Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему «Человек – личность»

Автор: Куликова Наталья Сергеевна

Место работы: ГОУ гимназия № 363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Должность: учитель истории, краеведения, обществознания

Образование: РГПУ им. А. И. Герцена, выпуск 2004 г., магистр образования по направлению «Социально-экономические знания»

Персональный сайт: http://www.new-teacher.ru/


Конспект урока по Обществознанию, 6 класс

Урок № 3.

Тема урока: Человек – личность.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Мотивация.

  3. Понятие «личность». Качества личности.

  4. Индивидуальность.

  5. Сильная личность. Как вариант — рассказ не учителя, а учащихся (по индивидуальным сообщениям)

  6. Выводы, закрепление материала.

  7. Домашнее задание.

Оборудование урока:

  1. учебник

  2. наглядность

Дидактические единицы:

Домашнее задание:

  • § 2

  • с. 24 в. 1-3 (у)

  • выучить термины, з. 1-2 (п, по желанию)

  • ПРТ — § 2 в. 3,5 (п.)

  • индивидуальное задание – найти и выписать в словарь значение слов «отрок» и «отрочество»

  • по желанию: посмотреть худ. фильм «Повесть о настоящем человеке» или прочесть книгу Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». — М.: Детская литература, 1955.

Источники:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Наследственность

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Маресьев

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бетховен

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Beethoven.jpg

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ирена_Сендлер

  6. http://paia.ru/forum/viewtopic.php?p=5329

  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Елена_Бережная

  8. http://www.aif.ru/sport/article/29775

  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Личность

  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Индивидуальность

  11. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=353

Конспект урока № 3.

п/п

Алексей Петрович Маресьев

Ирена Сендлер

Ирена Сендлер

Елена Бережная

Людвиг ван Бетховен

Модуль, пункт плана

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Проверка домашнего задания.

? Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует

человек?

? Докажите, что человек не только биологическое существо, но и социальное.

? Что случалось с человеческими детьми, которых воспитывали животные?

Почему это происходило?

? В чем отличие человека от животного?

2

Мотивация.

Моя маленькая дочка как и все маленькие детки говорила «Таня упала», «Таня хочет кушать», «Пожалей Таню». Местоимение «Я» совсем не употребляла, говорила о себе в третьем лице. Теперь она в любом случае говорит о себе в первом лице: «Я хочу есть», «Я упала», «Я хочу играть», «Купи мне сок» и т.д.

? Что же это означает?

Психологи считают, что это признак развивающейся личности.

Сегодня мы узнаем:

  1. Что такое личность.

  2. Какими признаками обладает личность.

  3. Что такое индивидуальность.

  4. Какую личность можно назвать сильной.

ЗАПИСЬ: Человек – личность.

3

Понятие «личность». Качества личности.

Российский психолог А. Н. Леонтьев считал, что «Личностью не рождаются, а становятся».

На прошлом уроке мы выяснили, что мы рождаемся как биологические существа, а развиваемся как социальные существа.

В результате своего роста, развития человек приобретает определенный жизненный опыт, определенные знания о мире, о себе, учится общаться с другими людьми, приобретает определенные качества. Так вот это все и характеризует человека как личность.

Можно указать несколько определений личности:

  1. Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания.

  2. Личность — социально и духовно развитый человек.

  3. Личность – это качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, общении с другими людьми, самовоспитания.

  4. Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

? Будет ли правильным утверждение «Этот человек не личность?»

? А как же узнать, сформировалась ли у нас с вами личность или нет?

По мнению психолога Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:

  1. Человека можно считать личностью, если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. (Хочу играть, но надо делать домашнее задание; хочу купить себе жевачку или мороженое, но не покупаю, так как мама просила принести сдачу домой)

  2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. (? Приведите примеры)

Каждая личность обладает:

* Воля

* Свобода

* Разум

Если этих качеств у личности нет, то это не личность!!!

? А что значит «сознательное» руководство своим поведением?

Сознание – это отношение человека к миру, способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к окружающей жизни, действительности.

Читать с. 221 – Личность — социально и духовно развитый человек.

Читать с. 16 – Личность.

ЗАПИСЬ: Личность – это качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, общении с другими людьми, самовоспитания.

ЗАПИСЬ: Критерии сформировавшейся личности:

  1. способность преодолевать свои побуждения ради чего-то другого

  2. способность сознательно руководить своим поведением

Читать с. 16 последний абзац

ЗАПИСЬ:

Сознание – это способность человека мыслить, рассуждать, определять свое отношение к жизни.

4

Индивидуальность.

Попросить выйти к доске двух девочек или двух мальчиков. Задать учащимся вопросы:

? Мы можем утверждать, что биологически эти ребята одинаковые?

? А чем они друг от друга отличаются?

Другими словами, они одновременно похожи и не похожи !

? Что это означает?

? Как называется отличие каждого из нас от другого человека?

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.

Индивидуальность выражает особенность отдельного человека.

? Объясните выражение: «Когда умирает один человек, умирает целый мир».

Рассмотреть иллюстрацию в учебнике – картина Серова В.А. «Петр I».

? Как вы думаете, удалось ли художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины? В чем это проявлялось?

Да, у них одинаковое строение, одинаковые физиологические потребности.

Цвет волос, глаз, кожи, телосложением, голосом, разный подчерк, по-разному ходят, учатся, дружат, по-разному общаются, разные увлечения, разные фильмы любят, разные книги, разные игры, куклы.

индивидуальность

ЗАПИСЬ:

Индивидуальность— совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.

Иллюстрация с. 22

5

Сильная личность.

? Слышали такое утверждение «Сильная личность»?

? Как вы понимаете это выражение?

Примеры людей с сильной личностью:

  1. Алексей Петрович Маре́сьев (7(20) мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик-ас, Герой Советского Союза .

Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт. 4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А.П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново.

В июне 1943 года А.П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1102).Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения. В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.

  1. Ирена Сендлер, Ирена Сендлерова (15 февраля 1910 — 12 мая 2008, Варшава) — польская активистка движения сопротивления. Во время Второй мировой войны Ирена Сендлер — сотрудница варшавского Управления здравоохранения и член польской подпольной организации — Совета помощи евреям (Жегота),— часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри. В 1943 году арестована по анонимному доносу. Её приговорили к пыткам (жестоко избивали и переломали обе ноги и обе руки) и казни, однако она была спасена: охранники, которые сопровождали её к месту казни, были подкуплены. В официальных бумагах она была объявлена казнённой. До конца войны Ирена Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям.

  2. Елена Бережная. Родилась в 1977 году в Невинномысске Ставропольского края. Спортсменка, фигурное катание. На одной из тренировок с предыдущим партнером получила сильную травму- конёк пробил висок и задел головной мозг. Делали трепанацию черепа – сложную операцию. После этого Елена очень долго восстанавливалась, заново училась говорить, ходить. Но от фигурного катания не отказалась! Чемпионка мира, Олимпийская чемпионка на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити в парном катании с Антоном Сихарулидзе. В их копилке 25 золотых медалей.

? Какими качествами обладает сильная личность?

? Можно ли стать сильной личность? Обязательно ли для этого совершать подвиг?

? А вот Адольф Гитлер – сильная личность?

Сильная личность ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть НРАВСТВЕННОЙ, т.е. свои способности и положительные черты характера употреблять на ПОЛЕЗНЫЕ для других людей и ДЛЯ ОБЩЕСТВА дела.

ЧИТАТЬ с. 23, статья о Бетховене

6

Вывод, закрепление материала.

Нужно уважать себя, но относиться к своим поступкам критически: чем больше о себе думает человек, тем хуже к нему будут относиться окружающие.

? Докажите, что человек не только биологическое, но и социальное

существо.

? Что такое личность?

? Какие качества характеризуют личность?

? Что такое сознание?

? Что такое индивидуальность?

? А что является пороками человеческой личности?

Пороками человеческой личности являются лень, эгоизм, подлость.

? Перечислите добродетели личности.

К добродетелям относятся любовь к ближнему, порядочность, справедливость, честность.

7

Домашнее задание.

  • § 2

  • с. 24 в. 1-3 (у)

  • выучить термины, з. 1-2 (п, по желанию)

  • ПРТ — § 2 в. 3,5 (п)

  • индивидуальное задание-значение слов «отрок» и «отрочество»

  • по желанию: посмотреть худ. фильм «Повесть о настоящем человеке» или прочесть книгу Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

doc4web.ru

6 класс урок по теме Человек. Личность..docx

Класс: 6
Тема урока: Человек. Личность. (презентация – слайд 1)
Цель урока: определение особенностей формирования личности человека.
Задачи:
1. определить отличительные признаки человека от животного,
качества,
наследуемые и приобретаемые признаки человека,
характеризующие человека как личность;
2. продолжить формировать умение делать выводы, работать с текстом
(выделение ключевых слов), отстаивать собственную точку зрения;
3. воспитывать стремление развивать в себе такие качества, как
терпеливость,
старательность,

целеустремленность,
настойчивость.
воля,

Основные понятия: человек, индивид, личность, сознание.
Учебник: Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных
организаций / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 6­е изд. – М., 2016.
– 111 с.
План урока:
1. Животное и человек: общее и различия.
2. Человек: понятие, наследуемые и приобретаемые признаки.
3. Что такое «личность».
Ход урока:
I.
Организационный момент.
Устная работа – стр. 7 – определение вопросов и знаний, которые получат
учащиеся при изучении Главы I. Человек в социальном измерении (устно
проговариваем с учащимися).
II. Животное и человек: общее и различия.
Вопрос для обсуждения: Можете ли вы назвать примеры, отражающие
ситуации, когда человек воспитывался животными? (Ответ: Маугли, мальчик,
украденный павианами у родителей в Африке, мальчик, которого обнаружил пастух среди
стаи волков в Италии, девочка, которую воспитала стая диких собак в 2002 году в Чили и
т.д.).
Работа с примером: стр. 8 – рубрика «Обсудим вместе». Задача: высказать
своё мнение, почему так произошло, что необходимо ребенку, для того чтобы он стал
человеком. (презентация – слайд 2)
Устная работа­беседа с заполнением схемы учащимися в тетради,
учителем на доске:
Человек и животное
Общее:
1.
2.
3.

