Конспект урока по русскому языку » Буква М» (1 класс)

Тема: Согласные звуки [м, м’ ], буквы М , м.

Цели:

1.Познакомить учащихся с буквами М м и звуками [м, м’ ].Учить определять место звука [м, м’ ] в словах, формировать навык беглого слогового чтения;

работать над букво — фонемным анализом слов.

2. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: большая красочно оформленная буква “М”,

слоговые таблицы с открытыми и закрытыми слогами, карточки с буквами.

Интерактивный материал: презентация к уроку ( 10 слаидов).

Ход урока

1.Организационный момент.

— Прозвенел для нас звонок. Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

В школу мы пришли учиться.

-Я вижу у вас хорошее настроение, значит, наш урок будет удачным. Мы много узнаем нового на уроке, для этого надо быть внимательными, серьёзными, помочь друг другу справиться с заданиями.

2.Актуализация знаний

— С какими буквами и звуками познакомились на предыдущем уроке?

— Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

— А как называются звуки, которые можно пропеть?

3. Определение темы (игровые элементы работы). Знакомство с новыми звуками.

— Как мычит корова? ( Му-у-у…)

Му-у-у

Мычит теленок:

-Му-у…му-у…му-у…

Спросить он хочет:

-Почему — у?

Одуванчик жёлтый,

Как солнечный денек,

Синий, словно небо,

В поле василёк.

Розовые кисточки

Душистого горошка…

Мамочка- корова всего

Съест понемножку.

Вот и непонятно:

Почему потом

Доится корова

Белым молоком?

Почему-у-у-у?

Му-у-у?

-Попробуй помычать тоненько, как мычит теленочек, потом — нежно, как мама-корова. А теперь — грозно, как мычит бык. (Слайд2)

— Ребята, внимательно послушайте слова, которые я назову. Скажите, что у них общего?

Мох, март, муравей.

— Кто сможет сказать, с какими новыми звуками мы будем знакомиться сегодня на уроке? (ответы детей)

-А задача нашего урока — познакомиться со звуками [м], [м’] и буквой, которая их обозначает; учиться читать слоги, слова с новой буквой.

-Произнесите его и скажите, какой он?

— А почему?

— Какой характер его звучания?

— Дайте характеристику этому звуку.

— А знаете ли вы про муравьёв? Они какие? (Слайд3)

— Произнесите это слово, выделяя в нем первый звук.

-Назовите первый звук.

— Дайте характеристику звука [м] (согласный, звонкий, твердый)

Игра « Кто больше?»

— Какая ягода начинается со звука [м] – малина, морошко, мандарин (слайд 4)

-Назовите цветы, в названия которых есть звук [м] — мак, ромашка,маргаритки (слайд 5)

-Перечислите продукты, в названии которых есть [м]-мясо, масло, молоко, мука…

(слайд 6)

-Ребята, сегодня у нас в гостях герои самых разных сказок. Они очень любят загадки и просили вас отгадать, как же их зовут.

1.Он всю зиму в шубе спал

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной…(медведь)

-Назовите первый звук в слове «медведь».

-Произнесем хором звук [м’] .

-Кто даст характеристику звуку [м’] ?

-Согласный, звонкий, мягкий.

2.В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?…(мышка)

-Назовите первый звук в слове «мышка».

-Произнесем хором звук [м].

-Кто даст характеристику звуку [м]?

-Согласный, звонкий, твердый.

3.Погляди на молодцов

Веселы и бойки.

Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей-

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший.

Без работы, хоть убей,

Жить не может…. ( муравей)

-Что вы знаете о них? (ответы детей, беседа об охране животных). Слайд 7.

Физминутка для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Повторить 3-4 раза.

2. Крепко зажмурить глаза( считать до 3),открыть, посмотреть вдаль(считать до 5).

Упражнения в различении звуков [м], [м’]. Игра «Твердый — мягкий»

Поднимите синюю карточку, если в словах стихотворения услышите твердый согласный [м]. Зелёную карточку покажите, если услышите мягкий звук [м’].

На полу скребется мышка.

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка.

Спать залег в берлоге мишка.

Мальчик мал, но очень мил.

Он водичкой руки мыл.

4.Знакомство с буквой М, м.

— Ребята, а как вы думаете, какой буквой на письме будут обозначаться эти два звука?

Два ученика у доски, я прошу их взяться за руки.

Взялись за руки друзья

И сказали прямо: «Ты да я –

Это мы»

А между тем получилась буква М.

-На что похожа эта буква? ( Слайд 8)

Работа со слогами.

Мышка, мишка предлагают нам составить слоги из волшебного цветочка. Какие у нас слоги получатся?

5. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

До лужайке добежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

5.Составление слов (используется наборное полотно)

6.Работа с сильной группы учащихся ( хорошо читающие)

— В каждой строчке спрятались названия животных. Найдите этих животных и напечатайте их названия на своих листочках.

впорлдкоровазорнк

чсмакуволчицарпкенц

нгштрвкцмедведьтпрнекц

бонрпаверблюджататрнпк

2 группа (слабочитающие)

— Читают вслух по цепочке слоги, слова и предложения с новой буквой.

7. Букво – фонемный анализ слов по заданным моделям

8.Работа над тестом к сюжетной картинке (азбука, стр.22)

Итог урока:

— С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились?

-Что нового вы о ней узнали?

— Какие задания показались наиболее интересными?

Литература: Методическое руководство к учебнику «Азбука» 1 класс, Л.Д. Митюшина,

А. П.Величук, Е. А. Хамраева.

«Азбука» 1 класс Л.Д.Митюшина, А. П. Величук, Е. А. Хамраева.

«Азбуковедение» В.В. Волина

Азбука. Игры, задания, рассказы, стихи. М. А. Хаткина.

infourok.ru

Урок 1 класс Буква М

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.

Тема урока: Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м’].

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель: познакомить с новыми буквами и звуками.

Задачи урока: 1) образовательная:

— формировать умение отвечать на вопросы учителя;

— формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения.

2) развивающая:

— развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи;

— способствовать обогащению словарного запаса; развивать мышление, речь, память, внимание.

3) воспитательная:

— воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.

Оборудование: компьютер, видеоурок , наглядность.

Основные виды

учебной

деятельности

Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Выделение звуков [м], [м’] из слов, их характеристика, сравнение, обозначение буквой, распознавание в словах.

Предметные

Выделять звуки [м], [м’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость или мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I.Организационный момент.

Метод: слово учителя

Приём: приветственное слово учителя.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости – воспитательницы из ваших детских садов и завуч нашей школы. Давайте поздороваемся с гостями. Повернитесь к гостям лицом и покажите, как здороваются ученики.

— Повернитесь ко мне и садитесь, пожалуйста.

Метод: слушание

Приём: слуховое восприятие информации.

Проверка готовности к уроку. Настрой детей на хорошую работу.

II. Повторение пройденного.

Актуализация знаний.

Метод: беседа

— Итак, мы начинаем урок чтения.

— А чем мы занимаемся на уроках чтения?

— Зачем нам это нужно?

— Может, изучили несколько буков и хватит?

Метод: беседа

— Давайте, вспомним, какие буквы мы уже изучили.

— Назовите эти буквы.

Приём:

— На какие группы разделены все буквы?

— Назовите гласные.

— По какому признаку они разделены на 2 столбика?

— Назовите согласные.

— По какому признаку они разделены на 2 столбика?

Приём: уч-ся отвечают на вопросы учителя.

Приём: уч-ся отвечают на вопросы учителя.

III. Постановка темы и цели урока.

Метод: беседа

— Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке сегодня? (Тема: буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м’]. Цель: познакомиться с новыми буквами и звуками.)

Ученики под руководством учителя формулируют тему и цель урока. (Ответы детей.)

IV. Работа над новым материалом.

V. Закрепление нового материала.

1. Поиски плаката с новой буквой.

Метод игры «Холодно-горячо».

— Кто пойдёт искать плакат с новой буквой?

Метод: беседа

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я –

Это мы».

А между тем

Получилась буква М.

(А. Шибаев)

— Кто знает, как называется эта буква?

— Она гласная или согласная?

— В какую группу букв мы её поместим?

— Как вы думаете, сколько звуков обозначают этой буквой? Какие?

— Сколько букв видим?

— На какие группы их можно разделить? (Письменные и печатные; заглавные и строчные.)

— Можно ли убрать одни или другие?

— Найдите слова на плакате, в которых есть новые звуки (Мальвина, маки, смотрит, мечтает).

2. Первичное выделение нового звука.

Метод: беседа

Приём: Работа по учебнику.

1). Знакомство со звуками [м], [м’] в словах “дом” и “семь”.

— Что изображено на рисунке?

— Какой новый звук вы услышали?

— Произнесите его.

— Что изображено на следующем рисунке?

— Какой новый звук вы услышали?

— Произнесите его.

2). Артикуляция (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).

— Что вы можете сказать про этот звук?

— Какой он?

— Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Ученик ищет плакат с новой буквой.

Приём: уч-ся отвечают на вопросы учителя.

Приём: первичное выделение нового звука.

ДОМ

[м]

СЕМЬ

[м’]

Вывод: согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым.

Органы речи создают для согласных звуков преграду, а при произношении гласных звуков – преград нет.

Работа по учебнику на с. 85

3. Упражнение в определение новых звуков в словах:

— Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [м] хлопаете 1 раз в ладоши, а звук [м’] — 2 раза:

МОХ МЕДВЕДЬ ПЕНАЛ КАРМАН МУРАВЕЙ ДЕВОЧКА МАЛЬЧИК МЕТРО КНИГА СОМ МОЛОТОК САМОВАР УЧЕНИК МОСКВА МАМА

Уч-ся выполняют упражнение и на слух распознают в словах новые звуки.

4. Приём: — Найдите на слайде слоги, которые являются целыми словами (МЫ МИ УМ ЕМ ИМ).

5. Приём: Сопоставление схемы и слова. (см. приложение 1)

— У вас на листочках напечатаны несколько слов и 1 схема.

— Подчеркните слово, к которому дана схема и раскрасьте её.

мама метро мир мышка Москва мячик

— Давайте проверим, что у вас получилось.

Приём:

— Почему одно слово написано с заглавной буквы?

6. Работа по учебнику с. 84.

1). Приём: чтение учителем отрывка из стихотворения А.С. Пушкина — Кто автор этих строк?

— Вы знакомы с этим поэтом и писателем?

— Что это за город МОСКВА, о котором А.С. Пушкин написал такие замечательные строки?

— Мы с вами уже путешествовали по Москве на уроке по окружающему миру. Давайте вспомним некоторые достопримечательности столицы нашей Родины.

— Слова рассыпались. Попробуйте их собрать.

Чтение слогов-слияний и обратных из презентации.

Уч-ся выделяют слова с изученной буквой.

Уч-ся соотносят слова и схему, подчёркивают нужное слово и раскрашивают схему.

Ответы детей

Слово «Москва» — имя собственное.

Ответы детей.

VI. Работа над развитием мышления, внимания, памяти.

1. Игровой метод. Антонимы.

— Подберите слова противоположного значения со звуками [м], [м’].

война –….

ссориться –……….

быстро –………….

твёрдый-………….

глупый – ………..

большой –……..

2. Игра «Кто догадался?»

— Сейчас я попрошу тех ребят, у кого на парте прикреплены полоски взять их и выйти к доске.

— У меня на столе тоже есть полоска.

— А у одной девочки даже 2 полоски, а у одного мальчика целых 3 полоски.

— Что же объединяет нашу группу? (В фамилиях, именах и отчествах детей есть звуки [м], [м’].)

Метод: слушание

Приём: слуховое восприятие информации.

война – (мир),

ссориться – (мириться),

быстро – (медленно),

твёрдый – (мягкий),

глупый – (мудрый),

большой – (маленький).

Слушают внимательно и запоминают

VII. Итоги урока.

— Молодцы, ребята! Мы с вами хорошо поработали.

— С какой буквой мы сегодня подружились?

— Назовите и покажите какие звуки мы обозначаем этой буквой.

— Я попрошу вас выбрать улыбочку вашего настроения на уроке.

— Спасибо за работу! Урок закончен.

Ответы детей.

Приложение 1

мама метро мир мышка Москва мячик

мама метро мир мышка Москва мячик

мама метро мир мышка Москва мячик

мама метро мир мышка Москва мячик

мама метро мир мышка Москва мячик

Приложение 2

Наша страна называется Россия. Столица нашей Родины – прекрасный город Москва. В Москве много музеев, памятников, чудесных парков. В этот город приезжает много туристов из разных стран мира. Они любуются достопримечательностями нашей столицы.

1. Как называется наша страна?

2. Какой город является столицей нашей Родины?

3. Чего в Москве много?

4. Кто приезжает в Москву?

5. Зачем приезжают туристы в Москву?

infourok.ru

Конспект урока чтения в 1 классе по теме: » Звуки [ м ], [ м’ ], буквы М, м.»

Задачи:

·         формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения с  изученными буквами;

·         закреплять умение употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

·         воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты:

Предметные:

Звуки, буквы. Смыслоразличительная роль звуков в речи, слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Звуки гласные, согласные. Слог. Согласные мягкие, твёрдые, глухие звонкие. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа чтения. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение, чтение целыми словами. Чтение вслух.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД.

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; составлять ответы на вопросы.

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву М, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

— Личностные: строить высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с Москвой.

— Коммуникативные : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Методы обучения:

Проблемный, дифференцированный, анализ, наглядный, обобщение.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы и оборудование:

-Азбука 1 часть, Горецкий В.Г.

— презентация к уроку

— таблицы для слогового чтения

— карточки для устного диктанта

-Песня в исполнении Олега Газманова «Москва! Звонят колокола».


 

                                              Ход урока

1. Организационный момент.

Ножки на пол все поставим,

Спинку прямо разогнем,

Ручку левую на стол,

Сверху правую кладем.

2. Урок. Обучения грамоте.

3. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1) Работа по формированию навыков правильного, слогового, беглого чтения.

Слайд 1: читаем хором А О П У И Е Ы

— Какая буква «лишняя»? (Буква П – обозначает согласный звук).

— Дайте характеристику этого звука.

— Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Буквы И, Е).

— Назовите «хитрую» букву. Почему мы ее так назвали? (Буква Е).

— Прочитаем слоги. ( таблицы для чтения слогов ). Читаем громко, тихо, а теперь поем.

Игровой момент

— Мгновенный диктант. (В течение нескольких секунд показывается карточка с напечатанным словом. Дети должны успеть прочитать слово, а потом назвать его.)

Пила, повар, пенал, папка, павлин, репа, укроп.

— В каких словах звук /п/ — мягкий?

2. Мотивация к деятельности. Постановка темы

Слайд 2

— Посмотрите на предметные картинки и определите тему нашего урока

( Мяч, медведя, Москвы, мед, малина, мухомор, мышь, машина)

(Дети формулируют тему урока)

— Учебная задача: Обсудить тему: «Москва – столица России». Познакомиться со звуками[м], [м’] и буквами М, м.


 

3.Физкультурная пауза.

4. Открытие детьми нового знания.

1).Звучит песня в исполнении Олега Газманова «Москва! Звонят колокола».

Слайд 3 (На фоне этой песни показываются иллюстрация о Москве)

Учитель:

— В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Для многих россиян главный город страны является родным домом. Основал Москву князь Юрий Долгорукий. В давние времена на берегу реки, среди семи холмов стояло село Московия. «Быть здесь граду», — воскликнул Долгорукий. Так более 800 лет назад началась строиться Москва. Москва столица нашей великой Родины. В Москве праздновались самые главные праздники и самые большие победы. И самой главной площадью России считается главная площадь Москвы – Красная. Красная – значит красивая. А начиналась Москва с Кремля.

Слайд 4 (читает бегло читающий ученик)

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!


2).Выделение звуков [м], [м’]


 

Отгадайте загадку

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ).

Слайд 5

Произнесем это слово

Назовите слияние

Какой звук вне слияния. ( Схема)

Произнесем хором, по одному

Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий, непарный)

Слайд 6

Аналогично выделяем звук [м’]

Что вы можете сказать о новом звуке? (делают вывод дети)

Вывод: согласный, звонкий, непарный, может быть твердым и мягким.

3). Определение позиции звука в словах

Слайд 7

4) Физкультурная пауза (упражнение для глаз)


 

5) Знакомство с буквами М, м.

Слайд 8

— На что похожа буква М?
Вот качели – буква М!
Здесь кататься можно всем!

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.


 

6). Обучение навыкам чтения с новой буквой.


 

Слайд 9

Работа в парах (дети читают друг другу слоги: ма, мо, му, ми, мы)

— Хоровое чтение

— Прочитать твердые слоги (мягкий слог)

— Почему слог ми – мягкий? (ответы детей)

7) Закрепление знаний о букве М.

Азбука стр. 84-85

Дифференцированная работа.

Стр. 85. 1 группа: Слабо читающие дети с учителем читают слова в столбиках.

2 группа: Про себя читают рассказ «На уроке» и готовятся отвечать на вопрос:

— «Какие слова написал Рома?»

— «Почему дети написали именно эти слова: «мама», «Москва», «мир»?

3 группа: Самостоятельно читают рассказ и составляют вопросы к нему.

Вывод: У каждого человека есть мама, есть свой дом. И каждому человеку хочется, чтобы в его доме, в его стране, на всей планете всегда был мир. Ведь недаром говорят: «Кто сеет мир, пожнет и счастье». 

8) Работа над развитием мышления, внимания, памяти.

Игра.     Антонимы.  

— Подберите слова противоположного значения со  звуками [м], [м’].

война –….

ссориться –……….

быстро –………….

твёрдый-………….

глупый – ……….

большой –…….

10. Итог урока

— О каком городе мы сегодня узнали?

— Кто построил этот город?

— С какими звуками мы вели работу на уроке? Дайте им характеристику.

11. Рефлексия

— Оцените свою работу. («Солнышко» — всё удалось, «солнышко и тучка» — не всё удалось, «тучка» — ничего не получилось)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения в 1 классе по теме: » Звуки [ м ], [ м’ ], буквы М, м.»»

Урок чтения в 1 классе

УМК «Школа России» ФГОС НОО

Тема: Звуки [ м ], [ м’ ], буквы М, м.

Задачи:

  • формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения с  изученными буквами;

  • закреплять умение употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

  • воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты:

Предметные:

Звуки, буквы. Смыслоразличительная роль звуков в речи, слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Звуки гласные, согласные. Слог. Согласные мягкие, твёрдые, глухие звонкие. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа чтения. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение, чтение целыми словами. Чтение вслух.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД.

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; составлять ответы на вопросы.

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву М, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

 Личностные: строить высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с Москвой.

— Коммуникативные : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Методы обучения:

Проблемный, дифференцированный, анализ, наглядный, обобщение.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы и оборудование:

-Азбука 1 часть, Горецкий В.Г.

— презентация к уроку

— таблицы для слогового чтения

— карточки для устного диктанта

-Песня в исполнении Олега Газманова «Москва! Звонят колокола».

Ход урока

1. Организационный момент.

Ножки на пол все поставим,

Спинку прямо разогнем,

Ручку левую на стол,

Сверху правую кладем.

2. Урок. Обучения грамоте.

3. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1) Работа по формированию навыков правильного, слогового, беглого чтения.

Слайд 1читаем хором А О П У И Е Ы

— Какая буква «лишняя»? (Буква П – обозначает согласный звук).

— Дайте характеристику этого звука.

— Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Буквы И, Е).

— Назовите «хитрую» букву. Почему мы ее так назвали? (Буква Е).

— Прочитаем слоги. ( таблицы для чтения слогов ). Читаем громко, тихо, а теперь поем.

Игровой момент

— Мгновенный диктант. (В течение нескольких секунд показывается карточка с напечатанным словом. Дети должны успеть прочитать слово, а потом назвать его.)

Пила, повар, пенал, папка, павлин, репа, укроп.

— В каких словах звук /п/ — мягкий?

2. Мотивация к деятельности. Постановка темы

Слайд 2

— Посмотрите на предметные картинки и определите тему нашего урока

( Мяч, медведя, Москвы, мед, малина, мухомор, мышь, машина)

(Дети формулируют тему урока)

 Учебная задача: Обсудить тему: «Москва – столица России». Познакомиться со звуками[м], [м’] и буквами М, м.

3.Физкультурная пауза.

4. Открытие детьми нового знания.

1).Звучит песня в исполнении Олега Газманова «Москва! Звонят колокола».

Слайд 3 (На фоне этой песни показываются иллюстрация о Москве)

Учитель:

— В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Для многих россиян главный город страны является родным домом. Основал Москву князь Юрий Долгорукий. В давние времена на берегу реки, среди семи холмов стояло село Московия. «Быть здесь граду», — воскликнул Долгорукий. Так более 800 лет назад началась строиться Москва. Москва столица нашей великой Родины. В Москве праздновались самые главные праздники и самые большие победы. И самой главной площадью России считается главная площадь Москвы – Красная. Красная – значит красивая. А начиналась Москва с Кремля.

Слайд 4 (читает бегло читающий ученик)

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!


2).Выделение звуков [м], [м’]

Отгадайте загадку

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ).

Слайд 5

Произнесем это слово

Назовите слияние

Какой звук вне слияния. ( Схема)

Произнесем хором, по одному

Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий, непарный)

Слайд 6

Аналогично выделяем звук [м’]

Что вы можете сказать о новом звуке? (делают вывод дети)

Вывод: согласный, звонкий, непарный, может быть твердым и мягким.

3). Определение позиции звука в словах

Слайд 7

4) Физкультурная пауза (упражнение для глаз)

5) Знакомство с буквами М, м.

Слайд 8

— На что похожа буква М?
Вот качели – буква М!
Здесь кататься можно всем!

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.

6). Обучение навыкам чтения с новой буквой.

Слайд 9

Работа в парах (дети читают друг другу слоги: ма, мо, му, ми, мы)

— Хоровое чтение

— Прочитать твердые слоги (мягкий слог)

— Почему слог ми – мягкий? (ответы детей)

7) Закрепление знаний о букве М.

Азбука стр. 84-85

Дифференцированная работа.

Стр. 85. 1 группа: Слабо читающие дети с учителем читают слова в столбиках.

2 группа: Про себя читают рассказ «На уроке» и готовятся отвечать на вопрос:

— «Какие слова написал Рома?»

— «Почему дети написали именно эти слова: «мама», «Москва», «мир»?

3 группа: Самостоятельно читают рассказ и составляют вопросы к нему.

Вывод: У каждого человека есть мама, есть свой дом. И каждому человеку хочется, чтобы в его доме, в его стране, на всей планете всегда был мир. Ведь недаром говорят: «Кто сеет мир, пожнет и счастье». 

8) Работа над развитием мышления, внимания, памяти.

Игра.     Антонимы.  

— Подберите слова противоположного значения со  звуками [м], [м’].

война –….

ссориться –……….

быстро –………….

твёрдый-………….

глупый – ………..

большой –……..

10. Итог урока

— О каком городе мы сегодня узнали?

— Кто построил этот город?

— С какими звуками мы вели работу на уроке? Дайте им характеристику.

11. Рефлексия

— Оцените свою работу. («Солнышко» — всё удалось, «солнышко и тучка» — не всё удалось, «тучка» — ничего не получилось)

kopilkaurokov.ru

Согласные звуки [м], [м’]. Буква М, м. 1 класс. Школа России

Методические рекомендации к уроку обучения грамоте в 1 классе

Образовательная система: Школа России

Тип урока: Закрепление и обобщение материала

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, Азбука В.Г. Горецкий, карточки для звуко-буквенного анализа.

Тема: Согласные звуки [м], [м’]. Буква М, м.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся со звуками [м], [м’] и буквой М, их обозначающей.

Задачи: закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по совместно найденному признаку; развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу.

Целевые установки:

Обобщить знания детей о звуках [м], [м’] и букв М, м; учить сравнивать звуки, различать буквы; формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к Родине.

Личностные результаты:

Учащиеся, строят высказывания о столице России, описывают свои чувства, связанные с Москвой.

Метапредметные:

Учащиеся контролируют выполнение учебной задачи, соотносят изученные буквы со звуками, отвечаю на вопросы по иллюстрации, составляют рассказ по иллюстрации, оценивают работу свою.

Предметные результаты:

Учащиеся различают на слух звуки м и м, сообщают, что они отражаются на письме буквами М, м; характеризуют эти звуки, находят их в слог-звуковых схемах; читают слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой.

Ресурсы:

Слайды с видами Москвы, электронный носитель.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Вы друг другу улыбнитесь,

И тихонечко садитесь!

II. Актуализация знаний.

Ребята, Вы уже увидели, что сегодня к нам на урок пришли гости. Но мне кажется, что не всех вы заметили.

Вот и еще один гость на нашем уроке (показываю лягушонка).

Это счастливый лягушонок, а знаете почему он счастливый? Потому что ходит в гости к ребятам в нашей школе и узнает очень много интересного.

Давайте и мы поделимся с ним кусочком своих знаний.

Согласны?

— Ребята, расскажите, чему мы учимся на уроках обучения грамоте?

(узнаем новые звуки и буквы, учимся читать слоги, слова и предложения; составляем схемы предложений и слов; составляем рассказы по картинкам, учимся писать и т.д.)

— Давайте, вспомним, какие звуки вы знаете. Сделаем это необычным образом. Вспомним одну сказку. А какую вы конечно угадаете.

Посмотрите на доску, что это? (открыть домик)

(необычный домик)

Смотрите как обрадовался наш лягушонок! (Почему.)

Вы совершенно правы — это теремок

Но в нашей сказке главными героями будут буквы. И есть одно условие, жить в нашем теремке смогут только те буквы, которые вы сможете охарактеризовать, т.е. нужно сказать что мы знаем про эту букву.

Итак, сказка начинается!!!

Cтоит в поле теремок.
Бежит мимо буква.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается.

Ребята, давайте поможем букве зайти в теремок. Для этого охарактеризовать ее, рассказать что мы про нее знаем.

Буква А, при произношении звук [а] – гласный, бывает ударным и безударным в зависимости от слова, в котором стоит.

Вошла буква А в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему другая буква и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт
— Я, буква А! А ты кто?

— А я… ребята помогайте, опишите эту букву
Буква Эль, при произношении согласный звук, бывает — твердый [л] или мягким [л’], звонкий.

— Иди ко мне жить! –сказала буква А
Л прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.


Бежит мимо буква следующая. Остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, буква А!
— Я, буква Л. А ты кто?
— А я буква …. Ребята помогайте…

Буква Ка, при произнесении слышим согласные звуки [к], [к’], глухой.
— Иди к нам жить!
Прыгнула буква К в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт еще буква. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Буковки ответили и спросили

— А ты кто?
— А я…. Какая буква?

Буква Эн, при произнесении слышим согласные звуки [н], [н’], звонкий.
— Иди к нам жить!
Забралась Н в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежала следующая буква, заглянул в дверь, и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Все буковки представились и спрашивают:

— А ты кто?
— А я …..

Буква Эр, при произнесении слышим согласные звуки [р], [р’], звонкий.

— Иди к нам жить!
Буква Р и влезла в теремок. Стали впятером жить.

Примчалась к теремку еще буква, решила постучать. Вдруг ее тоже в теремок пустят.

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Буквы ответили и спросили кто она такая

— А я …..

Буква И — при произнесении гласный звук и, бываю ударным и безударным.\

— Буквы и ее пригласили жить в теремок!

Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо и еще буква. Увидела теремок, услыхала песни, остановилась:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, буква А.
— Я, буква Л.
— Я, буква К.
— Я, буква Н.
— Я, буква Р.

— Я, буква Е.

— А ты кто?
— А я ….

Буква М, при произнесении слышим согласные звуки [м], [м’], звук звонкий.

— Иди к нам жить!

Влезла буква М на крышу. И стала там жить…

III. Постановка темы и задач урока.

Вот какой теремок для букв у нас получился. Ребят, а как вы думаете , почему самой последней пришла буква М.

(Потому что в теремке последним пришел медведь, на букву М)

Буква М заняла самое удобное место неспроста, эту букву мы изучили последней и сегодня она будет ГЛАВНОЙ буквой на протяжении всего урока.

Мы будем говорить про букву М и звуки, которые слышим при ее произнесении. А также буква М поможет нам в изучении нового и интересного.

III. Речевая разминка.

Давайте сделаем речевую разминку, а поможет нам М и слоги, которые она образует с гласными.

На слайде появляются слоги, которые читаем хором

Читаем вместе со мной, хором по слогам

Ма-ма-ма-дома я сама.

Му-му-му-молоко кому?

Мо-мо-мо- едим эскимо.

Мы-мы-мы-прочитали мы.

Ми-ми-ми-поем ноту ми.

(Слайд №)

IV. Открытие детьми нового знания.

Ребята, главная буква нашего урока — буква М дала поручение всем остальным буквам из теремка подготовить для вас задания и распорядилась за каждое выполненное верно, вас поощрять, а как именно узнаете чуть позже.

Посмотрим задание от буквы А.

Это загадка:

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками… (Малина)

За то, что правильно ответили получайте малинку. Давайте положим ее в корзину.

Буква Л тоже приготовила для загадку:

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)

Отлично, еще одна малинка ваша.

И буква К не ослушалась, отгадаем ее загадку:

Быстрый транспорт городской,

Но особенный такой –

Под землей вагоны катит,

Места всем доехать хватит! (МЕТРО)

Умницы, третью малинку помещаю в корзинку.

Давайте посмотрим задание от буквы Н.

Буква М просит нас провести звуковой анализ вкусного слова МАЛИНА и составить для него звуковую схему.

Итак:

МАЛИНА:

1) сколько слогов — 3

2) какой слог ударный, на какой звук падает ударение – 2 слог, звук и

3) разбираем первый слог МА – два звука [м] и [а] образуют слог слияние, твердый согласный звук и гласный, цвета синий цвет и красный

4) разбираем звуки второго слога ЛИ – два звука [л] и [и] образуют слог слияние, мягкий согласный звук и гласный, зеленый цвет и красный

5) разбираем звуки второго слога НА — два звука [н] и [а] образуют слог слияние, твердый согласный звук и гласный

5) составляем схему (один у доски, остальные карточками за партами)

Справились, отлично. Малинка в корзинку.

V.Физкультурная пауза

Вы наверное уже устали, давайте сейчас все встанем и немного буду говорить слово, если в нем вы услышите твердый звук [м]-приседаете, мягкий [м’] – один раз хлопаете в ладоши.

(Мышка, мир, мебель, рама, семь, гром, муха, мельница).

Тихонечко сели, сначала девочки, теперь мальчики.

VI. Открытие детьми нового знания.

Берем следующее задание у буквы Р.

Откройте учебник на странице 85 и прочитайте текст.

На экране появляется страница. Показываю где работаем.

Поставьте пальчик на название текста – покажите мне.

— Текст читаем по очереди по одному предложению. Как определить где начало предложения (только заглавная буква), что предложение закончилось (стоит точка, восклицательный или вопросительный знак).

— Ребят, а вы обратили внимание какие важные, дорогие слова написал Рома.

Назовите эти слова: мама, мир, Москва.

Почему эти слова важные.

МАМА – родной, самый близкий человек.

МИР –

— А что означает слово «мир»?

— Слово «мир» имеет разные значения.

Мир – вся земля.

Мир – дружеские, хорошие отношения между кем-нибудь, отсутствие вражды или ссоры.

— А вы знаете как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют несколько значений? МНОГОЗНАЧНЫЕ

МОСКВА –

Почему это слово важное?

Москва — столица России.

Почему это слово Рома написал с Заглавной буквы?

Какие еще слова нужно писать всегда с заглавной буквы? Приведи пример

Ребята, посмотрите, что изображено на картинке на с.84

(Красная площадь.)

Где она находится? (В Москве)

Это главная площадь Москвы.

А почему такое название – Красная? (В давние времена под словом красная – понимали красивая.)

— В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава».

(Град — город, Русь -Россия, глава — самая главная)

Знаете кто являлся основателем Москвы?

( князь Юрий Долгорукий).

Для многих россиян главный город страны является родным домом.

— Как называют тех, кто живет в Москве? (Москвичами).

А мы живем в каком городе? (Химки)

А как же жителей Химок нужно называть? (Химчане)

Просмотр слайдов с фотографиями и рисунками учеников под песню о Москве.

А теперь встаньте, сейчас под музыку, вместе со мной выполняем упражнения.

Физкультурная минутка.

А я иду, шагаю по Москве,
И я еще пройти смогу.
Соленый Тихий океан,
И тундру, и тайгу.

Над лодкой белый парус распущу,
Пока не знаю с кем.
А если я по дому загрущу,
Под снегом я фиалку отыщу
И вспомню о Москве…

Вывод: У каждого человека есть мама, есть свой дом. И каждому человеку хочется, чтобы в его доме, в его стране, на всей планете всегда был мир.

Вы отлично справились и с этим сложным заданием. Очередную малинку отправляем в корзинку.

VI. Повторение и закрепление

— На предыдущих уроках мы с вами говорили, о предложениях.

Ребята, из чего они состоят? (слова)

А слова состоят из? (слоги)

Составьте предложение со словом Москва.

(Спросить 2-3 человека)

Выбираю самое красивое предложение и прошу его еще раз повторить автора.

Сколько слов в этом предложении? (кто-то из класса отвечает)

А теперь автор выйдет к доске, чтобы составить схему этого предложения.

А все остальные работают вместе с нами в зеленой тетради.

Почему вертикальная черта?

Отлично у вас все получается. еще одна малинка.

Последнее задание от буквы М.

Ребята, задание очень интересное, но сложное, нужно быть внимательными

Работа над развитием мышления, внимания, памяти.

— Подберите слова противоположного значения со  звуками [м], [м’].

война –….

ссориться –……….

быстро –………….

твёрдый-………….

глупый – ………..

большой –……..

Посмотрите на слова во тором столбике, какое здесь лишнее слово и почему.

И это задание оказалось вам под силу, малинку добавляю.

Поздравляю ребят, все задания буквы из Теремка мы выполнили и набрали целую корзину малины.

Но знаете, лягушонок мне подсказал, что малинки непростые, а с секретом.

Переворачиваем все буквы и получаем слово молодцы!!!

Ребята буква М вас похвалила, она и не сомневалась, что вы справитесь со всеми заданиями.

VII. Итог урока

1) Рефлексия деятельности.

— Какая главная буква была сегодня на уроке?

С какими важными словами мы работали?

— О каком городе мы сегодня узнали?

— Кто построил этот город?

Рефлексия

А сейчас возьмите карточки с солнышком и облачком из зеленых тетрадок.

И оцените свою работу на уроке. Если «Солнышко» — значит всё удалось, «солнышко и тучка» — не всё удалось, «тучка» — ничего не получилось.

Покажите мне выбранную карточку.

Я очень рада, что наш класс озарился солнечными лучиками.

Мне было очень интересно с вами сегодня поработать. Урок окончен.

infourok.ru

«Звуки [м], [м’], буква М, м»

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить со звуками [М], [М’], буквой М м.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление, память.
  • Прививать умения слушать друг друга.

Оборудование: Схемы, слоги, иллюстрации, цифра 7.

Ход урока

1. Мобилизующая часть урока

Прозвенел звонок и смол, начинается урок.

2. Повторение знаний о звуках

– На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)

– Как можно определить, что звук является гласным? (Гласные звуки тянутся.)

3. Форматирование новых знаний, умений и навыков

– Мы продолжаем путешествовать по стране знаний, где познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Как мычит корова? (Му-Му.)

– Какой звук знаком? С каким не работали?

4. Знакомство со звуками [М] и [М’]

1. Звуковой анализ слов (по рисунку и схеме).

а) Соотнести рисунок и схемы.

2. Выделение звуков [М], [м’] и их характеристика.

М – согласный, твердый звук. [М’] –согласный, мягкий звук.

– Какие звуки кладем в корзинку-невидимку. ([М], [М’])

3. Игра “услышь звуки” (если есть звук [М], [М’] – хлопок в ладоши).

Москва, тир, столица, дом, кремль, один.

– Муравей, медведь, метро, самовар.

4. Игра “Твердый – мягкий”

Задание:

Доскажите словечко и покажите, какой звук в этом слове твердый или мягкий.

а) Наша Таня громко плачет
    Уронила в речку… (мячик)

б) Руки мыть пошла Людмила,
    Ей понадобилось… (мыло).

в) Без работы хоть убей
    Жить не может… (муравей)

г) На полу скребется… (мышка)
    Спит в берлоге бурый … ( мишка)

д) Мальчик мал и очень мил он водичкой руки… (мыл)

– Чему учит нас этот мальчик Миша?

Итог: С какими звуками мы сегодня познакомились?

5. Знакомство с буквой [М], [м’]

1. Согласный звук.

[М], [м’] – на письме обозначают буквой М, м’ (-эм)

2. Печатание буквы. М, м’

– На что похожа буква М?

Игра. “Живые буквы”

Взялись за руки друзья
И сказали: ты да я –
Это мы.
А между тем.
Получилась буква М.
Взявшись за руки, мы встали,
И на М (эм) похожи стали.
                        (В. Степанов)

Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М (эм).
                                (А. Шибаев)

Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем.
                        (Е. Тарлапан)

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!
            (Г. Ванюхина)

6. Чтение слогов

1.

7. Игра “ Доскажи словечко”

2.

Му …

Мо …

Ма …

Мы …

Ми …

Ме ….

8. Работа с учебником

1. Чтение слов в столбиках.

– Какие слова из прочитанных называют самыми дорогими?

– Почему вы так думаете?

МИр

а) Когда нет войны, дружеские отношения, когда не сорятся.

МИР –

б) Мир – вся земля

Столица – главный город страны.

– Назовите столицу нашей Родины?

2. Рассматривание иллюстрации.

  1. Кремль
  2. Спасенная башня с Кремлевскими курантами
  3. Красная площадь
  4. Собор Василия Блаженного.

3. Чтение текста.

– Где происходило действие?

– Какой это урок чтение или письма?

– Что предложила учительница Роме?

– Что написали дети?

4. Итог урока.

Вот и заканчивается наше сегодняшнее путешествие.

Давайте подведем итог этого путешествия.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

13.04.2009

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по литературному чтению на тему «Звуки [м], [м’], буква М, м» (1 класс)

ГБОУ СОШ школа № 362 Московского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса.

Тема: Звуки [м], [м’], буквы М, м.

Технология: «Игровая»

Разработала и провела:Бобцова С.П.

Ход урока:

I Орг. момент

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте повернемся к нашим гостям и поприветствуем их.

Садитесь, пожалуйста. Прежде, чем мы начнем, давайте повторим правила, как должен ученик вести себя на уроке. (Дети хором проговаривают правило)

Мы сюда пришли учиться

Не лениться, а трудиться

На уроках я сижу

Не шумлю, и не кричу

Руку тихо поднимаю

Если спросят – отвечаю.

II Проверка эмоционального состояния: «Светофор эмоций».

Что обозначает каждый цвет нашего светофора?

Красный-грустное, печальное настроение; желтый-спокойное, хорошее; зеленый-отличное. А теперь поднимите карточки и покажите, какое у вас сейчас настроение.

III Повторение знаний о звуках.

Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке. С какими звуками знакомились? И какая буква их обозначает? А поможет нам в этом сказка. Ребята, вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса.

— Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте:

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет её домой. (“Маша и медведь”)

(А дорога – далека,

А корзинка – не легка,

Сесть бы на пенек.

Съесть бы пирожок…)

— Как зовут девочку? (Маша).

Произнесите первый звук ([м]). Покажите его звуковую карточку. Охарактеризуйте звук (Согласный, твердый)

— Кто нёс Машу домой? (Медведь).

Произнесите первый звук ([м’]). Покажите его звуковую карточку ( ). Охарактеризуйте звук. (Согласный, мягкий).

— Сравните эти звуки : — чем похожи? (Согласные)

— Чем различаются? ([м] – твердый, а [м’] – мягкий).

— Назовите букву для обозначения этих звуков. (М)

А скажите, чем отличается буква от звука?

-Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

С некоторыми звуками мы с вами уже познакомились.

(на доске табличка с буквами А, О, У, Э, Ы, И )

Какие звуки обозначают эти буквы?

А,о,у,э,ы,и – звуки гласные мои.

Их нетрудно перечесть,

Гласных звуков ровно 6.

Правильно, гласные.

Как произносятся гласные звуки?

-Свободно, легко, их можно пропеть.

IV Физ. минутка

Мишка толстый, косолапый.
В зоопарке машет лапой.
То он сядет, то привстанет,
Головой всем покивает.
Целый день гостей смешит.
Ну, а ночью сладко спит.

V Сообщение темы и постановка целей урока.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. А сегодня мы с вами будем повторять и закреплять эти знания. Помогут нам в этом наши друзья Маша и Медведь.

А теперь давайте посмотрим, какое задание принес нам Мишка (в корзинке у медведя буквы :

а,о,у,э… поочередно к букве М присоединяю одну и3 букв)

Прибежал веселый А, почитали дети – ма.

Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.

Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.

Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.

Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё.

Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.

Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.

Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.

Молодцы! Мишке понравилось, как вы все дружно выполнили задание.

VI Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Научим Машу и Мишу правильно говорить».

Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:

— Пей чай с моя мёдом.

— Правильно Миша сказал?

Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

VII Работа с учебником

Ребята, откройте учебник на странице 63, посмотрите на предметы и подумайте, как можно про них сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

VIII Выделение звуков «м», «м’» и их характеристика.

Игра “Твёрдый – мягкий”.

А Маша хочет поиграть с вами в игру “Доскажи словечко”.

Задание:

Доскажите словечко и покажите, какой звук в этом слове твердый или мягкий. Приготовили карточки. Давайте повторим, какой звук мы обозначаем зеленой карточкой? Какой звук синей?

а) Наша Таня громко плачет

Уронила в речку… (мячик), [ м’ ]

б) Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось… (мыло) [ м ]

в) Без работы хоть убей

Жить не может… (муравей) [ м ]

г) На полу скребется… (мышка)

Спит в берлоге бурый … (мишка) [м’]

д) Мальчик мал и очень мил.

Он водичкой руки… (мыл) [м]

Молодцы! А следующее задание я достану из Мишкиной корзинки. Мишка хочет поиграть с вами в слова.

Назовите овощи со звуками [ м ] или [ м’ ].

-морковь, помидор.

Назовите фрукты и ягоды с этими звуками.

— смородина, мандарин, малина, лимон.

А теперь назовите весенние месяца со звуком М.

-март, май.

IX Работа в тетрадях

В ТПО раскрасить букву М

X Физминутка

Яркий красный мячик прыгает, как зайчик (прыжки на месте)
Покатился по дорожке (бег на месте)
Подождал меня немножко (остановиться)
Наклонюсь, возьму его (наклониться)
И подброшу высоко (имитация движения)

XI Работа с текстом

Ребята, иногда наши друзья Маша и медведь ссорятся. Давайте прочитаем им стихотворение, как поссорились два друга.

с.63 чтение стихотворения “Кто кого”

– Кто кого обидел первый?

– Он меня!

– Нет, он меня!

– Кто кого ударил первый?

– Он меня!

– Нет, он меня!

– Вы же раньше так дружили!

– Я дружил.

– И я дружил.

– Что же вы не поделили?

– Я забыл.

– И я забыл.

Чему учит нас это стихотворение? (Не ссориться по пустякам. Уметь дружить)

Миша и Маша говорят, что больше не будут ссориться по пустякам.

XII Итог урока. Рефлексия.

Вот и заканчивается наш сегодняшний урок.

Давайте подведем итог.

– Ребята, знания о каких звуках и букве мы сегодня закрепляли на уроке? (повторяли звуки [ м ] [ м ’] и букву М, м).

– Что особенно понравилось? Почему?

( на доске появляется «Светофор эмоции»).

Какое у вас сейчас настроение, поднимите кружок светофора.

Вы все хорошо поработали, молодцы! Маше и медведю понравилось у нас. Они обязательно придут к нам в гости еще.

Приложение к уроку:

infourok.ru

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе на тему: «Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м».

Тема. Согласные звуки м, м’, буквы М, м.

Цель: формировать у учащихся новые знания о согласных звуках м, м’, буквах М, м. Способствовать развитию внимательности, умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли. Создать условия для развития навыков устной речи, памяти. Обеспечить условия для воспитания смелости и находчивости через сказку «Маша и медведь», любознательности и любви к животным.

Задачи  урока: 

1) образовательная:

— формировать умение отвечать на вопросы учителя;

— формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения.

2) развивающая:

— развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи;

— способствовать обогащению словарного запаса;  развивать мышление, речь, память, внимание.

3) воспитательная:

— воспитывать смелость и находчивость через сказку «Маша и медведь», любознательность и любовь к животным.

— воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: словесные, наглядные, практические; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Приёмы обучения: беседа, знакомство с произведением с использованием мультимедийной презентации, работа с карточками, работа со схемами, работа с учебником.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная.

Средства обучения: карточки, компьютер, магнитная доска, медиапроектор, экран.

Ход урока

Ι. Организационный момент

1. Проверка готовности детей к уроку

Здравствуйте, дети! Проверьте глазками, все ли у вас готово к уроку обучения грамоте: азбука,  ручка, простой карандаш, цветные карандаши.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Повернитесь к гостям лицом и покажите, как здороваются ученики.

— Повернитесь ко мне и садитесь, пожалуйста.

2. Артикуляционная гимнастика

— Проговаривание детьми ранее изученных скороговорок;

— Заучивание новых скороговорок (7 слайд)

— Дети, у нас артикуляционная гимнастика. Посмотрите на экран. Давайте все вместе прочитаем скороговорки. 3-4. Теперь 1 ряд, 2, 3.

Пекарь пёк пироги в печи.

Пошла Поля полоть в поле.

ΙΙ. Актуализация и коррекция опорных знаний

1. Беседа

– Какой звук и букву мы изучили на прошлом уроке?
– Что вы можете рассказать об этом звуке?
– Какие ещё бывают звуки и буквы?
– Чем отличается звук от буквы?
– Для чего нам нужны звуки и буквы?

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели, задач урока.

— Ребята, отгадайте загадку

Хозяин лесной просыпается весной, 
А зимой под вьюжный вой 
Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

— Вспомните, сказки, в которых присутствует медведь?

(«Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь»)

Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Маша и медведь». Выделим новые звуки и букву, которой они обозначаются.

ΙV. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

1. Работа над сказкой «Маша и медведь».

1.1. Подготовка детей к восприятию материала

Посмотрите на рисунок. (8слайд) Герои какой сказки на ней изображены? Сейчас я прочитаю вам эту сказку, но вначале давайте выясним значение некоторых слов.

1.2. Словарная работа (9 слайд)

Чаща – густой лес.

Избушка – домик.

Гостинцы – подарки.

1.3. Постановка проблемного вопроса

Послушайте внимательно сказку и ответьте на вопрос:

Что сделала хитрая девочка, чтобы обмануть медведя и вернуться домой?

1.4. Чтение сказки учителем (Показ слайдов 10-16)

МАША И МЕДВЕДЬ

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

– Дедушка, бабушка, – говорит Машенька, – отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

– Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Ма-шенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала Машенька в дверь – не отвечают. Толкнула она дверь – дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Села и думает: «Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»

А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.

Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

– Ага, – говорит, – теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

– А если уйдёшь, – говорит, – всё равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого…

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

– Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

– Нет, – говорит медведь, – ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

– Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

– Ладно, – отвечает медведь, – давай короб!

Машенька говорит:

– Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит – короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

                     – Сяду на пенек,

                     Съем пирожок!

А Машенька из короба:

                     – Вижу, вижу!

                     Не садись на пенёк,

                     Не ешь пирожок!

                     Неси бабушке,

                     Неси дедушке!

– Ишь какая глазастая, – говорит медведь, – все видит!

Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:

                     – Сяду на пенёк,

                     Съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

                     – Вижу, вижу!

                     Не садись на пенек,

                     Не ешь пирожок!

                     Неси бабушке,

                     Неси дедушке!

Удивился медведь:

– Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит.

Встал и пошёл скорее.

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

– Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят – короб стоит.

– Что это в коробе? – говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит – и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

1.5. Проверка восприятия. Анализ сказки.

Беседа

— Так, что же сделала хитрая девочка, чтобы обмануть медведя и вернуться домой?

— Значение, каких слов вы хотели бы уточнить

– Понравилась ли вам сказка?
– Кто её главные герои?
– Какой персонаж вам понравился больше?
– Почему?
– Что вы можете сказать о Маше?
– Чему у неё можно поучиться?
– Каким оказался Медведь?
– Чем закончилась сказка?

2. Физкультминутка (Видео – физкультминутка)

3. Элемент интеграции с предметом «Окружающий мир»

Учитель: Ребята, чем отличаются медведи от других животных?

Дети: Медведь ест мёд.

Учитель: Давайте составим предложение.

Дети: Медведь любит мёд.

Далее заранее подготовленные дети делают сообщения о медведях из «Большой книги о животных». Одновременно идёт показ слайдов. (слайды 17-20)

Дополнительный материал.

Медведь – самый крупный хищник, который живёт в лесу. 
Медведь – это хозяин леса. Живут медведи и в жарких странах, но в русских лесах живёт бурый медведь.
Бурый медведь очень любит мёд и всё сладкое, например, он очень любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется он от вкусных жёлудей и грибов.
Мишка ловко лазит по деревьям и ныряет в воду, чтобы поймать рыбку.
На зиму медведь залегает в спячку, устраивая себе для этого убежище – берлогу, в которой он лежит до весны.

4. Аналитические упражнения по выделению звука, изучаемой буквы.

4.1. Беседа

Учитель: Ребята, с какого звука начинаются слова «медведь» и «мёд»?

Дети: со звука [м’]

Учитель: Какой это звук?

Дети: Согласный, мягкий

Учитель: А с какого звука начинается имя главной героини сказки, о которой мы говорили? (Маша)

Дети: со звука [м]

Учитель: Какой это звук?

Дети: Согласный, твёрдый

4.2. Знакомство с новыми звуками и буквой

(На доске печатный и письменный варианты буквы «м»)

Согласные звуки м, м’ на письме обозначает буквами Мм. (слайд 21)

Учитель: отгадайте загадки. (слайды 22-31)

Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (Медведь)

Красный нос в землю врос, 
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)

Грызунишка и добряк, 
Прячет в щёки всё подряд. (Хомяк)

Белый столб стоит на крыше
и растёт всё выше, выше,
Вот дорос до небес – и исчез. (Дым)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

– В какой части встречаются звуки м, [м’] ?

Дети: в начале, в середине и в конце слов.

5. Физкультминутка (Видео – физкультминутка)

V. Обобщение и систематизация знаний, применение в различных ситуациях

1. Практическая работа.

1.1. Работа на карточках. Печатание Мм

1.2. Составление звуковых схем слов мама, мир

Учитель: Что вы можете сказать о звуке [м’]?

Дети: Он согласный, звонкий, непарный, мягкий, может быть твёрдым.

2. Чтение слогов (слайд 32)

– Машенька предлагает нам почитать слоги – сначала с помощью дыхательных упражнений, а затем с помощью изменения интонации

МА    МА    МА    МА
МИ    МИ    МИ    МИ 
МО   МО     МО   МО
МУ   МУ     МУ    МУ
МЕ     МЕ    МЕ     МЕ    МЕ      МЕ      МЕ
МИ    МИ    МИ     МИ   МИ      МИ     МИ

3. Работа по учебнику (с.85)

Чтение слов, слогов
4. Работа по развитию речи.

Учитель: Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл!

Дети: Мишка-медведь.

Учитель:  Миша просит назвать слова, в которых есть звуки м, м’.

Дети перечисляют слова.

б) Учитель: Затейница Машенька предлагает нам поиграть. (Игра «Слоговой аукцион»)

Ма…(-шина, — лина, -кароны)
Мет…(-ка, -ро, -ла)
Мо…(-локо, -лоток, -ре)
Му…(-ха, -ка, -равей)

VΙ. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:

– С какими звуками и буквами мы сегодня познакомились?
– Охарактеризуйте звуки [ м], [ м’];
– Что нового вы узнали?
– Ребята, если вы считает, что хорошо потрудились, и вам было интересно на уроке, поднимите улыбающееся солнышко. 
– Если считаете, что вам было неинтересно на уроке, поднимите грустное лицо.

– Молодцы! Спасибо за урок.

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам