Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [а] и буква А»
Конспект занятия по обучению грамоте.
Тема. Звук [а] и буква А.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление понятия «гласный звук». Формирование представления о том, что гласные звуки обозначаются красным цветом (фишкой). Знакомство с буквой А.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического слуха, навыка языкового анализа слов с новым звуком. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание внимания, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Развитие самоконтроля за речью детей.
Оборудование. Игрушка Госпожа Азбука. Пособие «Город гласных и согласных». Схемы по количеству детей для звукового анализа, фишки красного цвета. Предметные картинки, начинающиеся на звук [а]. Предметные картинки, в названии которых звук [а] стоит в разных фонетических позициях. Картинка для проговаривания чистоговорки. Буква А. Картинка, на которой изображены предметы, похожие на букву А. «Мой букварь», «Играйка-грамотейка» и тетради № 1 по обучению грамоте Н.В.Нищевой. Пособие «Алфавит телодвижений». Палочки для выкладывания буквы.
Предварительная работа. Дети повторяют понятия «звук речи», «гласный звук». Учатся отличать речевые звуки от остальных звуков, издаваемых животными, предметами; произносят звуки в разных голосовых регистрах (шепотом и громко), длительно и отрывисто. Упражнения: «Послушаем тишину», «Укачай куклу», «Поезд», «Лесенка», «Эхо». Повторяют правила про звуки и буквы.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Установка на самоконтроль за речью. Игровой момент.
Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков
.Логопед. Ребята, давайте повторим, о чем мы узнали на прошлом занятии.
Дети. Мы говорили о звуках и буквах.
Логопед. Чем отличаются звуки и буквы?
Дети. Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем.
Логопед. Как называются звуки, которые мы можем петь?
Дети. Гласные звуки.
Логопед. Ребята, как мы будет стараться говорить на занятии?
Дети. Будет говорить четко, внятно, чтобы было всем понятно!
Логопед. Сегодня у нас гостья. К нам пришла сама Госпожа Азбука – королева всех звуков и букв. Она принесла нам много интересных заданий и познакомит нас с новым звуком и буквой.
2.Объявление темы.
Логопед. Посмотрите на доску (на доске прикреплены картинки, в названии которых в начале слова стоит звук [а]: аист, астра, альбом, ананас, апельсин). Как вы думаете, с каким звуком хочет познакомить нас Госпожа Азбука?
Дети называют картинки. Определяют, что все они начинаются с одного и того же звука – звука [а].
Логопед. К нам в гости пришел звук [а]. Давайте попробуем рассказать, что мы знаем о нем?
3.Характеристика звука (характеристика звука [а], обозначение его фишкой красного цвета).
Логопед. Давайте споем звук [а].
Дети выполняют упражнение «Лесенка».
Логопед. Как мама укачивает малыша?
Дети. А-а-а.
Логопед. Как называются звуки, которые мы может петь?
Дети. Гласные.
Логопед. Молодцы! Звук [а] – это гласный звук. Мы будем обозначать его красным цветом (показ графического изображения звука).
4. Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического слуха. Проговаривание чистоговорки, выделение слов с новым звуком, подбор слов на новый звук.
Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Послушайте чистоговорку и повторяйте за мной.
Алик с Аллочкой дружил,
Алле астры подарил.
Дети проговаривают чистоговорку сначала медленно, потом ускоряя темп.
Логопед. Скажите, какие слова начинаются со звука [а]?
Дети. Алик, Аллочка, астры.
Логопед. Молодцы. А теперь вы назовите слова, которые начинаются со звука [а].
Дети называют по очереди слова.
Логопед. Молодцы!
5. Развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики. Игра «Поймай звук». Работа со схемами и фишками красного цвета.
Логопед. Давайте мы с вами поиграем с новым звуком. Я буду произносить разные звуки и слова, а вы хлопните, когда услышите гласный звук [а].
Дети играют в игру «Поймай звук».
Логопед. Молодцы, научились слышать звук [а]. А как показать его с слове? Госпожа Азбука принесла нам специальные домики для слов. Это называется схема слова. В каждом слове есть начало, середина и конец, как на этой схеме. Звездочка будет обозначать начало слова.
Дети. Гласный звук [а] мы будем обозначать красным цветом.
Логопед. Посмотрите, какие картинки приготовила для вас Азбука. В них звук [а] стоит в начале, середине или в конце слова. Мы с вами будем называть картинки, и находить, в каком месте в слове стоит звук [а] – в начале, середине или конце слова. Слова: аист, юла, рак.
Дети выполняют звуковой анализ слов. Проговаривают, где стоит звук в каждом слове.
Логопед. Молодцы, ребята!
6. Знакомство с буквой. Анализ элементов буквы, «рисование» буквы в воздухе, на теле (прием «дермолексии»), изображение буквы А в схеме тела («Алфавит телодвижений»), выкладывание буквы из палочек, работа в тетради. Развитие общей и мелкой моторики.
Логопед. Ребята, мы уже с вами говорили, что у каждого звука есть свой портрет – буква. У звука [а] тоже есть свой портрет – буква А (показ маленькой и большой буквы). Буква А будет «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?Дети. Потому что в букве А прячется звук [а], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Логопед.
А – начало алфавита – тем она и знаменита.
А узнать ее легко – ноги ставит широко.
Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква А.
Дети. Три элемента.
Логопед показывает картинку с забавными изображениями буквы А, картинку, на которой изображены предметы, похожие на эту букву.
Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву А.
Два столба наискосок – между ними поясок.
Вот она какая, эта буква А.
Дети «пишут» в воздухе букву А.
Логопед. Молодцы, а теперь давайте напишем букву А на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».
Дети «пишут» букву на спинах друг друга.
Логопед. Молодцы! А еще можно показать букву А с помощью рук и ног («Алфавит телодвижений»).
Дети показывают букву А.
Логопед. Ребята, а давайте выложим букву А из палочек.
Дети выкладывают.
Логопед. Молодцы! Ребята, Азбука так довольна вами – она приготовила вам подарки – тетради, в которых вы будете писать все новые буквы. Если мы не успеем выполнить все задания в детском саду – вы закончите их дома. Давайте обведем по точкам букву А.
Дети работают в тетради.
7. Подведение итогов. Оценка.
Логопед. Ребята, сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Давайте, вспомним.
Дети повторяют, о чем говорили на занятии. Логопед с Госпожой Азбукой оценивают работу детей.
infourok.ru
Конспект урока на тему «Звук и буква А»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района
Санкт-Петербурга
Конспект урока на тему
«Звук и буква А»
Подготовила воспитатель
Гребнева Татьяна Валерьевна
Санкт-Петербург 2014г.
Цель: Познакомить с понятиями «звук» и «буква», формировать умение выделять звук [А] из речи, познакомить с буквой А.
Задачи:
закрепление понятия «гласный звук»;
знакомство со звуком [А];
упражнения в выделении звука [А] из ряда звуков, слогов, слов;
упражнения в определении места звука в слове;
развитие фонематического слуха, внимания;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
закрепление графического образа буквы А.
Материалы и оборудование: зеркало, ноутбук, экран, счетные палочки, бобы фасоли, тетради в крупную клетку, карандаши, картинки на слова со звуком [А]:в начале, середине, конце слова.
Предварительная работа: знакомство с предложением, знакомство с гласными и согласными звуками, дидактические игры: « живое предложение», «живое слово».
Ход занятия:
— Ребята, давайте вспомним правило, что такое звук?
Дети: звуки мы слышим и произносим.
-Какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные.
-Почему звуки называются гласными?
Дети: они произносятся голосом, воздух проходит свободно, их можно петь и тянуть.
-Молодцы, ребята. Действительно, когда мы говорим, то произносим и слышим звуки. Это устная речь. Есть ещё письменная речь, это когда мы видим и пишем буквы. Буквы – это значки для записи звуков.
-Отгадайте загадку:
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
Дети: Арбузы.
-Какой звук слышится вначале слова?
Дети: А.
-Возьмите зеркало и произнесите перед ним [А] тихо-тихо, а теперь громко. Что вы увидели в зеркале? Где у вас находится язык, что происходит с губами, как проходит воздух?
Дети: рот открыт, язык свободно лежит, воздух проходит свободно, ему ничто не мешает.
-Значит, это какой звук?
Дети: гласный.
-Давайте поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите звук [А]:
М, И,А,О,А,Н,У,Р,А,Э,А.
ма, га, ум, он, ар, ис, ас, ус, на.
банка, стол, ваза, дом, горка, аист, астра.
-Молодцы, не ошиблись.
-посмотрите, как обозначается звук [А] (слайд 2). Это буква А. Она так и называется: гласная буква А. Из каких элементов состоит буква А?
Дети: из трех палочек.
-На что похожа буква А? (слайд 3)
— Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
— А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
— Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
-Нарисуйте в воздухе пальцем букву А.
-Возьмите счетные палочки, составьте из них букву А. Теперь попробуйте из фасоли выложить букву А.
-Посмотрите на экран, найдите спрятанные буквы А (слайд 4). Сколько вы нашли букв?
Физкультминутка.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
-Отдохнули? Тогда открывайте тетради, обведите букву А по точкам. Теперь попробуйте самостоятельно напечатать букву А.
-Послушайте сказку Г. Юдина «Почему А первая?» и постарайтесь запомнить слова со звуком [А].
Почему буква А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
— Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
— Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
— Все правильно, — молча думали согласные буквы, — ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
— Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
— А потому, — сказала молчавшая до сих пор А, — что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
— Это какое же такое слово? – не унималась Я.
— Агу, — сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
— Так! – сказал твердый знак.
-Какие слова вы запомнили?
Дети: акула, ангина, арбуз, ананас и т.д.
-Посмотрите на экран, нужно найти картинки, в которых звук [А] в начале слова. Вы называйте, я буду нажимать на картинки, посмотрим, что с ними произойдет (слайд 5).
-Хорошо справились. А на этом слайде надо найти картинки со звуком [А] в середине слова (слайд 6).
-Здесь нужно найти картинки со звуком [А] в конце слова (слайд 7).
-И последнее задание: каждую картинку привести в свой домик (слайд8). Вы помните, что обозначает красный квадрат на схеме слова?
Дети: гласный звук в начале слова, в середине слова, в конце слова.
-Молодцы, ребята, не ошиблись. Сейчас я раздам вам картинки, каждый из вас будет по очереди называть, что на ней изображено и где находится звук [А]: в начале, середине или конце слова. (Картинки по количеству детей).
-С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Поиграйте дома с мамами и папами в слова на звук [А], поищите, на что она похожа и нарисуйте.
Используемая литература и интернет — ресурсы:
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). — М.: ВАКО, 2005.
Юдин Г. Букварёнок. М.,1980
Маршак С. « Вот два столба наискосок..»
Тарлапан Е. «Вот буква вроде шалаша…»
Шибаев А. «А-начало алфавита..»
http://stranakids.ru/stihi-pro-bukvy/
http://www.boltun-spb.ru/exe_gramota.html
http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/2
globuss24.ru
Конспект занятия «Звук и буква А»
занятие 1 : 6-7 лет
Тема: Звук и буква А.
Цель: Учить называть и узнавать букву А, четко произносить слова на заданный звук, определять место звука в слове, закрепление понятия «буква», «гласный звук», развивать способность сравнивать и анализировать, мелкую моторику рук.
План:
Дети стоят возле воспитателя
Воспитатель стоит рядом с магнитной доской, держит в руках картинки, читает детям стихотворение и по ходу стихотворения выставляет картинки на магнитную доску.
«Где-то собаки рычали: Ррр!
В стойле коровы мычали: Ммм!
В комнате мухи жужжали: Жжж!
Мимо машины бежали: Ррр!
Листья в лесу шумели: Ссс!
Змеи в лесу шипели: Шшш!
А комары все пели: Ззз!»
«А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки? Какие звуки издавали коровы? Как жужжали мухи? Как шипели змеи? Какие звуки пели комары? А листья в лесу как шумели?»
Закрепление понятия звук.
Выставляется несколько панно: Звуковые домики красного, синего цветов. В окошках домиков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.
«К нам на занятие пришла Анна. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Анну в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. Какого они цвета? Этот домик… (красный). А этот… (синий). В окошках домиков Машенька увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к красному домику, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». Третий кружок подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к Синему домику. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, н-н-н, к-к-к , б-б-б». Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки».
«Ребята, вспомните, что мы обозначаем такими кружочками? (Звуки). Одинаково звучат песенки в разных домиках? (По-разному). Давайте вместе с вами споем звуки из красного домика: «А-а-а, и-и-и, у-у-у, о-о-о». Вспомните, какие это звуки? (Гласные). Почему они так называются? (Мы их можем пропеть голосом, можем их тянуть). А теперь скажем звуки из синего домика, повторяйте за мной: «К, п, т, м, н». Получается у нас их пропеть? (Нет). Почему? (Мешает преграда – губы или язык мешают воздуху свободно пройти. Повторим еще раз: «К, п, т, м, н». Как называются эти звуки?» (Согласные).
Знакомство с буквой и звуком Аа.
Какой первый звук в слове Анна? (Звук А). Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а).
Это – буква А. Буква А будет жить в красном домике, потому что звук а – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).
А – шалашик, посмотри:
Есть скамеечка внутри.
(Объясняем, что такое шалашик – показываем картинку).
Широко расставив ноги,
Буква встала на дороге, Ах!-кричит, Ау и Ай!
Алфавит запоминай
Выкладывание буквы из палочек, из фасоли.
Пишем большую и маленькую букву А.
Игра «Поймай звук».
А сейчас мы с вами будем ловить звук а ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук а – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.
а-о-у-а-и-а-и-у-ы-а-и-о-у…
Игра «Фруктовый сад».
У Анны возле домика есть фруктовый сад. Анна принесла нам вот такие фрукты. Выставляются муляжи фруктов или картинки: абрикос, апельсин, арбуз. Назовите их. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В начале слова).
Абрикос – Покажите на полоске, где находится звук а? (В начале слова). Поставьте на это место красный кружок. Апельсин. Арбуз.
Еще в саду есть нужные инструменты и вещи. Назовите их. Выставляются картинки: пила, метла, лейка. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В конце слова).
Пила – покажите на полоске, где находится звук а? (В конце слова). Поставьте на это место красный кружок. Метла. Лейка.
Физкультминутка «Аист».
Дети повторяют за «аистом» все движения, а потом еще раз вместе рассказывают все стихотворение.
— Аист, аист, длинноногий,
Укажи домой дорогу.
Аист отвечает:
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Ребята, какое слово в этом стихотворении начиналось на звук «а»? (Аист).
Послушайте стихотворение:
Астра, азбука, айва Выставляются картинки.
Начинаются на «а».
И кончаются на «а»
Астра, азбука, айва.
Давайте вместе еще раз скажем эти слова. Что это? Астра. Сколько здесь звуков а? (два). Астра – начинается на а, и заканчивается на а. Айва. Азбука.
Подарим хозяйке красного домика слова со звуком А. Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву А и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.
Я буду произносить часть слова без звука А. Вы дополните его звуком А и скажите все слово._ пельсин, _ нанас, _ рбуз, _ фрика, _ збука.
Затем буква А передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Незнайк_, свечк_, плит_, весн_, мимоз_.
Прослушать песенку с буквой А.
Чтение слогов АУ, УА.
Анализ. Что нового узнали? Что понравилось?
А
multiurok.ru
Конспект урока по обучению грамоте на тему «Буква и звук А»
Цель: познакомиться с буквами А,а; формировать умение выделять звук [а] из речи.
УУД:
Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.
Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные: слушать собеседника.
Ход урока
1.Орг.момент.
-Ребята, встали.
-Здравствуйте!
— Посмотрели готовы ли к уроку.
— Садитесь.
— Начинаем работу. Проверили осанку.
— Вспомнили какое сегодня число.
2.Постановка темы, целей урока.
-Добрый день дорогие ребята. Начинаем урок с игры.
Отгадай те загоадку.
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи. (Арбузы) – картинка.
-Правильно!
2. На странице букваря
33 богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит) – картинка.
-Правильно!
3. Стою на крыше –
Всех труб выше. (Антенна) – картинка.
4. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит
Это доктор…(Айболит) – картинка.
-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?
-Молодцы! Он лечит больных зверей.
-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова — Арбузы, Антенна, Алфавит, Айболит? (А)
-Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а!)
— Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)
— С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке? (звуком А)
— Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а] .
-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай болит!»).
— Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке?(рисунки на доску) (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).
-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные растения знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята и т.д.).
-Ребята, звук [а] обозначают буквой А . А теперь познакомимся с этой буквой.
3.Изучение нового материала.
-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.
Чтение учеником стихотворения.
-А теперь слушайте стихотворение про букву А.
А- начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.
– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а- а- а- а. – какой он гласный или согласный? (гласный).
Звук [А] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте. Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.
4.Физ.минутка.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.).
5.Работа по теме урока.
-.Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)-картинки на доску.
— С какого звука они начинаются?( все слова начинаются со звука [А].
— Какая картинка лишняя? (Лишняя — астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)
_Молодцы! А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:
«Доскажи словечки».
-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его….(арбуз).
-Правильно, арбуз.
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявший пыль,
Побежит …(автомобиль).
-Правильно , автомобиль.
Вот два столба наискосок,
Между ними поясок.
Ты эту букву знаешь ? А?
Перед тобою буква…
-Молодцы! С заданием справились.
-Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной.
-Давайте прочитаем эту букву. Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса. Теперь погромче.
6.Физ.минутка №2.
Игра «Кто внимательный» – Я называю слова, если звук [а] в начале – встаём, в середине — топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.
1-й раз – арбуз- встали, тетради – хлопаем, дома – топаем,
2-й раз – апельсин – встать, лекарство — топаем,доска- хлопаем.
3-й раз-Амур, лошади, лягушка.
7.Итог урока. Рефлексия.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
— Что вызвало затруднение? Почему?
Ножка, ножка и черта-
Получилась буква «А».
С этой буквой подружись
И скорей читать учись!
infourok.ru
Конспект урока на тему «Звук и буква А»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района
Санкт-Петербурга
Конспект урока на тему
«Звук и буква А»
Подготовила воспитатель
Гребнева Татьяна Валерьевна
Санкт-Петербург 2014г.
Цель: Познакомить с понятиями «звук» и «буква», формировать умение выделять звук [А] из речи, познакомить с буквой А.
Задачи:
Закрепление понятия «гласный звук»;
Знакомство со звуком [А];
Упражнения в выделении звука [А] из ряда звуков, слогов, слов;
Упражнения в определении места звука в слове;
Развитие фонематического слуха, внимания;
Развитие мелкой моторики пальцев рук;
Закрепление графического образа буквы А.
Материалы и оборудование: зеркало, ноутбук, экран, счетные палочки, бобы фасоли, тетради в крупную клетку, карандаши, картинки на слова со звуком [А]:в начале, середине, конце слова.
Предварительная работа: знакомство с предложением, знакомство с гласными и согласными звуками, дидактические игры: « живое предложение», «живое слово».
Ход занятия:
— Ребята, давайте вспомним правило, что такое звук?
Дети: звуки мы слышим и произносим.
-Какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные.
-Почему звуки называются гласными?
Дети: они произносятся голосом, воздух проходит свободно, их можно петь и тянуть.
-Молодцы, ребята. Действительно, когда мы говорим, то произносим и слышим звуки. Это устная речь. Есть ещё письменная речь, это когда мы видим и пишем буквы. Буквы – это значки для записи звуков.
-Отгадайте загадку:
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
Дети: Арбузы.
-Какой звук слышится вначале слова?
Дети: А.
-Возьмите зеркало и произнесите перед ним [А] тихо-тихо, а теперь громко. Что вы увидели в зеркале? Где у вас находится язык, что происходит с губами, как проходит воздух?
Дети: рот открыт, язык свободно лежит, воздух проходит свободно, ему ничто не мешает.
— Значит, это какой звук?
Дети: гласный.
-Давайте поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите звук [А]:
М, И, А,О, А,Н, У,Р, А,Э, А.
Ма, га, ум, он, ар, ис, ас, ус, на.
Банка, стол, ваза, дом, горка, аист, астра.
-Молодцы, не ошиблись.
-посмотрите, как обозначается звук [А] (слайд 2). Это буква А. Она так и называется: гласная буква А. Из каких элементов состоит буква А?
Дети: из трех палочек.
-На что похожа буква А? (слайд 3)
— Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
— А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
— Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
— Нарисуйте в воздухе пальцем букву А.
-Возьмите счетные палочки, составьте из них букву А. Теперь попробуйте из фасоли выложить букву А.
-Посмотрите на экран, найдите спрятанные буквы А (слайд 4). Сколько вы нашли букв?
Физкультминутка.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
-Отдохнули? Тогда открывайте тетради, обведите букву А по точкам. Теперь попробуйте самостоятельно напечатать букву А.
-Послушайте сказку Г. Юдина «Почему А первая?» и постарайтесь запомнить слова со звуком [А].
Почему буква А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
— Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
— Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
— Все правильно, — молча думали согласные буквы, — ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
— Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
— А потому, — сказала молчавшая до сих пор А, — что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
— Это какое же такое слово? – не унималась Я.
— Агу, — сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
— Так! – сказал твердый знак.
-Какие слова вы запомнили?
Дети: акула, ангина, арбуз, ананас и т. д.
-Посмотрите на экран, нужно найти картинки, в которых звук [А] в начале слова. Вы называйте, я буду нажимать на картинки, посмотрим, что с ними произойдет (слайд 5).
-Хорошо справились. А на этом слайде надо найти картинки со звуком [А] в середине слова (слайд 6).
-Здесь нужно найти картинки со звуком [А] в конце слова (слайд 7).
-И последнее задание: каждую картинку привести в свой домик (слайд8). Вы помните, что обозначает красный квадрат на схеме слова?
Дети: гласный звук в начале слова, в середине слова, в конце слова.
-Молодцы, ребята, не ошиблись. Сейчас я раздам вам картинки, каждый из вас будет по очереди называть, что на ней изображено и где находится звук [А]: в начале, середине или конце слова. (Картинки по количеству детей).
-С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Поиграйте дома с мамами и папами в слова на звук [А], поищите, на что она похожа и нарисуйте.
Используемая литература и интернет — ресурсы:
Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). — М.: ВАКО, 2005.
Юдин Г. Букварёнок. М.,1980
Маршак С. « Вот два столба наискосок..»
Тарлапан Е. «Вот буква вроде шалаша…»
Шибаев А. «А-начало алфавита..»
Http://stranakids. ru/stihi-pro-bukvy/
Http://www. boltun-spb. ru/exe_gramota. html
Http://www. fizkult-ura. ru/sci/fizkultminutki/2
www.testsoch.info
Урок «Гласный звук и буква А а
Тема: Гласный звук [а] и буквы Аа.
Цель:
Образовательная: — Познакомить детей со звуком [а], буквами А а,
и их употреблением в речи, учить выделять из слов
на слух гласный звук [а] , узнавать графический
образ этих букв.
Развивающая: — развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
Воспитательная: — воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.
Оборудование: компьютер, проектор, счетные палочки, цветные карандаши, тексты для каждого ученика, книга К. Чуковский «Айболит», касса букв.
Ход занятия.
Организационный момент.
II. Формулирование темы урока.
-Добрый день дорогие ребята. Начинаем урок с игры.
1.Игра называется «Подскажи словечко».
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит
Это доктор………….(Айболит).
-Правильно!
-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?
-Молодцы! Он лечит больных зверей.
-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)
-Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а!)
— Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)
— С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке? (звуком А)
— Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а] .
-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай болит!»)
-А каких зверей он лечил? Назовите только тех из них, в название которых слышится звук [а]. (обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)
-Каких животных мы отнесем к домашним? Каких к диким?
– Чем домашние животные отличаются от диких? Кто из животных встречается в сказках?
-Очень хорошо!
— Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке(Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).
-Правильно!
-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята и т.д.)
-Молодцы!
-Ребята, звук [а] обозначают буквой А . А теперь познакомимся с этой буквой. . На партах у вас лежат листы бумаги. Возьмите их. Что изображено на рисунке,
-Арбуз.
-Что вы знаете о арбузе?
-«Арбуз — это ягода!»
— Ребята, послушайте стихотворение.
А- начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.
-Повторим хором. Кто повторит?
-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.
III. Физминутка
IV. Изучение нового материала.
1.–Переверните лист. Найдите букву А и обведите.
2. – Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а- а- а- а. – какой он гласный или согласный? (гласный)
Звук [А] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте. Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.
3.Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)
— С какого звука они начинаются?( все слова начинаются со звука [А].
— Какая картинка лишняя? (Лишняя — астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)
_Молодцы! А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:
4. «Доскажи словечки».
-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его….(арбуз)
-Правильно, арбуз.
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявший пыль,
Побежит …(автомобиль)
-Правильно , автомобиль.
Вот два столба наискосок,
Между ними поясок.
Ты эту букву знаешь ? А?
Перед тобою буква…
-Молодцы! С заданием справились.
-Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной.
-А теперь придумайте слова со звукам [а].
-Молодцы!
— Как вы думаете. Из чего бывают буквы?
— Буквы бывают из всего! Смотрите
— Из чего эти буквы? (Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста)
— Попробуйте и вы сделать букву А. С помощью фасоли
-Напечатайте букву а.
— Молодцы!!! Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса. Теперь погромче. Теперь так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.
V. Физминутка
V1. Итог занятия.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
— Что вызвало затруднение? Почему?
Если вам понравился урок – поднимите зеленый квадрат.
Что-то не поняли – синий.
Красный – если урок был неинтересным, на уроке ничего не поняли.
infourok.ru
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ Тема: «Звук и Буква А»
|
doshkolnik.ru