Гжель для детей
Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.
История гжели и её истоки
Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.
Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.
Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».
Особенности промысла гжель
Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.
Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.
Разнообразие форм гжели
Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.
Мир гжели представлен такими предметами, как:
• Чайные пары
• Сервизы
• Вазы для цветов
• Заварочные чайники
• Сахарницы
• Розетки для варенья
• Самовары
• Сувениры
Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.
Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.
Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.
Способ изготовления изделий промысла гжель
Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью.
Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:
• Создание заготовки
• Подготовка к росписи и первый обжиг
• Контроль и отбраковка изделий
• Роспись
• Второй обжиг
Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.
Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера.
Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.
Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.
После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.
После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.
Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины.
После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.
Особенности росписи под гжель
Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:
• Белоснежный фон
• Насыщенно-синий рисунок
• Глазурирование поверхности
• Многообразный и сложный растительный орнамент
• Ручную работу
Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.
Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.
Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.
Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:
• Орнаментальная
• Растительная
• Сюжетная
Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.
Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.
Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.
Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.
Современные мастера гжели
Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.
Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.
Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.
Рассказ о гжели для детей
Научные доклады
Автор J. G. На чтение 3 мин Обновлено
Гжель доклад 2 класс кратко расскажет Вам много полезной информации о народном искусстве филигранной росписи глиняных изделий. Гжель доклад 3 класс можно использовать для подготовки к занятиям.
Содержание
- Рассказ о гжели для детей
- Что такое гжель?
- Гжель история возникновения для детей
- Особенности народного промысла гжели
- Этапы изготовления изделий
- Особенности росписи
- Гжель интересные факты
Гжель история возникновения для детейГжель – это русский народный промысел по производству фарфора и керамики, а также вид народной росписи.
Название и развитие промысла связано с селом Гжель Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. С 1320 года имеются сведенья о первых изделиях местных гончаров. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета, которая придавала самобытности. И получила она название гжели. Вначале народный промысел именовался как «жгель».
Особенности народного промысла гжелиГлавное отличие гжели от других промыслов – это необычная роспись ручной работы. Узор рисуется на белоснежном фоне в синих, кобальтовых тонах, превращаясь в сложный, растительный орнамент. Рисунок вначале наносится под глазурь, а потом изделие обжигается в печи при высокой температуре.
В технике гжели изготовляют следующие предметы: сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, заварочные чайники, самовары, розетки для варенья, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок, матрешек.
Этапы изготовления изделийДля создания изделий под гжель необходимо владеть четкостью, кропотливостью и невероятным полетом фантазии. Посуда изготавливается из майолики или фарфора. Майолика более прочный материал из красной глины, а фарфор тонкий и хрупкий. Процесс изготовления происходит в 5 этапов:
- Создание заготовки. Создание формы под майолику или фарфор по эскизам художника. Также аналогичная заготовка делается на гончарном круге специальными щипцами. После в форму из гипса заливают жидкую фарфоровую массу, которая медленно застывает. Элементы посуды (ручки, крышечки, рельефные узоры) изготавливаются в разных формах.
- Подготовка к росписи и первый обжиг. Включает шлифовку изделия и обжиг. Чтобы рисунок получился ровным и аккуратным, каждое изделие тщательно вручную зачищают специальным ножиком и шлифуют. Потом места креплений замываются, а другие неровности сглаживаются поролоновым валиком. После проделанных процедур изделие обжигается в печи около 8-ми часов.
- Контроль и отбраковка изделий. Контроль качества изделия проводится с целью выявления дефектов при помощи раствора фуксина. Благодаря раствору видны все неровности или стыки в изделии. Недостатки удаляются замыванием или шлифованием. Если дефект исправить невозможно, изделие переплавляется.
- Роспись. Каждый мастер обладает своей уникальной методикой нанесения узоров и в конце подписывает свою работу.
- Второй обжиг. Предварительно все опорные части изделия обрабатываются парафином. Потом его окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг, который длится 18 часов.
- Белый фон
- Рисунок насыщенного синего цвета
- Глазурованная поверхность изделия
- Сложный и многообразный растительный орнамент
- Ручная работа
- Гжельский фарфоровый завод является самым крупным производителем гжельского фосфора. Предприятию 200 лет и оно производит около 600 разных изделий.
- Первое упоминание о гжели приходится на деятельность Ивана Калиты.
- В XVII веке гжельская глина по указу Алексея Михайловича использовалась для алхимических и аптекарских сосудов.
- Во времена крепостного права художники по гжельской росписи считались свободными людьми.
- Вначале роспись была разноцветной. В XIX веке впервые применился кобальт, который так и остался.
- Мастера гжели различают 20 оттенков синего.
Надеемся, что гжель сообщение кратко помогло узнать об этом народном промысле. А краткий рассказ о гжели Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
Старинная русская корзина из гжельского фарфора
Нажмите, чтобы увеличить
Редкая находка
Цена: €68,09
Загрузка
Доступен только 1
НДС включен (где применимо), плюс стоимость доставки
745 продаж |
5 из 5 звездВы можете сделать предложение только при покупке одного товара
Внесен в список 28 декабря 2022 г.
24 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже сделали это, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…не ручная работа
не винтаж (20+ лет)
не принадлежности для рукоделия
запрещены или используют запрещенные материалы
неправильно помечен как контент для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.
Россия, хлебный рынок
Fashion|Россия, хлебный рынок
https://www.nytimes.com/2007/11/28/style/28iht-rshare.1.8516606.html
Реклама
Продолжить чтение основной истории
Робб Янг
Представьте себе. Москва, 2047 год. В какой-то мастерской цифровая доска настроения висит высоко над разделочным столом, усеянным образцами, пуговицами и инструментами. Изображения старых фотографий, вырванные журнальные страницы и множество других визуальных обрывков вдохновения мелькают перед глазами встревоженного дизайнера, стремящегося стать следующей большой фигурой в российской моде.
К кому этот дизайнер обратится за «винтажными» ссылками? Кто изобретет отчетливо русский лексикон, который юноша сможет адаптировать к своему видению? И, что еще важнее, может быть, кто на сегодняшних московских подиумах станет культовым брендом и символом национальной гордости – как Шанель для Франции, Армани для итальянцев или Вивьен Вествуд для британцев?
Сегодня Россия находится в особом положении в отношении дизайна одежды. За чистым холстом скрывается богатая история, наполненная искусством, костюмом и культурой. За последнее десятилетие количество дизайнеров здесь увеличилось с горстки до примерно 120, которые теперь участвуют в двух конкурирующих московских модных мероприятиях.
Помимо известных личностей, таких как Слава Зайцев и совсем недавно Валентин Юдашкин, практически все дизайнеры, работающие в московских и петербургских ателье, являются продуктами постсоветского экономического взрыва. Они принадлежат к тому же поколению, и, знают они об этом или нет, они борются за место в качестве будущих брендов наследия. По сути, история российского фэшн-дизайна начинается сейчас.
«В конце концов, я думаю, что российские дизайнеры захватят большую часть внутреннего рынка и вытеснят часть зарубежных», — говорит Денис Симачев, чей дерзкий и ироничный поворот советской ностальгии, русского китча и народных промыслов в настоящее время делает его тостом город.
В течение шести лет Симачев давал новую жизнь традиционной хохломской росписи по дереву и гжельскому фарфору на своих набивных тканях и рисовал пародии на русскую поп-культуру. Он стал в некотором роде дизайнерской знаменитостью и является одним из наиболее известных российских лейблов за пределами страны: сначала он представил свой бренд в Милане, а затем вернулся на внутренний рынок. Тем не менее, его компания сообщает, что скромные 14 из его 60 оптовых клиентов находятся за пределами России и бывших советских республик. Внутренний рынок остается хлебом насущным даже для самых международных имен в России.
«Я бы сказал, что это удалось только Симачеву», — сказал Александр Шумский, продюсер Russian Fashion Week, на которую, помимо своего конкурента — Недели моды в Москве, приходится большая часть дизайнерских показов здесь. «Я не думаю, что эта стратегия подходит для других. Легче сначала завоевать местный рынок, а затем выйти на мировой рынок.
Культовый бренд Nina Donis когда-то принимал участие в Неделе моды в Лондоне, но теперь выбрал коммерческие шоу-румы в Милане. Ранее в этом году у Вассы была аналогичная поездка в Лондон, а Александр Терехов привёз свою линию Terexov в Нью-Йорк9. 0014
Но для всех тех, кто стремится покинуть Москву ради ярких огней большой сцены, даже успешные, которые продолжают выступать за границей, признают, что оставаться дома есть много преимуществ, особенно сейчас.
Исследование рынка Euromonitor International, опубликованное в отчете WGSN за 2006 год, говорит, что объем продаж одежды и обуви в России достиг 4 миллиардов долларов к 2004 году и, по прогнозам, к 2009 году достигнет 8 миллиардов долларов. благоприятны для российских дизайнеров, — говорит Алена Ахмадуллина, начавшая показы в Париже через несколько лет после дебюта своего бренда в 2001 году. — Многие годы финансовые потоки в России были сосредоточены на «серьезных» отраслях, таких как нефть, газ и т. и только теперь, когда эти рынки перенасыщены, реальные деньги начали поступать в более легкие отрасли, такие как мода».
От дизайна сцены для балета Большого театра до интерьеров «casa» и детских коллекций дом готовой одежды и одежды Чапурина превращается во всеохватывающий лайфстайл-бренд как в Париже, так и в Москве, где он чередует показы.
Российский рынок может быть крошечным по сравнению с зарубежным потенциалом с точки зрения размеров, но многие говорят, что высококлассные отношения часто делают ведение бизнеса дома более привлекательным. «Разница в том, что россиянин купит шубу за 20 000 долларов, даже если ей придется отдать половину этой суммы в кредит, в то время как большинство европейцев, например, покупают такую же шубу только у тех, у кого миллион долларов сбережений», — говорит Ярмак. .
На противоположном конце спектра находится большинство молодых московских дизайнеров, которые также сосредоточены на частных клиентах или ключевых бутиках у себя на заднем дворе.
«Сейчас мы рассчитываем только на наш рынок и очень довольны этим, — говорит Леонид Алексеев, молодой дизайнер. «Никто не будет отрицать, что пересечение наших границ важно, но лично я считаю, что российский рынок на данный момент является целью. Что нам действительно нужно сделать, так это создать здесь свою собственную промышленность, чтобы сохранить часть наших клиентов.
от перехода на продукцию из-за рубежа».Маша Шароева, московский дизайнер из Украины, согласна. «У меня есть иностранные клиенты, и одежда, которую я разрабатываю, пользуется у них большим спросом, но я пока не уверена, что хочу «выйти» на международный рынок как таковой», — говорит Шароева, известная тем, что сочетает роскошные бархатные принты с прозрачные прозрачные ткани.
Несмотря на некоторые благоприятные обстоятельства дома, российские дизайнеры обычно жалуются на нехватку торговых площадей, говоря, что мультибрендовые форматы магазинов почти полностью посвящены международным люксовым брендам, хотя некоторые изменения происходят.
Шакри Амирханова, главный редактор российского издания журнала Tatler, объясняет, что несколько лет назад нерешительность магазинов была отчасти оправдана тем, что тогда российские товары в целом были более низкого качества, чем европейские люксовые бренды. Но теперь, по ее словам, «отношение к российским дизайнерам изменилось.