Лабораторные работы к курсу «Биология» 6 класс

Содержание

Лабораторные работы

к курсу «Биология 6 класс»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: “Знакомство с цветковым растением. Споры папоротника”

Цель: познакомиться с внешним строением цветкового растения, научиться распознавать его вегетативные и репродуктивные органы. Ознакомиться с внешним видом спор

Оборудование: 1) растение пастушья сумка,

2) лупа.

3) белый лист бумаги

4) лист папоротника или рисунок

Ход работы:

1. Рассмотрите растение пастушью сумку.

2. Найдите:

– корень и побег, определите их размеры;

– цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;

3.Рассмотрите лист папоротника

– Найдите на нижней поверхности листа коричневые выросты

– Потрясите им над листом бумаги

– Рассмотрите споры. Зарисуйте их.

Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растения; пользуясь текстом учебника, подпишите вегетативные органы синим цветом, а генеративные – красным.

Вывод: Что такое побег? Почему папоротник называют высшим споровым растением?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: “Приготовление микропрепарата кожицы лука”

Цель: научиться готовить временные микропрепараты,

закрепить умение пользоваться микроскопом.

Оборудование: 1) микроскоп;

2) предметное и покровное стекла;

3) флакон с водой;

4) луковица.

Ход работы:

1. На предметное стекло капните каплю воды.

2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.

Оформление результатов:

зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.

Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно…

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: “Строение семян фасоли и пшеницы”

Цель: познакомиться со строением семян однодольных и двудольных растений, научиться их сравнивать

Оборудование: 1) проросшие семена фасоли;

2) микроскоп, лупа;

3) микропрепарат “Зерновка пшеницы”.

Ход работы:

1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму; снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку, пользуясь рисунком в учебнике.

2. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат “Зерновка пшеницы”; найдите, пользуясь учебником, части зерновки: покров, эндосперм, зародыш.

Оформление результатов:

зарисуйте семя фасоли и зерновку пшеницы в тетрадь, подпишите их части: одинаковые – синим цветом, а различные – зеленым.

Сделайте вывод, сравнив эти семена и ответив на вопрос: почему пшеницу относят к однодольным растениям, а фасоль – к двудольным?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: “Строение корня. Типы корневых систем”

Цель: познакомиться с внешним строением корня, научиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их

Оборудование: 1) проросшие семена тыквы;

2) лупа;

3) гербарные материалы растений с разными типами корневых систем.

Ход работы:

1. Рассмотрите корень проросшего семени с помощью лупы, найдите разные виды корней.

2. Рассмотрите растения на гербарных листах, определите типы корневых систем у этих растений.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте виды корней у проросшего семени и подпишите их.

2. Заполните таблицу:

Название растения

Тип корневой системы

   

Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: “Знакомство с расположением и строением почек”

Цель: познакомиться с расположением почек на стебле, их внешним и внутренним строением, научиться сравнивать их

Оборудование: 1) побег с почками или рисунок

2) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите побег, найдите верхушечную и пазушные почки.

2. Отделите от побега одну почку, пользуясь лупой и текстом учебника, найдите почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточные листья.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте и подпишите расположение почек на стебле.

2. Сделайте схематический рисунок почки, подпишите ее части.

Сделайте вывод, в котором сравните вегетативную и генеративную почку и обоснуйте, почему почку называют зачаточным побегом.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: “Строение корневища, клубня, луковицы”

Цель: изучить строение видоизмененных подземных побегов, научиться приводить аргументы и делать выводы, производя доказательство

Оборудование: 1) гербарный лист с корневищным растением;�/font>

2) клубень картофеля;

3) луковица лука;

4) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.

3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и листья.

Оформление результатов:

зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите их части.

Сделайте вывод, в котором докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизменённые побеги.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

по теме: “Строение мхов”

Цель: познакомиться с внешним и внутренним строением зеленых и белых мхов, научиться их сравнивать

Оборудование: 1) гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум;

2) лупа и микроскоп;

3) микропрепарат “Спорангий кукушкиного льна”.

Ход работы:

1. Изучите особенности строения кукушкиного льна на гербарном листе и под микроскопом.

2. Рассмотрите сфагнум.

Оформление результатов:

зарисуйте оба мха в тетрадь и подпишите их части.

Сделайте вывод, сравнив строение кукушкиного льна и сфагнума.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

по теме: “Сравнительная характеристика сосны и ели”

Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны и ели научиться их сравнивать

Оборудование: 1) гербарные листы с побегами сосны и ели;

2) шишки этих растений;

3) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите внешний вид побегов сосны и ели, определите, как располагается хвоя у этих деревьев, сравните ее размеры и окраску.

2. Рассмотрите шишки и сравните их.

Оформление результатов:

сделайте рисунки побегов и шишек, заполните таблицу:

Растения

Хвоя

Шишки

длина

окраска

расположение

на ветке

продолжитель-

ность жизни

размеры

плотность

сосна

           

ель

           

Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

по теме: “Определение растений из разных семейств”

Цель: научиться пользоваться определительной карточкой, закрепить умение выявлять у растений особенности их строения

и доказывать принадлежность растений к определённому классу

Оборудование: 1) определительные карточки;

2) гербарные листы с растениями из разных семейств

3) лупа.

Ход работы:

После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.

Оформление результатов:

сделайте в тетради краткие записи этапов определения растения и напишите название этого растения.

Сделайте вывод, указав к какому классу относится это растение. Докажите принадлежность данного растения к этому классу.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

по теме: “Знакомство с грибами”

Цель: познакомиться со строением шляпочных, плесневых грибов и дрожжей, научиться сравнивать их и делать выводы.

Оборудование: 1) набор картинок шляпочных грибов;

2) микропрепарат “Плесень мукор”;

3) культура дрожжей;

4) микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.

Ход работы:

1. Рассмотрите набор картинок шляпочных грибов, разделите их на пластинчатые и трубчатые.

2. Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике – пеницилл.

3. Приготовьте и рассмотрите микропрепарат дрожжей.

Оформление результатов:

1. Выпишите в тетрадь названия пластинчатых и трубчатых грибов. Напишите их сходства и различия.

2. Зарисуйте мукор и пеницилл. Напишите их сходства и различия.

3. Зарисуйте дрожжевую клетку.

Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных, плесневых грибов и дрожжей.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Лабораторные работы по биологии 6 класс


Просмотр содержимого документа

«Лабораторная работа Строение вегетативной и генеративной почек 6 класс»

Лабораторная работа.

Строение вегетативной и генеративной почек

Цели: показать особенности строения вегетативной и генеративной почек растения, сравнить строение вегетативной и генеративной почек растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: живые побеги сирени, бузины, клена, каштана, лупа, пинцет, препаровальная игла, скальпель.

Ход работы:

1. Рассмотрите расположение почек на побеге. Найдите боковые и верхушечную почку. Какое расположение имеют почки?

2. Оторвите одну из боковых почек побега. Аккуратно снимите с нее почечные чешуи подсчитайте их количество.

3. Аккуратно разрежьте боковую почку вдоль. Рассмотрите зачаточные листья и зачаточный стебель. Подсчитайте количество зачаточных листьев. Какая это почка – вегетативная или генеративная?

4. Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение почки. Подпишите, что это за почка? Подпишите ее основные части.

5. Рассмотрите верхушечную почку побега. Подсчитайте количество почечных чешуй.

6. Аккуратно разрежьте почку вдоль. Найдите зачаточный стебель, зачаточные листья, зачатки цветков. Сколько зачаточных листьев вы видите? Какая это почка – вегетативная или генеративная?

7. Зарисуйте внешний вид и внутренне строение почки. Подпишите, что это за почка? Подпишите ее основные части.

8. Сравните увиденные вами почки, сделайте вывод о сходствах и различиях этих почек. Как они связаны с выполняемыми ими функциями?


Просмотр содержимого документа

«Лабораторная работа на тему Внешнее строение простого листа 6 класс»


Просмотр содержимого документа

«Лабораторная работа на тему Внешнее строение семя фасоли 6 класс»


Просмотр содержимого документа

«Лабораторная работа на тему Знакомство с типичными представителями семейства розоцветные на примере шиповника 6 класс»

Лабораторная работа .

