Диагностика педагогического процесса в средней группе по Н.В. Верещагиной
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4—5 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольною образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
- 1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- 2 балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- 3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- 4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- 5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если
другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (но строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или обще групповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в средней группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное™ у ребенка того или иною параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены / сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.
Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
Материал: игрушки мышка и белка, макет норки на полянке и дерева с дуплом.
Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости».
- Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Два жадных медвежонка».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
- Имеет представления о мужских и женских профессиях.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: картинки с изображением профессий без указания на пол, атрибуты профессий, кукла-девочка, кукла-мальчик.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Разложите картинки так, кто кем мог бы работать. Почему?»
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу/маму?»
- Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, форме, назначению».
Образовательная область «Речевое развитие»
- Поддерживает беседу, использует всс части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: опытно-экспериментальная деятельность «Пузырьки воздуха в воде», ситуация ответа детей на вопрос взрослого.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Как увидеть воздух? Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха. Что легче — воздух или вода? Почему?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми — начинать и заканчивать пение.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: ситуация пения детьми знакомой песни (на выбор).
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Задание: «Сейчас все вместе будем петь песню».
Образовательная область «Физическое развитие»
- Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о иол.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: мяч, корзина, стойка-цель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отбивай»».
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
- Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
- Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
- Ноткина //. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2003.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 2000
xn--80aafao4aujv.xn--p1ai
Диагностичкский инструментарий к педагогической диагностики по Верещагиной старший возраст
Диагностический инструментарий по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
1.Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природеПроблемная ситуация «Пригласи муравья в гости к белке»
Наблюдение, беседа
Подгрупповая, групповая
Наблюдение, беседа
Групповая
Задание: пригласи Муравья в гости к Белочке
Задание: разложить картинки в соответствии со знаками.
Задание: ребенку предлагается определить, «что хорошо, а что плохо», объяснить свое решение.
Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни
Картинки с изображением белки, дупла, муравейника и муравья.
Дидактическая игра «Опасно — не опасно»
Картинки с изображением опасных для жизни и здоровья предметов в быту,
картинки-знаки красный кружок- опасно, зеленый- не опасно
Дидактическая игра
«Что такое хорошо и что такое плохо».
Картинки-ситуации
Наблюдение, беседа
Индивидуальная , подгрупповая
Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение — делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее — улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя. Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо. Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.
Задание: определи опасную и безопасную ситуацию 1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.
2. Воспитатель предлагает детям самостоятельно
поработать с дидактическими картинками; под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую — с изображением неопасных ситуаций. Ребята объясняют выбор.
Дидактическая игра «Опасно — не опасно»
набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций,
картинки-знаки красный кружок- опасно, белый- не опасно
2.Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям
Наблюдение в быту и в специально- организованной деятельности за стилем общения, умением взаимодействовать друг с другом, оценивать свои поступки и поступки сверстников
Проблемная ситуация
Групповая, подгрупповая, индивидуальная
Групповая, подгрупповая, индивидуальная
Беседа по содержанию сказки «Лиса и журавль».
Почему Лиса и Журавль не стали друзьями ? Почему Лиса обманула Журавля? Приходилось ли тебе обманывать? Почему?
Воспитатель рассказывает о том, что все дети любят играть с песком, что песок можно копать, насыпать в ведерки, делать из него куличики и т. д. «Хотите, я покажу вам детей, которые с удовольствием играют в песочнице», – продолжает разговор педагог и демонстрирует картинку. Воспитатель дает детям возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями. «Видите, какая большая песочница, – говорит воспитатель. – Какие широкие у нее бортики. А сколько песка в песочнице? (Много. Целая гора.) Какого цвета песок? (Желтого.) Целая гора песка, а на вершине горы… (полосатая машина.) Чья это машина, как вы думаете? Я тоже думаю, что это машина черноволосого мальчика с синим совком в руке. Черноволосый мальчик разговаривает… (с мальчиком, который играет с зеленой машиной). Интересно, о чем они договариваются? (Воспитатель выслушивает и уточняет ответы детей.) А что делает в песочнице девочка в красном платье? Она украсила уголок песочницы мелкими цветными игрушками. Девочка делает… (куличики). Нравится детям играть в песочнице? Они довольны? Вы это видите?» (Да, дети улыбаются.) Можно закончить занятие примерно таким рассказом: «Хорошо играть в песочнице, интересно. Песочница большая, с широкими бортиками, с чистым желтеньким песочком. Песка много, целая гора. Мальчики с машинами расположились по разные стороны горки. Договариваются прорыть туннель, чтобы ездить друг к другу в гости. Хорошенькая девчушка в красном платьице печет куличики. Она приглашает вас угоститься куличами. Придете?»
Сказка «Лиса и журавль», иллюстрации
картинка с изображением ситуации
«В песочнице» В.В. Гербова
3.Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние» этические качества, эстетические характеристики
Наблюдение, проблемная ситуация, беседа
Индивидуальная, групповая, подгрупповая
Задания:1. « Сделай открытку для друга. Посмотри на свою работу, понравится ли твой подарок другу?» 2.Внимательно рассмотри картинки- символы с изображением различных состояний человека. Назови настроение на каждом рисунке. Придумай историю, которая могла бы вызвать каждое из состояний. Расскажи эту историю. 3.Вариации игры « Конструктор эмоций»: «Собиралки» 1 вариант. Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю. 2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между бабушкой и внуком. Игра «Покажи на себе» Для игры следуют составить из «конструктора эмоций» определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют это выражение. Далее детьми можно побеседовать, какая им эмоция была более ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т. п. Вопросы для беседы по картине «Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен»» Почему девочка держит в руках так много игрушек? Что думают об этом ее друзья? Что бы вы сказали этой девочке ,если бы встретились с ней? «Людям забота как воздух нужна » Что делают дети? Что произошло с бабушкой? От чего бабушка быстрее поправится- от лекарства или от заботы внуков? нужно ли продолжить заботиться о бабушке, когда она поправится? Как вы заботитесь о своих близких?
1.Проблемная ситуация « Открытка для друга»,2. Д/и «Переменчивое настроение»,3.д/и « Конструктор эмоций»,4. Картины «Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен»», «Людям забота как воздух нужна »
4.Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается
Наблюдение за детьми в процессе слушания и восприятия ими произведений художественной литературы, рассматривания иллюстраций, беседы по услышанному
Групповая, подгрупповая, индивидуальная
Чтение рассказа Л.Толстого «Два товарища». Вопросы для беседы: 1.Кто является героями рассказа? 2.Как поступили товарищи в опасной ситуации? 3.Кто из героев рассказа вам понравился больше и почему? 4.Как бы вы поступили в этой ситуации?
Рассказы русских писателей К. Ушинского «Два козлика», Л.Толстого «Два товарища», «Котёнок» и т.п.
5.Выполняет обязанности дежурного по столовой, уголку природы
Наблюдение за включенностью воспитанников в трудовые дела в условиях детского сада: дежурство по столовой, уголку природы
Групповая, подгрупповая, индивидуальная
Задание 1 Расположи картинки в определенной последовательности, объясни последовательность действий по уходу за комнатными растениями в уголке природы.
В процессе наблюдения обратить внимание на самостоятельность ребенка в трудовой деятельности, охотно ли он участвует в выполнении поручений, ярко ли выражено стремление к помощи взрослым, результативен ли труд ребенка, сформированы ли основы культуры труда — бережное отношение к инструментам, рациональное использование материалов, уборка места, соблюдение правил безопасности.
Задание 2 «В гости к детям пришла кукла Ника с просьбой помочь накрыть на стол для обеда, на который приглашены гости»
В ходе разрешения проблемной ситуации обращаем внимание на последовательность правильной сервировки (с учетом количества приглашенных гостей, правильность расположения столовых приборов, безопасность пользованиями ими во время сервировки)
Дидактическая игра «Что сначала? Что потом?»
Карточки с изображением комнатного растения 2 одинаковых, грабельки, лейка, салфетка, распылитель.
Детская мебель, стол, стулья детская посуда (тарелки глубокие, плоские, чашки, блюдца, вилки, ложки, ножи, салфетки), кукла, фартуки для дежурных.
6.Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества
Наблюдение за трудовой деятельностью детей во время прогулки
Наблюдение за участием детей в процессе хозяйственно-бытового труда в игровой комнате (уборка игрушек, вытирание пыли, починка игрушек, книг, стирка кукольной одежды и т.п.)
Беседа на темы «Чем бы ты хотел заниматься?», «Что ты любишь?» и т.п
Групповая, подгрупповая, индивидуальная
В процессе наблюдения обратить внимание на самостоятельность и целесообразность выбора детьми вида трудовой деятельности, включаемость, на освоение способов распределения коллективной работы по типу общего труда и совместного выполнения трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного участника труда к другому для выполнения действий.
В процессе наблюдения обратить внимание на выбор детьми трудовой деятельности, умение планировать свою работу, выбирать необходимые материалы для воплощения трудового замысла, договариваться о распределении трудовых обязанностей в группе сверстников, на результативность труда
Необходимые материалы для труда на участке (мётлы, грабли, тележки, носилки, лопаты, лейки, ведёрки и т.п.)
Салфетки для влажной уборки, таз для стирки кукольного белья, мыльный раствор, полоски бумаги, ножницы, клей, салфетки и т.п.)
7.Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно-ролевые игры; предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль
Наблюдение за предпочтениями детей в игре
Групповая, подгрупповая
Задания: 1.Помоги распределить роли в игре.
2. Д/И « Профессии
Н. Калинина «Разве так играют?» Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много. Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел. Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет — все в одну кучу складывает: -Не трогайте, не берите, я в игрушки играю. Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят. Вот так мальчик! Разве так играют?
3.Вопросы для беседы по рассказу: 1.О чем говорится в этом рассказе? 2.Какие игрушки были в кукольном уголке? 3.Что делал Алеша? 4.Как Саша вел себя в кукольном уголке? 5.Что он делал? 6.Что он сказал детям?
Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками , в том числе игры с правилами, сюжетно- ролевые игры; предлагает варианты развития сюжета , выдерживает принятую роль
Материалы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Поликлиника»,
2. д /и «Профессии»,
3. рассказ Н. Калининой «Разве так играют?»
infourok.ru
Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4 до 5 лет) дошкольной образовательной организации, Н. В. Верещагина
Автор: Н. В. Верещагина
Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2
Страниц: 16
Год издания: 2014
Язык: Русский
Пособие содержит структурированный в таблицы диагностический материал, направленный на оценку качества педагогического процесса в средней группе дошкольной образовательной организации любой направленности (общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной). Предлагаемые параметры оценки для данного возраста общеприняты в психолого-педагогических исследованиях и подвергаются статистической обработке. Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка и определить общегрупповую тенденцию развития детей 4-5 лет, что регламентировано п. 3.2.2 ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года). Пособие адресовано заведующим, методистам и педагогам дошкольных образовательных учреждений общеразвивающей и компенсирующей направленности. Может быть интересно родителям, воспитывающих ребенка 4-5 лет, а также студентам…
Отзывы
Игорь, Томск, 24.07.2017Порой книга нужна как воздух. Поездка в магазин не всегда может решить проблему, к тому же теряется драгоценное время. Поиск литературы в сети может растянуться на часы. Этот каталог является наиболее удобным из всех мне известных. Он достаточно многообразен, а также обладает простой процедурой скачивания информации. Ксения, Липецк, 13.07.2017
Люблю почитать в свободное время, но скачивать что-либо с интернета боюсь, можно прихватить лишнего. Скачала здесь. Все прошло чисто, как говорится: «без сучка, без задоринки». У меня есть книга, и нет ни одной нежелательной программы.
Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:
Часто задаваемые вопросы
1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как
на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться
и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF,
а для смартфона — EPUB.
2. Можно ли книги с вашего сайта читать на смартфоне?
Да. Как для iOS, так и для Android есть много удобных программ для чтения книг.
3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com
aurigabook.info