Мир Культуры » О духовнонравственном совершенствовании как пути к единству и общине. Башкова Наталья

* Выступление на «круглом столе» «Центрально-Азиатская экспедиция Рериха и культурная интеграция народов великих евразийских путей», посвящённом 90-летию северной части Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, в Общественной Палате РФ 18.06.2016 г.

Сегодня были затронуты многие важные аспекты Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, а также и шире — их творческого наследия. И в Информационном письме к «круглому столу», и в сегодняшних выступлениях было верно подчёркнуто, что важнейшей миссией семьи Рерихов и Учения Живой Этики, принесённого ими, является объединение народов в гармоничное содружество. И в своём выступлении мне хочется подчеркнуть один из лучших и естественных путей его достижения — это духовно-нравственное совершенствование нашего сознания. Этот путь прежде всего и утверждает Живая Этика (отсюда и такое название Учения).

С одной стороны, основа объединения была указана Духовными Учителями человечества уже очень давно — это, конечно, духовное начало, единое во всех нас. Живая Этика подчёркивает, что по сущности своей это — космическое, безличное, универсальное начало, вокруг которого каждый из нас строит своё индивидуальное сознание. С другой стороны, человечество до сих пор очень разделено, и как раз в первой половине ХХ века, когда жили и творили Рерихи, это разделение из-за самостного обособления и отчуждения достигло трагического апогея в мировых войнах, атомных взрывах…

Как противостояние глобальным угрозам, противовес гибели — неизбежно, необходимо единение. Именно в его достижении, в последовательном построении планетарной общины мы и будем приближаться к Новой Светлой Эпохе в нашей истории. Здесь нет утопии. Это — наше будущее. В книге «Община», которая была дана в период Центрально-Азиатской экспедиции, утверждается: «…без общины Земля жить не может»2. В Учении подчёркивается, что созидание единения и творческого сотрудничества — это и есть строительство Новой Эпохи. Без этих основ она не осуществится. Не случайно в феврале 1945 г., когда Елена Ивановна Рерих ставила задачу переиздания книги «Община» в Америке, она писала о её новом названии — «Новая Эра»3. И добавляла: «Новая Эра требует и нового сознания»4. В этой книге, как и в последующих книгах Учения, помимо раскрытия методов внешних, социальных преобразований, главный акцент делается на внутреннем, духовном преображении человека.

Идею единения человечества мы находим в трудах многих русских философов-космистов. Хорошо известно утверждение В.И. Вернадского о формировании ноосферы — новой планетарной силы объединённого научного разума человечества, способного преобразовать жизнь на земле и усовершенствовать самих себя вплоть до автотрофности. К.Э. Циолковский вообще был уверен, что жизнь Вселенной уже построена на всеобщем согласии, мире, сотрудничестве и наполнена счастьем каждого существа и что мы, земляне, должны стремиться к тому, чтобы войти в эту вселенскую общину. И везде у космистов звучит мысль о необходимости преобразования сознания человека.

На этом пути к Новой Эпохе на Земле через единство её человечества важно выявить то общее, что способно объединить разных людей. И это сформулировано Рерихами и Духовными Учителями как первейшая задача исследователей и последователей их идей. Так, мы видим, что плодами творчества гениальных писателей, композиторов, учёных пользуются все. Весь мир читает Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, слушает Л. Бетховена и П.И. Чайковского, использует технические изоб­ретения, кем бы они ни были созданы. В сфере культуры и идеологии принципиально важно найти то глубоко внутреннее, единое, что отзвучит и будет понятно каждому из нас.

В Учении Живой Этики приводятся чёткие признаки объединяющих идей и принципов. Обозначим три из них. Во-первых, чем выше объединительный потенциал идей, тем более они непреходящи и вечно актуальны для нас (сколько бы поколений людей ни сменяли друг друга). Во-вторых, они беспредельны в своём всевмещающем масштабе, поэтому в них заключена многоступенчатость постижения. Эти идеи ничего и никого не исключают и не отрицают, но всё иерархически упорядочивают и гармонизируют. И в-третьих, такие идеи подразумевают не личное удовольствие и самовозвышение, а направлены на Общее Благо, они несут широкие, многообразные позитивные следствия — и для людей, и для пространства, и для природы.

Рерихами был выдвинут прекрасный девиз: «Мир через Культуру». В рериховском понимании объединить мир сможет только духовная культура, основанная на понимании и утверждении духовно-нравственных ценностей. Каждый честный, непредвзятый исследователь, очищая истину от внешних форм, убеждается в могучем объединяющем потенциале именно духовно-нравственных понятий и категорий. Действительно, в какой бы стране человек ни жил, к какой бы религиозной конфессии он ни принадлежал, какими бы культурными традициями ни был окружен, как бы профессионально и социально-статусно ни реализовался, подлинное становление человеческой личности неизбежно происходит через воспитание неотъемлемых качеств сознания — нравственных, познавательных, волевых. Степень их выраженности у человека — лучший и яркий показатель его развитости в целом как полноценной индивидуальности.

С уверенностью можно сказать, что качества нашего сознания, и это обосновывается в Учении, едины для всех людей. Это любовь, сострадание, мужество, трудолюбие, дисциплинированность и т.д. Возможно ли существование человека без наличия хотя бы в определённой степени этих качеств? Конечно, нет. Эти качества вечны в своей значимости, беспредельны в их достижении и несут не только личное, но Общее, пространственное Благо.

Изучение Живой Этики и желание систематизации знаний привело нас к созданию «Цветка духовных качеств», в котором собраны 168 качеств. Это симфония духовных качеств, о воспитании которых говорится в Учении. С первых страниц Живой Этики и далее в книгах «Грани Агни Йоги» наше внимание обращается на вернейший и единственный путь естественного, гармоничного развития человека — это духовно-нравственное совершенствование, то есть, другими словами, воспитание богатейшей палитры высоких качеств сознания. Это путь единый для всех. В действительности он и составляет самую сущность, главный стержень каждого позитивного философского или религиозного учения, которое заботится о развитии человека как частицы Беспредельной Жизни.

Куда ведёт этот путь, что он всем нам даёт?

В Учении утверждается единый закон развития всего сущего — изнутри вовне. Оказывается, совершенствование нашего внутреннего мира — это хотя и длительный и трудный, но самый надёжный и основательный путь к широким социальным преобразованиям. Изнутри, через улучшение, утончение качеств своего сознания человек приходит к естественной необходимости обновления, облагораживания своего поведения, всех форм деятельности и взаимоотношений с людьми. Так в рериховском наследии на первый план выходит практика преображения, совершенствования своих духовных и психических проявлений и качеств.

И ещё один аспект этой темы — очищение нашей психической энергии, с помощью которой человек участвует в непрерывном взаимообмене с окружающим миром и другими людьми. Это тонкий аспект, который лежит в основе собственно йогического пути, изложенного в книгах Учения. Психическая энергия — это первый дар в ряду ближайших даров эволюции, о которых говорит Учение5. Ведь что такое каждое из этих качеств нашего сознания? Это не отвлечённые добродетели, это не умозрительные абстракции, а конкретные проявления нашей психической энергии, то есть энергии нашей психики, сознания. В своём высоком аспекте эти качества предстают ярчайшим выражением нашей духовной природы — единой во всех нас. Значит, чем ярче духовное начало и его качества будут проявлены в каждом из нас, в нашем микрокосмосе — тем ближе и созвучнее и единосущнее мы будем друг другу и к Высшим мирам. Через взращивание этих качеств прежде всего и будет происходить созидание желаемого всеми нами единения, мира и общины на Земле, а значит, и строительства Новой Эпохи.


2 Община, 29: «Вы понимаете, что без общины Земля жить не может. Вы понимаете, что без расширения небесных путей существование становится ничтожным. Новый Мир нуждается в новых границах. У ищущих должна быть дорога. Разве она узка по всему небосклону? Счастье в том, что искатели не должны приникать ухом к земле, но могут обратить взгляд на духовную высь. Лучу легче искать поднятые головы. И каждое движение мира обусловлено общиною».

3 Е.И. Рерих: «После второй части «Мира Огненного» можно будет приступить к переводу «Общины». Совет дать ей новое оглавление, «Новая Эра», оставив как подзаголовок «Община» на второй странице» (Письма. Т. 7. М., 2007. С. 207 (1.02.1945)).

4 Там же. С. 183 (12.06.1944).

5 Аум, 414: «Следует понять ближайшие дары эволюции: первый — психическая энергия, второй — движение женщин, третий — кооперация. Каждый из этих даров должен быть принят в полном размере, неотвлечённо».

Наталья БАШКОВА, канд. филос. наук, г. Тула

Источник:  Журнал «Восход» № 7 (267), Июль, 2016

Поделиться с друзьями:

: – напишите текст, Ваше имя и эл.адрес – вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой – и нажмите кнопку “ОТПРАВИТЬ”

mirkultura.ru

Мир Культуры » СТОЙКОСТЬ ДУХА. Башкова Наталья

Н.К. Рерих. ВЕЛИКИЙ ДУХ ГИМАЛАЕВ. 1934

Н.В. БАШКОВА, канд. филос. наук, г. Тула

Можно сломить кости и мускулы, но дух несломим!

Братство, 18

Стойкость духа — нравственно-волевое качество, проявляющееся в способности человека преодолевать сильные противодействия, стабильно выдерживать большие нагрузки и напряжения, сохраняя свой внутренний духовный мир, жизненные принципы и поступательное развитие. Это качество отражает внутреннюю силу духа, равновесие психической энергии сознания (мыслей, чувств, желаний и т.п.), которое становится в своих реакциях устойчивым, непоколебимым, без дисгармоничных всплесков и изменений, развиваясь в выработанном ритме и высоком напряжении.

Учение Живой Этики не ставит росту и мощи духа никаких пределов. Дух человеческий, вечный и беспредельный в своём потенциале, может выдержать всё. Главное основание стойкости — опора на Высшее, Мир Духа, Иерархию Света и вечность Основ Жизни. В «Гранях Агни Йоги» качество стойкости определяется как неотступность, то есть «внутреннее знание того, что… бесконечны Добро и дела Света»1. «Чем мир побеждали герои? — напоминает Учитель М. — Единением с Владыкою нерушимым»2. Именно поэтому Живая Этика учит, что тайна преодоления внешнего нагнетения лежит не вовне, а внутри человека — в силе его духа и сердца.

Противопоставление чувства и разума, сердца и рассудка, часто драматически раздваивающее человеческое сознание, преодолевается в Учении постепенным очищением и развитием сердца — высшего, духовного органа человеческого микрокосма. Именно стойкое устремление сердца к Высшему влечёт за собой упорядочивание и гармонизацию всех разнородных ментально-психических сил в человеке. «Мысль легко повинуется воле, когда мысль сердцем ведётся, — утверждает Учитель М. — Потому чувство сильнее деятельности интеллекта, и любовью достигается то, что невозможно достигнуть мозгом. Стойкое сердце и волю, и мозг делает устойчивыми»3.

Стойкость ярко проявляется, когда особенно сильны волны внешних влияний, событий и испытаний, часто устрашающих воображение человека своей враждебностью и чудовищным размером. Духовно слабая личность может утонуть в саможалении, сомнениях, страхах, опасениях и переживаниях, тогда как стойкий в Свете и Добре человек активно противостоит злу, принимает тяготы ответственности и напряжения, способен к выработке последовательных решений и неуклонному продвижению к цели. Поэтому стойкость можно обозначить как духовный иммунитет человека от потрясений, страхов, омрачений и искушений.

Ближайшими к стойкости нравственными качествами являются преданность Высшему, убеждённость
в правоте, мужество, твёрдость, терпение, равновесие, ответственность, непоколебимость. Все они усиливают друг друга. Так, проявления терпения могут перейти в пассивность, покорность и уступчивость, но, будучи преображёнными духовной волей, они превращаются в стойкость и выносливость. В статье «Стойкость» Николай Константинович Рерих показал ряд ярких примеров проявления этого качества не в особых условиях войны или стихийных бедствий, но в обычной жизни современных людей. Как вывод он отметил: «Стойкость вытекает из большого равновесия. Это равновесие не будет ни холодным расчётом, ни презрением к окружающему, ни самомнением, ни себялюбием. Стойкость всегда будет иметь некоторое отношение к понятию ответственности и долга. Стойкость не увлечётся, не поскользнётся, не зашатается. В тех, кто шёл твёрдо до последнего часа, всегда была стойкость»4.

Философия Живой Этики отнюдь не обещает человеку облегчения и покоя в жизни, наоборот, утверждается образ воина, готового к борьбе за Высшее и активному противодействию злу и бессмысленному разрушению. Хотя ХХ век в истории человечества обозначается как конец Кали Юги (Чёрного века) и наступление новой Сатья Юги (Светлого века), однако смена этих глобальных эпох будет происходить длительно и постепенно и потребует огромных человеческих усилий по переустройству всех сторон жизни. Приближение конца Чёрного века выявило всё безумство сил зла и человеконенавистничества, которые кульминировали в середине ХХ века, во Второй мировой войне, названной в книгах Учения страшной битвой Армагеддона.

Российский народ ценой огромного напряжения и самопожертвования исполнил свою историческую миссию противостояния мощнейшему натиску зла. Как в первую Отечественную войну 1812 г., так и во вторую, Великую Отечественную войну россияне проявили несломимую стойкость, мужество и выносливость на протяжении долгих лет. Выстояв под первым сокрушительным ударом врага и пережив невосполнимые потери, они нашли в себе крепость и силу духа для полной победы над силами зла. «Русский народ явил такой героизм, такую жертвенность, такое доказательство силы духа и стойкости нации, — подчёркивала Елена Ивановна Рерих, — что следует преклониться и понять, что такой народ займёт предназначенное ему достойное место в идущем Переустройстве Мира»5.

Разрушениями, катастрофами, потрясениями Основ Жизни отмечен и последующий период в жизни смятенного и зашедшего в цивилизационный тупик человечества. Сложно назвать такой период мирным. Как мудро указывается в Живой Этике, «могут быть времена хуже войны»6, когда они несут на себе печать духовной деградации общества. Будем помнить, что каждодневно проходит испытания и жёсткую проверку наша духовно-нравственная природа и прежде всего — стойкость и твёрдость в Добре и Свете.

В наше время идейных и нравственных компромиссов, подлаживания под часто меняющиеся идеологические, политические, корпоративные и т.п. тенденции, личные выгоды особое значение приобретают редкие люди, устойчивые в добре и нравственных принципах. В каждую историческую эпоху были такие духовные авторитеты, по которым, как по камертону, могло сверять своё миропонимание и поступки большинство людей. Именно о таких людях и говорит народная мудрость: «Не стоит село без праведника». Имена и жизненные подвиги Будды, Конфуция, Платона, Патанджали, Шанкары, Христа, ап. Павла, Акбара Великого, Сергия Радонежского, Франциска Ассизского, Жанны д’Арк, Джордано Бруно стоят перед человечеством величественными столпами Света и Общего Блага. С течением времени ценность и необходимость таких духовных авторитетов становится только ещё более насущной и значимой.

Всё, что происходит в жизни человека, — и хорошее, и плохое — может быть преобразовано им в жизненный опыт, ценнейшие накопления и познания. Согласно Учению, даже самые неблагоприятные обстоятельства не могут остановить духовное продвижение стойкого и целеустремлённого человека. Наоборот, они служат средствами его усиления и напряжения. Как струна ненатянутая не запоёт, как лампа без накала не засветит, так и духовные силы человека поникают в сонном благополучии. «Учитель Хочет огонь, горящий в сердце ученика, довести до степени горения незатухающего и неколеблемого преходящими вихрями земными, — отмечается в «Гранях Агни Йоги». — …Стойкость зависит от степени напряжения… (…) Нужно сознательно поставить себя в положение напряжения нагнетённого и радоваться, если обстоятельства внешние этому способствуют. Часто по неведению огорчается ученик тем, чему надлежит радоваться. Без отягчения обстоятельствами не может быть связи с Учителем»7. Важно поставить перед собой правильную цель и уметь видеть за каждодневным потоком дел ступени к её достижению.

Живая Этика утверждает, что зло конечно в своей разрушительной направленности, оно самоистреб­ляется, тогда как Добро вечно и приумножается без истощения. Любое испытание имеет конец. Учение напоминает слова великого мудреца Соломона: «И это пройдёт». Всё пройдёт в этом мире преходящего и временного, но завоевания духа, развитие его сил и созидательных способностей могут бесконечно умножаться, освобождая человека от оков низшей материи и приобщая к стойкому, неутомимому сотворчеству с Высшими Силами.

* * *

«Путь духа отмечен силой. Потому хочу научить вас быть сильным духом. Стойкость, непоколебимость, преданность несломимая, бесстрашие, твёрдость, пути неуклонность — всё это есть уявления огненной воли. Быть сильным можно, если воля сильна, а воля есть духа огонь, уявляемый в действии»8.

