Урок окружающего мира в 1-м классе «Что такое хвоинки?»

Разделы: Начальная школа


Задачи: познакомить с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели; учить различать лиственные и хвойные деревья, описывать дерево по плану; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся описывать дерево по плану; различать лиственные и хвойные деревья; сравнивать сосну и ель.

Оборудование: гербарии с листьями, веточки ели, шишки сосны и ели, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Психологический настрой
  3. .
  4. Актуализация знаний.

а) Беседа.

Ребята, наш Муравьишка услышал разговор:

-Мы с кленов…

-Мы с рябин…

-Мы с яблонь…

-Мы с березы…

-Как вы думаете, чей разговор услышал Муравьишка? (листиков)

-На прошлом уроке мы совершили экскурсию. С чем мы познакомились? (Познакомились с деревьями, растущими возле школы; учились распознавать листья деревьев.) Слайд 1,2,3,4 (См. презентацию)

б) Групповая работа.

-Собрать картинку (дерево).

-Найти на столе из гербария листочек, который относится к вашему дереву. (Девочки поднимите картинку, которую вы собрали. Мальчики поднимите листочек с вашего дерева.)

4. Самоопределение к деятельности.

Слайд 5 ,6,7

-Муравьишка приготовил для вас загадки. Отгадайте их.

Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке. (Сосна.)

-Что о них можете рассказать?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Прочитайте тему урока на с.30 учебника. (Что такое хвоинки?)

слайд 8,9

-Прочитайте, чему мы должны научиться.

5.Физкультминутка. ( Слайд 10)

6. Работа по теме урока.

а) Практическая работа в парах. (Слайд 15)

-Чем отличается ель от сосны? Сейчас мы это исследуем.

(Каждая пара получает веточки, шишки сосны и ели.)

-Рассмотрите ветви сосны и ели. Чем они различаются? (У сосны хвоинки длиннее, а у ели короче. У ели хвоинки расположены на ветке по одной, а у сосны по две.)Слайд16,17

-Что такое хвоинки? (Слайд 18,19)

б) Выполнение заданий в рабочей тетради с.20 №2

-Дорисовать веточки сосны и ели.

7. Физкультминутка. (Ветер дует нам в лицо) (Слайд 20)

8. Продолжение работы по теме урока.

а) Работа в группах.

-1,2,3 группы – это “Елочки”

-4,5,6группы — это “Сосенки”

Опишите дерево по плану. (Опрос – по 1 ученику от каждой группы) Слайд 21,22

б) Исследовательская работа (сообщение ученицы о лиственнице) Слайд 22-23

в) Выполнение заданий в рабочей тетради. (Слайд 24)

— Прочитайте названия. На какие группы можно разделить все деревья? Самопроверка (Слайд 25)

г) Лесничий (чтение стихотворения). Музыкальная презентация.

-Ребята, берегите природу! Деревья выделяют кислород, а поглощают углекислый газ. Лес-дом диких зверей и птиц. Мы вместе должны его охранять.

9. Подведение итогов урока.

-Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?

-Приведите примеры лиственных деревьев?

— Приведите примеры хвойных деревьев?

-Чем они отличаются?

10 Рефлексия.

-Если вам понравился урок поднимите листочек с лиственного дерева, а если не понравился веточку с хвойного дерева.

День дедушки. В Польше считается одним из самых уважаемых и почитаемых дней. К этому празднику готовятся практически все, от мала до велика. Виновники торжества в обязательном порядке покупают что-нибудь сладкое, а маленькие и взрослые внуки подготавливают небольшие подарки своим дедушкам и обязательно заходят к ним в гости.

Совет: Мастерим подарки для любимых дедушек и поздравляем их.

15.03.2012

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира в 1 классе «Что такое хвоинки»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Тема

Что такое хвоинки?

Цель урока

создать условия для знакомства учащихся с особенностями хвойных деревьев

Задачи

Обучающие: познакомить ребят с хвойными деревьями и их отличительными признаками;

Развивающие: формировать у учащихся умение отличать ель от сосны, обосновывать свою точку зрения, активизировать познавательную активность, развивать внимание, память, мышление;

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры, воспитывать самостоятельность, бережное отношение к природе.

Оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

— Ребята, давайте настроимся на хорошую работу на уроке окружающего мира, будьте внимательны, не забывайте при желании ответить, правильно поднимать руку.

II. Повторение изученного

— Урок мы начнём с задания, которое приготовила для вас Мудрая Черепаха. Я буду называть утверждения, если вы согласны с ним — поднимаете солнышко, если не согласны – тучку, подсказку вы можете найти на доске.

  • ковш Большой Медведицы – это созвездие

  • солнце имеет форму квадрата

  • из кремня можно высекать искры

  • известняк состоит из раковин морских животных

  • бегония – это растение клумбы

  • саньсевьеру в народе называют «щучий хвост»

  • на кактусе растут мягкие пушинки

  • название «гладиолус» означает «меч»

  • календула – это лекарственное растение

  • осенью листья деревьев приобретают зелёную окраску

III. Актуализация полученных знаний о листьях

— На предыдущих уроках мы ходили на экскурсию, рассматривали листья на деревьях, собирали опавшие листья, сравнивали их по форме, по размеру, по цвету.

— Сейчас мы поработаем в группах. Задание называется «Мозаика». Я даю каждой группе конверт, в котором лежит, разрезанный лист. Вы должны соединить все фигурки так, чтобы получился целый лист, и определить с какого он дерева.

Физминутка «Бабочка»

— Вы замечали, что осенью листья, опадая с деревьев, кружатся в воздухе и напоминают нам порхающих бабочек?

Давайте отдохнём и выполним физкультминутку «Бабочка»

IV. Целеполагание

— Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Чем, деревья, изображённые справа, отличаются от деревьев, изображённых слева (на иллюстрациях лиственные деревья и хвойные)

— У деревьев слева мы видим листья в форме пластинок, а у деревьев справа листья – это иголки, которые правильно называют «хвоинки», а деревья, у которых есть хвоинки, называют хвойными.

— Итак, о каких деревьях мы будем сегодня говорить? (о хвойных)

V. Работа по изучению новой темы

— Давайте посмотрим видео о хвойных деревьях и попробуем потом ответить на вопрос, что такое хвоя.

— Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки, которые помогут назвать хвойные деревья:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Ель)

На экране картина с изображением елового леса

— Как называется еловый лес? (Ельник)

— Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю, зимой не умираю,

Похожа я на ёлку,

Но длинней иголки. (Сосна)

На экране картина с изображением соснового бора

Как называется сосновый лес? (Бор)

— Обратите внимание на высоту этих деревьев. Чем отличается сосновый лес от елового?

VI. Практическая работа

— Веточки каких деревьев я вам раздала?

— Кто может показать ветку ели, сосны?

— Чем отличается ветка сосны от веточки ели?

— Не все знают, как отличить сосну от ели, поэтому мы сейчас внимательно рассмотрим веточки, найдём их сходство и различие.

— Что у веточек общего

(листья-хвоинки)

Почему о ели и сосне говорят «зимой и летом одним цветом» (хвоинки осенью не желтеют и не опадают)

— Чем хвоинки ели отличаются от хвоинок сосны (у ели короче, цвет темнее)

— Посмотрите внимательно, как располагаются хвоинки у ели и сосны? (У ели по одной, а у сосны по две)

— Ещё одна отличительная особенность – это шишки. У ели она длинная, чешуйки плотно прилегают друг к другу, а у сосны маленькая шишка.

VI. Закрепление изученного. Работа с учебником

— Давайте ещё раз с помощью учебника скажем, чем сходны и в чём различие ели и сосны? Откройте учебник на с. 16. Рассмотрите рисунки ели и сосны.

— Чем сходны ель и сосна? (шишки, иголки)

— В чём различие ели и сосны?

— Дорисуйте веточки. От каких они деревьев?

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо выше, выше, выше

VII. Знакомство с другими хвойными деревьями

— Ребята, а вы можете назвать другие хвойные деревья, кроме ели и сосны?

— Я про одно из таких деревьев загадаю загадку:

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки.

Но в отличие от ёлки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

— У лиственницы хвоинки мягкие, неколючие и в отличие от ели и сосны осенью они желтеют и опадают. У лиственницы тоже есть шишки.

