Классный час на тему «Правила этикета» (5-7 классы)

Классный час на тему: «Правила этикета»

Цель: сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. (Дж. Свифт)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим  о культуре поведения людей.

(Беседа)

Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной груши?

-Дикая груша растет где и как попало, а культурная –в саду.

-За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную -поливают, удобряют, прививают.

-Плоды у дикой груши не красивые, а у культурной- плоды хорошие.

Люди бывают такие же дикие и культурные.

Что значит быть культурным человеком?

— Это значит соблюдать правила  культурного поведения

-Значит вести себя  так, чтобы родителям не было стыдно за тебя.

А как вы думаете какого человека в старину называли «неотесанным»? –Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

 

Учитель. Сегодня наш классный час посвящен правилам этикета.  Классный час мы начнем с необычного стихотворения Григория Остера из книги «Вредные советы».

Ученики по очереди читают стихи. 

Когда состаришься, ходи 
По улицам пешком. 
Не лезь в автобус — все равно 
Стоять придется там.

И нынче мало дураков, 
Чтоб место уступать, 
А к тем далеким временам 
Не станет их совсем.

 Если друг твой самый лучший 
Подскользнулся и упал, 
Покажи на друга пальцем 
И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже, 
Ты ничуть не огорчен, 
Настоящий друг не любит 
Огорчать своих друзей. 

Слово учителя.

Человек живет среди людей. Отношение к вам других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы вас узнать.

Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет. Знаете ли вы что такое именно этикет? И в чем он заключается?

Этикет — установлений порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

А кто знает ,откуда к нам пришло слово ВЕЖЛИВОСТЬ?

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим.

(На доске – Лист-памятка «Вежливый ли ты человек?!»

Тебя будут считать человеком вежливым, если ты:

1.     Научишься сохранять свободу своих действий и решений, не обижая при этом других.

2.     Научишься:

     не перебивать;

·         не шуметь;

·         не шмыгать носом;

·         не зевать вслух;

·         не вытирать ботинки о штанину брюк;

Ребята я предлагаю вам в игровой форме проверить свои знания правил этикета применяемых в общественных местах и объявляю правила игры:

                                         Вопросы:

1.     Кто первым здоровается при входе в помещение? 
Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.

2.     Кого кому представляют? 
Младшего — старшему,  мужчину — женщине, менее известного — более известному.

3.     Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? 
Проходящий.

4.     Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства? 
Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с Вами познакомились! и т.д.

Правила поведения в магазине:

1.     Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин» или тот, кто выходит? 
Надо пропустить того, кто выходит из магазина.

2.     Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?» 
Говорят: «Кто последний?»

3.     Можно ли входить в магазин с собакой? 
Нет, даже если собака небольшая.

4.     Как обратиться к продавцу? 
По имени-отчеству, которое указано на бейджике (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».

 

Правила поведения на улице, в транспорте:

1.     С какой стороны обходят прохожих? 
Идущих впереди -обходят слева, а идущих на встречу — справа.

2.     При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? 
Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе — наоборот.

3.     Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас? 

Надо встать и уступить место.

                 Правила поведения в театре или кинотеатре

1.     Если вы решили пойти в театр или кинотеатр, но не один, то как лучше пригласить друга (подругу)? 
Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у наших друзей могут быть другие планы.

2.     Паре нужно в театре или кинотеатре пройти к месту. Кто идет первым? 
Идет и ведет к месту мужчина, причем лицом к сидящим.

3.     Что нельзя делать во время спектакля или просмотра кино? 
Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями. Вставать и уходить во время представления.

                    Правила поведения поведение за столом:

1.     Как надо есть хлеб, бутерброды? 
Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывай маленькими кусочками.

2.     Если в гостях нам предложили блюдо, которое мы не очень любим, то действовать надо следующим образом. 
Надо взять немного на пробу и поблагодарить угощающего.

3.     Как едят пирожные, торты, пироги? 
Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.

4.     Как выйти из-за стола? 
Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.

Ребята, как вы считаете, важны ли правила этикета в нашей жизни? Зачем они нужны?

Спасибо за внимание!!! Будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах этикета.

 

infourok.ru

Классный час на тему «Этикет» (5 класс)

Классный час на тему

«Современный этикет»

   Цели:

          усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;

          овладеть навыками культурного поведения.

 

1 ведущий. Сегодня, ребята, мы поговорим об этикете. Все ли знают, что это такое? Первая страница нашего устного журнала посвящена истории этикета.

Первая страница «История этикета».

2 ведущий. Французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка», «нрав». Одно из значений слова «Этикет» — надпись. Вспомним знакомое нам слово «этикетка». Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им в различных ситуациях.

 

«Этикет — это разум для тех, кто его не имеет», — метко сказал французский философ Вольтер.

1 ведущий

. Саму историю этикета принято отсчитывать где-то века с XVI. Тогда этикет означал свод правил при дворе монарха, своего рода церемониал.

В России первый свод правил гражданина был изложен в XVII веке в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».

2 ведущий. При Петре I для молодых дворян была издана переводная книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.

1 ведущий. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? Посмотрим, что из этого получится.

Вторая страница «По одёжке встречают…»

2 ведущий. Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы будем говорить о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают…» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид — это визитная карточка ученика.

