Православные традиции как элемент сохранения семейных ценностей, особое духовное значение Таинства венчания | «Образование Ямала»

Рожкова Лариса Викторовна

учитель-логопед

МАДОУ «Пингвин»

г. Лабытнанги

Благослови, господь, семью — творения венец.

Святая троица земли – Ребенок. Мать. Отец.

Е. Евтушенко.

Современное общество поделено на людей верующих и атеистов, на истинных христиан, живущих по законам церкви и чтящим Бога и людей, далеких от Веры, прозябающих в мирской суете. Из поколения в поколение передаются семейные духовные ценности, но многие семьи только начинают свой Православный путь с самого начала, потеряв преемственность за почти вековое гонение Церкви. Как создать православную семью в современном обществе и сохранить традиции православной семьи, этот вопрос задают себе многие истинно верующие христиане, стремящиеся создать из семьи — Малую Церковь.

Православные традиции, сложившиеся со времён Крещения Руси, призванные делать семьи дружными и крепкими, создавали атмосферу уюта и взаимопонимания. На протяжении многих столетий они были основой семейного уклада в нашей стране.

После революции 1917г. произошло свержение самодержавия в Российской империи и упразднение Православия. Атеизм стал государственной политикой новой советской власти, задачей которой было разрушение системы ценностей православного человека. И это естественно, ведь человек без моральных и духовных ценностей – лучшее орудие труда в руках безбожной власти.

В итоге многие наши православные  традиции, (например, соблюдение постов, регулярное посещение церкви по воскресеньям и праздникам, предобеденные молитвы и др.) либо ушли в небытие, либо сильно изменились и потеряли свой глубокий смысл.

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли во всех сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

В православной культуре существует четкая иерархичность в семье, основанная на послушании Богу и любви духовной. Согласно христианскому вероучению, семья есть организм, созидаемый по образу Церкви. Глава семьи – муж, и это естественно, ведь он старше жены по Сотворению.  Дети – это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни.

Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:

Святитель Феофан Затворник: «Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то не может быть, чтобы оно по своему роду не подействовало на душу дитяти».

Священник Александр Ельчанинов: «Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью».

Если отец не слушает Христа, не живет по Божьим заповедям, значит, он непослушный человек. Если жена не чтит мужа, она тоже не имеет послушания. Как у таких людей может вырасти послушное дитя? Вывод напрашивается сам собой.

Согласно историческим свидетельствам, при воспитании детей  родители строгость всегда соединяли с любовью. Обсуждая поступки детей, родители всегда указывали на жизнь вечную:  добродетельный и богопослушный человек – попадает в Рай, а грешник – в Ад.

Чтобы привить своим детям навыки христианской жизни, родители постоянно брали их с собой на богослужения, посещали вместе с ними больных и заключенных в темницах, соблюдали посты, молились.

  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивает, что «Без семьи не может созидаться человеческое общество, в семье дети получают первую прививку духовной жизни, получают  первые азы воспитания и образования. И как важно,  чтобы  семья стала местом теплым, мирным, радостным, заряжающим  детей  огромной энергией, которой бы хватило на всю жизнь, чтобы  одно только воспоминание о детстве и семье  давало радостное чувство и силу преодолевать трудные  жизненные  обстоятельства.

И если родители  должны  содействовать тому, чтобы  дети  осваивали  азы  веры, то и на детях – огромная  ответственность:  они должны  молиться Господу о своих папах и мамах, о бабушках и дедушках, потому  что Господь  слышит  молитву детей так,  как никого другого.   Именно поэтому  Он сказал: «Не мешайте  детям  приходить ко Мне, потому что таковых есть Царствие Небесное» (Мф. 19:14).

В православной семье зачастую много детей и каждый ребенок любим. Воспитание детей в православной семье основано на любви и доверии друг к другу. Старшие помогают родителям воспитывать младших, при этом извлекая опыт для своей будущей семейной жизни, а младшие берут с них пример. Дети, будучи крещенными в старшем возрасте труднее принимают Церковь, чем дети, крещенные в младенчестве. Малыши живут и растут с чувством Веры, прививаемым им родителями. Совместные молитвы поддерживают традиции русской православной семьи, сплачивают ее и позволяют детям привыкнуть к тому, что нельзя жить, не разговаривая с Богом. Дети в православной семье впервые в своей жизни сталкиваются с подчинением авторитету отца и матери, и этот опыт является важнейшим на нелегком жизненном пути, смягченный любовью к властвующему и требующему подчинения человеку.

Выполняя указания родителей и соблюдая запреты, ребенок обретает внутреннюю свободу, осознавая, что авторитет старшего человека не призван ломать его характер, унижать или порабощать. Принимая наказание не как кару, а как указание ребенок учится жить правильно.
В православной семье родители должны научиться сдерживать и подавлять свой гнев, не раздражаться, и уметь наказывать с любовью. Ведь  по слову апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Видя, как родители по-христиански любят его, ребенок перенимает опыт, который пригодится ему в будущем в вопросе как создать православную семью, создать в ней атмосферу стремления к Богу, т.е. утвердить высказывание «семья – Малая Церковь».

Русская православная семья подразумевает союз крещеных мужчины и женщины, благословленных Церковью, и живущих по законам Православной веры.

Жених и невеста, испытывающие влюбленность друг к другу, постепенно приходят ко взаимной любви во Христе. Одной из важнейших целей православной семьи, является цель, сохранения честного непорочного брака, заключающаяся во избежание похоти, плотских утех и прелюбодеяния. Неоспоримая мудрость христианского брака заключается в том, что муж и жена не оказывают давления и не ограничивают свободу действий друг друга, то есть такой брак построен на абсолютном доверии мужа и жены. И это доверие, и уверенность друг в друге закреплена благословением Божиим на брак.

Идеальная православная семья, представляя собой малую Церковь, помогает каждому своему члену достигать Царства Небесного. Об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос». Уместно привести здесь и слова святителя Феофана Затворника: «Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей»; «Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни.

Надо только страсти погашать и искоренять».

Однако семейная жизнь приносит не только радости, с ней связаны и неизбежные трудности как внутреннего (отношения между членами семьи), так и внешнего (материальное обеспечение существования семьи) характера. Об этой стороне так отзывались святые Русской Православной Церкви: «Семья – это житейский крест для главы! – Терпи, покорствуя Господу, и все со своей стороны делая, все предай в волю Божию». «Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой».

Один из соблазнов семейного человека – за хлопотами о сродниках позабыть про Бога, охладеть к вере. Об этом предупреждает святитель Николай Сербский: «Если человек посвящает все свои мысли и все свое усердие своей семье и ничего не хочет знать, кроме своей семьи, тогда его семья для него божество. И тогда это болезнь души» и нарушение заповеди «не сотвори себе кумира».

Семья вырастает из брака. По православному пониманию, «брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».

Таинство брака существует в Церкви с апостольских времен, о чем, в частности, свидетельствуют слова ученика апостолов священномученика Игнатия Богоносца, писавшего христианам в самом начале II века: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти».

Святитель Иоанн Златоуст так пишет о необходимости этого таинства для православных христиан: «Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы и любовь жениха усилилась, и целомудрие невесты укрепилось, чтобы все способствовало водворению добродетели в их доме, а диавольские козни рассеялись, и супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией».

Венчание является одним из семи церковных православных таинств, к которому могут приступать верующие люди. Иначе, венчание называют церковным браком, в котором молодожены свидетельствуют свою любовь перед Богом.

Исторически  Таинство венчания появилось достаточно поздно — в том оформленном виде, в каком мы его знаем. Никакого особого чина для благословения брака у ранних христиан не было: Церковь признавала законным тот брак, который совершался в рамках существовавшей в ту эпоху традиции. В первых христианских общинах благословение новобрачных совершалось самим фактом присутствия священника или епископа, главы церковной общины, на брачном пире.

Православная церковь придаёт особое духовное значение Таинству венчания. Не все уже сложившиеся семейные пары и только собравшиеся зарегистрировать брак решаются пройти обряд венчания. В прежние времена обряд венчания имел юридическую силу и был обязателен. Теперь священник совершает венчание только при условии зарегистрированного брака в государственных учреждениях. С одной стороны, можно сделать вывод, что Таинство венчания потеряло своё значение, с другой стороны, пары, решившие обвенчаться, совершенно осознанно делают этот шаг, доверяя друг другу и понимая духовную силу и значимость обряда. Таинство венчания означает благословение Божие на супружество, рождение и воспитание детей в христианской вере.

