Устное народное творчество — Начальные классы

МОУ «СОШ п.Белоярский Новобурасского района Саратовской области»

«Устное народное творчество»

4 класс

Составила учитель начальных классов МОУ «СОШ п.Белоярский»

Евстифеева Л.В.

2015г.

Цель занятия: повторить с учащимися жанры устного народного творчества

Задачи:

  • Обобщить знания по теме «Жанры устного народного творчества»

  • Развивать представления о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.

  • Развивать выразительную речь, память, сообразительность, фантазию, чувство юмора.

  • Углубить представления о культуре русского народа, его традициях, обычаях

  • Способствовать формированию интереса к жанрам устного народного творчества

  • Воспитывать умение воспринимать прекрасное, умение слушать

  • Воспитывать чувства  доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.

  • Оборудование: презентация, проектор, компьютер, карточки с заданием, иллюстрации.

Ход занятия

-Здравствуйте, ребята!

-Удобно ли вам? Всем ли слышно? Если все готовы –начинаем наше занятие. Посмотрите на доску, что здесь написано? А что означают эти слова?

— Удивительный мир устного народного творчества возник в давние времена, когда люди поклонялись силам природы, не умея объяснять их. Они не понимали, почему день сменяется ночью, гремит гром и сверкает молния, почему одни растения и животные помогают людям, а другие – вредят им. Народ хотел понять, всё, что происходит вокруг, хотел научиться управлять силами природы и не зависеть от них. Мечты и надежды людей на лучшую жизнь, их вера в справедливость и победу над злом нашли отражение в сказках, былинах, песнях, пословицах и поговорках, загадках и считалках.

В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа, Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Вот почему произведения, которые создавались народом и передавались устно – и называются устное народное творчество. 

— Кто скажет цель нашего занятия?

-Чтобы интереснее нам было вспоминать жанры устного народного творчества, мы отправимся с вами в путешествие по некоторым станциям.

-Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете?

-На чем ездил Емеля Дурачок? Слайд 2

-Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит заклинание?

Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо провести это заклинание!

(По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Пословицы») слайд 3

Станция 1. «П О С Л О В И Ц Ы и ПОГОВОРКИ»

-Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности и с той поры сопутствуют народу во всём, на протяжении всей истории. Они являются самым любопытным жанром фольклора. Их изучали многие ученые разных уголков Земного шара, но они до сих пор остаются до конца не разгаданными. Пословицы и поговорки легко запоминаются, так как они имеют рифму. Их не вспоминают без повода и причины, они приходят к нам на память при разговоре, к случаю. Пословицы и поговорки содержат прямой совет, как поступить в данной ситуации, они шагают с нами на протяжении всей жизни, помогая людям общаться, выражать своё мнение и свои чувства.

— В русском фольклоре много пословиц и поговорок. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы их знаете. Я начну, а вы кончайте хором дружно отвечайте.
Делу время,—————————- потехе – час.

Терпенье и труд ——————— всё перетрут.

Семь раз отмерь———————- один раз отрежь.

-А теперь посмотрите на слайды и попробуйте составить пословицы из предложенных, попарно соединенных, слов.

1.  Дело – смело. Слайд 4

(«Кончил дело, гуляй смело».)

2.  Пером — топором. Слайд 5

(«Что написано пером, того не вырубишь топором»)

3.  Друга — береги. Слайд 6

(«Нет друга ищи, а нашел береги».)                                 

4.  Гоп — перепрыгнешь.    Слайд 7                                       

(«Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».)

— Следующее задание такое: Подобрать к началу пословицы её окончание. ( на карточках выполняют парами)

Дело мастера                                                                    то и пожнешь

Яблоко от яблони                                                           не воин

Один в поле                                                                      не далеко падает

Ученье — свет                                                                    не утаишь

Что посеешь                                                                     боится

Шило в мешке                                                                 а не ученье тьма

-Вот и побывали на станции «Пословицы и поговорки», молодцы справились с заданиями команды, чтобы добраться до второй станции, нам тоже надо провести заклинание!

(По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Скороговорки»)Слайд 8

Станция 2 «С К О Р О Г О В О Р К И»

— Много существует скороговорок. Их мы хорошо знаем. Вот давайте и посоревнуемся: кто лучше произнесет скороговорку. Выходите по одному, оторвав лепесток от нашей ромашки, нужно быстро 2 раза проговорить скороговорку. Кто лучше произнесет скороговорку?

1.Слушала старушка

Как куковала кукушка на опушке.

2.Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь не спишь»

Мышонок шепчет мыши:

«шуршать я буду тише».

3.Шел Егор через двор ,

нес Егор с собой топор,

Шел Егор чинить забор.

4.На горе Арарат

Растет крупный виноград.

5.Хитрую сороку

Поймать морока

А сорок сорок-

Сорок морок.

6.

На дворе трава

На траве дрова

Не руби дрова

на траве двора

-Молодцы!

Станция 3. «СЧИТАЛКИ»

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Считалки») Слайд 9

— Считалки – короткие стишки, применяемые для определения ведущего в игре. Это самый распространённый жанр детского фольклора. Рассказывание и слушание считалки доставляет детям огромное удовольствие. Не каждый может быть хорошим ,,считалочником”: он должен обладать хорошей памятью, непременно быть честным. В основе большинства считалок лежит счет, некоторые из них состоят из бессмысленных слов.

И по сей день, дети пользуются считалками. Посмотрите на слайд и прочитаем: слайд 10

Раз, два, три, четыре, пять.

                             Мы опять идём играть.

                             Встанем в дружный хоровод

                             Город игр всех нас ждёт.

                             Итак, дружок, в дорогу.

— А вы ребята знаете считалки? Расскажите… 

— Ребята, а когда мы используем считалки?     ( Перед началом игры.)

Станция 4. «З А Г А Д К И»

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором.

(По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Загадки») Слайд 11

— Загадки – это ещё один вид народного творчества. Загадка – это задача, головоломка. Предмет, который загадывается, скрыт, спрятан за другим предметом, с которым он сопоставляется. Например: ,, Два братца пошли в воду купаться.” – Говорится в народной загадке о вёдрах. Вёдра похожи, как братья друг на друга. Зачерпнёт девушка ими в речке воды, вёдра и искупаются.

Есть загадки, в которых указываются признаки предмета. Знаешь, эти признаки – отгадаешь загадку. Например: ,, Зимой беленький, а летом серенький.” Кто это? Ну конечно заяц, который меняет цвет своей шубы в зависимости от времени года.  Интересны загадки, построенные на сравнении. Например: ,, Сижу на дереве, круглая, как шар, красная, как кровь, сладкая, как мёд.” Что это? Это вишня. В загадке она сравнивается с шаром по форме, с мёдом по вкусу, с кровью по цвету. Некоторые загадки сложены в рифму и легко запоминаются. Люди сочиняли загадки обо всём, что их окружало: о человеке, о растениях, о явлениях природы, о вещах.

— Ребята, какие загадки вы знаете? (Загадывают друг другу загадки.)

Ребята, а эти более трудные загадки, они на смекалку и сообразительность.

1. Кто может говорить на всех языках?                                   ( Эхо.)

2. Кто может ткать без станка и без рук?                                 ( Паук.)

3. Что родится без костей?                                                         ( Язык.)

4. Кто всегда идёт и с места не сходит?                                   ( Часы.)

5. Кто хозяин мельницы?                                                           ( Мельник.)

6. От чего гусь плавает?                                                             ( От берега.)

7. Сидит в ложке, свесив ножки. (Лапша.)

8. Четыре ушка, два брюшка. (Подушка.)

9. Из какой посуды нельзя поесть?                                            ( Из пустой.)

Станция 5. «ПЕСНИ И ЧАСТУШКИ»

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Песни и частушки») Слайд 12

— Народная песня – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Она выражает мысли, чувства, надежды людей. Создавались песни народом. Они сопровождали все случаи жизни: весёлое застолье и горестное событие, рождение ребёнка и игры детей. Девушки в песнях жаловались на свою судьбу; матери, укачивая детей, пели колыбельные песни. Создавались песни об исторических событиях: о войне, о царях и предводителях.

Песни бывают разные: хороводные, колыбельные, лирические, исторические, шуточные.

 Сопровождались песни старинными музыкальными инструментами. Такими как: ложки, трещотки, свистульки, губная гармошка, балалайка, бубен.

  — Ребята, к шуточным песням относятся всеми любимые ЧАСТУШКИ.

Наши ребята приготовили вам некоторые частушки, послушайте их:

                            Как у Бабы, у Яги

                            Нет совсем одной ноги,

                            Но зато есть замечательный

                            Аппарат летательный.

 

                            На сметане я мешён,

                            На окошке я стужён.

                            Круглый бок, румяный бок –

                            Покатился колобок.

 

                             Хитрая плутовка,

                             Рыжая головка,

                             Хвост пушистый – как краса.

                             А зовут меня Лиса.

 

                            Возле леса на опушке

                            Трое нас живёт в избушке.

                             Там три стула и три кружки,

                             Три кровати, три подушки.

 

                            Длинноухий озорник

                            В огород ходить привык.

                            Я по грядкам прыгать стал –

                            Всю капусту потоптал.

 

                             Я зубастый серый волк,

                             Я клыками щёлк да щёлк.

                             Зимой голодный я совсем.

                             Но не бойтесь, вас не съем.

 

Ребята, о чём эти частушки?               ( О сказочных героях.)

— Правильно, и мы взяли эти частушки не случайно, потому что следующая

 станция 6 «Сказки»

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию «Сказки»)Слайд 15

— Ребята, давным-давно сказки только рассказывали вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей доле для бедняка, об уме и трудолюбии простых людей. Сначала, конечно, сказку придумывал один человек, рассказал другому. Ему она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то ещё, а те в свою очередь ещё кому-то. Когда появилась сказка точно нельзя сказать, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут разговаривать, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.

— Послушайте Незнайку: однажды я целую неделю читал сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.

– «Царевна-Индюшка»;

– «По собачьему веленью»;

– «Иван царевич и зеленый волк»;

– «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;

– «Петушок — золотой пастушок»;

– «Мальчик-с-кулачок»;

– «У страха уши велики»;

– «Лапша из топора»;

– «Как мужик котят делил».

-Я вижу любите вы сказки. Еще вам задание:

  • Летела стрела и попала в болото.
    А в том болоте поймал её кто-то.
    Кто, распростившись с зеленою кожею 
    Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

  • Нет ни речки, ни пруда.
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода 
    В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

— Ребята, посмотрите на слайд, вы видите иллюстрации к сказкам.

Назовите сказку и перечислите героев по очереди.

1.«Гуси лебеди» Слайд 17

2.«Морозко» Слайд 18

3.«Колобок» Слайд 19

4.«Сивка Бурка» Слайд 20

5.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Слайд 21

6. «Конёк — горбунок» Слайд 22

7. « Сказка о золотой рыбке» Слайд 23

8. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Слайд 24

9. «12 месяцев» Слайд 25

10. «Бобовое зёрнышко» Слайд 26

11. «Волк и семеро козлят» Слайд 27

12. «Курочка Ряба» Слайд 28

Подведение итогов:

-И так наше путешествие подошло к концу.

-Что нового интересного узнали из нашего путешествия?

-Чему учит устное народное творчество?

-Какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете?

— Ребята наше занятие подошло к концу. Сегодня мы ещё раз вспомнили некоторые жанры устного народного творчества. Какие вы запомнили? (учащиеся перечисляют.)

Устное народное творчество многогранно, талантливо и увлекательно. Интересуйтесь, ребята, творчеством народа.

А более подробно вы можете познакомиться с устным народным творчеством, прочитав разнообразную литературу. Это отдельные книги со считалками, загадками, пословицами и поговорками, или сборники книг.

multiurok.ru

Читайлики.ru Электронная библиотека для детей

            Устное народное творчество

  В данном разделе представлены произведения устного народного творчества, изучаемые в 4 классе.

 

  Фольклор (с англ. – народная мудрость) –  чаще всего устное народное творчество.

  Это коллективная художественная творческая деятельность определенного народа, отражающая его повседневную жизнь, идеалы и мировоззрение.

  Фольклор бытует в народных массах в качестве народной музыки (инструментальные наигрыши, песни и пьесы), народного театра (сатирические пьесы, драмы и театры кукол), народных танцев, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, архитектуры и литературы.

   Само по себе народное творчество, зародившееся еще в глубокой древности, является исторической основой для всей художественной культуры в мире, выразитель всего народного самосознания, источник художественных национальных традиций.

   Устное народное творчество постоянно находится в развитии, в состоянии не прекращающейся эволюции.

 

                      Жанры фольклора

   Пословица – емкое и краткое изречение, оценивающее характер и поступки людей.

  Поговорка – точная фраза,  не имеющая законченного суждения, а лишь намекающая на него.

  Считалка – небольшое стихотворное произведение, имеющее прикладной характер – она помогает определиться с ролями во время игры.

  Загадка – фраза или стихотворение, описывающая признаки загаданного, учит образному мышлению и логике.

  Побасенка – небольшой рассказ поучительного характера.

  Небылица, шутка – небольшой рассказ с необычной, выдуманной, «перевернутой» картиной жизни, описание несуществующих событий.

  Потешка, пестушка, прибаутка – небольшие стихотворные произведения для маленьких детей.

  Колыбельная песня – песня, благодаря которой укладывают спать маленького ребенка.

  Календарные песни – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие календарные праздники и события.

  Игры – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие игру.

 Скороговорка – емкая фраза, основанная на сочетании звуков, сложных для произношения, развивает четкость дикции и правильную речь.

  Сказки – выдуманный рассказ о каких-либо событиях.


shitailiki.ru

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения

4 класс

Устное народное творчество

(обобщение знаний)

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ Видновская СОШ № 9

Адамия Е.И.

2012г.

Тема урока: Устное народное творчество.

Цели урока:

— обобщение и расширение знаний о видах устного народного творчества;

— развитие образного мышления, воображения, эстетического восприятия действительности посредством произведений народного творчества;

— формирование учебно-познавательной компетенции, коммуникативной, информационной;

— воспитание интереса к национальной культуре, любви к Родине, к своей малой Родине,

— формирование эстетического вкуса.

Оборудование:

— компьютерная презентация;

— подборка книг для выставки;

— карточки с заданиями;

— статья из толкового словаря В.И.Даля;

— листы для самооценки обучающихся.

Ход урока.

1. Оргмомент.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас необычный урок. К вам пришло много гостей, у вас новый учитель. Но я точно знаю, что у нас всё получится, потому что вы все любознательные, способные ребята. А чтобы у нас было хорошее настроение, нам весь урок будет светить солнышко, которого нам сейчас так не хватает.

( Слайд 1)

2. Актуализация знаний.

а) Сообщение темы и урока.

— Ребята, вам знакомо выражение « передавать из уст в уста»?

— Как вы его понимаете?

— Речь сегодня пойдёт об устной речи.

— В каком разделе литературного чтения мы изучаем произведения устной речи?

— И, наверно, вам теперь легко будет сформулировать тему нашего урока. Итак. о чём мы с вами будем говорить?

— Тема нашего урока « Устное народное творчество». (слайд1, щелчёк2)

б) Повторение о жанрах.

(2 слайд) – Какие жанры УНТ вы знаете?( дети называют)

— Давайте посмотрим на слайд и найдём те жанры, которые не назвали.

в) Сообщение целей урока.

— Все эти произведения мы знаем благодаря тем людям, которые ходили по всей нашей земле, по городам и сёлам, собирали эти творения. Они их записывали, а затем издавали книги. Так появились разные сборники произведений УНТ. (показываю и называю).

-Ребята, а я предлагаю вам сегодня тоже стать собирателями произведений УНТ нашей Пензенской губернии.

— А поможет нам в этом наш учебник « Серебряный родник». Всё, что найдём для себя нового, интересного занесём в нашу книгу., которую я для вас приготовила.

3. Работа над обобщением материала.

а) -Итак, открываем первую страницу.

— Что мы будем на ней размещать? (загадки).

— Вот сейчас мы и будем отгадывать загадки.

( На слайде одна за другой появляются загадки, дети отгадывают)

Получается одна и та же отгадка.

  1. загадка.

Стоят в поле сестрички,

Платья беленые,

Косыночке зеленые.

загадка

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы

Сели на косицы.

— О чём все эти загадки? ( о березе) ( на экране картинка).

Я не подобрала загадки о берёзе. Как вы думаете почему?

Берёза – любимое дерево русских людей. Ей они издавна посвящали песни, устраивали веё честь праздники.

Посмотрите на слайд и скажите, чем это дерево отличается от других?

Эти особенности и подмечены в загадках.

Работа в парах.

Перед вами тексты этих загадок с заданиями. Разберите их. У каждого получилось своё задание.

— Какое задание у тебя,Н? А у тебя какое? Всем понятно что нужно делать? Приступаем. Кто закончит, поднимите руку.

— Давайте проверим.

Сверяем со слайдом.( на слайде вопрос , затем ответы)

(на слайде)

— С чем сравнивают ствол берёзы? (с платьем, с сарафаном)

С чем сравнивают веточки берёзы? (с косыночками, с косицами)).

У жителей нашей губернии есть своя загадка об этом дереве. Давайте её прочитаем ( откроем учебники по зелёной закладке, с. 26).

Столбы стоят белёны

на них шапки зелёны.

— С чем сравнивается ствол берёзы в этой загадке? А с чем веточки?

— Ребята, как вы думаете, сочинять загадки легко?.

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы уметь сочинять загадки?

( наблюдательностью, вниманием, должен иметь богатое воображение, уметь подмечать детали).Мы могли бы попробовать сочинить загадку, но у нас, к сожалению, нет времени.

— Давайте запишите к себе в книгу нашу Пензенскую пословицу.

— Хотя кругом ещё лежит снег, но весна уже не за горами. Совсем скоро на берёзах появятся длинные серёжки ( слайд щ.1), а затем на ней распустится нежная зелень.(слайд щ.2).

— А сегодня на уроке произойдёт маленькое чудо: у каждого распустится зелёная веточка. Каждый зелёный листочек на ней-это ваш правильный ответ. И от вашего старания зависит насколько эта веточка будет пушистой.

— Оцените себя, если вы считаете что справились с заданием, смело прикрепляйте к листочек к веточке.

б) — Прочитайте, как называется вторя страничка в книге? ( пословицы и поговорки).

— Какой основной признак этого жанра с первого взгляда?

— Какие эти произведения по объёму?

-Да, они маленькие, но очень богатые по смыслу.

— Ребята, к уроку я приготовила пословицы, а они у меня рассыпались. Давайте их соберём.

Работа в парах.

У вас на столе лежат конверты зелёного и жёлтого цвета. Зелёные- это начало пословицы, жёлтый- её заключительная часть. Договоритесь между собой кто бедет начинать пословицу, а кто заканчивать.

— А теперь сверьте свою работу со слайдом.

— Прочитайте пословицу 1.( появляется на слайде).

— О чём эти пословицы ? ( о труде)

-Оцените себя.

В нашем крае самой известной собирательницей пословиц и поговорок была Александра Петровна Анисимова. (слайд) .Она опубликовала книгу, которую назвала «Народное красное слово». Очень точное название.

— Как вы понимаете слово « красное»?

— Приведите примеры, где ещё в произведениях УНТ можно встретить определение « красный»?

— А теперь давайте обратимся к толковому словарю В.И.Даля.У вас на столах есть статья из этого словаря. Вы ознакомьтесь с ней и найдите устойчивые выражения с определением « красный».

-( дети зачитывают).

Давайте откроем наши учебники по розовой закладке на с.65 и прочитаем пословицы о труде, записанные в нашем крае А.П.Анисимовой.

дети читают по цепочке.

— Как понимаете 6 пословицу?

В свои книжечки запишите пословицу, которую бы вы взяли для себя, которой бы вы следовали в жизни.

Поделитесь со мной своими пословицами.

Оцените себя.

в) А теперь давайте отдохнём.

(слайд с текстом физминутки)

Солнце, солнце,
Заблести в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
А матушка-рожь
Чтобы встала стеной сплошь

Физминутка у нас тоже по теме. Это призведение устного народного творчества.

(выполняем движения)

— Как вы думаете к какому жанру относится? (заклички)(слайд)

— в чём их отличие от других жанров?

Давайте откроем учебник по жёлтой закладке на с-29 и прочитаем заклички пензенского края.

( читают по цепочке).

К кому обращаются в первой закличке,во 2. в 3.?

В основе заклички лежит обращение к явлениям природы, к предметам как к живым, надеясь на их помощь в жизни людей.

— Тексты пензенских закличек есть у вас на столе. Выберите дома ту, которая вам особенно понравилась, и приклеите её.

Оцените себя.

г) Прежде чем заполнить следующую страничку, я хочу вам представить своих помощниц. Выходят девочки и поют частушки.

Как вы думаете. что ис полнили нам девочки? ( частушки)

Следующая страница так и называется частушки. ( слайд)

— Как их исполняют? (быстро, весело, задорно)

— Вот на этой странице мы поместим частушки, которые сочиним сами.

Ведь мы с вами тоже жители Пензенской губернии, и так же, как и наши прабабушки и прадедушки в далеком прошлом, можем сочинить свои, новые частушки. Давайте попробуем!

2) Возле нашего двора

детвора

кричали

убежали.

— Посмотрите, в частушках рифмуются строчки. Здесь-1,2 и 3,4. Частушки наполнены смыслом, это не просто набор слов.

Сочиняем и записываем в книгу.

— может кто-то исполнит её.

Оцените себя.

— Посмотрите, какая замечательная у нас получилась книга.

В ней осталось ещё много места. Вы придёте домой , попросите своих мам. бабушек, Они точно помогут вам дополнить книгу. Сходите в библиотеку, загляните в иттернет, и там вы найдёте материал для своей книги.

— А что нужно сделать, чтобы книга стала красивой? Я желаю вам творческих успехов.

Рефлексия.

Ребята, а сейчас мне хотелось бы чтобы вы поделились своими впечатлениями от урока.( слайд)

Посмотрите на экран. Здесь я вам показываю выражения, которые помогут вам это сделать.

А что же наши волшебные веточки? давайте покажем друг другу и нашим гостям как они распустились. Значит скоро к нам придёт долгожданная весна.

( последний слайд)

infourok.ru

Проект «Устное народное творчество – душа русского народа» для учащихся 4 классов

Проект

«Устное народное творчество – душа русского народа»

4 класс

Разработала: Шадрина Т.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3»

Г. Братска

Фольклор – во все времена органично вписывался в педагогику. С его помощью испокон веков в наиболее доступной форме молодому поколению передавались сложившиеся в течение столетий эстетические, морально-этические, трудовые идеалы, представления о мире, о человеке. Система уроков литературного чтения в 4 классе по УМК «Перспективная начальная школа» раскрывает взаимоотношения обрядов и праздников, конкретизирует отличие народной сказки от авторской. Знакомит детей с былинами как эпическим жанром (историческое повествование) и их героями (защитниками земли русской). Малые жанры устного народного творчества в 4 классе не изучаются и не повторяются.

На уроке литературного чтения по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре» учащиеся с трудом вспомнили «Что такое фольклор?», «Какие жанры устного народного творчества изучали?» т.к. эти вопросы давно не повторялся.

Определив проблему: недостаточный уровень знаний об устном народном творчестве русского народа, я для себя поставила задачи:

1.Расширение знаний о жанрах устного народного творчества,

обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся.

2. Воспитание интереса к национальной культуре, любви к Родине.

3. Развитие творческих способностей, активизация творческой фантазии

и воображения.


Работа над проектом

I этап. Организационный

На уроке литературного чтения я обратила внимание детей на эту проблему и предложила придумать проект, который помог бы нам расширить знания по данному вопросу. Учащимся было предложено подумать, по каким направлениям можно организовать работу. После коллективного обсуждения была сформулирована тема проекта (помогли наводящие вопросы учителя): «Устное народное творчество – душа русского народа». На родительском собрании я познакомила родителей с идеей нашего проекта и нашла поддержку с их стороны, т. к. опыт работы над проектом мы приобрели в 3 классе, когда с учителем по краеведению готовили проект «Народов дружная семья». Считаю, что работа над проектом во многом зависит от помощи родителей, потому что многие задания учащиеся будут выполнять дома.

Были выбраны направления работы: жанры устного народного творчества, пословицы и поговорки, потешки и прибаутки, небылицы и сказки, русские народные песни и частушки, русский народный костюм, составление словаря старинных слов из произведений устного народного творчества.

II этап. Подготовительный

Определение поэтапных шагов, распределение по группам, выбор формы представления подпроектов, сбор информации. Ребята разделились на группы по интересам и стали работать по своему направлению. Сначала нашли информацию по интересующим вопросам:

1.Что такое фольклор?

2. Какие жанры фольклора мы знаем?

3. Существует ли фольклор у других народов?

4. Какие произведения УНТ используются для воспитания детей в вашей семье?

5.Какие виды народного творчества мы используем в своих играх?

6. Для чего нужно знать произведения УНТ?

III этап Реализация проекта

В течение учебного года ребята будут изучать данную тему. Собирать информацию, делать презентации о жанрах УНТ, устраивать посиделки с разучива-нием произведений УНТ, изготавливать книжки-малышки, составлять словарь и др.

IV этап Презентация проекта

В марте мы представим результаты своей работы для учеников параллели 4 классов. На празднике, посвящённом 8 Марта, дети используют произведения УНТ при подготовке концерта для мам.

V этап Итог работы

Провести анкетирование среди детей и родителей, которое поможет выявить положительные моменты и отрицательные при работе над проектом.


Тематическое планирование проекта

Этап

Срок

реализации

Тема

Форма работы

Организационный

сентябрь

Выбор темы проекта

Беседа

Подготовительный

1 неделя

октября

Распределение на группы, сбор информации по интересующим вопросам:

1.Что такое фольклор?

2. Какие жанры фольклора мы знаем?

3. Существует ли фольклор у других народов?

4. Какие произведения УНТ используются для воспитания детей в вашей семье?

5.Какие виды народного творчества мы используем в своих играх?

6. Для чего нужно знать произведения УНТ?

Работа по группам, представление своих отчётов

Реализация проекта

4 неделя

октября

Жанры устного народного творчества. Старинные слова.

Работа по группам, беседа

2 неделя ноября

Пословицы и поговорки

Что такое пословицы и поговорки?

Зачем нужны пословицы в нашей жизни?

Работа по группам – подбор пословиц и поговорок на заданные темы. Подготовка сборника.

4 неделя ноября

Загадки

Что такое загадки?

Какую роль играют загадки в жизни ребёнка?

Работа по группам – подбор загадок на заданные темы. Подготовка сборника.

2 неделя

декабря

Потешки, прибаутки, небылицы

Что такое потешки, прибаутки, небылицы?

Почему без них не живётся?

Работа по группам – сбор материала. Подготовка сборника. Подготовка презентаций

2 неделя

января

Русские народные песни, частушки

Когда пелась русская народная песня?

Что развивают, чему учат колыбельные песни?

Работа по группам – сбор материала. Подготовка сборника, презентаций

4 неделя

января

Русские народные сказки

Какие бывают сказки?

Какое значение имеют сказки в жизни детей?

Работа по группам – сбор материала. Подготовка презентаций, инсценировка сказок

2 неделя

февраля

Русский народный костюм

Работа по группам, подготовка презентаций

4 неделя

февраля

Старинные слова в произведениях УНТ

Выпуск словаря старинных слов, которые встречаются в произведениях УНТ

Презентация

проекта

1 неделя

марта

Обобщение собранного материала, составление сценария.

Выставка творческих работ, концерт для мам, изготовление куклы оберега

Итог

работы

3 неделя

марта

Что у нас получилось? Чему мы научились?

Беседа, анкетирование

Ожидаемые результаты

  • Воспитание интереса к национальной культуре;

  • Воспитание навыков самостоятельности, ответственности;

  • Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, взрослыми;

  • Расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся;

  • Активное участие родителей во внеурочную деятельность учащихся.

Список использованной литературы

1. Изготовление куклы оберега [электронный ресурс] // http://www.VseHobby.ru

2. Что такое фольклор [электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org

3. Малые жанры детского фольклора [электронный ресурс] // http://www.kadet-line.clan.su 4. Интернет-сборник русских народных песен [электронный ресурс] // http://www.pesni.kakras.ru 5. Проектная деятельность в начальной школе [электронный ресурс] // http://www. openclass.ru 6. Фотографии из личного архива.

kopilkaurokov.ru

Список произведений для самостоятельного чтения (4 класс) Устное народное творчество

Список произведений для самостоятельного чтения (4 класс)
Устное народное творчество

Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

Из древнерусской литературы:

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Русская литература ХIХ века

И.А.Крылов Басни: «Волк на псарне», «Свинья под Дубом», «Ворона и лисица»

В.А.Жуковский «Спящая красавица», «Кубок»

А.С.Пушкин «Няне», «У лукоморья», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Н.В.Гоголь «Заколдованное место»

Н.А.Некрасов «На Волге», «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети»

И.С.Тургенев «Муму»

А.А.Фет «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

А.П.Чехов «Хирургия»
Русская поэзия ХIХ века

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»

И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»

И.З.Суриков «Зима»
Русская литература ХХ века

И.А.Бунин «Косцы»

В.Г.Короленко «В дурном обществе»

С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

А.П.Платонов «Никита»

В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»
Зарубежная литература

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед»

Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Х.К.Андерсен «Снежная королева»

Жорж Санд «О чем говорят цветы»

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Дж. Лондон «Сказание о Кише»

Современная литература

Е. Целоусова «Невыдуманные истории»

С. Килин «Тимонский кот»

literature-edu.ru

Устное народное творчество — Начальные классы

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с устным народным творчеством кубанского казачества.

 

 

Задачи:

1. Познакомить учащихся с разнообразием жанров устного народного творчества кубанского казачества.

2. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;

3. Воспитывать уважение к творчеству нашего народа, национальному наследию.

 

 

Оборудование:

Презентация, карточки с пословицами, сказки в обработке Б. Алмазова.

Просмотр содержимого документа
«Устное народное творчество»

Урок кубановедения

«Устное народное творчество кубанского казачества»

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с устным народным творчеством кубанского казачества.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с разнообразием жанров устного народного творчества кубанского казачества.

2. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;

3. Воспитывать уважение к творчеству нашего народа, национальному наследию.

Оборудование:

Презентация, карточки с пословицами, сказки в обработке Б. Алмазова.

Ход урока:

  1. Введение в тему.

— Учитель:

— Знаете ли вы, что такое устное народное творчество?

— Какие виды устного народного творчества вам известны?

— Кто является творцом устных поэтических произведений?

II. Новый материал.

Учитель:

— Произведения передавались от одного человека к другому, рассказывались устно. Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких малых формах, как пословица и поговорка.

К устному народному творчеству, в отличие от художественной литературы, относятся произведения, сочиненные не одним человеком, а многими людьми. Какая-нибудь песня или рассказ, передаются из поколения в поколение, и каждый новый певец или рассказчик добавляет в них что-то свое. Проходит много времени, пока это произведение появится в печатном виде. Автором таких коллективных сочинений является народ.

В первые годы заселения Кубани черноморские и линейные казаки отличались друг от друга, так как были представителями разных культур и языков. Но с самого начала шел процесс взаимопроникновения между представителями украинской и русской этнических групп.

Устное народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих славянских народов — русского и украинского. Главным фактором, говорящим в пользу того, что кубанский говор есть вполне сложившийся, является то, что в равной мере, как русские, так и украинские слова приобретают в нем новое значение. Там, где,казалось, вполне могла быть чисто русская лексика, приняты слова с переставленными слогами: жэнци — жнецы, копувать — покупать, суворый — суровый: Украинские слова приспосабливались к говору в основном изменением своих окончаний: балакаты — балакать.

В различных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей родине. В устном народном творчестве нашли свое отражение

развитие казачьего воспитания и боевой подготовки. В суровых условиях военизированного быта, кубанское казачество сумело не только сохранить, но и творчески расшири

multiurok.ru

Урок кубановедения «Устное народное творчество» (4 класс)

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ

В 4 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

(КУБАНСКИЕ ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ).

ЦЕЛИ УРОКА: ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ МАЛЫЕ

ЖАНРЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА;

РАСШИРЯТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ;

ПРИВИВАТЬ ЧУВСТВО ГОРДОСТИ ЗА СВОЮ МАЛУЮ РОДИНУ.

ОБОРУДОВАНИЕ: МАКЕТ ЖУРНАЛА «КУБАНЬ В ПОСЛОВИЦАХ

И ПОГОВОРКАХ»,

КАРТОЧКИ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ,

КАРТИНКИ С ОТГАДКАМИ.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: УСТНЫЙ ЖУРНАЛ.

Ребята! На нашем сегодняшнем уроке кубановедения мы перелистаем страницы устного журнала «КУБАНЬ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ». Как вы догадались, этот выпуск будет посвящен устному народному творчеству Кубани.

Открываем первую страницу журнала – ИСТОРИЧЕСКУЮ, которая поможет нам вспомнить историю нашей малой родины.

КУБАНЬ МОЯ! ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ!

ПШЕНИЦЫ БЕЗГРАНИЧНЫЕ ПОЛЯ!

НУ ГДЕ ЕЩЕ ТАКОЕ НЕБО СИНЕЕ?

И ГДЕ ЕЩЕ ТАКИЕ ТОПОЛЯ?

Жемчужиной России называют землю кубанскую. Неоглядные равнины, холмистые поля, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой.

Древняя земля кубанская… Знала она оседлые и кочевые племена. Были на ней и древнегреческие города-колонии, и Боспорское царство, и древнерусское Тмутараканское княжество. Знала она набеги скифов и половцев, нашествие монголо-татарских орд. Грабили ее богатые феодалы Турции и крымские ханы.

Но пришел конец иноземному владычеству над русским Причерноморьем. В 1792 году для защиты южных границ на Кубань были посланы черноморские (бывшие запорожские), а потом и донские казаки. И предписано было казакам отправиться в кубанские степи прочно «ГРАНИЦЮ ДЕРЖАТИ».

Богата земля кубанская. И богата не только своими тучными черноземами, полезными ископаемыми. Главное ее богатство – люди.

Тяжёлые испытания особенно ярко проявляют черты характера различных людей. Так, в годы Великой Отечественной войны на защиту Родины встали все – от мала до велика. Война принесла на кубанскую землю разруху, голод и смерть. Но наши земляки, как и весь народ, сумели выстоять и победить. Прошло много лет. Но мы не должны забывать о тех, кто защищал нашу Родину от врага.

(Рассказы детей о своих родных и близких – участниках Великой Отечественной войны)

******************************************************************

ПОСЛОВИЦЫ

Наш край славится богатым устным народным поэтическим творчеством. Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами известны прекрасные песни кубанского казачества, то величавые, то озорные. Много у нас талантливых песельников и частушечниц, сказителей и знатоков старинной кубанской обрядности. Они – хранители истинно народной мудрости.

  • Какие виды устного народного творчества вам известны?

  • (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, прибаутки, сказки, песни).

  • Сегодня мы поговорим с вами о малых жанрах фольклора – о пословицах, поговорках и загадках.

Итак, вторая страница нашего журнала – ПОСЛОВИЦЫ.

  • Давайте попробуем определить, что такое пословица? (Варианты ответов детей).

  • Действительно, во многом вы правы. ПОСЛОВИЦА – это краткое изречение с поучительным смыслом.

«РЕЧЬ БЕЗ ПОСЛОВИЦЫ – ВСЕ РАВНО, ЧТО ЕДА БЕЗ СОЛИ»,- считают кубанцы.

(Стихотворение читают дети)

У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности. Ведь на Кубани селились казаки-запорожцы, казаки-линейцы, а потом и крестьяне-переселенцы из центральных губерний России. И каждые из них принесли свой фольклор, свой запас пословиц и поговорок. Среди пословиц и поговорок Кубани немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте.

По-разному можно делить пословицы на группы.

К первой группе относятся пословицы, которые используются только в переносном смысле:

«Гарбатова магила исправить» (о неисправимом человеке),

«Кажна хата горем напхата» (у каждого свои проблемы).

Ко второму типу можно отнести пословицы, которые сохраняют прямой смысл, но употребляются и в переносном значении:

«Куй жэлизо покы гарячо» (о своевременном выполнении любого дела),

«Што пасейиш, то и пажнеш» (как потрудишься, то и получишь).

Третья группа – пословицы, которые употребляются только в прямом смысле:

«Пры солнышки типло, а пры матири дабро»,

«Добра слава лэжыть, а худа бижыть».

Но чаще пословицы разделяют по тематическому признаку.

Сейчас мы с вами вспомним некоторые пословицы по заданным темам. (Чтение детьми пословиц)

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ:

«Бис труда ни вынешь и рыбку из пруда»,

«Готовь сани летом, а телегу — зимой»,

« Хто рана встаеть, таму и Бох даеть»,

«Хто любэ трудиться, тому бэз дила нэ лэжыться»,

«Гуляй. Да дила нэ забувай»,

«Нэ сыды сложа рукы, та й нэ будэ скукы»,

«Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож »,

«Нэ та дивка хороша, що в церкву идэ, а та, що свыньям даэ».

ПОСЛОВИЦЫ О ДРУЖБЕ:

«Хороший друг – то, как вороной конь: и из огня вынесет, и из беды вызволит»,

«Нэ считай друга в гульбе, а считай в беде»,

«Человек без друзей, что дерево без корней»,

«Нового друга желай, а старого не забывай»,

«Все добро, что ново, а друг, когда стар».

ОБ УМЕ:

«По одежки встречають, а по уму провожають»,

«Чоловик бэз розуму, що снип бэз перевьязи»,

«Дурэнь думкой богатие»,

«Застав дурного богу молыться, вин и лоб разобье»,

«Мудрое слово – делу основа».

О РОДИНЕ:

«Береги землю родимую, как мать любимую»,

«Своя земля и в горстке мила»,

«Родимая сторонушка – матушка, а чужая – мачеха»,

«Дэ птычка вылупылась, туды и носик стоить»,

«На чужой сторонушке рад своей воронушке».

****************************************************************

Следующая страница нашего журнала – ПОГОВОРКИ.

Пословицы и поговорки очень близки между собой, однако имеют и определенные жанровые отличия.

Если пословица представляет собой законченное суждение, обобщение, вывод из жизненных наблюдений,

то ПОГОВОРКА – это лишь элемент суждения, часть мысли, меткое образное определение.

Образны и красочны поговорки кубанского народа. Точно и емко подмечаются черты характера человека, природные явления, жизненные ситуации. Использование поговорок в речи делает ее яркой и образной.

«Билого свита нэ бачить» (чрезмерная занятость),

«Быть сполох» (поднимать тревогу),

«В кажну дирку затычка» (о назойливом, излишне любопытном человеке),

«Глазом нэ моргнуть. Усом нэ повэсты» (не обращать внимания),

«И дурно нэ надо» (о чем-то малоценном),

«На вэрби — груши» (небылицы о невероятном и невозможном),

«Попався, як сом у вэршу» (попасть в неловкое, неудобное положение),

«Як е, так убыв бы, а нэма, так купыв бы» (об умении ценить то, что имеешь).

А сейчас проведем блиц — опрос: из записанных на доске поговорок вы должны выбрать те, которые подходят к данному описанию.

  1. Как говорят о человеке, совершившем неблаговидный поступок? («Дурна кров грае»).

  2. Что говорят о хозяйке, неумело принимающей гостей? («Умила готувать, та нэ умила годувать»).

  3. Как можно сказать о тяжелом, невыносимом положении? («Хоть с хаты тикай»).

  4. О неудачном обмене? («Выминять шыло на мыло»).

  5. Обвинить кого-то без вины? («Найты крайнего»).

****************************************************************

Открываем новую страничку нашего устного журнала – ЗАГАДКИ.

Что такое загадки? Это еще один вид малого фольклорного жанра. ЗАГАДКИ – замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде.

По форме загадки могут быть очень краткими, когда они рисуют какой – либо один образ – картину: «Сам худ, голова с пуд» (молоток).

Но иногда загадка представляет собой сложный рассказ. Такова, например, загадка об «истории» совсем обыкновенного глиняного горшка:

«Был я на копанцах,

Был я на топанцах,

Был на пожаре,

Был на базаре,

Молод был – людей кормил,

Стар стал – пеленаться стал,

А умер – мои кости выбросили,

И собаки не гложут.

В подавляющем большинстве загадок загадываемый предмет не называется, умалчивается, а вместо него указан другой предмет (или несколько предметов), имеющий с ним отдаленное сходство.

(Учитель загадывает загадки, показывает картинку-отгадку).

«Йист, йист, не найистся.

Накормишь – живет, напоишь – убьет». (Огонь).

«Висом висят, ходом ходят, время показывают». (Часы).

«Стоит столбом, горыть огнем, ни жару, ни пару, ни угольев». (Свеча).

«Висит, телепается, всяк за него хватается». (Рушнык).

«Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велять». (Плэтэнь).

«Новая посудына уся в дырах». (Решето).

«Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась». (Лопата).

«В маленьком амбаре держат сто пожаров». (Спички).

«Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то мэнэ дюже губять, що вси мэнэ дюже любять». (Хлеб).

«Рыжий Егорка упал в озерко, сам не утонул, и воды не всколыхнул». (Лист).

«Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается». (Гриб).

«Жовтый шар сыпэ жар». (Солнце).

******************************************************************

И последняя страничка нашего журнала – ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ.

1. ВИКТОРИНА ПОСЛОВИЦ.

(Учитель начинает читать пословицу, дети продолжают).

«Землю красит солнце, а человека — … (труд)».

«Без труда не вынешь и … (рыбку из пруда)».

«Маленькое дело лучше … (большого безделья)».

«Не вырастишь овоща, не сваришь … (и борща)».

«Человек без друзей, что … (дерево без корней)».

«Сам погибай, а … (товарища выручай)».

«Не красна хата углами, а красна … ( пирогами)».

«Нет друга – ищи, а … (нашел – береги).

2. ИГРА «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПОСЛОВИЦЫ?»

Участники игры должны составить пословицу из разрезанных частей. В течение нескольких минут надо назвать наибольшее количество пословиц.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай.

Работнику – медовые пышки, лодырю – еловые шишки.

Не зная броду, не суйся в воду.

Для друга пироги, для врага кулаки.

Кто много болтает, тот делу мешает.

Встречай хлебом-солью, провожай добрым словом.

Мудрое слово – делу основа.

Сам погибай, а товарища выручай.

Доброе братство дороже всякого богатства.

3. ИГРА «СЕМЬ И ОДИН».

Назвать четыре пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.

«Семеро одного не ждут».

«Семь раз отмерь, один раз отрежь».

«Семь бед – один ответ».

«Семеро с ложкой, один с сошкой».

Вот и закончился обзор страниц нашего литературного журнала. Мы убедились, что пословицы и поговорки делают нашу речь образной и меткой, обогащают нашу мысль и душу, придают языку живость, образность и доступность. Очень важно всем нам, жителям Кубани, изучать историю, фольклор родного края. Мы должны знать и любить творчество своего народа.

Домашнее задание.

Составить книжку-малышку «Кубанские загадки для детей»

infourok.ru

Советы рукодельницам