Конспект урока по теме “Текст. Работа с текстом” 3 класс “УМК” Школа России

Урок в 3 классе по русскому языку: Обобщение по теме «Текст».

Программа «Школа России», учебник Русский язык 3 класс,

Т.Г. Рамзаева.

Учитель Григуленко С.Л.

  1. Организационный момент.

Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть вас.

Повернулись, улыбнулись,

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят.

На столах у каждого из вас лежат оценочные листы «Листы успеха», в которых будете оценивать свою работу на каждом этапе урока по трёх бальной системе.

  1. Словарная работа.

Замените одним словом: полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения (дорога)

Верно, сегодня мы поговорим о слове «дорога». В словаре Ожегова я нашла такое определение дороги.

  • Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. (По дороге к дому)

  • Путешествие, пребывание в пути. (Устал с дороги.)

Какая орфограмма в этом слове? (опасное место) /безударная гласная о/

Верно, это слово нельзя проверить. Поэтому давайте запишем его в словарь и запомним его написание.

Слово трудное попалось,

Это братцы не беда:

Нарисуем в слове букву –

Не забудем никогда.

Учащимся предлагается записать слово в индивидуальные словарики, используя приём мнемотехники. (буква «О» – автомобильное колесо.)

А теперь ответьте на такой вопрос: какая бывает дорога? (шоссе, железная дорога, просёлочная дорога, грунтовая дорога) Посмотрите, пожалуйста, на слайды с видами дорог.

Во время ВОВ была Дорога жизни. Может кто-нибудь слышал, что это была за дорога? (Дорога жизни – путь через Ладожское озеро, по которому во время блокады Ленинграда в 1941-1943гг. осуществлялась связь с городом.)

Составьте со словом дорога предложение.

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Внимательно прочитайте слова. Определите последовательность и объясните свой выбор.

На доске: слова, слоги, звуки, текст, буквы, предложения.

Дети:

Звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст.

Обоснуйте свой ответ.

Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем, получаются слоги, из слогов можно составить слова. Из слов получаются предложения. А из предложений можно составить текст.

Какое слово в этой последовательности является завершающим? Почему?

С текстом мы с вами уже знакомы. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Обобщение по теме «Текст».

Цель: обобщить, повторить знания по теме «Текст».

В конце урока мы ответим на вопрос: Какие признаки текста вам известны?

  1. Основная часть урока по теме.

Для того чтобы ответить на контрольный вопрос, нам предстоит выполнить ряд заданий. Предлагаю преступить к первому. (Работа в парах)

Возьмите карточку розового цвета. В этой карточке две записи. Одна из них текст, а другая – нет. Определите, что является текстом. Обоснуйте свой ответ. 1.Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли ни землю.

2.По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Как красив лес в зимнюю пору!

Дети называют текстом первую запись. Свой выбор они объясняют тем, что в первой записи все предложения объединены одной темой, связаны по смыслу.

Что такое тема текста?

Это, то о чём или о ком говорится в тексте.

Какова тема этого текста?

Говорится о красоте деревьев. О красоте осенних деревьев.

Проведём дальнейшие исследования текста. Определите основную мысль текста.

Что такое основная мысль текста?

Это самое важное, главное, о чём говорит текст. Это, то к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст.

Какова основная мысль текста?

Основная мысль текста заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем лесу.

Все ли основные признаки текста названы?

Нет.

Какого еще одного признака не хватает?

Заголовка.

Что такое заголовок?

Краткое обобщенное обозначение темы текста. Заглавие в тексте может отразить тему или тему с основной мыслью текста.

Придумайте заголовок для нашего текста.

«Осень», «Красота осени», «Осенние деревья»

Оцените свою работу по этому заданию.

Ребята, осень любили не только писатели и поэты, но и композиторы. Предлагаю вам послушать отрывок из произведения Вивальди. Закройте глаза и представьте осеннюю картину.(слушают отрывок из цикла «Времена года. Осень»)

Какую картину представили?

  1. Закрепление знаний и способов действий.

Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи своё мнение)

Каждая группа получает своё задание.

Возьмите карточку жёлтого цвета.

Задание для 1 группы.
Окрась предложения из каждого текста одним цветом (текстовыми маркерами разного цвета).

Сто лет назад окраины Москвы освещались фонарями. Но они проедали с кашей большую часть масла, которая предназначалась для фонарей. В такие минуты до берегов доносится тихое пение и слышен далёкий колокольный звон. Заправлять их должны были пожарные. Голубые воды неподвижны днём и ночью. И поэтому даже извозчики боялись ехать туда, где царила кромешная тьма. Давным-давно на месте озера был славный град Китеж.

Задание для 2 группы.
Составь два стихотворения

Раз, два, три, четыре, пять,

Целый месяц под дождём

Кошка учится считать.

Мокнет крыша, мокнет дом,

Мокнут лужи и поля,

Потихоньку, понемножку

Мокнет мокрая земля.

Прибавляет к мышке кошку.

И далёко от земли

Получается ответ:

Мокнут в море корабли.

Кошка есть, а мышки нет.

Задание для 3 группы.
Отметь предложения, которые не соответствуют главной теме

Дети очень любят гулять в зимнем парке. Земля словно укрылась белым покрывалом. Лапы ёлок покрыты белым снегом. Медведь лакомится малиной. Всюду расцветают ландыши и подснежники. Мороз щиплет носы и щёки. Но мальчишкам и девчонкам совсем не холодно. Тепло ушам в шапках и рукам в тёплых перчатках.

Задание для 4 группы.
Прочитай стихотворение и выдели подходящие для него заглавия

Закатилось солнце за лесок,

Стал лесок и тёмен, и высок.

Кто-то притаился за сосной.

Что-то прошуршало за спиной,

Загорелись в ёлках огоньки…

Ой! – глаза у страха велики.

В.Леванский

Оцените свою работу в листе успеха.

Физкультминутка.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Индивидуальная работа. Дифференцированные задания.

Возьмите карточку синего цвета.

Перед вами задания разной сложности. На 3, 2 и 1 балл. Выберите одно задание и выполните его.

Задание на 1 балл.

Расположи предложения так, чтобы получится связный текст. Выбери наиболее подходящий заголовок.

___ Галчонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.

___ Миша нашёл под деревом грачонка, который дрожал от холода.

___У галчонка отросли крылья, и он улетел.

Задание на 2 балла.

