Богородские игрушки. Кузнецы. | Страна Мастеров

    Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, — потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне… Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

    Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря — одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси

 

 

Уже в XV — XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

    История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике.

Традиционная богородская игрушка — это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

 Самый знаменитый богородский сюжет – кузнецы. Они повсюду – и на воротах фабрики и даже на фасадах домов.Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.

 

 

 Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщипывается дерево).
 Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Большинство игрушек – движущиеся, а каждый тип движения имеет своё название.Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

 

  Развод (разводятся планочки)

 

   Баланс.Крутится шарик-баланс и игрушка совершает какие-то действия.

 

  Кнопочная игрушка.Нажимаем на кнопочку – двигается.

 

 

 

 

Мастера  резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок.

 Содержание игрушек разнообразно — это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они — игрушки-шутки.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

    

 

В игрушках отражены практически все этапы развития страны.

Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.

  

В 1923 году мастера объединились в артель «Богородский резчик» и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны знаменитых резчиков отзывали с фронта, потому что богородскую игрушку экспортировали в США в обмен на оружие.

Сейчас много игрушек вытачивается на токарных станках и раскрашивается вручную.

Деревянные игрушки считаются одними из самых полезных для развития мелкой моторики ребёнка. Кроме того, их можно грызть, даже раскрашенные, потому что покрывают их специальным масляным лаком. Надо сказать, что и многие взрослые «впадают в детство» при виде движущихся фигурок!

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера — чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.

Богородские мастера-художники — участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» — в музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звездочка» — в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба — многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: Народ,который создал эту игрушку – великий народ.

http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/244437/

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=Богородская%20игрушка&stype=image&lr=80&noreask=1&source=wiz  фото

http://www.solidarnost.org/thems/tajny-fabrichnogo-dvora/tajny-fabrichnogo-dvora_639.html

http://www.rustoys.ru/zakroma/bogorodskaya_toy.html

http://www.zlatoshveika.com/t1560-topic

http://articles.agronationale.ru/crafts/1807-bogorodskaya_igrushka

http://www.myshared.ru/slide/193344/

 

stranamasterov.ru

Богородская резьба и деревянная игрушка


Крестьянский юмор Богородской игрушки можно охарактеризовать выражением: «Куда крестьяне, туда и… медведи!»
Всем известна поговорка: «Куда крестьяне, туда и обезьяне!», которая характеризует смешные попытки подражания другим. Богородская игрушка впитала этот народный юмор, лишь только подражателями и помощниками в крестьянском быту здесь выступают не обезьяны, а традиционные для русской культуры животные – медведи, зайцы, белки, лисы и птицы.
Кто не видел богородскую игрушку «Кузнецы», в которой крестьянин на пару с медведем стучат молотками по наковальне? Между тем, эта забавная игрушка даже помещена на герб Богородского села, ведь по легенде именно здесь зародился промысел.
По преданию, крестьянка вырезала куклу-Ауку из липы для своих детей, но дети наигрались, и игрушка попала к купцу. Купец сумел ее выгодно продать, и заказал целую партию таких же.
Другая легенда связывает промысел с расположенным в 27 километрах Сергиевым Посадом. По преданию, еще Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и дарил детям, а монастырские крестьяне регулярно выполняли большие заказы на изготовление резных изделий из дерева.
Самые популярные персонажи богородской игрушки – это медведи, занятые крестьянскими работами: медведи-дровосеки, пасечники, лодочники, грибники, и рыболовы. Медведи играют в шахматы, музицируют на балалайках и на скрипках. А в современной игрушке воплотились и новые сюжеты – например, медведь, стучащий по клавиатуре компьютера или занимающийся починкой автомобиля.
Другие герои богородской игрушки — это белки, зайцы, лисы, козы, бараны, кони и львы, также занимающиеся хозяйством – купающие малышей, вяжущие на спицах, колющие орехи и т.д.
Такие игрушки обычно оставляют некрашеными, лишь покрывают лаком. Орнаментом здесь выступают штрихи и углубления, оставленные резцом мастера.
Популярны и расписные богородские курочки. Если раскрутить подвешенный на нитях шарик-баланс, курочки начинают «клевать», ритмично постукивая клювами. Для курочек уже характерна пёстрая роспись, и изготавливают их на токарном станке. Новые виды — токарные пингвины, снеговики, ангелы, герои сказок и мультфильмов.
Большинство богородских игрушек снабжено механизмами – подвесами, кнопками, раздвижными планками, пружинками и рычагами, которые заставляют игрушку двигаться.

Например, раздвижные планки позволяют стаду собираться вокруг пастушка, словно по зову рожка, или построить солдат в шеренгу.


Мастера изготавливают и статичные художественные композиции, представляющие собой сувениры, настенные панно либо декоративное оформление часов.
В 1913 году мастера объединились в артель, которая позже была преобразована в фабрику. После перестройки промысел находился в упадке, но сегодня идёт его возрождение — при фабрике появился музей, в котором проводятся экскурсии для детей и взрослых, а на сайте фабрики открылся интернет-магазин, в котором можно приобрести игрушки.

www.perunica.ru

Деревянные игрушки своими руками, куклы из дерева, мастер классы


Давным-давно, когда еще не было пластика, а вместо стекла в оконные проемы натягивали бычьи пузыри, маленькие девочки так же, как и сейчас, играли в дочки-матери, а мальчики в воинов и охотников. В каждом роду обязательно был свой Левша, который мастерил не только рало и колеса для телег, но и потешные игрушки для своей детворы в минуты досуга. Самыми доступными материалами тогда были глина и дерево, поэтому чаще всего из рук умельца выходили детские глиняные свистульки и деревянные матрешки.

Не всегда куклы из дерева имели ноги и руки. Часто изготовление поделки заканчивалось обозначением глаз и рта, остальное добавляла детская фантазия. Но иногда любящий папа делал такие поделки или механические шедевры, которые передавались из поколения в поколение. Например, деревянная качалка в виде Сивки-бурки была почти у каждого малыша.

Содержание статьи

Лошадка-качалка

Для того чтобы начать изготовление этой игрушки, понадобится:

  • доска толщиной примерно 20-30 мм или мебельный щит;
  • черенок от граблей;
  • деревянные штифты;
  • шурупы для дерева;
  • лобзик;
  • сверло;
  • клей.

Порядок выполнения работ

  1. Перенесите чертеж с бумаги на доску.
  2. Вырежьте лобзиком по контурам все детали и просверлите отверстия для черенков и штифтов.
  3. Вставьте в отверстия штифты, промазав их клеем. Соберите сиденье и задние ноги.
  4. После высыхания продолжите сборку.
  5. Обработайте все острые кромки и шероховатости. Нарисуйте мордочку. Скакун для маленького наездника готов.

Оружие

Если ему захочется поиграть в рыцаря или былинного богатыря, наверняка пригодятся вот такие деревянные доспехи, меч и секира. Их вырезают из цельного куска дерева, полируют и покрывают металлической краской. С таким оружием можно устраивать даже детские новогодние представления.

Кубики

Самая первая игрушка после погремушки – это, конечно, кубики. В мире засилья синтетики и пластмассы так приятно прикосновения к натуральным материалам. Чтобы сделать для малыша деревянные кубики, совсем необязательно иметь навыки резчика. Единственное непременное условие – тщательная обработка поверхностей, спиливание острых углов и кромок. Такие кубики не надо покрывать лаком или краской, потому что малыш обязательно попробует их на зубок. Положите подарок под елку, и все новогодние выходные ваш ребенок будет занят увлекательной игрой.

Богородицкая игрушка

Доморощенные кулибины не ограничивались свистульками и лошадками. Подвижные «живые» поделки, которым несколько сот лет, можно увидеть сегодня в музее «Богородицкая игрушка». Не зная законов механики, исключительно по наитию и, благодаря собственной смекалки, создавали мастера этих курочек, клюющих зерно, зайцев, играющих на гармошке и медведей-кузнецов.

Деревянные фигурки вырезались из липы, спиленной за 3-5 лет до этого. Для работы в селе Богородицком изготавливались специальные ножи. Сегодняшнее развитие технологий позволяет любому желающему сделать оригинальные новогодние подарки под елку для своей детворы.

Начните изготовление поделки с чертежей. Можно значительно упростить конструкцию, лишив ее объемности, и вместо липы использовать фанеру. Самое трудное в сборке – это определить такое место крепления ног и лап, чтобы при перемещении планок медведь и кузнец точно попадали молотками по наковальне. Делается это опытным путем. Но если деревянные механические конструкции могли делать наши предки, то, наверное, и современным папам такое под силу.

Новогодние снежинки на елку

Для любого малыша самые запоминающиеся моменты праздника – это изготовление игрушек на елку своими руками. Очень легко сделать деревянные новогодние снежинки на елку из старых прищепок. Для этого:

  • выньте две половинки из пружины. Разверните обратной стороной и склейте ровными «спинками» 8 пар.
  • сложите из 4 склеенных половинок крест и склейте его в центре.
  • пристройте еще 4 вывернутые прищепки, приклеив их у основания.
  • новогодние снежинки на елку должны быть красивыми. Приклейте с обеих сторон кружочки из цветной бумаги или картона, посыпьте мишурой;
  • не забудьте привязать ниточку на новогодние игрушки, чтобы было удобнее вешать их на елку.

Сохрани к себе

www.toysew.ru

Музей Богородской игрушки — Мастер художественной резьбы по дереву Алексей

Мы с вами уже видели знаменитую богородскую игрушку на выставке в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве. Пора отправляться и в само подмосковное Богородское. Там находится фабрика, где делают эти игрушки, а при ней – музей. Опознать фабрику довольно легко: уже над воротами здесь стоят резные фигуры.

Деревянная скульптура встречает нас и во дворе фабрики – надо только присматриваться.

Музей расположен в самом комплексе фабрики. Так что смело внутрь,  где на двери написано «вход» — там уже вам объяснят, что и как.
Объяснят в том числе, что традиция деревянной резьбы в Богородском очень давняя.  Ею издавна украшали и вещи совершенно бытовые: коромысла, прялки и все такое прочее.

Когда здесь появились игрушки?  Нередко называют XVII век. Однако точную дату, конечно, назвать затруднительно. Музей при фабрике — тогда еще артели «Богородский резчик» — возник больше ста лет назад. Первоначально как ассортиментный кабинет – то есть собрание образцов для внутреннего пользования. Но впоследствии открылся и для публики. Здесь собраны произведения борогодских мастеров с XIX века и по сей день – всего в коллекции свыше трех тысяч экспонатов.

Начиналась богородская игрушка с персонажей и сюжетов бытового характера.

Разумеется, здесь присутствуют и солдатики.

Фигурки раннего времени в основном небольшие — традиционная игрушка была прежде всего ориентирована на детей. И вот здесь выделяется то обстоятельство, что игрушка движется – хотя вряд ли ее первые авторы смогли бы научно рассуждать о пользе развития микромоторики.

Здесь есть несколько технологий. Вот игрушка кнопочная – в движение она приходит при нажатии кнопки или клавиши на пьедестале. Тогда лиса попытается схватить Колобка, а медведь примется рубить полено.

Второй кинетический прием – баланс. Чтобы привести такую игрушку в действие, надо раскачать подвешенный снизу шарик. Так устроены классические богородские «курочки», клюющие зерно.

Здесь также возможны самые  разнообразные персонажи и сюжеты.

Наконец, самое классическое – «планочки». Так устроены знаменитые «Мужик и медведь», которые — если планки подвигать относительно друг друга —  по очереди бьют по наковальне.

Неслучайно именно эта игрушка стала эмблемой Богородской фабрики и красуется на ее фасаде. А в музее она представлена даже во вполне человеческий рост – маленькие посетители могут ощутить себя в роли одного из героев.

Вот еще вариант «планочной» игрушки.

И разновидность того же приема – здесь планки движутся по принципу гармошки.

Есть и более редкие способы приведения игрушек в движение. В основном это уже более крупные и детализированные композиции.

Тут мы уже переходим к своеобразному жанру «кабинетной скульптуры». Изначально тут были сельские сценки, экипажи, «чаепития». Но иногда и исторические персонажи.

Но все-таки главным героем богородской резьбы издавна был медведь. Иногда сам по себе, иногда вместе с человеком.

Но вот мы добираемся до витрин советского периода и видим сюжеты совсем иные.

Мужик и медведь представляют нам советский герб. А следующая сцена – «Декрет о земле».

Вообще Ленина довольно много и в разных вариациях и видах. Хотя в большом количестве экземпляров такие вещи все-таки не делались – в основном производились на заказ в качестве официальных подарков.

А вот эти «три богатыря» – на самом деле Фрунзе, Буденный и Котовский. И прочие Чапаевы и тачанки тоже присутствуют.

Но та же эпоха дает нам сказочные и литературные сюжеты.

А вот и юный Пушкин с Ариной Родионовной.

Что забавно – скульптуры, изображающие политиков, иной раз  заказывают богородским мастерам и сегодня. Мне называли, в частности, имена Путина и Лужкова. Жаль, но в музейной экспозиции их изображения не представлены.

Зато, разумеется, представлены не только по-прежнему во множестве производящиеся детские игрушки (где теперь заяц может появиться не только с барабаном, но и с ноутбуком), но и скульптура кабинетная. В основном сейчас это анималистика.

Тут есть и любопытные варианты горельефов.

Причем такая кабинетная скульптура вполне может доходить до размеров вполне парковых  — в полный медвежий рост.

Еще новшество последнего времени – появление религиозных сюжетов (все-таки Сергиев Посад  недалеко).

И конечно, показана сама технология ручной резьбы – разумеется, на примере мишек. Материалом служат мягкие породы дерева – в основном липа.

А вот и хозяйка музея Наталья Александровна, которая расскажет и все эти, и еще многие другие подробности.

Выходим на улицу – и еще раз рассматриваем установленные там парковые скульптуры. Сюжеты в основном сказочные. Ну, или «медвежьи».

А вот такими заиндевевшими стояли деревья по дороге в Богородское. Ну, подобного же зрелища в любое время не обещаю – зависит от погоды.

В принципе регулярно музей при богородской фабрике открыт по будням, до 17 часов. Однако, во-первых, можно заказать экскурсию и даже мастер-класс и по субботам – только делать это нужно заранее.

Во-вторых, в мае здесь, на территории фабрики, пройдет традиционный фестиваль – это 16-17-18 мая, то есть пятница, суббота и воскресенье. Фестиваль, разумеется, открыт для публики.

Ну, и в третьих, в музее всерьез подумывают о том, чтобы сделать субботу в принципе открытым экскурсионным днем. Будем ждать на сей счет информации.

Теперь как доехать.

Во-первых, попасть тем или иным способом в Сергиев Посад. Можно на автомобиле (что удобно, хотя чревато пробками на выезде из Москвы). Можно на электричке (которые, как выяснилось, ходят в направлении Сергиева Посада достаточно часто – ждать больше получаса в любое время дня, скорее всего, не придется).

Далее для автомобилистов: въехав в Сергиев Посад и двигаясь по главной дороге, не пропустите вскоре после оставшейся слева Лавры поворот налево же на Углич-Калязин.  Далее по схеме, представленной на сайте музея (а проще говоря, все время прямо, вплоть до поворота направо по огромному указателю «Загорская ГАЭС»).

Для тех же, кто едет общественным транспортом: прямо напротив железнодорожного вокзала в Сергиевом Посаде расположен автовокзал. Откуда можно доехать до Богородского автобусом либо маршруткой с одним и тем же номером 49. Маршрутка ходит чаще и едет быстрее. Автобус – реже и по расписанию (примерно раз в час). Вообще преимущество он имеет, пожалуй, только для регулярно ездящих местных жителей, у которых для него заведены проездные, а для однократной поездки маршрутка все-таки удобнее.

В любом случае ехать надо до конечной остановки. От которой немного пройти вперед по ходу движения (ориентир – здоровая красно-белая труба).  Официальный адрес фабрики – Богородское, д.79 Б (именно так, без улицы).

alexey-master.livejournal.com

Богородская игрушка — Путешествуем вместе

Когда была вырезана из липы первая игрушка в селе Богородском, точно никто не знает, однако существует легенда о том, что первую фигурку «Ауку» сделала для своих детей мама, что бы их позабавить. Позже куклу продали купцу, а он поставил ее в своей лавке для украшения, но игрушка тут же была куплена с выгодой для купца, после этого он заказал еще целую партию игрушек.

В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице-Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.

В ходе событий Смутного времени начала 17 века земли в центральной части Московского государства были разорены. Из 17 поселений, входивших в состав Богородицкой вотчины Троицы-Сергиева монастыря, возродились лишь 4, среди них Богородицкое, но уже как безхрамовая деревня.

В XV – XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Первоначально участие богородчан в игрушечном деле выражалось лишь в поделке мелких частей и фигурок, которые потом отвозились в Сергиев Посад для дальнейшей отделки. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали бельем игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы и других.

Старинный русский промысел сейчас переживает нелегкие времена. Но пока еще фабрика жива, можно побывать в музее Богородской игрушки и в очередной раз удивиться искусству русских резчиков и полной ненужности их мастерства.

Оригинал взят у superman2014 в В гостях у деревянной игрушки

В православном сердце России недалеко от города Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское — родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. К сожалению из-за большого количества китайских подделок этот уникальный народный промысел сейчас находится на гране вымирания. Сейчас купить настоящую Богородскую игрушку в Москве других городах практически невозможно, в основном продаются подделки, если в Советские годы на фабрике работали сотни мастеров, то сейчас всего 25 и всё что производится продаётся на месте. На фабрике есть музей посвященный истории Богородской игрушки, в музее можно познакомиться с историей возникновения промысла, с основными приемами и стадиями резьбы богородских резчиков.


В первом зале музея представлены игрушки и скульптуры сделанный мастерами до конца 20 века.

Во втором зале представлены работы современных мастеров начиная с 2000 года

Так же при желании здесь можно попробовать свои силы в росписи игрушек и увидеть процесс производства

С территории фабрики открывается неплохой вид на церковь Сергия Радонежского в Богородском

А через дорогу от фабрики находится памятник павшим в Великой Отечественной войне который украшен деревянным ангелом сделанный местными мастерами

Богородское — село старинное. Уже в XV — XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

В 1913 году мастера объединились в артель «Богородский резчик», была открыта профессионально-техническая школа, основной задачей которой была подготовка новых кадров — мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику.

К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном щепая и крашеная игрушка, матрешка. С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице — Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.

Пара советов как распознать подделку:
1) Богородская игрушка недолжна быть полностью покрыта краской, она должна быть закрашена только частично или вовсе некрашеной.
2) В нижней части игрушки должна стоять фирменный штамп и приклеена бирка с названием игрушки и координатами фабрики.


noveltour.livejournal.com

Последний из мастеров богородицкой игрушки

Виктор Потапов — единственный в России мастер, который владеет секретом изготовления старинной богородицкой игрушки. Благодаря его подвижничеству сегодня известны порядка 30 разных ее видов: коньки, утицы, тройки, седаки и т. д. Изготавливает изделия мастер из местной глины.

20 лет Виктор Потапов, краевед из Богородицка, занимается возрождением древних традиций богородицкой (городской) игрушки. Это глиняные свистульки в форме домашних животных и птиц с простой росписью. Их делали городские мастера Богородицка, откуда игрушка и получила свое название. Наиболее популярными были свистульки в виде конька и утицы.

К сожалению, каких-то подробных описаний как выглядела эта игрушка, а тем более технологии ее создания или росписи, практически не осталось, и она не получила столь широкой известности, как, например, традиционная игрушка. Поэтому мастеру в основном приходилось черпать информацию из личных воспоминаний детства и кратких упоминаний в разных исторических источниках.

— Формы игрушек в виде лошадок и птиц появились не случайно, — говорит Виктор Потапов. — В язычестве, а ориентировочно тогда появились первые игрушки-свистульки, большое значение придавалось разным символам. Часто они были тесно связаны именно с коньком и водоплавающей птицей. Отсюда и пошли глинянные коньки и утицы. Но, что еще интересно, в Богородицке игрушку-свистульку никогда не называли лошадкой, только — коньком, что тоже считается ее отличительной чертой.

Свои изделия мастер делает на основе традиционной игрушки. Использует местную глину, которой всегда был богат его родной город. Существует три разновидности этого материала: белая, серая и черная, и каждая прекрасная подходит для работы.

— Чтобы игрушка засвистела, в процессе лепки в ней создается вакуум, — поясняет мастер. — От того, каким он получится и зависит звук, издаваемый свистулькой.

Сейчас в коллекции богородицкого мастера собрано 30 видов игрушек: от конька и утицы, до разных седаков, троек и птиц счастья. А недавно, к 200-летию Куликовскй битвы, Виктор Потапов создал еще одну игрушку — «Поединок».

Фото предоставлены Богородицким центром народного творчества

www.samsmasteril.ru

Богородская резьба. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

ГДЕ КУПИТЬ?

Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Богородской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА».

Предание

Аука

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь.

Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».

Татыга

Но есть и другая версия, другая легенда, в которой — главный герой Татыга, глухонемой мастер.

Это было еще в четырнадцатом веке… Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой.

Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра.

И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». Об этом рассказывает легенда.

Другая легенда говорит нам т об иной отправной точке в истории посадских игрушек. По преданию, в Сергиевом Посаде жил глухонемой мастер по прозвищу Татыга, который однажды вырезал куклу из липы и продал ее для украшения в лавку купца, что торговал у стен монастыря кушаками, рукавицами и прочей надобностью.

Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь «потешный» промысел.

Дата возникновения

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву.

Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Но эти сведения не точны. 

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Шедевры

Уже на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврами народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставший своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

Кустарный музей

В Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу.

В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.

«План» и «вал»

Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной.

С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия.

Особенности промысла

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»). Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.

Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

ru.russianarts.online

Советы рукодельницам