Предложение. Что такое предложение? | Волжский класс

Ответы к стр. 9 -11

Упражнение 14, с. 9

14. Прочитайте. Сколько здесь предложений? Запишите их правильно. Не забывайте о том, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

Пришёл сентябрь. Наступила осень. Покраснели ягоды рябины. Поспевает клюква. Желтеет листва.

  • Докажите, что вы написали текст.

Здесь все предложения объединены общей темой и связаны между собой по смыслу.

Упражнение 15, с. 9

15. Прочитайте. Рассмотрите знаки. (.), (,), (!), (?).

Точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки — это знаки препинания.

  • Впишите в предложение пропущенные слова.
  • Составьте предложения об осени с разными знаками препинания.

Наступила золотая осень. Стали короче дни.
Как красивы наряды деревьев в октябре! Прекрасна осенняя пора!
На улице снова дождь? Все ли птицы улетели в тёплые края?

Упражнение 16, с. 10

16. Прочитайте диалог.

— Солнце, солнце, ты откуда?
— Я из зорьки золотой!
— Дождик, дождик, ты откуда?
— Я из тучки грозовой!

О. Высотская

  • Поставьте знак препинания в конце предложения.
  • Выразительно прочитайте диалог с товарищем по парте.

Упражнение 17, с. 10

17. Прочитайте. Из данных слов составьте предложение. Запишите его в две стихотворные строки по схеме.

Ветер по морю гуляет  


И кораблик подгоняет. 

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Обозначьте ударение.

вéтер           дежýрный             сентя́брь
рóдина          бы́стро                  хорошó
скóро            тетрáдь               кар

андáш

  • Проверьте написание слов по словарю.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.

Пословица — мудрость народная.

Мудрость — это опыт, знания, которые приходят с годами. Пословицы — мудрый учитель, который всегда даст мудрый совет. Стоит только к ним прислушаться, потому что это голос народа, доносящийся сквозь века.

Упражнение 20, с. 11

20. Прочитайте. Составьте из слов три предложения. Запишите их. Составьте устно продолжение текста.

Осеннее солнышко светило по-летнему. Миша и Дима удили рыбу в речке. Рыба хорошо клевала. Ребята наловили целое ведро краснопёрок и решили их поделить поровну. Рыбок оказалось девятнадцать, и ребята задумались — каждый хотел получить последнюю рыбку. Но вдруг Миша предложил забрать рыбку Диме. А Дима взял рыбку и отпустил её в речку. И друзья вместе с уловом побежали домой.

Упражнение 21, с. 11

21. Прочитайте. Вспомните сказки и письменно ответьте на вопросы.

1. Что поймал Емеля?
2. С кем подружилась лиса?
3. Кто сварил кашу из топора?

  1. Емеля поймал щуку.
  2. Лиса подружилась с журавлём.
  3. Солдат сварил кашу из топора.

 

Ответы по русскому языку. 2 класс

volzsky-klass.ru

Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) — Поурочные разработки по русскому языку 2 класс — Технологические карты уроков — разработки уроков — авторские уроки — план-конспект урока

Урок 10(2). Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения)

 

ЦЕЛИ УРОКА: дать общее представление о главных членах предложения.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся научатся находить в предложении главные члены предложения.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Выполнение заданий в рабочей тетради на с. 11, упр. 21.

— Прочитайте ответы на вопросы:

Что поймал Емеля?

С кем подружилась лиса?

Кто сварил кашу из топора?

Вспомните название этих сказок.

 

2. Актуализация знаний

Словарная работа.

На доске предметные картинки: медведь, лисица, заяц, собака, ворона, воробей.

— Кто изображён на картинках?

Запишите названия животных.

Что вы записали? (Слова.)

Какие это слова? (Словарные.)

Проверьте написание слов по словарю.

Составьте предложения с этими словарными словами. Определите главную мысль вашего предложения.

 

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 29.

— Прочитайте тему нашего урока. (Члены предложения.)

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое главные члены предложения?)

 

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 29, упр. 29.

Составление предложений из предложенных слов. Запись составленных предложений.

— Прочитайте рубрику «Сведения о языке» на с. 29.

Работа по учебнику. С. 29, упр. 30.

— Прочитайте предложения.

Определите, чем они похожи и чем различаются.

Какая пара слов повторяется в каждом предложении? (Солнышко светит.)

Прочитайте предложения, исключив из них эту пару слов. Понятен ли смысл предложений?

Постарайтесь сделать вывод, можно ли считать, что слова солнышко светит — главные члены каждого предложения. Всегда ли в предложении есть главные члены? Обоснуйте свой ответ.

Прочитайте рубрику «Сведения о языке» на с. 30.

Расскажите, что нового вы узнали.

Работа по учебнику. С. 30, упр. 31.

Устное выполнение заданий упражнения. Определение основы предложения.

Работа по учебнику. С. 30, упр. 32.

Составление полных ответов на поставленные вопросы. Запись предложений-ответов. Определение грамматической основы в каждом предложении.

 

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по индивидуальным карточкам.

Карточка 1

Задания.

1. Поставить нужные знаки препинания в конце предложений.

Ты, синичка, где жила

Ты, синичка, где была

Всё летала по лесам,

Всё сидела по кустам. (А. Клокова)

2. Ответить на вопрос: о чём это стихотворение. ________________________________________

Карточка 2

Задания.

1. Поставить нужные знаки препинания в конце предложений.

Где же солнце Что случилось

Целый день течёт вода

На дворе такая сырость,

Что не выйдешь никуда. (С. Михалков)

2. Ответить на вопрос: о чём это стихотворение. ________________________________________

 

6. Самостоятельная работа

На доске запись:

Наступила поздняя осень. Подул сильный ветер. Птицы улетели на юг.

— Выпишите предложения, из предложений выпишите грамматическую основу.

Способ проверки: фронтальный опрос. Обоснование выбора.

 

7. Домашнее задание

Составить и записать три предложения, состоящие только из главных членов предложения.

 

8. Подведение итогов урока

— Какие члены предложения составляют основу предложения?

Что такое главные члены предложения?

Какую роль играют главные члены предложения?

Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником (или учителем).

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе —

Ты только вдумайся, только всмотрись —

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой —

Ты только вдумайся, только всмотрись —

Откроется самая главная мысль.

(С. М. Бондаренко)

compendium.su

Почему Емеля поймал щуку? | Культура

Жил-был лентяй: толком не работал, — неохота ему, видите ли; дерзил и грубил, невзирая на авторитеты (будь ты хоть генерал, хоть царь — ему всё одно), а вот подишь-ты! И армию вражескую победил, и царевну в жены заполучил…

Надо же ж было такому случиться, чтоб именно этому лежебоке нечесанному вон как подфартило. Какой непедагогичный пример для подрастающего поколения!

А может, все дело в случае? Что ж, может и так. А что такое случай? Это значит «с луча» или «из луча». Стало быть, удачно попал под благое излучение? Но ведь это ничего не объясняет. Хотя… Илья Муромец и подоле на печи лежал, правда, по другой причине.

Емеля, активно отрицающий любые социальные нормы, представляет собой типичного трикстера. О трикстере мы однажды уже немного говорили, так что ограничимся на этот раз самым кратким определением: трикстер — архаический персонаж ранней мифологии практически всех народов земли и в то же время — один из основополагающих персонажей человеческой культуры. Он отличается лукавством, импульсивностью, способностью к перевоплощению; выступает и творцом, и разрушителем; бывает обманщиком и жертвой обмана.

Такие персонажи в мировом фольклоре появляются в периоды социального напряжения, когда имеется потребность в изменениях общества. Это та ситуация, когда «форма» начинает довлеть над «содержанием», выросшим из ее рамок, и законопослушные граждане не в силах достичь преобразований, поскольку слишком «привязаны» к действующим нормам и структурам.

Вот и в сказке «По щучьему велению»: и с царевной неладно было (весь дворец слезами залила, горемычная: то ли просто каприза, то ли тошно ей в палатах монаршиих, то ли предчувствия томят…), и война надвигалась… Стало быть, понадобился трикстер. Но Емеля в этом качестве ведет себя не так, как Иван-царевич: и за тридевять земель не отправился, и со Змеем Горынычем не сразился… А успехи и подвиги его свершились благодаря говорящей щуке.

В чем же его собственная заслуга? Ну, во-первых, он сделал над собой усилие — отправился-таки за водой (помните, один из аспектов сказки про Репку? — Для того, чтоб тебя нашла удача, сделай шаг ей навстречу, посади хотя бы овощ, брось в землю зернышко-семечко).

Во-вторых, он ПОЙМАЛ щуку (она не сама к нему в ведро забралась).

В третьих, он сделал выбор между вариантами решения: съесть рыбу на обед или отпустить, поверив (т.е. рискнуть).

Вот теперь в самую пору поговорить о щуке. Эта рыбина присутствует во многих мифологиях народов мира, но об этом лучше побеседовать отдельно, а сейчас достаточно будет рассмотреть несколько аспектов символического значения ее в русской традиции.

Щука символизировала древнейшего первопредка, ее изображение либо высушенную челюсть издревле использовали в качестве оберега. Значит, можно говорить о помощи, пришедшей к Емеле от предков. Но за какие заслуги? Давайте заглянем в Словарь смыслов русского языка и прочитаем:

ЩУКА («Щу + Къ») — это «воплощение чувственных образов души». Вот как, оказывается! Душа у Емели заговорила, потому и действия его, пусть и под флером бравады, обрели смысл, а стало быть, и силу. И волшебный заговор «по щучьему веленью», в этом случае переводится «по велению души».

Сверим с ритмо-фонетикой: Щ — означает щит, У — духовное, К — направление, А — первое, изначальное и к тому же — трансляцию открытого. Вот оно как выходит-то! Душа — защитница и проводница…

Если свести все значения воедино, а не выбирать одно предпочтительное, щука становится многозначным образом глубочайшего значения.

Теперь понятно, почему именно Емеля поймал именно щуку? И я вам желаю слушать и слышать голос своей души, от души желаю!

shkolazhizni.ru

Советы рукодельницам