Муниципальное общеобразовательное учреждение Стрелихинская средняя общеобразовательная школа

Классный час «Что значит быть дружным?»

Задачи.

1. Дать представление о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий  друг, что значит жить дружно.

2. Развитие коммуникативных навыков, выработка доброжелательного отношения  друг к другу.

3. Сплочение коллектива.

4. Стимулирование поведенческих изменений, обучение приёмам межличностного общения.

5. Развитие мышления, речи учащихся. 

1.Сообщение темы 

Ребята, сегодня мы с вами собрались на классный час, тему которого мы сейчас вместе и определим. 

А помогут нам вот эти картинки на экране (Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья). 

Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев?

(Они все дружат)

Учитель. Правильно, это друзья.

Игра «Кто с кем дружит?»

– Умению дружить мы можем научиться и у литературных героев. Игра называется «Кто с кем дружит?» Доскажите предложение.

1. Забавныебурундучки Чип и … (Дейл).

2. Добрая Белоснежка и … (семь гномов).

3. Прекрасная Русалочка и … (Най Себастьян)

4. Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро).

5. Самоотверженная Герда и … (Кай). 

Поднимите руку, у кого из вас есть друзья.

Как вы думаете, на какую тему мы сегодня будем говорить?

(Тема нашего классного часа «Что значит быть дружным?») 

2.Работа над понятием «дружба» 

Учитель. А как вы думаете, что такое дружба?

Давайте произнесём это слово хором. Что вы представляете? 

Ответ детей 

После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

– В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

– Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. 

 Упражнение «Расшифруй слово»

– Расшифруем слово «дружба» необычным способом. Используя каждую букву, назвать слова, объясняющие, что такое дружба..(Каждой группе выдаётся по одной букве.) 

Д – доверие, доброта, доброжелательность

Р – радость

У – уважение, ум.уверенность

Ж – жизнь, желание

Б – борьба, благодушие

А – активность, аккуратность 

Проверка: дети выходят по одному от каждой группы, держат букву, составляют слово «дружба» и называют слова. «Дружба – это ….) 

3.Работа над понятием «настоящий друг»

(работа в группах)

– Ребята, нам нужно выяснить, каким должен быть настоящий друг. Предлагаю вам на экране слова.  Выберите те качества, которыми должен обладать друг. Подумайте, какие качества лишние для настоящего друга.

Обсудите в парах и назовите, какие качества нужно убрать.

(На экране записаны слова:честный,злой,завистливый, доброжелательный,  общительный, хвастливый, отзывчивый, добрый, жадный.)

– Почему нужно убрать слова «злой», «завистливый», «хвастливый», «жадный»?( Объясняют по одному слову)

– Какие качества остались? Почему?  

4. Правила дружбы

Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это сердце вашего класса. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите свои «сердечки дружбы».

Я вам предлагаю сейчас записать на них правила, законы дружбы, которые вы считаете необходимо выполнять, соблюдать, чтобы быть хорошим другом, а дружба – настоящей.

Дети работают. По окончанию работы по желанию зачитывают те правила, законы дружбы, которые записали на своём «сердце», затем опускают «сердце дружбы» в сердце – кармашек на доске.

– Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем часто обращаться к вашему «классному сердцу». Будем стараться выполнять законы дружбы, которые в нём находятся, ведь мы же сами их издали.
1. Доверять другу.
2. Делиться новостями, успехами и неудачами.
3. Уметь хранить чужие секреты.
4. Радоваться вместе с другом его успехам.
5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.
7. Защищать друга.
8. Не критиковать друга в присутствии других людей.
9. Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя.
10. Всегда выполнять свои обещания.

5. «Конверт откровений» (показ конверта) 

В этой игре мы с вами поучимся критически анализировать свое поведение и поведение своих товарищей.

 – Итак, слушаем внимательно, что скажет « конверт откровений»: 

1. Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты поступишь? 

– Буду навещать его, расскажу о жизни в школе, принесу задание, объясню, помогу выполнить его, выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение. 

2. Расскажи, как в вашей группе мальчики относятся к девочкам? Есть ли у вас рыцари в классе? 

– Иногда мальчики обижают девочек. Мне кажется, у нас есть в классе « рыцарь » он всегда вежливый внимательный с девочками, поможет открыть дверь, пропускает девочек вперед, помогает во всем. 

3.Ты идешь мимо, дерутся два мальчика. Твои действия 

– Разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и, как надо правильно поступать. 

4. Часто ли в вашем классе оскорбляют друг друга, и как ты к этому относишься? 

– Иногда оскорбляют, чаще всего мальчики. Мне не нравится такое поведение. Стараюсь объяснить, что это не красиво и очень обидно, тому, кого оскорбили.

Резерв

 Обсуждение проблемных ситуаций в группах.

– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

После обсуждения в группах. Заслушиваются варианты ответов. Обсуждаются другие решения проблемы.  

6.Итог классного часа

– Работая дружно, можно справиться с любым заданием.

Раздаются порой голоса,

Что чудес никаких не имеется,

Есть на нашей Земле чудеса,

Но их надо найти, разумеется.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Друг не будет смотреть свысока,

Наизусть он характер твой выучит.

Нужно верить, что друга рука

В трудный час обязательно выручит.  

Для чего мы сегодня говорили о дружбе?

Какой вы сделали вывод для себя?

Можно ли назвать ваш класс дружным?

А теперь давайте на прощание скажем друг другу слова терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!». Спасибо вам большое! Я желаю вам добрых и верных друзей!

7. Рефлексия.

Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Поднимите: весёлого, если наша встреча вам понравилась или грустного, если не понравилась.

 

xn—-7sbbrpaocdgrqqngj9c4c9g.xn--p1ai

“Что может быть лучше дружбы и друга?”

