Что значит быть родителем?
— Ты почему безобразничаешь? Дождешься, я всё расскажу твоим родителям! — воспитывает мальчугана лет пяти его соседка по площадке.
— Нет, не дождусь. У меня нет родителей: есть только папа и мама, — спокойно парирует юный философ.
Так что все-таки означает строгое, часто произносимое, но непонятное большинству детей слово «родитель»? Какой смысл должны вкладывать в него мы, взрослые? И почему часто случается, что в кино или цирк ребенка ведут мама с папой, а за разбитое тем же чадом окно приходится отвечать старшим?
Для начала немного углубимся в языкознание. Само слово произошло от глагола «родить», то есть «произвести на свет». Таким образом, родитель – прежде всего человек, который приводит в наш мир еще одного маленького человечка. Но ведь на этой чисто физиологической функции его деятельность не заканчивается. Рождение – только начало большого пути, который он и ребенок проходят вместе. Это не временная обязанность, а постоянная, осознаваемая человеком всю жизнь. Иначе как объяснить, почему пожилая женщина лет 70-ти, узнав, что ее взрослый и давно женатый сын отправляется в командировку на Север, заботливо вяжет ему теплые носки, а потом несколько раз перезванивает, чтобы он не забыл положить их в сумку?
Если рассматривать понятие «родитель» с точки зрения нравственности, можно разделить его на несколько составляющих. Во-первых – тот, кто любит и дарит любовь. Несмотря на капризы и проказы, на нежелание есть «противную кашу» и учиться. Любит не за что-нибудь, а просто так. И эта любовь не угасает, даже если взрослый ребенок, покинув уютное родительское гнездышко, все реже забывает заглянуть в гости. Да хотя бы просто позвонить и спросить, как дела… Даже в этом случае родители продолжают любить, только к любви прибавляется чувство горечи.
Родитель – это еще и воспитатель для ребенка, самый первый и самый важный. Дошкольные работники и учителя только подхватывают то, что начинает делать он. А одна из задач воспитателя, пусть и не самая популярная у воспитанников, — устанавливать правила. Вспомните сказочного Буратино, в воспитательных целях запертого в темный чулан с пауками. Вряд ли современным родителям стоит прибегать к подобным мерам в случае со своими чадами, но одно им нужно уяснить хорошо: воспитывать – значит не только поощрять и одобрять, но и ограничивать, если это необходимо. Даже когда взрослые сами тяжело переживает, что наказали ребенка, и готовы смягчиться. Родительская строгость и принципиальность могут оказаться намного эффективнее, чем окрик или, что совсем недопустимо, физическое наказание ребенка.
Наконец, родитель – это человек, который сможет научить ребенка жизни. Первым определит для него понятия добра и зла, истины и лжи, правильных и неправильных поступков. Поможет ему выработать навыки поведения в обществе, строить отношения с ровесниками и старшими. Разумеется, чтобы у ребенка сложилось верное понимание этических понятий, родитель должен быть для него образцом. А если все же допустил промах и совершил поступок, подражать которому точно не стоит, он мог бы признаться ребенку, что был неправ. Ведь отрицательный пример – один из самых сильных, и его тоже можно обернуть во благо.
Быть родителем непросто, и этому искусству человека не научат даже самые популярные книги по семейной педагогике. Ведь теоретические умствования их авторов необходимо совмещать с тем, что ежедневно переживаете вы и ваш ребенок. Воспитывайте его и себя, учите жизни и учитесь вместе с ним. А главное – любите. Так сильно и преданно, чтобы он называл вас не «родителем», а мамой или папой.
Автор: Bill4iam
kvn201.com.ua
Что значит быть хорошим родителем

Что значит быть хорошим родителем ?
- да…. родители конечно попали… .
- хорошие родители — это те, которые никогда не давят на ребенка, навязывая ему свои взгляды на жизнь, всегда прислушиваются к его мнению и безусловнго помогают ему по жизни
- Находить с ребёнком общий язык.
- когда станите хорошими родителями, поймете….
- :))) Точно, всегда надо быть на стороне ребенка. Только ребенка сильно не распускайте!!! надо всеже объяснить ему, что это неправильно
- ПРикольно, но сыну еще рановато в карты играть, а с учителями так и надо!
- любить и быть любимым!!!!И понимание прежде всего!!
- я думаю, что эти родители любят своего ребенка и не напрягают его этим))))))
- только смотря на ребенка можно понять хорошие у него родители или нет.
- Может не такой он и дебил, по-моему мы все проходили что-то подобное. А дебилы обычно учителя, которые занимаются не своим делом.
- Наверно уметь слышать и понимать ребенка. Хотя не всегда получается к сожалению.
- Принимать ребенка таким как он есть
- самое главное любить ребенка и воспитывать в нем хорошие манеры
- А мы в детстве присказку такую давали *кто как обзывается, тот сам так называется*. Проверенная временем присказка))))))
- Воспитание детей – одна из труднейших задач. Неудивительно, что, решая ее, многие родители часто чувствуют себя неуверенно. А между тем психологи
и педагоги уверяют, что секреты счастливого детства
достаточно просты.1. Хорошие родители принимают детей такими, как они есть.
2. Хорошие родители умеют проникнуться интересами своего ребенка.
3. Хорошие родители – надежная защита для ребенка.
