Темы проектов в ДОУ (детском саду)
Внимание! Мы также предлагаем бесплатно скачать для детей наши игровые программы:
Угадай детеныша животного и Угадай цветочек по картинке и Арифметика в картинках.
Нам часто писали родители, которые просили придумать простые и в то же время интересные темы для проектов их детей, посещающих детский сад. Действительно, теперь в ДОУ дети часто занимаются наблюдениями, проводят маленькие эксперименты, исследования.
Представленные темы проектов в ДОУ разработаны для детей средней группы, старшей группы и подготовительной группы детского сада, выполняются с помощью воспитателей и родителей.
В процессе исследовательской работы после выбора интересной темы проекта в детском саду по ФГОС воспитанники ДОУ более углубленно изучают выбранный объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми, выполняют экологические проекты и в результате своего исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы.
Очень важно воспитателям подобрать для воспитанников ДОУ тему детского проекта простую, понятную и очень интересную, ведь главное — это вовлечь ребенка в детском саду в исследовательскую деятельность, научить наблюдать, понимать и делать свои первые выводы. Казалось бы элементарные вещи, явления и процессы в рамках проектной деятельности с детьми могут удивить и заинтересовать.
Разработанные для детского сада темы исследовательских работ дошкольников актуальны, их можно использовать в качестве тем проектов в группах ДОУ для проведения интересных и увлекательных занятий, исследовательской деятельности на площадке и на экскурсии за пределами дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольники средней и старшей группы ДОУ, которые выбрали темы исследовательских проектов и выполнили творческую работу в детском саду, могут принять участие в детских конкурсах «Я исследователь», «Юный исследователь» и многих других исследовательских и творческих конкурсах.
Любимые животные
Темы проектов в детском саду о животных:
Дельфин – доктор?!
Для чего слону такой длинный хобот?
Зачем жирафу длинная шея?
Зачем коту усы?
Зачем овечке столько шерсти?
Зачем слону большие уши?
Зачем ежу иголки?
Как видят летучие мыши?
Как научиться понимать лошадь?
Какой он ежик.
Кто живет в моем лесу?
Кто живет в норе?
Кто под бугорком живёт?
Кто сказал мяу?
Кто такие тюлени?
Кто такой белёк?
Лесные жители нашего края.
Лисица — рыжая плутовка.
Любимые лакомства белочки.
Мама, хочу собаку!
Мое любимое домашнее животное.
Мои котята
Мои любимые крольчата.
Мои любимые пушистики.
Мои пушистые чудики.
Мой домашний питомец.
Мой кот Васька
Мой любимый мистер Кис.
Моя кошка стала мамой.
Моя любимая собака.
Моя ручная черепашка.
Повадки моего кота Тимки.
Почему медведь так любит спать?
Почему моя кошка не любит наряды?
Самые добрые животные — дельфины.
Собака — друг и помощник человека.
У меня живет Морская свинка.
Удивительный мир динозавров.
Хомка, хомка, хомячок!
Хомячки-пуховички.
Эта сказочная лягушка.
Растения
Темы исследовательских работ дошкольников о растениях:
Ах, картошка, картошка!
Аптека под ногами.
Будь природе другом
В лесу родилась ёлочка.
Василёчки-васильки
Выращиваем фасоль в домашних условиях.
Для чего маме фасоль.
За что цепляется фасоль?
Загадка секвойи.
Запасливые стебли.
Как вырастить в домашних условиях росток дуба.
Какие растения «умеют» предсказывать погоду?
Крошка-картошка
Красавица – картошка
Куда тянутся корни?
Лекарственные растения.
Лес – защитник и лекарь
Мой любимый фрукт банан
Морковка просто объедение!
Моя любимая ягода Клюква.
Новогодняя нарядная красавица.
Огород на окне.
Огурчик на грядке, как тебе живётся?
Одуванчик — мое маленькое солнышко.
Первый весенний цветок.
Полезные вершки и корешки.
Почему цветы пахнут?
Путешествие семечки
Сеньор-помидор
Сколько лет дереву?
Удивительный мир растений.
Фиалка для мамы
Цветы нашего детского сада.
Что за ягода земляника?
Что такое листопад?
Что мы знаем о подсолнухе?
Чудо-орешки
Я нашел ландыш
Я нашла подснежник.
Ягодная азбука.
Моя семья
Темы проектов в ДОУ о семье:
Интересные дела нашей семьи.
Как мне выбирали имя
Как отмечали Новый год.
Классификация заколок для причёсок.
Классификация пуговиц.
Косметика для маленьких принцесс.
Куклы моей бабушки.
Мои любимые праздники
Мой героический прадедушка.
Мой любимый двор
Наша семейная реликвия.
Наши добрые дела.
Праздники моей семьи.
Хочу всё знать о пуговице.
Что расскажет бабушкина открытка.
Грибочки
Темы проектов для ДОУ о грибах:
Мое маленькое грибное лукошко.
Вот ты где грибочек сыроежка.
Вот ты какой рыжий рыжик.
А лисичка — это гриб.
Царство грибов в моем лесу.
Угадай-ка грибочек!
Птицы
Темы исследовательских работ в детском саду о птицах:
Домашние канарейки-красавицы.
Зачем птицам нужен клюв?
Как я учил моего попугая.
Кто у нас в гнёздышке живёт?
Куриное гнездышко
Ласточкино гнездышко.
Мои наблюдения за воробьями.
Мой друг – попугайчик Кеша.
Пернатые архитекторы.
Птицы моего двора.
Чье это гнездышко?
Я покормлю птиц зимой!
Рыбы
Темы исследовательских работ дошкольников о рыбах:
Обитатели моего аквариума.
Наблюдение за аквариумными рыбками.
Почему исчезли панцирные рыбы?
Рыбное царство, аквариумное государство.
Что за чудо — эти рыбки!
Удивительные насекомые
Темы проектов дошкольников в детском саду о насекомых:
Бабочки – это красиво и интересно!
Для чего пчелам мед?
Зачем кусаются комары?
Какая она муравьиная жизнь?
Какая польза от муравьев?
Мое наблюдение за бабочкой.
Муравьи и их царство.
Один день с муравьем.
Откуда берется мед?
Порхающие цветы
Почему у бабочек пестрые крылышки.
Секреты пчелиной семьи
Удивительное создание — муравей.
Удивительные бабочки.
Удивительный мир насекомых.
Чем нюхает червяк?
Что сегодня в меню у насекомых?
Я увидел свысока простого червяка.
Веселая математика
Темы исследовательских работ в ДОУ по математике:
Весёлые загадки
Весёлые цифры.
Весёлый счёт
Занимательная математика. Цифры от 0 до 9
Математические раскраски.
Меры длины на Руси.
Раз, два, три, четыре, пять – вместе учимся считать.
Счет на пальцах
Цифры и числа
Часы и время
Числа в сказках.
Числовые забавы.
Основы здоровья
Темы проектов в дошкольном образовательном учреждении о здоровье:
Мой режим питания
Мой режим дня
Мои занятия спортом
Пейте, дети, молоко!
Хочешь подрасти?
Этика
Темы исследовательских работ дошкольников об этике:
Вежливость на каждый день.
Добрым быть хорошо.
Почему быть злым плохо.
Правила хорошего тона.
Еда
Темы проектов в ДОУ о питании:
Богатырская каша.
Домашний эксперимент с молоком.
Зачем нужно завтракать?
Как замесить тесто?
Как зернышки в муку превращаются?
Каша – сила наша!
Молоко и молочные продукты.
Осень – вкусное время года.
От зернышка к хлебу.
Почему японцы любят суши?
Холодное лакомство — мороженое.
Что такое витамины?
Эта удивительная соль.
Экология
Темы исследовательских работ дошкольников об экологии:
Газированная вода – вред или польза.
Кто загрязняет воздух в нашем городе?
Как нужно бороться с мусором.
Нужное из ненужного.
В чем же вред пластиковых бутылок?
Откуда берется бумага?
Кто загрязняет воздух?
Почемучкам
Проекты на тему почему:
Почему море солёное?
В чем польза бумаги?
Где самое жаркое лето?
Зачем в дудочке столько дырочек?
Из чего сделан барабан?
Каков транспорт в городе будущего?
Как увидеть время?
Когда в Арктике лето?
Кто живёт в яйце?
Откуда свет в наш дом пришёл?
Почему в пустыне мало воды?
Почему в тундре всегда сыро?
Почему лампочка светит?
Почему летает воздушный змей?
Почему летом в Арктике солнце не заходит?
Почему так хочется рисовать на обоях?
Почему бутерброд падает вниз колбасой?
Чем удобнее писать?
Что такое сыр?
Что находится в звездном небе?
Что такое проект?
Что такое тень и откуда она берется?
Чтение
Темы исследовательских работ дошкольников по чтению:
Как придумать интересную сказку.
Лошади в русских народных сказках.
Образ птицы в детской литературе.
Образы Бабы Яги в детской литературе.
Путешествие по сказкам.
У страха глаза велики.
Что такое сострадание?
Музыка
Темы исследовательских проектов по музыке в ДОУ:
Детские музыкальные инструменты.
Зачем в дудочке столько дырочек?
Из чего сделан барабан?
Что такое гран-жете?
Физкультура
Темы проектов по физкультуре в ДОУ:
Спортивная жизнь моей семьи.
Эти разные мячи.
Мои любимые спортивные игры.
Спортивные игры нашего детского сада.
Зима
Темы проектов в ДОУ на тему Зима:
Какого цвета зима?
Кормушка для птиц зимой.
Новогодние игрушки.
Удивительный снег.
Чьи это следы на снегу?
Осень
Темы проектов в ДОУ на тему Осень:
Какого цвета осень?
Разноцветная листва.
Почему осенью много луж?
Путешествие волшебной капельки.
Разное
Быт крестьянской избы.
Вода — удивительное вещество.
Волшебство мыльных пузырей.
Витаминное мыло.
Знаки зодиака.
Знакомьтесь! Это обычные иллюзии.
Как лучше отремонтировать машинку?
Мой любимый детский сад.
Обнаружение воздуха в различных объектах.
Скоро в школу я пойду.
Удивительная работа моей мамы.
Удивительный мир звезд.
Удивительный мир минералов.
Удивительный мир книг.
Чудесные способности магнита.
Перейти к разделам:
Исследовательские проекты для ДОУ
Темы исследовательских работ для начальной школы
Если Вам полезна информация с этой страницы, Вы можете разместить у себя на сайте, блоге или форуме ссылку на эту страницу, установив один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Темы проектов для ДОУ«:
<a href=»http://obuchonok.ru/node/660″ target=»_blank»>Темы проектов для детского сада</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/660]Темы исследовательских работ для детского сада[/URL]
obuchonok.ru
Проекты в детском саду по ФГОС
Дошкольное образование – важнейшая ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы и создает базу для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому очень важно правильно организовать обучение в ДОУ. Один из способов сформировать учебный процесс – внедрить проекты в детском саду.
Для чего нужны проекты в детских садах
Ребёнок с самого раннего возраста начинает познавать мир. Задача дошкольного образовательного учреждения – дать базовые навыки и знания, которые пригодятся в дальнейшем. Например, в ДОУ детям рассказывают об алфавите, учат читать, а также выполнять простейшие математические действия – сложение и вычитание.
Внедрение проектов в детских садах призвано помочь построить эффективную образовательную программу и обучить детей различным умениям и навыкам.
Типы и виды проектов по ФГОС ДО
Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.
Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:
- По доминирующему принципу.
- По характеру содержания и информативности.
- По роли ребенка в проекте.
- По особенностям проводимых контактов.
- По количеству участвующих в проекте людей.
- По сроку действия.
В практике ДОУ используются следующие виды проектов:
- Исследовательско-творческие.
- Ролевые с элементами игры.
- Информационно-практико-ориентированные.
- Творческие.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.
Большое значение имеют следующие виды проектов:
- исследовательские;
- индивидуальные;
- групповые;
- межгрупповые;
- комплексные;
- творческие.
Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Документы, необходимые для реализации проекта
Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:
- Составить цель проекта.
- Разработать план достижения цели.
- Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составить план-схему проекта.
- Собрать необходимый материал.
- Включить в проект занятий разные виды деятельности.
- Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.
При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:
- Целеполагание. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Проекты для разных возрастных групп в ДОУ
В детских садах существует разделение на следующие группы:
- ясельная – от 1,5 до 2 лет;
- младшая – от 2 до 4 лет. Может дополнительно делиться на 1-ю и 2-ю группы;
- средняя – от 4 до 5 лет;
- старшая – от 5 до 6 лет;
- подготовительная – от 6 до 7 лет.
Для каждой группы существуют свои проекты, которые учитывают все особенности детей в группах. В зависимости от того, какую тему или сферу жизни хочет осветить педагог, проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности. Приведём некоторые примеры для каждой из возрастных групп.
Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты: «Спички детям – не игрушки!», «Полезные продукты питания», «Живая вода» и др. Так, проект «Спички детям – не игрушки!» призван объяснить дошкольникам об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.
С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.
Проект «Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.
В старшей группе находятся дети о 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в старшей группе, учитывают эти особенности и направлены на их развитие. Например, проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.
В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня малыша не отличается от того, который был ранее, но делается упор на моральную и физическую подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе – это проект «Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван замотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.
Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.
Образцы проектов по ФГОС
Для успешной реализации проекта необходимы следующие документы:
- пояснительная записка;
- паспорт проекта;
- циклограмма его реализации;
- этапы работы над ним;
- итоги;
- отзывы участников.
Одним из самых важных документов является паспорт проекта в ДОУ. На примере проекта «Детские новости в детском саду» рассмотрим, что входит в него. В документе указываются авторы проекта, его тема, тип и вид, цель, задачи, кто будет участвовать, то есть для детей какого возраста он предназначен, сроки его реализации и предполагаемые результаты. С его помощью педагоги планируют познакомить детей с работой журналиста и ведущего и дать им возможность сделать репортаж или выпуск новостей.
В проекте «Детские новости в детском саду» отдельно прописаны задачи для ребёнка и педагога. Образец паспорта проекта в ДОУ по ФГОС можно посмотреть здесь.
Рассмотрим проект «Мини-музей в детском саду. «Наследие земли русской», его цель в паспорте сформулирована следующим образом: создание мини-музея «Наследие земли русской» для обогащения воспитательно-образовательного пространства детского сада.
Реализация проекта включается в себя следующие этапы: организационный, основной и аналитический. Первый этап будет длиться 3 месяца, второй – 11, а третий – 1 месяц. В документах подробно расписаны каждый из этапов, при этом в подготовке к реализации проекта дети не участвуют. Они будут участвовать в основном и аналитическом этапах. Они будут формировать экспозицию музея, делать поделки самостоятельно и вместе с родителями.
Основная работа ложится на воспитателей и других работников дошкольного образовательного учреждения при реализации проекта. Организация образовательной программы ложится на руководителя ДОУ.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Мария Юрьевна Чередилина, кандидат педагогических наук, доцент МПГУ, федеральный эксперт Центра профобразования ФИРО:
– Очень важно, что, с одной стороны, мы сохраняем многообразие средств, методов работы, с другой стороны, мы формируем единое поле в понимании тех механизмов, тех закономерностей, которые лежат в современной управленческой деятельности дошкольной образовательной организации. Это имеет большое значение.
Ольга Владимировна Бережнова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования»:
– Проблемой остаётся обеспечение доступности дошкольного образования, она не снята. Если мы решили вопрос обеспечения местами для детей с 3 лет, то дети до 3 лет в ряде регионов не имеют возможности посещать детский сад. Помимо доступности есть проблема качества дошкольного образования. Непонятны маркёры и индикаторы оценки качества дошкольного образования. Если в других уровнях образования есть оценки, то в ДОУ остаётся проблема оценки качества дошкольного образования без образовательных достижений. Большая проблема – разработка программ различного уровня. Как бы мы не общались на эту тему, проблема есть. У нас большое программно-методическое поле, это проблема выбора. Есть проблемы и во взаимодействии с семьями воспитанников. Они полноправные участники образовательных отношений, мы сотрудничаем с ними, но по-разному понимаем роль и значение системы. Родители видят одно, мы пропагандируем несколько другое. Поиск этих точек соприкосновения наверно тоже проблема. Надеемся на понимание со стороны родителей, что такое дошкольное образование, что это не присмотр и уход, это реализация образовательных программ. Разработка этих программ является сейчас одной из проблем. Нужно так это сделать, чтобы всем участникам образовательных отношений и родителям, и нам, педагогам, и школе, было совершенно ясно, что делает дошкольное образование.
Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.
academy-prof.ru
что это такое? :: SYL.ru
Проекты в детском саду — это интеграционный метод, предполагающий использование различных методических приемов, позволяющих глубоко освоить предлагаемую тему. Интеграция — это комбинирование основных методов обучения, которые органично дополняют друг друга и повышают эффективность процесса.
Особенности дошкольного возраста
Дошкольный возраст — самый благодатный период для обучения. Дети впитывают знания об окружающем мире, как губка. В этом возрасте интересно все, ребенок активно познает мир, усваивает модели социального поведения. Поэтому эту особенность надо обязательно использовать. Воспитание должно быть социально значимым. Особое внимание следует уделять нравственному, эстетическому, экологическому направлению. Надо помнить, что нормы, усвоенные детьми в этом возрасте, остаются с ним на всю оставшуюся жизнь. Метод проектов в детском саду призван активизировать работу в данном направлении.
Значение проектной деятельности
Проекты в детском саду предполагают самостоятельную деятельность детей под руководством взрослых (воспитателей и родителей). Участие в проекте позволяет проявить свои способности. В ходе работы ребенок обучается планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.
Структура проектной деятельности
Проекты в детском саду начинаются с определения темы и ее актуальности, постановки целей, определения предмета и задач проекта. Цель проекта — это расширение знаний детей по определенной теме, формирование навыков у детей, воспитание соответствующих чувств и развитие эмпатии (сопереживания) к окружающему миру. Чувство эмпатии — это сложная психологическая реакция, которая формируется путем личных переживаний на основе жизненного опыта. Участие в проектной деятельности помогает ребенку обогатить свой личный опыт. Предмет выбирается с учетом целей, далее ставятся педагогические задачи, они должны носить конкретный характер и отображать интенсивность педагогического воздействия. Проекты в детском саду имеют четкие сроки выполнения. Определяется круг участников (дети, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования). Итогом становится определенный продукт, который становится отчетом о проделанной работе. Чаще всего это презентация. Самая большая часть — это практическое воплощение целей и задач. Оно осуществляется организацией занятий, чтением художественной литературы, организацией викторин, конкурсов, совместной деятельностью с родителями.
Проект «Семья»
Например, проект «Семья» в детском саду, имеет цель: эмоциональное сближение членов семьи. Предметом становится семья и семейные ценности. Задачами проекта могут быть: воспитание уважения к старшему поколению; привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; привлечение внимания родителей к проблемам нравственного воспитания; воспитание у детей чувства эмпатии к младшим членам семьи и домашним питомцам. Практическая реализация задач возможна в ходе привлечения родителей и детей к благоустройству группы и участка, совместного создания генеалогического древа семьи, проведение открытых занятий, проведения различных акций (например, «Помоги другому», сбор вещей и игрушек для нуждающихся) и так далее. По окончании проекта делается презентация.
www.syl.ru
Проектная деятельность в детском саду.
Проектная деятельность в детском саду.
Введение
Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.
Метод проектов
По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект — это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект — это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.
Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше.
Способы разработки проектов в ДОУ
1. Системная паутинка по проекту
Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.
2. Модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
ЧТО ЗНАЮ? — ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? — ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.
КАК УЗНАТЬ? — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.
3. Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
• Мы озабочены… (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
• Мы понимаем… (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
• Мы ожидаем… (дается описание предполагаемых целей — результатов).
• Мы предполагаем… (представляются идеи, гипотезы).
• Мы намереваемся… (контекст действий, планируемых поэтапно).
• Мы готовы… (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
• Мы обращаемся за поддержкой… (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Классификация тематических проектов в ДОУ
1. По доминирующей в проекте деятельности:
— исследовательски — творческий
— ролево — игровой
— творческий
— информационный (практико-ориентированный)
2. По предметно- содержательной области:
— Монопроекты (одна образовательная область)
— Интегративные (две и более образовательные области)
3. По характеру координации:
— Непосредственный
— Скрытый
4. По характеру контактов:
— С воспитанниками одной группы
— С воспитанниками нескольких групп
— С воспитанниками всего ДОУ
5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):
— Краткосрочные (1 – 3 недели)
— Средней продолжительности (до месяца)
— Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)
1. Исследовательски — творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).
2. Ролево — игровой. Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.
3. Информационный (практико-ориентированный). Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)
4. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
Что такое «проект»?
Каждый проект — это «пять П»:
— проблема;
— проектирование (планирование)
— поиск информации;
— продукт;
— презентация
Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое «П» проекта — это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.
По окончании проекта каждый педагог ДОУ, организующий проектную деятельность, должен оформить отчёт о проекте, что часто вызывает затруднения. Используя предложенную примерную структуру оформления отчёта о проведённом проекте в ДОУ, Вы, уважаемые коллеги, легко сможете это сделать.
Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта
1. Титульный лист — название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.
2. Тема проекта и ее происхождение.
3. Задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.
4. Системная паутинка проекта.
5. Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.
6. Краткое содержание проекта:
* Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи
* Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи
* Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи
7. Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи
8. Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).
Уважаемые коллеги, я желаю вам творческих успехов в проектной деятельности с дошкольниками!
infourok.ru
Проектная деятельность в детском саду
Разделы: Работа с дошкольниками
Введение в тему
Развивающаяся педагогика ненасилия
существенно изменила отношение взрослых к детям.
Уровень развития ребенка становится мерой
качества работы педагога и всей образовательной
системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не
только на подготовку к школе, но и на сохранение
полноценного детства в соответствии с
психофизическими особенностями развивающейся
личности. Уважение к ребенку, принятие его целей,
интересов, создание условий для развития –
непременные условия гуманистического подхода.
Взрослые должны не только уделять внимание
формированию знаний, умений и навыков
дошкольника и адаптации его к социальной жизни,
но и обучать через совместный поиск решений,
предоставлять ребенку возможность
самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения
сотрудничества, сотворчества детей и взрослых,
способом реализации личностно-ориентированного
подхода к образованию является технология
проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность,
участники которой автоматически: без специально
провозглашаемой дидактической задачи со стороны
организаторов осваивают новые понятия и
представления о различных сферах жизни.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и
связан с развитием гуманистического направления
в философии и образовании, начало которому
положил американский философ, психолог и педагог
Дж. Дьюи.
Развитие метод получил в работах В.
Килпатрика, Э. Коллингса.
Наиболее широкое определение этого понятия
имеет следующий вид: «Проект – есть всякое
действие, совершаемое от всего сердца и с
определенной целью» (по определению
Килпатрика).
Идеи проектного метода в России появились
одновременно с разработкой американских
педагогов. Под руководством Шацкого
объединилась группа педагогов, использующих
проектный метод на практике.
Типы проектов:
Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
1. По доминирующему методу: исследовательские,
информационные, творческие, игровые,
приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его
семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный
мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте:
заказчик, эксперт, исполнитель, участник от
зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется
внутри одной возрастной группы, в контакте с
другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте
с семьей, учреждениями культуры, общественными
организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный,
парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней
продолжительности и долгосрочный.
Исследовательские проекты
По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов. Например, путешествие по Волге. В течение 3 дней идет разговор о путешественниках: кто на чем путешествовал, определение маршрута, само путешествие, отдых на берегу, возвращение. Обмен впечатлениями, оформление результатов, презентация.
Технология проектирования в ДОУ
План тематического проекта
1. Тема и ее происхождение__________________________
2. Смежные занятия и понятия, которые можно
изучать в ходе реализации проекта____________
3. Необходимые материалы
___________________________________________________________
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем?
____________________________________________________________________
Что мы хотим узнать?
_________________________________________________________________
Как нам найти ответы на наши вопросы?
_________________________________________________
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей
и воспитателя) ___________________________
6. Предложения по расширению и совершенствованию
проекта ______________________________
МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Воспитатель – организатор детской
продуктивной деятельности, источник информации,
консультант, эксперт. Он – основной руководитель
проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в
его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому
характеру детской деятельности, ребенок
знакомится с различными точками зрения, имеет
возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима
соответствующая организация
предметно-развивающего пространства группы. В
группе помещают документы, книги, различные
предметы, энциклопедии, доступные для их
понимания. Возможен выход детей в библиотеки,
музеи или другие учреждения, если это необходимо
для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на
совместную деятельность участников
образовательного процесса в различных
сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок –
ребенок, дети – родители. Возможны
совместно-индивидуальные,
совместно-взаимодействующие,
совместно-исследовательские формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в
том, что каждому ребенку обеспечивается
признание важности и необходимости в коллективе.
Он видит результаты коллективных усилий группы.
Частным, конкретным результатом работы для детей
может быть рисунок, аппликация, альбом,
сочиненная сказка, подготовленный концерт,
спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации
проекта у детей развивается самостоятельность,
активность, ответственность, чувство доверия
друг к другу, интерес к познанию.
Развитие у детей проектных умений
Проектировочные способности проявляются во
взаимодействии основных систем управления любой
социальной организацией (человек, коллектив,
деятельность).
Основная функция проектирования – наметить
программу, подобрать средства дальнейших
целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике
работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную
проблему культурного саморазвития дошкольника,
знакомства с циклами проектирования. Процесс
проектирования состоит из трех этапов:
разработки проекта, их реализации, анализа
результатов.
Научить ребенка проектировать может
воспитатель, владеющий методом проектов, как
технологией и как деятельностью по
самоорганизации профессионального
пространства.
Проектировочные способности проявляются во
взаимодействии основных систем управления любой
социальной организацией.
Основная функция проектирования – наметить
программу, подобрать средства дальнейших
целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике
ДОУ начинается с ориентации на актуальную
проблему культурного саморазвития дошкольника,
знакомства с циклами проектирования.
Процесс проектирования состоит из трех этапов:
разработка проектов, их реализация, анализ
результатов.
Условием освоения каждого этапа является
коллективная мыслительная деятельность
воспитателей, что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
- усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.
Коллективно проектировать можно: утренники,
вечера развлечений, дни творчества, каникулы.
Творческие группы специалистов способны
разрабатывать системные и
системно-транслируемые проекты.
Критерии проектов
1. Актуальность проекта, реальность
предлагаемых решений, практическая
направленность на развитие ребенка.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность,
законченность.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия
темы, подходов, предлагаемых воспитателем
решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений,
подходов.
5. Надлежащее оформление :соответствие
стандартным требованиям, качество эскизов, схем,
рисунков.
После защиты проекта переходят к его реализации , т.е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.
Алгоритм разработки проекта творческой группой воспитателей
Этапы |
Задачи | Деятельность творческой группы | Деятельность научно-методической службы |
Начальный | Определение темы, проблемы. Выбор группы участников | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. | Помощь в анализе и синтезе (по просьбе
группы) Наблюдение. |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией. Синтез и анализ идей. | Наблюдение, консультация. |
Выполнение | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление | Наблюдение, советы (по просьбе группы) |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективном анализе проекта и самооценки | Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо) |
Защита проекта | Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Актуальность темы проекта
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач по краеведению, использование региональных и парциальных программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Цели проекта: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Сроки: декабрь – апрель.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
- Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
- Дать представление о роли родного поселка, края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни поселка.
- Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
- Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям.
- Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
- Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
Данный метод предполагает реализацию ряда принципов:
- Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
- Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
- Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
- Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.)которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
- Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
- Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Приангарья.
- Принцип культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
- Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
- Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Для реализации проекта был разработан тематический план «Приобщение детей старшего возраста к культуре родного края», составленный на основе программ: «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой; региональной программы «Животный и растительный мир Прибайкалья» Л.А. Мишариной.
Прогнозируемый результат:
- Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
- Расширение связей ДОУ с социумом.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Тематический план работы
Разделы работы |
Основное содержание, сроки |
Познавательно-речевое развитие |
|
«Я и вся моя семья» | Обычаи и традиции семьи, составление родословной и герба семьи (декабрь 2008) |
«Наш поселок Михайловка» | Обзорные экскурсии по поселку, целевые прогулки к памятникам, учреждениям: музей, школы, больница, магазины, ЦВР, ЦОН, ДШИ Посещение храма Василия Великого, совместно с родителями (декабрь 2008 – январь 2009) |
«Любимый Иркутск – середина Земли» | Рассматривание иллюстраций об
Иркутске, беседы о гербе Иркутска. Посещение детьми с родителями музеев, галерей, театров, цирка, дельфинария и составление рассказов об уведенном или представление видео. Чтение произведений иркутских писателей и поэтов (январь, февраль 2009). |
«Природа Приангарья» | Циклические наблюдения за природой,
погодой (декабрь – апрель) Проведение акций «Зеленая елочка – живая иголочка» (декабрь) «Помоги птицам зимой» (январь) Рассматривание фотоальбома Малеева «Животный мир Сибири» Занятия природоведческого цикла: «Реки Сибири», «Викторина о Байкале» (для родителей) Чтение детям произведений Иркутского автора Софьи Бунтовской «Экологически чистых сказок с берега Байкала» Досуговые мероприятия: «День Земли», «Синичкин календарь». |
«Развитие связной речи детей 5–7лет» | Знакомство детей с произведениями
местных авторов, журналистов, поэтов, используя
газеты «Мое село», «Черемховские новости»,
журнал «Сибирячок». Драматизация с детьми сибирских сказок. Изготовление родителями атрибутов, декораций для сказок, участие в постановке произведений и сказок. Семейный театр. Знакомство со сказками, легендами о Байкале. Пересказы этих произведений. Придумывание вместе с педагогами и родителями загадок об интересных местах поселка (вокзал, школа, музей, храм, театр) Составление описательного рассказа о храме Чтение эпизодов из детской библии разговор о впечатлениях. Приобщение родителей к приобретению и чтению журнала «Сибирячок» Посещение библиотеки, встречи с местными авторами. Составление рассказов по впечатлениям. |
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | Народные традиции, промыслы, приметы:
«Коляда», «Сибирские посиделки», «Праздник
русского валенка» Праздники народно-земледельческого цикла |
Художественно-эстетическое развитие «Культура и искусство Приангарья» |
|
«Изобразительное искусство Приангарья» | Ознакомление детей с деревянным зодчеством Иркутска. Знакомство с творчеством художников Приангарья. Посещение родителями с детьми Иркутского художественного музея. Посещение выставок ДШИ. |
«Музыкальная культура Сибири» | Разучивание народных песен, потешек,
частушек регионального содержания. Ознакомление
с народными инструментами. Ознакомление с
песнями о родном крае. Выступление перед детьми
вок. групп ДК «Жарки» – «Ветераночка»,
«Любавушка» Цикл занятий по музыкальному воспитанию: «Музыкальная культура Сибири» |
Физическая культура |
|
«Игры народов Сибири» | Изготовление родителями атрибутов для
подвижных игр. Помещение игр народов Сибири в
папку-передвижку. Разучивание с детьми игр: «Иголка, нитка, узелок» «Коршун», «Льдинка, Ветер и Мороз», «Олени и пастухи», «Ястреб и утки», «Ручейки и озера» Спортивный праздник «Спортивная семья» |
5.05.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai