— Давайте поработаем в парах и сделаем характеристику звуков.

— Понаблюдайте за своими органами артикуляции. Расскажите своему соседу об артикуляции этих звуков. Выложите схемы этих звуков.

— Расскажи, как ведут себя органы артикуляции при произнесении звука [ч’]. (Губы округлены, вытянуты вперед, зубы сближены, образуют «заборчик», кончик языка касается неба (за бугорками), боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам.)

— Дай характеристику звука [ч’]. (Он согласный, глухой непарный, всегда мягкий).

— Расскажи, как ведут себя органы артикуляции при произнесении звука [т’]. (Губы находятся в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами.)

— Дайте характеристику звуку [т’]. (Он согласный, глухой, имеет пару по звонкости-глухости [д’], мягкий, имеет пару по твердости-мягкости [т].)

— Чем похожи эти звуки? (Они похожи по звучанию, оба согласные, глухие, мягкие.)

— Чем отличаются эти звуки? (Отличаются артикуляцией.)

3. Игра «Стрелочки»

— Теперь давайте поиграем в игру «Стрелочки». Если услышите звук [ч’] — поставьте стрелочку вверх. Если услышите звук [т’] — стрелочку вниз.

а) изолированные звуки: ть, ть, ч, ть, ч, ч, ть, ч, ть, ть, ч.

б) в слогах: ча, тя ,чи ,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.

в) в словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.

4. Физкультминутка. Закрепление звука в скороговорках

— А сейчас повторите за мной чистоговорки, содержащие эти звуки, и показывайте движениями то, о чем говорится в чистоговорке.

Чу — чу — чу — молоточком я стучу.

Ча — ча — ча — мы увидели грача.

Чо — чо — чо — греет солнце горячо.

Чи — чи — чи — вкусны пироги в печи.

Те — те — те — отложили мы шитье.

Тюм — тюм — тюм — подарили нам костюм.

Тик — тик — тик — купим кукле бантик.

5. Работа в тетрадях

— Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика разноцветными линиями. Запишите полученные словосочетания.

Теплая

Тёмные

Чужой

Чугунный

Коричневый

Чемодан

Котел

Печка

Котенок

Очки

— Составим 2 предложения с данными словосочетаниями и запишем их в тетрадь.

III. Заключительная часть

  1. Подведение итогов

— Ребята, можем ли мы теперь помочь жителям Звукограда?

— Давайте же поселим этих непоседливых звука в свои домики.

— Чем похожи звуки [ч’] и [т’]?

— Чем они отличаются?

2. Рефлексия

— Вот наше занятие подходит к концу. Оценим нашу работу на уроке. Поставьте нашего сегодняшнего героя-Чебурашку на лесенку. Чем выше вы его поставите, тем лучше вы работали на занятии.

— Молодцы! Наше занятие окончено.

6

multiurok.ru

Михайлова Евгения Викторовна — Документ

Р
абочая тетрадь дошкольника

Дифференциация звуков Ть-Ч

(в игровых упражнениях)

Авторы:

Михайлова Евгения Викторовна

Рачкова Елена Анатольевна


г. Кириши

2013 г

Введение

Вашему вниманию предлагается пособие, направленное на развитие умения дифференциации звуки Ть-Ч детьми 5 – 8 лет.

В данной тетради представлена система упраж­нений по дифференциации звуков Ть–Ч. Дифференциация звуков Ть-Ч проводится по тради­ционной схеме. Сначала детям предлагается речевой материал и игровые упражнения на дифференциацию трудных звуков в слогах, затем в словах, словосочетаниях, чистоговорках, предложениях, стихотворениях, текстах.

Материал, собранный в тетради, помогает сделать работу с дошкольниками увлекательной и разнообразной. В ходе всех игровых упражнений отрабатывается не только умение дифференцировать звуки, но и проводится работа по развитию всех компонентов речевой системы (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи). А также позволяет уделить внимание развитию мелкой моторики, психических процессов, социально-личностному и коммуникативному развитию личности ребёнка.

