Воспитательное мероприятие «Хлеб — глава стола»

Воспитательное мероприятие на тему: «Хлеб – глава стола».

Разработала: воспитатель группы продленного дня МБОУ «СОШ № 24» г. Симферополя, Республики Крым

Головина Елизавета Олеговна

Целевая аудитория: 1 класс.

Цели:

1.Предметные:

  • Расширить знания учащихся о появлении хлеба;

  • Познакомить с основными особенностями производства хлеба;

  • Выполнить иллюстрацию процесса хлебопроизводства.

2. Метапредметные:

  • овладение умением сравни­вать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выпол­нения коллективной творческой работы;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных ­творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение ор­ганизовать место занятий.

3. Личностные:

  • чувство гордости за важные профессии своей Родины;

  • понимание особой роли труда хлебороба в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной и индивидуальной деятельности в процессе творческой работы под руководством учителя;

Оборудование:

  • ТСО: компьютер, экран, проектор;

  • Материалы и инструменты: Бумага белая А-4, ластик, простой карандаш, цветные карандаши.

  • Иллюстрации на заданную тему, выставка детских рисунков.

Ход мероприятия

  1. История появления хлеба на нашем столе (вступительный рассказ учителя)

Давно это было. Тогда первобытные люди только учились добывать себе пищу из недр Земли-матушки. Как они радовались, когда им удавалось добыть хоть небольшой кусочек съедобного корешка! Ведь каждый такой кусочек означал, что сегодня они, их дети будут сыты. Ягоды, листочки, корешки – все это было залогом того, что люди смогут прокормиться. Природа кормит человека. Лес кормит, поле кормит. Нужно только поискать, и всегда найдется пища. Лес никогда не даст человеку умереть от голода. Но постепенно к человеку приходит Знание. Ему открывается Наука. И он начинает понимать, что питаться можно не только корешками, травой да ягодами. Он находит среди принесенных ветром семян зерна пшеницы. Человек долго рассматривает это зерно в недоумении. А может, его посеять? Посеял. Зерно (на радость людям) проросло. Полученные зерна люди посеяли снова – вышло еще больше зерна. И тут люди задумались: а как же использовать выращенные зерна? Они стали пробовать грызть сырое зерно, но оно было слишком твердое. И тут люди догадались – его надо измельчить. Это им удалось сделать с помощью ступки. Полученную муку люди смешали с водой и испекли на костре первые лепешки…

С тех пор без хлеба они уже не могли обойтись. Как и мы сейчас, спустя много веков. А ведь действительно, зерно проходит длинный путь, прежде чем стать готовым продуктом, таким, каким мы с вами его видим на прилавках магазинов. Кроме того, что хлеб нужно засеять в землю, за ним нужно ухаживать, поливать. Затем, после созревания, скосить пшеницу, отделить зерна от плевел, высушить зерна, смолоть на муку, из муки замесить тесто, испечь хлеб, чтобы грузчики могли привезти готовые изделия в магазин, и мы с вами были обеспечены хлебом.

Задумайтесь хотя бы на минутку, что раньше не было автоматизированных машин, которые бы выполняли за человека многие действия (сбор урожая, посев зерна, измолот хлеба, замес и выпечка). И человеку приходилось все это делать своими руками. Это тяжелый, очень тяжелый труд. И люди, которые занимаются этим трудом, достойны уважения. Спасибо вам за тот хлеб, который сегодня есть на нашем столе!

  1. Стихотворение о хлебе (рассказывают ученики).

Зерно упало в почву и влагою питалось,

Зерно ни бури, ни воды не испугалось!

Зерно ростки дало, зерно стремилось к свету,

Ему хотелось в лучах солнца быть согретым,

Шли дни, росток наружу пробивался,

Ему всего лишь пару миллиметров оставалось,

И вот свершилось – стебелек пробился,

Он жадно светом, влагою, теплом напился,

Он рос, крепчал, тянулся ввысь,

Куда и ты, дружок, стремись!

И выросло зерно, округлое, налитое дождем,

Ведь люди так нуждались в нем!

Пришла пора уборки хлеба,

И радостно смеялось небо,

И дождик терпеливо ожидал,

Пока последний колосок упал!

Зерно в машине покатилось по дороге,

Ему просохнуть надо бы немного!

Просохло, зерна стройным ладом

Теперь обмолотить бы дружно надо,

Чтоб вышла пышная, воздушная мука,

Которую потом трудолюбивая рука

С водой смешает, испечет чудесный, ароматный каравай!

Ты на него скорее налетай!

Всегда хлеб голод утолит,

Себя же уважать велит!

А теперь, ребята, я порошу вас нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Расскажите в своем рисунке, как вы представляете себе рост хлеба, сбор урожая, выпечку хлеба.

  1. А завершат наше мероприятие частушки о хлебе.

  1. Мы сегодня с вами вовсе не играем,

Мы частушки мастерим,

Хлебу посвящаем!

  1. Зерно кину в почву я,

Пусть растит его земля,

Ну, а я пойду гулять,

И частушки напевать!

  1. Всходы дружно зеленеют,

Солнцу улыбаются,

Это значит, что уже

Уборка приближается!

  1. Колосятся уж поля,

Вырастила их земля,

Это значит не зевай,

А пшеницу убирай!

  1. Мы частушки вам пропели,

Вас повеселили,

Требуем лишь одного,

Хлеб чтоб вы ценили!

Спасибо, ребята, за вашу работу сегодня! Спасибо, гости, что пришли! Надеюсь, сегодняшнее мероприятие оставит след в вашей душе.

kopilkaurokov.ru

Праздник » Хвала рукам, что пахнут хлебом»

Праздник Хлеба .

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 2 класса.

Цель: воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к людям, вырастившим хлеб.

К празднику проводится большая подготовительная работа: ребята готовят материал о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, связанных с профессией хлебороба, готовят праздничные номера художественной самодеятельности, пригласительные для гостей; родители сняли фильмы «Уборка урожая на современных комбайнах»,

« Хлебопечение»

Класс празднично оформлен.

Под музыку дети рассаживаются по своим местам. Аплодисментами встречают гостей- героев праздника.

Учитель

Здравствуйте, дорогие гости! Я рада вас видеть на нашем весёлом празднике Хлеба. И не случайно мы его празднуем осенью, потому что осень богата своим урожаем овощей, фруктов и хлеба. Ребята приготовили частушки про эту чудесную весёлую пору.

Дети поют частушки об осени

Девочка с караваем в руках, в народном костюме.

Даша Т.

Рады вас видеть у себя в гостях, в нашем классе. Для, вас, гостей дорогих, будет сегодня большой  радостный праздник.

Учитель

Сегодня мы собрались своей классной семьёй для того, чтобы сказать спасибо тем, кто вырастил и убрал с полей главное богатство, без чего мы не можем жить — это хлеб.

Максим Ю.

Хлеб на столе – великая радость людям, он вобрал в себя всё тепло солнца, всю щедрость матери-земли, всю силу людского труда.

1 ученик Никита С.

Вот он, Хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

2 ученик Дима П.

В нём – здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

3 ученик Влад Г.

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за  обе щёки!

Вырастай богатырём!

4 ученик Сюзанна В.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете, сколько труда нужно было вложить, чтобы хлеб попал на наш стол. Мне хочется, чтобы вы были внимательны, всё слушали и запоминали и научились ценить даже маленький кусочек хлеба, потому хлеб –это жизнь. А сколько жизней спасла на войне даже маленькая краюха хлеба на войне.

( Презентация по материалам о блокадном Ленинграде)

5. ученик Рома Б.

Для того, чтоб выросла пшеница,

Нужно, не жалея сил, трудиться:

Полюшко вспахать весною ранней,

К севу приступить без опозданий.

Невелик весенний день, а все же

Говорят, что год кормить он может.

6. ученик Артём С.

В почву лягут золотые зерна,

Встанут стебельки над пашней черной.

А пригреет солнышко сильнее-

И земля ковром зазеленеет!

7.ученик Саша Г.

Под весенним дождиком пшеница

Будет вырастать и колоситься.

За весною вслед наступит лето-

И нальется колос незаметно!

8 ученик. Ваня А. ( в руках сном пшеницы)

Вот они наши золотые колоски, наша гордость. (

Учитель

Да, уродились колосья на славу. Давай собёрём пословицы о хлебе.

На доске из полосок дети собирают пословицы о хлебе, части пословиц перепутаны

Много снега – много хлеба.

Поспей в пору – будешь иметь хлеба гору.

Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.

Хлеб – всему голова.

9ученик Миша Ш. (выносит каравай)

10 ученик Вика Я.

Много раз уже звучала

для ребят такая речь:

Хлеб у нас – всему начало,

мы должны его беречь.

11 ученик МатвейК.

С мамой, папою из школы

возвратимся мы в свой дом.

Скажут нам: — Беречь хлеб надо,

создаётся он трудом!

12 ученик Максим Ю.

Уважение по праву

заслужил он на земле.

Наша гордость, наша слава –

хлеб румяный на столе.

13 ученик Алёна Д.

Об этом вы, не забывайте, дети:

Всё с хлеба начинается на свете.

Вот почему такой у нас почёт

К тем, кто растит его, печёт и бережёт.

Учитель: Сегодня у нас в гостях те, кто посеял, вырастил и убрал урожай прадедушка Ромы Бабкова — Старовойтов Данила Романович. Ему уже 82год. Но он, как и много лет назад сел этой осенью за штурвал комбайна и участвовал в битве за урожай. Я не оговорилась. Настоящей битве, потому что как чуть потерял времени, уже опоздал убрать хлеб.

К нам пришли дедушка Вани Апановича -Владимир Иванович Фролов, дедушка Даши Тихоненко Тихоненко Владимир Дорофеевич, папа Миши Штейн Алексей Михайлович.

Это они вырастили за наше нынешнее лето богатый урожай. За это им огромное спасибо. В газете « Красное Знамя» за 15ноября об этом пишут корреспонденты.

А теперь посмотрите фильм о том, как это происходило.

Смотрим фильм Тихоненко Максима Владимировича Тихоненко

Комментирует Тихоненко Владимир Дорофеевич.

Выступает Старовойтов Данила Андреевич.

Для наших дорогих гостей поём песню О Родине.

Вы, наверное, заметили, что хлеб выращивают отцы и сыновья. Профессия хлебороба передаётся часто от отца к сыну, от деда – внуку. Это не случайно. Землю нужно любить, как маму, отца, только тогда она одарит сполна своими плодами. Вот об этом поётся в песне.

Слушаем песню « Хлеб всему голова» в исполнении О.Воронец и запись видео Штейн А.М

Учитель Мы говорим вам огромное спасибо за Ваш труд и низкий поклон.

( Ребята вручают значки и подарки гостям)

Учитель. Люди каких профессий ещё должны потрудиться, чтобы каравай родился.

Мельник и пекарь.

А кто дома печёт вкусные плюшки да ватрушки?

Эта песня для вас дорогие мамы и бабушки.

Песня « Бабушка»

2 часть

Учитель. Урожай собрали, пора пришла отдыхать. Пора и посиделки зазывать.

1 конкурс загадок

  1. Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят?

( ячмень)

  1. В долг зерно возьмёт, каравай вернёт. (Земля)

  2. Он идёт – волну сечёт, из трубы зерно течёт

( Комбайн)

  1. Крыльями машет, а улететь не может?(комбайн)

2 конкурс « Частушек о хлебе»

1.На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.

2.Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра.
Очень весело проходят
У нас с мамой вечера.

3.Хлебом-солью

Всех встречаем,.

Самовар на стол несём

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

4.Меня дома берегут,

Блины овсяные пекут,

Рыбу жарят – окуньки,

Чтоб любили пареньки.

5.Коля знает хорошо,

Жить без хлеба нелегко.

На него он налегает,

И здоровье укрепляет.

6.Наши руки крендельки,

Щёки – словно пряники,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

7.Вы не пейте газировки,

Не балуйте с чипсами.

Соки, фрукты, каша, хлеб –

Вот хороший вам обед.

8.Целый месяц на пирог

Тесто квасила я впрок.

Да валяла на полу

И под лавкой и в углу.

9.Нынче хлеб подорожал,

Весь народ волнуется,

Пояс туже завязал

Старенький дедуленька.

10.Нынче был не урожай

По причине дождика,

Станет хлебный каравай,

«Подороже тортика»

11.Мимо школьного буфета

Я спокойно не хожу.

Как услышу запах хлеба,

Сразу руки мыть бегу.

12.Хлеб я ем с утра до ночи,

Булки с ночи до утра

Очень весело проходят

С вкусным хлебом вечера.

Ну что ж, веселье продолжается и новая игра начинается.

3.Конкурс «Чья коса длиннее» (Для девочек)

4. Конкурс «Чьи руки сильнее?» (Для мальчиков)

Учитель

Я ещё раз всем хочу сказать спасибо и пожелать:

Чтобы хлеб был всегда на вашем столе

И счастье в каждом доме на земле.

Пусть на земле не будет никогда беды,

Пусть зреет колос и цветут сады!

( Праздничное чаепитие)

infourok.ru

Внеклассное мероприятие «Весёлое путешествие» (Как хлеб на стол пришел)

Внеклассное мероприятие

«Веселое путешествие».

(Как хлеб попал к нам на стол)

Цели:

  1. Дать сведения о получении хлеба.
  2. Рассказать о кубанском селекционере П.П. Лукьяненко.
  3. Дать сведения о традициях кубанского народа.
  4. Создать свои собственные стихотворения и рисунки о хлебе.
  5. Прививать бережное отношение к хлебу.
  6. Оборудование и оформление:
    1. Плакаты: «Хлеб – всему голова!», «Берегите хлеб. Он очень трудно дается. Хлеб также дорог, как и сама жизнь».
    2. «Каравай» на рушнике, выставка хлебных изделий, испеченных родителями.

                                                        Ход.

Осень. Пришла я к вам не одна,

Корзину полную чудес

Я всем вам принесла.

В ней листья золотые,

В ней сноп золотистый,

Чтоб был ваш хлеб душистый!

Ну-ка молодцы мои, колоски,

Расскажите, для чего вы все росли!

1 колос. Я усач, я богач.

Я и крендель, и калач,

Я и сдобный и простой.

Вот я хлебушек какой!

2 колос. Хлеб созрел ,но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

3 колос. А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом,

А главное — работой пахнет хлеб.

4 колос. Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

5колос. Тем, кто хлеб печёт чуть свет,

Жнёт пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет,

Все. Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари.

6 колос. У народа есть слова:

Хлеб- всей жизни голова.

Славится он первым на земле.

Ставится он первым на столе!

Осень: Принесла я вам, ребята, карту нашего «Веселого путешествия». Мы отправимся вместе по разным станциям и узнаем, как люди узнали о хлебе, кто на Кубани занимался выведением различных сортов пшеницы, сыграем в игру «Поле чудес» и попробуем сочинить свои произведения о хлебе.

     Наше веселое путешествие мы совершим согласно карте маршрута. (рассматривают карту).

Станция 1. «Историческая».  

     Люди всегда задумывались над вопросом: «Откуда произошла пшеница?» На след первыми напали археологи. Раскопки позволили выяснить, что свыше 6500 лет назад пшеницу выращивали в Иране. Египтяне, считая зерна пшеницы святыми, клали их в могилы с умершими.

     Пшеница – одна из древнейших культур. Многие тысячи лет назад древний человек, в поисках пищи, попробовал на вкус пшеничное зерно. Оно оказалось не только съедобным, но и очень питательным.

     Прежде чем люди научились печь хлеб, они варили из зерен различных растений крутые каши, а потом нарезали их, как сейчас нарезают хлеб. Но кашу долго хранить нельзя: она закисает. До сих пор такие лепешки наряду с обычным хлебом пекут на Кавказе. Пресные лепешки считались основной пищей многих народов вплоть до средневековья. И лишь в самом начале средних веков в Европе лепешки начали заменяться хлебом из квашеного теста, которое получается с помощью дрожжей.

     С древности дрожжевой хлеб считался особым лекарством, и простым людям он был недоступен. Особо почитались и пекари – люди, которые занимались приготовлением такого хлеба.

     «Хлеб – соль» — такими словами с давних пор и до сих пор приветствуют в России дорогих гостей. И еще по старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать, а если его уронишь, то, подняв с земли, надо не только бережно обтереть, но и поцеловать и даже попросить у него прощения.

У нас на Кубани выведением лучшего сорта пшеницы занимался Павел Пантелеймонович Лукьяненко, которого земляки – кубанцы называли «хлебный батько».

Наука, которой занимался Лукьяненко, называется селекция. Он мечтал создать новый сорт пшеницы. Как вы думаете, для чего?  Эта работа продолжалась более 10 лет.  В результате был выведен сорт пшеницы  «Безостой – 1», колос которой был тяжелее обычного, зерен в нем больше, и при этом ни дождь, ни ветер не могли положить его на землю. Зерно не осыпается, урожайность в несколько раз выше, чем у других сортов.

Станция  2.    «Весёлая».  Сейчас ребята пропоют вам частушки о хлебе.

Частушки.

Он вкусней всего на свете,
Он святее всех святых,
Хлеб кубанский самый лучший
Преподносим от души.

Чипсы кушать очень вредно,
Ты в столовую иди!
Там накормят всех отменно,
И, конечно, от души!

Ешьте вкусненький пирог —
У него внутри творог,
А запьёте простоквашей-
Польза есть от пищи вашей!

Ешь полезные продукты,
Занимайся спортом –
Будешь ты в учёбе первым,
За здоровье — гордым!

Леша знает хорошо —  
Жить без хлеба нелегко.
Вот на хлеб он налегает,  
и здоровье укрепляет!

Станция  3. «Поле чудес».

С помощью загадок, мы определим участников игры.

1. «На соломинке — дом сто ребяток в нем.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я, будет целая семья»                 (Зерно)

2. Золотист он и усат,
В ста карманах — сто ребят.                                               (Колос)
3. «Ясный месячек ночью в небушке висит,
Днем во полюшке блестит».                                             (Серп)

Задание для 1 тройки: Как кубанцы называли булку хлеба?

Б у х а н к а

Загадки для определения участников 2 тройки:

1. Он идет — волну сечет
Из трубы зерно течет.                                                                                          (Комбайн)
2. Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит».       (Трактор)

3. Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места».
(Ветряная мельница)

Задание для 2 тройки:

Этот обычай сохранился у кубанцев до сегодняшних дней – на свадьбу пекли хлебобулочное изделие, которое было похоже на…

 Ш и ш  к а

Загадки для определения участников 3 тройки:

  1. «Всем нужен, а не всякий сделает»
    (Хлеб)
  2. Замок с башнями до неба
    Сохранит все море хлеба.
    (Элеватор)

     3.    Был он зернышком давно —
           Смотрит солнышком в окно.
           (Каравай)

Задание для 3 тройки:

На праздник Пасхи кубанцы пекут это хлебобулочное изделие.

К у л и ч

Задание для финальной тройки:

Раньше жители Кубани 9 марта – в день заклинания весны и прилета птиц – пекли изделия в виде птиц. Как называют эту птицу?

Ж а в о р о н о к

Станция 4. «Хлебные пословицы»

Составь из частей кубанские пословицы.

День прозевал                                                            что смолотишь, то в амбар положишь.

Горькая работа                                                           без труда нет хлеба

Без солнца нет света                                                  урожай потерял.

Что пожнёшь, то и смолотишь                                 да сладок хлеб.

А вот какие произведения получились у моих учеников.

Настя Акриди.

На Кубани есть поля,

А в полях пшеница, Колосистая царица.

Нам царица хлеб дает,

И Россия им живет.

Арина Кипкеева

Золотится в поле колосок,

Словно, Златовласки волосок.

Ночью видит сны, а поутру,

Солнце улыбается ему.

Люди соберут весь урожай,

Испекут нам вкусный каравай.

Будем с благодарностью опять

Мягкий вкусный хлеб мы вспоминать.

Вика Харитоненко

Кубанский хлеб – он очень вкусный!

Он на Кубани много лет.

Его мы кушаем на завтрак,

Его мы любим на обед.

Едим мы хлеб зимой и летом,

И нам без хлеба вкуса нет!

Аня Макаренко. 

На просторных полях вырастают колоски,

А из этих колосков пекари добрейшие

Пекут булочки вкуснейшие.

Слойки золотистые,

Вкусные, душистые.                                  

А что знатней, скорей узнай –

Это же наш кубанский каравай!

Кирилл Бобровский

Наш кубанский белый хлеб,

Ты в стране вкуснее всех.

Любят взрослые и дети

Самый лучший хлеб на свете.

Хлеб кубанский – это клад.

Нет вкуснее – это факт.

Любят взрослые и дети

Самый лучший хлеб на свете.

Алексей Козлов

Хлеб кубанский пахнет солнцем,

Дарит счастье и тепло.

Самый вкусный он на свете,

Очень я люблю его!

Катя Ванеева

До чего же он хорош наш кубанский хлеб.

В нем золотая рожь, солнца яркий свет.

Он мягкий, вкусный ароматный

Он всем знакомый, всем он знатный!

Алексей Детков

За столом нас манит с вами

Вкуса, запаха букет.

Чем у нас здесь на Кубани

В мире лучше хлеба нет!

Дима Чухланцев

Что сегодня на обед?

Ой, у нас же хлеба нет!

Побежал я в магазин –

У мамы денег попросил.

Хлеб кубанский теплый, знатный,

Есть на вкус его приятно.