4. Хорошие родители предоставляют ребенку разумную свободу. - Быть хорошими, это значит понимать, говорить на равных, считать человеком, а не повторять, «вот когда вырастишь и станешь человеком, вот тогда …» Нужно уметь Любить и уважать своего ребенка, считаться с его интересами, вкусами и желаниями. Хороший родитель никогда не скажет, не подумает и не напишет о своем ребенке, что он «дебил». Мне стыдно за таких.
- Хороший родитель никогда не назовет своего сына дебилом!!!!1Хороший родитель всегда выслушает своего ребенка,даст совет,успокоит в тяжелой ситуации!!!!А еще всгда даст денег(если это возможно)на походы в кино(и все такое)!!!!И конечно же….Хороший родитель-это родитель,который ЛЮБИТ свое дитя!
- ха-х-ха….прикольно, с чувством юмора родители!!!!
- Значит заботиться о детях и доверять им , недоверие ведет к разногласиям и скандалам
- быть не очень строгой и в тоже время воспитывать
imperor.net
Что значит быть родителем? / Статьи / ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ
Что значит быть родителем?
Автор: Ирина Мухина, Фото: Тимофей Шарко
Когда я в своей работе задаю будущим принимающим родителям вопрос: «Зачем вам нужен приёмный ребенок?», реакция бывает разной, но чаще недоумевающая. Ответ, как правило, звучит так: «А разве не понятно?». Из чего логично можно заключить, что ответ на этот вопрос очевиден, и, следовательно, все кандидаты в принимающие родители обладают одинаковой причиной для родительства: «Хочу стать матерью или отцом!».
А что за этим стоит, что означает быть родителем? Для одного ― это передать всю свою нежность и любовь, накопленную годами в ожидании ребёнка. Для другого ― это возможность воспитать не так, как его воспитывали, обязательно лучше! Дать лучшее образование: несколько языков, уроки музыки, ну или что там ещё, чего сам не получил, но очень хотел. Для иного ― избежать одиночества, потому что годы идут, а опоры на будущую старость не видно. А для кого-то, возможно, и брак сохранить, потому что муж детей очень хочет, вдруг уйдёт. Да и окружение ― бабушки и дедушки внуков просят, совсем одолели. Опять же социальный статус ― в нормальной семье должны быть дети!
Или такой вариант ― передать наследство, а значит, нужен наследник. Или спасти несчастного сироту: ведь ему так одиноко в детском доме. Или даже такой вариант ― стыдно рожать своих детей, когда столько сирот не имеют дома. Или хотим второго ребенка, но воспоминания о родах очень травматичны, решили взять приёмного, чтоб не рожать, и нашему не скучно будет. Этот список можно продолжать ещё очень долго. Вот такая она, мотивация приёмного родительства, ― общая для всех и уникальная для каждого.
У читателя может сложиться впечатление, что я предвзято отношусь к будущим кандидатам. Отнюдь. Конечно, в мотивации принимающих родителей будет много их личного, чего-то особенного именно для этой семьи, возможно, собственной боли или опыта, ведь каждая семья ― это уникальный организм, живой и развивающийся. И «правильные» или ожидаемые ответы меня насторожат куда быстрее. Но когда в мотивации кандидата слишком много про себя, так много, что даже не остаётся места для ребёнка. Это тоже вопрос для исследований.
Представьте ситуацию, когда сбылась долгожданная мечта, и ребёнок, наконец, пришёл в ваш дом. И вот теперь и случится счастье, не зря ж его столько времени ждали! И все планы, все мысли, которым было так тесно в ожидании этого дня, можно уже не сдерживать, а смело претворять в жизнь. Ребёнок ― вот оно поле для реализации собственных идей и желаний!
Но что это? Ребёнок не торопится оправдать ваши ожидания? Учителя жалуются, что он сам не учится и других отвлекает. Дома пропадают деньги. Он рвёт одежду и теряет вещи. А ещё он лжёт, хотя столько раз обещал этого не делать. И на всю вашу любовь отвечает неблагодарными поступками. А ведь вы столько для него сделали, вложили столько сил и любви! Зачастую на смену любви и терпению приходят другие чувства: раздражение, беспомощность, вина, стыд…
Чем дольше ситуация не разрешается, тем чаще родителей начинает посещать мысль о «дурной наследственности» того, кто никак не хочет принять правила игры: я тебя люблю ― ты оправдываешь мои ожидания, хорошо учишься, говоришь вежливые слова, увлекаешься спортом или музыкой. Ну неужели так трудно жить по этим простым правилам?
«Нормальный» человек давно бы понял и делал то, что от него просят! А раз много раз обещал и не выполнял, значит, делает назло! Яблочко от яблоньки… Вот и начинают появляться у приёмных родителей мысли по вопросам наследственности ребёнка: нормальные родители от своих детей не откажутся, значит у этого ребёнка они были наркоманами или алкоголиками, а чего ждать от детей таких родителей, пойдут по их стопам.
Мой опыт работы позволяет говорить об этом: если адаптация приёмного ребёнка в семье проходит неблагополучно, то, даже если история ребёнка неизвестна, родители склонны приписывать ему «дурную наследственность» и тем самым снимать ответственность за воспитание с себя. И всё чаще звучат в семье вопросы: « За что мне это? Разве этого я хотел? Ведь я хотел дать любовь, что получаю я взамен?»
Я предлагаю перефразировать этот вопрос, пусть он звучит так: «Для чего мне это? Чему я могу научиться и как я могу стать лучше? И как я могу облегчить жизнь другого человека?». «Ну и при чём же здесь мотивация?» ― спросите вы меня. Связь непосредственная.
Чем сильнее вы верите, что ваш ребёнок будет оправдывать ваши ожидания, тем больше будет ваше разочарование, когда он этого делать не захочет. А кто вам обещал, что он не будет воровать, лгать, ломать, причинять вам душевную боль? Ведь в нём немало боли, от которой он хочет избавиться. Он просто способов других не знает, использует те методы, которые ему известны, которые он получил от мира взрослых, которыми он научился жить.
А чтобы его нормой стало ваше поведение, одних слов мало: ещё нужен пример и время для того, чтобы он стал и его нормой тоже. Разве это не вы нарисовали замечательную идиллическую картинку в своей голове о счастье, каким вы его себе представляете? А когда вы рисовали эту картинку, как думаете, ваш будущий ребёнок не рисовал свою картинку? И вряд ли он рисовал что-то мрачное, скорее всего, это тоже была мечта о счастливой семье. Две картинки о счастливой семье, а результат печальный. В чём парадокс? В том, что ожидания не совпали. Выход есть! Задумайтесь о причинах вашей мотивации приёмного родительства, посмотрите чуть глубже, будьте искренними с собой. Достаточно ли места в вашей жизни для самого ребёнка, реального человека, а не образа несчастного сироты? Как много в ней о его мечтах, его слабостях, его незнании и неумении, и достаточно ли там вашего терпения?
Ребёнок, безусловно, обогатит вашу жизнь. С ним вы сможете ощутить её полный вкус, вместе развиваться, многому учиться, становиться лучше, терпеливее, мудрее. Каждый приёмный ребёнок приходит к «своему» родителю. Как событие, как испытание, как Любовь. Но каждый это испытание проходит по-своему, и не каждый на пути к Большой Любви способен не размениваться на мелочи.
xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai
Что значит быть родителем | Социальная сеть работников образования
Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя (А.Н. Острогорский) Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо и несправедливо и даже, когда он очень устал, первое, что нужно сделать,- это дать ему понять, что вы знаете о его переживании, (или состоянии), «слышите» его. Быть родителями-это большая награда. По-моему, каждая женщина достигшая возраста лет двадцати, а то и старше, мечтает стать матерью. Как правило , в каждой девушке просыпается рано или поздно инстинкт материнства. Любящим девушке и парню в юные годы сначала хватает возвышенных чувств, романтики и любви. Но встречаясь молодые люди все же создают семью- идут в ЗАГС и регистрируют свои отношения. Для чего? Да для того, чтобы именно создать семью, тот семейный очаг, где будут расти их малыши- дети. Что значит быть родителем? Дети- это большое счастье, даже не большое, а огромное. Как дороги те минуты, когда он- малыш появился на свет, когда ты видишь его первые слёзки, первые прорезавшиеся зубки, когда он начинает тебе подражать- издавать первые звуки, когда он делает первые шаги. Разве это не счастье, разве это не радость? А какое чувство гордости испытывают родители, когда их ребенок достигает каких либо высот- то ли в учёбе, то ли проявляет талант, то ли , что он просто воспитан- не грубит, не хамит, проявляет заботу о ближних и приятен в обществе! Родить или принять ребёнка в семье, я считаю огромным трудом, а еще важнее- это большая ответственность перед самим малышом. Ведь не всегда вырастают наши дети идеальными, какими мы их хотим видеть. В чем же причина? Или в ком? Прежде всего воспитывая детей, мы родители сами не должны совершать ошибки, негативные действия, которые причиняют боль близким людям или в окружении, в обществе. Воспитывая своих детей, дети подражают нас –взрослых, то есть своих родителей. Если мы говорим , что нельзя «этого» делать, то мы прежде всего сами не должны «этого» делать, а еще мы и обязаны объяснить-разъяснить, почему «этого» нельзя делать .К примеру ребёнок капризничает на площадке , где играют во дворе дети. Он не хочет делиться своими игрушками, не хочет принимать правила общей игры, проявляет эгоизм. Что делать? Как быть? Надо объяснить малышу, почему он должен поделиться игрушкой, почему он должен принимать правила этой игры. Ребенку следует разъяснить, что если он научиться не жадничать и уметь играть, то только тогда с ним всегда дети будут дружить, давать свои игрушки-делиться ими. Только тогда ему никогда не скажут, что «а я, не буду с тобою дружить» или «давайте не будем с ним дружить», что часто как правило это детей очень огорчает. Ребёнка надо учить дружить со всеми детьми, учить общаться. Я думаю, что родители обязаны создать счастливое детство ребёнку, обязаны развивать его таланты, творчество в каком-либо его направлении. Счастливое детство- это следует учитывать его детские интересы, уметь «слышать» его -ребёнка, иногда пытаться помочь ему в его трудных ситуациях , не дать ему остаться наедине с горем. Это конечно же дарить радость- покупать определённые покупки-одежду, игрушки. Принимать участие в развитии его творческих способностей и увлечениях. Быть родителем и воспитывать любящего ребёнка, а также одновременно достойного гражданина- это великий труд и большая ответственность, как перед ребёнком, так и перед обществом.
nsportal.ru
Подводим итоги: что значит быть родителем
В чем заключается основная задача родителей? Помочь ребенку вырасти и стать достойным человеком — то есть личностью, способной сопереживать, полноценно любить, нести ответственность и проявлять заботу. Каким образом можно сделать ребенка гуманным? Лишь гуманными методами. Признанием того, что сам процесс и есть метод. Что цель не оправдывает средства. Что в своем стремлении добиться от ребенка послушания мы не должны его подавлять, ломать, обижать.
Ребенок учится на собственном опыте. Он подобен пластичной глине — каждое достигающее ребенка слово оставляет след. Именно поэтому важно, чтобы родители научились говорить с детьми, не выводя их из себя, не причиняя им боль, не унижая их человеческое достоинство, не вынуждая разувериться в себе и собственных возможностях.
Родители задают тон в доме. То, как они реагируют на проблему, определяет, обострится она или рассосется. Вот почему родителям необходимо отказаться от языка запретов и выучить язык принятия. На самом деле все прекрасно знают, о каком языке идет речь. Этим языком говорят взрослые, общаясь с гостями и незнакомыми людьми. Этот язык считается с чужими чувствами и не критикует поведение другого человека.
Студент медицинского колледжа, одетый в потертые джинсы, переходя улицу, едва не угодил под кэб. Водитель кэба, вне себя от гнева, принялся его отчитывать: «Проклятый бродяга, тебе что, жить надоело? Куда прешь? Смотреть надо!»
Молодой человек выпрямился во весь свой рост и спокойно осведомился: «Как вы смеете так разговаривать с доктором!» Водитель стушевался и извинился.
Если родители научатся беседовать со своим ребенком так же уважительно, как они разговаривают с врачами, им вряд ли удастся спровоцировать свое чадо на скандал и даже вывести его из себя.
Томас Манн, лауреат Нобелевской премии по литературе, однажды сказал: «Речь — сама по себе цивилизация». Да, словами можно облагораживать, а можно и понуждать к дикости, словами можно искалечить, но можно и исцелить. Родители должны научиться говорить с ребенком на языке сострадания, на языке, утоляющем боль любовью. Родители должны уметь находить слова, выражающие всю полноту чувств и меняющие настрой ребенка. Родители призваны поощрять в ребенке его добрую волю, а родительские ответы — прояснять ситуацию при том, что всем своим существом родителям следует излучать уважение к ребенку. Окружающий ребенка мир апеллирует к его разуму, отец или мать — к сердцу. Если, конечно, родители научились говорить с ребенком тем языком, который выражает их неподдельный интерес к его нуждам и чувствам Тем самым родители способствуют созданию у ребенка положительного образа себя (в результате он чувствует себя защищенным и растет уверенной в себе личностью). а кроме того, он будет уважать своих родителей.
Однако перейти с привычного способа общения на язык, выражающий заботу и внимание, не так легко. Вот, к примеру, случай м-ра Блума.
М-р Блум был участником учебной группы для родителей, которым хотелось освоить более эффективный (и более щадящий!) способ коммуникации с детьми. Наша беседа состоялась после того, как м-р Блум уже побывал на нескольких занятиях.
М-р БЛУМ: Получается, все, что я говорил своему ребенку, — неправильно. При этом — так мне кажется — мне будет совсем не просто изменить стиль воспитания.
Д-р ГИНОТТ: Разумеется, менять точку зрения и осваивать новые методы отнюдь не легко.
М-р БЛУМ: Дело не только в этом. Хотя, как выяснилось, я не уважал своего ребенка и не считался с его чувством собственного достоинства. Ничего удивительного в том, что он не слушает то, что я ему говорю, — какое там уважение! Д-р ГИНОТТ: И теперь вы вините себя, упрекаете себя в том, что вам следовало не совершать ошибок. Есть ли в этом смысл?
М-р БЛУМ: Думаю, вы правы. До тех пор, пока я виню себя, я виню также своего ребенка, вместо того чтобы учиться говорить с ним по-другому. Думаю, мне пора прекратить обвинения и попытаться изменить язык общения с ним. Может быть, стиль общения родителей с детьми, выражающий внимание и заботу — тот язык, за который вы ратуете, — именно то, что поможет мне изменить к лучшему отношения с ним.
Когда родители прикладывают усилия, дабы даже свое недовольство детьми выражать сдерживая эмоции и вежливо, — дети, уловив разницу, стараются отвечать им тем же манером.
М-р Браун взял свою девятилетнюю дочь Дебби с собой на работу в тот самый день, когда в офисе красили стены.
М-р БРАУН: Меня сводит с ума запах краски и вся эта пыль. Все перевернуто вверх дном.
ДЕББИ: Тебе наверняка ужасно трудно работать в таких условиях. Какой кавардак!
М-р БРАУН: Именно.
ДЕББИ: А тебе понравилось то, что я тебе сказала?
М-р БРАУН: Да, понравилось. Я подумал: «Дебби понимает то, что я чувствую».
ДЕББИ: Вот и ты говоришь со мной так в последнее время. Я это заметила.
Тем не менее родителей необходимо предостеречь. Не следует ожидать, что ваши дети окажутся способными сразу оценить предложенный вами новый язык общения друг с другом. Дети могут настаивать на том, чтобы родители по-прежнему сами решали возникшую проблему, вместо того чтобы демонстрировать сочувственное понимание. Вот рассказ одной мамы.