«Стойте крепко, стойте крепче скалы. Огонь чудесный нагнетается стойкостью духа»9.

«Потенциал Блага — как столб Света. Плотник, сапожник или врач могут одинаково мыслить о благе. Постоянство и устойчивость во благе есть уже завоевание»10.

«Твёрдостью воли и стойкостью духа можно считать неотступность, явленную учеником на всех путях, приближающих к Свету, с точки зрения кармы. Эту неотступность можно рассматривать как внутреннее знание того, что все порождения человеческие имеют конец, ибо они не от Света, но бесконечны Добро и дела Света. Победа Света над тьмою и конечное торжество Света — это не фикция, но огненная действительность и огненная жизнеустойчивость зёрен причинностей добра или Общего Блага. Понимание этого и совершение посева светлых семян и является основою неотступности действий ученика и твёрдости его воли и стойкости духа. Не умирает добро, не умирают дела Света. Не умирают огненные зёрна причинностей, творимых во Имя Общего Блага»11.

«Себеслужители явленные, доколе будете ослаблять цепь Света неразумением вашим? Ведь требуется от вас лишь твёрдость и стойкость в том, в чём вы столь долго утвердиться стремились. (…) Дайте свет стойкого, ровно горящего пламени духа, без которого все ваши достижения сводятся к нулю. Крепость цепи измеряется по слабейшему звену, стойкость духа — по моментам его ущерба. Не допускайте этих моментов, ибо длинную цепь ваших усилий ослабляете несказанно минутами слабости. Будьте же сильны всегда, но не по настроениям и под влиянием случайных условий, будьте победно-духовны. Победительное состояние духа непреложно к победе ведёт. Будьте всегда победителями»12.

«Друг Мой, сила духа познаётся лишь в трудных условиях и в них же и утверждается. Мускул, лишённый движения, атрофируется, так же и сила духа поникает при жизни безоблачной и лёгкой. Разлагается дух в благополучии. Отягощающие обстоятельства нужны, чтобы вызвать к действию энергии нужные, которые в противном случае обрекаются на вымирание. Именно по слабому месту должна бить жизнь, чтобы его укрепить и породить нужную силу. Но при всех обстоятельствах одно условие необходимо, а именно стойкость, или непоколебимость духа надо твёрдо приять, что бы ни происходило вокруг. Твердыню внутри обрести и утвердить надо. Именно без Учителя, именно когда один, именно когда тьма окружила и дали сокрылись во мраке, чего ждать? Победы Света над тьмою. Учитель Поставил на страже за личной ответственностью. На страже нужно достоять до конца. Пусть колеблется всё, но не дух. Недопустима слабость, когда перед Учителем стоят трудности непомерные и Ему нужна поддержка. На кого Смогу опереться в час трудный, если все воины сложат оружие и поникнут духом в унынии безнадёжности, не предадут ли этим Учителя и Дело Его? Потому стойте крепко. Полководец без войска — не сила. Так же и крепость неохраняемая уже не крепость. Отсюда несменный и стойкий дозор. Один в пустыне жизни, но с Владыкой, опора друзьям и врагам устрашение — так уявляется стойкость. Пламя её — внутри, её ощущать можно. К спокойствию стойкость прибавим. Укрыться можно лишь в башне духа, ибо спасение в ней. Как маяк света высится она во тьме окружающей, внешней, и другим светит. Велика радость, если в час нужды Могу на кого опереться как на Себя. Трудные дни протекают. Сгущена тьма. Вы, немногие устоявшие, помогите удержать равновесие планеты. Не хорошести, не святости, но стойкости и непоколебимости Требую в час тёмный планетный. Помогите удержать сеть Света. Неужели оставите Одного, как оставили когда-то?»13

«…Какую-то степень обуздания себя и сдержанности всё же всегда можно явить, и особенно в тех делах, которым своими переживаниями помочь невозможно. К чему бесцельные терзания? Горе о близком понятно, но терзания о том, чему помочь нельзя, бессмысленны. Так научимся неизбежное встречать стойко, зная, что эмоциями делу не поможешь. То, через что надлежит пройти, пройти всё же придётся, несмотря на нежелание и боль. Неизбежное лучше встретить достойно. Таким образом, если жизнь ставит в условия, от которых нельзя освободиться, следует пройти через них мужественно и стойко. Можно сделать всё возможное для облегчения их, но когда остаётся неизбежное, его надо встретить достойно. Карму отбросить нельзя, иначе она обернётся ещё более неумолимым аспектом, следовательно, надо претерпеть, и претерпеть до конца. Только претерпевший до конца имеет заслугу»14.

«Стеснённый и угрожаемый Акбар говорил своим вождям: «Чем менее волнуется вещество, тем яснее отражение вершин». После смотра войска Акбар сказал: «Четвёртая часть сделана, видел сытых людей, — остальное увидим после дня зноя, после дня дождя, после бессонной ночи»»15.

«Борьба за свет не прекращается ни на мгновение. Героями духа можно назвать их, свет в ауре своей миру несущих. Невидим и неприметен этот подвиг, но тяжек для сердца и труден. Больно сердцу от яда, вбираемого им в себя для трансмутации его в энергии света. Тяжек и труден подвиг внесения в жизнь Света. Но это и есть Великое Служение. Надо дать себе ясный отчёт, в чём заключается его сущность. Уже не костры, не растерзание зверями, но постоянное, каждодневное распятие сердца на кресте жизни. И кто может сказать, где требуется больше мужества, стойкости и терпения. Трудность подвига современного носителя Света заключается в его длительности и в том, что совершается он среди жизни, причём совершает его герой духа не удаляясь из жизни»16.

«Припомните, какие трудности и, казалось бы, непреоборимые препятствия вставали перед нами, но все они растворялись перед нашим мужеством, стойкостью и устремлением и доверием к РУКЕ ВОДЯЩЕЙ, так будет и теперь»17.

«Одно из мощных качеств духа есть устойчивость. Как можно развивать и расширять сознание, когда нет устойчивости! Иначе, как можно проверять намерения и действия, если нет того мощного импульса, который есть устойчивость? Для каждого на пути есть только одна неизменная Мощь — Иерархия! На этом сокровенном Принципе можно созидать; с этой сокровенной Вершины можно мир созерцать; на этой Твердыне можно духу окрылиться; на этой Вершине можно созидать мощную эволюцию. Потому когда дух старается создавать иллюзорный мир самости, то, конечно, трудно продвинуться. Так в беспредельном творчестве есть путеводный огонь — Иерархия. Так можно устойчивостью Служения расширить сознание и вместить закон Огненной Иерархии»18.

«Не было ещё препятствия, которое могло бы дух, Мною утверждённый и суждённый победе, остановить. (…) Воля победителя становится мощной и непреодолимой, и ничто уже не может остановить её поступательного движения к огненной цели далёкой. Шаг непреложности становится укладом дня, и растёт и крепнет сознание того, что ныне уже ничто не остановит. И от этого сознания становится легко, и вырастают у духа крылья, которые помогают перелететь там, где громоздятся высокие горы препятствий и бездонные пропасти пресекают путь. И когда путь на Земле действительно становится непроходимым, крылья чудесные духа поднимают и возносят над непроходимостью местных условий жизни и сознание поднимается над ними, как орёл над горами и долинами земного ландшафта. Орлом духа Называем Мы ученика, достигшего этой ступени. Это уже ступень Архата. И зарабатывается она железной стойкостью перед чем бы то ни было, что может жизнь преподнес­ти человеку. Этим путём Шли и Идут все Владыки. Это путь Царственной Йоги. Это путь победителей Земли и Неба, мира земного, и мира астрального, и Мира Мысленного. В сознании дух поднимается над тремя, чтобы утвердиться в четвёртом, в Огненном»19.

«От любого несчастья твёрдая воля почерпнёт новые силы и новую стойкость. Так преодолевается жизнь. Нельзя, нельзя безвольно склоняться под ударами внешних воздействий, ибо всему можно противопоставить дух. Как важно ощутить эту несокрушимость внутри! Победитель идёт через жизнь, победно ступая и не склоняя чело ни перед чем. Помните, ведь в духе надо стойкость явить. Архатом может стать тот, кого жизнь была не в силах сломить. Держите же головы выше, ведь мы к победе идём!»20

 


1 Грани Агни Йоги. V. 555.

2 Там же. 1954. 308.

3 Там же. 1955. 19.

4 Рерих Н.К. Стойкость // Нерушимое. Рига, 1991. С. 50.

5 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М., 2007. С. 280 (14.01.1946).

6 Надземное. 286, 295, 460, 594.

7 Грани Агни Йоги. 1953. 370.

8 Там же. 1958. 18.

9 Мир Огненный. I. 68.

10 Там же. 304.

11 Грани Агни Йоги. V. 555.

12 Там же. 1954. 421.

13 Там же. 114.

14 Там же. 1955. 300.

15 Листы Сада Мории. Озарение. 3 – IV – 4.

16 Грани Агни Йоги. 1955. 20.

17 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 174 (2.04.1935).

18 Иерархия. 217.

19 Грани Агни Йоги. 1954. 265.

20 Там же. 1955. 511.

 

Источник:  Журнал «Восход» №4 (240) Апрель 2014

Поделиться с друзьями:

: – напишите текст, Ваше имя и эл.адрес – вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой – и нажмите кнопку “ОТПРАВИТЬ”

mirkultura.ru

Башкова Наталья Николаевна | Сайт учителя начальных классов и информатики

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти…

О. Бальзак

Здравствуйте! Я рада, что Вы посетили мой мини-сайт! Надеюсь Вы найдете то, что ищите!

О себе

 

Я, учитель начальных классов и информатики МКОУ Благовещенской СОШ, Купинского района, Новосибирской области.

Еще с детства мечтала стать учителем, ведь большинство родственников – ПЕДАГОГИ.

Окончив школу я поступила в Карасукский педагогический колледж.

В 2011 году получила диплом, в котором мне была присвоена квалификация УЧИТЕЛЬ начальных классов с дополнительной подготовкой в области математики.

Не задумываясь вернулась в родную Благовещенку, где стала работать учителем начальных классов и информатики. 

В настоящий момент являюсь студенткой НГПУ (факультет физико-математического и информационно-экономического образования).

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

В романе-эпопее “Война и мир” Толстой изображает огромный период русской жизни, излагает свои философские взгляды. Одной из важнейших проблем романа является вопрос о месте человека в обществе, смысле его жизни. Раскрывая эту проблему, Толстой уделяет серьезное внимание внутреннему миру человека, формированию его нравственных позиций. Духовная красота любимых героев автора проявляется во внутреннем борении мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни. Для Толстого нравственные черты не являются изначально данными. Автор считает, что для того, “чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться и ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие — душевная подлость”. Именно этот роман начал сформировывыть мой внутренний мир!!!

Мой взгляд на мир

 

«Вы знаете, мне по - прежнему верится,

Что если останется жить Земля,

Высшим достоинством Человечества

Станут когда - нибудь Учителя».

 

Р. Рождественский

Мои достижения

Мои достижения – это мои Ученики!!! В 1 классе (2012-2013 учебный год) мы заработали 10 дипломов. Из них два диплома – за III место, один диплом – за II место, семь дипломов – за I место.

А одна из учениц 7 класса выиграла электронную книгу участвуя во всероссийском конкурсе по информатике.

Ни что не стоит на месте! Вот и подросли мои детки! В этом году (2015-2016 учебный год) они прощаются с начальной школой. Каждый из них добился хороших результатов. Удачи Вам, мои Ученики!!!

Моё портфолио

Портфолио — это достаточно новое понятие для отечественного образования. У большинства людей оно ассоциируется исключительно с трудоустройством или поиском клиентов, однако портфолио учителя выполняет несколько иные функции.

Во-первых, оно позволяет администрации школы оценивать уровень эффективности работы того или иного преподавателя. Портфолио пригодится при аттестации преподавателя, ведь оно используется в процедуре экспертной оценки специалиста. 

Во-вторых, портфолио полезно самому преподавателю. Оно позволяет систематизировать все наработки и учебные материалы, накопленные за время работы. К тому же, по своему портфолио учитель может оценить свою эволюцию как профессионала и понять, в какую сторону ему необходимо развиваться дальше. 

В моем портфолио отражается работа учителя начальной школы и информатики. Здесь Вы найдете тематическое планирование, внеклассные мероприятия, разработки уроков по русскому языку, литературному чтению и другим изучаемым предметам в начальной школе, а также информатике. В портфолио представлены ряд презентаций к урокам окружающего мира, проекты моих учеников. Здесь отражено участие в дистанционных всероссийских олимпиадах по различным предметам. И моногое-многое другое!!!

Мои публикации:

Публикации моих учеников:

Добавить грамоту в портфолио

nsportal.ru

Советы рукодельницам