Больше не нужны слова –

Хлеб всему ведь голова!

Оксана Кузьменко

Очень я люблю наш хлеб.

Хлеба нет и силы нет!

Виктор Еремеев.

Я люблю свой край родной,

Хлеб Кубани золотой.

Он накормит всех детей,

И кубанцев, и гостей.

Максим Мешков

Ты запомни, сынок,

Золотые слова.

Кубанский хлеб –

Всему голова!

А вот какое стихотворение написал Кронид Александрович Обойщиков. Автор 20 поэтических сборников. Всю жизнь провёл на Кубани. На его стихи кубанские композиторы создали десятки песен.

На Кубани много лета,

Много хлеба.

Словно дыня,

Закатилось солнце в небо.

И клюют его, клюют со всех боков,

Как гусыни,

Стаи белых облаков.

В степи, под этим южным небом,
           Мне хлеборобы как родня.
           Они Россию кормят хлебом,
           А это значит и меня…

   Итог: Вот и подошло к концу наше веселое путешествие. Вы справились со всеми заданиями. Мы познакомились с историческими  сведениями о том, как хлеб начинал свой путь на наш стол, спели частушки о пользе хлеба, разгадали слова, связанные с традициями кубанского народа, сами сочинили свои произведения о хлебе, а  теперь настало время отпраздновать окончание путешествия тортом, который испекла бабушка Щаповой Маргариты. Её бабушка трудится на хлебозаводе. А посмотреть, как там изготавливают различные хлебобулочные изделия, мы отправимся в скором времени.

nsportal.ru

Классный час «Хлеб – всей жизни голова»

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • продолжать расширять знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: – хлебные колоски; кусочек тёмного хлеба – 125г; иллюстрации клибаноса, элеватора, мельницы и т. д.; фонограмма песни “Русское поле”; музыкальное сопровождение для частушек; конверты с рассыпавшимися пословицами.

Ход урока

1. Загадки.

а) Было так:
В какой-то миг
Народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
Пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых,
А чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей!


б) Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом.

в) Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе.
(Хлеб.)

2. Путь к караваю.

Говорит учитель.

– Давно это было, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. Вот тогда-то он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, человек смачивал их водой, а позже научился растирать зёрнышки в муку.

И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда же этот камень остыл, и человек очистил его, он вдруг почувствовал незнакомый запах. Отведав кусочек нового кушанья, человек зажмурился от удовольствия.

Так ночной костёр в пещере научил человека печь хлеб.

– Сегодня мы поговорим о хлебе, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. Впервые слово “хлеб” появилось в Древней Греции. Там для выпечки применяли горшки специальной формы – “клибанос”. Это название посуды созвучно с нашим словом “хлеб”.

Ученик.

Ломоть хлеба.
Хлеба мягкого ломоть,
Свежего, пшеничного.
Хлеба белого ломоть,
Что в нём необычного?
Дело, может быть, простое
Белый хлебушек испечь.
Тесто замесить густое
И его поставить в печь.
Но сначала, дети, нужно
В поле вырастить зерно,
Летним днём трудиться дружно,
Чтобы налилось оно.
Чтоб поднялся колос спелый,
Полон зёрен, золотой,
Чтоб пшеница зазвенела
На ветру тугой струной.
Надо в срок убрать пшеницу,
И зерно в муку смолоть,
Чтобы мог на свет родиться
Хлеба белого ломоть!

3. О злаках. (Говорят ученики).

а) – А знаете ли вы, что такое злаки? Злак – это растение в виде полой соломины, заканчивающейся колосками или метёлками. К этому семейству относятся пшеница и рожь, ячмень и просо, овёс, кукуруза и рис. (Сопровождается показом.)

б) – Как вы думаете, какой злак самый выращиваемый в мире? Оказывается, больше всего в мире выращивают и собирают рис, на втором месте – пшеница, а на третьем месте – кукуруза, далее – овёс и ячмень, а вот на шестом месте – рожь. Все злаки содержат полезные для человека углеводы, растительные жиры, витамины, минеральные соли и аминокислоты.

в) – Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом и солью. Про хлеб говорили так: “Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска”. Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Вот и нашу с вами родину-матушку Кубань издавна называют житницей России. Недаром в народной пословице говорится: “У кого хлеб родится, то веселится”. Народ сложил немало частушек о хлебе.

“Хлебные” частушки!

Все мы в городе живём,
Сушки, пряники жуём.
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споём.

Он не падает к нам с неба
Появляется не вдруг:
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе:
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Дождик, дождик, поливай –
Будет славный урожай:
Будет спелая пшеница
Будут рожь и чечевица.

Взором радостным окинем
Даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!

Учитель.

Перед началом полевых работ крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае, молились святому Николаю Чудотворцу – покровителю землепашца.

Летом колосья становятся тяжёлыми, полными зёрен, золотистыми. “Хлеб в колосу, пора жать полосу”. И начинается у хлебороба горячая пора, которая издавна называется “страдой”. Зерно надо вовремя и без потерь собрать с поля и убрать в специальные – ЭЛЕВАТОРЫ. (Показ.)

4. Хлеб и война.

– Сегодня мы не можем не вспомнить о военном хлебе.

Ученики. а)– В музее истории Санкт-Петербурга до сих пор хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был паёк (норма) на день в блокадном Ленинграде для жителей осаждённого немцами города в годы ВОВ. (показ натурального кусочка хлеба весом 125 г). А людям нужно было работать, жить, выживать – назло фашистам, бомбёжкам, обстрелу, холоду и голоду. Живой – значит победа!

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

б) Военный хлеб. А. Морозов.

Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

5. Викторина.

– Какие вы знаете злаки?
– Который из них занимает первое место в мире по выращиванию?
– Почему один хлеб белый, а другой тёмного цвета? (Мука пшеничная и ржаная.)
– Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)
– Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище зерна.)
– Какую пшеницу называют озимой, а какую – яровой? (яровую сеют весной, озимую – осенью, под зиму.)
– Что произвело на вас особое впечатление на экскурсии на хлебозавод?
– Почему пожилые люди так дорожат хлебом?
– Как вы понимаете пословицу: “Хлеб – всему голова!”

6. Игра “Собери пословицу”.

– Вам необходимо работая в группах собрать пословицы, прочитать их выразительно и объяснить смысл.

а) Каравай хлеба не свалится с неба.
б) Пот на спине – так и хлеб на столе.
в) Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
г) Худ обед, коли хлеба нет.
д) Много снега – много хлеба.
е) Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

– Каждая пословица выстрадана людьми во времена голода, неурожаев. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит, где попало недоеденный кусок.

7. Итог.

– Какие вы знаете правила обращения с хлебом? (Брать чистыми руками столько, сколько сможешь съесть; не заворачивать в газету; не класть в сумку с овощами; учиться готовить блюда из чёрствого хлеба.)
– А сколько хлеба необходимо для Вашей семьи на день? Что можно приготовить из оставшегося хлеба? (Сухарики, гренки, суфле, размягчить, сбрызнув водой и подогрев.)
– Мы всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков: “Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба”.

Ученик.

Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной.
Говорим мы: “Берегите, берегите хлеб родной!”
Не мечтаем мы о чуде, к нам полей живая речь:
“Берегите хлеб вы, люди! Научитесь хлеб беречь!” Н. Тихонов

(Звучит песня “Русское поле”. Музыка Я. Френкель, слова И. Гофф.)

Учитель.

Так повелося на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета,
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.

Пройдётся пахарь утром по жнивью
И, сыну указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!

Ты вырастешь, и через много лет
Опять сюда вернёшься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом Белом свете!”

– На этом наш классный час окончен. А его итогом будет Ваше бережное отношение к хлебу.

29.04.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Внеклассное мероприятие «Хлеб — всему голова»

Открытое

внеклассное мероприятие

в 4 «А» классе

«Хлеб всему голова»

Подготовила

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Шелкова А.И.

2016 г.

Утренник «Хлеб — всему голова»

Цель:

— Раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;

— Воспитание у детей уважения к труду хлебороба, чувства бережного отношения к хлебу.

— Воспитание любви к Родине, к людям труда.

Оформление:

Плакаты со словами:

“Хлеб — всей жизни голова”;

«Хлеб – одно из крупнейших открытий в истории человечества. Он настолько нужен человеку, что едва родившись на свете, мы уже не можем без него обойтись. И так всю жизнь».

Н.В.Ремесло

«Хлеб – это жизнь. Он вечен, как мать, как Родина».

Р. Гамзатов

«Хлебушек – от земли, силушка – от хлеба».

Выставка рисунков о хлебе.

Выставка сочинений «Хлеб – всему голова».

Выставка книг, посвященных хлебу.

Выставка хлебобулочных изделий, с самоваром в центре, ваза с колосьями.

Доска оформлена рушником, пословицами.

Музыкальное оформление.

Песня «Расти, росток». Сл. С. Синявского, Муз. Ю. Чичкова.

Песня на мотив «Песенка про лето»

Частушки о хлебе

Ветерок спросил, пролетая:

-Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят. (Г.Серов)

Ход мероприятия

На столе стоит сноп пшеницы и ржи. Накрыт праздничный стол. На нём лежат булочки, пирожки, пряники.

Под звуки песни “Русское поле” (Муз. Я.Френкеля. сл. И. Гофф.) в класс входят учащиеся.

Учитель:

Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Ребята, о чём у нас сегодня речь пойдёт?

Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде. О чуде земли, о чуде труда человека – о хлебе.

Девочка выходит с караваем в руках.

Коллективная декламация

— Вот он, хлебушко душистый!
— Вот он, тёплый, золотистый!
— В каждый дом, на каждый стол
— Он пожаловал, пришел.
— В нём здоровье, наша сила
— В нём — чудесное тепло 
— Сколько рук его растило
— Охраняло, берегло.
— В нём земли родимой соки
— Солнца свет весёлый в нём 
— Уплетай за обе щёки

Все: Вырастай богатырём!

Учитель: Слава миру на Земле!

Cлава хлебу на столе!

Все: Слава! Слава! Слава!

ДЕВОЧКА:

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом, 
Встретить щедро от души, 
С уважением большим, 
То гостей таких встречаем 
С круглым белым караваем. 
Он на блюде расписном, 
С белоснежным рушником.

Мальчик.

С караваем соль подносим, 
Поклонясь, отведать просим
— Дорогой наш гость и друг, 
Принимай хлеб-соль из рук!
( В.Бакалдин.)

(Вручает хлеб-соль гостям праздника)

Учитель:

Доброго здоровья, гости дорогие! С давних времён хлебом – солью приветствовали радушные хозяева дорогих гостей. Хлеб да соль символизирует мир, тепло домашнего очага. Сегодня по старинному обычаю хлебом – солью и мы встречаем дорогих и уважаемых гостей.

Ученик

Есть хлеб, есть стол,

Есть праздничный наряд

И день наш полноценней, полновесней.

Не зря у нас в народе говорят:

«Коль будет хлеб,

Так, значит, будет песня

Песня на мотив «Песенка про лето»

(из м/ф «Дед Мороз и лето»):

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким…

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней…

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.

Нету ничего приятней…

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки…

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки…

Учитель. Святое дело – вырастить хлеб. Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба!

Уч-ся. Вот когда мы подрастем,

Обещаем дружно,

В хлеборобы мы пойдем-

Это очень нужно.

Уч. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы:

«Без хлеба нет обеда».

«Хлеб – кормилец»

«Хлеб – это жизнь»

«Худ обед, коли хлеба нет»

«У кого хлебушко, у того и счастье».

Нас всех объединяет слово «хлеб».

Не знаю выше, благородней слова.

Он жизни смысл, всему основа,

Он праздник наш и наш успех!

Каравай земли и неба

На твоем столе.

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле!

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной!

И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Загадка

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стрелы позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

Что это?

(Колосок)

Исполняется песня «Расти, колосок»

(музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского)

1. Ржаной росток зелёный

Оглядывает поле –

Смешной и удивлённый,

Как первоклассник в школе

Припев:

Зелёный росток,

Весёлый росток,

Ты только пробился из зёрнышка.

Расти, колосок!

Расти, колосок!

Расти, колосок до солнышка!

2.Его расти научит

Любой весенний дождик.

И каждый летний лучик

Раскрасит, как художник.

Припев:

3. Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Припев:

Девочки водят хоровод:

Хлебушко, расти,

Времечко, лети

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба.

Учитель:

Хлеб – это наша гордость, наше богатство.

Не хлебом единым жив человек.

Но всё-таки хлеб это основа жизни

Россия – бескрайние поля с золотистыми колосьями пшеницы и ржи.

У народа есть слова:
«Хлеб – всему голова»
Славится он первым на земле,
Становится он первым на столе.

(А. Баянов)

Ведущий:

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученик:

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное –

Все: Работой пахнет хлеб.

С хлебом русский человек

Богатырь из века в век

Хлеб душистый, пропеченный

С хрупкой спинкой золоченной

Нам привычен и знаком

К нам заходит в каждый дом.

Пышный, мягкий, пропечённый, 
Подрумяненный слегка, 
Хлеб с горбушкой золоченой 
Шёл к тебе издалека

Учитель:

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ведущий. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей, вместе с ними ваши родители.

Давайте, ребята, проследим — как долог путь хлеба от поля до стола.

С чего всё начинается?

Весной поля пашут и бросают в землю зерно – сеют хлеб.

В почву легли

Золотые зёрна,

Встали стебельки

Над пашней чёрной.

Вот и появились первые всходы. Их нужно обработать,удобрить,чтобы выросло вот такое большое и красивое хлебное поле,о котором говорят: «Золотая нива!»

А вот и пришла пора убирать урожай. На поля выходят комбайны.

С утра до поздней ночи идёт уборка хлеба,чтобы не потерять ни зёрнышка.

Затем зерно отправляют на элеватор -там его сушат и сортируют.

Дальше путь зерна лежит на мельницу. Там зерно перемалывают в муку.

Стали зёрнышки мукою.

Не дадут и ей покою.

А затем мука поступает на пекарню,где пекут хлеб,булочки.

Вот он хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он –тёплый,золотистый –

Словно солнцем налитой.

С пекарни хлебобулочные изделия поступают в магазины.

Ученик:

Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,


Все: Им спасибо говорим
Их за хлеб благодарим.

(Ю.Яковлев)

Учитель.

Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. День и ночь, и в стужу, и в зной трудятся люди, чтобы вырастить, собрать, обмолотить и, наконец, выпечь хлеб!

На выпечку лишь одного батона уходит 12000 зёрен.

Ежедневно в стране выпекается 82 000 тонны хлеба.

В мире известно 750 видов хлебобулочных изделий.

Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье.

Есть пословица в народе

«Хлеб на стол, и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда

Учитель:

Буханка хлеба впитала в себя не только труд хлебороба, но и труд шахтёра и металлурга, конструктора и химика, машиностроителя и всего рабочего класса, кто дал полям удобрение и машины.

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.

Для хлеба — с рудою спешат поезда

Для хлеба — проложены рельсы дорог

Для хлеба — идёт на гору уголёк

Для хлеба — нефтяники нефть достают

Для хлеба — плотины на реках встают

И краны, и вышки до самого неба.

Все: Для хлеба, для хлеба, для хлеба.

Учитель:

Когда за столом вы, ребята, сидите

То помните, кто для вас хлеб создаёт.

Все: Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель, шахтёр, машинист, металлург – народ.

Учитель:

Слава хлебу и рукам, что его растили!

Слава! Слава! Слава!

Слыша добрые вести,

Видя силу страны,

Хлебу мы честь по чести

Поклониться должны.

Всему голова и основа

В нем труд хлеборобов, их пот.

И хлебушком- ласковым словом-

Зовет его часто народ.

Учитель:

Хлеб – это самый дорогой плод нашей матери –земли и рук человеческих.

Хлеб – это державное наше богатство.

Берегите хлеб!

Он очень трудно даётся.

Хлеб также дорог, как и сама жизнь.

Ученик:

Мы, дети должны знать и помнить всегда о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия.

Ученица:

Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

Исполнение частушек о хлебе

Учитель.

Эй, девчушки-хохотушки,

Начинайте петь частушки.

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Все: Мы в станице все живём,

Сушки, пряники жуём.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споём.

1. Прянички печатные –

До чего нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

2. Но не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе:

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

3. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг:

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

4. Сколько рук его растили,

Сколько поту утекло!

В хлебе вся людская сила,

И здоровье и тепло.

5. Хлеборобы землю пашут,

Пекарь служит у печи

Ну, а все ребята наши

любят булки, калачи.

6. Говорим и скажем снова

Повторим, как дважды два:

Хлебушек всему основа

И, конечно. Голова

7. Много лет и много зим

Люди наслаждаются.

Основной продукт едим –

Хлебушек всем нравится.

8. Из пшеницы золотистой

Хлеб уложен горочкой

До чего же он душистый

Хлеб с хрустящей корочкой.

9. Если пахнет в доме хлебом,

Если вкусен хлебный квас,

Радость будет за обедом,

Хлеб в станице – просто класс.

10. Взором радостным окинем

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем. кто любит землю,

Тем, кто трудится на ней!

Все: Тем, кто хлеб для нас печет,

И, кто землю пашет,

Уваженье им, почет

И спасибо наше.

Учитель.

Нужны нам и мясо, и фрукты:

Однако, коль строго судить

Жить можно без многих продуктов-

Без хлеба вовек не прожить.

Учитель

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ: почему? Оказалось, потому, что в нем много питательных веществ. Это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Употребляя в пищу хлеб, человек получает очень много энергии, так необходимой для работы.

Хлеб… наскучит ли он?

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй.

Без него человеку беда!

Ведущий: Хлеб – это дар Земли! Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба. И эти крохи помогали им выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с Вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя! Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Ученик

На свете я видела хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом,

Он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко.

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка:

Ни крошки, ни корки- ломоть до конца.

Учитель

Был хлеб всегда в почете на Руси,

Его просторов главное богатство.

Его ты хочешь цену знать?

Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы.

900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города – по 125 г. Людям не хватало крошечки хлеба, и они умирали.

Ученица:

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Ученица:

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Все: «Хлеб – всей жизни голова!»

Учитель

А в наше время мы бережем, ценим хлеб?

Подсчитано, что если за один день каждый человек не доест и выбросит всего 50 г хлеба, то это составит 200 кг. 200 буханок хлеба окажутся выброшенными!

Хлеб – драгоценность.

Им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери.

Ученик.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей.

Словно песен тихий голос

Громкой родины своей!

Ученик.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

Ученик.

«Не мечтаем мы о чуде, —

К нам полей живая речь, —

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Н. Тихонов

Ученица:

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Все: Берегите хлеб, друзья!

Дети (хором).

Хлеборобов уважаем

И от всех детей страны

Им «спасибо» посылаем

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!

Просмотр слайдов

Звучит песня Людмилы Зыкиной «Хлеб – всему голова»

Учитель.

На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том, как он тяжело достается, и о том, как его надо беречь.

Придерживаясь русской традиции гостеприимства,

приглашаем всех гостей к нашему хлебному столу!

multiurok.ru

Праздник – презентация «Весёлая ярмарка»

Для детей старшего дошкольного возраста

 

Задачи:

  • закрепить знания детей, что хлеб — ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб;
  • воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих;
  • закрепить словарь по данной теме;
  • приобщение к русской национальной культуре;
  • передать детям и их родителям радость совместного общения;
  • воспитывать в родителях умение сорадоваться, сопереживать. Активно взаимодействовать.

Оборудование: рушник, расписное блюдо, платки-шали, карусель, флажки (синий и красный), канат, 2 мешка, костюмы русские народные ведущему и детям, костюмы скоморохов, самовар, выпечка хлебобулочных изделий, посуда для чаепития, салфетки.

 

Ход праздника:

1-й скоморох:

Внимание! Внимание!

Народное гулянье!

Торопись, честной народ, —

Всех вас ярмарка зовёт!

2-й скоморох:

На ярмарку! На ярмарку!  

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья.

1-й скоморох:

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Под весёлую музыку входят дети и родители.

2-й скоморох:

Народ собирается!

Наша ярмарка открывается!

Ведущий:

Здравствуйте, девочки и мальчики, мамочки и папочки, бабушки и дедушки, сестрёнки и братишки! Вы нам рады?

Дети и родители: Да!

Ведущий:

Мы вам тоже.

И скучать у нас негоже.

Мы сердечно вас встречаем,

Вкусный праздник начинаем!

Праздник необычный,

Очень символичный!

А теперь пора сказать,

Как наш праздник величать.

Кто из вас готов праздник наш представить,

Да народ честной поздравить?

1-й скоморох:

Чтоб праздник наш повеличать,

Мы просим почтеннейшую публику

Загадки отгадать.

Ведущий:

Он насущный, нужный, славный,

А на ярмарке он главный.

Чтоб народ мужал и креп,

Что народу нужно… (хлеб).

 

С кем дружу, кого люблю,

Я всегда его делю.  

Где б ни ел я, где бы не был,

Не вкусна еда без … (хлеба).

 

Хочешь стать богатырём,

Не стесняйтесь за столом.

Чтоб вырасти до неба,

Потребляй побольше … (хлеба).

2-й скоморох:                                                                                      

Дорогих гостей встречаем                                                                                      

Круглым пышным караваем!                                                                                    

Он на блюде расписном                                                                                    

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Кланяясь, отведать просим (кланяется, ставит каравай на стол).

Будем хлеб сегодня славить:

Песни петь, да сценки ставить,

Стихи читать, да в игры играть.

Дети исполняют песню «К нам гости пришли»

1-й скоморох:

Будем праздник начинать,

Будем петь и танцевать!

Хоровод заведём,  

Песню звонкую споём!

Ведущий: Приглашаем всех в весёлый хоровод!

Образуется два хоровода: один – внутри, второй – снаружи, их ведут 1-й и 2-й ребёнок и ведущий под весёлую музыку в разные стороны. Хороводы останавливаются и повторяют за ведущими танцевальные движения под музыку.

Ребёнок:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке. 

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Ребёнок:

Вот он Хлебушек душистый, 

Вот он теплый, золотистый. 

В каждый дом, на каждый стол, 

Он пожаловал, пришел. 

Ребёнок:

В нем здоровье наша, сила,

В нем чудесное тепло. 

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло. 

Ребёнок:

В нем — земли родимой соки, 

Солнца свет веселый в нем… 

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Ведущий:

Что за гулянье без задорных, смешных частушек?

Под веселую р.н.м. выходят дети, они проходят на середину зала пританцовывая.

Ребёнок:

Станем рядком

Да частушки пропоём:

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать гостей!

Частушки:

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки,

Так споём же под чаёк

Хлебные частушки.

 

Хлеб я ем с утра до ночи

Булки с ночи до утра

Очень весело проходят

У нас с мамой вечера.

 

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

 

Я сидела на печи,

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки.

 

Хороши к обеду плюшки,

Хлеб, батоны и ватрушки.

Всех накормит вкусный хлеб,

Лучше хлеба в мире нет.

 

Прянички печатные,

До чего нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

Звучит музыка, заходят старушки-веселушки, обходят зал и встают посередине и начинают петь частушки, в руках трещетки.

Частушки:

Мы веселые старушки,

Неразлучные подружки,

На гуляние пришли

И частушки принесли!

 

Зайграй-ка, балалайка,  

Балалайка- три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

 

Эй, топни, нога

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

 

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла-

Я не удержалася!

 

По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал –

Курица обидела!

 

Эх, топну ногой,

Да притопну другой

Устоять не могу,

Вот характер какой!

 

Раздайся народ,

Меня пляска берёт,

Пойду попляшу,

Себя людям покажу!

 

Мы всегда везде такие-

Утром, вечером  и днём.

Потому что мы частушки

Развесёлые поём

 

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем – молодец!

Ведущий: Ну и шутники. Позабавили народ на ярмарке.

А мы с вами чего засиделись? 

Для всеобщего веселья,

Побежим на карусели.

Веселись, веселись,

В хороводе закружись.

1-й скоморох: Выходи честной народ, прокатись на ярмарочной карусели.

Дети и взрослые выходят и встают около карусели.

Игра «Карусель»

Еле, еле, еле, еле, закружились карусели,

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом, бегом.

Вы, ребята не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два.

Вот и кончилась игра!

2-й скоморох:  А теперь прокатимся в другую сторону!                    

(Игра повторяется.)

Ведущий:

Эй, девчоночки-подружки –

Хохотушки, веселушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы,

Веселее попляшите,

Всех гостей повеселите!

Дети исполняют «Польку с притопом».

Ведущий:

Ай, ребята, молодцы! 

Все такие удальцы! 

Проведём мы сейчас 

Игры весёлые для вас! 

Игра «Музыкальный стульчик»

6 стульев ставят спинкой в круг. Приглашают 7родителей и 7 детей. Родители бегают за руку с детьми по кругу. Когда заканчивается музыка, садятся на стул, а  ребенка садят на колени. Пара, не успевшая занять стул выбывает. Победители получают приз – петушки. 

1-й скоморох:

Вот потеха, нету мочи, 

Веселиться б так до ночи! 

2-й скоморох:

Нет уж, братец, не зевай, 

Новый конкурс открывай! 

Игра-кричалка «Хлеб»

Зрители делятся на две части. Когда ведущий машет красным флажком, правая половина кричит: «Пшеница». Когда ведущий машет синим флажком, левая половина кричит: «Рожь». Когда ведущий поднимает обе руки, все кричат: «Хлеб». Ведущий старается запутать зрителей. 

Ведущий: А вы знаете, как делают хлеб?… (ответы детей и взрослых) 

А что еще можно сделать из муки?

Проводится «Аукцион» названий хлебобулочных изделий.

Ведущий: Дорогие гости, среди нас сегодня есть Иванушка, он тоже любит ходить на ярмарку. Давайте послушаем, что он там купил.

Дети исполняют песню «Где был, Иванушка?

Ведущий:

Внимание, внимание! Открываем новый аттракцион!

Выясняли мы сегодня, 

Кто смелей и кто ловчей, 

А сейчас мы вызываем 

К нам на конкурс силачей! 

Конкурс «Перетягивание каната». 

Ведущий:

Дальше – бой скороговорок.

Разрешите нам начать,

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать (участвуют родители).

Скороговорки

Съел молодец

Тридцать три пирога с пирогом,

Да все с творогом.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

1-й скоморох:

А теперь в мешках поскачем –

Кто быстрей, тому удача!

Проводится эстафета «Прыжки в мешках»

Ведущий:

Обойди хоть всю планету,

Лучше русской песни нету.

Дети исполняют песню «Пироги».

Ведущий: Играми да плясками сыт не будешь. Славится русский народ гостеприимством да угощением!

1-й скоморох: Не красна изба углами, а красна пирогами.

2-й скоморох:

Чай горячий на столе,

Пышки и варенье!

Приглашаем вас отведать

Эти угощенья.

Ведущий:

Людям – хлеб, 

Детям – мир, 

Пусть начнётся дружный пир. 

Чаепитие.

dohcolonoc.ru

Сценарий мероприятия о хлебе «Дар маленького зёрнышка»

                (Слайд 1)

     Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Вот и снова мы с вами встретились о поре – то той багряной, осенней. Осень золотистая – хлебом колосистая! (Юля Буторина)

                Если мы хотим кого – то

                Встретить с честью

                                и почетом,

                Встретить щедро, от души,

                С уважением большим,

                То гостей таких встречаем

                Круглым пышным караваем!

                Он на блюде расписном

                С белоснежным рушником.

                С караваем соль подносим,

                Поклонясь, отведать просим,

                Дорогой наш гость и друг,

                Принимай хлеб – соль из рук!

        (Хозяйка с поклоном подходит к гостям и просит отведать хлеб и соль).

        1 – й ребенок:  (Аня Кузнецова)

                Этот наш обычай вечный – .

                                  из далекой старины:

                Честь гостям

                                и радость встречи –

                Словно символ доброты!

                (Слайд 2)

        Хозяйка: Хлебом – солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей – это считалось символом благополучия и гостеприимства. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.

        2 – й ребенок: (Алина Егорова)

                У народа есть слова:

                «Хлеб всей жизни голова».

                Славится он первым

                                на земле,

                Славится он первым на столе.

        Библиотекарь: У разных людей есть различные ценности: золото, шубы, машины, книги.  Но есть одинаковые ценности у всех людей. Это отчий дом, отец, мать и еще хлеб.

          Мы  говорим: «Хлеб – всему голова». Сегодня мы будем говорить о хлебе.  Мы будем славить тру землепашца и комбайнера, водителя, мукомола и хлебопека. Это их честный и нелегкий труд дает нам возможность жить, видеть каждый день на столе вкусный хлеб.

        Каким только не бывает хлеб: белым и черным, честным и горьким, жарким, горячим, холодным.

        Нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочке в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. В некоторых губерниях человек, уронивший кусок хлеба на пол, должен был поднять его и, как бы извиняясь за свою неловкость, поцеловать. Зачем? – спросите вы. Старики говорили так, чтобы в ад не попасть. Ведь куски хлеба, которые мы выбрасываем, за нами бес подбирает.

        1 – ребенок: (Аня Кузнецова)

                Был хлеб всегда в почете на Руси –

                Ее просторов главное богатство,

                Его ты хочешь цену знать? –

                Спроси.

                Тебе ответить могут ленинградцы.

                (Слайд 3)

        Библиотекарь: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 грамм хлеба, а жители города по 125 грамм.

                (Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 грамм черного хлеба.)

        Воспоминание одной девочки.

        «Помню, темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики, помню как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую – нибудь крошку хлеба.

        Никто из нас не останется равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки хлеба», и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб?

        «Хлеб – драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери».

                (Слайд 4)

        1 – й ребенок:

                За лесами, за лугами

                Раздается в поле гром,

                Это тракторы плугами

                Пашут легкий чернозем.

        2 – й ребенок:

                На широкие долины

                Вышли новые машины:

                Глянь в раскрытое окно –

                Сеют сеялки зерно.

        3 – й ребенок:

                Сколько в это зернышко

                Вложено труда,

                Знают только солнышко,

                Ветер да вода.

        4 – й ребенок:

                Он не падает к нам с неба,

                Появляется не вдруг

                Чтобы вырос колос хлеба,

                Нужен труд десятков рук.

        5 – й ребенок:

                Посеяли хлеб

                                хлеборобы весною,

                Созрел он и встал

                Золотистой стеною.

                И слышит страна:

                За уборку пора!

                Для хлеба комбайны нужны,

                                Трактора.

        6 – й ребенок:

                Каждому знакомы

                Мудрые слова:

                Хлеб – хозяин  дома,

                Всему он голова!

        7 – ребенок:

                Силою державы

                Его звали встарь,

                Хлебушек по праву

                В государстве царь!

                (Песня о Родине)

        Ведущий 1: Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует трактор, комбайн. Тракторист пашет землю, сеет зерна. Осенью собирают урожай. Убрали надо отвезти в хранилище, потам на мельницу и хлебозавод. И только там рождается хлеб, и к нам на стол приходит такой красивый каравай. (Марина Кулигина)

                (Инсценировка стихотворения «Праздник каравая»). 4 класс

        Ведущий 2: У всех народов хлеб пользуется особым уважением. Хлеб почитали с древних времен и складывали о нем мудрые изречения. Давайте их вспомним. (Валя Мочалова)

        Дети (поочередно):

                Не красна изба углами,

                                а красна пирогами.

                Был бы пирог,

                                найдется и едок.

                Без теста пирога

                                не испечешь.

                Без соли не вкусно,

                                без хлеба не сытно.

        Библиотекарь: В старину хлеб резать ножом считалось большим грехом. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали прижимая его к груди. О хлебе народ сложил много пословиц. Вспомним их.

                Горька работа…

                                да хлеб сладок.

                Хочешь есть калачи…

                                не сиди на печи.

                Пироги не растут …

                                на кустах.

                В землю не положишь…

                                и с земли не возьмешь.

                На чужой каравай…

                                рот не разевай.

                Доплясались, что…

                                без хлеба остались.

                Каравай хлеба не…

                        свалится с неба.

Ведущий 1 Давайте вспомним сказки о хлебе:

        (Инсценировка сказки « Колосок»). 2 класс.

Ведущий 2: Ребята! Скажите, пожалуйста, что нужно для того, чтобы замесить тесто? (Ответы детей). А, сейчас, посмотрим какое тесто получилось у деда с бабкой.

        (Инсценировка «Тесто»). 3 класс.

Ведущий 1: Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека без родины, так невозможен наш праздник без загадок.

        А теперь давайте – ка ребятки!

        Отгадывать загадки!        

        Загадки всевозможные:

        И легкие, и сложные.

        Посмотрим, кто из вас

        Покажет высший класс?

  1. На сметане мешон

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок!

Покатился… (Колобок)

  1. Сидит барыня в ложке, свесив ножки… (Лапша)
  1. Столбики точеные, головки золоченые… (Колосья)
  1. С неба солнце золотое

Золотые льет лучи

В поле дружною стеною

Золотые усачи…(Пшеница)

  1. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени…(Мука)

  1. Я пузырюсь, я пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня

Посадите в печь меня…(Тесто)

  1. Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосил,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна в муку и тесто

В магазине занял место…(Хлеб)

  1. Кольцо не простое

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее

Всем на заглядение

Ну и объедение!..(Бублик)

  1. Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены…(Зерно)

Ведущий 2: Когда был собран урожай, люди прославляли хлеб, который вырастили. И, как известно, ни один праздник не обходился без частушек и песен.

        (Песня  «Зоренька»)

        (Хоровод «Печем пирожки»)

        (Частушки  2 класс).

        Игра «Назови одним словом).

  1. Засушенный кусок хлеба…(Сухарь)
  2. Пшеничный хлеб из заварного теста в виде кольца. (Баранка)
  3. Толстая баранка. (Бублик)
  4. Маленькая тонкая и очень сухая баранка. (Сушка)
  5. Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмерку…(Крендель)
  6. Сдобное сладкое печенье в виде хлеба, хлебца, обычно с изюмом…(Кекс)
  7. Белый хлеб продолговатой формы… (Батон)
  8. Лепешка с загнутыми краями и творожной начинкой…(Ватрушка)

Игра «Угадай по вкусу».

(Дети с закрытыми глазами пробуют маленькие кусочки на вкус,  определяют какой хлеб они съели..(Белый или черный).

Игра «Назовите профессии людей, работающих на земле».

Работает на тракторе…(тракторист)

Пашет землю… (пахарь)

Работает на комбайне…(комбайнер)

Выращивает овощи…(овощевод)

Разводит сады…(садовод)

Выращивает рис…(рисовод)

Выращивает хлеб…(хлебороб)

 Библиотекарь: Великое благо иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин. Хлеб всегда и везде сопутствует нам. Но всегда ли мы помним об этом, всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто его взрастил? Мы не задумываемся, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда было вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой теплой булочки! Так давайте же помнить об этом!

Хозяйка: Вы запомните, дети,

                Золотые слова!

                Хлеб – всему голова!

                Хлеб – всему голова!

                Слава миру на Земле!

                Слава хлебу на столе!

                Слава тем, кто хлеб растил,

                Не жалел трудов и сил!

Ведущий 1: Людям хлеб,

                Детям мир,

                Пусть начнется дружный пир

                Крикнуть нам сейчас пора

                Хлебу – дружное «ура»

Хозяйка: Приглашаю ребят на чаепитие у самовара с пирогами, пряниками, сушками, ватрушками.

                 

                

nsportal.ru

Советы рукодельницам