А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Открытый урок в 4 классе по теме:

А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Урок чтения в 4 классе.

Тема: А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: нетрадиционный

Цели:

Образовательные:

познакомить учащихся со стихотворением А.С.Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”

проанализировать стихотворение, чтобы увидеть, насколько мастерски автор рисует картины осени;

познакомить c тем, как автору удается передать всю полноту чувств.

Развивающие:

создать условия для развития навыков правильного и выразительного чтения;

развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;

развивать творческие способности учащихся

Воспитательные:

воспитывать эстетический вкус;

воспитывать любовь к родной природе;

прививать чувство прекрасного.

Используемые методы и приемы: словесный (рассказ, беседа), наглядный (демонстрация, иллюстрация), практический (упражнения), репродуктивный, исследовательский.

Оборудование: книги Пушкина, компьютер, мультимедийный проектор, экран, фрагмент музыки Чайковского «Времена года»

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему. Вступительное слово учителя:

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать всех, кто пришёл к нам, кто по-настоящему любит книгу. Встреча с хорошей книгой – это всегда праздник. Сегодня мы познакомимся с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин – это живая душа русского народа. Творчество писателя насквозь пронизано добротой, любовью и красотой. Красота занимает особое место в художественном мире Пушкина. Она царит в нем, озаряя своим светом все творчество. Красота является основой пушкинского идеала. Подлинная красота естественно вызывает у человека чувство радости, делает его добрым и открытым миру, помогает победить, преодолеть в себе низкие чувства и пороки. Все это находит отражение в его произведениях.

(На слайдах меняются картины осени, и (учитель в записи читает) звучит стихотворение А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!” на фоне музыки Чайковского “Времена года”.

– Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8 строк, а сколько чувств.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”.

– На уроке мы должны:

1.Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени.

2. Познакомиться c тем, как автору удается передать всю полноту чувств.

3. Оcновная часть урока.

1) Работа с книгой. Осмысление.

–Откроем учебник и прочитаем стихотворение А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”, более пристально рассмотрим созданные автором лирические образы.

(Читает ученик.)

– Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение? (Преобладает настроение)
– Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души? (Это лирическое произведение)

– Давайте ещё раз выясним, какова основная задача лирического произведения? 

(Основная задача лирического произведения – передать чувства).
– Какие чувства передаёт автор? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень уходит).
– Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик читает всё стихотворение.)
– То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом ЛЮБЛЮ.

-А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом:

И, ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы.

Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано на одном дыхании.

– Прочитайте про себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления (читают про себя)

– А теперь прочитаем вслух (Читают 2–3 ученика.)

– Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и, читая, обратите внимание, что автор больше всего любит в осени? (Читают про себя.)

– Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)

– Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)

– Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное, автор получает совершенно другой образ.
– Что значит пышное? (Красивое, яркое, торжественное.)
– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и прочитайте эти строки.

(Ученик читает 4–8 строки)

В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

– Можно ли назвать данное увядание пышным? 

(Да, можно.)

2) Лексический комментарий.
– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? (Багрец.)

(На слайде появляется слово БАГРЕЦ).

– Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова.

Багрец – 
1) Красная краска тёмного оттенка, багровая. 
2) Драгоценная багровая ткань, пурпур.

– Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего стихотворения? (Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая.)
– А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.)
– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.
– А что придают устаревшие слова данному произведению? (Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье.)

– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.

Унылая пора! Очей очарованье! – Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.

3)Работа над выразительностью чтения стихотворения. Расстановка пауз, логических ударений, определение тона голоса.
– Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию (Читают 2-3 ученика)

Затем учитель сам читает стихотворение выразительно, соблюдая паузы, логические ударения.

Проводится конкурс чтецов на лучшее исполнение стихотворения.

4) Размышление.

Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также как и Пушкин восхищаются осенью.

– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? 

(Потому что это пора увяданья природы: листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.)

– А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.)

– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такого буйства красок.

4.Физкультминутка

(Исполняется под музыку на тему «Осень».)

– А сейчас представьте одинокий падающий лист. Давайте встанем, и покажем сначала левой рукой, как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах рукой).
– Последим глазами за движением листа.

– Покружимся на месте.

– Повторим движения сначала.
5.Закрепление.

1)Словесное рисование картин природы.

– Читаем стихотворение ещё раз про себя и представляем картину, которую создаёт автор.

(Чтение учащимися про себя)

– Давайте представим образный ряд, выраженный именами существительными. Назовите их. (Леса, ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы угрозы).
– Итак, леса, ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы угрозы.

– Сейчас один ученик будет читать стихотворение, а все остальные внимательно слушают и следят за чтением не по учебнику, а по той образной схеме, которую мы попытались создать к данному стихотворению (Ученик читает, а на экране мелькают слайды).

Ученики словесно рисуют картины природы.

1)Работа над мимикой и жестами.

– А сейчас мы с вами попробуем прочитать это стихотворение при помощи мимики и жестов.

Унылая пора! Очей очарованье! (правая рука к груди)
Приятна мне твоя прощальная краса – (машем рукой – имитируем “прощай”)
Люблю я пышное природы увяданье, (развести руки в стороны, рука вниз)
В багрец и в золото одетые леса, (руки вверх)
В их сенях ветра шум (покачивание) и свежее дыханье, (вдох)
И мглой волнистою покрыты небеса, (мимика, глаза, брови свели)
И редкий солнца луч, (улыбка, брови натянуть) и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы (рука вверх, кулачок с поднятым указательным пальцем).

– Ну а сейчас, после такого прочтения стихотворения, наверное, есть желающие прочитать это стихотворение наизусть, используя предложенную схему.

6.Итог урока.

– Итогом урока сегодня послужит тест. Возьмите лист, на котором вы будете фиксировать ответы теста. Вы ставите номер вопроса и букву ответа.

1. Какие произведения называются лирическими?

а) выражающие различные мысли и чувства;
б) предназначенные для постановки на сцене;
в) имеющие в своей основе вымысел.

2. Какова основная мысль данного лирического произведения?

а) радость наступления осени;
б) грусть осеннего увядания;
в) тоска наступающей зимы.

3. Назовите основной прием, используемый автором в построении стихотворения.

а) наличие сложных предложений;
б) наличие большого количества глаголов;
в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И.

– Назовите устаревшие слова, используемые автором в стихотворении.

____________________________________
____________________________________

Проверка теста

6.Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке:

поднимите лист зелёного цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке высоко;

поднимите лист жёлтого цвета, если вы работали на уроке хорошо;

лист красного цвета, если вы считаете, что работали, не достаточно и могли бы лучше.

7.Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”

8.Оценки. Урок окончен.

– Спасибо за работу на уроке.

infourok.ru

Урок литературного чтения в 4-м классе. А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски автор рисует картины осени.
  • Познакомиться с новыми литературными приёмами, позволяющие автору передать всю полноту чувств.

План урока

(На слайдах меняются картины осени, и (учитель в записи читает) звучит стихотворение А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!” на фоне музыки Чайковского “Времена года”. См. Приложение 1, Приложение 2).

– Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8 строк, а сколько чувств.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”.

– На уроке мы должны:

1) Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени.
2) Познакомиться с новым литературным приёмом, позволяющим автору передать всю полноту чувств.

– Какие знания мы должны получить на сегодняшнем уроке? (Научиться анализировать стихотворение. Познакомиться с новым литературным приёмом.)

Откроем учебник на с. 70-й, прочитаем стихотворение и более пристально рассмотрим созданные автором лирические образы.

(Читает ученик.)

– Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение? (Преобладает настроение)
– Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души? (Это лирическое произведение)

– Давайте ещё раз выясним, какова основная задача лирического произведения? (Основная задача лирического произведения – передать чувства).
– Какие чувства передаёт автор? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень уходит).
– Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик читает всё стихотворение.)
– То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом ЛЮБЛЮ.

А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И, ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы. Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано на одном дыхании.

– Прочитайте по себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления. (читают про себя)

– А теперь прочитаем вслух.

(Читают 2–3 ученика.)

– Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите внимание, что автор больше всего любит в осени?

(Читают про себя.)

– Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)

– Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)

– Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное, автор получает совершенно другой образ.
– Что значит пышное? (Красивое, яркое, торжественное.)
– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и прочитайте эти строки.

(Ученик читает 4–8 строки)

В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

– Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да, можно.)
– В багрец и в золото одетые леса.
– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? (Багрец.)

(На слайде появляется слово БАГРЕЦ).

– Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова.

Багрец –
1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.
2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.

– Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего стихотворения? (Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая.)
– А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.)
– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.
– А что придают устаревшие слова данному произведению? (Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье.)
– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.

Унылая пора! Очей очарованье!

– Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.
– Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.

(Читает 2–3 ученика.)

– Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также как и Пушкин восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице вам даны репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.

– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.)

– А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.)

– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такого буйства красок.

– Прощальная краса. Вот ещё одно словосочетание.

– Что интересного вы заметили? (Слова не сочетаются.)

Эти словосочетания содержат в себе противоречие, но это не просто игра слов, это литературный приём под названием ОКСЮМОРОН, т. е. сочетание несочетаемого.

ОКСЮМОРОН – художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. (Например, горячий снег; скупой рыцарь; пышное увядание; унылая пора, очей очарованье; прощальная краса, убогая роскошь – Некрасов; сердцу изведать сладчайшую боль – А. Блок).

– Вместе хором проговорим это слово: ОКСЮМОРОН.

Физкультминутка

(Исполняется под музыку.)

– А сейчас представьте одинокий падающий лист. Давайте встанем, и покажем сначала левой рукой, как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах рукой).
– Повернёмся к схеме универсальных символов и последим глазами за движением листа.
– Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.

– Читаем стихотворение ещё раз про себя и представляем картину, которую создаёт автор.

(Чтение учащимися про себя)

– Давайте представим образный ряд, выраженный именами существительными. Назовите их. (Леса, ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы угрозы).
– Итак, леса, ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы угрозы.

– Сейчас один ученик будет читать стихотворение, а все остальные внимательно слушают и следят за чтением не по учебнику, а по той образной схеме, которую мы попытались создать к данному стихотворению.

(Ученик читает, а на экране мелькают слайды).

Физкультминутка

(Ещё один способ запомнить стихотворение, прочитать его при помощи мимики и жестов).

– А сейчас мы с вами попробуем прочитать это стихотворение при помощи мимики и жестов.

Унылая пора! Очей очарованье! (правая рука к груди)
Приятна мне твоя прощальная краса – (машем рукой – имитируем “прощай”)
Люблю я пышное природы увяданье, (развести руки в стороны, рука вниз)
В багрец и в золото одетые леса, (руки вверх)
В их сенях ветра шум (покачивание) и свежее дыханье,(вдох)
И мглой волнистою покрыты небеса, (мимика, глаза, брови свели)
И редкий солнца луч, (улыбка, брови натянуть) и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы (рука вверх, кулачок с поднятым указательным пальцем).

– Ну а сейчас, после такого прочтения стихотворения, наверное, есть желающие прочитать это стихотворение наизусть, используя предложенную схему (схема не мелькает, а находится на экране вся).

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина на с.70;
  2. Вырезать осенний лист и на нём:

1-й вариант – написать известное стихотворение А. С. Пушкина, т. е. подобрать ещё одно стихотворение;
2-й вариант – написать самому стихотворение об осени.

Итог урока

– Итогом урока сегодня послужит тест. Возьмите лист, на котором вы будете фиксировать ответы теста. Вы ставите номер вопроса и букву ответа.

1. Какие произведения называются лирическими?

а) выражающие различные мысли и чувства;
б) предназначенные для постановки на сцене;
в) имеющие в своей основе вымысел.

2. Какова основная мысль данного лирического произведения?

а) радость наступления осени;
б) грусть осеннего увядания;
в) тоска наступающей зимы.

3. Назовите основной прием, используемый автором в построении стихотворения.

а) наличие сложных предложений;
б) наличие большого количества глаголов;
в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И.

4. Что такое оксюморон?

а) прием, заключающийся в замене одного слова или понятия другим;
б) художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном произведении;
в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

– Назовите устаревшие слова, используемые автором в стихотворении.

____________________________________
____________________________________

– Передайте ваши ответы, они будут оценены, но чтобы вы уже могли сами себя оценить, мы проверим тест сейчас (проверка на слайдах).

Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке:

  • поднимите лист зелёного цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке высоко;
  • поднимите лист жёлтого цвета, если вы работали на уроке хорошо;
  • и лист красного цвета, если вы считаете, что работали, не достаточно и могли бы лучше.

– Спасибо за работу на уроке.

11.08.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

открытый урок по литературному чтению 4 класс «Унылая пора, очей очарованье»

Открытый урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: «Обобщение по теме «Унылая пора! Очей очарованье».

(с презентацией).

Цель урока:

Раскрыть красоту осенней природы посредством художественных произведений. Развивать способность внимательного отношения к авторскому слову. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, умение ее видеть и понимать, чувствовать.

Учебная задача: через обобщение прочитанных произведений об осени увидеть, почувствовать красоту осенней природы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнем.

Наш урок начнем.

 

 2. Обобщение изученного материала.

Вводное слово учителя.

     —  Как вы понимаете выражение «Унылая пора! Очей очарованье!»?

(отмеченное Пушкиным сочетание в осени противоположных свойств говорит о возможности по-разному относиться к этому времени года.

    —   Какие краски осени названы в стихотворении? (золотисто-жёлтая, красная(багряная)).

 (чтение стихотворения детьми)

     Приятна мне твоя прощальная краса –     

    Люблю я пышное природы увяданье,

   В багрец и золото одетые леса…         А. С.Пушкин

 

     —  Как вы понимаете значение слова «благодатный»? (щедры, обильны, радостны).

(чтение стихотворения детьми)

   Уж падают жёлтые листья,

Уж воздух остыл и свежей,

На землю спускается вечер

Всё раньше, с днём каждым темней.

Прощайте, прекрасного лета

Цветущие яркие дни!

Как были они благодатны,

Как быстро промчались они!       П. А. Вяземский

 

     —  Чему должны научиться молодые журавли перед отлётом на юг?

В. Бианки «Учебные площадки» ( со слов: «Молодые журавли….» до конца) — выборочное чтение

      

И. А. Бунин «Вчера в степи…»  (чтение стихотворения детьми)

 Вчера в степи я  слышал отдалённый

Крик журавлей. И дико и легко

Он прозвенел над тихими полями…

Путь добрый! Им не жаль нас покидать:

И новая цветущая природа,

И новая весна их ожидает

За синими, за тёплыми морями,

 А к нам идёт угрюмая зима…

 

     —  Какие перемены осенью заметил а. А. Фет?

(чтение стихотворения детьми)

 

    Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спиться

На дворе темно.

Лист сухой валиться,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

    Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно с перепугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь – поневоле

Тяжело, хоть плачь!

Смотришь – через пол

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.      А. А. Фет

 

Физминутка «Мы листики осенние…»

 

    —   Куда ведут осенние птичьи дороги?

Большинство птиц улетают в Африку.

В. .М. Песков «Земляки в Африке» (выборочное чтение)

(Со слов: «Можно ли среди…» до конца)

                           

Тропические      ласточки,    стрижи,       аисты,       иволга,  сизоворонки

леса

      Что значит кокетничает? (хочет понравиться)

(чтение стихотворения детьми)

 

 Кокетничает осень с нами!

Красавица на западе своём

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днём…

Всё мне в ней нравится: и пестрота наряда,

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.                                    П. А. Вяземский

 

      — Почему и. А. Бунин сравнивает лес с расписным теремом?

(чтение стихотворения детьми)

       И. А. Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

     Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он то солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

    Сегодня так светло кругом.

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в сонной вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной…                «Листопад» И. А. Бунин

 

      — Объясните выражение: «Весь день стоит как бы хрустальный…»?

(чтение стихотворения детьми)

    Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

 

   Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся светлая и чистая лазурь

На отдыхающее поле…                                        Ф. И. Тютчев

 

       Какие картины крестьянской жизни нарисовал А. С. Пушкин в своём стихотворении? Почему лучина была «друг зимних ночей»?

(чтение стихотворения детьми)

    А. С. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной»

Встаёт заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчицею голодной

Выходит на дорогу волк;

Его почуя, конь дорожный

Храпит – и путник осторожный

Несётся в горы во весь дух;

На утренней заре пастух

Не гонит уж коней из хлева,

И в час полуденный в кружок

Их не зовёт его рожок;

    В избушке распевая, дева

Прядёт, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.                                А. С. Пушкин

 

      —  Какие картины поздней осени нарисовал Н. М. Рубцов в своём стихотворении?

(чтение стихотворения детьми)

    Н. М. Рубцов «Осень! Летит по дорогам…»

Осень! Летит по дорогам

Осени стужа и стон!

Каркает около стога

Стая озябших ворон.

Скользкой неровной тропою

В зарослях пасмурных ив

Лошадь идёт с водопоя,

Голову вниз опустив.

    Мелкий, дремотный, без меры,

Словно из множества сит,

Дождик знобящий и серый

Всё моросит, моросит…

Жнивы, деревья и стены

В мокрых сетях полутьмы

Словно бы ждут перемены –

Чистой, весёлой зимы!                            Н. М. Рубцов

 

     — Ранняя или поздняя осень в стихотворении С.А.Есенина?

(чтение стихотворения детьми)

         С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

Нивы сжаты, рощи голы                            Дремлет взрытая дорога.

От воды туман и сырость.                        Ей сегодня примечталось,

Колесом за сини горы                                   Что совсем-совсем недолго

Солнце тихое скатилось.                           Ждать зимы седой осталось.

 

С. А. Есенин

       В народе называли летопроводцем, хмуренем.

В сентябре птицы собираются улетать,

медведь берлогу ищет, змеи в норы уползают.

     В народе получил названия грязник, листопад.

Деревья листву теряют.

Выпадает первый снег.

30 октября – Синичкин день. В это время

происходит массовое появление синиц в городе.

    В народе получил названия студень,полузимник, предзимье.

Реки уходят под лёд.

Рыбы собираются в зимовальных ямах.

Кроты прячутся в норы.

Начинаются морозы.

 

3. Подведение итогов урока.

 

1. К осени вырос в поле дом, полон этот дом зерном, стены позолочены, ставни заколочены. (колос)

2. Осень их позолотила, ими землю устелила, потихонечку лежат,как пойдёшь по ним – шуршат. (листья)

3. Вот осенний злюка мчится, в окна-двери он стучится, ворота отворяет, пыль поднимает. (ветер)

4. Взял его в ненастье я – защитит он от дождя. (зонт)

5. Шёл долговяз, во сырой земле увяз. (дождь)

 

       Соотнеси автора с его произведением:

      

А. С. Пушкин                                   «Унылая пора!»    

                                                        «Встаёт заря во мгле холодной»

П. А. Вяземский                             «Уж падают жёлтые листья

                                                          «Кокетничает осень с нами»

И. А. Бунин                                      «Вчера в степи»     

                                                          «Листопад»

Ф. И. Тютчев                                    «Есть в осени первоначальной»

А. А. Фет                                        «Ласточки пропали»

С. А. Есенин                                     «Нивы сжаты»

Н. М. Рубцов                    «Осень! Летит по дорогам»

4.Вывод: Осень бывает разная. В своих произведениях поэты и писатели  открыли нам свою душу, запечатлев в них безграничную любовь к природе России, к прекрасному времени года – осени. Все они по-своему изображают это время года, но все восхищаются красотой осенней природы. Во всех произведениях слышатся радость и в то же время и щемящая грусть. 

 

5.Рефлексия.

— Покажите, какое настроение у вас сейчас?

— Что особенно понравилось?

Оценим свою совместную работу. Можем ли мы сказать, что мы мыслили, сочиняли, творили, рисовали, слушали? (Выставление оценок, обоснование.)

 

6.Задание на дом по выбору:

-сочинить своё произведение об осени

-прочитать книгу о природе

-сделать обложку к своей любимой книге о природе

 

multiurok.ru

«Открытый урок в 4 классе по теме: А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Открытый урок в 4 классе по теме:
А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Урок чтения в 4 классе.
Тема: А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: нетрадиционный
Цели:
Образовательные:
познакомить учащихся со стихотворением А.С.Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”
проанализировать стихотворение, чтобы увидеть, насколько мастерски автор рисует картины осени;
познакомить c тем, как автору удается передать всю полноту чувств.
Развивающие:
создать условия для развития навыков правильного и выразительного чтения;
развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
развивать творческие способности учащихся
Воспитательные:
воспитывать эстетический вкус;
воспитывать любовь к родной природе;
прививать чувство прекрасного.
Используемые методы и приемы: словесный (рассказ, беседа), наглядный (демонстрация, иллюстрация), практический (упражнения), репродуктивный, исследовательский.
Оборудование: книги Пушкина, компьютер, мультимедийный проектор, экран, фрагмент музыки Чайковского «Времена года»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему. Вступительное слово учителя:
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать всех, кто пришёл к нам, кто по-настоящему любит книгу. Встреча с хорошей книгой – это всегда праздник. Сегодня мы познакомимся с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин – это живая душа русского народа. Творчество писателя насквозь пронизано добротой, любовью и красотой. Красота занимает особое место в художественном мире Пушкина. Она царит в нем, озаряя своим светом все творчество. Красота является основой пушкинского идеала. Подлинная красота естественно вызывает у человека чувство радости, делает его добрым и открытым миру, помогает победить, преодолеть в себе низкие чувства и пороки. Все это находит отражение в его произведениях.

(На слайдах меняются картины осени, и (учитель в записи читает) звучит стихотворение А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!” на фоне музыки Чайковского “Времена года”.

– Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8 строк, а сколько чувств.Сегодня мы познакомимся со стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”.

– На уроке мы должны:
1.Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени.
2. Познакомиться c тем, как автору удается передать всю полноту чувств.
3. Оcновная часть урока.
1) Работа с книгой. Осмысление.
–Откроем учебник и прочитаем стихотв

schoolfiles.net

Комплексная работа для 4 класса по стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора!»

Комплексная работа  по стихотворению А.С.Пушкина «Унылая пора!»

 (Учебник.  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 4 класс.  У М К «Школа России»)

Цели. Предлагаемые задания помогут учителю: подготовить четвероклассников к итоговой работе по новому образовательному стандарту; выявить уровень подготовки учащихся; спланировать свою работу по устранению ошибок учащихся;  покажут возможности использования текста учебника.

 

Учени (ка, цы)  4 класса ……………………………………………………………………………….

  1. Прочитай стихотворение.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы     (А. С. Пушкин)

 

2. Найди утверждение , которое соответствует содержанию прочитанного  (1б)

 а) Первые морозы.   б)  Пора осени.  в) Зима.

3. Подбери синонимы к словам:

 багрец — …………………………………………            увядание — …………………………………….  (2б)

4. Подбери антонимы к словам:

редко — ………………………………..               унылая — …………………………………..     (2б)

5. Автор называет осень разными словами. Какими? Напиши.  (2б)

 ………………………………………………………………

6. Как выглядит природа осенью? Допиши, используй слова из стихотворения. (3б)

  Леса ………………………………………………………….

Дыханье ………………………………………. Небеса ………………………………………..

7. Выпиши предложение , где автор  говорит об угрозах зимы. Чем угрожает зима? (2б) ………………………………………………………………………………..

8. Подбери и запиши однокоренные слова. (6 б)

слово         существительное         прилагательное               глагол

мороз

краса

9.  Пользуясь данными таблицы в № 11 посчитайте сколько дней длится осень. (2б) ……………………………………………………………..

10. О каких приметах осени говорит в своём стихотворении А.С. Пушкин? Выбери ответы. (5 б)

А) тёплый ветер    б) холодный порывистый ветер    в) чистое голубое небо   г) серое небо            

   д) редкий солнца луч    е) солнечный день     ж) пасмурный день    з) природа цветёт и оживает  

и) природа увядает     к) красная и золотая листва     л) зелёная молодая листва

11.  Реши задачу и заполни таблицу. (6 б)

 Пятая часть сентябрьских дней были пасмурными, в октябре на 9 пасмурных  дней больше, чем в сентябре, а в ноябре столько пасмурных дней  сколько в сентябре и октябре вместе. Сколько пасмурных и солнечных дней было в каждом месяце?

Решение.

  месяц                      сентябрь (30 дней)       октябрь (31 день)       ноябрь (30 дней)

пасмурных дней

солнечных дней

12 .Выпиши из стихотворения по одному слову на каждое правило:  (5 б)

безударная гласная непроверяемая ударением

безударная гласная проверяемая ударением

правописание парной согласной

правописание непроизносимой согласной

правописание «ь»  у существительных на шипящую

13. Выпиши из стихотворения слово в котором все согласные звуки твёрдые. ………………………………………..(1 б)

14. Определи количество звуков и букв в словах:

                твоя- …….зв……….б              ветер — ………зв…………..б          (2б)

15. Какие чувства вызывают у поэта картины осени?    (2б)

 а)грусть        б) тоска      в) радость    г) восхищение     д) равнодушие

16. Спишите стихотворение.  (Выставить отметку, как за работу по русскому языку.  Выставленную отметку, умножить на 2. 0т 4 до 10 б)

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Комплексная работа для 4 класса по стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора!» »

Комплексная работа по стихотворению А.С.Пушкина «Унылая пора!»

(Учебник. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 4 класс. У М К «Школа России»)

Цели. Предлагаемые задания помогут учителю: подготовить четвероклассников к итоговой работе по новому образовательному стандарту; выявить уровень подготовки учащихся; спланировать свою работу по устранению ошибок учащихся; покажут возможности использования текста учебника.

Учени (ка, цы) 4 класса ……………………………………………………………………………….

  1. Прочитай стихотворение.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы (А. С. Пушкин)

  1. Найди утверждение , которое соответствует содержанию прочитанного (1б)

а) Первые морозы. б) Пора осени. в) Зима.

  1. Подбери синонимы к словам:

багрец — ………………………………………… увядание — ……………………………………. (2б)

  1. Подбери антонимы к словам:

редко — ……………………………….. унылая — ………………………………….. (2б)

  1. Автор называет осень разными словами. Какими? Напиши. (2б)

………………………………………………………………

  1. Как выглядит природа осенью? Допиши. (3б)

Леса ………………………………………………………….

Дыханье ………………………………………. Небеса ………………………………………..

  1. Выпиши предложение , где автор говорит об угрозах зимы. Чем угрожает зима? (2б) ………………………………………………………………………………..

  2. Подбери и запиши однокоренные слова. (6 б)

слово

существительное

прилагательное

глагол

мороз

краса

  1. Пользуясь данными таблицы в № 11 посчитайте сколько дней длится осень. (2б) ……………………………………………………………..

  2. О каких приметах осени говорит в своём стихотворении А.С. Пушкин? Выбери ответы. (5 б)

А) тёплый ветер б) холодный порывистый ветер в) чистое голубое небо г) серое небо д) редкий солнца луч е) солнечный день ж) пасмурный день з) природа цветёт и оживает и) природа увядает к) красный и золотая листва л) зелёная молодая листва

  1. Реши задачу и заполни таблицу. (6 б)

Пятая часть сентябрьских дней были пасмурными, в октябре на 9 пасмурных дней больше, чем в сентябре, а в ноябре столько пасмурных дней сколько в сентябре и октябре вместе. Сколько пасмурных и солнечных дней было в каждом месяце?

Решение.

сентябрь (30 дней)

октябрь (31 день)

ноябрь (30 дней)

пасмурных дней

солнечных дней

  1. Выпиши по одному слову на каждое правило. (4 б)

безударная гласная непроверяемая ударением

безударная гласная проверяемая ударением

правописание парной согласной

правописание непроизносимой согласной

правописание «ь» у существи-тельных на шипящую

  1. Выпиши слово в котором все согласные звуки твёрдые. ………………………………………..(1 б)

  2. Определи количество звуков и букв в словах:

твоя- …….зв……….б ветер — ………зв…………..б (2б)

  1. Какие чувства вызывают у поэта картины осени? (2б)

а)грусть б) тоска в) радость г) восхищение д) равнодушие

16. Спишите стихотворение. (Выставить отметку, как за работу по русскому языку. Выставленную отметку, умножить на 2. 0т 4 до 10 б)

kopilkaurokov.ru

Осень унылая пора или очей очарование

В город пришла Осень. И горожане это сразу – же почувствовали. По утрам теперь накрапывал холодный, мелкий дождь. Листья на деревьях пожухли и, не спеша, устилали землю сплошным, цветным ковром, по которому было приятно пройтись, загребая листву ногами, укутавшись в теплый свитер. Почувствовав себя полноправной хозяйкой в городе, Осень принялась устанавливать свои порядки. В ее распоряжении было много длинных, осенних дней совсем  не похожих один на другой. Некоторые были капризные и своенравные. Другие тихие и даже грустные. Случалось, попадались и теплые, солнечные дни.

Первый осенний день…

Урок листопада Валентин Берестов «А дальше, ребята, урок листопада. Поэтому в класс возвращаться не надо. Звонок прозвенит, одевайтесь скорей И ждите меня возле школьных дверей!» И парами, парами следом за нею, За милой учительницей своею Торжественно мы покидаем село. А в лужи с лужаек листвы намело!

«Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске Кленовые звёзды горят, как подвески. Нагнитесь за самым красивым листом В прожилках малиновых на золотом. Запомните все, как земля засыпает, А ветер листвою её засыпает». А в роще кленовой светлей и светлей. Всё новые листья слетают с ветвей. Играем и носимся под листопадом С печальной, задумчивой женщиной рядом.

Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина Далекий благовест слышней, Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого Яснее понимаем мы.

Ты пришло уже, небо туманное, Ты рассыпалось мелким дождем, Ты повеяло холодом, сыростью В опечаленном крае моем. Улетели куда-то все пташечки; Лишь ворона, на голом суку Сидя, жалобно каркает, каркает — И наводит на сердце тоску. Как же сердцу-то грустно и холодно! Как же сжалось, бедняжка, в груди! А ему бы все вдаль, словно ласточке, В теплый край бы хотелось идти… Не бывать тебе, сердце печальное, В этих светлых и теплых краях, Тебя сгубят под серыми тучами И схоронят в холодных снегах.

Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: «Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришел!» Не слышит тревоги их царственный лес. Под темной лазурью суровых небес Его спеленали могучие сны, И зреет в нем сила для новой весны.

День осеннего равноденствия — это день астрономического начала осени. Переходу Солнца из северного полушария в южное соответствуют точка весеннего равноденствия и день осеннего равноденствия. Упомянутые дни считаются в северном полушарии началом астрономической весны (20 или 21 марта) и осени (22 или 23 сентября). Слово «равноденствие» означает, что в эти даты продолжительность дня и ночи во всех точках земли одинакова.

А где мы можем встретить описание осени?

“ Осень изображают художники”.

“ Осень описывали в своих произведениях поэты и писатели”.

“ Многие композиторы посвятили свои произведения осени”.

Исаак Ильич Левитан

И. И. Левитан. Золотая осень.

И. И. Левитан. Осень.

Илья Семёнович Остроухов

И. С. Остроухов. Золотая осень.

И. С. Остроухов. Осенний пейзаж.

Поэт любил безумно осень, И лес осенний он любил. Он часто меж берёз и сосен По стёжке узенькой ходил. Ходил и лесом любовался, И свежим воздухом дышал. И с музою не расставался, И на ходу стихи писал.

Александр Сергеевич Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Фёдор Иванович Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Пётр Ильич Чайковский

Антонио Вивальди

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку изучения стихотворения А.С.Пушкина «Туча»

СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ О ПРИРОДЕ

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт и писатель (1799-1837)

А.С.ПУШКИН был одним из тех, кто наиболее чутко улавливал малейшие изменения в природе. Он ярко и красочно описывает в стихах окружающую живую природу.

«Осень»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленной седой зимы угрозы…

«Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!

.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит .

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

ПРОГНОЗ

— Что помогает читателю понять текст? (Умение прогнозировать)

Прогноз — это ожидание того, что человек предсказал.

Например, зная автора произведения и его название, мы можем предсказать, о чём будет текст.

УСТАНОВКА

Установка — это настрой человека на что-то определённое. Установка рождается в результате прогноза. Например, стихотворение называется «Собака». Ваш прогноз: это произведение о собаке, друге человека. И во время чтения текста у нас будет установка именно на такое понимание.

Мы должны уметь менять установку, по ходу чтения и понимания текста.

Учимся понимать поэтический текст

Стихотворение «ТУЧА»

1. Какой прогноз у вас возник, когда вы прочитали название стиха?

2. А теперь прочитайте про себя это стихотворение (стр.182)

3. Ваш прогноз подтвердился?

4. Какая у вас установка?

Словарная работа

Лазурь – 1) небо, голубизна

2) светло-синий цвет

Алчная – жаждущая воды,

влаги

Сокройся (устаревшее) –

скройся

Послушаем актерское чтение этого стихотворения в исполнении Михаила Казакова

Вам понравилось такое чтение?

РАБОТАЕМ ПО ВОПРОСАМ

1. Какое время года изображено? 2. Какая картина природы изображена? 3. Как изменения в природе влияют на настроение человека? 4. Как вы понимаете эти строки: Одна ты печалишь ликующий день; И молния грозно тебя обвивала.

Учимся понимать поэтический текст

Учимся понимать поэтический текст

1. Пересказ

сюжета

стихотворения.

2. Какое настроение у вас возникло при чтении?

Развиваем нашу речь:

1. Послушаем еще раз актерское чтение этого стихотворения.

2. Выразительно прочитайте стихотворение вслух.

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

Вывод:

— Какова тема стихотворения?

— Какова основная мысль стихотворения?

— Это произведение о ….(продолжите)

РЕФЛЕКСИЯ

Закончите предложения

  • На уроке я узнал …
  • На уроке я научился …
  • Я сейчас думаю о …
  • Я сейчас чувствую …
  • Я могу себя похвалить за …

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Чтение наизусть стихотворения «ТУЧА»

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам