Плюсы и минусы школьной формы

С этого года очень многие российские школы вводят обязательное ношение школьной формы — «Газета.Ru» изучила главные минусы и плюсы такого решения.

Дебаты о положительных и отрицательные сторонах единообразия в одежде школьников в нашей стране только начинаются, тогда как в Европе и Америке они идут уже десятки лет. На эту тему написаны тысячи статей и проведены сотни научных исследований. «Газета.Ru» суммировала главные их них, чтобы вы могли составить собственное мнение.

Улучшение успеваемости

За
В 1998 году было проведено научное исследование, которое показало, что ученики школ, в которых ввели форму, учатся чуть лучше тех, в чьих школах разрешено ходить в чем угодно. Эксперты уверены: дело в том, что дети не отвлекаются на обсуждение одежды, форма настраивает их на более серьезное поведение в стенах учебного заведения и сокращает время, которое ребенок тратит на то, чтобы решить, в чем сегодня пойти на занятия. И конечно же, думают эксперты, тратит это сэкономленное время на то, чтобы поделать уроки.

Против
Другие эксперты смеются над этими доводами и уверены, что данные про так называемое улучшение успеваемости настолько незначительны, что сопоставимы со статистической погрешностью. К тому же невозможно сравнивать успеваемость в двух государственных школах только на том основании, что в одной введена форма, а в другой — нет. На успеваемость влияют сотни факторов (и в первую очередь квалификация учителей), так что понять, насколько именно ученикам помогает форма, невозможно. А время, сэкономленное на том, что не нужно выбирать, что надеть, ребенок скорее потратит на компьютерные игры, а не на уроки, не говоря уже о том, что на выбор туалета уходит не больше 10–15 минут в день.

Улучшение дисциплины

За
Американское министерство образования, которое озабочено проблемой введения школьной формы уже несколько десятилетий, с настойчивой регулярностью заказывает научные исследования по этой теме, и вот одно из них утверждает, что благодаря школьной форме дети начинают лучше себя вести, меньше дерутся и меньше дразнят друг друга (как раньше делали бы это с детьми из бедных семей, которые не могут позволить себе купить ребенку модную одежду). К тому же дети чувствуют общность с теми, кто ходит в ту же школу.

Против
Противники в первую очередь отмечают тот факт, что даже авторы того же исследования признают: в среднем по стране (США) улучшение поведения среди переодетых в одинаковое школьников довольно незначительно, а обеспеченные родители заказывают для своих отпрысков пошив формы из более дорогих тканей. Да и сами дети находят другие способы показать свою исключительность (дорогие рюкзаки, дорогие канцтовары и т.п.), что совершенно обесценивает довод о том, что школьная форма уравнивает.

К тому же форма ограничивает так необходимую детям подросткового возраста возможность выделиться из толпы.

Но главное, учителя в школах с обязательной формой тратят огромное количество времени на то, чтобы контролировать ношение этой самой формы. Все это выливается в минуты и часы постоянных замечаний, придирок и дискуссий о длине носков, правильных ботинках и степени проглаженности рубашки, которые можно было бы потратить на то, чтобы выучить что-нибудь полезное из алгебры.

Так что получается, что с увеличением времени на поддержание дисциплины сокращается время непосредственной учебы. Не говоря уже о том, что бесконечные споры с учителями про форму (если ребенок носить ее не любит) становятся еще один полем, на котором он пытается сопротивляться системе, борется с ней, что в итоге ухудшает общую дисциплину, а не улучшает ее.

А что касается чувства общности с другими учениками, то оно из положительного фактора превращается в отрицательный, как только ребенок выходит из школы: на улице дети из других школ по форме могут определить, в какую школу он ходит, и начать задираться.

Стоимость

За
Главный аргумент, который приводят защитники школьной формы, заключается в том, что купить комплект униформы намного дешевле, чем собирать ребенку целый гардероб на весь школьный год. Заплатил один раз — и можно больше не думать о том, в чем отправить ребенка в школу. Для бедных родителей это большое подспорье.

Против
С этим не согласны многие эксперты, которые тоже приводят резонные аргументы. Во-первых, комплект школьной формы не покрывает все потребности вашего ребенка. Вы все равно будете покупать ему и обычную одежду, а значит, школьная форма превращается в источник дополнительных расходов, то есть не сокращает проблемы бедных семей, а, наоборот, увеличивает их.

Во-вторых, рьяные государственники, ратующие за школьную форму, забывают один небольшой факт: дети вообще-то растут.

Если форма в сентябре ребенку по размеру, а не висит на нем мешком, то уже к середине года он из нее вырастет и ему нужно будет покупать новый комплект. Не говоря уже о том, что даже дети в школьной форме, бывает, бегают, рвут штаны и ставят кляксы на рубашки, и все это все равно нужно менять, и не на что угодно, а только на ту же самую форму установленного образца и стоимости.

И последнее: если школа не элитная, установленная в ней форма, как правило, очень некачественная и изнашивается намного быстрее, чем обычная одежда, а значит, ее опять нужно менять и тратить на это дополнительные деньги.

