ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0 (Школа России)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Еленовская средняя общеобразовательная школа»

Тема: ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0

Тема: ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0

Этап (элемент)
урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок

Сколько яблок на ветке. Назовите тему и цели нашего урока.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность

Устный счет

Изучение нового материала.

К нам на урок пришел новый ученик. Кто это? Хотите узнать? Отгадайте загадку:

Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушёл.
У него румяный бок,
Кто же это?
(Колобок)

Катится он по дорожке, а навстречу ему заяц

-Колобок, я тебя съем, если не решишь мои задачки:

Задачи в стихах

 Четыре зайца шли из школы,

И вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успело?..

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенек зайчата сели

И по три морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок:

Сколько съедено морковок?

Вот семь зайчат по дорожке идут.

За ними вдогонку двое бегут.

Так сколько ж всего по дорожке лесной

Торопится в школу зайчишек зимой?

Заяц и белка угощали друзей. Заяц принес морковку и репку, а белка – орех, шишку и гриб. Сколько гостинцев принесли заяц и белка?

Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше.

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему серый волк.

-Колобок, я тебя съем, если не решишь мои задачки

Введение нового числа. Вопросы учителя ученикам. (Сколько….)

Сколько крыльев у котёнка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра…

Учитель показывает увеличенный образец цифры 0 .

Вот он, посмотрите на него. Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто».

Казалось бы, что о нем говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится один, а вовсе не то, что хотелось.

Найдите еще числа, в которых ноль играет очень важную роль. Номера телефонов 01,02,03,04.

Рассказывает о числе 0.

В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.

Формулируют полные ответы на вопросы

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Физминутка

Проводит физкультминутку.

Мы ногами тот-тот, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой-встанькой словно стали

Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения

Выполняют упражнения для профилактики утомления

Анализ образца и письмо цифры 0.

Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь

– Колобок, Колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, Медведь!

– Хорошо, только при одном условии. Найдется цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу.

Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?

Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифр

Учитель объясняет, как писать эту цифру.

– Что вам напоминает цифра 0?

Цифра вроде буквы О –

Это нуль иль ничего.

Работаем в ТПО. Учитель показывает ученикам место нуля на числовой прямой:

После этого учащиеся выполняют вторую часть задания в ТПО вставляют пропущенные числа.

Анализируют и отвечают
на вопросы учителя

Учащиеся рассматривают цифру 0.

Пишут цифру 0 в воздухе и в тетради.

Читают стихи.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Физминутка

Сколько елочек зеленых

Столько выполним наклонов

Сколько здесь у нас кружков

Столько сделаем хлопков

Сколько палочек до точки

Столько встанем на носочки

Сколько точек будет в круге

Столько раз поднимем руки

Декламируют стихотворение, выполняя движения

Осуществляют профилактику утомления

Закрепление пройденного материала.

Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса,

– Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут.

Пропедевтика темы «Задача». Составить примеры по рисунку.

Повторить состав чисел.

Анализируют и отвечают
на вопросы учителя

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Работа с геометрическим материалом

задание на с. 71 учебника

– Сколько на чертеже ломаных? Сколько многоугольников?

Самостоятельная работа учащихся. Предварительно необходимо повторить правила построения отрезков. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Анализируют и отвечают
на вопросы учителя строят отрезки заданной длины.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Подведение итогов. Рефлексия.

Чему научились на уроке? Какими знаниями, приобретёнными сегодня, вам бы хотелось поделиться с друзьями, со старшими?

Оценить свою работу.

У меня все получилось

Мне еще надо поработать

Мне было трудно.

Формулируют полные ответы на вопросы.

Высказывают предположения

Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы

1.Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика

2.Поурочные разработки по математике. 1 класс. К учебнику Моро М.И. и др. «Математика. 1 класс. В двух частях». ФГОС

infourok.ru

Урок математики в 1 классе ( Школа России) Тема:ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0

Тема:ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0

Этап (элемент)
урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок

Сколько яблок на ветке. Назовите тему и цели нашего урока.

Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность

Устный счет

Изучение нового материала.

К нам на урок пришел новый ученик. Кто это? Хотите узнать? Отгадайте загадку:

Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушёл.
У него румяный бок,
Кто же это?
(Колобок)

Катится он по дорожке, а навстречу ему заяц

-Колобок, я тебя съем, если не решишь мои задачки:

Задачи в стихах

 Четыре зайца шли из школы,

И вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успело?..

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенек зайчата сели

И по три морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок:

Сколько съедено морковок?

Вот семь зайчат по дорожке идут.

За ними вдогонку двое бегут.

Так сколько ж всего по дорожке лесной

Торопится в школу зайчишек зимой?

Заяц и белка угощали друзей. Заяц принес морковку и яблоко, а белка – орех, шишку и гриб. Сколько гостинцев принесли заяц и белка?

Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше.

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему серый волк.

-Колобок, я тебя съем, если не решишь мои задачки

Введение нового числа. Вопросы учителя ученикам. (Сколько….)

Сколько крыльев у слоненка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мошка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько белок съела моль,
Знает только цифра…

Учитель показывает увеличенный образец цифры 0 .

Вот он, посмотрите на него. Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто».

Казалось бы, что о нем говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится один, а вовсе не то, что хотелось.

Найдите еще числа, в которых ноль играет очень важную роль. Номера телефонов 01,02,03,04. Кто знает, а что это за номера телефонов?

01 — пожарная часть;

02 — милиция;

03 — «скорая помощь»;

04 – газовая служба

А в Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.

Формулируют полные ответы на вопросы

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Физминутка

Проводит физкультминутку.

Мы ногами тот-тот, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой-встанькой словно стали

Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения

Выполняют упражнения для профилактики утомления

Анализ образца и письмо цифры 0.

Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь

– Колобок, Колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, Медведь!

– Хорошо, только при одном условии. Найдется цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу.

Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?

Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифр

Учитель объясняет, как писать эту цифру.

– А на что еще похож ноль?

Ученик 1

Нолик – круглый, как Земля,
Все считают от нуля.
Арифметика проста:
Если ноль – ладонь пуста.
Пишем ноль,
И ясно всем:
Здесь чего-то нет совсем!

Ученик 2

Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

Ученик 3

Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его ни назовем,
Он называется нулем!

Цифра вроде буквы О –

Это нуль иль ничего.

Работаем в ТПО. Учитель показывает ученикам место нуля на числовой прямой:

После этого учащиеся выполняют вторую часть задания в ТПО вставляют пропущенные числа.

Анализируют и отвечают
на вопросы учителя

Учащиеся ищут цифру на слайде, рассматривают цифру 0.

Пишут цифру 0 в воздухе и в тетради.

Читают стихи.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Физминутка

Сколько елочек зеленых

Столько выполним наклонов

Сколько здесь у нас кружков

Столько сделаем хлопков

Сколько палочек до точки

Столько встанем на носочки

Сколько точек будет в круге

Столько раз поднимем руки

Декламируют стихотворение, выполняя движения

Осуществляют профилактику утомления

Закрепление пройденного материала.

—  А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок и докатился он до речки. Чтобы перейти речку, нужно построить мост – мост из примеров. Поможем Колобку их решить! Примеры запишем в учебнике. (№№ 1 — 3)

( к трём треугольникам прибавляем пустой «мешок», в результате получаем те-же три треугольника) — Возьмите карандаш соответствующего цвета, дорисуйте треугольники в мешок-сумму. — Какое равенство мы получаем? (3+3=0) — Всегда ли при сложении числа с 0 получается то же самое число? — Почему? — Как записать это в общем виде?

– Давайте попробуем записать с помощью букв.

На доске:

а + 0 = а

0 + а = а

-А теперь сформулируйте правило.( при сложении «мешка» с пустым «мешком» , его содержимое не изменяется)

– Запишем с помощью букв.

аа = 0

— Сформулируем правило.

— Запишем с помощью букв.

а – 0 = а

— Сформулируем правило.

Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса,

– Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут.

Пропедевтика темы «Задача».Составить примеры по рисунку.

Повторить состав чисел.

Анализируют и отвечают
на вопросы учителя

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Работа с геометрическим материалом

задание на с. 71 учебника

– Сколько на чертеже ломаных? Сколько многоугольников?

Самостоятельная работа учащихся. Предварительно необходимо повторить правила построения отрезков. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Анализируют и отвечают
на вопросы учителя строят отрезки заданной длины.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Подведение итогов. Рефлексия.

Чему научились на уроке? Какими знаниями, приобретёнными сегодня, вам бы хотелось поделиться с друзьями, со старшими?

Оценить свою работу.

У меня все получилось

Мне еще надо поработать

Мне было трудно.

Формулируют полные ответы на вопросы.

Высказывают предположения

Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы

infourok.ru

Конспект урока по теме «Число 0. Цифра 0.» (1 класс)

Открытый урок по математике (ФГОС) в 1 классе

Тема: Число 0. Цифра 0.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке, научить писать цифру 0.

Задачи:

образовательные:

создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль характеристике пустого множества и начала отсчёта на числовом отрезке, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль; для закрепления умения учащихся устанавливать отношения между числами, для развития умения писать изученные цифры;

развивающие:

развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции  учащихся;

воспитательные:

способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;

здоровьесберегающие:

сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты урока:

Метапредметные:

Регулятивные:

фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

самостоятельно решать задачи, примеры, ребусы.

контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.

выполнять действия по образцу.

использовать знаково-символичные средства при решении задач математического характера и объяснение их.

задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Коммуникативные:

развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.

развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные:

осознание необходимости учения.

работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

работать над осознанием ответственности за общее дело.

учиться выражать свое мнение

Цель ученика: буду узнавать про нуль, учиться его писать, решать с ним примеры, выражения

Ход урока:

  1. Оргмомент 

Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Тихо сели, посмотрели 
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

  1. Актуализация знаний

1.Устный счёт.

Игра «Слушай. Думай. Отвечай.»

  1. Посчитай от 1 до 10 в прямом порядке.

  2. Посчитай от 10 до 1 в обратном порядке.

  3. Назови соседей числа 5.

  4. Какое число предшествует при счёте числу 7?

  5. Какое число следует числу 4?

  6. Найди сумму чисел 3 и 4.

  7. Вычисли разность 5 и 2.

  8. Что больше 6 или 7?

  9. Что меньше 3 или 4?

  10. 6 — это 4 и ещё сколько?

2.Решение задач в стихотворной форме.

  1. Три  яблока из сада

Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке! (2)

  1. Васька-ловкий рыбачок.

Ловит рыбок на крючок.

Трёх поймал он на рассвете,

А одну в вечерний час.

Вы всех рыбок сосчитайте

И ответ сейчас же дайте (4)

  1. А теперь пора бананы

Сосчитать у обезьяны.

Один, два, три, четыре, пять…

Можно три на завтрак дать.

Если три на завтрак дать,

Их уже не будет 5. (2)

  1. По дорожке мышка шла,

Девять зернышек несла.

Четыре – птичке отдала,

Сколько в корзину убрала?(5)

5.) Пять грибов росли у ели.

Два из них бельчата съели.

Ты скажи теперь, дружок,

Осталось сколько там грибов? (3)

III. Самоопределение   к деятельности.

1. Постановка проблемы.

Попробуйте ответить на мои вопросы.

Сколько дедушек учатся в нашем классе?

Сколько вы знаете собак, которые умеют говорить?

Сколько кошек умеют вышивать?

IV. Постановка темы и цели урока детьми.

-Какая тема урока? Над чем будем работать?(Познакомимся с числом ноль и цифрой 0.)

-Как заменить слово «нисколько» в  математике? Кто покажет это число?

— Как  правильно говорить  ноль  или  нуль?(Правильно и так, и так).

Физминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),
Влево тоже наклоняйся (4 наклона).
Покружились, повертелись
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.

V. Изучение нового материала

1. Работа по учебнику с.82 №1, №2

Вывод: Если к любому числу прибавить 0, получится число, к которому прибавляли.

Если из числа вычесть 0, получится число, из которого вычитали.

Числовой ряд начинается с числа 0.

VI. Закрепление изученного материала.

 1.Работа в тетради на печатной основе. С.70-71

№1,№2,№4 – коллективное выполнение

№5-работа в парах

№6- самостоятельная работа

2.Пальчиковая гимнастика.

«Рыбки»
Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Учебник с.83 №6

Письмо цифры 0 в тетради, числовой ряд, равенства и неравенства с 0.

Ноль не значит ничего,
Но нельзя и без него.
Без нуля не обойтись,
Ты писать его учись.

Ты уже нарисовал
Аккуратненький овал?
Нету проще ничего:
Ноль похож на букву «О».

-Послушайте и запомните, как правильно писать цифру 0:

Учитель: Цифра 0 состоит из одного элемента — большого овала.

Начинаем писать немного правее середины верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем, и ведем вверх, касаясь чуть выше середины правой стороны клеточки, закругляем, срезая правый угол и ведем к началу овала, касаясь верхней линии клетки.

-Пропишем в воздухе.

-А теперь обведите цифру 0 и напишите её до конца строки.

-Подчеркните самую красивую цифру.

А теперь послушайте. Я хочу рассказать вам что –то интересное. В Индии ноль называют СУНЬЁЙ, что означает «пустой». В разных странах эту цифру называли ОНОМ, потому что оно похожа на букву О. Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

— Вы так же думаете, что 0 не играет никакой роли? Зачем тогда он нужен?

— Зря многие думают, что ноль не играет никакой роли.
-Послушайте одну историю. Сценка.
Сказал весёлый, круглый ноль
Соседке-единице:

Ноль:

С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.

Ведущий:

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:

Единица:

Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом.

Ведущий:

Ответил ноль.

Ноль.

Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас, 
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз, 
Когда я стану справа.

(Встаёт справа от единицы.)

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.

-Какие знаете вы числа, образованные с помощью 0? (10,20,30,100,1000)

-Во многих странах мира особый знак в центре столицы, символизирующий начальную точку отсчёта дорожных расстояний – это нулевой километр.

— А в городе Будапеште (Венгрия ) есть даже памятник числу ноль и выглядит он вот так. (Показ слайда №2)

А ещё люди используют в речи крылатые выражения, в которых звучит слово ноль. (Показ слайда №3)

Начинать с нуля.

Круглый ноль.

Ноль без палочки.

Ноль внимания.

Сводить к нулю.

VII. Итог урока.

С каким числом познакомились на уроке? Что узнали? Чему научились?

VIII. Рефлексия.

Нарисуйте в тетради смайлик вашего настроения.

Открытый урок по математике в 1 классе

(ФГОС)

Тема: Число 0. Цифра 0.

Федюнина В.В.

2017-2018

infourok.ru

«Число и цифра 0. Свойства 0»

Тема: «Число и цифра 0. Свойства 0.»

Класс: 1

Цель: ознакомление с числом и цифрой 0.

Задачи:

1) образовательные:

• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Развить умение распознавания цифры в знаковой среде.
• Научить правильно, писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой.

2) развивающие:

• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

3) воспитательные:
— способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
здоровьесберегающие:
— сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты

  • Предметные:
    Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

  • Научить правильно писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой.

Метапредметные:
Регулятивные:

  • Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Самостоятельно решать задачи, примеры, ребусы.

  • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

  • Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.

  • Выполнять действия по образцу.

  • Использовать знаково-символичные средства при решении задач математического характера и объяснение их.

  • Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Коммуникативные:

  • Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.

  • Развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные:

  • Осознание необходимости учения.

  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

  • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

  • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.

  • Учиться выражать свое мнение.

Методы урока: наглядный, частично – поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа.

Формы урока: индивидуальные, фронтальные, коллективные, в парах.

Ресурсы: мультимедийная доска, компьютер, презентация Power Point, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть.

Ход урока

1.Организационный момент.

Цель: Организовать внимание учащихся, обеспечить положительный настрой на урок.

Мы пришли все дружно в класс.

Математика у нас.

Вы к соседу повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Пожелайте всем удачи,

Только так, а не иначе.

— Давайте улыбнемся гостям. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

— Кто готов работать, хочет узнать на уроке что-то новое, интересное – покажите смайлик. 

2. Сообщение темы и цели урока.

Цель: Подготовить учащихся к восприятию нового материала, опираясь на старые знания.
— Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать, и решать – мы отправимся путешествовать. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому надо брать с собой друзей. Зачем? А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, выполнив задание.

Назови геометрические фигуры.

-Как их можно назвать, одним словом?

— Какие еще геометрические фигуры знаете?

Послушайте загадку. О ком она? На какую геометрическую фигуру похоже?

Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Кто же это? КОЛОБОК

— Как начинается сказка?

— Колобок ушёл от бабушки и дедушки и отправился путешествовать.

Тропинка в гору нас ведёт, а горка непростая – числовая, поднимемся по числовой горке вверх и спустимся вниз. (Счёт прямой и обратный от 1 до 10)

2. Актуализация знаний.

Цель: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Кого встретил первым? (зайца)

— А Заяц говорит:

Запомните все, что без устного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь-дорожку снаряжу
И на волю отпущу.
А если не решишь мои задачи,
Не видать тебе удачи!

Ребята, надо быстро Колобка спасать,
Помочь от Зайчишки ему убежать.

Поможем Колобку решить Зайкины задачи.

Повторение состава чисел «Засели домики» (у доски)

— А мы в это время будем решать задачи (веер цифр).

  • Предыдущее число числу 4? (3)

  • Последующее число числу 1? (2)

  • Увеличьте 3 на 1 (4)

  • Уменьшите 4 на 3 (1)

  • Сумма чисел 1 и 4 (5)

  • Уменьшаемое 3, вычитаемое 1, значение разности (2)

Васька — ловкий рыбачок-

Ловит рыбок на крючок.

Трёх поймал он на рассвете,

А одну в вечерний час.

Вы всех рыбок сосчитайте

И ответ сейчас же дайте (4)

А теперь пора бананы

Сосчитать у обезьяны.

Один, два, три, четыре, пять…

Можно три на завтрак дать.

Если три на завтрак дать,

Их уже не будет 5. (2)

По дорожке мышка шла,

Девять зернышек несла.

Четыре – птичке отдала,

Сколько в корзину убрала?(5)

Пять грибов росли у ели.

Два из них бельчата съели.

Ты скажи теперь, дружок,

Сколько будет всех грибов? (3)

— Молодцы! Справились с Зайкиными задачами!

Можно путешествовать дальше. Катится Колобок по лесу, а ему навстречу Серый Волк. В Колобках он знает толк. Чтобы Волк его не съел, Колобочек наш запел.

Волк:

С песней, Колобочек, не спеши,
Лучше ты заданье мне реши.
Если ты решишь,
Дальше смело побежишь.

На доске:

— Сколько шариков ?

— Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

Два лопнули. Сколько осталось? Как записать выражением? 3-2=1

Лопнул ещё, сколько осталось?

— Ноль – это сколько предметов?

— Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

— Выберите ноль из ряда чисел, расположенных на доске.

3. Постановка цели урока. Открытие нового.

Цель: Сформировать представления о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

-Назовите тему урока. (Число и цифра ноль)

-Чему будем учиться на уроке? (познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0)

— На что похожа цифра 0?

Слайд

Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.

Круглый ноль как КОЛОБОК такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Могу назвать его мячом

А хочешь, дыркой назовем,

А может бубликом, почти что кругленьким,

На обруч , на полную луну ,

На ноль похоже круглая Земля и солнце в вышине

Но как его не назовем,

Он называется ….нулем.

Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто».

Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись «км» внизу означают начало всех дорог по Венгрии.

Колобок наш утомился,
На пеньке расположился.
Жарко стало вдруг ему,

Надо на него подуть.

4. Физминутка (на каз.яз)

5. Первичное закрепление. Работа в тетрадях.

Цель: Сформировать навыки написания цифры 0.

А теперь снова в путь. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь.