Как-то одиннадцатилетний Ноа начал жаловался матери на семилетнего брата Рона.
НОА: Я сыт по горло Роном. Он врет, жульничает и постоянно мне мешает.
МАТЬ: Наверняка это действует тебе на нервы. Ты проводишь целый день в школе, вечером, усталый, возвращаешься домой, но отдохнуть не удается: дома — брат, который делает все, чтобы тебя доконать.
НОА: К чему это повторять. Я знаю, как я себя чувствую. Мне не нужно об этом говорить.
МАТЬ (спокойно, не давая отпора): Когда кто-то угадывает мое состояние, я чувствую, что меня понимают.
НОА (распаляясь): Но я и без того знаю, что ты меня понимаешь. Мне кажется, ты слишком серьезно относишься к занятиям с Доктором Гиноттом. Ты переменилась. И мне это не нравится.
МАТЬ: Скажи, чем тебе помочь?
НОА: Ты должна накричать на Рона. Ты вообще должна больше его воспитывать.
МАТЬ: Но я все больше убеждаюсь в том, что криком делу не поможешь.
НОА: А я хочу, чтобы ты наказала Рона.
МАТЬ: Это раньше я могла на него накричать, но с этим покончено. Именно эта перемена во мне так тебе не нравится. Но я все больше и больше верю в тебя, в твою способность решать свои собственные проблемы.
НОА: А как быть с враньем Рона? Я сыт его враньем по горло.
МАТЬ: Не ранее чем прошлым вечером твой отец рассказал мне, что страшно рассердился на Рона за его вранье и что не кто иной, как его сын Ноа его успокоил. Ноа напомнил отцу, что вранье Рона — это, скорее всего, возрастное, преходящее явление. Где это видано, чтобы одиннадцатилетний сын наставлял своего отца сохранять спокойствие и не выходить из себя, реагируя на плохое поведение ребенка?
НОА: Думаю, мой совет папе помог. Вдруг у меня получится помочь и себе.
Совсем не просто удержаться и не отреагировать привычным способом на докучание ребенка, когда он тебя к этому вынуждает. Эта мать не позволила своему сыну Ноа распорядиться ее настроем и заставить ее вернуться к прежнему варианту поведения. Эта мать контролировала свое поведение и чувствовала себя уверенно. Она, признав затруднительность положения сына, не пыталась оправдываться и не поддалась на его требование решить за него его проблему. Вместо этого она помогла сыну укрепить его веру в то, что он сам в состоянии решать свои проблемы, то есть помогла сыну повзрослеть.
Дисциплина: разрешаем чувства, ограничиваем поведение
Родители часто спрашивают, являются ли методы, рекомендованные этой книгой, лояльными или строгими с точки зрения дисциплины. Строгость рекомендуется, когда речь идет о непослушании. Однако любые чувства, мечты, желания и фантазии разрешаются, то есть по отношению к ним — полная лояльность, независимо от того, какие они — положительные, отрицательные или амбивалентные (противоречивые). Дети, как все прочие люди, не могут заказывать чувства. Ребенок испытывает разнообразные желания, гнев, страх, печаль, отвращение, чувство вины. Будучи не в состоянии выбирать эмоции, ребенок несет ответственность за то, при каких обстоятельствах и каким образом он эти эмоции выражает.
Неприемлемое поведение не приемлемо. Заставлять ребенка вести себя надлежащим образом — непосильная задача. Тем не менее многие родители продолжают мучить себя вопросами: как заставить Марка помогать по дому? Как принудить Фредди корпеть над домашними заданиями? Как склонить Грейс к тому, чтобы она убрала свою комнату? Как убедить Кон ни возвращаться домой вовремя? Как возложить на Ивана хоть какие-то обязанности?
Родителям следует признать всю тщетность усилий пилить и склонять. Принудительные меры лишь усугубляют обиду и усиливают желание сопротивляться. Чрезмерное давление усиливает сопротивление. Вместо того чтобы навязывать ребенку свою волю, лучше оказывать на него влияние, учитывая собственную точку зрения ребенка и привлекая его к решению собственных проблем.
Пример: «Фредди, учитель сообщил нам, что ты не выполняешь домашние задания. Не мог бы ты нам подсказать, в чем заключается проблема? Можем ли мы тебе как-нибудь помочь?»
Неважно, что ответит родителям 11-летний Фредди. Важно то, что родители инициировали диалог, в ходе которого будет выявлен источник проблемы, и тем самым помогли Фредди принять на себя ответственность за выполнение домашних заданий.
Ребенок нуждается в четком разграничении того, что такое приемлемое и неприемлемое поведение. Детям без родительской помощи трудно не поддаться импульсивности и напору желаний. Понимание пределов допустимого усиливает у ребенка ощущение безопасности.
Надо учитывать, что устанавливать правила, определять запреты и обозначать границы — проще, чем требовать их соблюдения. Родители склонны поддаваться искушению проявить снисхождение, когда ребенок нарушает правила. Всякому хочется, чтобы его ребенок светился от счастья. А родитель, запрещающий ребенку нарушить правила, рискует впасть в немилость: ребенок может демонстрировать родителю свою нелюбовь, и тот будет мучиться чувством вины.
«Вечером никакого телевизора!» — заявил отец, когда десятилетний сын закончил смотреть детскую программу. Стивен вышел из себя и заорал: «Это нечестно! Если бы ты меня по-настоящему любил, ты бы разрешил мне посмотреть мою любимую передачу, которая только что началась!»
Отец испытывал искушение поддаться. Ему было совсем не просто отказать сыну, несмотря на его отчаянные мольбы. Но отец решил не создавать прецедента, он настоял на соблюдении установленных правил.
Трудно заставить ребенка соблюдать установленные правила, поэтому родители стараются расставлять приоритеты, предпочитая при этом вводить как можно меньше правил.
Воспитатель может быть и заботливым, и эффективным
Ниже изложены некоторые принципы эмпатической коммуникации. Они могут помочь родителям сочетать заботу о ребенке и последовательность в процессе его воспитания.
- Мудрость начинается с умения слушать и слышать. Заинтересованное слушание того, что говорит ребенок, помогает родителю распознать подлинные детские чувства, которые стоят за его словами; старайтесь услышать то, что ребенок чувствует и переживает в настоящий момент, понять его точку зрения и постичь суть его сообщения.
Родителю следует распахнуть ум и сердце, чтобы оказаться способным выслушать любую правду, приятную и неприятную. Многие родители предпочитают не слушать именно потому, что они боятся услышать то, что им может не понравиться.
Если вы не создадите в беседе с ребенком позитивную атмосферу, поощряющую рассказывать вам обо всем, что его волнует, не ждите от ребенка правдивости и искренности: он будет рассказывать вам лишь то, что вы желаете слышать.
Как же создать доверительную атмосферу в беседе с ребенком? Важно правильно реагировать на неприятную правду. Так, нижеследующие родительские комментарии отнюдь не способствуют открытости ребенка:
«Что за дурацкая идея!» (пресечение и унижение)
«Откуда такая ненависть! Не я виноват(-а) в твоих проблемах!» (отторжение)
«Ты всегда сначала делаешь, потом думаешь» (критика, навешивание ярлыков)
«С чего это у тебя такая мания величия?» (унижение)
«Больше ни слова об этом!» (гнев и пресечение)
Вместо этого следует продемонстрировать принятие к сведению и признание: «Ах, вот оно в чем дело! Спасибо за доверие. За то, что поделился со мной своими сильными чувствами… Вот, значит, в чем заключается твое мнение. Спасибо, что обратил на это мое внимание». Принятие к сведению — вовсе не выражение согласия. Это всего лишь уважительный способ установить взаимный контакт — начать диалог с ребенком, принимая его заявление всерьез.
- Не отказывайте в правомерности детскому восприятию, не ставьте под сомнение чувства ребенка, не закрывайте глаза на его желания, не высмеивайте его вкус, не ищите злого умысла в том, что он говорит, не черните его характер, не оспаривайте его опыт. Вместо этого принимайте все к сведению.
Подойдя к бассейну, восьмилетний Роберт отказался в него прыгнуть. «Какая холодная вода! — закричал он. — Я же простужен!» «С водой все порядке, — ответил отец. — Это ты — не в порядке. Вода подогрета, просто у тебя замерзли ноги. Ты перепуган, как заяц, и кричишь, как младенец. У тебя сильный голос, а вот характер — слабый».
Отец этим своими словами отказал в правомерности восприятию сына, оспорил его опыт, поставки под сомнение его чувства и очернил его характер.
А вот другой ответ, признающий правомерность чувств ребенка.
«Ты, возможно, сегодня не очень хорошо себя чувствуешь, поэтому вода кажется тебе холодной. Сейчас у тебя вовсе нет желания прыгать в бассейн».
Такой ответ взрослого уменьшает в ребенке желание сопротивляться. Ребенок понимает, что с ним считаются, что его уважают, его слова воспринимают всерьез, его ни в чем не винят.
Когда десятилетняя Мэри пожаловалась матери: «Суп пересолен», мать автоматически отказала восприятию дочери в правомерности и отреагировала: «Вовсе нет! Я, можно сказать, суп вообще не солила!»
А если бы эта мать научилась считаться с восприятием дочери, она бы ответила:
«Да, на твой вкус суп пересолен?»
Считаться с мнением — вовсе не означает соглашаться с ним. Это всего лишь проявление уважения к мнению ребенка или, как в данном случае, признание возможности своеобразия его вкусовых ощущений.
- Не критикуйте, а направляйте. Указывая на проблему, предлагайте возможные решения. Не говорите ребенку ничего негативного о его личностных качествах.
Мать обратила внимание на то, что книга, взятая дочерью в библиотеке, просрочена. Она расстроилась и принялась распекать дочь: «Ты такая безответственная. Ты откладываешь дело со дня на день, пока не забудешь. Почему ты вовремя не вернула книгу в библиотеку?»
А желая направить, мать просто указала бы на проблему, тут же предложив решение:
«Эту книгу нужно вернуть в библиотеку. Она просрочена».
- Разгневавшись, описывайте то, что видите, что чувствуете и чего ожидаете. «Как я зол (зла)! Я очень раздражен (раздражена)! Я просто вне себя! Я очень рассержен (рассержена)!» Не нападайте на ребенка.
Когда отец Билли увидел, что его четырехлетний сын бросается камнями в друга, он не стал оскорблять и стыдить своего ребенка, он воздержался от комментариев типа: «Ты что, сошел с ума? Ты же мог искалечить друга! Ты этого добиваешься? Ты просто жестокий ребенок!» Вместо этого отец произнес громко и четко: «Я сердит и встревожен. Камнями в людей не бросают. Людей бить нельзя».
- Хваля ребенка, то есть желая высказать ему, что вы цените его или его усилия, адресуйте похвалу только его действиям и поступкам. Не давайте оценку чертам характера.
Бетти, 12 лет, помогала матери разбирать шкафы на кухне. Ее мать, желая похвалить Бетти, не использовала оценочных прилагательных. Она не говорила: «Ты умеешь работать. Ты — хорошая помощница. Ты — просто умничка. Ты умеешь замечательно убирать». Вместо этого она подвела итог тому, что сделала Бетти: «Вся посуда и все стаканы аккуратно расставлены по местам. Теперь я сразу могу найти то, что мне надо. Ты проделала большую работу и прекрасно с ней справилась. Спасибо!» Материнские слова признания позволили самой Бетти сделать вывод: «Маме нравится моя работа. Я умею работать».
- Учитесь говорить «нет!» щадящим образом, не лишая ребенка его мечты, возможности ее реализации. Детям трудно отличать необходимое от желаемого.
Пока сохраняется интерес, все, о чем ребенок ни попросил бы, представляется ему необходимым: «Купишь мне новый велосипед? Он мне очень нужен. Купи, пожалуйста!» Ребенок в магазине игрушек: «Я хочу вот этот грузовик. Ну, пожалуйста, купи мне его!» Как быть родителю? Что отвечать? По возможности не отрезать: «Нет!
Ты знаешь, мы не можем себе этого позволить». Ваш отказ будет для ребенка менее болезненным, если вы, по крайней мере, признаете правомерность его желания, выражая ребенку понимание:
«И мне тоже хотелось бы купить тебе новый велосипед! Я знаю, какое ты получил(-а) бы удовольствие от езды на велосипеде. Как это было бы здорово! К сожалению, сейчас у нас нет денег на такую покупку, но я попробую договориться с папой. Возможно, к Рождеству мы что-нибудь придумаем».
Это гораздо лучше, чем:
«Ты хочешь всего, что видят твои глаза. Нет, ты не получишь велосипед, перестань выпрашивать».
Семнадцатилетняя Элизабет спросила мать: «Можно я надену твои серьги с бриллиантами на выпускной вечер?» — «Разумеется, нет! — вскипела мать. — Ты же знаешь, я никому не дам свои серьги. А вдруг ты их потеряешь?»
Отказ бы не так обижал, если бы выражал понимание желания дочери:
«Как бы мне хотелось располагать еще одной парой сережек с бриллиантами! Тогда я могла бы отдать их тебе. Может быть, тебе подойдет что-нибудь другое из моих украшений?»
Родителям трудно отказывать ребенку. Им бы хотелось удовлетворять его желания. Ведь приятно видеть свое чадо довольным. Именно поэтому родители так раздражаются и расстраиваются, когда ребенок выражает желание, которое они не могут удовлетворить. И именно поэтому родители проявляют такую жесткость, когда им приходится говорить ребенку «нет!». Признавая правомерность желания ребенка и не раздражаясь при этом, вы тем самым предоставляете ему возможность выражать свои чувства.
- Предоставьте ребенку право голоса и право выбора в вопросах, которые затрагивают его индивидуальные особенности (и особенности его организма).
Ребенок зависим от своих родителей, а зависимость чревата враждебностью. Дабы избежать излишнего напряжения и неприязни, следует предоставить ребенку возможность самоутверждения. Чем шире его автономия, тем менее напряжены отношения. Чем чаще ребенку позволяют совершать его собственный выбор, тем меньше у него претензий к родителям.
Даже малышей можно поставить перед альтернативным выбором: «Тебе тост с джемом или с маслом?» Или: «Ты должен оказаться в постели между семью и восьмью. Сам решай, когда ляжешь спать». Что значит для ребенка иметь выбор? Ребенок может сказать себе следующее: «Мои родители считаются с моими желаниями. И я сам могу что-то определять в своей жизни. Я — личность. Я — значу».
Вот какое письмо пришло в редакцию в качестве отзыва на мою газетную колонку, где я призывал родителей предоставить детям возможность выбора:
«В одной из своих статей вы напомнили нам, родителям, о том, что даже маленьким детям следует предоставлять возможность хоть какого-то выбора. Вот именно за этот ваш совет я хочу вас особенно поблагодарить. Потому что сказанное вами справедливо и для ситуаций на противоположном конце жизни, когда пожилой человек снова становится беспомощным, как маленький ребенок.
Я ухаживал за своим восьмидесятилетним умирающим от рака отцом. Наблюдая его депрессию по причине полной от меня зависимости, я вспоминала ваши слова: «Как ужасно быть лишенным возможности самостоятельно контролировать свою жизнь». Я подумала, что его отчаяние несколько умерится, если предоставить ему возможность хоть какого-то выбора. Оказалось, что ситуаций, позволяющих и даже требующих от него выражения собственного мнения, не так уж мало. Таких, например, как: «Нужна ли ему моя помощь в туалете (стыдливость, вообще говоря, в определенных ситуациях невозможна, но он вправе принимать здесь решение). Желает ли он, чтобы я говорила с ним или ему лучше, чтобы я вела себя тихо? Хочет ли он перекусить? Как он отнесется к тому, чтобы его навестили внуки?»
Элементарные вопросы, но они давали ему возможность выбора. Я также чувствовала, что, предоставляя ему возможность решать самому, я способствую установлению между нами отношений особого доверия, которого я больше всего боялась лишиться. Очень надеюсь, что я хоть в какой-то степени помогла ему облегчить, увы, не боль, но бремя умирания».
mumskids.ru
Что значит быть «настоящим родителем»?
Вы – родитель, и это важно. Но как можно реально оценить, что конкретно нужно делать, чтобы стать настоящим родителем? Стив Биддулф в одном из своих интервью сказал: «Мы как родители должны заботиться о своих детях так, чтобы они позже смогли сами о себе позаботиться».
Ваша миссия – настоящий родитель
Если вы рискнули взять на себя обязательства родителя, значит, вы подписываете контракт со своими детьми с целью дать им лучшее из того, что у вас есть, а позже получить компенсацию. Не обязательно это материальные вещи. Ваша миссия – быть всем тем, что подразумевает выражение «настоящий родитель». Вы должны быть заинтересованы оказывать поддержку, быть добрым, терпеливым, авторитетным, лояльным, честным, заботливым и любящим. Вы должны заботиться о том, чтобы они были обеспечены лучшими продуктами.
Поощряйте интересы
Вы обеспечите им лучшее образование, соответствующее их талантам и способностям. Вы будете ориентировать их интересы в различных плоскостях, а не только в тех, где вы профессионал. Дадите им представление об этом мире и о том, чего они в нем могут добиться, и вместе с тем не забывайте о дисциплине. Вам придется самостоятельно определять уровень контроля для маленьких детей и подростков. Вы предоставите им крепость, где они могут быть в безопасности, независимо от того, с каким количеством проблем они столкнулись во внешнем мире.
Проявите заботу и любовь
Вы будете лояльным, любящим, заботливым и ответственным. Вы определите их стандарты и будете примером. Не будете делать или говорить что-либо, чем вы не могли бы гордиться как уже известной вашим детям вещью. Вы всегда должны будете постоять за них, защитить и сохранить их жизнь и здоровье. Вы будете расширять их кругозор и поощрять стремление говорить.
Позаботьтесь о самооценке
Вы будете поддерживать и заботиться об их самооценке, будете улучшать сознание или подарите миру начитанных, образованных, вежливых и полезных членов общества. Когда придет их время покинуть родительский дом, вы поможете им сложить вещи и продолжите оказывать поддержку, пока они не станут твердо на ноги.
Не так много на самом деле.
vospitaj.com
www.vospitaj.com
Что значит быть родителем? Родители и дети. Помочь своему ребенку. Родитель.
Один из самых фундаментальных, наиболее важных и очень сложных миссий человечества. В современном мире, всё вокруг стремительно меняется каждый день. Часто кажется, что есть альтернативы в семейном образовании в мире мультимедиа, мы можем предоставить своих детей самим себе, с «умными телефонами», телевидением и Интернетом.
Тем не менее, в мультимедийном мире системы ценностей изменились, допустимые пределы поменялись, и даже отношения ребенка к родителям и их роль, в мире ребёнка, значительно сдвинуты и понесли огромные изменения.
Звание родитель сегодня означает, что мы должны иметь развитые навыки такие как, интуиция, чувство традиции и принадлежность к семье, но и хорошую организацию и подготовку учебного процесса, постоянно балансировать между этими факторами, а также идти в ногу с мультимедийными технологиями в мире, которые все больше заменяют реальность детям. Все это вещи, между которыми должен балансировать современный родитель.
Самая важная миссия родителя
Миссия состоит в том, что бы вырастить здорового и самостоятельного ребенка, который будет готов помочь самому себе, но и будет полезен обществу, таким образом, что бы вовремя распознать потенциал вашего ребенка и в нужное время направить его в правильном направлении.
Родитель 21-го века, какая у него роль?
- Обеспечить теплую, заботливую семейную атмосферу, которая позволит ребёнку реализовать свой потенциал и достичь желаемых результатов. Родительская роль, воспитывать своих детей, чтобы направить их в мир знаний и новых открытий, которые им пригодятся, когда они вырастут. Лучше всего, направить ребенка в нужное русло, но не контролировать его мир, в котором ребенок вращается.
- Сегодня кроме реального мира, было бы хорошо знать, виртуальный мир ребенка. Необходимо, чтобы ребенок имел право на свободу и самостоятельно развивался в нужном направлении.
- Родители должны учить своих детей ответственности за своё поведение и поступки, помимо того, что родитель воспитывает — он ещё и защищает своего ребенка, иногда даже от самого себя. Теории обучения и воспитания детей меняются ежедневно, иногда отношения полностью обходят стороной, родители часто находятся в положении, между «двух огней», не зная, какой выбор сделать.
В первую очередь будьте любящий родитель, и тогда вы не ошибетесь. Строгие родители — не плохие родители. Инструкции для воспитания не существует, поэтому слушайте своё сердце, хороший результат, это счастливый ребенок!
Читайте и другие статьи
Билингвальные детиtvojpsiholog.ru