Должностная инструкция методиста учебного отдела ВУЗа

Содержание

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция методиста учебного отдела ВУЗа [наименование образовательной организации]

 

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Методист учебного отдела ВУЗа относится к учебно-вспомогательному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность методиста учебного отдела ВУЗа назначается лицо, имеющее [вписать нужное] образование [без предъявления требований к стажу работы/ и стаж работы по специальности не менее [значение] лет].

1.3. На должность методиста учебного отдела ВУЗа в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

1.4. Методист учебного отдела ВУЗа должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных организаций;

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— локальные нормативные акты образовательной организации;

— основы педагогики, педагогической психологии;

— основные сведения о развитии образования в зарубежных странах;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— основы налогового, экономического и экологического законодательства;

— финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации;

— основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, хозяйственного законодательства;

— современные формы и методы обучения и воспитания;

— правила ведения документации по учебной работе;

— основы делопроизводства;

— содержание программы обучения в образовательной организации и основных требований к их подготовке;

— содержание и порядок проведения занятий, методику учебных материалов для всех видов занятий;

— методику использования на всех видах занятий средств технического обучения;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Методист учебного отдела ВУЗа назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Методист учебного отдела ВУЗа:

2.1. Обеспечивает составление документации по [факультету/образовательной организации].

2.2. Осуществляет распределение учебной нагрузки между факультетами, отделениями и кафедрами.

2.3. Составляет учебное расписание преподавателей.

2.4. Контролирует наличие и выполнение учебных планов кафедр, индивидуальных планов преподавателей и т. д.

2.5. Ведет учет движения студентов (академические отпуска, переводы, отчисления, восстановления).

2.6. Регистрирует входящую и исходящую переписку.

2.7. Готовит расписания экзаменов и зачетов.

2.8. Составляет документацию, необходимую для организации сессий (списки студентов, информационные карты экзаменов, списки преподавателей, перечни предметов в соответствии с учебным планом, др.).

2.9. Контролирует проведение ежемесячных аттестаций студентов по текущей успеваемости и посещаемости.

2.10. Ведет книгу сдачи экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии.

2.11. Контролирует оформление учебной документации (аттестационных, экзаменационных и зачетных ведомостей (листов) и заполнение журналов групп преподавателями.

2.12. Проводит сверку записей в зачетных книжках и экзаменационных и зачетных ведомостях (листах).

2.13. Осуществляет сбор информации для учебных карточек студентов.

2.14. Оформляет учебные карточки и переводные дела студентов.

2.15. Составляет справки об обучении в образовательной организации для предоставления студентами в государственные органы, организации и т. п.

2.16. Готовит проекты приказов факультета по студенческому контингенту для отдела кадров.

2.17. Осуществляет подготовку документации по организации учебного процесса для декана, учебного отдела.

2.18. Заверяет копии приказов и распоряжений по деканату.

2.19. Обеспечивает выделение аудиторий для проведения учебных занятий.

2.20. Координирует работу старост учебных групп, осуществляет контроль за ведением журналов учебных групп.

2.21. Дает разъяснения студентам и преподавателям факультета по расписанию занятий (его изменению) и по вопросам учебного процесса.

2.22. Готовит необходимые документы по запросу бухгалтерии, отдела кадров, иных подразделений [института, университета].

2.23. Осуществляет контроль за выполнением профессорско-преподавательским составом утвержденных расписаний учебных занятий, экзаменов и зачетов.

2.24. Подготавливает доклады начальнику учебного отдела о соблюдении профессорско-преподавательским составом учебной и трудовой дисциплины.

2.25. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Методист учебного отдела ВУЗа имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.

3.2. Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.3. Требовать от руководства организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.4. Выносить на рассмотрение руководства вопросы, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением качества подготовки студентов.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.6. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством].

4. Ответственность

Методист учебного отдела ВУЗа несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

 

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

 

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

 

prom-nadzor.ru

МетодистиК@: Методист профессия или ..?

Если хотите знать — нам, царям, за вредность надо молоко бесплатно давать. 

— Меня терзают смутные сомнения… У Шпака — магнитофон, у посла — медальон…— Ты на что, царская морда, намекаешь? 
Иван Васильевич меняет профессию
Кто такой методист?  Помощник? Советчик? Няня? Адвокат? Больше — профессионал. Что значит профессионал? Человек получивший профессию, но этого мало. Практик в определенной сфере, но как-то однобоко. Конечно, можно отослать всех к должностным инструкциям методиста, например. А если разобраться?
На страницах блога поднимался разговор о методисте, мы возьмем из него определение: 

Методист — специалист по методике от греч. methodos — следование чему-нибудь,  человек владеющий методом. Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова  дает такое толкование: «методист  педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-нибудь предмета».

Итак, первое — специалист, что подразумевает наличие диплома о соответствующей квалификации. Но мало получить диплом, главное, сделает ли он тебя профессионалом своего дела, т.е., свое ли дело ты выбрал, потому как не наличие диплома делает человека профессионалом. А что же тогда? 

Считаю, что профессиональное мастерство развивается тогда, когда профессия рассматривается не как самоцель, а как путь постижения себя и Мира (блогосфера в помощь!). Вот где правда — занимайся тем, что тебе нравится и найди того кто это оплатит! Идеально когда работа и хобби совпадают. Результаты такого союза велики и выгодны для того кто  Так работает и того кто соприкасается с ним.

Итак, второе — любовь к своему делу.

В свое время мне посчастливилось учиться у Юлии Борисовны Авраевой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры библиотековедения ВСГАКИ, ее книга «Методист библиотеки: формула успеха» стала настольной для меня. В ней Юлия Борисовна, рассматривает личность методиста «как совокупность функционально взаимосвязанных подструктур: знать, уметь, иметь (быть).» Я добавлю главное, на мой взгляд — хотеть! Именно от желания помочь людям, а не требовать «то не знаю чего» и иметь смелость не рушить то, что создавалось другими, зависит профессиональный успех или не успех методиста. И здесь лучше бы совсем не было  методиста чем такой, который мешает и не понимает сути дела. 

Итак, третье — желание помочь людям.

Поймите правильно — это не руководство к немедленному исправлению (абсурд!), скорее возможность посмотреть на себя со стороны. Задать себе вопросы и себе же ответить. Иначе такая реакция неизбежна: «Всю жизнь мне мешали и продолжают мешать в работе так называемые МЕТОДИСТЫ. Пользы от них нет абсолютно никакой, а считаться с ними надо бы из-за бюрократической волокиты, связанной с ярлыком «КВАЛИФИКАЦИЯ». В эпоху кризиса давайте дружно скажем им: ИДИТЕ…(Например, в управдомы)».

Посмотрите источник, я искала материал о профессии методиста… Автор не важен, важна мысль, а она отчасти правдива, господа методисты, как это не прискорбно. И, да, здесь нет конкретики, но и того что есть хватило задуматься, правда?

Но, поговорить я хочу о том Что думают о профессии методиста по библиотечным фондам на самом деле? Если помните, в 2010г., в течении полугода, в моем блоге проводился такой опрос. И вот, как то руки не доходили до обработки его результатов, а тут самое время и место. 

Сразу оговорюсь — результаты в виде рефлексии, чтобы уловить все тончайшие интонации. 

Все кто принял участие в опросе указали наличие высшего образования, 50% из них работники органов управления образованием, 40% специалисты образовательных учреждений — администрация,педагоги, библиотекари и 10% работники муниципальных библиотек.

Хочется верить, что самый правильный ответ на вопрос: «Кто ты методист?» будет выражен в высоком качестве выполняемой работы персонала Ваших библиотек (! без излишней статистики).

new-metodist.blogspot.com

Моя профессия методист ВУЗа | Выбор профессии. как правильно выбрать профессию

1. Как называется ваша профессия (должность)??

Моя профессия мне очень нравится. Я — методист ВУЗа (заочная форма обучения).

2. В чем заключается Ваша работа и какие у Вас обязанности?

Моя работа заключается в наборе студентов на специальности, составлении расписания учебных занятий и его согласовании с преподавателями и руководством ВУЗа, ведении регистрации и учета контрольных и курсовых работ, контроле срока их сдачи, обеспечении проведения учебного процесса на высоком уровне, контроле посещаемости занятий студентов.

Так же я обязана информировать руководство ВУЗа о выявленных нарушениях учебного процесса, готовить справки и отчеты по результатам проведения учебной экзаменационной сессии, готовить проекты приказов по университету по переводу студентов, выполнивших учебный план, на следующий курс. И, конечно же, я должна знать своих студентов ( ф. и. о., образование, личные качества, семейное положение, сведения о родителях) и постоянно работать над повышением своего профессионального и служебного уровня.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Для того, чтобы получить такую должность, необходимо иметь образование по специальности данного высшего учебного заведения.

4. Опишите свой рабочий день.

Мой рабочий день (в дни сессии) начинается со встречи со старостами курса и групп, где я знакомлю их с расписанием на этот день. Также, выдаю журналы посещаемости и далее контролирую учебный процесс.

После окончания сессии подвожу итоги, составляю справку о проведенной сессии, провожу беседы со студентами, которые имеют задолженности и намечаю сроки ликвидации этих задолженностей. Направляю письменные предупреждения. Бывают случаи, когда приходится общаться с родителями студентов по данному вопросу. Приводится в порядок необходимая документация: экзаменационные ведомости, зачетные книжки, докладные на перевод студентов на следующий курс или отчисление по каким-либо причинам.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

Все это происходит в специально отведенном кабинете методиста, где оказывается практическая и методическая помощь. Так что условия работы считаю комфортными.

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Как уже было сказано выше, я люблю свою работу. В ней очень много положительного, но самый главный плюс — общение с людьми, разными и интересными. Я получаю большое удовлетворение от того, что всегда могу подсказать и помочь им.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

В дни сессий очень устаю, так как рабочие дни получаются ненормированные. Трудно работать почти целый месяц без выходных.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)

Я — работающая пенсионерка, и помимо зарплаты получаю пенсию. Поэтому уровень зарплаты меня устраивает. А молодым этого, конечно, не хватает.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

Мне повезло, у нас дружный и сплоченный коллектив. Самое интересное, что в нем уживаются молодежь и люди постарше. При общении друг с другом мы не ощущаем разницы в возрасте. Это радует.

10. Какие человеческие качества по Вашему мнению наиболее важны в вашем деле?

В нашем деле важны такие качества, как порядочность, справедливость, принципиальность и требовательность.

11. Работа дает мне дополнительные возможности(тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

На работе я общаюсь с новыми людьми, в основном, молодыми. Работая с ними, забываешь о своем возрасте и, как ни странно, сам у них учишься чему-то.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили как и любая другая

Моя профессия, как и любая другая, имеет положительные и отрицательные стороны, но я считаю, что могу с твердостью оценить ее на пять.

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Я выбрала такую работу потому, что хотелось свои знания и умения передать следующим поколениям. И, вообще, люблю быть нужной людям, помогать им.

14. Что по Вашему мы не включили в план и чем бы Вы еще хотели с нами поделиться?

У нас есть специальная программа, которая называется «Офис методиста». Она существует для улучшения труда методиста и облегчает студентам учебу. В этой программе содержится вся информация: ведомости, списки студентов, рабочие планы, приложения к дипломам, все задания, контрольные, курсовые. То есть все, просто в электронном виде.

www.rabochee-mesto.com

Кто такой «методист» и есть ли у него своя деятельность?

Вопрос «кто такой методист?» далеко не праздный, если учесть парадоксальное противоречие: должность «методист» есть, а специальности «методист» в списке специальностей высшего профессионального образования – нет. Более того, сама должность по функционалу в разных учреждениях имеет различное функциональное наполнения. Сравнить хотя бы методиста в школе и в вузе. Школьный методист в соответствии с бытующим стереотипом – самый опытный учитель, чаще всего – в годах. Методист в вузе – это, скорее, секретарь кафедры, выполняющий репродуктивную деятельность по упорядочиванию документов. А есть еще методист библиотеки, методист центра дополнительного образования…

Так кто же такой «методист»?

В науке закрепилось понимание методиста как специалиста в области определенной предметной методики (частной дидактики). Под данное определение подпадает и ученый, ведущий разработки в области частной дидактики и общей методики, и специалист системы повышения квалификации, решающий задачи непрерывного образования педагогов. Даже работника органов управления образованием, выполняющего в большей степени организаторские функции, которые не связаны с методикой, тоже зачастую называют методистом. Таким образом нивелируется различие выполняемой деятельности.

Современная педагогика постепенно уходит от дисциплинарного подхода, что приводит к изменению структуры научного знания. Образовательные учреждения переходят к моделированию своей деятельности на основе системного подхода, при котором частнодидактического знания недостаточно для достижения максимальной эффективности образовательного процесса. Качество образования понимается теперь не столько через учебные результаты ребенка, сколько через уровень его личностного развития. Все это остро ставит поднимаемый вопрос – так кто же такой методист в системе образования? В чем сущность методической деятельности как профессиональной деятельности специалиста?

Т.В.Ильина в своей диссертации выделяет имеющиеся противоречия между сложившимися научными представлениями о деятельности методиста, нормативными квалификационными предписаниями и реальным состоянием профессиональной деятельности методистов:

  • 1. С одной стороны, исторически сложилось представление о методисте как специалисте в области методики, но,
    • с другой стороны, на современном этапе, методика (методическое знание) не выдвигается в качестве предмета методической деятельности.
  • 2. С одной стороны, существует предписание методистам обеспечивать качество и результативность педагогической практики,
    • с другой – имеет место неудовлетворенность педагогов внешним методическим обеспечением.
  • 3. С одной стороны, квалификационные требования к методистам предписывают обеспечивать педагогический процесс, но
    • в то же время методическое обеспечение отождествляется с повышением профессиональной квалификации педагогов.
  • 4. С одной стороны, предъявляется к методистам высокий уровень профессиональных и личностных требований, но,
    • с другой стороны, отсутствует система профессиональной подготовки самого методиста.
  • 5. С одной стороны в педагогической науке методическая работа определяется как фактор взаимосвязи науки и практики,
    • с другой – структурно  разделены методисты и ученые, методисты и практики, то есть нарушены действенные механизмы для осуществления этих взаимосвязей.

Можно ли в этих условиях говорить о методической деятельности как особом виде профессиональной деятельности?

Да, если выделить сущностные признаки методической деятельности как профессиональной деятельности методиста.

Сущностные признаки методической деятельности

Методической можно называть такую профессиональную деятельность, которая отвечает следующим признакам.

Предмет: научно-методическое знание, т.е. научно обоснованное знание об эффективных способах организации деятельности.

Содержание: методическое обеспечение качества и результативности педагогической практики.

Основной результат: качество организации и динамика результативности деятельности обеспечиваемого объекта – педагога, образовательного учреждения.

Функции:  производство, систематизация и распространение методического знания. Следует отметить, что по отдельности данные функции присутствуют в других видах деятельности. Только единство перечисленных функций  отражает сущность методической деятельности.   

 

По материалам кандидатской диссертации по педагогике Т.В.Ильиной «Формирование профессиональной деятельности методиста в сфере образования», Ярославль, 2001

 

metodist.edu54.ru

Методист в детском саду. Секреты успешной работы. – Ребенок в детском саду

Методист в детском саду — как режиссер в театре. Разработка занятий, сценариев, программ — методист отвечает за все, что делает пребывание ребенка в детском саду интересным, познавательным и развивающим. Секрет успешной деятельности методистом раскрыла Наталья А. Логинова, которая имеет большой опыт работы в детском саду.

— Наталья, почему решили стать методистом?

Н.А.: — Так распорядилась сама жизнь. Начинала свою педагогическую деятельность с работы воспитателем, потом учителем, завучем, методистом. У меня были хорошие учителя. Алещенко Наталия Ивановна – педагог-психолог, директор школы, которая «вырастила» не одно поколение творческих педагогов. Благодаря ей я обрела уверенность и получила знания не только педагогические, но и жизненные. Василькова Татьяна Викторовна. Замечательный руководитель детского центра, которая обучает не только детей, но и педагогов, вдохновляя их на деятельность собственным примером. Я учусь и у нее. Это некий генератор идей, которые она вырабатывает и осуществляет вместе с педагогами. Вот такие люди и «куют» квалифицированные кадры.

Методист – это только должность. А сама деятельность зависит от человека, который работает на этой должности, от окружения и желания получать удовлетворении я от своей работы.

— Расскажите, пожалуйтса, как рождаются сценарии?

Н.А.: — Появление сценариев занятий – это творческий процесс, основанный на опыте и интересе. Сейчас много доступной педагогической литературы, но не всегда описано то, что подходит именно тебе. Поэтому, применяя свои знания, беря что-то новое, можно создать своё. Как говорится, «все новое – хорошо забытое старое». Вот на основе полученных уроков и знаний и создаются свои сценарии.

— Есть ли некие проверенные приемы, которые всегда проходят на «ура» среди детей?

Н.А.: — Так как ведущей деятельность детей дошкольного возраста является игра, то на «ура» проходят занятия с использованием игровых приемов.

Учить играя – вот секрет успешных и интересных занятий.

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире», — так говорил В.А. Сухомлинский.

Провести простое классическое занятие не составляет труда для многих педагогов. А вот сделать его интересным, используя ролевую игру, некую игровую ситуацию, хитро переплести нити обучения и игры, применить нестандартные приемы обучения, через путешествия и секреты прийти к открытию, найти «изюминку» занятия в детском саду – вот те немногие беспроигрышные методы, которые помогают проводить любые занятия в детском саду на «ура».

— Поделитесь, пожалуйста, откуда берете информацию для работы?

Н.А.: — В работе руководствуюсь правилом: для того, чтобы иметь право учить кого-то, надо постоянно учиться самому. Ещё Сенека высказал эту мысль: «Уча других, мы учимся сами». Педагогическая литература, семинары, тренинги, общение с педагогами – все это благодатная почва для получения информации.

К. Д. Ушинский писал, что «искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным – делом легким,…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка ещё нужны специальные знания». Вот эти специальные знания, которые можно получать на различных курсах, конференциях, встречах и являются источником информации. А также, сейчас много доступной литературы, компьютерных программ, образовательных сайтов, где можно найти много полезной информации.

— Какими своими разработками Вы особенно гордитесь? 

Н.А.: — Конечно. В 2000 году вышла моя книга- методические рекомендации по работе с графическими диктантами, которая так и называется — «Графические диктанты», а также, рабочая тетрадь «Игры в клеточках» для детей, на основе методических рекомендаций «Графические диктанты». В 2005 году – сборник «Игры и игровые ситуации на уроке и после». Книга, адресованная, прежде всего учителям информатики, работающим со старшими дошкольниками и младшими школьниками, а также, воспитателям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей и родителям.

Есть неизданные работы по организации здоровьесберегающего обучения. И, конечно, за многие годы работы накопилось много интересного педагогического материала: разработки интегрированных уроков информатики и английского языка, информатики и ИЗО, сценарии, написанные совместно с коллегами, разработки занятий, альбомы поделок….

— Сценарии пишутся по определенному шаблону? 

Н.А.: — Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал ещё Я.А. Коменский. Существует классическая схема структуры урока (занятия). Плюс к ней добавляются методы и приемы здоровьесберегающего обучения и немного мотивации. «Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования». Мотивация, по мнению психологов, является «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

Это и есть шаблон. А дальше – только знания и творчество педагога…

— Возникали ли у вас когда-либо конфликтные ситуации с педагогами или воспитателями относительно разработок и как их удавалось решить?

Н.А.: — Нет. Конфликтов не было. Моя жизненная позиция такова:

  • первое: четко реши, чего ты хочешь от жизни;
  • второе: обдумай хорошенько, что для этого надо сделать;
  • третье: иди и делай, но помни: не поступай с людьми так, как ты не хочешь, чтобы они поступали с тобой!

Я считаю, что любое занятие – это полет фантазии педагога, его стиль работы, его умения и знания. Это приветствуется и уважается. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». На помощь педагогам приходят масса разработок и методичек на «любой вкус». Я стараюсь создать в отношениях между педагогами атмосферу добра, взаимовыручки, помощи друг другу, они делятся друг с другом своими «находками», приемами, знаниями и умениями. Что позволяет сплотить коллектив, сделать его дружным.

А потом, есть законы, документы, на которые можно всегда сослаться при разрешении конфликтных ситуаций.

— Нам нередко задают вопросы про сценарии: кто их пишет, чья это обязанность? Есть же определенные программы учебные, они как-то ограничивают «полет фантазии» в сценарии?

Н.А.: — Вообще, большинство педагогов – люди творческие, которые, имея программный материал, могут написать и разработать для занятия в детском саду свой сценарий. Нет, ни в коем случае, готовые учебные программы не ограничивают педагогов. Конечно, есть государственные программы, утвержденные Министерством образования РФ, их никто не отменял. И, если педагог пишет свой сценарий занятия в детском саду, на основе рекомендаций какой-то программы, добавляя какую-то свою «изюминку», свои знания, то это только говорит о том, что это педагог творческий, желающий расти и развиваться, педагог — профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. К. Д. Ушинский писал, что «искусство воспитания и обучения имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным – делом легким,…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка ещё нужны специальные знания».

Вот эти знания и берутся из готовых методических рекомендаций и программ, помогающие педагогу подготовиться к занятию.

Педагоги, работающие над проблемами дошкольного образования, в своих трудах отмечают, что при планировании занятия в детском саду неплохо бы было бы продумать «изюминку» занятия. «Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному». Ведь педагог и артист, и художник, и музыкант, и писатель…. А методические рекомендации — это помощь для педагогов, некий путеводитель по образовательной деятельности, помогающий правильно распланировать и провести занятие

— И еще один вопрос, когда вы все успеваете? Многие сотрудники детских садов жалуются, что не хватает времени, что приходится дома писать конспекты, что не хватает времени на свою семью. Как у вас получается все совмещать?

Н.А.: — Действительно, часть работы приходится делать дома. Но мне это интересно. » Надо иметь в виду, что “интерес”, по И. Герберту, это синоним мотивации. А мотивация — двигатель деятельности.

Когда занимаешься любимым делом и знаешь, что есть отдача, что это кому-то нужно, то просто хочется «горы свернуть».

А потом, ну, уж такова профессия педагога, что приходится жертвовать своим личным временем для достижения успеха. Семья, работа, дети, друзья, магазины — где найти для этого всего время? Получается, что правильное распределение времени – это целое искусство.

Во-первых, на помощь приходит планирование. Надо просто помнить, что «объять необъятное» и сделать все сразу — не получится, нужно понять, как правильно распланировать свой день. Уж, кто-кто, а педагоги-то умеют составлять план действий. Но нужно составить план таким образом, чтобы определить приоритетность и очередность событий. Есть такой способ, который называется метод Юлия Цезаря. Он немного сложен, но если им научится пользоваться, то он окажется полезным. Это, так сказать, параллельный режим выполнения каких-то операций. И в общем-то, оказывается, что секрета никакого нет.

Чем больше жизнь насыщена какими-то событиями и делами , тем больше мы ценим время и стараемся рационально его использовать, то есть правильно планируем свои жизненные интересы.

deti-club.ru

Профессия методист детского дошкольного учреждения

1. Как называется ваша профессия (должность)?

Моя профессия называется методист детского дошкольного учреждения. Я работаю в детском саду уже 15 лет.

2. В чем заключается Ваша работа и какие у Вас обязанности?

Оказание методической помощи воспитателям, консультации для родителей, изучение передового педагогического опыта, разработка рекомендаций, памяток сценариев, тестов, ознакомление работников с новинками методики и инновациями в педагогической науке, проведение семинаров, тренингов, занятий для молодых специалистов.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Чтобы получить такую должность, необходимо высшее педагогическое и психологическое образование.

4. Опишите свой рабочий день.

Мой рабочий день начинается с 9.00 Я прихожу на работу и начинаю с анализа плана дня. План дня – это мой личный документ, который составляется с учетом годового, месячного и недельного плана нашего учреждения. Я определяю, какие группы и занятия мне надо посетить с целью изучения конкретных вопросов, как например, изучение опыта работы воспитателя, его аттестация, уровень воспитанности детского коллектива, проблемы общения в детском коллективе, методика проведения занятий. Затем я выполняю запланированное, анализирую и обобщаю результаты. Готовлю методические материалы в помощь воспитателям: разработки занятий, праздников и т. д. Индивидуально работаю с детьми и родителями. Провожу тренинги, семинары, обзоры новинок методической литературы.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

Условия комфортны, у меня есть личный кабинет, оборудованный для проведения совещаний и занятий.

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Общение с людьми, возможность оказать методическую помощь, особенно молодым специалистам.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Небольшая заработная плата.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Нет

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

Дружный, слаженный, профессиональный. В основном это женский коллектив, в котором есть и свои сложности.

10. Какие человеческие качества по Вашему мнению наиболее важны в вашем деле?

Быть профессионалом, знать торию и практику педагогической работы, знать психологию взрослых и детей, любить детей, заниматься самообразованием.

11. Работа дает мне дополнительные возможности(тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

Общение с людьми, постоянная работа над повышением профессионального уровня.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

Четыре.

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Чтобы быть востребованной.

14. Что по Вашему мы не включили в план и чем бы Вы еще хотели с нами поделиться?

Чтобы учить других, надо учиться самому.

www.rabochee-mesto.com

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ МЕТОДИСТОМ? КТО ЭТО?

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ МЕТОДИСТОМ? КТО ЭТО?

Ж. К. Аленова, ГККП «Ясли — сад № 15 поселка Ленинский»,

г. Павлодар

Кто такой методист? Какова его роль в системе работы детского сада? Став методистом, я поняла, что должна нести ответственность не только за себя и мое умение работать с детьми, но и за педагогов-воспитателей, за детей из всех групп, за работу с родителями и т.д. Методист – это человек, который всегда должен знать ответ на любой вопрос; педагог, который должен показать, научить, познакомить с новыми методами, приемами, быть в курсе последних новшеств в системе образования.

Должность «методист» появилась не сразу. Сначала это были «воспитатель-методист», а после «старший воспитатель». Но как бы не называлась должность, всегда к методисту предъявлялись высокие требования. И, на мой взгляд, методистом обязательно должен быть человек, который сам был сначала воспитателем, знает эту работу не понаслышке.

Методист отвечает за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. Если методист профессионал в своем деле, и качество работы воспитателей будет высоким.

В любом детском дошкольном учреждении педагоги должны повышать свой профессионализм, умение работать с каждым ребенком. Методист должен помочь воспитателям определить методы работы, рассмотреть творческий потенциал педагогов, помочь выбрать тему самообразования для совершенствования их профессиональных знаний, умений.

                      Я работаю методистом недавно, но вопросу повышения мастерства каждого педагога уделяю особое внимание, так как в наше время требования родителей к работе педагога в дошкольном учреждении стали более высокими. Родители хотят, чтобы воспитанием их детей занимались профессиональные мастера своего дела. А для этого необходимо постоянно повышать свои знания и умения. В нашем дошкольном учреждении мы используем следующие формы повышения профессионального мастерства педагогов:

— во-первых,  это всем известные курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов.

— во-вторых, это различные смотры – конкурсы. Их мы планируем согласно годовому плану. Творческая группа педагогов разрабатывает критерии оценки конкурса. К участию в смотрах – конкурсах мы привлекаем родителей, что очень радует детей, да и взрослых тоже.

— в-третьих, это создание творческой группы педагогов. Мы создаем их для решения проблемы, возникшей в образовательном процессе. В такую группу входят самые опытные педагоги и  педагоги – наставники.

— есть у нас в детском саду и «Школа молодого воспитателя», куда мы объединяем молодых воспитателей для повышения их педагогического мастерства. Для них проводятся мастер-классы, консультации, просмотры открытых занятий, обмен опытом.

Помимо этого каждый педагог занимается самообразованием. Выбрав тему, педагоги осмысляют ее, показывают ее актуальность, самостоятельно добывают знания по теме и внедряют ее в своей работе с детьми. Для меня это направление работы методиста наиболее близко и интересно. Воспитателям предлагаю участие в различных конкурсах, семинарах, педагогических чтениях, конференциях. Каждый педагог создает портфолио, где собирает все наработки по своей теме. Два раза в год педагог дает открытые занятия по теме самообразования.

  Основная работа старшего воспитателя  — это работа с педагогическими  кадрами. Методист способствует профессиональному росту членов коллектива, мотивируя педагогов к самосовершенствованию, и помогает им подняться на более высокую ступень педагогического труда.

Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Старший воспитатель должен быть широко информирован обо всех инновациях в системе дошкольного образования. Он сегодня должен  сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.

Коллектив педагогов в детском саду не всегда такой, каким его хотелось бы видеть. Кто-то работает, творчески подходя к любому делу, все время что-то придумывая, изобретая. Другие работают хорошо, выполняют свою работу, но нет инициативы, блеска в глазах, желания сделать процесс воспитания и обучения лучше. И третий тип педагогов, которые имеют диплом об образовании, но очень далеки от профессии, не имеют ни способностей, ни желания работать и творить. И в любом коллективе найдется один – два таких работника. Задача методиста – знать свой коллектив, уметь разглядеть сильные и слабые стороны каждого и вселять в них уверенность и желание работать.

       Жизнь не стоит на месте, идет вперед, значит, необходимо самому идти за новыми знаниями. Нельзя с уверенностью сказать «Я все знаю и умею», мы всю свою жизнь учимся, делая какие-то ошибки и промахи.  

Какой должна быть методическая работа в новых условиях?  

       Если ты методист только по должности – результата от такой деятельности будет мало. А если это призвание, тогда и результат будет другой. Методист —  это генератор идей, непосредственный участник, теоретик, способный анализировать педагогический процесс, явления и делать выводы, существенные для повышения качества работы. Профессионализм методиста – не в сохранении образа «все знающего, все умеющего», а в умении оказать эффективную помощь.

      Методисту необходимо иметь фундаментальные профессиональные знания, компетентность, широкий кругозор и общекультурную эрудицию.

      Методист должен иметь в обязательном порядке соответствующие психофизические качества личности: хорошие организаторские навыки, способность быть лидером, умение заинтересовать и сплотить практиков, публично выступать.

      Главное в труде методиста – не только донести профессиональные знания, но и желание постоянно заниматься самообразованием. В наше время методист должен владеть новыми информационными технологиями.       Методическая работа мне представляется деревом, где методист – это корень, который питает, растет, и благодаря ему есть ветки – педагоги, а с их чуткой целенаправленной работой появляются листочки – дети.        Важно быть мастером своего дела. Что это означает? А что значит уметь видеть все возможные проблемы в педагогическом процессе и уметь их предотвращать, уметь решать сложные педагогические ситуации, обладать профессионализмом, но в то же время быть простым обычным человеком.

    Моя работа заключается в том, чтобы помочь педагогам открыть  самих себя. Возможность проявить свои таланты, свое творчество, мастерство. Чтобы каждый мой педагог стал Педагогом с большой буквы.

Для этого обязательно нужны знания, но помимо этого еще и открытая душа, доброе сердце, любовь к детям и к своей профессии.

Мои жизненные принципы, которыми я руководствуюсь в профессиональной деятельности:

1.                Никогда не говорить «Я не знаю», главное — желание это узнать;

2.                Всегда помогать окружающим тем, что знаю и умею сама;

3.                Контролировать свои чувства и эмоции;

4.                Уважать выбор и мнение другого человека;

5.                Уметь слышать и слушать.

Иногда и мне бывает очень трудно и тяжело работать, но я не сдаюсь. Я доказываю всем и в первую очередь самой себе, что я не зря выбрала эту профессию…

      И, подводя итог, хочется сказать, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию. 

   Список использованной литературы:

  1. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Воспитатель-методист детского сада, Минск, 1975
  2. Организация работы сельского детского сада, М., Просвещение,1988
  3. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства — М, 1978
  4. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. М.: 1984г.
  5. Детский сад. Книга для заведующих, М., Просвещение, 1982

Просмотр содержимого документа
«ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ МЕТОДИСТОМ? КТО ЭТО? »

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ МЕТОДИСТОМ? КТО ЭТО?

Ж. К. Аленова, ГККП «Ясли — сад № 15 поселка Ленинский»,

г. Павлодар

Кто такой методист? Какова его роль в системе работы детского сада? Став методистом, я поняла, что должна нести ответственность не только за себя и мое умение работать с детьми, но и за педагогов-воспитателей, за детей из всех групп, за работу с родителями и т.д. Методист – это человек, который всегда должен знать ответ на любой вопрос; педагог, который должен показать, научить, познакомить с новыми методами, приемами, быть в курсе последних новшеств в системе образования.

Должность «методист» появилась не сразу. Сначала это были «воспитатель-методист», а после «старший воспитатель». Но как бы не называлась должность, всегда к методисту предъявлялись высокие требования. И, на мой взгляд, методистом обязательно должен быть человек, который сам был сначала воспитателем, знает эту работу не понаслышке.

Методист отвечает за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. Если методист профессионал в своем деле, и качество работы воспитателей будет высоким.

В любом детском дошкольном учреждении педагоги должны повышать свой профессионализм, умение работать с каждым ребенком. Методист должен помочь воспитателям определить методы работы, рассмотреть творческий потенциал педагогов, помочь выбрать тему самообразования для совершенствования их профессиональных знаний, умений.

                      Я работаю методистом недавно, но вопросу повышения мастерства каждого педагога уделяю особое внимание, так как в наше время требования родителей к работе педагога в дошкольном учреждении стали более высокими. Родители хотят, чтобы воспитанием их детей занимались профессиональные мастера своего дела. А для этого необходимо постоянно повышать свои знания и умения. В нашем дошкольном учреждении мы используем следующие формы повышения профессионального мастерства педагогов:

— во-первых, это всем известные курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов.

— во-вторых, это различные смотры – конкурсы. Их мы планируем согласно годовому плану. Творческая группа педагогов разрабатывает критерии оценки конкурса. К участию в смотрах – конкурсах мы привлекаем родителей, что очень радует детей, да и взрослых тоже.

— в-третьих, это создание творческой группы педагогов. Мы создаем их для решения проблемы, возникшей в образовательном процессе. В такую группу входят самые опытные педагоги и  педагоги – наставники.

— есть у нас в детском саду и «Школа молодого воспитателя», куда мы объединяем молодых воспитателей для повышения их педагогического мастерства. Для них проводятся мастер-классы, консультации, просмотры открытых занятий, обмен опытом.

Помимо этого каждый педагог занимается самообразованием. Выбрав тему, педагоги осмысляют ее, показывают ее актуальность, самостоятельно добывают знания по теме и внедряют ее в своей работе с детьми. Для меня это направление работы методиста наиболее близко и интересно. Воспитателям предлагаю участие в различных конкурсах, семинарах, педагогических чтениях, конференциях. Каждый педагог создает портфолио, где собирает все наработки по своей теме. Два раза в год педагог дает открытые занятия по теме самообразования.

  Основная работа старшего воспитателя  — это работа с педагогическими  кадрами. Методист способствует профессиональному росту членов коллектива, мотивируя педагогов к самосовершенствованию, и помогает им подняться на более высокую ступень педагогического труда.

Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Старший воспитатель должен быть широко информирован обо всех инновациях в системе дошкольного образования. Он сегодня должен  сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.

Коллектив педагогов в детском саду не всегда такой, каким его хотелось бы видеть. Кто-то работает, творчески подходя к любому делу, все время что-то придумывая, изобретая. Другие работают хорошо, выполняют свою работу, но нет инициативы, блеска в глазах, желания сделать процесс воспитания и обучения лучше. И третий тип педагогов, которые имеют диплом об образовании, но очень далеки от профессии, не имеют ни способностей, ни желания работать и творить. И в любом коллективе найдется один – два таких работника. Задача методиста – знать свой коллектив, уметь разглядеть сильные и слабые стороны каждого и вселять в них уверенность и желание работать.

       Жизнь не стоит на месте, идет вперед, значит, необходимо самому идти за новыми знаниями. Нельзя с уверенностью сказать «Я все знаю и умею», мы всю свою жизнь учимся, делая какие-то ошибки и промахи.

Какой должна быть методическая работа в новых условиях?  

       Если ты методист только по должности – результата от такой деятельности будет мало. А если это призвание, тогда и результат будет другой. Методист — это генератор идей, непосредственный участник, теоретик, способный анализировать педагогический процесс, явления и делать выводы, существенные для повышения качества работы. Профессионализм методиста – не в сохранении образа «все знающего, все умеющего», а в умении оказать эффективную помощь.

      Методисту необходимо иметь фундаментальные профессиональные знания, компетентность, широкий кругозор и общекультурную эрудицию.

      Методист должен иметь в обязательном порядке соответствующие психофизические качества личности: хорошие организаторские навыки, способность быть лидером, умение заинтересовать и сплотить практиков, публично выступать.

      Главное в труде методиста – не только донести профессиональные знания, но и желание постоянно заниматься самообразованием. В наше время методист должен владеть новыми информационными технологиями.       Методическая работа мне представляется деревом, где методист – это корень, который питает, растет, и благодаря ему есть ветки – педагоги, а с их чуткой целенаправленной работой появляются листочки – дети.       Важно быть мастером своего дела. Что это означает? А что значит уметь видеть все возможные проблемы в педагогическом процессе и уметь их предотвращать, уметь решать сложные педагогические ситуации, обладать профессионализмом, но в то же время быть простым обычным человеком.

    Моя работа заключается в том, чтобы помочь педагогам открыть самих себя. Возможность проявить свои таланты, свое творчество, мастерство. Чтобы каждый мой педагог стал Педагогом с большой буквы.

Для этого обязательно нужны знания, но помимо этого еще и открытая душа, доброе сердце, любовь к детям и к своей профессии.

Мои жизненные принципы, которыми я руководствуюсь в профессиональной деятельности:

  1. Никогда не говорить «Я не знаю», главное — желание это узнать;

  2. Всегда помогать окружающим тем, что знаю и умею сама;

  3. Контролировать свои чувства и эмоции;

  4. Уважать выбор и мнение другого человека;

  5. Уметь слышать и слушать.

Иногда и мне бывает очень трудно и тяжело работать, но я не сдаюсь. Я доказываю всем и в первую очередь самой себе, что я не зря выбрала эту профессию…

      И, подводя итог, хочется сказать, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию. 

   Список использованной литературы:

  1. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Воспитатель-методист детского сада, Минск, 1975

  2. Организация работы сельского детского сада, М., Просвещение,1988

  3. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства — М, 1978

  4. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. М.: 1984г.

  5. Детский сад. Книга для заведующих, М., Просвещение, 1982

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам