Урок обучения грамоте. Буква А.
Урок литературного чтения (обучение грамоте)
Гласный звук [а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.
Этапы урокаФормы, методы, методические приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия
Формируемые
умения
1
2
3
4
5
6
I. Организация начала урока.
Фронтальная. Словесный.
Приветствие учащихся.
Вот книжки на столе,
Приветствуют учителя. Организуют свое
Проявляют эмоциональную отзывчивость
Фронтальный.
1
2
3
4
5
6
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Слово учителя
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!
– Проверим готовность к уроку
рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
на слова учителя
Наблюдение учителя
II. Постановка учебной задачи.
Работа с пословицей «Азбука
к мудрости ступенька»
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа
– Какой учебник лежит у вас перед глазами?
– Послушайте пословицу про азбуку: «Азбука к мудрости ступенька». Как вы понимаете ее смысл?
– Азбука помогает научиться читать, стать грамотными. Сегодня мы начнем изучать буквы. Посмотрите на с. 20–21. С какой буквой мы сегодня познакомимся?
– Азбука.
Слушают пословицу, выполняют задание учителя.
– С буквой А
Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение
Фронтальный.
Устные ответы
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Слого-звуковой анализ слов астра, арбуз (учебник, с. 21)
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой слова, рассказ учителя
Показывает картинку с изображением астры.
– Что изображено на картинке?
– Составим схему этого слова:
– Каким звуком начинается первый слог?
– Астра.
– [a].
Произносят звук [a]
Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астра, арбуз). Выделяют звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный
Фронтальный.
Правильное проведение слого-звукового анализа слов; устные ответы
– Давайте произнесем его все вместе.
– Какой это звук: гласный или согласный?
– Почему?
– Звук [a] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [a] на письме обозначается гласной буквой А.
Учитель показывает карточку с буквами А,а. (Аналогично проводится слого-звуковой анализ слова арбуз.)
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь, а?
Перед тобою буква А.
– На что похожа буква А?
– Найдите букву А на «ленте букв»
– Гласный.
– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград,звук [a] поем.
Высказывают свои пред-положения.
Находят букву А на «ленте букв»
рисунок и схему-модель слова. Наблюдают над особенностями произнесения звука [а]. Характеризуют выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывают, что звук [а] гласный.
Слушают звук [а]
в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Определяют место изученной буквы на «ленте букв»
2. Игра «Конструкторы». Конструирование буквы А из счетных палочек
Индивидуальная. Практический. Конструирование буквы А
– Из счетных палочек выложите букву А
Выкладывают из счетных палочек букву А
Моделируют букву
Индивидуальный.
Моделирование буквы
Физкультминутка
Коллективная. Практический
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Выполняют движения
по тексту
Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются
Коллективный.
Правильное выполнение движений
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнём…
Дальше мы пешком пойдём
здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке
3. Работа с картинкой «Лесная школа». Составление рассказа (учебник, с. 20)
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картинкой, рассказ
– Рассмотрите картинку. Кто
на ней изображен?
– Что написано на доске в лесной школе: звук или буква? Почему вы так думаете?
– Какую букву изучают звери?
– Составьте предложение по схеме.
– Составьте рассказ «Лесная школа»
– Звери в лесной школе.
– Буква. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем.
– Звери изучают букву А.
(Звери учат азбуку.)
Составляют рассказ
Отвечают на вопросы по сюжетной картинке, составляют рассказ сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно составляют связный рассказ по этой картинке
Фронтальный.
Устные ответы, рассказ по сюжетной картинке
IV. Закрепление знаний и способов действий.
1. Гласный звук [а], буквы А, а
Фронтальная. Словесный. Беседа
Букву А
За первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля –
Реки, горы и поля.
И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?
– Я хочу быть агрономом,
Я смогу и астрономом,
Архитектором, артистом
И еще… аквалангистом!..
А какие вы слова
Знаете на букву А?
Слушают стихотворение.
Называют слова, начинающиеся на букву А
Выделяют звук [а] в словах. Наблюдают над особенностями произнесения звука [а]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [а] гласный. Слушают звук [а] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Приводят примеры слов
Фронтальный.
Устные ответы. Называют слова, в которых звук [а] есть в начале,
в середине, в конце слова
1
2
3
4
5
6
2. Чтение стихотворения Н. Костаревой (учебник, с. 21). Дифференцированное задание
Индивидуальный. Практический.
Чтение стихотворения
– Прочитайте стихотворение
Дифференцированное задание выполняют читающие ученики
Вырабатываются навыки чтения
Индивидуальный.
Правильное чтение стихотворения
3. Работа с пословицами (учебник, с. 20)
Фронтальная. Словесный. Беседа
– Найдите буквы А в пословице. Сколько их?
– Почему так говорят?
Аккуратность человека красит. Чтение – вот лучшее учение
Находят буквы, считают их – 4.
Высказывают свое мнение
Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение. Строят высказывания о пользе чтения
Фронтальный.
Устные ответы
Физкультминутка для глаз
Коллективная. Практический
Чтобы отдохнули глаза, можно, не вставая, с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются
Коллективный. Правильное выполнение движений
Глазкам видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке
4. Сравнение слов волк и лиса. Рисунок «Айболит и звери» (учебник, с. 22)
Фронтальная. Словесный.
Беседа
– Найдите на рисунке волка
и лису.
– Сравните слова: волк и лиса. Сколько в них слогов?
– Волк – 1 слог, лиса –
2 слога
Осуществляют сравнение слов
Фронтальный.
Устные ответы
5. Работа с сюжетной картинкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Коллективная. Словесный, практический. Беседа, рассказ, работа со схемой
– Вспомните сказку, как она называется? Расскажите ее.
– Составьте предложение по схеме.
– Прочитайте предложение с восклицательной интонацией
– «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассказывают сюжет.
– Аленушка плачет.
Читают предложение
Составляют рассказ
по сюжетной картинке сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно. Читают предложение с восклицательной интонацией (А-а-а!)
Фронтальный.
Рассказ по сюжетной картинке, составление предложения по схеме
6. Дидактическое упражнение. «Найдите ошибки» (учебник,
с. 22)
Парная. Практический. Дидактическое упражнение
– Соотнесите рисунки и схемы. Найдите ошибки.
– В каких словах есть буква А?
– Роза и ландыш – схе-мы поменять местами.
– Лак, роза, ландыш
Обнаруживают несоответствие между словом, называющим изображённый предмет, и схемой-моделью, исправляют ошибку, выслушивают ответ товарища, оценивают правильность выполнения задания в доброжелательной форме
Парный.
Дидактическое упражнение на соотнесение рисунка и схемы, нахождение ошибки и ее исправление
Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.
Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.
Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.
Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.
Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.
Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.
7. Пересказ сказки по серии картинок
Парная. Словесный, практический. Пересказ сказки
– Рассмотрите картинки. Сюжет какой сказки на них изображен?
– Перескажите сказку по серии картинок
– «Лиса и волк».
Пересказывают сказку
Пересказывают сказку по серии картинок, «удерживают» логику повествования
Парный.
Рассказ по сюжетной картинке
V. Рефлексивно-оценочный
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– С какой первой буквой русского алфавита вы сегодня познакомились?
– Какой звук она обозначает?
– Понравился ли вам урок?
– Какими красками вы бы его раскрасили?
– До встречи в стране Букв!
Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
Фронтальный. Устные ответы
infourok.ru
Урок обучения грамоте по теме «Буква Аа, звук а»
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. 1 КЛАСС
Учитель Година Т.В.
Тема урока: Гласный звук [а], буквы А,а.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: Создавать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности, учебных умений (моделирование учебных действий, действие самоконтроля и самооценки, взаимопроверка).
Задачи:
1) обучающие:
познакомить учащихся с гласным звуком [а] и способом его обозначения на письме с помощью букв А,а.
совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах; кратко характеризовать качественные признаки звуков.
Проводить звуковой анализ и строить модели слов
развивающие:
развивать связанную и учебно-научную речь учащихся;
развитие процессов синтеза и анализа;
развитие памяти.
воспитывающие:
Оборудование урока: учебник «Азбука»; мультимедийная презентация, пеналы с фишками, карточки.
Приложения к уроку: приложение 1 — презентация «Буква А,а»,
Ход урока:
I.Орг. момент
Учитель:
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
(Приложение 1 — на слайде 1 – солнышко)
Учитель:
— Здравствуйте, ребята!
— Я приветствую Вас на уроке Обучения грамоте.
II. Подготовка обучающихся к усвоению нового материала.
Учитель:
-Урок начнем с блиц – опроса:
Учитель:
— На какие 2 группы можно разделить все звуки?
Ученики:
— Все звуки можно разделить на гласные и согласные
(Приложение 1. На слайде появляется – «гласные и согласные»)
Учитель:
— На какие группы можно разделить все согласные звуки?
(Приложение 1. На слайде появляются значки
Учитель:
— Как отличить гласные звуки от согласных?
2. Артикуляционная гимнастика
Учитель:
— Что нужно говорить, когда доктор осматривает горло?(А_А_А)
— Обратите внимание на форму открытого рта. Звук произносится свободно, воздух, выходящий при этом изо рта, незаметен.
Учитель:
— Отгадайте загадки.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый- все довольны,
Так приятен он на вкус!
И зовут его —
— Произнесите первый звук в слове арбуз.
Слайд
Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
Произнесите второй звук в слове мак.
Слайд
Кругла, а не солнце,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь.
Слайд
— Произнесите последний звук в слове репа.
— С каким звуком познакомимся на уроке?
— Где может находиться звук /а/ в слове.
III. Объявление темы и постановка целей урока.
— Познакомимся со звуком /а/ и буквами А,а.
Физкультминутка
IV. Изучение нового материала. Звуковой анализ слова Анюта.
Учебник стр. 30.
— Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите?
( фишки, букву)
— Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ.
— « Прочитайте» слово Анюта, ведя указку по схеме звукового состава слова.
— Выделите интонационно 1 звук.
-Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте фишкой.
— Выделите интонационно 2 звук.
— Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.
— Выделите интонационно 3 звук.
— Объясните, какой это звук и как его обозначить.
— Прочитайте слово Анюта так, чтобы отчетливо был слышен 4 звук.
— Назовите 5 звук. Объясните, как его нужно обозначить на схеме.
— Сколько в слове Анюта звуков /а/?
— Какие они по счету?
— После какого согласного стоит второй звук /а/?
Запомните правило: После твердых согласных звук /а/ записывается буквой а.
Слайд А,а.
Всем известно буква А- буква очень славная.
Да к тому же буква А в алфавите главная.
Обожают этот звук и Андрей и Аллочка,
Палка там и палка тут, а в середине палочка.
_Когда на письме употребляется заглавная буква?
— Перед нами звуковая схема слова имени девочки. Замените звук /а/ на буквы. Почему именно так заменили?
ФИЗМИНУТКА.
V. Первичная проверка усвоения знаний.
Игра « Живые звуки».
— Раздать фишки.
— Твердый согласный отзовись. Поставь фишку в схему.
— 3 звук в слове отзовись. Какой буквой обозначаешься в слове?
— Мягкий согласный займи свое место.
— Гласный звук отзовись. Какой буквой обозначаетесь на письме. В чем ваше отличие?
Займите свое место в схеме.
VI. Первичное закрепление знаний.
Дифференцированная работа.
1 группа- сам. Звуковой анализ слова ЛУНА.
2 группа- подчеркнуть в предлож. букву А,а.
VII. Подведение итогов урока.
— Игра на внимание.
Стихотворение С.Маршака
Вот мраморная арка
Ведет в аллею парка.
Идет аллея до ворот,
А у ворот автобус ждет.
Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва…
Какие вкусные слова-
И все на букву…
— Назовите слова, которые начинаются на букву а.
— Что нового узнали на уроке о букве и звуке а?
infourok.ru
Урок обучения грамоте: «Звук [а]. Буква А»
Разделы: Начальная школа
Цели:
- познакомить с буквой, обозначающей звук [а],
- учить находить в словах букву А;
- развивать фонематический слух, внимание, формировать умение рассказывать;
- продолжить работу над слого-звуковым анализом слова.
Ход урока
Организационный момент.
— Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения. Что использовали? (Мимику, жесты.)
— А сейчас, ребята, покажите карточки, с каким настроением вы пришли сегодня в школу. (Дети показывают карточки: зелёный цвет — хорошее настроение, красный цвет — плохое настроение.)
II. Сообщение темы урока.
— Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах. (Учитель показывает картинку замка.)
— В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, её зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.
III. Повторение пройденного.
— На какие две группы можно разделить звуки (буквы)? (Гласные и согласные.)
— Как отличить гласный от согласного?
— Как вы думаете, кому живётся легче, гласным или согласным?
— Конечно, гласным. Они свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Гласные звуки очень музыкальные.
IV. Работа по теме урока.
1.- Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Анна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук [а].)
— Анна предлагает нам спеть этот звук на мотив любой знакомой детской песенки. (Дети поют.)
2. Работа с букварём.
— Определите, с какого звука начинается слово АЗБУКА?
— Какой звук произносит мальчик? Как вы догадались? Произнесите этот звук сами (используем зеркальце)
— Какой это звук: согласный или гласный? Докажите.
— Правильно, ребята. Звук [а]- гласный. Гласные звуки поселились в нашем Красном замке.
3. Игра «Поймай звук».
Учитель произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [а].
— Фея Анна живёт в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем. Ребята, назовите слова со звуком [а].
— А сейчас послушайте слова. Где находится звук [а] — в начале, в середине или в конце. Покажите .( Дети для показа используют разрезанную картинку птички. Голова обозначает, что звук мы слышим в начале слова, грудка — в середине, хвостик — в конце слова.)
— Что это? (Это глобус.)
— Правильно, дети. Это модель нашей Земли. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты. Вы хотите быть путешественниками? Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются со звука [а]. Вот — Америка. Есть Южная и Северная Америка. А сейчас мы отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолёте сделаем перелёт на Южный полюс холода. Это — Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где ещё жарко? (В Африке.)
— Повторите, где мы с вами побывали?
— Дети, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы.
Физкультминутка.
— Я буду называть слова. Если в них вы услышите звук(а), вы низко наклоняетесь вперёд, если этого звука нет, поворачиваете голову сначала налево, затем направо.
4. Звук [а] обозначается буквой А. На что похожа буква А?
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
— Буква А очень важная, с неё начинается русский алфавит.
(Можно предложить детям выложить эту букву из счётных палочек, из трёх пальчиков или напечатать в тетради по чтению.)
— Встаньте те дети, чьи имена или фамилии начинаются с изучаемой буквы.
— Найдите, где домик буквы А в нашей классной азбуке.
— Рассмотрите печатные и письменные буквы.
— Где вы можете встретить печатные буквы? А письменные?
— Сколько вы видите печатных букв? Письменных?
— Почему букв по две?
— Для чего нужны заглавные буквы? Строчные?
— С большой буквы пишутся имена, отчества, фамилии, названия городов, рек, озёр, деревень и др. Об этом мы ещё будем говорить на уроках.
— Где всегда пишутся заглавные буквы в слове? (В начале слова.)
— Можно ли их «встретить» в середине или в конце слов? Почему?
— Давайте найдём букву А среди других букв и обведём её.
5. Работа со схемами слов ( стр. 23).
— Назовите изображённые предметы. (Маки, астра, ландыш.)
— Назовите предметы одним словом. ( Цветы.)
— Назовите первое слово. ( Маки.)
— Сколько в этом слове звуков? Произнесите каждый звук. Какой он? Какие цвета будете использовать в схеме?
(Аналогично проводится работа с двумя другими словами.)
6. Работа с предложениями.
— Перед вами пиктограмма — рисуночное письмо. Прочитайте первое предложение.
(Варианты ответов: Малина сладкая, а лимон кислый. Малина нравится, а лимон нет.)
— Что вам помогло определить второе и последнее слово? (Мимика.)
— Сколько слов в предложении? Какое слово третье?
Чтение следующих предложений.
Перо лёгкое, а гиря тяжёлая.
Перо белое, а гиря чёрная.
Кит большой, а рыбка маленькая.
Вопросы- «ловушки». Можно ли так говорить?
Заяц белый, а волк злой.
Жук маленький, а бабочка красивая.
(Дайте варианты исправления этих предложений. Например: Жук маленький, а бабочка большая.)
7. Работа с предложениями, состоящими из одного слова и с разными знаками препинания.
— Рассмотрите картинку. Расскажите, что на ней изображено? Прочитайте предложение.
Несколько детей пробуют читать это предложение; предлагаю разыграть сценку.
Разыгрывание второй ситуации. Один ученик задаёт любой вопрос. Второй произносит: «А?»
— Какие средства устной речи использовали? (Жесты, интонацию.)
Рассматриваем третью картинку и запись под ней. Сравниваем запись первого и третьего предложений.
V. Итог урока.
— С каким звуком и буквой мы познакомились сегодня на уроке?
— Охарактеризуйте их.
11.01.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок обучения грамоте в 1 классе на тему «Звук [а], буква А а»
План урока № 1
Предмет:Раздел долгосрочного плана: Раздел 2 «Моя школа»
Звук и буква А, а.
Письмо букв А, а.
Чтение текста.
Школа:
Дата:
ФИО учителя: Кореева О.Б.
Никитина Е. Е.
Класс: 1
Количество присутств.
отсутствующих:
Тема урока
Моя школа. Буква А, звук [а]
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
Уровень мышления
1.2.9.1 распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком
1.3.8.1 писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных и слабых позиций буквами на письме;
1.1.9.2 понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове.
Применение
анализ
Критерии успеха
Все учащиеся смогут:
писать элементы букв прописные (заглавные)и строчные буквы и их соединения
писать разборчиво с нормами каллиграфии
сформулировать вопросы и отвечать на них.
Большинство учащихся будут уметь:
писать слоги с этой буквой
определять количество и порядок слогов в слове
находить ударение в словах
определять место звука в слове.
подбирать слова на новую букву
запомнят стихотворение про новую букву;
Некоторые учащиеся смогут:
выполнять звуко — буквенный анализ слов, с полной характеристикой звуков
напишут слова
составлять предложения с этими словами
Языковые цели
Учащиеся могут:
— моделирование слов с помощью схем и деление его на слоги
Ключевые слова: школа, school, мектеп
Стиль языка, подходящий для диалога/ письма
Вопросы для обсуждения:
Можете ли Вы сказать почему…?
Подсказки
Межпредметные связи
Познание мира
Связи с ценностями
Бережное отношение к личным вещам, школьному имуществу.. Уважение, дружба
План урока
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
1.Создание положительного настроя.
В добрый час, ребята!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будет, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья Уроку дарить!
Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!
Ученики желают друг другу добра.
2. Игровая ситуация.
Давайте посмотрим, кто сегодня пришёл к нам на урок.
Книжку герой этот прочитал.
Самым умным тут же стал.
Почему же солнце светит?
Он всё знает — всё ответит.
(Знайка)
— Герой какой сказки?
— Почему героя так называли?
— Кто автор произведения?
— Нам Знайка принёс загадку.
— Отгадайте её.
Чтобы нам порисовать,
Его надо открывать,
И на первой на странице,
Нарисуем чудо-птицу,
А потом леса, озёра-
Мы такие фантазёры.
(Альбом)
-О чём идёт речь в этой загадке?
-Какой первый звук вы слышите в этом слове?
-Назовите этот звук.
— Первый ряд- произнесите звук «а» тихо,
— Второй- громко,
— Третий- с удивлением.
— Сформулируйте тему урока (знакомство со звуком и буквой А)
Середина урока
3.Фонетические знания
— Представьте, что мы отправились с Знайкой на концерт, там пели песенку « Учат в школе…»
( Буквы разные писать…)
-Спойте песенку используя звук [а]
— Что мы сейчас произносили?
— Когда мы произносим звук, встречает ли наш язычок преграду?
— Как проходит звук — свободно или нет?
— Сделайте вывод, какой новый звук?
— Почему он гласный, докажите?
— Каким цветом обозначим его в звуковой схеме?
— Расскажите, что вы узнали о новом звуке.
-Назови предметы в нашем классе, в которых мы слышим звук «а» вначале , в середине, в конце слова.
-А теперь встаньте те, в чьих именах слышится в начале, в середине и в конце слова.
4. Знакомство с буквой, заучивание стихотворения.
— Как обозначаются звуки на письме?
— Посмотрите, это буква -А,а
— На что похожа буква А?
— Что обозначает буква?
— Место буквы на ленте букв?
— Вот два столба наискосок
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь, а?
Перед тобою буква А.
Критерии.
1. Рассказал стихотворение самостоятельно.
2. Рассказал стихотворение с помощью учителя.
Пальчиковая физминутка
-Рассмотрите образец заглавной и строчной буквы А.
— Из каких элементов она состоит?
— Пропишите в воздухе.
Задание №1. Письмо элементов буквы в прописи.
Задание №2. Письмо соединений буквы А с элементами других букв.
1.Пишет соединения по образцу.2. Соблюдает нормы каллиграфии.
1. Пишут элементы буквы
1.Пишут элементы буквы
2.Соблюдает нормы каллиграфии.
Задание № 3. Письмо слов и предложений с буквой А.
1.Пишет слова, предложения по образцу.2. Соблюдает нормы каллиграфии.
Оцените себя (смайлики)
Физминутка (под музыку).
5. Соотнесение. Работа в парах
— Что изображено на картинках? (дом, доска, краски)
— Выберите слова, в которых есть звук [ а].
— Характеристика звука.
— Составить звуко -буквенную схему слова , которое загадал Знайка.
Висит на стенке,
С двумя дверками,
Пишут мелками,
На чём, угадайте сами?
(Школьная доска)
Задание №1.
1. Читать слово по слогам2.Определять количество слогов
1. Читает слова
2. Делит слово на слоги,
3. Считает кол-во слогов
1. Читать слово по слогам
2.Находить ударение в словах,
1. Читает слова
2. Определяет сильную позицию в слоге
3. Ставит ударение
1. Читать целыми словами
2.Определять место звуков в слове.
3. Раскрасить звуковую схему.
1. Читает слова
2. Определяет место звуков в слове
3. Раскрашивает звуковую схему
Оцените себя (смайлики)
Задание №2.Закончи слова. Напиши, сколько в словах слогов.
1.Читать слова по слогам2.Определять порядок слогов в слове
1.Читает слоги
2.Подбирает нужный слог
3.Собирает слоги в слово
Оцените себя (смайлики)
6. Совместное составление. Работа по составлению предложений.
— Знайка приготовил ещё одно задание.
Задание №3. Составьте предложения с данными словами.
1.Читать целыми словами2.Составлять предложения
1.Читает по слогам и целыми словами
2.Составляет простые предложения и сложные.
Конец урока
Оцените себя (смайлики)
7.Работа в учебнике.
Читающие ученики читают стихотворение в учебнике.
-Назовите слова, в которых встретилась буква А.
-Придумайте свои слова,в которых встречается звук «а».
8. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
— С какой буквой познакомились?
— Какой звук она обозначает?
— Дайте характеристику новому звуку.
— Какое стихотворение про букву А выучили? Кто может повторить?
— Кто был главным героем на нашем уроке?
— Какой он? Что нужно делать чтобы хорошо учиться в школе?
9. Рефлексия.
«Кто веселее?».
Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.
infourok.ru
Организационный момент Актуализация опорных знаний. Физминутка Новый материал. Фиксирование индивидуального затруднения Построение проекта выхода из затруднения Первичное закрепление. Физминутка Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Взаимные приветствия учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку Что необходимо сделать, прежде чем перейти к изучению нового материала? Сказка Корнея Чуковского «Айболит» Задание составить предложения по схемам. Вывод : Что мы знаем о предложении? Чему учились? Стр 20 – 21 Сюжетная иллюстрация. Кто знает, с какой буквой знакомит сова? Знающие, находят её в кассе букв и показывают, называя. Какую цель поставим на урок? Стр – 21 Материал. который выделен красным цветом поможет нам узнать всё про букву Аа. Сколько предметов видим ? Назовём предметы словами. Прочитаем слово по схеме. аст – ра выделяя ударный слог. Выделим первый звук, послушаем, как произносится. Что можем сказать? (а) – гласный звук , ударный. Аналогично работаем со словом — арбуз. Какой вывод сделаем? (гласные звуки могут быть ударными и безударными). Чему учились? Работа в группах. Задание:похо- дите по классу и найдите предметы в названии, которых звук (а) есть в начале,в середине, в конце слова. Задание базово го уровня: Нарисуйте звуковые схемы к словам ( 2картинки), которыми вы назовёте предметы Задание повышенного уровня: Сравните 2 схе мы, что в них общего, чем отличаются? Чему учились? Какая тема урока была? Какую цель ставили? Что мы не знали ? Что узнали новое на уроке? Оцени свою работу на уроке. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует анализ учебной задачи, обсуждение. Зачитывает отрывок из сказки. Организует анализ учебной задачи Организует учебное Формулирует задание. Контролирует выполнение работы Подведение итога. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Отвечают на вопрос. Слушают. Работа в паре. Определяют способ выполнения задания составляют схемы, проверяют ответы учащихся Участвуют в обсуждении, ставят учебную задачу. Работают по схеме слова, сравнивают, делают выводы. Находят названия предметов со звуком (а) Рисуют схемы слов Сравнивают, делают выводы Отвечают на вопросы. Оценивают работу. | К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Л: самоопределение П: анализ, сравнение, обобщение. Р: принимать и сохранять учебную задачу, выполнение учебного действия. К: выражение своих мыслей, учёт разных мнений К: выражение своих мыслей, учитывть разное мнение П: строить речевое высказывание в устной форме, Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие Р: принимать и сохранять учебную задачу П: ориентироваться на способ решения Р: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль и результат действия. П: контроль и оценка процесса результатов деятельности Л: самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. |
kopilkaurokov.ru
Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте) «Заглавная буква А». 1 класс УМК Школа России
Тема: Заглавная буква А.
Цель: создать условия для формирования умения писать заглавную букву А; использовать на письме заглавную букву А; содействовать развитию моторики руки, фонематического слуха.
Планируемые результаты: сравнивать печатную и прописную букву а; выполнять слого-звуковой анализ слова со звуком [а].
УУД: п – осуществлять сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слова; к – проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; р – принимают учебную задачу и осуществляют ее решение под руководством учителя; л – принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
— Сегодня мы продолжаем путешествие по стране письма. Следующая остановка будет посвящена заглавной букве А.
Актуализация опорных знаний.
— На уроке обучения грамоте мы продолжили знакомится с буквой А. Что вы про нее узнали?
— Приведите примеры слов, в которых можно услышать звук [а] в начале, в середине и в конце слова.
Усвоение новых знаний.
Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Крестики-нолики».
Повторение правил посадки во время письма.
Работа в «Прописи №2» (с. 4). Анализ начертания заглавной буквы А.
— Обведите веточки с листочки по контуру.
— Заглавная буква А состоит из трех элементов: длинной наклонной линии с закруглением внизу влево, длинной наклонной линии и поперечной петельки.
Письмо буквы А по элементам.
Письмо заглавной буквы а.Показ и объяснение учителем написания буквы А.
— Начинаем писать букву А чуть выше нижней рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведем наклонную линию вверх; не доходя до следующей строки опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать черту на себя, не отрывая руки начинаем писать петельку. Ведем немного вверх по написанному. А затем отводим влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем на соединение со следующей буквой.
— Напишем букву А по элементам: в воздухе, на доске, в тетради.
— Выполняем письмо в воздухе.
— Пропишите обратным концом карандаша по образцу в Прописи, точно соблюдая движения.
Письмо заглавной буквы А.
Письмо сочетания Аа.
Физкультминутка. (по выбору учителя)
Закрепление знаний.
Слогово-звуковой анализ слов. («Прописи», с. 4)
— В словах пропущена буква а. Впишите ее.
— Рассмотрите схему слова Анна.
— Сколько слогов в слове? (два)
— Какой слог ударный? (первый)
— Сколько звуков в первом слоге? Во втором?
— Из чего состоит первый слог? (из с согласного звука и гласного, без слияния)
Аналогичная работа выполняется с другими словами (Алик, мак)
Заглавная буква в именах собственных.
— Зачем нужна заглавная буква? (имена людей пишутся с большой буквы)
С заглавной буквы, без сомненья,
Начинаем предложенье,
Имя мамы, папы, дочки,
Чтобы выделить их в строчке.
Буквы пишем аккуратно,
Чтобы было всем понятно.
— Приведите примеры имен детей, которые пишутся с большой буквы А.
Рефлексия учебной деятельности.
— Что сегодня вы делали на уроке?
— Что вам далось с легкостью, а что вызвало затруднения?
infourok.ru
Обучение грамоте. Урок 10. Звук а. Буква А. УМК «Школа России»
Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту.
Он большой, как мяч футбольный, Если спелый – все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за шар?
Дом по улице идёт, На работу всех везёт. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках.
multiurok.ru