— Ещё хвойные деревья – это пихта и кедр. Наверное, многие щелкали кедровые орешки.

VIII. Рефлексия

— Что нового для себя узнали на уроке?

— Наверное, вы все радуетесь новогоднему празднику, который не обходится без нарядной ёлки или сосны. И хотя до нового года ещё далеко, сейчас мы с вами нарядим нашу ёлку настроения. Если у вас на уроке было хорошее настроение повесьте на ель жёлтый шарик, если настроение не очень хорошее, потому что были трудности – повесьте синий шарик, ну а если ваше настроение было совсем плохим – чёрный шарик.

infourok.ru

Урок № 12. «Что такое хвоинки?» Раздел «Что и кто?», 1 класс. Видеоматериалы

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 1класс

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о лиственных и хвойных деревьях и их отличии друг от друга.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: различать лиственные и хвойные растения; сравнивать ель и сосну; знать, что хвойники – это листья хвойных деревьев; различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам.

Метапредметные

Регулятивные : формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: сравнивать ель и сосну; описывать дерево, по плану выделяя существенные признаки; работать в паре (группе) используя представленную информацию для получения новых знаний.

Коммуникативные: ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты

Осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.

Основные понятия и определения

Лиственные и хвойные деревья. Хвойники.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, какие деревья называются лиственны­ми, а какие — хвойными. Научимся сравнивать ель и сосну, описывать их по плану.

Вспомните, какие деревья вы знаете. Най­дите лишний рисунок на этой иллюстрации. Объясните своё решение.

Изучение нового материала

Практическая работа. Рассмотрите выданные учителем веточки, хвоинки и шишки. Определите, каким деревь­ям они принадлежат.

Рассмотрите рисунок. Сравните ель и сосну по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам.

Устно опишите каждое дерево по плану: название дерева; лиственное или хвойное;
общий вид, расположение веток; особенности хвоинок; особенности шишек.


 


 

Вывод

У одних деревьев листья имеют вид плас­тинок. Это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а сами де­ревья — хвойными.

Осмысление и понимание полученных знаний

1.Какие деревья называются лиственными?

2.Что такое хвоинки?

3. Какие деревья называются хвойными?

4. Как можно различить ель и сосну?

Что такое хвоинки презентация 1 класс

 

 

 

Презентация что такое хвоинки 1 класс

 

 

 

Что такое хвоинки

 

 

 

Деревья лиственные и хвойные. Сайт — игра Разумейкин

 

 

 

 

Читаем без родителей Деревья хвойные

 

 

Народные приметы про ель

 

 

Источники информации:

 А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 1 класс Москва

«Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок окружающего мира. 1 класс. «Что такое хвоинки?»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Что такое хвоинки?»

УМК «Школа России»

Цель: формирование представления о лиственных и хвойных деревьях и их отличии друг от друга.

Задачи:

  • научить различать лиственные и хвойные деревья;

  • научить описывать дерево по плану;

  • определять деревья с помощью атласа-определителя;

Предметные результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.

Средства обучения: учебник “Окружающий мир” А.А. Плешакова, “Рабочая тетрадь”, атлас– определитель, листья деревьев, проектор, презентация (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев).

Ход урока

I. Организационный момент.

– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке.

II. Актуализация знаний.

– На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке?

– Как по листьям можно определить деревья?

Чем различаются листья разных деревьев?

Какие деревья и кустарники растут возле нашей школы?

а) На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили.

Игра “ С какого дерева листок?”.

Класс делится на несколько групп. У каждого ребенка коробочка с листьями. Учитель показывает ветку какого-то дерева. По команде: “Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!” – все группы учащихся должны найти нужный лист и поднять его.

б) – Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.

На экране с помощью видеопроектора проводится тест “Что это за листья?”.

III. Мотивация учебной деятельности

– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. Но сначала отгадайте загадки.

-Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель.)

-У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)

– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? А что же растет на их ветках?  Иголки называют хвоинками. Но что такое хвоинки? Об этом мы сегодня узнаем на уроке.

IV. Открытие нового знания.

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)

На экране – изображения сосны и ели.

– Всем вам хорошо известны эти деревья. А какого они цвета? Всегда ли они зелёные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?

Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.

Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.

– Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев. А как вы думаете почему ветви сосны подняты высоко от земли? Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.

– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

Практическая работа. Наблюдение.

Ветки”.

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Хвоинки”.

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

. “Шишки”.

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради.

– Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.

Физкультминутка.

Мы зашли в осенний лес. 
Сколько здесь вокруг чудес! 
Справа елочки стоят, 
Слева сосны шумят. 
Вот и зайка проскакал. 
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас, 
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота! 
А нам за работу уже пора.

Ходьба на месте
Повороты
Посмотреть на елочку в классе
На сосну
Прыжки

Приседание

 

Потягивание
Садятся за парты

Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.

  • Название дерева.

  • Лиственное или хвойное.

  • Общий вид, расположение веток.

  • Особенности хвоинок.

  • Особенности шишек.

Заслушивают 2–3 описания.

– Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)

– Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница.

Я предлагаю нам познакомиться с другими хвойными деревьями, выполнив практическую работу.

На экране изображены разные хвойные деревья. Внимательно рассмотрите их. С помощью атласа – определителя найдите названия этих растений. (ель, сосна, лиственница, кедр, пихта).

-Скажите, что общего у всех этих веточек? (У них почти у всех иголки, кроме одной). А чем отличаются веточки? ( У одних иголки длинные, у других короткие и колючие. А одна веточка совсем голая или с желтоватыми иголками). Рассмотрите шишки. Нужно найти шишку каждого растения.

V. Рефлексия учебной деятельности.

– С какими деревьями мы познакомились?

— На какие две большие группы можно разделить все деревья?

-Чем они различаются?

-Что такое хвоинки?

-Как различить ель и сосну?

-Чем лиственница отличается от своих “родственниц”?

-Откроем тетрадь на странице 19 и выполним задание 1. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверти работы.

-Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Прочитайте вывод на странице 31.

Дополнительный материал.

Сосна – коренная порода наших лесов. Это замечательное дерево легко приживается, не требует от природы особых условий. Сосна может дать человеку не только древесину, но, оказывается, и хлеб, и масло, а из ее плодов можно сварить вкусную кашу.

Лиственница – ценное твердое строительное дерево. Она выдерживает засуху, переносит большие морозы, не гниет в сырой земле. В отличие от других хвойных деревьев, лиственница ежегодно меняет хвою. Зимой она стоит голая, черная, как обгорелая. Весной покрывается мягкой, ароматной, нежно – зеленой хвоей. В нашем суровом крае лиственница встречается чаще других пород, она растет быстрее и выше всех деревьев.

Сибирский кедр, или сосна сибирская кедровая в высоту может достигать 44 метров. Максимальная продолжительность жизни 500 —850 лет. Хвоя у кедра растет пучками, по 5 хвоинок в пучке. Из древесины кедра делают карандаши. Кедровые орехи вкусные и очень полезные.

infourok.ru

Что такое хвоинки (Страницы 19,20,21)

Главная › 1 класс › Окружающий мир › Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 часть Плешаков 1 класс

1. Найдите на фотографиях лиственные и хвойные деревья. Лиственные деревья обозначьте жёлтым кружком, а хвойные — зелёным.



2. Практическая работа «Определяем хвойные деревья».

1) Зарисуйте рассмотренные вами веточки, хвоинки, шишки. Рядом нарисуйте силуэт дерева, которому они принадлежат.

2) Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщения.


3. Дорисуй веточки. От каких они деревьев? Объясни, по каким признакам тебе удалось это узнать.



4. Соберите на прогулке шишки и смастерите из них забавную фигурку. Вот несколько примеров.

  • Наклей сюда фотографию своей работы

  • Принесите фигурку в класс и устройте выставку.

Что это за листья — стр. 16-18Кто такие насекомые — стр. 22-23

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

dourokov.ru

Урок окружающего мира в 1 классе «Что такое хвоинки?»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калининская средняя образовательная школа»

Урок окружающего мира 1 класс

«Что такое хвоинки?»

подготовила

учитель начальных классов

Курочкина Татьяна Викторовна

с. Калинино

2014 г.

Тема: «Что такое хвоинки

Цель: Формирование представления о лиственных и хвойных деревьях и их отличии друг от друга.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться различать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну; получат возможность научиться описывать дерево по плану; определять деревья с помощью атласа- определителя; понимать учебную задачу урока; стремиться её выполнять; работать в паре; используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания;

Метапредметные: регулятивные- формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

познавательные: освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и найти выход из спорной ситуации; формирование уважительного отношения к иному, принятие и освоение социальной роли обучающего, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Методы и формы обучения: объяснительно- иллюстративная, индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы: презентация «Что такое хвоинки?», фильм «Хвойный лес».

Оборудование: гербарий, веточки ели, сосны, лиственницы, кедра; так же их шишки, цветные карандаши, атласы-определители, тетрадь, учебник.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Психологический настрой, эмоциональная и мотивационная подготовка учащихся.)

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

-Доброе утро солнцу и птицам!

— Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока, даже несмотря на то, что за окном осень. ( Личностные – понимают значение знаний для человека, принимают их; имеют желание учиться и т. д.)

  1. Актуализация прежних знаний

Скажите, какие изменения произошли в природе с приходом осени? (Ответы детей).

Идя в школу и возвращаясь домой, вы видите, как падают с деревьев листочки. И никому невдомёк, что листочки о чём-то переговариваются. Давайте послушаем разговор падающих листочков и опавшей листвы.

АВТОР: -Опавшей листвы разговор еле слышен:

ЛИСТВА: -Мы с клёнов…

-Мы с яблонь…

-Мы с вязов…

— Мы с вишен…

-С осинки…

-С черёмухи…

-С дуба…

-С берёзы…

АВТОР: Везде листопад:

ЛИСТВА: На пороге морозы!

-Скажите, ребята, о чём шепчутся листья? (Ответы детей).

-Как называется явление природы, когда осыпаются листья? (Листопад). Я предлагаю вам поиграть в игру: «Угадай дерево», (листик (засушенный) от какого дерева показываю классу. Детям нужно угадать, все листья от лиственных деревьев).

-Как называются эти деревья? Почему? (Проходит работа в парах «Собери картинку дерева», кто быстрее). Скажите какое у вас получилось дерево. Назовите его. А теперь давайте мы с вами тоже превратимся в листики.

3. Физминутка.

Мы листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер, полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Снова ветер набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

4.Самоопределение к деятельности. Сообщение темы урока.

-Как красива осенняя природа. Какие краски яркие дарит нам осень. Я вас приглашаю сегодня в лес. (Кинофильм «Хвойный лес».)

-Что необычного заметили в клипе? (На картинках всё был хвойный лес, весь зелёный). Какую тему нашего сегодняшнего урока вы можете предложить? (Или: какова будет тема нашего урока?)

ПУТЕШЕСТВИЕ В ХВОЙНЫЙ ЛЕС.

Какую перед собой поставите учебную задачу ? А что вы на уроке хотите сегодня узнать? Высказывания детей (узнать какие деревья растут в лесу, почему они называются хвойными, что такое хвоинки. Чем отличаются деревья друг от друга, описывать их по плану).

5. Открытие новых знаний.

Отгадайте загадки:

-Её всегда в лесу найдёшь.

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж

Зимою в платье летнем. (Ель).

-У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна). (Сосна – светлолюбивое дерево, поэтому ветви только наверху.

-Скажите, чем отличаются эти деревья от дуба, берёзы и клёна? Имеют ли они листья?

6. Практическая работа.

У вас на столах лежат веточки деревьев. С помощью атласа – определителя найдите названия этих растений. (ель, сосна, лиственница, кедр, пихта).

-Скажите, что общего у всех этих веточек? (У них почти у всех иголки, кроме одной). А чем отличаются веточки? ( У одних иголки длинные, у других короткие и колючие. А одна веточка совсем голая или с желтоватыми иголками).

А ещё у вас лежат шишки, тоже нужно найти шишку каждого растения. Как будут называться все эти растения-деревья? Почему?

Итак, деревья, у которых есть иголки или хвоинки – называются хвойными.

-Давайте ещё раз назовём хвойные деревья. ( называют, учитель показывает их из гербария).

7. Физминутка.

Есть в лесу три полочки:

Ели, ёлки, ёлочки.

