Губернская реформа 1775 года | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
7 (18) ноября 1775 г. императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.
До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.
Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий — численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ.
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.
Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.
Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.
В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан — городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях — палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.
Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.
В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.
Лит.: Исаев И. А. История государства и права России. М., 1996. Гл. 26; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/istoria-prava-rossii/29.htm; История государства и права СССР / под ред. С. А. Покровского. Ч. I. М., 1959. Гл. 7; Тархов С. А. Изменения административно-территориального деления России за последние 300 лет // География. 2001. № 15.
См. также в Президентской библиотеке:
Благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни имп. Екатерины Вторыя.. учреждения для управления губерний Всероссийской империи. М., 1775;
Издан Манифест о присоединении Курляндии к Российской империи // День в истории. 26 апреля. 1795 г.;
Манифест императрицы Екатерины II о присоединении к Российской империи Крымского полуострова, острова Тамань и Кубанской области // День в истории. 19 апреля 1783 г.;
Обнародован Манифест о генеральном размежевании земель всей империи // День в истории. 30 сентября 1765 г.;
Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 20 (1775-1780). № 14392. С. 434;
Присоединение Грузинского (Картли-Кахетинского) царства к России // День в истории. 30 января 1801 г.;
Сенатом принят именной указ Петра I об устройстве губерний // День в истории. 9 июня 1719 г.
Губернская реформа Екатерины 2 (1775 год)
Губернская реформа Екатерины 2 в ноябре 1775 года стала ответом власти на крестьянскую войну Пугачева. Эта война/восстание отчетливо показало неэффективность местного управления, когда местные органы власти были наделены достаточной властью, но использовать ее для поддержания порядка в стране не могли. Поэтому главная реформа Екатерины 2 это реформа губернская, или, как ее еще называют, реформа системы местного управления.
Губернии в России появились в период правления Петра 1. Вначале их было 8, но к эпохе Екатерины 2 их насчитывалось уже 20. Губернии делились на провинции, которые делились на уезды. Ими управляли воеводы и канцелярии. Эта система изжила себя, поскольку обладала практически безграничной властью на местах, в результате чего часто были злоупотребления.
Цели и средства реформы
Губернская реформа 1775 года преследовала цели:
- Укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками.
- Выстроить эффективную вертикаль власти, для управления на местах.
- Упорядочивание процесса сбора налогов.
Для решения этих целей Екатерина 2 выделила дворянство в качестве господствующего класса. Дворяне теперь были лично заинтересованы в порядке на своих землях, в результате чего они должны были сами управлять на местах с большей эффективностью, прежде всего, в вопросах сохранения порядка. Важное изменение в этом плане — лишение казачества части своих привилегий. Так, в 1775 года на Дону была запрещена “Запорожская Сечь” и казацкое управление. На этих землях вводилось управление, сопоставимое с управлением всей страной.
Суть реформы
1 ноября 1775 года императрица Екатерина 2 приняла Указ “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Так началось изменение местного управления. Суть губернской реформы (изменения системы местного управления) Екатерины 2 тезисно может быть выражена так:
- Система Губерния — Провинция — Уезд менялась на Губерния — Уезд. Тем самым убиралось 1 звено управления, что должно было сократить бюрократию.
- Каждая губерния включала в себя 300-400 тыс человек. Вместо 20 тем самым получилось 50 губерний. Уезды насчитывали 20-30 тыс человек.
- Подчинение всех воинских частей губернии губернатору.
- Вся губернская власть делилась по функциям исполнения: судебная, административная и финансовая.
- Менялась система суда, он становился сословным. Очень хорошо раскрывают суть судебной системы названия органов. Для дворян — суд. Для горожан — магистрат. Для крестьян — расправа.
Реформа создавало губернское правление, состоящее из: губернатор (1 чел), прокурор (1 чел) и сотник (2 чел). Все назначались лично императором. Они подчинялись генерал-губернатору, который курировал несколько соседних губерний, а через него непосредственно императору(рице). Функции губернского правления:
- Управление и контроль за деятельностью всех государственных учреждений и чиновников.
- Публикация и исполнение всех законов.
В целом же структура управления после реформы была следующей.
Система губернского управления по реформе 1775 годаАдминистративное деление | Управляющий | Особенности |
---|---|---|
Генерал-губернаторство | Генерал-губернатор | Контролировал несколько губерний. Лично подчинялся царю. |
Губерния | Губернатор | Получал всю полноту власти в конкретной губернии. |
Город | Городничий | Управлял городом. Подчинялся губернатору. Назначался Сенатом. |
Уезд | Капитан-исправник | Управлял уездом и его органами власти. Подчинялся губернатору. Избирался уездными дворянами на 3 года. |
Основные органы управления россией по реформе:
- Казенная палата. Ведала сбором всевозможных налогов и управлением предприятиями.
- Губернское правление. Это исполнительный орган власти в губернии, которые обеспечивал и контролировал работу всех госучреждений.
- Приказ общественного призрения. Контролировал работу социальных объектов. В основном ему подчинялись приюты, больницы, школы, богадельни.
- Управа благочиния. Осуществляла полицейские функции. Во главе стоял полицмейстер, избираемый.
- Уездное дворянское собрание. Орган исполнительной власти в уезде.
Наместничество
Поскольку Губернатор по новой реформе получал практически безграничную власть, Екатерина 2 систему ограничения — наместничества. Наместником назывался генерал-губернатор, который контролировал работу государственных учреждений, но, прежде всего, управлял губернской армией. Обычно генерал контролировал 2-3 губернии. Он назначался лично императором и подчинялся только ему. Некоторые авторы называют местничество надстройкой, которая реальной власти не имела, но это не так. Генерал-губернатор осуществлял контроль.
В 1775 году было создано всего 2 генерал-губернаторства (наместничества): Смоленское (генерал Глебов) и Тверское (генерал Сиверс). Эксперимент оказался удачным. Начиная с 1777 года начали появляться новые наместничества, а к 1779 году крупнейший из них были: Владимирское, Псковское, Могилёвское, Нижегородское, Полоцкое, Ярославское, Рязанское, Орловское и другие.
Историческое значение
Историческое значение губернской реформы 1775 года заключается в изменении структуры местного управления страной. Эта структура имела как положительные так и отрицательные моменты. Если же рассматривать общие изменения, то изменилось:
- Ликвидированы провинции, но из-за расширения количества административных единиц меньше государственных структур не стало.
- Дворяне получали власть в уездах (на местах). Теперь они лично были заинтересованы в развитии уездов. Дворяне стали сословием, на которое опиралась власть для управления страной.
- На всей территории Российской Империи вводились единые нормы управления: казачьи старшины приравнены к дворянам (1783 год), крепостное право утверждено на Украине (1775-1783).
Внутренняя политика Екатерины | History of Western Civilization II
Екатерина Великая с энтузиазмом поддерживала идеалы Просвещения, чем заслужила статус просвещенной деспоты, хотя ее реформы принесли пользу небольшому числу ее подданных и не изменили гнетущую систему русского крепостного права.
Цель обучения
Оценить внутреннюю политику Екатерины Великой и в какой степени ее можно считать просвещенной деспотом
Ключевые моменты
- Период правления Екатерины (1762-1796 гг.), екатерининскую эру, часто считают золотым веком Российской империи и российского дворянства. Она с энтузиазмом поддерживала идеалы Просвещения, чем заслужила статус просвещенной деспоты.
- Поклонница Петра Великого, Екатерина продолжала модернизировать Россию по западноевропейскому образцу. Однако воинская повинность и экономика продолжали зависеть от крепостного права, а растущие требования государства и частных землевладельцев привели к увеличению зависимости от крепостных. Следовательно, волнения усилились, и между 1762 и 1769 годами произошло более пятидесяти крестьянских восстаний.. Кульминацией их стало восстание Пугачева, крупнейшее крестьянское восстание в истории России.
- Екатерина считала, что «новый тип человека» можно создать, прививая русским детям европейское образование. Однако, несмотря на рекомендации специалистов установить общую систему образования для всех русских православных подданных в возрасте от 5 до 18 лет, за исключением крепостных, были предприняты лишь скромные меры. Примерно 62 000 учеников получили образование в 549 государственных учебных заведениях ближе к концу царствования Екатерины, ничтожное количество людей по сравнению с численностью населения России.
- Екатерина обратилась в русское православие в рамках своего погружения в русские дела, но лично осталась в значительной степени равнодушной к религии. Ее религиозная политика была направлена на контроль над населением и религиозными учреждениями в многоконфессиональной империи и не была выражением религиозной свободы.
- Екатерина не выступала за демократические реформы, но обращалась к некоторым тенденциям модернизации, в том числе к разделу страны на губернии и уезды, дальнейшему усилению власти олигархов-землевладельцев и изданию Устава городов, который разделил всех людей на шесть групп как способ ограничить власть дворян и создать среднее сословие.
- Екатерина имела репутацию покровительницы искусства, литературы и образования. Она культивировала и переписывалась с французскими энциклопедистами, но не поддерживала дух свободомыслия среди своих подданных так, как среди известных французских философов.
Ключевые термины
- просвещенный деспотизм
- Также известный как просвещенный абсолютизм или доброжелательный абсолютизм, форма абсолютной монархии или деспотизма, вдохновленная эпохой Просвещения. Монархи, принявшие его, следовали за причастиями рациональности. Некоторые из них поощряли образование и допускали религиозную терпимость, свободу слова и право на частную собственность. Они считали, что королевская власть проистекает не из божественного права, а из общественного договора, согласно которому деспоту была доверена власть управлять через общественный договор вместо любых других правительств.
- Восстание Пугачева
- Восстание 1773-75 гг. в серии народных восстаний, произошедших в России после захвата власти Екатериной II в 1762 г. Оно началось как организованное восстание казаков на фоне глубоких крестьянских волнений и войны с Османской империей. Это было крупнейшее крестьянское восстание в истории России.
- Музей искусства и культуры в Санкт-Петербурге, Россия. Один из крупнейших и старейших музеев мира, он был основан в 1764 году Екатериной Великой и открыт для публики с 1852 года. Его коллекции, лишь малая часть которых находится в постоянной экспозиции, составляют более трех миллионов единиц хранения.
- Казаки
- Группа людей, говорящих преимущественно на восточнославянском языке, которые стали известны как члены демократических, самоуправляемых, полувоенных сообществ, преимущественно расположенных на Украине и в России. Они населяли малонаселенные районы и острова в бассейнах нижнего Днепра, Дона, Терека и Урала и сыграли важную роль в историко-культурном развитии как России, так и Украины.
- Смольный институт
- Первое в России женское учебное заведение, созданное при Екатерине Великой и продолжавшее функционировать под личным патронажем российской императрицы вплоть до самой революции 1917 года.
Период правления Екатерины (1762-1796 гг.), екатерининскую эпоху, часто считают золотым веком Российской империи и российского дворянства. Она с энтузиазмом поддерживала идеалы Просвещения, чем заслужила статус просвещенной деспоты. Таким образом, она считала, что укрепление ее авторитета должно происходить за счет улучшения жизни ее подданных. Эта философия просвещенного деспотизма подразумевала, что государь знал интересы своих подданных лучше, чем они сами. Монарх, взяв на себя ответственность за подданных, исключал их политическое участие.
Портрет императрицы Екатерины Великой работы русского живописца Федора Рокотова, 1763 г. Екатерина провела реформу управления русскими губерниями, и по ее приказу было основано много новых городов и поселков. Поклонница Петра Великого, она продолжала модернизировать Россию по западноевропейскому образцу, хотя ее реформы не принесли пользы массам, а воинская повинность и экономика продолжали зависеть от крепостного права.
Поклонница Петра Великого, Екатерина продолжала модернизировать Россию по западноевропейскому образцу. Однако воинская повинность и экономика продолжали зависеть от крепостного права, а растущие требования государства и частных землевладельцев привели к увеличению зависимости от крепостных. Екатерина подтвердила власть дворян над крепостными в обмен на политическое сотрудничество дворян. Это было одной из главных причин непрекращающихся восстаний. Беспорядки усилились по мере того, как 18 век шел к концу, когда между 1762 и 1769 годами произошло более пятидесяти крестьянских восстаний.. Кульминацией их стало Пугачевское восстание, когда между 1773 и 1775 годами Емельян Пугачев сплотил крестьян и казаков и пообещал крепостным землю и свободу от помещиков.
В XVIII веке крестьянство в России уже не было привязано к земле, а было привязано к своим хозяевам, что делало русское крепостное право более похожим на рабство, чем любая другая система принудительного труда, существовавшая в то время в Европе. Помещик мог наказывать своих крепостных по своему усмотрению, а при Екатерине Великой получил возможность приговаривать своих крепостных к каторжным работам в Сибири — наказание, обычно предназначенное для осужденных преступников. Единственное, что дворянин не мог сделать со своими крепостными, это убить их. Жизнь крепостного принадлежала государству. Исторически, когда крепостные сталкивались с проблемами, которые они не могли решить (например, с жестокими хозяевами), они обращались к самодержцу. Они продолжали делать это во время правления Екатерины, хотя она подписала закон, запрещающий эту практику. Хотя она устранила некоторые способы стать крепостными, кульминацией чего стал манифест 1775 года, запрещавший крепостному, который когда-то был освобожден, снова становиться крепостным, она также ограничила свободы многих крестьян. Во время своего правления Екатерина отдала многих казенных крестьян в крепостные (принадлежащие помещику).
Пугачев поднял восстание в середине сентября 1773 года. У него были значительные силы, состоявшие из казаков, русских крестьян, фабричных крепостных и нерусских. Несмотря на некоторые победы, к концу 1774 года ситуация изменилась, и победа русской армии под Царицыном унесла жизни от 9 до 10 тысяч повстанцев. К началу сентября восстание было подавлено. Пугачев был предан собственными казаками, когда пытался бежать, и был обезглавлен и расчленен в 1775 году в Москве.
Екатерина считала, что «новый тип человека» можно создать, прививая русским детям европейское образование. Однако, несмотря на рекомендации специалистов установить общую систему образования для всех русских православных подданных в возрасте от 5 до 18 лет, за исключением крепостных, были предприняты лишь скромные меры. Московский воспитательный дом (Московский детский дом), которому поручено принимать обездоленных и внебрачных детей, был создан для экспериментов с новыми образовательными теориями. Однако из-за чрезвычайно высокого уровня смертности он не послужил этой цели. Вскоре после Московского воспитательного дома Екатерина учредила Смольный институт благородных девиц для воспитания женщин. Девушек, посещавших Смольный институт, Смолянки, часто обвиняли в невежестве во всем, что происходило за стенами зданий Смольного. В стенах института их обучали безупречному французскому языку, музыкальности, танцам и полному благоговению перед Монархом.
Смольный институт, первый в России институт благородных девиц и первое в Европе государственное женское высшее учебное заведение им. С.Ф. Галактионова, 1823.
Здание было заказано Джакомо Кваренги Обществом воспитания благородных девиц и построено в 1806–08 годах для размещения Смольного института благородных девиц, созданного по настоянию Ивана Бецкого и в соответствии с указом Екатерины в 1764 году. Создание института стало важным шагом в обеспечении доступности образования для женщин в России.
Кэтрин провела некоторые образовательные реформы, несмотря на отсутствие национальной школьной системы. Реконструкция Кадетского корпуса в 1766 г. положила начало многим образовательным реформам. Корпус начал брать детей с самого раннего возраста и обучать их до 21 года, а учебная программа была расширена от профессиональной военной программы до включения естественных наук, философии, этики, истории и международного права. В 1786 г. был обнародован Российский Устав о народном просвещении. Статут установил двухуровневую сеть средних школ и начальных школ в губернии столицы, которые были бесплатными, открытыми для всех свободных классов (не крепостных) и с совместным обучением. Через два года после осуществления екатерининской программы член Национальной комиссии проинспектировал созданные учреждения. По всей России инспекторы столкнулись с неоднородной системой. В то время как дворянство вкладывало значительные суммы денег в эти учреждения, они предпочитали отдавать своих детей в частные, более престижные учреждения. Кроме того, горожане были склонны восставать против младших классов и их педагогических методов. Примерно 62 000 учеников получили образование примерно в 549государственные учреждения ближе к концу екатерининского царствования, мизерное количество людей по сравнению с численностью русского населения.
Екатерина обратилась в русское православие в рамках своего погружения в русские дела, но лично оставалась в значительной степени равнодушной к религии. Ее религиозная политика в значительной степени была направлена на контроль над населением и религиозными учреждениями в многоконфессиональной империи. Она национализировала все церковные земли, чтобы оплачивать свои войны, в значительной степени опустошила монастыри и заставила большинство оставшихся священнослужителей выживать в качестве фермеров или за счет платы за услуги. Однако в своей антиосманской политике она выступала за защиту и воспитание христиан под турецким правлением. Хотя она подвергла католиков критике в польских частях своей империи, Россия также предоставила убежище иезуитам после их подавления в большей части Европы в 1773 году.
Во время своего правления Екатерина использовала множество подходов к исламу, но вся ее происламская политика была попыткой контролировать мусульманское население империи. После Указа о терпимости ко всем вероисповеданиям 1773 года мусульманам было разрешено строить мечети и свободно практиковать. В 1785 году Екатерина утвердила субсидирование новых мечетей и новых городских поселений для мусульман. Строя новые поселения с размещенными в них мечетями, Екатерина пыталась заземлить многих кочевников, кочевавших по югу России. В 1786 году она ассимилировала исламские школы в российскую систему народных школ, которая регулировалась государством. План был еще одной попыткой заставить кочевников осесть.
Россия часто относилась к иудаизму как к отдельной сущности, а евреи находились в рамках отдельной правовой и бюрократической системы. После присоединения польских территорий еврейское население империи значительно выросло. Екатерина взимала дополнительные налоги с последователей иудаизма, но если семья переходила в православную веру, этот дополнительный налог отменялся. В 1785 году она официально объявила еврейское население иностранцами с правами иностранцев. Екатерининский указ также лишал их прав православных или натурализованных граждан России. Налоги снова удвоились для лиц еврейского происхождения в 179 г.4 и Екатерина официально заявила, что евреи не имеют никакого отношения к русским.
Екатерина не выступала за демократические реформы, но обращалась к некоторым модернизационным тенденциям. В 1775 году она издала Положение об управлении провинциями Российской империи. Статут стремился эффективно управлять Россией за счет увеличения населения и разделения страны на губернии и уезды. В 1785 году она пожаловала дворянству Дворянскую хартию, еще более усилив власть олигархов-землевладельцев. Дворяне в каждом округе избирали предводителя дворянства, который от их имени выступал перед монархом по волнующим их вопросам, главным образом экономическим. В том же году Екатерина издала Устав о городах, который распределил всех людей на шесть групп, как способ ограничить власть дворян и создать среднее сословие.
Екатерина имела репутацию покровительницы искусства, литературы и образования. Эрмитаж, занимающий теперь весь Зимний дворец, начинался как личная коллекция Екатерины. Через несколько месяцев после своего вступления на престол в 1762 году, услышав, что французское правительство угрожает прекратить издание знаменитой французской энциклопедии из-за ее нерелигиозного духа, Екатерина предложила Дидро, чтобы он завершил свой великий труд в России под ее защитой. писала комедии, художественную литературу и мемуары, культивируя французских энциклопедистов, которые позже закрепили ее репутацию в своих трудах. Екатерина привлекла Вольтера к своему делу и переписывалась с ним в течение 15 лет, с момента вступления на престол до его смерти в 1778 году. Во время правления Екатерины русские импортировали и изучали классические и европейские влияния, которые вдохновили русское Просвещение. Она также стала большим покровителем русской оперы. Однако среди своих подданных она не так поддерживала свободомыслие, как среди знаменитых французских философов. Когда Александр Радищев опубликовал свои Путешествие из Петербурга в Москву В 1790 году (через год после начала Французской революции) и предупрежденный о восстаниях из-за плачевного социального положения крепостных крестьян, Екатерина сослала его в Сибирь.
Должности
- Внутренняя политика Екатерины
«Восстание Пугачева». https://en.wikipedia.org/wiki/Pugachev%27s_Rebellion. Википедия CC BY-SA 3.0.
«Смольный институт». https://en.wikipedia.org/wiki/Смольный_Институт. Википедия CC BY-SA 3.0.
«Казаки». https://en.wikipedia.org/wiki/Казаки. Википедия CC BY-SA 3.0.
«Эрмитаж». https://en.wikipedia.org/wiki/Hermitage_Museum. Википедия CC BY-SA 3.0.
«Екатерина Великая». https://en.wikipedia.org/wiki/Catherine_the_Great. Википедия CC BY-SA 3.0.
«Просвещенный абсолютизм». https://en.wikipedia.org/wiki/Enlightened_absolutism. Википедия CC BY-SA 3. 0.
«Профиль_портрет_Екатерины_II_от_Федора_Рокотова_1763_Третьяков_галерея.jpg». https://en.wikipedia.org/wiki/Екатерина_Великая_Великая#/media/File:Profile_portrait_of_Catherine_II_by_Fedor_Rokotov_(1763,_Tretyakov_gallery).jpg. Википедия Общественное достояние.
«Галактионов_Смольный_институт_1823 1.jpg». https://en.wikipedia.org/wiki/Catherine_the_Great#/media/File:Galaktionov_Smolny_institute_1823.jpg. Википедия Общественное достояние.
Как царствование Екатерины Великой повлияло на историю Российской империи?
История Императорской России известна периодами разрушительных преобразований, от монгольского нашествия в 13 веке до свержения династии Романовых в 1917 году. обширной имперской экспансии и модернизации, сейсмических изменений, которые принесли хронические структурные, экономические и социальные проблемы. При рассмотрении вопроса о том, было ли царствование Екатерины Великой с 1762 по 1797 год поворотным моментом в истории России, может быть полезно обойти споры о преемственности между имперской российской и советской историей и сосредоточиться на промежуточном наследии екатерининского периода.
Культурная интеграция с Европой
Муж Екатерины и предшественник императора Петр III за время своего недолгого правления провел несколько прогрессивных реформ, но современные историки сомневаются в их долговечности. Екатерина стремилась опровергнуть в печати и на деле распространенное в то время представление о России как о варварской «другой». Все царствование Екатерины было в некотором роде посвящено культурной и экономической интеграции России в Европу. Ее знаменитая помолвка с философами , особенно Вольтера и Дидро, сделал ее главным просветителем России. Она чувствовала, что Россия может догнать европейскую цивилизацию, и определяла свою миссию практически как раскрытие ее экономических и человеческих ресурсов. Ее просвещенный сеньориализм дал толчок русской интеллектуальной жизни благодаря более управленческому отношению к экономике, относительной свободе печати, слабости церковного надзора и либеральной политике в отношении мигрантов. Огромный рост печатной культуры, создание общественных пространств, таких как театр или академия, в которых могли собираться ученые общества (не путать, однако, с открытыми политическими дебатами), и развитие науки также ознаменовали большие изменения в русской культуре. и подумал.
Н. Дмитриев-Оренбургский. Эрмитажный театр при Екатерине II.Российская эпоха Просвещения
Экспериментальной науке отводилось почетное место, физически и символически, в центре нового правительственного комплекса Петра III, в Академии наук. Это момент, к которому историк Доминик Ливен FBA относит начало наступления России на Османскую империю из-за открытости России для европейских технологий. Екатерининское видение прогресса разделяло приверженность более широкого Просвещения принципам разума, а также «терпимости» и «обузданию религиозного фанатизма». Вольное экономическое общество, основанное в 1765 году Екатериной, стало старейшим в стране добровольным объединением, занимавшимся сбором данных и публикацией своих Труды по изучению природных и продуктивных ресурсов России до 1917 года. университетам право спонсировать научные общества для распространения знаний и культуры. Были основаны новые ученые общества: Общество истории и древностей русских, Физико-медицинское общество, Общество естествоиспытателей, Общество друзей русской словесности.
Правовая реформа была в центре ее проекта. Воцарение Екатерины произошло в тот момент русской истории, когда было полезно претендовать на наследство Петра I (Великого). Взойдя на престол в результате дворцового переворота, царица Екатерина, изначально немецкая принцесса, принявшая православие после замужества с Петром III, искала легитимации у Петра. Нет более известного символа этой преемственности, чем статуя Петра Великого, «Медный всадник», которую она заказала у Этьена Фальконе.
Памятник Петру Великому Медный всадник работы Фальконе, Сенатская площадь, Санкт-Петербург, Россия. Изображение предоставлено: Эндрю Шива / Википедия / CC BY-SA 4.0.Но Екатерина чувствовала, что Петр «сам не знал, какие законы нужны царству». Абсолютные монархи восемнадцатого века обязательно проводили реформы сверху вниз. И хотя было важно, чтобы ее инициативы пользовались поддержкой могущественных элит, ее изменения были разработаны для воздействия на более широкие слои населения. «Минерва Севера» была неутомимым законодателем. Ее 1767 г. Законодательная комиссия обратилась ко всем призывам русского народа к составлению нового свода законов. 9Инструкция 0142 ( Наказ ), быстро переведенная на немецкий, французский и английский языки, стала главным достижением ее правления, вызвав восхищение из-за рубежа своим вступительным заявлением о том, что «Россия является европейским государством».
Аллегория императрицы Екатерины II с текстом НаказНаказ рассматривался как дополнительная «публичная коронация», призванная заявить о ее просветительском стремлении основывать свою административную систему на законах, определяемых разумом. Его обширное исследование и рационализация законов, регулирующих российскую экономику, прав и привилегий дворян по отношению к короне и земле, и благосостояния крестьянства, было знаковым.
Екатерининские реформы
Это была лишь первая из серии комиссий и законодательных актов, приведших к Статуту о провинциях 1775 г. и двум хартиям 1783 и 1785 гг.
Портрет Екатерины Великой в образе Минервы (1783 г.) Дмитрий Левицкий. Русский музей, Санкт-Петербург.Статут о провинциях 1775 г. предлагал давние улучшения местного самоуправления, включая основание школ, приютов и больниц. Эти инициативы и реформы судебной власти закрепили вмешательство государства в отношения крестьян и помещиков. Они также укрепили экономическую систему с ее неэффективностью и эксплуатацией человека, по крайней мере, до освобождения крепостных в 1861 году.С созданием системы земств екатерининские реформы стимулировали лучшее управление сословиями, установили новые правила для муниципальных служб и поощряли более гуманное отношение к крестьянам как к самоуправляющимся в своей общине. Две хартии 1785 г. переопределили положение дворянства, господствовавшего класса в русском обществе до русской революции. Связанные с самодержавием историческими интересами дворяне-землевладельцы, наконец, получили право частной собственности и освободились от своей служебной роли в гражданской бюрократии. Екатерина выступила с инициативой экономической либерализации, стимулируя рост за счет демонтажа регулирования производства, поддерживая низкие цены на зерно для привлечения экспортных рынков. Она хотела побудить землевладельцев принять экономически рациональный взгляд на труд и налогообложение крепостных (в случае низких государственных налогов поощрялась большая эксплуатация крестьянства). Освобождая дворян от государственной службы, ее меры привели к вербовке и расширению профессиональной бюрократии, еще одной долгосрочной тенденции, которая отодвинула политическую власть от провинциальных дворян в течение 19 века.век. Многие из знаменитых героев реалистической прозы Тургенева и Толстого XIX века занимали государственные должности, чтобы пополнить свой доход, когда золотой век, начавшийся екатерининскими реформами, подходил к концу.
Территориальная экспансия
Екатерининская реорганизация внутреннего пространства России была дополнена территориальной экспансией и разделом Польши с Австрией и Пруссией. Коммерческому росту России способствовали черноморские порты. Например, англо-русский торговый договор снизил пошлины на экспорт сырья. Ближе к концу своего правления Екатерина видела в России силу стабильности, противопоставленную Французской революции как силе анархии. Она оставалась стойким защитником абсолютизма против всех форм народного правления, потому что, как она утверждала, он принес экономические, культурные и социальные достижения, которые она считала цивилизационным достижением правления. Она считала, что революция довела Францию до варварства, которое свело на нет достижения Века Разума. Россия, утверждала она в своих письмах, останется оплотом терпимости, разума и достижений в области социального обеспечения, которые, по ее мнению, она взращивала как прагматичный Просвещенный правитель. Она рассматривала стабильность как sine qua non хорошего царствования и результат доброго царствования.
Время ее правления отсчитывало время, и она пришла к выводу, что «конец века продемонстрировал, что восхваляемый 18-й век ничуть не ценнее, чем предшествующие ему века». Пришло время России как защитнику всего, чего добилась старая система. За границей ее геополитическое влияние было огромным. Ее колониальный проект в Крыму, а также кампании против османов изменили границы Российской империи вплоть до ее распада в 19 г.17. В качестве полководца Екатерина увеличила государственные расходы на финансирование своей турецкой войны, и Александр I последовал прецеденту иностранных заимствований. К концу своего правления она перекроила карту Европы на севере, уменьшив Швецию, на юге, победив Османскую империю, и в Центральной Европе, вступив в сговор с Австрией и Пруссией в разделе Польши. Непосредственные последствия ее правления были видны в военной и дипломатической политике Александра I, ее внука, в сдерживании заразы Французской революции.
Последствия царствования Екатерины
Наставила ли Екатерина Россию на новый путь? Вопросы о ее истинных намерениях возникали в последнее десятилетие. Государственный служащий и писатель Александр Радищев произвел состояние царства в своем Путешествии из Петербурга в Москву . В то время как Екатерина прочитала произведение 1790 года как «якобинскую» атаку, Радищев был дитя ее царствования и выступал за дальнейшие реформы, а не за революцию. Историография девятнадцатого века и большая часть советской историографии были в лучшем случае двойственными, в худшем — критическими. Обвинения в лицемерии были характерной чертой ее репутации в XIX веке.век. Ее ранняя репутация была заложницей сексизма, присущего биографической одержимости частной жизнью правителей — как и Марию-Антуанетту, над ней ядовито высмеивали континентальные и британские карикатуристы. Надлежащую оценку ее царствования дать было трудно, поскольку собрание сочинений Екатерины, изданное Российской академией наук в 1901-1907 гг. , было крайне неполным, в нем не было значительной части ее переписки и Инструкции . Историк Саймон Диксон заметил, что реакция на столетие двух хартий в 1885 году вызвала раскол между гражданскими националистами, которые считали ее наследие конституционалистским, и защитниками привилегий дворянства и ценностей империи.
Влиятельный историк XIX века Василий Ключевский пришел к выводу, что ее правление укоренило худшие аспекты крепостного права и коррупции, а децентрализация административных и судебных структур только усугубила беспомощность дворянства. В то время как Екатерина иногда использовала слово «республиканец» для определения своего мировоззрения, ее консерватизм перед лицом американской независимости и Французской революции обнажил разрыв между ее политической риторикой и ограничениями, с которыми даже абсолютный правитель сталкивался в управлении огромной страной, крестьянским населением и эгоистичная элита. Пушкин рассматривал Законодательную комиссию как уловку для обмана общественного мнения (хотя точка зрения Пушкина предвзята из-за его веры в роль аристократии как сдерживающего фактора монарха), и выдвигались обвинения в том, что ее истинная цель состояла в том, чтобы создать благоприятный образ себя при подавлении недовольства дома. Эти обвинения, некоторые из которых теперь пересмотрены, ошибочно придают политический блеск ее культурному проекту и недооценивают ее постоянную приверженность просвещенному абсолютизму. Как читатель Монтескье, она пришла к выводу, что единственная политическая система, которая могла бы управлять огромной азиатской территорией России, малочисленным населением, недостаточно обеспеченной ресурсами инфраструктурой и небольшой правящей фракцией, требовала как централизации, так и административной передачи полномочий. Эти и другие инициативы, такие как правила городского проектирования, стали непреходящим наследием внутри страны. Ее «обжорство» как коллекционера привело к приобретениям, преобразившим Эрмитаж.
Екатерина часто оказывается зажатой между мифом о Петре как Зевсоподобном преобразователе и Александре II, царе-реформаторе, освободившем крепостных. Ее «просвещенные» образовательные реформы, городское планирование, обширная полиция, изменения в системе сословий и создание имперской пропаганды составляли постоянный вклад.