Работа в данной тетради помогает своевременно провести профилактику дисграфии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Пособие предназначено для логопедов дошкольных и школьных образовательных учреждений, воспитателей коррекционных групп, родителей.

Дифференциация звуков Ч – Т`

Дифференциация звуков Т`-Ч в слогах

Упражнение 1. Произнеси (прочитай) слоги.

Ча — тя ать – ач ача — атя

Чо — тё оть — очь очо — отё

Чи — ти ить — ич учу — утю

Че — те эть — эч ичи — ити

Чу — тю уть — уч эче – эте

Упражнение 2. Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Ти — …, че — …, тя — …, и т.д.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Звуковая дорожка» (Приложение, лист 1). Помоги белочке дойти до дуба. «Проскачи» пальчиком правой (левой) руки по кружочкам, произнося песенки белочки: ча–тя–ча–тя, и т.д.

Дифференциация звуков Т`-Ч в словах

Упражнение 1. «Парочки». Произнеси слова парами.

ча—тя

чашка—тяжкий качать—катят внучата—утята

чайка—лентяйка ворчат—вертят крольчата—котята

чавкать—тявкать мычат—мостят круча—крутят

чо — те, че — те

бачок—потёк бочонок—утёнок зайчонок—котёнок

чёлка—тёлка прочёл—котёл чёрный—тёмный

чёткий—тётка чёсаный—тёсаный ночёвка—путевка

бечёвка—потёмки мочёный—метёный печёный—плетёный

чу — тю, чи — ти

чук—тюк каучук—утюг чулан—тюльпан

чижик—тише плечи—плети зайчик—зонтик

мычит—летит точить—катить овчина—паутина

че — те

зачем—затем качели—хотели леченье—плетень

черно—темно вечер—ветер чернеть—терпеть

чернота—теснота черенок—теремок калач—желать

ачь — ать

трубач—срубать вскачь—искать кумач—поймать поплачь—послать врач—брать

оч (очь) —оть, уч—уть, яч (ячь)—ять

толочь—полоть луч—муть

тянуч—тянуть могуч—погнуть

мяч—мять впрячь—пять

ич (ичь) — ить, еч (ечь) — еть

дичь—водить печка—Петька беречь—белеть
меч—иметь речь—смотреть натечь—надеть
печь—петь речка—редька напечь—запеть
лечь—клеть

Упражнение 2. Произнеси (прочитай слова).

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать, скучать, честь, чавкать, ворчать, чаепитие, тягучий, чутьё, челюсть, чинить, чистить, чистюля, чистотел, читатель, чуть-чуть, чуять, печать, молчать, получать, мочить, точить, мечеть, утечка, птичка, плотвичка, птенчик, чтение, стечение.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Назови ласково». Назови слово ласково так, чтобы в нём появился звук Ч.

Ветер – ветерочек, катер — …., утёнок — …, тёлка — …, котёл — …, путёвка — …, метёлка — …, плетёнка — …, утюг — …, тюльпан — …, теремок — …, телефон — …, костюм — …, пятёрка — …, тень — …, тюбик — …, тележка — … .

Упражнение 4. Игровое упражнение «Звуковая дорожка»

— Помоги зайчонку поскорее добраться до приза. «Прыгай» пальчиком по кружочкам и называй картинки. (Приложение, лист 2)

Упражнение 5. Игровое упражнение «Теремок». Помоги зайчонку пройти к теремку. Переходи от одной кочки к другой по стрелкам, называя картинки. (Приложение, лист 3)

Упражнение 6. Игровое упражнение «Найди слово» (развитие навыков позиционного анализа)

— Назови картинку выделяя звук Ч или Т`. В какой домик поселим эту картинку? (Приложение, лист 4)

Упражнение 7. Игровое упражнение «Третий лишний»

— Назови картинку, выбери лишнюю, объясни, почему ты так решил. (Приложение, лист 5)

Дифференциация звуков Т`-Ч в словосочетаниях

Упражнение 1. Повтори (прочитай) словосочетания.

Катится тачка. Теленок мычит. Учитель читает. Горячий утюг. Тяжелая пачка. Тесный чулан. Пять чеков. Плетеная бечевка. Темная ночь. Точить меч. Теплый калач. Получать сдачу. Полоть чечевицу. Погнуть ключ. Пять учебников. Тесная полочка. Теплый чайник. Пить чай. Топить печь.

Упражнение 2. Игровое упражнение «Посчитай». Согласование числительных с существительными.

— Назови, кого ты встретил на полянке, посчитай. Скажи со словом много. (Приложение, лист 6)

Упражнение 3. Игровое упражнение «Подскажи словечко»

Летит

Тенькает

Горячий

Драчливый

Тёмная

Чудесная

Дифференциация звуков Т`-Ч в чистоговорках

Упражнение 1. Повтори (прочитай) чистоговорки

Ти – чи – ти – чи – потеряли мы ключи.

Тя – ча – тя – ча – ох, как печка горяча!

Те – че – те – че – мечтаю я о калаче.

Тю – ту – тю – чу – я сейчас свет выключу.

Тё – чо – тё –чо – болит левое плечо.

Тю – чу – тю – чу – я сейчас зажгу свечу.

Тя – ча – тя – ча – горит свеча.

Чи – ти – чи – ти – сели мы вокруг свечи.

Ти – чи – ти – чи – стали кушать калачи.

Ти – чи – ти – чи – калачи из печи.

Ечь – еть – ечь – еть – хочешь с нами посидеть?

Тим – чом – тим – чом – угостим калачом.

Дифференциация звуков Т`-Ч в предложениях

Упражнение 1. Повтори (прочитай) предложения.

Тема чистит ботинки. Петя сидит на печи. У тюльпана четыре тычинки. Птичка вылетела из клеточки. В темной комнате светится ночник. В чайнике почти не осталось воды. Тема починил тете чугунный котел. Надо послать Галочку на почту. Дети с увлечением кидали мяч. Дети хотели качаться на качелях. По небу ползет черная туча. Наступил вечер, и утих ветер. Девочка потеряла зонтик. Сова днём прячется, ночью охотится. Тема в темноте наткнулся на печку. Мяч закатился в чулан. Собака Чапа тявкала на зайчат и утят. Солдат чистил котел из-под ячневой каши. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит.

Упражнение 2 . Повтори (прочитай) двустишия.

  1. Дед Ильич совсем не прочь

Домик строить нам помочь.

  1. Ой, замёрзли мы на речке

Посидим теперь на печке.

  1. У меня стояла тёлочка

Грустно глядя из-под чёлочки.

  1. Жучок и паучок

Сели вместе на сучок.

  1. Вслед за уточкой утёночек плывёт

Быстро лапками своими он гребёт.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Звуковая дорожка». — Помоги зайчонку поскорее добраться до приза. «Прыгай» пальчиком по кружочкам проговаривая предложение: «Зайчонок пригнул на телефон. Зайчонок перепрыгнул с телефона на чайку» . и т.д. (Приложение, лист 2)

Упражнение 4. Игровое упражнение «Теремок». Помоги зайчонку добраться до теремка. Переходи от одной кочки к другой по стрелкам, проговаривая предложение: «Зайчонок прыгнул на часы» или «Зайчонок прыгнул на кочку с часами» (совершенствование умения употреблять предлоги в речи). (Приложение, лист 3)

Упражнение 5. Игровое упражнение «Черепашка».

— Помоги черепашке попасть на остров. Иди только по картинкам, в названии которых услышишь звук Ч, на картинки со звуком Т` наступать нельзя. (Приложение, лист 7)

Упражнение 6. Игровое упражнение «Тимка и Чапа».