znanio.ru

Конспект урока по обществознанию «Человек и человечность», 6 класс, ФГОС

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями гуманизм, принцип и человечность; исследовать их сущность; выявить факторы, способствующие повышению человечность и гуманизма; обсудить проблему необходимости помогать пожилым людям.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать гуманного человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;

Метапредметные:

Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом, презентация, проектор.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока:

Организационный момент.

    Здравствуйте!

    учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

    — желаю (большими)

    — успеха (указательными)

    — большого (средними)

    — во всем ( безымянными)

    — и везде (мизинцами)

    — Здравствуйте! ( всей ладонью)

    II. Мотивационно-целевой этап

    — Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

    Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

    — Зачем бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

    — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

    — но это просто глупо! – закричал человек.

    — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усыпан ими. Твои попытки ничего не изменят!

    Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновенье задумался, бросил ее в море и сказал:

    — Нет, мои попытки изменят очень много … для этой звезды.


     

    — О чем эта притча?

    — Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на странице 100 учебника.

    — Подумайте, о чем мы сегодня должны поговорить и на какие вопросы ответить?

    Тема урока: Человек и человечность.

    План урока:

    Что такое гуманизм.

    Прояви внимание к старикам.

      III.Введение в новый материал.

      Сегодняшний урок посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой является он сам. Вечный вопрос: что такое человек? Что значит быть человеком? Как стать человечным?

      — Давайте, попробуем ответить на эти вопросы.

      1. Что такое гуманизм.

      — Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «человечность»? (Записываем ответы учеников на доске. )

      — Прочитайте текст на странице 100 учебника 1 абзац, работая в группах обсудите и представьте наглядно сущность гуманного отношения к человеку.

      Гуманное отношение к человеку:

      Великодушие

      Доброе

      Уважительное

      Готовность понять

      Отношение как к равному

        — На странице 100 учебника найдите определение понятия «гуманизм» и составим схему его сущности.

         

        Гуманизм – это определенная система воззрений, признающая

        — ценность человека

        — права человека на свободу

        — право человека на счастье

        — право человека на развитие и проявления своих способностей
         

        Гуманизм —

        — Критерий оценки справедливого общества – благо человека

        — Любовь к людям

        — Уважение к людям

        — Принцип поведения, предполагает ответственность человека за свои действия

        Физминутка.

        Происхождение понятия «гуманизм» относится к эпохе Возрождения. ( начало 14 – конец 16 веков). Для возрождения были характерны интерес к человеку, вера в его способности и возможности. Первыми гуманистами были Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

        Содержание понятия гуманизм менялось на протяжении истории, развиваясь и обогащаясь.

        — Познакомьтесь с высказываниями великих людей о гуманизме и прокомментируйте их. Какой по-вашему мнению является наиболее верным?

        Рабочий материал:

        Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности ( Конфуций)

        Народу много, а людей немного ( Диоген)

        Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным ( К.Маркс)

        Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью ( В.Гюго)

        В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека. ( Ч.Диккенс)

        Политические обязанности могут измениться, обязанности человека к человеку – никогда. ( Ж. Ренан)

        Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.

          ( Саади)

          — Все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя не всегда добро заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.

          — Как вы думаете, что мешает людям всегда совершать добрые поступки?

          На странице 101 учебника представлена притча писателя В.В. Вересаева «Легенда», прочтите и ответьте на вопрос.

          — В чем смысл этой притчи?

          Самостоятельно прочтите рубрику «Жил на свете человек» на странице 101-102. Ответьте на вопросы в конце рубрики и обоснуйте свой ответ.

          2.Прояви внимание к старикам

          С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению. В священном писании говорится: «Заступи в старости отца твоего и не опечали его», «Почитай старших, благогови»?

          — Как вы думаете, что означает слово «благогови».

          Благоговейное отношение – это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.

          В начале 18 века по указу Петра I были изданы правила поведения для «младых отроков». Послушайте отрывок из этого документа.

          «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»

          Во-первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о велики почтением, не с ними в ряд, но не много стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

          Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

          Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

          Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

          — Как вы понимаете эти правила и какие из них нужны сегодня?

          — Какие из этих правил вы выполняете?

          -Работая с рубрикой «Картинная галерея», на 103 учебника, ответьте на вопросы, приведенные в конце рубрики.