Лежат на елях небеса,

На ёлках птичьи голоса,

Внизу на ёлочках роса.

8. Продолжение работы по теме урока.

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки –

Значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели

Мы получше посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна.

Веточки каких деревьев мы рассмотрели? Чем же они отличаются? А чем похожи? А что такое хвоинки – то? (Хвоинки – это действительно листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму. Потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки даже зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи).

Кто знает загадку про наших красавиц, какая она? Она всем известна. Скажите. (Зимой и летом – одним цветом). Почему их называют «вечнозелёными».

9. Закрепление материала и подведение итогов.

1) Работа с материалом к уроку на диске (электронное приложение).

2) Работа в печатных тетрадях.

3) Закрепление по таблице.

10. Заключение.

(Составить синквейн – пятистрочие, каждую строку увеличиваем на одно слово).

— Итак, как называются листья наших деревьев? (Хвоинки).

— Какие они бывают? (Зелёные, пушистые).

-Что они делают? (Колются, опадают, растут).

-Как выглядят эти растения круглый год? (Зимой и летом – одним цветом).

-Какое общее слово можно подобрать для всех этих деревьев? (Листья, или хвоинки). А кто из вас знает, как ещё по-другому называют листья деревьев хоть хвойных, хоть лиственных одним словом? Это вам узнать дома. (Крона).

Какую задачу вы ставили перед собой вначале урока при изучении нового материала. Мы её выполнили, справились с ней?

11. Рефлексия.

Если вам понравился урок, то поднимите веточку хвойного дерева. Если урок не понравился, то поднимите листочек лиственного дерева, лежащий у вас на столах.

Используемая литература.

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1 класса (ч.1,2). Москва: Просвещение, 2012

3. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. – Москва: Просвещение, 2004

4. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – Москва: Просвещение, 2005

5. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. Москва: Просвещение, 2005

6. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс (ч.1,2), Москва: Просвещение, 2012

Знал раньше

Узнал на уроке

1.Деревья, у которых листья в виде пластинок, называются лиственными.

2.Деревья, у которых листья имеют вид иголок, называются хвойными.

3.Ель, сосна, кедр, пихта, можжевельник, лиственница – хвойные.

4.Хвоинки – это листья.

5.Из-за тяжести снега лиственные деревья сбрасывают листву на зиму, а хвойным снегопад нипочём.

doc4web.ru

Урок окружающего мира по теме:» Что такое хвоинки?» (1 класс)

Урок окружающего мира в 1 классе, УМК «Школа России»

Составила Фролова Любовь Михайловна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 6 г. Воронежа

Тема: Что такое хвоинки?  

Цель: создать условия для формирования представления о хвойных деревьях и их отличии друг от друга, для открытия учащимися нового знания о том, что хвоинки – это видоизменённые листья.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты: научатся различать лиственные и хвойные деревья,  различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам; получат возможность научиться описывать дерево по плану, определять деревья с помощью атласа – определителя.

Метапредметные результаты

Регулятивные:   понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Коммуникативные: работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорной ситуации; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.

Оборудование: ветки и шишки ели, сосны; презентация, «Атлас-определитель».

Формы работы: фронтальная, в паре, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.

Сценарий урока

  1. Организационный момент.

Дети хором говорят стихотворение:

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели

и на доску поглядели.

– Как всегда на урок окружающего мира к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи!

     II.Актуализация прежних знаний.

а) Беседа.

— Ребята, наш Муравьишка услышал разговор:

-Мы с клёнов…

-Мы с яблонь…

-Мы с вязов…

-Мы с вишен…

-С осинки…

-С черёмухи…

-С дуба…

-С берёзы…

Везде листопад:

На пороге — морозы!

-Как вы думаете, чей разговор услышал Муравьишка? (листиков)

-На прошлом уроке мы учились распознавать листья деревьев.

— Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, а осенью еще и цветом.)

– Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.

б) Задание № 1 на СД диске из прошлого урока

III. Целеполагание и постановка проблемы

– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно – вы узнаете, отгадав загадки.

Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель.)

У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)

– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? (У них нет листьев.) А что же растет на их ветках?(Хвоя.)

— Какой вопрос задаёт Муравей-Вопросик? (с. 30 уч.)

— Что предстоит нам узнать на уроке? (с.30 уч.)

— Что будет целью нашего исследования? На какой вопрос будем искать ответ?

 — Это главный вопрос нашего урока. А ещё мы узнаем, чем различаются лиственные деревья и хвойные, и научимся сравнивать хвойные деревья и описывать их.

Ш.Физкультминутка

V. Открытие новых знаний

1. Работа по материалам учебника (с.30)

— Веточки каких деревьев вы узнаёте?

— Есть ли на рисунке что-то лишнее? Как вы это определили?

— Узнайте названия деревьев по «Атласу-определителю»

2. Сравнение ели и сосны по внешнему виду (презентация)

Слайд № 2

Рассмотрите ель и сосну. Сравните их. Обратите внимание на расположение веток. Что вы заметили?

(Ответы детей).

(Слайды № 3, № 5)

(Обобщение: сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к свету; ели же стоят, опустив колючие ветви почти до земли.)

3.Знакомство детей с ельником и сосновым бором.

Слайд № 7

-Какие деревья вы видите?

(Это еловый лес. Его называют ельник. В еловом лесу деревья стоят близко друг к другу, поэтому он густой и тенистый. В сумрачном  еловом лесу верится, что именно здесь жили Баба Яга и Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу прохладно и темно.)

Слайд № 8

-Назовите, что это за деревья.

(Это сосновый лес. Его называют – сосновый бор. Сосновый бор – это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Легко и свободно дышится в сосновом лесу, светло и сухо в нём. Древесина – дар сосны. Она используется в строительстве кораблей и жилищ)

4. Практическая работа

(Выбор веточек. Работа в парах)

А теперь у нас практическая работа.

Что у вас на столах?  (Ответы детей).

Ваши учебники открыты на с. 30-31. Рассмотрите рисунки и прочитайте, где расположена ель, а где — сосна?

С помощью учебника определите ветку ели и ветку сосны. Дети 1 варианта возьмите ветку ели, а дети второго варианта — ветку сосны и положите перед собой.

-Расскажите друг другу, как вы определили?  (Ответы детей).

Рассмотрите шишки. Сравните их. Покажите еловую шишку. Положите её на ветку ели.

Покажите сосновую шишку. Положите её на ветку сосны.

5. Проверка результатов практической работы

Давайте проверим, правильно ли вы определили.

Смотрим слайды № 4 и № 6

6. Ученик читает стихотворение

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки-

Значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели

мы получше посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна.

7. Выполнение задания № 3 в тетради (с.20)

VI. Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять руками помахать.

Шесть — на место снова сесть.

VII. Формулировка вывода

-Веточки каких деревьев мы рассмотрели?

-Выяснили, чем отличаются они.

-А чем похожи ель и сосна? (Ответы детей).

Эти деревья поэтому называют хвойными. 

-А Муравьишка Вопросик спрашивал: «Что такое хвоинки?» 

(Хвоинки – это действительно листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки даже зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи).

-Как вы думаете, меняется ли внешний вид этих деревьев с приходом осени?

-Да, ведь известна всем загадка: «Зимой и летом одним цветом». Эта загадка о наших красавицах.

Ведь недаром их называют «вечнозелёными».

Слайд № 9

Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное у меня на слайде.

Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года.

— Можно ли это дерево отнести к хвойным?

— Как расположены хвоинки?

— Чем это дерево отличается от других хвойных?

— Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)

Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница. О ней даже сочинили загадку.

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

— Что узнали о лиственнице из загадки? (Слайд № 10)

VIII. Первичное закрепление

Теперь продолжим работу по теме в рабочих тетрадях.

(с.19 №1)

Взаимопроверка.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Ребята, Муравьишка говорит : « Как много я всего узнал!» А вы как считаете?

– С какими деревьями мы познакомились?

-На какие две большие группы можно разделить все деревья?

-Чем они различаются? Что такое хвоинки?

-Как различить ель и сосну?

-Чем лиственница отличается от своих “родственниц”?

-Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Прочитайте вывод на странице 31.

Дома выполнить задание № 4 на с. 21 (т.)

infourok.ru

Советы рукодельницам