Из слов каждой группы составь предложение. Придумай название (заголовок)

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой.

Топал, слон, ногой.

Задание на 3 балла.

Составь текст по опорным словам и заголовку.

Утро.

Утро, солнышко, из-за леса, роса, сверкает, блестит, река, лодка, рыбак, вот, улов.

Оцените свою работу.

  1. Контроль и самопроверка знаний.

Тест «да или нет»

Проверили. Оценили свою работу

  1. Подведение итогов урока.

Ответим на контрольный вопрос! Какие признаки текста вам известны?

Основная мысль Текст Тема текста

текста

Заголовок

Какую цель ставили для себя на уроке?

Достигли её?

Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Подсчитайте количество баллов и подведите итог.

  1. Рефлексия

«?» – не всё понял, нужна помощь

«+» – урок понравился

«!» – всё понял, было интересно

  1. Задание на дом.

По выбору.

  • Упражнение 116.

  • Составить текст на одну из предложенных тем «Книга – мой лучший друг», «На реке», «Мой любимый предмет в школе»

Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой. Урок окончен.

Приложения

Тест «Да или нет»

Рефлексия

Лист успеха

Этапы урока

Баллы

Работа в парах

Творческая работа

Работа в группах

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа (тест «Да или нет»)

Итог урока

3 балла – работа выполнена без ошибок

2 балла – 1-2 ошибки

1 балл – 3 и более ошибок

infourok.ru

Конспект урока по теме “Текст. Работа с текстом” 3 класс УМК “Школа России

Урок в 3 классе по русскому языку: Обобщение по теме «Текст».

Программа «Школа России», учебник Русский язык 3 класс,

Т.Г. Рамзаева.

Учитель Григуленко С.Л.

  1. Организационный момент.

Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть вас.

Повернулись, улыбнулись,

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят.

На столах у каждого из вас лежат оценочные листы «Листы успеха», в которых будете оценивать свою работу на каждом этапе урока по трёх бальной системе.

  1. Словарная работа.

Замените одним словом: полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения (дорога)

Верно, сегодня мы поговорим о слове «дорога». В словаре Ожегова я нашла такое определение дороги.

  • Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. (По дороге к дому)

  • Путешествие, пребывание в пути. (Устал с дороги.)

Какая орфограмма в этом слове? (опасное место) /безударная гласная о/

Верно, это слово нельзя проверить. Поэтому давайте запишем его в словарь и запомним его написание.

Слово трудное попалось,

Это братцы не беда:

Нарисуем в слове букву –

Не забудем никогда.

Учащимся предлагается записать слово в индивидуальные словарики, используя приём мнемотехники. (буква «О» – автомобильное колесо.)

А теперь ответьте на такой вопрос: какая бывает дорога? (шоссе, железная дорога, просёлочная дорога, грунтовая дорога) Посмотрите, пожалуйста, на слайды с видами дорог.

Во время ВОВ была Дорога жизни. Может кто-нибудь слышал, что это была за дорога? (Дорога жизни – путь через Ладожское озеро, по которому во время блокады Ленинграда в 1941-1943гг. осуществлялась связь с городом.)

Составьте со словом дорога предложение.

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Внимательно прочитайте слова. Определите последовательность и объясните свой выбор.

На доске: слова, слоги, звуки, текст, буквы, предложения.

Дети:

Звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст.

Обоснуйте свой ответ.

Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем, получаются слоги, из слогов можно составить слова. Из слов получаются предложения. А из предложений можно составить текст.

Какое слово в этой последовательности является завершающим? Почему?

С текстом мы с вами уже знакомы. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Обобщение по теме «Текст».

Цель: обобщить, повторить знания по теме «Текст».

В конце урока мы ответим на вопрос: Какие признаки текста вам известны?

  1. Основная часть урока по теме.

Для того чтобы ответить на контрольный вопрос, нам предстоит выполнить ряд заданий. Предлагаю преступить к первому. (Работа в парах)

Возьмите карточку розового цвета. В этой карточке две записи. Одна из них текст, а другая – нет. Определите, что является текстом. Обоснуйте свой ответ. 1.Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли ни землю.

2.По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Как красив лес в зимнюю пору!

Дети называют текстом первую запись. Свой выбор они объясняют тем, что в первой записи все предложения объединены одной темой, связаны по смыслу.

Что такое тема текста?

Это, то о чём или о ком говорится в тексте.

Какова тема этого текста?

Говорится о красоте деревьев. О красоте осенних деревьев.

Проведём дальнейшие исследования текста. Определите основную мысль текста.

Что такое основная мысль текста?

Это самое важное, главное, о чём говорит текст. Это, то к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст.

Какова основная мысль текста?

Основная мысль текста заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем лесу.

Все ли основные признаки текста названы?

Нет.

Какого еще одного признака не хватает?

Заголовка.

Что такое заголовок?

Краткое обобщенное обозначение темы текста. Заглавие в тексте может отразить тему или тему с основной мыслью текста.

Придумайте заголовок для нашего текста.

«Осень», «Красота осени», «Осенние деревья»

Оцените свою работу по этому заданию.

Ребята, осень любили не только писатели и поэты, но и композиторы. Предлагаю вам послушать отрывок из произведения Вивальди. Закройте глаза и представьте осеннюю картину.(слушают отрывок из цикла «Времена года. Осень»)

Какую картину представили?

  1. Закрепление знаний и способов действий.

Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи своё мнение)

Каждая группа получает своё задание.

Возьмите карточку жёлтого цвета.

Задание для 1 группы.
Окрась предложения из каждого текста одним цветом (текстовыми маркерами разного цвета).

Сто лет назад окраины Москвы освещались фонарями. Но они проедали с кашей большую часть масла, которая предназначалась для фонарей. В такие минуты до берегов доносится тихое пение и слышен далёкий колокольный звон. Заправлять их должны были пожарные. Голубые воды неподвижны днём и ночью. И поэтому даже извозчики боялись ехать туда, где царила кромешная тьма. Давным-давно на месте озера был славный град Китеж.

Задание для 2 группы.
Составь два стихотворения

Раз, два, три, четыре, пять,

Целый месяц под дождём

Кошка учится считать.

Мокнет крыша, мокнет дом,

Мокнут лужи и поля,

Потихоньку, понемножку

Мокнет мокрая земля.

Прибавляет к мышке кошку.

И далёко от земли

Получается ответ:

Мокнут в море корабли.

Кошка есть, а мышки нет.

Задание для 3 группы.
Отметь предложения, которые не соответствуют главной теме

Дети очень любят гулять в зимнем парке. Земля словно укрылась белым покрывалом. Лапы ёлок покрыты белым снегом. Медведь лакомится малиной. Всюду расцветают ландыши и подснежники. Мороз щиплет носы и щёки. Но мальчишкам и девчонкам совсем не холодно. Тепло ушам в шапках и рукам в тёплых перчатках.

Задание для 4 группы.
Прочитай стихотворение и выдели подходящие для него заглавия

Закатилось солнце за лесок,

Стал лесок и тёмен, и высок.

Кто-то притаился за сосной.

Что-то прошуршало за спиной,

Загорелись в ёлках огоньки…

Ой! – глаза у страха велики.

В.Леванский

Оцените свою работу в листе успеха.

Физкультминутка.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Индивидуальная работа. Дифференцированные задания.

Возьмите карточку синего цвета.

Перед вами задания разной сложности. На 3, 2 и 1 балл. Выберите одно задание и выполните его.

Задание на 1 балл.

Расположи предложения так, чтобы получится связный текст. Выбери наиболее подходящий заголовок.

___ Галчонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.

___ Миша нашёл под деревом грачонка, который дрожал от холода.

___У галчонка отросли крылья, и он улетел.

Задание на 2 балла.

Из слов каждой группы составь предложение. Придумай название (заголовок)

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой.

Топал, слон, ногой.

Задание на 3 балла.

Составь текст по опорным словам и заголовку.

Утро.

Утро, солнышко, из-за леса, роса, сверкает, блестит, река, лодка, рыбак, вот, улов.

Оцените свою работу.

  1. Контроль и самопроверка знаний.

Тест «да или нет»

Вопросы

+ или –

1

Текст состоит из предложений

+

2

К тексту нельзя придумать заглавие.

3

Все предложения в тексте имеют границы.

+

4

Предложения в тексте не имеют определённой последовательности

5

По заглавию нельзя определить тему текста

6

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.

+

7

Текст можно разделить на части

+

Проверили. Оценили свою работу

  1. Подведение итогов урока.

Ответим на контрольный вопрос! Какие признаки текста вам известны?

Основная мысль Текст Тема текста

текста

Заголовок

Какую цель ставили для себя на уроке?

Достигли её?

Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Подсчитайте количество баллов и подведите итог.

  1. Рефлексия

«?» – не всё понял, нужна помощь

«+» – урок понравился

«!» – всё понял, было интересно

  1. Задание на дом.

По выбору.

    • Упражнение 116.

    • Составить текст на одну из предложенных тем «Книга – мой лучший друг», «На реке», «Мой любимый предмет в школе»

    Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой. Урок окончен.

    Приложения

    Тест «Да или нет»

    + или –

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Рефлексия

    Лист успеха

    Этапы урока

    Баллы

    Работа в парах

    Творческая работа

    Работа в группах

    Индивидуальная работа

    Самостоятельная работа (тест «Да или нет»)

    Итог урока

    3 балла – работа выполнена без ошибок

    2 балла – 1-2 ошибки

    1 балл – 3 и более ошибок

    multiurok.ru

    Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме: “Текст”

    Урок русского языка в 3 классе

    Тема: Текст.

    Тип урока: урок – обобщение.

    Цель: обобщить знания о тексте, видах текста, научить распознавать и составлять текст.

    Обучать навыкам критического мышления;

    Развивающие

    Развивать память, внимание, умения и навыки работы с текстом, творческие способности.

    Воспитательные

    1.Способствовать воспитанию умения сотрудничать и работать в группе

    2. Воспитывать аккуратность письма.

    Оборудование:

    карточки для индивидуальной работы, определения видов текстов (на каждого ученика), кластеры, оценочные листы.

    Ход урока.

    I.Орг. момент

    Дружно все за парты сели.

    На меня все посмотрели.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минутки не теряем. Слайд 2

    Мотивация к деятельности.

    На уроке нас ждёт много разных трудных, но интересных заданий. Каждому надо будет

    показать свои способности. Для успешной работы нам пригодятся хорошее настроение, внимание, старание, наши знания, активность.

    Слово для пожелания лидеру.

    (Желаю вам успеха, хороших оценок)

    Итак, начнем наш урок

    II. Вызов Работа в тетради.

    Откройте свои тетради и запишите число и классная работа.

    – Чтобы буквы ложились на строку красиво, хочу напомнить девиз письма « Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

    1. Чистописание к т е с т Слайд 3

    2. Словарная работа: тетрадь, газета, компьютер, профессия, редактор. Слайд 4

    Запишите сначала те слова, которые уже знаем. Назовите их на казахском, английском языке.

    – Какое слово для вас новое? (редактор)

    – Кто такой редактор? Слайд 5

    Слово «редактор» – многозначное: Слайд 6

    – специалист, который исправляет неточности в текстах, готовит информацию к выходу в печать или эфир;

    – руководитель газет и журналов, канала телевидения или радио;

    – Компьютерная программа, которая отвечает за набор и оформление текста.

    Цель и тема урока.

    Определите тему, нашего урока, собрав слово из выделенных букв. (ТЕКСТ) Слайд 7

    Верно, тема нашего урока – текст.

    Используя опорные слова, определите цель работы.

    Различать, составлять, уметь, типы, повествование, описание. Слайд 8

    (уметь различать типы текста, составлять текст повествование и текст описание)

    Актуализация знаний.

    Проверка домашнего задания.

    Давайте вспомним, что же вы уже знаете.

    Работа в парах Слайд 9

    – Карточка 1. «Верно ли утверждение?» Слайд 10

    1.Текст состоит из предложений. (+)

    2.К тексту нельзя придумать заглавие.(-)

    3.Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.(-)

    4.Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.(+)

    5.Текст можно разделить на части. (+)

    Взаимно проверка по ключу.

    III. Осмысление

    Ребята, мы сегодня узнали, кто такой редактор, чем занимаются редакторы. Я предлагаю вам создать свою газету, и побыть в роли редакторов.

    – Что вы знаете о газетах?

    Что такое рубрика? Слайд 11

    Итак, прошу вас разойтись по своим отделам.

    1. Работа в группах

    Деление на группы (по рядам)

    Определение ролей в группах

    Вспоминаем правила работы в группах Слайд 12

    1). Рублика «Это должен знать каждый» Слайд 13 Составить кластер «структура текста», «текст – повествование», «текст – описание»

    (в конвертах «Это должен знать каждый» опорные слова для каждой группы)

    Выступление спикеров, от каждой группы.

    Взаимное оценивание, каждой группы МПМ

    2. Индивидуальная работа (по разно уровневым карточкам).

    2). Рублика «Новости дня» Слайд 14

    НПС: Восстанови текст, запиши в тетрадь.

    Сегодня у нас урок _________________. В классе много гостей. Ученики ___________ и _______________. Они _____________ отвечают и _______________ пишут.

    Слова для справок: русского языка, внимательные, активные, правильно, красиво.

    ППС: Из слов каждой группы составь предложения. Запиши текст.

    1). Урок, русского, открытый, языка, сегодня.

    2). Много, в, классе, гостей.

    3). Стараются, ученики, красиво писать, и, правильно, отвечать.

    ВПС: Составь текст по опорным словам и заголовку. Новость дня

    Сегодня, открытый, урок, языка, русского, в, классе, много, гостей, ученики, правильно, отвечают, красиво, и, пишут.

    Самопроверка по ключу.

    Оценка в лист оценивания. МПМ

    Материал д на две наши рубрики в газету готов. Следующая наша рубрика творческая.

    3. Работа в группах:

    3). Рублика «Творческая страничка» Слайд 15

    Составить Синквейн по теме «Текст». (в конвертах опорные слова)

    1 группа –

    связный, содержательный, развивает, начинает, заканчивает, глагол, рассказывает, о действие, повествование.

    2 группа –

    яркий, точный, выделяет, рассматривает, определяет, прилагательные, помогает, узнать, предмет, описание.

    3 группа «Синквейн «Тема»

    тема, говорит, автор, учит, подсказывает, объясняет, точная, интересная, в тексте, заголовок. (Если не хватит времени – это задание на дом)

    Выступление спикера от каждой группы. Взаимное оценивание. (формативное) (Если не хватит времени – это задание на дом)

    IY. Итог урока. Слайд 16

    Итак, наша газета готова. Подведем итог. Проверь себя. Что же мы знаем о текстах?

    4. Работа в парах. Тест «Типы текстов» – Карточка

    1. Текст-это:

    А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически В) словосочетания.

    2. Как называется текст, в котором описаны предметы? А)текст-описание Б)текст- повествование

    3. Какая часть речи помогает описать предмет?

    А) глагол    Б) имя прилагательное   В) имя существительное

    4. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?

    А) текст – описание    Б) текст- повествование

    Взаимно проверка по ключу. Оценки в листы оценивания. МПМ

    Y. Рефлексия. Слайд 17 Оценка результатов деятельности.

    – Справились ли мы с задачами нашего урока? – Какую оценку вы бы поставили себе? Оценивание по «Лестнице познания» Выставление оценок по МПМ

    Домашнее задание: Слайд 18

    С. 114-115 правило, с.116 у. 251, придумай загадку–описание, нарисуй рисунок.

    Спасибо за урок! Слайд 19

    infourok.ru

    Конспект урока с презентацией “Что такое текст?”; 3класс – Русский язык – Начальные классы

    Место в системе уроков: четвёртый урок по теме: «Текст».

    Триединая цель урока.

    Образовательный компонент.

    1. Сформировать у учащихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
    2. Учить младших школьников тонко и глубоко понимать текст, побудить их к творческому его восприятию (интерпретации).
    3. Углубить знания и накапливать опыт более свободного, умелого построения и использования текстов в своей речи как устной, так и письменной.
    4. Развитие орфографической зоркости учащихся.

    Развивающий компонент.
    1. Развитие речи.

    • Обогащение словарного запаса школьников
    • Понимание выразительных средств языка.

    2. Развитие лингвистического мышления
    3. Развитие творческих способностей.
    4. Развитие познавательного интереса.
    Воспитывающий компонент.
    1. Воспитание нравственных качеств:

    • товарищества;
    • деликатности;
    • дисциплинированности;
    • ответственности;
    • способности сопереживать;
    • самоуважения.

    2. Воспитание чувства прекрасного.
    3. Воспитание любви к русскому языку.
    4. Формирование самооценки своей деятельности

    Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, дифференцированные задания-карточки, цветовой тест, демонстрационный плакат «Что такое текст?», мобильный класс с ноутбуками iBOOK с операционной системой MAC OS X, тест для самооценки.

    Начинаем урок русского языка.
    Мы как всегда рады видеть друг друга.
    • Вы готовы к совместной творческой работе? Садитесь.

    Перед вами на столах лежат цветные изображения: красного, синего и зеленого цвета. Посмотрите на них внимательно и выберите то, которое соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны и настроены на работу. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги и беспокойства.
    Спасибо. Положите на край стола.

    Урок начнём с чистописания.
    Для этого приготовим руки для письма.

    Разотру ладошки сильно,
    Каждый пальчик покручу.
    Поздороваюсь с ним сильно
    И вытягивать начну.
    Руки я затем помою,
    Пальчик в пальчик я вложу.
    На замочек их закрою
    И тепло поберегу.
    Выпущу я пальчики
    Пусть бегут , как зайчики.

    Руки для письма готовы.

    Послушайте стихотворение и определите написание какой буквы мы сегодня повторим.
    Стала снежинка
    Буквою Ж.
    Солнце её не растопит уже! (буква Ж)

    • С чем сравнил автор букву Ж?
    • Почему вы так думаете?
    Снежинки очень красивые и разные, но в основном они шестигранные.

    • Дайте характеристику этой букве.

    Готовим рабочее место.

    Тетрадь с наклоном положу,
    Ручку правильно держу.
    Сяду прямо, не согнусь,
    За работу я возьмусь.

    Обращаю ваше внимание на каллиграфически правильное письмо. Запись начнём с элементов наклона для заглавной и строчной буквы Ж. Расстояние между наклонными элементами соответствует ширине буквы. Затем – заглавная буква Ж и строчная. Далее – заглавная и строчная в соединении и, наконец сочетание шипящей Ж и гласной И. И по этой закономерности допишите до конца строки.

    III lll Жж жи Ж ж

    • Объясните орфограммы, которые встретились в слове – СНЕЖИНКА. (сочетание ЖИ-ШИ, безударная гласная в корне слова).
    • Как проверить безударную гласную?
    • Подберите проверочные слова.

    На 2 строке запишем группу проверочных слов и проверяемое слово. Обращаю внимание на соединения букв. Обозначьте орфограмму.

    Снег, снежный – снежинка.

    • Что вы заметили в корнях слов? (чередование согласных букв)
    • В какое время года можно увидеть снежинки?

    Сейчас месяц ноябрь, но зима в нашем городе уже наступила и порадовала нас первым снегом.

    И к нам на урок тоже прилетела снежинка и принесла нам кроссворд со словарными словами.
    Чтобы разгадать кроссворд нам надо отгадать загадки.

    Отгадки вы записываете к себе в тетрадь, с красной строки, с заглавной буквы. Ставите ударение и подчёркиваете безударную гласную.

    1. Летит без крыльев и поет,
    Прохожих задирает.
    Одним проходу не даёт,
    Других он подгоняет. (ВЕТЕР)

    2. И не снег, и не лёд,
    А серебром деревья уберёт. (ИНЕЙ)

    3. Пушистая вата плывёт куда-то:
    Чем вата ниже, тем дождик ближе.
    (ОБЛАКО)

    4. Эта рыжая плутовка и коварна и хитра.
    Быстрых зайцев ловит ловко,
    Кур ворует со двора,
    И мышами поживиться
    Любит шустрая ….. (ЛИСИЦА)

    5. Дышит, растёт,
    А ходить не может. (РАСТЕНИЕ)

    • К какой тематической группе можно отнести эти слова? (ПРИРОДА)
    Деревья, небо, облака, дождь, земля, звери, птицы – всё это природа.

    • Как изменилась природа с приходом зимы?

    Снежинка не просто прилетела к нам на урок и дала возможность повторить словарные слова этой группы, она нам поможет определить тему урока и будет на уроке нашим талисманом. Посмотрите внимательно в кроссворд и по вертикали вы сможете прочесть тему нашего урока.

    • Пожалуйста. (ТЕКСТ)

    Да, сегодня главный вопрос нашего урока:
    «ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ?»
    • Как вы думаете какие задачи нам сегодня предстоит решить?
    Задача нашего урока закрепить
    основные признаки текста и
    попробовать применить теоретические знания
    на практике.

    Полный текст материала Конспект урока с презентацией “Что такое текст?”; 3класс смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен фрагмент.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Есть мнение?
    Оставьте комментарий

    Оставить комментарий

    pedsovet.su

    Конспект урока по теме “Текст. Работа с текстом” 3 класс УМК “Школа России

    Урок в 3 классе по русскому языку: Обобщение по теме «Текст».

    Программа «Школа России», учебник Русский язык 3 класс,

    Т.Г. Рамзаева.

    Учитель Григуленко С.Л.

    1. Организационный момент.

    Добрый день и добрый час!

    Очень рады видеть вас.

    Повернулись, улыбнулись,

    Друг на друга посмотрели

    И тихонько дружно сели.

    Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят.

    На столах у каждого из вас лежат оценочные листы «Листы успеха», в которых будете оценивать свою работу на каждом этапе урока по трёх бальной системе.

    1. Словарная работа.

    Замените одним словом: полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения (дорога)

    Верно, сегодня мы поговорим о слове «дорога». В словаре Ожегова я нашла такое определение дороги.

    • Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. (По дороге к дому)

    • Путешествие, пребывание в пути. (Устал с дороги.)

    Какая орфограмма в этом слове? (опасное место) /безударная гласная о/

    Верно, это слово нельзя проверить. Поэтому давайте запишем его в словарь и запомним его написание.

    Слово трудное попалось,

    Это братцы не беда:

    Нарисуем в слове букву –

    Не забудем никогда.

    Учащимся предлагается записать слово в индивидуальные словарики, используя приём мнемотехники. (буква «О» – автомобильное колесо.)

    А теперь ответьте на такой вопрос: какая бывает дорога? (шоссе, железная дорога, просёлочная дорога, грунтовая дорога) Посмотрите, пожалуйста, на слайды с видами дорог.

    Во время ВОВ была Дорога жизни. Может кто-нибудь слышал, что это была за дорога? (Дорога жизни – путь через Ладожское озеро, по которому во время блокады Ленинграда в 1941-1943гг. осуществлялась связь с городом.)

    Составьте со словом дорога предложение.

    1. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

    Внимательно прочитайте слова. Определите последовательность и объясните свой выбор.

    На доске: слова, слоги, звуки, текст, буквы, предложения.

    Дети:

    Звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст.

    Обоснуйте свой ответ.

    Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем, получаются слоги, из слогов можно составить слова. Из слов получаются предложения. А из предложений можно составить текст.

    Какое слово в этой последовательности является завершающим? Почему?

    С текстом мы с вами уже знакомы. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

    Обобщение по теме «Текст».

    Цель: обобщить, повторить знания по теме «Текст».

    В конце урока мы ответим на вопрос: Какие признаки текста вам известны?

    1. Основная часть урока по теме.

    Для того чтобы ответить на контрольный вопрос, нам предстоит выполнить ряд заданий. Предлагаю преступить к первому. (Работа в парах)

    Возьмите карточку розового цвета. В этой карточке две записи. Одна из них текст, а другая – нет. Определите, что является текстом. Обоснуйте свой ответ. 1.Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли ни землю.

    2.По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Как красив лес в зимнюю пору!

    Дети называют текстом первую запись. Свой выбор они объясняют тем, что в первой записи все предложения объединены одной темой, связаны по смыслу.

    Что такое тема текста?

    Это, то о чём или о ком говорится в тексте.

    Какова тема этого текста?

    Говорится о красоте деревьев. О красоте осенних деревьев.

    Проведём дальнейшие исследования текста. Определите основную мысль текста.

    Что такое основная мысль текста?

    Это самое важное, главное, о чём говорит текст. Это, то к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст.

    Какова основная мысль текста?

    Основная мысль текста заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем лесу.

    Все ли основные признаки текста названы?

    Нет.

    Какого еще одного признака не хватает?

    Заголовка.

    Что такое заголовок?

    Краткое обобщенное обозначение темы текста. Заглавие в тексте может отразить тему или тему с основной мыслью текста.

    Придумайте заголовок для нашего текста.

    «Осень», «Красота осени», «Осенние деревья»

    Оцените свою работу по этому заданию.

    Ребята, осень любили не только писатели и поэты, но и композиторы. Предлагаю вам послушать отрывок из произведения Вивальди. Закройте глаза и представьте осеннюю картину.(слушают отрывок из цикла «Времена года. Осень»)

    Какую картину представили?

    1. Закрепление знаний и способов действий.

    Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи своё мнение)

    Каждая группа получает своё задание.

    Возьмите карточку жёлтого цвета.

    Задание для 1 группы.
    Окрась предложения из каждого текста одним цветом (текстовыми маркерами разного цвета).

    Сто лет назад окраины Москвы освещались фонарями. Но они проедали с кашей большую часть масла, которая предназначалась для фонарей. В такие минуты до берегов доносится тихое пение и слышен далёкий колокольный звон. Заправлять их должны были пожарные. Голубые воды неподвижны днём и ночью. И поэтому даже извозчики боялись ехать туда, где царила кромешная тьма. Давным-давно на месте озера был славный град Китеж.

    Задание для 2 группы.
    Составь два стихотворения

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Целый месяц под дождём

    Кошка учится считать.

    Мокнет крыша, мокнет дом,

    Мокнут лужи и поля,

    Потихоньку, понемножку

    Мокнет мокрая земля.

    Прибавляет к мышке кошку.

    И далёко от земли

    Получается ответ:

    Мокнут в море корабли.

    Кошка есть, а мышки нет.

    Задание для 3 группы.
    Отметь предложения, которые не соответствуют главной теме

    Дети очень любят гулять в зимнем парке. Земля словно укрылась белым покрывалом. Лапы ёлок покрыты белым снегом. Медведь лакомится малиной. Всюду расцветают ландыши и подснежники. Мороз щиплет носы и щёки. Но мальчишкам и девчонкам совсем не холодно. Тепло ушам в шапках и рукам в тёплых перчатках.

    Задание для 4 группы.
    Прочитай стихотворение и выдели подходящие для него заглавия

    Закатилось солнце за лесок,

    Стал лесок и тёмен, и высок.

    Кто-то притаился за сосной.

    Что-то прошуршало за спиной,

    Загорелись в ёлках огоньки…

    Ой! – глаза у страха велики.

    В.Леванский

    Оцените свою работу в листе успеха.

    Физкультминутка.

    1. Обобщение и систематизация знаний.

    Индивидуальная работа. Дифференцированные задания.

    Возьмите карточку синего цвета.

    Перед вами задания разной сложности. На 3, 2 и 1 балл. Выберите одно задание и выполните его.

    Задание на 1 балл.

    Расположи предложения так, чтобы получится связный текст. Выбери наиболее подходящий заголовок.

    ___ Галчонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.

    ___ Миша нашёл под деревом грачонка, который дрожал от холода.

    ___У галчонка отросли крылья, и он улетел.

    Задание на 2 балла.

    Из слов каждой группы составь предложение. Придумай название (заголовок)

    В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

    Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

    Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой.

    Топал, слон, ногой.

    Задание на 3 балла.

    Составь текст по опорным словам и заголовку.

    Утро.

    Утро, солнышко, из-за леса, роса, сверкает, блестит, река, лодка, рыбак, вот, улов.

    Оцените свою работу.

    1. Контроль и самопроверка знаний.

    Тест «да или нет»

    Вопросы

    + или –

    1

    Текст состоит из предложений

    +

    2

    К тексту нельзя придумать заглавие.

    3

    Все предложения в тексте имеют границы.

    +

    4

    Предложения в тексте не имеют определённой последовательности

    5

    По заглавию нельзя определить тему текста

    6

    Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.

    +

    7

    Текст можно разделить на части

    +

    Проверили. Оценили свою работу

    1. Подведение итогов урока.

    Ответим на контрольный вопрос! Какие признаки текста вам известны?

    Основная мысль Текст Тема текста

    текста

    Заголовок

    Какую цель ставили для себя на уроке?

    Достигли её?

    Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Подсчитайте количество баллов и подведите итог.

    1. Рефлексия

    «?» – не всё понял, нужна помощь

    «+» – урок понравился

    «!» – всё понял, было интересно

    1. Задание на дом.

    По выбору.

      • Упражнение 116.

      • Составить текст на одну из предложенных тем «Книга – мой лучший друг», «На реке», «Мой любимый предмет в школе»

      Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой. Урок окончен.

      Приложения

      Тест «Да или нет»

      + или –

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      Рефлексия

      Лист успеха

      Этапы урока

      Баллы

      Работа в парах

      Творческая работа

      Работа в группах

      Индивидуальная работа

      Самостоятельная работа (тест «Да или нет»)

      Итог урока

      3 балла – работа выполнена без ошибок

      2 балла – 1-2 ошибки

      1 балл – 3 и более ошибок

      multiurok.ru

      Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема: “Текст”

      Урок в 3 классе по русскому языку: Обобщение по теме «Текст».

      Программа «Школа России», учебник Русский язык 3 класс,

      Т.Г. Рамзаева.

      1. Организационный момент.

      Добрый день и добрый час!

      Очень рады видеть вас.

      Повернулись, улыбнулись,

      Друг на друга посмотрели

      И тихонько дружно сели.

      Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят.

      На столах у каждого из вас лежат оценочные листы «Листы успеха», в которых будете оценивать свою работу на каждом этапе урока по трёх бальной системе.

      1. Словарная работа.

      Замените одним словом: полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения (дорога)

      Верно, сегодня мы поговорим о слове «дорога». В словаре Ожегова я нашла такое определение дороги.

      • Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. (По дороге к дому)

      • Путешествие, пребывание в пути. (Устал с дороги.)

      Какая орфограмма в этом слове? (опасное место) /безударная гласная о/

      Верно, это слово нельзя проверить. Поэтому давайте запишем его в словарь и запомним его написание.

      Слово трудное попалось,

      Это братцы не беда:

      Нарисуем в слове букву –

      Не забудем никогда.

      Учащимся предлагается записать слово в индивидуальные словарики, используя приём мнемотехники. (буква «О» – автомобильное колесо.)

      А теперь ответьте на такой вопрос: какая бывает дорога? (шоссе, железная дорога, просёлочная дорога, грунтовая дорога) Посмотрите, пожалуйста, на слайды с видами дорог.

      Во время ВОВ была Дорога жизни. Может кто-нибудь слышал, что это была за дорога? (Дорога жизни – путь через Ладожское озеро, по которому во время блокады Ленинграда в 1941-1943гг. осуществлялась связь с городом.)

      Составьте со словом дорога предложение.

      1. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

      Внимательно прочитайте слова. Определите последовательность и объясните свой выбор.

      На доске: слова, слоги, звуки, текст, буквы, предложения.

      Дети:

      Звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст.

      Обоснуйте свой ответ.

      Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем, получаются слоги, из слогов можно составить слова. Из слов получаются предложения. А из предложений можно составить текст.

      Какое слово в этой последовательности является завершающим? Почему?

      С текстом мы с вами уже знакомы. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

      Обобщение по теме «Текст».

      Цель: обобщить, повторить знания по теме «Текст».

      В конце урока мы ответим на вопрос: Какие признаки текста вам известны?

      1. Основная часть урока по теме.

      Для того чтобы ответить на контрольный вопрос, нам предстоит выполнить ряд заданий. Предлагаю преступить к первому. (Работа в парах)

      Возьмите карточку розового цвета. В этой карточке две записи. Одна из них текст, а другая – нет. Определите, что является текстом. Обоснуйте свой ответ. 1.Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли ни землю.

      2.По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Как красив лес в зимнюю пору!

      Дети называют текстом первую запись. Свой выбор они объясняют тем, что в первой записи все предложения объединены одной темой, связаны по смыслу.

      Что такое тема текста?

      Это, то о чём или о ком говорится в тексте.

      Какова тема этого текста?

      Говорится о красоте деревьев. О красоте осенних деревьев.

      Проведём дальнейшие исследования текста. Определите основную мысль текста.

      Что такое основная мысль текста?

      Это самое важное, главное, о чём говорит текст. Это, то к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст.

      Какова основная мысль текста?

      Основная мысль текста заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем лесу.

      Все ли основные признаки текста названы?

      Нет.

      Какого еще одного признака не хватает?

      Заголовка.

      Что такое заголовок?

      Краткое обобщенное обозначение темы текста. Заглавие в тексте может отразить тему или тему с основной мыслью текста.

      Придумайте заголовок для нашего текста.

      «Осень», «Красота осени», «Осенние деревья»

      Оцените свою работу по этому заданию.

      Ребята, осень любили не только писатели и поэты, но и композиторы. Предлагаю вам послушать отрывок из произведения Вивальди. Закройте глаза и представьте осеннюю картину.(слушают отрывок из цикла «Времена года. Осень»)

      Какую картину представили?

      1. Закрепление знаний и способов действий.

      Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи своё мнение)

      Каждая группа получает своё задание.

      Возьмите карточку жёлтого цвета.

      Задание для 1 группы.
      Окрась предложения из каждого текста одним цветом (текстовыми маркерами разного цвета).

      Сто лет назад окраины Москвы освещались фонарями. Но они проедали с кашей большую часть масла, которая предназначалась для фонарей. В такие минуты до берегов доносится тихое пение и слышен далёкий колокольный звон. Заправлять их должны были пожарные. Голубые воды неподвижны днём и ночью. И поэтому даже извозчики боялись ехать туда, где царила кромешная тьма. Давным-давно на месте озера был славный град Китеж.

      Задание для 2 группы.
      Составь два стихотворения

      Раз, два, три, четыре, пять,

      Целый месяц под дождём

      Кошка учится считать.

      Мокнет крыша, мокнет дом,

      Мокнут лужи и поля,

      Потихоньку, понемножку

      Мокнет мокрая земля.

      Прибавляет к мышке кошку.

      И далёко от земли

      Получается ответ:

      Мокнут в море корабли.

      Кошка есть, а мышки нет.

      Задание для 3 группы.
      Отметь предложения, которые не соответствуют главной теме

      Дети очень любят гулять в зимнем парке. Земля словно укрылась белым покрывалом. Лапы ёлок покрыты белым снегом. Медведь лакомится малиной. Всюду расцветают ландыши и подснежники. Мороз щиплет носы и щёки. Но мальчишкам и девчонкам совсем не холодно. Тепло ушам в шапках и рукам в тёплых перчатках.

      Задание для 4 группы.
      Прочитай стихотворение и выдели подходящие для него заглавия

      Закатилось солнце за лесок,

      Стал лесок и тёмен, и высок.

      Кто-то притаился за сосной.

      Что-то прошуршало за спиной,

      Загорелись в ёлках огоньки…

      Ой! – глаза у страха велики.

      В.Леванский

      Оцените свою работу в листе успеха.

      Физкультминутка.

      1. Обобщение и систематизация знаний.

      Индивидуальная работа. Дифференцированные задания.

      Возьмите карточку синего цвета.

      Перед вами задания разной сложности. На 3, 2 и 1 балл. Выберите одно задание и выполните его.

      Задание на 1 балл.

      Расположи предложения так, чтобы получится связный текст. Выбери наиболее подходящий заголовок.

      ___ Галчонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.

      ___ Миша нашёл под деревом грачонка, который дрожал от холода.

      ___У галчонка отросли крылья, и он улетел.

      Задание на 2 балла.

      Из слов каждой группы составь предложение. Придумай название (заголовок)

      В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

      Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

      Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой.

      Топал, слон, ногой.

      Задание на 3 балла.

      Составь текст по опорным словам и заголовку.

      Утро.

      Утро, солнышко, из-за леса, роса, сверкает, блестит, река, лодка, рыбак, вот, улов.

      Оцените свою работу.

      1. Контроль и самопроверка знаний.

      Тест «да или нет»

      Проверили. Оценили свою работу

      1. Подведение итогов урока.

      Ответим на контрольный вопрос! Какие признаки текста вам известны?

      Основная мысль Текст Тема текста

      текста

      Заголовок

      Какую цель ставили для себя на уроке?

      Достигли её?

      Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Подсчитайте количество баллов и подведите итог.

      1. Рефлексия

      «?» – не всё понял, нужна помощь

      «+» – урок понравился

      «!» – всё понял, было интересно

      1. Задание на дом.

      По выбору.

      • Упражнение 116.

      • Составить текст на одну из предложенных тем «Книга – мой лучший друг», «На реке», «Мой любимый предмет в школе»

      Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой. Урок окончен.

      Приложения

      Тест «Да или нет»

      Рефлексия

      Лист успеха

      Этапы урока

      Баллы

      Работа в парах

      Творческая работа

      Работа в группах

      Индивидуальная работа

      Самостоятельная работа (тест «Да или нет»)

      Итог урока

      3 балла – работа выполнена без ошибок

      2 балла – 1-2 ошибки

      1 балл – 3 и более ошибок

      infourok.ru

      Конспект урока русского языка 3 класс Тема урока: «Текст

      Конспект урока русского языка

      3 класс

      Тема урока: «Текст – описание»

      Основные цели урока:

      Формирование умения распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение ), умения распознавать текст-описание, определять основную мысль, тему текста.

      Планируемые результаты (УУД):

      Личностные: конструктивно разрешать проблемные ситуации;

      Метапредметные:

      регулятивные

      опираясь на выделенные учителем ориентиры действий, научатся планировать свою деятельность;

      сопоставлять выполненную работу с образцом;

      вносить коррективы в действия с учётом допущенных неточностей и ошибок;

      познавательные

      научатся воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

      коммуникативные

      получат возможность научиться излагать мысли точно, ясно,

      соблюдать нормы речевого этикета и чистоту произношения.

      Предметные:

      Научатся объяснять понятие «текст-описание», распознавать текст- описание.

      Тип урока.

      Урок открытия новых знаний и способов действий.

      Используемые методы.

      Постановка проблемы, наблюдение, сравнение, анализ языкового материала. Используемые формы урока.

      Самостоятельная работа, работа в парах.

      Оборудование.

      1. Учебник «Русский язык», 2 класс, авт. В.П. Канакина , В.Г. Горецкий

      2. Компьютер, проектор, экран.

      3. Презентация «Тест-описание».

      Ход урока.

      1.Организационный момент.

      2. Словарная работа.

      Орфографическая пятиминутка. ( Работа в парах.)

      Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова. По окончании работы поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.

      Слайд 1.

      З…лотой наря… –

      Б..жит м…две… –

      М..гучий ду…

      -Какое правило нужно было вспомнить, чтобы правильно написать слова?

      (Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением.)

      Проверка написания с проговариванием алгоритма.

      Вывод и обобщение.

      3. Актуализация опорных знаний.

      Постановка учебной задачи.

      • Что вы знаете о тексте? (Текст – это два или более предложений, связанных друг с другом по смыслу).

      • Как можно узнать ,о чём текст?.(Прочитать заголовок)

      • А что такое заголовок текста? ( «Реклама» текста).

      • От чего зависит заголовок текста? (От темы или основной мысли текста).

      • Что такое тема текста? (О ком или о чём говорится в тексте).

      • Что такое основная мысль текста? (То главное, о чём хотел сказать нам автор).

      Наблюдение-исследование.

      Прочитайте запись на доске.( Слайд №2.)

      Ящерица

         На камне греется ящерица.

      Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка зелёного цвета с рисунком из разноцветных полосок. Лапки коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

      Какое красивое животное!

      Примечание

      Данный урок проводится после уроков «Тема текста ,основная мысль текста, заголовок текста.)

      -Что вы прочитали? (Текст.)

      -Докажите. (Высказывания детей.)

      Вывод:

      Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).

      .

      -Какова тема текста? (Тема – о ящерице.)

      -Какова главная мысль текста?

      ( Ящерица- небольшое красивое животное.)

      (Дети высказывают свои предположения.)

      ( Чтобы рассказать то, что он увидел.)

      Очень часто в жизни нам приходится описывать предметы, людей, животных, растения, явления природы и многое другое. Целью описания является как можно точно описать данный объект.

      -А как это сделать? (Описать его словами.)

      -_Вы догадались, чем сегодня будете заниматься на уроке?

      (Формулировка гипотезы.)

      Вывод:

      Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности построения текста-описания.

      Слайд 4.

      Текст-описание – это текст, к содержанию которого можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

      Слайд 5.

      Из скольких частей состоит текст?

      (Текст-описание состоит из 3 частей.)

      _-Назовите эти части.

      1. Главная мысль.

      2. Описание.

      3. Особенности.

      4. Динамическая пауза

      5. Первичное закрепление

      Прочитайте текст, определите тип текста. Слайд 6.

      Лиса – осторожный и хитрый зверь.

      Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.

      -О чём рассказывается в данном тексте ?(Рассказывается о том, какая лиса. )

      Вывод: «Это текст- описание».

      Примечание.

      Выводы делают сами учащиеся.

      Слайд 7.

      Выделите части текста.

      -Какова главная мысль текста?(Лисаосторожный и хитрый зверь.)

      -Прочитайте, как описывается внешний вид лисы?

      Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.

      -Назовите особенности.

      Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.

      -Чем отличается один тип текста от другого?(У каждого типа текста есть свои особенности.)

      – Без какой части речи мы не смогли бы написать текс-описание? (Без прилагательного.)

      Прилагательные являются опорными для текста-описания.

      6.Смостоятельная работа.

      Запишите описание внешнего вида лисы.

      В последнем предложении найдите главные и второстепенные члены предложения

      Слайд 8.

      – Выпишите из текста по три слова в каждый столбик.

      существительное

      прилагательное

      глагол

      Учащиеся выполняют задания в тетрадях и у доски.

      7. Включение знаний в систему знаний.

      Самостоятельное составление текста – описания.

      Составьте текст –описание.

      Учитель предлагает картинки с изображением птиц:

      Дятел, сорока, грач.

      8. Итог урока. Рефлексия.

      • С каким видом текста познакомились на уроке?

      • В чём особенность текста-описания?

      • Какой вопрос можно задать к такому тексту?

      • Без какой части речи невозможно создать текст-описание?

      Слайд 5.

      Ребята выстраивают высказывания, продолжая начало фразы из данных на доске:

      Урок привлёк меня тем…

      Раньше я не знал…

      Для меня было открытие, что…

      -Удалось ли нам решить проблему поставленную в начале урока?

      9. Задание на дом

      infourok.ru

Советы рукодельницам