Здоровый образ жизни как способ укрепления здоровья

Крепкое здоровье – это богатство, о котором мечтает каждый из нас. Когда человек здоров, то ему многое удается, он справляется с жизненным темпом и успешно себя реализовывает во всех сферах.

Автор

Здоровый образ жизни и укрепление здоровья являются на сегодняшний день приоритетом для многих людей. Существуют полезные советы и рекомендации по укреплению здоровья. И если им следовать, то можно забыть про множество проблем и неприятностей, связанных со здоровьем. Соблюдая правильный образ жизни, мы можем обезопасить себя от различных болезней, укрепить иммунитет и чувствовать все радости жизни.

Несколько советов по сохранению и укреплению здоровья

  1. Движение и спорт. Физические нагрузки – прекрасное средство для укрепления здоровья и иммунитета человека. Они улучшают работу лимфатической системы и желудочно-кишечного тракта. Правильно подобранные физические упражнения благотворно влияют на работу сердца и многих других органов, а также борются с лишним весом и усталостью.

  2. Зарядка каждое утро. Это замечательный метод укрепления здоровья. Утренняя зарядка очень важна для самочувствия человека. Она поддерживает тонус и настраивает организм на полноценную работу в течение всего дня.

  3. Цитрусы в рационе. Обязательно стоит включить в свой рацион такие продукты, как цитрусовые. Они содержат в себе витамин С и цинк, которые укрепляют иммунную систему. Также включите в питание пробиотики. К ним относятся бананы, чеснок, лук и многие другие.

  4. Рыба, морепродукты, орехи и яйца. Очень важно включить в рацион продукты, богатые белком, чтобы поддерживать силы организма. Белок вырабатывает антитела, из которых и строится весь наш иммунитет.

  5. Закаляйтесь. Принимайте воздушные ванны. Это один из самых действенных методов укрепления здоровья человека. Также очень большую пользу приносит растирание влажным полотенцем. Делать это следует поэтапно: сначала теплой водой, потом холодной. А после можно перейти к контрастным обливаниям. Очень эффективен контрастный душ.

Факторы, способствующие укреплению здоровья

  1. Отсутствие стрессовых ситуаций. Чтобы здоровье не подводило, стоит ограничить себя от стрессовых ситуаций и депрессии. Учеными доказан тот факт, что наше настроение напрямую влияет на здоровье. Люди, которые подвергаются стрессу ежедневно, чаще болеют и плохо себя чувствуют.

  2. Здоровая окружающая среда. Для человека крайне важна экология, в которой он живет. Если экология ниже среднего уровня, то бессмысленно говорить о здоровом образе жизни и правильном питании. Здесь проблема гораздо глубже. И если вы живете в городе, где плохая экология, то следует поменять место жительства. Ради здоровья это сделать стоит.

  3. Дружная атмосфера в семье. Человеку важно, чтобы приходя домой, он чувствовал тепло и поддержку. Когда в семье благоприятная атмосфера, то и болезни обходят стороной.

  4. Веселье и отдых. Нужно уметь качественно отдыхать после работы и прочих дел. Обязательно планируйте и организовывайте свой отдых. Веселье помогает справиться со стрессом и настроиться на рабочий лад..

  5. Общение с людьми без вредных привычек. Ваше окружение – это вы сами. Помните об этом. И потому, не допускайте, чтобы вас окружали люди, употребляющие алкоголь и сигареты. Дурные привычки чаще всего заразны.

  6. Здоровый сон. Обязательно высыпайтесь, чтобы хорошо себя чувствовать и не жаловаться на здоровье. Во сне организм полностью восстанавливается. Качественный сон, к тому же, полезен для похудения и избавления от депрессии.

Автор

Предыдущая статья

Простые рецепты здоровья и красоты

Женская красота и здоровье напрямую связаны друг с другом, и кто этого не признает, тот сильно ошибается. А потому очень важно следить за собой изо дня в день и всегда быть в форме.

Также интересно

Истории и притчи

Неожиданное письмо из техподдержки

В поисках честного и правдивого ответа она решила просто написать письмо в техподдержку. Не надеясь получить ответ, она стала заниматься своими прежними делами, как вдруг ей пришло уведомление о новом письме.

Написать комментарий

Написать комментарий можно после авторизации.

timeforwoman.ru

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у обучающихся.

Выступление на МО учителей физической культуры

школы по теме:

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни

у обучающихся.

Учитель физкультуры: Дьячков О.Л.

2016г.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –

сделайте его крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.

Главная задача школы – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто работает в школе не один десяток лет, воочию видна динамика ухудшения здоровья детей. Если 20 лет назад освобожденных от физической культуры в каждом классе было по одному-два ученика, то теперь их стало больше. Практически здоровых детей в каждом классе – единицы.

Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомандациями по их устранению.

Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.

На мой взгляд учителя физической культуры, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.

Широко использовал физические упражнения в своей практике выдающийся ученый, врач Авиценна. Он писал: «…..самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна.»

Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.

Физическая культура – это естественнобиологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению.

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. На своих уроках я содействую укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.

Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащихся.

В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.

Методика проведения занятий

Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической культуры.

На каждом уроку я обязательно использую общеразвивающие упражнения.

Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц.

Мышечные нагрузки укрепляют сердце, легкие, кровеносные сосуды и другие органы.

Упражнения оказывают существенное влияние на формирование правильной осанки, красивой походки, воспитывают эстетические понятия, культуру движений.

При этом развиваются такие физические качества, как общая выносливость, сила, гибкость, ловкость.

Причём, после разучивания очередного комплекса ОРУ, ребята сами рассказывают и показывают правильность выполнения упражнений, а значит смогут самостоятельно выполнять упражнения.

Эффективность проведения прыжков со скакалкой.

На своих уроках, независимо от разделов программы, провожу прыжки со скакалкой.

Иметь сильные, стройные, красивые ноги хочется каждому, а для этого их надо упражнять. И скакалка на уроках физической культуры служит отличным простейшим спортивным инвентарем.

Скакалка – очень доступный и полезный гимнастический снаряд. Прыжки со скалкой развивают мышцы ног, делают их стройными и красивыми, служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные явления в организме; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и координацию движений; укрепляют мышцы тазового дна.

Простота в использовании скакалки состоит в достаточно легкой обучаемости и несложности выполняемых упражнений. Обучение прыжкам со скакалкой начинаю с самых простейших прыжков. Существует много различных упражнений со скакалкой. Наиболее распространенными из них являются прыжки: на обеих ногах, вращая скакалку вперед, на одной ноге; с попеременным прыжком на одной, другой ноге, с выполнением бегового шага, на месте и с перемещением, со скрестным положением рук, со скрестным положением ног.

Включение прыжков со скакалкой в урок, проходящий как в спортивном зале, так и на свежем воздухе, не обременительно для занимающихся, если прыжковые упражнения разнообразны по форме, нагрузке и задачам, стоящим перед ними. Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по заданию, ОРУ со скакалкой. Такие прыжки служат развитию координационных способностей. Это могут быть прыжки с продвижением вперед, назад: с чередованием направления – влево-вправо; с предметами в руках.

В первой и четвёртой четверти проводится проверка прыжков со скакалкой и многие ученики устанавливают рекорд класса.

Формирование осанки на уроках

Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьников возможны при сохранении правильной осанки, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме.

Правильная осанка – это слегка опущенные плечи, отведенные назад, держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь. Нарушения правильной осанки – это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина, выгнутая спина, сколиоз. Осанка – привычная поза непринужденного стоящего человека.

Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями. Нарушения осанки возникают под влиянием самых разнообразных причин.

Систематические разумные занятия физической культурой считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки. Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю физической культуры.

На своих уроках слежу за осанкой учащихся при прохождении всех разделов учебной программы в течение всего учебного года. Даю упражнения, где осанка формируется, прежде всего, в ходьбе:

Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.

Ходьба на носках, руки в различных положениях.

Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.

Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.

Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.

Слежу также за осанкой и при разновидности бега, обращая внимание на положение спины. На каждом уроке провожу по 5-6 упражнений на формирование осанки. Регулярно беседую с учащимися об осанке, объясняю им, зачем проводятся данные занятия. Предлагаю учащимся комплексы упражнений по формированию правильной осанки, настаиваю ежедневного выполнения комплексов, даю домашние здания.

Здоровьесберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность по сохранению собственного здоровья. И помогают в этом уроки и дополнительные занятия по физкультуре.

Курс дополнительных занятий по физкультуре называется «Подвижные игры».

На этих занятиях мы с ребятами разучиваем огромное множество подвижных игр разной подвижности, которые затем ребята использую, когда выходят гулять со своими сверстниками на прогулку, и могут использовать дома при плохой погоде.

И именно подвижные игры – это один из способов борьбы с гиподинамией.

Я стараюсь

привить учащимся интерес к систематическим занятиям физкультурой,

формировать привычку к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, психику ребенка,

формировать культуру двигательной активности учащихся,

воспитывать нравственную культуру учащихся, интерес к истории спорта, желание побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги.

Методика и организация домашних заданий

Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако, чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных домашних занятий, рекомендую детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях. Например: подтягивание из виса лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, различные строевые упражнения, осенне-весений период на улице выполнять различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки. Самое главное: все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяю на уроках, некоторые несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощряю хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс в выполнении домашнего задания.

Домашние задания по физической культуре – одна из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника.

Предполагаемые результаты:

Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой.

Воспитание сознательности и активного отношения ценности здоровья и ЗОЖ в семьях учащихся.

Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья.

Снижения уровня заболеваний среди учащихся.

Улучшение показателей физического развития.

Выводы

Физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, телостроительства, воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура других сфер здорового образа жизни.

Главное же для меня как учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. Для этого я делаю следующее:

Систематически провожу беседы о том, что нужно делать и как для сохранения и укрепления здоровья,

Прививаю интерес к физической культуре, проводя уроки интересно,

Учу самостоятельно выполнять различные физические упражнения для развития физических способностей и укрепления здоровья ученика,

Воспитываю потребность в движении как образе жизни,

Формирую у детей и родителей понятие здорового образа жизни и желание его вести через беседы среди учеников и их родителей.

К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели – формированию здорового психически, физически развитого, социальноадаптированного человека, к созданию в школе здороьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения.

На своем опыте всякий раз убеждаюсь в справедливости высказывания русского ученого Н.А.Умова: «Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

infourok.ru

10 класс. ОБЖ. Сохранение и укрепление здоровья — важная забота каждого человека и всего общества. – Сохранение и укрепление здоровья — важная забота каждого человека и всего общества

Комментарии преподавателя

 

ЗДОРОВЬЕ – это бесценный дар, который дан человеку самой природой.

В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое. Они так тесно переплетены, что невозможно их разделить. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль важен для поддержания физического здоровья.

Духовное здоровье человека – это здоровье его разума. Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить своё положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с самим собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учётом необходимости, возможности и желания.

Физическое здоровье человека – это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек.

Человек – не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определённых общественных условиях. Они отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связано социальное здоровье, т.е. условия жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, а также уровень культуры, воспитания и образования.

Кроме того, принято различать здоровье индивидуальное и общественное (здоровье населения).

Индивидуальное здоровье – это личное здоровье человека, которое во многом зависит от него самого, от его мировоззрения, а в конечно счёте от его культуры – культуры здоровья.

Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит главным образом от политических, социально-экономических и природных факторов. 

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Здоровье человека и здоровый образ жизни.

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать её на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организован

www.kursoteka.ru

Укрепление физического здоровья – методы укрепления здоровья

Методы укрепления здоровья. Этому вопросу уделялось внимание на протяжении веков, поскольку здоровье человека является главной ценностью любого общества, а здоровый образ жизни – это образ жизни человека, который направлен на выработку иммунитета  против  болезней и укрепление здоровья.

Что же касается медицины, то она суммирует опыт укрепления и сохранения здоровья человека.

В укреплении здоровья сложилось два подхода.

1) Принятие здорового образа жизни за основу.

2) Улучшение здоровья при помощи лекарственных средств и медицинского вмешательства.

Ещё в древности, Гиппократ считал, что все болезни — от условий окружающей среды, образа жизни, типа телосложения и темперамента человека.

Демокрит и Платон пришли к выводу, что болезнь человека находится в зависимости от нарушения взаимодействия между душой и телом.

А Пифагор предполагал, что здоровье – это взаимодействие духовной и телесной жизни.

Таким образом, ещё с древних веков были заложены и остаются неизменными по сей день основы сохранения и укрепления здоровья человека.

Принципы укрепления здоровья

  1. Не употреблять вредные напитки – соки с консервантами, растворимый кофе, газированную воду и вредную пищу – любая пища, в состав которой входят добавки Е, а также чипсы, булочки, различные *непортящиеся* продукты питания.
  2. Сохранение водного баланса – ежедневно пить чистую воду не менее двух литров. Помните, что кофе, чай, лимонад — это не вода.
  3. Очистка организма травами, в том числе – очистка ЖКТ, лимфатической, кровеносной, мочеполовой систем и противопаразитарные программы.
  4. Сбалансированное питание –выбирайте еду, которая полезна вашим клеткам, а не ту, которая нравится вашим глазам или желудку.

В деле укрепления здоровья – проще не допускать болезнь, чем справиться с ней и её последствиями.
Вообще, психология сохранения и психология укрепления здоровья – это абсолютно разные вещи. Все мы, когда заболеем привыкли лечиться… и ни о чем не думаем пока не заболеем. Если следить за своим состоянием здоровья, то можно избежать многих болезней.

Кто хочет быть здоровым – постоянно об этом думает и предпринимает шаги в этом направлении.

Уже давно доказано и не вызывает сомнения тот факт, что болезни и преждевременная старость – выбор каждого из нас, а происходит это из-за нарушения Законов Природы. Каждый из нас, будь то женщина или мужчина может стать образцом для подражания.

Ежедневно соблюдайте следующие правила:

  • ежедневно гуляйте на свежем воздухе не менее часа;
  • следите за своим питанием – не переедайте, ешьте только качественную и натуральную пищу;
  • регулярные нагрузки для мышц тела;
  • гигиена тела и обливания холодной водой;
  • здоровый сон, не менее 7 часов в сутки;
  • укрепление внутренней духовной силы при помощи медитаций.

Средства укрепления здоровья

Здоровье — очень важно для любого человека. Известно, что средняя продолжительность жизни россиянина на 12 лет меньше, чем американца и на 5 лет меньше, чем китайца.

Поэтому укрепление здоровья людей стоит во главе угла в любой стране и подразумевает следующие принципы укрепления здоровья:

  • здоровый образ жизни;
  • специальные упражнения;
  • специальные процедуры.

Это основные принципы укрепления здоровья.

10 простых методов укрепления здоровья.

1. Сокращение употребления жира, благодаря чему вы уменьшите риск образования тромбов и сохраните своё сердце от перегрузок.

2. Здоровый сон. Во сне наш организм восстанавливается. На ночь не пейте кофе. Кофеин, входящий в его состав мешает здоровому сну.

3. Ешьте продукты, богатые клетчаткой. Клетчатка помогает организму выводить отходы жизнедеятельности.

4. Пейте чистую воду. Вода – основа жизни, помогающая увеличивать усвояемость питательных  веществ, увлажняет нашу кожу и способствует выводу токсинов из организма.

5. Ежедневные прогулки на свежем воздухе. Без них мышцы нашего тела слабеют и теряют силу и выносливость.

6. Употребляйте в пищу чеснок. Он помогает стабилизировать уровень артериального давления и сохраняет сердце человека здоровым. Также чеснок – средство для повышения иммунитета.

7. Чаще смейтесь. Когда вы смеетесь, то кровь начинает на 20% быстрее двигаться по нашим капиллярам и вырабатывается гормон радости.

8. Мозговой штурм. Чаще выполняйте сложные задания и тренируйте ваш мозг, что поможет сохранить его потенциал.

9. Ешьте жирную рыбу. Жирная рыба – входящие в её состав омега-3 жирные кислоты, уменьшают уровень холестерина и проблемы сердечно-сосудистых заболеваний.

10. Отдавайте предпочтение хлебу с цельным зерном, богатым питательными веществами, которые помогают очистке кровеносных сосудов.

Системы сохранения и укрепления здоровья — это комплексы мероприятий, призванные оздоравливать и омолаживать организм человека:

  • закаливание и парная;
  • цигун и йога;
  • ароматерапия;
  • водные процедуры;
  • альтернативная медицина;
  • воздействие на биологически активные точки;
  • морская вода;
  • горный воздух.

Каждый, кто хочет стать здоровым, имеет огромный выбор. Главное — все, что делается для укрепления здоровья, должно сопровождаться хорошим настроением, и вы не будете жаловаться на своё здоровье на протяжении всей вашей жизни.

Это может быть вам интересно:

www.healthilytolive.ru

Факторы укрепления здоровья

Здоровье – одна из
важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия.
Понимание содержания слова “здоровье” прошло ряд этапов. Первоначально под
здоровьем подразумевали отсутствие каких-либо заболеваний, и здоровым считали
человека, у которого нет признаков болезни (нигде не болит, нормальная
температура). Действительно, если человек ни на что не жалуется, работает, не
обращаясь к врачу, окружающие вправе считать его здоровым.

Наиболее полным является
следующее определение понятия здоровья: здоровье- совокупность физических и
духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым
условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного туда
на благо общества, создания крепкой дружины семьи, рождения и воспитания детей.

Нездоровье, болезнь может
проявляться самыми разнообразными способами и столь настоятельно, что человек
сразу же начинает жалеть об утраченном здоровье. Наиболее известный и
неприятный признак нездоровья – боль. Она может быть тупой, острой,
пульсирующей, стреляющей, колющей, давящей, жгущей и т.д. Другой признак
нездоровья – плохое самочувствие, слабость, недомогание, мешающие или не дающие
возможности полноценно выполнять привычную работу. Еще один признак нездоровья -
нарушение деятельности отдельных органов, например, резко учащенное
сердцебиение во время работы и одышка в покое, кашель и хрипы в легких, тяжесть
в области печени и т.д.

Какие же факторы
окружающей среды, а также особенности поведения человека способствует
сохранению и укреплению его здоровья?

Первый фактор,
укрепляющий здоровье, — четкий и правильный распорядок дня. Человек должен
делать не только то, необходимое, к чему непосредственно побуждают его
естественные потребности (прием пищи, сон), но и то, что полезно для здоровья
(физические упражнения и т.п.). Благодаря четкому режиму организм испытывает
меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм
меньше изнашивается. Неспособность человека заставить себя придерживаться
определенного и четкого режима дня – признак неорганизованности,
слабохарактерности, безволия.

Второй фактор,
укрепляющий здоровье, – высокая двигательная активность, достаточная физическая
нагрузка.

В процессе развития
человеческого общества и возникновения классов появилось и закрепилось
противоречие между физическим и умственным трудом. При этом на долю эксплуатируемых
выпал наиболее тяжелый изнурительный физический труд, труд не в радость.
Возможность не заниматься физическим трудом расценивалась как привилегия. Не
случайно русские бояре носили кафтаны с длинными рукавами: этим подчеркивалось
их высокое общественное положение, возможность ничего не делать своими руками.
Отсюда, кстати, родилось выражение “спустя рукава” т.е. выполнение работы
небрежно, без старания, кое-как. Труда периоды отдыха были весьма
кратковременны и случайны: чтобы хоть как-то прокормиться, им приходилось работать
практически все время. И в результате в повседневном сознании людей сложилось
представление о том, что физическая нагрузка- это плохо, а возможность жить без
физических усилий- хорошо.

Но задайте любому
человеку вопрос: что является главным признаком живого? Правильный ответ-
“способность к самостоятельным движениям”. Без движения нет жизни, и в той или
иной форме оно присуще любому живому существу, независимо от степени его
сложности. Как подчеркивал великий русский физиолог И.М. Сеченов, ”все бесконечное
многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к
одному лишь явлению – мышечному движению”.

Человек имеет основание
считать себя “царем природы” потому, что он способен постигать ее законы и
использовать их в своих интересах, но выйти из повиновения им он не может.
Всегда и всюду попытки повиновения законам природы были губительными для
человека, и иначе не может быть.

В последние десятилетия
одной из главных причин преждевременной смерти людей, особенно в развитых
странах, стали болезни сердечно-сосудистой системы.

Что же происходит при
гиподинамии? Во-первых, ослабляется деятельность сердца. Во-вторых, происходит
нарушения обмена веществ, одним из проявлений которых является накопление
избыточной массы тела. В-третьих, развиваются дегенеративные изменения
(дистрофия) мышечной и других тканей. В-четвертых, нарушение нормального
соотношения между мышечными и психическими усилиями приводит к излишнему
возбуждению центральной нервной системы. В результате всего этого снижается
устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, к разного рода
перегрузкам, падает работоспособность, ускоряется процесс старения. В конечном
итоге развиваются такие болезни, как атеросклероз, гипертоническая болезнь,
инфаркт миокарда, сахарный диабет.

Человек должен усвоить:
постоянная посильная физическая нагрузка необходима и очень полезна, она не
только не истощает организм, но напротив, делает его выносливее и крепче,
устойчивее к болезням.

Третий фактор,
укрепляющий здоровье, — постоянное общение с природой, использование
благотворных ее факторов- свежего воздуха, воды, солнца. Чистый свежий воздух
содержит достаточное для организма количество кислорода и способствует бодрому
активному настроению, высокой работоспособности.

Помимо благотворного
влияния на человека уже упомянутых природных факторов физического характера,
само пребывание на лоне природы дает возможность психологического отдыха,
хорошо снимает нервное напряжение, успокаивает. Очень полезно переключение: от
активной работы, общения на некоторое время перейти к спокойному пребыванию в
лесу, провести отдых, собирая грибы, ягоды, занимаясь рыбной ловлей. Нет других
способов отдыха, которые могли бы сравниться с этими по степени благотворного
воздействия на психику человека.



biofile.ru

Физическое здоровье человека:способы сохранения и укрепления

Здравствуйте дорогие читатели. Тема сегодняшней нашей статьи : «Укрепление физического здоровья средствами физической культуры».  Физическое здоровье человека – непременная составляющая здоровья душевного.

Древний принцип античной медицины гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Ему вторит современная поговорка: «Было бы здоровье, остальное приложится».

СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Способы сохранения здоровья давно общеизвестны: это рациональность и умеренность в пище, разумная воздержанность в половой жизни, отказ от курения и алкоголя, чередование умственных и физических нагрузок, регулярные физические упражнения, соответствующие возрасту, свежий воздух, достаточный сон. Кроме того, что эти принципы проверены жизнью, они еще и подкреплены результатами физиологических исследований.

Оздоровительные и гигиенические мероприятия профилактической медицины способствуют укреплению иммунитета, следовательно, предупреждают многие заболевания. В первую очередь это относится к так называемым простудным заболеваниям – гриппу, ОРЗ, ОРВ, ангине. А именно простудные заболевания часто приводят к осложнениям, в том числе, и со стороны нервной системы.

Кроме того, поскольку все органы и системы человеческого организма работают в тесной взаимосвязи, то физические упражнения для укрепления физического здоровья и водные процедуры, которые укрепляют мышцы и сосуды, одновременно оказывают благотворное влияние на нервные центры. А нервные центры, в свою очередь, оказывают влияние на эмоциональную сферу человека.

Эмоциональная активность часто связана с двигательной активностью. Эта совокупность приводит к мобилизации энергетических ресурсов организма: артериальное давление повышается, уровень сахара в крови возрастает, сердцебиение учащается. Это необходимо для работы мышц.
Особенность нашего высокотехнологичного времени состоит в том, что большинство эмоциональных переживаний современного человека не сопровождается мышечной активностью. В результате внутренние органы (сердце и сосуды) работают интенсивно, а мышцы не задействованы в процессе и не сжигают поступающее в организм «эмоциональное топливо».

Исправить этот диссонанс могут только дополнительные физические упражнения

Неоценимое значение для укрепления физического здоровья приобретают занятия физической культурой, длительные прогулки, работа на дачных участках, подвижные игры, походы, утренняя зарядка. Особенно актуально это для людей, занятых умственным трудом, для которых гиподинамия (недостаток подвижности) является буквально «профессиональным заболеванием».

Физическая активность человека исправляет дисбаланс, возникающий в работе внутренних органов и мышц. Когда мышцы работают, в центральную нервную систему идет непрерывный поток импульсов, поддерживающий уровень эмоциональной активности. Если же этого не происходит, эмоциональная активность может вызвать неврогенные нарушения функционирования внутренних органов. Эмоции оказываются «подавленными», и оказывают на внутренние органы разрушающее воздействие.

Человек, сам того не осознавая, подсознательно стремится скомпенсировать эмоциональную активность двигательной. Вспомните, как дети прыгают от радости или взволнованный человек начинает метаться по комнате из угла в угол. Это естественное поведение.

Движение так же необходимо нам, как пища и сон.

Почти тысячу лет назад Авиценна писал: «Человек , умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями, не нуждается ни в каком лечении».

Еще раньше цивилизация Древней Греции буквально предписывала занятия физической культурой для укрепления здоровья. Вспомним хотя бы Олимпийские игры древних эллинов.

Физическая культура важная составляющая человеческой культуры вообще. Человек, полагающий себя культурным, обязан грамотно управлять своим организмом. Вес, осанка, походка, дыхание – все эти элементы должны быть под контролем нашего сознания для нашей же пользы, для того, чтобы мы могли надолго сохранять активность и чувствовать себя счастливыми.

НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Сделаем небольшой экскурс в историю. В жизни наших далеких предков физическая сила, здоровье, выносливость играли большую роль. Охота на диких зверей и межплеменные войны за лучшие территории требовали сил и физической активности. Сильный и здоровый имел больше шансов выжить.

По мере развития цивилизации необходимость силы и выносливости постепенно отходила на второй план, уступая место умственной деятельности. Постепенно, начиная с изобретения колеса и заканчивая современной робототехникой, человечество стремилось оградить себя от чрезмерных физических нагрузок.

Апофеоз этой тенденции наступил в 20 веке. Для того, чтобы преодолеть тысячи километров расстояния людям больше не приходилось совершать изнурительные переходы – достаточно несколько часов провести, сидя в кресте самолета или поезда. Человек нажимает несколько кнопок на пульте – и в воздух поднимется космический корабль, со стапеля сходит огромный лайнер, многотонный груз отрывается от земли и переносится на другое место. Люди в цивилизованных странах избавились от тяжелого мускульного труда и получили больше времени для интеллектуальной деятельности, культурного общения, отдыха.

БОЛЕЗНЬ ВЕКА

Это прекрасно! Однако в большой бочке меда оказалась не такая уж маленькая ложка дегтя. Люди стали значительно меньше напрягать мускулы и двигаться, и это привело к возникновению новой «болезни века». Медики экономически развитых стран обнаружили ранее неизвестные системные неполадки в организмах людей. Они вызваны недостатком двигательной активности. «Болезнь века» пока не имеет официального названия. Ее называют гиподинамией, гипокинезией, адинамией. Все эти термины означают одно – недостаток движения.

Исследования, обнаружившие связь между уровнем подвижности человека и состоянием его здоровья, проводились на кроликах. Подопытных животных на протяжении семи месяцев держали в тесных клетках, не позволяя им двигаться. За это время в тканях сердца «мучеников науки» произошли неблагоприятные изменения: возникли отеки ткани сердечных клапанов, ограничилась их подвижность; эластичность тканевых волокон уменьшилась.

Разница между нами и кроликами состоит лишь в том, что их вынуждали не двигаться, а мы сами обрекаем себя на неподвижность и связанное с ним разрушение организма. Сидячий образ жизни и высококалорийное питание приводят к тому, что все больше людей имеют лишний вес. Работа сердца нарушается, появляется одышка, развивается ишемическая болезнь сердца, от которой остается только один шаг до инфаркта миокарда.

Каков же вывод? Никакие таблетки и витаминные препараты не заменят благотворного влияния движения на организм! Борьба с гиподинамией в ваших руках, никто не сделает этого за вас. Только вы сами можете заставить регулярно заниматься физическими упражнениями, найти для этого время в расписании своего дня, сделать первое волевое усилие.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ УКРЕПЛЯЮТ НАШ ХАРАКТЕР

За это вы будете вознаграждены не только укреплением физического здоровья – спортивные занятия развивают и укрепляют характер и эмоциональную устойчивость. У человека, близкого к спорту вырабатывается устойчивость к стрессам, готовность к любому испытанию, способность быстро принимать решения в сложной ситуации, умение распределять силы.

Мудрость тех, кто отдает должное физической культуре, очевидна. Чем же оправдывают свою позицию сторонники неподвижного образа жизни? Чаще всего «солидностью» и « занятостью важными делами». Дескать, не дело для взрослого занятого человека мячик гонять или прыгать через скакалку. Времени не хватает, чтобы «ерундой» заниматься. Все это – лишь оправдание собственной лени и инертности, самообман чистой воды.

Мы сами обкрадываем себя, не используя то, что дано нам самой природой!

«Экономя» 5-7 часов в неделю за счет зарядок, пробежек, активных прогулок, мы теряем гораздо больше времени за счет снижения работоспособности. «Важные дела» в итоге стоят на месте, потому что усталому человеку, у которого сердце колотится, как рыба в сети, стоит ему преодолеть пару лестничных пролетов, не под силу активно трудиться. Не говоря уже о том, что физически неактивному человеку трудно ощутить радость жизни – у него все время что-то болит или собирается заболеть. И происходит это не по чьей-то злой воле. Мы сами обкрадываем себя, не используя то, что дано нам самой природой!

Петля затягивается. После работы человек устает так, что единственный желанный отдых для него – это расслабленное сидение в кресле или на диване. Даже минимально активный культурный досуг, типа похода в кино или театр, представляется ему непосильным трудом. Мягкое кресло дает желанный отдых… и еще больше затягивает человека в омут гиподинамии. С возрастом с ней все труднее справляться, и человек сам не замечает, как превращается в «развалину».

Знаменитый олимпийский чемпион, публицист, писатель Юрий Власов однажды на вопрос журналиста: «Как быть сильным?» ответил афористично: «Хотите быть сильным? Будьте им».

Юрий Петрович в своих книгах и интервью никогда не разделял силу человека на физическую и духовную. Одно прямо следует из другого. Главная сила человека, это «себя одолеть». Одолев себя, вы сможете одолеть и все остальное.

Хотите быть сильным? Будьте!

Начните хотя бы с регулярной утренней зарядки. Причем, не с понедельника, не с нового месяца, не с Нового года, а прямо сейчас. Не надейтесь, что трудно будет только в первое время, а потом ежедневные упражнения будут даваться вам автоматически. Конечно, нетренированные мышцы, которые заболят в первые дни, через недельку перестанут болезненно реагировать. Но волевое усилие над собой вам придется делать каждый день! Зато через некоторое время это усилие сторицей окупится тем, что вам станет легче выполнять повседневные дела, ваше самочувствие и настроение улучшатся.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ЭЛЕМЕНТОМ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

Утренняя зарядка, длительностью не менее 20 минут, после которой непременно следуют водные процедуры (душ или обтирание) и продолжительные пешие прогулки (полтора-два часа) в оптимальном для вашего возраста темпе – это минимум физических нагрузок для человека, который не занят физическим трудом. Это должно стать таким же привычным элементом личной гигиены, как, например, мытье рук или чистка зубов. Каждый человек, который хочет жить полной активной жизнью независимо от возраста просто обязан уделить этому вопросу самое пристальное внимание!

Если у вас есть проблемы со здоровьем, которые вас волнуют – посоветуйтесь с врачом. Без всякого сомнения, врач тоже скажет вам, что физкультура необходима, сколько бы хронических «болячек» у вас не накопилось, и порекомендует вам оптимальную для вашего состояния нагрузку.
Поищите в своем окружении опытного физкультурника или обратитесь к профессиональным тренерам. Спросите совета у них. Найдите вблизи вашего места жительства или в интернете группу по интересам – сообщество людей, которые, как и вы, только начали заниматься физкультурой для оздоровления. Такие люди есть рядом с вами, их нужно только найти! Заодно это будет еще одним волевым усилием над собой.

Когда вы освоите минимальный уровень, можете постепенно увеличивать нагрузку. Например, каждые две недели. Делайте больше упражнений определенного вида, устанавливайте свои «личные рекорды». Составьте комплекс упражнений таким образом, чтобы в них участвовало как можно больше различных мышечных групп.

Утренняя зарядка – это первая, но не последняя ступенька на подъеме к здоровому образу жизни. Но она поможет вам сделать следующие шаги, уводящие вас все дальше от продавленного уютного кресла – в бассейн, на стадион, на тренажерную площадку, на беговую дорожку.

Преодолевая свою леность, увеличивая двигательную активность, вы только выиграете! Ваша жизнь станет легче и радостнее, независимо от того, сколько вам лет – тридцать, пятьдесят или семьдесят.

В заключение своей статьи я предлагаю вам дорогие друзья посмотреть видео с комплексом упражнений « 5 тибетских жемчужин». Данный комплекс поможет укрепить ваше физическое здоровье.

Движение – это жизнь! Так сделайте шаг навстречу жизни!

formula-success.ru

2.2 Факторы, способствующие укреплению здоровья

Здоровый
образ жизни в значительной степени
содействует разумному удовлетворению
физических и духовных потребностей,
несущей ответственность состояние
своего здоровья.

Первым
шагом к созданию индивидуальной системы
здорового образа жизни является выработка
твердой мотивации.
К
здоровому образу жизни нельзя прийти
без глубокого осмысления его необходимости.
Человек должен быть твердо убежден в
том, что иного пути к здоровью просто
не существует.

Перечисляя
составляющие здорового образа жизни,
на первое место можно поставить режим
жизнедеятельности.

Жизнь
каждого человека проходит в режиме
распределения времени. Часть времени
уделяется общественно необходимой
деятельности, другая его часть отводится
личным потребностям. Так, например,
режим жизнедеятельности студентов
определен расписанием занятий; режим
военнослужащего-распорядком дня; режим
работающего человека-началом и концом
рабочего времени.

Режим-
Это
установленный распорядок жизни человека,
который включает в себя труд, питание,
отдых и сон.

Работающий
человек живет в заданном ритме: он должен
в определенное время вставать, выполнять
свои служебные и иные обязанности,
питаться, отдыхать и спать. И это
неудивительно, все процессы в природе
той или иной мере сменяет день, день
приходит на смену ночи. Ритмичная
деятельность
является
одним из основных законов жизни и основой
любого труда.

Рациональное
сочетание элементов режима обеспечивает
более продуктивную работу человека и
высокий уровень его здоровья. Можно
сказать, что в трудовой деятельности
человека участвует весь его организм,
поскольку трудовой ритм задает ритм
физиологический. В определенные часы
организм испытывает нагрузку, вследствие
чего повышается обмен веществ, усиливается
кровообращение, учащается дыхание,
затем появляется чувство усталости. В
другие часы и дни, когда нагрузка
снижается, наступает отдых, восстанавливаются
силы и энергия организма. Правильное
чередование труда и отдыха-это основа
высокой работоспособности человека.

Неравномерность
нагрузки, спешка в одни периоды и
бездеятельность в другие одинаковы
вредны.

В
деле восстановления работоспособности
наиболее эффективным является активный
отдых, позволяющий рационально
использовать свободное время. Чередование
видов работы, гармоничное сочетание
физического и умственного труда,
физическая культура обеспечивают
эффективное восстановление сил и
энергии. Отдыхать человеку требуется
ежедневно, используя свободное время
для укрепления своего здоровья.

К
важнейшему виду ежедневного отдыха
относится сон. Бездостаточного,
нормального сна здоровье немыслимо.
Потребность в сне каждого из нас
индивидуальна. Она зависит от возраста,
образа жизни, типа нервной системы
человека. Сон прежде всего способствует
нормальной деятельности центральной
нервной системы. Недосыпание, особенно
систематическое, ведет к переутомлению,
а подчас и истощению нервной системы,
заболеванию всего организма. Сон нельзя
заменить ничем, он ничем не компенсируется.
Соблюдение режима сна- это основа
здорового образа жизни.
Что
бы быть здоровым и работоспособным,
необходимо выработать привычку вставать
и ложиться спать в одно и то же время,
научиться быстро засыпать.

Важнейшим
условием здорового образа жизни является
оптимальный
двигательный режим
.

Движения,
потребность в которых обусловлена
закономерностями роста организма,-непременное
условие нормально развития, общего
укрепления здоровья, формирования
правильной осанки и овладения основными
двигательными навыками. Для того чтобы
стать сильным и ловким, выносливым и
работоспособным, необходимо регулярно
заниматься физическим трудом, физкультурой
и спортом.

Способность
выполнять физическую работу зависит
от степени тренированности мышц. Занятия
физкультурой и спортом в первую очередь
повышают мышечную силу. У тренированного
человека утолщаются мышечные волокна
и укрепляются все мышцы в целом. Регулярные
тренировки способствуют улучшению
координации автоматизации мышечных
движений, повышению работоспособности.
Тренированный человек, утомленный
работой, способен быстро восстанавливать
свои силы.

Физкультура
благотворно действует и на состояние
скелета. Изменяется осанка, движения
становятся скоординированными, человек
становится более ловким.

Усиленная
мышечная работа значительно увеличивает
потребность в кислороде, способствует
тренировке дыхательной и сердечнососудистой
систем, развитию сердечной мышцы и мышц
грудной клетки.

Когда
человек активен, у него улучшается
настроение, ощущение бодрости не
оставляет его в течение длительного
времени, что в конечном счете приводит
к повышению жизнедеятельности всего
организма.

Недостаток,
равно как и снижение физических нагрузок,
неблагоприятно отражается на здоровье.
У человека развивается слабость скелетных
мышцы, наблюдаются нарушения в работе
сердечнососудистой системы. Одновременно
происходит накопление в организме жира,
развивается атеросклероз, падает
работоспособность, снижается устойчивость
к инфекциям, ускоряется процесс старения.

Эпоха
научно-технической революции привела
к уменьшению доли ручного труда за счет
механизации и автоматизации трудовых
процессов. Развитие городского транспорта
и таких средств передвижения, как лифты,
эскалаторы, движущиеся тротуары, развитие
телефонизации и других средств связи
привели к широкому распространению
малоподвижного образа жизни, к
гиподинамии-понижению
двигательной активности.

Основными
способами борьбы с последствиями
гиподинамии являются все виды физической
активности: физкультура, спорт, туризм,
физический труд. Регулярные занятия
физкультурой и спортом, ежедневная
утренняя зарядка, физкультминутки на
работе, пешие прогулки, туризм призваны
компенсировать двигательное голодание.
Случайные физические нагрузки не решают
дела, поскольку они, как правило,
воздействуют на одну группу мышц.
Укрепить физическую подготовленность,
развиваться пропорционально и
разносторонне позволяют только социально
продуманные комплексные физические
упражнения.

Однако,
занимаясь физкультурой, участвуя в
спортивных играх и турпоходах, следует
помнить, что все эти мероприятия могут
быть полезны для организма только в том
случае, если физическая нагрузка
соответствует физическому развитию.
Чрезмерные физические нагрузки могут
принести неокрепшему организму не
меньший вред, чем малоподвижный образ
жизни.

Важный
элемент здорового образа жизни- общая
гигиена организма.
Она
включает в себя уход за телом, соблюдение
гигиены одежды и обуви, точное следование
режиму дня.

Уход
за телом связан прежде всего с поддержанием
чистоты кожного покрова. В человеческом
организме содержится большое количество
потовых и сальных желез, которые выделяют
около 0,5 литра пота и около 20граммов
сала в сутки. Кроме того, в поверхностных
слоях кожи идет непрерывное обновление
клеток. Но на грязной коже могут
скапливаться вредные для здоровья
человека микроорганизмы, способные
привести к различным заболеваниям, в
том числе грибковым. При загрязнении
кожи засоряются также выводные потоки
потовых желез и нарушается способность
организма к терморегуляции.

Не
меньшее значение имеет и ношение чистой
одежды.

Человек,
стремящийся соблюдать здоровый образ
жизни, хорошо понимает, как важно
следовать режиму
дня.

У тех, кто придерживается режима,
вырабатывается четкий ритм функционирования
организма, а это повышает работоспособность
и создает наилучшие условия для
восстановления сил.

Неодинаковые
условия жизни, труда и быта, индивидуальные
потребности людей не позволяют
рекомендовать один вариант режима для
всех. Однако каждый может составить для
себя распорядок дня, опираясь на основные
принципы: выполнение различных видов
деятельности в строго определенное
время, правильное чередование работы
и отдыха, регулярное питание.

Режим
дня имеет не только оздоровительное,
но и воспитательное значение. Его
соблюдение воспитывает такие качества,
как дисциплинированность, аккуратность,
организованность, целеустремленность.
Человек рационально использует каждый
час, каждую минуту своего времени, что
значительно расширяет возможность
разносторонней, содержательной жизни.

При
организации режима дня следует чередовать
умственную и физическую работу, более
широко использовать активный отдых для
восстановления работоспособности.

Уровень
работоспособности человека во многом
определяется биологическими ритмами.

Биологические
ритмы- это периодически повторяющиеся
изменения характера и интенсивности
биологических процессов и явлений в
организме человека. Они развиваются в
тесном взаимодействии с окружающей
средой и являются результатом
приспособления к тем ее факторам, которые
возобновляются с четкой периодичностью
в рамках определенного времени ( вращение
Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания
освещенности, температуры, влажности,
напряженности электромагнитного поля
Земли. )

Работоспособность
человека в течение дня меняется в
соответствии с суточными биологическими
ритмами и имеет два подъема: с 8.00 до
12.00 в утренние часы и с 16.00 до 18.00 выходные.
Ночью работоспособность понижается.
Индивидуальный ритм работоспособности
полезно знать каждому человеку. Определить
его нетрудно. Так называемые «жаворонки»
энергично работают в первой половине
дня, а так называемые «совы»- вечером.
«Жаворонки» по вечерам испытывают
сонливость. Они рано ложатся спать, но
и рано просыпаются, «совы» же, напротив,
засыпают поздно, и для них большая
проблема вставать в привычные дня
«жаворонков» часы.

Соблюдение
режима дня уменьшает, однако, эту
пробле­му. Неукоснительное следование
режиму обеспечивает высо­кую
работоспособность и бодрое состояние
в течение длитель­ного времени.

Следующим
элементом здорового образа жизни
является закаливание.

Современный
человек защищен от прямого воздействия
на организм таких атмосферных факторов,
как колебания тем­ператур, влажность
и др. Но почему же тогда многие начи­нают
болеть, промочив ноги, переохладившись
или, наобо­рот, «пережарившись» на
солнце? Легче переносит жару и холод
тот человек, который с малых лет закаливал
свой ор­ганизм, приучал его к перепадам
температуры.

Закаливание
— это комплекс приемов, которые
систе­матически используют для
тренировки устойчивости организма к
температурным колебаниям окружающей
среды.

Закаливание
— мощное оздоровительное средство. С
его помощью можно избежать многих
болезней и на долгие годы сохранить
трудоспособность, умение радоваться
жизни. Осо­бенно велика роль закаливания
в профилактике простудных заболеваний.
Закаливающие процедуры снижают их число
в 2 — 4 раза, а в отдельных случаях помогают
и вовсе изба­виться от недомоганий.
Закаливание оказывает на организм
общеукрепляющее действие, повышает
тонус центральной нервной системы,
улучшает кровообращение, нормализует
обмен веществ.

Начиная
закаливание, надо помнить, что это не
одномо­ментное, а систематическое
действие. Через 2 — 3 месяца по­сле
прекращения закаливающих процедур
достигнутый ранее уровень устойчивости
организма начинает снижаться.

Наиболее
распространенной формой закаливания
являет­ся использование прохладного
воздуха. В любое время года хороши
длительные прогулки, туристические
походы, сон в помещении с открытой
форточкой или окном.

В
холодное время года рекомендуются
лыжные прогулки, коньки, медленный
закаливающий бег на улице в облегчен­ной
одежде. Повышению устойчивости к низким
температурам способ­ствуют также
занятия утренней гимнастикой на открытом
воздухе или в тщательно проветриваемом
помещении.

Наиболее
сильный закаливающий фактор — вода.
Кроме температурного вода оказывает
на кожу и механическое воз­действие,
что является своеобразным массажем,
улучшаю­щим кровоснабжение. Закаливание
можно проводить в виде обтираний или
обливания водой.

Одним
из закаливающих факторов являются
солнечные ванны. Они вызывают расширение
сосудов, усиливают дея­тельность
кроветворных органов, способствуют
образованию в организме витамина D.
Но солнцем надо пользоваться с боль­шой
осторожностью. Загорать можно только
до 11 — 12 часов дня или после 16 часов,
когда солнце не такое активное.

Важнейшей
составляющей здорового образа жизни
явля­ется
рациональное питание.

Рациональное
питание невозможно без соблюдения двух
основных законов, нарушение которых
опасно для здоровья.

Первый
закон
— равновесие получаемой и расходуемой
энергии. Если организм получает энергии
больше, чем рас­ходует, т.е. мы съедаем
пищи больше, чем это необходимо, мы
полнеем. Избыточный вес приводит к
развитию атеро­склероза, ишемической
болезни сердца, сахарного диабета и
многим другим недугам.

Второй
закон
— соответствие химического состава
пище­вого рациона физиологическим
потребностям организма. Пи­тание
должно быть разнообразным и обеспечивать
потребно­сти организма в белках,
жирах, углеводах, витаминах, ми­неральных
веществах, пищевых волокнах.

Рациональное
питание рассматривается как один из
важ­нейших критериев здорового образа
жизни. Оно обеспечива­ет человека
энергией и веществами, из которых
строится ор­ганизм и которые регулируют
обменные процессы. Если че­ловек
питается неправильно, нерационально,
его организм начинает давать сбои, а
некоторые заболевания могут даже
привести к смертельному исходу (например,
уже упоминав­шийся выше атеросклероз,
который развивается на фоне из­лишнего
накопления холестерина, содержащегося
в жирных продуктах).

Рекомендуется
принимать пищу не менее четырех раз в
день. Для ее переваривания в среднем
требуется около трех часов, поэтому
есть надо примерно через 3,5 — 4 часа.
Если питаться всегда в одно и то же
время, организм своевремен­но
подготавливается к приему пищи: выделяются
пищевари­тельные соки. В результате
пища хорошо усваивается.

Первое
правило здорового питания:
есть надо всегда в одно и то же время.

Ежедневный
рацион человека должен быть строго
сбалан­сирован. Он должен содержать
в достаточном количестве и оптимальном
соотношении все необходимые организму
ве­щества. А для этого ему нужно быть
разнообразным. В него должны входить
продукты самых разных групп: зерновые,
стручковые плоды, продукты животного
происхождения (не­жирные), овощи и
фрукты.

В
состав пищи входят белки, жиры, углеводы,
витамины, минеральные вещества, вода,
и все они нужны организму.

Белки,
содержащиеся в животных продуктах —
мясе и рыбе, называются животными. В них
особенно нуждается ра­стущий организм.
Из животных белков строятся мышцы, кожа,
мозг, внутренние органы. Дети хорошо
усваивают жи­вотные белки, содержащиеся
в молоке и молочных продук­тах. Вот
почему в рационе обязательно должно
быть молоко. Растительные белки содержатся
в горохе, фасоли, хлебе.

Организму
нужно восполнять затраты энергии. А
этому по­могают углеводы и жиры.
Углеводы содержатся в крупе и хлебе,
картофеле и других овощах, сахаре. Жиры
подразделяются на растительные и
животные. Например, сливочное масло
отно­сится к животным жирам, а
подсолнечное — к растительным.

Особое
место среди жизненно необходимых нам
питатель­ных веществ занимают
витамины.

Недаром само слово «ви­тамин» происходит
от лат.vita
жизнь. Витамины относят­ся к группе
органических соединений разнообразной
химиче­ской природы, необходимых для
питания человека в ничтож­ных
количествах по сравнению с основными
питательными веществами (жирами, белками,
углеводами и минералами). В то же время
они имеют огромное значение для
нормально­го обмена веществ и
жизнедеятельности в целом. Витамины
участвуют во всех биохимических
процессах, протекающих в нашем организме.
Они обеспечивают правильное
функцио­нирование желез внутренней
секреции, гормональную актив­ность,
повышение умственной и физической
работоспособно­сти, поддерживают
устойчивость организма к воздействию
неблагоприятных факторов внешней среды
(перепады темпе­ратур, инфекции,
интоксикации). Весной и в конце зимы в
организме наблюдается недостаток
витаминов. Это может привести к развитию
таких патологических состояний, как
авитаминоз и гиповитаминоз.

Авитаминоз
— это наиболее тяжелая форма витаминной
недостаточности. Авитаминозы развиваются
при отсутствии либо значительной
нехватке того или иного витамина в пище
и вызывают такие заболевания, как цинга
(при недостатке ви­тамина С), рахит и
остеопороз (при недостатке витамина
D).

При
гиповитаминозе—незначительной
нехватке витами­нов — наблюдаются
такие неприятные явления, как снижение
иммунитета, расстройство сна, плохое
самочувствие; человек теряет
работоспособность, жалуется на ослабление
памяти.

Опасен
не только недостаток, но и избыток
витаминов, или гипервитаминоз.

Человек
нуждается в минеральных веществах:
железе, кальции, магнии, калии и др.
Минеральные вещества содер­жатся в
самых обычных пищевых продуктах: капусте,
ябло­ках, молоке, рыбе. Но больше всего
человек нуждается в воде. Известно ли
вам, что все органы человеческого тела
насыща­ет вода? В головном мозге,
например, до 80 % воды, в мыш­цах — 76 %,
в костях — 25 %. Без воды не будут происходить
никакие жизненные процессы. Без пищи
человек может про­жить недели, без
воды — считаные дни.

Второе
правило здорового питания:
пища должна быть разнообразной.

Основной
вопрос — безопасны ли такие продукты
для че­ловека?

— пока остается без ответа. Некоторые
ученые уже пришли к выводу, что активное
употребление в пищу гене­тически
модифицированных продуктов связано с
определен­ными рисками. Например,
использование трансгенной еды может
привести к образованию новых болезнетворных
бак­терий, на которые действие
распространенных лекарствен­ных
препаратов окажется бессильным. Экологи
также опа­саются, что генетически
измененные формы растений могут случайно
проникнуть в дикую природу, что приведет
к ката­строфическим изменениям в
экосистемах.

С
1 сентября 2007 г. в Российской Федерации
введена обя­зательная маркировка
пищевых продуктов, содержащих бо­лее
0,9% компонентов, полученных с применением
ГМО. Маркировка должна содержать
следующую информацию: «генетически
модифицированная продукция», или
«продук­ция, полученная из
генно-инженерно-модифицированных
ор­ганизмов», или «продукция содержит
компоненты генно- инженерно-модифицированных
организмов ».

Приобретая
пищевые продукты, следует внимательно
из­учить, из чего они изготовлены,
особенно обратить внимание на информацию,
написанную мелким шрифтом.

Неотъемлемыми
компонентами здорового образа жизни
являются осознанное неприятие вредных
привычек и борьба с различными факторами
риска, оказывающими неблагопри­ятное
воздействие на организм человека.

В
идеале здоровый образ жизни предполагает
не
отказ от вредных привычек,

но изначальное их отсутствие. К вредным
привычкам в первую очередь относят
курение, пристрастие к алкоголю и
наркотикам.

Как
точно подметил Л.Н.Толстой: «Трудно себе
представить то благотворное изменение,
которое произошло бы во всей жизни
люд­ской, если бы люди перестали
одурманивать и отравлять себя вод­кой,
вином, табаком и опиумом».

Немаловажное
значение оказывает на здоровье и
состоя­ние окружающей среды.

Нарушение хотя бы одного из при­родных
компонентов приводит к перестройке
сложившейся структуры природно-территориальных
комплексов. Загряз­нение поверхности
суши, водоемов и атмосферы губительно
сказывается на состоянии здоровья
людей. В частности, эф­фект «озоновой
дыры» влияет на образование злокачествен­ных
новообразований, загрязнение атмосферы
— на состоя­ние дыхательных путей, а
загрязнение водоемов чревато бы­стрым
распространением различных инфекций.
Негативное изменение среды намного
ухудшает общее состояние здоровья
человечества, снижает продолжительность
жизни людей.

Говоря
о факторах, воздействующих на здоровье,
нельзя не отметить наследственность.

Наследственность
это присущее всем организмам свойство
повторять в ряду поколений одинаковые
при­знаки и особенности развития;
способность передавать от одного
поколения к другому материальные
структу­ры клетки, содержащие программы
развития из них новых особей.

Человек
— великое чудо природы. Поразительны
рацио­нальность и совершенство его
анатомии и физиологии, его функциональные
возможности, его сила и выносливость.
По­степенная эволюция обеспечила
организм человека неисчер­паемыми
резервами прочности и надежности,
которые обу­словлены избыточностью
элементов всех его систем, их
взаи­мозаменяемостью и взаимодействием,
способностью к адап­тации и компенсации.

Реализация
возможностей, заложенных в организме
чело­века, зависит от образа жизни,
от тех привычек, которые че­ловек
приобретает или вырабатывает
целенаправленно, от умения разумно
распорядиться

потенциальными
возможно­стями здоровья на благо
себе, своей семьи и государству,
граж­данином которого он является.

Здоровый
образ жизни позволяет в значительной
мере рас­крыть те неоспоримо ценные
качества личности, которые столь
необходимы в условиях современного
динамичного раз­вития. Речь идет о
высокой умственной и физической
рабо­тоспособности, социальной
активности, творческом долголе­тии.
Сознательное и ответственное отношение
к здоровью как к общественному достоянию
должно стать нормой жизни и поведения
всех людей.

Вопросы
для самоконтроля

  1. Выделите
    основные составляющие здорового образа
    жизни.

  2. Какова
    роль режима в обеспечении здорового
    образа жизни?

  3. Что
    такое биологические ритмы?

  4. От
    чего зависит работоспособность человека?

  5. Какова
    роль физической культуры в обеспечении
    здорового об­раза жизни?

  6. Сформулируйте
    основные принципы рационального
    питания.

7.
Как влияет состояние окружающей среды
на здоровье человека?

8.
Что такое наследственность?

9.
Какие качества личности позволяет
раскрыть здоровый образ жизни?

studfiles.net

Советы рукодельницам