Экспериментальный уголок в детском саду

 

Содержание

 

Типы заданий и сопутствующих материалов в уголке экспериментирования в детском саду в разных возрастных группах

 


 

В формировании логического мышления ребенка дошкольного возраста важным видится развитие эмпирического, чувственного познания мира. Задача эта особо интересна тем, что ребенок по своей природе любознателен и открыт для новых впечатлений. Уголок экспериментирования в детском саду позволит применить такие методы эмпирического познания, как наблюдение, измерение, сравнение, и, собственно, сам эксперимент.

 

 

Материалы в уголке можно разделить на типы по способу применения:

 

  1. Оборудование: защитные фартучки, перчатки, рулонные полотенца, пластиковые контейнеры, коробки, колбы, баночки, пипетки, лупы, ватные палочки и т.п.;
  2. Объекты эксперимента: песок, семена растений, пищевые красители, бумага белая и цветная, вата, металлические предметы, пластилин, краски, пластиковые шприцы без игл, магниты, баночки с почвой;
  3. Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, интересные фотографии (например, уголок экспериментирования в детском саду можно оснастить фотографиями снежинок, снятых крупным планом и имеющих разнообразную форму – от шестиугольной до сложной звездообразной; книгами познавательной тематики с иллюстрациями, например, «откуда берутся облака»). Не забудьте красочно и в доступной для детей форме оформить алгоритмы и схемы для уголка экспериментирования.

 

 

 

 

Типы заданий и сопутствующих материалов в уголке экспериментирования в детском саду в разных возрастных группах

 

Уголок экспериментирования в младшей группе

 

В младшей группе в силу особенностей психического развития ребенка 3-4 лет стоит отказаться от экспериментов, приводящих к сложным логическим выводам. Наблюдение свойств различных предметов и веществ – наиболее доступная познавательная деятельность для детей этого возраста.

Укомплектуйте экспериментальный уголок в детском саду в младшей группе контейнерами с семенами (тыквы, подсолнечника, кедрового ореха, фасоли), крупами (гречкой, рисом, манной крупой и проч.), песком, сахаром, солью; на примере круп, погрузив в них руки, пересыпая из контейнера в контейнер, дети могут изучить такое свойство, как сыпучесть. Воспитатель может дать задание вылущить семечко тыквы или подсолнечника, изучить различия, затем показать воспитанникам фотографии тыквы в разрезе и цветок подсолнечника с семенами.

Игры с песком развивают наблюдательность ребенка, воспитатель дает возможность детям поиграть с песком, пересыпать его руками, совком (стоит задать вопросы детям: как легче собрать песочек – пальцами, горстью, совочком?), попробовать сделать куличики из сухого песка, затем намочить его, посмотреть, как теперь строятся куличики.

Также хорошей идеей будет растворить соль и сахар в воде, предложить малышам попробовать ее на вкус, описать, как различаются вкусы, вспомнить, какая еда на завтрак и обед была сладкой, а какая соленой.

Картинки и книги желательно выбирать с познавательными иллюстрациями, например, с крупным планом жука, бабочки, наглядным объяснением, какие осадки идут летом, какие – зимой и т.п.

 

 

 

Уголок экспериментирования в средней группе

 

Экспериментальный уголок в средней группе также стоит укомплектовать семенами растений. Опыты с семенами крайне интересны для детей среднего детсадовского возраста. Можно провести эксперимент с проращиванием семян: поместить семечки подсолнечника или гороха в миску под влажную марлю, через несколько дней оценить, насколько они проросли, осмотреть ростки, рассказать детям о том, как сажают сельскохозяйственные культуры, показать картинки с полями подсолнечника, пшеницы. В летнее время можно посадить горох на грядках и наблюдать за развитием растений.

Кроме этого, целесообразно разместить в экспериментальном уголке в детском саду песочные часы, лупу, зеркальца. С помощью песочных часов воспитатель объяснит ребятам, как можно измерять время, что такое минута, стоит поиграть в игру «что можно сделать за минуту?»; с помощью лупы в зимнее можно рассмотреть снежинку на рукаве, изучить характеристики снега – сыпучесть, холод при прикосновении, его способность к таянию. Зеркальцами ребята попробуют пускать солнечные зайчики; книги о солнце и иллюстрации, изображающие преломление солнечных лучей, станут хорошим дополнением к объяснениям воспитателя.

 

 

 

Уголок экспериментирования в старшей и подготовительной группе

 

Для детей старшего дошкольного возраста уголок экспериментирования в ДОУ стоит дополнительно оснастить пробирками с некоторыми химическими веществами – например, йодом, марганцовкой, спиртом, а также пипетками и шприцами (без игл!). С их помощью можно провести простейшие опыты, которые будут интересны дошкольнику, например, опыт с картошкой и йодом. Нужно набрать в шприц или пипетку немного йода и капнуть на разрезанную картофелину, осмотреть, как поменялся цвет йода с рыжего на темно-синий, объяснить детям, что цвет меняется из-за крахмала в картофеле. Стоит дать ребятам задание провести такой эксперимент по возможности дома с яблоком, сметаной, бананом, крахмальным порошком.

Кроме этого, будет полезно разместить контейнеры с различными видами грунта – глиной, землей, песком, камнями, рассказать воспитанникам о видах почв, сопроводить свой рассказ иллюстрациями, освещающими разные типы природных ландшафтов.

Интересным дополнением экспериментального уголка в детском саду может стать муравьиная ферма, сейчас продаются необычные конфигурации муравьиных ферм с прозрачным  гелем. Воспитанникам будет крайне интересно и познавательно наблюдать за строительством муравьиной колонии.

 

 

Уголок экспериментирования в детском саду весьма важный развивающий фактор для детей дошкольного возраста. Работа в таком уголке способствует развитию творческого потенциала ребенка, его интеллектуальному росту, формированию логического мышления и началу освоения дошкольником методов анализа и синтеза.

 


 

Экспериментирование в средней группе — видео

 

 

www.rastut-goda.ru

Уголок экспериментирования в детском саду

Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце… В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего — задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент. Именно этим и занимаются малыши в детских садах в, так называемом уголке экспериментирования.

Содержание и оформление уголка экспериментирования в детском саду и других ДОУ

Народная мудрость гласит: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Именно поэтому детское экспериментирование имеет огромное значение в процессе развития дошкольников. Экспериментальная деятельность расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, пробуждает любознательность, учит наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.

Для оформления уголка экспериментирования используют различный материал и приборы, а именно:

  • природные материалы, такие как: песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья;
  • некоторые пищевые продукты, к примеру, соль, сахар, мука, крупы, также семена растений;
  • тематические пособия, книги обучающего характера;
  • приборы для проведения опытов. В зависимости от возраста малышей, используются: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, шприцы без игл, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, линейки и сантиметровые ленты;
  • также цветная бумага, картон, ножницы, ткани, обрезки кожи, мех;
  • резиновые игрушки, контейнеры для хранения различных сыпучих и не сыпучих материалов используемых для оформления уголка экспериментирования и прочее;
  • пищевые красители, гуашь;
  • для малышей старшей группы в уголке помещают схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов.

Помимо материальной базы, очень важно правильно обустроить уголок экспериментирования в ДОУ. Так должно быть отведено место для приборов, учебной литературы, дневника наблюдений, проведения опытов, хранения материалов.

Также в процессе оформления должны учитываться и другие требования. К примеру, при подборе оборудования для уголка экспериментирования в ДОУ, необходимо брать во внимание уровень развития и возраст малышей. Кроме того должны быть соблюдены меры безопасности и санитарные нормы, а каждый малыш ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения эксперимента.

 

womanadvice.ru

Экспериментальный уголок: искусство правильного оформления

Всем привет, дорогие посетители моего блога и друзья! С вами снова я, Татьяна Сухих! Согласитесь, что маленьким деткам свойственно задавать множество вопросов каждый день. Мама с папой обязаны пояснить, почему светит солнце, почему трактор едет, почему трава зеленая и так далее. Изъясниться так, чтобы ребенку стало понятно, довольно сложная задача. Эффективнее все показать на практике. Именно этим и заняты дети в ДОУ: экспериментальный уголок — лучшее решение для ответов на многие вопросы.

Содержание статьи:

Основы организации уголка в ДОУ

Помочь организовать воспитателям эту деятельность в детском саду смогут следующие книги http://www.uchmag.ru/estore/e283698/?s=8157&partner=61, http://www.uchmag.ru/estore/e558680/?s=8162&partner=61, — это система, которая открывает познавательно-исследовательскую деятельность в экспериментальной лаборатории ФГОС ДО, здесь представлены проблемные ситуации в игровых формах, картотека опытов, http://www.uchmag.ru/estore/e125171/?s=17&partner=61, — организационные мероприятия для детей возрастом от двух до семи лет.

Как вы думаете, какое значение детского экспериментирования?— Она колоссальная. Методика позволяет значительно расширить мышление, верно устанавливать причину и следствие, развивает логическое мышление, учит вниманию, помогает делать выводы, придерживаться техники безопасности.

Чтобы создать исследовательский игровой уголок, необходимо задействовать разные предметы:

  • природные компоненты: песок, камни, листья, ракушки;
  • продукты питания: сахарный песок, соль, мука;
  • книги и различные обучающие издания;
  • приспособления для осуществления различных опытов и проведения экспериментов: увеличительные стекла, иглы, пробирки, весы, резиновые мячики и многое другое;
  • задействуются различные материалы, бумага, ткани;
  • краски, пищевые красители;
  • различные таблицы и схематические алгоритмы.

Важно правильно оформить такой уголок в саду. К примеру, должно быть отведено удобное место для игр и обучающих уроков. Дети должны иметь место для проведения экспериментов, хранения материалов, научной литературы.

Обязательно берется во внимание уровень развития малыша, его возраст, нужно обязательно соблюдать правила предосторожности и нормы санитарии.

Уголок экспериментов в младшей группе

Характеристики разных предметов — самая доступная и познавательная сфера.

Что нужно для комплектации ДОУ для самых маленьких? Как вы думаете? Очень полезно работать с сыпучими природными материалами. Педагоги нередко дают деткам задания на извлечение семян тыквы или подсолнуха, проанализировать различия между разными семенами, показать, где они изображены на фото.

Замечали ли вы, как любят детки лепить куличики в песочницах? Между прочим, такое действо помогает им развивать наблюдательность, дает возможность ребятишкам понять, как работать с этим материалом, развивает моторику.

Очень эффективны упражнения, при которых детям задаются вопросы о вкусах. Например, какая манная каша: сладкая или соленая? Какая соль по вкусу, а какой сахар?

Работа с детьми средней группы

В этом возрасте детки уже вдоволь наработались с песком и другими сыпучими материалами, а потому важно выйти на новый уровень развития. Он позволяет развить у ребенка чувство времени. При этом задействуется все тот же песок, только уже в песочных часах.

Деткам очень нравиться наблюдать, как они что-то сделали, и через какое-то время будет виден результат их труда. Педагоги используют в этом случае эксперимент с проращиванием семян, когда семена подсолнухов или гороха укладываются в миску под мокрую марлю, а через какое-то время прорастают.

Летом очень полезны практики, когда сажается горох в земле на улице. После этого добросовестные труженики будут любопытно наблюдать, что выросло на грядках.

С помощью зеркал ребятишки пускают зайчики, что очень увлекает их. Дополнить рассказ о солнце и солнечной системе помогут иллюстрации из книг.

Эксперименты в подготовительной группе

В этом возрасте малыши уже опытные экспериментаторы, но, несмотря на это, они не перестают интересоваться окружающим миром и познавать что-то новое. Наверняка, многие мамочки со мной в этом согласятся. И что же делать в этом случае? Нужно помогать малышу всячески развиваться.

В этом помогут элементарные опыты, которые очень увлекают дошкольников. Эксперименты с йодом и крахмалом очень нравятся дошкольникам и вызывают у них настоящий восторг. Для этого берется картофель, разрезается и на него наносится капля йода, после чего нужно объяснить ребенку, что он стал синим из-за крахмала, содержащегося в нем.

Муравьиные фермы в ДОУ — еще одно интересное исследовательское открытие. Дети любят наблюдать за целыми колониями тружеников муравьев.

Итак, дорогие мои! Как вы уже поняли, уголок экспериментов — важная составляющая в дет садах, которая помогает детям развиваться, делает из них творческих личностей, создает хорошую основу интеллектуального потенциала, формирует логику, учит анализу.

Заниматься с детками можно и самостоятельно в домашних условиях. Принимайте участие в офлайн вебинарах http://www.uchmag.ru/estore/e300815/?s=8889&partner=61, http://www.uchmag.ru/estore/e355329/?s=8889&partner=61, ведь это так весело и интересно! Следите за обновлениями моего блога, и вы узнаете еще много полезной информации, делитесь новостями в социальных сетях и до новых встреч, друзья!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Опубликовано: 27.03.2017

Всем привет, дорогие посетители моего блога и друзья! С вами…

Опубликовано: 28.12.2017

Добрый день, друзья! Сухих Татьяна не устает делиться своим педагогическим…

 

Оцените запись

metodbv.ru

Советы рукодельницам