Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет) дошкольной образовательной организации на 201 /1 учебный год

Содержание

Транскрипт

1 Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет) дошкольной образовательной организации на 201 /1 учебный год Группа Воспитатели: подготовительная

2 Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей подготовительного к школе возраста, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: 1 балл ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; 2 балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; 3 балла ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; 4 балла ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; 5 баллов ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа. Этап Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Этап Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета обще- групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Эго позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.) Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

3 Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в подготовительной к школе группе Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности. Важно отметить, что диагностируемые параметры могут быть расширены Сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей. Основные диагностические методы педагога образовательной организации: наблюдение; проблемная (диагностическая) ситуация; беседа. Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая. Обратите внимание, что описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации. Примеры описания инструментария по образовательным областям Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат. Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация. Материал: развивающая игра «Сложи узор», схема выкладывания. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Выложи, пожалуйста, такого краба (показываем схему выкладывания). Как ты думаешь, у тебя получился такой же краб? И по цвету, и по форме?» Материал: одежда ребенка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке). Форма проведения: групповая. Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду в шкафчик так, как нарисовано на схеме». Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям, в том числе изображенным. Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: картина с изображением ссоры детей (картину приложить или указать источник и точное название картины). Форма проведения: подгрупповая. Задание: «Что изображено на картине? Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?»

4 3. Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница». Форма проведения: подгрупповая. Задание: «Ребята, мы будем играть в «больницу». Кто хочет кем быть? Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?» Образовательная область «Познавательное развитие» Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов. Методы: наблюдение, проблемная ситуация. Форма проведения: индивидуальная Материал: фонарик необычной формы с динамо машиной для подзарядки. Задание: Положить в группе до прихода детей. Когда ребенок найдет и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать. Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи. Форма проведения: индивидуальная, подгрулповая. Задание: «Нужно сравнить два мяча. Чем отличаются эти мячи?» Образовательная область «Речевое развитие» При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: машинка необычной конструкции / гараж трехуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребенок/дети проявят интерес, спросить: «Что это такое? Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно еще использовать?» Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: игрушка инопланетянин, различные виды конструктора, разные материалы (бумага, пробки, коробочки, шишки, пластилин, краски, кисточки, палочки). Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока все рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем». Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Давайте сыграем песенку Во поле березка… {любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».

5 Образовательная область «Физическое развитие» Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности. Материал: игрушка Незнайка, мнемо-таблица или схемы-подсказки. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это быть здоровым». Литература Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года). Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! СПб., Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. М., Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб., Урушпаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 2001

6 Воспитатели Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Группа п/п Ф.И.О. ребенка Итоговый показатель по группе (среднее значение) Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, в т. ч. на транспорте, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам / действиям, в том числе изображенным Может определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению в т. ч. на иллюстрации. Эмоционально откликается га переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества, может обосновать свой выбор Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет Оценивает свои в о з м о ж н о с т и, соблюдает правила и преодолевает трудности в играх с правилами, может объяснить сверстникам правила Следит за опрятностью своего внешнего вида. Не нуждается в помощи взрослого в одевании/ раздевании, приеме пищи, выполнении гигиенических процедур Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

7 Проявляет познавательный интерес в быту и н организованной деятельности, ищет способы определении свойств незнакомых предметов Знает свои имя и фамилию, страну и адрес проживания, имена и фамилии родителей, их место работы и род занятий, свое близкое окружение Знает герб, флаг, гимн России, столицу. Может назвать некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан России Может назвать некоторые достопримечательности родного города /поселения Имеет представление о космосе, планете Земля, умеет наблюдать за Солнцем и Луной как небесными объектами, знает о их значении в жизнедеятельности всего живого на планете (смена времен года, смена дня и ночи) Знает и называет зверей, шин, пресмыкающихся. земноводных, насекомых Количественный и порядковый счет в пределах 20, знает состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5) Составляет и решает задачи в одно действие на «+», пользуется цифрами и арифметическими знаками Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой Называет отрезок, угол, круг, овал, многоугольник, шар. куб, проводит их сравнение. Умеет делит ь фигуры на несколько частей и составлять целое Знает временные отношения: день неделя месяц, минута час (но часам), последовательность времен 1 ода и дней недели Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) Воспитатели Образовательная область «Познавательное развитие» Группа п/п Ф.И.О. ребенка ма й Итоговый показатель по группе (среднее значение)

8 Воспитатели Образовательная область «Речевое развитие» Группа п/ п Ф.И.О. ребенка Называет некоторые жанры «детской литературы» имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов, может интонационно выразительно продекламировать небольшой текст Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) Итоговый показатель по группе (среднее значение)

9 Воспитатели Образовательная область «Физическое развитие» Группа п/ п Ф.И.О. ребенка Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать Называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет предпочтение в выборе подвижных игр с правилами Выполняет ОРУ по собственной инициативе, согласует движения рук и ног Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку Умеет перестраиваться в 3 4 колонны, в 2 3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдаем интервалы в передвижении Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) Итоговый показатель по группе (среднее значение)

10 Воспитатели Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» Группа п/ п Ф.И.О. ребенка Итоговый показатель по группе (среднее значение) Знает некоторые виды искусства, имеет предпочтение в выборе вида искусства для восприятия, эмоционально реагирует в процессе восприятия Знает направления народного творчества, может использовать их элементы в театрализованной деятельности Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) п рисунку и словесной инструкции Создает индивидуальные и коллективные ножницами, может Правильно пользуется рисунки и декоративные резать по извилистой композиции, используя линии, по кругу, может разные материалы и вырезать цепочку способы создания предметов из сложенной бумаги Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, испытывает эмоциональное удовольствие Исполняет сольно и в Итоговый показатель ансамбле на детских муз. по каждому ребенку инструментах несложные песни и мелодии; (среднее значение) может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно

11 Выводы: Выводы:


docplayer.ru

Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе по Н.В. Верещагиной

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образователь­ного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей подгото­вительного к школе возраста, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается пу­тем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогиче­ского процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образователь­ных областей, соответствующих Федеральному государственному образова­тельному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образо­вания и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимо­сти индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освое­ния каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным облас­тям:

  • 1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  • 2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые парамет­ры оценки;
  • 3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помо­щью взрослого;
  • 4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  • 5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и кон­це учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются бал­лы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается ито­говый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых до­лей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкрет­ного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результа­тов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итого­вый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столб­цу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета обще- групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной про­граммы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять де­тей с проблемами в развитии. Эго позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осу­ществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребен­ку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же парамет­ры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателя­ми проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выражен­ном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применя­емых в психолого-педагогических исследованиях психометрических проце­дур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагно­стики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение ре­зультатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педа­гогический процесс в группе детей образовательной организации.

 

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в подготовительной к школе группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описа­ние тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребен­ка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и пору­чения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого па­раметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педа­гогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагно­стические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и на­правленностью образовательной деятельности.

Важно отметить, что диагностируемые параметры могут быть расшире­ны Сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, по­этому каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких па­раметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организа­ции:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Обратите внимание, что описание инструментария педагогической диа­гностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями обра­зовательной деятельности конкретной организации.

 

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и об­разцу, правильно оценивает результат.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблем­ная ситуация.

Материал: развивающая игра «Сложи узор», схема выкладывания.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Выложи, пожалуйста, такого краба (показываем схему выкла­дывания). Как ты думаешь, у тебя получился такой же краб? И по цвету, и по форме?»

Материал: одежда ребенка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).

Форма проведения: групповая.

Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, при­едут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду в шкафчик так, как нарисовано на схеме».

  1. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действи­ям, в том числе изображенным.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: картина с изображением ссоры детей (картину приложить или указать источник и точное название картины).

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Что изображено на картине? Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?»

  1. Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Ребята, мы будем играть в «больницу». Кто хочет кем быть? Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?»

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятель­ности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.

Методы: наблюдение, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная

Материал: фонарик необычной формы с динамо машиной для подзарядки.

Задание: Положить в группе до прихода детей. Когда ребенок найдет и по­интересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.

  1. Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется услов­ной меркой.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.

Форма проведения: индивидуальная, подгрулповая.

Задание: «Нужно сравнить два мяча. Чем отличаются эти мячи?»

 

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: машинка необычной конструкции / гараж трехуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребенок/дети проявят ин­терес, спросить: «Что это такое? Зачем нужно?», задавать уточняющие вопро­сы типа «На что похоже?», «Как можно еще использовать?»

 

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

  1. Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструк­тора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: игрушка — инопланетянин, различные виды конструктора, разные материалы (бумага, пробки, коробочки, шишки, пластилин, краски, кисточки, палочки).

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока все рассматривал, заблу­дился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».

  1. Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах неслож­ные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, инди­видуально и коллективно.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятель­ности Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Давайте сыграем песенку „Во поле березка…“ {любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».

 

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной де­ятельности.

Материал: игрушка Незнайка, мнемо-таблица или схемы-подсказки.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это — быть здоровым».

 

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно­го образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
  2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
  3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
  4. Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического разви­тия детей раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2003.

Урушпаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психоло­гии. — М., 2001

xn--80aafao4aujv.xn--p1ai

Диагностика

Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе 2012-2013 учебный год .

Группа  №11 «Простоквашино» Воспитатели: Лазарева Н.В., Бухановская Л.В.

Обследовано: 23 ребенка                       Обследовано: 22 ребенок. 

На начало года имеют:

Конец учебного года

высокий уровень -0

6 человек (27%)

выше среднего     2человека

11 человек (50%)

средний уровень   15 человек

5 человек (23%)

ниже среднего       6 человека

низкий уровень     0 человека

В подготовительной группе большая часть детей на высоком уровне освоила образовательную программу детского сада. Таким высоким результатам, по-моему мнению, способствовала проводимая работа в группе и в детском саду в целом. Высокой познавательной активности, и творческому воображению способствовало проведение кружковой деятельности в группе, применение разнообразных методов и приёмов работы. Даже дети с нарушениями речевого развития успешно освоили программу, благодаря нашей совместной работе с учителем-логопедом, а применение  технологии разноуровневого обучения позволило детям развиваться в соответствии со своими возможностями и постепенно  усваивать необходимый материал. Проведение совместных праздников, мероприятий сплотило наш детский коллектив и коллектив родителей.

 

 

Диагностика педагогического процесса во 2-ой младшей  группе

2013-2014 учебный год .

Группа  №11 «Простоквашино» Воспитатели: Лазарева Н.В., Бухановская Л.В.

Обследовано: 22 ребенка                       Обследовано: 21 ребенок. 

На начало года имеют:

Конец учебного года

высокий уровень -0

2 человек (9 %)

выше среднего     1человека

5 человек (24%)

средний уровень   12 человек

10 человек (48%)

ниже среднего       7 человека

4 человека(19%)

низкий уровень     2 человека

Анализируя мониторинг 2-ой младшей группы, основными направлениями работы выбрала укрепление здоровья детей. Дети были физически не развитыми, часто болели, дома не проводили закаливающие мероприятия. В течение года на занятиях по физкультуре совместно с инструктором мы развивали у детей основные физические качества. При работе с родителями давали рекомендации по физическому развитию детей, размещали  консультации на стендах в группе  и проводили тематические родительские собрания, посвященные здоровью детей, провели открытые занятий по физкультуре совместных с родителями. Кроме того ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ. В нашей группе по результатам диагностики учителя-логопеда, и педагога-психолога, были выявлены 5 детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Родители отказались от перевода в коррекционный детский сад и поэтому, совместно со специалистами, для таких детей был составлен индивидуальный план коррекционно-развивающей работы, проводились беседы с родителями,  даны рекомендации по развитию детей дома, по вопросам семейного воспитания.

Диагностика педагогического процесса в средней  группе

2014-2015 учебный год .

Группа  №11 «Простоквашино» Воспитатели: Лазарева Н.В., Бухановская Л.В.

Обследовано: 21 ребенка                       Обследовано: 21 ребенок. 

На начало года имеют:

Конец учебного года

высокий уровень -2

4 человек (19 %)

выше среднего     4 человека

7 человек (33%)

средний уровень   11 человек

8 человек (38%)

ниже среднего       4 человека

2 человека(9%)

низкий уровень     —

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку. Благодаря планомерной целенаправленной работе с детьми среднего дошкольного возраста, построенной на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку удалось достигнуть положительных результатов во всестороннем развитии воспитанников. По результатам работы в группе можно сделать вывод: у детей повысилась самооценка, стремление к активной деятельности, способность решать проблемные ситуации. Дети стали более смелые, активные, реже теряющиеся в новой обстановке.

 

Диагностика педагогического процесса в старшей  группе

2015-2016 учебный год .

Группа  №11 «Простоквашино» Воспитатели: Лазарева Н.В., Бухановская Л.В.

Обследовано: 20 ребенка                       Обследовано: 20 ребенок. 

На начало года имеют:

Конец учебного года

высокий уровень -1

2 человека (10 %)

выше среднего     5 человек

8 человек (40%)

средний уровень   11 человек

9 человек (45%)

ниже среднего       3 человека

1 человека(5%)

низкий уровень     —

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности систематически закреплялись и применялись в разнообразных видах детской деятельности. Положительной динамике также способствовало  использование многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения и навыки. Индивидуальный маршрут сопровождения детей с ОВЗ и тесная работа со специалистами детского сада и родителями позволила повысить уровень развития этих детей.

 

 

 

Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе 2016-2017 учебный год .

Группа №11  Педагоги: Лазарева Н.В., Бухановская Л.В.

Группа  №11 Лазарева Надежда Васильевна, Бухановская Людмила Владимировна

 

         Обследовано: 20детей                                               Обследовано: 20детей                                                              

На начало года имеют:

Конец учебного года

Высокий уровень  0

Высокий уровень   14человек – 70%

Выше среднего     7человек – 35%

Выше среднего       5человека –25%

Средний уровень  13человек – 65%

Средний уровень   1 человек -5%

Ниже среднего      0

Ниже среднего 0

Низкий уровень     0 человека

 

Вывод:

Анализ показателей позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок усвоения образовательных областей программы: наилучшие показатели – «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», несколько ниже – «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

По результатам полученных данных начальной и повторной диагностики образовательных областей у воспитанников подготовительной группы №11 следует, что показатели по всем образовательным областям значительно улучшились. Этот результата получен благодаря осуществлению дифференцированного подхода в подборе форм организации, методов и приемов воспитания и развития воспитанников группы, а также созданию педагогических условий при организации образовательного процесса в группе:

— систематическая работа по формированию целостной картины мира;

— систематическая работа по развитию речи;

— тесная работа с родителями;

— создание развивающей среды в группе для развития любознательности, активности, инициативы;

— наличие интересного материала по лексическим темам;

— учёт интересов детей;

— создание и поддержание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы;

— организация и проведение ежедневных дидактические и словесные игры, направленные на развитие логического мышления, памяти, фантазии детей,

— организация систематической индивидуальная работа с детьми в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда;

— индивидуальная работа с воспитанниками.

Также улучшению результатов организации педагогического процесса способствовал разработка и выполнение индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для детей, имеющих низкий уровень освоения программного материала по всем образовательным областям или по некоторым из них.

С детьми проводилась индивидуальная работа посредством подобранных дидактических игр, упражнений, других форм взаимодействия с детьми, направленных на формирование необходимых навыков, умений, представлений соответствующего содержания. Это зафиксировано в индивидуальных маршрутах развития таких детей.

Для оптимального достижения результата по освоению программы организовано взаимодействие специалистов в процессе индивидуальной помощи, сотрудничество с родителями для их помогающего взаимодействия с детьми.

В соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, воспитанники подготовительной к школе группы достигли следующих результатов:

  • высокие показатели овладения основными культурными способами деятельности, дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • все воспитанники обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.
  • дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты;
  • у большинства детей хорошо развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; старшие дошкольники владеют разными формами и видами игры, различают условную и реальную ситуации, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • выпускники достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, могут выделять звуки в словах;
  • у воспитанников хорошо развита крупная и мелкая моторика; дети подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управляют ими;
  • у большинства воспитанников сформированы способности к волевым усилиям, они могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, воспитанники знают и соблюдают правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • все выпускники обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут;
  • дети знакомы с произведениями детской литературы, они обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
  • воспитанники способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

 

 

Диагностика педагогического процесса в средней  группе

2017-2018 учебный год .

Группа  №11 «Простоквашино» Воспитатели: Лазарева Н.В., Бухановская Л.В.

Обследовано: 23 ребенка                       Обследовано: 23 ребенок. 

На начало года имеют:

Конец учебного года

высокий уровень  3 ребенка

5 детей (22 %)

выше среднего     2 ребенка

7 детей (30%)

средний уровень   13 детей

8 детей (35%)

ниже среднего       5 детей

3 ребенка (13%)

низкий уровень     —

Анализ результатов мониторинга показывает  положительном влиянии образовательной работы в группе на всестороннее развитие детей. Положительной динамике способствовала не только образовательная деятельность в группе, но и сотрудничество с социальными партнерами детского сада, тесное взаимодействие с специалистами и родителями воспитанников. В начале учебного года в группе были выявлены дети с ОВЗ, совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом был составлен индивидуальный образовательный маршрут, реализация которого позволила добиться положительной динамики в развитии данной категории детей. По результатам работы в группе можно сделать вывод: 87% детей нашей группы на среднем и высоком уровне освоили программу детского сада, 3 детям необходима коррекционная помощь специалистов. Совместные мероприятия с родителями позволили создать в группе благоприятную атмосферу для детей и их родителей.

mdou237.edu.yar.ru

Диагностика в подготовительной группе детского сада

Диагностика в подготовительной группе на начало года, как любая другая диагностика педагогического процесса, производится в соответствии с требованиями ФГОС. В п. 4.3 документа указано:

Другими словами, диагностика детей не только не является обязательной, но даже запрещена. Однако в п.3.2.3 ФГОС говорится:

Таким образом, в рамках педагогической диагностики может вестись оценка индивидуального развития детей. Она же находит свое отражение у авторов проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования:

  • «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
  • «Детский сад – дом радости», Н. М. Крылова;
  • «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой;
  • «На крыльях детства» под ред. Н. В. Микляевой;
  • «Истоки» под ред. Л. А. Парамоновой;
  • «Мозаика», В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева;
  • «Тропинки» под ред. В. Т. Кудрявцева.

Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе по ФГОС и в ее рамках оценка индивидуального развития детей сопряжены с результатами овладения воспитанниками базовой образовательной программой. Главной задачей программы является обеспечение развития личности, формирование мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Поэтому оценка индивидуального развития будет представлять собой анализ освоения ими познавательного, физического, художественно-эстетического, речевого, социально-коммуникативного развития.

Такой анализ проводится при внутренней диагностике формирования показателей развития личности. Его результаты учитываются только при индивидуализации образования, чтобы помочь детям, которые столкнулись с трудностями в образовательном процессе.

Диагностика проводится в форме наблюдений за детьми при осуществлении образовательной деятельности и в повседневных ситуациях. Наблюдения ведутся во всех возрастных группах на протяжении всего учебного года. Его результаты воспитатель записывает, а в середине или конце года они служат базой для определенных выводов.

При подведении итогов диагностики в подготовительной группе учет ее показателей производится вербально: «сформирован», «не сформирован», «в стадии становления».

Характеристиками оценки становления личности могут служить особенности поведения ребенка, взаимодействия со сверстниками. Такие характеристики отслеживаются в каждой возрастной группе на протяжении всего периода обучения в ДОУ.

В п. 4.6 ФГОС даются некоторые из возможных достижений ребенка в образовательном процессе.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

— ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

— использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

— владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

— проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

— у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Получите диплом установленного образца

Узнать больше о стратегическом планировании, маркетинговой деятельности и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа Руководство развитием ДОО.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

— ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

— ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

— у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В результате оценки воспитатель может отметить детей, которые нуждаются в большем внимании, корректировке обучающего процесса. Диагностика должна отражать динамику показателей дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Отслеживая динамику, оценивают ее характер: прогрессивный, регрессивный или не изменяющийся. Дополнительно определяются направления, в которых дошкольнику нужна помощь, дается оценка правильности воспитательных и образовательных поступков взрослых.

По итогам диагностики в подготовительной группе составляется аналитическая справка, которая поможет педагогу в начальных классах школы наладить наиболее результативное взаимодействие с детьми в период их адаптации. Если диагностика не проводится, то невозможно будет отследить динамику становления ребенка от 3 до 7 лет, его особенности и достижения. Это может стать причиной потери преемственности между ДОУ и школой.

Принципы диагностики в подготовительной группе на начало года и на конец года

Педагогическая диагностика проводится с учетом ряда принципов, которые обусловлены спецификой образовательного процесса в ДОУ.

Принцип объективности подразумевает стремление максимально избегать субъективизации и предвзятого отношения к диагностируемому. Для реализации этого принципа следует придерживаться правил:

  • подбор диагностических методик в соответствии с личностными и возрастными особенностями диагностируемых;
  • фиксация всех проявлений личности ребенка;
  • сравнение полученных данных с информацией родителей и других педагогов;
  • перепроверка используемого при диагностике материала;
  • развитие педагогической рефлексии и самоконтроля, которые помогают исключить субъективную оценку.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает учет различных аспектов его развития: эмоционального, интеллектуального, социального, художественно-творческого, физического. Важно учитывать целостность процесса развития ребенка, взаимосвязи различных сфер его личности.

Принцип процессуальности означает изучение явления в его динамике. Принцип реализуется по следующим правилам:

  • не использовать оценки без определения закономерности развития;
  • учитывать социокультурные и половозрастные особенности ребенка;
  • отслеживать непрерывность изучения в естественных условиях.

Принцип компетентности предусматривает, что педагог принимает решения только в пределах своей компетентности, а также что запрещено наносить какой-либо ущерб наблюдаемому в процессе или после диагностики.

Этот принцип реализуется:

  • правилами сотрудничества: добровольностью участия;
  • безопасностью применяемых методик для испытуемого;
  • путем обеспечения доступности диагностических процедур и методов для педагога;
  • в корректном использовании полученных сведений.

В соответствии с принципом персонализации педагог стремится обнаружить не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но и возможные индивидуальные пути развития. При этом отклонения от общепринятых норм не оцениваются как негативные, пока не будет проведен анализ динамических процессов становления.

Проектирование диагностики педагогического процесса в подготовительной группе по ФГОС

Перед проведением диагностики на конец года в подготовительной группе ее необходимо спроектировать. Этот процесс можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе определяются цели диагностики, например, оценка проявление активности и любознательности детьми старшей группы, изучение проявляющихся при этом особенностей. На этом этапе решаются вопросы, как осуществлять, при этом не рассматриваются вопросы, что и зачем диагностировать.

При диагностике постоянно сравниваются ее результаты для конкретного ребенка с его прежними достижениями, поведением других детей, описанием поведения. Эти аспекты сравнения называются индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой. Например, критерием любознательности будет чуткость ребенка к новому, а проявлением  – выделение новых объектов, вопросы о них.

На втором этапе проводится диагностика. Необходимо определить ответственных, длительность и время диагностики, способы фиксации результатов.

На третьем, аналитическом, этапе проводится анализ полученных данных. Появляются ответы на вопросы, почему результат ребенка изменился, как он отличается от результатов других детей и условной нормы. Информация, собранная на этом этапе, позволяет составить аналитическую справку по итогам диагностики в подготовительной группе.

Воспитателю необходимо помнить, что отклонение результатов от нормативных показателей не всегда требует немедленного вмешательства. Прежде следует проанализировать процессы и условия, в которых проявляются такие результаты. Как правило, ребенок не может достичь запланированного идеального развития по всему содержанию программы: он развивается неравномерно и по собственному индивидуальному пути.

На четвертом этапе проводится интерпретация данных, которая позволяет понять ребенка и спрогнозировать его развитие.

На пятом этапе педагог определяет образовательные задачи для каждого ребенка и всей группы. На основе полученной информации можно развивать способности ребенка и оказывать ему помощь там, где она требуется.

Рекомендации по описанию инструментария диагностики в подготовительной группе на начало года

Инструментарий педагогической диагностики – это описание ситуаций, которые используются для определения уровня сформированности у воспитанника данного параметра оценки. Нередко такие ситуации могут повторяться для уточнения качества параметра.

Диагностируемые параметры могут расширяться или сокращаться в соответствии с потребностями конкретного ДОУ. Каждый параметр может диагностироваться несколькими методами. В то же время одна проблемная ситуация может дать возможность оценить несколько параметров.

Основными диагностическими методами педагога являются наблюдение, создание проблемной ситуации, беседа. Педагогическая диагностика может проводиться в индивидуальной, подгрупповой или групповой форме.

Описание инструментария педагогической диагностики для разных ДОУ будет разным в виду отличий наполнения развивающей среды, разного контингента воспитанников, приоритетов образовательной деятельности.

Своевременное и качественное проведение педагогической диагностики, а также полнота полученных выводов мониторинга образовательного процесса в подготовительной группе позволяют направить усилия педагога на решение трудностей конкретного ребенка и развитие его сильных сторон. Кроме того, это позволяет сохранить преемственность между дошкольной образовательной организацией и начальной школой.

www.resobr.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОУ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОУ

В работе обобщены и научно обоснованы основные направления диагностической работы с детьми, поступающими в школу, четко обозначены основные критерии, позволяющие достоверно оценить уровень их психологической зрелости.

The main trends of the diagnostic work with the children entering school are generalized and scientifically grounded in this work; the main criteria allowing evaluating for certain the level of their psychological maturity are designated.

УДК 504.63 (23.470.67.03)

© Е.Ф.СЕРДЮКОВА, 2008

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода — год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий [2, 5, 6, 7].

Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается сегодня в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, тонкой моторики руки. Одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не менее, на практике работа со старшими дошкольниками сводится в первую очередь к обучению чтению, письму и счету, чтобы обеспечить им таким образом некоторое преимущество на первых этапах школьного обучения. Отчасти это спровоцировано и самой учебной программой современной школы: она составлена таким образом, что на отработку начальных навыков письма, чтения и счета времени не отведено. Если ребенок приходит в школу неграмотным, он сразу же отстает от своих более продвинутых одноклассников просто потому, что так составлена программа начальной школы. Формирование же у ребенка соответствующей учебной мотивации, произвольности психических процессов – внимания, памяти, словесно-логического мышления, ориентировки на образ действия, операциональных навыков выступает при этом лишь как побочный продукт обучения: все это должно сформироваться само собой, по мере развития интеллектуальных навыков. Тем не менее, это далеко не так. Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка.

К сожалению, и у педагогов, и у родителей существует убеждение, что достижение ребенком определенного возраста или поступление в школу автоматически должно вести к возникновению и становлению указанных выше качеств. Обнаруживая у ребенка их отсутствие, мешающее ему хорошо учиться, взрослые начинают требовать от него «быть добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного детства и отсутствие их у шести — семилетнего ребенка свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним. Например, стремление родителей, не владеющих соответствующими методиками, как можно раньше научить ребенка читать приводит к тому, что у значительного числа нынешних первоклассников отмечается слабое развитие фонематического слуха, столь необходимого для грамотного письма. В подготовительных группах детских садов детей не учили читать и писать, но их специально готовили к школе: развивали в ходе игровых занятий внимание, память, логическое мышление, речь, учили ориентироваться на образец, на способ действия, готовили руку к письму (в основном средствами конструктивной деятельности, рисования карандашом, вырезанием из бумаги сложных фигурок, лепкой, а не выведением палочек и букв в тетради), даже знакомили с основными правилами поведения на уроке и нормами школьной жизни. По отзывам учителей, дети приходили в школу менее обученными по сравнению с нынешними первоклассниками, но более зрелыми в психологическом отношении.

Отсутствие сегодня четких требований к уровню подготовки детей к школьному обучению, наличие различных дошкольных лицеев и гимназий, работающих по своим собственным программам и имеющих разные приоритеты, инициативность родителей, стремящихся научить ребенка читать и считать едва ли не с двухлетнего возраста, приводят к тому, что неготовность детей к учению остается по-прежнему одной из острейших проблем современной школы. Актуальность и неоднозначность указанной проблемы подтверждается интересом к ней со стороны как российских, так и зарубежных специалистов-психологов.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

  1. Понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

  2. Выявление детей не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними мероприятий, направленных на профилактику школьной неуспеваемости.

  3. Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволяет каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

  4. Отсрочка на 1 год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению, что возможно только для детей шестилетнего возраста.

По итогам диагностического обследования возможно создание спецгруппы и класса развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Так же создаются группы коррекции и развития по основным параметрам.

С учетом вышесказанного в качестве психологического инструментария исследования нами была выбрана диагностическая программа, предложенная И.В.Дубровиной с небольшим дополнением (методика Гуткиной Н.И. «Звуковые пятна») [4].

В эксперименте участвовала группа из 40 детей, посещающих подготовительные группы детских садов города Грозного.

Методика 1. Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также способностей внимания и восприятия цвета, формы и величины.

Ребенку дают лист с изображением шести пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке. Количество сравниваемых признаков – 4 (цвет, расположение и размеры элементов узора, положение большого пальца).

Инструкция: «Посмотри, как ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек».

Оценка выполнения

Не может подобрать ни одной пары 0 баллов

Правильно подобрал одну пару 1 бал

Правильно подобрал две пары 2 балла

Правильно подобрал 3 – 6 пар 3 балла

Если ребенок не выполняет задание, можно предположить, что у него недостаточно развито либо логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.

Методика 2. Диагностика развития элементов логического мышления (методика «Свободная классификация»)

Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, про предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации кроме указанных выше.

Инструкция: «Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом».

Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения

Невыполнение задания после всех видов помощи 0 баллов

Выполнение после словесного указания оснований

для классификации 1 балл

Выполнение после показа первых 4 карточек без

словесного пояснения 2 балла

Выполнение по основной инструкции 3 балла

Высокие показатели по обеим методикам (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но, скорее, является показателем «зоны ближайшего развития» ребенка.

Если ребенок не справился с заданием 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание 2 («Свободная классификация»). Можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму и счету в ущерб специфическим дошкольным видам детской деятельности.

Если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

Методика 3. Диагностика самоконтроля и произвольного запоминания (методика «Цепочка действий»)

Ребенку в непринужденной форме, но медленно и четко, предлагают выполнить ряд последовательных действий.

Инструкция: «Сядь за тот стол (указать, за какой именно), возьми карандаш, лист бумаги, нарисуй человека, потом положи карандаш на место, а рисунок возьми с собой и вернись ко мне».

Можно повторить инструкцию еще раз, после чего попросить ребенка воспроизвести ее и приступать к действиям. Инструкция дается только до выполнения задания, по ходу выполнения действий никакие подсказки и комментарии не допускаются, фиксируются только те из допущенных ребенком ошибок, которые он не заметил и не исправил.

Оценка выполнения

Отсутствие ошибок 3 балла

1 ошибка 2 балла

2 и более ошибок 1 балл

Вообще не выполняет задание 0 баллов

Методика 4. Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия им речи

Ребенку читают короткий рассказ, содержащий несколько слов, которые могут оказаться новыми и незнакомыми для него.

Например:

«Однажды в воскресенье Сережа с дедушкой пошли в Политехнический музей. Там их встретил экскурсовод. Сереже было очень интересно в музее. А дедушка задавал экскурсоводу много вопросов о вечном двигателе и долго рассматривал разные модели perpetum mobile». (Тематика рассказа может быть изменена в соответствии с особенностями той местности, в которой проживает ребенок. Важно лишь соблюдение основного принципа – наличие в рассказе слов, которые могут оказаться для ребенка новыми).

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе маленький рассказ. Послушай его внимательно (читается рассказ). А теперь постарайся сам рассказать мне его».

Оценка выполнения

Оценивается поведение ребенка и характер задаваемых им вопросов.

Ребенок молчит, не пытается пересказывать и не задает

вопросов даже после дополнительной стимуляции 0 баллов

Пытается воспроизвести рассказ, не понимая трудных

слов, но пытаясь употреблять их 1 балл

Пытается пересказать, интерпретируя рассказ

в соответствии со своим пониманием, искажая смысл

рассказа 2 балла

Начинает с вопросов по поводу непонятных слов,

потом пересказывает 3 балла

Методика 5 . Диагностика степени сформированности фонематического слуха «Звуковые пятна» [3]

Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук будут искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.

Предлагается поочередно искать звуки о, а, ш, с.

Все слова необходимо произносить четко, особо выделяя каждый отыскиваемый звук: гласный звук тянуть нараспев, а согласный произносить с усиленной артикуляцией. Можно повторить слово несколько раз. Испытуемому разрешается произнести вслед за экспериментатором слово и послушать его.

На бланке фиксируются правильные и ошибочные ответы, а затем анализируется способ выполнения задания. Так, например, бывают дети, которые отвечают, что во всех предлагаемых словах есть искомый звук. В этом случае правильные ответы следует рассматривать как случайные. То же самое, если ребенок считает, что нигде нет разыскиваемого звука.

Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено хорошо.

Если допущена одна ошибка – задание выполнено средне.

Если допущено более одной ошибки – задание выполнено плохо.

Методика 6. Диагностика развития тонкой моторики руки и умения работать по образцу

Ребенку предлагается срисовать слово, написанное латинскими буквами.

Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты, может быть. Еще не учился писать, но попробуй, ты, наверное, сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом, на пустом месте напиши так же».

Оценка выполнения

Выполняет точно, без ошибок 3 балла

Выполняет с одной ошибкой 2 балла

Выполняет с 2 – 3 ошибками 1 балл

Отказ от выполнения 0 баллов

При проведении обследования можно использовать только одну из предложенных методик в день или продолжить работу после перерыва.

Общие результаты обследования

По итогам обследования ребенок может набрать от 0 до 15 баллов.

0 – 4 балла — свидетельство о психологической незрелости;

5 – 8 баллов — показатель низкого уровня психологической зрелости;

9 – 12 баллов — показатель среднего уровня психологической зрелости;

13 – 15 баллов — показатель высокого уровня психологической зрелости.

Обследование ребенка с помощью представленной программы позволяет определить, какое именно звено в системе психологической готовности депревировано. Таким образом, становится ясно, какой показатель следует развивать.

Поэлементный анализ показателей по результатам методик 1 и 2 показал следующие результаты (см.табл.1):

Таблица 1. Показатели диагностики элементов мышления

( %)

Количество набранных баллов

1.

72

6

2.

15

3

2.

8

4

3.

5

1

Проведенное исследование выявило у детей преимущественно высокий уровень развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также способностей восприятия цвета, формы и величины (80% испытуемых).

15% испытуемых по результатам методик 1 и 2 показали низкие результаты (суммарный балл равен 3). Показатель, тем не менее, является положительным, но, скорее, указывает на «зону ближайшего развития» ребенка и является руководством для детского практического психолога в плане построения коррекционно-развивающей работы.

8% испытуемых не справились с методикой 1, но выполнили контрольное задание на внимание и методику 2 с хорошими результатами (4 балла), при этом дети умеют читать по слогам и писать свое имя и фамилию. Можно предположить, что слабое развитие образного мышления является следствием излишне раннего обучения ребенка чтению и письму в ущерб специфическим видам развивающей детской деятельности.

5% обследованных набрали суммарный балл, равный 1, что позволяет сделать вывод о психической незрелости ребенка, его не готовности к школьному обучению. При таких показателях родителям детей стоит порекомендовать отсрочить поступление ребенка в школу, поскольку развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

Результаты диагностики самоконтроля и произвольного запоминания показали следующее (см.табл.2):

Таблица 2. Показатели уровня развития самоконтроля и произвольного запоминания

( %)

Количество набранных баллов

1.

10

3

2.

15

2

3.

60

1

4.

15

0

По результатам исследования можно сделать вывод, что у подавляющего большинства обследованных слабо развиты самоконтроль и произвольное запоминание (60%). Этим будут обусловлены трудности в адаптации к режиму школьного обучения, неумение и нежелание подчиняться правилам школьной жизни.

Речевое развитие испытуемых по результатам исследования характеризуется следующими показателями (см. табл. 3):

Таблица 3. Показатели уровня речевого развития

( %)

Количество набранных баллов

1.

40

3

2.

20

2

3.

40

0

Как показало проведенное исследование, речевому развитию детей уделяется мало внимания. Причем, при качественном анализе результатов выявлено, что активная речь детей развита недостаточно как на родном, так и на русском языках, в речи преобладают примитивные бытовые конструкции. Так же слабо развито осознанное восприятие ими сказанного.

Диагностика степени сформированности фонематического слуха количественно не оценивалась. Тем не менее, удалось выявить следующие особенности выполнения предложенного задания (см.табл.4):

Таблица4. Показатели степени сформированности фонематического слуха

Количество испытуемых

( %)

Особенности выполнения задания

1.

22

На слух безошибочно определяет место звука в слове

2.

47

Определяет наличие или отсутствие искомого звука в слове, но не может определить место

3.

21

Не может определить наличие или отсутствие искомого звука в слове, на все предложенные варианты отвечает наугад

4.

10

Вообще не выполняет задание

Таким образом, приходим к выводу, что фонематический слух у детей подготовительной группы сформирован слабо, что не может не сказаться на грамотности письма не только в период обучения грамоте, но и во время обучения в среднем и старшем звене.

Диагностика развития тонкой моторики руки и умения работать по образцу показала следующие результаты (см.табл.5):

Таблица 5. Показатели диагностики тонкой моторики руки и умения работать по образцу

( %)

Количество набранных баллов

1.

22

3

2.

47

2

3.

20

1

4.

11

0

Полученные результаты позволяют сделать вывод о среднем уровне развития указанного показателя. Можно предположить, что развитию мелкой моторики руки и умения работать по заданному образцу уделяется недостаточное внимание. При обучении письму это упущение, несомненно, приведет к трудностям в ориентации на листе бумаги, в написании букв, что, в конечном итоге окажет негативное влияние на почерк. Недостаточно развитое умение работать по заданному образцу не может не сказаться на успешности усвоения программного материала в целом.

Итак, обобщенные результаты проведенного исследования характеризуются следующими показателями (см.табл.6):

Таблица 6. Общие показатели психологической готовности группы

( %)

Общее количество набранных баллов

1.

36

15

2.

25

8

3.

22

4

4.

16

0

Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что 38% детей не готово к систематическому школьному обучению, поскольку при обследовании они показали суммарный балл от 0 до 4, что говорит о психологической незрелости этой категории испытуемых. 25% опрошенных набрали 8 баллов, что является в данном исследовании низким показателем. 36% детей по всем показателям готово к систематическому школьному обучению.

Безусловно, несформированность даже одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы, причем решающую роль в этом процессе должны играть родители.

Литература:

1. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы

ребенка. – М., 1994.

2. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995

3. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической

готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое

образование» 1997.

4. Дубровина И.В. Практическая психология образования, М., 2002.

5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного

развития детей. – М., 1995.

6. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в

школе. – М.: Педагогика, 1991.

7. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976.

8. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.

ГУ «Чеченский государственный университет», Сердюкова Елена Фёдоровна, заведующая психологической лабораторией. Адрес: 364060, Чеченская республика, г.Грозный, пр-т Кирова, 21 кв.42. Мобильный телефон: 8 (928) 743-70-55.

infourok.ru

Диагностика по ФГОС подготовительная группа.


Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Уровень представлений об основах безопасности собственной жизнедеятельности:
А) Дидактическое упражнение «Назови номера экстренной помощи».
Задание:
Предложить ребенку позвонить по телефону по предложенной ситуации: при пожаре – 01, вызов полиции – 02, скорая помощь – 03.
Б) Беседа «Правила поведения».
Задание:
— Из-за чего может произойти пожар?
— Что нужно делать, если вдруг возникнет пожар?
— Что делать, если ты заблудился или потерялся?
— Что нельзя делать, если ты один дома (правила поведения с бытовыми предметами и незнакомыми людьми).
— Кто тебе может помочь в трудных ситуациях (формирование умения обратиться за помощью к взрослым)
Критерии оценки:
4 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро выполняет все задания.
3 балла – ребенок правильно и быстро выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого.
2 балла – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется.
1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого.
Уровень сформированности представлений о правилах безопасности дорожного движения:
А) Дидактическая игра «Прогулка по улице».
Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». (см. Приложение. стр.1)
Задание:
Воспитатель просит ребенка ответить на вопросы:
— Что делает светофор? На какой сигнал можно переходить дорогу?
— Объясни, что это за знак?
— Покажи на картинке проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебру», перекресток, остановку автобуса.
— Где можно кататься на велосипеде детям? (во дворе, не мешая окружающим, в присутствии взрослых).
— Как правильно ходить по т

educontest.net

Советы рукодельницам