          — Что подразумевается под понятием «почтенный возраст».

          В рассказе Валентины Осеевой «Просто старушка» описывается ситуация – мальчик и девочка увидели, что впереди идущая старушка поскользнулась и упала.

          — Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

          Когда он вернулся, девочка спросила:

          — Это твоя бабушка?

          — Нет, — ответил мальчик.

          — Мама? – удивилась подружка.

          — Нет!

          — Ну, тетя? Или знакомая?

          — Да нет же! нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

          — О чем эта история? Чему научил вас этот случай?

          V. Рефлексия.

          На партах есть лист самооценки. Разместите человека на ту ступень, которая наиболее соответствует вашему состоянию.


           


           


           

              

          Комфортно

          Уверен в своих силах

           

          Хорошо

           

          Плохо

           

          Крайне скверно

           


           

          VI. Подведение итогов.

          Проверим себя, выполнив несколько заданий.

          Задание 1 рубрики в классе и дома на странице 104 учебника.

          Задание рубрики «Проверь себя»


           

          Домашнее задание:

          § 12 прочитать.

          Задания на выбор: творческое эссе: Задание 2 или 3 рубрики «В классе и дома» на странице 104 учебника.

          Учитель: В заключении урока послушайте стихотворение Натальи Давыдовой «С сторонке бабушка стояла». 

          Помните: мы должны заботится о тех, кто в этом нуждается.
          Список литературы: 

          1. Л.Н. Боголюбов Поурочные разработки,Москва, Просвещение. 2016 г. 

          2. Учебник под ред. Л.Н. Боголюбова Обществознание,6 класс. М.: Просвещение,2015 г.
          Человек и человечность презентация.6 класс
          PPTX / 4.28 Мб
          Стих-ние «В сторонке бабушка стояла».
          WMV / 5.89 Мб
          Физминутка
          WMV / 4.54 Мб

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему «Человек – личность»

          Автор: Куликова Наталья Сергеевна

          Место работы: ГОУ гимназия № 363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

          Должность: учитель истории, краеведения, обществознания

          Образование: РГПУ им. А. И. Герцена, выпуск 2004 г., магистр образования по направлению «Социально-экономические знания»

          Персональный сайт: http://www.new-teacher.ru/


          Урок № 3.

          Тема урока: Человек – личность.

          Конспект урока № 3.

          п/п

          Модуль, пункт плана

          Деятельность учителя

          Деятельность учащихся

          1

          Проверка домашнего задания.

          ? Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует

          человек?

          ? Докажите, что человек не только биологическое существо, но и социальное.

          ? Что случалось с человеческими детьми, которых воспитывали животные?

          Почему это происходило?

          ? В чем отличие человека от животного?

          2

          Мотивация.

          Моя маленькая дочка как и все маленькие детки говорила «Таня упала», «Таня хочет кушать», «Пожалей Таню». Местоимение «Я» совсем не употребляла, говорила о себе в третьем лице. Теперь она в любом случае говорит о себе в первом лице: «Я хочу есть», «Я упала», «Я хочу играть», «Купи мне сок» и т.д.

          ? Что же это означает?

          Психологи считают, что это признак развивающейся личности.

          Сегодня мы узнаем:

          1. Что такое личность.

          2. Какими признаками обладает личность.

          3. Что такое индивидуальность.

          4. Какую личность можно назвать сильной.

          ЗАПИСЬ: Человек – личность.

          3

          Понятие «личность». Качества личности.

          Российский психолог А. Н. Леонтьев считал, что «Личностью не рождаются, а становятся».

          На прошлом уроке мы выяснили, что мы рождаемся как биологические существа, а развиваемся как социальные существа.

          В результате своего роста, развития человек приобретает определенный жизненный опыт, определенные знания о мире, о себе, учится общаться с другими людьми, приобретает определенные качества. Так вот это все и характеризует человека как личность.

          Можно указать несколько определений личности:

          1. Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания.

          2. Личность — социально и духовно развитый человек.

          3. Личность – это качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, общении с другими людьми, самовоспитания.

          4. Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

          ? Будет ли правильным утверждение «Этот человек не личность?»

          ? А как же узнать, сформировалась ли у нас с вами личность или нет?

          По мнению психолога Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:

          1. Человека можно считать личностью, если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. (Хочу играть, но надо делать домашнее задание; хочу купить себе жевачку или мороженое, но не покупаю, так как мама просила принести сдачу домой)

          2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. (? Приведите примеры)

          Каждая личность обладает:

          * Воля

          * Свобода

          * Разум

          Если этих качеств у личности нет, то это не личность!!!

          ? А что значит «сознательное» руководство своим поведением?

          Сознание – это отношение человека к миру, способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к окружающей жизни, действительности.

          Читать с. 221 – Личность — социально и духовно развитый человек.

          Читать с. 16 – Личность.

          ЗАПИСЬ: Личность – это качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, общении с другими людьми, самовоспитания.

          ЗАПИСЬ: Критерии сформировавшейся личности:

          1. способность преодолевать свои побуждения ради чего-то другого

          2. способность сознательно руководить своим поведением

          Читать с. 16 последний абзац

          ЗАПИСЬ:

          Сознание – это способность человека мыслить, рассуждать, определять свое отношение к жизни.

          4

          Индивидуальность.

          Попросить выйти к доске двух девочек или двух мальчиков. Задать учащимся вопросы:

          ? Мы можем утверждать, что биологически эти ребята одинаковые?

          ? А чем они друг от друга отличаются?

          Другими словами, они одновременно похожи и не похожи !

          ? Что это означает?

          ? Как называется отличие каждого из нас от другого человека?

          Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.

          Индивидуальность выражает особенность отдельного человека.

          ? Объясните выражение: «Когда умирает один человек, умирает целый мир».

          Рассмотреть иллюстрацию в учебнике – картина Серова В.А. «Петр I».

          ? Как вы думаете, удалось ли художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины? В чем это проявлялось?

          Да, у них одинаковое строение, одинаковые физиологические потребности.

          Цвет волос, глаз, кожи, телосложением, голосом, разный подчерк, по-разному ходят, учатся, дружат, по-разному общаются, разные увлечения, разные фильмы любят, разные книги, разные игры, куклы.

          индивидуальность

          ЗАПИСЬ:

          Индивидуальность— совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.

          Иллюстрация с. 22

          5

          Сильная личность.

          ? Слышали такое утверждение «Сильная личность»?

          ? Как вы понимаете это выражение?

          Примеры людей с сильной личностью:

          1. Алексей Петрович Маре́сьев (7(20) мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик-ас, Герой Советского Союза .

          Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт. 4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А.П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново.

          В июне 1943 года А.П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

          Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1102).Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения. В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.

          1. Ирена Сендлер, Ирена Сендлерова (15 февраля 1910 — 12 мая 2008, Варшава) — польская активистка движения сопротивления. Во время Второй мировой войны Ирена Сендлер — сотрудница варшавского Управления здравоохранения и член польской подпольной организации — Совета помощи евреям (Жегота),— часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри. В 1943 году арестована по анонимному доносу. Её приговорили к пыткам (жестоко избивали и переломали обе ноги и обе руки) и казни, однако она была спасена: охранники, которые сопровождали её к месту казни, были подкуплены. В официальных бумагах она была объявлена казнённой. До конца войны Ирена Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям.

          2. Елена Бережная. Родилась в 1977 году в Невинномысске Ставропольского края. Спортсменка, фигурное катание. На одной из тренировок с предыдущим партнером получила сильную травму- конёк пробил висок и задел головной мозг. Делали трепанацию черепа – сложную операцию. После этого Елена очень долго восстанавливалась, заново училась говорить, ходить. Но от фигурного катания не отказалась! Чемпионка мира, Олимпийская чемпионка на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити в парном катании с Антоном Сихарулидзе. В их копилке 25 золотых медалей.

          ? Какими качествами обладает сильная личность?

          ? Можно ли стать сильной личность? Обязательно ли для этого совершать подвиг?

          ? А вот Адольф Гитлер – сильная личность?

          Сильная личность ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть НРАВСТВЕННОЙ, т.е. свои способности и положительные черты характера употреблять на ПОЛЕЗНЫЕ для других людей и ДЛЯ ОБЩЕСТВА дела.

          ЧИТАТЬ с. 23, статья о Бетховене

          6

          Вывод, закрепление материала.

          Нужно уважать себя, но относиться к своим поступкам критически: чем больше о себе думает человек, тем хуже к нему будут относиться окружающие.

          ? Докажите, что человек не только биологическое, но и социальное

          существо.

          ? Что такое личность?

          ? Какие качества характеризуют личность?

          ? Что такое сознание?

          ? Что такое индивидуальность?

          ? А что является пороками человеческой личности?

          Пороками человеческой личности являются лень, эгоизм, подлость.

          ? Перечислите добродетели личности.

          К добродетелям относятся любовь к ближнему, порядочность, справедливость, честность.

          7

          Домашнее задание.

          • § 2

          • с. 24 в. 1-3 (у)

          • выучить термины, з. 1-2 (п, по желанию)

          • ПРТ — § 2 в. 3,5 (п)

          • индивидуальное задание-значение слов «отрок» и «отрочество»

          • по желанию: посмотреть худ. фильм «Повесть о настоящем человеке» или прочесть книгу Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

          docbase.org

          Урок «Человек — личность», Обществознание, 6 класс — К уроку — История и обществознание

          2

          Выполнено Куликовой Натальей Сергеевной, ГОУ № 363, г. Санкт-Петербург, 2010 г.

          Автор: Куликова Наталья Сергеевна

          Место работы: ГОУ гимназия № 363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

          Должность: учитель истории, краеведения, обществознания

          Образование: РГПУ им. А. И. Герцена, выпуск 2004 г., магистр образования по направлению «Социально-экономические знания»

          Персональный сайт: http://www.new-teacher.ru/


          Конспект урока по Обществознанию, 6 класс

          Урок № 3.

          Тема урока: Человек – личность.

          План урока:

          1. Проверка домашнего задания.

          2. Мотивация.

          3. Понятие «личность». Качества личности.

          4. Индивидуальность.

          5. Сильная личность. Как вариант — рассказ не учителя, а учащихся (по индивидуальным сообщениям)

          6. Выводы, закрепление материала.

          7. Домашнее задание.

          Оборудование урока:

          1. учебник

          2. наглядность

          Дидактические единицы:

          Домашнее задание:

          • § 2

          • с. 24 в. 1-3 (у)

          • выучить термины, з. 1-2 (п, по желанию)

          • ПРТ — § 2 в. 3,5 (п.)

          • индивидуальное задание – найти и выписать в словарь значение слов «отрок» и «отрочество»

          • по желанию: посмотреть худ. фильм «Повесть о настоящем человеке» или прочесть книгу Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». — М.: Детская литература, 1955.

          Источники:

          1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Наследственность

          2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Маресьев

          3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бетховен

          4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Beethoven.jpg

          5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ирена_Сендлер

          6. http://paia.ru/forum/viewtopic.php?p=5329

          7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Елена_Бережная

          8. http://www.aif.ru/sport/article/29775

          9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Личность

          10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Индивидуальность

          11. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=353

          Конспект урока № 3.

          п/п

          Модуль, пункт плана

          Деятельность учителя

          Деятельность учащихся

          1

          Проверка домашнего задания.

          ? Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует

          человек?

          ? Докажите, что человек не только биологическое существо, но и социальное.

          ? Что случалось с человеческими детьми, которых воспитывали животные?

          Почему это происходило?

          ? В чем отличие человека от животного?

          2

          Мотивация.

          Моя маленькая дочка как и все маленькие детки говорила «Таня упала», «Таня хочет кушать», «Пожалей Таню». Местоимение «Я» совсем не употребляла, говорила о себе в третьем лице. Теперь она в любом случае говорит о себе в первом лице: «Я хочу есть», «Я упала», «Я хочу играть», «Купи мне сок» и т.д.

          ? Что же это означает?

          Психологи считают, что это признак развивающейся личности.

          Сегодня мы узнаем:

          1. Что такое личность.

          2. Какими признаками обладает личность.

          3. Что такое индивидуальность.

          4. Какую личность можно назвать сильной.

          ЗАПИСЬ: Человек – личность.

          3

          Понятие «личность». Качества личности.

          Российский психолог А. Н. Леонтьев считал, что «Личностью не рождаются, а становятся».

          На прошлом уроке мы выяснили, что мы рождаемся как биологические существа, а развиваемся как социальные существа.

          В результате своего роста, развития человек приобретает определенный жизненный опыт, определенные знания о мире, о себе, учится общаться с другими людьми, приобретает определенные качества. Так вот это все и характеризует человека как личность.

          Можно указать несколько определений личности:

          1. Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания.

          2. Личность — социально и духовно развитый человек.

          3. Личность – это качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, общении с другими людьми, самовоспитания.

          4. Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

          ? Будет ли правильным утверждение «Этот человек не личность?»

          ? А как же узнать, сформировалась ли у нас с вами личность или нет?

          По мнению психолога Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:

          1. Человека можно считать личностью, если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. (Хочу играть, но надо делать домашнее задание; хочу купить себе жевачку или мороженое, но не покупаю, так как мама просила принести сдачу домой)

          2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. (? Приведите примеры)

          Каждая личность обладает:

          * Воля

          * Свобода

          * Разум

          Если этих качеств у личности нет, то это не личность!!!

          ? А что значит «сознательное» руководство своим поведением?

          Сознание – это отношение человека к миру, способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к окружающей жизни, действительности.

          Читать с. 221 – Личность — социально и духовно развитый человек.

          Читать с. 16 – Личность.

          ЗАПИСЬ: Личность – это качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, общении с другими людьми, самовоспитания.

          ЗАПИСЬ: Критерии сформировавшейся личности:

          1. способность преодолевать свои побуждения ради чего-то другого

          2. способность сознательно руководить своим поведением

          Читать с. 16 последний абзац

          ЗАПИСЬ:

          Сознание – это способность человека мыслить, рассуждать, определять свое отношение к жизни.

          4

          Индивидуальность.

          Попросить выйти к доске двух девочек или двух мальчиков. Задать учащимся вопросы:

          ? Мы можем утверждать, что биологически эти ребята одинаковые?

          ? А чем они друг от друга отличаются?

          Другими словами, они одновременно похожи и не похожи !

          ? Что это означает?

          ? Как называется отличие каждого из нас от другого человека?

          Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.

          Индивидуальность выражает особенность отдельного человека.

          ? Объясните выражение: «Когда умирает один человек, умирает целый мир».

          Рассмотреть иллюстрацию в учебнике – картина Серова В.А. «Петр I».

          ? Как вы думаете, удалось ли художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины? В чем это проявлялось?

          Да, у них одинаковое строение, одинаковые физиологические потребности.

          Цвет волос, глаз, кожи, телосложением, голосом, разный подчерк, по-разному ходят, учатся, дружат, по-разному общаются, разные увлечения, разные фильмы любят, разные книги, разные игры, куклы.

          индивидуальность

          ЗАПИСЬ:

          Индивидуальность— совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.

          Иллюстрация с. 22

          5

          Сильная личность.

          ? Слышали такое утверждение «Сильная личность»?

          ? Как вы понимаете это выражение?

          Примеры людей с сильной личностью:

          1. Алексей Петрович Маре́сьев (7(20) мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик-ас, Герой Советского Союза .

          Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт. 4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А.П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново.

          В июне 1943 года А.П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

          Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1102).Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения. В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.

          1. Ирена Сендлер, Ирена Сендлерова (15 февраля 1910 — 12 мая 2008, Варшава) — польская активистка движения сопротивления. Во время Второй мировой войны Ирена Сендлер — сотрудница варшавского Управления здравоохранения и член польской подпольной организации — Совета помощи евреям (Жегота),— часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри. В 1943 году арестована по анонимному доносу. Её приговорили к пыткам (жестоко избивали и переломали обе ноги и обе руки) и казни, однако она была спасена: охранники, которые сопровождали её к месту казни, были подкуплены. В официальных бумагах она была объявлена казнённой. До конца войны Ирена Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям.

          2. Елена Бережная. Родилась в 1977 году в Невинномысске Ставропольского края. Спортсменка, фигурное катание. На одной из тренировок с предыдущим партнером получила сильную травму- конёк пробил висок и задел головной мозг. Делали трепанацию черепа – сложную операцию. После этого Елена очень долго восстанавливалась, заново училась говорить, ходить. Но от фигурного катания не отказалась! Чемпионка мира, Олимпийская чемпионка на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити в парном катании с Антоном Сихарулидзе. В их копилке 25 золотых медалей.

          ? Какими качествами обладает сильная личность?

          ? Можно ли стать сильной личность? Обязательно ли для этого совершать подвиг?

          ? А вот Адольф Гитлер – сильная личность?

          Сильная личность ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть НРАВСТВЕННОЙ, т.е. свои способности и положительные черты характера употреблять на ПОЛЕЗНЫЕ для других людей и ДЛЯ ОБЩЕСТВА дела.

          ЧИТАТЬ с. 23, статья о Бетховене

          6

          Вывод, закрепление материала.

          Нужно уважать себя, но относиться к своим поступкам критически: чем больше о себе думает человек, тем хуже к нему будут относиться окружающие.

          ? Докажите, что человек не только биологическое, но и социальное

          существо.

          ? Что такое личность?

          ? Какие качества характеризуют личность?

          ? Что такое сознание?

          ? Что такое индивидуальность?

          ? А что является пороками человеческой личности?

          Пороками человеческой личности являются лень, эгоизм, подлость.

          ? Перечислите добродетели личности.

          К добродетелям относятся любовь к ближнему, порядочность, справедливость, честность.

          7

          Домашнее задание.

          • § 2

          • с. 24 в. 1-3 (у)

          • выучить термины, з. 1-2 (п, по желанию)

          • ПРТ — § 2 в. 3,5 (п)

          • индивидуальное задание-значение слов «отрок» и «отрочество»

          • по желанию: посмотреть худ. фильм «Повесть о настоящем человеке» или прочесть книгу Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

          Алексей Петрович Маресьев

          Ирена Сендлер

          Ирена Сендлер

          Елена Бережная

          Людвиг ван Бетховен

          pedsovet.su

          Урок в 6 классе «Человек-личность»

          презентация для урока изучения нового материала в 6 классе по обществознанию по теме «Человек-личность». Раскрывает понятие «человек», биологические и социальные качества человека, понятие «сильной личности», соответствует структуре учебника  (автор Боголюбов).

          Просмотр содержимого документа
          «урок в 6 классе «Человек-личность» »

          Что общего между человеком и животным

          Что такое человек?

          Платон

          Диоген

          Прочитайте историю о ребенке-маугли на с.8 и ответьте на вопросы

          биологическое

          социальное

          • наследственность
          • инстинкты (самосохранения)
          • анатомия и физиология
          • членораздельная речь
          • создание орудий труда с помощью других орудий труда
          • умение поставить цель
          • способность к творчеству
          • мышление

          Личность – человек, включенный в общественные отношения

          с.8 в учебнике – определение личности

          коллаж больше подходит к понятию «личность» или «человек»

          Рассмотрите иллюстрации на слайде и на с.10-11 и составьте словесный портрет девушек. Используйте эпитеты предложенные на с. 12

          Ян Вермеер

          «Девушка с жемчужной сережкой»

          Индивидуальность – это непохожесть, уникальность

          Индивидуальность – это …

          подсказка – на с.12

          Что значит «белая ворона»?

          Индивидуальность – плохо или хорошо?

          Бетховен

          с.15

          Валерий Брумель

          с.15

          Почему этих людей можно назвать сильными личностями. Свой пример.

          ВЫВОДЫ:

          • Сильная личность должна быть нравственной и иметь положительные черты
          • Нужно уважать себя, но к своим поступкам относиться критически
          • индивидуальность это хорошо! Человек должен иметь собственные черты и отличаться от других, это делает его интересным

          Задание 2 и 3 на с.17

          Задание 1 и 2

          на с.16

          по желанию

          афоризмы о человеке, личности

          kopilkaurokov.ru

          Человек — личность — Человек — ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС — ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ — разработки уроков — авторские уроки — план-конспект урока

          Глава I. Человек

           

          Урок «Человек — личность» (§ 2)

           

          Изучение данной темы способствует формированию у школьников представлений о человеке как социальном существе, помогает осознать то, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем.

          В процессе работы над материалом происходит расширение и уточнение представлений о своей индивидуальности, об особенностях половых различий. Продолжается формирование умения участвовать в совместной учебной деятельности, работать в группах и парах.

          Без развитого умения понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт невозможен ответ на главный вопрос подросткового периода, сформулированный американским психологом и психотерапевтом, основателем эго-психологии Э. Эриксоном: «Кто я?» Ученый отмечал, что понимание себя, объективная оценка своего поведения и своего положения в обществе являются условием психического здоровья и эмоционального благополучия любого человека и особенно подростка. Наличие рефлексии рассматривается как высокий уровень интеллектуального развития личности.

          Задача урока: расширить знания учащихся о влиянии социальной среды на человека.

           

          План изучения нового материала

          1. Что такое личность.

          2. Индивидуальность — плохо или хорошо?

          3. Сильная личность — какая она?

          Материал данного урока представляет непосредственный интерес для формирующейся личности подростка. Подростков не может не волновать проблема сильной личности. Многие из них именно в этом возрасте начинают серьезно задумываться над тем, каким примерам следовать, какие качества в себе развивать.

          Установить логическую связь с содержанием предыдущего урока поможет обращение к вопросам рубрики «Вспомни» и обсуждение их совместно с учащимися.

          Рекомендуется организовать занятие на основе работы с текстом § 2 учебника.

          Комментированное чтение раздела «Что такое личность» возможно дополнить обсуждением задания и вопросов:

          1. Найдите в тексте слова, подтверждающие, что выражение «он не личность» неправильно.

          2. Как вы думаете, важно ли такое качество человека, как его умение оценивать свою деятельность?

          3. Какие качества необходимы человеку для умственной деятельности, а какие — для физической?

          В процессе разбора содержания первого раздела § 2 важно, чтобы учащиеся поняли смысл нескольких основных понятий: сознание, личность, деятельность.

          Уяснению индивидуального своеобразия каждой личности поможет работа с материалом рубрики «Картинная галерея» (с. 18—19 учебника). Составление словесного портрета девушек, изображенных на полотнах В. А. Серова и З. Е. Серебряковой, может способствовать расширению словарного запаса шестиклассников, их «психологической зоркости», способности различать эмоциональное состояние и описывать его. Рекомендуется выполнить задание 2 к § 2 в рабочей тетради.

          Для закрепления материала об индивидуальности советуем предложить выполнить задания 7 и 8 к § 2 рабочей тетради.

          Подростков традиционно интересует вопрос о сильной личности. Очень важно, чтобы школьники поняли переносное значение слов «сильная личность», а для этого предложите им привести примеры известных людей, которые отличаются настойчивостью, целеустремленностью, волей, умением добиваться успеха даже в очень трудных жизненных ситуациях. Это может быть рассказ учителя о писателе Николае Островском, летчике Алексее Маресьеве, спортсмене В. Брумеле, композиторе Л. Бетховене и многих других. Подводя итоги, обязательно подчеркните, что сильная личность должна быть еще и нравственной, т. е. свои способности и положительные черты характера употреблять на полезные для других людей и для общества дела. Для подтверждения этого положения можно использовать материал рубрики «В классе и дома». Собранные там высказывания великих людей помогут учащимся сделать следующие выводы о личности человека:

          — нужно уважать себя, но относиться к своим поступкам критически: чем больше о себе думает человек, тем хуже к нему будут относиться окружающие;

          — пороками человеческой личности являются лень, эгоизм, подлость, а добродетелями — любовь к ближнему, справедливость, честность.

          compendium.su

          Советы рукодельницам