Перспективное планирование в средней группе «Ознакомление с природой в детском саду»
Методическая литератураСентябрь
1
Что нам осень принесла?
Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.28-30.
2
У медведя во бору грибы, ягоды беру…
Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.30-33.
Октябрь
3
Прохождение экологической тропы
Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.33-36
4
Знакомство с декоративными птицами
(на примере канарейки)
Дать детям представления о декоративных птицах. Показать детям особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.36-38.
Ноябрь
5
Осенние посиделки
Беседа о домашних животных
Закреплять знания детей о сезонных и изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.
О.А. Соломенникова ФГОС Ознакомление с природой стр.38-40.
6
Скоро зима!
Беседа о жизни диких животных в лесу
Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.41-43.
Декабрь
7
Дежурство в уголке природы
Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.43-45.
8
Почему растаяла Снегурочка?
Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.45-48.
9
Стайка снегирей на ветках рябины
Расширить представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.48-50.
Январь
10
В гости к деду Природоведу
(экологическая тропа зимой)
Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.50-53
Февраль
11
Рассматривание кролика
Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.53-54
12
Посадка лука
Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о пользе для здоровья человека природных витаминов. Формировать трудовые умения и навыки.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.54-57.
Март
13
Мир комнатных растений
Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.57-59.
14
В гости к хозяйке луга
Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.59-64
Апрель
15
Поможем Незнайке вылепить посуду
(лепка из глины)
Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.64-66.
16
Экологическая тропа весной
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природы. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.66-69.
МАЙ
17
Диагностическое задание 1-2
Выяснить представление об овощах и фруктах.
Выяснить представление о растениях
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.69-71
18
Диагностическое задание 3-4
Выявить представления о домашних и диких животных.
Выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда.
О.А. Соломенникова
ФГОС Ознакомление с природой стр.72-73
infourok.ru
О. А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий
Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
Материал. Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игрушки: ежик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. Настоящие ягоды в лукошке.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов. Игра с муляжами ягод и грибов. Рисование и лепка ягод и грибов. Игры «У медведя во бору грибы, ягоды беру…», «Узнай на вкус».
Звучит музыка.
Воспитатель. Дети, посмотрите вокруг – как красиво! А вам нравится в лесу? Деревья оделись в осенний наряд. Какие деревья вы видите в лесу? (Ответы детей.) Правильно, это береза. Как вы догадались, что это береза?
Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки? У березы осенью листья желтого цвета. Посмотрите и скажите, как называется это дерево? (Показывает на рябину.) (Рябина.) Как вы догадались, что это рябина?
Обобщает ответы детей: «На ветках висят оранжево-красные ягоды рябины».
Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у рябинки? У рябины листья разноцветные – желтые, красные и зеленые. А как называется это дерево? (Указывает на елку.) Конечно, это красавица елочка.
Обобщает ответы детей: «Осенью листья у березки желтые, а у рябинки листочки желтые, красные и зеленые. Только елочка стоит зеленая. Про нее даже загадка такая есть: „Зимой и летом одним цветом“. Вы помните, мы рассматривали елочку зимой и летом. Она всегда в зеленом убранстве. Вот и осенью елочка в зеленом наряде. Как много в осеннем лесу разных красок: и желтых, и зеленых, и красных – разных!» Читает стихотворение О. Высотской:
Воспитатель. Ой, кто-то шуршит и фырчит в траве, как вы думаете, кто это? (Ответы детей.) Конечно, это ежик.
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
Появляется ежик (игрушка).
Ежик. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй, ежик!
Воспитатель. Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.
Ежик. Я хочу вам рассказать, как мне осенью живется в лесу. В лесу много животных. Каждый занят своим делом. Вон, видите, белочка, она готовит орешки на зиму, сушит грибочки. Дети, посмотрите, как много грибов на полянке.
Воспитатель. В наш лес за грибами приходят и люди. Ребята, в лес можно ходить только со взрослыми: мамой, папой, дедушкой или бабушкой. В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобными, их можно кушать. Другие грибы – несъедобные, их нельзя кушать человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.
Воспитатель.
Это мухомор, он не съедобный гриб, но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся. Дети, а вот еще гриб, он называется «белый». Это съедобный гриб. Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе на этом месте не вырастут новые грибы.
В шапке красной —
Враг опасный.
Полюбуйся, погляди,
Да сторонкой обойди!
Ежик . Правильно, грибы нельзя вырывать с корнем (грибницей). Если не будет грибов, животным нечем будет питаться. Еще в нашем лесу осенью много ягод! Ягоды любят кушать многие мои друзья: птицы, зайчата, медвежата и другие животные. Дети, а какие ягоды вы знаете?
Педагог обобщает ответы детей: «Малина, смородина, черника, ежевика и другие».