Внешний вид

За

Еще один любимый аргумент защитников школьной формы: дети выглядят в ней опрятно, учатся опрятно одеваться, форма прививает им деловой этикет. Особенно бывают довольны формой родители мальчиков, потому что ребенок учится носить пиджак (навык, которым большинство мужчин в России так и не овладело).

Против

А вот родители девочек, как, впрочем, и сами школьницы, намного чаще протестуют против этого довода. Во-первых, мы живем в XXI веке, и современной активной и не желающей ни в чем отставать от мальчиков девочке просто-напросто очень неудобно каждый день носить юбку (большинство школ не разрешает девочкам носить брюки).

Во-вторых, климат в России большую часть года не позволит ни одному родителю, который в своем уме, отправить девочку в школу в юбке, когда на градуснике минус. И с чего это она должна каждый день переодеваться в школе?

Третий, и самый сильный, довод, который приводят родители девочек, — школьная форма стала частью эротической культуры. Девочки в форме становятся объектами сексуального желания. Ходить по улицам в таком виде порой небезопасно. И последнее, форма, как бы хорошо она ни была скроена (а скроена она чаще всего бывает очень нехорошо, будем реалистами), прекрасно сидит на детях с одним типом фигуры и ужасно — на детях с другим.

Получается, что девочки, которым не повезло «подойти» под выбранный школой тип юбки, выглядят уродинами и должны из-за этого страдать. И в конце концов, школьная форма, скроенная из не самых лучших материалов, чаще всего просто неудобна. Почему ваш любимый ребенок должен 11 лет ходить в неудобной одежде?

Школьная форма: проблемы и пути решения

Школьная форма: проблемы и пути решения

Введение

   Актуальность. В этом году многие ученики, прейдя в школу на так называемую перекличку, услышали, что, наверное, впервые за последние лет десять, в России начинает возрождаться школьная форма. Конечно, ее уже пытались не раз возродить, но после первой недели трудового энтузиазма все спускали на тормозах. Вот и в этот раз большинство учеников, родителей, да что греха таить учителей  не приняли эту попытку всерьез. Поэтому родители, как и в предыдущие разы, купили своим детям по паре джинсов, джемперов и кофточек, а также кроссовок и спокойно отправили их в школу. Но каково было их удивление, когда  ребенок  расстроенный,  но чаще довольный, возвращается домой и со счастливым видом и сообщает, что так, дескать, и так мои дорогие, и любимые родители, злой директор сказал, что в школу надо ходить в форме и если мой вид не будет соответствовать правилам дресс-кота, то учится в этой школе я не буду. Заканчиваются последние приготовления к новому учебному сезону. Собраны школьные принадлежности, куплены учебники и тетрадки. Остается один вопрос – в чем отправить ребенка в школу. Для большинства родителей это серьезная «головная боль», потому что единой школьной формы давно нет, а в «вольном стиле» хочется, чтобы твое чадо выглядело не хуже других. Неслучайно многие из современных родителей с ностальгией сегодня вспоминают школьную форму советских времен, которой в то время большинство было недовольно…

   Проблема заключается в том, что ученики не хотят носить школьную форму.

   Объект исследования: отношение учащихся и россиян к школьной форме.

   Предмет исследований: причины нежелания носить школьную форму у учащихся.

   Поэтому целью моей работы является: выяснить насколько законно введение школьной формы и найти актуальные способы решение этой проблемы.

   В ходе работы предстоит решить несколько задач:

  1. Изучить историю школьной формы.
  2. Найти правовые документы, которые освещают вопрос школьной формы в нашем государстве  и установить, не нарушает ли школьная форма права ребенка.
  3. Провести опрос учеников, родителей и учителей на предмет школьной формы, чтобы установить, какая форма их бы устраивала.
  4. Определить приемлемый вид школьной формы по правилам делового дресс-кода  и с учетом пожелания учеников.

   В процессе работы встретились некоторые проблемы, например, недоступность источников, отсутствие адаптированных для детского понимания научных изданий, противоречивые данные в разных источниках и т. д.

   В работе применялись общенаучные методы, среди них — сравнительно — исторический, хронологический. При обработке анкетных материалов использовались элементы формализованного анализа, поскольку материал был обширным и не систематизированным.

   Данная работа состоит из введения, разделенной на четыре логически взаимосвязанные части основной части, заключения, списка литературы и приложений.

   Для сравнения был проведен опрос учеников 9-11 классов гимназии № 12 г. Омска на тему введения школьной формы.

  Среди законов и кодексов наиболее интересными с точки зрения закрепления основных положений о школьной форме показался закон РФ «Об образовании». Для проверки практического выполнения закона был использован Устав гимназии № 12.

История школьной формы

  Впервые школьная форма в России была введена в 1834 году. Сначала — для гимназистов и студентов, причем только для мальчиков. Спустя несколько десятилетий, форму ввели и для девочек.  

  До революции 1917 г. мальчики-гимназисты одевались так: фуражка с эмблемой гимназии, гимнастерка, шинель, куртка, брюки, черные ботинки, ранец. Девочки носили обычные коричневые платьица с фартучками. Правда, одежда для гимназисток была выполнена из ткани высокого качества и выглядела изящнее, нежели памятные людям старшего поколения школьные платья советского производства. Хотя многим они нравятся до сих пор. Изначально школьная форма была предметом гордости. В дореволюционной России одежда гимназистов относилась к сословным признакам, так как учились в гимназии в основном дети обеспеченных родителей. Ее носили на улице, дома, во время торжеств и праздников. Мальчикам тогда полагалось иметь форму военного фасона, а девочкам — темные строгие платья с плиссированными юбками до колен и передниками.

  В 1949 г. было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздникам — белых), а мальчики — в серых военных гимнастерках. Затем серые гимнастерки были сменены серыми же, а потом синими костюмами. Примечательно, что школьная форма девочек со временем не изменилась. В начале 90-х, в знак того, что в стране полностью победила демократия, единая школьная форма была отменена. Коричневые платья и синие костюмы были «разжалованы» как пережиток социализма, а дети получили возможность наряжаться в школу в соответствии со своими вкусами и, конечно же, кошельками родителей.

  Однако дискуссии о необходимости возрождения школьной формы в массовом порядке или ее введения в отдельно взятом учебном заведении не утихают. Основные споры ведутся вокруг того, что даст введение обязательной школьной формы в современных школах: повысит дисциплину и успеваемость или, наоборот, лишит индивидуальности, превратив класс в серую безликую массу.

  В форме для учеников есть как плюсы, так и минусы. Так многие педагоги и родители уверены, что введение школьной формы придаёт ученикам «божеский вид», и не дает выставлять на показ различия в социальном положении родителей. Школа должна не только учить, но и воспитывать, прививать детям чувство стиля и меры.

  По мнению учителей со стажем, в погоне за модной одеждой дети забывают, что в школе нужно учиться, а не отвлекаться на разглядывание, кто во что одет. Строгие костюмы напоминают как юношам, так и девушкам, что школа — это их работа, и они чувствуют себя старше, солиднее. Ведь далеко не каждый подросток способен оценивать себя и своих приятелей по уму, а не по одежке, — считают школьные психологи.

  По мнению специалистов, школьная форма на 60% улучшает дисциплину и успеваемость в классе, прививает детям вкус к деловому костюму в будущем. С другой стороны, школьная форма выгодна родителям: купив в конце августа школьный костюм, они на целый учебный год избавляют себя и ребенка от вопроса: что же завтра надеть?

  Однако пока что в России сегодня не так уж много фабрик, которые специализируются на

изготовлении недорогой и, главное, красивой и качественной школьной одежды. Часто фабрики и мелкие фирмы стараются сбыть залежалый некачественный товар. Предлагаемая ученикам одежда должна быть стильной и красивой, чтобы у них не было причин для недовольства, что, мол, мешковатый костюм или немодное платье убивают их индивидуальность. Пожалуй, один из главных аргументов «за» – разные финансовые возможности родителей. Социальное расслоение больно ударило по самим школьникам, утверждают специалисты. Те, кто одет с иголочки, стали сторониться своих сверстников, донашивающих одежды старших братьев и сестер. “Бесформенная свобода”, по утверждению психологов, отрицательно сказалась и на психике ребят. Школьная униформа, со временем обязательная для всех учеников, возможно, замаскирует социальное неравенство в детской среде.

  За рубежом, например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Форма для них — эталон подростковой моды. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму. В Австралии дети ходят на занятия в джинсах и фуфайках, а вот престижные экономические классы – будущие финансисты – носят строгий костюм. В Африке школьницам запрещают мини-юбки, которые могут спровоцировать учителей на сексуальные домогательства. В Иране ученицам начальной школы позволено носить накидки не черного или коричневого цвета, а более светлых тонов, остальные носят чадру.

  В США школьная форма есть только в престижных частных школах для детей обеспеченных родителей. Кроме того, там каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки.

  А в Великобритании школьная форма приближена к классическому стилю одежды. Долгое время она включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки! У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком. Школьники любят носить форму и гордятся ей.

  В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих государствах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым

  В 1992 году традиционная одинаковая форма в российских школах была официально отменена государственными органами управления. Запрет был снят, и в школу ученики начали ходить в чем угодно. Но, наряжаясь в школу, школьники далеко не всегда руководствовались чувством меры, порой появляясь даже на экзаменах в спортивных костюмах. Это и заставило учителей лицея всерьез задуматься о введении определенного вида одежды для всех учеников. «Закон об образовании» Республики Молдова никак не регламентирует этот вопрос, а потому и решение вводить или не вводить школьную форму целиком зависит от школьной администрации. В итоге, в уставе лицея появилась новая статья, согласно которой лицеисты должны появляться на занятиях в одежде делового стиля по принципу «светлый верх, темный низ». Единой формы для всех вводить не стали, предоставив всем ученикам относительную свободу выбора. Впрочем, несмотря на это, многим школьникам деловой стиль одежды пришелся не по душе, особенно старшеклассникам. Младшие классы, напротив, самые благодарные носители и почитатели школьной формы. Надевая форму, они наполняются гордостью от мысли «Я теперь хожу в школу». За несколько лет тренировок лицеисты все же научились умело варьировать между белыми блузками и бежевыми свитерами так, чтобы подчеркивать свою индивидуальность. А следит за порядком администрация очень строго, каждый день по утрам, приветствуя учеников в фойе, а заодно и отправляя переодеваться всех тех, кто решил сменить деловой стиль одежды на что-нибудь другое. Есть у администрации и ряд других мер: построение всех «штрафников» в фойе, рейды по классам, разговоры с родителями (у которых форма пользуется не большей популярностью, чем у их детей). И если зимой на вопрос «Почему вы пришли в школу в джинсах?», у вас еще остается ответ «А в школе холодно», то на весну и осень лучше все же запастись белыми блузками и рубашками и черными брюками. Хоть яркий контраст и утомляет зрение… Приучаться к дисциплине нужно уже со школьной скамьи: начальник в офисе вряд ли будет столь же терпеливо уговаривать вас (как это делают учителя) сменить джинсы и кислотный свитер на деловой костюм.

Правовой аспект введения школьной формы

   Из «Закона об образовании РФ»  следует, что вопросы введения и не введения школьной формы не освещены законом  и данный вопрос администрация школы должна решать самостоятельно, но есть одна оговорка: это не должно нарушать права  ребенка.

   Что такое права ребенка?

  1. Права ребенка являются понятием из категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка, как человеческой личности.
  2. Права ребенка – это нечто иное, чем его основные потребности. Не существует права на воспитание в счастливой семье или права на любовь, хотя это необыкновенно важные потребности каждого человека.
  3. О правах детей, как и правах человека, речь идет в акте «власть-личность». Если ребенок имеет право, то это значит, что государство должно обеспечить ему пользоваться этим.
  4. Права ребенка, как и права человека, подлежат ограничениям, но только таким, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Не могут быть ограничены права на защиту от пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказание, и защиту от рабства и подневольного состояния.
  5. Если ребенок/человек имеет право, то это значит, что должны существовать процедуры истребования права:  «Иметь право – значит мочь, притязать». В ином случае право становиться пустой декларацией.

  Я считаю, что в большинстве случаев школа не нарушает прав ребенка. Однако в некоторых вопросах она все же ущемляет их. Какие же права ущемляет школьная форма, по мнению учеников гимназии № 12:

  1. Свобода выбора;
  2. Свобода самовыражения;
  3. Право на индивидуальность;
  4. Свобода личности;
  5. Свобода слова и мысли;
  6. Право на бесплатное образование;
  7. Неординарность;
  8. Человеческое достоинство;

Мнение россиян о школьной форме

  Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к введению школьной формы, в чем видят её основные преимуществ и недостатки, кто, по мнению респондентов, должен принимать решение о введении школьной формы. Большинство россиян (64%) считают, что в школах следует вводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, вдвое меньше (31%). Чаще всего за введение школьной формы выступают женщины – 77%, из них 39% считают, что «безусловно следует» ее вести. На этом фоне существенно выделяется позиция в отношении школьной формы молодых респондентов 18–24 лет, среди которых преобладает отрицательное отношение к её введению – половина опрошенных этой группы (51%) против введения школьной формы, тогда как «за» – лишь треть (38%). По сравнению с респондентами, считающими себя плохо и средне материально обеспеченными, хорошо обеспеченные опрошенные демонстрируют более негативное отношение к введению формы в школах. Из них 43% полагают, что этого делать не следует. Хотя и в этой группе большинство (56%) готово поддержать такую меру. Основные преимущества школьной формы – сглаживание социального неравенства детей (это отмечают 53% опрошенных) и ее «дисциплинирующий» фактор (44%). Немаловажным для родителей является и то, что школьная форма формирует чувство общности и сплоченности с классом, школой (18%). Лишь 15% опрошенных не видят никаких «плюсов» введения школьной формы. Причем, среди молодёжи 18–24 лет доля тех, кто таких преимуществ не находит, максимальна и составляет треть опрошенных (34%). Главные недостатки школьной формы – нежелание детей ее носить (32%) и «потеря  индивидуальности» (18%). Также респонденты указывают на фактор «затратности» – 15% отмечают повышение финансовых расходов на обучение ребенка, а 11% – затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы. Нередко к «минусам» относят низкое качество материалов и пошива школьной формы (14%). Впрочем, немало и тех – четверть опрошенных (25%), – кто  не видит никаких недостатков во введении школьной формы. Кто должен принимать решение о введении школьной формы? Относительное большинство опрошенных (43%) считают, что должно быть принято государственное решение о введении школьной формы во всех школах России. Существенно реже  респонденты указывают, что это прерогатива директора школа (15%) или региональных органов власти (13%). Лишь 12% опрошенных считают, что сами родители должны принимать решение о том, будет ли их ребенок ходить в школьной форме.

  Для того, чтобы узнать, что не устраивает учеников в школьной форме мы провели опрос на базе старших классов гимназии № 12. Результаты этого опроса, а также сами опросные листы приведены в Приложении № 1. В большинстве случаев вот, то, что не устраивает школьников: фасон; ткань; цвет; крой; качество; боязнь быть похожим на всех.

  Однако большинство из них даже примерно не представляют себе основные правила дресс-кода. И будет лучше, если ученик познакомиться с ними в  школе, а не после очередного отказа по поиску работы, когда тот заявиться на собеседование в кислотных джинсах и кофточке, с черными губами и ногтями, и зеленым ежиком на голове. Для этого нужно проводить классные часы или даже специальные курсы по ознакомлению с дресс-котом и умением следовать ему.

Идеальная форма по правилам дресс-кода и по мнению учеников

   Дресс-код – это стиль одежды, который принят для посещения какого-либо общества или какого-либо места. Одним из видов дресс-кода является – деловой, который вводится для рабочих какой-либо организации руководством этой организации. Однако, школьная форма – это тоже вид делового дресс-кода, который вводится руководством школы. Какой же должна быть школьная форма по основным положениям делового дресс-кода, который являются общими для всех предприятий, фирм и даже школ. Вот эти основные положения:

  1. Юбки у девушек должны быть по колено и ниже;
  2. Брюки у парней должны быть темного цвета и со стрелками;
  3. В одежде должны отсутствовать разрезы, декольте, обтягивающие и сжатые ткани. Только простой покрой одежды и качественные ткани;
  4. Волосы желательнее носить длиннее плеч, выбирая нейтральные тона. Если волосы длиннее плеч, то следует собирать их в пучок;
  5. Туфли следует носить с закрытым носом, каблук не выше 5 сантиметров. Не в коем случае нельзя носить спортивную и уличную обувь;
  6. Макияж должен быть модным, но не ярким;
  7. Украшения должны обязательно присутствовать, но не крупные и не ярких цветов;
  8. На блузку или рубашку обязательно одевать пиджак;
  9. Рубашка, пиджак и галстук обязательно должны хорошо сочетаться в цветовом отношении;
  10. Блузка и пиджак обязательно должны хорошо сочетаться в цветовом отношении;

   Но что хотят ученики? Это видно из опроса, проведенного на базе гимназии № 12: удобный фасон; мягкая, немаркая, немнущаяся ткань; красивые цветовые сочетания цветов и красивые рисунки; эмблема гимназии.

   Но как удовлетворить всем этим требованиям? Вам не кажется, что это несколько проблематично. Но разные школы выходят из этих ситуаций. Например, одна московская школа сшила всем ученикам форму из темной джинсовой ткани с эмблемами школы? Другие с проблемой справляются так: начинают введение школьной постепенно с первоклассников, на следующий год форму носят первые и вторые и классы, еще через год первые вторые и третьи, и так чрез десять лет мы получаем школу, где все ученики носят форму, не потому что их заставляли (сначала, конечно, заставляли), а просто, потому что так ходят все, и они просто привыкли ходить в школу в определенной одежде.

  Нам кажется, что лучше всего в качестве школьной формы носить деловые костюмы.

Заключение

   Заканчиваются последние приготовления к новому учебному сезону. Собраны школьные принадлежности, куплены учебники и тетрадки. Остается один вопрос – в чем отправить ребенка в школу. Для большинства родителей это серьезная «головная боль», потому что единой школьной формы давно нет, а в «вольном стиле» хочется, чтобы твое чадо выглядело не хуже других. Неслучайно многие из современных родителей с ностальгией сегодня вспоминают школьную форму советских времен, которой в то время большинство было недовольно…

  Среди пользователей сети Интернет почти 3 млн. людей имеют детей. Всем пользователям сети, которые заходили на сайт газеты, было предложено ответить на несколько вопросов. Вопросы были простые. Нужна ли школьная форма или не нужна?  Подавляющее большинство высказалось за необходимость введения школьной формы в школах, это более 63%. Абсолютно ненужной школьную форму считают 22% опрошенных. И количество равнодушных составляет 14,6%.  Школьник в форме и школьник без нее. Есть ли разница? Почти 60% опрошенных считают, что школьная форма дисциплинирует, что она не позволяет богатым выделяться на фоне бедных. 40%считают, что разницы особенной нет. И социальный статус проявляется независимо от того, одет школьник в форму или в школе присутствует другая форма одежды.
Был задан вопрос относительно того, какой видят школьную форму родители и ученики? Опрос выяснил, что большинство считает, что школьная форма должна быть функциональной, чтобы в ней можно было и за партой сидеть, и в футбол погонять, и в классики поиграть. Это 43% тех людей, которые приняли участие в опросе. 38% считают, что школьная форма должна быть строгой, желательно с эмблемой школьного заведения. Но если вспомнить наших гимназистов, лицеистов, то так оно и было. Наверное, по ментальности русскому народу наличие школьной формы само по себе близко. И 19% опрошенных,  считают, что не важно, какой будет школьная форма, лишь бы она была недорогой и комфортной. Был задан вопрос: возникали ли какие-то трудности при приобретении школьной формы? 60% сказали, что трудностей не было, однако 37% сказали, что трудности возникали, трудности были серьезными. Позвольте мне чуть-чуть вернуться к истории вопроса о школьной форме. Школьная форма в свое время в 1970 году в уставе средней образовательной школы существовала как обязательная. Причем, согласовывалось это обязательно с республикой – какой именно должна быть форма. Проходят годы, и в 1991 году школьная форма еще существует, а в 1992 году решением Правительства, с введением нового Закона об образовании вопрос определения такого волевого решения введения школьной формы сам ушел. И он отпал. Таким образом, сегодня это вопрос решается на уровне образовательных учреждений, руководителей образовательных учреждений и родителей, никаких волевых отношений, документов, приказов, распоряжений на этот счет нет. Тем не менее, жизнь показывает другое.Ранее мы приводили цифры по опросу, а мы их чуть сравнили. 4 года назад точно такой же опрос проводился не только в Москве, но и в России. И опрос тогда показал, что 100% руководителей образовательных учреждений приняли тогда участие, 67 наших регионов. 100% руководителей образовательных учреждений поддержали наличие школьной формы. 91% учителей поддержал. Из родителей 78%, а вот дети поддержали введение школьной формы только 38%. Это было 4 года назад. Я слушала сейчас Марину, и я поняла, что цифра несколько изменилась. Она пошла несколько в другую сторону. На уровне округов в течение последних 3-4 лет наши производители школьной формы представляют ее на наших августовских конференциях. И школьная форма вызывает интерес, если она комфортна, удобна, если  создает сопричастность к определенной корпоративности того или иного учреждения.
  Мы   абсолютно согласны, что она организует, а это очень важно. У родителей тоже более ровное отношение к школьной форме. Что интересно, у  нас есть школы в Москве, которые не отказались от школьной формы. Они унифицировали эту форму. Из тусклой и неприглядной, создали свою модель. Это могли быть только жилеты,  только верх, допустим, пиджак. Это могла быть одинаковая ткань и корпоративный цвет – малиновый, синий или серый.  Опросы родителей и детей показывают, что они ею довольны.

  Наше мнение: школьная форма мобилизует, позволяет едино воспринимать учеников, уравнивает социальное положение детей. Однако многие не хотят носить школьную форму, потому что она им не нравится ее не удобно носить. Нам  кажется, что решением этой проблемы является просто выбор ателье с хорошей репутацией. Также мы думаем, что школьную форму надо вводить постепенно, начиная с первого класса, тогда это будет иметь хоть какой-то эффект. Надо начинать вводит форму во всей стране, потому что порой ученикам обидно и непонятно, почему я должен носить в школу что-то одно, а мой друг может ходить в чем угодно, хоть голышом.

  Итак, мы ознакомились с историей создания  и развития школьной формы в России, в других странах и по городу Омску, а также рассмотрели требования учащихся  и постарались сопоставить их с основными положениями дресс-кода, помог нам в этом опрос, проведенный на базе старших классов гимназии № 12. Из опроса школьников видно, что большинство из них не хотят носить форму, потому что им неудобно, и они просто не привыкли к ней.  Мне кажется, что эти требования больше относятся к эстетическим, а не к правовым, поэтому гипотеза представленная в начале исследования подтвердилась.

   Цели и задачи, поставленные в начале работы, мы считаем выполненными. Данная работа может быть использована для проведения кружков по праву и обществознанию и как опорный материал для дальнейших исследований.

   Нам кажется, что проблема, рассмотренная в работе, актуальна в настоящее время. И кто знает, может быть, мы уже начинаем делать шаги к введению единой школьной формы?

Список литературы:

  1. Декларация о правах ребенка. – М., 2010
  2. Конвенция о правах ребенка. – М., 2010
  3. Закон об образовании РФ. – М., 2010
  4. Устав гимназии № 12 г. Омска.
  5. Конституция РФ. – М., 2010

Приложение № 1

Результаты опроса проведенного в гимназии № 12 г. Омска

Вопрос

Положительный ответ

Отрицательный ответ

1. Как вы считаете, нужна ли школьная форма?

34,41 %

65, 59 %

2. Устраивает ли вас школьная форма вообще?

37,74 %

62, 26 %

3. А в нашей гимназии?

26, 74 %

74, 6 %

4. Как относятся к школьной форме ваши родители?

50, 05 %

49, 95 %

5. Как относятся родители к форме нашей гимназии?

32, 92 %

67,08  %

5. Позволяет ли ваше финансовое положение приобрести школьную форму?

64, 48  %

32, 52 %

6. Как вы считаете, нарушает ли введение школьной формы ваши права?

57,82 %

42,18 %

Плюсы и минусы школьной формы

Ходили ли вы в школу, где требовалась форма? Ваши дети сейчас носят школьную форму? Если вы ответили «да» на любой из этих вопросов, вы, вероятно, серьезно относитесь к требованиям школьной формы. Даже если у вас нет личного отношения к униформе, вам может быть интересна эта тема. Если да, ознакомьтесь с нашим руководством о плюсах и минусах школьной формы ниже. Вы также можете увидеть, как требования к школьной форме относятся к штатам с самым высоким рейтингом образования.

Преимущества ношения школьной формы

Школьная форма, хотя и вызывает бурные споры, может принести пользу как детям, которых просят носить ее, так и самой школе. Вот почему многие частные школы требуют униформы и почему все больше и больше государственных школ начинают следовать этой тенденции. Вот четыре основных преимущества школьной формы:

1. Они могут разрушить классовые барьеры между учащимися

Когда учащиеся не носят школьную форму, легко определить детей с наибольшими и наименьшими экономическими привилегиями. в зависимости от того, что они носят в школу. Один из аргументов, используемых в пользу школьной формы, заключается в том, что когда дети носят форму, видимые классовые маркеры между богатыми и бедными детьми уменьшаются или исчезают, что может привести к большему социальному смешению по экономическому признаку.

2. Они могут повысить внимание учащихся

Еще один аргумент, который часто приводится в пользу школьной формы, заключается в том, что она может повысить внимание учащихся. Доказательства этого кажутся скудными, но многие сторонники униформы утверждают, что, когда учащиеся не имеют одежды, чтобы замечать, комментировать или реагировать на них, они могут тратить больше умственной энергии на обучение. Униформа, утверждает этот аргумент, способствует дисциплинированному обучению в школе.

3. Они могут усилить чувство общности в школе

Униформа также может создать сообщество в школе, поскольку учащиеся всех возрастов — и выпускники тоже — связывают или сочувствуют одежде, которая ассоциируется у них со школьными днями. Когда школы, в которых традиционно требовалась униформа, играют с отменой требования об униформе, часто именно выпускники выступают за сохранение традиции школьной формы.

Воспользуйтесь нашим калькулятором бюджета.

4. Школьная форма может способствовать безопасности

В районах, где учащиеся могут быть связаны с бандами, униформа может повысить безопасность, не позволяя учащимся носить одежду, которая намеренно или ненамеренно указывает на принадлежность к банде. Некоторые сторонники школьной формы утверждают, что форма может повысить безопасность учащихся в школе и за ее пределами, а также повысить способность учащихся сливаться с учебой и сосредоточиться на учебе, не беспокоясь о том, что их выбор одежды может сделать их мишенью.

Недостатки ношения школьной формы

При всех достоинствах школьной формы есть и недостатки. Все они связаны с личными последствиями, которые требование может оказать на ребенка или семью ребенка, которого просят носить эту форму. Четыре самых больших минуса ношения школьной формы:

1. Это может быть дорого для родителей

Содержать ребенка в школьной форме может быть дороже для родителей и опекунов, чем покупка обычной одежды. Часто униформу можно приобрести только у ограниченного числа поставщиков, а отсутствие конкуренции (и ограниченного рынка) удерживает цены на высоком уровне. Или униформа будет включать в себя более дорогие предметы, такие как блейзеры и туфли, которые некоторые семьи могут себе позволить.

2. Униформа ограничивает самовыражение учащихся

Другим аргументом против школьной формы и за ношение гражданской одежды в школе является то, что она ограничивает самовыражение учащихся. Подростки, в частности, известны своей потребностью выражать свои эмоции и свои вкусы в музыке, моде и искусстве через одежду, прически и пирсинг. Школа может быть жесткой для детей и подростков, как она есть, не лишая их одной из немногих областей, где они могут проявлять некоторый контроль и выражать себя, говорят противники школьной формы.

3. Униформа может быть сексистской

Некоторая форма может показаться учащимся и родителям сексистской. Например, если школьная форма требует, чтобы девочки носили юбки, а брюки не допускаются, некоторые ученики и родители могут возражать, что приводит к конфликту с администрацией школы.

Не все девушки хотят носить юбки, и некоторые могут возмутиться, когда им говорят носить традиционно «женскую» одежду. Кроме того, если учащийся не уверен в своем месте в гендерном спектре или экспериментирует с различными формами гендерной презентации, школьная форма может стать настоящей проблемой.

4. Униформа ведет к усилению контроля над учащимися

Если в школе есть политика в отношении униформы, она обычно пытается обеспечить соблюдение этой политики, следя за одеждой учащихся и наказывая учащихся за нарушение требований к униформе. Конечно, даже школы, в которых не требуется форма, могут контролировать одежду учащихся, если она считается слишком откровенной или оскорбительной, но форма может привлечь внимание к одежде учащихся.

Это может вызвать у учащихся ощущение, что их внимательно изучают и наказывают за их внешний вид, что может негативно сказаться на самооценке учащихся или их отношении к школе. А если учеников отправят домой за нарушение формы, они упустят драгоценное учебное время. Кроме того, охрана студенческой формы требует времени и усилий со стороны администраторов.

Итоги

Если покупка школьной формы в вашей семье связана с покупкой школьной формы, вы можете быть знакомы с некоторыми аргументами за и против школьной формы. По некоторым данным, школьная форма становится все более популярной в США, а это означает, что в ближайшие годы все больше домохозяйств могут начать обсуждать достоинства формы.

Советы по оплате школы
  • Оплата обучения в частной школе или колледже для ваших детей может быть дорогостоящей. Важно составить финансовый план, чтобы знать, что у вас есть нужная сумма для ваших детей, когда придет время. Лучший способ сделать это может быть с финансовым консультантом. Найти финансового консультанта не составит труда. Бесплатный инструмент SmartAsset подберет вам до трех проверенных финансовых консультантов, которые обслуживают ваш регион, и вы можете бесплатно взять интервью у своих консультантов, чтобы решить, какой из них подходит именно вам. Если вы готовы найти консультанта, который поможет вам достичь ваших финансовых целей, начните прямо сейчас.
  • Если вы пытаетесь определить, сколько вам нужно накопить, чтобы ваши дети могли учиться в школе, или вы сами, важно использовать калькулятор студенческого кредита.

Фото: ©iStock.com/Wavebreakmedia, ©iStock.com/DGLimages, ©iStock.com/Tomwang112

Амелия Джозефсон Амелия Джозефсон — писательница, увлеченно освещающая темы финансовой грамотности. Ее области знаний включают выход на пенсию и покупку жилья. Работы Амелии появились в Интернете, в том числе на AOL, CBS News и The Simple Dollar. Она имеет ученые степени Колумбийского и Оксфордского университетов. Родом из Аляски, Амелия теперь называет Бруклин своим домом.

За и против: Школьная форма

проверено Цитировать

Несмотря на то, что были предприняты все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые расхождения. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.

Выбрать стиль цитирования

MLAAPAChicago Руководство по стилю

проверено Цитировать

Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые несоответствия.

Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.

Выбрать стиль цитирования

MLAAPAChicago Руководство по стилю

© Monkey Business Images/Dreamstime.com

ProCon.org.

Традиционно предпочитаемая частными и приходскими учреждениями, школьная форма все чаще используется в государственных школах США. Согласно отчету за 2020 год, процент государственных школ, которым требуется школьная форма, подскочил с 12% в 1999-2000 учебного года до 20% в 2017-18 учебном году. Школьная форма чаще всего требовалась в начальных школах (23%), затем в средних (18%) и старших классах (10%).

Первое зарегистрированное использование стандартизированной одежды в образовании, возможно, имело место в Англии в 1222 году, когда архиепископ Кентерберийский поручил учащимся носить одежду, похожую на халат, называемую «каппа клауса». Происхождение современной школьной формы можно проследить до Англии 16-го века, когда обедневшие «благотворительные дети», посещавшие школу-интернат при больнице Христа, носили синие плащи, напоминающие сутаны, которые носило духовенство, вместе с желтыми чулками.

По состоянию на сентябрь 2014 года ученики Christ’s Hospital по-прежнему носили ту же форму, и, по данным школы, это самая старая школьная форма, которая до сих пор используется. Когда в 2011 году Christ’s Hospital опросила своих студентов, 95% проголосовали за сохранение традиционной формы.

Школьная форма в Соединенных Штатах соответствовала традиционному использованию формы, установленной в Англии, и, как правило, ограничивалась частными и приходскими школами. Одно исключение было обнаружено в государственных школах-интернатах для детей коренных американцев, впервые созданных в конце 1800-х годов, где дети, которых разлучили со своими семьями, были одеты в военную форму.

Согласно данным, опубликованным в 2018 году Национальным центром статистики образования, общее количество государственных школ по всей стране, требующих, чтобы учащиеся носили школьную форму, увеличилось с 12% в 1999-2000 учебного года до 21% в 2015-2016 учебном году. В 2015–2016 годах 25% государственных начальных школ применяли единую политику, равно как и 20% государственных средних школ и 12% государственных средних школ. В 2015-2016 годах в школах, расположенных в городах, была более высокая доля обязательной формы, чем в школах в пригородах, городах и сельской местности. Обязательная форма была гораздо более распространена в школах с «высоким уровнем бедности» (в которых 76% учащихся имели право на участие в программах льготных или бесплатных обедов), чем в школах с «низким уровнем бедности».

Среди городов США с наибольшим использованием школьной формы в государственных школах — Филадельфия (100 % школ), Новый Орлеан (95 %), Кливленд (85 %), Чикаго (80 %), Бостон (65 %), и Майами (60%). Количество школ со «строгим дресс-кодом» также увеличилось с 47% в 2000 г. до 57% в 2010 г.

  • Школьная форма может сдерживать преступность и повышать безопасность учащихся.
  • Школьная форма позволяет ученикам сосредоточиться на учебе, а не на одежде.
  • Школьная форма создает равные условия для учащихся, снижая давление со стороны сверстников и издевательства.
  • Ношение школьной формы укрепляет школьную гордость, единство и дух общности.
  • Школьная форма может улучшить посещаемость и дисциплину.
  • Единые правила экономят драгоценное время занятий, потому что их легче обеспечить, чем стандартный дресс-код.
  • Школьная форма предотвращает демонстрацию цветов банд и знаков различия.
  • Школьная форма облегчает подготовку к школе, что повышает пунктуальность.
  • Школьная форма поможет родителям сэкономить деньги.
  • Большинство родителей и педагогов поддерживают обязательную школьную форму.
  • Законное право учащихся на свободное выражение мнений сохраняется даже при обязательной школьной форме.
  • Ученики, одетые в форму, лучше воспринимаются учителями и сверстниками.
  • Учащиеся могут выразить свою индивидуальность в школьной форме, добавляя вариации и аксессуары.
  • Школьная форма ограничивает свободу самовыражения учащихся.
  • Школьная форма способствует конформизму, а не индивидуальности.
  • Школьная форма не останавливает издевательства и может усилить агрессивные нападения.
Популярное