Колобок наш испугался,
На пенёк скорей забрался.
Только начал песню петь,
Как медведь давай реветь.

Ты не пой мне, Колобок,
Не заговаривай зубок.
Лучше ты, дружок, спеши
Свою цифру напиши.

Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.

Я тетрадочку открою и наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

— Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)

Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

— Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.

А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за 3 минуты
Всё решить, что есть в тетради.
Работа в парах П.с.45 №2

6. Физминутка.
Чашечка с чайничком,
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с дырочкой,
С дырочки пар. (Показ руками.)

— Ничего не заметили? (Мы только что смоделировали цифру 0 с помощью пальцев.)

Моделирование.
— Смоделируем эту цифру с помощью нитки.

7. Усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель: Развитие умения распознавать цифру 0.

Работа по учебнику с.56

— Помогите верблюжонку найти место для нуля.

— Где место ноля на числовом отрезке?

На числовой линейке НОЛЬ всегда стоит впереди всех чисел.

— Что можете сказать про 0, если сравнивать с другими числами?

— 0 – это натуральное число? (нет) Почему? (Натуральные числа, которые получаются при счёте предметов.)

8. Обобщение усвоенного.

Цель: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

— Вас ждут «Весёлые вопросы» (хором).

Сколько пальцев на 1 руке?

Сколько яблок на дубе?

Сколько ног у человека? У змеи?

Сколько дедушек учится в нашем классе?

Самостоятельная работа.

— Если мы выполним задание, лиса отпустит КОЛОБКА.

Карточки (проверка СЛАЙД)

9. Подведение итога. Рефлексия.

Цель: Обобщить изученный за урок материал, проверить уровень усвоения материала.

— Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на «отлично». А как помогли ему в этом вы, ребята?

— Думали, решали, рассуждали.

— С каким числом вы познакомились?

— Что же обозначает число ноль? (Ничего, нисколько.)

Оцени свою работу. 
Зелёный нуль — всё получилось. 
Жёлтый нуль – были небольшие затруднения. 
Красный нуль — было трудно.

 

Молодцы! Спасибо за работу.

multiurok.ru

«Число 0, цифра 0, свойство 0»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей с цифрой 0, с его образованием и записью.
  • Повторить нумерацию чисел в пределах 9.
  • Формировать вычислительные навыки.
  • Развивать внимание, память и логическое мышление.

Оборудование: карточки с примерами, буквами, веточка с листочками, набор цифр с 1 до 9, геометрические фигуры разной формы, размера и цвета.

Ход урока

I. Сегодня на уроке мы повторим пройденное, познакомимся с очень интересной, загадочной цифрой и числом.

II. Устный счет

Для начала проведем устный счет и по ходу повторим пройденный материал.

У вас на партах лежит набор цифр, с которыми вы уже знакомы, все натуральные числа с 1до 9. Положите эти числа по порядку возрастания.

  • С какой цифры начнем? Закончили? Считаем.
  • Теперь я буду спрашивать, вы покажете ответ вот этими карточками. Будьте внимательны!
  • Покажите…
  • Какая цифра следует за цифрой 6?
  • Наименьшее число в наборе?
  • Покажите соседей цифры 7.
  • Перед цифрой 5 какая цифра?
  • Самое большое число в наборе?
  • Какое число находиться между цифрами 7 и 9?
  • Какое число больше, 6 или 4?
  • Сколько будет, если к 5 прибавить 3?
  • Сколько будет, если с 4 вычитаем 2?
  • Во дворе живут петух и курица с 3 цыплятами. Сколько их всего?
  • Молодцы! Пока отложите карточки.

III. Физкультминутка

Теперь немножко поиграем. Игра на внимание “Курица и цыплята”. В нашем дворе сколько цыплят? Вы все будете моими цыплятами.

Вышла курочка гулять.
Свежей травки нащипать.
А за ней ребятки.
Курочка: Ко-ко-ко, ко-ко-ко.
Не ходите далеко.
Вы мои цыплятки.

Я буду стучать по столу, а вы должны откликнуться, чтобы не заблудиться и повторять за мной.

Вот и хорошо, все мои цыплята рядом со мной.

IV. Повторение

Вот цыплятки гуляли по двору и нашли осколки разноцветных стекол (фигуры). Они все разные. Какие признаки различия? Что изменилось?

Повторим состав чисел. В птичьем дворе построили новый дом. Заселите дом. В доме №9 на каждом этаже должны жить по 9 жильцов. Если в одной комнате 5, то в другой сколько?

Что мы видим? Треугольник, состоящий из маленьких треугольников. Большой целый А. Он разделен на части. Сколько частей? Теперь выполните задание с окошечками.

Следующее задание — «расшифруй». Здесь примеры, каждая обозначена буквой. Мы должны расшифровать слово из 5 букв (решаем).

8-2 С 5+4 0

7-4 Н 3+1 Е 3-2 Ь

Теперь ответы должны записать в клетки в порядке убывания, вместе . Какое слово спряталось?

Осень. Что это? (Время года). Сколько времен года? (Четыре). Какие? После осени какое время года следует? Потом? Перед осенью? Какие изменения происходят осенью? (Опадают листья).

V. Новая тема

Вот у меня веточка осенняя с желтыми листьями. Сколько листьев? Вдруг вдул сильный ветер и листья стали выпадать. Выпал 1 листочек, сколько осталось? Еще один. Сколько осталось?

И вот все листья выпали. На ветке листьев совсем не осталось.

Как мы выразим это в письме?

Что остается? Пишем так: 4 -1-1-1-1= 0 (пусто)

VI. Теперь откройте учебники. Тут наша веточка. Вот было 4 листочка. Они выпали и ничего не осталось – значит 0 ( пусто). Далее. В мешочке тоже ничего нет, пусто- значит 0. В домино тоже 0.

Давайте посмотрим это на числовом отрезке. Было 4 листочка. Поставьте точку на 4. Сперва выпал 1 листочек. В какую сторону направим стрелку? Больше стало или меньше. Значит вычитаем и стрелка идет в левую строну. Значит, 0 меньше 1 и в числовом отрезке стоит левее 1. 0 – пусто, это начало. “Начнем с нуля” говорят, когда начинают с начала, на пустом месте.

VII. Чистописание

Возьмите ручки. Откройте тетради. Пишем цифру 0. На что она похожа? (На О). Мы уже умеем писать букву О. Начинаем писать чуть ниже вершины правого бока в левую сторону. Чуть выше округляем, вниз и вверх, соединяем. А теперь познакомим поближе с цифрами. Пишем, проговаривая: 1 0 2 0 3 0 …., так пишем до конца строки. Вот и научились писать. Тетради пока отложите.

VIII. Работа по учебнику

Теперь, когда ознакомились с записью, приступим к выполнению заданий по учебнику.

Задание №1. Выражение 3 + 0. Найди сумму. Содержимое двух мешочков должны переложить в один общий мешок. В одном три предмета, в другом пусто. Тогда сколько будет? Чем отличаются? Если слагаемые поменять местами сумма не изменяется. И если вместо 3 вставить любое число, то сумма будет равна тому же числу.

Задание №2. Найти разность. Мы из одного мешочка должны взять что-то, но не взяли, то-есть остается то же количество или число. Вот и вывели формулу…

Задание №3. Пусто. Если ничего нет тогда – 0.

Задание №4.Для закрепления выполним самостоятельно. Все закончили.

Физкультминутка

Все встали, устали наверное. Сделаем зарядку и заодно проверим задание №4.

Проверяем: 1 пример – сколько столько раз приседаем – 0 (Почему не приседаем?)

Пример 2 – прыгаем 8 раз

Пример 3 – шаги на месте 6 раз.

Пример 4 – поднимаем руки 2 раза.

Пример 5 – наклоняем голову вперед, назад 9 раз.

Пример 6 – прыгаем 0 раз. Почему не прыгаем?

Задание №5. Выполняем все вместе. Перед вами числовой отрезок, по которому прыгает воробышек, клюет семечки. Вместе отмечаем точкой. Конец стрелки – ответ. Где сидит? В какую сторону прыгает?

Задание №6. Решаем все вместе. Кто хочет решать? Комментирую.

Задание №7. Найти фигуру. Что вы видите? Чем отличается, какой следующий? 1 строка. Найдите закономерность.

Задание №8. Самостоятельная работа, примеры с “окошечками”.

IX. Итог урока

Что мы сегодня узнали нового?

Повторение : а + 0, 0 + а, а – 0, а – а.

10.02.2005

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Число 0 и цифра 0

Урок математики в 1 классе

Число ноль, цифра 0.

Цели: 1.Ввести число 0, как характеристику пустого множества и начало отсчёта на

числовом отрезке.

2.Научить писать цифру 0.

3.Рассмотреть свойства 0.

4.Закреплять навыки счёта в пределах 9.

Ход урока.

1.Организационный момент.

А теперь проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

1.Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать – мы отправимся путешествовать. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому надо брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, выполнив задание.

Назови геометрические фигуры.

-Как их можно назвать одним словом?

— Какие еще геометрические фигуры знаете?

— Какая фигура является королевой геометрии? Почему? (.) Послушайте загадку. О ком она? На какую геометрическую фигуру похож?

Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Кто же это?

Дети: КОЛОБОК

-Как начинается сказка?

-Колобок ушёл от бабушки и дедушки и отправился путешествовать.

2. Актуализация знаний.

Кого встретил первым?

-Навстречу Заяц:

Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь-дорожку снаряжу
И на волю отпущу.
А если не решишь мои задачи,
Не видать тебе удачи!

Учитель:

Ребята, надо быстро Колобочка спасать
Помочь от Зайчишки ему убежать.

Давайте поможем Колобку решить Зайкины задачи.

Васька- ловкий рыбачок-

Ловит рыбок на крючок.

Пять поймал он на рассвете,

А одну в вечерний час.

Вы всех рыбок сосчитайте

И ответ сейчас же дайте(6)

А теперь пора бананы

Сосчитать у обезьяны.

Один, два, три, четыре, пять…

Можно три на завтрак дать.

Если три на завтрак дать ,

Их уже не будет 5. (2)

По дорожке мышка шла,

Девять зернышек несла.

Четыре – птичке отдала,

Сколько в корзину убрала?(5)

Три гриба росли у ели.

Два из них бельчата съели.

Ты скажи теперь, дружок,

Сколько прячется в тенек? (1)

3. «Открытие» нового знания:

Учитель: Молодцы! Справились с Зайкиными задачами!

Колобок наш утомился,
На пеньке расположился.
Вмиг поднимем дух ему,
Вам зарядка по уму.

IX. Физминутка

Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. — стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. — стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. — основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх — в стороны, потянуться)

Приседаем столько раз, Сколько зайчиков у нас (и. п. — стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. — стоя, руки на поясе, прыжки на носках)

Можно путешествовать дальше. Катится Колобок по лесу, а ему навстречу Серый Волк. В Колобках он знает толк. Чтобы Волк его не съел, Колобочек наш запел.

Волк:

С песней, Колобочек, не спеши,
Лучше ты заданье мне реши.
Если ты пример решишь,
Дальше смело побежишь.

Повезло опять Егорке,

У реки сидит не зря.

Два карасика в ведёрке

И четыре пескаря.

Но смотрите – у ведёрка

Появился хитрый кот…

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесёт?

(Нисколько.)

б)-Сколько дедушек учится в нашем классе?

-Сколько говорящих собак вы знаете?

-Сколько знакомых вам кошек умеют вышивать?

Вывод:- Что общего у всех заданий, которые мы с вами выполнили?

(Ответом на все заданные вопросы было одно и тоже число – нисколько, пусто или ноль.)

Что значит ноль? Ничего, нисколько.

Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто».

Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль- вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.

Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.

Назовите ещё числа, в которых ноль играет очень важную роль. (20, 30, 100, 400, 1 000 и т.д.)

В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись «км» внизу означают начало всех дорог по Венгрии.

Физкультминутка(Рыбка)

Учитель: А теперь снова в путь. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь.

(Учитель убирает Волка, а на его место ставит Медведя)

Колобок наш испугался,
На пенёк скорей забрался.
Только начал песню петь,
Как медведь давай реветь.

Ты не пой мне, Колобок,
Не заговаривай зубок.
Лучше ты, дружок, спеши
Свою цифру напиши.

-Есть такая цифра, которая похожа на Колобка, ребята?

-Это 0.

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

-А на что ещё похож 0?

Учимся писать цифру 0.

— Чем цифра 0 отличается от Колобка?

Колобок – кругленький,

Ноль – овальный.

— А чем отличаются печатный и письменный нули? (Письменный 0 надо писать с наклоном.)

« Пальчики здороваются».

-Начинаем писать цифру чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала.

-А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

Вот и лиса идёт
И такую речь ведёт.

Лиса:

Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за 5 минут
Всё решить, что есть вот тут.
Работа в тетради

5. Подведение итогов.

-Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на «отлично». А как помогли ему в этом вы, ребята?

-Думали, решали, рассуждали.

-С каким числом вы познакомились?

-Что же обозначает число ноль? (Ничего, нисколько.)

Молодцы! Спасибо за работу.

infourok.ru

Урок по математике «число и цифра 0» (1 класс)

Тема: «Число и цифра 0»

Цель: ознакомление с числом и цифрой 0.

Задачи:

1) образовательные:

• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Развить умение распознавания цифры в знаковой среде.
• Научить правильно, писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой.

2) развивающие:

• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

3) воспитательные:
— способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
здоровьесберегающие:
— сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Методы урока: наглядный, частично – поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа.

Формы урока: индивидуальные, фронтальные, коллективные, в парах.

Ресурсы: мультимедийная доска, компьютер, презентация Power Point, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть.

Ход урока

1.Организационный момент.

Цель: Организовать внимание учащихся, обеспечить положительный настрой на урок.

Мы пришли все дружно в класс.

Математика у нас.

Вы к соседу повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Пожелайте всем удачи,

Только так, а не иначе.

— Давайте улыбнемся гостям. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

— Кто готов работать, хочет узнать на уроке что-то новое, интересное – покажите смайлик. 

2. Сообщение темы и цели урока.

Цель: Подготовить учащихся к восприятию нового материала, опираясь на старые знания.
— Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать, и решать – мы отправимся путешествовать. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому надо брать с собой друзей. Зачем? А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, выполнив задание.

Назови геометрические фигуры.

-Как их можно назвать, одним словом?

— Какие еще геометрические фигуры знаете?

Послушайте загадку. О ком она? На какую геометрическую фигуру похоже?

Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Кто же это? КОЛОБОК

— Как начинается сказка?

— Колобок ушёл от бабушки и дедушки и отправился путешествовать.

Тропинка в гору нас ведёт, а горка непростая – числовая, поднимемся по числовой горке вверх и спустимся вниз. (Счёт прямой и обратный от 1 до 10)

2. Актуализация знаний.

Цель: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Кого встретил первым? (зайца)

— А Заяц говорит:

Запомните все, что без устного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь-дорожку снаряжу
И на волю отпущу.
А если не решишь мои задачи,
Не видать тебе удачи!

Ребята, надо быстро Колобка спасать,
Помочь от Зайчишки ему убежать.

Поможем Колобку решить Зайкины задачи.

Повторение состава чисел «Засели домики» (у доски)

— А мы в это время будем решать задачи (веер цифр).

  • Предыдущее число числу 4? (3)

  • Последующее число числу 1? (2)

  • Увеличьте 3 на 1 (4)

  • Уменьшите 4 на 3 (1)

  • Сумма чисел 1 и 4 (5)

  • Уменьшаемое 3, вычитаемое 1, значение разности (2)

Васька — ловкий рыбачок-

Ловит рыбок на крючок.

Трёх поймал он на рассвете,

А одну в вечерний час.

Вы всех рыбок сосчитайте

И ответ сейчас же дайте (4)

А теперь пора бананы

Сосчитать у обезьяны.

Один, два, три, четыре, пять…

Можно три на завтрак дать.

Если три на завтрак дать,

Их уже не будет 5. (2)

По дорожке мышка шла,

Девять зернышек несла.

Четыре – птичке отдала,

Сколько в корзину убрала?(5)

Пять грибов росли у ели.

Два из них бельчата съели.

Ты скажи теперь, дружок,

Сколько будет всех грибов? (3)

— Молодцы! Справились с Зайкиными задачами!

Можно путешествовать дальше. Катится Колобок по лесу, а ему навстречу Серый Волк. В Колобках он знает толк. Чтобы Волк его не съел, Колобочек наш запел.

Волк:

С песней, Колобочек, не спеши,
Лучше ты заданье мне реши.
Если ты решишь,
Дальше смело побежишь.

На доске:

— Сколько шариков ?

— Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

Два лопнули. Сколько осталось? Как записать выражением? 3-2=1

Лопнул ещё, сколько осталось?

— Ноль – это сколько предметов?

— Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

— Выберите ноль из ряда чисел, расположенных на доске.

3. Постановка цели урока. Открытие нового.

Цель: Сформировать представления о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

-Назовите тему урока. (Число и цифра ноль)

-Чему будем учиться на уроке? (познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0)

— На что похожа цифра 0?

Слайд

Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.

Круглый ноль как КОЛОБОК такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Могу назвать его мячом

А хочешь, дыркой назовем,

А может бубликом, почти что кругленьким,

На обруч , на полную луну ,

На ноль похоже круглая Земля и солнце в вышине

Но как его не назовем,

Он называется ….нулем.

Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто».

Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись «км» внизу означают начало всех дорог по Венгрии.

Колобок наш утомился,
На пеньке расположился.
Жарко стало вдруг ему,

Надо на него подуть.

4. Физминутка (на каз.яз)

5. Первичное закрепление. Работа в тетрадях.

Цель: Сформировать навыки написания цифры 0.

А теперь снова в путь. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь.

Колобок наш испугался,
На пенёк скорей забрался.
Только начал песню петь,
Как медведь давай реветь.

Ты не пой мне, Колобок,
Не заговаривай зубок.
Лучше ты, дружок, спеши
Свою цифру напиши.

Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.

Я тетрадочку открою и наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

— Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)

Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

— Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.

А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за 3 минуты
Всё решить, что есть в тетради.
Работа в парах П.с.45 №2

6. Физминутка.
Чашечка с чайничком,
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с дырочкой,
С дырочки пар. (Показ руками.)

 Ничего не заметили? (Мы только что смоделировали цифру 0 с помощью пальцев.)

Моделирование.
— Смоделируем эту цифру с помощью нитки.

7. Усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель: Развитие умения распознавать цифру 0.

Работа по учебнику с.56

— Помогите верблюжонку найти место для нуля.

— Где место ноля на числовом отрезке?

На числовой линейке НОЛЬ всегда стоит впереди всех чисел.

— Что можете сказать про 0, если сравнивать с другими числами?

— 0 – это натуральное число? (нет) Почему? (Натуральные числа, которые получаются при счёте предметов.)

8. Обобщение усвоенного.

Цель: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

— Вас ждут «Весёлые вопросы» (хором).

Сколько пальцев на 1 руке?

Сколько яблок на дубе?

Сколько ног у человека? У змеи?

Сколько дедушек учится в нашем классе?

Самостоятельная работа.

— Если мы выполним задание, лиса отпустит КОЛОБКА.

Карточки (проверка СЛАЙД)

9. Подведение итога. Рефлексия.

Цель: Обобщить изученный за урок материал, проверить уровень усвоения материала.

— Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на «отлично». А как помогли ему в этом вы, ребята?

— Думали, решали, рассуждали.

— С каким числом вы познакомились?

— Что же обозначает число ноль? (Ничего, нисколько.)

Оцени свою работу. 
Зелёный нуль — всё получилось. 
Жёлтый нуль – были небольшие затруднения. 
Красный нуль — было трудно.

 

Молодцы! Спасибо за работу.

infourok.ru

Советы рукодельницам