Беседа по патриотическому воспитанюи «Мужество»

Беседа по патриотическому воспитанию

«Мужество»

Выполнила: методист,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД СЮТ г. Каменск-Шахтинский

Будайчиева Е.С.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения обучающихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Патриотическое воспитание – очень важное направление педагогической деятельности, которое охватывает большое количество вопросов и имеет достаточно широкое поле деятельности.

Ниже предложена беседа на тему «Мужество», предназначенная для учащихся 7-11 классов. Ее могут использовать в своей работе учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Эта беседа может использоваться на классных часах, на тематических занятиях, при проведении мероприятий.

Мужество

Что такое мужество? Если заглянуть в энциклопедический словарь, то можно прочитать такое определение:

Мужество – Храбрость, присутствие духа в опасности.

Мужественный человек должен обладать определенными качествами. Самыми главными из них, наверное, являются:

  • решительность;

  • смелость;

  • настойчивость;

  • выдержка;

  • хладнокровие.

Какие слова можно назвать синонимами слова мужество? Самыми близкими словами являются: героизм, храбрость, отвага.

Вопрос: Как вы думаете, сожжет ли человек, имеющий патриотические чувства, не обладать качествами мужественного человека?

Вопрос может показаться риторическим. Однако он нас подводит к основному содержанию нашей беседы. Сегодня с вами мы будем говорить о мужестве, с точки зрения патриотизма и справедливости.

Многие считают, что мужественные поступки, чаще всего, совершают во время боевых действий. Однако и в мирное время существует большое поле деятельности для проявления мужества. В политике, в спорте, науке, искусстве и в других сферах деятельности большое количество людей проявляли храбрость, героизм, отвагу и выдержку.

В 1600 году католической инквизицией был сожжен итальянский философ, астроном, поэт Джордано Бруно.

Он развил идеи Николая Коперника, доказывая то, что Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца. Бруно отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной. Все эти идеи противоречили господствующей тогда церковной идеологии. Но даже перед страхом смерти он ни от одной из них не отказался.

Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире космический полет, тем самым, прославив наше великое государство. Однако неизвестно, какие чувства он испытывал во время этого полета. Было ли у него чувства страха или опасности? Наверное, присутствовало. До того, как запустить космический корабль с человеком на борту, выдающийся конструктор Сергей Павлович Королев произвел множество экспериментальных запусков. Однако большая часть из них была неудачной. Некоторые корабли взрывались, не успев оторваться от земли. Никто ее мог точно сказать, будет ли этот запуск удачным или он закончится трагически. Однако, несмотря на эту опасность, Юрий Гагарин согласился совершить этот подвиг. Этот поступок, является ярким примером мужества во имя отечественной и мировой науки.

Ярким примером проявления мужественности во имя науки и сохранения человеческой жизни, является деятельность выдающегося русского ученого Ильи Ильича Мечникова. Не раз от подвергал себя смертельной опасности, чтобы проверить правильность своих научных предположений. Однажды он ввел в свой организм кровь больного возвратным тифом, чтобы узнать, как происходит заражение этой болезнью. Ученый перенес тяжелую форму возвратного тифа, но убедился, что заражение, как он и предлагал, происходит через кровь. Он заражал себя ослабленными микробами холеры, чтобы на себе проверить их действие. Абсурдным будет утверждать, что этот ученый, совершив эти поступки, руководствовался своими личными интересами.

Мужественные поступки совершают довольно часто спортсмены. Ярким примером мужественности, например, является выступление выдающегося современного фигуриста Евгения Плющенко, на олимпийских играх, которые приходили в итальянском городе Турин в 2006 году. Незадолго до олимпийских игр он получил очень сложную травму. Еще не успев окончательно выздороветь, спортсмен возобновил тренировки, на которых периодически у него открывались кровотечения. Никто не мог подумать, что Евгений решится выступать на таких ответственных соревнованиях. Однако, он все-таки принял участие в олимпиаде, блестяще откатал свою программу, доказав всему миру, что он лучший, и стал чемпионом олимпийских игр.

Что же двигало этим спортсменом: личные интересы или стремление прославить Россию. Несомненно, личные интересы в этом случае, как и в любом другом, имели местно – и это нормально. Однако стремление прославить Россию, не подвести свою команду, сыграли очень большую роль в реализации этого результата.

Вопрос: Как вы относитесь к тому, что люди, которые совершают мужественные поступки, довольно часто руководствуются личными интересами?

Большое количество деятелей искусства и литературы, создавая сои произведения, также совершали мужественные поступки. Ярким примером этого является деятельность выдающегося русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Стихотворение «Смерть поэта» — одно из лучших и самых известных в творчестве М.Ю. Лермонтова. Именно оно ему принесло широкую известность. Однако не только известность: из-за последних 16 строк, в которых он осуждал самодержавие и произвол правящих классов царской России, автор был сослан на Кавказ.

Задание. Подумайте и приведите свои примеры проявления мужества в разных сферах человеческой деятельности.

Даже физически слабый и утонченный человек во имя справедливости и благополучия своей Родины может совершить мужественный поступок.

Гениальный русский виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович, проживающий во Франции, в августе 1993 года прибыл в Россию. В это время в нашей стране была совершена попытка политического переворота, и все политические и общественные силы встал не защиту демократии. Узнав об этом Мстислав Леопольдович, в срочном порядке покинул Францию и первым рейсом прилетел в Москву. Он потребовал, чтобы ему выдали автомат и с оружием в руках, стоял в первых рядах защитников демократических преобразований.

М.С. Ростроповича по своим поступкам и мировоззрению можно назвать диссидентом. Этим людям чаще всего присущи такие качества, как патриотизм и мужество. Кто же они такие? Это участники движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах. Диссиденты в разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина, против преследования инакомыслия.

Одним из самых известных российских диссидентов можно назвать писателя Александра Исаевича Солженицына. Жизнь этого человека полна трагедий, переживаний и душевных терзаний. За критику Сталинского режима, еще в годы Великой Отечественной войны, он был арестован и осужден на 8 лет, которые он провел в трудовых исправительных лагерях. Однако от своих убеждений он не отказывается, пытаясь их выразить в своих произведениях, самым известным из которых является роман «В круге первом».

В 1970 году за критику советской действительности в своих произведениях Солженицына исключают из Союза писателей. В этом же году ему присуждают Нобелевскую премию по литературе за роман «Август четырнадцатого». В 1974 году Александра Исаевича арестовывают, лишают советского гражданства и высылают в ФРГ.

Долгие годы Солженицын прожил за границей вдали от своей Родины. Его приняли Соединенные Штаты Америки, где он прожил с семьей долгие годы своей эмиграции. Однако, живя в другом государстве, он оставался истинным патриотом России. В своих произведениях Солженицын пишет о своей Родине, о людях, которые во времена сталинских репрессий перенесли большое количество тягот и испытаний. Одним из самых выдающихся произведений, которое он написал за границей, является эпопея «Красное колесо».

Только в 1990 году Указом президента СССР М.С. Горбачева писателю вернули советское гражданство и восстановили во всех правах. 27 мая 1994 года Александр Исаевич возвращается на Родину. Проехав страну от Дольнего Востока и до Москвы, Солженицын активно участвовал участвует в общественной жизни страны, отстаивая идеалы демократии и справедливости.

Вопросы:

  1. Что вы еще знаете о жизни А.М. Солженицына и о его произведениях?

  2. Оправдываете ли вы антисоветскую деятельность Солженицына? Обоснуйте свой ответ.

Давайте более подробно познакомимся с судьбами двух выдающихся личностей, которым были присущи такие качества, как мужество, патриотизм и гуманизм.

Петр Петрович Шмидт (1867 – 1906 гг.)

В ноябре 1905 года город Севастополь хоронил своих жителей. Они были расстреляны полицией за мирные выступления на улицах города, борясь за свои права. На заседании городской думы, обсуждавшей, как реагировать на устроенную полицией бойню, с горячей речью выступил лейтенант черноморского флота Петр Петрович Шмидт. Он предложил заклеймить имена убийц. За такое революционное выступление его арестовали. Однако, узнав об этом, народ в городе взбунтовался. Побоявшись новой волны народного протеста, власти выпустили мятежного лейтенанта, но его уволили с флота.

Обстановка на флоте накалялась. В этот волнительный момент лейтенант Шмидт прибыл на свой корабль – крейсер «Очаков» и объявил себя командующим Черноморского флота. Его поддержало большое количество моряков. Он послал телеграмму императору Николаю II, в которой говорилось, что славный Черноморский флот свято хранит верность своему народу и больше не повинуется правительству России. «Очаков» и еще несколько кораблей подняли на своих флагштоках красные стяги – символ восстания.

Верные правительству корабли открыли артиллерийский огонь по восставшим судам, которые вскоре спустили красные флаги. Не сдался только крейсер «Очаков». Его расстреливали в течение получаса. Пожар на корабле длился два дня.

Через определенное время лейтенант Шмидт был арестован и вскоре расстрелян. Однако в памяти людей он навсегда остался человеком, не побоявшимся выступить против произвола и несправедливости.

Сегодня один из современных кораблей военного флота России в память о мятежном крейсере носит имя «Очаков».

Вопросы:

  1. Считаете ли вы выступление П.П. Шмидта в городской думе гражданским поступком?

  2. Разумны ли, на ваш взгляд, дальнейшие действия мятежно лейтенанта?

  3. Какими чувствами, по вашему мнению, руководствовался лейтенант Шмидт, организовывая восстание на флоте?

  4. Можно ли назвать лейтенанта Шмидта патриотом России? Если да, то почему?

Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989 гг.)

А.Д. Сахаров – один из самых выдающихся физиков современности. Свои выдающиеся способности он проявил достаточна рано. Уже в 26 лет он становится доктором физико-математических наук, а в 32 года – самым молодым академиком, когда-либо избиравшимся в Академию наук СССР.

В 1953 году Сахаров изобретает водородную бомбу. Это изобретение принесло ему успех. Однако с течением времени у Андрея Дмитриевича зародились сомнения в полезности и целесообразности ядерных испытаний, считая, что они только провоцируют гонку вооружений. Он предложил прекратить все испытания ядерного вооружения, тем самым, противопоставив свою точку зрения мнению правящих кругов государства по этому вопросу.

В шестидесятые годы Сахаров становится одним из лидеров правозащитного движения в СССР. В работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», которая была опубликована в 1968 году, академик рассмотрел угрозы человечеству, связанные с его разобщенностью, противостоянием социалистических и капиталистических систем: ядерная война, голод, экологические и демографические катастрофы, дегуманизация общества, расизм, национализм, диктаторские террористические режимы. В демократизации и демилитаризации общества, утверждении интеллектуальной свободы, социальном и научно-техническом прогрессе, ведущих к сближению двух систем, Сахаров видел альтернативу гибели человечества. Публикация этой работы на Западе послужила поводом для отстранения Сахарова от секретных работ. В эти же годы усилилась общественная деятельность Сахарова, которая все больше расходилась с политикой официальных кругов. В ноябре 1970 года вместе с физиками В. Чалидзе и А. Твердохлебовым организовал Комитет прав человека, который должен был воплотить принципы Всеобщей декларации прав человека.

В 1971 году Андрей Дмитриевич вместе с академиком М.А. Леонтовичем активно выступил против использования психиатрии в политических целях. Ведь в советское время неугодных политических оппонентов заточали в психиатрические больницы. Тогда же он выступил с рядом предложений: за право на возвращение крымских татар на историческую Родину, свободу религии, свободу выбора страны проживания и, в особенности, за еврейскую и немецкую эмиграции. Выступить в то время с подобными предложениями мог только самоубийца или человек, абсолютно лишенный чувства страха.

В 1979 году в дружественное нам государство Афганистан был введен ограниченный контингент советских войск. В 1980 году А.Д. Сахаров – одним из первых – высказал свой протест против ввязывания наших войск в гражданскую войну другого государства. Это заявление настолько возмутило правящие крики Советского Союза, что было принято решение лишить академика Сахарова всех государственных наград (Герой Социалистического Труда (1954 г., 1956 г., 1962.), Ленинская премия (1956 г.), Государственная премия СССР (1953 г.)) и сослать в город Горький. Однако и в ссылке он продолжал заниматься правозащитной деятельностью.

В 1986 году с приходом к власти в СССР М.С. Горбачева в нашей стране начали постепенно происходить демократические изменения. В этом же году, по настоянию нового руководителя государства, Андрея Дмитриевича Сахарова освобождают из ссылки.

В феврале 1987 года Сахаров выступил на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества», с предложениями сократить количество ядерных ракет о сокращении армии, о безопасности атомных электростанций. В 1988 году он избран почетным председателем общества «Мемориал», а в марте 1989 году – народным депутатом Верховного Совета СССР. Много размышляя о реформе политической структуры СССР, Сахаров в ноябре 1989 представил проект новой Конституции, в основе которой – защита прав личности и права всех народов на государственность.

Сахаров состоял иностранным членом Академий наук США, Франции, Италии, Нидерландов, Норвегии и почетным доктором многих университетов Европы, Америки и Азии. Он скончался 14 декабря 1989 года после напряженного дня работы на Съезде народных депутатов. Его сердце, как показало вскрытие, было полностью изношено. Проститься с великим человеком пришли сотни тысяч людей. Сахаров похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

Вопросы:

  1. Считаете ли вы изобретение водородной бомбы А.Д. Сахаровым поступком настоящего патриота России?

  2. Считаете ли вы диссидентскую деятельность академика Сахарова достойной истинного гражданина и патриота нашего Отечества?

  3. Что, на ваш взгляд, подвигло Сахарова стать правозащитником в тоталитарном государстве?

Проявление мужества во имя справедливости или благополучия своего Отечества испокон веков почиталось людьми. Имена личностей, совершавших благочестивые мужественные поступки, на века остались в истории и в памяти людей. Им посвящали и посвящают свои произведения художники, писатели, режиссеры и историки. Их именами называют города и планеты. Все это свидетельствует о том, что человечеством движут добрые побуждения и возвышенные чувства.

Из основного содержания нашей беседы можно сделать несколько выводов.

— Согласны ли вы с ними или нет? Выскажите свою точку зрения.

  • Мужественные поступки довольно часто люди совершают в мирное время.

  • Проявление мужества в разных сферах деятельность, стимулирует развитие, человеческого общества.

  • Мужество формирует в человеке устойчивую принципиальность.

  • Мужество позволяет человеку побороть в себе чувство эгоизма.

  • Возвышенные чувства наталкивают человека на совершение мужественных поступков.

Задание. Сформулируйте самостоятельно еще несколько выводов.

Решительность, смелость, настойчивость, хладнокровие, выдержка, целеустремленность, принципиальность – воспитывайте в себе эти качества мужества, они помогут вам даже в сложные моменты жизни не потерять человеческое лицо. Благодаря им, вы достойно сможете выходить из самых трудных ситуаций. Эти качества довольно часто помогают человеку успешно реализовать себя в жизни. Мужество – это прекрасное качества, без которого не возможно представить развития человечества.

Вопросы для повторения:

  1. Перечислите, какими качествами обладает мужественный человек. Какое значение, на ваш взгляд, они имеют в жизни?

  2. Приведите примеры мужественных поступков в сфере науки. Какое, на ваш взгляд, они имеют значение?

  3. Приведите примеры мужественных поступков в других сферах человеческой деятельности. Определите их значение.

  4. Согласны ли вы с тем, что диссидент – синоним понятия «мужественный человек»? Обоснуйте свой ответ.

  5. Как вы относитесь к поступкам П.П. Шмидта?

  6. Выразите свое отношение к деятельности А.Д. Сахарова.

Задания:

  1. Обоснуйте мнение :для достижения счастья моего народа можно совершить мужественный поступок, противоречащий нравственным нормам.

  2. Напишите сообщение на тему: «Мужественный поступок, достойный настоящего человека».

Мудрые мысли:

    • Добро потеряешь – немного потеряешь, честь потеряешь – много потеряешь, мужество потеряешь – все потеряешь. (И. Гете)

    kopilkaurokov.ru

    Программа Тематических классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа №10
    г. Россоши Воронежской области.

    Программа

    Тематических классных часов
    по гражданско-патриотическому воспитанию

    «Пока я помню — я живу»

    для 6-9 классов.

    Разработала: Борисенко Любовь Ивановна,

    учитель истории и обществознания ВКК,

    МКОУ СОШ №10 г. Россоши

    2014 г.

    Пояснительная записка.

    Патриотизм — чувство любви к своей Родине, к Отечеству, готовность к его

    защите от врагов.

    В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы гражданско-патриотического воспитания. Программа патриотического воспитания затрагивает в той или иной мере все стороны жизни опирается на образование, культуру, физическое развитие, психологию.

    Подъём в последнее время национального самопознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность.

    Патриотическое сознание формирует знание об Отечестве, его истории, культуре, природе; народе и народностях, о Родине, которую как мать, не выбирают. Родина как отражение и символ заботы и любви самых близких и дорогих людей.

    Поэтому очень остро встаёт воспитательная задача: формирование личности и устойчивой гражданской жизненной позицией.

    Воспитание патриота по своей сути гуманистично, так как его основой являются любовь и уважение — чувства, формирующиеся с детства на протяжении жизни человека. Именно преданность Родине, чувство гордости за неё, за свой народ даёт человеку ту энергию, опору, позволяющую влиять на развитие общества, иметь цели и ценности, заботиться о государстве.

    Основание для разработки программы:

    1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы» от 05.10.2010

    2. Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка

    3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

    4. Закон РФ «Об образовании»

    Отличительной особенностью программы по гражданско- патриотическому воспитанию является то, что на тематические классные мы приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны, интересных людей города, которые на собственных примерах воспитывают преданность к малой Родине и стране в целом, чувства гордости за них.

    Цель программы:

    — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно — ­нравственных и социальных ценностей.

    • усиление внимания, заботы и оказание помощи участникам Великой Отечественной войны.

    • воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе.

    • формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

    • развитие умения самостоятельно работать с исторической и социальной информацией, решать творческие задачи.

    • воспитание у учащихся любви к «малой» и «большой» Родине;

    воспитание у учащихся искренности, неподдельности чувства, сопричастности к событиям далеких и близких военных лет, осознанность своего гражданского долга, трепетное отношение к живой исторической памяти и ответственности за Отчизну, за её сегодняшний и завтрашний день;

    Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

    Направление «Я родом из России»
    Цель: Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции учащихся.

    Направление «История в нас»

    Цель: Закрепление в сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому прошлому страны и родного края.

    Направление «Моя малая родина»

    Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю и гордости за свою малую Родину.

    Участники программы.

    Программа рассчитана на учащихся 6-9 классов.

    Механизм реализации программы

    Её реализация осуществляется в течении одного учебного года. Программа предполагает различные формы классных часов:

    • встречи

    • беседы

    • конкурсы

    • деловые игры

    • конференции

    • диспуты

    — экскурсии

    -литературно-музыкальные композиции.

    Основные принципы организации воспитания

    Принцип открытости. Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения. Педагог прислушивается к мнению детей.

    Принцип привлекательности будущего дела. Педагог должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

    Принцип деятельности. Педагог предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.

    Принцип свободы участия. Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.

    Принцип обратной связи. Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.

    Принцип сотворчества. Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.

    Принцип успешности. И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Педагог должен видеть участие каждого ученика во внеклассной работе и по достоинству её оценить.

    Мероприятия по реализации программы 

    Уровень класса:

    5класс

    • Акция «Письма солдат»

    • Познавательная игра «Россия – наш дом» 

    • «В этом мире все равны» — урок толерантности

    • Патриотический час «О мужестве, доблести, славе»

    • Классный час: «Герои Отечества»

    • Урок мужества «Героями не рождаются – героями становятся»

    • Игра-соревнование «Сила богатырская»

    • Диспут «Твои права и обязанности»

    • Конкурс «Служить России суждено тебе и мне»

    • Песенный флешмоб «Мы свято помним»

    • Деловая игра «От безответственности до преступления один шаг»

    • Урок мужества: «Россошанские парни -солдаты»

    6класс

    • Акция «Адреса заботы»

    • Познавательная игра «Мой дом – Россия!»

    • «В этом мире все равны» — урок толерантности

    • Патриотический час «Память о героях не уйдёт в забвенье»

    • Урок мужества «Гордимся славою героев»

    • Деловая игра «Твои права и обязанности»

    • Конференция «Их имена навеки в нашей памяти»

    • Урок мужеств «Россошь в солдатской шинели»

    • Устный журнал «Что такое хорошо и что такое плохо?»

    7 класс

    • Акция «Твори добро»

    • Познавательная игра  «Мой дом – Россия!» 

    • «Мы разные, но все мы вместе» — урок толерантности

    • Патриотический час «Мужество, доблесть, слава»

    • Интеллектуальная игра «История Отечества: события, люди»

    • Деловая игра «Конституция России — Основной Закон государства»

    • Беседа «Конституция – закон, по нему мы все живем!»

    • Правовая игра «От рождения и до совершеннолетия»

    • Урок мужества: «Подвигу народа жить в веках»

    • Встреча «Россошь – судьбы моей исток»

    8 класс

    • Акция «Твори добро».

    • Познавательная игра «Символы России в наших сердцах» 

    • «Здесь России моей начало» — урок толерантности

    • Патриотический час «Гордимся славою героев»

    • «Интеллектуальный конкурс «История Отечества: события, люди»

    • Конференция  «Конституция о правах ребёнка»

    • Интеллектуальная игра «Гражданином быть обязан»

    • Дискуссия «Поступок рождает судьбу»

    • Урок мужества: «Реквием»

    9 класс

    • Акция «Ветеран живет рядом», акции «Георгиевская ленточка» 

    • Конкурс  «Доброта спасет мир», посвященный Дню пожилого человека 

    • Конференция «Мы едины»

    • Диспут «Ты и Конституция»

    • Встреча «Есть такая профессия – Родину защищать»

    • Деловая игра «Хочу стать президентом»

    • Урок мужества «Мы помним, мы гордимся»

    Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность

    Гражданско-патриотическая зрелость учащихся школы:

    — высокие этические нормы поведения и жизни;

    — активная гражданская позиция;

    — стремление к духовному обогащению и развитию;

    — чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;

    — уважение к родителям;

    — знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, родного края, народа;

    — стремление к здоровому образу жизни;

    — участие в ежегодных школьных проектах.

    -создание банка данных о событиях, которые имели место на нашей земле, о людях внёсших свой весомый вклад в развитие родного края

    В ходе реализации программы, анализируя промежуточные результаты, подводятся итоги:

    • оформление рисунков, плакатов, боевых листков, стендов;

    • межклассовые соревнования;

    Реализация Программы позволит заложить основы:

    — достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;

    — обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;

    — обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития обучающихся.

    multiurok.ru

    Беседы по патриотическому воспитанию

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области

    Беседы

    по патриотическому воспитанию

    для детей

    дошкольного возраста.

    Подготовила:

    воспитатель

    МБДОУ д/с № 16

    Кондрашова

    Людмила Михайловна

    г. Сафоново

    Цель: Воспитание патриотических чувств

    Задачи:

    воспитывать уважение к родным, пожилым людям

    познакомить детей с некоторыми праздниками РФ

    расширить знания о малой Родине

    закрепить знания детей о президенте РФ

    закрепить знания права ребёнка на имя

    Беседа «Традиции моей семьи»

    Семья – это счастье, любовь и удача,

    Семья – это летом поездки на дачу.

    Семья – это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты.

    Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

    Мечты о хорошем, волнение и трепет.

    Семья – это труд, друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно!

    Семья – это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно!

    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    Обиды и ссоры подальше гоните,

    Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

    Какая хорошая Ваша семья!

    Олег Бундур

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проговорим о семье, о семейных традициях. Семья – это особенный мир, мир в котором вас окружают заботой и любовью, вы всегда можете рассчитывать на поддержку и понимание. Бывают разные семьи, но у каждой семьи есть свои традиции.

    Что же такое традиции? (дети высказывают предположения)

    Традиции – это ритуалы, которые делаются каждый день, каждые выходные, праздники.

    Есть самая распространённая традиция, в каждой семье и совершается каждый вечер перед сном, как вы думаете что это? (ответы)

    Правильно, перед сном все желают друг другу спокойной ночи. Ребята а какие традиции есть в ваших семьях?

    Рассказы детей.

    Воскресенье

    Воскресенье — вот везенье!

    Воскресенья так нужны!

    Потому что в воскресенье

    Мама делает блины.

    Папа к чаю чашки моет.

    Вытираем их вдвоем,

    А потом мы всей семьею

    Чай с блинами долго пьем.

    А в окошко льется песня,

    Я и сам запеть готов,

    Хорошо, когда мы вместе,

    Даже если нет блинов.

    Олег Бундур

    Воспитатель: Вот видите ребята, сколько разнообразных традиций в каждой семье, традиции нужно сохранять, это как ниточка, которая связывает членов семьи. Я хочу пожелать, что бы ваши семьи были крепкие, любили и уважали друг друга сохраняя семейные ценности.

    Беседа «Права ребёнка – право на имя»

    Воспитатель: Ребята, каждый человек имеет право на имя, каждое имя имеет своё значение, выбирая имя, родители обращают внимание на значение имени.

    Ваше имя записано в самом первом вашем документе – в свидетельстве о рождении. Так же там записаны имена родителей, и то, что вы являетесь гражданами Российской Федерации. И это значит, что государство защищает вас и ваши права.

    Ребята, каждый из вас дома вместе с мамами и папами подготовили презентацию своего имени, его значении, кто и почему вас так назвал, и сделали яркие рисунки.

    – А кто хочет рассказать, почему вас так назвали?

    Дети поочередно показывают рисунок и рассказывают о своём имени, воспитатель дополняет, ориентируясь на содержание представленной работы.

    Воспитатель:

    Имена, имена, имена –

    В этой жизни звучат не случайно.

    Как загадочна наша страна,

    Так и имя — загадка и тайна.

    Сколько разных имён, посмотрите, как ваши родители выбирали вам имена. Кого то, назвали, ориентируясь на значение имени, кому то нравятся русские имена, кто то назван в честь родственников, святых и даже царских персон.

    А если вы обзываетесь, друг на друга, то нарушаете право на имя, каждый человек имеет право, что бы к нему обращались по имени.

    Беседа «День пожилых людей»

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о пожилых людях. Как вы думаете, кого называют пожилыми?

    Ответы детей

    Воспитатель: Правильно, это наши бабушки и дедушки. Слово пожилые образованно от слова пожил, эти люди прожили долгую жизнь, они мудрые и опытные. К ним можно обратиться за советом, они всегда помогут и подскажут.

    А есть ли у вас бабушки и дедушки?

    Ответы детей

    Что вы делаете, когда приходите к ним в гости?

    Ответы детей

    Ребята, ответьте мне, как нужно относиться к пожилым людям?

    Ответы детей

    Воспитатель: Всё верно им нужно помогать, уважать, проявлять внимание и поддержку. В транспорте нужно уступать старикам место, помогать носить сумки, придерживать дверь, пропускать вперёд. Вы не должны смотреть ваша ли это бабушка или незнакомая старушка, старик, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей.

    День пожилого человека в России отмечают 1 октября. В этот день нужно навещать своих бабушек и дедушек, сделать им приятный сюрприз, попить чай в семейном кругу.

    Беседа «Мой город»

    Воспитатель: Ребята посмотрите, что изображено на фотографиях?

    Ответы детей

    Воспитатель: Правильно это разные места нашего города.

    Воспитатель: А как он называется?

    Ответы детей: Сафоново.

    Воспитатель: Как называют жителей нашего города?

    Ответы детей: Сафоновцы.

    Воспитатель: Ребята наш посёлок начал строится в 1954г. Первые дома были построены для рабочих.

    Воспитатель: Ребята что добывали у нас в посёлке?

    Ответы детей: Уголь

    Воспитатель: Правильно уголь, его добывали в шахте, глубоко под землёй.

    А как называли людей, которые работали в шахте?

    Ответы детей: Шахтёры

    Да это шахтёры, есть у нас и переулок, названный в честь шахтёров, он так и называется Шахтёрский.

    Воспитатель: А на каких улицах живёте вы?

    Ответы детей: Тухачевского, Ковалева, Гостелло, Ленина

    Воспитатель: Какие ещё улицы вы знаете?

    Ответы детей: Мира, Советская, Строителей

    Воспитатель: На какой улице находится наш детский сад?

    Ответы детей: Второй микрорайон дом 18

    Воспитатель: Какие интересные места есть у нас в городе, где можно интересно провести время?

    Ответы детей: Парк, детская площадка, Дворец культуры, ледовый дворец

    А теперь я предлагаю нарисовать самое интересное место где вы отдыхали.

    Беседа «Президент России»

    Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в богатой, большой стране.

    Как она называется?

    Ответы детей: Россия

    Воспитатель: Как называют людей, которые живут в России?

    Ответы детей: Россияне

    Воспитатель: Какие государственные символы России вы знаете?

    Ответы детей: Флаг, гимн, герб

    Воспитатель: Как называется столица России?

    Ответы детей: Москва

    Воспитатель: Кто является президентом России?

    Ответы детей: Владимир Владимирович Путин

    Воспитатель: Наш президент В.В.Путин – является главой государства.

    Президента выбирают люди путём голосования.

    Вступая в должность, президент приносит клятву.

    Резиденцией президента Российской Федерации является Кремль (показать

    изображение).

    От того какие законы принимает президент и как он ведёт свою работу зависит жизнь всех россиян. На его плечах лежит огромная ответственность.

    infourok.ru

    Тематика воспитательных часов. Гражданско-патриотическое воспитание

    Тематика воспитательных часов.

    Гражданско-патриотическое воспитание:

    — Память грозных лет.

    — Их именами названы улицы города г. Гомеля.

    — Листая страницы, опаленные войной.

    — Я хочу, чтобы мир спокойно жил.

    — У войны не женское лицо.

    — Этих дней не смолкнет слава.

    — Родная улица моя (краеведческий час).

    — Родительский дом – начало начал (круглый стол).

    — История Вооруженных сил Республики Беларусь (викторина).

    — Знаешь ли ты историю своей страны? (викторина)

    — Беседа «Воспитать человека – гражданина и патриота».

    — Колесо истории «Бухенвальдский набат».

    — Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке и кинематографии.

    — Турнир знатоков Великой Отечественной войны.

    — И вспомнить страшно, и забыть нельзя.

    — Подвиг во имя жизни.

    — Вечер-встреча «Это праздник с сединою на висках…».

    — Звонят колокола Хатыни.

    — Что такое патриотизм?

    — Никто не забыт, ничто не забыто.

    — Молодежь Гомельщины в годы войны.

    — Герои Гомельщины.

    — Подполье и партизанское движение на Гомельщины.

    — Есть такая профессия – Родину защищать.

    — Ветеран живет рядом.

    — Память пылающих лет.

    — Живым героям наша честь, а павшим – слава вечная.

    — Гомель. Его прошлое и настоящее.

    — Забыть не имеем права.

    — Поклонимся великим тем годам.

    — Пока мы помним — мы живем.

    — Боль и трагедия военного детства.

    — Символы нашей Родины.

    — Урок-суд «Человечество против фашизма».

    — Встреча поколений «Женщины – кооператоры-участники Великой Отечественной войны».

    — Нібы святло далекіх зорак (да Дня беларускага пісменства і друку).

    — Вяртанне да сваіх вытокаў.

    — Асветніцкая дзейнасць Еўфрасiнні Полацкай.

    — Песни в солдатских шинелях.

    — Толерантность – что это?

    — Мая Радзіма – Беларусь (урок падарожжа).

    — Заочная краеведческая экспедиция «По дорогам Беларуси».

    — Подвигу жить в веках.

    — Если б не было войны.

    — Акция «Живой голос».

    — «Патриотизм: знак вопроса» (дискуссия).

    — Понятие о долге и мужестве (урок мужества).

    — Человек и проблемы войны и мира (открытая кафедра).

    — Судьба моей Родины – моя судьба.

    — Любимый уголок Гомельщины.

    — Мой город родной, пою тебе славу.

    Нравственное воспитание:

    — Милосердие — качество человеческой души (круглый стол).

    — Духовность это … (час раздумий).

    — Красоту уносят годы, доброту не унесут (устный журнал).

    — Этикет и мы (брейн-ринг).

    — Стиль, мода, красота (творческий проект-конкурс).

    — Красота спасет мир (тематический вечер).

    — Души прекрасные порывы (литературная гостиная).

    — Искусство быть человеком (дискуссия).

    — Твои идеалы.

    — Культура поведения влюбленных.

    — Нужны ли рыцари сегодня (дискуссия).

    — Без добрых дел – нет доброго имени.

    — О красоте внутренней и внешней.

    — Досуг и духовная культура молодежи.

    — Семейный альбом.

    — Искусство жить достойно (круглый стол).

    — Мир человеческих чувств (этическая беседа).

    — Азбука для двоих (школа-тренинг).

    — Благотворительность, нужна ли она?

    — Твое отношение к родителям и близким.

    — Я создаю себя (откровенный разговор).

    — С любовью на все времена.

    — Молодость – мифы и стереотипы.

    — Молодежная субкультура.

    — Неформальные объединения молодежи.

    — Скинхеды: кто они?

    — «Мир прекрасен уже потому, что в нем есть мама!..».

    — Тебе, родная, слова признанья и любви… (ко Дню матери).

    — Теоретико-практические аспекты волонтерской деятельности.

    — Психофизиологические особенности юношей и девушек.

    — Любовь как высшее человеческое чувство.

    — Роль родственников в жизни семьи.

    — Семейный досуг и домашние обязанности.

    — Потребности и бюджет семьи.

    — Правовая база брачно-семейных отношений.

    — Человек в мире семейных отношений.

    Развитие самосознания:

    — Мне надо преодолеть …

    — Лучшее во мне – это…

    — Я могу сделать для группы…

    — Чувство достоинства как фактор формирования готовности личности к конструктивному самоутверждению.

    — Дружба в моей жизни.

    — Почему дружба важна для нас.

    — Что является залогом настоящей дружбы

    — Счастье – это…

    — Что делает людей счастливыми?

    — Любимый праздник в нашей семье.

    — Женщины в современном обществе.

    — Тоталитарные секты на Беларуси и их влияние на молодежь (лекция).

    — Посмотри на себя со стороны.

    — Долг и совесть.

    — Твоя активная жизненная позиция.

    — Как ты выполняешь обязанности по отношению к родным и близким.

    — Проблема совести и поступка наедине (час раздумий).

    — Урок милосердия: «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит».

    — Откровенный разговор при свечах: «О любви можно говорить бесконечно».

    Правовое и семейное воспитание:

    — Развитие правовой культуры — важнейшее условие формирования гражданского общества.

    — Правовое государство: история и современность.

    — Социально-правовые и духовно-нравственные аспекты воспитания.

    — Современная семья: проблемы и перспективы.

    — Молодёжь: современные идеалы и ценности.

    — Ценностные ориентации молодёжи.

    — Нравственные искания человека: интересы, мотивы, цели; моральный выбор поступков; линия поведения.

    — Молодёжь Беларуси: духовно-нравственные искания.

    — Смысл жизни и счастье.

    — Духовно-нравственные критерии современного человека.

    — Долг и совесть — регуляторы поведения человека.

    — Милосердие и человечность в системе нравственности.

    — Социально-правовая защита семьи.

    — Любовь и долг: как их совместимость.

    — Достаточно ли любви, чтобы семья была счастлива?

    — Развод и его социальные последствия.

    — Семейные конфликты: причины и пути разрешения.

    — Деньги как один из символов жизненных ценностей человека.

    — «Каждый выбирает по себе: женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку — каждый выбирает по себе» (диспут).

    — Портрет современного молодого человека.

    — Зачем человеку совесть? (сократовская беседа).

    — Беседа «Правовой ликбез».

    — Интеллектуальный турнир «Твои гражданские права и обязанности».

    — Турнир «Отцы и дети».

    — День правовых знаний.

    — Урок замечательной личности.

    — Турнир ораторов «Красота спасёт мир».

    — Конверт откровений «Великодушие».

    — Акция «Мой вопрос администрации».

    — Вертушка общения «Бой равнодушию».

    — По закону верно. Но если спросишь у совести?

    — Проектная игра «Государство моей мечты».

    — Моё жизненное кредо.

    — Кого мы называем героем нашего времени.

    — Нравственная культура досуга: вчера, сегодня, завтра.

    — Долг и совесть — регуляторы поведения человека.

    — Работа за границей по контракту.

    — Правила безопасного выезда при замужестве.

    — Основные правила безопасного выезда за границу.

    — Личные права человека.

    — Защити себя сам.

    — Преступление, вина, наказание.

    — Виды юридической ответственности несовершеннолетних.

    — Горькая правда об абортах.

    — Брачные узы или свободная любовь.

    — Я и мои права (круглый стол).

    — Общественный порядок и свобода личности.

    — Молодежь и закон.

    — Поступок и преступления.

    — Мораль и право.

    — Права человека – высшая ценность общества.

    — Бережное отношение к имуществу – обязанность каждого.

    Профессионально-трудовое воспитание

    — Любимая профессия – как ею овладеть?

    — Десять заповедей делового человека.

    — Я и рынок труда.

    — Деловая этика (ролевая игра).

    — Профессиональный труд как способ самовыражения.

    — В ногу со временем (эстафета мнений).

    — Моя будущая профессия (круглый стол).

    — Как много должен знать и уметь специалист.

    — Рынок и мы.

    — Профессия и социальный статус личности.

    — Твои возможности в профессии.

    — Секреты освоения профессии (беседа).

    — Молодой специалист. Какой он?

    Становление мировоззренческих основ личности

    — Цена и ценность (диалог-размышление).

    — Что делает нас людьми.

    — Свободный микрофон (откровенный разговор).

    — Люди, деньги, жизнь (диспут).

    — Бизнес и мораль (ток-шоу).

    — Красивая жизнь, — какая она? (философский стол)

    — Твоя активная позиция.

    — В чем смысл моей жизни (час раздумий).

    Формирование культуры здорового образа жизни

    — Наркомания, пьянство – путь к пропасти и СПИДу.

    — Не стань обреченным.

    — Суд над никотином (пресс-конференция).

    — Наркомания – жизнь взаймы (дискуссия).

    — Валеология – наука о здоровье.

    — Здоровый образ жизни – что это?

    — Борьба с пьянством – одна из главных задач общества.

    — Я – будущая мать.

    — Вредные привычки и их последствия.

    — Дым, уносящий здоровье.

    — Курение и беременность.

    — Алкоголь – враг материнства.

    — Мир здоровья – наш мир!

    — Сохраним себя для жизни.

    — Спорт. Здоровье. Личность (устный журнал).

    — Безвредного табака не бывает (ролевая игра).

    — Алкоголь? Да/Нет… твой выбор.

    — Здоровье – бесценный дар.

    — Внимание! Бездна (вечер-предупреждение).

    — Не умирайте от невежества.

    refdb.ru

    Классные часы о патриотизме — Классные часы

    Классные часы о патриотизме

    Классные часы на тему патриотизма способны решить проблемы становления гражданской позиции у школьников. Как провести классные часы на эту тему?

    Какие цели и задачи поставить для классного часа?

    Цель — воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

    Задачи:

    • актуализировать понятия «патриотизм», «гражданственность», «Родина», «нравственность», «гордость»;
    • развить этические и нравственные качества учащихся;
    • познакомить с некоторыми моментами истории, которые вызывают гордость за свой народ;
    • привить уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.

    Какие темы выбрать для патриотического классного часа?

    • Что такое патриотизм?
    • Наследие России.
    • Есть такая профессия — Родину защищать!
    • Никто не забыт, ничто не забыто.
    • Я люблю свой край!
    • Я — гражданин.

    Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?

    Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.

    Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.

    • К. Симонов «Жди меня» (стихотворный сборник).
    • «С Богом, верой и штыком!» (сборник произведений об Отечественной войне 1812 года).
    • Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» (издание с комментариями для детей).
    • «Богатырская застава» (сборник былин).
    • «За Землю Русскую» (сборник Куликовского цикла).
    • «Идет война народная» (сборник произведений поэтов-фронтовиков).

    Смотрите также Подборку произведений о войне для школьников всех возрастов >>>

    Кроме того, можно выставить репродукции картин с патриотическими темами, либо включить их в презентацию к классному часу. Например, В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», А. Аверьянов «Подвиг генерал-майора В. Костенецкого», С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле», «Мать партизана».

    Смысловая нагрузка этих картин — любовь к Родине, верность своему призванию и долгу, непоколебимость и бесстрашие русского духа. Разумеется, картины не должны быть просто антуражем, их стоит обсудить и разъяснить ученикам непонятные моменты.

    Если направленность занятия носит спортивный характер, то стоит показать небольшие фрагменты спортивных состязаний, Олимпийских игр. А единство и сплоченность народа как нельзя лучше отразят эмоции болельщиков на трибуне.

    В качестве эпиграфа к классному часу по патриотическому воспитанию можно взять одну из следующих цитат:

    • «И в торжественные годины и в будни идея отечества должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право называть себя гражданином» (М. Салтыков-Щедрин).
    • «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (А. Радищев).
    • «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Белинский).
    • «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина» (М. Пришвин).
    • «Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот» (М. Шолохов).

    Форма проведения

    Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания может быть любой формы: подойдет и устный журнал, и тематический концерт, и тренинг. Главное — это активное участие школьников в подготовке классного часа.

    Если приглашен гость, интересно будет провести мероприятие в форме гостиной. Возможно и с чаепитием. Приглашенный гость расскажет школьникам свою историю, а учащиеся, в свою очередь, смогут порадовать гостя исполнением патриотических песен («С чего начинается Родина?», «Смуглянка» и т.д.), чтением стихов, народными танцами.

    В качестве рефлексии можно использовать написание сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня», либо письма настоящему герою.

    pedsovet.su

    Беседа по патриотическому воспитанию

    Патриотическое воспитание.

    Беседа: «России верные сыны и дочери»

    Цель: Расширить и углубить знания обучающихся о Великой отечественной войне, о роли молодежи в приближении долгожданной Победы.

    Задачи: Формировать желание знать историю России и передавать из поколения в поколение память о подвигах и величайшем героизме русского народа;

    Развивать гражданско-патриотические чувства, нравственные начала через ознакомительные беседы о событиях Великой Отечественной войны;

    Воспитывать чувство гордости за воинов-защитников, любви и уважения к ветеранам войны.

    Есть великое право:

    забывать о себе! …

    «Разметала война, разбросала дорогие нам солдатские могилы по неоглядным просторам и на родной земле, и на далекой чужбине, и каждый раз, когда уходит зима, когда вскрываются реки, а на деревьях начинают лопаться почки, омывают их весенние дожди — такие же теплые и чистые, как слезы тех людей, что провожали в последний путь павших…» — Владимир Семенович Моложавенко, писатель-фронтовик из Ростова-на-Дону.

    Страницы книг, документальные фильмы, выставки и экспозиции в музеях, старинные фотографии в причудливых виньетках, семейные реликвии: ордена, медали дедов и прадедов, бабушек и прабабушек… Это все, что осталось нам в память о людях, которые своим мужеством, железной стойкостью, необыкновенной храбростью воевали за счастье нашей Родины, нашей родной земли… Многие из них, стареньких ветеранов с преданным детским взглядом, с добрыми понимающими лицами, с серебристыми седыми волосами, шагнули в Великую Отечественную Войну прямо из-за школьных парт. Они уходили на фронт незрелыми мальчишками, прибавляя себе лет, и рано становились взрослыми, понимая свою ответственность не только за свою судьбу и судьбу близких, но и за судьбу своей Родины!..
    В первые же дни Отечественной войны сотни тысяч молодых советских патриотов добровольно ушли сражаться против немецких оккупантов. Вместе со всем народом в смертельный бой с врагом вступила молодёжь страны. С первого дня фашистского нападения она проявила высокие морально- патриотические качества, готовность отдать все свои силы или даже жизнь и здоровье за счастье нашего народа и родной страны.

    Горячее желание молодых патриотов помочь Отчизне выразилось, прежде всего, в их непреклонном стремлении встать в боевой строй. Сразу же после сообщения о начале войны в военные комиссариаты, горкомы и райкомы комсомола от юношей и девушек стали поступать тысячи заявлений с просьбой направить в ряды действующей армии. Это благородное патриотическое движение охватило все слои молодёжи. Добровольцами становились рабочие и колхозники, интеллигенция и учащиеся. В городах, посёлках, деревнях – всюду юные патриоты просили направить их на фронт. Так, в Москве в течение трёх военных дней от юношей и девушек поступило 50.000 заявлений. Несмотря на усложнявшуюся фронтовую обстановку и в связи с этим всевозрастающую угрозу не только подвергнуться жесточайшим испытаниям, но и пасть в борьбе с врагом, число юных патриотов, желающих добровольно вступить в действующую армию, с каждым днём росло.

    «С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного моря…». Такие слова прозвучали в сводке Главного командования Красной Армии за 22 июня 1941 года. Над всей страной раздалась боевая тревога, и народ поднялся на священную войну «сфашистской силой тёмною, с проклятою ордой».

    В первых рядах защитников Родины плечом к плечу с коммунистами были комсомольцы. Тысячи юных патриотов покидали родные места и уходили на фронт. Другие юноши и девушки готовились к вооружённой защите Отечества в советском тылу. Молодёжь понимала, что победить сильного врага нельзя одной лишь храбростью – необходимы умение, военные знания. Каждый молодой человек должен стать умелым и знающим воином.

    В первый день войны 12 советских лётчиков применили в бою воздушный таран. За годы войны этот подвиг совершили 459 бесстрашных авиаторов. За время войны более 320 авиационных экипажей совершили великий подвиг – направили свои горящие самолёты на скопление техникии, живой силы противника. Так, 26 июня совершил свой бессмертный подвиг капитан Н.Ф.Гастелло и экипаж его самолёта, штурманом которого был выпускник Челябинской лётной школы, Анатолий Бурденюк. Он и его боевые товарищи могли покинуть горящий самолёт, воспользовавшись парашютами. Но лётчики приняли решение нанести врагу последний удар. Пылающий самолёт, был направлен в фашистскую автоколонну с танками и бензоцистернами.

    Самоотверженно сражались против фашистов комсомольцы Военно-Морского флота. Они принимали непосредственное участие в потоплении 2,5 тысяч фашистских судов. С их помощью и, благодаря активным действиям, было высажено более 110 десантов, уничтожено 5,5 тысяч самолётов противника. За геройство 350.000 моряков, из них свыше 75.000 комсомольцев, были награждены орденами и медалями; 593 моряка, в том числе более 400 воспитанников комсомола, получили высокое звание Героя Советского Союза.

    Чудеса храбрости и стойкости показали в Великой Отечественной войне наши разведчики, многим из которых не было и 20 лет. Николай Алексеев в 1942 г. 18-тилетним юношей ушёл на фронт. Воевал Николай в разведке, на

    его счету было 39 языков. 15 января 1945 г. его, раненного в бою под Варшавой, фашисты захватили в плен. А когда наши бойцы на следующий день выбили немцев с занимаемых рубежей, то обнаружили тело Николая со следами варварских пыток. Раскалёнными штыками исколото всё тело, выжжена звезда на лбу, выколоты глаза… Но враг так и не добился от разведчика сведений. Звание Героя Советского Союза Николаю Алексееву было присвоено посмертно.

    Враги, чтоб заставить

    Его говорить,

    Огнём и железом пытали,

    Но мужество воина

    Им не сломить

    Штыком из немецкой стали…

    Наряду с мужчинами занимали место в боевом строю девушки и женщины. Громили врага отважные танкисты Мария Октябрьская и Ирина Левченко, уничтожила несколько вражеских танков бронебойщица Люба Земскова, грозой для фашистов были летчицы Лилия Литвяк, Екатерина Буданова, Анна Егорова и другие. Комсомолка Катя Зеленко совершила воздушный таран. Нередко девушки становились комсомольскими вожаками в своих подразделениях. Это Мария Батракова, которая увлекла за собой и вывела из-под обстрела бойцов, попавших под сильный огонь противника; Людмила Вукулова и Нина Осипова, которые, закончив10-й класс, добровольно пошли на фронт.

    На всех фронтах Великой Отечественной войны, в самом пекле боя можно было видеть девушек в белых халатах – санитарок, медсестёр, фельдшеров, врачей, хирургов. Они сохранили жизнь тысячам советских бойцов, перевязывая их на поле боя, вынося в укрытия, доставляя в госпитали. Медсестра Вера Лебедева за боевые подвиги была награждена орденом Боевого Красного Знамени. Она прошла по фронтовым дорогам до окончательной Победы.

    Особую ставку фашисты делали на молодёжь, рассчитывая, что она может легче поддаться идеологической обработке. Но они просчитались. Юноши и девушки нашей страны не встали на колени перед врагом. Вместе со всем народом они поднялись на борьбу за честь, свободу и независимость Родины, за своё будущее!
    Никто не забыт, ничто не забыто?! «Молодое поколение не знает войны!..» — повторяют наши бабушки и дедушки. Современные молодые люди не знают и не хотят знать войны. Но ведь «знать» ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев на деревьях, ни своих детей. Чем дальше от нас война, тем больше мы должны писать и говорить об этом, чтобы осознавать величие народного подвига и людских страданий и горя, и тем больше мы должны осознавать цену победы. Более 27ми миллионов погибших… А сколько искалеченных, изломанных жизней! Сколько несостоявшихся счастий, сколько не рожденных детей, сколько слез материнских, отцовских, вдовьих, сиротских было пролито!
    Какое право мы имеем забывать о людях, чей народный подвиг подарил нам мирную и свободную жизнь, полную добра, счастья, любви и радости, путешествий и развлечений, на нашей родной земле? Нет! От нас сейчас зависит, сохранится ли у наших детей и внуков память о погибших и героях, завоевавших нам счастливое и беззаботное будущее. И эта память, может, больше, чем к прошлому, обращена к настоящему и будущему. Она помогает нам жить!

    «Да, были голод и хлебные карточки, были талоны на одежду и обувь, были неимоверные трудности… Но была и вера — в добро, в справедливость, и она оставалась до конца». Молодые солдаты, юноши и девушки, переняли ее у отцов и пронесли ее через всю войну, чтобы передать тем, кому еще предстоит жить. И за это им великое спасибо!

    Продолжается жизнь.
    И опять

    начинается день.
    Продолжается жизнь.
    Приближается
    время дождей.
    Нарастающий ветер
    колышет
    большие хлеба.
    Это —
    ваша судьба.
    Это —
    общая наша
    судьба…
    Так же птицы

    поют на земле
    без нас.
    И черешни
    цветут на земле
    без нас.
    И светлеет
    река.
    И летят облака
    над нами.
    Без нас…

    Роберт Рождественский

    «Реквием»

    Литература:

    Писатели Дона: Ростов н/Д, 1986.

    Джичоева. Е. Исповедь поколения// Молот 2013.

    infourok.ru

    Программа тематических классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся начальных классов.

    Программа

    тематических классных часов

    по гражданско-патриотическому воспитанию

    учащихся начальных классов
    «Растим патриотов и граждан России!»

    I. Пояснительная записка.
    В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Программа дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

    Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

    Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

    II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
    С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.

    Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях родного народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

    Воспитание первых чувств гражданственности у детей — это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

    Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»

    Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)

    Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины — горя, утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»

    Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», — считал В.А. Сухомлинский.

    Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

    III. Цель и задачи Программы
    Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

    Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

    1. Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.

    2. Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

    3. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

    4. Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.

    5. Воспитание уважения к защитникам Отечества.

    6. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

    IV. Содержание Программы
    На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

    Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.

    1 класс

    «С чего начинается Родина?»

    Цель:

    Воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни города.

    Задачи:

    1.Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.

    2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.

    3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

    4. Сотрудничать с родителями.

    Месяц

    Название

    Форма проведения

    1

    Сентябрь

    «Знакомьтесь – это мы»

    Конкурс газет, фотогазет, листовок

    2

    Октябрь

    «День бабушек»

    (К Дню пожилых людей)

    Акция «Забота»

    3

    Ноябрь

    «На кого я хочу быть похожим»

    Классный час — вернисаж

    4

    Декабрь

    «Мой город, мой Владикавказ»

    Заочное путешествие

    5

    Январь

    «Поможем птичкам перезимовать»

    Мастерская умельцев

    6

    Февраль

    «Наши папы – защитники Родины»

    Классный час

    7

    Март

    «Наши мамы самые красивые»

    Музыкально-поэтический классный час

    8

    Апрель

    «Дорога в космос»

    Игра-путешествие

    9

    Май:

    «Дом, который построим мы»

    Защита проектов

    2 класс

    «Моя малая родина»

    Цель: воспитание любви к Родине, родному краю.

    Задачи:

    1. Расширять знания детей об истории, традициях, народных промыслах родного края.

    2. Воспитывать уважение к землякам, защитникам Родины.

    3. Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.

    4. Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.

    1. Конкурс рисунков на асфальте.

    2. Конкурс фотографий

    4

    Декабрь

    1. «Чистый город».
    2. «Мой режим дня»

    1. Социальная акция.

    2. Беседа обсуждение.

    5

    Январь

    «Дружба, вежливость, доброта с нами в жизни навсегда».

    Цикл классных часов

    6

    Февраль

    «Исторические места Осетии»

    Заочное путешествие

    7

    Март

    1. « Моя любимая мама»
    2. «Поздравляем наших мам».

    1.Выставка рисунков

    2. Праздничный классный час

    8

    Апрель

    «Папа, мама, я – дружная семья»

    Игра-состязание

    9

    Май

    1. Урок мужества «Во имя жизни – на земле»
    2. «За мирное детство – спасибо»

    1. Знакомство детей с пионерами – героями.

    2. Смотр песни и строя.

    3 класс

    «Россия – Родина моя».

    Цель: Воспитание любви к Отечеству, своему народу.
    Задачи:

    1. Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и бедующему.

    2. Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.

    3. Экологическое воспитание.

    1. Урок гражданственности «С чего начинается Родина»

    2. «Полководцы и герои»

    1.Тематический час

    2.Познавательная игра

    6

    Февраль

    1. «Быстрее, выше, сильнее»

    2. Поздравление мальчиков с праздником.

    Командные соревнования учеников 2,3, 4 классов

    7

    Март

    1. Проводы масленицы.
    2. Разучивание подвижных игр.

    Классный час

    8

    Апрель

    1. «Земля — наш общий дом»

    2.Трудовой десант

    1.Экологический праздник.

    2. Уборка территорий

    9

    Май

    «Этот День Победы»

    Смотр песни и строя, поздравление ветеранов.

    4 класс

    «Я — гражданин России».

    Цель: Растить гражданина и патриота России.
    Задачи:

    1. Воспитание гражданственности национального самосознания детей.

    2. Формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны.

    3. Создание условий для реализации полезных дел.

    1. Тематический час

    2. Устный журнал

    2

    Октябрь

    1. «Дорогой мой город Владикавказ»

    2. «Чистый город»

    1.Заочное путешествие

    2. Участие в акции

    3

    Ноябрь

    1. «Я имею право»

    2.«Природа раскрывает тайны»

    Тематический час по правам человека.
    2.Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины

    4

    Декабрь

    «Герб, флаг, гимн – символы России»

    Видеожурнал

    5

    Январь

    «Наш Пушкин»

    Литературная конференция

    6

    Февраль

    1.«Герои Советского Союза – наши земляки»

    2.Поздравление пап, ветеранов боевых действий с Днем Защитника Отечества.

    Урок Мужества.

    7

    Март

    1.«Бабушки и внуки»

    2. «Жизнь дана на добрые дела»

    1.Семейный праздник

    2.Тематический час.

    8

    Апрель

    Подготовка к празднику Победы.

    Экскурсия по местам воинской славы.

    9

    Май

    «Поклонимся великим тем годам»

    1.Вахта Памяти

    2.Смотр песни и строя.

    V. Реализация Программы
    Программа рассчитана на 4 года и охватывает обучение детей с 1 по 4 классы.

    VI. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

    1.Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего города:
    — оформление альбома «Город, в котором я живу»;

    — сбор фотографий о городе – фотовыставка «Любимые места», «Символы моей Родины».

    2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению

    — к членам семьи — создание генеалогического древа семьи,

    — к окружающей природе – социальные акции «Город начинается с тебя», «Внимание первоцветы», «Поможем птицам перезимовать», участие в фотоконкурсах «Зверье мое», «Красота родной природы».

    3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

    4. Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.

    VI. Литература
    1. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

    2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. — Волгоград: «Учитель», 2006.

    3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

    4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.

    5. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 288 с. –(Сердце отдаю детям).

    6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

    7. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

    infourok.ru

Разное