Конспект урока по русскому языку по теме «Местоимение» 3 класс

Местоимение.

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, функции местоимений в речи.

Задачи:

  1. Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.

  2. Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся: распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять; учащиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст, выполнять задания в интерактивном режиме)

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь, друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное. Не зря народная мудрость гласит: «Где красота, там и доброта».

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

-Доброе утро!

-Доброе утро солнцу и птицам,

-Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

-Давайте вспомним какие части речи вы уже знаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части идет в них речь.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

(имя существительное)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(имя прилагательное)

Что без меня предметы?

Лишь названья

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет

(глагол)

-Как вы думаете, все ли части речи мы уже знаем?

-Готовы ли вы изучать новые части речи?

-Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на группы, все внимательно следите за правильностью, если вы заметили ошибку, то хлопаете в ладошки:

Тайга, прекрасная, он, пушистая, я, играет, бежит, оно, белка, добро, молния, снежное, учит, она, мирный, они, лесная, дождь, вы

-По какому признаку вы определили слова в 1 столбик? Докажите.

-Какие признаки имен существительных вы знаете? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; единственного и множественного числа, женского, среднего и мужского рода.)

-Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните эту группу своими примерами. Что общего у всех этих слов?

-По какому признаку вы определили слова третьего столбика. Докажите.

-Как вы думаете какие слова остались?

— С чем мы сегодня познакомимся? С какой целью мы разделили слова на разные части речи? (вспомнить и закрепить части речи)

II. Актуализация опорных знаний.

-Прочтите запись на доске (на доске записано предложение)

В тайге расцвели прекрасные жарки. Жарки охраняются государством.

-Что записано на доске? (предложение)

-Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам встретилась?

-Как можно избежать эту ошибку, т.е. избежать повтора? (заменить слово жарки местоимением они)

-Хорошо правильно!

-О чем говорится в первом предложении?

-А во втором?

-Как вы догадались? Какое слово нам помогло?

-Для чего мы заменили слово жарки местоимением они?( чтобы не было повторов, т.е. для красоты речи)

III. Постановка учебной задачи.

-На кого указало нам слово «они»?

Какой частью речи является это слово?

-Где можно проверить наши предположения?

-Откройте учебник на странице 47.

-Как образовалось слово МЕСТО ИМЕНИЕ?

-Из каких частей состоит это слово?

-Для чего мы обратились к учебнику? (чтобы прочитать правило)

IV. Физминутка на внимание.

-Хлопните в ладошки, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты —

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты —

Если мы сорвём цветы.

-О чем этот текст? Что будет если мы сорвем все цветы?

Необходимо бережно относиться к природе! Летом нас радует своим цветением жарки. Он занесен в Красную книгу. Где еще вы видели этот цветок? ( Зелёное поле обозначает окружающую город степь. Цветок «жарки» – характерный элемент местной флоры, символизирует процветание города)

— С какой целью я вам напомнила о бережном отношении к природе?

V

. Углубление и обобщение изученного.

-Местоимение-служебная часть речи или самостоятельная?

-Что это значит? (местоимение имеет грамматические признаки)

-Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «Имя существительное»?

— Как изменяется имя существительное?

-Давайте понаблюдаем, имеет ли такие признаки местоимение.

Упражнение 83 страница 47(комментировано выполнить вместе)

-Какие грамматические признаки имеет местоимение? (род и число, выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого имени существительного)

-Для чего мы выполняли это упражнение? ( чтобы убедиться, что местоимение имеет грамматические признаки род и число)

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Страница48 упражнение 84. Прочитайте текст.

-Что не понравилось вам в тексте?

-Какую роль играют местоимения?

Запишите текст. Взаимопроверка. На слайде вы видите эталон задания. Оцените свою работу.

Молодец! выполнил на отлично

Хорошо, были небольшие ошибки

Нужна помощь учителя

-Какую роль выполняют местоимения в нашей речи? (помогают избежать повторов)

-Сделайте вывод.

Местоимение-это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.

Местоимение в речи могут заменять не только имена существительные, но и имена прилагательные. Самыми главными являются личные местоимения, без которых мы с вами не можем обойтись.

Включение нового знания в систему знаний.

-Выполните творческое задание в группе. Вместо пропусков вставьте нужное местоимение

….карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На …быка нарисовал,

А рядом с ….корову

….сделал розовым быка,

Оранжевой –дорогу.

Потом над …облака

Подрисовал немного

( С. Михалков)

-Прочитайте. Какие слова вставили?

-Какой частью речи они являются?

-Для чего мы выполнили это задание?(правильно и точно употреблять местоимение)

VI. Итог урока

Игра «Закончи предложение»

1.Части речи бывают…..(самостоятельные и служебные)

2.К самостоятельным частям речи относятся…..(имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение)

3.Сегодня на уроке мы познакомились с….(местоимением)

(читает Катя стихотворение)

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они —

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

VII.Рефлексия

Мне все понятно, могу объяснить, что такое местоимение

Хорошо, были небольшие ошибки

Нужна помощь учителя

VIII. Домашнее задание.

Страница 48 упражнение 85

(Если останется время игра)

Игра «Подумай и отгадай»

  1. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?

(я-мы)

2) Сколько личных местоимений в слове семья?

3) Первый слог-личное местоимение, второй слог-детская болезнь. Вместе- предмет, который удерживает судно на плаву. (я-корь)

4) Первый слог-местоимение, второй слог-звук, который издает лягушка. Вместе овощ. (ты-ква)

5) Первый слог-местоимение. Второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначает вместилище для чего-нибудь. (я-щик)

infourok.ru

«Путешествие в имение местоимения». 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: дать учащимся понятие о местоимении как части речи, которая употребляется вместо имен существительных; развивать умение употреблять местоимения в речи; воспитывать интерес к языку.

Презентация

Приложение

Ход урока

I. Организационный момент.

– Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас урок необычный, мы отправимся в путешествие.

II. Постановка учебной задачи.

На доске запись:

Я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнем, под, тебя, но.

– Прочитайте слова. Подумайте, на какие группы их можно разделить. (Учащиеся делят их называя лишь знакомые части речи. Местоимения они еще не знают).

Предлоги

 

 

Местоимения

 

 

Глаголы

 

 

Союзы

В, на, под

 

 

Я, он, ты, нас, мне, мы, тебя

 

 

Мни

 

 

А, но

Словарная работа:

Что это за слово «мни»?

Мнем – это что? (это глаголы. От глагола «мять»).

– Давайте вернемся к второй группе слов. Как можно назвать эту группу слов? (Если кто-то скажет местоимения, то можно спросить: Откуда ты это знаешь?).

– В речи вы такие слова слышали? (Слышали).

– А когда их употребляют? (Вместо имен). Как будут называться эти слова? (местоимения).

– Итак, замечательно, мы нашли местоимения.

– А сейчас, мы отправимся в путешествие в имение Местоимения. Нас там ждут разные задания. Справитесь? (Да).

– Ну, попробуем.

Слайд № 2. Имение.

– Местоимения мы нашли. В имение мы попали. А что такое местоимение вы еще не рассказали. Давайте подумаем вместе.

Местоимение – это что? (Если не скажут, что это часть речи, возвращаемся к глаголу).

Глагол – это что? (Часть речи).

А местоимения, мы сказали, что их употребляют вместо имен, то какой частью речи могут быть? (Это тоже часть речи, которая заменяет имена, не называя их).

Открытие!!! – Мы с вами поднялись на первую ступеньку дворца. Чем выше будем подниматься, тем больше узнаем о местоимениях, и лучше будем употреблять их в речи.

III. Открытие новых знаний.

– С первым заданием мы справились!

А знаете ребята, местоимения бывают I, II и III лица, единственного и множественного числа. Слайд № 3 Слайд 4

Слайд № 5. (3 окна. Открываются ставни).

– Как вы думаете, почему местоимения я, мы 1-го лица. (Когда говорят о себе).

Ты – 2-го лица? (Когда к кому-то обращаемся. Ты — это человек, с которым мы разговариваем). А во множественном числе как будет? (Вы).

Он, она, оно, они – 3-го лица? (Когда о ком-то сообщают. О человеке, которого нет рядом с нами).

Вывод. Эти местоимения называются личные местоимения.

IV. Первичное закрепление.

– Я прочитаю вам отрывки из произведений, вы определите лицо и число местоимений.

Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю.
(А.Толстой).

Чем вы гости, торг ведете
И куда теперь плывете?
(А. Пушкин).

Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
(А. Пушкин).

Мы с приятелем вдвоем
Замечательно живем.
(С. Михалков).

Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(А. Пушкин).

Гуси, вы, гуси, серые гуси,
Где вы летали, что вы видали?

Не шумит оно, не плещет,
Лишь едва трепещет.
(А.Пушкин).

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
(К.Чуковский).

– Молодцы! С этим заданием вы справились. Поднимаемся на вторую ступеньку. Внимание, следующее задание.

Слайд № 6.

Аленке стало жалко Демушку. Аленка отломила от своей лепешки половинку и дала Демушке. Водолаз уже спустился под самый корабль. Водолаз должен был точно узнать, какие повреждения в низу парохода. Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги Оля и Лида сели на траву отдохнуть и пообедать.

Коллективная работа.

– Прочитайте, что вы заметили? Что надо делать? (Заменить, где нужно имя существительное на местоимение).

– Почему заменили во вторых предложениях? (Чтобы не было повтора).

– Отлично, поднимаемся еще на одну ступень.

Следующее задание – будем работать в группах. Каждой группе раздаю карточки. Записываем в тетради, посовещавшись.

В дорогу…взял несколько книг. Все утро … ловлю рыбу. … мы шли по лосиному следу. … помню чудное мгновение – передо мной явилась … .

– В этих предложениях каким членом предложения являются местоимения? (Подлежащим).

– Докажите. (Потому что отвечает на вопрос кто? В предложении о нем говорится).

Вывод. Значит, каким членом предложения являются местоимения?

– И с этим заданием справились! Поднимаемся еще выше.

V. Итог урока.

Слайд №7.

Я много узнал о местоимении. (Найдите главные члены предложения).

– Где здесь местоимение? (Я). Расскажите о нем. (Я – местоимение, личное, 1 л., ед. ч. В предложении является подлежащим).

– Молодцы! Вы действительно много узнали о местоимении.

18.06.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока русского языка в 3 классе(УМК «Школа России») по теме «Имя существительное как часть речи»

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Цели: дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»; развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость.

Оборудование: пластмассовые шарика, коврики (для физминуток), карточки со словами: морфология; фрукты, реки, города; снег, заяц, лисицы, дятел; изображение дома с фундаментом; 4 этажа с фундаментом и крышей для постройки дома имени существительного;

Ход урока:

I. Оргмомент.

Подравняйтесь. Проверьте свои рабочие места, в порядке ли они? Всё ли для урока у вас имеется?

II. Гимнастика для пальцев рук.

(у всех на парте лежат пластмассовые шарики)

Для того, чтобы выполнять работу в тетради аккуратно, не уставать, разомнём наши пальчики с помощью пластмассовых шариков. (выполняют гимнастику за учителем).

Запишите число, классная работа.

III. Сообщение темы и цели урока; Словарная работа.

на доске: М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, ж..лтый, уч..ник, к..рабль, п..тух.

— прочитайте слова.

— Что общего? (это всё словарные слова) Вставляем по ходу пропущенные буквы.

— Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (жёлтый, т.к. это прилагательное, а все остальные слова- имена существительные)

(убираю слово «жёлтый»)

— Кто сможет сформулировать тему урока? (тема урока – имена существительные)

— Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.

— А что вы уже знаете об этой части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет)

— Арина приготовила нам стихотворение об этой части речи, давайте послушаем:

Всему название дано, — и зверю и предмету

Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, —

Означено словами.

— У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ (вывешиваю карточку). У каждой части речи (а какие части речи вы знаете?….) есть свой дом. И вот сегодня мы будем строить такой дом для имени существительного.

IV. Работа по теме.

— У каждого жома есть фундамент, основание. (показываю рисунок с изображением дома на фундаменте).

И в нашем доме ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ является фундаментом. (вывешиваю на доску)

— Для того, чтобы построить первый этаж дома, вернёмся к словарным словам. На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые)

— Это и будет первым этажом для дома имени существительного (вывешиваю первый этаж)

-Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые.

ФИЗМИНУТКА (Игра на внимание: «Хлопок — молчок») выполняем стоя.

Девочки хлопают( по 1 разу на каждое слово) услышав одушевлённое имя сущ.; мальчики – неодушевлённое.

Кот, мяч, ворона, дом, карась, окно, лопата, дятел, книга, гусь, доктор,стучит, гром, гвоздь, муха, платоккрасный.

— Сейчас будем строить второй этаж для дома имени сущ – го. Мы знаем, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. А только ли предметы обозначает имя существительное? (варианты ответов детей)

— Сейчас и разберёмся в этом вопросе.

Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:

Пёс, петух, корова, кошка — … ЖИВОТНЫЕ

Кукла, мячик и гармошка — … ИГРУШКИ

Лук, редиска, огурцы — … ОВОЩИ

Молоток, топор, щипцы — … ИНСТРУМЕНТЫ

Платье, юбка и рубашка — … ОДЕЖДА

Бак, стакан, кастрюля, чашка — … ПОСУДА

Василёк, ромашка, роза — … ЦВЕТЫ

Ветер, дождик и морозы — … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

— Подбери ещё названья

Фруктов, рек и городов.

— Итак, запишите названия рек,, городов и фруктов в три столбика (по 3 слова в каждый)

Фрукты: Реки: Города:

(выслушиваю варианты ответов)

— Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.) (вывешиваю второй этаж дома)

— ФИЗМИНУТКА. Перед тем, как построить следующий этаж, отдохнём. Выполняется зарядка на ковриках

на доске текст: Пуш..стый …. (снег) укрыл п..риной поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).

— Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)

— Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)

— Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.

— Обсуждение ответов… (прикрепляю слова карточки.)

— Запишите первое предложение с комментированием.

— Второе предложение записывают под диктовку (текст закрываю)

— Треть предложение пишут по памяти

— Четвёртое предложение распространяют именами прилагательными. (Например: Стучит по стволу толстого дерева пёстрый дятел)

— Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу)

— Дополните этот текст ещё одним подходящим по смыслу предложением. (выслушивание варианты ответов)

— У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту.

1. Весной животные любят греться на солнце.

2. Ребятам нравиться кататься с ледяной горы.

3. Только не спит в своей берлоге медведь.

(Дети доказываю, что именно третье предложение подходит)

— Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены).

— Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Третье — лисицы)

ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий этаж).

— В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).

V. Итог

Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам. (ученик делает вывод с помощью дома)

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения.

VI. Домашнее задание.

.


Приложение:

Кто? Что?

Одушев- неодушев-

ленные ленные

предметы, названия рек, городов, профессии, явления природы и т.д.

В предложении является подлежащим или второстепенным членом.

Род ,число, падеж.

Имя существительное

infourok.ru

Личные местоимения 3 класс УМК «Школа России»

МБОУ «Первомайская ОШ»

Урок русского языка

«Личные местоимения»

3 класс

Учитель начальных классов

Конеева Эмине Энверовна

Картинный словарный диктант

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАГАВА», Рига, 2008 , e-mail: [email protected]

С…л…вей, с…рока, в…р…бей, м…дведь, за…ц, л…сица.

о

о

о

о

о

е

я

и

Слушаем песню группы «Непоседы» и повторяем части речи

местоимение

имени

место

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет

Что обозначает имя существительное?

Что обозначают слова он, у него?

Я

МЫ

ТЫ

ВЫ

ОН

ОНА

ОНО

ОНИ

Множественное число

Единственное число

1-е

лицо

Я

МЫ

2-е

лицо

ТЫ

ВЫ

3-е

лицо

ОНИ

ОН

ОНА

ОНО

Я и МЫ , ТЫ и ВЫ ,

ОН , ОНА , ОНО , ОНИ

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

Понятие о местоимении

1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

2. Местоимение , как правило, изменяется по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.

3. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

Постоянные морфологические признаки: разряд,

лицо (у личных местоимений).

Открой секрет !

Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Поменять, любимый, синего, ананас, мнение, намёк, квас, аквамарин, стих, дремучий.

Открой секрет !

ТЫ ква, кор ОН ы, бор ОНА , агр ОНО м, ВЫ ставка, Я года, плас ТЫ рь, ВЫ бор, МЫ ло, п ОНИ мание.

По МЕНЯ ть, люб ИМ ый, син ЕГО , ана НАС , МНЕ ние, НАМ ёк, к ВАС , ак ВАМ арин, ст ИХ , др ЕМУ чий.

Тест

1. Найди лишнее:

а) я

б) ты

в) как

г) она

2. Найди признак личного местоимения:

а) Называет предмет

б) Указывает на предмет, не называя его

в) Указывает на действие предмета

г) Служит для связи слов в предложении

3. Каким членом предложения является местоимение?

Он долго ходил около школы .

а) Сказуемым

б) Подлежащим

в) Определением

г) Дополнением

4.Сосчитай количество местоимений:

Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.

а) 4

б) 5

в) 6

г) 7

Проверь!

На уроке я работал …

Своей работой на уроке я …

Урок для меня показался …

За урок я …

Мое настроение …

Спасибо за урок!

Было приятно с вами работать!

kopilkaurokov.ru

Русский язык 3 класс » Местоимение»

Тема: Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.

Тип: Закрепление изученного материала.                                                              Задачи:

·        учить заменять повторяющиеся имена существительные в тексте

·        учить редактировать текст

·        развивать устную и письменную речь учащихся

Планируемые результаты:

Предметные:

·        распознавать личные местоимения среди других частей речи;

·        заменять повторяющиеся имена существительные в тексте;

·        писать письмо другу

Метапредметные:

·        понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

·        выбирать действия для выполнения задачи;

·        выделять критерии для проведения самооценки;

·        вносить коррективы после проведения самооценки

Личностные:

·        проявлять интерес к русскому языку;

·        выслушивать и принимать разные мнения

ХОД УРОКА

I Орг.момент. Психологический настрой

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными

 дружными. А ещё для работы нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Я уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.       – Проверим, как вы готовы к уроку.                                                                         –Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас какой?                                                                                                                         -Всё, что надо под рукой.

II Минутка чистописания

III Актуализация знаний.

Детям каждому на листочке даётся текст:

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

— Что это? (текст).

Докажите

Прочитайте вслух.

— О какой птице прочитали?

-Всё ли понравилось в тексте? (Нет. Слишком часто повторяется слово дятел)

— Какая часть речи слово дятел? (Существительное)

— Каким словом можно его заменить? (Он)

-Правильно, чтобы не повторять несколько раз существительные в тексте их заменяют местоимениями.

IV Самоопределение к деятельности

 Я о себе такого мнения:                                                                                          Огромна роль местоимения!                                                                                        Я делу отдаюсь сполна:                                                                                             Я заменяю имена!                                                                                                         — Сформулируйте тему урока.                                                             

— Сегодня мы постараемся вспомнить о местоимении то, что изучали.              

-Прочитайте предложения. (Медведь водится в лесу. Медведь хоть на кривых лапах, но быстро бегает.)                                                                                             — Как избежать повтора слов?                                                                                    — Словами какой части речи можно заменить повторяющиеся слова?                     -А к какой части речи относятся те слова, которые можно заменить личными местоимениями? Записать предложения . Подчеркнуть основу предложений.              VПовторение изученного о местоимении.

Работа по слайдам.

VI Самостоятельная работа (по карточкам) (5 вариантов)

VII Физминутка для глаз

  VIII Мотивация познавательной деятельности.

1. — Какими местоимениями вы пользуетесь, когда пишите письма?

Предлагаю прочитать письмо, которое пришло на адрес школы, объяснить, для чего пишут письма, что можно написать в ответ.

Здравствуйте! Пишут вам ровесники из далёкого северного города. Как  и вы, мы учимся в 3-м классе любимой школы. В школе у нас интересно. Мы узнаём много нового на занятиях, а после уроков участвуем во всевозможных проектах, конкурсах, соревнованиях. Сейчас готовимся к литературному вечеру, который пройдёт в апреле. Нам очень интересно узнать о вашей жизни. Напишите о своей школе, о том , как вы учитесь, как  отдыхаете. Желаем вам успехов. До свидания. Ваши хорошие знакомые.

2.Стр.98. Страничка для любознательных.

Д/з с.97 упр.168 

3. 1 ученик у интерактивной доски (проверочная)

4.1 ученик  у доски запись предложения .                                                          Вечером пошёл сильный2   дождь4. Дождь смыл всю дневную пыль3 с деревьев.       

IX Рефлексия

Голосовая связь(тест)

·        Что важного было сегодня на уроке?

·                   Что нам удалось узнать?                                                                                              Оцените себя.                                                                                                                                                        На какой островок вы бы захотели попасть.

Радости(зелёный)- было интересно, затруднений не испытывали

Грусти (красный)- мне было очень трудно.

Надежды(жёлтый)- мне было трудно, но интересно.

 

Дополнительно рабочая тетрадь с.60 упр. 133

infourok.ru

Урок русского языка по теме «Имя существительное. Местоимение»

Урок русского языка. Слово в языке и речи.

Части речи. Имя существительное. Местоимение.

3 класс

Цель деятельности учителя: создать условия для актуализации знаний учащихся об изученных частях речи(признаках имён существительных, местоимений), их роли в речи, обучения умению различать имена существительные и местоимения и правильно употреблять их в речи, организации повторения правила написания слов с заглавной буквы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные: владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Предметные: научатся писать без ошибок, применять орфографические правила, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Методы и формы обучения: Фронтальная, парная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: учебник,

Оборудование: интерактивная доска, проектор, нетбуки, документ-камера.

Основные понятия и термины: части речи, имя существительное, местоимение, признаки имен существительных и местоимений. Слово с непроверяемым написанием.

Организационная структура урока

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Приветственное слово учителя в стихотворной форме

Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие отметки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Внимательно слушают

Л.-проявляют готовность к работе на уроке

Наблюдение

2.Проверка домашнего задания

(5 мин.)

Работа над упражнением с целью развития памяти

Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили.

Проверка (нетбуки), взаимопроверка. Оценка результата.

Письмо по памяти

работа в парах

Р.владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответ.с поставленной задачей. Взаимоконтроль

Правильно выполненное задание

3.Самоопределение к деятельности

(3мин)

Упражнение в актуализации знаний о частях речи

Назовите, какой часть речи выражено каждое слово 2-го предложения из упр.91

Посмотрите на доску, прочитайте слова, подумайте, на какие 2 группы можно разделить слова

Осенью, он, листва, листопад, мы, журавли, вы.

Попробуйте сформулировать тему урока

Ответы детей

имена сущ. и местоимения

Имена существительные. Местоимения.

Инд.

П.— ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями, навыками построения рассуждений

К.-излагают и аргументируют свою точку зрения

Определение частей речи

Группируют слова на группы

4. Постановка учебной задачи

(2мин)

Формулирование учебных задач по названию темы

Имя существительное. Местоимение.

Подумайте и скажите, какие вопросы поставим перед собой?

-Что такое имя существительное?

-какие признаки имен сущ.мы знаем?

-что такое местоим?

-какие признаки мест. Знаем и т.п.

фронтальная

П.-извлекают необходимую информацию из высказываний однокл.сведений учителя, учебника

Р.-осознают и принимают учебную задачу

Л.-осознают границы своего знания и незнания

4.Повторение знаний.Работа по учебнику, с.55, упр.93

Упражнение в различении одушевлённых и неодушевлённых имён сущ.

Работа в тетради, дата

Перечислите признаки имён существительных:

Какие сущ. мы относим к одуш.?

А какие к неодушевлённым?

Найдите упр. 93, прочитайте текст. О чём он?

Найдите и прочитайте предложение, в котором 2 имени сущ.-одно одушевл. А другое-неодуш.

Запишите его в тетрадь.

Одушевлённое, неодушевлённое, собственное. нарицательное

Которые отвечают на вопросы: кто? кого? Кому? Кем? И обозначают людей, зверей, птиц.

Которые отвечают на вопросы что? чего? чему? чем?

Ответы детей

А управляет трактором тракторист.

Фронт.

индив.

Самопроверка

П.-строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Р.-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

К.-слушают сверстников и взрослого

Л.-проявляют познавательный интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

5.Словарная работа

(3 мин)

Работа со словом с непроверяемым написанием

Прочитайте слово, записанное после упражнения про себя. Чем произношение отличается от написания? Это орфограмма. Назовите её. Произнесите её орфографически. Запишите 3 раза. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Составьте предложение с этим словом.

Трактор

Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

Записывают предложение.

индив.

П.-владеют логическими операциями

Р.-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск её достижений.

К.-слушают взрослого и сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Запись и запоминание словарного слова

6. Усвоение знаний.  Закрепление знаний.

Упражнение в распознавании числа имён существительных.

Прочитайте пары слов, обращая внимание на ударение. Задания из учебника.

Проверка написанных предложений.

Выполняют задания

инд.

П.— ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями, навыками построения рассуждений

К.-излагают и аргументируют свою точку зрения

Знание признаков имени существительного. Распознавание числа имён существительных

7.

Работа по учебнику.

Упражнение в актуализации знаний о местоимении, замена сущ. местоимениями или синонимами.

В чём сходство и различие в признаках местоимения и имени существительного как частей речи?

Сходство:

Могут отвечать на одни и те же вопросы;

Отличие:

местоимение указывает на предмет, но не называет его

фронт.

Р.-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск её достижений.

К.-слушают взрослого и сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Замена имён существительных местоимениями или синонимами

8.Итог урока. Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

Над какой темой работали на уроке?

Какие части речи вы знаете?

С какой целью мы употребляем их в речи?

Какие задания вызвали у вас затруднения?

Ответы учащихся.

фронт.

индив.

П.-ориентируются в своей системе знаний-отличают новое от уже известного

Р.-оценивают собственную деятельность на уроке

Л.-проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

9.Домашнее задание

Упражнение на получение знаний о признаках имени сущ.

Разъяснение домашнего задания

Внимательно слушают.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку Тема «Часть речи – имя существительное» (3 класс)

Предмет, класс. Русский язык. 3 класс.

Учебник Русский язык. Учеб. для 3 кл. в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2009.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: Систематизация имеющихся знаний об имени существительном.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.

Структура урока.

б) Эмоциональная мотивация.

Начинается урок.

Ручки, книжки и тетрадки.

в) Ответ дежурного: — отсутствующие;

— степень готовности класса к уроку;

— пожелание дежурного всему классу.

— Ребята, давайте составим план нашего урока: вспомним, с чего начинается урок, что мы делаем сначала, что потом. (ответы детей)

А теперь посмотрим на экран, я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать.

2. Чистописание. Итак, первый пункт нашего плана работы —

Упражнение для пальцев рук: ? — Слайд №2

Далее ученики пишут заданные буквы и элементы. – Почему мы на прошлом уроке работали по индивидуальным карточкам, а сегодня мы пишем одинаковую букву? (эта буква у большинства из нас получается плохо). Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую(ие) букву у своего соседа.

3.Словарная работа. След. этап урока по плану. Слайд №3, №4.

На экране слова с пропущенными безударными гласными в корне, дети показывают сигнальными карточками пропущенную букву. И объясняют орфограмму, подбирают, если нужно проверочные слова. Самопроверка на экране. После проверки дети выписывают те слова, в которых встретились элементы из чистописания, обозначить в них орфограммы.

— Ребята, какие орфограммы встретились вам в словах?

— Кто из вас не сделал ни одной ошибки? 1-2 ошибки?

— Чем все слова похожи между собой? (это имена существительные)

— Посмотрите внимательно, все ли слова здесь существительные? Какое слово лишнее? Почему?

4. Повторение изученного. Актуализация знаний.

— Вы догадались, какая тема нашего урока? (часть речи — имя существительное)

— Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? (с этой частью речи мы уже знакомы)

— А какие еще части речи вы знаете? (имя прилагательное, глагол, предлог, частицы, союзы). Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, именно существительные составляют самую большую группу. Посмотрите на текст и постарайтесь его прочитать. (в нем пропущены имена существительные) Все ли вам здесь понятно? Чего не хватает? Попробуем вставить недостающие слова. Теперь мы с вами убедились, что сущ. – действительно очень важная, значимая часть речи и мы без нее обойтись не можем.

-Как вы думаете, все об имени существительном мы знаем? Нет. Значит, что мы будем делать сегодня на уроке? (сегодня мы будем повторять и закреплять то, что мы уже знаем, и узнавать новое об имени существительном.)

— Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?) Мы начнем создавать кластер по нашей теме?

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

— Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными. (назовите их с вопросами, запишите два из них себе в тетрадь. Делаем вывод:

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы Кто? и Что?

Отвечать оно должно. ( Слайд 5)

5. Изучение новой темы.

1)Задание по вариантам: Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

— посмотрите на экран (Слайд 6). 1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Кто? 2 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Что? (По одному ученику от каждого варианта – отвечает. Ученики сверяют свои ответы с экраном.) Допишите еще по одному слову в каждый столбик.

— Давайте сделаем вывод: какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос — что?

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные) — вывод на слайде №7.

2) А теперь я вам прочту стихотворение, которое называется «Привет». Прислала мне тётя Где же привет?

Печенья, Я смотрю с нетерпением,

Конфет, И с чем он?

Варежки, С грибами?

Шарф С капустой?

И горячий привет. С вареньем?

Вот варежки, Наверное, мама

Шарф Привет этот прячет,

И конфеты Чтобы остыл, —

С печеньем… Видно очень горячий.

-Какое существительное у героя стихотворения и почему вызвало такое затруднение? Можно ли увидеть привет, потрогать? Значит, есть существительные конкретные, а есть существительные абстрактные.

3) Образуйте имена существительные от предложенных имен прилагательных: (Слайд №8) (кто сможет, приведите по одному своему примеру)

Холодный — …(холод)

Дружный — …(дружба)

Снежный — …(снег)

Добрый — …(доброта)

Радостный — …(радость)

— Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? Что они обозначают? — Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества).

— А если мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 5, то узнаем, что еще могут обозначать имена существительные. (упр-е выполняем устно) (сущ-ые могут называть действие)

— Давайте сделаем еще один вывод: имена существительные обозначают не только предмет, но и ….(состояние, явления природы, действие, события, чувства) (продолжаем заполнение таблицы-схемы на доске).

Физкультминутка.

Физкультминутка: Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы, вы хлопаете в ладоши над головой.

— На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы?

На слайде (№9) написано 12 букв:

И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я

— Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля.)

— Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вывод:

Как называются такие существительные? (собственные и нарицательные)

Маргарита и Марина.

Николаев, Снегирев.

Мурзик, Шарик и Дружок.

Пишут с буквы прописной.

К.РЕНЬЯ – КОРЕНЬ Л.СА – ЛЕС

ДВ.РЫ – ДВОР Р.КА- РЕКИ

З.МА – ЗИМЫ Д.СКА – ДОСКИ

Вывод учащихся: безударную гласную в корне можно проверить, изменив форму множественного числа существительного на форму единственного числа

6) Что еще мы знаем об имени существительном?

Давайте и мы поиграем в игру «Найди своё место». У вас на партах карточки со словами – именами существительными. Прочитаем их по цепочке и подумаем на какие три группы можем их разделить? (м.р., ж.р., с.р.)

По команде учителя и под музыку дети выстраиваются у доски.

М.р. ж. р. с.р.

Врач страна печенье

Вагон сестра солнце

Дедушка доброта поле

Поход яблоня облако

Арбуз осина крыло

Проверка: переворачивают карточки. Во всех трех группах картины должны совпасть. Если не совпали, исправить ошибки.

  • Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду? (она, моя, … ) (Слайд № 15) Дополняем кластер.

7) Упр. 7. Выполняет 2-я и 3-я группа. С одним словом составить предложение и разобрать его по членам предложение.

1 –я группа работает с тестом: «Имя существительное»

  1. Какое слово является именем существительным?

1) подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная.

  1. Укажите имя существительное женского рода:

1) весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон.

  1. Укажите имя существительное мужского рода:

1) дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо.

  1. Укажите имя существительное среднего рода:

1) зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.

  1. Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:

1) молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.

  1. Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:

  1. руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.

Итог урока. Рефлексия.

— Обратимся к нашему плану. (Слайд №16) Все пункты плана мы выполнили? Что еще нам осталось сделать?

-Что нового мы узнали на уроке? Посмотрите на получившейся кластер. (Слайд №18)Проще так запомнить все про имя существительное? Этим кластером мы будем пользоваться и на следующем уроке, потому что сегодня мы только начали изучать имя существительное.

— Кто все понял и запомнил о существительном?

— Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного?

Домашнее задание.

Кто все понял на уроке, дома выполняет упр.8.

Кто не усвоил категорию рода и числа – упр.6.

— Вы были сегодня на уроке умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. Просто молодцы! Желаю вам и на следующем уроке также активно работать.

Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru

http://www.rusedu.ru/detail_18502.html

infourok.ru

Советы рукодельницам