Басня Стрекоза и муравей с картинками читать — Крылов И.А.
Читать басню Стрекоза и муравей с картинками в одно удовольствие. Стрекоза и муравей – басня Крылова И.А. для детей учит тому, что нужно думать о будущем, а не тратить время зря. Лентяи ничего не имеют, а труженики живут хорошо. Басню Стрекоза и муравей вы можете читать онлайн.
Басня Стрекоза и муравей читать с картинками
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
А, так ты…
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Мораль басни: если будешь «плясать» и «петь» (в переносном смысле, то есть праздно проводить время), то у тебя ничего не будет в жизни — ни друзей, ни денег, ни еды, ни дома. Басня стрекоза и Муравей учит людей планировать свое будущее, не забыть, что завтра все может измениться и не всегда в хорошую строну, надо быть готовыми ко всему.
Похожее
svetlica-mama-blogger.ru
Стрекоза и Муравей
Басня Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей». Текст басни можно распечатать, можно читать онлайн. Басни Крылова наиболее популярны у школьников в летний период, как дополнительная литература. Басни рассматривают многие жизненные ситуации и учат детей анализировать их, что является очень ценным навыком.
Стрекоза и Муравей (И. А. Крылов) читать
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” —
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило”.
“А, так ты…” — “Я без души
Лето целое всё пела”. —
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”
Мораль и анализ басни «Стрекоза и муравей».
Традиционный для всех басен И. А. Крылова символизм, присутствует и в басне «Стрекоза и муравей». Один из героев басни, а именно муравей, олицетворяет прагматичную часть рода человеческого. Именно тех людей, которые всегда задумываются о будущем. О своём и близких ему людей. И своим трудом и стараниями делают это будущее достойным. Стрекоза же, является их полной противоположностью. С помощью её образа автор высмеивает такие человеческие пороки как леность, безалаберность и недальновидность. Ситуация описанная в басне была и будет актуальна на протяжении всего существования человечества. И если люди-Муравьи, это костяк общества. То люди-Стрекозы, это паразиты, которые ведут к регрессу общества и его разложению. А один из действенных способов борьбы с такими явлениями, это ирония, которую и использует И. А. Крылов в своих баснях.
mirdetstva5.ru
басня Крылова «Стрекоза и муравей». история сюжета, иллюстрации, мультфильмы

В 1808 году была опубликована басня Ивана Крылова «Стрекоза и муравей». Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он переложил на русский язык басню «Цикада и муравей» Жана де Лафонтена (1621-1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца VI века до н.э. Эзопа.
Прозаическая басня Эзопа «Кузнечик и муравей» выглядит так:
В зимнюю пору муравей вытащил для просушки из потаенного места свои припасы, который накопил летом. Голодающий кузнечик умолял его дать ему пищу, чтобы выжить. Муравей спросил его: «А что ты делал этим летом?» Кузнечик ответил: «Пел, не отдыхая». Засмеялся муравей и, убирая припасы, сказал: «Зимой пляши, если летом пел».
Лафонтен изменил этот сюжет. Эзоповский кузнечик мужского рода превратилася в лафонтеновскую цикаду женского рода. Поскольку слово «муравей» (la Fourmi) во французском языке тоже женского рода, то получился сюжет не о двух мужчинах, как у Эзопа, а о двух женщинах.
Вот перевод басни Лафонтена «La Cigale et la Fourmi» / Цикада и Муравей от Н. Табатчиковой:
Лето целое Цикада
День-деньской была петь рада.
Но уходит лето красно,
А на зиму нет припасов.
Голодать она не стала,
К Муравьихе побежала,
У соседки одолжить, если можно, есть и пить.
«Лишь придет к нам лето снова,
Все сполна вернуть готова, —
Обещает ей Цикада. —
Слово дам я, если надо».
Муравьиха ж крайне редко
В долг дает, беда вся в этом.
«А что делали вы летом?» —
«День и ночь, не обессудьте,
Песни пела всем, кто рядом».
«Если так, я очень рада!
Вот теперь и потанцуйте!»
Как мы видим, Цикада не просто просит у Муравьихи еды, она просит еды в долг. Однако Муравьиха лишена ростовщических наклонностей и отказывает соседке, обрекая её на голодную смерть. То, что Лафонтен между строк предрекает цикаде смерть, понятно уже из того, что главной героиней выбрана именно цикада. В диалоге Платона «Федр» про цикад рассказано следующее предание: «Цикады когда-то были людьми, еще до рождения Муз. А когда родились Музы и появилось пение, некоторые из тогдашних людей пришли в такой восторг от этого удовольствия, что среди песен они забывали о пище и питье и в самозабвении умирали. От них после и пошла порода цикад: те получили такой дар от Муз, что, родившись, не нуждаются в пище, но сразу же, без пищи и питья, начинают петь, пока не умрут».
Иван Крылов, задумав переложить басню Лафонтена на русский язык, столкнулся с тем, что цикада в России тогда была мало известна и Крылов решил заменить её другое насекомое женского пола — стрекозу. Однако в то время стрекозой называли двух насекомых — собственно стрекозу и кузнечика. Поэтому «стрекоза» у Крылова прыгает и поёт, как кузнечик.
У Крылова уже стрекоза и муравей.
Хотя, в то время стрекозой называли и стрекозу, и кузнечика. Вот «стрекоза» у Крылова и прыгает, и поёт, как кузнечик.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Муравей Крылова гораздо более жесток, чем муравьи Эзопа или Лафонтена. В других сюжетах Кузнечик и Цикада просят лишь еды, т.е. подразумевается, что теплый кров на зиму у них всё же есть. У Крылова же Стрекоза просит у Муравья не просто еды, но и теплого крова. Муравей, отказывая Стрекозе, обрекает её на смерть не только от голода, но и от холода. Этот отказ выглядит ещё более жестоким, учитывая, что мужчина отказывает женщине (у Эзопа и Лафонтена общаются однополые существа: у Эзопа — мужчины, а у Лафонтена — женщины).
Басня Крылова была дважды экранизирована. В первый раз это произошло уже в 1913 году. Причём вместо стрекозы по уже упомянутым причинам в мультфильме Владислава Старевича участвует кузнечник.
Второй раз басню Крылова экранизировал в 1961 году режиссёр Николай Федоров.
источник
басни Жана де Лафонтена. иллюстрации Гюстава Доре
иллюстрации к басням Эзопа
иллюстрации к басням Эзопа. The Baby’s Own Aesop
басни Эзопа в иллюстрациях Эрнста Гризета
j-e-n-z-a.livejournal.com
Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
«Детский сад № 17»
План-конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы
по теме:
Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Тема НОД: «Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». «Чтение художественной литературы»
Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Литературоведческим термином «басня», с её жанровыми особенностями, подвести к аллегории басни, Обозначение характера персонажей басни дать краткие сведения о баснописце И. А. Крылове.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношение в общении друг с другом, а в играх ловкость, быстроту, находчивость, самостоятельность, развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас детей; прививать такие качества, как трудолюбие и усердие.
Оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басням, немо – таблица, загадки, ребусы по басни, маски стрекозы и муравья, раскраски по басни, мультфильм (для вечернего просмотра, консультация по творчеству И.А. Крылова (работа с семьёй).
Ход занятия.
Воспитатель: Нам передали конверт из библиотеки, открывает просит отгадать Ребусы
Сегодня познакомлю вас с новым литературным жанром басней. Басня – это короткая поучительная история. В которой, говориться о насекомых, животных, а подразумевается человек. Автор басни: «Стрекоза и муравей» Крылов Иван Андреевич (портрет).
Стрекоза и Муравей
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое все пела».
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Беседа по басне:
С какой просьбой стрекоза пришла к муравью?
Почему муравей отказал в помощи?
Чем занималась стрекоза все лето?
Чем занимался муравей ?
5. Кто написал басню «Стрекоза и муравей?»
Физминутка «Муравьи и стрекозы». По команде дети выполняют движения. Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил.
Игра: « Объяснял – ка»
-оглянуться не успела (очень быстро)
-вешние дни (весенние, первые теплые дни)
— мягкая мурава (спелая, зеленая летняя трава)
-злой тоской удручена (очень расстроена, опечалена, грустная)
-кум милой (обращение к хорошему товарищу, близкому другу)
— зима катит в глаза ( наступила, стремительно быстро)
Повторное чтение: басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» по татлице
Физминутка:
Бес работы хоть убей (имитация удара)
Жить не может (повороты головы)
Муравей (перебор пальцами)
Над лугом, где пасутся козы (прыжки на месте)
На крыльях прозрачных порхают стрекозы (мутация полёта)
Воспитатель: Ребята, Басня – это такой литературный жанр, в котором говориться о насекомых, животных, а подразумевается человек. (Предлагаю провести игру)
Игра: «Кто – это?»
- Муравей
Стрекоза
работяга
бездумная
трудолюбивый
несерьёзная
сильный
легкомысленная
Целеустремленный
ленивая
ответственный
безответственная
старательный
ветреная
Воспитатель: А теперь отгадайте загадки:
Не хочу читать, писать,
Папе с мамой помогать…
Поработай моя тень
Самому мне что то….(лень).
2.Кому не скучно никогда
Работа, труд его боится.
Он мастер дел и всеми любимый
Человек ….(трудолюбивый).
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вот мы познакомились с басней Крылова «Стрекоза и муравей». Чему учит нас эта басня?
Обсуждение ответов.
Воспитатель: «Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность».
Воспитатель: показывает маски Ребята разыграем басню по ролям? (по желанию детей) Дети выходят в игровую зону. Подчеркивает, что необходимо правильно выбирать интонацию для выражения просьбы, насмешливого отказа, восторга.
-Вспомните, каким голосом просилась Стрекоза к Муравью?
-Подумайте, каким голосом говорила Стрекоза, когда рассказывала о летних забавах?
-Каким голосом должен отвечать Стрекозе Муравей?
Предлагаю детям интонационно точно и выразительно произнести реплики Стрекозы и Муравья. (Дети разыгрывают роли.)
— Вечерний просмотр мультфильма по мотивам басни Крылова: «Стрекоза и муравей»
— работа с раскрасками по теме
— Работа с семьёй консультация
«Лебедь, рак и щука»
«Ворона и лиса»
«Лисица и виноград»
«Стрекоза и муравей»
«Ворона и лиса»
infourok.ru
Басня Крылова «Стрекоза и муравей». История сюжета, иллюстрации, мультфильмы
В 1808 году была опубликована басня Ивана Крылова «Стрекоза и муравей». Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он переложил на русский язык басню «Цикада и муравей» Жана де Лафонтена (1621-1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца VI века до н.э. Эзопа.
Прозаическая басня Эзопа «Кузнечик и муравей» выглядит так:
В зимнюю пору муравей вытащил для просушки из потаенного места свои припасы, который накопил летом. Голодающий кузнечик умолял его дать ему пищу, чтобы выжить. Муравей спросил его: «А что ты делал этим летом?» Кузнечик ответил: «Пел, не отдыхая». Засмеялся муравей и, убирая припасы, сказал: «Зимой пляши, если летом пел».
Лафонтен изменил этот сюжет. Эзоповский кузнечик мужского рода превратилася в лафонтеновскую цикаду женского рода. Поскольку слово «муравей» (la Fourmi) во французском языке тоже женского рода, то получился сюжет не о двух мужчинах, как у Эзопа, а о двух женщинах.
Вот перевод басни Лафонтена «La Cigale et la Fourmi» / Цикада и Муравей от Н. Табатчиковой:
Лето целое Цикада
День-деньской была петь рада.
Но уходит лето красно,
А на зиму нет припасов.
Голодать она не стала,
К Муравьихе побежала,
У соседки одолжить, если можно, есть и пить.
«Лишь придет к нам лето снова,
Все сполна вернуть готова, —
Обещает ей Цикада. —
Слово дам я, если надо».
Муравьиха ж крайне редко
В долг дает, беда вся в этом.
«А что делали вы летом?» —
Говорит она соседке.
«День и ночь, не обессудьте,
Песни пела всем, кто рядом».
«Если так, я очень рада!
Вот теперь и потанцуйте!»
Как мы видим, Цикада не просто просит у Муравьихи еды, она просит еды в долг. Однако Муравьиха лишена ростовщических наклонностей и отказывает соседке, обрекая её на голодную смерть. То, что Лафонтен между строк предрекает цикаде смерть, понятно уже из того, что главной героиней выбрана именно цикада. В диалоге Платона «Федр» про цикад рассказано следующее предание: «Цикады когда-то были людьми, еще до рождения Муз. А когда родились Музы и появилось пение, некоторые из тогдашних людей пришли в такой восторг от этого удовольствия, что среди песен они забывали о пище и питье и в самозабвении умирали. От них после и пошла порода цикад: те получили такой дар от Муз, что, родившись, не нуждаются в пище, но сразу же, без пищи и питья, начинают петь, пока не умрут».
Иван Крылов, задумав переложить басню Лафонтена на русский язык, столкнулся с тем, что цикада в России тогда была мало известна и Крылов решил заменить её другое насекомое женского пола — стрекозу. Однако в то время стрекозой называли двух насекомых — собственно стрекозу и кузнечика. Поэтому «стрекоза» у Крылова прыгает и поёт, как кузнечик.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Муравей Крылова гораздо более жесток, чем муравьи Эзопа или Лафонтена. В других сюжетах Кузнечик и Цикада просят лишь еды, т.е. подразумевается, что теплый кров на зиму у них всё же есть. У Крылова же Стрекоза просит у Муравья не просто еды, но и теплого крова. Муравей, отказывая Стрекозе, обрекает её на смерть не только от голода, но и от холода. Этот отказ выглядит ещё более жестоким, учитывая, что мужчина отказывает женщине (у Эзопа и Лафонтена общаются однополые существа: у Эзопа — мужчины, а у Лафонтена — женщины).
Стрекоза и муравей. Художник Е.Рачев
Стрекоза и муравей. Художник Т. Васильева
Стрекоза и муравей. Художник С.Яровой
Стрекоза и муравей. Художник О.Воронова
Стрекоза и муравей. Художник Ирина Петелина
Стрекоза и муравей. Художник И. Семенов
Стрекоза и муравей. Художник Яна Ковалева
Стрекоза и муравей. Художник Андрей Кустов
Басня Крылова была дважды экранизирована. В первый раз это произошло уже в 1913 году. Причём вместо стрекозы по уже упомянутым причинам в мультфильме Владислава Старевича участвует кузнечник.
Второй раз басню Крылова экранизировал в 1961 году режиссёр Николай Федоров.
top-antropos.com
Презентация на тему » И.А.Крылов » Стрекоза и муравей»



Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».

назвать порок, воспитать на отрицательном примере.



Цели нашего урока:
1 знать басню Крылова ««Стрекоза и муравей»;
2 умение анализировать текст басни, определять основную мысль басни;
3 размышлять о том, к чему может привести человека лень и беззаботность.

Тема: «О беспечности и легкомыслии».
Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа.

Словарная работа
попрыгунья — тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте помертвело – стало безжизненно — бледным вешних — весенний мурава — молодая трава
как под каждым ей листком был готов и стол и дом – везде могла найти себе приют. и кому же в ум пойдёт – никто не подумает голубчик- уважаемый
Кум, кумушка – родня
Удручить – затруднить

ЗНАНИЕ
1 команда – дать характеристику Стрекозе
2 команда – дать характеристику Муравью
3 команда – Диаграмма Венна




- Письменная работа
- 1 команда – разбор по составу попрыгунья
- приставка — ПО; корень — ПРЫГ; суффикс — УНЬ; окончание — Я; Основа слова: ПОПРЫГУНЬ способ образования слова: приставочно-суффиксальный

- 2 команда – подберите к словам синонимы и составьте предложения с этими словами резвость — подвижность, веселость удручена — огорчена вскружить — обмануть поплясать – танцевать
- тоска — грусть

- 3 команда – найти фразеологизм
- Оглянуться не успела – время прошло очень быстро

ОБЪЯСНИТЕ
Зима катит в глаза.
Неожиданно наступает зима.
В мягких муравах у нас.
В мягкой траве у нас.

Помертвело чисто поле —
на полях пусто, не поют птицы, насекомые попрятались.

расстроена, обижена.
Злой тоской удручена —
Вешние дни -весенние дни, когда журчат ручьи.
Кум, (кумушка)- в те времена так обращались к знакомому мужчине (женщине)

Дайте характеристику персонажам басни
легкомысленн…
Муравей справедлив…
предусмотрительн…
беззаботн…
трудолюбив…
несерьезн…
Стрекоза правдив…
беспечн…

Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Гулять гуляй, да не загуливайся!

«Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»
«В мягких муравах у нас –
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило»

Стратегия ПОПС
П – позиция Я считаю, что…
О – объяснение (обоснование) Потому что…
П – пример Я могу это доказать на примере…
С – следствие Исходя из этого я делаю вывод, что…

Правильные ответы
1-Б 6-В
2- Б 7 -Б
3- Б 8- Б
4 -В 9- Б
5- А 10- В

Тест
«5» — 10
«4» — 9-8
«3» — 7-6
«2» — 5-1

Установи последовательность иллюстраций и подбери фрагменты из басни

Муравей,
обогрел.
Стрекозе:
« тебе
земле».
«БУРИМЕ»
«БУРИМЕ»
«БУРИМЕ»
«БУРИМЕ»
«БУРИМЕ»
«БУРИМЕ»
«БУРИМЕ»
«БУРИМЕ»
Пожалел Стрекозу
_________________
Напоил, накормил,
_________________
И совет дал такой
_________________
Только труд поможет
_________________
_________________
Жить достойно на этой
1. Снова праздник весны в природе.
Стрекоза опять в хороводе.
Как и раньше, пляшет, поёт,
Муравья совет на ум не берёт.
2. Снова праздник весны в природе.
Стрекоза не кружит в хороводе.
Новый дом себе строит она,
Помня мудрый совет Муравья.

Домашнее задание
- Выучите наизусть басню Крылова «Стрекоза и Муравей»
- Нарисуйте одного из героев.
kopilkaurokov.ru