— Помоги Тимке и Чапе собраться в дорогу. Положи в тележку Тимке предметы, в названии которых есть звук Т`, а в чемодан Чапе — предметы со звуком Ч. Например: «Утюг. В слове утюг слышу звук Т`. Положу утюг Тимке в тележку». « У Тимки в тележке утюг, тетрадь и т.д.». (Приложение, лист 8 — 9)

Упражнение 7. Игровое упражнение «Весёлый поезд». (развитие навыков слогового анализа).

— Помоги пассажирам занять своё место. В первом вагоне поедет пассажир, в названии которого один слог, во втором – два, в третьем – три, и в четвёртом – четыре слога. Назови пассажира, поделив слово на слоги с помощью хлопков. Проведи дорожку к вагончику с нужным количеством окошек. Например: «Мяч. В слове мяч один слог. Мяч поедет в первом вагончике». (Приложение, лист 10)

Упражнение 8. Игровое упражнение «Около»

— Назови, что стоит около утюга?

— Что стоит около платья?

— Что стоит около картины?

— Что стоит около лампочки?

— Что стоит около тюльпана? (Приложение, лист 5)

Упражнение 9. Игровое упражнение «Кузнечик». (Развитие навыков пространственного ориентирования, формирование умения употреблять в речи предлоги)

В начале игры ребёнок ставит фигурку кузнечика на «картину». Затем слушает инструкцию логопеда, например: «Кузнечик сделал 2 шага вверх, один направо. Куда прыгнул кузнечик?» Ребёнок даёт ответ: «Кузнечик прыгнул на грача». Далее логопед может задать следующие вопросы:

— Что стоит слева от кузнечика?

— Что под кузнечиком? И т. д. (Приложение, лист 5)

Упражнение 10. Игровое упражнение « Кто за кем?» (развитие зрительного восприятия, совершенствовать умение использовать в речи предлог «за»)

— Назови, кто за кем идёт? Например: «Котёнок идёт за ласточкой» и .д. (приложение, лист 11)

Упражнение 11. Игровое упражнение «Котёнок-звездочёт». (Употребление предлога НА; согласование прилагательных с существительными, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

— Рассмотрите вместе с котёнком звёзды на небе. Пример ответа: «Котёнок-(звездочёт) увидел на жёлтой звезде телефон, а на жёлтой звёздочке телефончик». (Приложение, лист 12)

Упражнение 12. Игровое упражнение «Составь предложение»

— Составь предложение о Кате и Вите по схемам, с опорой на картинки. Например: Катя … мяч. – Катя катит мяч. (Приложение, лист 13)

Упражнение 13. Игровое упражнение «Подскажи словечко» (обогащение глагольного словаря)

— Что может делать пчела? (ужалить, летать, жужжать, кружить, собирать нектар и т.д.)

— Что может делать врач? (лечить, делать уколы, мерить температуру, давать лекарство, выписывать рецепт и т.д.)

— Что может делать мальчик? (играть, бегать, скакать, помогать, убирать, чинить и т.д.)

— Что может делать колокольчик? (расти, цвести, украшать, радовать, пахнуть, вянуть и т.д.)

Дифференциация звуков Т`-Ч в стихотворениях

Упражнение 1. Произнеси (прочитай) стихотворения.

Ты зачем примчалась, птичка?

К родничку, где льет водичка?

Малых птенчиков умыть!

В это час на всех часах

Тихий час, тихий час

Стрелки ходят на носках

В этот час, тихий час.

Паучок из нити длинной

Сплёл на ветках паутину.

Зазевается жучок,

Попадёт к нему в сачок.

Нить паучья хоть тонка

Но не выпустит жука.

Аистёнок длинноногий

Сбился вечером с дороги.

Светлячок фонарь зажёг,

К дому путь найти помог.

Ф. Бобылёв

Пчёлка.

Залетела к нам пчела.

У оконного стекла

Кружится, старается,

Да не получается!

Я дружить хочу с пчелою,

Я ей форточку открою:

— Улетай-ка на свободу,

Принеси на лапках мёду.

В. Степанов

Черепаха

Захотела черепах

Постирать свою рубаху.

Снять пыталась через ножки.

— Погоди, — смеётся ёжик, —

Через голову попробуй, —

Но старались даром оба.

Может лучше через хвостик?

Тут пошёл весёлый дождик.

Очень рада черепаха:

Стала чистою рубаха.

Ф. Гуринович

Радость в лесу

Радость в лесу великая:

Зайчик на скрипке пеликает!

Сам смастерил он скрипку,

Сам научился играть.

Сам научился играть.

Сели все зайцы под липку,

Стали ему подпевать.

И. Муравейка

Упражнение 2. Расскажи стихотворение с помощником. (Работа с мячиком су-джок», пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем с мячиком играть.

Как же весело катать

Наш колючий чудо-мяч

В кулачке его сожму

И тихонько прошепчу:

«Тише, тише, не скачи,

На ладошке посиди!».

Дифференциация звуков Т`-Ч в текстах

Упражнение 1. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Яичко

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.

Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.

Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.

Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.

(По Н. Сладкову)

Упражнение 2. Произносить (повторять) тексты

Паучок

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой — сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попа­дёт муха в паутину большая — наемся».

Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой — всю паутину разорвала и улетела.

Дёргается паутина — паучок думает: «Большая муха попа­лась».

Смотрит паучок — ни мухи, ни паутинки.

(Н. Дилакторская)

Упражнение 3. Произносить (повторять) тексты

Чип-поэт

Паучок Чип хочет стать поэтом. «Надо только точно почувствовать, какие словечки соединять, и стих готов», — думал паучок. Чип мечтает сочинить стихи о том, как весной из почек выглянут клейкие листочки, о том, какие лёгкие сети плетут паучки, какие песенки поют птички-невелички.

Чип очень хочет написать много стихов, а мальчики и девочки будут читать их и заметят, как много чудес есть на свете.

( Алифанова Е.А, Еговора Н.Е.)

Упражнение 4. Задание 1. Расскажи историю с помощью картинок.

Ботиночки для паучка.

Жил-был на паутинке крошечный . Налетел осенний ветерок и сдул с паутинки. Сидит под кустиком, печалится. Холодно ему. Мимо летела птичка и уронила . Захотелось открыть . Подошёл к коробочке, залез на неё, потом слез. Потянул за ленточку, открыть не получается!

Выскочил из-за коробочки .

— Кузнечик — кузнечик, помоги коробочку открыть? – сказал .

Стали вдвоём за ленточку тянуть – не получается!

Подлетела . Вокруг коробочки облетела. За коробочку залетела. Из-за коробочки вылетела. Села на коробочку.

-Бабочка-бабочка, помоги коробочку открыть! – сказал .

Потянули втроём за ленточку — не открывается коробочка!

Подлетела .

— Пчёлка — пчёлка, помоги коробочку открыть! – сказал .

Потянули за ленточку вчетвером и открыли коробочку! А там – ! Стали мерить: — велики, — малы, — чуть-чуть великоваты. Стал паучок ботиночки примерять. Подошли ботиночки: тёплые, мягкие, удобные. Теперь паучку не страшен осенний ветерок!

(Рачкова Е.А., Михайлова Е.В.)

Задание 2. Посчитай ботиночки на лапках паучка (Приложение, лист 14)

Задание 3. Раскрась ботиночки цветными карандашами. Расскажи, какие ботиночки у тебя получились.

Список использованной литературы:

  • Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Москва, 2001 г., с 76-79

  • Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – Изд. Школа. ТМ, ТОО Издательство «Биополис», СПБ, 1996, 208 с.;

  • Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Логопедическая энциклопедия дошкольника, Изд. дом «Нева», СПБ, 2004, с 598-607

  • Настольно-печатная игра «Пять щенков» — логопедическое лото для детей 4-7 лет

  • Электронная педагогическая библиотека /

gigabaza.ru

Советы рукодельницам