Аргументы к сочинению ЕГЭ на тему «Война» по русскому языку

Содержание

Война — это вооруженный конфликт между двумя и более политическими образованиями, который происходит на фоне различных претензий или в целях навязывания своей воли оппоненту. Именно такую сухую формулировку выдает Википедия.

Однако война — это более страшное явление, чем просто вооруженный конфликт.

Это разрушенные семьи.

Это умирающие от голода дети.

Это разрушение мира и доброты.

Это страдания и боль.

Это смерть. Много смертей.

Война сметает все общечеловеческие ценности, заставляя людей показать свою равнодушную и жестокую сущность. Когда над головой свистят пули и человека делают мишенью, важно только одно — выжить. И ради этого кто-то предает свою семью, друзей и Родину, а кто-то защищает их до конца, жертвуя собой. Люди, прошедшие через войну, никогда не обретут прежнего Я.

Человек устроен так, что тема войны будет актуальна во все времена. И эта тема очень привлекает писателей и поэтов, которые написали об этом тысячи произведений. Сегодня разберем проблему войны в произведениях нижеперечисленных литераторов и приведем подборку аргументов для сочинения ЕГЭ по русскому языку.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В знаменитой эпопее Льва Николаевича война разбивается на две категории: как фон для повествования и как один из главных персонажей, который раскрывает образы других. Примеры аргументов к сочинению ЕГЭ по роману «Война и мир»

  1. Ложный и истинный патриотизм. Практического каждого персонажа затронул дух патриотизма, однако проявлялось это по-разному. Андрей Болконский, Денис Давыдов, Николай Ростов отчаянно сражались в бою, стремясь разгромить врага и защитить народ. Они были готовы отдать свои жизни, в чем и проявляется истинный патриотизм. Антипод этому — патриотизм ложный, ярко выраженный в образе Анны Павловны Шер и людей в ее окружении. Идет война, а они продолжают вести светскую жизнь. Их противостояние врагу заключалось только в осуждающих разговорах, отказе от французского языка и французских блюд.
  2. Готовность человека смириться с войной. Как только началась Отечественная война, князь Болконский стремится в зону боевых действий. Он желает совершить подвиг, почувствовать себя причастным к происходящим событиям и обрести славу воина. В противовес этому предстает Пьер Безухов, который не понимает, почему люди начали массово убивать друг друга. Он не участвует в боях, но помогает солдатам в меру своих сил. Суровая действительность до него доходит только после Бородинского боя. Но даже попав в плен, Пьер не смог проникнуться военным духом.
  3. Роль человека в истории. Наполеон чувствовал упоение и наслаждение от собственной власти. Думал только о своем величии и был равнодушен к солдатам (например, когда погибли бойцы при переправе через Неман). Из-за эгоизма Наполеон был обречен на поражение. Кутузов же был великим полководцем, так как понимал желание народа. Его интересы совпадали с интересами масс – защитить Родину от врага. Именно поэтому он побеждал в боях.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В романе описываются события Первой мировой (с 1914 по 1917 г.) и Гражданской войн (с 1917 по 1922 г.).Примеры аргументов к сочинению ЕГЭ:

  1. Око за око. Ярко показано, что насилие может порождать только насилие. Молодой казак Митька Коршунов, которого война сделала жестоким человеком, спокойно убивает семью Кошевых и даже наслаждается этим. Мишка Кошевой, который не смог защитить родных, в ответ лишает жизни деда Гришака.
  2. Достоинство на войне. Гражданская война славилась беспощадностью: все убивали всех. Григорию Мелехову удалось сохранить человечность. Он не участвовал в грабежах и разбоях побежденных, не насиловал женщин и очень жалел, что взял в руки оружие и убивал людей. Осознав это, он спасает от верной смерти своего врага Степана Астахова, который стрелял ему в спину. Мелехову удалось понять, что война является бессмысленным братоубийством.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»

Сборник, куда вошли 8 рассказов, посвященных теме Гражданской войны. Аргументы для сочинения:

  1. Люди меняются, если есть ради кого. Центральным героем в рассказе «Шибалково семя» является Яков Шибалко, человек-боец, который всегда находится в гуще сражения. Он ежедневно наблюдает за убийствами и зверствами солдат и не видит ничего плохого в этом, ведь страна целиком охвачена войной. Убивать противников стало для него делом обыденным. Будучи одиноким человеком, Яков меняется, когда у него рождается сын. Сослуживцы посоветовали ему убить младенца, ударив «головой об колесо», а тот не смог. Неожиданно Шибалко предстает перед читателями в совершенно ином свете – оказывает он еще способен сострадать и чувствовать. Ему не безразлична судьба сына и Яков становится любящим отцом.
  2. Бессмысленность и жестокость Гражданской войны. По мнению Шолохова, данный вид войны самый опасный из всех, так как против друг другу воюют люди, которые говорят на одном языке. Противостояние красного казачества против белого привело к страшным преступлениям. Только из-за того, что их взгляды отличаются, вырезали целые деревни, брат «шел» против брата, а отцы убивали собственных детей. Люди уподоблялись кровожадным животным, думая, что, убив другого, они становятся ближе к победе. Но в братоубийственной войне проиграли обе стороны. Гражданская война стала трагедией в истории русского народа.

«Сказание о Борисе и Глебе»

Памятник древнерусской литературы, который описывает убийства Глеба и Бориса, сыновей князя Владимира Красно Солнышко. Аргументы:

  1. Жажда власти. После смерти князя Владимира Святополк, третий по старшинству среди братьев, решает захватить власть. Для этого он подсылает убийц к Борису и Глебу, первым претендентам на престол. Те отказываются развязывать войну против брата, чтобы не ухудшить ситуацию на Руси, и оба погибают.
  2. Война приводит к бессмысленным жертвам. Против Святополка поднимает войско Ярослав, желая отомстить за убийства братьев. После жестокой битвы Ярославу удалось победить противника, после чего в стране междоусобицы прекратились и снова наступил мир. Власть, которую так отчаянно желал Святополк, ускользнула и все убийства оказались бессмысленными. От Святополка отрекается бог, он умирает в муках, на его могиле стоит смрад. Борис и Глеб, отказавшиеся поднять оружие, были возведены в лик святых. Таким образов автор показывает, что война — это всегда плохо.

Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»

Повесть рассказывает о чувствах и состоянии людей, которые невольно оказались вовлечены в военные действия. Аргументы для сочинения ЕГЭ:

  1. У войны не женское лицо. Пять юных девушек, которые даже не успели познать жизнь, были вынуждены взять в руки оружие. Несмотря на возраст, девушки показали мужество и отвагу, выступая против диверсантов. Произведение показывает противоестественность их смерти. Женька — красивая и смелая девчонка, которой гулять бы и гулять, но она умирает в попытке спасти Риту. Однако Рита получает смертельное ранение в живот и, чтобы не стать обузой, убивает себя. У нее остается сын. Романтичная Галя — сирота, погибает со словом «мама» на устах. Лиза, которая мечтала о любви, утонула в болоте. Соню, образованную и утонченную девушку, убили, когда она вернулась за кисетом старшины.
  2. А зори здесь тихие… Зори символизирует начало нового дня. У пятерых героинь жизнь тоже только начиналась, однако они принесли себя в жертву. Зори тихие от того, что погибло огромное количество людей, защищая эту тишину ради детей и внуков.

В.П. Катаев «Сын полка»

Повесть рассказывает, как сказывается на детях война. Аргументы ЕГЭ:

  1. Раннее взросление детей на войне. Мальчик Ваня Солнцев остается без семьи. Одинокого ребенка в лесу находят разведчики и отправляют в детдом. Но он сбегает и приходит обратно в батарею. Ваня мечтает стать полезным человеком и спасти Родину. Он идет в разведку и даже успешно справляется с заданиями, которые ему поручают. Ване пришлось быстро повзрослеть: он рано узнал, что такое смерть и война.
  2. Защита Родины — общее дело
    . Валентин Катаев делает упор на то, что в военное время нет разделения на старых и молодых, женщин и мужчин. Важна помощь каждого человека, важно единство народа — только так можно победить врага. Здесь все друг за друга. Ваня Солнцев не думает о загубленном детстве, ему важно спасти страну. Что говорит о его жертвенности. Капитан Енакиев видит это и спасает мальчику жизнь, отправив его перед последним боем в штаб. Мужчина думал над тем, что мальчик имеет право на детство и жизнь.

М.А. Шолохов «Судьба человека»

Рассказ о человеке, которому пришлось пройти не через одну войну. Аргументы к сочинению ЕГЭ:

  1. Проблема семьи. Во время гражданской войны Андрей Соколов теряет мать и сестру. Великая Отечественная унесла жизни его жены, двоих дочерей и сына. Судьба Андрея — это один пример из тысячи подобных, которые свидетельствуют о том, какой разрушительный эффект оказывает война. Соколов сталкивается с сироткой, мальчиком Ванюшей, который растет беспризорником.
    Он усыновляет его и обретает новый смысл жизни. Рассказ отражает судьбу людей, которым удалось пережить ужасные послевоенные годы и обрести надежду на счастье.
  2. Достоинство русского солдата. Соколов 2 года провел в плену. Однажды в комендантской ему предложили выпить за победу Германии и фюрера, однако главный герой отказался, несмотря на угрозу смерти. Такой поступок вызвал уважение даже у коменданта, который славился садистским характером. Победила сила человеческого духа и Соколова оставили в живых.

В.В. Быков «Сотников»

Василь Владимирович — белорусский писатель, который прошел через Великую Отечественную войну. Аргументы к сочинению ЕГЭ:

Нравственный выбор. Сотников и Рыбак служат в одном полку. Их посылают в деревню, где они сталкиваются с фашистами. Рыбак не бросает раненого товарища в трудную минуту. Ситуация меняется после ареста. Перед бойцами стал выбор: спасти свои жизни и стать полицаем или же умереть во имя Отчизны.

Сотников понимает, что не сможет предать своих товарищей по оружию и отказывается сотрудничать. Рыбак, который отчаянно хочет жить, решает схитрить. Он планировал вступить в сговор с врагом и при первой же возможности сбежать. Однако он попадает в ловушку, с чего и начинается его нравственное падение. Его заставляют казнить Сотникова. Закидывая петлю на шею друга, Рыбак понимает, что это «одна петля на двоих». Быков показал, что в кризисной ситуации выявляется вся сущность человека. Самое главное — поступать по совести.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

Поэма о Василии Теркине. Это идеализированный образ человека на войне. Аргументы:

  1. Патриотизм. В образе главного героя Твардовский представил весь русский народ в целом, который смог объединиться и победить врага. Василий идет на фронт не только потому, что это его обязанность, но и осознанное желание. То есть он чувствует искреннее желание помочь Родине и народу. Он должен защитить родные земли от фашистского захватчика, даже если придется пожертвовать собственной жизнью.
  2. Мужество и героизм. Все намерение защитить Родину Василий подтверждает конкретными действиями. Он бесстрашно взрывает самолет врага и переплывает ледяную реку, чтобы доставить указания на другой берег. В своих поступках никакого подвига и героизма Теркин не видит и думает, что любой бы на его месте поступил так. В поэме не описываются ужасающие картины войны, а передается посыл, как должен поступать человек, чтобы спасти свою страну.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

В повести затрагивается проблема дезертирства. Примеры аргументов:

  1. Предательство. Война поставила Андрея Гуськова перед сложным выбором. Между защитой страны и спасением своей жизни он выбирает второе. Пока в его деревне женщины, старики и дети надрываются на полях, главный герой вынужден ото всех скрываться. Гуськовым движет страх. Он не хочет умирать и думает только о собственном спасении. Во всем герой винит только войну. Распутин откровенно описывает внутренний мир человека, который осознанно пошел на дезертирство.
  2. Последствия предательства. В преступление Гуськов втягивает свою жену Настену. Ей приходится скрывать от всех, что ее муж вернулся и теперь прячется. Женщина беременна, а вся деревня считает, что она гуляет, пока Андрей воюет. Женщина не выдерживает давления и совершает суицид. Война закончилась, а Гуськов будет жить и помнить о предательстве Родины и о том, что он подтолкнул на страшный шаг своего любимого человека. Это последствия его выбора.

Э.М. Ремарк «Три товарища»

Роман описывает события послевоенного времени, когда люди пытаются оправиться от страшных событий и жить дальше. Аргументы к сочинению ЕГЭ:

  1. Проблема «Потерянного поколения». Наступил долгожданный мир. Три товарища, Готтфрид, Отто и Роберт, смогли выжить и вернуться домой. Однако чувство безысходности и боли, которое появилось с началом войны никуда не делось. Перед глазами все также стояли ужасающие и жестокие события, свидетелями и участниками которых им довелось стать. У них нет настоящего, будущее потеряно, есть только военное прошлое – именно поэтому их окрестили потерянным поколением. Свое спасение три товарища видят в дружбе и выпивке.
  2. Равнодушие к жизни. Люди привыкли, что на войне их жизни могут в любой момент оборваться. Чтобы с этим справиться, они стали равнодушными ко всему. Равнодушие сохранилось и в мирное время. После увиденного к прежней жизни практически невозможно вернуться. Война глубоко проникает в сознание и меняет мировоззрение. Роберт делает попытку жить — он начинает отношения с Патрицией, но счастье влюбленных длится недолго. Жизнь Патриции уносит туберкулез и в этот момент Роберт чувствует только одно — равнодушие.

М. Зусак «Книжный вор»

Действие разворачивается в нацистской Германии. Примеры аргументов для сочинения ЕГЭ:

  1. Добро и зло. Гитлер начинает войну в Европе. В немецких городах людей учат доносить друг на друга. Все евреи, инакомыслящие и люди, отказавшиеся вступать в партию, подвергались гонениям. Их отправляли в концлагеря или расстреливали. Царствует нацизм – настоящее воплощение зла. В противовес ему поставляется семья Хуберман, где воспитывается маленькая Лизель. Ее отец отказался быть партийным и тайком помогает евреям. Опасность для семейства стала еще более выраженной, когда они согласились помочь еврею Максу и спрятали его у себя в подвале.
  2. Смерть. Повествование ведется от лица Смерти, унесшая в те года немало жизней. Мир и спокойствие, которого так не хватало наяву, Лизель черпала из книг. Своими книгами она щедро делилась и с Максом. Когда они перечитали все, что можно, Лизель решает брать тайком книги из библиотеки. В те времена они были на вес золота, так как власть распорядилась сжигать все книги. Зусак показывает, что в мире, где властвует насилие, даже маленькие добрые поступки, могут спасти чью-то жизнь от смерти.

Война не щадит никого. Кого-то убивает, а тех, кого оставляет в живых, уничтожает страданиями, постоянно напоминая о душевных ранах. Война разрушает нравственные ценности, учит жестокости и насилию. Однако даже здесь есть место добру, любви и состраданию – именно это в конечном счете приводит к миру. В своих произведениях писатели рассказывают о губительном начале войны и призывают людей избегать их.

Аргументы из литературы на тему: Люди на войне

Автор: Самый Зелёный ·

Многомудрый Литрекон представляет аргументы из литературы на темы: Влияние войны на человека; Люди на войне; Проблема человека на войне. Здесь Вы увидите наиболее известные и общепризнанные книги, в которых авторы, очевидцы и участники событий, рассказали о судьбе участника и жертвы боевых действий. Если каких-либо аргументов не хватает, обращайтесь в комментариях, Литрекон добавит их. Приятного просвещения!

  1. Даниил Гранин и Алексей Адамович «Блокадная книга». Война бессердечна и страшна для любого человека, проживающего на земле, вне зависимости от национальности, расы и убеждений. Но печален факт, что сколько существует цивилизация – столько же люди и воюют. Одним из страшнейших периодов мировой истории является Вторая мировая война. Миллионы жертв: мужчин и женщин, молодых и старых, подростков и детей. Описать страдания и мучения людей во время Великой Отечественной войны, а именно в период блокады Ленинграда, смогли Даниил Гранин и Алексей Адамович в своей «Блокадной книге». Не скрывая правды, авторы описали все ужасы осажденного города. В основу были положены комментарии и рассказы тех, кто прошел через блокаду. Патриотизм и вера в армию сделали помогли людям выжить тогда, когда уже не было ни сил, ни средств для выживания: в нечеловеческих условиях, в адский мороз ленинградцы продолжали жить, работать и помогать красноармейцам. Жертвам ледяного плена было нелегко сохранить человеческий облик, люди страдали от голода и варили собственную одежду, убивали питомцев, но ни на миг не сдались врагу. Электричества не было, а трупы людей лежали прямо на улице. Ни одна благодарность не сможет выразить то, что заслужили герои страны. 872 дня самой кровопролитной блокады завершились, но люди навечно запечатлели в сердцах отвагу жителей города. Война не имеет пощады, не имеет сердца, она порождает ад на земле. Однако человек может возвыситься над событиями и сохранить не только стойкость, но и человечность в тяжелейших условиях.
  2. Михаил Шолохов «Судьба человека». Борясь за Отечество и родной дом, человек превозмогал себя каждый миг. В этой ситуации людьми двигало самое важное – семья. Каждый мужчина уходил на фронт с целью остановить врага, не подпустить его к своему дому: семье, жене, родителям, детям. Таков был мотив главного героя рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов был обычным шофером, когда началась война. Покинув детей и жену, он, как и многие другие мужчины, ушел на фронт добровольцем. Пережив немало испытаний во время войны, Соколов понимал, что даже во вражеском плену он должен оставаться человеком. И не просто человечком, а патриотом своей Родины. Рассказчик вспоминает, как комендант лагеря военнопленных Мюллер предложил выпить ему за победу немецкой армии, на что Соколов ответил отказом, хотя сам понимал, что за этим может последовать расстрел. За смелость и гордость комендант помиловал пленного. После побега из лагеря, уже в госпитале, Соколов узнал от соседа, что ещё в 1942 году в его дом попал снаряд, жена и дочери умерли. Потеряв дальнейший смысл своего существования, Соколов уходит на фронт. Однако луч солнца освещает жизнь рассказчика, и он получает письмо от своего сына Анатолия, который тоже на фронте. Встретиться отец и сын так и не смогли, 9 мая 1945 года Анатолий был убит. Похоронив в немецкой земле последнюю надежду, Соколов почувствовал опустошение и мрак в душе. Война уничтожила и смяла жизнь этого достойного человека, но он остался стойким и добрым, несмотря ни на что. Он смог приютить бездомного мальчика и стать для него опорой. Борьба всем далась нелегко, однако человек может выйти из нее незапятнанным, если сохранит отзывчивость.
  3. Борис Васильев «А зори здесь тихие…». У войны не женское лицо, но кто сказал, что женщины смогут сидеть сложа руки, когда гибнут их любимые и близкие? Война затронула всех: мужчин и женщин, детей и стариков. Кто-то отстаивал честь Родины на фронте, кто-то в тылу, а кто-то защищал родимые стены дома. Про пять смелых, отважных защитниц Кировской железной дороги повествует Борис Васильев в повести «А зори здесь тихие…». За юбкой и когда-то счастливой улыбкой скрывались сильный характер и воля постоять за свою семью, убитого мужа, родителей. Старшина Васков и не подозревал, что эти пять девочек-зенитчиц остановят немецких солдат на пути к важному пункту. Не все были готовы нести тяжелый груз войны. Галя Четвертак, как и большинство женщин, была боязливой и неготовой к суровой реальности, её смерть была результатом нервного срыва. Выбежав из укрытия и попав под обстрел немцев, она погибла. Но не все девушки проявляли свой страх и слабость. У Риты и Жени были свои счеты с врагами. Немцы убили их семьи: Рита потеряла мужа, Женя лишилась отца, матери, сестры и брата. Жажда мести и справедливости затмевали страх и попытку отступить назад, они были готовы пасть, но не пропустить немцев дальше. Софья была еврейкой и, видя репрессии, очень переживала за свою семью. Лиза с детства приспособлена к тяжелым условиям и была готова вступиться за Родину. Мотивы пойти на фронт у каждой девушки были свои, но цель была едина – не дать немцам подойди ближе к победе, и у них это получилось. Но жертвы суровых военных будней заставляют нас вновь и вновь повторять на 9 мая: «Мы за мирное небо над головой!».
  4. Григорий Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние». Война не щадила никого: ни молодых, ни старых. На фронт брали и семнадцатилетних юнцов, и пожилых людей. Парни и девушки, окончив школы или поступив в техникум, должны были сменить ранцы и пиджаки на автоматы и военный порох. Не узнавшие толком жизни, их глаза горели в слепом энтузиазме: защитить и спасти Родину. Таких вчерашних школьников описывал в своем произведении Григорий Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние». Их уходило сто молодых веселых парней, но назад вернулись лишь трое. Ещё вчера они вместе мечтали о будущем, а сегодня их матерям приходят похоронки. Откуда такой патриотизм и жажда справедливости, понять трудно в наши дни. Автор приводит черно-белые фото – единственное, что осталось от погибших на фронте ребят. Героизм и бесстрашие горят в их глазах. Молодые люди с рвением бросались в сражения, зная, что это может быть их последний день. До последнего момента они не переставали любить жизнь с пылом юношеской безумности. Любили мать, девушку, Родину. Но их судьбы оборвала и скомкала война, которую нельзя простить за это. Юные герои отстояли Родину, но себя уберечь не смогли. 
  5. Виктор Астафьев «Прокляты и убиты». На войну иные люди уходили с местью в сердце, кто-то — только с призывом, а большинство, конечно, с глубоким патриотическим порывом. А были и те люди, которые в эти страшные годы черпали силы в вере. В тот период религия порицалась во всех слоях населения. Но не все были готовы изменять своему мироощущению. Данная проблема религии и веры в период Великой Отечественной войны и поднимается в романе Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Сам автор имеет полное представление, о чём он пишет, так как он сам был фронтовиком. Противоположные идеологии, возникающие в сознании солдат, переходят в настоящий внутриличностный конфликт. С одной стороны, твоя Родина, которую ты любишь и уважаешь, но с другой стороны, стоит твоя непоколебимая вера в Бога, которую отвергает твоя Отчизна. С одной стороны, завет «не убий», с другой стороны, необходимость отстаивать свои земли, свою семью. Что делать в этой непростой ситуации? Война не даёт тебе достаточно времени на размышления, и ты плывешь по неведомому тебе маршруту, совмещая в себе религиозную нравственность и долг перед Отечеством. Автор оставляет роман незавершенным, побуждая читателя сделать свой выбор и вывод. 
  6. Джоан Бойн «Мальчик в полосатой пижаме». Вторая мировая война повлекла за собой геноцид по национальному и расовому признаку. Евреи, цыгане, русские, украинцы, белорусы, тяжелобольные люди – все они подвергались гонениям. Пробуждая народную ненависть к отдельным нациям, расам, меньшинствам, нацисты не задумывались, что в один миг они обернут этот процесс против себя и своих детей. Наиболее остро прочувствовать эту проблему можно в романе Джоана Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Мы видим мир глазами главного героя, немецкого мальчика Бруно. Его отец занимает высокий пост, мать – обычная домохозяйка, также есть старшая сестра, разделяющая идею Рейха. Из-за работы отца семья вынуждена переехать в другое место. В новом доме Бруно замечает необычную «ферму» с людьми в полосатых пижамах, но вскоре в одной из бесед отец объясняет мальчику, что эти люди «другие», не такие как они, и ему не стоит пытаться общаться или играть с кем-то из них. Бруно всё же знакомится через колючую проволоку со своим ровесником, который называет себя Шмуль. Ребята начинают общаться, у них возникает что-то наподобие дружбы. Однако Бруно поддается пропаганде со стороны своего учителя, который ежедневно доказывает ему, что евреи – это зло. Но детская дружба на то и детская, что Бруно и Шмуль не обращают внимание на нацию и положение друг друга, это доказывает поступок Бруно в конце книги. Мальчик отправился на территорию концлагеря вместе со своим другом, чтобы найти его родителей. Оттуда он уже никогда не вернулся. Слепая вера в идеологию Рейха со стороны отца и матери Бруно приводит к замкнутому кругу ужаса и боли: их сын становится жертвой газовой камеры. Война, действительно – самое страшное, что может случиться, но страшнее пороха и гранат – холодное человеческое сердце, ожесточенное битвой.
  7. Эрих-Марии Ремарк «На западном фронте без перемен». Война жестока и коварна, заставляет людей ломать себя изнутри. Многие люди, кто оставался в живых, переставали быть такими как прежде. Первыми уходили счастье и радость, последними человеческую душу покидали надежда и вера в светлое будущее. Цена за отстаивание чужих интересов слишком велика. Одним из персонажей, который пережил подобную трансформацию, был немецкий солдат Пауль Боймер из романа Ремарка «На западном фронте без перемен». Молодой человек отправлялся на фронт под влиянием активной агитации со стороны своего классного руководителя. Это было время Первой мировой войны, Германия воевала против России, Англии и Франции. Пропаганда работала повсеместно, но многие люди не понимали истинной цели и мотивов войны, поэтому шли на фронт с розовыми очками в надежде прочувствовать «романтизм» военного пороха. Таким был главный герой. Переломный момент наступает после смерти их товарища Франца, юноша тяжело переносил операцию по ампутации ноги, но так и не смог вынести её. После этого Пауль понимает, что он был одурачен агитацией, и война лишена романтики, как и всякого иного смысла. Во время военных действий люди становятся зверями, ведь только так они могут выжить. Вернувшись домой, Пауль узнает, что его мать умирает от рака, отец хвастается военными успехами сына, а его окружение, не бывавшее на войне, рассуждает о маневрах и планах. Война сделала из молодого человека угрюмое, хмурое и опустошённое приведение без сил и желания что-либо исправить. Таким образом, можно увидеть, как ужасы войны ломают внутренний мир человека и меняют его до неузнаваемости. 
  8. Михаил Шолохов «Тихий Дон». Бывают войны, когда смута сеется внутри страны и разделяет некогда единое общество на два лагеря. Гражданская война 1917 года была одной из таких смут. Этот непростой период нашей страны был описан в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон». Петр и Григорий Мелиховы, Михаил Кошевой и Иван Котляров были друзьями с детства. Они могли постоять не только друг за друга, но и за свои семьи. Разлад произошел с приходом большевиков. Ранее верные друзья стали врагами. Михаил и Иван перешли на сторону «красных», тогда как Петр и Григорий остались сражаться на стороне «белой» армии. Позиция Григория Мелихова была проста, он не видел смысла в этой ненужной борьбе за власть, но казачий долг вынуждал его уйти на фронт. Разочарование наступало с пониманием того, что «свои» убивали «своих». Михаил казнил Петра, попавшего в плен, за что позднее Дарья, жена убитого, отомстила за смерть мужа и собственноручно пристрелила Ивана. Война на уровне простых людей приобретала характер мести и желания захватить власть любой ценой, что четко проявлялось в смене характера Михаила Кошевого, когда он был поставлен начальником в родном хуторе. Война без врага была лишена смысла для Григория и напоминала братоубийство. Желание власти овладевало разумом казаков, что меняло не только их жизнь, но и судьбы их некогда близких людей. В этом раздоре никто не нашел ни правды, ни справедливости, ни счастья, зато множество детей осиротели, семьи разрушились, матери не дождались сыновей с поля боя. Стоила ли новая власть всех этих трагедий и ужасов?
  9. Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Когда приходит война, она не будет спрашивать о статусе и положении. Ей все равно, есть ли у вас семья, какого цвета у вас кожа и богаты ли вы. Своё пагубное влияние война распространит на всех и везде. Примером может послужить судьба героини романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Скарлет О’Хара была требовательной и избалованной леди, привыкшей, что все её просьбы должны незамедлительно исполняться. Девушка была очень домашней и привязанной к отцу, матери и служанке, которую называла Мамушка. В 1861 году началась гражданская война Севера и Юга. С этого момента читатель открывает для себя новую Скарлетт. Оставшись наедине в осаждённом городе с беременной Мелани, она становится медсестрой. Приняв роды у своей соперницы, девушка нашла способ, как вывести себя, Мелани и новорожденного ребенка из города и довести их в родную Тару. Вернувшись в родной дом, Скарлетт узнает о смерти матери, о том, что отец сошел с ума, рабы покинули их. Некогда слабая и эгоистичная девушка превращается в сильную женщину, которой предстояло поднять хозяйство и дом, позаботиться о семье. Ни один мужчина не оказался с ней рядом за период этого страшных месяцев. Ранее нежные руки стали затвердевшими и в мозолях от «грязной» работы. Так, война и внутренние распри показывают сильнейшие стороны человека, заставляя его приспосабливаться к новым условиям, не теряя своего достоинства. 
  10. Л.Н. Толстой «Война и мир». Война способна открыть те чувства, которых ранее не было в человеке, она срывает маски и показывает истинные лица людей. Об этом перевоплощении можно прочитать в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Наташа Ростова, будучи дочерью дворянина, не была привыкшей к ручному труду и тяжелым впечатлениям. Однако с наступлением войны их имение стало госпиталем для раненых солдат. Наташа лично обрабатывала раны офицеров, успокаивала их и ухаживала. Девушку не смущал ни свой статус, ни то, что она ранее не делала этого, ведь на войне все равны. В момент, когда французы подходили к Москве, Ростовы оставляют своё имение и направляются в сторону Подмосковья, забирая с собой раненных. Уже там Наталья узнает, что один из солдат – Андрей Болконский. С этой минуты и до его смерти в её душе царят гармония и пламя надежды, она не жалеет, что в последние минуты его жизни смогла взглянуть в его глаза и побыть с ним рядом. Война сводит и разводит людей, но в такое время наиболее остро ощущается потребность в помощи и сострадании. В этих обстоятельствах мы понимаем, кто окружает нас. 

Автор: Полина Чернышова

Метки: 11 класс9 классаргумент из литературыподборкапример из литературы

Читайте также:

[PDF] Радость и война: удовольствие от чтения в военное время.

  • ДжойАВ, title={Радость и война: удовольствие от чтения о военном опыте}, автор={Юлия Велланд}, journal={Обзор международных исследований}, год = {2018}, объем={44}, страницы = {438 — 455} }
    • J. Welland
    • Опубликовано 21 марта 2018 г.
    • Искусство, политология
    • Обзор международных исследований

    Резюме В последние годы произошел «поворот» к осмыслению войны через опыт тех, кого она коснулась. Хотя это исследование привело к многочисленным важным выводам, его внимание, как правило, по-прежнему сосредоточено на насилии войн, тех, кто несет ответственность за его развязывание, и последствиях такого насилия. В этой статье в центре внимания находятся переживания удовольствия и радости на войне, происходящие одновременно. Опираясь на три военных романа, статья прослеживает три повторяющиеся темы… 

    Посмотреть на Cambridge Press

    wrap.warwick. ac.uk

    Грустно, смешно и странно: в войне со справедливой войной

    • Лиан Хартнетт, Циан О’Дрисколл
    • Политология, искусство 9002 1

    • 2020

    АННОТАЦИЯ Ученые, интересующиеся теорией справедливой войны, уделяли недостаточно внимания тому, как думают о ней солдаты, которым поручено выполнять ее требования. Размышляя над этим разрывом между теорией и…

    Военное ремесло: воплощение политики ведения войны

    • Джоанна Тайди
    • Социология

      Диалог по вопросам безопасности

    • 2019

    вид’. В наших отчетах о войне игнорировались создатели и их материальное производство для войны…

    Опечатка к «Военные чернила: придание смысла и курирование войны с помощью военных татуировок»

    Ветераны давно пытались осмыслить и зафиксировать свои опыт военного времени с помощью различных эстетических средств, таких как романы, мемуары, фильмы, поэзия и искусство. Все чаще исследователи международных отношений…

    Чему чтение Монтеня во время Второй мировой войны может научить нас о справедливой войне

    Ревизионистская наука о справедливой войне использует строгость аналитической философии для выдвижения аргументов о глубокой морали войны. Принятие индивидуальности и космополитичности имеет первостепенное значение для обретения смысла…

    Нанесение чернил во время войны: военные татуировки и темпоральность военного опыта

    Военные татуировки в последнее время стали последним жанром военного искусства, используемым музеями, чтобы сделать войну осязаемой для своих посетителей. Эти новые объекты войны порождают важные временные несоответствия:…

    Введение: Воспоминания о радости

    • Теа Синдбек Андерсен, Джессика Ортнер
    • Социология

      Исследования памяти

    • 2019
    • 900 07

      В этом введении утверждается, что в области изучения памяти необходимо уделять больше внимания роли радостных и положительные типы памяти. Цитируя недавние обсуждения, мы предлагаем, чтобы доминирующие…

      Кто курирует недавние американские войны? Глядя на Арлингтонское кладбище и на Стену, которая исцеляет

      РЕЗЮМЕ Война, центральная тема исследований в области международных отношений, традиционно изучалась через портал государств, пытающихся управлять анархической средой с помощью войны и дипломатии.…

      Воплощенный милитаризм и процесс выхода из сетей иностранных боевиков

      РЕЗЮМЕ С распадом Исламского государства в Сирии и Ираке международные правительства изо всех сил пытаются понять процесс выхода из насильственных сетей большого числа бывших боевиков…

      Войны излишеств: Жорж Батай, солнечная экономика и авария в эпоху войны точности исследования военного дела часто комментируют взаимосвязь между война и излишества. Однако даже в богато теоретических работах эта связь не анализируется.

      Эта статья посвящена…

      Воплощение военной мускулатуры и ремаскулинизированного Запада: маркетинг влияния, фантазии и «лицо НАТО»

      • Art

      • 2022

      В 2018 году Организация Североатлантического договора (НАТО) провела Trident Juncture, крупнейшие военные учения со времен холодной войны. Мероприятие продвигалось в социальных сетях с участием Лассе Матберга как…

      «Восстание Валгаллы»: гендер, воплощение и опыт в военных мемуарах

      • С. Дывик
      • Социология

      • 2016

      Место недавнего вклада в международные отношения воплощение, опыт и эмоции в центре их анализа войны. Признавая, что войну следует «изучать на людях, а не…

      Война — это сила, придающая нам смысл

      • К. Хеджес
      • Политология

      • 2002

      Ветеран военного корреспондента New York Times наводящие на размышления размышления о том, как жизнь проживается больше всего интенсивно во время войны. Генерал Джордж С. Паттон сказал: «По сравнению…

      Эмоции, политика и война

      • Линда Охалл, Томас Грегори
      • Искусство

      • 2015

      1. Введение: Картирование эмоций, политики и войны — Линда Ахолл и Томас Грегори A. Исследование эмоций 2. Остаток дня — Брайан Массуми, 3. Истории боли и тоски: размышления о…

      «А ‘ сосать рану в груди» — это способ, которым природа говорит вам замедлиться…»: юмор и смех военного времени

      • К. Браун, Элина Пенттинен
      • Политология

      • 2013

      В своей критике новый Тезис о войнах, Стивен Чан (2011) утверждает, что мы, изучающие войну, часто настолько очарованы зрелищем насилия, что забываем видеть, как люди могут жить…

      Критические военные исследования, квир-теория и возможности критики: случай самоубийства и забота о семье в вооруженных силах США

      В этом документе исследуются широкие возможности критические военные исследования, в которых механизмы ведения войны рассматриваются как сосуществующие с более широкими структурами социальной жизни, а не как…

      Что войны и «военные органы» знают о международных отношениях

      • Свати Парашар
      • Политология, социология

      • 2013

      Что происходит, когда к «интернациональному» как к отдельному социальному пространству подходят с точки зрения войны, а не войны с точки зрения «интернационального»? Вопрос Тарака Баркави. ..

      Аффективный поворот: теоретизирование социального 7

      «Новаторские эссе в этом томе. . . продемонстрировать потенциал перспективы аффектов в широком диапазоне областей и с различными методологическими подходами. Некоторые из эссе…

      Больше не бойся: эмоции и мировая политика

      Резюме Хотя эмоции играют значительную роль в мировой политике, они до сих пор привлекали на удивление мало внимания ученых-международников. Многочисленные авторы подчеркивали это…

      Сексуальные воины: политика и удовольствия подчинения государству

      • Джесси Крейн-Сибер
      • Политология

      • 2016

      В этом эссе исследуются связи между сексуальностью, сексуальностью и военизированными телами. В то время как ученые убедительно установили связь между милитаризацией, гипер-маскулинной идентичностью и сексуальными…

      The Affect Theory Reader

      • M. Gregg, Gregory J. Seigworth, Sara Ahmed, B. Massumi, E. Probyn, Lauren Berlant
      • Арт

      • 2009

      Эта определяющая область коллекция объединяет и набирает обороты в растущей области исследований аффектов. В число участников входят многие центральные теоретики аффекта — этих внутренних сил…

      «В поисках хорошей войны» говорится, что наша ностальгия по Второй мировой войне нанесла реальный вред

      Книги|«В поисках хорошей войны» говорит наша ностальгия по Вторая мировая война нанесла реальный вред

      https://www.nytimes.com/2021/11/29/books/review-look-for-good-war-elizabeth-samet.html

      Реклама

      Продолжить чтение основного материала

      Books of The Times

      партнерская комиссия.

      Ближе к концу проницательной новой книги Элизабет Д. Самет «В поисках хорошей войны» о призрачной мифологии, окутавшей историческую реальность Второй мировой войны, она напоминает нам речь 2019 года, которую тогдашний президент Трамп произнес в Нормандия, к 75-летию Дня Д. Некоторые слушатели были настолько удивлены торжественностью слов Трампа, что с энтузиазмом восприняли их как свидетельство того, что он облачается в мантию достойного государственного деятеля. Но Самет, профессор английского языка в Вест-Пойнте, который ранее писал о преподавании военной литературы, отказывается ставить оценки по кривой.

      Она быстро перечисляет мешанину банальностей речи: «Великий крестовый поход» (Эйзенхауэр), «Алтарь свободы» (песня о Гражданской войне), «посвященный истории» (оскорбленный Линкольн), «новые рубежи» (присвоенный Кеннеди), «накал битвы», «адское пламя», «нацистская ярость», «устрашающая сила», «захватывающий дух масштаб», «заветный союз», «вечная благодарность» (клише) и «крутой парень» (экспромт). ” То, что Самет называет нашим «веком твитов с оловянными ушами», может затруднить отличить возвышенное красноречие от надуманной напыщенности, но «большинство предложений не выдержат внимательного чтения», — пишет она.