Разделы:
Внеклассная работа, Классное руководство


Цели и задачи:

  • воспитывать чувство доброты, сопереживания,
    внимательного отношения к друзьям, окружающим;
  • формирование коллектива, межличностных
    отношений, учить анализировать, правильно
    оценивать свои поступки, положительные и
    отрицательные стороны своего поведения, уметь
    прощать ошибки и промашки товарищей.
  • обсуждение и принятие правил жизнедеятельности
    класса.

Оборудование:

  • на доске записи: « Дерево сильно корнями, а
    человек – друзьями », правила дружбы;
  • на столе: «конверт откровений»;
  • на партах: рисунки с изображением дерева,
    открытки, фломастеры, магниты.
  • словарь И.С.Ожегова;
  • музыкальное сопровождение: магнитофонные
    записи, мелодия из мультфильма «Кот Леопольд», DVD,
    песня «Настоящий друг».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА


1. Организационный момент


Под мелодию песни персонажа из фильма «Кот
Леопольд »дети входят в класс рассаживаются на
места.

– Добрый день всем! Я рада видеть вас и
приветствую всех на нашем классном часе.


Наш классный час имеет свои правила:


1. Каждый имеет право быть выслушанным: один
говорит – все слушают.


2. Каждый имеет право высказать свое мнение и не
подвергаться критике при этом.


3. Плохих мнений не существует.


4. Каждый говорит только за себя.


5. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО: относись к другим так, как
хочешь, чтобы относились к тебе.


– Ребята, конечно же, вы узнали из какого
мультфильма эта мелодия?

– Верно, из мультфильма «Кот Леопольд».

– Как он любил всегда говорить? («Давайте жить
дружно»).


2. Актуализация знаний учащихся


– Но сначала давайте вспомним прошлое занятие.

– О чем шла речь на прошлом классном часе?

– Правильно о доброте.

– Что такое доброта?

– Да, это доброжелательное, душевное
расположение к людям, отзывчивость, стремление
делать добро, совершать добрые поступки.

– Как ведет себя добрый человек?

– Правильно, он не может быть злым, грубым,
жестоким. Его отношения с людьми приветливы, он
проявляет заботу, сердечность.

– Но не только доброта помогает жить в согласии с
окружающими.


3. Сообщение темы и цели


Необходимо много учиться, чтобы уметь общаться
друг с другом, быть внимательным, нам необходимо
научиться считаться с мнениями других, уметь
прощать ошибки и промашки товарищей. Обо всем
этом мы с вами поговорим сегодня на классном
часе, посвященном теме: « Что может быть лучше
дружбы и друга».

– Ребята, наша с вами цель какая?

– Научиться быть внимательным, уважать мнение
других, почитать положительные качества и уметь
прощать ошибки товарищей.


4. Решение учебной задачи


– А вы никогда не задумывались над вопросом,
что такое «дружба»?

– Давайте посмотрим по словарю значение слова.

– Дружба – это близкие отношения, основанные на
взаимном доверии, понимании, привязанности,
общности интересов.

– Для чего нужна дружба?

– Совершенно верно, для того, чтобы легче решать
возникающие проблемы, легче уживаться друг с
другом, чтобы меньше ошибаться, меньше совершать
плохих поступков.

– Все ли живущие дружно могут быть друзьями?

– Что лежит в основе дружбы?

– Умение понимать друг друга, уступать друг
другу, взаимоуважение, умение прощать чужие
ошибки.

– Приведите пример.

– Теперь составим правила дружбы


Учащиеся предлагают свои предложения, из
которых вместе составляются правила дружбы:


1. Помоги другу в трудной ситуации.

2. Не обманывай друга, будь с ним честен.

3. Умей с другом разделить радость.

4. Умей признать ошибки друга и помириться с ним.

5. Останови друга, если он делает что-то плохое.

6. Не унижай своего друга.

7. Будь терпеливым и внимательным.


– Ребята! Как вы думаете наш класс дружный?

– Я согласна, потому что случаются иногда ссоры,
конфликты.

– Вы нарушаете правила дружбы?

– Да, иногда некоторые учащиеся нарушают
правила.

– Какое правило чаще всего нарушаете?

– Правильно, пятое, но я надеюсь, что вы еще
исправите отрицательные черты своего характера
и будете внимательными друг к другу.

– Продолжим занятие.

– Кого можно назвать другом?

– Да это тот кто разделит с вами горе и радость,
не оставит в беде, с ним приятно

общаться.

– Какими качествами должен обладать настоящий
друг?

– Честный, искренний, внимательный, отзывчивый,
доброжелательный.

– Кого из нашего класса можно назвать настоящим
другом?

– Сейчас мы поиграем в игру «Дерево дружбы»

Прочитаем пословицу на доске « Дерево сильно
корнями, а человек – друзьями ».

Ребята! На столе у вас изображения деревьев.
Нужно раскрасить дерево и подрисовать, обвести
фломастером столько корней, сколько друзей вы
имеете, и закрепить дерево на доске.

– Как чувствует себя дерево, у которого мало
корней?

– Да плохо, оно неустойчиво, при непогоде может
упасть.

– Как чувствует себя человек, у которого нет
друзей?

– Я согласна ему одиноко и грустно.


Итог игры


– Посмотрим у кого много друзей?

– Как вы думаете почему?

– Я думаю, потому что он добрый вежливый, с ним
интересно играть, гулять.

– У кого нет друзей? Почему?

– Потому что он часто ссорится и обижается на
них.

– Какое правило не выполняет?

– Четвертое.

– Мы думаем, что он постарается исправить свое
поведение, свои качества характера и у него
появится много друзей.


– Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру
на внимание.


Сосредоточим свое внимание, встанем в круг,
выберем ведущего, завяжем глаза. Ведущий должен
по рукам, голове определить, кто рядом с ним. А мы,
ребята будем ему помогать, если он будет
затрудняться. Мы должны описать человека, до
которого он дотронулся, но называть будем только
его добрые поступки, определять его внешность,
характеризовать положительные черты характера.
(3 – 4 раза)


Итог игры


– Ребята, вы были внимательны и сосредоточены,
вы хорошо знаете своих друзей одноклассников,
поэтому справились с заданиями хорошо.


– Следующая наша игра «Конверт
откровений»
(показ конверта)


В этой игре мы с вами поучимся критически
анализировать свое поведение и поведение своих
товарищей.

– Итак, слушаем внимательно, что скажет « конверт
откровений» к доске я приглашаю Сашу (выбирает
конверт и читает)
:


1. Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты
поступишь?


– Буду навещать его, расскажу о жизни в школе,
принесу задание, объясню, помогу выполнить его,
выполню его просьбы, постараюсь поднять его
настроение.


2. Расскажи, как в вашей группе мальчики
относятся к девочкам? Есть ли у вас рыцари в
классе?


– Иногда мальчики обижают девочек. Мне кажется,
у нас есть в классе « рыцарь » он всегда вежливый
внимательный с девочками, поможет открыть дверь,
пропускает девочек вперед, помогает во всем.


3.Ты идешь мимо, дерутся два мальчика. Твои
действия


– Разберусь в конфликте, постараюсь помирить,
объяснить, кто неправ и, как надо правильно
поступать.


4. Часто ли в вашем классе оскорбляют друг друга,
и как ты к этому относишься?


– Иногда оскорбляют, чаще всего мальчики. Мне
не нравится такое поведение. Стараюсь объяснить,
что это не красиво и очень обидно, тому, кого
оскорбили.


Итог игры


– Ребята, вы постарались ответить на все
вопросы «конверта откровений » считаю, что ваши
ответы были откровенные и критические. Вы
признали свои ошибки и ошибки своих товарищей,
отметили положительные моменты.

Школа— наш общий дом. Наш класс— это семья.
Ипусть семья наша будет дружной, прочной
икрепкой. Ачтобы наш класс был понастоящему
дружным, нам нужно придерживаться тех правил,
которые сегодня высами вывели: (чтение хором).

Дома вывсе сделали открытки для своих
друзей-одноклассников. Сейчас выкаждый подарите
открытку своему другу, при этом, глядя глаза
вглаза, пожелайте ему что-то такое, отчего наш
класс станет ещё дружнее.


Учащиеся встают в круг и дарят свои открытки
с пожеланиями. Потом все поют песню на слова
М.ПляцковскогоМуз. В.Шаинского «Настоящий друг».


Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

“Не разлить водой” – шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту –

Вот что значит настоящий верный друг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту –

Вот что значит настоящий верный друг.


4. Рефлексия


– Ребята, о чем мы говорили на классном часе?

– Что нового вы узнали и усвоили?

– Полезным ли был классный час?

– Ребята, как вы думаете, мы достигли цели,
которые ставили в начале занятия?


5. Домашнее задание: напишите домашнее
сочинение (из жизни своей семьи) на тему: «Что
может быть лучше дружбы».


– До свидания, спасибо всем. Желаю удачи.


Литература:


1. Л. Алешина О вежливости, о такте, о
деликатности – Лениздат, 1990.

2. И. Добротворский Как вести себя – Воронеж,
1994.

3. В.Казыханов Уроки нравственности Учебное
пособие.: Набережные Челны, 2005.

4. С.И.Ожегов Словарь русского языка.: М., 1992.

20.06.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Классный час на тему “Учимся быть дружными”

Учимся жить дружно

Продолжительность занятия – 45 минут

Цель классного часа – формирование добрых отношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитания уважения к одноклассникам.

Задачи – воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.

Использованы словесные (беседа), практические (тренинги), игровые методы обучения.

Присутствуют общеклассные, групповые, парные формы организации познавательной деятельности.

На определённых этапах классного часа необходимо проводить тренинги эмоций, физические разминки, тренинги по определению положительных качеств характера, беседы, ролевое моделирование, игры. Закончить занятие рефлексией.

Цель: содействовать формированию добрых отношений между детьми в классе, развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

Задачи: воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.

Оборудование: презентация 9 слайдов (среда POWER POINT), раздаточный материал: карточки с набором слов для самостоятельной работы, доска с необходимыми записями, сигнальные карточки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя на работу.

— Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо сели.

– Посмотрите на 3 слайд и послушайте песенку.

– Ребята, почему мне захотелось для вас включить сегодня именно эту песенку?

2. Работа по определению темы урока.

– Отгадайте слово, зашифрованное на табло. Слайд № 3.

– Это слово означает близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

– Да, ребята, вы правильно угадали. Это слово «дружба».

– Так какой теме будет посвящено наше занятие?

(Дети высказывают свои предположения.)

– Дорогие, ребята! Сегодня мы будем говорить о том, что такое дружба, как научиться жить дружно и сделать дружбу крепкой. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях. Слайд № 4.

3. Ролевое моделирование.

– Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.

Кто кого обидел первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Кто кого ударил первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили!

Я дружил!

И я дружил!

Что же вы не поделили?

Я забыл!

И я забыл!

– Из-за чего поссорились два друга?

– Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)

Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас таящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

4. Беседа. Слайд № 5.

– А помните, ребята, я вам рассказывала про своего знакомого мальчика Алёшу? Я вчера от него получила письмо. Он приехал в гости к бабушке в деревню. Ему там очень понравилось, особенно щенок Шарик. Вот с этим щенком он и играет. Знакомых ребят у него здесь нет. Неподалёку от бабушкиного дома есть горка, на которой гурьбой катаются ребятишки. А Алёша грустит. Грустит потому, что он один. Ему очень хочется подружиться с ребятами, но он не знает, как это сделать.

– Давайте вместе подумаем, как начать Алёше дружить с ребятами?

(Дети высказывают свои мнения.)

– Верно, сначала надо познакомиться.

– А как?

– Верно, надо назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика и девочку.

– А если познакомились, значит – уже друзья? ( Надо предложить вместе поиграть, например, покататься на санках, слепить снеговика и т.д.)

– А когда начали вместе играть – уже друзья? Уже есть дружба?

– А если начали играть и вдруг поссорились?

– Если стали перебивать друг друга, не слушать, командовать и кричать – получится дружба?

– А как сделать, чтобы она получилась? Что я напишу Алёше?

– Правильно, ребята, надо играть так, чтобы никому не было обидно, чтобы всем было интересно, чтобы игра понравилась. А если игра понравится, как вы думаете, захотят ребята, потом еще встретиться?

– И тогда они будут встречаться часто, будут скучать друг без друга, вот тогда уже они станут друзьями.

– Но ведь иногда бывает так, что и друзья ссорятся.

Давайте научим Алёшу, как надо дружить, чтобы дружба была крепкая.

– Чего в дружбе нельзя?

Д: – Нельзя обижать друг друга, обзываться, драться, ссориться, нельзя другу пообещать и не сделать, нельзя другу врать и обманывать, нельзя жадничать.

– А что в дружбе обязательно нужно? (Нужно помогать другу, защищать его, делиться с ним игрушками и т.д.)

– Ну, ребята, вы просто молодцы! Вы так хорошо знаете, как начать дружить и как сделать дружбу крепкой. Я думаю, ваши советы обязательно помогут Алёше.

– Спасибо, я обязательно напишу ему об этом. И передам большой привет от вас.

5. Тренинг по определению положительных качеств

– А сейчас обратите внимание, у вас на столах сигнальные карточки красного и зеленого цветов.

– Я буду вам называть вам качества, свойственные дружеским отношениям, и качества, несвойственные дружеским отношениям.

– А вы будете подымать сигнальные карточки.

– Карточка зеленого цвета – это положительный ответ, т.е. согласие.

– Карточка красного цвета – это отрицательный ответ, т.е. несогласие.

Добрый Отзывчивый Черствый Искренний Враждебный Рассудительный Лживый Ласковый

Любознательный Общительный.

– Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы должны учиться овладевать всеми этими качествами.

6. Физическая минутка Песня о дружбе

Когда живется дружно,

Что может лучше быть?

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

– Потрогайте руки вашего товарища по парте. Что о них можно сказать?

7. Чтение стихотворений

С детства дружбой дорожить,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Там, где трудно одному,

Справлюсь вместе с вами!

Где чего-то не пойму,

Разберем с друзьями!

Что мне снег, что мне зной,

Когда мои друзья со мной!

У: – Наш с вами труд – это хорошая учёба.

У: – А как учитесь вы, ребята?

У: – Как помогаете друг другу?

У: – Как относитесь к друг другу?

У: – Что, по-вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?

У: – Давайте, ребята, обсудим, какие взаимоотношения у нас сложились в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе? (идут высказывания детей).

8. Работа с пословицами. Слайды № 6,7,8.

– Я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу».

Игра «Собери пословицу».

(Проводится по рядам)

1 ряд. «Друзья познаются в беде»

2 ряд. «Выручай товарища в беде»

3 ряд. «Умей дружбой дорожить» (выставить пословицы на доску на магниты)

9. Работа в микрогруппах.

– У вас на столах лежат карточки, прочитайте на них слова.

Прочтите что написано на доске.

Друзья должны быть:

Друзья не должны быть:

– Посовещайтесь с товарищем по парте, в какой столбик необходимо поместить слово, которое у вас на карточке.

– Чтобы стать настоящими друзьями. Необходимо обладать качествами, которые мы видим в первом столбике.

10. Игра “Волшебный стул”.

Цель: развивать интерес к товарищу, формировать положительные качества обучающихся; учить видеть в человеке хорошее.

На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества; дают поведенческие характеристики; говорят о внешних достоинствах.

10. Итог занятия:

– Что полезного для себя вы взяли с этого занятия?

– Что вам понравилось больше всего? Слайд № 9.

– Перед вами шкала. Если вы очень хорошо усвоили тему нашего классного часа, то поместите жетон сверху. Если не очень, то посередине, а если совсем не усвоили, то внизу.

infourok.ru

Что значит быть дружным – 29 Ноября 2013 – Блог

«Что значит быть дружным?»

Цель: формировать
добрые взаимоотношения между детьми в классе; нравственные качества: умение
дружить, беречь дружбу.                                   Задачи: 

воспитательная:    воспитание в
детях представлений о том, что такое дружба и каким должен  быть друг, содействовать формированию
дружного коллектива; 

развивающая: развивать умение учащихся вести рассуждения,
аргументировать свою точку зрения, творческую активность, стремление быть
лучше.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

 

 I. 
Организация класса. Эмоциональный настрой.                      

Классный руководитель: Здравствуйте
ребята! Меня зовут Надежда Григорьевна. Давайте мы друг к другу повернемся,
друг другу улыбнемся!

– Пожмем дружески руки друг другу.

II. Содержание классного
часа   

        Классный руководитель: Как
здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас  появилась возможность поговорить о чём-то
интересном. А вот о чем, вы должны догадаться, посмотрев несколько слайдов
(слайд 1-6)

  И
так тема нашего классного часа «Что значит быть дружным?» (слайд 7)   

  
Ребята, а что, по-вашему,  означают слова «дружба», «дружить»? а
«приятель», «товарищ» (Ответы детей).(Ожегов
«Дружба – взаимная расположенность, привязанность к другу, основанная на
взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей»).(слад 8-9)

Друг – тот, кто связан с кем-то дружбой.

Приятель – близкий знакомый, с которым
состоят в дружеских отношениях.

Товарищ – человек, близкий кому-то по
общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, дружески
расположенный кому-то.

Если будет отсутствовать взаимная
расположенность, основанная на доверии, то это будет приятель, товарищ, а не
друг.

Общие интересы, чаще связанные с развлечением,
– это приятельство; общие дела, идеи, цели – товарищество.

 

          Классный
руководитель:

Спасибо за ваши искренние слова! Именно такие отношения чаще всего называют
крепкой и верной дружбой.   Сейчас я
познакомлю вас с одной очень старой и мудрой притчей.

ПРИТЧА О ДРУЖБЕ (слайд 10)

 

Однажды друзья сильно поспорили, и один из них дал
пощечину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал
на песке:

“Сегодня мой самый лучший друг дал мне
пощечину”.

Они продолжали идти, и пришли к морю, в котором они
решили искупаться. И тот, который получил пощечину, стал тонуть, но его спас
друг. Когда он пришел в себя,  то написал
на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”.

Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь,
спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь
ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил: Что ответил друг?

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это
на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо
хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог
стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне

 Какими мыслями и чувствами вам захотелось
поделиться?  (ответы детей). Чему учит эта притча? (ответы детей)

              

– Творческое задание:
пословицы, поговорки на тему «Дружба»

-Какие
пословицы о дружбе вы знаете?

Объясните,
пожалуйста, значение следующих поговорок (11слайд)


Были бы пирожки, будут и дружки.


Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.


Плохой друг подобен тени:  в
солнечный день не отвяжется, а ненастный – не найдешь. 

       Классный
руководитель:

Посмотрите,
какое огромное на доске сердце. Это сердце вашего класса. Оно не простое, а
волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите свои «сердечки  дружбы».

Я вам предлагаю
сейчас записать на них правила, законы дружбы, которые вы считаете необходимо
выполнять, соблюдать, чтобы быть хорошим другом, а дружба – настоящей.

 Дети
работают. По окончанию работы по желанию зачитывают те правила, законы дружбы,
которые записали на своей «ладошке», затем опускают «руку дружбы» в сердце –
кармашек на доске.

 

– Я надеюсь, что
теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем часто
обращаться к вашему «классному сердцу». Будем стараться выполнять законы
дружбы, которые в нём находятся, ведь мы же сами  их издали.

1.    Доверять другу. 

2.   Делиться новостями, успехами и неудачами.

3.   Уметь хранить чужие секреты.

4.   Радоваться вместе с другом его успехам.

5.   Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о
помощи. 

6.   Стараться, чтобы другу было приятно в твоём
обществе, не создавать  неловких
ситуаций. 

7.   Защищать друга.

8.   Не критиковать друга в присутствии других
людей.

9.   Уважать права друга иметь других друзей,
кроме тебя.

10.
Всегда выполнять свои обещания. 

III
Итог
.
Классный руководитель:
Спасибо,
ребята!

В заключении давайте подведем итог нашей
встречи:

 -Скажите ребята, кто может ответить, что вам
дала эта встреча?

– Что нового  узнали?

– Можно ли назвать ваш класс
дружным?

А теперь давайте на прощание скажем друг
другу слова терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ
ДРУЖНО!». Спасибо вам большое! Я желаю
вам добрых и верных  друзей! (слайд 12)

IV. Рефлексия.
Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Поднимите «Веселого если наша встреча
вам понравилась», А теперь грустного, если не понравилась.

 

pestrovka2007.ucoz.ru

Классный час “Что значит дружить”

Классный час

Что значит дружить?

3 класс

Цели: 1. Расширение знаний детей о дружбе.

2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения, обогащать словарный запас.

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.

4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Оборудование: конверты с пословицами и словами, разноцветные ладошки, нарисованное дерево, призы, конфеты (драже).

Я думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом. А чтобы узнать тему, нужно составить пословицу из слов (и ответить, о чем эта пословица). Дружбой дорожи, забывать не спеши.

Дружба- главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас таящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Обратимся к толковому словарю Ожегова и узнаем значение слова дружба

ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения;) разг.

Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?

Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Песня «Настоящий друг».

Народ сложил много пословиц о дружбе и друзьях. И сегодня пословицы помогут нам рассказать о дружбе, узнать, что необходимо для неё, что ценится в дружбе.

ЗАДАНИЕ. Составить пословицы, по словам (конверты). Какие пословицы получились? Как вы их понимаете? А какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

Друг познается в беде.

Друга ищи, найдёшь – береги.

А сейчас мы с вами поиграем Вам надо отвечать «Да» или «Нет».

Вы смелые?

Умелые?

Ленивые?

Красивые?

Крикливые?

Весёлые?

Милые?

Послушные?

Драчливые?

Счастливые?

ЗАДАНИЕ. А теперь давайте закончим пословицы и поговорки.

Старый друг лучше ………… двух .

Друзья познаются в……………… беде..

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду ………попадает.

Дерево живет корнями, а человек – ………………. друзьями.

Друга – ищи, а нашел –……..

Человек без …… , что дерево без корня.

Недруг поддакивает, а … спорит.

Друг за друга держаться – ничего не……..

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду ……. попадает.

О каких секретах дружбы говорится в пословицах?

ЗАДАНИЕ А сейчас мы проверим, как вы говорите пословицу. Но конкурс осложнен тем, что вам надо набрать в рот конфеты и произнести пословицу. Выигрывает тот, кто четко произнесет пословицу.

«Старый друг лучше новых двух ».

Ведущий Что свойственно дружеским отношениям? Какими качествами обладает друг?

ЗАДАНИЕ. Придумать слова с корнем друж –друг, подруга, дружить, дружина, дружный, подружка, подружиться……

ЗАДАНИЕ. Поиграем в игру «Ладошки»

Ведущий Мы с вами посадим ДЕРЕВО ДРУЖБЫ. Для этого нам нужно подобрать те качества, которыми должен обладать друг. Предлагаю карточки со словами и «ладошки»(разноцветные).Выберите слова, наклейте их на ладошки. Но здесь есть слова, которые не относятся к слову дружба, друг.

(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, верность, помощь, сочувствие, преданность, доброта, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту, не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга, друга понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость)

Ведущий– Какие качества вы выбрали? Почему? Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»….?

Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить? Посмотрите, какое необыкновенное и красивое у нас дерево Дружбы. Если у вас этих качеств нет, то следует над собой поработать.

Настоящий друг везде

Верен в счастье и в беде,

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт,
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.

Мы и в дождь, и в снег и в стужу

Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.

– Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций.

СИТУАЦИИ

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

– Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

2. “Плохо”.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

– Как вам не стыдно!

– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.

– Вот это и плохо, – гневно ответила женщина.

– Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря!

3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

– Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Песня «Когда мои друзья со мной».

Вывод. Что такое дружба и друг? На следующих классных часах мы с вами поговорим о правилах-законах дружбы, как вести себя, чтобы у тебя было много друзей.

infourok.ru

Разработка классного часа “Поговорим о дружбе”( 5-6 класс)

Цель: расширение знаний детей о дружбе.

Задачи:

1. Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения, развивать речевые умения.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.

Предварительная работа.

1. Разделение класса на группы, которые должны будут выполнить задания:

  • Проект «Примеры дружбы в истории человечества»

  • Сообщение. « Невыдуманные истории о дружбе» ( на примере своих родителей)

  • Сообщение. «Дружба. Какой мы её видим»

  • «Законы дружбы. Какими им быть»

Оборудование:

1. Проектор.

2. Ноутбук.

3. Смайлики для обозначения настроения.

4. Цветок «Ромашка». Лепестки на партах у детей.

4. Конверты с пословицами.

5. Листки бумаги с обведённой ладошкой, на которых написаны хорошие качества детей.

6. Для дополнительного задания конверты с вырезанными фигурками из бумаги.

В результате занятия участники смогут:

– сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы.

– практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем.

– приобретут навыки работы в сотрудничестве.

Ход классного часа.

1. Организационный момент.( 2 мин)

– Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

– С каким настроением вы начинаете наш классный час? «Просигнальте» мне, пожалуйста. ( Дети поднимают смайлик-настроение)

2. Объявление темы и постановка целей занятия (3мин.)

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба – это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

– Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Определите тему.

– Какие вопросы вы хотели бы обсудить?

Учитель обобщает высказывания детей.

( слайд 1)

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

3. Основная часть ( 33 мин)

3.1. Мозговой штурм «Дружба – это…»( 3 мин)

( слайд 2)

Работа над понятием «дружба».

«Дружба – это …»

Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям?

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

( слайд 3)

ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью

( слайд 4)

«Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

3.2.Работа с пословицами. Работа в парах. (4 мин.)

– О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. У вас на партах конверты с разрезанными пословицами (в каждом конверте 4 пословицы). Соберите их.

Проверка выполнения задания.

( слайд 5)

Старый друг лучше новых двух

Был бы друг, найдется и недруг

Доброе братство дороже любого богатства

Не забывай друга ни в радости, ни в горе

Друга ищи, а найдешь, береги

Сам пропадай, а товарища выручай

Друга за деньги не купишь

Друг познается в беде

 Друга иметь – себя не жалеть

3.3. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу (6 мин.)

– Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять’ Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1 (слайд 6)

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)

Ситуация № 2 (слайд 7)

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. {Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация № 3 ( слайд 8)

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)

3.4. Диспут. (6 мин.)

( слайд 9)

-А сейчас выскажите свое мнение, согласившись или не согласившись со мной.

-У плохих людей не бывает друзей.

– Друг и приятель – одно и то же.

– Животные не могут быть друзьями.

– Друг всем – никому не друг.

-Не может быть дружбы между людьми разного возраста.

– Дружный класс – это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя.

Дети высказывают свое мнение.

3.5 Физминутка: ( 2 мин)

( слайд 10)

Встаньте  дети,  встаньте  в  круг

Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

Влево, вправо  повернитесь

И  друг  другу  улыбнитесь.

Руки  к  солнцу  протянули,

Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

С  этим  лучиком  в  груди

Ты  на  мир  ясней  гляди

Учитель: Что свойственно дружеским отношениям?

3.6. Работа в группах( 5 мин)

( слайд 11)

Учитель:Поиграем в игру «Ромашка». Игра-тренинг «Ромашка». У каждой группы 5 лепестков. Каждый из вас назовёт необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает своё качества, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей.

Правило: записать одно  самое необходимое качество для дружбы.

(Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свою ромашку и называют качества необходимые для дружбы.

Учитель:Какими качествами должен обладать человек,умеющий дружить?

Лепестки ромашки:(не бросать друга в беде,умеет хранить секреты,честный,должен уметь дружить,заступаться друг за друга)

3.7 Проверка домашнего задания ( 9 мин)

( слайд 12)

  • Проект «Примеры дружбы в истории человечества»

  • Сообщение. « Невыдуманные истории о дружбе» ( на примере своих родителей)

  • Сообщение. «Дружба. Какой мы её видим»

  • «Законы дружбы. Какими им быть»

3. 8 Разбор ситуаций. Диалоги друзей

Классный руководитель. Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.

Ситуация первая. Знакомьтесь: Даша и Маша.

К доске выходят два ученика.

Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.

Маша. Гулять пойдешь?

Даша. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!

Маша. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!

Даша. О! Ее! Ты настоящая подруга!

Классный руководитель. Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?

Примерные ответы детей:

– Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списать.

– Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах – сейчас хочется гулять.

– Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.

Классный руководитель. Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.

Еще одна ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон.

К доске выходят 2 мальчика.

На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ампуле закончились чернила.

Сергей. Ой, ампула закончилась!

Антон. А у меня запасная ручка есть!

Сергей. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!

Антон. А что ты мне за это дашь?

Сергей. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?

Антон. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?

Сергей. Да ладно, давай уж!

Классный руководитель. Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?

Примерные ответы детей:

– Конечно, он же мог скрыть, что у него есть ручка.

– Он выручил Сергея, но и про себя не забыл.

– Если бы Антон был настоящим другом, он дал бы ручку просто так и ничего бы за это не потребовал.

– Сергей просил ручку не насовсем, а только на один урок, и даже из такой мелочи Антон захотел извлечь выгоду.

– Я не хотел бы иметь такого друга, как Антон. Он воспользовался тем, что Сергей оказался в безвыходной ситуации.

– Антона нельзя назвать другом, он жадный, из всякой мелочи хочет получить выгоду.

– Я бы дал ручку просто так, а потом бы Сергей меня выручил – так поступают настоящие друзья.

Классный руководитель. Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон?

Дети отвечают хором, что не хотели бы.

Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий Друг должен быть бескорыстным.

А теперь рассмотрим третью ситуацию. В ней участвуют Гриша и Вова.

Гриша и Вова – друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша – возле Двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша Приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.

К доске выходят 2 мальчика. Один становится возле окна, другой отходит к двери.

Вова. Гришка, мячик принес?

Гриша. Конечно!

Вова. Давай пас!

Гриша. Лови!

Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.

Вова. К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно.

Классный руководитель. Так-так! Кто разбил стекло?

Вова. Это он бросил. Я тут ни при чем!

Классный руководитель. Ты бросил мяч?

Гриша. Ну, я.

Классный руководитель. Давай дневник! Получишь выговор! Еще и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие! (Поворачивается, отходит в сторону.)

Вова. Ну, что в футбол играть будем?

Гриша. Да нет, что-то не хочется! Участники сценки садятся на место.

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы?

Примерные ответы детей:

– Он расстроился из-за выговора.

– Ему было обидно, что друг его выдал.

– Вова повел себя не по-товарищески, он выдал Гришу, поэтому Гриша обиделся.

– Гриша обиделся, потому что он один понес наказание, а ведь его друг тоже виноват.

– Вова тоже виноват. Если бы он был настоящим другом, он бы взял часть вины на себя, тогда бы Грише не было так обидно.

– Вова даже больше виноват: это он попросил бросить ему мячик, а сам не смог поймать. Из-за него стекло разбилось. А у него не хватило мужества признаться.

Классный руководитель. Хотели бы вы, ребята, чтобы у вас бал такой друг, как Вова?

Дети дружно отвечают, что нет.

Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познаете” в беде.

3.9. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих друзей?

Примерные ответы детей:

– У человека должен быть только один настоящий друг.

– Друзей может быть много, но настоящих друзей очень мало, их нужно искать.

– Близких друзей у человека должно быть немного, а просто товарищей – сколько угодно.

– Чтобы узнать, кто твой настоящий друг, с ним нужно съесть пуд соли, поэтому настоящих друзей мало.

Классный руководитель. Действительно, многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Все одноклассники не могут быть нам близкими друзьями. Как же нам строить отношения в коллективе?

Примерный ответ детей:

– Отношения должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.

Дополнительное задание.

Классный руководитель. Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников, устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.

И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.

Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор в экипаж космического корабля. Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.

Всем претендентам нужно пройти испытание – за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.

Итак, нам нужно 9 человек. Кто хочет пройти испытание? Выбираем 3 тройки.

Желающие поднимают руки, выходят к доске.

Предлагаю каждому вытащить один кружок из коробки. Те, у кого оказались кружки одного цвета, оказываются в одной группе.

Дети вытягивают круши. Учитель группирует детей, устанавливает очередность работы.

Претенденты выбраны. А мы все выступим в роли специалистов, которые будут оценивать, какая тройка оказалась самой сплоченной и дружной. Первая тройка, приглашаю вас занять рабочее место. Засекаю время – начали!

Время истекло. Покажите ваш результат.

Дети прикрепляют картинку к доске.

Приглашаем вторую тройку претендентов. Внимание – время пошло!

В течение 5 минут дети пытаются собрать аппликацию.

5 минут прошло, прикрепите вашу картинку к доске. И последняя тройка может занять свое рабочее место. Готовы? Начинаем!

В течение 5 минут дети собирают аппликацию.

Испытание закончилось. И третья группа показывает нам свою работу. Спасибо всем ребятам за работу. А теперь у меня по 2 вопроса к командам. Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать?

Примерные ответы детей:

– Работой довольны, вместе работать здорово, интересно.

– Могло получиться лучше, но не было согласованности, сотрудничества.

– Не понравилось работать в этом составе, все критиковали друг друга, ссорились, ругались.

– Плохо поработали, кто-то все хотел делать сам.

Классный руководитель. А теперь послушаем мнение специалистов. Ребята, как вы считаете, какая группа была самой сплоенной, дружной и показала лучший результат? Кого можно взять в экипаж космического корабля? Кто показал себя лидером, командиром?

4. Подведение итога.( 7 мин)

( слайд 13)

4.1 Игра «Слова».
Инструкция. Педагог называет слова. Если слово подходит для дружной жизни, обучающиеся хлопают в ладоши, если нет – тишина. 
• Доброта 
• Честность 
• Отзывчивость 
• Внимание 
• Помощь 
• Грубость 
• Уважение 
• Ссора 
• Предательство 
• Вежливость 
• Мир 

4.2 Игра «Волшебная рука». 
Инструкция: Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества, свои ладошки подарить тому, с кем бы они хотели подружиться. 

4.3 Показать смайлик с каким настроением вы уходите с классного часа.

( слайд 14)

Д/3. Прочитать одно из литературных произведений о дружбе. Презентовать это произведение на следующем классном часе.

.

infourok.ru

Классный час Что значит быть хорошим товарищем?

Классный час «Что значит быть хорошим товарищем?”

Цели: Формирование понятия дружба. 

Задачи: развитие умений учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.

Участники: школьники 5 класса

  1. На партах папки с заданиями
  2. Лист ватмана сделать “тумбу для объявлений”, куда будут крепиться листочки-объявления.
  3. Цветные листочки.
  4. Приготовить карточки для слов – понятий Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Раздать листы с тестами на каждого человека
  5. Каждому выдается по ромашке (желтые магниты, желтые кнопочки, иголочки)
  6. Раздать листы с тестами на каждого человека.
  7. Блокноты “Карманное пособие для Друга”
  8. Ранжирование распечатать каждому задание

Слово учителя. Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом.

Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: “Я желаю тебе…” (^ )

А теперь на счет раз два три произнести дружно хором “ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!”.

(Открывается слайд, там плакат со словами “друг”, “товарищ”, “приятель” и написано предложение “Дружба – это….”)

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

Итак, тема нашего классного часа: “Дружба – это…”.

Актуальные вопросы для обсуждения

  • Можно ли научиться общению?
  • Как стать хорошим товарищем ?
  • Кто становится другом? Как его найти?
  • Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей?
  • Почему дружбу называют школой самовоспитанием?

Основные понятия:

Дружбы – одна из форм межличностных отношений людей, основанная на глубокой личной симпатии и привязанности, на единстве взглядов и интересов и проявляющаяся в тесном, длительном и разностороннем общение, взаимопомощи и взаимоподдержке.

Добро – важнейшая категория этике. В этом понятие люди выражают свои наиболее общие интересы, устремление пожелания и надежды на бедующее.

Душевность – характеризуется добрым отношением человека к окружающем его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.

Алгоритм деятельности:

Занятие начинается с рассуждения о радости общения.

Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. С детства мы усваиваем набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? Прежде всего необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.

I. Поиграем в игру “ Знакомство – представление”. ( Раздаются цветные листочки.)

Вы решили друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе

в газету. Расскажите о своих сильных сторонах – о том, что любите, цените, применяете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Не умоляйте своих достоинств, но сообщите и о своих недостатков. (Листочки— объявления вывешиваются на импровизированную тумбу для объявлений.)

Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять, внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.

II. Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте вместе с вами “разобьем” на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать”. Заполним таблицу.

Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность.

Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У каждого человека по этому вопросу свое мнение. А какое оно у вас?

^ Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в “Ромашку”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.  (Каждому выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество

^ В ответ на каждое достижение все остальные хором произносят: “Это здорово! ” и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки.

V. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”. (Клип – сеть творческих учителей)

VI. Расположите в порядке значимости следующие высказывания.

  • Быть хорошим товарищем – это значит быть мягким и добродушным.
  • Быть хорошим товарищем – это значит быть серьезным и требовательным в отношениях.
  • Быть хорошим человеком – это значит уметь помолчать, когда этого требует ситуация.
  • Быть хорошим товарищем – это значит уметь сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.
  • Быть хорошим товарищем – это значить хорошо знать недостатки друга и тем не менее любить его.

(Что для вас важнее? Что будет на 1, 2, 3, 4, 5-м месте? Спросить несколько ребят)

VII.Физкультминутка

Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:

  • Хлопают все присутствующие;
  • Только девочки;
  • Только те, кто любит вкусно поесть;
  • Только те, кто опаздывает на уроки;
  • Только те, кто хорошо учится;
  • Только те, кто любит читать книги;
  • Только те, кто не любит каникулы;
  • Только те, кто любит сладкое;
  • Только те, кому нравится играть в футбол;
  • Только те, у кого хорошее настроение.

VIII. Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А ты умеешь дружить?

IX. Послушаем стихотворение поэта Расула Гамзатова “Берегите друзей” Такие стихи расширят ваши представления о гамме чувств в дружбе, утешат, помогут в трудную минуту.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друге, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

X. “Карманное пособие для друга” блокнотики там написаны высказывания

  1. “Если хочешь иметь друга – будь им!”
  2. “У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдает свое”.
  3. “Юмор – кратчайшее расстояние между пробелом и сознанием”.
  1. “Не хочу ничего, не прошу ничего,
    Не нужны мне ни деньги, ни слава,
    Только б знать, что всегда у плеча моего
    Два товарища – слева и справа”.
  1. “Выполняя долг дружбы – оставайся свободным!”
    Что бы вы еще предложили внести в наше придуманное пособие?

(Блокнотик вы заберете и подарите своему другу.)

Видите, как важно, основываясь на проверенных жизненных опытом советах, уметь сформулировать свои собственные выводы по обсуждаемой проблеме. (Советуем во время занятия поощрять естественность, изобретательность в самовыражении, отношение к себе с юмором, стремление к самостоятельности и независимыми суждениями.)

^ (Проводится групповое решение вопросов-проблем, вынесение их на обсуждение в классе.)

Вопросы для обсуждения:

  1. Всегда ли нужно быть категорическим в споре, если твоя точка зрения иная, чем у твоего товарища?
  2. Можно ли осуждать товарища, стесняющегося напомнить однокласснику о том, что тот давно не возвращает книгу?
  3. Какую обиду на друга можно и нужно быстрее забыть?
  4. Как себя вести, если услышал нелестное мнение о друге?
  5. Нужно ли вмешиваться в ситуацию, в которой друг поступает неправильно?
  6. Верно ли утверждение “Другом быть трудно, стать другом – большая работа”?

Вот и подошло к концу наше занятие. Наверное, каждому из вас пришлось задумываться нам неожиданными вопросами и решать необычные “задачки”, самим себе задавать вопросы (приятные, и не очень). Может быть, кто-то из вас немного “изменился” в лучшую сторону и сто-то “поменял” в своем отношение к другу… Главное, чтобы осталось неизменным – Доброе отношение к людям!

^

XII. Рефлексия

Все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят “ДО-СВИ-ДА-НИЯ!”. На последнем слоге участники поднимают руки вверх, и не разнимая их, делают шаг в середину круга.

Наш классный час окончен. Всего доброго! Хороших вам друзей!

Литература

  1. Лунина Е.И., Щепурева Н.С. Классное руководство.- Ростов на Дону:Феникс,2002.
  2. Смид З. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999.
  3. Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000.
  4. Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. Кривцовой. – М.:Генезис,1997.
  5. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. И.Ю. Хрящевой. – СПб.: Ювента, 1999.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 1998.
  7. Лабиринты психологии/ Под ред. С.В. Трушковой – М.: Изд. отдел УНЦ, ДОМГУ, 1996.
  8. Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.
  9. Свмоукина Н.В. Игры, в которые играют… – Дубна, ИЦ “Феникс”, 19996.
  10. Сеть творческих учителей=сайт

lit-yaz.ru

Советы рукодельницам