Воспитатель. Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разрешения у взрослых.
Ежик. Хорошо, спрошу у мамы-ежихи, какую ягоду мне можно кушать, наверно, мама меня уже потеряла, я побегу, у меня много дел. До свидания, дети!
Слышится оханье, появляется медвежонок.
Медвежонок. Кто это на моей полянке шумит?
Воспитатель. Это дети пришли в гости, они не шумят, знакомятся с жизнью леса.
Медвежонок. Я тоже хочу с ними познакомиться. А дети знают, как нужно вести себя в лесу?
Воспитатель. Да, наши ребята воспитанные, они знают, как нужно вести себя в лесу.
Дети находятся за обозначенной на полу линией – «в домике». Затем они выходят «на поляну» и произносят:
После слова «рычит» дети убегают в дом, а медведь старается догнать их.
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Игра повторяется 2–3 раза.
Медвежонок. Какие дружные ребята!
Педагог. Да, медвежонок, дети очень дружные.
Медвежонок. Я хочу угостить детей вкусной лесной ягодой! А какой, пусть дети сами узнают по вкусу и назовут.
Медвежонок раздает детям ягоды.
Каждый ребенок называет ягоду, которую он съел.
Воспитатель. Дети, ягоды и грибы не только очень вкусные, но и полезные в них содержится много полезных веществ и витаминов.
Дети благодарят медвежонка за вкусные ягоды и прощаются с ним. Звучит музыка, дети возвращаются из «леса» в групповую комнату.
thelib.ru
О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет
Производитель: «Мозаика-Синтез» Серия: «Библиотека программы `От рождения до школы`» В пособии представлены краткие методические рекомендации, планирование и содержание работы по ознакомлению детей 4-5 лет с природой, а также содержание наблюденийна прогулке. Предложенная система работы включает экскурсии на природу, наблюдения за живыми объектами, игровые задания, элементарные опыты и многое другое. Система создана с учетом интеграции разных видов детской деятельности. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов. ISBN:978-5-4315-0491-4 Издательство: «Мозаика-Синтез» (2014) Формат: 70×100/16, 96 стр. ISBN: 978-5-4315-0491-4 Купить за 142 грн (только Украина) в |
Другие книги схожей тематики:
См. также в других словарях:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ (издательство) — Издательство «МОЗАИКА СИНТЕЗ» российское издательство, специализирующееся на развивающей литературе для детей дошкольного возраста. На книжном рынке работает с 1993 года. Содержание 1 Описание 1.1 Участник выставок … Википедия
Синтез искусств — органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие «С. и.» подразумевает создание качественно нового художественного… … Большая советская энциклопедия
Веракса, Николай Евгеньевич — Николай Евгеньевич Веракса … Википедия
Список российских издательств — … Википедия
Лужа — У этого термина существуют и другие значения, см. Лужа (значения). Схема образования дождевой лужи Лужа относительно небольшое скопление жидкости, в большинстве случаев воды в углублениях на … Википедия
Улица Мнёвники — Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ СЗАО … Википедия
Мнёвники, улица — Координаты: 55°46′26.6″ с. ш. 37°28′59.5″ в. д. / 55.774056° с. ш. 37.483194° в. д. … Википедия
Библиография Сатья Саи Бабы — Основная статья: Сатья Саи Баба Содержание 1 Книги Сатья Саи Бабы 1.1 Книги, доступные в Интернете … Википедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия
БОГ — [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия
«АРЕОПАГИТИКИ» — [лат. Сorpus Areopagiticum Ареопагитский корпус], собрание богословских текстов на греч. языке, приписывавшееся св. Дионисию Ареопагиту. Проблема авторства Сборник, получивший название «А.», до нач. VI в. не был известен. Впервые вслед за Севиром … Православная энциклопедия
dic.academic.ru
Читать книгу Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет С. Н. Николаевой : онлайн чтение
Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]
Светлана Николаевна Николаева
Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет
Введение
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям биологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
В книге представлена система работы с детьми средней группы детского сада по программе «Юный эколог».1
См.: Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
[Закрыть]
Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.
Дети средней группы сензитивны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой. В этом возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети 4—5 лет любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве.
Особое внимание педагог должен обращать на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Дошкольник 4—5 лет – это еще маленький ребенок, который хочет много играть. Поэтому воспитатель включает игру в занятия, труд, наблюдения, продумывает и организует игровые обучающие ситуации, инсценирование литературных произведений с помощью кукол и других игрушек, обыгрывает персонажей сказок.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя самые разные ситуации, продолжает его накапливать и расширять – уточняет с ребятами форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы, учит по-разному, образно обозначать эти особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы.