1 ведущий. Ребята! Нормы школьного этикета требуют делового стиля одежды. Для девушек это брюки или юбка с однотонной блузой или свитером. Для юношей — костюм. Требования к прическе: девушки не ходят с распущенными волосами, юноши носят короткую стрижку.

 

Третья страница «Наша речь».

 

2 ведущий. А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка — людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. Правда, при этом потребуется синхронный перевод.

 

 

Сценка №2. Разговор по телефону.

      (Два человека)

— Алло, можно Эллу?

 Привет, мочалка! Это я.

 Ты выйдешь гулять?

—  Не могу: шнурки в стакане.

 — Ты фейерверк видела? Ну, как?

 — Ну, кайф! Классно! Потряска!

 — Знаешь, Мадонна приезжает.

 — Да, я от нее торчу.

 — Будешь смотреть ее концерт?

 — Без базара, я же не лох какой-нибудь.

 — До свидания, Элла.

— Чао, бамбино!

            Переводчик

— Здравствуй, дорогая подруга.

 

— Я не смогу пойти, так как родители дома.

— Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

— Да, я восхищена ее пением.

— Конечно, я же современная девушка.

— Пока, подружка!

Чтение стихотворения.

1 ученик. Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут … а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

2 ученик. «Спасибо», «здравствуйте»,

«простите» —

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык

3 ученик. Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

4 ученик. А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего».

5 ученик. Не скажет он друзьям по школе

«Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя».

Своих друзей зовет он только

«Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».

 

1 ведущий. А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его каким-то суррогатом? Не лучше ли образцом нашей речи сделать язык великой русской литературы?

 

Четвертая страница «Ежели вы вежливы».

 

2 ведущий. Все знают такой афоризм Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость».

И этому тоже нужно учиться. Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим — одна из важнейших норм этикета. Вот что по этому поводу сказал поэт С. Маршак:

6 ученик. Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

 Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

 В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

7 ученик. И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

 И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

             И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

 Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

1 ведущий. Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых становится теплее и радостнее на душе. Давай же вместе вспомним эти волшебные слова.

(Ребята называют слова хором: здравствуйте, спасибо, будете любезны и другое).

2 ведущий. Ребята, по каким качествам можно судить о вежливости человека?

1 ведущий. Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (Читает стихотворение).

   Мне кажется, что «здравствуй» — лучшее из слов,

   Потому что «здравствуй» — значит, будь здоров.

   Правило запомни, знаешь — повтори.

   Старшим это слово первым говори.

   Вечером расстались, встретились с утра,

   Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

2 ведущий. Будьте добры, иль будьте любезны —

   Эти слова в разговоре полезны.

   С ними легко на прогулке и дома,

   Будет приятно их слышать другому.

 

8 ученик. Если ты воспитан, если вежлив даже,

О тебе плохого никогда не скажут.

Ты старушке место в транспорте уступишь.

Маме, помогая, хлеб к обеду купишь.

С другом на уроке ты болтать не будешь

И сказать «спасибо» ты не позабудешь.

В комнате порядок наведёшь, конечно.

И друзей поздравишь с праздником сердечно.

В разговоре взрослых перебить не сможешь.

И в несчастье другу ты всегда поможешь.

Слабому в защите, верно, не откажешь,

О другом, конечно, слов плохих не скажешь.

Вежливый ребёнок-это просто клад!

С вами повстречаться каждый будет рад!

 

1 ведущий: Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают. Сегодня мы проверим, как мы знаем правила хорошего тона.

Правила игры (игра по принципу брей-ринга). Разделимся на две команды, которым придётся сразиться. Игра идёт до 6 очков. На обсуждение вопроса даётся 1 минута. Если ответ готов, команда подаёт сигнал, и ей предоставляется право ответить. В случае неправильного ответа соперники могут попробовать ответить на этот же вопрос.

Позвольте начать игру.

Следить за игрой будет жюри… (выбрать из гостей).

ВОПРОСЫ:

1.      Что принято считать хорошими манерами? (В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).

2.      В каких случаях и как можно приветствовать друг друга? (Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).

3.      Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

4.      Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).

5.      Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый. (Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому).

6.      Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклонясь, сказать: “Здравствуйте”).

7.      Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? (Надо пропустить того, кто выходит из магазина).

8.      Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).

9.      При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение? (Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).

10.  Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым? (Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама).

11.  Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Ваши действия? (Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за окном).

12.  При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).

13.  Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший).

14.  Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).

15.  Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).

16.  С какой стороны обходят прохожих? (Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа).

17.  Вашей спутнице уступили место в транспорте. Кто должен поблагодарить за это – вы или ваша спутница? (Мужчина).

18.  Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми – мужчина или женщина? (Оба).

19.  Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару? (Правой).

20.  Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? (Лицом).

21.  Может ли девушка отказаться от приглашения на танец? (Этикет разрешает отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины отказа),

22.  Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”? (Извините).

23.  Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек? (Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие –нельзя: третий может подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют).

24.  Как правильно говорить: “звони’те” или “Зво’ните”? (Звони’те).

25.  Кто первым кладёт телефонную трубку – мужчина или женщина? (Женщина).

 

По окончании брейн-ринга жюри подводит итоги, награждаются победители.

 

1 ведущий. Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. Но эта тема неисчерпаема. На следующих классных часах мы узнаем, как вести себя в гостях, в театре и других общественных местах, как следует знакомиться, говорить по телефону и о многом другом. До свидания, до новых встреч.  

          

infourok.ru

Классный час «Поговорим об этикете» (5 класс)

Учитель: Антонова Н.В.

Классный час «Поговорим об этикете» (5 класс)

Форма: ролевая игра.

Цель:

  1. воспитывать в детях культуру поведения в соответствии с нравст­венными нормами, правилами поведения, правилами этикета;

  2. развивать мышление, умение анализировать, синтезировать, обоб­щать, развивать произвольное внимание; умение правильно выражать свои мысли, долговременную память, наблюдательность;

  3. учить правилам общения и поведения в ситуации общения в теат­ре, транспорте, во время телефонного общения.

Игровые задачи: точно, коротко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм общения.

Оформление: плакаты и карточки с правилами этикета.

Подготовительная работа:

  1. Перед уроком раскладываю словари.

  2. Создается экстрим — группа (под руководством детей 11 класса), которая готовит инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета.

Высказывания на индивидуальных карточках.

  1. Никакая причина не извиняет невежливости. (Т. Шевченко.)

  2. Быть грубым — значит забывать собственное достоинство. (Н. Черны­шевский.)

  3. Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований. (Р. Эмерсон.)

4.Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Д. Голсуорси.)

Ход классного часа:

— Здравствуйте! Добрый день! Меня зовут Марина Викторовна Загорулько. Я из СОШ № 3 п. Усть — Камчатска. И сегодня я проведу конкурсный классный час с вами, дорогие дети. Тема классного часа «Поговорим об этикете». А помогут мне в этом мои ученики из 11 касса: __________ и ___________.

I. Уважаемые ребята! Нам предстоит разбиться на 2 команды. Мои по­мощники уже разложили на ваши столы этикетки с опознавательными зна­ками. Постарайтесь быстро объединиться в группы.

Спасибо! Теперь у нас две команды. Давайте познакомимся, на счет 1, 2, 3, назовитесь хором: 1-я команда «Спасибо»; 2-я команда «Пожалуй­ста». Замечательно.

Первое задание вы выполнили быстро, а, главное — достойно. Теперь давайте посмотрим на доску, здесь развешены высказывания известных людей. (помощники громко прочитывают эти высказывания). Кто может ответить на вопрос «Что такое этикет?»

  1. Молодцы. А теперь давайте заглянем в словари и прочтем трак­товку этого слова. Помощники положили на столы по 2-3 словаря. Дети самостоятельно ищут ответ и зачитывают для всех.

III. Учитель: Итак, французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка», «нрав». Одно из значений слова «Этикет» – надпись. Вспомним знакомое нам слово «этикетка». Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им в различных ситуациях.

«Этикет — это разум для тех, кто его не имеет», — метко сказал французский философ Вольтер.

Сейчас я предлагаю вам окунуться в историю, возникновения данного термина. (просмотр видеоролика)

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? Посмотрим, что из этого получится. Мы попробуем с вами определить основные правила этикета. Итак, первое правило: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!»

IV. А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка – людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. Правда, при этом потребуется синхронный перевод.

Сценка №2. Разговор по телефону.

Два человека

•  Алло, можно Эллу?

•  Привет, мочалка! Это я.

•  Ты выйдешь гулять?

•  Не могу: шнурки в стакане.

•  Ты фейерверк видела? Ну, как?

•  Ну, кайф! Классно! Потряска!

•  Знаешь, Мадонна приезжает.

•  Да, я от нее торчу.

•  Будешь смотреть ее концерт?

•  Без базара, я же не лох какой-нибудь.

•  До свидания, Элла.

_-_Чао, бамбино!

Переводчик

-Здравствуй, дорогая подруга.

-Я не смогу пойти, так как родители дома.

-Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

-Да, я восхищена ее пением.

-Конечно, я же современная девушка.

-Пока, подружка!

А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его каким-то суррогатом?

Задание 1. Я попрошу вас стать переводчиками. Вам необходимо будет прослушать второй телефонный разговор и исправить его, так чтобы речь стала понятной.

-Привет, мочалка!

-Привет! Ты бокс смотрела? Как В. Ключко в нокаут отправил Тайсона

-Куда бы он делся он же ему по тыкве так заторцевала, что тот с ходу в отключку сел. Врубаешься?

— Да. А ты на консультацию пойдешь?

-А на кой, я уроки и так уже залобала!

— Понятно. А я пойду. До свидания.

— Чао, крошка!

-привет, дорогая подруга.

-куда бы он делся, он же его по голове так ударила. Он и потерял сознание. Поняла?

— Зачем, я уроки и так уже сделала!

— До свидания, подруга!

Молодцы, вы все справились отлично с этим заданием.

Правило: «Говори с людьми на понятном им языке!», «Говорить может каждый…, разговаривать – тот, кто умеет»

V. Как вы думаете, в определение этикет, в его нормы входит исполь­зование «волшебных» слов? Проверим, как хорошо вы их знаете. Мы бу­дем читать, а вы в рифму будете отвечать. Сначала хором отвечает коман­да «Спасибо», потом — «Пожалуйста».

Игра «Волшебные слова» (читают учитель, помощники по очереди, ука­зывая рукой, какой команде отвечать).

1.Растает ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо!)

2.Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… («Добрый день!»)

  1. Мальчик вежливый и развитый

говорит при встрече… («Здравствуйте!»)

  1. Когда нас бранят за шалости,

Говорим: («Прости, пожалуйста»)

Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых становится теплее и радостнее на душе. Давай же вместе вспомним эти волшебные слова. (Ребята называют слова хором: здравствуйте, спасибо, будете любезны и другое.)

Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (помощники читают стихотворение).

Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,

Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Будьте добры иль будете любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

Спасибо всем за работу.

Правило: «Используй в своей речи «волшебные» слова

Прошу внимания, т. к. мы сейчас представим себя в транспорте. (На доске большие буквы «Автобус».)

VI. Игровая ситуация «В транспорте».

В автобус с шумом и хохотом заскочили двое школьников (помощники). Они, толкаясь, уселись на сиденья и увлеклись разговором. Здесь же на остановке в автобус вошла бабушка (которую играет учитель). Учитель-ба­бушка, стоит рядом с помощниками (они не встают), потом около одной группы «Спасибо», потом около другой, провоцируя детей на поступок. Школьники некоторое время не обращают внимания на стоящую рядом ста­рушку, а потом допускают грубое замечание вроде: «Вам бы лучше сидеть дома», встают и выходят из автобуса. Старушка в недоумении садится на сиденье, произносит: «Ну и молодежь пошла!»

Что скажут наши команды по этому поводу? Время на обдумывание отве­та 1 минута.

Выслушиваются и комментируются мнения детей.

— Но почему никто из вас не предложил мне сесть? (Выслушать ответы, прокомментировать, или объявить благодарность за правильное поведение, если кто-то догадался предложить место.)

Задание №2. вашему вниманию предлагается просмотреть ролик, про мальчика. Ваша задача найти как можно больше ошибок, которые он допустил. (просмотр видеоролика)

Обсуждение и просмотр правильных ответов.

Правила:

«Остановка. Все ждут транспорта. Не суетись»,

«Не загораживай вход, ты не один»,

«Уважай водителя, кондуктора и пассажиров»,

«Когда едем – не едим, когда едим – не едем»

«Уступай место, а лучше не занимай его!»

«Купи билет, и езжай спокойно!»

VII. Все знают такой афоризм Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость». И этому тоже нужно учиться. Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Вот что по этому поводу сказал поэт С. Маршак:

1 чтец. Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите …(старухе).

2 чтец. Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться …(инвалиду).

3 чтец . И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не …(перебьете).

4 чтец. И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две …(сороки).

Правило: «Относись доброжелательно к ровесникам, младшим и старшим!»

VIII. А теперь давайте проведем с вами викторину, на обсуждение вам предоставляется 30 секунд. Если команда ошибается, вторая может дать свой вариант ответа.

Вопрос1: можно ли прийти в гости за час до назначенного времени? (нет, можно застать хозяев врасплох)

Вопрос 2: известно, что дамам принято дарить цветы, а можно ли дарить цветы мужчинам? (да, но только в особых торжественных случаях)

Вопрос 3: каким должно быть рукопожатие? (не вялым и не слишком сильным)

Вопрос 4: что вы ответите, если кто-то у вас попросит извинения? (пожалуйста или ничего страшного)

Вопрос 5: как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул? (если много людей, то достаточно промолчать)

Вопрос 6: вы звоните другу, а трубку берет его мама. Она вас не знает. Как вы будете с ней разговаривать? (нужно поздороваться, назвать свои имя и фамилию, сказать, что вы друг ее сына, и только потом попросить позвать его к телефону)

IX. Давайте попробуем подвести итоги методом голосования. Отвечаем хором «да» или «нет» на мои вопросы и утверждения.

  • Будьте добры иль будете любезны – Эти слова в разговоре полезны?

  • Говорить громко в транспорте со своим собеседником — это нор­мально.

  • Вовремя оплатить проезд тоже надо? Это нормально?

  • Мы всегда уступаем место людям, которые старше нас?

  • Мы оставляем после себя мусор.

  • В транспорте часто мы слышали такие слова «извините», «пожалуй­ста», «спасибо, что уступил место, детка».

  • Если вечером расстались, встретились с утра, значит, слово «здравствуй» говорить пора?

  • Использовать в речи непонятную лексику нужно?

Вы все молодцы. Я думаю, что сегодня нет проигравших и нет побежденных, есть культурные и воспитанные дети. Наш классный час близиться к завершению. Я предлагаю всем вместе спеть песню «От улыбки станет всем светлей». Почему я выбрала именно эту песню? (ребята дают ответы) Правильно. (исполняется песня)

X. Спасибо, дорогие дети, за то, что у вас есть добрая струна отзыв­чивости. Я уверена, что вы поможете тем, кто нуждается не только в тра­нспорте, но и на улице, в школе, дома… Спасибо за работу и поддержку на этом конкурсном занятии. До свидания.

6


multiurok.ru

Классный час в 5-м классе «Вежливость. Культура. Этикет»

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществе

Задачи:

  • Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.
  • Воспитание уважительного отношения к окружающим.
  • Знакомство с правилами этикета.
  • Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

Оборудование: таблички со словами «этикет», «здравствуй», «спасибо», «пожалуйста», «извините» и др.; ситуативные картинки и рисунки на тему вежливого поведения; набор предметов для практического занятия.

Ход классного часа

Вступление

Учитель: Здравствуйте, ребята, мы начинаем наш разговор на очень, на мой взгляд, важную тему. Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.

Факты из истории

Первый ученик: Начнем с истории. Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества. Один из самых известных литературных текстов Древнего Шумера — «Первые моральные идеалы». Высокие моральные качества, по мнению шумеров, были дарованы человеку богами, и человек должен был следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменились, отражая различные условия их жизни. Наряду с повседневным появился деловой этикет.

Второй ученик: Первые пособия по правилам поведения, трактаты, появились в Средние века. Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Дисциплина клерикалис». На основе этого сочинения были составлены книги по этикету. Они содержали правила поведения за столом, ведения беседы, приема гостей и т.п.

Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Третий ученик: На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих «Поучениях» мудрый князь писал: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях,: где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего : чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный — угостите пищей и питьем: Больного посещайте, мертвого приходите проводить:Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово:»

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе — всей этой тонкой науке поведения — обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

Беседа

Учитель: А сейчас, в настоящее время, какого человека можно назвать культурным и вежливым? Где и каким образом человек получает первые навыки этикета? Рождается ли ребенок сразу вежливым и воспитанным? Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым? Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться? Всегда ли человека, строго придерживающегося правил поведения, можно считать культурным? На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе?

(ученики отвечают на вопросы учителя, начинается дискуссия)

Жизненные ситуации.

Учитель: Представляю на ваш суд следующие ситуации.

Ситуация 1. Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг, один мальчик, назовем его Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. «Простите его, — говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги». Казалось бы, неприятный инцидент исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы поступили в данной ситуации?

(ответы учеников)

Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. «Чего встал? Выходи быстрее! — кричит парень сзади. — Не задерживай, я тороплюсь!». На что мальчик ему отвечает : Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

(ответы учеников)

Ситуация 3.

1) У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности:

2) Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?

3) Мальчик просит у одноклассника компьютерный диск с игрой, в которую давно мечтал поиграть. «А что ты мне за это дашь?» — спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний подарить новый журнал о машинах тот соглашается дать диск.

Вопросы для обсуждения: В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым? Какое поведение вы одобряете? Как бы вы поступили в каждой из приведенных ситуаций?

(ответы учеников, дискуссия)

Практическая часть

(ученики делятся на две команды)

Учитель: Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами этикета.

Задание 1. «Встреча гостей». В каждой группе 5 человек от команды. Мы распределяем роли: хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина, гость.

Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто должен открыть дверь? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ: дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу. (Если команда ответила правильно, ей дается 2 балла)

Задание 2. «Приветствие». Вопрос: как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с равным себе? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку — очень невежливо и даже оскорбительно. (За правильный ответ команде присуждаются 4 балла)

Задание 3. «Подарки». От каждой команды требуются три человека — один будет выбирать и дарить подарки, двое других — принимать их. На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка.

Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это — к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.(Команды получают за этот конкурс 3 балла).

Задание 4. «Да — нет». Командам по очереди учитель задает вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ. За каждый правильный ответ — 1 балл.

  1. За столом ведут громкие разговоры? (нет)
  2. Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)
  3. Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)
  4. Хлеб со стола берут вилкой? (нет)
  5. Мальчик первым входит в темную комнату? (да)
  6. Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)
  7. На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)
  8. Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)

Подведение итогов.

Учитель: Подведем итоги нашей практической части классного часа (Объявляются баллы, набранные командами).

Ученик: (читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы»):

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы — то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, —
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.

Учитель: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом — грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.

9.03.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правила этикета для школьников в картинках. 10 правил этикета для школьника

Ежегодно миллионы мам приводят своих детей в школу. Первоклашкам достаточно сложно привыкать к совершенно новой для них жизни. Они боятся, как их примут одноклассники, понравятся ли они учителю.

В школе необходимо вести себя правильно. Существуют всевозможные правила, соблюдение которых обязательно. Только в этом случае учиться будет действительно комфортно.

10 правил этикета школьника

Каждый школьник должен вести себя правильно. Необходимо соблюдать определенный этикет. Существует огромное количество важных правил. Можно выделить 10 основных:

1. Следует вовремя приходить в школу.

2. Необходимые вещи следует аккуратно складывать в ранец.

3. При входе в школу вытирают ноги. При входе в класс здороваются с учителем.

4. Для ответа нужно обязательно поднимать руку.

5. Разговаривать с друзьями и учителями следует вежливо .

6. Необходимо беречь все школьное имущество и ни в коем случае не портить его.

7. На перемене запрещено бегать и кричать.

8. Со всеми взрослыми следует здороваться.

9. Мальчик пропускает в дверях вперед девочку, а школьник – взрослого.

10. Весь мусор следует бросать в урну.

Как вести себя на уроках?

· Лучше всего приходить в школу заранее. До урока должно оставаться минимум 10 минут. Этого времени как раз хватит на то, чтобы оставить верхнюю одежду в гардеробе и прийти в класс. Важно приготовиться к уроку.

· Необходимо выполнять все домашние задания. В дневнике должно быть заполнено расписание.

· На время урока нужно забыть о существовании сотового телефона.

· Нельзя произносить неприличные слова и показывать некультурные жесты.

· Уходить с уроков можно лишь с разрешения врача или учителя.

· Если уроки пропущены по болезни, необходимо принести в школу записку от родителей или справку.

· В начале урока обязательно приветствуют учителя. Для этого весь класс обязательно встает. Таким же образом приветствуют других взрослых.

· Во время урока нельзя мешать другим разговаривать.

· Если необходимо выйти, нужно обязательно поднять руку.

· На парте важна чистота и аккуратность. Лежать на ней должно лишь то, что понадобится на уроке. Все посторонние предметы убирают в ранец.

Как вести себя на перемене?

Долго сидеть и внимательно слушать учителя достаточно утомительно. Перемена необходима для отдыха. Но это не говорит о том, что нужно бегать и кричать. Это не просто неправильно, но и опасно. Обязательно необходимо соблюдать правила этикета для школьников, касающиеся верного поведения на переменах.

Если возникло желание побегать, лучше отправиться на спортплощадку. Перемена подходит для похода в библиотеку, в столовую, подготовке к другому уроку, звонка маме.Если поведение на перемене спокойное, это говорит не только об уважении окружающих, но и себя самого. Необходимо постараться хорошо отдохнуть и набраться сил на следующий урок.

Что нельзя делать во время перемены?

Правила запрещают на переменах:

· Толкать других.

· Непристойно выражаться.

· Кидать в других любые предметы.

· Вступать в драки или быть их зачинщиком.

· Съезжать по перилам или же перегибаться через них. Это очень опасно. По ступенькам спускаются или поднимаются только с правой стороны.

· Сидеть на подоконниках.

С учителями и родителями обязательно здороваются.

Открывать и закрывать двери следует очень осторожно. Не стоит ими хлопать. Обязательно пропускают идущих впереди взрослых, а затем уже идут сами. Нельзя на лестнице никого толкать, так как это очень опасно.

Как вести себя в столовой?

В столовой обычно скапливается много народу. Перемена всего 15 минут, и за это время необходимо успеть поесть. Важно соблюдать правила этикета для школьников за столом:

· Не стоит стремиться попасть сюда первым. Необходимо приходить вместе с классом. Не нужно торопиться усесться за стол первым даже в том случае, если очень хочется есть.

· Стоит соблюдать очередь.

· Идти по столовой нужно аккуратно. При этом следует обязательно смотреть под ноги. Если же в руках у вас тарелка, нужно быть вдвойне внимательным.

· Перед едой обязательно моют руки.

· Необходимо очень осторожно пользоваться вилкой и ни в кое случае не размахивать ею.

· Есть суп и чай следует аккуратно, не проливая его на себя или на соседей.

· Сидеть за столом нужно прямо, не толкая при этом сидящих рядом. Локти на стол не ставят.

· Каждый после еды обязательно убирает за собой посуду.

Правила этикета для младших школьников

Особое внимание стоит уделить правильному поведению в начальной школе. Именно в этом возрасте закладываются все нормы. Если учащиеся не будут научены тому, как вести себя в определенных местах, то сделать это в более старшем возрасте будет намного сложнее.

Общественный транспорт

· Входят в любой транспорт аккуратно, никого при этом не толкая.

· Стоит уступать место пожилым людям и беременным женщинам.

· Можно почитать в поездке интересную книгу.

· Нельзя громко разговаривать, так как это мешает другим.

· Не стоит пытаться разговаривать с незнакомыми людьми.

Кинотеатр

· Нельзя сорить.

· Запрещено шуметь.

· Не стоит вызывающе себя вести.

· Не следует громко комментировать фильм.

· Нельзя разговаривать во время сеанса по телефону.

Существуют определенные нормы поведения и в других общественных местах. Правила этикета для школьников 4 класса крайне важны, так как дети становятся старше и переходят в среднюю школу. К этому времени они должны быть уже воспитанными.

Правила этикета в картинках

Дети должны знать и соблюдать огромное количество всевозможных правил этикета. Обучение необходимо начинать с раннего возраста. Детям достаточно сложно запомнить все сразу.

Чтобы сделать правила этикета для школьников легкими для усвоения и сделать обучение максимально интересным, стоит использовать наглядность. Правила этикета для школьников в картинках позволят детям не только быстро их усвоить, но и наглядно представить то, как надо себя вести. Стоит также применять и картинки, на которых изображено неправильное поведение. Дети будут понимать, что такое поведение далеко от общепринятых норм. Наглядное обучение позволит усвоить материал быстро и просто.

Также стоит воспитывать детей на собственном примере. Это должны быть сами родители, а также учителя в школе. Обучение этикету в игровой форме наиболее эффективно. Это позволяет отлично усваивать правила этикета для школьников. Картинки помогают сделать это.

Ребенок должен приходить в школу с уже сформированными навыками этикета. Если в дошкольном возрасте ребенку не были привиты определенные нормы поведения, ему будет очень сложно в коллективе. Дурные манеры и грубость вызовут у окружающих лишь раздражение и непременное отторжение. Именно поэтому обучать детей этикету должны прежде всего именно родители.

Почему важны нормы поведения?

Дошкольники не всегда ведут себя правильно. Для них это простительно. Все давно знают, что если у родителей хорошее воспитание, то и ребенок постепенно усвоит все необходимые нормы поведения.

Но если школьники ведут себя неправильно в общественном месте, окружающие обычно возмущаются. Неприятно смотреть на неопрятно одетых, толкающихся и кричащих детей, не умеющих пользоваться столовыми приборами.

Усвоить правила этикета для школьников достаточно просто. Научиться вежливому общению совсем нетрудно. Опрятно одеваться может каждый.

Обычно родители требуют от детей, чтобы они прилично себя вели. Важным это оказывается тогда, когда дети оказываются одни в каком-то общественном месте. Правила этикета для школьников в школе важно неукоснительно соблюдать. Дети должны знать, как поступить в той или иной ситуации. Именно в этом и проявляется их взрослость.

Также не стоит забывать, что по поведению детей судят о родителях. Не стоит заставлять их краснеть. Нужно стараться быть вежливым и воспитанным. Именно для этого и следует изучать правила этикета для школьников.

fb.ru

Конспект классного часа «Школьный этикет» 5-6 класс

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное бюджетное образовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

здоровья «Мамадышская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Классный час

«Школьный этикет».

Учитель: Аглиуллина Алина Закиевна

Ноябрь, 2013 год

Тема: Школьный этикет.

29.11.13 г.

Цели:

  • Воспитывать культуру поведения.

  • Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.

Оборудование: презентация «Правила школьного этикета», карточки.

Ход мероприятия.

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели.

Ребята, скажите, существуют ли особые правила поведения в школе?

— Конечно же, да! Называются эти правила – школьный этикет. Что такое –этикет?

Этикет – установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

Что же это за особые правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.

III.Основная часть.

1.Вступительная беседа.

Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.

Школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?

2.Правила школьного этикета.

Как и в любое другое место, в школу надо приходить вовремя! Это первое основное правило.

Необходимо раздеться, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. Так что приходить в школу надо с достаточным запасом времени. Обычно это 15 минут. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

Так как в школу приходим учиться, мы должны принести учебники, тетради, ручки и дневники, а ещё настроимся на то: что придётся работать, а работа не всегда бывает лёгкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учёба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами мы в будущем станем.

Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?

Делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, — в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего вам ответят тем же, а от этого явно настроение лучше не станет.

Что же дальше? Необходимо помнить о внешнем виде. Волосы должны быть чистыми и причесанными! Одежда должна быть чистой и комфортной.

Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да ещё и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что ещё стоит обратить внимание?

3.Городок волшебных слов.

Наша речь. Народная мудрость гласит: «Молчание – золото». Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.

— Какие «волшебные» слова вы знаете? Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» — это наш основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе.

— Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?

К учителям принято обращаться на «Вы» и по имени отчеству, на это не влияет возраст учителя. Что касается общения с одноклассниками – общайтесь так, как хотите, чтобы общались с вами. Хотите по имени, хотите по фамилии, и уж совсем не следует по прозвищу, особенно, если оно обидное.

Сейчас мы свами поиграем игру под названием «Доскажи словечко».

Нам нужно выразительно прочитать стих и добавить в нем пропущенное слово.

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома —
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче ….(здравствуй)

Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу … (привет)

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать …(пожалуйста)

Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну ….(извините)

Если встретилась компания,
не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: … (до свидания)
Когда я что-то подарю,
Мне говорят:…(благодарю)

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:…(Спасибо)

4.Физминутка Ну а сейчас немножко поиграем: я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
– Это я, это я, это все мои друзья.


– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух? 
– Это я, это я, это все мои друзья.

Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? 
– Это я, это я, это все мои друзья.


– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
– Это я, это я, это все мои друзья.


– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки? 
– Это я, это я, это все мои друзья.


– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Это я, это я, это все мои друзья.

5.Правила поведения в школе.

— Как вести себя в школе? Давайте вспомним правила поведения в школе. 1)Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

2)Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

3)Самое важное время в школе – это уроки. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

4)Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

5)Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа.

6. Давайте проверим как вы поняли правила поведения в школе.

Я буду читать загадку, а вы хором отвечайте:

На уроке будь старательным, будь спокойным и (внимательным)

Все пиши не отставая, слушай не (перебивая)

Говорите четко внятно, чтобы было все (понятно)

Если хочешь отвечать надо руку (поднимать)

Если друг стал отвечать, не спеши (перебивать)

А помочь захочешь другу – подними спокойно (руку)

Знай: закончился урок, коль услышал ты (звонок)

Когда урок раздался снова, к уроку будь всегда (готовым)

IV.Заключительная часть.

Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Школьный этикет

  1. В школу надо приходить чистыми и аккуратно одетыми.

  2. Необходимо приходить вовремя. Минут за 15 до начала урока.

  3. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

  4. В школе надо учиться, а не лениться.

  5. Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

  6. Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

  7. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

  8. Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

  9. на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.

  10. На перемене не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.

  11. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

globuss24.ru

Викторина «Правила этикета» 5- 6 классы

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА (ВИКТОРИНА)

1. Что такое этикет?

( правила поведения, принятые в обществе).

2. Какие существуют виды этикета?

(Деловой, дипломатический, военный, педагогический, врачебный)

3. Что значит слово «вежливость»?

(от славянского слова «веже» – знаток, то есть быть вежливым – это знать, как себя вести).

4. Где должен находиться мужчина, идущий с женщиной, – слева или справа от нее?

(Слева от неё. Но если он военный, то справа. Если он несет сумку, портфель, дипломат , то справа).

5. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него?

(Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе, не только из магазина, входящий должен пропустить выходящего).

6. Можно ли войти в магазин с собакой? Нет.

7. Как идти вдоль сидящих в ряду в кинотеатре или театре к своему месту: лицом к ним или спиной? Лицом к людям, ни в коем случае не спиной.

8. В какое время можно звонить кому-либо по телефону? С 9- до 22 часов

9. Сколько следует ждать, если на ваш телефонный звонок никто не отвечает?

6-7 гудок, не больше

10. С какой стороны нужно обходить прохожих? Идущих навстречу – справа, идущих впереди – слева.

11. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице?

На одну–две ступеньки впереди дамы.

12. А когда поднимается? На одну–две ступеньки позади.

13. Мужчина всегда дает возможность даме первой войти в дверь. А если эта дверь – вращающаяся?

(Во вращающуюся дверь первым входит мужчина и придерживает ее для дамы).

14. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? Младший

15. Должны ли снимать перчатки мужчины перед рукопожатием? Да

16. А женщины? Нет

17. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? Не более 3-х

18. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы? Нет, последнюю не надо.

19. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете? Нет, жилет снять тоже

20. Можно ли дарить цветы в горшке? Да, если вы знаете,что их любят

21. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой? Только рукой

22. Когда гости садятся к столу? Когда хозяйка села за стол

23. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар? Ложку на блюдце положить

24. Как правильно в гостях разрезать и съесть арбуз?

Арбуз подают нарезанный ломтями с кожурой. Взятый с блюда ломоть кладут на тарелку кожурой вниз. Затем ножом подрезают мякоть выше корки и чайной ложечкой съедают ее. Если попадается арбузная косточка, ее чайной ложкой кладут на тарелку.

25. Вы садитесь за стол, который сервирован разнообразными столовыми приборами. В центре возвышается белая накрахмаленная салфетка. Что вы станете с ней делать? Развернете и положите на колени

26. Перед вами несколько ножей и вилок. Какими приборами вы воспользуетесь сначала? Теми, что лежат дальше от тарелки

27. Может ли девушка на дискотеке сама пригласить молодого симпатичного кавалера? Нет, ей следует ждать инициативы от своего потенциального партнера.

28. Когда вы дарите (вручаете) цветы, в какой руке должен быть букет? В левой

29. Что относят к дурным манерам?

Дурными манерами принято считать такую форму поведения, которая вызывает у людей отрицательные эмоции, мешает окружающим людям, беспокоит их и раздражает. К дурным манерам можно отнести привычку громко разговаривать и смеяться, не стесняться в выражениях, безапелляционность суждений, развязность в жестикуляции, неряшливость в одежде, грубость, проявление откровенной недоброжелательности, пренебрежение к чужим интересам и потребностям, навязывание людям своей воли, сквернословие, употребление кличек и прозвищ, хулиганские действия.

30. Чем отличаются слова: невежа и невежДа?

Невежа – Невоспитанный. НевежДа — необразованный

31. Как понимаете выражение: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Дж. Свифт

32. Можно ли говорить слово «извиняю», если у тебя просят прощения?

(Нет, нельзя. Нужно сказать: «ничего», «всё нормально», «ничего страшного», «бывает»).

33. Как правильно говорить: кто последний в очереди или кто крайний?

(кто последний?)

34. Должен ли мужчина встать, когда его представляют? (Да.)

35. Куда нужно наклонить тарелку, когда вы доедаете суп? (От себя)

36. Если вам нужно посолить яйцо, то… (делаем это при помощи ножа).

37. Какие вы знаете виды ложек? (Столовые, десертные, чайные)

38. Как правильно нужно есть сосиски? (С помощью ножа и вилки)

39. Как едят блинчики с начинкой? (При помощи ножа и вилки)

40. К вам пришли гости и преподнесли большой букет, он упакован в красивую бумагу, украшенную к тому же пышным бантом. Как вы поступите с этим букетом?

(Нужно поблагодарить дарящего и, как бы красиво ни был упакован букет, развернуть его и поставить цветы в вазу. Лучше дарить цветы без упаковки.)

41. Можно ли приглашать на день рождения по телефону?

( Можно, но только очень близкого друга)

42. Можно ли преподносить деньги в качестве подарка? (нежелательно)

43. Можно ли дарить домашних животных? (нельзя)

44. Должен ли мужчина подбирать носки под цвет обуви? (нет)

45. Зонт нужно сушить в раскрытом состоянии или сложить? Сложить

46. Правда ли, что мужчинам разрешено есть суши руками? (Да)

infourok.ru

Советы рукодельницам