Знакомство с типичными представителями семейства розоцветные на примере шиповника

Цели: познакомиться с типичными представителем семейства розоцветные на примере распространенного местного вида -шиповника; научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры побегов шиповника с цветками, влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветков шиповника, засушенные или предварительно размоченные плоды шиповника, коллекции плодов растений семейства розоцветные, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, препаровальный нож, пинцет, лупа.

Ход работы:

1.    Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов этого растения.

2.    Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), какими особенностями он обладает?

3.    Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный), тип листорасположения. Найдите прилистники и рассмотрите их

4.    Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

5.    Рассмотрите цветок шиповника (влажный препарат цветка) и определите, к какому типу он относится (правильный или неправильный).

6.    Найдите чашечку и определите количество чашелистиков. Являются ли они сросшимися? Как называется такая чашечка?

7.    Рассмотрите венчик и определите количество лепестков.   Являются ли они сросшимися? Как называется такой тип венчика?

8.    Рассмотрите главные органы цветка при помощи лупы. Определите количество тычинок и пестиков.

9.    Аккуратно разрежьте цветок вдоль препаровальным ножом. Обратите внимание на характер цветоложа и на расположение на нем частей цветка.

10.    Зарисуйте внешний вид и внешнее строение цветка шиповника, укажите его основные части.

11.    Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по возможности составьте диаграмму цветка.

12.    Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Аккуратно разрежьте его препаровальным ножом и рассмотрите его внутреннее строение. Обратите внимание, где расположены плоды-орешки шиповника. Из каких частей цветка они сформировались? Сравните плод шиповника с плодами с плодами из коллекции определите тип плода.

13.    Зарисуйте внешний вид и строение плода шиповника, подпишите плод и укажите его основные части.

14.    Обобщите полученные результаты и на их основании сделайте вывод о принадлежности растения к семейству розоцветные.


Просмотр содержимого документа

«Лабораторная работа на тему Изготовление микропрепарата мякоти плода томата(арбуза), изучение его с помощью лупы. 6 класс»

Лабораторная работа.

Изготовление микропрепарата мякоти плода томата (арбуза), изучение его с помощью лупы

Цель: рассмотреть общий вид растительной клетки, научиться изображать рассмотренный микропрепарат, продолжить формировать навык самостоятельного изготовления микропрепаратов.

Оборудование: лупа, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, кусочек плода арбуза или томата.

Ход работы:

1. Разрежьте помидор (или арбуз), при помощи препаровальной иглы возьмите кусочек мякоти и положите его на предметное стекло, пипеткой капните каплю воды. Разомните мякоть до получения однородной кашицы. Накройте препарат покровным стеклом. Удалите излишек воды при помощи фильтровальной бумаги.

2. Рассмотрите изготовленный вами препарат при помощи лупы. Вы видите зернистую структуру. Это и есть клетки.

3. Зарисуйте в тетради, что вы увидели. Подпишите рисунок. Не забудьте указать, при каком увеличении вы рассматривали препарат.

4. Сделайте вывод о том, что мякоть плода томата (арбуза) состоит из клеток, укажите форму этих клеток.


Просмотр содержимого документа

«Лабораторная работа на тему Ознакомление с устройством микроскопа и овладение приемами пользования им. 6 класс»

Лабораторная работа.

Ознакомление с устройством микроскопа и овладение приемами пользования им

Цель: познакомить учащихся с устройством светового микроскопа, научить пользоваться микроскопом, изготавливать временный препарат.

Оборудование: микроскоп, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, кусочек ваты, нитка, волос или другие объекты для рассматривания.

Ключевые слова и понятия: микроскоп, штатив, тубус, окуляр, объективы – малый и большой, револьверная головка, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, диафрагма, зеркало, подставка, микропрепарат.

Ход работы:

1. Рассмотрите микроскоп. Рассмотрите рисунок микроскопа в учебнике и найдите его основные части: штатив, тубус, окуляр, объективы – малый и большой, револьверную головку, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, диафрагму, зеркало, подставку. Ознакомьтесь с функциями каждой из частей микроскопа.

2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект. Для этого посмотрите на числа, выгравированные на окуляре и объективе, и перемножьте их. Например, на окуляре выгравировано х7, а на объективе х20. Соответственно 20*7=140. Это значит, что исследуемый объект будет увеличен в 140 раз. Какое минимальное и максимальное значение увеличение дает ваш микроскоп? Заполните таблицу.

Увеличение

Объектива

Окуляра

Суммарное

Минимальное

Максимальное

3. При помощи зеркала направьте свет в отверстие предметного столика. Посмотрите в окуляр и убедитесь, что зрительное поле освещено достаточно.

4. Возьмите предметное и покровное стекла, протрите их мягкой салфеткой. На предметное стекло капните каплю воды и положите в нее кусочек ваты (кусочек нитки или волос). Накройте сверху препарат покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха. Промокните фильтровальной бумагой. Положите готовый микропрепарат на предметный столик так, чтобы исследуемый объект оказался над центром отверстия. Зажимами укрепите предметное стекло на предметном столике.

5. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении. Какие значения должны быть у объектива и окуляра в этом случае? При помощи регулировочного винта найдите такое положение предметного столика, при котором ваш микропрепарат будет виден наиболее четко. Будьте осторожны, так как сильно подняв предметный столик, можно раздавить стекло.

6. Рассмотрите микропрепарат при максимальном увеличении.

7. Зарисуйте микропрепарат при минимальном и максимальном увеличении. Подпишите название препарата и во сколько раз увеличен объект.


Просмотр содержимого документа

«Лабораторная работа на тему Ознакомление со споровым растением. 6 класс»

Лабораторная работа . 

Ознакомление со споровым растением     

Цель: ознакомиться с внешним видом спорового растения, рассмотреть споры папоротника и их расположение на растении.

Оборудованиезасушенный лист папоротника со спорангиями, гербарий папоротника с корневищами и придаточными корнями; лупа, препаровальная игла, лист белой бумаги.

Засушить листья папоротника со спорангиями необходимо заранее. Найти папоротник можно в лесу. В наших лесах чаще всего встречается папоротник щитовник.

Ход работы:

1.    Рассмотрите гербарий папоротника. Найдите у него корневище, придаточные корни. Найдите вайи (листья). Обратите внимание, что это не стебель с листьями, а отдельный лист. На главном черешке находятся перистые листочки. Зарисуйте внешнее строение папоротника, подпишите все органы.

2.    Рассмотрите лист папоротника. На нижней, «изнаночной», поверхности листа найдите коричневые выросты. Это сорусы – скопления спорангиев. В них находятся споры. Спора – специализированная клетка, которая служит для размножения и расселения. Зарисуйте лист с сорусами.

3.     Потрясите лист над белой бумагой. Из спорангиев высыпались  споры.  Рассмотрите споры под лупой. Попробуйте измерить их размер (примерно в долях миллиметра). Зарисуйте их.

4.     Сделайте вывод о том, что растение относится к высшим споровым растениям. Вывод обоснуйте.

      Сравните внешнее строение цветкового растения и папоротника. Сделайте вывод, в котором укажите черты сходства и различия этих двух групп растений.


Просмотр содержимого документа

«Лабораторная работа на тему Ознакомление со строением высшего спорового растения на примере папоротника 6 класс»

Лабораторная работа .

Ознакомление со строением высшего спорового растения на примере папоротника.

Цели: ознакомиться с внешним видом высшего спорового растения на примере папоротника, рассмотреть споры папоротника и их расположение на растении; продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: засушенный лист папоротника со спорангиями или лист папоротника, растущего в кабинете биологии, гербарий папоротника с корневищами и придаточными корнями; лупа, препаровальная игла, лист белой бумаги, готовый микропрепарат «сорус папоротника».

Засушить листья папоротника со спорангиями необходимо заранее. Найти папоротник можно в лесу. В наших лесах чаще всего встречается папоротник щитовник.

Ход работы:

1.    Рассмотрите гербарий папоротника. Найдите у него корневище, придаточные корни. Найдите вайи (листья). Обратите внимание, что это не стебель с листьями, а отдельный лист. На главном черешке находятся перистые листочки. Зарисуйте внешнее строение папоротника, подпишите все органы.

2.    Рассмотрите лист папоротника. На нижней, «изнаночной» поверхности листа найдите коричневые выросты. Это сорусы – скопления спорангиев. В них находятся споры. Вспомните , что такое спора? Зарисуйте лист с сорусами.

3.     Потрясите лист над белой бумагой. Из спорангиев высыпались  споры.  Рассмотрите споры под лупой. Попробуйте измерить их размер (примерно в долях миллиметра). Зарисуйте их.

4.    Рассмотрите готовый микропрепарат «сорус папоротника» при помощи лупы. Найдите спорангии со спорами.

5.    Зарисуйте строение соруса папоротника.

6.     Сделайте вывод о том, что растение относится к высшим споровым растениям. Вывод обоснуйте.

 


Просмотр содержимого документа

«Лабораторная работа на тему Определение растений семейства крестоцветные по определительным карточкам 6 класс»

Лабораторная работа . 

Определение растений семейства крестоцветных по определительным карточкам

Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дика, желтушник левкойный, гулявник лекарственный, икотник серозеленый, пастушья сумка обыкновенная, ярутка полевая, горчица белая, клоповник сорный), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.

Ход работы:

1.    Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.

2.    Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.

3.    Следуя инструкциям, по определительной карточке определите, что это за растение.

4.    С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

5.    Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

multiurok.ru

ГДЗ по Биологии за 6 класс В.В. Пасечник.

Решебники, ГДЗ

  • 1 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Природоведение

    • Основы здоровья

    • Музыка

    • Окружающий мир

  • 2 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Украинский язык

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Природоведение

    • Основы здоровья

    • Музыка

    • Окружающий мир

    • Технология

  • 3 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Украинский язык

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Музыка

    • Окружающий мир

    • Испанский язык

  • 4 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Украинский язык

    • Немецкий язык

megaresheba.ru

Лабораторная работа № 1 по биологии (6 класс)

Лабораторная работа № 1

Тема: Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов.

Цель: Рассмотреть внешнее строение споровых и семенных растений.

Оборудование: Лупа ручная, гербарий растений.

Техника безопасности:

  1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.

  2. Работай с инструментом аккуратно, не допускай падения.

  3. После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.

Ход работы:

Задание 1. Знакомство со споровыми растениями

  1. Рассмотрите растение и лист папоротника

  2. Укажи, какими цифрами обозначены листья, корневища, споры

  1. _____________________

  2. _____________________

  3. _____________________

  1. Сделайте вывод, почему папоротник споровое растение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис. 1. Папоротник — высшее споровое растение.

2

1

3

Задание 2. Знакомство с цветковым растением

2

Рассмотрите цветковое растение (пастушья сумка).

  1. Найдите у него корень, стебель, лист, цветок.

  1. _______________________________

  2. _______________________________

  3. _______________________________

  4. _______________________________

  5. _______________________________

1

2

5

3

4

1

Сделайте вывод, почему пастушья сумка, томат, сосна обыкновенная семенные растения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Справка

Растения различаются по происхождению (дикорастущие и культурные), по длительности жизни (однолетние и многолетние), по внешнему облику (жизненные формы), по сложности строения тела (высшие и низшие) и по размерам тела. Большинство из них имеет зеленый цвет. Благодаря наличию хлорофилла все они способны на свету образовывать органические вещества и выделять кислород. Все растения — организмы. Семенные и споровые растения — это представители царства растений. Растения, размножающиеся спорами, называются споровыми. Растения, образующие семена, называются семенными.

Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.

infourok.ru

Лабораторные работы (биология, 6 класс) – УчМет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная
школа № 4»

Лабораторные работы
по разделу

«Основные отделы
царства растений»

6 класс

Составитель: Петрова Ольга Яковлевна,

учитель биологии

МБОУ
«Лянторская СОШ № 4»

Введение

В системе обучения предметам
естественнонаучного цикла лабораторные
работы занимают одно из важнейших мест.
Практическая деятельность позволяет
формировать у учащихся целостные
представления об окружающем мире, умение
четко устанавливать причинно-следственные
связи между объектами и явлениями. В
первую очередь, это обусловлено тем,
что при выполнении учащимися лабораторного
практикума происходит формирование и
развитие умений и навыков экспериментального
изучения живой природы, глубокого
проникновения в закономерности ее
существования.

Основы формирования умений и
навыков выполнения лабораторных и работ
по биологии закладываются с 5 класса.

В ходе обучения учащиеся должны
овладеть следующими умениями:

-пользоваться увеличительными
приборами, готовить микропрепараты и
работать с ними;

-распознавать органоиды клетки,
узнавать основные формы цветкового
растения, распознавать органы и системы
органов изученных организмов;

– проводить наблюдения в природе
за сезонными изменениями, вести
фенологический дневник;

– составлять простейшие цепи
питания.

Основными задачами лабораторного
практикума по биологии являются развитие
исследовательской культуры учащихся,
их устойчивого познавательного интереса
к изучению биологии.

Лабораторные
работы.

1. «Знакомство с водорослями».

2. «Строение мхов».

3. «Строение папоротникообразных».

4. «Споры папоротника».

5. «Сравнительная характеристика
сосны и ели».

6. «Определение растений из
разных семейств».

«Основные
отделы царства растений» , 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА № 1

по
теме: «Знакомство с водорослями».

Цель:
познакомиться с особенностями строения
водорослей,

научиться
устанавливать взаимосвязь между
строением и функцией

Оборудование:
1) вода из аквариума с одноклеточными
зелеными водорослями;

2) предметное и покровное стекла,
пипетка;

3)
микроскоп;

4)
микропрепарат «Спирогира»;

5)
гербарные листы с бурыми и красными
водорослями.

Ход
работы:

1.
Приготовьте микропрепарат из зацветшей
аквариумной воды, рассмотрите его под
микроскопом, найдите хламидомонаду.

2.
Рассмотрите под микроскопом спирогиру.

3.
Рассмотрите на гербарных листах бурые
и красные водоросли.

Оформление
результатов:

зарисуйте
увиденные вами водоросли в тетрадь,
подпишите их части.

Сделайте
вывод, перечислив все части клеток
водорослей и указав их значение.

Рис.1
Спирогира Рис.2
Красные и бурые водоросли

«Основные отделы царства растений»
, 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по
теме: «Строение мхов».

Цель:
познакомиться с внешним и внутренним
строением зеленых и белых

мхов,
научиться их сравнивать

Оборудование:
1) гербарные листы с растениями кукушкин
лен и сфагнум;

2)
лупа и микроскоп;

3)
микропрепарат “Спорангий кукушкиного
льна”.

Ход
работы:

1.
Изучите особенности строения кукушкиного
льна на гербарном листе и под микроскопом.

2.
Рассмотрите сфагнум.

Оформление
результатов:

зарисуйте
оба мха в тетрадь и подпишите их части

Сделайте
вывод, сравнив строение кукушкиного
льна и сфагнума.

Рис.1 Кукушкин
лен Рис.2 Сфагнум

«Основные отделы царства растений»

ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА № 3

по
теме: «Строение папоротникообразных».

Цель:
познакомиться со строением папоротника,
хвоща и плауна,

научиться
выявлять их особенности

Оборудование:
1) гербарные листы с папоротниками,
хвощами и плаунами;

2)
лупа и микроскоп;

3)
микропрепарат “Сорус папоротника”.

Ход
работы:

1.
Рассмотрите папоротник на гербарном
листе и под микроскопом, отметьте
особенности его листьев, стебля, корневища
и корней.

2.
Рассмотрите гербарные листы с хвощом
и плауном, отметьте особенности их
листьев, стеблей, колосков со спорами.

Оформление
работы:
сделайте рисунки в тетради.

Сделайте
вывод об особенностях строения
папоротникообразных по сравнению с
мхами.

Рис.1
Плаун, хвощ и папоротник.

«Основные отделы царства растений»
, 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА № 4

по
теме: «Споры папоротника».

Цель
работы:
ознакомить учащихся с внешним
строением листа спорового растения
папоротника и его спорами.

Оборудование:

  1. цифровые
    микроскопы;

  2. лист
    папоротника;

  3. препаровальная
    игла;

  4. инструктивная
    карточка.

Инструктивная карточка.

Ход
работы.

1.Включить
компьютер и запустить программу работы
с цифровым микроскопом.
2.Рассмотреть
лист папоротника, найти на нижней
поверхности листа коричневые выросты.
3.Поместить лист под микроскоп при
увеличении 10*, используя верхнее
освещение.
4.Сделайте
фотографию.
5.Переведите микроскоп
на увеличение 60*.
6.Рассмотрите
спорангий папоротника и сделайте его
фотографию.

Обработка
результатов исследования.

1. Перейдите в
коллекцию рисунков.
2. Поместите на
один рисунок лист папоротника при
увеличении 10* и сорус при увеличении
60*.
3. Сделайте подписи:

4.Сохраните
рисунок в своей папке под названием
“Лист папоротника”.

Пример оформления практической работы:

«Основные отделы царства растений»
, 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА № 5

по
теме: «Сравнительная характеристика
сосны и ели».

Цель:
изучить внешний вид побегов и шишек
сосны и ели

научиться
их сравнивать

Оборудование:
1) гербарные листы с побегами сосны и
ели;

2)
шишки этих растений;

3)
лупа.

Ход
работы:

1.
Рассмотрите внешний вид побегов сосны
и ели, определите, как располагается
хвоя у этих деревьев, сравните ее размеры
и окраску.

2.
Рассмотрите шишки и сравните их.

Оформление
результатов:

сделайте
рисунки побегов и шишек, заполните
таблицу:

Растения

Хвоя
Шишки

длина

окраска

расположение

на
ветке

продолжитель-

ность
жизни

размеры

плотность

сосна

ель

Сделайте
вывод об особенностях внешнего
строения голосеменных растений по
сравнению с папоротникообразными.

Рис.1Сосна
обыкновенная
Рис.2 Ель европейская

«Основные отделы царства растений»
, 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по
теме: «Определение растений из разных
семейств».

Цель:
научиться пользоваться определительной
карточкой,

закрепить
умение выявлять у растений особенности
их строения

и
доказывать принадлежность растений к
определённому классу

Оборудование:
1) определительные карточки;

2)
гербарные листы с растениями из разных
семейств;

3)
лупа.

Ход
работы:

После
подробного пояснения учителем, пользуясь
определительной карточкой, назовите
растение на предложенном вам гербарном
листе.

Оформление
результатов:

сделайте
в тетради краткие записи этапов
определения растения и напишите название
этого растения (заполните таблицу).

Таблица
№1 «Характеристика растений из разных
семейств».

Название
семейства, растения

Название
класса

Формула
цветка

Соцветие

Плод

Расположение
листьев

1.

2.

3.

4.

Сделайте
вывод, указав к какому классу
относится это растение.

Докажите
принадлежность данного растения к этому
классу.

www.uchmet.ru

Лабораторные работы. Биология 6 класс ФГОС

Формы и средства контроля (Приложение № 1)

№ п/п

Вид работы

Тема

1.

Лабораторная работа № 1. Тестирование.

Увеличительные приборы

2

Лабораторная работа № 2 Тестирование.

Строение растительной клетки

3

Лабораторная работа № 3 Тестирование.

Химический состав клетки

4

Лабораторная работа № 4 Тестирование.

Ткани растений

5

Лабораторная работа № 5 Тестирование.

Строение семян

6

Лабораторная работа № 6 Тестирование.

Строение корневого волоска

7

Лабораторная работа № 7 Тестирование.

Строение и расположение почек на стебле

8

Лабораторная работа № 8 Тестирование.

Морфология листа

9

Лабораторная работа № 9 Тестирование.

Внутреннее строение побега

10

Лабораторная работа № 10 Тестирование.

Строение цветка

11

Лабораторная работа № 11 Тестирование.

Типы плодов

12

Лабораторная работа № 12 Тестирование.

Строение зелёных водорослей

13

Лабораторная работа № 13 Тестирование.

Строение мха

14

Лабораторная работа № 14 Тестирование.

Внешнее строение споровых растений

15

Лабораторная работа № 15 Тестирование.

Строение побега хвойного растения

16

Лабораторная работа № 16 Тестирование.

Строение шиповника

17

Лабораторная работа № 17 Тестирование.

Строение пшеницы

18

Лабораторная работа № 18 Тестирование.

Строение грибов

Лабораторная работа 1 Увеличительные приборы

Цель работы: познакомиться с различными увеличительными при­борами, сравнить их силу увеличения.

Оборудование: ручная лупа, световой микроскоп, лист герани, мик­ропрепарат растительной ткани.

Правила работы с микроскопом

1. Переносить микроскоп только двумя руками.

2. Размещать микроскоп на 5—10 см от края стола.

3. Настроить микроскоп на свет и далее не сдвигать с места.

4. Поместить микропрепарат на предметный столик микроскопа и закрепить его зажимами.

5. Опустить тубус до упора, медленно поднимать его винтами, пока не появится чёткое изображение.

6. После работы убрать микропрепарат, микроскоп поместить в футляр.

Ход работы

Действия

1. Рассмотрите устройство ручной лупы. При помощи ручной лупы рассмотрите внешнее строение листа герани, сделай­те рисунок

2. При помощи ручной лупы рассмотри­те микропрепарат тканей листа, запи­шите свои наблюдения

3. Рассмотрите устройство светового ми­кроскопа. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом

6. Сделайте вывод

Выполните задания

Задание 1. Выпишите номера правильных суждений.

1. При помощи ручной лупы можно рассмотреть клетки листа.

2. Окуляр — это часть тубуса, которая прилегает к микропрепарату.

3. Микроскоп имеет большее увеличение, чем лупа.

4. Штативную лупу удобно держать в руке.

5. Объектив микроскопа содержит линзы.

6. Под микроскопом можно рассматривать тонкие срезы тканей.

7. Настраивая на резкость, тубус следует поднять до упора.

Задание 2. Установите соответствие между определениями и термина­ми. Ответы впишите в приведённую ниже таблицу.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Увеличительный прибор

2. Тонкий срез ткани

3. Нижняя часть тубуса

4. Линза, обращённая к глазам

5. Основная часть живого организ­ма

ТЕРМИНЫ

А. Окуляр

Б. Объектив

В. Микроскоп

Г. Микропрепарат

Д. Клетка

1

2

3

4

5

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Какие увеличительные приборы вам известны?

2*. Какие из них можно использовать в быту? С какими целями?

3*. Каким образом можно навести резкость изображения в микро­скопе?

4**. Какова, на ваш взгляд, функция штатива в устройстве микро­скопа?

5**. Людям каких профессий необходимы увеличительные прибо­ры? Для чего?

Лабораторная работа № 2 Строение растительной клетки

Цель работы:

Оборудование:

Методика приготовления микропрепарата

1. Протереть салфеткой предметные и покровные стекла.

2. В каплю воды или раствора йода на предметном стекле поме­стить кусочек объекта исследования.

3. Накрыть покровным стеклом и крепко прижать, выдавливая пузырьки воздуха.

4. Оттянуть излишки воды из-под покровного стекла фильтроваль­ной бумагой.

Ход работы

Действия

1. Подготовьте микроскоп к работе. Приготовьте микропрепарат кожи­цы чешуи лука

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Сделайте рисунок ко­жицы чешуи лука под микроскопом

3. Сделайте вывод о строении клет­ки кожицы чешуи лука

Выполните задания

Задание 1. Найдите одно лишнее слово в каждой строчке и подчеркни­те его одной чертой.

1. Оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко.

2. Зелёные пластиды, красно-оранжевые пластиды, синие пласти­ды, бесцветные пластиды.

3. Лейкопласты, хлоропласты, хлорофилл, хромопласты.

Задание 2. Вставьте пропущенные слова в предложения.

1. В цитоплазме клетки содержатся небольшие тельца,———–

которых нет в животной клетке.

2. Благодаря____________в клетку свобод­но проникает солнечный свет.

3. Тягучее и бесцветное вещество, заполняющее клетку, называется________________.

4. Водянистая жидкость с растворёнными веществами называется ____________________ и содержится в___________________.

5. Хлоропласты имеют_________ цвет, так как они содержат _______.

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Какие части клетки видны на приготовленном микропрепарате?

2*. Какую форму имеют клетки под микроскопом?

3*. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при при­готовлении микропрепаратов?

4**. Какой тип пластид содержится в клетках приготовленного микропрепарата? Почему вы так считаете?

5. Как вы думаете, есть ли в клетках вашего микропрепарата ми­тохондрии? Почему?

Лабораторная работа № 3 Химический состав клетки

Цель работы:

Оборудование:

Справочный материал

К группе органических веществ относятся белки, жиры и углеводы. В клетках семян эти вещества откладываются в запас. Особенно много в них накапливается углеводов и жиров.

Основной запасной углевод растений — крахмал. В присутствии раствора йода крахмал приобретает фиолетовую окраску.

Также в семенах содержится белок клейковина. Он получил своё название за свой внешний вид и качество. Именно благодаря наличию клейковины в сортах твёрдой пшеницы из неё изготовляют макароны высшего качества.

В семенах масличных культур накапливается очень много жира. Из семян таких растений получают растительные масла.

Ход работы

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

1. В стакане с водой промойте тес­то, завёрнутое в марлю. Затем добавьте в воду немного раствора иода

2. Рассмотрите остаток теста на марле, опишите его

3. Раздавите на бумаге семя под­солнечника

4. Сделайте вывод о составе семян

Выполните задания

Задание 1. Выпишите номера правильных суждений____________

1. В состав мембран входят почти все органические вещества.

2. Минеральные соли придают растительной клетке окраску.

3. Клейковина — это растительный белок.

4. Семена подсолнечника содержат большое количество крахмала.

5. Углеводы — это источник энергии для клетки.

Задание 2. Проверьте свои знания.

1*. Какие химические вещества входят в состав семян?

2*. К какой группе химических веществ относят эти вещества?

3*. Если на срез клубня картофеля капнуть раствор йода, образует­ся фиолетовое пятно, о чём это говорит?

4**. Почему химический состав клеток можно изучить на примере состава семян?

5**. Почему для обнаружения жира в составе клеток взяли семена подсолнечника?

Лабораторная работа № 4 Ткани растений

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

Рассмотрите готовые микропрепараты

растительных тканей, выделите их главные отличительные признаки, сде­лайте рисунки

Образовательная ткань

Покровная ткань

Основная ткань

Проводящая ткань

Механическая ткань

Сделайте вывод

Выполните задания

Задание 1. Выпишите номера правильных суждений

1. Стебель растёт вверх при помощи образовательной ткани.

2. Покровная ткань не имеет межклетников.

3. Ситовидные трубки — это элемент основной ткани.

4. Образование органических веществ происходит в проводящей ткани.

5. Механическая ткань придаёт растению прочность.

Задание 2. Установите соответствие между клетками и тканями, ко­торые они образуют. Ответы впишите в приведённую ниже таблицу.

ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОК

1. Клетки постоянно делятся

2. Клетки имеют утолщённые

прочные стенки

3. Клетки входят в состав мякоти

4. Клетки имеют прозрачную оболочку

5. Клетки имеют вид полых трубок

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

А. Механическая ткань

Б. Образовательная ткань

В. Проводящая ткань

Г. Основная ткань органов растения

Д. Покровная ткань

1

2

3

4

5

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Какие виды тканей НЕ встретились вам в работе?

2. Как особенности строения рассмотренной ткани помогают ей выполнять её функции?

3. В каких органах растений содержится изученная вами ткань?

4**. Почему разные части растения образованы разными тканями?

5. Какие виды тканей можно найти в любом органе растения? Почему?

Лабораторная работа № 5 Строение семян

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

1. Рассмотрите внешнее строение се­мени фасоли

2. Снимите семенную кожуру, рас­смотрите зародыш и семядоли, вы­полните рисунок

3 . Рассмотрите внешнее строение

4. Попытайтесь отделить семенную кожуру

5. Разрежьте зерновку вдоль, рас­смотрите внутреннее строение, вы­полните рисунок

6. Сделайте вывод

Выполните задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в предложения, используя го­товые термины. Термины: двудольные, семядоли, корешок, эндосперм, почечка, фасоль, однодольные, стебелёк, пшеница.

1. Все цветковые растения делятся на____и____.

2. Они различаются по количеству__________ семядолей

в семени.

3. Кроме семядолей в состав зародыша входят_____.

У ________в семядолях содержится запас питательных

веществ.

У________семядоля проводит питательные вещества от __ к зародышу.

Задание 2. Найдите одно лишнее слово в каждой строчке и подчеркни­те его одной чертой.

1. Корешок, эндосперм, стебелёк, почечка.

2. Фасоль, горох, томат, бобы.

3. Пшеница, перец, овес, ячмень.

4. Белки, жиры, углеводы, эндосперм.

5. Семенная кожура, зародыш, микропиле, рубчик.

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Какова роль семенной кожуры?

2*. Где находится запас питательных веществ у семян фасоли, пше­ницы?

3*. Какую роль выполняет семядоля в семени пшеницы?

4**. Почему в работе зерновку пшеницы предложено разрезать вдоль, а не поперёк?

5**. Как человек может использовать эндосперм пшеницы?

Лабораторная работа № 6 Строение корневого волоска

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

1. Возьмите проросток пшеницы. Рассмотрите корни невооружённым глазом

2. Рассмотрите корни при помощи лупы

3. Отделите скальпелем часть корня с корневыми волосками (не менее 1 см) и приготовьте микропрепарат: возьмите предметное стекло, капни­те каплю воды, положите кусочек корня, аккуратно расправьте корне­вые волоски препаровальной иглой и накройте покровным стеклом. Зарисуйте клетку корня с корне­вым волоском. Рисунки подпишите

Выполните задания

Задание 1. Установите правильную последовательность расположе­ния зон в корне.

1. Зона деления.

2. Зона проведения.

3. Зона роста и растяжения.

4. Зона всасывания.

5. Корневой чехлик.

Ответ запишите в виде последовательности цифр:___________.

Задание 2. Вставьте пропущенные слова в предложения.

1. Корневые волоски — это____________.

2. Корневые волоски на корне расположены в зоне________.

3. Они имеют____, благодаря которой внутрь волоска из почвы легко проникает вода и минеральные соли.

4. Кончик корня защищён от повреждений_______.

5. Корневой чехлик обновляется за счёт клеток зоны __.

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Какой тип корневой системы шире распространён в природе?

2*. Границы какой зоны видны при внешнем осмотре корня? По ка­ким признакам?

3*. Каким видом корней образована мочковатая корневая система?

4**. Как можно увеличить количество боковых корней у растения?

5**. Почему нельзя полностью стряхивать землю с корней при пере­садке растений?

Лабораторная работа № 7 Строение и расположение почек на стебле

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

1 . Рассмотрите расположение почек на побегах, распределите их по ти­пам листорасположения, сделайте рисунки

2. Выберите одну почку любого рас­тения, рассмотрите и опишите её внешний вид

3. Разрежьте почку вдоль, рассмот­рите её внутреннее строение, опре­делите её вид, сделайте рисунок

4. Сделайте вывод

Выполните задания

Задание 1. Выпишите номера правильных суждений_______

1. Почка — это зачаточный побег.

2. Вегетативные почки иначе называются цветочные.

3. Зачатки цветков можно увидеть в генеративной почке.

4. Конус нарастания состоит из образовательной ткани.

5. У каждого побега только одна пазушная почка.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Вегетативными называются почки, внутри которых содержатся

2. На верхушке зачаточного стебелька расположена очень важная часть будущего побега _____________________.

3. Почки, в которых содержатся мелкие зачатки цветков, называют­ся генеративными или__________________.

4. По расположению на стебле почки могут быть_____________.

5. Снаружи почки защищают______________________________.

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. По каким признакам вы определили вид почки?

2*. Какие виды листорасположения имеют побеги, которые вы рас­смотрели?

3*. Какие части будущего побега видны при помощи лупы?

4**. Почему будущие побеги хорошо переносят неблагоприятные условия зимы?

5**. Можно ли по внешнему строению различить вегетативную и ге­неративную почки?

Лабораторная работа № 8 Морфология листа

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

Рассмотрите гербарии растений, определите основные морфологи­ческие характеристики.

Характеристика

Выводы

1. Название растения.

2. Способ прикрепления листа к стеблю.

3. Тип и вид листа.

4.Листорасположение.

5. Жилкование листа.

6. Рисунок листа

1. Название растения.

2. Способ прикрепления листа к стеблю.

3. Тип и вид листа.

4.Листорасположение.

5. Жилкование листа.

6. Рисунок листа

1. Название растения.

2. Способ прикрепления листа к стеблю.

3. Тип и вид листа.

4.Листорасположение.

5. Жилкование листа.

6. Рисунок листа

Выполните задания

Задание 1. Найдите одно лишнее слово в каждой строчке и подчеркни­те его одной чертой.

1. Параллельное, дуговое, очередное, сетчатое,

2. Рябина, каштан, акация, шиповник.

3. Клевер, клубника, земляника, мышиный горошек.

Задание 2. Установите соответствие между определениями и понятия­ми. Ответы впишите в приведённую ниже таблицу.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

1. Широкая плоская часть листа А. Жилки

2. Тонкие сосуды листа Б. Супротивное

3. На одном черешке расположена В. Перистое

одна листовая пластинка Г. Листовая пластинка

4. Жилки расходятся от главной во Д. Простой все стороны

5. Листья лежат по два в узле

1

2

3

4

5

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Какой тип жилкования листа чаще встречается среди ваших растений?

2*. Каково главное отличие простых и сложных листьев?

3*. Есть ли среди ваших гербариев растения с зубчатым краем? Какие?

4**. Какое значение для растения имеет листовая мозаика?

5**. Можно ли по морфологическим признакам листа определить, к какому классу относится растение? По каким именно?

Лабораторная работа № 9 Внутреннее строение побега

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

1. Рассмотрите поперечный срез вет­ки древесного растения. Используя лупу, найдите кожицу, пробку, луб, слой древесины и сердцевину. Опишите их окраску и толщину.

2. Сделайте продольный срез ветки, отделите кору от древесины, попро­буйте её на прочность

3. Опишите поверхность древесины после того, как отделили кору

4. Рассмотрите сердцевину, сравните прочность древесины и сердцевины

5. Сделайте вывод о внутреннем стро­ении побега древесного растения

Выполните задания

Задание 1. Выпишите номера правильных суждений

1. Самая широкая часть стебля — сердцевина.

2. При отделении коры от древесины повреждается камбий.

3. Пробка образует кору дерева.

4. Кора имеет большую прочность.

5. Древесина участвует в защите стебля от внешних воздействий.

Задание 2. Установите соответствие между определениями и термина­ми. Ответы впишите в приведённую ниже таблицу.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Наружный слой стебля

ТЕРМИНЫ

А. Кора

2. Пробка, луб и кожица, вместе взятые Б. Сердцевина

3. Слой, обеспечивающий рост стебля в В. Кожица толщину

4. Центральная часть стебля Г. Камбий

5. Мёртвая часть коры древесного стебля Д. Пробка

1

2

3

4

5

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Из каких слоев состоит стебель древесного растения?

2*. Что произойдёт с растением, если с него удалить кору: а) коль­цом; б) продольной полосой?

3*. Какова роль сердцевины в жизни стебля?

4**. Почему при помощи лупы невозможно рассмотреть камбий?

5**. Почем спиленные в лесу деревья носят название «древесина», а не «сердцевина» и т.д.?

Лабораторная работа № 10 Строение цветка

Цель работы: познакомиться со строением разных типов цветков.

Оборудование: живые цветки комнатных растений — пеларго­нии, глоксинии, примулы и др., фиксированные цветки яблони, вишни, черёмухи, лютика и др; разборная модель цветка вишни, яблони, капусты, гербарные экземпляры растений с разными типа­ми цветков, лупа, скальпель (лезвие), препаровальная игла, пинцет, чашка Петри.

Ход работы

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

1. Рассмотрите выданный вам цветок. Укажите, какому растению он прина­длежит

2. Найдите цветоножку, цветоложе, чашечку, венчик, тычинки и пестик. Пользуясь пинцетом и препаровальной иглой, расчлените цветок. Подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычи­нок, пестиков

3. Определите, какой околоцветник у данного цветка — двойной или простой

4. Выясните, какая чашечка — раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик — раздельнолепестный или сростнолепестный

5. Рассмотрите строение тычинки. Най­дите тычиночную нить и расположен­ный на ней пыльник. Рассмотрите пыльник под лупой. Сделайте рисунок тычинки

6. Рассмотрите пестик и найдите рыльце, столбик и завязь. Зарисуйте. Разрежьте завязь поперёк и рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку)

Выполните задания

Задание 1. Выпишите номера правильных суждений________

1. Цветок — это видоизменённый побег.

2. Главные части цветка — тычинки и пестики.

3. Венчик цветка состоит из нескольких чашелистиков.

4. Лепестки цветка — это видоизменённые листья.

5. Однодомные растения имеют только тычиночные цветки.

6. После опыления столбик цветка превращается в плод.

7. Тополь и осина — двудомные растения.

Задание 2. Установите соответствие между определениями и термина­ми. Ответы впишите в приведённую ниже таблицу.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Нижняя расширенная часть пе­стика

2. Стеблевая часть цветка

3. Растения, имеющие пестичные и тычиночные цветки

4. Околоцветники, образованные ле­пестками и чашелистиками

5. Верхняя расширенная часть ты­чиночной нити

ТЕРМИНЫ

A. Однодомные Б. Завязь B. Двойные Г. ПыльникД. Цветоножка

1

2

3

4

5

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Перечислите все части цветка.

2*. Чем отличается простой и двойной околоцветник?

3*. Что такое обоеполый цветок?

4**. У тюльпана зелёные листочки бутона краснеют и превращаются в яркие лепестки. У какого ещё растения есть такая же особенность?

5**. Почему пестик иначе называют плодником?

Лабораторная работа № 11 Типы плодов

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы:

1. Рассмотрите коллекцию плодов, распределите их на сухие и сочные.

2. Распределите сухие плоды на односемянные и многосемянные, определите их виды.

3. Распределите сочные плоды на односемянные и многосемянные, определите их виды.

4. Заполните таблицу.

Сухие плоды

Сочные плоды

Одно­семянные

Много­семянные

Одно­семянные

Много­семянные

5. Вскройте плоды, рассмотрите их внутреннее строение.

6. Сделайте рисунки плодов.

Выполните задания

Задание 1. Выпишите номера правильных суждений______

1. Плоды смородины называются костянки.

2. Яблоко — сочный многосемянной плод.

3. Груша имеет плод яблоко.

4. Горох имеет плод стручок.

5. Околоплодник семянки трудно отделить от семенной кожуры.

Задание 2. Найдите одно лишнее слово в каждой строчке и подчеркни­те его одной чертой.

1. Костянка, коробочка, ягода, яблоко.

2. Смородина, персик, помидор, крыжовник.

3. Стручок, зерновка, семянка, орех.

4. Капуста, горох, редис, редька.

5. Вишня, абрикос, слива, арбуз.

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Плоды каких растений вы рассматривали?

2*. Чем плод яблоко отличается от плода ягода?

3*. У какого плода невозможно отделить околоплодник от семенной кожуры?

4**. Назовите самую большую известную вам ягоду.

5**. Какую роль играет околоплодник в жизни растения? Приведите примеры.

Лабораторная работа № 12 Строение зелёных водорослей

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

1. Поместите на предметное стекло каплю прудовой воды, накройте её покровным стеклом, рассмотрите под микроскопом. Найдите среди обитателей пруда од­ноклеточные водоросли, сделайте ри­сунок

2. Рассмотрите внешний вид культу­ры нитчатых зелёных водорослей. Приготовьте микропрепарат культу­ры нитчатых водорослей, рассмотри­те под микроскопом, определите вид

растения, сделайте рисунок

3. Сделайте вывод

Выполните задания

Задание 1. Выпишите номера правильных суждений_____________

1. Ламинария — красная морская водоросль.

2. Хламидомонада — многоклеточная зелёная водоросль.

3. Спирогира способна к фотосинтезу.

Задание 2. Установите соответствие между определениями и понятия­ми. Ответы впишите в приведённую ниже таблицу.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

1. Тело водоросли А. Порфира

2. Пластида в клетке водоросли Б. Ризоид

3 Корнеобразный вырост, В. Хроматофор служащий органом 4. Водоросль отдела багрянки прикрепления водорослей

Г. Таллом

5. Обитатель пресных водоёмов Д. Спирогира

1

2

3

4

5

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Какие зелёные водоросли вы рассмотрели?

2. Какую форму имеет хроматофор хламидомонады?

3. Какие зелёные водоросли можно ещё увидеть в пресноводном во­доёме?

4**. Почему спирогира получила такое название?

5. Почему зелёные водоросли не имеют ризоидов?

Лабораторная работа № 13

Строение мха

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

1. Рассмотрите внешнее строение кукушкина льна, найдите все части растения, сделайте рисунок

2. Рассмотрите внешнее строение сфагнума, найдите все части расте­ния, сделайте рисунок

3. Сделайте вывод

Выполните задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в предложения, используя го­товые термины: спорофит, гаметофит, споры, вода, коро­бочка.

1. Мхи принадлежат к группе растений, которые размножаются_____.

2. Для этого процесса необходима_______.

3. Споры созревают в___________.

4. Само растение считают

на верхушке растения ________, а коробочки_____.

Задание 2. Выпишите номера правильных суждений____

1. Кукушкин лён — торфяной мох.

2. Коробочки мха появляются на женских растениях.

3. Кукушкин лён не имеет ризоидов.

4. Сфагнум — обитатель хвойных лесов.

5. Кукушкин лён принадлежит к группе зелёных мхов.

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Можно ли отличить женские растения мха от мужских по вне­шнему виду?

2*. Какой из рассмотренных мхов можно встретить в лесу, а какой на болоте?

3*. Как выглядят ризоиды? У какого мха вы их видели?

4**. Почему сфагнум считают белым мхом?

5**. Какой мох образует больше органических веществ?

Лабораторная работа № 14 Внешнее строение споровых растений

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

1. Рассмотрите гербарий папорот­ника, найдите все органы растения. Рассмотрите спорангии, опишите, как они расположены на листе. Сделайте рисунок

2. Рассмотрите внешнее строение хвоща, найдите все органы расте­ния, сделайте рисунок

3. Рассмотрите внешнее строение плауна, найдите все органы расте­ния, сделайте рисунок

4. Сделайте вывод

Выполните задания

Задание 1. Закончите предложения.

1. Гаметофит — это половое поколение, на котором образуются___________________.

2. Главное условие размножения споровых_____________________________________.

3. Небольшая зелёная пластинка, выросшая из споры,____________________________.

4. Спорангии папоротника расположены_______________________________________.

5. Споры хвощей и плаунов созревают в_______________________________________.

Задание 2. Выпишите номера правильных суждений ___________

1. Современные споровые — травянистые растения.

2. Листья молодых папоротников съедобны.

3. Плауны — однолетние растения со стелющимся стеблем.

4. Хвощи растут на кислых почвах.

5. Мелкие листочки хвощей расположены супротивно.

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Где созревают споры у разных представителей споровых расте­ний?

2*. У какого растения листья выполняют сразу две функции? Какие?

3. Чем с точки зрения размножения являются взрослые растения споровых?

4**. Определите вид листа папоротника, хвоща и плауна.

5. Какие группы споровых наиболее похожи между собой? По ка­ким признакам?

Лабораторная работа № 15 Строение побега хвойного растения

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

1. Рассмотрите и зарисуйте расположе­ние листьев-хвоинок на побеге сосны

2. Найдите на побеге сосны женские и

ложение и внешний вид

3. Рассмотрите и опишите внешнее

строение зрелой зимующей шишки

сосны

4. Вскройте одну из чешуи, рассмотри­те расположение и внешнее строение семени сосны, сделайте рисунок

5. Сделайте выводы

Выполните задания

Задание 1. Установите соответствие между определениями и термина­ми. Ответы впишите в приведённую ниже таблицу.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Видоизменённые листья сосны

2. Летучие вещества, убивающие микробов

3. Мужская половая клетка

4. Элементы проводящей ткани голосеменных

5. Вещество, покрывающее хвоинки голосеменных

ТЕРМИНЫ

A. Спермин Б.Трахеиды B. Фитонциды Г. Кутикула Д. Хвоинки

1

2

3

4

5

Задание 2. Выпишите номера правильных суждений______________.

1. Голосеменным для размножения нужна вода.

2. Хвойные размножаются при помощи семян.

3. Семязачатки лежат на чешуях женских шишек.

4. Спермий перемещается с пыльцевой трубкой.

5. Большинство голосеменных — многолетние листопадные растения.

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Каких шишек — женских или мужских — на побегах сосны об­разуется больше?__________________________________________

2*. На месте каких шишек образуются зрелые шишки с семенами?

3*. Какую роль играют крылышки у семян сосны?

4**. Почему женские шишки располагаются на верхушках побегов?

5**. Какова главная прогрессивная черта размножения голосемен­ных по сравнению со споровыми?

Лабораторная работа № 16 Строение шиповника

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

1. Рассмотрите гербарий ветки ши­повника, определите вид, жилкова­ние и расположение листьев, сделай­те рисунок

2. Рассмотрите строение цветка ши­повника, найдите признаки семей­ства Розоцветные, сделайте рисунок

3. Рассмотрите плоды шиповника, опишите внешнее строение

4. Вскройте плод шиповника, рас­смотрите внутреннее строение, опре­делите его тип, сделайте рисунок

5. Сделайте вывод

Выполните задания

Задание 1. Найдите одно лишнее слово в каждой строчке и подчеркни­те его одной чертой.

1. Чашелистик, лепесток, пестик, завязь.

2. Яблоня, груша, роза, рябина.

3. Розоцветные, крестоцветные, паслёновые, лилейные.

4. Фасоль, овёс, вика, горох.

5. Ярутка, капуста, редька, редис.

Задание 2. Выпишите номера правильных суждений _______.

1. Яблоня имеет соцветие зонтик.

2. У растений семейства Паслёновые 10 тычинок.

3. В семействе Розоцветных много медоносов.

4. Крестоцветные имеют второе название — Мотыльковые.

5. Плод бобовых — стручок.

Задание 3. Проверьте свои знания.

1 *. По каким признакам шиповник относят к семейству Розоцветные?

4*. Докажите, что шиповник принадлежит к классу двудольные,

5*. К какой группе плодов принадлежит плод шиповника?

Лабораторная работа № 17

Строение пшеницы

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

1. Рассмотрите растение пшеницы, оп­ределите вид, жилкование, расположе­ние листьев, тип корневой системы, сделайте рисунок

2. Рассмотрите строение соцветий пше­ницы, определите его вид

3. Рассмотрите строение цветка пшени­цы, сделайте рисунок

4. Рассмотрите плоды пшеницы, определите тип плода

5. Сделайте вывод

Выполните задания

Задание 1. Закончите предложение.

1. У всех злаков полый стебель называется________________________________________.

2. Главный хлебный злак _______________________________________________________.

3. Способ опыления злаков______________________________________________________.

4. Лисохвост и тимофеевка — ценные____________________________________________.

5. Бумагу можно изготовить из соломы злака______________________________________.

Задание 2. Выпишите номера правильных суждений________

1. В цветках пшеницы три тычинки.

2. Стебель соломина неустойчив при сильном ветре.

3. Пестик злаков имеет 2 рыльца.

4. У злаков параллельное жилкование листа.

5. Перловую крупу изготовляют из овса.

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Составьте формулу цветка пшеницы

2*. Чем стебель соломина отличается от стеблей других растений?

3*. Почему растения, подобные пшенице, в сельском хозяйстве име­ют общее название – зерновые?

4**. Почему урожай пшеницы бывает выше на полях, чем у единич­но растущих растений пшеницы?

5**. Почему соцветие пшеницы называется сложный колос?

Лабораторная работа № 18 Строение грибов

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

1. Приготовьте микропрепарат культу­ры дрожжевых грибов, рассмотрите под микроскопом, выполните рисунок

2. Рассмотрите внешнее строение куль­туры мукора.

Приготовьте микропрепарат культуры мукора, рассмотрите под микроскопом, найдите спороносные головки и нити мицелия, сделайте рисунок

3. Рассмотрите коллекцию муляжей шляпочных грибов, распределите их на трубчатые и пластинчатые; съедобные и ядовитые. Сделайте рисунок гриба

4. Сделайте выводы

Выполните задания

Задание 1. Установите соответствие между определениями и термина­ми. Ответы впишите в приведённую ниже таблицу.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНЫ

1. Тонкие ветвящиеся нити А. Споры

2. Часть гриба, в которой созревают Б. Гифы споры В. Микориза

3. Особые клетки для размножения Г. Мицелий

4. Содружество гриба и дерева Д. Плодовое тело

1

2

3

4

5

Задание 2. Найдите одно лишнее слово в каждой строчке и подчеркни­те его одной чертой.

1. Белый гриб, подберёзовик, волнушка, маслёнок.

2. Мухомор, желчный гриб, опёнок, бледная поганка.

3. Маслёнок, мукор, мухомор, дрожжи.

Задание 3. Проверьте свои знания.

1*. Какую роль играют пластинки и трубочки в жизни грибов?

2*. Где созревают споры у плесневого гриба мукора?

3*. На каком свойстве дрожжей основано их применение в хлебопе­чении?

4**. Охарактеризуйте меры первой доврачебной помощи при отрав­лении грибами.

5**. Используя результаты лабораторной работы, докажите, что гри­бы — гетеротрофные организмы

infourok.ru

Лабораторные работы по биологии 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8

Строение цветка, соцветия.

Цель: познакомиться со строением цветка и разнообразными соцветиями, научиться выделять главное и обосновывать свой выбор

Оборудование: 1. гербарные листы растений с разными соцветиями.

2. дидактический материал.

Ход работы:

1. Рассмотрите гербарные экземпляры растений и, пользуясь рисунком в учебнике, найдите все составные части цветка.

2. Рассмотрите на гербарных листах соцветия у разных растений и, пользуясь учебником, установите, как они называются.

Оформление результатов:

1. Запишите в тетрадь формулу цветка.

2. Заполните таблицу:

Название растения

Название соцветия

Схематический рисунок соцветия

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

Лабораторная работа № 6

Строение побегов растений Липецкой области.

Цель работы: изучить особенности строения побегов хвойных растений, произрастающих на территории нашей области.

Оборудование: побеги сосны, ели, лиственницы, лупы, иллюстративный материал.

Ход работы.

  1. У вас на столах находятся живые побеги сосны, ели и лиственницы, а также лист с иллюстративным материалом. Воспользуйтесь иллюстрацией для характеристики побега лиственницы, ведь это листопадное растение и сейчас на побеге нет хвоинок.

  2. Рассмотрите и зарисуйте побеги, а также заполните сравнительную таблицу. Обратите внимание на наличие или отсутствие укороченных побегов, особенности расположения хвоинок на побеге (одиночно, парами или пучками).

  3. Рассмотрите микрофотографию поперечного среза хвои сосны, найдите плотную кожицу, сосчитайте количество устьиц и ответьте на вопросы.

  4. Сформулируйте вывод об особенностях строения побегов и листьев хвойных растений.

  5. У каких хвойных растений вы обнаружили наличие укороченных побегов? (сосна, лиственница)

  6. На побеге какого растения хвоинки располагаются одиночно? (ель) Парами? (сосна) Пучками? (лиственница)

  7. Чем покрыта хвоинка сосны снаружи? (плотной кожицей с восковым налетом)

  8. Много ли в кожице устьиц? (мало)

  9. Какую функцию выполняют устьица в кожице листа? (испарение)

  10. Как узкая игловидная форма листа, небольшое количество устьиц и восковой налет влияют на интенсивность испарения? (уменьшают)

  11. С чем связаны такие особенности строения листьев хвойных растений? (с приспособлением к условиям обитания, защитой от потери влаги)

  12. Какие природные условия определили формирование таких приспособлений? (холодный климат, продолжительные зимы)

Лабораторная работа №10

Строение пищеварительной системы дождевого червя

Цель: изучить особенности строения пищеварительной системы дождевого червя.

Оборудование: готовый препарат дождевого червя, микроскоп, иллюстративный материал.

Ход работы.

1. Рассмотрите препарат дождевого червя под малым увеличением или рисунок внутреннего строения червя.

2. Пользуясь учебником, рисунком в инструкции определите, какие органы вы увидели.

3. Зарисуйте увиденное в тетрадь.

4. Заполните таблицу:

Система

Органы ее образующие

Лабораторная работа № 13

Движение дождевого червя.

Цель: изучить способ передвижениядождевого червя

Оборудование: сосуд с дождевыми червями (на влажной пористой бумаге), бумажная салфетка, фильтровальная бумага, лупа, стекло (примерно 10 х 10 см), лист плотной бумаги, пинцет.

Ход работы

1.Поместите дождевого червя на стекло. Рассмотрите спинную и брюшную стороны, переднюю и заднюю части, их отличие.

2.Рассмотрите с помощью лупы щетинки на брюшной стороне дождевого червя. Понаблюдайте, как он ползает по бумаге, и прислушайтесь, есть ли шуршание по мокрому стеклу.

3.Зарисуйте этапы движения дождевого червя, сделайте необходимые обозначения и надписи к рисунку.

4.Сделайте выводы. На основе наблюдений за дождевым червем назовите характерные внешние признаки класса Малощетинковые черви.

Лабораторная работа №12

Особенности строения кровеносной системы позвоночных и беспозвоночных животных.

Цель: познакомиться с особенностями строения кровеноснойсистемы позвоночных и беспозвоночных животных на примере некоторых представителей.

Оборудование: дидактический и иллюстративный материал.

Ход работы.

  1. Прочтите внимательно справочный материал. Заполните таблицу.

ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ.

Каждый членик тела имеет свою кровеносную систему, которая образована спинным ибрюшным кровеносным сосудом.  От них отходят мелкие кровеносные сосуды. Движениекрови происходит благодаря сокращению и расслаблению стенок кольцевых сосудов.Кровь движется по сосудам и с полостной жидкостью не смешивается. Такую кровеносную систему называют замкнутой. 

УЛИТКИ, РАКИ, ПАУКИ И НАСЕКОМЫЕ.

 Кровеносная система –  незамкнутая.  Кровь выталкивается из сосудов, омывает всевнутренние органы и  смешивается с  полостной жидкостью, затем вновь собирается всосуды и поступает в сердце.  Сердце состоит из  двух камер, предсердия и желудочка(улитка), а у остальных – однокамерное.

РЫБЫ.

Сердце двух камерное,  кровь артериальная и венозная.  У рыб один замкнутый  кругкровообращения.

ЗЕМНОВОДНЫЕ.

Сердце состоит из желудочка и двух предсердий.. Кровь собирается в вены  и поступает вправое  предсердие.  При  сокращении предсердий кровь выталкивается в желудочек,здесь кровь смешивается  и поступает ко всем органам. Два круга кровообращения.

Объекты сравнения

Беспозвоночные

Позвоночные

1

Представители

2

Вид циркулирующей жидкости

3

Особенности строения кровеносной системы

4

Тип кровеносной системы

  1. Сравните строение и функции кровеносной систем беспозвоночных и позвоночных животных. Сделайте вывод.

infourok.ru

Советы рукодельницам