Басня Стрекоза и муравей с картинками читать – Крылов И.А.

Читать басню Стрекоза и муравей с картинками в одно удовольствие. Стрекоза и муравей  – басня Крылова И.А. для детей учит тому, что нужно думать о будущем, а не тратить время зря. Лентяи ничего не имеют, а труженики живут хорошо. Басню Стрекоза и муравей вы можете читать онлайн.

Басня Стрекоза и муравей читать с картинками

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты…

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль басни:  если будешь «плясать» и «петь» (в переносном смысле, то есть праздно проводить время), то у тебя ничего не будет в жизни — ни друзей, ни денег, ни еды, ни дома. Басня стрекоза и Муравей учит людей планировать свое будущее, не забыть, что завтра все может измениться и не всегда в хорошую строну, надо быть готовыми ко всему.

Похожее

svetlica-mama-blogger.ru

Стрекоза и Муравей

Басня Ивана Андреевича Крылова “Стрекоза и муравей”. Текст басни можно распечатать, можно читать онлайн. Басни Крылова наиболее популярны у школьников в летний период, как дополнительная литература. Басни рассматривают многие жизненные ситуации и учат детей анализировать их, что является очень ценным навыком.

Стрекоза и Муравей (И. А. Крылов) читать
Попрыгунья Стрекоза 
Лето красное пропела: 
Оглянуться не успела, 
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком 
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт: 
И кому же в ум пойдёт 
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она: 
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!” 
“Кумушка, мне странно это: 
Да работала ль ты в лето?” —
Говорит ей Муравей. 
“До того ль, голубчик, было? 
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило”. 
“А, так ты…” — “Я без души
Лето целое всё пела”. —
“Ты всё пела? Это дело: 
Так поди же, попляши!”

Мораль и анализ басни “Стрекоза и муравей”.

Традиционный для всех басен И. А. Крылова символизм, присутствует и в басне “Стрекоза и муравей”. Один из героев басни, а именно муравей, олицетворяет прагматичную часть рода человеческого. Именно тех людей, которые всегда задумываются о будущем. О своём и близких ему людей. И своим трудом и стараниями делают это будущее достойным. Стрекоза же, является их полной противоположностью. С помощью её образа автор высмеивает  такие человеческие пороки как леность, безалаберность и недальновидность. Ситуация описанная в басне была и будет актуальна на протяжении всего существования человечества. И если люди-Муравьи, это костяк общества. То люди-Стрекозы, это паразиты, которые ведут к регрессу общества и его разложению. А один из действенных способов борьбы с такими явлениями, это ирония, которую и использует И. А. Крылов в своих баснях.

mirdetstva5.ru

басня Крылова “Стрекоза и муравей”. история сюжета, иллюстрации, мультфильмы

В 1808 году была опубликована басня Ивана Крылова “Стрекоза и муравей”. Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он переложил на русский язык басню “Цикада и муравей” Жана де Лафонтена (1621-1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца VI века до н.э. Эзопа.

Прозаическая басня Эзопа “Кузнечик и муравей” выглядит так:

В зимнюю пору муравей вытащил для просушки из потаенного места свои припасы, который накопил летом. Голодающий кузнечик умолял его дать ему пищу, чтобы выжить. Муравей спросил его: «А что ты делал этим летом?» Кузнечик ответил: «Пел, не отдыхая». Засмеялся муравей и, убирая припасы, сказал: «Зимой пляши, если летом пел».

Лафонтен изменил этот сюжет. Эзоповский кузнечик мужского рода превратилася в лафонтеновскую цикаду женского рода. Поскольку слово “муравей” (la Fourmi) во французском языке тоже женского рода, то получился сюжет не о двух мужчинах, как у Эзопа, а о двух женщинах.

Вот перевод басни Лафонтена “La Cigale et la Fourmi” / Цикада и Муравей от Н. Табатчиковой:

Лето целое Цикада
День-деньской была петь рада.
Но уходит лето красно,
А на зиму нет припасов.
Голодать она не стала,
К Муравьихе побежала,
У соседки одолжить, если можно, есть и пить.
«Лишь придет к нам лето снова,
Все сполна вернуть готова, —
Обещает ей Цикада. —
Слово дам я, если надо».
Муравьиха ж крайне редко
В долг дает, беда вся в этом.
«А что делали вы летом?» —
Говорит она соседке.
«День и ночь, не обессудьте,
Песни пела всем, кто рядом».
«Если так, я очень рада!
Вот теперь и потанцуйте!»

Как мы видим, Цикада не просто просит у Муравьихи еды, она просит еды в долг. Однако Муравьиха лишена ростовщических наклонностей и отказывает соседке, обрекая её на голодную смерть. То, что Лафонтен между строк предрекает цикаде смерть, понятно уже из того, что главной героиней выбрана именно цикада. В диалоге Платона “Федр” про цикад рассказано следующее предание: “Цикады когда-то были людьми, еще до рождения Муз. А когда родились Музы и появилось пение, некоторые из тогдашних людей пришли в такой восторг от этого удовольствия, что среди песен они забывали о пище и питье и в самозабвении умирали. От них после и пошла порода цикад: те получили такой дар от Муз, что, родившись, не нуждаются в пище, но сразу же, без пищи и питья, начинают петь, пока не умрут”.
Крылов переложил на русский язык басню “Цикада и муравей” Жана де Лафонтена (1621-1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у Эзопа (VI века до н.э..)

Иван Крылов, задумав переложить басню Лафонтена на русский язык, столкнулся с тем, что цикада в России тогда была мало известна и Крылов решил заменить её другое насекомое женского пола – стрекозу. Однако в то время стрекозой называли двух насекомых – собственно стрекозу и кузнечика. Поэтому “стрекоза” у Крылова прыгает и поёт, как кузнечик.

У Крылова уже стрекоза и муравей.
Хотя, в то время стрекозой называли и стрекозу, и кузнечика. Вот “стрекоза” у Крылова и прыгает, и поёт, как кузнечик.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Муравей Крылова гораздо более жесток, чем муравьи Эзопа или Лафонтена. В других сюжетах Кузнечик и Цикада просят лишь еды, т.е. подразумевается, что теплый кров на зиму у них всё же есть. У Крылова же Стрекоза просит у Муравья не просто еды, но и теплого крова. Муравей, отказывая Стрекозе, обрекает её на смерть не только от голода, но и от холода. Этот отказ выглядит ещё более жестоким, учитывая, что мужчина отказывает женщине (у Эзопа и Лафонтена общаются однополые существа: у Эзопа – мужчины, а у Лафонтена – женщины).

Басня Крылова была дважды экранизирована. В первый раз это произошло уже в 1913 году. Причём вместо стрекозы по уже упомянутым причинам в мультфильме Владислава Старевича участвует кузнечник.

Второй раз басню Крылова экранизировал в 1961 году режиссёр Николай Федоров.

источник

басни Жана де Лафонтена. иллюстрации Гюстава Доре
иллюстрации к басням Эзопа
иллюстрации к басням Эзопа. The Baby’s Own Aesop
басни Эзопа в иллюстрациях Эрнста Гризета

j-e-n-z-a.livejournal.com

Знакомство с басней И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”.

«Детский сад № 17»

План-конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы

по теме:

Знакомство с басней И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”.

Тема НОД: “Знакомство с басней И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”. “Чтение художественной литературы”

Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Литературоведческим термином «басня», с её жанровыми особенностями, подвести к аллегории басни, Обозначение характера персонажей басни дать краткие сведения о баснописце И. А. Крылове.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношение в общении друг с другом, а в играх ловкость, быстроту, находчивость, самостоятельность, развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас детей; прививать такие качества, как трудолюбие и усердие.

Оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басням, немо – таблица, загадки, ребусы по басни, маски стрекозы и муравья, раскраски по басни, мультфильм (для вечернего просмотра, консультация по творчеству И.А. Крылова (работа с семьёй).

Ход занятия.

Воспитатель: Нам передали конверт из библиотеки, открывает просит отгадать Ребусы и МУ ВЕЙ РА, (о, д.) Стрекоза и муравей

Сегодня познакомлю вас с новым литературным жанром басней. Басня – это короткая поучительная история. В которой, говориться о насекомых, животных, а подразумевается человек. Автор басни: «Стрекоза и муравей» Крылов Иван Андреевич (портрет).

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

“Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!”

“Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?” –

Говорит ей Муравей.

“До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило”.

“А, так ты…” – “Я без души

Лето целое все пела”.

“Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!”

Беседа по басне:

  1. С какой просьбой стрекоза пришла к муравью?

  2. Почему муравей отказал в помощи?

  3. Чем занималась стрекоза все лето?

  4. Чем занимался муравей ?

5. Кто написал басню «Стрекоза и муравей?»

Физминутка «Муравьи и стрекозы». По команде дети выполняют движения. Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил.

Игра: « Объяснял – ка»

-оглянуться не успела (очень быстро)

-вешние дни (весенние, первые теплые дни)

– мягкая мурава (спелая, зеленая летняя трава)

-злой тоской удручена (очень расстроена, опечалена, грустная)

-кум милой (обращение к хорошему товарищу, близкому другу)

– зима катит в глаза ( наступила, стремительно быстро)

Повторное чтение: басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» по татлице

Физминутка:

Бес работы хоть убей (имитация удара)

Жить не может (повороты головы)

Муравей (перебор пальцами)

Над лугом, где пасутся козы (прыжки на месте)

На крыльях прозрачных порхают стрекозы (мутация полёта)

Воспитатель: Ребята, Басня – это такой литературный жанр, в котором говориться о насекомых, животных, а подразумевается человек. (Предлагаю провести игру)

Игра: «Кто – это?»

Муравей

Стрекоза

работяга

бездумная

трудолюбивый

несерьёзная

сильный

легкомысленная

Целеустремленный

ленивая

ответственный

безответственная

старательный

ветреная

Воспитатель: А теперь отгадайте загадки:

  1. Не хочу читать, писать,

Папе с мамой помогать…

Поработай моя тень

Самому мне что то….(лень).

2.Кому не скучно никогда

Работа, труд его боится.

Он мастер дел и  всеми  любимый

Человек ….(трудолюбивый).

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вот мы познакомились с басней Крылова «Стрекоза и муравей». Чему  учит нас эта басня?

Обсуждение ответов.

 Воспитатель: «Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность».

Воспитатель: показывает маски Ребята разыграем басню по ролям? (по желанию детей) Дети выходят в игровую зону. Подчеркивает, что необходимо правильно выбирать интонацию для выражения просьбы, насмешливого отказа, восторга.

-Вспомните, каким голосом просилась Стрекоза к Муравью?

-Подумайте, каким голосом говорила Стрекоза, когда рассказывала о летних забавах?

-Каким голосом должен отвечать Стрекозе Муравей?

Предлагаю детям интонационно точно и выразительно произнести реплики Стрекозы и Муравья. (Дети разыгрывают роли.)

– Вечерний просмотр мультфильма по мотивам басни Крылова: «Стрекоза и муравей»

– работа с раскрасками по теме

– Работа с семьёй консультация

Из каких басен иллюстрации

«Лебедь, рак и щука»

«Ворона и лиса»

«Лисица и виноград»

«Стрекоза и муравей»

«Ворона и лиса»

 

infourok.ru

Басня Крылова “Стрекоза и муравей”. История сюжета, иллюстрации, мультфильмы

В 1808 году была опубликована басня Ивана Крылова “Стрекоза и муравей”. Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он переложил на русский язык басню “Цикада и муравей” Жана де Лафонтена (1621-1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца VI века до н.э. Эзопа.

Прозаическая басня Эзопа “Кузнечик и муравей” выглядит так:

В зимнюю пору муравей вытащил для просушки из потаенного места свои припасы, который накопил летом. Голодающий кузнечик умолял его дать ему пищу, чтобы выжить. Муравей спросил его: «А что ты делал этим летом?» Кузнечик ответил: «Пел, не отдыхая». Засмеялся муравей и, убирая припасы, сказал: «Зимой пляши, если летом пел».

Лафонтен изменил этот сюжет. Эзоповский кузнечик мужского рода превратилася в лафонтеновскую цикаду женского рода. Поскольку слово “муравей” (la Fourmi) во французском языке тоже женского рода, то получился сюжет не о двух мужчинах, как у Эзопа, а о двух женщинах.

Вот перевод басни Лафонтена “La Cigale et la Fourmi” / Цикада и Муравей от Н. Табатчиковой:

Лето целое Цикада
День-деньской была петь рада.
Но уходит лето красно,
А на зиму нет припасов.
Голодать она не стала,
К Муравьихе побежала,
У соседки одолжить, если можно, есть и пить.
«Лишь придет к нам лето снова,
Все сполна вернуть готова, —
Обещает ей Цикада. —
Слово дам я, если надо».
Муравьиха ж крайне редко
В долг дает, беда вся в этом.
«А что делали вы летом?» —
Говорит она соседке.
«День и ночь, не обессудьте,
Песни пела всем, кто рядом».
«Если так, я очень рада!
Вот теперь и потанцуйте!»

 Как мы видим, Цикада не просто просит у Муравьихи еды, она просит еды в долг. Однако Муравьиха лишена ростовщических наклонностей и отказывает соседке, обрекая её на голодную смерть. То, что Лафонтен между строк предрекает цикаде смерть, понятно уже из того, что главной героиней выбрана именно цикада. В диалоге Платона “Федр” про цикад рассказано следующее предание: “Цикады когда-то были людьми, еще до рождения Муз. А когда родились Музы и появилось пение, некоторые из тогдашних людей пришли в такой восторг от этого удовольствия, что среди песен они забывали о пище и питье и в самозабвении умирали. От них после и пошла порода цикад: те получили такой дар от Муз, что, родившись, не нуждаются в пище, но сразу же, без пищи и питья, начинают петь, пока не умрут”.

 

Иван Крылов, задумав переложить басню Лафонтена на русский язык, столкнулся с тем, что цикада в России тогда была мало известна и Крылов решил заменить её другое насекомое женского пола – стрекозу. Однако в то время стрекозой называли двух насекомых – собственно стрекозу и кузнечика. Поэтому “стрекоза” у Крылова прыгает и поёт, как кузнечик.

     Попрыгунья Стрекоза
     Лето красное пропела;
     Оглянуться не успела,
     Как зима катит в глаза.
     Помертвело чисто поле;
     Нет уж дней тех светлых боле,
     Как под каждым ей листком
     Был готов и стол, и дом.
     Все прошло: с зимой холодной
     Нужда, голод настает;
     Стрекоза уж не поет:
     И кому же в ум пойдет
     На желудок петь голодный!
     Злой тоской удручена,
     К Муравью ползет она:
     «Не оставь меня, кум милый!
     Дай ты мне собраться с силой
     И до вешних только дней
     Прокорми и обогрей!» —
     «Кумушка, мне странно это:
     Да работала ль ты в лето?» —
     Говорит ей Муравей.
     «До того ль, голубчик, было?
     В мягких муравах у нас
     Песни, резвость всякий час,
     Так, что голову вскружило». —
     «А, так ты…» — «Я без души
     Лето целое все пела». —
     «Ты все пела? это дело:
     Так поди же, попляши!»

Муравей Крылова гораздо более жесток, чем муравьи Эзопа или Лафонтена. В других сюжетах Кузнечик и Цикада просят лишь еды, т.е. подразумевается, что теплый кров на зиму у них всё же есть. У Крылова же Стрекоза просит у Муравья не просто еды, но и теплого крова. Муравей, отказывая Стрекозе, обрекает её на смерть не только от голода, но и от холода. Этот отказ выглядит ещё более жестоким, учитывая, что мужчина отказывает женщине (у Эзопа и Лафонтена общаются однополые существа: у Эзопа – мужчины, а у Лафонтена – женщины).

Стрекоза и муравей. Художник Е.Рачев

 Стрекоза и муравей. Художник Т. Васильева

Стрекоза и муравей. Художник С.Яровой

Стрекоза и муравей. Художник О.Воронова

Стрекоза и муравей. Художник Ирина Петелина

Стрекоза и муравей. Художник И. Семенов

Стрекоза и муравей. Художник Яна Ковалева

Стрекоза и муравей. Художник Андрей Кустов

Басня Крылова была дважды экранизирована. В первый раз это произошло уже в 1913 году. Причём вместо стрекозы по уже упомянутым причинам в мультфильме Владислава Старевича участвует кузнечник.

Второй раз басню Крылова экранизировал в 1961 году режиссёр Николай Федоров.

top-antropos.com

Презентация на тему ” И.А.Крылов ” Стрекоза и муравей”






Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».


назвать порок, воспитать на отрицательном примере.






Цели нашего урока:

1 знать басню Крылова ««Стрекоза и муравей»;

2 умение анализировать текст басни, определять основную мысль басни;

3 размышлять о том, к чему может привести человека лень и беззаботность.


Тема: «О беспечности и легкомыслии».

Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа.


Словарная работа

попрыгунья – тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте помертвело – стало безжизненно – бледным вешних – весенний мурава – молодая трава

  как под каждым ей листком был готов и стол и дом – везде могла найти себе приют. и кому же в ум пойдёт – никто не подумает голубчик- уважаемый

Кум, кумушка – родня

Удручить – затруднить

 


ЗНАНИЕ

1 команда – дать характеристику Стрекозе

2 команда – дать характеристику Муравью

3 команда – Диаграмма Венна








  • Письменная работа
  • 1 команда – разбор по составу попрыгунья
  • приставка – ПО; корень – ПРЫГ; суффикс – УНЬ; окончание – Я; Основа слова: ПОПРЫГУНЬ способ образования слова: приставочно-суффиксальный


  • 2 команда – подберите к словам синонимы и составьте предложения с этими словами резвость – подвижность, веселость удручена – огорчена вскружить – обмануть поплясать – танцевать
  • тоска – грусть


  • 3 команда – найти фразеологизм
  • Оглянуться не успела – время прошло очень быстро


ОБЪЯСНИТЕ

Зима катит в глаза.

Неожиданно наступает зима.

В мягких муравах у нас.

В мягкой траве у нас.


Помертвело чисто поле –

на полях пусто, не поют птицы, насекомые попрятались.


расстроена, обижена.

Злой тоской удручена –

Вешние дни -весенние дни, когда журчат ручьи.

Кум, (кумушка)- в те времена так обращались к знакомому мужчине (женщине)


Дайте характеристику персонажам басни

легкомысленн…

Муравей справедлив…

предусмотрительн…

беззаботн…

трудолюбив…

несерьезн…

Стрекоза правдив…

беспечн…


Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

Гулять гуляй, да не загуливайся!


«Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»

“Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!”

«В мягких муравах у нас –

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило»


Стратегия ПОПС

П – позиция Я считаю, что…

О – объяснение (обоснование) Потому что…

П – пример Я могу это доказать на примере…

С – следствие Исходя из этого я делаю вывод, что…


Правильные ответы

1-Б 6-В

2- Б 7 -Б

3- Б 8- Б

4 -В 9- Б

5- А 10- В


Тест

«5» – 10

«4» – 9-8

«3» – 7-6

«2» – 5-1


Установи последовательность иллюстраций и подбери фрагменты из басни


Муравей,

обогрел.

Стрекозе:

« тебе

земле».

«БУРИМЕ»

«БУРИМЕ»

«БУРИМЕ»

«БУРИМЕ»

«БУРИМЕ»

«БУРИМЕ»

«БУРИМЕ»

«БУРИМЕ»

Пожалел Стрекозу

_________________

Напоил, накормил,

_________________

И совет дал такой

_________________

Только труд поможет

_________________

_________________

Жить достойно на этой

1. Снова праздник весны в природе.

Стрекоза опять в хороводе.

Как и раньше, пляшет, поёт,

Муравья совет на ум не берёт.

2. Снова праздник весны в природе.

Стрекоза не кружит в хороводе.

Новый дом себе строит она,

Помня мудрый совет Муравья.


Домашнее задание

  • Выучите наизусть басню Крылова “Стрекоза и Муравей”
  • Нарисуйте одного из героев.

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам