Образ Дона в романе Тихий Дон Шолохова
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- По литературе
- Шолохов
- Образ Дона в романе Тихий Дон
Практически во всех произведениях русской классической литературы немаловажную роль играют образы природы. Пейзажи, в которых живут герои книг, не только раскрывают внутреннее состояние персонажей, но и меняются вместе с ними. Роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» не стал исключением.
Название книги очень символично. «Тихий Дон» предстает перед нами отнюдь не спокойной и размеренной рекой. Река очень изменчива и непостоянна, как и жизнь людей. Дон ,словно живой, то бурлит, багрянится от крови, бушует, выходит из берегов, то не спеша переливается на солнце. Дон — как зеркало, отображает все то, что происходит с казачеством. 1912- 1922 — тяжелые годы для донских казаков. Революция и первая мировая война, братоубийства, тысячи павших с сражениях накладывают свои отпечатки на реку, которая сопереживает и беспокоится, за тех, за кем наблюдала с рождения и чьи жизни закончились в ее водах.
Дон символизирует стабильность и надежду, которая так необходима во время войны. Чтобы не происходило с народом, одно останется неизменным — Дон, уносящий воды к морю. Река будет продолжать движение и ничто этого не изменит. Смотря на нее, люди верили, что час, когда возвратится мир и покой в их жизнь — близок. Война закончится и все вернется на круги своя — семья, работа, быт. Это то, что заставляло простой народ вставать по утрам — вера в лучшее и надежда. Когда героям становилось особенно тяжело, они обращались к Дону за помощью. (Аксинья просит реку забрать свою безответную любовь)
Дон — символ Родины, то, что люди хотели защитить и за что были готовы воевать и отдать свои жизни. В предвоенное время люди трудились, заводили семьи, наслаждались жизнью. Река обеспечивала их водой. В военные годы казаки смотрели на Дон и он предавал им сил, ведь это то, что они хотели бы уберечь и сохранить для следующих поколений.
Это мощь и величие Родины, которая способна преодолеть все: войны, мятежи, революции.Дон — защитник казаков. Река всегда за них. Например, Дон разделяет белых казаков от чужаков — красных солдат. Река скрывает участников банды Фомина на одном из островов. А буря на берегу Дона сближает Аксинью и Григория.
Дон — центральная фигура в произведении писателя и полноправный участник и свидетель всех событий, которые произошли на его берегах. Он вселял надежду в людей, был символом всего того, за что они боролись. Дон стал для казаков олицетворением Родины. Река — это то постоянное, что объединяло мирное и военное время.
Не зря автор назвал роман » Тихий Дон» , так как непрерывное течение реки как течение времени и истории. Мы не в силах остановить его. Чтобы не происходил с людьми, глядя на эту великую реку они будут помнить о прошлом и чтить его память, но и не забывать о будущем, которое непременно будет лучше, чем настоящее.
2 вариант
Фактически в любом литературном труде родной словесности серьезное место занимают изображения природы. Картины, где проживают действующие лица произведений, не просто показывают внутреннее богатство героев, но и преображаются рядом с ними. Любовное произведение Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» не стало исключением.
«Тихий Дон» возникнет перед нашими глазами отнюдь не мирной и монотонной речушкой. Водный поток сильно капризен и изменчив, как и жизненный путь людей. Дон, будто настоящий человек, то волнуется, то краснеет от кровопролития и буйствует, то не торопясь сияет на солнышке. Дон — как отражение, показывает все то, что случается с казачеством. 1912- 1922 — трудные периоды времени для казаков с Дона. Смена власти и тотальная война 1914-18 годов, а за ней гражданская война, тысячи мертвых тел в боях, все это переносится на реку, которая разделяет переживания людей и волнуется за них. О том, как живется казакам в эти трудные годы, мы видим из литературной работы «Тихий Дон».
Дон олицетворяет нерушимую стену и веру, которая так нужна в ходе кровопролития. Чтобы не случилось с людьми, он будет непоколебимым — той рекой, которая все равно уносит водные массы на море. Река будет продолжать движение и так будет всегда. Глядя на нее, народ верит, что момент, когда вернётся спокойная жизнь и безмятежность в их мир — скоро наступит.
Военные действия завершатся и всё возвратится к прежнему положению дел – вернутся родные, трудовая деятельность, спокойная действительность. Это то, что необходимо было обыкновенным людям, чтобы подыматься утром и начинать жить. Когда главным персонажам было очень плохо, они обращались к Дону за поддержкой. (Аксинья призывает речку утащить собственные несчастные любовные чувства)
Дон — символика родной земли, то, что народ хотел сохранить и за что был согласен драться и отдать свою жизнь. В довоенный период люди работали, заводили близких, получали наслаждение от жизни. Река давала им воду. В боевые периоды времени казаки смотрели на Дон и он давал им силу и твердости духа. Это сила и могущество родной земли, которая может осилить все: кровопролития, бунты, смены государственного строя в стране.
Дон — покровитель казаков. Река навсегда за них. К примеру, Дон делит белых казаков от чужих солдат — красноармейцев. Река прячет сообщников шайки Фомина на одном из участков суши. А ураган на суше Дона связывает Аксинью и Григория. Дон — основной образ в литературной работе, такое же действующие лицо, как и все персонажи, свидетель всех историй, произошедших на его берегах.
Не случайно писатель назвал любовное произведение «Тихий Дон», потому что постоянное течение речных потоков как ритм жизни и развития событий. Мы неспособный прервать и как-нибудь задержать его. Чтобы не случилось с народом, наблюдая за этой грандиозной рекой, он будет хранить память о былых временах и не забывать о грядущем времени, которое обязательно будет лучше.
Также читают:
← Тема семьи в романе Тихий Дон ← Роль семьи в романе Тихий Дон↑ ШолоховПо роману Поднятая целина → Творчество и жизнь Михаила Шолохова →
Картинка к сочинению Образ Дона в романе Тихий Дон
Популярные сегодня темы
- Сатира в Недоросле Фонвизина сочинение
Сатирические произведения – это произведения, которые высмеивают дурные поступки и пороки человека. Произведение «Недоросль» относится к комедии, наполненный сатирическими замечаниями - История создания рассказа О любви Чехова
Произведение «О любви» Чехов писал три года. Летом в 1898 году, пребывая в имении Мелихово, он его закончил. Этот рассказ – один из последних в творческой карьере писателя, так как Чехов
- Почему погиб Мцыри? сочинение
Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Это повествование о трагической судьбе молодого человека, лишенного против воли своей родины.
- Тема любви в литературе
Любовь в литературе является одной из ключевых тем. Без нее невозможно обойтись, потому что человеческая жизнь строится на любви. Каждый человек имеет от рождения такую потребность, как любить и быть любимым.
- Сочинение Как я провожу день (мой день)
Каждое начало моего нового дня я считаю удачным, если все члены семья поднимаются в одно время. Этот связано с тем, что утренние хлопоты, суета создают такой необыкновенный уют
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
сочинение по литературе на Сочиняшка.
Ру
В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» особое внимание уделяется образу Дона.
Дон – река, которая протягивается в европейской части России. На берегах этой реки давно поселились казаки. Так как в произведении центральными персонажами являются казаки, образ Дона занимает особое положение. Он выполняет в произведении несколько важных функций.
Во-первых, М.А. Шолохов показывает, на фоне чего происходит основное действие. В основном такие описания отличаются сухостью и лаконичностью. Автор демонстрирует ход военных событий, не отмечая особенности донского пейзажа.
Во-вторых, М.А. Шолохов демонстрирует те природные красоты, которые окружают главных героев. В повествовании подчеркивается то, что Дон – это живое явление, поэтому так часто используется прием олицетворения. Важно также отметить, что красоту Дона замечает не только автор, но и его персонажи.
В-третьих, Дон – это то, что так дорого сердцу казакам, это то, что они будет всегда беречь и защищать. Дон – это то, что окружает казаков с самого их рождения. На берегах реки происходит становление личности героев.
В-четвертых, Дон – это олицетворение всего казачества. Это видно в следующей цитате: «Неужели вы думаете, Подтелков, что за вами, за недоучкой и безграмотным казаком, пойдёт Дон?». Здесь Дон выступает как все казачество.
В-пятых, образ Дона является одним из олицетворений трудолюбия казачества. Река – это место для рыболовства, место для купания коней.
В-шестых, Дон – это воплощение тишины, спокойствия и мирной жизни. Река противопоставляется страшным картинам военных действий. Описывая жестокие и кровавые события Первой мировой войны и Гражданской войны, М.А. Шолохов показывает, что Дон остается прежним. Ему все равно на людские разногласия, река все та же. Однако она скорбит по погибшим казакам.
В-седьмых, Дон олицетворяет быстротечность времени. Как река имеет быстрое течение, так и время идет слишком быстро, ни на секунду не останавливаясь.
В-восьмых, образ Дона помогает в описании внутреннего мира главных героев романа-эпопеи «Тихий Дон». Так, центральный персонаж
В-девятых, описания Дона помогают передать настроение героев. Например, следующее описание помогает передать настроение Натальи Мелеховой: «От дальнего пруда до самого Дона перекинулась горбатая яркая радуга. Глухо погромыхивал на западе гром. Высоко поднимался лиловый столб дыма, почти касаясь верхушкой распростертой по небу радуги». Соединение образов радуги, грома и дыма помогает понять состояние Натальи, которая отказывается жить с принесшим ей столько боли и страданий Григорием Мелеховым (состояние принятия правильного решения – образ радуги), которая отказывается носить ребенка Григория (состояние принятия необдуманного решения, которое вскоре приведет к гибели героини, – образы грома и дыма).
Таким образом, во всем шолоховском произведении образ Дона занимает важное место, выполняя при этом совершенно разные функции.
Понравилось сочинение? А вот еще:
«Тихий Дон» – рецензия на книгу
Опубликовано 14 июля 2020 г. автором Джоэлом Д. Херстом
В русской литературе есть что-то величественное, вневременное и грандиозное. Будь то Толстой (Лев, конечно, но я предпочитаю Алексея), Гончаров, Тургенев — истории резонируют с целью и полной природой человеческого опыта. Возможно, это особенно верно в отношении литературы Черноморского бассейна. Кавказ, Крым. Кубань и, конечно, Дон. «Тихий Дон» Михаил Шолохов это история донских казаков. О семье крестьян, разделенной войной и насилием, и их жизни в сохранении обычаев и традиций, которые они так любили, против большевизма, который стремился все это смахнуть в море.
Забавно, потому что хоть и советский роман, но в этой 1600-страничной эпопее есть что-то глубоко консервативное (мой экземпляр представляет собой четырехтомник редкой книги, напечатанный в СССР). Природа консервативности — это недоверие к правительству-активисту и первичное желание быть предоставленным самому себе. Для донских казаков это проявлялось в их любви к своей музыке, своим традициям и своей вере – и, как-то, даже в их защите царя. Что побудило очень многих присоединиться к «белым» и в конечном итоге привело к огромному насилию.
Это казачья история, а про казаков мы все знаем. Ковбои великих русских степей. Военная раса, если она когда-либо существовала, уверенная в своих деревнях вдоль великой реки Дон. Это история войны, но так много в истории России, имперской, революционной, и даже сейчас определяется войной и конфликтом — начиная с викингов и до них. Геополитика определяется прошлым больше, чем будущим. В бассейне Черного моря было столько конфликтов, столько кровавой бойни, столько незащищенности и несправедливости, что он породил необычайное искусство – в основном живопись и литературу. Великое искусство рождается из великих страданий. А история донских казаков наполнена смыслом. Для тех, кто хочет понять современную политику Черного моря, они могли бы начать с того, что взяли в руки копию «Тихий Дон» .
Нравится:
Нравится Загрузка…
О Джоэле Д. Херсте
Джоэл Д. Херст — писатель и драматург. Его последняя выпущенная работа — «Сны побежденных: пьеса в двух действиях» о политическом заключенном антиутопического режима. Его романы включают «Я, Чарльз, из лагерей» о жизни молодого человека в африканских лагерях и «Повелители беспорядков» о создании и уничтожении джихадиста в Сахаре. «Лейтенант Сан-Порфирио» и его продолжение «Сожжение Сан-Порфирио» рассказывают о взлете и падении социалистической Венесуэлы (с помощью магии).
Просмотреть все сообщения Джоэла Д. Херста →
Эта запись была опубликована в рубрике Книжное обозрение, Без рубрики и помечена как Литература, Россия. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
И Тихий Дон Михаила Шолохова – Рецензии на книгу любителей фантастики
😀 😀 😀 😀 😀Семья Мелеховых владеет фермой в небольшой казачьей станице Татарск, на берегу Дона. В этом строго патриархальном обществе взрослые сыновья остаются дома, приводя своих жен в семью, в то время как взрослые дочери уезжают в семейные дома своих мужей. У патриарха Пантелеймона Мелехова двое взрослых сыновей: Петра, уже женатого в начале книги, и Григория, только достигшего зрелости. Этот роман, удостоенный Нобелевской премии, расскажет о членах семьи через потрясения в России начала 20-го века, освещая эти события с казачьей точки зрения.
Роман разделен на четыре части. Первый раздел — Мир , в котором показана традиционная жизнь казаков до того, как война и революция изменили ее навсегда. Написание великолепное, и, в отличие от большей части русской литературы, которую я знаю, перевод Стивена Гарри звучит естественно, без неуклюжести и частых неясностей, которые так часто заставляют русских тяжело работать. Шолохов рисует вполне достоверную, неприкрашенную картину жизни своих персонажей — суровой, физической жизни, где женщины должны работать так же усердно, как и мужчины, и часто выполняют свои роли на фермах, когда мужчины уходят в армию. лагеря, важная часть казачьей традиции. Сельское хозяйство и лошади составляют основу жизни здесь, а любимый Дон дает воду и рыбу. Красиво описан пейзаж, а казачья жизнь показана во всей ее жестокости – общество, где насилие и изнасилования обычны, но тем не менее имеет сильный социальный порядок и строго соблюдаемые обычаи.
….К вечеру собралась гроза. Над деревней нависло тяжелое облако. Разъяренный ветром, Дон обрушил на свои берега огромные пенящиеся буруны. Небо полыхало сухими молниями, редкие раскаты грома сотрясали землю. Под облаками кружил с распростертыми крыльями гриф, а вороны с карканьем преследовали его. Дыша прохладой, облако пронеслось по Дону с востока. За заливными лугами грозно чернело небо, степь лежала в выжидательном молчании. В деревне гремели закрытые ставни, старики спешили домой, крестясь. Над площадью закружился серый столб пыли, и на раскаленной земле уже начинали засыхать первые крупинки дождя.
Молодой Грегор испытывает страстное влечение к Аксинии, жене соседа, и эта сюжетная линия проходит через большую часть романа. Однако, хотя реклама предполагает, что это своего рода история любви в духе Доктора Живаго , это, конечно, не так. Отношения Грегора и Аксиньи в значительной степени позволяют нам увидеть разные стороны жизни – как работает патриархат, какую важную роль играют обычаи и традиции, как насилие никогда не выходит за пределы поверхности, как в этом мире обращаются с женщинами. общество, как похоть и секс являются обычной частью жизни, а не скрытой и подавленной, как в большинстве обществ. Я нашел Шолоховым изображение женщин в его рассказе захватывающим, хотя это не главное. В персонажах есть анималистические качества — ими движут земные, физические страсти, женщины в той же мере, что и мужчины. В обществе, где молодые мужья часто отсутствуют на военной службе, женщины демонстрируют сильные сексуальные потребности, что приводит к тому, что супружеская измена становится обычным явлением. Но мы также видим, что женщины являются собственностью и часто к ним относятся с большей жестокостью и меньшим уважением, чем к любимым лошадям казаков. Шолохов не ограждает своих читателей от жестокости побоев и изнасилований, некоторые описания которых до крайности красочны. Однако, несмотря на свой подчиненный статус, эти женщины сильны и самоуверенны и играют полноценную роль в своем обществе, а некоторые из них и в Революции.
…. Сквозь плетень Грегор увидел, что Степан собирается. Аксинья, одетая в зеленую шерстяную юбку, вывела его лошадь. Степан, улыбаясь, что-то ей сказал. Неторопливо, по-барски, он поцеловал жену, и его рука долго задержалась на ее плече. Его загорелая и испачканная работа рука казалась угольно-черной на фоне ее белой куртки. Он стоял спиной к Грегору; из-за забора виднелись его жесткая, чисто выбритая шея, широкие, несколько тяжеловатые плечи и (когда он наклонялся к жене) закрученные концы светло-каштановых усов.
….Аксинья чему-то засмеялась и покачала головой. Сидя, как вросший в седло, Степан торопливым шагом ехал на своем вороном коне через ворота, а Аксинья шла рядом с ним, держась за стремя и любовно и жадно глядя ему в глаза.
….Долгим немигающим взглядом Грегор проводил их до поворота дороги.
Глубоко погрузив читателя в казачье общество и жизнь жителей станицы, Шолохов в остальных трех разделах показывает влияние трех этапов, которые вели русские народы от конца царизма к началу СССР – Первая мировая война, Революция и Гражданская война. Моя недавняя фиксация на истории этого периода, несомненно, помогла мне понять все нюансы этих разделов, но Шолохов проделал такую большую работу, что я думаю, что книга действует почти как прямая история сама по себе, с дополнительным очарованием, которое мы мы видим, как все это происходило, глазами тех, кто находится на дне властных структур общества, а не политическими деятелями и интеллигенцией, чье мнение мы обычно слышим.
Казачий отряд уезжает на войну c.1914Взгляд казаков особенно интересен тем, что они были разделены – одни попали под влияние большевиков, другие боялись, что большевики навсегда разрушят их образ жизни. Шолохов постепенно показывает все: от посылаемых в деревню агитаторов, пытающихся склонить их на сторону большевиков, до ужасных условий в армии, ведущих к деморализации и постепенному развалу дисциплины, до окончательного перехода на чью-либо сторону и того, как это повлияло на жизнь в деревнях. Мы видим разрыв между старшими, которые хотели сохранить статус-кво, и более молодыми мужчинами, которых больше привлекала новая политика, и то, как это начало ослаблять патриархальную удавку. Но на протяжении всей этой истории и политики Шолохов помнит о важности человечества и держит читателя в курсе того, как его персонажи затронуты и изменены их опытом. В военных сценах присутствует ужасающая жестокость, рассказанная не для эффекта, а потому, что это правда. Шолохов не высказывает открыто своих взглядов, но очень ясно дает понять, что кровавая война не есть великая и славная вещь. Вместо этого он лишает людей их человечности, огрубляет и жестоко обращается с ними, а затем отправляет их, если им повезет, пытаться каким-то образом снова собрать свою разбитую жизнь.
….Очень похожи были все молитвы, которые казаки записывали и прятали под рубахами, привязывая к ниточкам иконок, освященных матерями, и к узелкам родной земли. Но смерть пришла ко всем одинаково, и к тем, кто записал молитвы. Их тела гнили на полях Галиции и Восточной Пруссии, в Карпатах и Румынии, везде, где мерцало румяное пламя войны и отпечатывались в земле следы казачьих коней.
Как вы, надеюсь, уже поняли, я думаю, что это замечательная книга, которая полностью заслуживает своей репутации великой классики революции и литературы в целом. Это ни в коем случае не легкое чтение с точки зрения предмета, с некоторыми образами, которые будут преследовать меня еще долгое время, но это так хорошо написано, что я обнаружил, что полностью вовлечен и глубоко заботился об этих людях.