Презентация для урока «Буква Я»
Задачи: познакомить учащихся с буквами Я, я; совершенствовать навыки чтения; развивать фонетический слух, речь, логическое мышление, внимание; воспитывать наблюдательность.
Формируемые УУД: умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами; сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов.
Пропедавтика: полный фонетический анализ слова.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока «Буква Я» »
Звуки [й ’ а], [а]. Буквы Я, я.
Он стрелой летит порой, Может просто прыгать вскачь, Связан с каждою игрой Мой весёлый круглый
мяч
ся ря ня ля
вя тя бя дя
Это что там в дымке тает, Птицей по волнам летает? Паруса меняет вахта, Держит нос по ветру —
Яхта
Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналят кораблям:
Заходите в гости к нам!
маяк
Споём песенку
Всегда он в работе, Когда говорим, А отдыхает, Когда мы молчим.
Язык – это средство общения.
Хочу знать больше
Всё понятно на уроке,
затруднений нет
Ничего не понятно на уроке
http://yandex.ru/images/search?text= буква%20я%20картинки& stype=image&lr=25&noreask=
1&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1263-wh-915-pd-1-wp-5x4_1280x1024&pin=1 – буква я
http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-na-bukvu-ja.html — стихи на букву я
http://yandex.ru/images/search?text= язык%20картинки& img_
url=http%3A%2F%2Fprofile.ak.fbcdn.net%2Fhprofile-ak-ash4%2F41804_
103698266352292_134262514_n.jpg&pos=0&rpt=simage&stype=image&lr
=25&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1263-wh-915-pd-
1-wp-5x4_1280x1024-lt-36 – картинки
kopilkaurokov.ruПрезентация «Звуки [а], [йа] — Буквы Я я»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Тема:
Звуки [а], [йа].
Буквы Я я.
Слайд 2
Цели урока:
Познакомимся
Со звуками [а], [йа] и буквами Я я.
Будем учиться
Отличать звук и букву, один звук [а] и два звук [йа] составлять звуковые схемы, читать слова с буквами
Я я
Будем развивать:
Монологическую речь, память, внимание и фонематический слух.
Слайд 3
а о у ы
я и е
н
т
к
л
р
в
п
м
з
с
б
д
Слайд 4
Умею прыгать и катиться, А если бросят — полечу. Кругом смеющиеся лица: Все рады круглому …
Слайд 5
гласный
[а]
Слайд 6
Хоть прячется Алена За веточкой зеленой, Но красная щека Видна издалека.
Слайд 7
[йа]
Слайд 8
а о у ы
я и е
н
т
к
л
р
в
п
м
з
с
б
д
Слайд 9
Буква я
обозначает
Слайд 10
я
[й’]
[a]
я
[а]
мяч
яблоко
маяк
Слайд 11
ящерица
яйцо
яблоки
як
якорь
яблоня
яблоки
Слайд 12
я
Я
Я я
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Стр. 111- 113
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Цели урока:
Познакомились
Со звуками [йа] и [а] и буквами Я я.
Учились
Отличать звук и букву, два звука [йа] и один звук[а], составлять звуковые схемы, читать слова с буквами Я я.
Развивали:
Речь, память, внимание и фонематический слух.
Слайд 21
Наш урок подошел к концу,
и я хочу сказать:
Мне больше всего удалось…
Я могу похвалить одноклассников за…
Я доволен своей работой на уроке
потому, что …
Я не доволен своей работой на уроке потому, что …
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
lusana.ru
Конспект урока и презентация урока на тему «Буква я. Звуки буквы я» (1 класс)
Тема: Буква Я. Звуки буквы Я.
Цели:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки;
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение анализировать текст.
ХОД УРОКА
Ι. Актуализация знаний
– Ребята, сейчас у нас урок чтения. Начнём мы его с изучения «Азбуки добрых слов». Давайте заглянем в нашу волшебную шкатулку, сегодня здесь лежат слова на буквы
гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.
гостеприимный – радушный к гостям
комфортный — удобный
комплимент – любезные, приятные слова
– Как вы понимаете эти слова?
– Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы чувствовали себя на этом уроке комфортно, чтобы между нами установилось полное взаимопонимание и гармония, и я могла вам сделать комплимент. А своей слаженной работой покажем нашим гостям, какие мы гостеприимные хозяева.
— Отгадайте загадки.
1. Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
2. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Собирать в лукошко дети. (Ягоды)
3. Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! –
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
4. Всегда во рту,
А не проглотишь.(Язык)
— Произнесите слова ещё раз и назовите первые звуки в этих словах.( [й’а])
— Что интересного услышали?
— Кто знает, какой буквой на письме обозначаются эти два звука? (я)
— Можно ли догадаться, какая тема нашего урока? (Буква Я. Звуки буквы я.)
– Откройте «Буквари» на с. 120 и рассмотрите разворот нашего урока.
– Давайте составим план сегодняшнего урока.
План
Знакомство с буквой я и её звуками..
Звуко-буквенный анализ слов.
Чтение слогов.
Чтение предложений и текстов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Каким кружком обозначаем такие действия?
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
1. Рассмотрите картинку и назовите все слова, которые начинаются со звуков [й’а].
— Какой буквой обозначают звуки [й’а]?
2. – На что похожа буква Я?
Я выходит на дорожку,
Я стоит, отставив ножку:
— Полюбуйтесь вот и я,
Рада видеть вас, друзья!
Я похожа на артиста,
Космонавта, хоккеиста!
Куча яблок на прилавке…
И заметил, я друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я,
Я не только буква,
Я – буква, слог и слово!
– Как вы это понимаете? (Звуки [й’а] могут образовать целый слог, буква Я может быть целым словом. Например: Я – человек, который что-то о себе говорит.)
3. Мультфильм.
4. Звуко-буквенный анализ слов: сделайте подписи к картинкам в виде схем, напечатайте слова.
Яб-ло-ко – 6 б., 7 зв., я-го-ды -5б., 6 зв.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
— Какую оценку ты заслужил?
5. Чтение слов и слогов с буквой Я, находящейся в начале.
— Прочитайте первый и второй столбики про себя.
Чтение вслух парами. Первый читает слог, второй слово.
– Какие звуки обозначает буква Я, когда стоит в начале слова? (Буква Я обозначает два звука – [й’а].)
– Что такое
– Разделите на слоги эти слова. (Я-лик, ям-ка, я-сли.)
– Чем интересны первые три слова? (В них одинаковое количество букв, звуков, слогов.)
– Сколько звуков в слове явление? (9.) Назовите их.
– Какие буквы в словах ягода, язык надо запомнить?
– Составьте предложения со словами ядовит, ярко. (Мухомор ядовит. Ярко светит солнце.)
Физкультминутка – для глаз.
6. Работа в парах.
– Прочитайте слоги, в которых буквы Е, Ё, Я находятся после букв согласных. Понаблюдайте за ними: какие звуки обозначают? Возьмите соответствующего цвета ручку или карандаш и обозначьте звук.
— Какого цвета карандаш вам понадобился? Почему?( Буква Я так же, как Е, Ё, обозначает мягкость предшествующего согласного.)
— Какой звук обозначает буква Я после согласного? (Буква Я обозначает звук [а].)
– Прочитайте слова в столбиках ниже.
– Что вы знаете про зяблика, дятла? (Зяблик – зимующая птица. Дятел – лесной доктор, своим длинным клювом достаёт вредных насекомых из стволов деревьев.)
7. – Так что же мы можем рассказать про букву Я?
– Давайте «оденем» схему-«человечка» для буквы Я.
– Как, на ваш взгляд, он будет одет? (Башмачки у нашего «человечка» раскрасим по-особому: первый разделим на две части и раскрасим двумя цветами – зелёным и красным. Это значит, что буква Я может обозначать два звука в начале слова –
– Каким будет головной убор? (Если дети испытывают затруднение: Почему же у схемы-«человечка» нет головного убора?)
8. Упражнение на различение, какой буквой обозначен звук [а].
— У вас на партах лежат листочки с заданием. Вам надо прочитать слова и на месте пропуска впечатать букву А или Я. У доски работать будет Голубинова Соня.
Радость. (Слышим звук [а], на письме обозначается буквой А.)
Рядом. (Слышим звук [а], на письме обозначается буквой Я.)
Клякса. (Слышим звук [а], писать надо букву Я, в конце слова слышим звук [а], на письме обозначается буквой А.)
Клад, пять, пара, парта, зяблик.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
— Какую оценку ты заслужил?
Физкультминутка- встали.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
1. Чтение текста «Украшение сада» (с. 120).
1) Прочитайте название текста, рассмотрите иллюстрацию.
– Что называют украшением?
– Что для художника является украшением сада?
– А для автора текста?
2) Самостоятельное чтение текста.
3) Выявление первичного восприятия.
– Что за украшение описал автор текста?
4) Повторное комментированное чтение.
– Какие признаки осени наблюдал автор?
– Как это – краски гаснут?
– Согласны ли вы с автором, что сад непригляден?
– Как сказать по-другому: непригляден сад? (Некрасивый сад.)
– Каким по цвету будет это «пятно»?
– Как вы думаете, приятно рябине красоваться среди голого сада? Предположения детей.
– Почему же рябине грустно?
– Что же произойдёт с первыми морозами?
– Только ли человека радуют яркие пятна рябины?
– А автору нравится этот сад? Чем?
5) Выразительное чтение текста.
6) Озаглавливание текста.
– Перечитайте заглавие текста.
– Отражает ли оно его содержание?
– А настроение?
– Как бы вы озаглавили текст?
Возможен другой вариант: заглавия записаны на доске. Ученики обосновывают свой выбор. Возможные заголовки: «Столовая для птиц», «Рябина», «Радость в грустном саду».
– Перечитайте текст и подчеркните слова, выражения, которые помогли вам представить осенний сад.
– Что мы сейчас делали?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
— А ещё какое умение формировали? (Умение владеть своей речью.)
Физкультминутка.
Заходер – если будет время
2. Чтение стихотворения О. Григорьева «Яма» (с. 121).
1) Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию.
– Зачем мальчик заглядывает в яму?
– А что он собирался делать?
2) Чтение стихотворения про себя.
– Удивились?
– А что вас удивило?
3) Вопросы после чтения.
– В виде чего построено стихотворение? (Стихотворение построено в виде диалога.)
– Что произошло?
– Как вы думаете, кто оказался в яме? (Дети, скорее всего, скажут, что мальчик.)
– Какие вопросы задавал мальчик другому мальчику, сидящему в яме? (Он спрашивал: «В яме сидишь?», «Лестницу ждёшь?», «Цела ли голова?», «Живой ли?»)
– Что ответил мальчик, сидящий в яме?
– Помог ли один мальчик другому выбраться из ямы?
– Почему? (Нет. Он узнал, что мальчик живой, а это, наверное, для него самое главное. Он и пошёл домой.)
– Определите настроение стихотворения. (Это стихотворение смешное, шуточное, юмористическое.)
4) Проблемный вопрос: «Вот так шутка! Человек в беде, а вам смешно!»
– Что же высмеивает автор стихов? (Он высмеивает человеческие пороки. Поэт осуждает равнодушие, нерадивость, чёрствость людей, не умеющих прийти на помощь в трудную минуту.)
– Вернёмся к иллюстрации. Кто же на ней нарисован?
5) Чтение в парах.
Один ученик читает вопросительное предложение, другой –
повествовательное.
– Что происходит с голосом при вопросительной интонации? (В конце предложения тон повышается.)
– Что происходит с голосом при повествовательной интонации?
(Тон понижается.)
Заслушивание пар, отработка выразительного чтения с самоанализом.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты подготовил выразительное чтение самостоятельно или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
— Какую оценку вы заслужили?
6) Чтение стихотворения по рядам (1-й ряд спрашивает, 2-й ряд отвечает.)
– Кто уже запомнил стихотворение и сможет его рассказать?
– Что мы сейчас делали?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,
умение владеть речью.)
ΙΙΙ. Итог урока
— О какой букве мы сегодня говорили на уроке?
— Какими звуками обозначают данную букву?
Буква а и буква я
Нам нужны для звука [а].
– Кому сегодня было легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
Домашнее задание.
Чтение рассказа «Украшение сада». Подчеркнуть слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой Я. Или выразительное чтение стихотворения О. Григорьева «Яма», по желанию выучить наизусть. Можно инсценировать стихотворение в парах.
infourok.ru
Презентация по обучению грамоте:«Буква Я и её звуки»
Урок обучения грамоте по теме: «Буква Я и её звуки»
Выполнила Чайка Марина Владимировна
учитель начальных классов
КГУ «Береговая средняя школа»
Посмотри – буква Я
Я БЛОКО
Я ЩЕРИЦА
Что лишнее?
Я Я Я Я Я Я Я
Букву Я можно петь! Давай попробуем, сначала я,
а теперь вместе, а попробуй спеть её сам.
я корь
я хта
я блон я
Посмотри –якорь – начинается на букву Я.
Яхта – тоже начинается на Я.
А это дерево – яблоня.
На яблоне растут яблоки
kopilkaurokov.ru
«Гласный звук йа, буквы Я я.
Сорвём цветок – прекрасный, но с шипами.
Поставим в вазу, пусть украсит дом.
Добавим букву «г» – и вот над нами
Уже бушуют молнии и гром.
На нём играют теннисисты.
Попробуй букву «р» убрать,
И вот домашний зверь пушистый
Мурлычет, вспрыгнув на кровать.
Спишите слова, поставьте ударение.
Найди слова состоящие из 2 слогов.
Составь поговорку, вставив гласные буквы.
Продолжи фразу:
Аня взяла тарелку и …
- наклала каши
- поклала каши
- выклала каши
- положила каши
- ложила каши
Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки.
Если б не было его, Не сказал бы ничего.
Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но — ах! Удрала, а хвост в руках.
Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду — упадет Не вода, а уже лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернулось солнце к лету. Что, скажи, за месяц это?
Эту букву, как тебя,
Называют буквой Я.
Я кончает алфавит,
Тихо после всех стоит.
Подбери картинку к схеме.
Прочитай, найди слова с буквой Я.
Круглобока, желтолица, Может с солнышком сравниться. А душистая какая, Мякоть сладкая такая! Мы поклонники отныне Королевы поля…
В красном тельце
Каменное сердце.
Долгоножка хвалится: — Я ли не красавица? А всего-то косточка Да красненькая кофточка! Была зелёной, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. Красна, вкусна, Внутри косточка.
На припёке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелёк Держит алый огонёк. Разгибаем стебельки — Собираем огоньки.
Прочитайте слово
Составьте слова из следующих слогов
Ответ:
Найди слово в слове:
Спишите в тетрадочку.
Спишите в тетрадочку.
Использованы логогрифы с сайта: http://pochemu4ka.ru/publ/92-1-0-792
Автор Людмила Уланова
http://usovi.ru
multiurok.ru
Урок чтения «Буква «я» и ее звуки». 1-й класс
Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (5,2 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.
- раскрыть роль буквы Я – показателя мягкости согласных звуков.
- развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.
- воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Здравствуйте, ребята!
– Меня зовут Наталья Александровна, урок обучения грамоте проведу у вас я.
– Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.
II. Актуализация знаний.
– Прочитайте, как называется наша страна? (Россия) слайд
– С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)
– А что мы произносили? (звуки)
– Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим)
– На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка? (гласные и согласные)
– Назовите только согласные буквы этого слова. («эр» «эс» «эс»)
– Назовите гласные буквы этого слова. (о и)
– Какую работу выполняют гласные в слове? (образуют слоги)
– Как они могут управлять согласными в слоге-слиянии? (обозначают или мягкость, или твёрдость согласного)
III. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуками слайд
– Это буква Я
– Буква Я – хитрая буква
– Чтобы узнать все её секреты, мы совершим путешествие по наше стране от самой крайней её точки до города в котором мы с вами живём.
– Как он называется? (Москва)
– Правильно, столица нашей Родины.
– В России очень ценятся яблоневые сады
– Раскрывая в путешествии секреты буквы Я, мы будем сажать яблоньки.
– Помогать нам в этом будет девочка Рая.
– За правильные ответы вы будете получать яблочки.
IV. Открытие нового.
– Открываем первый секрет буквы Я. слайд: девочка с 1 вопросом
– На какой вопрос нам надо ответить?
К какой группе букв относится буква Я? |
(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки)
– Давайте послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Тянется? (да)
– Какая это буква? (гласная)
– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)
– Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)
– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)
– Положите перед собой звуковку буквы Я.
– Обведём контур звуковки красным цветом
– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Сколько звуков слышим? (два)
– Какие? ([й`а])
– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])
– Произнесите его.
– Какой он? (согласный, мягкий)
– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)
– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.
– Впечатайте второй звук буквы. ([а])
– Произнесите его.
– Какой он? (гласный)
– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.
Вывод:
– Итак, давайте подведём итог.
– Какая это буква? (гласная)
– Сколько звуков у буквы Я? (два)
– Какие? ([й`а])
– Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.
– Открываем второй секрет буквы Я. слайд: девочка со 2 вопросом
– На какой вопрос нам надо ответить?
К каких случаях буква Я обозначает два звука? |
(Читаем схему слова «яблоки», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящей в начале слова; делаем звукобуквенный анализ слова «Рая», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящую после гласного)
Чтение схемы к слову «яблоки»
– Положите перед собой карточку №1. слайд
– Прочитайте верхнее слово. (яблоки)
– Давайте прочитаем схему к этому слову.
– Сколько в слове слогов? (хлопаем: яб-ло-ки – 3 слога)
– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])
– Каким гласным образован этот слог? ([а])
– Впечатайте звук в схему.
– Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])
– Какой он? (согласный, мягкий)
– Впечатайте звук в схему.
– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])
– Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])
– Назовите 2 слог. ([лоооо])
– Какой гласной образован? ([о])
– Какой согласный стоит перед ним? ([л])
– Назовите 3 слог? ([кииии]
Какой гласной образован ? ([и])
– Какой согласный стоит перед ним? ([к`])
– Какой слог ударный? (первый)
– Назовите два звука первого слияния. ([й`а])
– Какой буквой мы их обозначим? (я)
– Напечатайте букву я над слиянием.
– Посмотрите на слово.
– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова)
Вывод:
– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)
– Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды.
– Значит мы не до конца ответили на вопрос.
Звуковой разбор слова «Рая» (один человек у доски)
– Положите перед собой карточку №2.
слайд
– Прочитайте слово.
– Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова.
– Сколько в слове слогов? (хлопаем: Ра-я – 2 слога)
– Назовите 1 слог. ([рааа])
– Каким гласным образован слог? ([а])
– Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)
– Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])
– Какой он? (твёрдый)
– Почему? ([а] обозначает его твёрдость – раскрашиваем)
– Назовите 2 слог. ([й`аааа])
– Каким гласным образовании слог? ([а])
– Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)
– Впечатайте звук в схему.
– Назовите согласный перед ним. ([й`])
– Какой он? (мягкий – раскрашиваем)
– Впечатайте звук в схему.
– Какой слог ударный? (первый)
– Назовите звуки второго слияния. ([й`а])
– Какой буквой мы их обозначим? (я)
– Напечатайте букву я над слиянием.
– Посмотрите на слово.
– Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)
Вывод:
– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?
Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы. |
– Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.
Физкультминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
– Открываем третий секрет буквы Я. слайд: девочка с 3 вопросом
– На какой вопрос нам надо ответить?
Какую работу выполняет буква Я в слиянии? |
(Сравниваем схему слова «яблоки» со схемой слова «яблоня», впечатываем звуки буквы Я в начале слова и в слиянии, обозначаем звуки буквой, наблюдаем над буквой я в слияниях)
Чтение схемы слова «яблоня»
– Положите перед собой карточку №1.
– Прочитайте первое и второе слово. (яблоки, яблоня)
– Сравните схемы слов. (они одинаковые)
– Чем отличаются слова? (буквами)
– Что поменялось? (слияние –ки на –ня)
– Произнесите последний слог и послушайте его.
– Каким гласным образован? ([а])
– Впечатайте звук в схему.
– Какой буквой обозначен звук? (я)
– Какой звук стоит перед гласным звуком? ([н`])
– Почему мы слышим звук [а], а пишем букву Я?
– Буква Я в слиянии с мягким согласным обозначает один звук.
– Если мы слышим гласный [а] в слиянии с мягким согласным, то какой буквой мы будем обозначать этот звук? (буквой Я)
Сказка про букву Я
Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный — звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.
Чтение слогов-слияний с буквой Я
– Посмотрите на экран. слайд со слияниями
Прочитайте слияния и ответьте на вопрос, как читаются согласные в слиянии с буквой Я?
Вывод:
– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?
Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии. |
– Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.
– Открываем четвёртый вопрос. слайд: девочка с 4 вопросом
Обобщите, что вы знаете о букве Я? |
(Обобщаем по трём предыдущим вопросам, читаем вывод в учебнике)
V. Первичное закрепление.
Чтение слов в тексе из учебника (работа в паре)
– Найдите текст в учебнике
– прочитайте
– найдите в словах букву я
– подумайте и обсудите, в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1
– прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука
– прочитайте слова, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии
Игра со звуками и
(класс разбивается на варианты)
1 вариант – это звуки 2 вариант – это звуки
– 1 ученик целыми словами читает слова с доски
– если буква Я обозначает два звука, встаёт 1 вариант
– если буква Я обозначает один звук, встаёт 2 вариант
– кто ошибся – выбывает из игры, садится на место.
Варианты меняются звуками, всё начинается с начала.
VI. Итог урока
– с какой буквой познакомились?
– прочитайте вывод урока в учебнике
– его надо выучить дома
– дома составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки
– прочитайте слова в столбиках в азбуке
– кому сегодня было сложно?
– у кого всё получилось?
– давайте вывесим ваши рисунки о букве Я на доску
– вы сегодня все молодцы!
– спасибо за урок
– урок окончен
5.05.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация «Буква Я» для 1 класса
Слайды и текст этой презентации
Слайд №1
Урок
обучения грамоте
по теме:
«Буква Я и её звуки»
Автор: учитель
начальных классов
ГОУ СОШ №531, г. Москвы
Попова Наталья Александровна
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
К какой группе букв
относится буква Я?
Слайд №5
В каких случаях буква Я
обозначает два звука?
Слайд №6
Слайд №7
В каких случаях буква Я
обозначает два звука?
Слайд №8
Слайд №9
В каких случаях буква Я
обозначает два звука?
Слайд №10
Какую работу выполняет
буква Я в слиянии?
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Какую работу выполняет
буква Я в слиянии?
Слайд №14
Обобщите, что вы
знаете о букве Я?
Слайд №15
К какой группе букв
относится буква Я?
В каких случаях буква Я
обозначает два звука?
Какую работу выполняет
буква Я в слиянии?
Слайд №16
Слайд №17
моя
Земля
Россия
яблони
[й’] [a]
[a]
[й’] [a]
[й’] [a]
Слайд №18
Автор данного шаблона:
Ермолаева Ирина Алексеевна
учитель информатики и математики
МОУ «Павловская сош»
с.Павловск
Алтайский край
volna.org