Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [а] и буква А»

Конспект занятия по обучению грамоте.

Тема. Звук [а] и буква А.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление понятия «гласный звук». Формирование представления о том, что гласные звуки обозначаются красным цветом (фишкой). Знакомство с буквой А.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического слуха, навыка языкового анализа слов с новым звуком. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание внимания, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Развитие самоконтроля за речью детей.

Оборудование. Игрушка Госпожа Азбука. Пособие «Город гласных и согласных». Схемы по количеству детей для звукового анализа, фишки красного цвета. Предметные картинки, начинающиеся на звук [а]. Предметные картинки, в названии которых звук [а] стоит в разных фонетических позициях. Картинка для проговаривания чистоговорки. Буква А. Картинка, на которой изображены предметы, похожие на букву А. «Мой букварь», «Играйка-грамотейка» и тетради № 1 по обучению грамоте Н.В.Нищевой. Пособие «Алфавит телодвижений». Палочки для выкладывания буквы.

Предварительная работа. Дети повторяют понятия «звук речи», «гласный звук». Учатся отличать речевые звуки от остальных звуков, издаваемых животными, предметами; произносят звуки в разных голосовых регистрах (шепотом и громко), длительно и отрывисто. Упражнения: «Послушаем тишину», «Укачай куклу», «Поезд», «Лесенка», «Эхо». Повторяют правила про звуки и буквы.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Установка на самоконтроль за речью. Игровой момент.

Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков

.

Логопед. Ребята, давайте повторим, о чем мы узнали на прошлом занятии.

Дети. Мы говорили о звуках и буквах.

Логопед. Чем отличаются звуки и буквы?

Дети. Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем.

Логопед. Как называются звуки, которые мы можем петь?

Дети. Гласные звуки.

Логопед. Ребята, как мы будет стараться говорить на занятии?

Дети. Будет говорить четко, внятно, чтобы было всем понятно!

Логопед. Сегодня у нас гостья. К нам пришла сама Госпожа Азбука – королева всех звуков и букв. Она принесла нам много интересных заданий и познакомит нас с новым звуком и буквой.

2.Объявление темы.

Логопед. Посмотрите на доску (на доске прикреплены картинки, в названии которых в начале слова стоит звук [а]: аист, астра, альбом, ананас, апельсин). Как вы думаете, с каким звуком хочет познакомить нас Госпожа Азбука?

Дети называют картинки. Определяют, что все они начинаются с одного и того же звука – звука [а].

Логопед. К нам в гости пришел звук [а]. Давайте попробуем рассказать, что мы знаем о нем?

3.Характеристика звука (характеристика звука [а], обозначение его фишкой красного цвета).

Логопед. Давайте споем звук [а].

Дети выполняют упражнение «Лесенка».

Логопед. Как мама укачивает малыша?

Дети. А-а-а.

Логопед. Как называются звуки, которые мы может петь?

Дети. Гласные.

Логопед. Молодцы! Звук [а] – это гласный звук. Мы будем обозначать его красным цветом (показ графического изображения звука).

4. Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического слуха. Проговаривание чистоговорки, выделение слов с новым звуком, подбор слов на новый звук.

Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Послушайте чистоговорку и повторяйте за мной.

Алик с Аллочкой дружил,

Алле астры подарил.

Дети проговаривают чистоговорку сначала медленно, потом ускоряя темп.

Логопед. Скажите, какие слова начинаются со звука [а]?

Дети. Алик, Аллочка, астры.

Логопед. Молодцы. А теперь вы назовите слова, которые начинаются со звука [а].

Дети называют по очереди слова.

Логопед. Молодцы!

5. Развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики. Игра «Поймай звук». Работа со схемами и фишками красного цвета.

Логопед. Давайте мы с вами поиграем с новым звуком. Я буду произносить разные звуки и слова, а вы хлопните, когда услышите гласный звук [а].

Дети играют в игру «Поймай звук».

Логопед. Молодцы, научились слышать звук [а]. А как показать его с слове? Госпожа Азбука принесла нам специальные домики для слов. Это называется схема слова. В каждом слове есть начало, середина и конец, как на этой схеме. Звездочка будет обозначать начало слова.

Сейчас сядьте за столы. Посмотрите, у каждого из вас лежит схема и фишка красного цвета. Как вы думаете, почему?

Дети. Гласный звук [а] мы будем обозначать красным цветом.

Логопед. Посмотрите, какие картинки приготовила для вас Азбука. В них звук [а] стоит в начале, середине или в конце слова. Мы с вами будем называть картинки, и находить, в каком месте в слове стоит звук [а] – в начале, середине или конце слова. Слова: аист, юла, рак.

Дети выполняют звуковой анализ слов. Проговаривают, где стоит звук в каждом слове.

Логопед. Молодцы, ребята!

6. Знакомство с буквой. Анализ элементов буквы, «рисование» буквы в воздухе, на теле (прием «дермолексии»), изображение буквы А в схеме тела («Алфавит телодвижений»), выкладывание буквы из палочек, работа в тетради. Развитие общей и мелкой моторики.

Логопед. Ребята, мы уже с вами говорили, что у каждого звука есть свой портрет – буква. У звука [а] тоже есть свой портрет – буква А (показ маленькой и большой буквы). Буква А будет «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что в букве А прячется звук [а], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Логопед.

А – начало алфавита – тем она и знаменита.

А узнать ее легко – ноги ставит широко.

Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква А.

Дети. Три элемента.

Логопед показывает картинку с забавными изображениями буквы А, картинку, на которой изображены предметы, похожие на эту букву.

Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву А.

Два столба наискосок – между ними поясок.

Вот она какая, эта буква А.

Дети «пишут» в воздухе букву А.

Логопед. Молодцы, а теперь давайте напишем букву А на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».

Дети «пишут» букву на спинах друг друга.

Логопед. Молодцы! А еще можно показать букву А с помощью рук и ног («Алфавит телодвижений»).

Дети показывают букву А.

Логопед. Ребята, а давайте выложим букву А из палочек.

Дети выкладывают.

Логопед. Молодцы! Ребята, Азбука так довольна вами – она приготовила вам подарки – тетради, в которых вы будете писать все новые буквы. Если мы не успеем выполнить все задания в детском саду – вы закончите их дома. Давайте обведем по точкам букву А.

Дети работают в тетради.

7. Подведение итогов. Оценка.

Логопед. Ребята, сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Давайте, вспомним.

Дети повторяют, о чем говорили на занятии. Логопед с Госпожой Азбукой оценивают работу детей.

infourok.ru

Конспект урока на тему «Звук и буква А»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района

Санкт-Петербурга

Конспект урока на тему

«Звук и буква А»

Подготовила воспитатель

Гребнева Татьяна Валерьевна

Санкт-Петербург 2014г.

Цель: Познакомить с понятиями «звук» и «буква», формировать умение выделять звук [А] из речи, познакомить с буквой А.

Задачи:

  • закрепление понятия «гласный звук»;

  • знакомство со звуком [А];

  • упражнения в выделении звука [А] из ряда звуков, слогов, слов;

  • упражнения в определении места звука в слове;

  • развитие фонематического слуха, внимания;

  • развитие мелкой моторики пальцев рук;

  • закрепление графического образа буквы А.

Материалы и оборудование: зеркало, ноутбук, экран, счетные палочки, бобы фасоли, тетради в крупную клетку, карандаши, картинки на слова со звуком [А]:в начале, середине, конце слова.

Предварительная работа: знакомство с предложением, знакомство с гласными и согласными звуками, дидактические игры: « живое предложение», «живое слово».

Ход занятия:

— Ребята, давайте вспомним правило, что такое звук?

Дети: звуки мы слышим и произносим.

-Какие бывают звуки?

Дети: гласные и согласные.

-Почему звуки называются гласными?

Дети: они произносятся голосом, воздух проходит свободно, их можно петь и тянуть.

-Молодцы, ребята. Действительно, когда мы говорим, то произносим и слышим звуки. Это устная речь. Есть ещё письменная речь, это когда мы видим и пишем буквы. Буквы – это значки для записи звуков.

-Отгадайте загадку:

К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи.

Дети: Арбузы.

-Какой звук слышится вначале слова?

Дети: А.

-Возьмите зеркало и произнесите перед ним [А] тихо-тихо, а теперь громко. Что вы увидели в зеркале? Где у вас находится язык, что происходит с губами, как проходит воздух?

Дети: рот открыт, язык свободно лежит, воздух проходит свободно, ему ничто не мешает.

-Значит, это какой звук?

Дети: гласный.

-Давайте поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите звук [А]:

  1. М, И,А,О,А,Н,У,Р,А,Э,А.

  2. ма, га, ум, он, ар, ис, ас, ус, на.

  3. банка, стол, ваза, дом, горка, аист, астра.

-Молодцы, не ошиблись.

-посмотрите, как обозначается звук [А] (слайд 2). Это буква А. Она так и называется: гласная буква А. Из каких элементов состоит буква А?

Дети: из трех палочек.

-На что похожа буква А? (слайд 3)

— Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.

— А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

— Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.

-Нарисуйте в воздухе пальцем букву А.

-Возьмите счетные палочки, составьте из них букву А. Теперь попробуйте из фасоли выложить букву А.

-Посмотрите на экран, найдите спрятанные буквы А (слайд 4). Сколько вы нашли букв?

Физкультминутка.

А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

-Отдохнули? Тогда открывайте тетради, обведите букву А по точкам. Теперь попробуйте самостоятельно напечатать букву А.

-Послушайте сказку Г. Юдина «Почему А первая?» и постарайтесь запомнить слова со звуком [А].

Почему буква А первая?

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

— Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
— Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
— Все правильно, — молча думали согласные буквы, — ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

— Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
— А потому, — сказала молчавшая до сих пор А, — что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
— Это какое же такое слово? – не унималась Я.
— Агу, — сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
— Так! – сказал твердый знак.

-Какие слова вы запомнили?

Дети: акула, ангина, арбуз, ананас и т.д.

-Посмотрите на экран, нужно найти картинки, в которых звук [А] в начале слова. Вы называйте, я буду нажимать на картинки, посмотрим, что с ними произойдет (слайд 5).

-Хорошо справились. А на этом слайде надо найти картинки со звуком [А] в середине слова (слайд 6).

-Здесь нужно найти картинки со звуком [А] в конце слова (слайд 7).

-И последнее задание: каждую картинку привести в свой домик (слайд8). Вы помните, что обозначает красный квадрат на схеме слова?

Дети: гласный звук в начале слова, в середине слова, в конце слова.

-Молодцы, ребята, не ошиблись. Сейчас я раздам вам картинки, каждый из вас будет по очереди называть, что на ней изображено и где находится звук [А]: в начале, середине или конце слова. (Картинки по количеству детей).

-С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Поиграйте дома с мамами и папами в слова на звук [А], поищите, на что она похожа и нарисуйте.

Используемая литература и интернет — ресурсы:

  1. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). — М.: ВАКО, 2005.

  2. Юдин Г. Букварёнок. М.,1980

  3. Маршак С. « Вот два столба наискосок..»

  4. Тарлапан Е. «Вот буква вроде шалаша…»

  5. Шибаев А. «А-начало алфавита..»

  6. http://stranakids.ru/stihi-pro-bukvy/

  7. http://www.boltun-spb.ru/exe_gramota.html

  8. http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/2

globuss24.ru

Конспект занятия «Звук и буква А»

занятие 1 : 6-7 лет

Тема: Звук и буква А.

Цель: Учить называть и узнавать букву А, четко произносить слова на заданный звук, определять место звука в слове, закрепление понятия «буква», «гласный звук», развивать способность сравнивать и анализировать, мелкую моторику рук.

План:

  1. Дети стоят возле воспитателя

Воспитатель стоит рядом с магнитной доской, держит в руках картинки, читает детям стихотворение и по ходу стихотворения выставляет картинки на магнитную доску.

«Где-то собаки рычали: Ррр!

В стойле коровы мычали: Ммм!

В комнате мухи жужжали: Жжж!

Мимо машины бежали: Ррр!

Листья в лесу шумели: Ссс!

Змеи в лесу шипели: Шшш!

А комары все пели: Ззз!»

«А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки? Какие звуки издавали коровы? Как жужжали мухи? Как шипели змеи? Какие звуки пели комары? А листья в лесу как шумели?»

  1. Закрепление понятия звук.

Выставляется несколько панно: Звуковые домики красного, синего цветов. В окошках домиков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

«К нам на занятие пришла Анна. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Анну в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. Какого они цвета? Этот домик… (красный). А этот… (синий). В окошках домиков Машенька увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к красному домику, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». Третий кружок подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к Синему домику. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, н-н-н, к-к-к , б-б-б». Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки».

«Ребята, вспомните, что мы обозначаем такими кружочками? (Звуки). Одинаково звучат песенки в разных домиках? (По-разному). Давайте вместе с вами споем звуки из красного домика: «А-а-а, и-и-и, у-у-у, о-о-о». Вспомните, какие это звуки? (Гласные). Почему они так называются? (Мы их можем пропеть голосом, можем их тянуть). А теперь скажем звуки из синего домика, повторяйте за мной: «К, п, т, м, н». Получается у нас их пропеть? (Нет). Почему? (Мешает преграда – губы или язык мешают воздуху свободно пройти. Повторим еще раз: «К, п, т, м, н». Как называются эти звуки?» (Согласные).

  1. Знакомство с буквой и звуком Аа.

Какой первый звук в слове Анна? (Звук А). Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а). 

Чем мы произносим звук А? (Ртом). Как был рот открыт? (Широко). Правильно, и нет никакой преграды для воздуха. Звук а – гласный звук, потому что его можно пропеть голосом. Нажмите пальчиком на красный кружок, оживите его.

Это – буква А. Буква А будет жить в красном домике, потому что звук а – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

А – шалашик, посмотри:

Есть скамеечка внутри.

(Объясняем, что такое шалашик – показываем картинку).

Широко расставив ноги,

Буква встала на дороге, Ах!-кричит, Ау и Ай!

Алфавит запоминай

  • Выкладывание буквы из палочек, из фасоли.

  • Пишем большую и маленькую букву А.

  1. Игра «Поймай звук».

А сейчас мы с вами будем ловить звук а ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук а – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

а-о-у-а-и-а-и-у-ы-а-и-о-у…

  1. Игра «Фруктовый сад».

У Анны возле домика есть фруктовый сад. Анна принесла нам вот такие фрукты. Выставляются муляжи фруктов или картинки: абрикос, апельсин, арбуз. Назовите их. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В начале слова).

Абрикос –  Покажите на полоске, где находится звук а? (В начале слова). Поставьте на это место красный кружок. Апельсин. Арбуз.

Еще в саду есть нужные инструменты и вещи. Назовите их. Выставляются картинки: пила, метла, лейка. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В конце слова).

Пила  –  покажите на полоске, где находится звук а? (В конце слова). Поставьте на это место красный кружок. Метла. Лейка.

  1. Физкультминутка «Аист».

Дети повторяют за «аистом» все движения, а потом еще раз вместе рассказывают все стихотворение.

— Аист, аист, длинноногий,

Укажи домой дорогу.

Аист отвечает:

— Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Ребята, какое слово в этом стихотворении начиналось на звук «а»? (Аист).

  1. Послушайте стихотворение:

Астра, азбука, айва    Выставляются картинки.

Начинаются на «а».

И кончаются на «а»

Астра, азбука, айва.

Давайте вместе еще раз скажем эти слова. Что это? Астра. Сколько здесь звуков а? (два). Астра – начинается на а, и заканчивается на а. Айва. Азбука.

  1. Подарим хозяйке красного домика слова со звуком А.  Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву А и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.

Я буду произносить часть слова без звука А. Вы дополните его звуком А и скажите все слово._ пельсин, _ нанас, _ рбуз, _ фрика, _ збука.

Затем буква А передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Незнайк_, свечк_, плит_, весн_, мимоз_.

  1. Прослушать песенку с буквой А.

  2. Чтение слогов АУ, УА.

  3. Анализ. Что нового узнали? Что понравилось?

А

multiurok.ru

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Буква и звук А»

Цель: познакомиться с буквами А,а; формировать умение выделять звук [а] из речи.

УУД:

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: слушать собеседника.

Ход урока

1.Орг.момент.

-Ребята, встали.

-Здравствуйте!

— Посмотрели готовы ли к уроку.

— Садитесь.

— Начинаем работу. Проверили осанку.

— Вспомнили какое сегодня число.

2.Постановка темы, целей урока.

-Добрый день дорогие ребята. Начинаем урок с игры.

Отгадай те загоадку.

  1. К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи. (Арбузы) – картинка.

-Правильно!

2. На странице букваря

33 богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Алфавит) – картинка.

-Правильно!

3. Стою на крыше –

Всех труб выше. (Антенна) – картинка.

4. Всех на свете он добрей,

 Лечит он больных зверей,

 И однажды бегемота

  Вытащил он из болота,

 Он известен, знаменит

  Это доктор…(Айболит) – картинка.

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?

-Молодцы! Он лечит больных зверей.

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова — Арбузы, Антенна, Алфавит, Айболит?  (А)

 -Что надо говорить, когда доктор осматривает горло?  (А-а-а!)

 — Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

 — С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке?  (звуком А)

— Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а] .

-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай болит!»).

— Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке?(рисунки на доску) (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).

-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные растения знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята  и т.д.).

-Ребята, звук  [а] обозначают буквой А . А теперь познакомимся с этой буквой.

3.Изучение нового материала.

-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.

Чтение учеником стихотворения.

-А теперь слушайте стихотворение про букву А.

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а- а- а- а. – какой он гласный или согласный? (гласный).

Звук [А] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте. Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.

4.Физ.минутка.

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.).

5.Работа по теме урока.

-.Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)-картинки на доску.

— С какого звука они начинаются?( все слова начинаются со звука [А].

— Какая картинка лишняя? (Лишняя — астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)

_Молодцы!  А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:

«Доскажи словечки».

-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.

     Он большой, как мяч футбольный,

     Если спелый все довольны.

     Так приятен он на вкус,

     И зовут его….(арбуз).

-Правильно, арбуз.

     Чтоб тебя я повез,

     Мне не нужен овес.

     Накорми меня бензином,

     На копытца дай резины.

     И тогда, поднявший пыль,

     Побежит …(автомобиль).

 -Правильно , автомобиль.

     Вот два столба наискосок,

     Между ними поясок.

     Ты эту букву знаешь ? А?

     Перед тобою буква…  

-Молодцы! С заданием справились.

  -Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной.

-Давайте прочитаем эту букву. Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса. Теперь погромче. 

6.Физ.минутка №2.

Игра «Кто внимательный»                                                                                                             – Я называю слова, если звук [а] в начале – встаём, в середине — топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.

1-й раз – арбуз- встали, тетради – хлопаем, дома – топаем,

2-й раз – апельсин – встать, лекарство — топаем,доска- хлопаем.

3-й раз-Амур,  лошади,  лягушка.

7.Итог урока. Рефлексия.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

— Что вызвало затруднение? Почему?

Ножка, ножка и черта-

Получилась буква «А».

С этой буквой подружись

И скорей читать учись! 

infourok.ru

Конспект урока на тему «Звук и буква А»


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района

Санкт-Петербурга

Конспект урока на тему

«Звук и буква А»

Подготовила воспитатель

Гребнева Татьяна Валерьевна

Санкт-Петербург 2014г.

Цель: Познакомить с понятиями «звук» и «буква», формировать умение выделять звук [А] из речи, познакомить с буквой А.

Задачи:

    Закрепление понятия «гласный звук»;

    Знакомство со звуком [А];

    Упражнения в выделении звука [А] из ряда звуков, слогов, слов;

    Упражнения в определении места звука в слове;

    Развитие фонематического слуха, внимания;

    Развитие мелкой моторики пальцев рук;

    Закрепление графического образа буквы А.

Материалы и оборудование: зеркало, ноутбук, экран, счетные палочки, бобы фасоли, тетради в крупную клетку, карандаши, картинки на слова со звуком [А]:в начале, середине, конце слова.

Предварительная работа: знакомство с предложением, знакомство с гласными и согласными звуками, дидактические игры: « живое предложение», «живое слово».

Ход занятия:

— Ребята, давайте вспомним правило, что такое звук?

Дети: звуки мы слышим и произносим.

-Какие бывают звуки?

Дети: гласные и согласные.

-Почему звуки называются гласными?

Дети: они произносятся голосом, воздух проходит свободно, их можно петь и тянуть.

-Молодцы, ребята. Действительно, когда мы говорим, то произносим и слышим звуки. Это устная речь. Есть ещё письменная речь, это когда мы видим и пишем буквы. Буквы – это значки для записи звуков.

-Отгадайте загадку:

К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи.

Дети: Арбузы.

-Какой звук слышится вначале слова?

Дети: А.

-Возьмите зеркало и произнесите перед ним [А] тихо-тихо, а теперь громко. Что вы увидели в зеркале? Где у вас находится язык, что происходит с губами, как проходит воздух?

Дети: рот открыт, язык свободно лежит, воздух проходит свободно, ему ничто не мешает.

— Значит, это какой звук?

Дети: гласный.

-Давайте поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите звук [А]:

М, И, А,О, А,Н, У,Р, А,Э, А.

Ма, га, ум, он, ар, ис, ас, ус, на.

Банка, стол, ваза, дом, горка, аист, астра.

-Молодцы, не ошиблись.

-посмотрите, как обозначается звук [А] (слайд 2). Это буква А. Она так и называется: гласная буква А. Из каких элементов состоит буква А?

Дети: из трех палочек.

-На что похожа буква А? (слайд 3)

— Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает алфавит.

— А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

— Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

— Нарисуйте в воздухе пальцем букву А.

-Возьмите счетные палочки, составьте из них букву А. Теперь попробуйте из фасоли выложить букву А.

-Посмотрите на экран, найдите спрятанные буквы А (слайд 4). Сколько вы нашли букв?

Физкультминутка.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим,

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

-Отдохнули? Тогда открывайте тетради, обведите букву А по точкам. Теперь попробуйте самостоятельно напечатать букву А.

-Послушайте сказку Г. Юдина «Почему А первая?» и постарайтесь запомнить слова со звуком [А].

Почему буква А первая?

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

— Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).

— Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…

— Все правильно, — молча думали согласные буквы, — ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

— Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!

— А потому, — сказала молчавшая до сих пор А, — что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

— Это какое же такое слово? – не унималась Я.

— Агу, — сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

— Так! – сказал твердый знак.

-Какие слова вы запомнили?

Дети: акула, ангина, арбуз, ананас и т. д.

-Посмотрите на экран, нужно найти картинки, в которых звук [А] в начале слова. Вы называйте, я буду нажимать на картинки, посмотрим, что с ними произойдет (слайд 5).

-Хорошо справились. А на этом слайде надо найти картинки со звуком [А] в середине слова (слайд 6).

-Здесь нужно найти картинки со звуком [А] в конце слова (слайд 7).

-И последнее задание: каждую картинку привести в свой домик (слайд8). Вы помните, что обозначает красный квадрат на схеме слова?

Дети: гласный звук в начале слова, в середине слова, в конце слова.

-Молодцы, ребята, не ошиблись. Сейчас я раздам вам картинки, каждый из вас будет по очереди называть, что на ней изображено и где находится звук [А]: в начале, середине или конце слова. (Картинки по количеству детей).

-С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Поиграйте дома с мамами и папами в слова на звук [А], поищите, на что она похожа и нарисуйте.

Используемая литература и интернет — ресурсы:

Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). — М.: ВАКО, 2005.

Юдин Г. Букварёнок. М.,1980

Маршак С. « Вот два столба наискосок..»

Тарлапан Е. «Вот буква вроде шалаша…»

Шибаев А. «А-начало алфавита..»

Http://stranakids. ru/stihi-pro-bukvy/

Http://www. boltun-spb. ru/exe_gramota. html

Http://www. fizkult-ura. ru/sci/fizkultminutki/2

www.testsoch.info

Урок «Гласный звук и буква А а

Тема: Гласный звук [а] и буквы Аа.

Цель:

Образовательная: — Познакомить детей со звуком [а], буквами А а,

и их употреблением в речи, учить выделять из слов

на слух гласный звук [а] , узнавать графический

образ этих букв.

Развивающая: — развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

Воспитательная: — воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.

Оборудование: компьютер, проектор, счетные палочки, цветные карандаши, тексты для каждого ученика,  книга К. Чуковский «Айболит», касса букв.


  Ход занятия.

  1. Организационный момент.

II. Формулирование темы урока.

-Добрый день дорогие ребята. Начинаем урок с игры.

1.Игра называется «Подскажи словечко».

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит

Это доктор………….(Айболит).

-Правильно!

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?

-Молодцы! Он лечит больных зверей.

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)

-Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а!)

— Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

— С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке? (звуком А)

— Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а] .

-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай болит!»)

-А каких зверей он лечил? Назовите только тех из них, в название которых слышится звук [а]. (обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)

-Каких животных мы отнесем к домашним? Каких к диким?

– Чем домашние животные отличаются от диких? Кто из животных встречается в сказках?

-Очень хорошо!

— Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке(Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).

-Правильно!

-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята и т.д.)

-Молодцы!

-Ребята, звук [а] обозначают буквой А . А теперь познакомимся с этой буквой. . На партах у вас лежат листы бумаги. Возьмите их. Что изображено на рисунке,

-Арбуз.

-Что вы знаете о арбузе?

-«Арбуз — это ягода!»

— Ребята, послушайте стихотворение.

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

-Повторим хором. Кто повторит?

-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.

III. Физминутка

IVИзучение нового материала.

1.–Переверните лист. Найдите букву А и обведите.

2. – Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а- а- а- а. – какой он гласный или согласный? (гласный)

Звук [А] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте. Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.

3.Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)

— С какого звука они начинаются?( все слова начинаются со звука [А].

— Какая картинка лишняя? (Лишняя — астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)

_Молодцы! А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:

4. «Доскажи словечки».

-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый все довольны.

Так приятен он на вкус,

И зовут его….(арбуз)

-Правильно, арбуз.

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявший пыль,

Побежит …(автомобиль)

-Правильно , автомобиль.

Вот два столба наискосок,

Между ними поясок.

Ты эту букву знаешь ? А?

Перед тобою буква…

-Молодцы! С заданием справились.

-Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной.

-А теперь придумайте слова со звукам [а].

-Молодцы!

— Как вы думаете. Из чего бывают буквы?

— Буквы бывают из всего! Смотрите

— Из чего эти буквы? (Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста)

— Попробуйте и вы сделать букву А. С помощью фасоли

-Напечатайте букву а.

— Молодцы!!! Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса. Теперь погромче. Теперь так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.

V. Физминутка

V1. Итог занятия.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

— Что вызвало затруднение? Почему?

Если вам понравился урок – поднимите зеленый квадрат.

Что-то не поняли – синий.

Красный – если урок был неинтересным, на уроке ничего не поняли.

infourok.ru

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ Тема: «Звук и Буква А»

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ Тема: «Звук и Буква А»
Цель: Закреплять правильное произношение звука [а], познакомить
с буквой А.
Задачи:
  образовательные:
  — уточнить произношение звука [а];
  — определять позицию звука в слове;
     развивающие:
 — учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений;
 — развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
 — учить детей изменению силы и высоты голоса;
 — развивать фонематический слух и восприятие;
Материал: мультимедиа проектор, презентация  « Звук и буква А», раздаточный материал, клип «Буква А».
Слайд № 1 ( МультиЗнайка , буратино). Воспитатель обыгрывает  этот  слайд.
Слайд № 2 ( Буква А, сюжетные картинки).
Слайд № 3 ( Буква А, арбуз, текст стихов).
Воспитатель читает стихотворение:
«А» начало алфавита
Тем она и знаменита
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
(Воспитатель предлагает  детям изобразить букву А: ноги поставить широко, руки сложить под грудью, голова прямая).
На экране появляется буква А
Слайд  № 4 ( Буква А, текст стихотворения ).
Воспитатель:
— Ребята послушайте еще одно стихотворение:
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква  «А».
Слайд № 5 ( Чевостик, дидактическая игра:  «Цветы»)
— Ребята, а теперь поиграем: ставим ушки на макушки, глазки шире открываем , громко названия картинок произносим, если услышите в названиях цветов звук А — хлопаем  в  ладоши.
( На экране появляются картинки, дети произносят  их название, прислушиваются, если есть звук  А, хлопают в ладоши).
Слайд  № 6 ( Большая и маленькая буквы А).
— Букву А мы видим, а звук А – слышим.
Воспитатель предлагает хорошо рассмотреть буквы и сказать, какие предметы они напоминают.
Слайд  № 7. ( Чевостик, текст скороговорок).
— Ребята, для чего нужны скороговорки?
  Ответы детей.
( Воспитатель предлагает детям : устроить соревнование по произношению скороговорок).
Воспитатель обыгрывает ситуацию с выплывающим букетом на экране. ( букет цветов за старание детей).
Слайд № 8. ( Изображение плачущей девочки , буква А, Чевостик ).
— Ребята, что делает девочка? Как она плачет?
  Ответы детей.
— Произнесите звук А, как долго вы его можете произносить?
У вашего  ротика есть преграды , когда вы произносите звук А?
— Ребята, когда  для звука нет преград,  и он может петь, такой звук называется гласным.
Значит звук и буква А – гласные.
Слайд № 9 ( Текст, физминутка).
Воспитатель предлагает детям  повторять за ней движения  по тексту.
Слайд № 10. ( Изображение задания).
— Ребята, найдите у себя на листочках птицу. Как она называется? Какой звук слышится в начале слова ? Найдите рядом с аистом слово, а в этом слове букву А. Подчеркните красным цветом .
— А теперь раскрасьте букву красным цветом ( на экране слова воспитателя дублируются действием).
— А теперь  обведите букву А в клеточках.
Слайд № 11.( Чевостик, текст задания, изображение задания, выплывающие круги).
 Воспитатель:  назовите каждую картинку,  вслушайтесь в звучание, обведите только те картинки, в названии которых, звук А стоит в начале слова .
(Ребята могут проверить правильность своих действий: на экране появляется правильный ответ).
Слайд № 12. (Чевостик, текст, домик с красной крышей, гласные буквы).
— Воспитатель: ребята, отныне все буквы, которые поются и называются гласными , мы будем поселять в домик  с красной крышей.
Найдите букву А в домике. Заштрихуйте ее красным цветом. Придумайте слова  со звуком А.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Советы рукодельницам