План работы с одаренными детьми. 4 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя школа № 11 п. Новотерский

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании методического Заместитель Директор МБОУ

объединения учителей директора по УВР СОШ № 11

начальных классов _______________ ______________

Протокол № 1 Орехова В.В. Николаев А.В.

«30» августа 2017 г

Руководитель МО

________________

КукарекинаЛ.П.

Учитель: Лико В.М.

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка.

Младший школьный возраст период впитывания, накопления и усвоения знаний. Перед учителями начальных классов стоит основная задача — способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно не только установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но и уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Цель: выявление одарѐнных детей и создание благоприятных условий по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.

Задачи:

1. Выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика.

2. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одарённых детей.

3. Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей, самостоятельности мышления, инициативности.

4. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад,

позволяющих учащимся проявить свои возможности.

5.Поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями.

6.Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

Содержание и формы работы:

  • Выявление одарённых и талантливых детей, диагностика потенциальных возможностей детей с использованием психологической службы;

  • анализ особых успехов и достижений ученика;

  • система взаимодействия с внешкольными учреждениями, родителями учащихся для выявления и воспитания одарённых детей;

  • создание банка данных «Одарённые дети».

Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности

  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;

  • организация проектно – исследовательской деятельности;

  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах

  • изготовление компьютерных презентаций, проектов, исследований.

Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых школьников

  • тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

  • контроль за обязательным участием одарённых и талантливых детей в конкурсах различного уровня;

  • ведение портфолио достижений учащихся.

План работы с одаренными детьми 4 В класса

3

Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребёнка

Сентябрь — май

Карта одаренности

4

Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроках, используя дифференцированные карточки, разноуровневые задания, дополнительный дидактический материал

В течение года

Использование карточек, разноуровневых

заданий на уроках

5

Организация кружковой работы

В течение года

Участие в работе кружка

6

Проведение школьных предметных олимпиад.

Сентябрь, январь

Участие, сертификаты, дипломы

7

Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня (муниципального, регионального, всероссийского)

В течение года

Участие, сертификаты, дипломы

8

Привлекать способных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе

В течение года

Помощь

слабоуспевающим

учащимся

9

Контроль за соблюдением здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

В течение года

Ответственность за своё здоровье

10

Осуществлять взаимодействие с родителями с целью выявления способностей учеников начальных классов и предупреждению снижения мотивации к обучению и развитию.

В течение года

Проведение

консультаций

11

Осуществлять взаимодействие с педагогами дополнительного образования, учителями -предметниками, работающими с учениками начальных классов по вопросам:

— индивидуальных способностей учащихся;

— круг интересов учащихся;

— трудностей в учёбе.

В течение года

Проведение консультаций

12

Подведение итогов работы

май

Анализ работы

Формы работы с одаренными учащимися:

— объединения дополнительного образования;

— групповые занятия с сильными учащимися класса;

— факультативы;

— кружки по интересам;

— конкурсы и конференции;

интеллектуальный марафон;

— участие в олимпиадах;

— работа по индивидуальным планам;

— научно-исследовательские конференции.

Методическая работа педагога:

— заниматься самообразованием;

— повышать профессиональное мастерство;

— посещать занятия других педагогов;

— участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

— проводить открытые занятия;

— подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

— проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.

— Лекция “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

— Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

— Интеллектуальный марафон.

— Лекция “Развитие личности ребенка”.

Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в оп­ределенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким — либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду­альной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

infourok.ru

План работы с одарёнными детьми 4 класс

УТВЕРЖДАЮ :

Директор школы

МБОУ «Нижнесуыксинская СОШ»

________________ Сафиуллина В.В.

___________________2015 г.

План работы с одарёнными детьми

4 класс

учитель начальных классов :

АхметзяноваМинзиляНасимовна

2015 г.

Пояснительная записка.

Младший школьный возраст период впитывания, накопления и усвоения знаний. Перед учителями начальных классов стоит основная задача — способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно не только установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но и уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Цель:выявление одарѐнных детей и создание благоприятных условий по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.

Задачи:

1. Выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика.

2. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одарённых детей.

3. Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей, самостоятельности мышления, инициативности.

4. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад,

позволяющих учащимся проявить свои возможности.

5.Поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями.

6.Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

Содержание и формы работы:

Выявление одарённых и талантливых детей

  • диагностика потенциальных возможностей детей с использованием психологической службы;

  • анализ особых успехов и достижений ученика;

  • система взаимодействия с внешкольными учреждениями, родителями учащихся для выявления и воспитания одарённых детей;

  • создание банка данных «Одарённые дети».

Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности

  • организация проектно – исследовательской деятельности;

  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах

  • изготовление компьютерных презентаций, проектов, исследований.

Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых школьников

  • тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

  • контроль за обязательным участием одарённых и талантливых детей в конкурсах различного уровня;

  • ведение портфолио достижений учащихся.

Содержание работы

Сроки

Результат

1

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

Сентябрь

Изучение и реализация

2

Формирование списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления

Сентябрь

Список

3

Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребёнка.

Сентябрь 2014

Май 2015

Составление карты одарённости

4

Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроках, используя дифференцированные карточки, разноуровневыезадания, дополнительный дидактический материал

В течение года

Использование карточек, разноуровневых

заданий на уроках

5

Организация кружковой работы

В течение года

Участие в работе кружка

6

Проведение школьных предметных олимпиад.

Ноябрь

Участие

7

Участие в муниципальных конкурсах

В течение года

Участие, сертификаты

8

Участие в конкурсах творческих работ

В течение года

Участие

9

Участиевовсероссийскихконкурсах:

В течение года

Участие,

сертификаты

10

Участие во всероссийском командном конкурсе «Самое прекрасное место на земле»

Апрель

Участие

11

Привлекать способных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

В течение года

Помощь

слабоуспевающим

учащимся

12

Контроль за соблюдением здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

В течение года

Ответственность за своё здоровье

13

Осуществлять взаимодействие с родителями с целью выявления способностей учеников начальных классов и предупреждению снижения мотивации к обучению и развитию.

В течение года

Проведение

консультаций

14

Осуществлять взаимодействие с педагогами дополнительного образования, учителями -предметниками, работающими с учениками начальных классов по вопросам:

— индивидуальных способностей учащихся;

— круг интересов учащихся;

— трудностей в учёбе.

В течение года

Проведение

консультаций

15

Подведение итогов работы

Май

Анализ работы

infourok.ru

план работы с одарёнными детьми 4 класс

Кемеровская область

Топкинский муниципальный район

МБОУ «Шишинская средняя общеобразовательная школа»

План работы с одарёнными детьми

4 класс

 

 

 

 

 

 

                                                           План разработан

учителем начальных классов

                                                                          Сковпень С.А.

 

 

 

 

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Отличительной чертой курса является не усвоение каких-то конкретных знаний, умений, а развитие интеллектуальных способностей учащихся младших классов. Формой организации занятий со способными и одаренными детьми является модель «Свободного класса».

В системе свободных занятий упор делается на индивидуальной и групповой исследовательской деятельности, в результате которой формируются такие учебные навыки высокого порядка, как умение анализировать, вести поиск вариантов решения проблемы, находить признаки сходства и различия по ряду признаков и т.д.

Материал для тренировочных занятий используется весьма разнообразный. Особенно ценными являются логические задачи, по языкознанию и математике применяются задания Всероссийских и Международных олимпиад . Результатом системной и целенаправленной работы по развитию интеллектуальных и поисково-исследовательских способностей учащихся является рост качества знаний и уровня интеллектуальных способностей. А система внеклассных мероприятий и дополнительного образования способствует развитию одаренности учащихся.

Цель курса : способствовать саморазвитию, самореализации, самопознанию ребенка.

Задачи :

  • Развитие познавательных интересов, потребностей, способностей, исследовательской активности, умение прогнозировать результат;

  • Развитие творческих способностей, воображения, фантазии;

  • Развитие духовной сферы детей, потребностей в самопознании, способностей к самоанализу.

С целью развития познавательных интересов:

    • При планировании уроков предусматривать оригинальные задания, развивающие творческие способности, воображение, смекалку.

    • Чаще применять на уроках проблемно поисковый метод, создавать проблемные ситуации, активно внедрять такие виды организации учебных занятий как семинары, творческие дискуссии, защита творческого задания и т.д.

    • Пополнять учебно-методическую базу кабинета современными наглядными и демонстрационными ресурсами.

    • Разработать индивидуальный план работы с каждым творческим ребенком.

С целью развития творческих способностей учащихся:

      • Обеспечить условия для проявления их творческой активности.

      • Проводить творческие конкурсы, предметные олимпиады. КВНы, диспуты.

      • Привлекать учащихся к оформлению альбомов , классных и школьных газет, участию в КВНах, подготовке и участию в школьных и районных праздниках и т.д.

С целью развития духовной сферы:

  • Воспитывать чувство собственного достоинства, независимости мышления,

уважительного отношения к своей школе и действующим в ней правилам

  • Систематически проводить консультации психолога для учителей, учащихся и их родителей.

  • Через классные часы организовать работу школы хорошего тона.

Планирование работы с одарёнными детьми

№ п/п

месяц

Предмет

Направление работы

1.

Сентябрь

Математика

Творческие задания из учебника.

Русский язык

Сочинения

«Как я провел(а) летние каникулы»

Литературное

чтение

Конкурс на лучший рассказ о лете.

Изо труд музыка

Конкурс рисунков «Мой край родной».

Экскурсия в ДШИ.

Конкурс рисунков «Детская площадка в нашем посёлке»

Физкультура

Осенний кросс

Математика

Задания повышенной сложности из РТ

Всероссийская предметная олимпиада «Умка»

Подготовка к муниципальной олимпиаде «Большие надежды»

2

Октябрь

Русский язык

Конкурс сочинений «Наш край »

Литературное

чтение

Конкурс рисунков по произведениям С.Я.Маршака.

Мир

Домашние животные.

Изо труд музыка

Выпуск открыток ко Дню учителя»

Участие в праздничном концерте.

Физкультура

День здоровья.

Математика

Задания повышенной сложности из РТ

3

Ноябрь

Русский язык

Всероссийская олимпиада «Эрудит-марафон»

Литературное

чтение

Библиотечный урок «Наш друг Маршак»

Мир

Викторина «знаешь ли ты свой родной край?»

Изо труд музыка

Конкурс рисунков «Унылая пора. Очей…»

Конкурс на лучшую поделку из природного материала.

Осенний концерт.

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех.

Математика

Всероссийская олимпиада «Зелёная математика»

Всероссийская предметная олимпиада «Рыжий котёнок»

Муниципальный конкурс «Большие надежды»

4

Декабрь

Русский язык

Конкурс сочинений «О малой родине мы говорим с любовью»

Литературное

чтение

Стихи русских поэтов. Проба пера.

Изо труд музыка

Работа в мастерской Деда Мороза.

Физкультура

День Здоровья.

Математика

Всероссийский конкурс «Инфознайка»,

«Мозайка»

5

Январь

Русский язык

Школьная олимпиада.

Конкурс писем по сказке «Морозко»

Конкурс сочинений «Зимние зарисовки»

литературное

чтение

«Зимняя рапсодия» Конкурс стихов о зиме и Книжек-малышек.

Библиотечный урок по произведениям народных сказок

Изо труд музыка

Конкурс рисунков «Красавица зима»

Математика

Творческие задания РТ

6

Февраль

Русский язык

Конкурс сочинений «Мой папа-солдат»

Литературное

чтение

Стихи о защитниках Отечества

Мир

Экскурсия в музей

Изо труд музыка

Подготовка к дню защитника Отечества

Физкультура

Мама, папа, я –спортивная семья.

Математика

Международная олимпиада «Эму-специалист»»

7

Март

Русский язык

Конкурс сочинений «К нам весна шагает»

Мир

Экскурсия в музей

Изо труд музыка

Прослушивание альбома

«Времена года»Чайковского

Выпуск газеты к 8 Марта.

Концерт для мамы.

Физкультура

Весенняя Спартакиада.

Математика

Творческие задания РТ Интеллектуальная игра «Самый умный»

Литературное

чтение

Конкурс стихов о весне.

Мир

Экскурсия в природу.

Изо труд музыка

Конкурс рисунков « В окно повеяло весною»

Физкультура

«Зов джунглей» спортивный конкурс.

Математика

Математический тренажер.

8

Май

Русский язык

Конкурс сочинений «Мои планы на лето»

Литературное

чтение

Конкурс стихов о войне.

Мир

Возложение цветов к памятнику .

Изо труд музыка

Участие в празднике «День Победы»

Физкультура

Участие в конкурсе «Моя семья»

Учет индивидуальных достижений учащихся

Ф. И. О.

На школьном уровне

На муниципальном

На федеральном

infourok.ru

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПО МАТЕМАТИКЕ (3 – 4 класс)

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

г. Пыть-Ях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ № 6

__________ О. Г. Поштаренко

«_____» ______ 2012 г.

ПРОГРАММА

РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
ПО МАТЕМАТИКЕ

(3 – 4 класс)

Составитель: Черемухина Н.В.

учитель начальных классов

Программа работы с одаренными детьми

Модуль «Занимательная математика» 3- 4 класс

Основания для разработки программы работы с одаренными детьми

1.Закон РФ «Об образовании».

2.Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3. Подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России».

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 2010 г.)

5. Целевая программа Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на 2011-2013 годы (Постановление от 9 октября 2010 г. № 247 — п).

6. Конвенция о правах ребенка.

7. Программа развития МОУ СОШ № 6 на 2011-2016 годы.

8. Устав школы.

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика проблемы «Одарённые и талантливые дети»

В современной психолого-педагогической литературе «одарённость» рассматривается как динамическое явление. Психика человека- это результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Именно поэтому одарённость предстаёт как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия средовых и генотипических факторов. Значительные трудности в определении понятия «одарённости» связаны с бытовым пониманием этого психологического термина, когда «одарённость» рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта, и противопоставляется способностям. В отечественной психологии проблема одарённости разрабатывалась как психология способностей. В трудах С.Л. Рубинштейна и Б.И. Теплова сделана попытка классифицировать понятие способности, одарённости и таланта по единому основанию успешности деятельности: -способности- формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологические особенности человека) индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности; -одарённость- качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности. В.Д. Шадриков охарактеризовал одарённость как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей. Следует отметить, что в современной психологии понятие одарённости принято относить к когнитивным способностям, тогда как понятие «талант» включает более общие стороны развития. Преодолеть односторонние представления о высших способностях как преимущественно интеллектуальных позволяет концепция творческой одарённости разработанная А.И. Матюшкиным. Автор концепции считает, что психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека, а творческий потенциал является основой для развития одарённости. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления , но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей. Важнейшей чертой отечественного подхода является то, что наличие специальной одарённости не исключает общей, которая понимается как качественное своеобразие сочетаний различных способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и другие). В определении категорий одарённых детей учёные не имеют единого мнения. За основу предлагаем взять классификацию А.Н. Савенкова:

1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2. Дети с высоким уровнем творческих способностей;

3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (математика, шахматы, музыка и т.д.), эту категорию детей чаще всего называют талантливыми;

4. Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).

Вместе с тем следует отметить условность классификаций, в том числе и последней. Так например, определение общих способностей к обучению ребёнка (I Q) имеет существенный недостаток — конвергентность (однонаправленность логического мышления) тестов. Реальные проявления одарённости в практической деятельности не просто итог высоких уровней конвергентного (логического) и дивергентного (альтернативного) мышления , а их особого сочетания. Экспериментально (Дж. Гилфорд) было установлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. Ребёнок в этом случае будет в учении успешным, но совершенно беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. Говоря об академической одарённости следует знать, что, как правило, при традиционном обучении одарённые дети крайне редко бывают отличниками. Дж. Гилфорду принадлежит идея «интеллектуального порога», когда понятия «интеллект » и «креативность» считаются не однозначными, разводятся. Ещё Л.С. Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребёнка более ярки и неожиданны за счёт того, что ребёнок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. Более детально это изучили М. Фидельман, В.С Юркевич и другие. Они ответственно заявили, что на ранних возрастных этапах высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. Если же не будет интенсивной работы по развитию интеллектуальных способностей к творчеству, уровень креативности резко снижается.

Актуальность проблемы «Работа с одарёнными и талантливыми школьниками»

Актуальность проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти уходящего XX века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Не случайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что » если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости». Школа, не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творческости учащихся и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в школе.

Цели программы:

— Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей.

— Создание условий для интеллектуального, морального, физического развития одаренных детей.

— Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.

Задачи первой ступени образования школьников:

определение и развитие творческого потенциала младших школьников;

формирование устойчивого интереса к учебной деятельности; ·развитие интереса к исследовательской деятельности;

формирование основ теоретического мышления;

формирование элементов самостоятельной деятельности;

развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности;

формирование положительного отношения к себе, человеку;

формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу.

Структура работы с одарёнными и талантливыми школьниками

Работа с одаренными и талантливыми школьниками осуществляется в трёх направлениях:

1.Выявление одаренных детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей.

2. Знакомство учителя с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.

3. Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время через: — наставничество учителей-предметников, — кружки, секции, клубы по интересам, — спец. курсы с учетом индивидуальных особенностей учащихся в начальных классах, — работу психолога с учащимися.

В свою очередь, реализация этих направлений работы предполагает:

1.Разработку содержания методов обучения с ориентацией на приобретение школьником достаточного опыта творческой деятельности, включающей элементы:

понимание, как способность постигать скрытый механизм явлений и их причинно-следственную связь, как предвидение хода развития этих явлений;

способность выявления и постановки проблемы при осмыслении и анализе фактов;

продуктивный перенос полученных знаний для решения исследовательских (требующих объяснений явлений) и конструкторских (требующих ответа на вопрос: как это сделать) задач;

решение исследовательских и конструкторских задач на основе образной, знаковой, смысловой аналогий;

трансформация образов, символических выражений и идей, их интерпретация.

2.Использование технического моделирования и опытничества как базы для творческого применения научных знаний и развития творческой активности школьников.

3.Ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.

4. Переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.

Формы работы с одаренными учащимися

• творческие мастерские;

• групповые занятия с сильными учащимися;

• занятия исследовательской деятельностью;

• участие в конкурсах

• научно-практические конференции;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

Программа работы с одаренными детьми

Модуль «Занимательная математика»

Пояснительная записка

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 9 – 10 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 3 – 4 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.

Цель программы: организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации к изучению математики, включение учащихся в исследовательскую деятельность. Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.

Задачи:

— формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;

— выявление и развитие математических способностей;

— овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

— интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

— формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

— подготовка к сознательному усвоению систематического курса алгебра и геометрия;

— формирование навыков перевода различных задач на язык математики;

Содержание программы

Задачи, предложенные детям в этой программе, собраны из разных источников, для решения данных задач должно хватить сведений, полученных в ходе изучения математики в 1 – 4 классах.

Курс составлен на два года для учащихся 3- 4 классов; 30 часов в год в 3 классе и 30 часов в год в четвертом классе предусмотрены на индивидуальные занятия с ребенком, по 4 часа в год на самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность. Всего – 34 часа в 3 классе и 34 часа в 4 классе.

Курс построен таким образом, чтобы учащийся смог подключиться к усвоению отдельных разделов курса в течение учебного года. Предпочтительны групповые занятия.

Для подтверждения своей успешности учащиеся могут участвовать в районных, областных и Международных олимпиадах, Вести исследовательскую, самостоятельную работу, по итогам которой оформлять рефераты, сборники заданий для учащихся своего класса.

Содержание программы 3 класс

  1. Математические игры — 2 часа.

  2. Числовые задачи — 2 часа.

  3. Комбинаторные задачи — 3 часа.

  4. Логические задачи — 3 часа.

  5. Текстовые задачи — 3 часа.

  6. Задачи на делимость — 2 часа.

  7. Волшебные квадраты — 2 часа.

  8. Задачи на переливание — 2 часа.

  9. Задачи с геометрическим содержанием — 3 часа.

  10. Олимпиады по математике. Анализ олимпиадных работ — 8 часов.

  11. Проектно-исследовательская деятельность — 4 часа.

Всего – 34 часа

Содержание программы 4 класс

  1. Нумерация многозначных чисел — 3 часа.

  2. Числовые ребусы — 2 часа.

  3. Задачи на уравнивание данных — 2 часа.

  4. Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения — 3 часа.

  5. Логические задачи — 3 часа.

  6. Комбинаторные задачи — 3 часа.

  7. Задачи с геометрическим содержанием — 3 часа

  8. Задачи, решающиеся с помощью уравнения — 3 часа.

  9. Олимпиада по математике. Анализ олимпиадных работ — 8 часов.

  10. Проектно-исследовательская деятельность — 4 часа.

Всего – 34 часа.

Приведенная последовательность тематических занятий может быть изменена, если, например, при решении разных задач выясняется, что есть необходимость вернуться к какой-то ранее пройденной теме, либо включить в рассмотрение элементы другой, намеченной на более поздний срок.

При подготовке учеников к олимпиадам, каждый учитель, ставит перед собой цель — научить их решать задачи. Конечно, учитель может остановиться на показе способов решения определённых видов задач, после чего ученики начинают применять эти алгоритмы к другим задачам. Но, в конечном итоге, этот метод обучения может привести к тому, что ученики, встретив задачу с необычной формулировкой, сразу же » споткнутся».

Правильным, наверное, путём обучения будет разумное сочетание самостоятельной работы учеников с обучением их общим методам и подходам. Таким как: принцип Дирихле, метод инвариантов и др. Все эти методы применимы к различным типам задач из геометрии, алгебры и арифметики. Овладевшим этими методами ученикам будет гораздо проще найти верный путь к решению той или иной задачи.

Требования к уровню усвоения программы:

В результате изучения данного курса учащийся должен обладать следующими знаниями и умениями:

Решать основные виды логических задач, комбинаторных задач.

Знать способы решения популярных логических задач.

Освоить основные принципы математического моделирования.

Знать основные свойства делимости чисел.

Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач.

Литература для учителя и учащихся:

1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 3-4 классах. Москва. «Просвещение», 1998.

2. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 – 5 классов. Москва «Просвещение», 1986.

3. Кордемский Б. А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение», 1986.

4. НестеренкоЮ., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.

5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.

6. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие».

7. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки. Домодедово. ВАП-VAP, 1994.

Календарно-тематическое планирование.

Занимательная математика. 3 класс

№ пп

11

Тема занятия

Количество часов

Элементы содержания

Дата

Примечание

План

Факт

1-2

Математические игры

2

Ребусы, примеры с буквами, цепочки,

3.09

10.09

3-4

Числовые задачи

2

С избыточными данными, с недостающими данными, решаемые методом подбора,

17.09

24.09

5-7

Комбинаторные задачи

3

Комбинации из 3, 4, 5 элементов. Запись решения в виде таблицы, в виде схемы

1.10

8.10

15.10

8

Олимпиада по математике

1

Интеллектуальный марафон.

Задания повышенной сложности.

22.10

9

Анализ проведенных олимпиад, работа над ошибками

1

Разобрать типичные ошибки при выполнении работ. Спланировать дальнейшую деятельность.

29.10

10-12

Логические задачи

3

Старинные задачи, задачи на смекалку, задачи в стихах

12.11

19.11

26.11

13-14

Текстовые задачи

2

Задачи на движение, на нахождение доли числа и числа по доле

3.12

10.12

15

Олимпиада по математике

1

Городской тур олимпиады.

Задания повышенной сложности.

17.12

16

Анализ проведенных олимпиад, работа над ошибками

1

Разобрать типичные ошибки при выполнении работ. Спланировать дальнейшую деятельность.

24.12

17-18

Задачи на делимость

2

Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10

14.01

21.01

19-21

Волшебные квадраты

3

Правило волшебного квадрата, восстановление волшебного квадрата, создание своего волшебного квадрата

28.01

4.02

11.02

22-24

Задачи на переливание

3

Единицы объема, вместимость, мерки объема

18.02

25.02

4.03

25

Олимпиада по математике

1

Школьный тур городской олимпиады

Задания повышенной сложности.

11.03

26

Анализ проведенных олимпиад, работа над ошибками

1

Разобрать типичные ошибки при выполнении работ. Спланировать дальнейшую деятельность.

18.03

27-28

Задачи с геометрическим содержанием

2

Моделирование на плоскости, объемное моделирование, периметр, площадь, объем.

1.04

8.04

29

Олимпиада по математике

1

Интерактивный конкурс «Кенгуру». Задания повышенной сложности.

15.04

30

Анализ проведенных олимпиад, работа над ошибками

1

Разобрать типичные ошибки при выполнении работ. Спланировать дальнейшую деятельность.

22.04

31-34

Проектно-исследовательская деятельность

4

Вести исследовательскую, самостоятельную работу, по итогам которой оформлять рефераты, сборники заданий для учащихся своего класса.

29.04

6.05

13.05

20.05

doc4web.ru

План работы одаренными детьми 4 класса | Одаренные дети

Рабочая программа (4 класс) на тему:
План работы с одаренными детьми

с. Федосеевка – 2013г.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развития одаренных и талантливых детей и реализация их потенциальных возможностей является одним из приоритетов в сфере образования МБОУ «ОО Каплинская школа»

Программа работы с одаренными детьми предусматривает создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей ,реализации их потенциальных возможностей. обеспечения всестороннего развития и образования.

Выявление одаренных детей моего класса началось уже в первом классе на основе наблюдений. изучения психологических особенностей. речи. памяти ,логического мышления .Различные методы выявления талантливых детей помогают установить их приоритеты. склонности и интересы. Многое зависит и от родителей. В семье закладывается личность ребенка ,она же играет и большую роль в ее формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  1. Уверенность. которая основывается на сознании самооценки.
  2. Понимание достоинств и недостатков в себе самом.
  3. Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
  4. Уважение к доброте. честности. дружелюбию. сопереживанию.
  5. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки .
  6. Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

Одаренный ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий .Окружающая среда должна быть такой ,чтобы ребенок смог черпать из нее информацию ,постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Участие в различных конкурсах ,олимпиадах, конференциях за пределами школы в большей степени стимулируют развитие одаренных детей .Необходима разумная система поощрения успехов одаренного ребенка. Важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.

Создание системы деятельности одаренных детей по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  • реализация принципа личностноориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости ,
  • активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъект творческой деятельности,
  • создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся.

Работа на уроках математики дополняется внеурочными занятиями.

Занятия проводятся один раз в неделю. продолжительность занятия от 45 минут до 1 часа.

СПИСОК ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Занятия могут посещать все учащиеся. желающие заниматься математикой.

Дегтярев Илья 2003 года рождения. В школу Илья пришел хорошо подготовленным. С первых дней учебы проявлял старание и активность в учебной деятельности. Любознателен, увлекается чтением книг различной тематики. Принимал участие в семинаре исследовательских работ. У мальчика хорошая память. Воспитывается в полной благополучной семье. Родители уделяют должное внимание воспитанию и обучению ребенка. В 2012-2013 учебном году принимал активное участие в различных конкурсах и занимал призовые места (Всероссийская дистанционная викторина «Поиграем в города»-3 место, «Математические ступеньки»-2 место и другие).Был награжден Похвальным листом за отличную учебу.

Пименов Никита 2003 года рождения. В школу пришел без особого желания, трудно адаптировался к школьной жизни. Но за год учебы у Никиты появилось большое желание учиться. Имеет неординарное мышление. Воспитывается в полной благополучной семье. Родители уделяют особое внимание в воспитании сына. За отличную учебу Никита в 2011-2012и в 2012-2013 учебном году был награжден Похвальными листами.

Никита принимает активное участие в жизни класса и школы. В 2012-2013 учебном году выступал на муниципальных исторических чтениях с исследовательской работой на тему: «Медаль за отвагу» и стал призером. Во Всероссийской дистанционной викторине «Поиграем в города» занял 3 место, «Остров сокровищ»-3место.

  • Уметь читать, составлять и разгадывать арифметические ребусы
  • Подсчитывать геометрические фигуры, вычленяя маленькие из большой.
  • Уметь решать задачи всех видов самостоятельно .
  • Уметь составлять логические задачи, используя собственный опыт и наблюдения.
  • Знать порядок выполнения арифметических выражений, составлять и решать выражения в несколько действий.
  • Уметь выполнять сложные вычисления устно.
  1. Белова Е. «Одаренные дети». Ж. «Дошкольное воспитание» №4 1991, с. 69-75
  2. Бурменская Г. В. Слуцкий В. М. «Одаренные дети», М. Прогресс, 1991
  3. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте.» Психологический очерк. Книга для учителя. М. Просвещение, 1991
  4. Гейдман Б. П. Мишарина И. Э. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М. Айрис-пресс, 2008
  5. Гильбух Ю. З. «Внимание, одаренные дети», М. Знание, 1991

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми пригодится учителям, работающим в первых классах.

План работы с одаренными детьми

План работы на год с одаренными детьми.

Цель работы — создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных де­тей, их самореализации в соот­ветствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

План работы с одаренными детьмиСрокиМероприятияУровеньСентябрьДиагностика интеллектуальных, творческих возможностей учащихсяШкольныйОктябрьВовлечение в школьные кружки поИнтересамНПК «Первые шаг.

План работы с одаренными детьми 3 класс.

План работы с одаренными детьми

Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких.

План работы с одаренными детьми МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5

План работы с одаренными детьми методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской Приморско – Ахтарского района Краснодарского краяЦель: создание благо.

бойся, что не научишься

Пояснительная записка.

Д анная программа разработана для индивидуальной работы с учеником 6 А класса Плужниковым Антоном. Он учится на отлично , быстро и прочно овладевает знаниями. У него прекрасная память, опережающее развитие интеллекта. У школьника ярко проявляются интерес и способности к изучению английского языка. Антон изучает английский язык со 2 класса, имеет хорошие навыки говорения, письма, чтения и аудирования.

Его характеризует серьезное и ответственное отношение к учебе. Антон добросовестно готовится к урокам, творчески подходит к каждому виду работы, на занятиях всегда активен, стремится высказать свое мнение по любому вопросу. Он много занимается самостоятельно: читает адаптированную литературу на английском языке, дополнительно работает над грамматикой и изучает новую лексику.

Антон активно участвует в работе школьного Английского клуба, ведет переписку по e — mail на английском языке с ровесником из США.

В работе по изучению и сопровождению развития одарённости я использовала тестовые методики.

Цель этой работы — создать такую образовательную среду, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный позна вательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства деятельности, организацию пространства рефлексии.

Программа индивидуального изучения английского языка дает возможность:

1) построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;

2) увеличить темп изучения учебного материала;

3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;

4) повысить интенсивность обучения; то есть выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей:

1) у скорение – обучение в более быстром по сравнению с классов темпе.

2) у глубление — более глубокое изучение материала.

3) о богащение — обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

4) п роблематизация — использование оригинальных объяснений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

П рограмма рассчитана на 270 часов из расчета 2-х учебных часов в неделю в 6 – 9 классах.

Для занятий используются учебники:

1) Добро пожаловать! , уровень 2. Авторы: Элизабет Грэй и Вирджиния Эванс (6 -7 классы). Издательский дом Express Publishing.

2) Матрица , уровень 3. Авторы: Кейси Гьюд и Михаэль Даквёрт (8 -9 классы). Издательский дом Oxford University Press.

1) Мультимедийная обучающая программа Профессор Хиггинс. Английский без акцента . ЗАО Истрасофт , 2002. Рекомендована Институтом информатизации образования Российской академии образования.

2) Мультимедийный курс обучения английскому языку Поговори со мной . Руссобит – М , 2000.

3) Интерактивная программа Учите английский (Британский вариант) . Eurotalk Interactive, 2004.

Программа Профессор Хиггинс. Английский без акцента , состоит из двух курсов. Курс английской фонетики предназначен для желающих научиться понимать английскую речь и освоить английское произношение (так называемый вариант Би-Би-Си , являющийся нормой речи на английском телевидении). Особенность обучения – сравнение собственного произношения с эталоном не только на слух, но и визуально, по графику на экране монитора. Курс английской грамматики представлен в виде интерактивных упражнений и состоит из теоретического раздела (правила, схемы, поясняющие примеры) и практического (упражнения).

Программа Поговори со мной содержит интерактивные диалоги, упражнения для развития всех видов речевых навыков. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи и научиться бегло говорить.

Программа Учите английский помогает расширить словарный запас, усовершенствовать навыки разговорной речи и понимания на слух. Курс включает диктанты и тексты для проверки. Весь изучаемый материал озвучен носителями языка.

И ндивидуальная работа с Плужниковым Антоном структурирована следующим образом:

1 этап —подготовительный

Источники: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/03/30/plan-raboty-s-odarennymi-detmi, http://www.openclass.ru/node/177364

Комментариев пока нет!


orebenkah.ru

Советы рукодельницам