Елена Абызова: «Ломать — не строить»

Елена Николаевна в своём классе

Елена Николаевна Абызова – легенда отечественной музыкальной теории, автор нескольких опубликованных работ и программ преподавания.

Ее учениками в разное время были нынешние звезды: Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Иво Погорелич. Ее педагогический стаж в ЦМШ насчитывает более 40 лет.

─ Елена Николаевна, на сайте ЦМШ в статье о Вас в графе «специальность» значится: музыковед. А кто он такой, этот специалист?

─ Он занимается музыкой и имеет очень широкий профиль применения. Педагогика – это один из множества вариантов деятельности, особенно в наше время. Музыковеды находят себя в журналистике в качестве обозревателей, критиков, редакторов музыкальных программ на радио и телевидении, причем в разных жанрах, не только в классической музыке, но и в рок- направлениях, например…

Мои коллеги занимаются научно-исследовательской деятельностью. Что касается композиции, строго говоря, музыковед – не композитор, но те знания, то образование, которое дается теоретикам, может помочь человеку раскрыться даже как композитору.

Кроме того, в последние годы активно развивается звукорежиссура, и в этой области высококлассные музыковеды очень востребованы. Я знаю, что некоторые мои коллеги занимаются выпуском музыковедческой литературы, дисков с музыкальными записями, некоторые являются организаторами или ведущими разных музыкальных шоу. Есть и такие, которые работают в представительствах по культурным связям.

Музыкально-теоретический отдел ЦМШ

─ Музыковедение включает в себя различные отрасли: теорию музыки, социологию музыки, музыкальную критику, музыкальную акустику и даже музыкальную философию. Наши дети всё это изучают?

─ Нет, не всё. В ЦМШ пианисты, струнники и духовики осваивают сольфеджио, теорию музыки, музыкальную литературу, а в старших классах еще и гармонию и анализ музыкальных форм; учащиеся-теоретики, кроме этого, изучают инструментоведение и полифонию.

Дело в том, что мы – среднее профессиональное звено, и наша задача – дать фундамент образования: развить слух, музыкальную память, показать основы музыкальной формы, научить ориентироваться в музыкальных стилях. И те наши дети, которые имеют эту базу, дальше идут в вуз, где её как раз совершенствуют и дополняют. Но еще раз повторю: залог успеха – это именно полноценные базовые знания и умения.

─ Музыка – это о чувствах, эмоциях, переживаниях. Это – душевная составляющая каждой личности. Каким образом музыку можно представить как систему, которую нужно осмысливать? И нужно ли это делать, раз уж это эмоциональная сфера?

─ Чтобы воспринимать музыку, специального образования не надо. Конечно, музыка – это мир души, и осознавать ее как акустическую систему нельзя. Но музыкальная наука помогает человеку разобраться, как устроена музыка.

Существуют определенные музыкальные законы, форма, обусловленная содержанием. Если вы сочините музыку в плохой, непродуманной форме, то она не дойдет ни до эмоций человека, ни до его интеллекта. Кроме того, есть произведения, которые можно слушать и воспринимать, только имея соответствующую подготовку. А в этом как раз и помогают музыкально-теоретические дисциплины.

─ Сольфеджио – наука непростая. Как ее воспринимают наши дети? Сложности случаются?

─ Конечно, бывают, ведь все люди разные, и слух у них тоже разный. Вот сидят у меня на уроке 12 учеников, и у каждого – своя картина происходящего, своя звучащая панорама. Другое дело, что то, что звучит в классе и что они должны проанализировать в слуховом анализе – это звучит для всех, но процесс восприятия все равно разный.

У одного хорошо развита память, у другого в голове – просто компьютер, который и запоминает, и слышит, и чувствует все идеально, кому-то и в старших классах сложно: услышат два звука, но затрудняются с определением, например, кварта это или терция. У кого-то сложности с гармоническим слухом, у кого-то – с мелодическим. Но хорошо то, что в процессе обучения все находят пути решения этих вопросов.

─ Может ли талантливый музыкант-исполнитель обойтись без гармонии, сольфеджио, музыкальной литературы?

─ Наверное, это возможно. В Европе, например, нет такой школы, как у нас. Но для меня это – большой вопрос: насколько же надо быть одаренным, чтобы, не имея школы, добрать все эти знания самостоятельно?

Наша система музыкального образования выстроена так, что полноценные знания и воспитание будущий музыкант получает с младых ногтей. Это замечательно, потому что этот процесс идет медленно, без форсирования, информация дается в соответствии с возрастом. Мы закладываем слуховую и стилевую базу, так как мы воспитываем детей на хорошей музыке.

У нас все это есть, и потому наши ребята часто занимают первые места на всяческих конкурсах в той же Европе. Я считаю, что система музыкального образования и воспитания, заложенная у нас, очень хороша, и ее надо сохранить! Конечно, есть и препятствия, есть перегрузки из-за проблем стандартизации образования, которые тяжелым грузом лежат на наших учениках, но мы стараемся все преодолеть.

─ Во время подготовки интервью мне довелось прочитать несколько материалов о том, что-де школу преподавания музыкально теоретических дисциплин надо упрощать, сокращать и делать более доступной. Что на эту тему думаете Вы?

─ На мой взгляд, современная система позволяет решить необходимые задачи в обучении этим предметам. Кому-то все дается легко, кому-то приходится потрудиться, но это в любом деле так… Ломать – не строить. Еще раз повторю: хочется сохранить все то, что выстроено, и дает отличные результаты.

Е. Н. Абызова

─ Скажите, пожалуйста, а лично Вам нравилось заниматься музыкой в детстве, ходить на занятия в ДМШ?

─ Музыку я любила, занималась фортепиано с 5 лет. Преподаватели у меня были замечательные.

─ А почему Вы стали именно музыковедом, окончив Московскую консерваторию?

─ Я консультировалась со специалистами, и во мне рассмотрели именно способности к теоретическим дисциплинам, но фортепиано я, конечно, владею.

─ Вы проводите семинары и мастер-классы по музыкально-теоретическим дисциплинам, причем не только в России. Какие задачи Вы стараетесь решить во время этих мероприятий?

─ Я отвечаю на вопросы, которые у гостей возникают. Например, в Европе очень распространена релятивная система, которая больше подходит для хоровой практики. Я же показываю систему нашего среднего профессионального образования, нашу методику обучения сольфеджио, теории музыки и гармонии.

─ С определенного момента Вы начали Вы готовить к печати свои работы. Первая была опубликована в 1975 году и посвящалась произведениям Баха, позднее вышел учебник… Что вас подтолкнуло стать автором книг?

─ Что касается Баха, это была статья, которая выросла из дипломной работы. В ней рассматриваются различные вопросы формы, как она выкристаллизовывалась при переходе от барокко к классицизму.

А учебник по гармонии стал результатом собственного опыта и опыта моего предшественника по заведованию этим отделом Льва Михайловича Калужского. В учебнике использован принцип совмещения классического способа преподавания по системе Римского-Корсакова с опорой на трех китов: тонику, субдоминанту и доминанту, с методикой московской школы, по системе Чайковского.

Можно сказать, что моя книга – это комбинация московской и питерской традиций в преподавании. Это – не просто учебник, это еще и практическое пособие.

─ Вы – автор учебных программ по гармонии и сольфеджио. Во время их разработки Вы опирались на свой собственный опыт?

─ Да, на собственный опыт и представление о том, что разумней дать сначала, что потом, как это все будет укладываться в сознании. Конечно, приходилось считаться с требованиями времени. Сейчас я работаю по этим программам, так как они приняты для преподавания в ЦМШ.

─ Вы работаете в ЦМШ с 1968 года. Скажите, школа меняется, дети меняются?

─ Конечно, дети меняются, ведь и время тоже не стоит на месте. Нынешние ученики стали более прагматичны. Но меня вот что радует: талантливых ребят нисколько не меньше, чем раньше. Они действительно любят музыку, занимаются ею, и никакие современные соблазны их не отвлекают. Конечно, иногда приходится их дисциплинировать, но с другой стороны трудиться им приходится очень много.

─ В разное время Вашими учениками были ныне известные на весь мир Иво Погорелич, Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Евгений Петров… Сейчас, когда прошло уже достаточно много времени с момента их выпуска из школы, какими они Вам вспоминаются?

─ По характеру все разные, конечно, но все они – настоящие музыканты. Михаил Плетнев был всегда немного закрыт от внешнего мира. Он начал заниматься на теоретическом отделении параллельно с фортепианным не с 1 сентября, а двумя месяцами позже. Но в два счета догнал пропущенное. Это Божий дар плюс трудолюбие. Он очень добросовестно относился к делу.

Денис Мацуев приехал поступать к нам уже в старшие классы. Он был очень активный, заводной. Я запомнила, как на одном зачете он блестяще исполнил сонату №7 Прокофьева – ярко, темпераментно, технически безупречно. Он был очень интересным учеником, и мы с ним отлично ладили.

Иво Погорелич приехал к нам подростком. Немного замкнутый сначала, позднее, после 8-9 класса он адаптировался, раскрылся. Фантастически одаренный ученик! Он имел все: и вкус, и чутье, и феноменальную память! Мне было очень легко учить их.

─ Вы следите за творчеством своих бывших учеников?

─ Да, конечно: хожу на концерты, слушаю записи. Со многими поддерживаю контакты, с некоторыми переписываюсь.

─ Гордитесь своими выпускниками?

─ Я за них радуюсь!

Сайт Центральной музыкальной школы

www.classicalmusicnews.ru

Абызова Елена Николаевна педагоги — Центральная музыкальная школа

Дисциплины: гармония, сольфеджио, элементарная теория музыки
Работает в ЦМШ с 1968

Образование
В 1960 году окончила ДМШ и поступила в Академическое музыкальное училище при Московской консерватории на теоретико-композиторское отделение. Училась у С. С. Григорьева (гармония), Д. А. Блюма (сольфеджио), В. С. Галацкой (музыкальная литература), В. П. Фраёнова (полифония).
В 1964 году с отличием окончив училище, поступила на теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. В 1968 году окончила Московскую консерваторию по классу профессора Л. А. Мазеля.

Педагогическая деятельность
С 1962 года работала преподавателем в ДМШ № 5 Бауманского района Москвы (ныне — ДМШ имени К. Н. Игумнова).
С 1968 года работает в ЦМШ преподавателем музыкально-теоретических дисциплин. С 1982 г. заведующая отделением теории музыки.

С 1979 по 2005 г. как совместитель работала в Московской консерватории на кафедре теории музыки (сольфеджио, гармония, педагогическая практика).
В 1985, 1986, 2003 и 2008 гг. проводила семинары для преподавателей сольфеджио в Югославии (Хорватии), в 1988 г. с целью методической помощи была командирована в Хабаровское музыкальное училище, в 2009 г. проводила мастер-класс в Пермском музыкальном колледже.
Ежегодно участвует в организации Открытой теоретической олимпиады ЦМШ.
Автор учебных программ по сольфеджио (в соавторстве с педагогами теоретического отделения ЦМШ), по анализу музыкальных произведений, по гармонии; по сольфеджио для школы Сектора педагогической практики при Московской консерватории.

Публикации
Абызова Е. Н. Некоторые вопросы тематизма и формы скрипичных концертов И. С. Баха // Вопросы теории музыки. Вып. 3. М.: Музыка, 1975.
Абызова Е. Н. Модест Петрович Мусоргский. М.: Музыка, 1985; 2–е изд.: 1986. (Серия «Русские и советские композиторы».)
Абызова Е. Н. Картинки с выставки М. П. Мусоргского: Брошюра. М.: Музыка, 1987.
Абызова Е. Н. Гармония. Учебник. М.: Музыка, 1994, 2012.
Абызова Е. Н. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 2007.
Абызова Е. Н. Теория музыки. Задачи и упражнения. Учебное пособие. М.: Музыка, 2013.

Ученики
Е. Н. Абызова подготовила к поступлению в Московскую консерваторию множество учащихся теоретического и исполнительских отделений. Среди них А. Агажанов, В. Белунцов, Г. Лыжов, О. Двоскина, П. Карманов, В. Борисова, М. Орлова, В. Беседина, К. Суховецкий, Ф. Амиров, А. Чернов, В. Громадин, Н. Мндоянц и др.
Музыкально-теоретические дисциплины изучали у Е. Н. Абызовой также И. Погорелич, М. Плетнёв, Д. Мацуев, А. Диев, И. Найдин, Е. Петров и многие другие музыканты.

Достижения
Награждена знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу», почетными грамотами профсоюза работников культуры, получила в 1985 и 2008 гг. благодарность Центра по вопросам образования в области культуры и искусства за проведение семинаров для преподавателей сольфеджио (Загреб, Опатия).

cmsmoscow.ru

Елена Абызова

Поисковой запрос:

Нашлось 46 человек

Проживание

Страна: Украина
Город: Евпатория
День рождения: 27 января

Высшее образование

Вуз: ХНУГХ (бывш. ХИИКС) им. А.Н. Бекетова , 2009
Факультет: Факультет менеджмента
Кафедра: Кафедра туризма и гостиничного хозяйства

Работа, деятельность

Текущая деятельность: ХНУГХ (бывш. ХИИКС) им. А.Н. Бекетова

Страница в интернете: https://vk.com/id205922941

Проживание

Страна: Россия
Город: Елабуга
День рождения: 5 ноября 1982

Высшее образование

Вуз: ЕИ КФУ (бывш. ЕГПУ) , 2004
Факультет: Физико-математический факультет

Работа, деятельность

Текущая деятельность: ЕИ КФУ (бывш. ЕГПУ)

Страница в интернете: https://vk.com/id189657337

Проживание

Страна: Россия
Город: Саянск
День рождения: 2 апреля

Среднее образование

Школа: Школа №23 Черемхово — 1986 (а)

Страница в интернете: https://vk.com/id196828182

Проживание

Страна: Россия
Город: Саратов
Родом из: Саратов
День рождения: 22 июня 1984

Среднее образование

Школа: Школа №91 , 2000 Саратов
1991 — 2000

Страница в интернете: https://vk.com/id189468868

Проживание

Страна: Россия
Город: Усть-Донецкий
День рождения: 18 мая 1979

Работа, деятельность

Текущая деятельность: Евросеть

Страница в интернете: https://vk.com/id152593588

Проживание

Страна: Россия
Город: Москва
Родом из: С.-Петербург

Высшее образование

Вуз: МГК им. Чайковского
Факультет: Историко-теоретический факультет
Кафедра: Теории музыки

Работа, деятельность

Текущая деятельность: МГК им. Чайковского

Страница в интернете: https://vk.com/id105854525

Проживание

Страна: Россия
Город: Барнаул
День рождения: 7 июня

Работа, деятельность

Текущая деятельность: Медицинский колледж (ББМК)

Страница в интернете: https://vk.com/id292021617

Проживание

Страна: Россия
Город: Липецк
День рождения: 14 октября 1987

Работа, деятельность

Текущая деятельность: ОАО Липецкий хладокомбинат

Страница в интернете: https://vk.com/id226249832

Проживание

Страна: Россия
Город: Чапаевск

Среднее образование

Школа: Школа №4 , 1992 Чапаевск (б)

Страница в интернете: https://vk.com/id214525255

Проживание

Страна: Россия
Город: Набережные Челны
День рождения: 31 января 1960

Контакты

Телефон: 88552358544

Работа, деятельность

Текущая деятельность: ооо «AFM»

Страница в интернете: https://vk.com/id180060494

ruprofile.pro

Абызова, Елена Николаевна — Гармония : [учебник]


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

«исследование разработка«~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Советы рукодельницам