      А «внимательное чтение», как провокационно (и убедительно) утверждает Самет, на самом деле может быть вопросом жизни или смерти. По ее словам, бойкое отношение ко Второй мировой войне нанесло реальный вред, исказив наше понимание прошлого и, следовательно, сформировав наше отношение к будущему. Как «последняя американская военная акция, в отношении которой существует что-то вроде положительного консенсуса», Вторая мировая война является «хорошей войной, которая послужила прологом для трех четвертей века незаконнорожденных».

      Таким образом, ее книга — это произведение беспощадной демистификации — и в этом есть что-то обнадеживающее и даже вдохновляющее. Подобно кадетам, которых она обучает в Вест-Пойнте, гражданским лицам было бы полезно увидеть во Второй мировой войне нечто иное, чем жизнерадостную историю о том, как американское добро побеждает нацистское зло. Да, говорит она сразу, участие Америки в войне было необходимо. Но она утверждает, что предположение о том, что «необходимо» должно означать то же, что и «хорошо», было национальной фантазией.

      Среди самых доверчивых правонарушителей, по ее словам, были такие личности, как Стивен Амброуз и Стивен Спилберг, собравшиеся вместе для съемок мини-сериала HBO по роману Эмброуза «Братья по оружию» — ода американской мощи и чистым намерениям. Амвросий мог быть историком с академическим образованием, но он, казалось, гордился тем, что был агиографом. «Мне было 10 лет, когда закончилась война, — вспоминал он однажды. «Я думал, что вернувшиеся ветераны были великанами, спасшими мир от варварства. Я все еще так думаю. Я остаюсь поклонником героев».

      Элизабет Д. Самет, чья новая книга называется «В поисках хорошей войны: американская амнезия и насильственная погоня за счастьем». Кредит… Хеди Самет

      Не то чтобы герои Амброуза обязательно узнавали себя в его блаженных портретах. Самет цитирует мемуары шекспироведа Элвина Кернана, который присоединился к военно-морскому флоту в 1941 году, чтобы избежать тяжелой экономической ситуации в сельском Вайоминге. «Мы были еще детьми, — писал он, — и, как все дети, были очарованы убийством». Такие дети, возможно, сражались доблестно, пишет Самет, «но их мотивы едва ли были возвышенными, а их опыт менее чем облагораживающим».

      Крайняя порочность нацистов задним числом освятила бы «бесславную работу» союзников, но Самет отмечает, что даже после вступления Америки в войну освобождение евреев никогда не было приоритетом. «Почему мы сражаемся», серия пропагандистских фильмов, снятых Фрэнком Капра в период с 1942 по 1945 год, не упоминали о систематических попытках нацистов истребить евреев, хотя американское правительство узнало об «окончательном решении» еще летом. 1942 г.

      Соединенные Штаты вступили в войну только после нападения на Перл-Харбор — и даже тогда, как говорит Самет, современные наблюдатели отмечали «общее безразличие американцев к тому факту, что мир был в огне». Война на Тихом океане «началась из мести и осложнилась озлобленным расизмом», пишет она. Она цитирует мемуары морского пехотинца, в которых рассказывается, что антипатия американцев к нацистам не могла сравниться с их «жгучей ненавистью» к японцам. «На японцев смотрели как на нечто недочеловеческое и отталкивающее, — писал журналист Эрни Пайл, — как некоторые люди относятся к тараканам или мышам». Изучая записи той эпохи, Самет противопоставляет эту дегуманизацию изображению европейских фашистов, которых обычно называют «гангстерами».

      Несмотря на стремительное восхождение мифологии «хорошей войны», был момент после Второй мировой войны, когда сохранялась более сложная картина — и ее следы сохраняются и по сей день, даже если «открытый, амбивалентный, рефлективный способ памяти ” была в значительной степени затемнена, пишет Самет. Кажется, она видела каждый фильм-нуар с участием разочарованного ветерана, который изо всех сил пытается приспособиться к послевоенному американскому устроению. Но она также показывает, как Голливуд быстро захлестнул культуру своим «привычным оптимизмом». 1947 фильм «Торговцы», например, начинается с того, что ветеран возвращается в рекламный бизнес только для того, чтобы почувствовать к нему отвращение; счастливый конец приходит не с тем, что он отвергает индустрию, а с его решимостью «продавать хорошие вещи, вещи, которые должны быть у людей, и продавать их с достоинством и со вкусом».

      Падение Сайгона в 1975 году, возможно, временно пошатнуло американское стремление к исключительности и непобедимости, но окончание холодной войны и начало операции «Буря в пустыне» частично восстановили доверие американцев. Тем не менее, как бы ни была приятна такая уверенность, она также может быть смертельной, пишет Самет, подпитывая «пагубную американскую сентиментальность», которая «замыкает разум».

      Она заканчивается главой о старой мифологии «Утраченного дела» Гражданской войны, которую мы превратили в «своего рода тематический парк», наполненный символикой и ностальгией, игнорируя экспансионистские войны, которые позже стали возможными благодаря этой мифологии. Империалистические амбиции страны в конце 19 — начале 20 веков продвигались как националистический проект, который должен был окончательно объединить Север и Юг против внешнего врага.

      Но Самет, возможно, слишком настаивает на том, что правда о Гражданской войне безвозвратно утеряна из-за причудливого заблуждения. Миф, по ее словам, «настолько устойчив ко всем последующим попыткам разрушить его, несмотря на удаление нескольких статуй и переименование нескольких зданий». Мне кажется, это обычный способ преуменьшить то, что происходило в течение последних нескольких лет.

Популярное