Презентация для урока «Буква Я»

Задачи: познакомить учащихся с буквами Я, я; совершенствовать навыки чтения; развивать фонетический слух, речь, логическое мышление, внимание; воспитывать наблюдательность.

Формируемые УУД: умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами; сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов.

Пропедавтика: полный фонетический анализ слова.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока «Буква Я» »

Звуки [й а], [а]. Буквы Я, я.

Сколько Я год! Сколько Я блок!  Я сно всё! Приплыл кораблик.  Мы приехали, друзь Я Нас встречает буква…

Он стрелой летит порой, Может просто прыгать вскачь, Связан с каждою игрой Мой весёлый круглый

мяч

ся ря ня ля

вя тя бя дя

Это что там в дымке тает, Птицей по волнам летает? Паруса меняет вахта, Держит нос по ветру —

Яхта

Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналят кораблям:

Заходите в гости к нам!

маяк

Споём песенку

Всегда он в работе, Когда говорим, А отдыхает, Когда мы молчим.

Язык – это средство общения.

Хочу знать больше

Всё понятно на уроке,

затруднений нет

Ничего не понятно на уроке

http://yandex.ru/images/search?text= буква%20я%20картинки& stype=image&lr=25&noreask=

1&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1263-wh-915-pd-1-wp-5x4_1280x1024&pin=1 – буква я

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-na-bukvu-ja.html — стихи на букву я

http://yandex.ru/images/search?text= язык%20картинки& img_

url=http%3A%2F%2Fprofile.ak.fbcdn.net%2Fhprofile-ak-ash4%2F41804_

103698266352292_134262514_n.jpg&pos=0&rpt=simage&stype=image&lr

=25&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1263-wh-915-pd-

1-wp-5x4_1280x1024-lt-36 – картинки

kopilkaurokov.ru

Презентация «Звуки [а], [йа] — Буквы Я я»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тема: Звуки [а], [йа]. Буквы Я я.

Слайд 2

Цели урока:
Познакомимся
Со звуками [а], [йа] и буквами Я я.
Будем учиться
Отличать звук и букву, один звук [а] и два звук [йа] составлять звуковые схемы, читать слова с буквами Я я
Будем развивать:
Монологическую речь, память, внимание и фонематический слух.

Слайд 3

а о у ы
я и е
н
т
к
л
р
в
п
м
з
с
б
д

Слайд 4

Умею прыгать и катиться, А если бросят — полечу. Кругом смеющиеся лица: Все рады круглому …

Слайд 5

гласный
[а]

Слайд 6

Хоть прячется Алена За веточкой зеленой, Но красная щека Видна издалека.

Слайд 7

[йа]

Слайд 8

а о у ы
я и е
н
т
к
л
р
в
п
м
з
с
б
д

Слайд 9

Буква я
обозначает

Слайд 10

я
[й’] [a]
я
[а]
мяч
яблоко
маяк

Слайд 11

ящерица
яйцо
яблоки
як
якорь
яблоня
яблоки

Слайд 12

я
Я
Я я

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Стр. 111- 113

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Цели урока:
Познакомились
Со звуками [йа] и [а] и буквами Я я.
Учились
Отличать звук и букву, два звука [йа] и один звук[а], составлять звуковые схемы, читать слова с буквами Я я.
Развивали:
Речь, память, внимание и фонематический слух.

Слайд 21

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать:
Мне больше всего удалось… Я могу похвалить одноклассников за… Я доволен своей работой на уроке потому, что … Я не доволен своей работой на уроке потому, что …

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

lusana.ru

Конспект урока и презентация урока на тему «Буква я. Звуки буквы я» (1 класс)

Тема: Буква Я. Звуки буквы Я.

Цели:

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;

– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

– формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение анализировать текст.

ХОД УРОКА

Ι. Актуализация знаний

– Ребята, сейчас у нас урок чтения. Начнём мы его с изучения «Азбуки добрых слов». Давайте заглянем в нашу волшебную шкатулку, сегодня здесь лежат слова на буквы

г и к.  (Учитель достаёт из коробки карточки со словами и помещает на доску.)

гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.
гостеприимный – радушный к гостям
комфортный — удобный
комплимент – любезные, приятные слова

– Как вы понимаете эти слова?

– Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы чувствовали себя на этом уроке комфортно, чтобы между нами установилось полное взаимопонимание и гармония, и я могла вам сделать комплимент. А своей слаженной работой  покажем нашим гостям, какие мы гостеприимные хозяева.

— Отгадайте загадки.

1. Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

2. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Собирать в лукошко дети. (Ягоды)

3. Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах! –

Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

4. Всегда во рту,

А не проглотишь.(Язык)

— Произнесите слова ещё раз и назовите первые звуки в этих словах.( [й’а])

— Что интересного услышали?

— Кто знает, какой буквой на письме обозначаются эти два звука? (я)

— Можно ли догадаться, какая тема нашего урока? (Буква Я. Звуки буквы я.)

– Откройте «Буквари» на с. 120 и рассмотрите разворот нашего урока.

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

План

  1. Знакомство с буквой я и её звуками..

  2. Звуко-буквенный анализ слов.

  3. Чтение слогов.

  4. Чтение предложений и текстов.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Каким кружком обозначаем такие действия?

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

1. Рассмотрите картинку и назовите все слова, которые начинаются со звуков [й’а].

— Какой буквой обозначают звуки [й’а]?

2. – На что похожа буква Я?

Я выходит на дорожку,

Я стоит, отставив ножку:

— Полюбуйтесь вот и я,

Рада видеть вас, друзья!

Я похожа на артиста,

Космонавта, хоккеиста!

Куча яблок на прилавке…

И заметил, я друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

– А вы знаете, кто я,

Я не только буква,

Я – буква, слог и слово!

– Как вы это понимаете? (Звуки [й’а] могут образовать целый слог, буква Я может быть целым словом. Например: Я – человек, который что-то о себе говорит.)

3. Мультфильм.

4. Звуко-буквенный анализ слов: сделайте подписи к картинкам в виде схем, напечатайте слова.

Яб-ло-ко – 6 б., 7 зв., я-го-ды -5б., 6 зв.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

— Какую оценку ты заслужил?

5. Чтение слов и слогов с буквой Я, находящейся в начале.

— Прочитайте первый и второй столбики про себя.

Чтение вслух парами. Первый читает слог, второй слово.

– Какие звуки обозначает буква Я, когда стоит в начале слова? (Буква Я обозначает два звука – [й’а].)

– Что такое

ялик? (Ялик лодка.)

– Разделите на слоги эти слова. (Я-лик, ям-ка, я-сли.)

– Чем интересны первые три слова? (В них одинаковое количество букв, звуков, слогов.)

– Сколько звуков в слове явление? (9.) Назовите их.

– Какие буквы в словах ягода, язык надо запомнить?

– Составьте предложения со словами ядовит, ярко. (Мухомор ядовит. Ярко светит солнце.)

Физкультминутка – для глаз.

6. Работа в парах.

– Прочитайте слоги, в которых буквы Е, Ё, Я находятся после букв согласных. Понаблюдайте за ними: какие звуки обозначают? Возьмите соответствующего цвета ручку или карандаш и обозначьте звук.

— Какого цвета карандаш вам понадобился? Почему?(

Буква Я так же, как Е, Ё, обозначает мягкость предшествующего согласного.)

— Какой звук обозначает буква Я после согласного? (Буква Я обозначает звук [а].)

– Прочитайте слова в столбиках ниже.

– Что вы знаете про зяблика, дятла? (Зяблик – зимующая птица. Дятел – лесной доктор, своим длинным клювом достаёт вредных насекомых из стволов деревьев.)

7. – Так что же мы можем рассказать про букву Я?

– Давайте «оденем» схему-«человечка» для буквы Я.

– Как, на ваш взгляд, он будет одет? (Башмачки у нашего «человечка» раскрасим по-особому: первый разделим на две части и раскрасим двумя цветами – зелёным и красным. Это значит, что буква Я может обозначать два звука в начале слова –

[й’] и [а]; другой – только красным, после согласного буква Я обозначает гласный звук [а].)

– Каким будет головной убор? (Если дети испытывают затруднение: Почему же у схемы-«человечка» нет головного убора?)

8. Упражнение на различение, какой буквой обозначен звук [а].

— У вас на партах лежат листочки с заданием. Вам надо прочитать слова и на месте пропуска впечатать букву А или Я. У доски работать будет Голубинова Соня.

Радость. (Слышим звук [а], на письме обозначается буквой А.)

Рядом. (Слышим звук [а], на письме обозначается буквой Я.)

Клякса. (Слышим звук [а], писать надо букву Я, в конце слова слышим звук [а], на письме обозначается буквой А.)

Клад, пять, пара, парта, зяблик.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

— Какую оценку ты заслужил?

Физкультминутка- встали.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

1. Чтение текста «Украшение сада» (с. 120).

1) Прочитайте название текста, рассмотрите иллюстрацию.

– Что называют украшением?

– Что для художника является украшением сада?

– А для автора текста?

2) Самостоятельное чтение текста.

3) Выявление первичного восприятия.

– Что за украшение описал автор текста?

4) Повторное комментированное чтение.

– Какие признаки осени наблюдал автор?

– Как это – краски гаснут?

– Согласны ли вы с автором, что сад непригляден?

– Как сказать по-другому: непригляден сад? (Некрасивый сад.)

– Каким по цвету будет это «пятно»?

– Как вы думаете, приятно рябине красоваться среди голого сада? Предположения детей.

– Почему же рябине грустно?

– Что же произойдёт с первыми морозами?

– Только ли человека радуют яркие пятна рябины?

– А автору нравится этот сад? Чем?

5) Выразительное чтение текста.

6) Озаглавливание текста.

– Перечитайте заглавие текста.

– Отражает ли оно его содержание?

– А настроение?

– Как бы вы озаглавили текст?

Возможен другой вариант: заглавия записаны на доске. Ученики обосновывают свой выбор. Возможные заголовки: «Столовая для птиц», «Рябина», «Радость в грустном саду».

– Перечитайте текст и подчеркните слова, выражения, которые помогли вам представить осенний сад.

– Что мы сейчас делали?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

— А ещё какое умение формировали? (Умение владеть своей речью.)

Физкультминутка.

Заходер – если будет время

2. Чтение стихотворения О. Григорьева «Яма» (с. 121).

1) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию.

– Зачем мальчик заглядывает в яму?

– А что он собирался делать?

2) Чтение стихотворения про себя.

– Удивились?

– А что вас удивило?

3) Вопросы после чтения.

– В виде чего построено стихотворение? (Стихотворение построено в виде диалога.)

– Что произошло?

– Как вы думаете, кто оказался в яме? (Дети, скорее всего, скажут, что мальчик.)

– Какие вопросы задавал мальчик другому мальчику, сидящему в яме? (Он спрашивал: «В яме сидишь?», «Лестницу ждёшь?», «Цела ли голова?», «Живой ли?»)

– Что ответил мальчик, сидящий в яме?

– Помог ли один мальчик другому выбраться из ямы?

– Почему? (Нет. Он узнал, что мальчик живой, а это, наверное, для него самое главное. Он и пошёл домой.)

– Определите настроение стихотворения. (Это стихотворение смешное, шуточное, юмористическое.)

4) Проблемный вопрос: «Вот так шутка! Человек в беде, а вам смешно!»

– Что же высмеивает автор стихов? (Он высмеивает человеческие пороки. Поэт осуждает равнодушие, нерадивость, чёрствость людей, не умеющих прийти на помощь в трудную минуту.)

– Вернёмся к иллюстрации. Кто же на ней нарисован?

5) Чтение в парах.

Один ученик читает вопросительное предложение, другой –

повествовательное.

– Что происходит с голосом при вопросительной интонации? (В конце предложения тон повышается.)

– Что происходит с голосом при повествовательной интонации?

(Тон понижается.)

Заслушивание пар, отработка выразительного чтения с самоанализом.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты подготовил выразительное чтение самостоятельно или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

— Какую оценку вы заслужили?

6) Чтение стихотворения по рядам (1-й ряд спрашивает, 2-й ряд отвечает.)

– Кто уже запомнил стихотворение и сможет его рассказать?

– Что мы сейчас делали?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,

умение владеть речью.)

ΙΙΙ. Итог урока

— О какой букве мы сегодня говорили на уроке?

— Какими звуками обозначают данную букву?

Буква а и буква я

Нам нужны для звука [а].

– Кому сегодня было легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Домашнее задание.

Чтение рассказа «Украшение сада». Подчеркнуть слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой Я. Или выразительное чтение стихотворения О. Григорьева «Яма», по желанию выучить наизусть. Можно инсценировать стихотворение в парах.

infourok.ru

Презентация по обучению грамоте:«Буква Я и её звуки»

Урок обучения грамоте по теме: «Буква Я и её звуки»

Выполнила Чайка Марина Владимировна

учитель начальных классов

КГУ «Береговая средняя школа»

Посмотри – буква Я

Я БЛОКО

Я ЩЕРИЦА

Что лишнее?

Я Я Я Я Я Я Я

Букву Я можно петь! Давай попробуем, сначала я,

а теперь вместе, а попробуй спеть её сам.

я корь

я хта

я блон я

Посмотри –якорь – начинается на букву Я.

Яхта – тоже начинается на Я.

А это дерево – яблоня.

На яблоне растут яблоки

kopilkaurokov.ru

«Гласный звук йа, буквы Я я.

Сорвём цветок – прекрасный, но с шипами.

Поставим в вазу, пусть украсит дом.

Добавим букву «г» – и вот над нами

Уже бушуют молнии и гром.

На нём играют теннисисты.

Попробуй букву «р» убрать,

И вот домашний зверь пушистый

Мурлычет, вспрыгнув на кровать.

Спишите слова, поставьте ударение.

Найди слова состоящие из 2 слогов.

Составь поговорку, вставив гласные буквы.

Продолжи фразу:

Аня взяла тарелку и …

  • наклала каши
  • поклала каши
  • выклала каши
  • положила каши
  • ложила каши

Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки.

Если б не было его, Не сказал бы ничего.

Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но — ах! Удрала, а хвост в руках.

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду — упадет Не вода, а уже лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернулось солнце к лету. Что, скажи, за месяц это?

Эту букву, как тебя,

Называют буквой Я.

Я кончает алфавит,

Тихо после всех стоит.

Подбери картинку к схеме.

Прочитай, найди слова с буквой Я.

Круглобока, желтолица, Может с солнышком сравниться. А душистая какая, Мякоть сладкая такая! Мы поклонники отныне Королевы поля…

В красном тельце

Каменное сердце.

Долгоножка хвалится: — Я ли не красавица? А всего-то косточка Да красненькая кофточка! Была зелёной, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. Красна, вкусна, Внутри косточка.

На припёке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелёк Держит алый огонёк. Разгибаем стебельки — Собираем огоньки.

Прочитайте слово

Составьте слова из следующих слогов

Ответ:

Найди слово в слове:

Спишите в тетрадочку.

Спишите в тетрадочку.

Использованы логогрифы с сайта: http://pochemu4ka.ru/publ/92-1-0-792

Автор Людмила Уланова

http://usovi.ru

multiurok.ru

Урок чтения «Буква «я» и ее звуки». 1-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  1. познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.
  2. раскрыть роль буквы Я – показателя мягкости согласных звуков.
  3. развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.
  4. воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята!

– Меня зовут Наталья Александровна, урок обучения грамоте проведу у вас я.

– Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.

II. Актуализация знаний.  

– Прочитайте, как называется наша страна? (Россия) слайд

– С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)

– А что мы произносили? (звуки)

– Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим)

– На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка? (гласные и согласные)

– Назовите только согласные буквы этого слова. («эр» «эс» «эс»)

– Назовите гласные буквы этого слова. (о и)

– Какую работу выполняют гласные в слове? (образуют слоги)

– Как они могут управлять согласными в слоге-слиянии? (обозначают или мягкость, или твёрдость согласного)

III. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуками слайд

– Это буква Я

– Буква Я – хитрая буква

– Чтобы узнать все её секреты, мы совершим путешествие по наше стране от самой крайней её точки до города в котором мы с вами живём.

– Как он называется? (Москва)

– Правильно, столица нашей Родины.

– В России очень ценятся яблоневые сады

– Раскрывая в путешествии секреты буквы Я, мы будем сажать яблоньки.

– Помогать нам в этом будет девочка Рая.

– За правильные ответы вы будете получать яблочки.

IV. Открытие нового.

– Открываем первый секрет буквы Я. слайд: девочка с 1 вопросом

– На какой вопрос нам надо ответить?

К какой группе букв относится буква Я?

(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки) 

– Давайте послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Тянется? (да)

– Какая это буква? (гласная)

– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

– Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)

– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

– Положите перед собой звуковку буквы Я.

– Обведём контур звуковки красным цветом 

– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Сколько звуков слышим? (два)

– Какие? ([й`а])

– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])

– Произнесите его.

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)

– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

– Впечатайте второй звук буквы. ([а])

– Произнесите его.

– Какой он? (гласный)

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

Вывод:

– Итак, давайте подведём итог.

– Какая это буква? (гласная)

– Сколько звуков у буквы Я? (два)

– Какие? ([й`а])

– Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

– Открываем второй секрет буквы Я. слайд: девочка со 2 вопросом

– На какой вопрос нам надо ответить?

К каких случаях буква Я обозначает два звука?

(Читаем схему слова «яблоки», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящей в начале слова; делаем звукобуквенный анализ слова «Рая», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящую после гласного)

Чтение схемы к слову «яблоки»

– Положите перед собой карточку №1. слайд

– Прочитайте верхнее слово. (яблоки)

– Давайте прочитаем схему к этому слову.

– Сколько в слове слогов? (хлопаем: яб-ло-ки – 3 слога)

– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])

– Каким гласным образован этот слог? ([а])

– Впечатайте звук в схему.

– Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Впечатайте звук в схему.

– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])

– Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])

– Назовите 2 слог. ([лоооо])

– Какой гласной образован? ([о])

– Какой согласный стоит перед ним? ([л])

– Назовите 3 слог? ([кииии]

Какой гласной образован ? ([и])

– Какой согласный стоит перед ним? ([к`])

– Какой слог ударный? (первый)

– Назовите два звука первого слияния. ([й`а])

– Какой буквой мы их обозначим? (я)

– Напечатайте букву я над слиянием.

– Посмотрите на слово.

– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова)

Вывод:

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)

– Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды.

– Значит мы не до конца ответили на вопрос.

Звуковой разбор слова «Рая» (один человек у доски)

– Положите перед собой карточку №2.

слайд

– Прочитайте слово.

– Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова.

– Сколько в слове слогов? (хлопаем: Ра-я – 2 слога)

– Назовите 1 слог. ([рааа])

– Каким гласным образован слог? ([а])

– Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)

– Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])

– Какой он? (твёрдый)

– Почему? ([а] обозначает его твёрдость – раскрашиваем)  

– Назовите 2 слог. ([й`аааа])

– Каким гласным образовании слог? ([а])

– Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)

– Впечатайте звук в схему.

– Назовите согласный перед ним. ([й`])

– Какой он? (мягкий – раскрашиваем)

– Впечатайте звук в схему.

– Какой слог ударный? (первый)

– Назовите звуки второго слияния. ([й`а])

– Какой буквой мы их обозначим? (я)

– Напечатайте букву я над слиянием.

– Посмотрите на слово.

– Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)

Вывод:

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?

Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы.

– Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

Физкультминутка

Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

– Открываем третий секрет буквы Я. слайд: девочка с 3 вопросом

– На какой вопрос нам надо ответить?

Какую работу выполняет буква Я в слиянии?

(Сравниваем схему слова «яблоки» со схемой слова «яблоня», впечатываем звуки буквы Я в начале слова и в слиянии, обозначаем звуки буквой, наблюдаем над буквой я в слияниях)

Чтение схемы слова «яблоня»

– Положите перед собой карточку №1.

– Прочитайте первое и второе слово. (яблоки, яблоня)

– Сравните схемы слов. (они одинаковые)

– Чем отличаются слова? (буквами)

– Что поменялось? (слияние –ки на –ня)

– Произнесите последний слог и послушайте его.

– Каким гласным образован? ([а])

– Впечатайте звук в схему.

– Какой буквой обозначен звук? (я)

– Какой звук стоит перед гласным звуком? ([н`])

– Почему мы слышим звук [а], а пишем букву Я?

– Буква Я в слиянии с мягким согласным обозначает один звук.

– Если мы слышим гласный [а] в слиянии с мягким согласным, то какой буквой мы будем обозначать этот звук? (буквой Я)

Сказка про букву Я

Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный — звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.

Чтение слогов-слияний с буквой Я

– Посмотрите на экран. слайд со слияниями

Прочитайте слияния и ответьте на вопрос, как читаются согласные в слиянии с буквой Я?

Вывод:

– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?

Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии.

– Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

– Открываем четвёртый вопрос. слайд: девочка с 4 вопросом

Обобщите, что вы знаете о букве Я?

(Обобщаем по трём предыдущим вопросам, читаем вывод в учебнике)

V. Первичное закрепление.

Чтение слов в тексе из учебника (работа в паре)

– Найдите текст в учебнике

– прочитайте

– найдите в словах букву я

– подумайте и обсудите, в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1

– прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука

– прочитайте слова, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии

Игра со звуками и

(класс разбивается на варианты)

1 вариант – это звуки 2 вариант – это звуки

– 1 ученик целыми словами читает слова с доски

– если буква Я обозначает два звука, встаёт 1 вариант

– если буква Я обозначает один звук, встаёт 2 вариант

– кто ошибся – выбывает из игры, садится на место.

Варианты меняются звуками, всё начинается с начала.

VI. Итог урока

– с какой буквой познакомились?

– прочитайте вывод урока в учебнике

– его надо выучить дома

– дома составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки

– прочитайте слова в столбиках в азбуке

– кому сегодня было сложно?

– у кого всё получилось?

– давайте вывесим ваши рисунки о букве Я на доску

– вы сегодня все молодцы!

– спасибо за урок

– урок окончен

5.05.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация «Буква Я» для 1 класса

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1



Урок
обучения грамоте
по теме:
«Буква Я и её звуки»

Автор: учитель
начальных классов
ГОУ СОШ №531, г. Москвы
Попова Наталья Александровна 

Слайд №2



Слайд №3



Слайд №4



К какой группе букв
относится буква Я?

Слайд №5



В каких случаях буква Я
обозначает два звука?

Слайд №6



Слайд №7



В каких случаях буква Я
обозначает два звука?

Слайд №8



Слайд №9



В каких случаях буква Я
обозначает два звука?

Слайд №10



Какую работу выполняет
буква Я в слиянии?

Слайд №11



Слайд №12



Слайд №13



Какую работу выполняет
буква Я в слиянии?

Слайд №14



Обобщите, что вы
знаете о букве Я?

Слайд №15



К какой группе букв
относится буква Я?

В каких случаях буква Я
обозначает два звука?

Какую работу выполняет
буква Я в слиянии? 

Слайд №16



Слайд №17



моя

Земля

Россия

яблони

[й’] [a]

[a]

[й’] [a]

[й’] [a]

Слайд №18



Автор данного шаблона:
Ермолаева Ирина Алексеевна
учитель информатики и математики
МОУ «Павловская сош»
с.Павловск
Алтайский край

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

volna.org

Советы рукодельницам