В систему работы с детьми средней группы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают и инсценируют; разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем упрощенными способами создают иллюстрации к ним. Особое место здесь отводится работе с произведениями Е. И. Чарушина. Большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов. Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем собственная изобразительная деятельность детей поможет ввести их в мир «отраженной природы», мир искусства.
Важная роль в предлагаемой методике отводится сказкам. У детей 4—5 лет еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает детям обрести реалистические представления об окружающем мире.
В книге впервые освещены такие методические вопросы, как познание детьми ряда функций человеческого организма; значение чистоты, красоты, порядка в окружающей среде для здоровья всех живущих; ознакомление с использованием некоторых природных материалов в хозяйственной деятельности человека.
Последовательная реализация настоящей методики требует от воспитателя вдумчивого и творческого отношения к предлагаемому материалу с учетом уровня развития детей, а также природных особенностей своей местности. Работу по настоящему пособию целесообразно вести, используя на занятиях экологическую тетрадь для дошкольников, содержащую занимательные задания, которые позволят детям легко усвоить учебный материал.
Система работы с детьми
Сентябрь
Первая неделяВоспитатель создает в группе благоприятную атмосферу и устанавливает доброжелательные отношения с детьми, которые за лето отвыкли от детского сада. Наблюдая за дошкольниками, педагог старается выявить уровень их экологической воспитанности.
Вторая неделяВоспитатель продолжает диагностические наблюдения. Отмечает, интересуются ли дети уголком природы, как себя проявляют по отношению к животным, растениям, действиям взрослых с ними. В группе и на участке детского сада фиксирует высказывания детей, их самостоятельные наблюдения, игры с использованием природного материала, природоведческих сюжетов. Важны практические действия детей (как положительные, так и отрицательные), направленные на живые объекты.
Наблюдения за детьми помогут выявить их индивидуальные особенности, составить общее представление о степени развития воспитанников группы. Наблюдая за ребятами, воспитатель старается не делать им замечаний, не поучает их, не дает объяснений, если они сами об этом не просят. Важно лучше узнать детей, выявить их потенциальные возможности, склонности, составить общее представление о группе и выстроить для себя перспективу воспитательно-образовательной работы.
Принимая детей, общаясь с ними, воспитатель просит их рассказать, где они были летом, куда ездили с родителями, были ли на природе, что интересного происходило во время отдыха, какие впечатления остались от посещения дачи, деревни, других мест. Иногда педагог и сам рассказывает, как провел лето. Рассказы детей помогут выявить их новый опыт.
В разговорах с каждым ребенком воспитатель обращает внимание на положительные изменения во внешнем облике детей: они подросли, загорели, окрепли, у них румянец, бодрое настроение – все это означает укрепление здоровья.
Во время прогулок начинается цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка.
Наблюдение 1. «Растут ли цветы на нашем участке?»Цель. Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все красивые; на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться.
Воспитатель предлагает детям пройтись вокруг здания детского сада и выяснить, что растет на территории. По дороге в непринужденной беседе уточняет, где растут деревья, где кустарники, а где цветы. Останавливается с детьми около каждой клумбы. Подходя к цветам, дает пример общения с растениями, говорит доброжелательно, ласково: «Здравствуйте, цветочки! Мы пришли на вас посмотреть!» И далее, обращаясь к детям: «Ребята, послушайте: может быть, цветы с нами здороваются? (Прислушиваются.) Нет, цветы хоть и живые, но говорить не умеют, говорить могут только люди – мы с вами». Затем знакомит детей с названиями цветов. Обращает внимание на красоту цветов и той части территории, где они растут. Говорит: «Как хорошо, что растут цветы! Началась осень, и без них в детском саду было бы уныло. Давайте отойдем и посмотрим на цветы издали. Как приятно на них смотреть! И ходить, и гулять около них тоже приятно!»
Наблюдение 2. «Все цветы разные»Цель. Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветков, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.
Воспитатель, рассматривая с детьми золотые шары, ноготки, бархатцы, георгины, гладиолусы, побуждает искать сравнения, задумываться над названиями, правильно и разнообразно отражать в речи свои ощущения. Например: «Золотые шары очень высокие цветы. Намного выше ребенка и даже выше взрослого человека. Их цветок похож на круглый шарик, поэтому их так и назвали. Эти цветы желтые и похожи на лимон, на желтое яблоко или желтую грушу». Во время наблюдения воспитатель побуждает детей к разнообразным действиям: предлагает показать руками, какой высоты ноготки, поднять руки вверх и сравнить эту высоту с высотой золотых шаров, погладить пальцем бархатцы и ощутить их мягкость, изобразить с помощью двух ладоней цветок золотого шара, положить на ладонь лист бархатцев и рассмотреть его резную форму. Включает в обследование разнообразные органы чувств: предлагает понюхать цветы, прижаться щекой к бархатцам, погладить листья золотых шаров, закрыть глаза и ощутить аромат клумбы и т. п. (все описанные действия возможны, если у детей нет предрасположенности к аллергии).
После наблюдения организуется игра «Живая клумба цветов». Воспитатель говорит: «Дети, давайте играть! Вы будете цветами на клумбе, а я стану вами любоваться. В середину встанут ребята, которые будут „золотыми шарами”, они поднимут руки вверх – ведь эти цветы очень высокие. Вокруг них встанут дети-„ноготки”. А последний круг образуют дети-„бархатцы”. Они присядут на корточки – ведь бархатцы – самые низкие цветы». После построения детей воспитатель ходит вокруг «клумбы» и приговаривает: «Ах, какая красивая желто-оранжевая клумба! В середине высокий букет желтых золотых шаров, вокруг огненные ноготки! А самые крайние – темно-оранжевые бархатцы! Прекрасная клумба! Но вот подул сильный ветер, и все цветы зашевелились! Ожили! Пошли!» При этих словах дети-«золотые шары» вращаются вокруг себя и помахивают руками – качаются на ветру. «Ноготки» идут хороводом в одну сторону, «бархатцы» движутся хороводом в другую сторону.
Воспитатель может провести игру 2—3 раза, при этом роли детей будут меняться.
На этой же неделе педагог начинает расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах. Делать это можно no-разному используя любые ситуации.
Если в детском саду есть огород, воспитатель организует помощь детей старшим дошкольникам, которые в это время собирают урожай. В процессе работы он предлагает детям рассмотреть все овощи: как они растут на грядке, как выглядят вырванные из земли, где у овощей ботва, а где корнеплоды; спрашивает, что такое вершки и что такое корешки.
Если огорода нет, воспитатель приносит овощи с кухни, рассматривает их с детьми, дает домашнее задание – посмотреть, какие овощи есть дома, что из них готовят мамы. Организует целевую прогулку к ближайшему месту торговли овощами – магазину, палатке, рынку.
Во всех случаях воспитатель использует моменты приема пищи, рассматривает с детьми, что повар положил в суп, из чего приготовлены салат, винегрет, сварен компот. Обсуждает с ребятами, какие по вкусу, цвету, форме, твердости овощи и фрукты в том или другом блюде.
Третья неделяВоспитатель продолжает давать детям конкретные представления об овощах и фруктах. Приносит в группу то морковь, то картофель, то капустные листья, то свеклу. Рассматривая их, дети определяют цвет корнеплодов снаружи и внутри, их запах, твердость сырых и вареных овощей и другие особенности.
На этой неделе воспитатель начинает работу по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы. Ежедневно наблюдает с ними погоду и учит отражать ее через картинки календаря. Опишем эту работу подробнее.
Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы в средней группе представляет собой набор цветных картинок, изготовленных воспитателем. На них изображено одно и то же дерево в разных сезонных состояниях (в начале, середине и конце осени) и в двух вариантах: на ветру и в безветренную погоду. Покров земли также показателен для времени года и какого-либо его периода. Под деревом могут быть зеленая трава и опавшие с дерева листья, жухлая трава, голая земля, лужи, снег (рис. 1, цв. вклейка). Воспитатель выбирает дерево, растущее на участке детского сада, обязательно лиственное, которое претерпевает яркие сезонные изменения, например березу, рябину, лиственницу и др. Отдельно на картинках изображены явления неживой природы: солнце, дождь, облака, тучи, радуга, снег, вьюга и др. Картинки для календаря следует наклеить на плотный картон и запечатать в прозрачную пленку – таким образом получится качественное наглядное пособие, которое можно будет не один год использовать в работе с детьми. Приложением к картинкам является картонная кукла с набором одежды на все сезоны (рис. 2, цв. вклейка). Работа с таким пособием может проходить следующим образом.
Понедельник.
Во время прогулки воспитатель, собрав детей, предлагает им посмотреть на небо и сказать, что они видят на нем – солнце, облака или тучи. Спрашивает, какое солнце (яркое, слепящее, теплое, желтое, лучистое), какое небо (голубое, высокое). Делает вывод: «Погода сегодня солнечная, сухая, теплая». Если небо облачное, выясняет, какие облака, какого цвета (кучевые, белые, плывут высоко; или серые, покрывают все небо, низко висят над землей). Дает образец другого вывода: «Погода сегодня облачная, пасмурная, может пойти дождь». Затем обращает внимание ребят на ветер, просит посмотреть на деревья – качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. И снова делает вывод: «Погода сегодня ветреная (безветренная, тихая). Еще она теплая, поэтому мы с вами легко одеты, только кофты и свитера поверх платьев и рубашек».
После возвращения в группу воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображениями погодных явлений и просит найти ту, на которой нарисовано такое же небо, какое они видели в этот день на прогулке.
Выбранную детьми картинку педагог размещает в уголке природы (на подставке) и говорит: «Пусть эта картинка стоит до вечера. Она показывает, что сегодня утром, когда мы гуляли, погода была вот такая».
Затем неожиданно появляется картонная кукла. Воспитатель предлагает детям спросить у гостьи ее имя (Маша). Сообщает, что кукла Машенька очень любит гулять и будет приходить в группу всякий раз после наблюдений за погодой. Просит ребят найти для куклы такую же одежду, какая была у них на прогулке, и помочь ей одеться. Воспитатель ставит куклу Машу возле картинки в уголке природы: «Пусть она гуляет. Мы будем обедать и спать, а она пока погуляет». Вечером, когда дети разойдутся по домам, воспитатель убирает картинку и куклу.
Вторник.
На прогулке воспитатель снова собирает детей и просит понаблюдать за погодой: «Ребята, вы помните, вчера была теплая солнечная погода, солнце и голубое небо. Посмотрите, что на небе сегодня». Проговаривает все погодные особенности и делает вывод: «Сегодня пасмурная, ветреная погода, прохладнее, чем вчера, и одеты мы теплее – в куртки. Наверное, Маша придет сегодня опять. Мы оденем ее потеплее, чтобы она не простудилась!»
Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть дерево, изображенное на картинках календаря: «Уже началась осень, вся природа меняется. Давайте посмотрим на нашу березку. Какая она сейчас? Какого цвета листья? Каких листьев больше – зеленых или желтых? Есть ли под деревом на земле листья? Какого они цвета?»
Рассмотрев дерево, педагог обращает внимание детей на то, как дует ветер и треплет ветви, листья.
В группе воспитатель раскладывает перед детьми все осенние картинки календаря. Просит выбрать две картинки (с изображениями неба и дерева), такие, которые отображают увиденное на прогулке. Помещает их в уголок природы.
Появляется Маша. «Ты опять пришла к нам в гости?! – удивляется воспитатель. – Наверное, хочешь погулять? Дети, оденьте Машеньку потеплее, как были одеты сами. Сегодня прохладнее, чем вчера». Вечером воспитатель убирает картинки и куклу.
Среда.
Воспитатель проводит работу, аналогичную описанной выше, но при этом разнообразит приемы наблюдения и работу с календарем. Например, кукла появляется рано, когда дети собираются на прогулку. «Машенька, как хорошо, что ты пришла, пойдем с нами гулять!» – предлагает воспитатель. Дети одевают куклу так же, как одеваются сами. На участке воспитатель наблюдает с ребятами за погодой с участием куклы: дети объясняют Маше, какое небо, дует ли ветер, как выглядит их березка. В группе они учат Машу правильно находить соответствующие погоде картинки.
Четверг.
Подыскивая новые приемы наблюдения, воспитатель может предложить рассказать о погоде наиболее развитому ребенку: «Дети, пусть Илюша нам расскажет, какое сегодня небо, что на нем, дует ли ветер. Мы все будем слушать и, если понадобится, поможем ему». Воспитатель ищет игровые и практические приемы наблюдения: использует ленточки, флажки, вертушку для определения ветра. Предлагает ребятам закрыть руками глаза и послушать шум ветра, дождя, подставить солнцу щеки или ладошки и т. п. Может включить в наблюдение (на стадии его завершения) разнообразный литературный материал, фольклор.
Например, в пасмурный день воспитатель читает:
Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошко!
Твои детки плачут,
Под окошком скачут!
Солнышко, нарядное,
Красное, покажись!
(Русская народная песенка)
В ветреную погоду могут прозвучать такие стихи:
Тише дуй, ветерок,
Тише дуй на мой садок!
Я сама садик садила,
Сама поливала,
Стерегла, берегла.
(Русская народная песенка)
В группе дети уже более самостоятельно отыскивают и выставляют картинки календаря природы. А Маша может «опоздать» – прийти, когда дети обедают. «Машенька, где же ты была? – спрашивает воспитатель. – Ребята тебя ждали, хотели одеть на прогулку. Ну ничего, сейчас тот, кто быстро поест, оденет тебя по погоде, чтобы ты погуляла».
Пятница.
У детей уже есть опыт наблюдения за погодой и обсуждения ее особенностей, поэтому воспитатель может использовать прием «наоборот»: «Ребята, сегодня я буду наблюдать и рассказывать вам о погоде, а вы слушайте внимательно и, если я что-то скажу не так, поправьте меня. Вот я смотрю на небо и вижу – оно ярко-голубое (на самом деле небо в серых облаках), и солнце светит так ярко, что слепит мне глаза. Я правильно сказала?» И так далее.
В группе дети находят нужные картинки сами или воспитатель может снова «делать ошибки». Маша может не прийти, но зато она появится в понедельник и расскажет, как и где она гуляла в выходные дни, какая была в эти дни погода. Кукла может спросить у детей, где они были в субботу и воскресенье, помнят ли, какая была погода.
Окончив в пятницу наблюдения за сезонными явлениями природы, воспитатель убирает календарь и куклу до октября.
На этой же неделе педагог в повседневной жизни продолжает накапливать у детей конкретные представления об овощах. В свободное время организует игры в чудесный мешочек, в загадки-описания, используя в играх только те плоды, которые дети уже хорошо знают.
Продолжаются наблюдения за цветами на участке.
Наблюдение 3. «Красивые цветы можно поставить в вазу»Цель. Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее; доброе отношение к людям и желание делать им приятное; учить украшать помещение цветами.
Воспитатель подводит детей к клумбе и предлагает полюбоваться цветами. После паузы говорит о чувствах, которые испытывает, глядя на цветы. Затем спрашивает у детей, приятно ли им смотреть на цветы, что им нравится в цветах, чем цветы красивы, кому стало радостно.
Затем говорит, что красивое надо беречь, чтобы оно сохранялось и радовало людей. Цветы украшают участок, но если срезать немного растений и поставить в вазу с водой, то они будут украшать и помещение. Небольшой букет можно подарить кому-то из сотрудников детского сада – ведь всем бывает очень приятно, когда им дарят цветы.
Дети помогают воспитателю срезать два небольших букета: один – для группового помещения, другой – для подарка.
В группе педагог вместе с детьми ищет место, где букет будет смотреться особенно красиво. Советуется с детьми, куда поставить вазу: в групповую комнату, в раздевалку, в спальню; на стол, на полку или на шкаф? Потом все вместе обсуждают, кому подарить другой букет – заведующей, чтобы она украсила свой кабинет, медсестре или музыкальному руководителю. Вместе с детьми воспитатель вручает букет.
На этой же неделе, в пятницу, педагог начинает знакомить детей с произведениями Е. И. Чарушина. Собрав ребят вокруг себя, он рассказывает им о маленьком мальчике Никите – их ровеснике. Его папа – Евгений Иванович Чарушин часто бывал на природе, много знал о животных и писал для детей интересные рассказы – он был писателем. Еще папа Никиты умел рисовать животных. Поэтому картинки к своим рассказам он рисовал сам. Никита очень любил играть с игрушечными животными, вот Евгений Иванович и написал рассказ о том, как Никита играл в охоту. Воспитатель медленно и выразительно читает первую часть рассказа, рассматривает с детьми картинки. Затем называет с помощью детей животных, на которых охотился герой рассказа. Обсуждает с детьми каждую игрушку – из чего были сделаны слон, змея, носорог. Все вместе смотрят, есть ли в группе такие игрушки. Предлагает ребятам в выходные дни найти эти игрушки дома и принести их в детский сад в понедельник, чтобы можно было поиграть, как Никита.
iknigi.net
Название месяца | Тема | Цель | Содержание работы |
Сентябрь | Мониторинг освоения основной образовательной программы по данной теме.
«Овощи и фрукты»
«Золотая осень»
|
Выявить знания детей, составить план работы и подобрать литературу по данной теме
Продолжать закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу.
Закреплять и уточнять знания детей об изменениях, которые происходят в природе ранней осенью; способствовать развитию познавательного интереса; учить видеть красоту окружающей природы |
1. Мониторинг освоения основной образовательной программы по данной теме.
2. Составление плана работы с детьми, подбор литературы. 3. Рассматривание овощей и фруктов (иллюстрации, муляжи и свежие овощи и фрукты), беседа. 4. Дидактические игры: «Лото» (фрукты и овощи), «Чего не стало», «Разрезные картинки», «Чудесный мешочек»; физкультминутки «Мы капусту рубим»; песня-хоровод «Есть у нас огород» и др. 5. Чтение художественной литературы: загадывание загадок об овощах и фруктах, «Сказка о том как, овощи воевали», «Ослиный огород», Н. Толоконников «Огород», Г. Юдин «Зайчик на огороде» и др. 6. Непосредственно-образовательная деятельность «Дары осени»
1. Наблюдение в природе, беседа об осени. 2. Рассматривание иллюстраций серии «Осень», картин М. Нестеров «Осенний пейзаж», И. Грабарь «Рябинка». 3. Прослушивание записи песни «Что нам осень принесет?», «Осенняя песенка». 4. Дидактические игры «Когда это бывает?», «Найди с какого дерева лист». 5. Экскурсии в парк, лес. 6. Чтение художественной литературы: загадывание загадок об осени, Н. Сладков «Как наступает осень», И. Бунин «Лес точно терем расписной», К. Тангрыкулиев «Четыре сестры», К. Бальмонт «Осень» и др. 7. Художественное творчество: рисование «Овоши», «Фрукты», «Листопад» 8. Непосредственно-образовательная деятельность «Золотая осень». |
Октябрь | «Царство растений – деревья»
«Беседа о лесе»
«Чтобы не было беды» (добрые и злые дела огня). |
Уточнять и закреплять знания о деревьях и характерных признаках.
Познакомить детей с деревьями ближайшего окружения. Учить узнавать и называть некоторые виды деревьев (елка, береза, сосна и др.)
Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать уважение к труду пожарных. |
1. Наблюдение деревьев на участке и беседа о деревьях и лесе, беседа «Добрые и злые дела огня», беседа о профессии «Пожарный».
2. Экскурсия в парк, в лес. 3. Рассматривание иллюстраций серии «Деревья», «Лес». 4. Чтение художественной литературы: загадывание загадок о деревьях, И. Токмакова «Ива», «Осинка», «Дуб» «Рябина»; С. Есенин «Береза», «Сказка о крылатках», «День рождения елочки», «Сказки о листовичках», «Сказки о деревьях» и др. 5. Дидактическая игра: «Найди по описанию», подвижная игра «Раз, два, три – к дереву беги», сюжетно-ролевая игры «Мы – пожарные» 6. Создание коллективного коллажа «Лес». 7. Художественное творчество: рисование «Сосна», «Береза», аппликация «Лес». 8. Непосредственно-образовательная деятельность «Старичок-лесовичок» 9. Консультация для родителей «По дороге домой» рекомендации по проведению бесед по ознакомлению с окружающим миром. 10. Праздник «Осенняя мозаика». |
Ноябрь | «Поздняя осень» | Закреплять и уточнять знания детей об изменениях, которые происходят в природе поздней осенью; развивать связную речь, умение передавать свои мысли. | 1. . Наблюдение в природе, беседа о поздней осени.
2. Рассматривание иллюстраций серии «Осень». 3. Экскурсии в парк, лес. 4.Чтение художественной литературы: загадывание загадок о приметах поздней осени; А. Плещеев «Скучная картина! А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» и др. 5. Прослушивание записи произведений серии «Времена года». 6 . Дидактические игры «Когда это бывает?», «Найди с какого дерева лист», «Узнай по описанию» и др. 7. Непосредственно-образовательная деятельность «Унылая пора!» |
Декабрь | «Зимушка-зима» | Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе; способствовать развитию познавательного интереса; | 1. Наблюдения в природе и беседа о зиме.
2. Рассматривание иллюстраций серии «Зима», картин К. Юон «Волшебница зима». 3. Прослушивание записи песни «Уж ты, зимушка-зима», песен про зиму. 4.Чтение художественной литературы: загадывание загадок о явлениях зимы; И. Суриков «Зима», А. Пушкин «Зимний вечер»,Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», К. Бальмонт «Снежинка», И. Бунин «Первый снег», С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза» и др 5. Художественное творчество: выставка «Хозяйка зима» (из бросового материала), рисование на тему «Волшебница зима». 6. Конкурс зимних построек совместно с родителями «Парад Снеговиков», участие родителей в Недели зимних игр и забав. 7. Подвижная игра: «Мороз –красный нос», «Попади в цель»; дидактическая игра «Времена года», «Когда это бывает?» и др. 8. Непосредственно-образовательная деятельность «Королева зима». 9. Новогодний праздник «День рождения елочки». |
Январь | «Как звери в лесу зимуют»
«Зимующие птицы»
|
Расширять знания детей о диких животных и их детенышей, их внешнем виде, повадках, условиях обитания.
Формировать у детей представление о приспособленности животных к зимнему периоду. Познакомить детей с зимующими птицами: внешним видом, повадками. Воспитывать заботливое отношение к птицам (подкармливать птиц). |
1. Рассматривание иллюстраций серии «Дикие животные», «Птицы»
2. Беседа: «Дикие животные», «Лесные звери нашего края», «Как зимуют звери в лесу», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Как заботимся о птицах зимой» и др. 3. Наблюдение зимующих птиц на кормушке. 4.Чтение художественной литературы: загадывание загадок о диких животных и птицах; А.Суконцев «Ёж»; «Белка», «Волк», «Лось»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Зяблик», «Воробей», «Снегирь» и др. 5.Художественное творчество: конструирование «Кормушки для птиц»; рисование, лепка животных, птиц. 6. Развешивание кормушек для птиц, кормление их. 7. Дидактическая игра «Назови дикого животного», «Лото», «Назови детеныша»; подвижная игра «У медведя во бору», «Гуси лебеди» и др. 8. Непосредственно-образовательная деятельность «Лесные звери».
|
Февраль | «Народные праздники на Руси. Русский фольклор. Русские обычаи»
«Масленница»
|
Дать представления о народных праздника; продолжать знакомить детей с различными жанрами фольклора, русскими обычаями – взаимопомощь и гостеприимство.
Воспитывать такое качество, как гостеприимство. Знакомить детей с правилами поведения в гостях.
Дать представление детей о народном празднике -масленице |
1. Рассматривание иллюстраций о народных праздниках, картин Б.Кустодиев «Масленица»
2. Прослушивание записи песни «Проводы зимы». 3. Беседа на тему «Народные праздники», «Как вести себя в гостях». 4. Знакомство с фольклором: чтение стихов, пословиц, поговорок, закличек, считалок, песенок, загадывание загадок. 5. Хороводные игры. 6. Праздник «Масленица» |
Март | Весна, весна на улице, весенние деньки» | Расширять знания детей о временах года; учить узнавать и называть времена года; выделять признаки весны. | 1. Наблюдение в природе, беседа о приметах весны.
2. Рассматривание иллюстраций серии «Весна», картин К. Юон «Весенний солнечный денек», И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». 3. Прослушивание записи музыки «Весеннее утро». 4.Чтение художественной литературы: загадывание загадок о явлениях весны; Ф. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится…» и др. 5. Художественное творчество: рисование на тему «Подснежник», «Весна»; конструирование «Ветка мимозы». 6. Конкурс для родителей «Птицы – наши друзья» (изготовление скворечников). 7. Непосредственно-образовательная деятельность «Весна». |
Апрель | «Царство растений – травы»
«Шестиногие малыши» (насекомые) |
Познакомить детей с первыми весенними цветами нашего региона.
Расширять знания о растениях.
Расширять представления детей о некоторых видах насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Уточнять детей о признаках насекомых, повадках, о пользе насекомых; формировать понятие насекомые.
|
1. Рассматривание иллюстраций и гербария на тему «Травы», беседа по данной теме.
2. Наблюдение в природе 3. насекомых на участке. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые», беседа. 4.Чтение художественной литературы: загадывание загадок о насекомых; «Муравьи», «Жуки», «Паук», «Пчела», «Оса», «Кузнечик», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» 5. Художественное творчество: рисование «Божья коровка», «Бабочки на лугу». 6. Непосредственно-образовательная деятельность «Насекомые». |
Май | «Царство растений – комнатные цветы» (бальзамин, герань, кактус)
«Царство растений – садовые цветы»
|
Познакомить детей с комнатными растениями: названиями, внешним видом, строением; познакомить с уходом за комнатными цветами.
Познакомить детей с садовыми цветами, закреплять название цветов, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия; уточнить почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе. |
1. Рассматривание комнатных цветов, беседа о цветах, правилах ухода за ними: полива, рыхления.
2. Чтение стихотворений: «Бальзамин», «Кактус». 3. Дидактическая игра «Опиши цветок», «Угадай по описанию», «Какого комнатного цветка не хватает?». 1.Наблюдение в природе: подготовка земли к посадке, посев семян цветов, луковиц, рассады. 2.Рассматривание иллюстраций с изображением цветов, беседа. 3.Чтение художественной литературы: загадывание загадок о цветах; Н. Усова «Фиалка», «Ландыш»; Н. Бычков «Букет»; стихотворения: «Астра», «Маки», «Ромашка», «Тюльпаны» и др. 4. Художественное творчество: рисование цветов, оригами «Тюльпан», аппликация «Ромашка» 5. Дидактическая игра: «Лото», «Угадай по описанию», «Домино». 6. Непосредственно-образовательная деятельность «Цветы: астры, ландыши, фиалка…». 7. Мониторинг по освоению основной образовательной программы по данной теме, перспективы работы на следующий год. 8. Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей». 9. Отчет о работе по самообразованию на заседании педагогического совета ДОУ по данной теме. |
dohcolonoc.ru
Как прекрасно вокруг: ознакомление с окружающим миром воспитанников средней группы детского сада
- Виды деятельности в ДОУ
- Проектно-тематическая деятельность
- Занятия с детьми
- Игровые технологии
- Детское творчество
- Раннее развитие
- Прочее
- Методические разработки
- Организация дня
- Оформление группы
- Планирование
- Работа с родителями
- Подборки
- Считалки
- Виды деятельности в ДОУ
- Проектно-тематическая деятельность
- Занятия с детьми
- Игровые технологии
- Детское творчество
- Раннее развитие
- Прочее
- Методические разработки
- Организация дня
- Оформление группы
- Планирование
- Работа с родителями
- Подборки
- Считалки
melkie.net