Глубоко неверно и опасно считать, что невенчанный брак является синонимом блуда. Законный брак — то есть не тайный, объявленный перед обществом и определенным образом юридически зарегистрированный — полностью признается Церковью. И это четко прописано в Социальной концепции Русской Православной Церкви.

Если обычный брак не может считаться неправым перед Богом, зачем  же тогда нужен чин венчания?Дело в том, что, не имея церковного благословения, христианам будет непросто выстраивать свои супружеские отношения так, чтобы они явились для них лестницей в Царство Небесное. Точнее — чтобы в браке уже сейчас созидать Царство Небесное. А для этого Таинство и существует.

Таинство заключается в том, что призывается Божественная благодать на претворение естественных отношений между мужчиной и женщиной в духовные отношения. Это стремление преображает естественную тягу полов друг к  другу на ступеньку ко Христу — вот что происходит. Образно это прекрасно показано в евангельском рассказе о чуде, которое совершает Христос в Кане Галилейской: претворение воды в вино на свадьбе. К такому претворению предназначен любой брак: «вода» естественных человеческих отношений силой и действием благодати Святого Духа должна стать «вином», приобрести совершенно иное качество!

       Венчание является не только очень красивым и торжественным богослужением. Это не просто один из многочисленных обрядов Церкви. Венчание именуется таинством, а это означает, что во время священнодействия на людей снисходит определенная божественная благодать, которая помогает человеку во всей его жизни.

Таинство венчания имеет глубокий смысл. Именно поэтому к церковному браку нужно приступать осознанно, а не из побуждений созерцания красивого пения или иных причин, не относящихся к сути таинства. В венчании верующие скрепляют свой брачный союз перед Богом и получают благословение от Господа на совместную семейную жизнь, рождение и воспитание детей. Необходимо помнить и о том, что венчание совершается для вечности. Верующие благочестивые супруги и после смерти могут быть вместе.

Православные люди во время венчания дают обет Богу любить, уважать, терпеть своего супруга (супругу). Эти узы должны скреплять людей до самой смерти, потому что соединяемое Богом не должно разрываться человеком.

       Получается, что главным смыслом таинства венчания является желание создать свою малую Церковь — семью, и засвидетельствовать свою любовь перед Богом, а также дать обещание стремиться исполнять заповеди, испрашивая благословения на совместную семейную жизнь.

В церковной практике существует мнение о том, что венчаные пары во время Страшного Суда будут нести ответ о своей жизни перед Богом не по отдельности, а вместе. При этом, за грехи общесемейные ответственность будет нести муж, как глава семьи.

        Сохраняя традиции православной семьи, мы становимся частичкой тела Церкви и передаем из поколения в поколение национальные особенности Русской Православной Церкви. Поведение каждого члена православной семьи в быту, в застольях, праздниках должно нести религиозный характер с сохранением духовных ценностей. Трудно представить себе христианскую семью без традиций и обычаев, переданных по наследству прадедами. Культура патриотической верности и национального чувства воспитывалась в семье, имея в своей основе особое отношение к почитанию предков и отеческих могил. Главной целью православной семьи на сегодняшний день, как и во все времена, остается сохранение и передача из поколения в поколение духовных и религиозных ценностей.

Как показывает практика, положительное влияние на семьи оказывают паломнические поездки по святым местам нашей Родины. Эти экскурсии дают новые знания в области истории и богословия, архитектуры, искусства и просто православной культуры. А самое главное – они объединяют религиозных людей, дарят им возможность общаться и делиться жизненным опытом.

       Духовно-религиозные традиции имеют целью пробудить личность ребенка, сформировать чувства, основанные на традиционных исконных представлениях о добре и зле, основных христианских заповедях.  Воспитывают у детей чувства благоговения к святыням, учат бережному отношению к окружающему миру – великому творению.

       Несмотря на события, происходившие в ХХ веке, поколения, живущие в начале XXI века,  всё-таки сохранили веру в Бога, передали православные традиции наших предков новому поколению. В этом несомненная заслуга русской Православной Церкви.

Но традиции и знания о Православии, которые удалось сохранить, поверхностны. Они ещё не так твердо вошли в нашу жизнь. А этому необходимо содействовать путём воспитания и просвещения людей. Вспомните, ведь разрушение традиций происходило путём пропаганды атеизма. Советская власть указывала на плюсы социалистического режима, обращалась к культуре и науке. Так нужно действовать и нынешнему  молодому поколению.

Необходимо показать людям, почему так важно вернуть традиционный христианский уклад в семью. Заинтересовать молодых людей, например, через СМИ. Очень  много существует сейчас передач о Православной культуре, но они теряются в потоке информации. Возможно, еще больше нужно освещать данный вопрос и в кинематографе, и в печатных изданиях.  Чтобы человек увидел разницу во взаимоотношениях религиозной семьи и своей, где, возможно, существует  напряженная обстановка, нет сплоченности и единства, и они захотят изменить что-то в своей жизни.

Ведь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно нам напоминает, что «единственный  прямой путь  к возрождению  нашего народа  это созидание крепкой  семьи,  духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение  к историческим  корням, к  подлинной культуре. Пришло время  повышать в общественном сознании ценность семьи как малой Церкви и Церкви как большой семьи».

Список литературы и рекомендуемые сайты.
 


Официальные информационные ресурсы: 
mon.gov.ru — сайт Министерства образования РФ 
www.patriarchia.ru — официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви  www.pravoslavie.ru — информационно-образовательный православный портал


Православные библиотеки: 
kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека) 
ni-ka.com.ua
www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии)
dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых)
svn.wen.ruwww.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов)
e-c-r.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию)
www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина)
 

Православные мультимедиа ресурсы: 

pravmedia. com
www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека

 Православная медиа библиотека www.altarnik.okis.ru
biblion.narod.ru
www.predanie.ru/ Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив;
Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru

Православные традиции моей семьи — Православная гимназия во имя свщмч. Иоанна Кукши г. Орёл

В нашей семье мы празднуем все Православные праздники и соблюдаем все посты. Моя семья не полностью православная: моя бабушка и дедушка ещё не отошли от советского атеизма, но уважают нашу веру и всегда поздравляют нас с наиболее важными праздниками.

Самый почитаемый праздник в нашей семье — это Рождество. После Рождественского поста мы с радостью идём в храм на вечернюю и утреннюю службу, чтобы встретить это торжество. Праздник связан с рождением Богочеловека, Сына Божия Иисуса Христа. Все Православные люди радуются этому событию, воспевая славу Господа. После Божественной Литургии мы следуем домой, где происходит разговение и произносятся благодарственные молитвы, если мы причащались. Рождество всегда вызывает особую радость в нашей семье. Это действительно светлое и торжественное действо. В моей душе этот праздник останется самым лучшим воспоминанием о детстве и о семье. В будущем я тоже буду прививать своим детям Православные традиции нашей семьи.

Грамматчиков Георгий,
ученик 9 класса, 2010г.

В моей семье соблюдаются почти все православные традиции. Мы отмечаем все Великие и Двунадесятые праздники, соблюдаем посты.

Но с особой душевной теплотой и трепетом мы готовимся к празднику Воскресения Христова, Пасхе. На Первой неделе Великого поста и Страстной Седмице каждый день наполнен особым смыслом. Мы всей душой переживаем Страдания и Смерть Спасителя, на Страстной Седмице стараемся достаточно строго соблюдать Великий пост и ограничивать себя не только в пище, но и в развлечениях. Причащение в Великий Четверг для меня тоже необычно. Ведь в этот день вспоминаются события Тайной Вечери. В Великую Пятницу сердца наши наполнены скорбью о Спасителе, мы стараемся не смотреть телевизор. В Великую Субботу мы освящаем куличи, пасху и разноцветные яйца, а в Пасху торжествуем со всем православным миром Воскресению Христову!

Кроме того, одним из наиболее любимых праздников в нашей семье является Рождество Христово. Среди других традиций нашей семьи поездки в Оптину пустынь. В этом монастыре у меня возникают особенные ощущения. Здесь небо над золотыми куполами кажется необыкновенно высоким.

Я думаю, что в течение дальнейшей моей жизни соблюдение православных традиций будет согревать в моей душе тепло веры.

Никитин Даниил,
ученик 9 класса, 2010г.

У меня достаточно маленькая семья: мама, папа и я. Моя мама приняла крещение в двадцать пять лет, ещё до моего рождения потому, что не знала о Боге, а папа был крещен в маленьком возрасте и верит в Бога всю жизнь, поэтому мама знает немножко меньше. Мы стараемся соблюдать посты и православные традиции. Бабушка (папина мама) — глубоко верующий человек, когда я была маленькой она часто водила меня в храм. Я думаю, что надо не только формально соблюдать посты и православные традиции, но и совершать хорошие дела, выражать любовь к Богу через свои поступки, тогда и в душе будет благодать Божия. Мои родители ходят в храм не на каждую службу, но стараются идти на встречу к Богу по возможности. Наш любимый праздник — это Пасха, очень важный и красивый праздник. Ночная служба великолепна. Я считаю, что все праздники очень важные, ведь они символизируют события жизни Иисуса Христа.

В Пасху мы красим яйца и освещаем кулич, мы создаем вокруг себя красоту, чтобы еще сильнее почувствовать Праздник. Таким образом, мы пытаемся выразить наше душевное состояние радости и счастья через наши поступки и дела. Православные христиане это делают с благоговением и трепетом в душе, потому что понимают всю важность и значение этих действий. Человек не может жить без гармонии с самим собой, а этой гармонии он может достичь только с Богом.

Хабибулина Мария,
ученица 9 класса, 2010г.

Православная семья

Православная церковь возвеличивает семью. Сама церковь часто характерны отцы в образах, взятых из семьи. В семье, как в Церкви формируются основные ценности, формируется и утверждается душа, проложен путь спасения. Семья – это то теплое место, где взращивается закваска Веры, где мы впервые начинаем восходить к полной жизни в Христос. Именно по этой причине каждый епископ, каждый священник, каждый монах, и все благочестивые миряне поминают в ежедневных молитвах своих матерей и отцы, чтобы продлились дни их на земле. Именно для этого по той причине, что даже после их упокоения мы помним наших отцов и матерей и членов семьи, горячо молясь за них и в наших молитвах бездна смерти быть с ними даже в загробной жизни, в духовной мир. Настолько особенная семья, что мы помним тех, кто в заблуждении и ереси и грешат еще тяжелее, чем те, кто честен и непоколебим в Вере. Это чудо семьи.

Однако православная семья всегда понимается в ее духовном контексте. Это духовная единица. Эгоистичная, социальная семья, торжествующая права или привилегии кровных уз, для нас, православных, не настоящая семья. Экономическая единица который использует семейные отношения для достижения мирских благ или богатства; в социальная единица замыкалась на себе, делая семью ответственной только за себя, та семья, которая есть «бог», самая важная вещь в жизни, то, за что стоит бороться, — это тоже не семьи для православных верующий. Какой бы возвышенной и священной ни была семья, наша первая преданность истинные христиане к Богу. Все, что происходит до Христа, перефразируя Священное Писание, недостойно Христа. Тот, кто расставляет приоритеты семьи перед Церковью и заповедями является культистом, предающим как Церковь и настоящая семья. Настоящая семья не мирская. Настоящая семья это Икона Церкви и братства всего человечества. Настоящая семья не ограничивает свою любовь теми, кто находится в ее пределах, но распространяется на ближних (и даже его врагов) любовь, которая была развита, взращена и утонченный в семье.

В современной Америке социальная семья, семья, созданная без духовных целей, становится уродливым. Например, на Рождество и праздники мы собираться в наших домах, игнорировать бедняков, возмущаться «вторжением» друзей и знакомых в наши праздники, наполненные едой и напитками, и платить поклонение Христу или тема праздника в поверхностных службах или поминки, посвященные семейным мероприятиям — если хоть какое-то почтение воздается в все. Мы в значительной степени отказались от обычая посещать немощных и нуждающимся в праздники. Скорее, мы обратились к социальному эгоизму, который распространяется из этих праздников на весь год, отравляя и убивая само общество, делает людей холодными, чуждыми и нечувствительными к другим. И даже сама семья страдает. Члены семьи обнимаются, относятся друг к другу пусто и бессмысленно. словесным обменом и часто скрывают свою потребность в настоящей любви и привязанности — для истинная любовь и привязанность известны только духовной семье, той семье который выходит за пределы самого себя. Таким образом, модель американской семьи, которая так шокирует нас христиане, но преобладающее в окружающем нас обществе: семья, окруженная злоупотребление наркотиками, алкоголем, убийственным комфортом богатства и материальной выгоды, разводом, и даже самоубийство!

До сих пор американская семья отклонялась от духовного образа, который, если молодой мужчина или женщина должны сегодня уйти и вступить в монашескую жизнь, посвятив себя молиться за семью и других, это повод для позора и смущение. Семейная ячейка может даже взорваться ненавистью, порицая личное. разлуки, которую может повлечь за собой такая жизнь. Глубокая любовь, та любовь, которая выживает разлука (и даже смерть), исчезает из наших семей. Мы наслаждаемся те, кто преуспевает в пустоте материальной жизни и удаляет даже привилегии семьи от тех, кто ищет духовной жизни. Как далеко у нас есть происходят из традиционной христианской семьи, основанной, как это было в прошлом — особенно в наших православных обществах — на духовных ценностях, в которых монашеское или священническое призвание было причиной веселья и ликования. К таким семьи, монашеское или священническое призвание представляет собой полное исполнение семейные цели, осуществление христианской жизни и овеществление христианские идеалы. Если мы задумаемся о контрасте между истинной семьей и социальная единица qua семья, созданная в современном материалистическом обществе, мы можем именно мельком увидеть, что такое истинная православная семья.

Подобно тому, как армия обучает солдат сражаться с врагом ради родине, так настоящая семья, православная семья, наделяет своих детей духовные доспехи, с помощью которых они могут преодолевать искушения, бороться с грехом, жить образцовой и нравственной жизни, обрести союз здесь, на земле, с Богом, исполнить божественное потенциал в человеке, и перейти в следующую жизнь с духовной силой, чтобы молитесь за оставшихся членов семьи. Истинная православная семья учит любви своих члены — эта интуитивная, спонтанная любовь, естественная для кровных родственников — и побуждает их выйти в мир, чтобы поделиться этой любовью с другими и совершенствуя его до возможной степени. Настоящая семья выходит за пределы сам. Если члены семьи должны получить богатство или славу, они второстепенны. вещи. Эти достижения измеряются только основным вкладом, который они обращаются к Церкви, к обществу вообще и к исполнению христианские идеалы. И если член семьи должен принять монашество, то это для этого человека, которого Церковь оставляет за собой величайшую похвалу: для того, кто может, без укрепления семейных уз и утешения супружеской привязанности, проявлять и дарить любовь бескорыстно; для того, кто может, живя в нищете, производить богатство души и сердца; для того, кто может, перед лицом мира насмешки и презрение, сохраняйте внутреннее достоинство; для того, кто может, хотя и разделен от своей семьи, проявляй больше настоящей любви в своих молитвах и примере, чем те, представить ему.

Хотя только часть моей семьи православная, мой собственный опыт вступления в монашеская жизнь не была такой трудной, как могла бы быть. Но я видел ужасные случаи плохого обращения, когда монахи глубоко пострадали от отношения их собственных семей — обычно в случае новообращенных, которые входят монашество из неправославных семей. Некоторые семьи, лишенные духовного понимания самой семьи, считать таких монахов изгоями, предателями семьи и разрушители семейной ячейки. Каждый грязный и вульгарный мотивация приписывается монашеской. Ненависть, обида и антипатия зародился среди членов семьи для монаха. Мы должны задуматься над этими случаи с трезвостью, поскольку они отражают отношение, которое теперь вторгается даже православная семья в этой стране, где больше православных юрисдикциях либо нет монастырских институтов, либо — при очень небольшом количестве исключения — монашеские учреждения, совершенно чуждые чему-либо в православии. традиция. Где те матери и отцы, сестры и братья, которые радовался бы предложению члена семьи для интенсивного служения Богу, служение, в котором ограниченная семейная любовь возвышается до обширной духовной любви? Где те, кто отдал бы самого лучшего, самого сильного и любимого жизнь в чистоте?

Не может быть ничего более первозданного, чем настоящая православная семья. Это, в конце концов, горнило, в котором формируются элементы целых людей. Мы должны превозносить такую ​​семью и молиться, чтобы Бог сделал нас достойными вести и создавать такие семьи. В то же время мы должны быть осторожны, чтобы не принять истинная семья то, что ложно! Мы должны остерегаться чисто социальных взглядов на семья. И те семьи, которые неправильно сформированы и неправильно действуют, мы должны назвать сила любви, которая даже у них есть в их среде — обратно к христианскому образу той семьи, которую мы видим в жизни Христа, Богородицы, Апостолов, и мучеников и святых.

Из Православное Предание , Vol. IV, № 2, стр. 34-36.

«Традиционные семейные ценности» | Сайт Русской Православной Церкви

Источник: No Other Foundation

Протоиерей Лаврентий Фарли | 14 июня 2022

Борис Заболоцкий. Семья. 2012

Что такое «традиционные семейные ценности» и какова их роль в жизни христианина?

Прежде всего, важно понять, что , а не понимается под термином «традиционные семейные ценности». В частности, этот термин не означает, что семья является самым важным в жизни или что следует ставить семью на первое место перед всем остальным. Возможно, так думают члены мафии, поскольку семья Корлеоне противостоит конкурирующей семье Татталья или Барзини. Но христиане не могут поставить семью на первое место в списке приоритетов, ибо мы следуем Тому, Кто сказал: «Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и враги человеку будут враги его». семья. Кто любит отца или мать больше, чем Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10:35-37). Мы призваны любить и уважать наших отцов и матерей и лелеять наших детей, но наша первая и основная верность принадлежит Христу.

Термин «традиционные семейные ценности» на самом деле служит кодом для отказа от соперничающих ценностей и идеологий, агрессивно продвигаемых и продвигаемых здесь, на секуляризованном Западе. Возможно, именно поэтому либеральные левые несколько стесняются обсуждать это или использовать этот термин.

Возьмем, к примеру, (теперь уже старую) статью в Atlantic за 2013 год под названием «Почему либералам трудно говорить о «семейных ценностях»?» Автор статьи Эмма Грин спрашивает: «Являются ли «семейные ценности» табуированной темой для левых? Во-первых, может быть языковая проблема. «Терминология семейных ценностей так тесно связана с80-е и стиль Джерри Фолвелла — это сразу отталкивает», — сказал Брэд Уилкокс, директор Национального брачного проекта Университета Вирджинии… Для тех, кто склоняется влево, фраза «семейные ценности» имеет тенденцию вызывать неприятные воспоминания об эпохе Рейгана и «моральном большинстве».

Таким образом, термин «традиционные семейные ценности» в конечном счете не относится к важности семьи; это словесный выстрел по носу вражеского корабля в культурной войне. Те, кто использует этот термин, выражают свое неприятие и оппозицию целому ряду сравнительно недавних культурных явлений, таких как настойчиво преследуемая легитимация гомосексуального поведения и гомосексуальных браков, принятие трансгендеризма с сопроводительным заявлением о том, что пол может быть выбран по желанию и не имеет отношения к основам биологии, а также повсеместности и нормализации порнографии. К списку можно добавить и другие вещи, не связанные с сексуальностью. Их всех объединяет то, что все они являются частью последовательного и систематического отказа от моральной вселенной, которая существовала десятилетия назад и сейчас находится под угрозой.

Одно можно сказать наверняка: ценности из списка традиционных семейных ценностей действительно традиционны. То есть они действительно могут утверждать, что уходят своими корнями в христианскую веру (а также в другие религиозные традиции) с древних времен до недавнего времени. Это, конечно, само по себе не доказывает, что новые практики ошибочны, но это означает, что, продвигая новые светские ценности и идеологию, нужно доказывать, что христианство (а также иудаизм и ислам) были совершенно неправильными на протяжении сотен или тысячи лет, и что современные пропагандисты моральных новшеств как-то мудрее всех, кто был до них. Это непростая задача, и, возможно, именно этим объясняется то, что либеральные левые предпочитают очернения аргументам. Легче просто заклеймить традиционалистов неандертальскими фанатиками, стоящими не на той стороне истории, чем отстаивать свою светскую позицию.

Каково же место традиционных семейных ценностей в жизни христианина? Я предлагаю две вещи, касающиеся роли христианина на общественной площади и в его внутренней семье.

Что касается общественной площади, я полагаю, что было бы легкомысленно и наивно утверждать, что принятие того, что фактически является новой моралью, не окажет негативного влияния на общество в долгосрочной перспективе. Если это так, то христианин должен сделать все, что в его силах, чтобы противостоять продвижению новой морали. Это не означает, что если браки гомосексуалистов станут законными в понедельник, то семьи гетеросексуальных партнеров развалятся уже через неделю в пятницу. Тем, кто риторически спрашивает: «Вы когда-нибудь знали кого-нибудь, чей брак распался из-за гей-парадов?», ответ, конечно же, «Нет». Но мы обсуждаем долгосрочные культурные траектории, а не сиюминутные результаты.

Можно утверждать, например, что мужчины и женщины разные, а отцы и матери играют разные и взаимодополняющие роли в формировании и воспитании детей. Таким образом, преднамеренное изменение традиционной модели таким образом, чтобы у одного было два папы или две мамы, лишает детей необходимого вклада от противоположного партнера, а также отделяет сексуальность от продолжения рода. Кроме того, он отдает предпочтение личному выбору способами, которые не всегда можно предвидеть.

Очевидно, нельзя детализировать непредвиденные способы, которыми первостепенное значение личного выбора в морали приведет к пагубным последствиям, потому что тогда пути не были бы непредвиденными. Но мы уже сейчас видим, как предпочтение личного выбора в моральной системе может создать непредвиденные проблемы.

Например, в Канаде мы теперь настаиваем на том, чтобы люди имели право выбирать, когда и как им умереть, с так называемой медицинской помощью при смерти (т.е. врачи убивают людей по запросу). Поскольку это становится все более и более распространенным явлением, это заставляет пожилых людей покончить со всем этим преждевременно, иначе они станут финансово обременительными для своих детей. Этот результат не был предвиден и, конечно, не предполагался, но тем не менее он наступает. Точно так же первостепенное значение личного выбора (будь то выбор сексуального партнера или пола) будет иметь непредвиденные долгосрочные последствия для будущих поколений. Новые нетрадиционные ценности закладывают основу будущего общества, которое может резко отличаться от того, которое мы имеем сейчас, и христианин должен противостоять развитию, которое нанесет вред будущим поколениям, из заботы об обществе, в котором он живет.

Что касается традиционных семейных ценностей во внутренней жизни семьи: существует определенный смысл, в котором семьи противопоставляют себя обществу независимо от того, принимает общество традиционные семейные ценности или нет, в том смысле, что каждая семья должна выбирать, следовать примеру общества или нет. На американском Юге в начале двадцатого века семье приходилось выбирать, принимать расизм или нет. Сейчас семьям в западном мире приходится выбирать, принимать им новое понимание сексуальности и гендера или нет.

Каждая семья должна решить для себя, как она будет жить и воспитывать своих детей.

Это означает, что по мере того, как общество все больше отвергает традиционные семейные ценности, христианские семьи должны становиться все более контркультурными. Даже если мы отчаиваемся менять нынешние нравы и отказываемся от общественной жизни, мы все равно должны жить в соответствии с ценностями, отражающими нашу веру. Вряд ли это ново. Мы уже бывали в культурных катакомбах раньше, и, возможно, снова туда отправимся.

В конечном итоге речь идет не о семейных ценностях, а о верности Христу. Христос повелевает Своим ученикам жить определенным образом, независимо от того, живут ли так окружающие или нет. Может наступить время, когда мы перестанем говорить о традиционных семейных ценностях и будем говорить просто о том образе жизни, который дал нам Христос.

Популярное